За какие классы идут оценки в аттестат: «А правдали, что оценки в аттестат идут только за 9 и 11 класс? » – Яндекс.Кью

Содержание

Правда ли что после 10-го класса выдают аттестат, и если в нем двойки — нельзя перевестись в колледж, а аттестат за 9-й становится «»недействительным»»? Можно ли забрать документы до Нового года( то есть сейчас), ходить на курсы(или же просто сидеть дома)

В соответствие с п. 21 Порядка «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования», утвержденного Приказом Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. N 464 г., к освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования.

 Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897), основное общее образование включает с 5 по 9 классы. Иными словами, если Вы окончили 9 классов, то Вы получили основное общее образование и имеете право поступать в колледж. Таким образом, аттестат, выданный после 9 класса, будет являться документом, подтверждающим получение основного общего образования. Именно этот аттестат будет рассмотрен при поступлении в колледж.

Однако, образовательная программа колледжа при этом должна быть образовательной программой СПО, реализуемой на базе основного общего образования. Если Вы заходите поступать на программу СПО, реализуемую на базе среднего общего образования, сначала необходимо будет завершить получение среднего общего образования. 

Действительность документов об основном общем образовании никак не зависит от документов, оформляемых в ходе получения среднего общего образования. Однако по итогам 10го класса вряд ли будет выдан аттестат – программа предусматривает двухлетнее обучение, и прохождение итоговой аттестации и выдачу документов, по общему правилу, после 11 класса. Исключение – оформленный индивидуальный учебный план и ускоренное обучение. Однако для получения документов результаты в любом случае должны быть положительные (аттестат не может быть выдан, если аттестация пройдена неудовлетворительно).

Данный ответ подготовлен при участии студентки 4 курса факультета права НИУ ВШЭ М. Сазоновой.

Как рассчитать средний балл аттестата и диплома при поступлении в зарубежный вуз?

Рассчитать средний балл ОНЛАЙН >>

Очень часто, выпускникам вузов и школ нужно рассчитать средний балл полученного аттестата. Его могут потребовать при поступлении в зарубежный вуз, при устройстве на работу. Мы расскажем, что такое GPA, как правильно рассчитать свой средний балл и нужно ли при этом учитывать зачеты. 

Что такое GPA

GPA — это средний балл диплома или аттестата, общий показатель успеваемости школьника или студента. Эта аббревиатура расшифровывается как grade point average. При заполнении заявки на подготовительные программы, первое высшее и поступлении в магистратуру за рубежом, многие университеты требуют сообщить им GPA абитуриента. Так, большинство вузов США потребуют от абитуриентов обязательного указания GPA.

Подробнее о поступлении на бакалавра в США читайте здесь, о том, как поступить в магистратуру США — здесь.

Как рассчитать GPA

При подсчете GPA учитываются все оценки, указанные в аттестате или дипломе. Это могут быть итоговые оценки: по предметам, за курсовые и дипломную работы, за госэкзамены. Если документ об образовании уже у вас на руках, учитывать какие-либо промежуточные оценки, которые проставлены у вас в школьном электронном журнале или зачетной книжке, не нужно.

Следующий момент касается только студентов: нужно ли учитывать зачеты и если да, то как именно их учитывать.

Если ваш вуз использует 5-тибалльную систему оценки знаний плюс «зачёт/ незачёт», рассчитать средний балл диплома, студенты, поступающие в зарубежные вузы, могут одним из двух способов:

  1. «Зачёты» учитываются. «Зачёт» = 5 баллов, «незачёт» = 0 баллов. Средний балл диплома = среднее арифметическое баллов за все предметы во вкладыше, включая «зачёт» и «незачёт».
  2. «Зачёты» не учитываются. Средний балл диплома = среднее арифметическое всех полученных баллов.

Среднее арифметическое как школьной успеваемости, так и дипломных оценок считают по формуле:

GPA = «cумма всех полученных оценок» разделить «число предметов».

Пример расчета GPA

В приведенной примере мы показываем расчет среднего балла для студентов, но школьники считают по той же схеме. Поскольку в большинстве школ не сдаются зачеты, то и в расчете этот вид оценки успеваемости не участвует. 

Студент бакалавриата по программе «Менеджмент организации» получил такие оценки:

Название предмета Оценка
1
Философия
4 (Хорошо)
2 Социология 4 (Хорошо)
3 Отечественная история Зачёт
4 Правоведение Зачёт
5 Английский язык 5 (Отлично)
6 Математика 5 (Отлично)
7 Теория вероятностей Зачёт
8 Математическая статистика 4 (Хорошо)
9 Социальная информатика 5 (Отлично)
10 Основы менеджмента 5 (Отлично)
11 История менеджмента Зачёт
12 Экономическая теория 5 (Отлично)
13 История социологии 3 (Удовл)
14 Теория организации 4 (Отлично)
Всего 14 предметов
4 зачёта и 10 экзаменов

По формуле, указанной выше, средний балл диплома будет равен:

64/14 = 4. 64 с учетом зачетов или

44/10 = 4.4 — если зачеты не учитывать.

В случае если у студента нет «незачетов», первая система расчета поднимает средний балл диплома студента. Многие университеты не определяют порядок расчёта среднего балла диплома, и выбор способа расчета остается за абитуриентом. 

Как узнать GPA, если учеба еще не завершена

Как правило, поступление в зарубежный вуз начинается за год или полтора. Если в это время школьник или студент еще продолжает учебу, он может самостоятельно подсчитать средний балл на основе промежуточных оценок, чтобы оценить свои шансы на поступление. В этом случае за основу при подсчете GPA можно взять оценки за:

1. Только завершенные предметы, по которым уже выставлены итоговые оценки.

2. Все завершенные и самые последние оценки за незавершенные предметы. 

При отправке же официальной заявки в вуз, если аттестат или диплом еще не получен, абитуриенту необходимо предоставить транскрипт — письмо с оценками, в котором средний балл укажет вуз. Кроме того, абитуриенту необходимо сообщить вузу сроки предоставления итоговых оценок.

Как указать GPA в заявке на поступление

Правило указания GPA в заявке на поступление простое: указывайте не только средний балл, но и сообщайте приёмной комиссии максимально возможный балл на вашей программе, так как в разных странах максимальный балл может составлять 4, 5 или 10 баллов.

Например: если у вас в вузе/школе принята 5-балльная система оценок и ваш средний балл, скажем, 4.1, то в заявке на поступление вам нужно сообщить «GPA 4.1 out of 5».

Укажите максимальный балл GPA

Сообщая средний балл диплома, не забудьте указать максимально возможный балл. В приведённом выше примере, это будет

«4.64 out of 5» или «4.4 out of 5». Диплом о первом высшем образовании или транскрипт абитуриента будет прилагаться к заявке на поступление, поэтому вуз в любом случае будет видеть все оценки ваши оценки.

Читайте о том, как поступить в вузы США.

GPA в образовательных системах мира

В мировой университетской практике наиболее распространены несколько способов подсчета среднего балла. Так, в Британии, зачастую, не учитывают оценки с первых курсов, а в США и Европе считают средний балл с учетом кредитных часов, которые набрал студент (причем вес кредитов в Америке и Европе разный).

Для того чтобы оценить свои шансы на поступление в тот или иной университет, американские и европейские студенты должны узнать свой средний балл и, возможно, перевести его в другую образовательную систему. Для этого они пользуются специальными онлайн калькуляторами, но важно отметить, что результат, который они получают при переводе в иностранную образовательную систему, не является официальным. Официальным переводом GPA в другие образовательные системы (например, между Британией и США) занимаются специальные организации.

Больше узнать о GPA и аналогичных ему показателях успеваемости в зарубежных образовательных системах в сравнении с Россией можно здесь:

Великобритания: О соотнесении оценок российских и британских дипломов | Степени отличия британского бакалавриата (Honours)

США: Что такое кредитные часы в вузах США | Сколько кредитных часов нужно набрать студенту американского вуза

Германия: Как рассчитать средний балл диплома для вузов Германии

Россия: Как оформить транскрипт (письмо с оценками) для зарубежного вуза | Как перевестись в британский вуз из университета России и стран СНГ | О соотнесении оценок российских и британских дипломов

В отличие от Британии и США, рассчитать средний балл российского диплома или аттестата несложно — достаточно, следуя инструкциям в данной статье, составить очень простую таблицу в Excel или воспользоваться онлайн калькулятором.

Родители РТ против включения в аттестаты татарского языка — Реальное время

Как школы Татарстана запутались в языках и аттестатах

Собирались получить красный аттестат, а получили синий часть выпускников татарстанских школ. Средний балл подпортили оценки по татарскому языку. Раз этот предмет интегрировали в дисциплину «родной язык», то и оценки, стало быть, должны выставляться только за «родной язык», считали выпускники и родители. Но при получении аттестата их ожидал сюрприз — в документе они увидели сразу четыре предмета, которые сформировали средний балл аттестата, и у многих он оказался заниженным. Подробности в материале «Реального времени».

«Четыре предмета, сформировавшие средний балл аттестата. Конечно, баллы занижены!»

9-классники Татарстана получили аттестаты, в которых на 4 оценки больше, чем у их ровесников из остальных российских школ. Кроме основных предметов в документе о получении общего образования оказались «татарский язык», «татарская литература», «родной язык» и «родная литература». Оценки по татарскому и ранее шли в аттестат, но после так называемого «языкового переворота» в ноябре 2017 года, когда обязательное изучение татарского отменили, а предмет интегрировали в дисциплину «родной язык», родители и дети были уверены, что и в аттестат пойдут оценки только по родному языку. И сильно удивились, получив на руки документ аж с четырьмя предметами.

«А между делом сегодня дети получили аттестат за 9 класс! И что вы думаете? В аттестате два татарских и два родных! Четыре предмета, сформировавшие средний балл аттестата. Конечно, баллы занижены!» — пишет в соцсети Лидия Веселова.

Не трудно посчитать, что если бы в аттестат не включили отметки по татарскому языку и литературе, то средний балл равнялся бы 4,75, а так получилось 4,6.

Не трудно посчитать, что если бы в аттестат не включили отметки по татарскому языку и литературе, то средний балл равнялся бы 4,75

Операция «Аппликация»

Но больше родительницу задело не это, а то, что в школе, по ее словам, пошли на подлог. Дочери-выпускнице дали подписать ведомость, где не было татарского языка и литературы, а был только родной язык и литература. А аттестат выдали уже с четырьмя предметами.

— Дали детям подписать ведомость с оценками без татарских! Потом ловким движением рук отрезали графы с подписями и подклеили к ведомости с татарскими! Почему они так сделали? Говорят, что места на одном листе не хватило и они склеили два. Но это же документ, его нельзя подклеивать! Одна девочка на вручении аттестата расплакалась — она расписывалась за красный диплом, там ни одной четверки, а ей сунули аттестат с двумя четверками по татарскому», — говорит Лидия Веселова «Реальному времени».

В доказательство она показывает фотографию той самой ведомости, которую подписывала дочь и в которой нет предмета «татарский язык» и «татарская литература». В школе №62 Казани, которая, по словам мамы, занималась «аппликациями», держат глухую оборону. На просьбу корреспондента «Реального времени» подтвердить или опровергнуть информацию, в приемной ответили, что сделать сейчас это некому — директор и все заместители на выпускном вечере. Дело были, кстати, в час дня — что-то очень рано начался выпускной в школе.

В доказательство она показывает фотографию той самой ведомости, которую подписывала дочь и в которой нет предмета «татарский язык» и «татарская литература»

«На совещании четко сказали: «Аттестаты с отличием не портить, балл не ухудшать»


Это не единственная жалоба. Виталий Дворецкий пишет, что его внуку не выдали аттестат особого образца (выдается отличникам), так как по предмету «татарский язык» годовая оценка за 8-й класс была 4. Она же и пошла в документ.

— В 9-м классе у него был родной язык и по нему все пятерки, а в аттестат пошел татарский язык, причем с оценкой за 8-й класс. Сегодня начали разбираться — районный отдел образования валит на школу, а школа говорит, что получили устное указание от РОО, — говорит дедушка «Реальному времени».

«На совещании городского отдела образования четко сказали директорам: аттестаты с отличием не портить, балл не ухудшать. Мы выставили девочке 5 по тат. яз., хотя за 8 класс тоже 4. Но в 9-м она в качестве родного выбрала тат. яз. и прошла итоговую аттестацию на 5 в 9 классе», — делится информацией учительница одной из казанских школ.

В группу «Против поборов в школах и детсадах» родители присылают фото полученных аттестатов, но не во всех стоят оценки по четырем предметам. У кого-то татарский язык и татарская литература в основной части с оценками, а родной язык и литература в графе «дополнительные сведения» и без оценок. У кого-то все четыре предмета в основной части и с оценками. У кого-то татарского языка и литературы нет вообще, а оценки стоят только по родному языку и литературе.

На условиях анонимности учитель одной из казанских школ рассказала, что путаница возникла из-за того, что в школах до последнего не знали какие предметы включать в приложение к аттестатам, а со стороны РОО каждый раз приходили новые указания. «Сначала сказали выставлять «родной язык», потом «татарский» и «родной», а потом «родной» убрать в дополнительные сведения, так как не хватило часов для выставления оценки».

На заседании Госсовета Татарстана 29 ноября 2017 года Илдус Нафиков сказал, что проверки прокуратуры нашли нарушения во всех школах, а одним из них назвал «нарушение прав и свобод на добровольное изучение родных языков и государственного языка республики с навязыванием незаконных итоговых тестирований, влиявших как на перевод в 10-й класс, так и средний балл аттестата». Фото Олега Тихонова

С правилами заполнения аттестатов Минобр РТ определился только к 22 июня

Последняя директива Министерством образования и науки Татарстана была дана 22 июня. Там говорится, что отметки по предметам «татарский язык» и «татарская литература» должны быть внесены в основную часть аттестата, поскольку они входили в инвариативную часть (основную) учебного плана. Оценки по предметам «родной язык» и «родная литература», тоже вносятся в основную часть аттестата, если они в конкретной школе входили в инвариативную часть, а если изучались за счет вариативной (формируемой школой) и меньше, чем 64 часа за 2 года, то — в раздел «дополнительные сведения».

Интересно, что в приказе Минобрнауки РФ №115 от 14.02.2014 говорится о том, что в графу «дополнительные сведения» вносятся все предметы, на изучение которых отводилось менее 64 часов за 2 года. То есть оценки по «родному языку» и «родной литературе» не должны были попасть в аттестаты вообще, независимо от того, в какой части программы они находятся, так как за три четверти («родной язык» и «родная литература» были введены только со второй четверти), что преподавались эти предметы, 64 часа не набирается.

Родители, чьим детям оценки по татарскому языку и родному языку понизили средний балл, собираются жаловаться в прокуратуру. Они считают, что права детей ущемлены, так как уменьшаются шансы на поступление в учреждения профобразования, где вступительных экзаменов нет, но абитуриентов рейтингуют по среднему баллу аттестата. И припоминают доклад Илдуса Нафикова на заседании Госсовета Татарстана 29 ноября 2017 года. Тогда он сказал, что проверки прокуратуры нашли нарушения во всех школах, а одним из них назвал «нарушение прав и свобод на добровольное изучение родных языков и государственного языка республики с навязыванием незаконных итоговых тестирований, влиявших как на перевод в 10-й класс, так и средний балл аттестата».

Р.S. «Реальное время» отправило запрос в Министерство образования и науки Татарстана с просьбой о комментарии, ответ мы опубликуем сразу же после получения.

Дарья Турцева

ОбществоОбразование Татарстан

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК В АТТЕСТАТ ЗА 9 КЛАСС

Loading…

В связи с поступающими обращениями специалистов органов управления образованием субъектов Российской Федерации Минпросвещения России направляет разъяснения по вопросу выставления отметок по учебным предметам «алгебра», «геометрия» и «история» в аттестат об основном общем образовании.

В соответствии с пунктом 5.3 Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2014 г. N 115, итоговые отметки за 9 класс по русскому языку, математике и двум учебным предметам, сдаваемым по выбору обучающегося, определяются как среднее арифметическое годовой и экзаменационной отметок выпускника и выставляются в аттестат целыми числами в соответствии с правилами математического округления.

Разработка контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования в 2019 году осуществлялась на основе обязательного минимума содержания основных образовательных программ и требований к уровню подготовки выпускников, утвержденных приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (далее — ФК ГОС).

ФК ГОС основного общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы, в число которых входит «Математика».

Таким образом, для обучавшихся в 2018/2019 учебном году по образовательной программе основного общего образования, разработанной на основе ФК ГОС, в аттестат вносится учебный предмет «Математика», и по нему выставляется отметка, определяемая как среднее арифметическое годовой отметки выпускника за 9 класс и экзаменационной отметки выпускника по учебному предмету «математика».

Вместе с тем, пункт 11 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года N 1897 (далее — ФГОС ООО), определяет требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по предметной области «Математика и информатика». Согласно части 7 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 года N 1/15) предусмотрено, что в основное содержание учебного предмета «Математика» входят учебные курсы математики (5 — 6 кл. ), алгебры и геометрии (7 — 9 кл.).

Таким образом, для обучавшихся в 2018/2019 учебном году по образовательной программе основного общего образования, разработанной на основе ФГОС ООО, в аттестат об основном общем образовании вносится учебный предмет «Математика», и по нему выставляется отметка, равная среднему арифметическому отметок, полученных за изучение учебных курсов «алгебра», «геометрия», и отметки, полученной на государственной итоговой аттестации по математике (не ниже отметки «3»).

В части выставления в аттестат об основном общем образовании итоговой отметки по истории.

ФК ГОС основного общего образования устанавливает учебный предмет «История» как обязательный для изучения учебный предмет.

Таким образом, для обучавшихся в 2018/2019 учебном году по образовательной программе основного общего образования, разработанной на основе ФК ГОС, в аттестат вносится учебный предмет «История», и по нему выставляется отметка, определяемая как среднее арифметическое годовой отметки выпускника за 9 класс по учебному предмету «История» и отметки, полученной при прохождении государственной итоговой аттестации по истории (не ниже отметки «3»).

ФГОС ООО определяет требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по предметной области «Общественно-научные предметы», в рамках которой изучается учебный предмет «История России. Всеобщая история».

В примерной основной общеобразовательной программе основного общего образования указано, что в соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории одним из базовых принципов школьного исторического образования является рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире.

Структурно предмет «История России. Всеобщая история» включает учебные курсы по всеобщей истории и истории России.

Таким образом, для обучавшихся в 2018/2019 учебном году по образовательной программе основного общего образования, разработанной на основе ФГОС ООО, в аттестат об основном общем образовании вносится учебный предмет «История России. Всеобщая история», и по нему выставляется отметка, равная среднему арифметическому отметок, полученных в 9 классе за изучение учебных курсов «всеобщая история» и «история России», и отметки, полученной при прохождении государственной итоговой аттестации по истории (не ниже отметки «3»).

 

Т.Ю.СИНЮГИНА

Дата публикации — 11.04.2019

Как будут выдавать аттестат за 9 класс в 2020 году

Фото: Владимир Афанасьев / ПГ

15 мая в большинстве регионов выставляют итоговые оценки в школьные аттестаты. Что нужно для получения аттестата в девятом классе и кому он пригодится, разъясняет «Парламентская газета».  

Последний шанс исправить балл

По общему порядку, чтобы получить аттестат, выпускникам девятых классов нужно успешно сдать Основной государственный экзамен (ОГЭ). В программе два обязательных испытания — русский язык и математика, а также ещё два предмета по выбору (география, информатика, биология, химия и другие).

Но в этом году, с учётом эпидемиологической ситуации и переходом на дистанционное обучение Министерство просвещения приняло решение отменить ОГЭ. Аттестаты девятиклассникам выдадут на основании итоговых годовых отметок. Этот же формат, кстати, касается и выпускников 11-х классов, которые не планируют поступать в вуз — им тоже не нужно сдавать ЕГЭ, в аттестат пойдут годовые школьные оценки.  

Вопросы, связанные с аттестацией в 2020 году, можно задать на горячей линии Минпросвещения 8 800 200 91 85.

ОГЭ отменили навсегда?

В следующем учебном году формат завершения девятого класса вернётся к прежнему. «Рассматривать перспективу отмены ОГЭ я бы не стала», — сказала «Парламентской газете» председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова.

Это связано с тем, по её словам, что ОГЭ выступает своеобразной  подготовкой к ЕГЭ. «Да, в период эпидемии эта мера, отмена ОГЭ, была востребована, потому что мы исходим, прежде всего, из позиции сбережения здоровья наших детей. Но это исключение из правил», — подчеркнула сенатор.

Она также отметила, что перспектив отмены ОГЭ для тех, кто не планирует идти в десятый класс и затем поступать в вуз, также пока не просматривается.

Когда будет выпускной

В конце апреля Минпросвещения направило в регионы рекомендации по срокам завершения учебного года. Обучение 9-х и 11-х классов ведомство посоветовало завершить до пятого июня. Окончательное решение о том, когда и в каком формате будут подведены итоги и прозвучат последние звонки, принимают власти субъектов РФ.

Как поступить в колледж

Аттестат на выходе из девятого класса свидетельствует о получении основного общего образования. Он является своеобразным «пропуском» в 10-й класс, то есть он нужен для перехода на следующую, третью ступень — среднего (полного) общего образования.

Кроме того, наличие основного общего образования является условием для поступления в колледж, училище или техникум, то есть получения среднего профессионального образования.

Конкурсный отбор в такие учреждения проводится по среднему баллу аттестата. Вступительные испытания обычно сдают те, кто выбрал творческие профессии: музыкант, дизайнер, художник и т.д. Также экзамен проводят на специальностях, требующих от учеников определённых физических или психологических качеств (например, в спортивном или военном училище).  

Сроки вступительной кампании в колледжах определяют власти регионов. В большинстве её старт запланирован на 20 июня. Документы от абитуриентов будут принимать до 10-15 августа, но каждое учебное заведение может при необходимости продлить этот срок до 25 ноября.

Точные списки документов учебные заведения публикуют на своих сайтах. Первым делом нужно заполнить заявление о поступлении, для чего понадобятся паспорт, аттестат, при наличии — документы о личных достижениях (победы и призовые места в олимпиадах и чемпионатах) и льготах (например, статус инвалидности, многодетной семьи и пр. ).

После рассмотрения заявления абитуриенту направляют ответ: рекомендован он к зачислению или нет. В случае положительного ответа нужно направить пакет документов (как правило, оригиналы или копии тех документов, которые указывались в заявлении).

Подавать заявления и документы в этом году можно в том числе дистанционно: по электронной почте или на региональном портале госуслуг (в Москве, например, заявление можно будет заполнить на сайте mos.ru).

Учеба в Чехии после 11 класса: ответы на вопросы

Большинство русских студентов приезжают в Чехию получать образование после окончания 11 класса. Процесс поступления в университеты Чехии отличается от процесса поступления в университеты России.

В этой статье – ответы на основные вопросы абитуриентов – о «потере» года, изучении чешского языка, отсрочке от армии, нострификации, языковых сертификатах, необходимых документах, количестве заявлений и вступительных экзаменах.

Нужен аттестат за 11 классов или диплом колледжа

Для того чтобы иметь возможность поступать на программу бакалавриата в университет Чехии, прежде всего нужен документ о полном среднем образовании – то есть или аттестат за 11 классов, или диплом колледжа о среднем специальном образовании.

При этом важно само наличие документа о среднем полном образовании, результаты ЕГЭ в Чехии никак не учитываются. Оценки в аттестате при поступлении на большинство специальностей также не рассматриваются. Прием идет именно по результатам вступительных экзаменов.

Учеба в Чехии после 11 класса начинается с годового курса подготовки

Как правило, для русских абитуриентов обучение в Чехии начинается с годового курса чешского языка и подготовки к поступлению. Обучение в государственных университетах Чехии на чешском языке бесплатное, поэтому ключевой момент в процессе поступления – изучение чешского языка.

Консультантов нашей школы часто спрашивают, можно ли приехать учиться в Чехию без языковых курсов. В теории можно. Приемным комиссиям чешских вузов не важно, где и как вы выучили чешский язык. Формально вузы не требуют, чтобы иностранные абитуриенты проходили специализированный курс чешского языка.

Но чешский язык не такой простой, как может показаться при первом знакомстве. Для поступления и дальнейшего обучения в Чехии необходим уровень В2. Чтобы его достичь, как правило, нужно серьезно заниматься чешским языком ежедневно по 4–6 уроков на протяжении 8–9 месяцев. Важно не только ходить в школу, но и ответственно выполнять домашние задания и стараться как можно больше общаться на чешском языке вне стен школы.

В своей стране можно начать учить чешский язык, но ожидать достичь уровень В2 вряд ли стоит. На практике очень часто абитуриенты, которые пытались сэкономить и не «потерять» год, в итоге приезжают на годовые курсы на следующий год.

Студенты годового курса подготовки к поступлению в чешские университеты GoStudy

Решение об учебе в Чехии нужно принять в начале 11 класса

Важно понимать, что оформляться на программу изучения чешского языка и подготовки к поступлению надо заранее, так как процесс оформления долгосрочной визы в Чехию – длительный. Лучше всего оформиться на курсы подготовки уже в начале 11 класса – сентябре-октябре.

Почему настолько заранее? Только сбор документов на визу у вас займет 1–2 месяца. Далее стоит учитывать, что интерес к учебным программам в Чехии высокий, поэтому в консульствах Чехии большие очереди на запись на подачу заявлений на долгосрочные визы. В некоторых консульствах запись идет на 3 месяца вперед. После подачи заявление на визу будет рассматриваться от 1 до 4 месяцев. Лучше начать процесс как можно раньше и не переживать, что вы можете не успеть получить визу к началу обучения.

Какие нужны документы

Для подачи заявления на получение долгосрочной визы для учебы в Чехии понадобится документ о зачислении на учебную программу, документ об обеспечении проживанием, справка из банка о наличии средств на банковской карте (при получении визы на год надо показать наличие как минимум 81 400 чешских крон), справка об отсутствии судимости.

Учеба в Чехии после 11 класса возможна и для несовершеннолетних студентов – они должны дополнительно предоставить нотариально заверенное согласие обоих родителей на выезд в Чехию.

Вопрос с армией – решается

Для молодых людей, которые хотят уехать учиться после 11 класса за границу, актуален вопрос армии. В зависимости от страны гражданства студенты или получают на основании обучения отсрочку от армии, или вообще снимаются с воинского учета.

Если говорить конкретно о студентах из России, то по закону они сразу после получения долгосрочной чешской визы обязаны сняться с воинского учета по причине долговременного (более 6 месяцев) проживания за рубежом.

Организационные моменты учебы в Чехии после 11 класса

Принципиально важно и то, что «потеря» года связана далеко не только с изучением чешского языка, но и с организационными вопросами, сопровождающими приезд после 11 класса в Чехию. Это нострификация, получение долгосрочной чешской визы, подача заявлений в вузы, подготовка к вступительным экзаменам и получение языкового сертификата.

Нострификация – процесс на несколько месяцев

Получение образования в Чехии после 11 класса усложняется тем, что одного аттестата для учебы в вузе недостаточно. Университеты Чехии могут зачислить иностранного абитуриента только, если у него есть документ о признании равноценности его аттестата об окончании школы чешскому аттестату (нострификация).

Определяющим нюансом является то, что в Чехии полное среднее образование рассчитано на 13 лет обучения, а в России – на 11. Из-за разницы в количестве лет обучения и количестве часов по предметам школьной программы абитуриентам из России и других стран СНГ отделения образования чешских административных органов назначают от 3 до 6 экзаменов по предметам школьной программы. Назначение предметов для нострификационных экзаменов никак не связано с тем, на какие специальности собирается в дальнейшем поступать абитуриент. Это могут быть любые предметы школьной программы.

Процесс назначения и сдачи нострификационных экзаменов – длительный, как правило, занимает 3–4 месяца. Абитуриенты занимаются им параллельно с обучением на курсе чешского языка. Из документов для начала процесса нострификации нужен заверенный перевод аттестата и справки из школы с перечнем предметов и часов за 10 и 11 класс.

Отменили ли нострификацию?

В 2019/2020 году ряд чешских факультетов получил право самостоятельно признавать выданные за рубежом документы об образовании. Например, такое право теперь есть у факультетов Карлова университета в Праге и Высшей школы экономики в Праге. Факультеты принимают решение только на основании рассмотрения документов абитуриентов, экзамены по школьной программе в этом случае не назначаются. С признанием аттестата на уровне факультета абитуриент может поступить только на этот конкретный факультет. То есть стоит понимать, что признание на уровне факультета не заменяет нострификацию. Вариант признания документов через факультет подходит только тем абитуриентам, которые поступают на один конкретный факультет. На практике – большинство иностранных абитуриентов пробует поступать на разные факультеты и по-прежнему сдает нострификацию.

Заявления в приемную комиссию подаются зимой/весной

Правила приема абитуриентов в Чехии устанавливаются на уровне факультетов. Каждый год декан факультета объявляет правила приема на следующий учебный год. Декан устанавливает сроки подачи заявлений в приемные комиссии, сумму административного сбора за подачу заявления, вступительные экзамены и сроки их проведения, а также требования к иностранным абитуриентам в плане языковой компетенции.

Как правило, Карлов и Масариков университеты принимают документы от абитуриентов до 28 февраля, Чешский технический университет в Праге, Технический университет в Брно, Высшая школа химической технологии в Праге – до 31 марта, Высшая школа экономики – до 30 апреля.

Подача заявлений проходит в электронной форме, некоторые факультеты требуют сдать в приемную комиссию распечатанный и подписанный экземпляр заявления, приложить мотивационное письмо или резюме.

Особые сроки работы приемных кампаний творческих факультетов

Творческое образование в Чехии носит элитарный характер. В Пражскую академию исполнительских искусств или Высшую школу прикладных искусств в Праге большой конкурс и поступают единицы.

Чтобы абитуриенты, которым не удалось поступить на творческие специальности, смогли поступать на остальные направления, творческие факультеты проводят свои приемные кампании в ранние сроки. Прием заявлений (вместе с мотивационным письмом, резюме и сертификатом о знании чешского языка), как правило, идет до конца ноября. Вступительные экзамены проводятся в январе в два тура и состоят из конкурса портфолио, творческих заданий, теста по истории искусства и собеседования.

Количество заявлений – не ограничено

Абитуриенты могут подать неограниченное количество заявлений. Но так как каждое заявление оплачивается (стоит от 500 до 800 чешских крон) и готовиться к большому количеству вступительных экзаменов на разные специальности нерационально, большинство абитуриентов подает от 3 до 5 заявлений.

Лучше всего иметь основной вариант поступления и пару запасных вариантов.

Здание Карлова университета в Праге

Вступительные экзамены – летом

На большинстве чешских факультетов вступительные экзамены проходят в июне. Иностранные абитуриенты сдают те же вступительные экзамены, что и чешские абитуриенты.

  • Экзаменом в технические вузы является тест по математике.
  • При поступлении на экономические специальности сдается математика и английский язык.
  • Экзамены на гуманитарные направления, как правило, проверяют общие интеллектуальные способности, мотивацию и ориентацию в основных вопросах выбранной специальности.
  • При поступлении на медицинские факультеты сдаются тесты по химии, физике и биологии.

Национальные сравнительные экзамены

Некоторые чешские факультеты не проводят свои экзамены, а ведут прием по единым национальным экзаменам, которые организует несколько раз в год независимая организация SCIO. 

Так, на ряд гуманитарных специальностей (на юридические факультеты и факультеты социальных наук) сдаются Национальные сравнительные экзамены OSP (тест на общие предпосылки к обучению) и ZSV (Основы социальных наук) 

  • Тест «Общие предпосылки к обучению» проверяет способности, необходимые абитуриенту для успешной учебы. Это не тест на знания, при решении заданий нужно пользоваться только информацией, изложенной в самих заданиях. Важную роль играет сильно ограниченное время на выполнение заданий теста.
  • Тест «Основы социальных наук» состоит из заданий по психологии, социологии, философии, политологии, права, экономики, европейской интеграции и современной чешской и мировой истории.

Какой сертификат о чешском языке понадобится?

Правила приема иностранных абитуриентов устанавливаются индивидуально на каждом факультете. Универсального сертификата, который принимали бы все факультеты, нет.

Многие факультеты вообще не требуют каких-либо сертификатов, подтверждающих владение чешским языком. Например, это касается философского, гуманитарного, социальных наук, педагогического, юридического факультетов Карлова университета в Праге и Масарикова университета в Брно. Сертификат отдельно не требуется, потому что иностранный абитуриент просто не сдал бы успешно вступительные экзамены на эти факультеты, если бы не владел на высоком уровне чешским языком.

Некоторые вузы, например Высшая школа экономики в Праге и Высшая школа химических технологий в Праге, не принимают какие-либо сертификаты, а организуют свой экзамен по чешскому языку для иностранных абитуриентов.

Сертификаты о знании чешского языка в основном требуют медицинские, творческие, технические и математические факультеты. Чаще всего можно предоставить любой сертификат о B2, выданный на территории Чехии. Некоторые факультеты требуют предоставить или государственный экзамен, или сертифицированный экзамен.

В какие ТОП вузы Чехии иностранцу поступить проще?

Прежде всего иностранные абитуриенты успешно поступают в Чешский технический университет в Праге и Высшую школу экономики в Праге. Абитуриенты из России, как правило, приезжают с хорошими знаниями математики, поэтому вступительные экзамены не вызывают у них большие сложности. Мест для студентов на чешских технических и экономических факультетах много, прием зачастую проходит без конкурса как такового – поступают все, набравшие необходимый минимум баллов.

А вот на популярные гуманитарные специальности Карлова университета, особенно на те, прием на которые идет по национальным сравнительным экзаменам, иностранным абитуриентам поступить объективно сложнее, чем чешским. Тест на общие предпосылки к обучению не предполагает, что его будут писать не носители языка (тест содержит объемные тексты, вопросы на отношения между словами). Тест по основам социальных наук содержит много вопросов по чешским реалиям. На гуманитарные специальности идет намного меньший набор, чем на технические, поэтому на них всегда есть конкурс. Самые сложные специальности для иностранных абитуриентов – это «Юриспруденция», «Медиа и коммуникации» и переводческие направления.

Серьезный конкурс на медицинские факультеты. Также, как уже отмечалось выше, высокие требования и большая конкуренция при поступлении в чешские вузы на творческие специальности.

Процесс поступления заканчивается записью в студенты

Результаты вступительных экзаменов абитуриенты узнают в день экзамена или в ближайшие дни. Можно поступить на несколько специальностей и затем решить, какую все-таки выбрать для дальнейшего обучения. Важно прийти в специальный день «записи в студенты» на выбранный факультет и принести свои документы.

Если вы заинтересованы в образовании в Чехии после 11 класса, начните подготовку к переезду со знакомства с чешскими вузами, факультетами и вступительными экзаменами. Изучите раздел «Все вузы Чехии» на нашем сайте. Определившись с направлением поступления, вы сможете выбрать подходящую программу подготовки.

Расчет среднего балла аттестата в 2022 году – Освіта.UA

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *