Список внеклассного чтения 10 класс
Обязательное чтение (по программе)
Гавриил Романович Державин. «Властителям и судиям», «Бог».
Василий Андреевич Жуковский. Элегии и баллады.
Александр Сергеевич Пушкин. «Медный всадник», «Евгений Онегин».
Михаил Юрьевич Лермонтов. «Герой нашего времени».
Николай Васильевич Гоголь. «Мёртвые души», «Выбранные места из переписки с друзьями».
Александр Николаевич Островский. Пьесы: «Гроза», «На всякого мудреца довольно простоты», «Без вины виноватые», «Лес», «Доходное место», Таланты и поклонники», «Бесприданница».
Иван Александрович Гончаров. «Обломов», «Обыкновенная история», «Обрыв».
Иван Сергеевич Тургенева. «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Дым».
Фёдор Михайлович Достоевский. «Преступление и наказание».
Николай Алексеевич Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо».
Лев Николаевич Толстой
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. «Истории одного города».
Николай Семёнович Лесков. «Очарованный странник».
Дополнительный список.
Эрнест Хемингуэй. «Старик и море», «Прощай, оружие!»
Стендаль. «Красное и черное», «Пармская обитель», «Жизнь Анри Брюлара», «Воспоминания эготиста».
Эрих Мария Ремарк. «На западном фронте без перемен».
Габриэль Гарсиа Маркес. «Сто лет одиночества».
Максим Горький. «Сказки об Италии».
Михаил Афанасьевич Булгаков. «Мастер и Маргарита», «Жизнь господина де Мольера», «Записки юного врача».
Эрнст Теодор Амадей Гофман. «Золотой горшок», «Крошка Цахес», «Песочный человек», «Эликсиры сатаны», «Житейские воззрения кота Мурра».
Франц Кафка. «Превращение».
Чарльз Диккенс. «Домби и сын».
Проспер Мериме. «Кармен».
Гюстав Флобер. «Госпожа Бовари».
Джон Роберт Фаулз. «Волхв», «Коллекционер».
Оноре де Бальзак. «Шагреневая кожа».
Джером Сэлинджер. «Над пропастью во ржи».
Джек Лондон. «Мартин Иден», «Белое безмолвие».
Оскар Уайльд. «Портрет Дориана Грея».
Шарлотта Бронте. «Джейн Эйр».
Джейн Остин. «Гордость и предубеждение».
Эсхил. «Прометей Прикованный».
Софокл. «Царь Эдип», «Антигона».
Еврипид. «Медея», «Ипполит».
Шота Руставели. «Витязь в тигровой шкуре».
Уильям Голдинг. «Повелитель мух».
Анатолий Приставкин. «Ночевала тучка золотая».
Уильям Шекспир. «Король Лир», «Отелло», «Макбет».
Фридрих Шиллер. «Коварство и любовь».
Эдгар По. Новеллы.
Юрий Тынянов. «Кюхля», «Смерть Вазир-Мухтара».
Александр Сергеевич Пушкин. «Борис Годунов», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Скупой рыцарь», «Пир во время чумы», «Пиковая дама».
Антон Павлович Чехов. «Три сестры», «Вишневый сад», «Дядя Ваня», «Чайка».
Михаил Юрьевич Лермонтов. «Маскарад», «Демон».
Лев Николаевич Толстой. «Анна Каренина».
Николай Васильевич Гоголь. «Невский проспект», «Записки сумасшедшего».
Борис Леонидович Пастернак. «Доктор Живаго».
Лев Николаевич Толстой. «Исповедь».
Владимир Маяковский. «Облако в штанах».
doc4web.ru
Внеклассное чтение в 10-м классе «От классики к современности»
Разделы: Литература
Введение
По ныне действующей программе Коровиной в 10 классе по литературе рекомендуется проводить по 18 уроков внеклассного чтения. Тем не менее многие словесники игнорируют (в большей или меньшей степени) этот факт, аргументируя это чрезвычайно насыщенной программой: 1) И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, Н.С. Лесков, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и др. Кроме того, это действительно сложные темы, уяснить которые (в связи с отсутствием жизненного опыта) способны далеко не все ученики. С этим фактом не поспоришь.
Тем не менее и для проведения в системе уроков внеклассного чтения есть свои аргументы.. Во-первых, современный среднестатистический десятиклассник воспринимает классическую литературу XIX века почти так, как поэмы Гомера: происходили те события давно, понять суть изображаемого трудно. А произведения современной эпохи читаются легче, и анализируются с большим интересом, так как их значительно проще понять. Сужу по собственному опыту: наши юноши и девушки охотно читают В.Войновича, Ю. Бондарева, В. Дудинцева. Романы этих авторов вызывают огромный интерес, формируют читательский опыт. Да и произведения 1-ой половины XX века: антиутопия Е. Замятина «Мы», роман В. Набокова «Машенька» – небезынтересны, так как в 9 классе школьники уже изучили исторический материал о тоталитарном обществе и о русской эмиграции в 20-е годы XX века.
Во-вторых, изучение таких острых в политическом смысле произведений формирует зрелую гражданскую личность с ярко выраженными демократическими взглядами. Здесь мы идем рука об руку с учителями истории и обществознания, и данные уроки можно проводить совместно с ними. Бинарные темы всегда вызывают интерес неадекватностью поставленных проблем.
И наконец, в-третьих, уроки внеклассного чтения позволяют часть тем в 11 классе провести заранее, тем самым хоть немного разгрузив более чем насыщенную программу выпускного класса. Так, проведя в 10 классе 2-х часовой семинар по пьесе А. Вампилова «Утиная охота», впоследствии к проблемам драматургии XX века обращаюсь только в обзорных темах, напоминая учащимся опыт анализа данного текста.
Конечно, такая интенсивная система работы требует основательной подготовки: в конце 9 класса учащимся выдается список литературы для летнего чтения, а произведения внеклассного чтения описываются наиболее интригующе для того, чтобы подростки прочитали летом как можно больше.
Все уроки внеклассного чтения провожу только в форме семинаров, выдавая вопросы за полторы-две недели, что стимулирует интерес читателей и помогает сразу увидеть наиболее актуальные вопросы текста. Кроме того, все семинары по внеклассному чтению проходят всегда в 2 урока, что дает возможность опросить каждого ученика и осветить поднятые проблемы достаточно глубоко и последовательно. При анализе произведений XX века важным считаю и рассмотрение вопроса о традициях классической литературы у авторов последующих эпох.
Сводная таблица уроков внеклассного чтения
№ п/п | Тексты XIX в. | Произведение вн/чтения | Что связывает тексты XIX и XX веков |
1 | А.Н. Островский «Бесприданница», «Гроза» | А. Вампилов «Утиная охота» | Сравнение трагической героини Ларисы
Огудаловой с наивной простушкой Ириной –
выявление доли ответственности человека за свою
судьбу. Главный герой Зилов как типичный персонаж эпохи Брежнева Л.И. недовольство работой, семьей, зарплатой, общественными отношениями. Сопоставление с Катериной из «Грозы». |
2 | И.С. Тургенев «Рудин», «Отцы и дети» | В.В. Набоков «Машенька» | Проблема «лишнего человека» у Тургенева и Набокова. Продолжение традиций галереи «тургеневской девушки» и отказ от традиций. Эволюция темы «дворянского гнезда» у Набокова. Проблемы любви к Родине и смысле жизни. Размышления о славе и смерти. |
3 | Н.Г. Чернышевский «Что делать?» | Антиутопия Е. Замятина «Мы» | Сравнение будущего в 4-ом сне Веры Павловны и в романе «Мы». Что утопично? И что логично? Проблема взаимодействия новейших технологий и политического строя государства. Проблемы любви и брака. Почему истинная любовь – смертный враг Единого государства? |
4 | Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» | Б. Можаев «Мужики и бабы» | Дискуссионность проблемы смысла жизни на примерах Гриши Добросклонова и Андрея Бородина. Типичный образ русской женщины – Надежда Бородина. Общее т различное с Матреной Тимофеевной. Картины деревенской жизни. Отношение властей к крестьянам-землепашцам в царской России. |
5 | М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы», «История одного города» | В.Войнович «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» | Юмор и сатира. Приемы гротеска и гиперболы. Взаимоотношение государственной системы и отдельной личности. |
6 | Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» | В. Дудинцев «Белые одежды» | Проблема нравственного наказания героев за зло, причиненное людям. Цель оправдывает средства? Сопоставление преступления Раскольникова и борьбы Дежкина против врага науки Рядно. Герои-двойники и их роль в произведениях (Раскольников-Свидригайлов и Стригалев-Дежкин). |
7 | Л.Н. Толстой «Война и мир» | Ю. Бондарев «Берег» | Сопоставление подвига Андрея Болконского и Андрея Княжко. Патриотизм и общечеловеческие ценности. Не противоречат ли они друг другу? Отказ от традиций прошлого в военной теме: у Л.Н. Толстого изображение «военных трутней» , у Бондарева – образы эгоистов Межнина и Гранатурова. |
[Есть соблазн трактовать образ
утиной охоты у Вампилова как нечто
возвышенно-поэтическое. В самом деле – природа,
тишь, сосредоточенность души…Но оставлена ли
здесь Зилову автором надежда на возрождение?
«Знаешь, какая это тишина? – объясняет герой. –
Тебя там нет, ты понимаешь? Нет. Ты еще не родился.
И ничего нет. И не было. И не будет».
Объяснение сумрачное. Этими короткими фразами
(«И ничего нет. И не было. И не будет»). Будто
гвозди заколачиваются…
В. Лакшин («Литература в школе» – 1992 г. №2 с.68)]
Семинар по пьесе Александра Вампилова «Утиная охота»
Безусловно, лучше всего «Утиную охоту» изучать после знакомства с творчеством А.П. Чехова, так как у Вампилова больше близких черт с этим драматургом (лаконизм, многослойность образов и т.д.), но в конце учебного года никогда не бывает времени для внеклассного чтения. А в I четверти это произведение вполне подходит для пробного варианта семинара по внеклассному чтению: объем мал (ученики могут познакомиться с текстом даже в читальном зале), образы трактуются неоднозначно, открытый конец вызывают бурные споры.
У многих учащихся «Утиная охота» вызывает недоумение лаконизмом, отсутствием четко сформулированной авторской позиции. Особенно это бросается в глаза после чтения «Бесприданницы», где десятиклассники легко выделяли мировосприятие драматурга, его видение общественных проблем.
Для лучшего усвоения темы мало познакомить участников семинара с биографией Александра Вампилова. Гораздо важнее провести межпредметные связи с историей, вспомнить совместно с юными читателями об эпохе застоя и ее особенностях, о времени правления Леонида Ильича Брежнева. Тогда станет понятнее отношение Зилова и его приятелей к работе, «квартирный вопрос», отношение к личному автомобилю Кушака и многое другое. Эпизод со статьей в газете из невинной шутки превратится в политический сарказм над государственным устройством страны, год за годом обещающей светлое будущее и никогда не выполняющей свои обещания.
Особое внимание следует уделить сравнительной характеристике Зилова и официанта Димы. Некоторые неискушенные читатели считают последнего единственным положительным героем пьесы. Важно помочь увидеть его эгоизм, жестокость, приспособленчество и даже холодное коварство.
Эмоционально происходит обсуждение сюжетной линии Зилов-Ирина. Как относится автор к своей главной героине? Сопереживает ей, сочувствует, всю вину за происшедшее перекладывая на Зилова? Интересен тот факт, что именно девушки-десятиклассницы чаще строже юношей судят Ирину…Судят за легкомыслие, инфантильность, неумение и нежелание анализировать свои и чужие поступки. Интересно разворачивается обсуждение сопоставления образов Ирины и Ларисы Огудаловой. На фоне Ларисы с ее богатым духовным миром и трагизмом восприятия жизни меркнет облик Ирины. Глупая простушка, попавшая на удочку первого встречного волокиты, вызывает намного меньше сочувствия, чем героиня А.Н. Островского.
Еще более сложен финал пьесы. Пьяная ссора Зилова с приятелями, его последующее одиночество заставляют задуматься о его душе.
[В «Утиной охоте» есть некая тайна, некий секрет, до сих пор не разгаданный. Мной тоже. Если ставить пьесу об алкоголиках – тема исчезает. Тупик надо сыграть.
Г. Товстоногов («Литературная газета» – 1984 – №33)]
Тупик, в котором оказался автор, – специфически русский. С одной стороны, Зилов – герой времени, его взрастила эпоха застоя, он плоть от плоти системы Брежнева.
С другой стороны, он еще не утратил до конца духовности (в отличие от официанта Димы), и открытым финалом пьесы автор оставляет ему шанс на возрождение
[…Вампилов [в этом монологе] показывает искреннее и глубокое раскаяние души героя, а не очередной его треп, как ухитрились воспринять его те критики, которые с порога отрицают в нем духовные начала… («Тебя там нет…Ты еще не родился…И ничего нет…И не будет» – то есть нет больше его прежнего, дурного меня и не будет) – это обет исправиться, возродиться, который он дает жене, тоже признак «бездуховности»?
Б. Суриков (в книге «Александр Вампилов» – М., «Советская Россия», 1989г., с.94)]
Пьесы А.Вампилова заставляют задуматься и о времени, и о себе. В этом смысле сопоставление с сегодняшним днем особенно интересно для думающих читающих школьников. Представить себе Зилова сегодня… Нашел бы он для себя нишу в наше время? Смог бы реализовать свои способности? Или бы удовольствовался ролью «лишнего» человека, которому и эта эпоха не дает раскрыться?
Вопросы к семинару по пьесе А. Вампилова «Утиная охота»
- Что общего и различного вы обнаружили в изученных произведениях А.Н.Островского и в «Утиной охоте»? Какие общие проблемы рассматриваются?
- Попытайтесь определить, какая эпоха в жизни Российского государства здесь отражена. Приведите доказательства.
- Как Зилов и его приятели относятся к работе? Случайно ли это? Или характерно для того времени?
- В чем вы видите значение частых повторений фраз типа: «поехали», «понеслись»?
- Каково значение в пьесе любовного треугольника: Зилов, Вера, Кушак? Как он характеризует этих трех героев?
- Почему Вера всех мужчин называет аликами? Как это характеризует ее саму и то общество, в котором она вращается?
- Что нового о героях (Зилове и Галине) рассказывает сцена воспоминания о молодости и взрыве любовных чувств? Случайно ли упоминание планетария, расположенного в бывшей церкви?
- Что вы думаете об Ирине? Какова ее роль в пьесе?
- Образ официанта Димы. Его значение в пьесе.
- Дайте развернутую характеристику Зилова. Если бы вы были театральным режиссером (или актером, играющим эту роль), на каких аспектах его личности вы сделали бы акцент?
- Объясните символичность названия пьесы. Какие идеи автор подчеркивает, давая своему произведению такое название?
Семинар по роману В. Набокова «Машенька»
Этот семинар бывает особо удачным в тех классах, в которых ребята прочитали летом и романы И.С. Тургенева, и эпопею «Война и мир» Л.Н. Толстого – сопоставление сюжетов, коллизий, нюансов, идет легко и непринужденно.
Данное занятие предваряю 2-часовой лекцией (на
факультативе) «Эволюция темы «дворянского
гнезда» в русской литературе XIX – нач.XX века (От
Пушкина и Тургенева до Толстого, Бунина и
Набокова)». Зачитанные эпизоды классической
литературы с описанием барских усадеб
Троекуровых, Лариных, Маниловых, Головлевых,
Болконских, Ростовых и т.д. помогут учащимся
уяснить роль дворянства в жизни российского
общества, значение «дворянских гнезд» как факта
культуры и как места жестокой эксплуатации
крестьян. Обращение к «Суходолу» И. Бунина
приоткроет перспективы 11 класса и раскроет
процесс деградации класса, потери ведущей роли в
общественной и политической жизни страны.
На фоне этой лекции станет более понятен
лаконизм В.В. Набокова в описании дворянской
усадьбы: после Тургенева и Толстого нет
необходимости в подробном описании, достаточно
2-3 мелких деталей. С другой стороны, в виде
подтекста воспринимаем мелкие нюансы рушащегося
аристократического быта: обезображенный стол
под лианами, чрезмерно заросшие аллеи парка. Ни в
усадьбе Троекуровых, ни в поместье ростовых
такого запустения не оставили бы. Сквозь
ностальгическую призму первой любви видим мы
мини-зарисовки писателя о «дворянском гнезде»,
находящемся на пороге разрушений. Но и эти
воспоминания тоже ярко характеризуют
главного героя: не от материальных благах,
потерянных в ходе революции, расстраивается
Ганин, а о тех милых сердцу мелочах быта, что
ассоциируются с детством и эпохой первой любви.
Отсутствие меркантильности – яркая черта
классической русской литературы XIX века, а
Набоков – продолжатель ее традиций.
[Сияющие, сладкопевные описания его русской
природы похожи на восторги дачника, а не
человека, с землею кровно связанного. Пейзажи
усадебные, не деревенские: парк, озеро, аллеи и
грибы – сбор которых любили и дачники (бабочки –
это особая статья). Но как будто Набоков никогда
не знал запаха конопли, нагретой солнцем, облака
мякины, летящей с гумна, дыхания земли после
половодья, стука молотилки на гумне, искр,
летящих под молотом кузнеца, вкуса парного
молока или краюхи ржаного хлеба, посыпанного
солью… Все то, что знали Левин и Ростовы,
Тургенев, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Бунин, все
русские дворянские и крестьянские писатели, за
исключением Достоевского.
Отсутствует в набоковской России и русский
народ, нет ни мужиков, ни мещан…Низшая каста,
отразившаяся в набоковском творчестве, – это
гувернантки и учителя.
Зинаида Шаховская , Б.Носик «Мир и дар Владимира Набокова» (Первая русская биография) отпечатано в Чехии, с.4]
Вопросы к семинару по роману В.В. Набокова «Машенька»
- Чем вам понравился роман? Может, что-то отталкивает? Что неприемлемо для вас?
- Можно ли назвать произведение автобиографичным? Каковы ваши доказательства?
- Почему так рельефно, зримо вписаны мельчайшие детали дворянской усадьбы героя (обои комнаты и ее обстановка, аллеи парка, стол под липами и т.д.)?
- Критики называют В.В. Набокова продолжателем традиций И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого. Докажите или опровергните это умозаключение.
- Как вы можете объяснить, почему воспоминания юности для Ганина реальнее окружающей его жизни?
- Отчего Ганину, человеку без дела, без семьи, без денег и даже без будущего, так важны воспоминания о Машеньке, о юношеской светлой и такой короткой любви?
- Портрет героини. Вы помните портрет Татьяны Лариной и Маши Троекуровой, княжны Мери и княгини Веры, Ольги Ильинской, Натальи Ласунской и Лизы Калитиной. Что нового привнес в мировую литературу портрет Машеньки? (Желательно обратить внимание и на манеру изложения, и на суть описываемого).
- Психологический портрет юного героя романа. Чем он похож и не похож на героев русской классической литературы? Наложило ли время свой отпечаток, или сам он принципиально отличается от юных дворян XIX века? Провести параллель Рудин –Ганин.
- Каково ваше мнение, почему Ганин не решился на встречу с повзрослевшей Машенькой? Почему сначала сделал все, чтобы свидание произошло (даже перевел стрелки будильника у Алферова) и отправился ее встречать, а потом, дождавшись прихода ее поезда, все же ушел?
- Как в романе показан эммигрировавшая интеллигенция? Каково отношение автора к героям? Анализ образов Алферова, Клары, танцоров, Подтягина.
- Какие выводы о цели и смысле жизни, славе и смерти можно сделать, читая страницы о Подтягине и других обитателях пансиона госпожи Дорн?
- Ностальгия не оставляла Набокова до самой смерти. Образ утраченной России переходит из романа в роман. Можно ли сказать, что герои романа «Машенька» «живут в изгнании и мучаются ностальгией, заняты поисками утраченного рая»? (Цитата из статьи Г.Л. Коровкиной).
- «Полно, я возвращусь когда-нибудь», – так писал Владимир Владимирович в одном из стихотворений. Он мечтал вернуться в Россию, но категорически не признавал России большевистской (воспринимая ее однозначно как тоталитарную державу). Сейчас он вернулся на Родину, но уже после своей смерти. Как вы думаете, чему может научить своих потомков великий русский писатель?
Трудно переоценить роль уроков внеклассного чтения. Они помогают учащимся осмыслить окружающий их мир и собственные душевные переживания, развивают эмоционально и творчески, являются той ступенькой лесенки, которая ведет к глубокому постижению классической литературы. Практическая невозможность ограничиться сухими строками учебника (анализа этих произведений нет в школьном учебнике) подвигает к самостоятельной интерпретации произведений. Формирует думающего читателя, активную творческую личность.
Приложение 1
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Список литературы на лето для 10-го класса
Школьная программа по литературе в 10-м классе включает в себя главные произведения русских писателей второй половины XIX века – великие произведения мировой литературы.
Произведения обязательной программы по литературе рекомендуется прочитать во время летних каникул. Это связано с тем, что объем необходимых знаний очень большой и во время учебного года на освоение текстов не хватит времени.
Вообще, литература в 10-м классе – наиболее важная и сложная за всю школьную программу. Так получилось потому, что в более ранних классах ученики не готовы к пониманию серьезных произведений, а в следующем, 11-м классе все заняты подготовкой к ЕГЭ.
Чтобы прочитать весь список обязательной литературы летом перед 10-м классом, надо ежедневно читать примерно 2,5 часа в день или 30-35 страниц текста.
Самыми объемными произведениями являются «Война и мир» – 1274 страницы, «Преступление и наказание» и «Обломов».
Список обязательной литературы на лето для 10-го класса
Автор произведения | Название |
Державин Г.Р. | Фелица. |
Пушкин А.С. | Борис Годунов. Медный всадник. Маленькие трагедии. |
Гоголь Н.В. | Миргород. Старосветские помещики. Женитьба. Выбранные места из переписки с друзьями. |
Гончаров И.А. | Обыкновенная история. Обломов. |
Островский А.Н. | Свои люди – сочтемся. Гроза. Бесприданница. Бедность – не порок. |
Тургенев И.С. | Отцы и дети. |
Некрасов Н.А. | Кому на Руси жить хорошо. |
Толстой Л.Н. | Война и мир. |
Достоевский Ф.М. | Бедные люди. Белые ночи. Преступление и наказание. |
Лесков Н.С. | Очарованный странник. |
Чехов А.П. | Вишнёвый сад. Дуэль. Палата №6. Человек в футляре. Крыжовник. О любви. Ионыч. |
Бальзак О. | Гобсек. |
Кроме, приведенного выше, списка литературы на лето для 10 класса который обязателен для прочтения есть список дополнительной литературы для расширения кругозора и общего развития.
Список дополнительной литературы на лето для 10 класса
Автор произведения | Название |
Державин Г.Р. | Ключ. Русские девушки. Соловей. Бог. |
Жуковский В.А. | Певец во стане русских воинов. Песня. Море. Эолова арфа. |
Батюшков К.Н. | Радость. Вакханка. Мои пенаты. К другу. Тень друга. На развалинах замка в Швеции. |
Пушкин А.С. | Пророк. Поэту. «Брожу ли я средь улиц шумных…». «Отцы пустынники и жены непорочны…». «Я вас любил…», другие стихотворения. |
Лермонтов М.Ю. | Маскарад. Стихотворения. |
Островский А.Н. | Не всё коту масленица. Доходное место. |
Тютчев Ф.И. | Стихотворения. |
Фет А.Ф. | Стихотворения. |
Некрасов Н.А. | Стихотворения. |
Салтыков-Щедрин М.Е. | Сказки. |
Толстой Л.Н. | Севастопольские рассказы. Анна Каренина |
Достоевский Ф.М. | Идиот. Подросток. |
Лесков Н.С. | Запечатлённый ангел. Тупейный художник. |
Шекспир У. | Отелло. |
Сэлинджер Дж. | Над пропастью во ржи. |
Уайльд О. | Портрет Дориана Грея. |
Сент -Экзюпери А. | Планета людей. |
Списки литературы для других классов:
www.examen.ru
Урок литературы 10 класс (внеклассное чтение)
МКОУ «Слаутнинская средняя школа»
Урок литературы (внеклассное чтение). 10 класс.
Учитель русского языка и литературы Кумандина О.И.
Тема: Литература или чтиво?
Цель урока:
Создать условия для обоснованного выбора учащимися литературных произведений, способствующих духовному развитию личности;
Воспитывать уважение и интерес к классической литературе;
Развивать у учащихся мышление, умение логически излагать собственную точку зрения.
Оборудование:
Книжная выставка, на которой представлены томики произведений И.Тургенева, А.Чехова, Е.Шварца, А.Пушкина, В.Шукшина, М.Булгакова, М.Рида, Д.Донцовой, сборник стихов «Чудное мгновение», дамские романы о любви, фантастический боевик и т. д.
Афоризмы, анкетные листы, карточки учёта.
Структура урока:
Вступительная беседа:
а) Как вы понимаете тему нашего урока?
б) Чем отличается литература от чтива? Что обозначает каждое из этих слов?
(Обращение к толкованию слов по словарю С.Ожегова)
Литература – совокупность художественных
произведений (поэзия, проза, драма).
Чтиво (разг. пренебр.) — низкопробные,
низкокачественные сочинения.
в) Имеет ли литература право на существование в 21 веке, веке информационных технологий, технического прогресса?
г) Какой она должна быть? Какую нести информацию? Должна ли она отличаться от литературы прошедших веков?
д) Кто решает за нас, какую литературу нам читать?
е) От чего зависит наш выбор произведений, которые встанут на наших книжных полках?
2) Обзор литературной выставки.
3) Обсуждение выставки. Постановка проблемы:
— Можете ли вы сказать, какие из представленных книг относятся к литературе, а какие к чтиву?
— Отличаются ли в оформлении эти группы книг? Почему у чтива яркая обложка, броское оформление, а у настоящей литературы они скромнее?
— Почему почти в каждом доме есть образцы чтива? Как эти книги попадают в дом?
4) Чтение афоризмов и их обсуждение:
Литература, как и общество, имеет своих плебеев, свою
чернь, а чернь везде бывает и невежественна, и нагла,
и бесстыдна.
В.Белинский
В литературе нет ни классического, ни романтического;
есть только истинное и ложное, хорошее и плохое.
Неизвестный автор
— Что из представленного на выставке можно назвать истинным, а что ложным?
— Как вы думаете, зачем создается чернь в литературе и кому она адресована?
5) Анкетирование:
Из книг, представленных на выставке, выбрать пять книг для формирования библиотечки своих младших братьев и сестренок, своих будущих детей.
6) Афиширование результатов анкет:
(На доске таблички с именами авторов книг или названиями книг. При анализе каждой анкеты под табличкой крепятся цветные полоски (первое место в выборе – красный цвет, второе — зелёный и т. д.).
7) Распределение по группам для рекламы книги.
(В группы учащиеся объединяются после выбора цветной полоски: каждый цвет – отдельная группа).
На доске размещены листки тех же цветов, что и полоски. С оборотной стороны указана книга для рекламы.
8) Работа в группах по созданию рекламы выбранной книги.
9) Представление образцов рекламы.
10) Итог урока:
В ходе нашего урока каждый из вас решил для себя, какая из книг интересна именно ему, задал себе самому вопросы и постарался найти на них ответ. Важно даже не то, к какому выводу мы пришли все вместе, а то, что решили вы для себя.
При распределении в группы вы выбирали в зависимости от вкусов, от симпатий, от интересов совершенно разные цвета. То же самое происходит и при выборе книги для чтения. Каждый из нас имеет право выбрать для себя то, что интересно именно ему, что понятно и привлекательно.
И право на существование имеет любая из этих книг, будь то образец литературы или чтива, потому что интерес к книге – это уже первый шаг по дороге к созданию своего собственного образа Личности.
Классическая литература – первооснова, фундамент в строительстве собственного Я, а чтиво – это что-то яркое, бьющее в глаза, но краткосрочное, наносное, смываемое жизненными ливнями, стираемое из памяти ветрами судеб.
www.metod-kopilka.ru
Список летнего чтения для 10 класса
- Подробности
- Просмотров: 7673
Список художественной литературы на лето от кафедры словесности Новой школы
О войне, тоталитаризме, нетерпимости, человеческих отношениях, предубеждениях и других серьезных социальных вопросах
- Александр Бек «Волоколамское шоссе»
- Энтони Бёрджес «Заводной апельсин»
- Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Марсианские хроники»
- Василь Быков «Альпийская баллада», «Обелиск», «Дожить до рассвета», «Сотников»
- Борис Васильев «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Завтра была война»
- Эдуард Веркин «Облачный полк»
- Георгий Владимов «Верный Руслан», «Генерал и его армия»
- Курт Воннегут «Бойня № 5», «Колыбель для кошки»
- Ярослав Гашек «Похождения бравого солдата Швейка»
- Рубен Давид Гонсалес Гальего «Белое на черном»
- Виктор Голявкин «Мой добрый папа», «Арфа и бокс»
- Группа «Плантель» «Знакомьтесь, диктатура», «Что такое демократия?», «Мужчины и женщины», «Социальное неравенство есть!»
- Виктор Драгунский «Он упал на траву»
- Эммануил Казакевич «Звезда»
- Кен Кизи «Над кукушкиным гнездом»
- Стивен Кинг «Зелёная миля»
- Марьяна Козырева «Девочка перед дверью»
- Эдуард Кочергин «Крещенные крестами. Записки на коленках»
- Александр Крестинский «Мальчики из блокады»
- Лилиана Лунгина «Подстрочник»
- Тамта Мелашвили «Считалка»
- Александр Неверов «Ташкент – город хлебный»
- Виктор Некрасов «В окопах Сталинграда»
- Булат Окуджава «Будь здоров, школяр!»
- Джордж Оруэлл «Скотный двор», «1984»
- Анатолий Приставкин «Ночевала тучка золотая»
- Эрих Мария Ремарк «На Западном фронте без перемен», «Три товарища», «Триумфальная арка»
- Мария Рольникайте «Привыкни к свету», «Я должна рассказать»
- Борис Ряховский «Отрочество архитектора Найденова»
- Виталий Семин «Ласточка-звездочка»
- Аркадий и Борис Стругацкие «Понедельник начинается в субботу», «Путь на Амальтею», «Полдень ХХII век»,
- «Трудно быть богом», «Попытка к бегству», «Обитаемый остров»
- Джонатан Сафран Фоер «Жутко громко & запредельно близко», «Полная иллюминация»
- Анна Франк «Убежище. Дневник в письмах»
- Олдос Хаксли «О дивный новый мир»
- Эрнест Хемингуэй «Прощай, оружие!»
- Александр Чудаков «Ложится мгла на старые ступени»
- Евгений Шварц «Голый король», «Тень», «Дракон»
- Вадим Шефнер «Сестра печали»
- Арт Шпигельман «Маус»
- Бенгт Янгфельдт «Рауль Валленберг. Исчезнувший герой Второй мировой»
Об истории, приключениях, расследованиях, фантастических мирах
- Борис Акунин «Квест»
- Илья Ильф, Евгений Петров «Двенадцать стульев», «Золотой теленок»
- Агата Кристи «Десять негритят», «Убийство в Восточном экспрессе»
- Джордж Мартин «Песнь льда и пламени»
- Генрик Сенкевич «Потоп», «Огнем и мечом», «Крестоносцы»
- Леонид Соловьев «Повесть о Ходже Насреддине»
- Тур Хейердал «Путешествие на Кон-Тики»
- Гилберт Кит Честертон «Рассказы о патере Брауне»
- Мэри Шелли «Франкенштейн»
- Умберто Эко «Имя розы»
О дружбе, любви, страхе, предательстве, трусости, мужестве, взрослении, отношениях родителей и детей
- Чингиз Айтматов «Белый пароход», «Пегий пес, бегущий краем моря»
- Жоржи Амаду «Генералы песчаных карьеров»
- Виктор Астафьев «Кража», «Последний поклон»
- Людвик Ашкенази «Собачья жизнь и другие рассказы»
- Оноре Бальзак «Шагреневая кожа», «Отец Горио», «Евгения Гранде»
- Ричард Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
- Эле Бейрген «Беги и живи»
- Шарлотта Бронте «Джейн Эйр»
- Эмилия Бронте «Грозовой перевал»
- Ромен Гари (Э. Ажар) «Вся жизнь впереди», «Обещание на рассвете»
- Иоганн Гете «Страдания юного Вертера», «Фауст»
- Уильям Голдинг «Шпиль»
- Джон Грин «Виноваты звезды»
- Давид Гроссман «С кем бы побегать»
- Александр Дюма «Дама с камелиями»
- Патрик Зюскинд «Парфюмер. История одного убийцы»
- Алексей Иванов «Географ глобус пропил»
- Генрик Ибсен «Строитель Сольнес»
- Фазиль Искандер «Сандро из Чегема»
- Альбер Камю «Посторонний»
- Франц Кафка «Превращение»
- Дэниел Киз «Цветы для Элджернона»
- Пауло Коэльо «Алхимик», «На берегу Рио-Пьедра села я и заплакала»
- Доррит Линке «По ту сторону синей границы»
- Джек Лондон «Мартен Иден»
- Эрленд Лу «Наивно. Супер»
- Колин Маккалоу «Поющие в терновнике»
- Габриэль Гарсиа Маркес «Сто лет одиночества», «Полковнику никто не пишет», «Любовь во время чумы»
- Ян Мартелл «Жизнь Пи»
- Дэвид Митчелл «Облачный атлас»
- Маргарет Митчелл «Унесенные ветром»
- Сомерсет Моэм «Луна и грош»
- Мари-Од Мюрай «Oh, boy!», «Умник»
- Джейн Остин «Гордость и предубеждение»
- Мариам Петросян «Дом, в котором… »
- Александр Рекемчук «Мальчики»
- Лариса Романовская «Удалить эту запись?»
- Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом»
- Том Стоппард «Розенкранц и Гильденстерн мертвы»
- Ирвинг Стоун «Жажда жизни»
- Джером Сэлинджер «»Над пропастью во ржи», «9 рассказов»
- Уильям Теккерей «Ярмарка тщеславия»
- Юрий Трифонов «Дом на набережной»
- Гавриил Троепольский «Белый Бим Черное ухо»
- Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея»
- Людмила Улицкая «Детство-49»
- Энн Файн «Мучные младенцы»
- Фрэнсис Скот Фицджеральд «Великий Гэтсби»
- Густав Флобер «Госпожа Бовари», «Простая душа»
- Фэнни Флэгг «Жареные зеленые помидоры в кафе «Полустанок»»
- Вольфганг Херрндорф «Гуд бай, Берлин!»
- Артур Хейли «Аэропорт»
- Уильям Шекспир «Гамлет», «Король Лир», «Отелло»
- Гэри Шмидт «Беда»
- Эрик-Эммануэль Шмитт «Оскар и Розовая дама»
- Галина Щербакова «Вам и не снилось (Роман и Юлька)»
Объёмные программные произведения
- Л.Н. Толстой «Война и мир» (+- «Анна Каренина»)
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (+- «Идиот», «Братья Карамазовы»)
- И.А. Гончаров «Обломов»
- И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Список художественной литературы на лето от челябинского Физико-матетического лицея №31
У истоков культуры
- Ю. М. Лотман «Беседы о русской культуре»
- П. Волкова «Мост через бездну» Книга 1-4
- Н. Эйдельман «Твой XIX век»
Из русской классики
- И. Гончаров «Обломов»
- И. Тургенев «Отцы и дети»
- М. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»
- Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник»
- Ф. Достоевский «Преступление и наказание»
- Л. Толстой «Война и мир»
- А. Чехов «Человек в футляре»», «Крыжовник», «Учитель словесности», «Ионыч».
Из зарубежной литературы
- У. Шекспир «Макбет»
- Ф. Стендаль «Красное и черное»
- О. де Бальзак «Шагреневая кожа»
- Э. М. Ремарк «Время жить и время умирать»
- Э. Хемингуэй «Прощай, оружие», «По ком звонит колокол»
- Ж. Амаду «Капитаны песков»
- Ф.С. Фицджеральд «Великий Гетсби»
- Г. Гессе «Степной волк»
Для внеклассного чтения
- В. Маканин «Кавказский пленный»
- А. Вампилов «Старший сын»
- А Солженицын «В круге первом»
- А. Стругацкий, Б. Стругацкий «Трудно быть богом»
- С. Соколов «Школа для дураков»
- Р. Сенчин «Лед под ногами», «Абсолютное соло»
- З. Прилепин «Грех» (рассказ)
Книги о книгах
- В. Набоков «Лекции по русской литературе», «Лекции по зарубежной литературе»
- Ю. Лотман «О поэтах и поэзии»
- И. Сухих «Русская литература для всех. От Гоголя до Чехова».
- Е. Эткинд «Разговор о стихах»
- Е. Водолазкин «Инструмент языка. О людях и словах»
- П. Вайль, Александр Генис «Родная речь. Уроки изящной словесности»
- А. Генис «Уроки чтения. Камасутра книжника»
- П. Басинский «Скрипач не нужен»
- А. Аствацатуров «И не только Сэлинджер. Десять опытов прочтения английской и американской литературы»
Познакомьтесь с поэзией
- Ф. Тютчева, А. Фета, О. Мандельштама, А. Ахматовой, М. Цветаевой, В.Маяковского,
- С. Есенина, А Блока, Б. Пастернака, А. Твардовского, Б. Слуцкого, Л. Мартынова,
- Б. Корнилова, В. Луговского, К. Симонова, А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулиной, И. Бродского, А. Тарковского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого, Д. Самойлова,
- Ю. Левитанского, С. Гандлевского, А. Кушнера, Б. Рыжего, В. Павловой, М. Бородицкой,
- В. Полозковой, Л. Горалик.
Летний кинотеатр
Экранизация классики
- Н. Михалков «Несколько дней из жизни Обломова»
- А. Кончаловский «Дворянское гнездо»
- С. Бондарчук «Война и мир»
- Д. Райт «Анна Каренина»
- С. Соловьев «Анна Каренина»
- Э. Рязанов «Жестокий романс»
- Г. Козинцев «Гамлет»
- Ф. Дзефирелли «Гамлет»
- Ф. Дзефирелли «Ромео и Джульетта»
Фильмы о войне
- А. Герман «Проверка на дорогах»
- Г. Чухрай «Баллада о солдате»
- М. Калатозов «Летят журавли»
- А. Тарковский «Иваново детство»
- Л. Шепитько «Восхождение»
- С. Спилберг «Список Шиндлера»
- Р. Полански «Пианист»
- Р. Бениньи «Жизнь прекрасна»
Зарубежные фильмы
- «Шербурские зонтики», 1964, Ж. Деми
- «Римские каникулы», 1953, У. Уайлер
- «Пролетая над гнездом кукушки», 1975, М. Форман
- «Амаркорд», 1973, Ф. Феллини
- «Космическая одиссея 2001 года», 1968, С. Кубрик
- «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», 1990, Т. Стоппард
- «Выживут только влюбленные», 2013, Д. Джармуш
- «Андеграунд», 1995, Э. Кустурица
Список художественной литературы на лето от С.В.Волкова
1. Данте Алигьери Божественная комедия (Ад).
2. Шекспир Гамлет. Король Лир. Отелло. Ричард Третий.
3. Гете Фауст.
4. М.Ю. Лермонтов Лирика.Герой нашего времени.
5. Н.В.Гоголь Мертвые души.
6. И.А.Гончаров Обыкновенная история. Обломов.
7. И.С.Тургенев Первая любовь. Вешние воды. Отцы и дети. Дворянское гнездо.
8. А.Н.Островский На всякого мудреца довольно простоты. Гроза. Лес. Бесприданница.
9. А.Н.Некрасов Стихотворения. Мороз Красный нос. Кому на Руси жить хорошо.
10. А.А.Фет Стихотворения.
11. Ф.И.Тютчев Стихотворения.
12.Ф.М.Достоевский Преступление и наказание. Идиот. Подросток.
13. Л.Н.Толстой Анна Каренина. Война и мир.
14.Н.С.Лесков Тупейный художник. Запечатленный ангел. Очарованный странник.
15.М.Е.Салтыков-Щедрин Сказки. История одного города
16. В. Набоков Дар
17. М.Булгаков Дьяволиада, Роковые яйца
18. Ф.Кафка Превращение. Процесс
19. А.Камю Посторонний
20. Х.Кортасар Рассказы
Дополнительный список:
Зарубежная литература:
- Ч.Диккенс Дэвид Копперфилд, Домби и сын и др.пр-я
- Г.Флобер Мадам Бовари
- О.Уайлд Портрет Дориана Грея
- М. Твен Янки при дворе короля Артура
- О.Генри Новеллы
- Э.Хемингуэй Старик и море, Прощай, оружие и др.пр-я
- Дж.Сэлинджер Над пропастью во ржи
- С.Моэм Театр, Луна и грош
- Я.Гашек Похождения бравого солдата Швейка
- У.Фолкнер Шум и ярость и др. пр-я
- Г.Маркес Сто лет одиночества
- Х.Л.Борхес Рассказы
- Дж.Джойс Улисс
- Р.Гари (Э.Ажар) Вся жизнь впереди, Обещание зари
- У.Эко Имя розы
- Р.Бредбери Вино из одуванчиков, Марсианские хроники
- С.Лем Солярис
- Р.Акутагава Новеллы
Русская литература:
- Е.Замятин «Мы»
- Ю.Олеша «Зависть»
- Б.Пильняк «Красное дерево»
- В.Войнович «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина»
- С.Довлатов «Заповедник», «Зона» и др. пр-я
- Е.Шварц Пьесы
- В.Набоков Машенька, Приглашение на казнь
- Ю.Домбровский «Факультет ненужных вещей»
- Ф.Искандер «Сандро из Чегема», рассказы о Чике
- А.Солженицын «Раковый корпус», «В круге первом»
- А.и.Б.Стругацкие Понедельник начинается в субботу, Трудно быть богом и др. пр-я
- Стихотворения Н.Заболоцкого, Б.Пастернака, О.Мандельштама, Д.Самойлова, А.Ахматовой, И.Бродского, А Кушнера.
Список художественной литературы на лето от А.А.Скулачева
Обязательная литература:
1. Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
2. И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Рудин», «Дворянское гнездо»
3. И.А. Гончаров «Обломов», «Обыкновенная история»
4. Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
5. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
6. Л.Н. Толстой «Война и мир»
7. Лирика А.А. Фета, Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева
Дополнительная литература:
Русская литература 2 половины XIX века:
- И.С. Тургенев «Накануне»
- И.А. Гончаров «Обрыв»
- М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы», «История одного города»
- Ф.М. Достоевский «Подросток», «Двойник», «Братья Карамазовы», «Идиот», «Бесы»
- Л.Н. Толстой «Анна Каренина»
- Н.Г. Чернышевский «Что делать?»
- Н.С. Лесков «Соборяне»
Зарубежная литература середины – 2 половины XIX века
- Ч. Диккенс «Холодный дом», «Большие надежды», «Домби и сын»
- Г. Флобер «Госпожа Бовари», «Воспитание чувств»
- О. де Бальзак «Шагреневая кожа», «Гобсек»
- У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»
- Н. Готорн «Алая буква»
- Г.-Д. Торо «Уолден, или Жизнь в лесу»
- Э. По. Рассказы
- Ш. Бронте «Джейн Эйр»
- Дж. Остин «Гордость и предубеждение»
Русская литература 2 половины 20 века:
- А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»
- Г. Владимов «Генерал и его армия»
- Ф. Искандер «Кролики и удавы»
- Ч. Айтматов «Плаха»
- Ю. Домбровский «Факультет ненужных вещей»
- Ю. Трифонов «Дом на набережной»
- Ю. Казаков. Рассказы
Современная русская литература:
- В. Пелевин «Чапаев и пустота»
- А. Понизовский «Обращение в слух»
- Е. Водолазкин «Лавр»
- А. Чудаков «Ложится мгла на старые ступени»
- М. Шишкин «Взятие Измаила»
- Г. Яхина «Зулейха открывает глаза»
slovesnik.org
Внеклассное чтение 10-11 класс
Примерный список литературы для 10-11 классов
п/пАВТОР
ПРОИЗВЕДЕНИЕ
Айтматов Ч.
Плаха
Андреев Л.
Баргамот и Гараська. Ангелочек. Жизнь Василия Фивейского. Иуда Искариот
Астафьев В.
Царь-рыба. Последний поклон. Прокляты и убиты
Бондарев Ю.
Берег. Горячий снег
Брэдбери Р.
Вино из одуванчиков
Быков В.
Сотников. Обелиск
Гюго В.
Собор Парижской Богоматери. Отверженные. Человек, который смеётся
Вайль П.
Произведения по выбору
Васильев Б.
А зори здесь тихие. В списках не значился. А завтра была война
Владимов Г.
Генерал и его армия
Войнович В.
Рассказы и повести
Воробьёв К.
Убиты под Москвой
Высоцкий В.
Стихотворения (по выбору)
Бичер-Стоу Г.
Хижина дяди Тома
Гандлевский С.
Стихотворения (по выбору)
Гришковец Е.
Пьесы
Толкиен (Толкин) Дж. Р. Р.
Хоббит, или Туда и обратно
Киплинг Р.Дж.
Свет погас. Отважные мореплаватели
КуперДж.Ф.
Зверобой. Последний из могикан. Следопыт
Довлатов С.
Иностранка. Филиал
Достоевский Ф.
Братья Карамазовы
Верн Ж.
Пятнадцатилетний капитан
Кибиров Т.
Стихотворения (по выбору)
Конан Дойл А.
Затерянный мир
Маркес Г.
Сто лет одиночества
Окуджава Б.
Стихотворения (по выбору)
Петрушевская Л.
Пьесы
Платонов А. П.
Усомнившийся Макар. Котлован
Приставкин А..
Военное детство. Ночевала тучка золотая
Ремарк Э.
Триумфальная арка
Рильке Р.
Стихотворения
Рубинштейн Л.
Стихотворения (по выбору)
Рыбаков А.
Дети Арбата
Солженицын А.
Крохотки
Стендаль
Красное и черное. Пармская обитель
Толстой А.
Гиперболоид инженера Гарина. Гадюка. Хождение по мукам. Петр I
Трифонов Ю..
Обмен. Дом на Набережной
Коллинз У.
Лунный камень
Уайльд О.
Портрет Дориана Грея
Улицкая Л.
Произведения по выбору
Фадеев А.
Разгром
Флобер Г.
Госпожа Бовари
Диккенс Ч.
Домби и сын
Чернышевский Н.
Что делать?
Шмелёв И.
Лето Господне
Ахматова А.
Стихотворения (по выбору)
Блок А.
Стихотворения (по выбору)
Булгаков. М.
Собачье сердце. Белая гвардия. Мастер и Маргарита. Рассказы
Бунин И.
Антоновские яблоки. Господин из Сан-Франциско. Тёмные аллеи
Гончаров И.
Обломов
Горький М.
Макар Чудра. Старуха Изергиль. На дне
Гоголь Н.
Невский проспект
Гумилёв Н.
Стихотворения (по выбору)
Достоевский Ф.
Двойник. Бедные люди. Преступление и наказание. Идиот
Есенин С.
Анна Снегина. Стихотворения
Замятин Е.
Мы
Ибсен Г.
Кукольный дом.
Кибиров Т.
Стихотворения (по выбору)
Куприн А.
Олеся. Поединок. Суламифь. Гранатовый браслет
Лесков Н.
Леди Макбет Мценского уезда. Очарованный странник
Маяковский В..
Стихотворения. Облако в штанах
Мопассан Г.
Ожерелье
Набоков В.
Приглашение на казнь. Облако, озеро, башня
Некрасов Н.
Стихотворения (по выбору). Кому на Руси жить хорошо
Островский А.
Гроза. Бесприданница
Пастернак Б.
Доктор Живаго. Стихотворения
Пушкин А.
Стихи. Медный всадник
Распутин В.
Прощание с Матёрой
Салтыков-Щедрин М.
История одного города. Господа Головлёвы. Сказки
Солженицын А.
Матрёнин двор. Один день Ивана Денисовича
Толстой Л.
Севастопольские рассказы. Война и мир
Тургенев И.
Отцы и дети
Цветаева М.
Стихотворения (по выбору)
Чехов А.
Смерть чиновника. Палата №6. Чёрный монах. Учитель словесности. Дом с мезонином. Ионыч. Человек в футляре. Крыжовник. Душечка. Невеста. Вишнёвый Сад
Шаламов Т.
Верую. Алеша Бесконвойный
Шолохов М.
Донские рассказы. Тихий Дон. Судьба человека
Шоу Б.
Пигмалион
infourok.ru
Внеклассное чтение 10-11 классы
Русская литература
Островский A.H. «Гроза», «Бесприданница»
Гончаров И. «Обломов», «Обыкновенная история»
Тургенев И. «Отцы и дети», «Рудин», «Дворянское гнездо»
Чернышевский Н. «Что делать?»
Лесков Н. «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда»
Некрасов Н. «Кому на Руси жить хорошо»
Салтыков-Щедрин М. «История одного города», «Господа Головлёвы», сказки
Достоевский Ф. «Преступление и наказание»
Толстой Л. «Война и мир»
Чехов А. Рассказы («Палата № 6″, «Ионыч», «О любви», «Крыжовник», «Человек в футляре»), пьеса «Вишневый сад»
Лирика: Некрасов Н., Тютчев Ф., Фет А.
Зарубежная литература
По Э. «Убийство на улице Морг»
Уайльд О. «Портрет Дориана Грея»
Флобер Г. «Саламбо»
Шоу Б. «Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион»
Диккенс Ч. «Приключения Оливера Твиста»
Флобер Г. «Госпожа Бовари»
Теккерей У. «Ярмарка тщеславия»
Гете И. В. «Фауст»
Гюго В. «Отверженные»
Русская литература конеца ХIХ — первой половины ХХ веков
Бунин И. Рассказы («Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар», из сборника «Темные аллеи»)
Куприн А. «Олеся», «Гранатовый браслет»
Аверченко А. Рассказы
Зощенко М. Рассказы
Блок А. Цикл стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме», поэма «Двенадцать»
Горький М. «На дне», «Старуха Изергиль»
Маяковский В. Поэма «Облако в штанах»
Андреев Л. «Большой шлем», «Ангелочек», «Иуда Искариот»
Бабель И. «Конармия»
Замятин Е. «Мы»
Ахматова А. Поэма «Реквием»
Булгаков М. «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»
Платонов А. Рассказы
Толстой А.Н. «Петр I»
Пастернак Б. «Доктор Живаго»
Шолохов М. «Тихий Дон»
Русская военная проза и литература второй половины ХХ века
Некрасов В. «В окопах Сталинграда»
Воробьев К. «Убиты под Москвой»
Быков В. «Сотников», «Обелиск»
Бондарев Ю. «Горячий снег», «Берег»
Солженицын А. «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор»
Твардовский А. «Василий Теркин»
Распутин В. «Прощание с Матерой»
Набоков В. Рассказы
Шмелев И. «Лето господне»
«Деревенская» проза: Астафьев В., Шукшин В.
Драматургия: Вампилов А. «Старший сын»
Фантастика: Ефремов И., Булычев К., Стругацкие
Современная проза: Толстая Т., Улицкая Л.
Лирика конца XIX — первой половины ХХ века: Ахматова А., Бальмонт К., Блок А., Брюсов В., Бунин И.,Гиппиус З., Гумилев Н., Есенин С., Мандельштам О., Маяковский В., Мережковский Д., Пастернак Б.,Сологуб Ф., Цветаева М., Хлебников В.;
Стихи о войне: Симонов К., Тихонов Н, Твардовский А., Сурков А. и др.;
Лирика второй половины ХХ века: Ахмадулина Б., Бродский И., Вознесенский А., Высоцкий В., Галич А.,
Евтушенко Е., Окуджава Б.
Зарубежная литература
Кафка Ф. «Превращение»
Камю А. «Посторонний»
Оруэлл Дж. «Скотный двор»
Кристи А. Детективы
Фолкнер У. Рассказы
Хемингуэй Э. «Прощай, оружие!»
Сэлинджер Дж. «Над пропастью во ржи»
Саган Ф. «Здравствуй, грусть»
Брехт Б. «Мамаша Кураж и ее дети»
Воннегут К. «Колыбель для кошки»
Использованные в обзоре издания являются лишь примерами. Перейдя по ссылкам из списков, вы можете посмотреть все книги необходимого вам автора или различные варианты оформления конкретного произведения.
knigiskartinkami.ru