Тема произведения отцы и дети – Анализ «Отцы и дети» Тургенев

В чем главная мысль романа «Отцы и дети» 🚩 отцы и дети идея 🚩 Школы

Роман был Написан Тургеневым накануне отмены крепостного права, в те времена в России стали появляться люди нового прогрессивного типа – революционеры-нигилисты. В своем произведении писатель дал яркое описание таким людям, готовым все разрушить, чтобы строить новое. В XIX веке в силу складывающейся в стране исторической обстановки все наиболее значимые литературные произведения поднимали на своих страницах важнейшие философские, социальные и этические вопросы современности.

Для русской классической литературы главным качеством всегда являлось богатство проблематики, часто отражающееся даже в названиях произведений. Роман Отцы и Дети принадлежит к особой группе русских произведений, в заглавиях которых заключены антитезы, как например «Преступление и наказание» «Война и мир» и др. Уже названием своего романа Тургенев подчеркивает описанный в нем конфликт отцов и детей, нового и старого, смены поколений. В столкновении главных героев показана жизненная закономерность, выявляющая глубочайшую пропасть в мировоззрении двух поколений. Описанный в романе конфликт говорит о том, что в обществе назрели глубокие преобразования.

Главные герои романа разделены на две основные группы – «лагерь» отцов и «лагерь» детей. Главными представителями «отцов» выступают старшие Базаровы и Николай и Павел Петрович Кирсановы, в лагерь «детей» входят Евгений Базаров, Аркадий Кирсанов и Анна Одинцова. Решать вопрос о том кому предстоит совершать назревшие преобразования, консерваторам-отцам или революционерам-детям Тургенев предоставляет читателю. В спорах между разночинцем Базаровым и дворянином Кирсановым, на которых построен сюжет романа, Тургенев показывает острую борьбу демократических и либеральных мировоззрений. Вопросы связанные с отношением к народу, труду, науке, искусству волнующие самых передовых людей того времени также поставлены писателем в своем произведении. Какие реформы нужны экономике, сельскому хозяйству, в чем заключаются принципиальные разногласия между либералами и демократами, все эти вопросы задаются в спорах происходящих между Базаровым и Кирсановым. Революционер-нигилист Базаров не верит в способность либеральной демократии вести Россию к будущему. Аристократ Кирсанов считает, что только образованное либеральное дворянство, отстраненное от бытовой народной грязи способно двигать общество к прогрессу. Идейные споры героев-антгонистов приводят к дуэли, которая некоторым образом меняет их непримиримые позиции.

Проблемы противоборства мировоззрений поколений является довольно актуальными и в наше время. Консервативные отцы, которые воспитывались на других идеалах и сейчас зачастую отказываются понимать и не признают нравственных ценностей своих детей. Поэтому роман Отцы и дети, поднимающий эти вопросы, до сих пор изучают в школах и ВУЗах, и он не зря входит в классику русской литературы.

www.kakprosto.ru

Сюжет, тема и идея романа «Отцы и дети»

Воплощением исторического движения, исторического перелома в романе является один герой — Базаров. Появление его в помещичьей усадьбе или на балу воспринимается и им, и окружающими как «вылазка» во враждебный стан. Назвав роман «Отцы и дети» и окружив Базарова не учениками, которые способны пойти дальше, а недостойными идти по его стопам, Тургенев на него возложил миссию представлять молодое поколение, «детей». Базаров сознательно ставит перед собой цель служить прогрессу общества, отрицать и уничтожать то, что тормозит развитие. Тургенев писал о своем герое: «…если он называется нигилистом, то надо читать: революционером». Он представляет свое время и революционную природу молодости, в нем воплощается поколение «детей», не желающих оплачивать нравственные долги отцов, нести ответственность за старое зло.

Сделав средоточием романа споры Базарова с носителем дворянской культуры Павлом Петровичем Кирсановым, Тургенев дал понять, кому из них принадлежит будущее: сын лекаря, бедняк, проповедующий материализм, отвергающий утвержденные и освященные современным государством институты и идейные концепции, — носитель неотвратимых тенденций развития общества, он разбивает своего утонченного оппонента по всем пунктам, тем самым доказывая преимущество новой культуры. «Это торжество демократизма над аристократией», — так оценивает Тургенев смысл изображенной им ситуации.

Писарев отмечает, что у Павла Петровича нет убеждений. Вместо них он придерживается принципов, которые трактует на свой манер: главное, по его мнению, соблюдать внешние приличия и не щадить усилий, направленных на то, чтобы считаться джентльменом. Суть Павла Петровича заключается в том, что он придает большое значение внешней форме, не заботясь о ее содержании. Подтверждением данного высказывания может служить описание кабинета Павла Петровича.

Между Базаровым и Павлом Петровичем много общего: оба питают пристрастие к «внешним эффектам»; оба отличаются «неорганичностью» с окружающим их миром. Базаров нетерпимо относится ко всему уродливому и недееспособному, что есть в Павле Петровиче, впадая при этом в крайность. Он отрицает жизненные установки «отцов». Базаров, по сути, — Павел Петрович с точностью до наоборот. На отрицании нельзя ничего построить, так как суть жизни состоит не в отрицании, а в утверждении.

Николай Петрович Кирсанов, который не вступает в полемику с Базаровым, является настоящим оппонентом лидеру нигилистов. Он обладает знанием, которое невозможно передать словами, так как его можно лишь почувствовать. Мироощущение Николая Петровича, поведение, которое лишено внешней вычурности, а также душевная широта противостоят все отрицанию нигилистов и недоступны пониманию «уездного аристократа».

Сын Николая Петровича, Аркадий, осознает, что идеи Базарова несостоятельны, а потому склоняется к житейской мудрости, которой обладает Катя.

В своей любви, которую он так настойчиво отрицал, не желая себя ломать, Базаров проявляется как человек. Убеждения его вступают в противоречие с его человеческой сущностью. От убеждений он не может отказаться, и убить в себе человека он тоже не в состоянии. Он умирает потому, что для него нет выхода. Тургенев сам объяснял гибель Базарова не любовным недугом. За смертельной, как бы случайной болезнью героя писателю виделся рок, преследующий носителей исторического прогресса, людей, признанных воплощать новое в жизни общества, стоять в «преддверии будущего».

В романе множество описаний природы, которые приводят читателя к выводу о том, что природа — храм, а не мастерская, что человек счастлив лишь тогда, когда живет в гармонии с окружающим миром.

Вечная природа, несмотря на то что Базаров посягал на ее спокойствие, дарит Базарову последнее успокоение. На могилу к Базарову приходят его родители, давшие ему жизнь, с которой он так неразумно обошелся. Базаров уходит из жизни, не завершив своей миссии, он не оставляет достойных себя последователей, масштаб его личности столь велик, что рядом с ним все кажутся мелкими, но сама значительность этого героя свидетельствует о том, что подобному характеру еще предстоит сыграть свою роль в исторической жизни страны.

Д. И. Писарев о романе «Отцы и дети»

«В романе нет ни завязки, ни развязки, ни строго обдуманного плана; есть типы и характеры; есть сцены и картины, и, главное, сквозь ткань рассказа сквозит личное, глубоко-прочувствованное отношение автора к выведенным явлениям жизни… Мы видим в нем типы настоящей минуты и в то же время отдаем себе отчет в тех изменениях, которые испытали явления действительности, проходя через сознание художника».

«В его (Базарова) личности сгруппированы те свойства, которые мелкими долями рассыпаны в массах… Как эмпирик, Базаров признает только то, что можно ощупать руками, увидать глазами, положить на язык… Вследствие этого наслаждения красотами природы, музыкою, живописью, поэзиею, любовью женщины вовсе не кажутся ему выше и чище наслаждения сытным обедом или бутылкою хорошего вина… На людей, подобных Базарову, можно негодовать… но признавать их искренность — решительно необходимо…»

«Работает он без цели, для добывания хлеба насущного или из любви к процессу работы, а между тем он смутно чувствует по количеству собственных сил, что работа его не останется бесследною и к чему-нибудь приведет. Базаров чрезвычайно самолюбив, но самолюбие его незаметно именно вследствие своей громадности. Его не занимают те мелочи, из которых складываются обыденные людские отношения; его нельзя оскорбить явным пренебрежением, его нельзя обрадовать знаками уважения; он так полон собою и так непоколебимо высоко стоит в своих собственных глазах, что делается совершенно равнодушным к мнению других людей».

«Им управляют только личная прихоть или личные расчеты… Впереди — никакой высокой цели; в уме — никакого высокого помысла, и при всем этом — силы огромные!»

«Если базаровщина — болезнь, то она болезнь нашего времени, и ее приходится выстрадать».

«Он сплеча отрицает вещи, которых не знает или не понимает… Выкраивать других людей на одну мерку с собою значит впадать в узкий умственный деспотизм… Базаров основательно знает естественные и медицинские науки; при их содействии он выбил из головы всякие предрассудки; затем он остался человеком крайне необразованным; он слыхал кое-что о поэзии, кое-что об искусстве, не потрудился подумать и сплеча произнес приговор над незнакомыми ему предметами».

«Личность Базарова замыкается в самом себе, потому что вне ее и вокруг нее почти вовсе нет родственных ей элементов».

«Для Базарова нет женщин, способных вызвать в нём серьезное чувство и с своей стороны горячо ответить на это чувство».

«Умереть так, как умер Базаров, — все равно что сделать великий подвиг… Рассудочность Базарова была в нем простительною и понятною крайностью; эта крайность, заставлявшая его мудрить над собою и ломать себя, исчезла бы от действия времени и жизни; она исчезла точно так же во время приближения смерти. Он сделался человеком, вместо того чтобы быть воплощением теории нигилизма…»

«Онегин холоднее Печорина, и потому Печорин дурит гораздо больше Онегина, кидается за впечатлениями на Кавказ, ищет их в любви Бэлы, в дуэли с Грушницким, в схватках с черкесами, между тем как Онегин вяло и лениво носит с собою по свету свое красивое разочарование. Немножко Онегиным, немножко Печориным бывал и до сих пор бывает у нас всякий мало-мальски умный человек… Рядом с этими скучающими трутнями являлись и до сих пор являются толпами люди грустящие, тоскующие от неудовлетворенного стремления приносить пользу… Горячее желание Рудиных и Бельтовых пристроиться к практической деятельности и видеть плоды своих трудов и пожертвований остается бесплодным… Из-за Рудиных выдвинулось новое поколение, которое с укором и насмешкой относилось к своим предшественникам… Они сознают свое несходство с массою и смело отделяются от нее поступками, привычками, всем образом жизни. Пойдет ли за ними общество, до этого им нет дела. Они полны собою, своею внутреннею жизнью и не стесняют ее в угоду принятым обычаям и церемониалам… У Печориных есть воля без знания, у Рудиных — знание без воли; у Базаровых есть и знание и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое».

«Тургенев, очевидно, не благоволит к своему герою. Его мягкую, любящую натуру, стремящуюся к вере и сочувствию, коробит от разъедающего реализма; его тонкое эстетическое чувство, не лишенное значительной дозы аристократизма, оскорбляется даже самыми легкими проблесками цинизма…»

«Не имея возможности показать нам, как живет и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает. Этого на первый раз довольно, чтобы составить себе понятие о силах Базарова, о тех силах, которых полное развитие могло обозначиться только жизнью…»

«Смысл романа вышел такой: теперешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самих увлечениях сказываются свежая сила и неподкупный ум; эта сила и этот ум без всяких посторонних пособий и влияний выведут молодых людей на прямую дорогу и поддержат их в жизни».

 

Герои романа

Аркадий

«Аркадий не любит своего друга, а как-то невольно подчиняется неотразимому влиянию сильной личности… напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись».

Павел Петрович

«Дядя Аркадия, Павел Петрович, может быть назван Печориным маленьких размеров… Убеждений у него, по правде сказать, не имеется, но зато есть привычки, которыми он очень дорожит… В глубине души Павел Петрович такой же скептик и эмпирик, как и сам Базаров».

Ситников и Кукшина

«Юноша Ситников и молодая дама Кукшина представляют великолепно исполненную карикатуру безмозглого прогрессиста и по-русски эмансипированной женщины… Ситниковы и Кукшины всегда останутся смешными личностями…»

 

lit-kratko.ru

Какая основная идея романа «Отцы и дети»?

Самые значительные произведения русской литературы XIX века отличаются постановкой важнейших социальных, философских, этических вопросов своего времени. Богатство проблематики составляет одно из главных качеств, характерных для произведений русской классической литературы. Это качество наглядно проявляется в их заглавиях, часто выражающих в обобщенной форме суть поднимаемых проблем. Особую группу составляют заглавия, заключающие в себе антитезы: «Война и мир», «Преступление и наказание», «Волки и овцы». Сюда же относится и роман «Отцы и дети» И.

С. Тургенева. Этим названием в первую очередь подчеркивается конфликт отцов и детей, старого и нового, смены поколений – проявление всеобщей жизненной закономерности Столкновение главных героев выявляет глубочайшее различие всего их мировоззрения, пропасть между поколениями. Преобразования необходимы, но кто будет совершать эти преобразования? Чтобы это понять, мы рассматриваем 2 лагеря, представленные в романе, – «лагерь отцов» и лагерь «детей». В лагерь «отцов» прежде всего входят Павел и Николай Петрович Кирсановы, старшие Базаровы, тогда как в «лагерь детей» – Евгений Базаров, Аркадий Кирсанов, Анна Сергеевна Одинцова. Так кому же из них под силу совершить преобразования в обществе?

Пожалуй, самым ярким представителем лагеря Отцов по праву можно считать Павла Петровича Кирсанова. Он уверен в себе, прямолинеен, внутренне он очень похож на Базарова, хоть и всеми силами отрицает это. Казалось бы, замечательная кандидатура для человека, который будет совершать эти самые преобразования. Но если присмотреться чуть получше, мы увидим, что Павел Петрович разочарован в жизни, какие уж тут преобразования. Он не выдержал «испытания любовью». Если в начале мы еще видим его живым, хоть чем-то еще интересующимся, то в конце он просто «живой мертвец». «Он все еще шумит понемножку: недаром же он был некогда львом; но жить ему тяжело… Тяжелей, чем он сам подозревает…Стоит взглянуть на него в русской церкви, когда, прислонясь в сторонке к стене, он задумывается и долго не шевелится, горько стиснув губы, потом вдруг опомнится и начнет почти незаметно крестится…» Вывод очевиден: Павел Петрович не сможет совершать преобразования, ему это не под силу да и не нужно – его теперь вообще мало что волнует.

vorum.ru

Тема «отцов и детей» в произведениях отечественной классики XIX века.

Поделись с друзьями

Тема взаимоотношений «отцов и детей» — вечная тема в мировой и русской литературе. В произведениях русских писателей XIX века она получила широкое развитие.

Так, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» тема «отцов и детей» трактуется, прежде всего, как тема воспитания. Отец главного героя романа Онегина был петербургский повеса, блестящий военный и блестящий игрок. Он вел привычную для его круга разгульную жизнь «долгами» и мало обращал внимания на своего ребенка. Впрочем, отец, как мог, позаботился о воспитании своего сына: он нанял ему французских гувернеров, которые учили ребенка «всему понемногу». А впрочем, так воспитывались все дети петербургского высшего света.

Онегин стал «продуктом» такого воспитания. Он видел пример своего отца, знал, что ценится в высших кругах, что модно и похвально. Герой стремился всему этому соответствовать, что привело его к «опустошению» души, сплину и хандре.

Тема «отцов и детей» в романе продолжается в повествовании о семье Лариных. Особое внимание уделяется «женской половине» этой семьи: матери и двум дочерям – Татьяне и Ольге. Пушкин описывает «историю развития» матери Лариной. Она была влюблена в героев французских романов и искала похожие черты в своих поклонниках. Мать Татьяны была увлечена одним славным франтом, «игроком и гвардии сержантом». Но ее, против воли, выдали замуж за другого. Погоревав, женщина смирилась, занялась хозяйством и превратилась в провинциальную наседку, которую более всего на свете волновали припасы на зиму и здоровье детей.

Ольга, младшая сестра Татьяны, во всем пошла в мать. Она была такой же неглубокой, легкомысленной, ветреной, мечтала о нарядах и женихах. Мать в полной мере передала ей свои жизненные идеалы. Татьяна же была совершенно другой по своей природе, натуре: более глубокой, более серьезной, более духовной. Поэтому, с одной стороны, она казалась чужой в своей семье, но, с другой, влияние матери сказалось и на Татьяне – она тоже увлекалась французскими романами, грезила их героями, искала в каждом реальном человеке идеальные черты.

Тема «отцов и детей» продолжила свое развитие в романе И.А. Гончарова «Обломов». Именно в детстве героя, в его воспитании ищет писатель истоки его характера. Глава «Сон Обломова» раскрывает нам жизненный идеал Ильи Ильича, привитый с детства. Родители Обломова были патриархальные дворяне: всю жизнь прожили в своем имении, никуда не выезжая, заботились, прежде всего, об удовлетворении физиологических потребностей (чтобы было сыто, тепло, уютно), стремились совершать как можно меньше движений – и физических и душевных. Главной опорой Обломовых были слуги, выполнявших за своих господ буквально все.

О маленьком Илюше заботились, его любили, холили и лелеяли, но подавляли всякую самостоятельность и проявление воли. Обломов будто жил в ватном коконе, не видя и не зная реальной жизни. Поэтому неудивительно, что, приехав в Петербург, он не нашел себя и разочаровался в жизни. Обломов все время стремился в Обломовку своего детства, где все добры, щедры, спокойны, довольны жизнью, счастливы; где не знают, что такое забота, хлопоты, несчастье, горе.

Безусловно, тема «отцов и детей» становится ведущей в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Здесь этот вопрос из личностного, семейного перерастает в общественный, социально-политический. Тургенев трактует отношения «отцов и детей» как конфликт поколений, которые с трудом находят общий язык.

Хрестоматийный конфликт произведения разыгрывается между Павлом Петровичем Кирсановым, представителем либерального дворянства, и Евгением Базаровым, разночинцем-нигилистом. Базаров отрицает все ценности традиционной дворянской и вообще человеческой культуры, он стремится уничтожить все старое, чтобы последующие поколения строили новое. К Базарову присоединяется и племянник Павла Петровича, Аркадий. Но его увлечения нигилизмом отказывается преходящим: в итоге он возвращается к своим «корням», становится хорошим помещиком и семьянином.

Самым тяжелым конфликтом является пропасть, легшая между Базаровым и его родителями. Чувства Евгения к отцу и матери противоречивы. В порыве откровенности он признается, что любит своих родителей. Но в его словах очень часто сквозит презрение к «глупой жизни отцов».

К финалу своей жизни Базаров, пройдя через многие испытания, осознает истинный смысл жизни и истинные ценности. Тургенев развенчивает его теорию, показывая, что самое эффективное решение конфликта «отцов и детей» — преемственность поколений, построение нового на основе старого.


students-library.com

Тема отцов и детей в одноименном романе Тургенева Отцы и дети

Тема отцов и детей в одноименном романе Тургенева «Отцы и дети»

Автор: Тургенев И.С.

Проблема поколений – одна из важнейших проблем романа Тургенева «Отцы и дети». Каждое время оставляет свои отпечатки на разных людях, у каждого свои взгляды и мировоззрение, каждый считает, что в жизни он повидал многое, поэтому накопленный опыт может передать следующему поколению, которое считает, что эти взгляды совершенно не вписываются в рамки современной жизни, и не хотят повторять прошлое.

Николай Петрович Кирсанов является тем человеком, в жизни которого самую важную роль играют традиции и духовные ценности. Этот человек искренен, от него всегда веет душевной теплотой, он читает Пушкина, играет на виолончели. Он замечательный отец, который старался помочь сыну, передать ему свой опыт, и, главное, его любит Аркадий. Несмотря на то, что он придерживался позиции нигилиста – но истинным представителем этой социальной группы ему никогда не стать – он ценит своего отца, слушает его и дорожит этим человеком. Сама Николай Петрович во всем помогает сыну, поддерживает его в любых ситуациях. Между Николаем Петровичем и Аркадием практически никогда не бывает конфликтов, они уважают друг друга. Отец считал, что сын не одобрит его, если он женится на Фенечке, но Аркадий понял Николая Петровича и, конечно, одобрил поступок отца.

Базаров и его родители – разные люди. Когда Базаров приехал домой, он попросил отца и мать не мешать ему, когда он был за работой, но Евгений сделал это вовсе не из-за презрения к своим родителям, ему просто не нравилось, что за ним следят и ухаживают. Это был такой молодой человек, который не признавал родительской ласки. Но он любил отца и мать, он уважал их и заботился о них. Даже когда он болел, и к нему приехала Анна Сергеевна Одинцова, он попросил ее поухаживать за его родителями, потому что «таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать».

Базаров умер, этот человек практически никому не нужен, лишь только «часто приходят два уже дряхлые старика», которые любят своего сына, Их сердца наполнены воспоминаниями, но, потеряв своего единственного ребенка, они обрели пустоту в душе, которую надо очистить и омыть, и они заполняют пустоту слезами и молитвами…

mirznanii.com

Проблема отцов и детей в произведении И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Введение

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» был опубликован в 1862 году. Он сразу привлек внимание широких общественных кругов России и с тех пор продолжает вызывать несомненный интерес читателей остротой поставленных в нем вопросов, и актуальностью темы.

Популярность «Отцов и детей», очевидно, объясняется тем, что Тургеневу удалось в этом произведении поднять глубокие политические, философские и эстетические проблемы, запечатлеть реальные жизненные конфликты, раскрыть суть идейной борьбы между основными общественными силами в России конца 50-х – начала 60-х годов XIX века. В то время самым животрепещущим был вопрос об отмене крепостного права. В ходе подготовки реформы 1861 года четко выявились противоположные позиции либералов-дворян и революционных демократов-разночинцев.

Революционные демократы Чернышевский и Добролюбов ясно видели крепостнический характер готовящейся реформы. Прибегая к эзоповскому языку, они писали о революционной ситуации в России, призывали русский народ к «решительному делу». Либералы, напротив, возлагали на реформу большие надежды, считали ее действенным и чуть ли не единственным средством разрешения крестьянского вопроса. Подобным образом на реформу смотрел и Тургенев.

По своим убеждениям Тургенев был сторонником постепенного преобразования России. Противник всяких общественных взрывов, он не верил в перспективность идей революционной демократии. Но повседневные жизненные наблюдения убеждали его, что демократы − большая сила, проявившая себя во многих областях общественной деятельности. И как художник, откликавшийся на все крупные события современной ему эпохи, Тургенев почувствовал необходимость создать образ нового героя, способного сменить пассивных дворянских интеллигентов типа Рудина и Лаврецкого, время которых прошло. Такого нового героя − человека демократических убеждений, материалиста-естественника писатель поставил в центре романа «Отцы и дети» и стремился изобразить его существенные черты с предельной объективностью.

Роман Тургенева всколыхнул все слои русского общества. Полемика о нигилизме, об образе естественника, демократа Базарова продолжалась целое десятилетие на страницах почти всех журналов той поры.

Целью данной работы является выяснить проблемы отцов и детей в произведении И.С. Тургенева.

Для реализации цели были выдвинуты следующие задачи:

1) выяснить причины разобщенности отцов и детей;

2) обосновать конфликты поколений;

3) рассмотреть отношение И. С. Тургенева к героям его романа;

4) поговорить о преемственности поколений.

При решении данных задач были использованы типологический, сравнительно-сопоставительный и аналитический методы анализа.

Глава I.

1.1«Отцы» и «дети»

Проблема «отцов и детей» — это извечная проблема, возникающая перед людьми разных поколений. Жизненные принципы старших когда-то считались основой человеческого бытия, но они уходят в прошлое, и им на смену приходят новые жизненные идеалы, принадлежащие молодому поколению. Поколение «отцов» пытается сохранить все то, во что оно верило, чем жило всю свою жизнь, иногда не принимая новые убеждения молодых, стремится оставить все на своих местах, стремится к покою. «Дети» более прогрессивны, всегда в движении, хотят все перестроить, изменить, они не понимают пассивности старших. Этот конфликт приобретает общественно-психологическое значение. Задача установления равновесия во взглядах при столкновении «отцов» и «детей» сложна, а в некоторых случаях ее разрешить просто невозможно. Кто-то вступает в открытый конфликт со старшим поколением, обвиняя его в бездеятельности, в пустословии; кто-то, понимая необходимость мирного решения этой проблемы, уходит в сторону, предоставляя и себе, и другим право свободной реализации своих планов и идей.

Действие романа происходит в 1859 году. Раньше Базаров не мог появиться. Достижения 40-х годов XIX века подготовили его приход. На общество произвели сильное впечатление естественнонаучные открытия: закон сохранения энергии, клеточное строение организмов. Выяснилось, что все явления жизни можно свести к простейшим химическим и физическим процессам, выразить доступной и удобной формулой. Книга Фохта, та самая, которую Аркадий Кирсанов дает прочесть своему отцу — «Сила и материя» — учила: мозг выделяет мысль, как печень — желчь. Таким образом, сама высшая деятельность человека — мышление — оборачивалась физиологическим механизмом, который можно проследить и описать.

Тургенев не случайно ввел в роман эпизод, в котором Базаров анатомирует лягушек. Именно этот эпизод вызвал нападки и насмешки со стороны консервативных кругов русской критики. А между тем эти опыты — лишь обобщение реальных жизненных фактов. Создатель русской школы физиологов И.М. Сеченов, материалистический подход которого к явлениям природы формировался под непосредственным влиянием русских философов-шестидесятников, проделывал подобные опыты по исследованию мозга, что нашло отражение в его книге «Физиология нервной системы».

Однако в романе Тургенева речь шла не только о споре поколений, но и о разрыве связи времен, столь очевидном для писателя, когда смысл, однажды обретенный русской историей или русской культурой, не удерживается и не передается русским обществом от поколения к поколению. Поэтому конфликт в «Отцах и детях» носил откровенно трагический характер.

Тема «разобщенности поколений» начинает звучать с самых первых страниц романа. Но здесь она по преимуществу развивается «домашним» образом. Читатели становятся свидетелями встречи Николая Петровича Кирсанова с сыном Аркадием, молодым кандидатом, во время которой с заметной очевидностью наметился психологический диссонанс в их взаимоотношениях. Тем самым Тургенев хотел подчеркнуть, что существо конфликта отцов и детей заключается в самой природе вещей и обусловливается обычным ходом человеческой жизни.

Проблема отцовства — одна из важнейших, это проблема единства развития всего человечества. Только осознание человеком своих корней, своей глубокой духовной связи с прошлым дает ему будущее. Смена поколений  — процесс всегда непростой и небезболезненный. «Дети» принимают в наследство от «отцов» весь духовный опыт человечества. Разумеется, они не должны рабски копировать «отцов», необходимо творческое переосмысление их жизненного кредо — но переосмысление на основе уважения к принципам предков. В эпоху социальных потрясений такая переоценка ценностей новым поколением происходит гораздо более жестко и жестоко, чем это необходимо. И результаты всегда бывают трагичны: слишком многое в спешке утрачивается, слишком сложно эти пробелы восполнять.

Роман «Отцы и дети» начинается со встречи Николая Петровича со своим сыном Аркадием. Он прождал Аркадия на постоялом дворе около пяти часов. И все это время неотступно размышлял о нем. «Сын… кандидат… Ар-каша», — беспрестанно вертелось у него в голове; он пытался думать о чем-нибудь другом, и опять возвращались те же мысли». Тарантаса еще не было видно, но «его ухо уже ловило стук приближающихся колес». Заслышав их, Николай Петрович «вскочил и устремил глаза вдоль дороги». А когда «мелькнул» «знакомый очерк дорогого лица», отец не выдержал: «закричал», «побежал», «замахал руками». Он ластился к сыну, «умиленно» улыбался, суетился, с готовностью жал руку его «доброму приятелю». Уже в коляске по дороге домой Николай Петрович то и дело потрагивал Аркадия «то по плечу, то по колену», как бы не веря, что видит его перед собой. «Наконец!» — это слово, дважды им произнесенное, свидетельство того, с каким нетерпением он ожидал сегодняшнюю встречу. И даже то, что отец всего лишь «тихонько засмеялся» в ответ на звонкий поцелуй сына, как нельзя лучше передает силу переполнявших его чувств.

Однако уже через некоторое время Николай Петрович, как будто встревоженный чем-то в поведении Аркадия, начнет посматривать на него «сбоку». Это произойдет в тот момент, когда сын, словно застеснявшись собственного восторга от увиденных родных мест, вдруг неожиданно умолкнет и следом жестко оборвет не менее восторженные размышления отца относительно особого отношения человека к родине: «Ну, папаша, это все равно, где бы человек ни родился. — Однако… — Нет, это совершенно все равно». А еще через «полверсты» в тоне Аркадия появится некоторая развязность и та самая «снисходительная нежность» по отношению «к доброму и мягкому отцу», от которой Николай Петрович, чутко улавливающий перемены в сыне, испытает «внутреннее смущение».

Слушая покровительственные замечания Аркадия в свой адрес («Помилуй, папаша… как тебе не совестно»; «Полно, папаша, полно, сделай одолжение!..»), Кирсанов переживает нечто сродни боли или обиды («что-то кольнуло его в сердце»), возможно, сознавая всю неловкость возникшей ситуации. Однако «он тут же обвинил себя» наверняка в недостойном отца поведении, которого в первую очередь должна отличать жизненная мудрость, а стало быть, неспешность выводов.

И все же Николаю Петровичу становится больно, когда он сталкивается с какой-то душевной глухотой Аркадия. Несомненно, его ранит сыновняя бестактность в отношении Фенечки.

А молодой Кирсанов словно не замечает нервных жестов, неожиданных речевых пауз Николая Петровича, приступающего к рассказу о переменах в Марьине; не вслушивается в то, о чем говорит взрослый мужчина ему, юноше, и не задумывается, насколько трудно вести подобный откровенный разговор отцу с сыном. Хотя наверняка он тут же оправдывает сына в отношении себя его молодостью.

Мы становимся свидетелями драматической ситуации, в которой оказывается Николай Петрович, осознающий свое одиночество подле своего мальчика. Однако он не позволит себе обидеться на Аркадия. Напротив, его бескорыстная, самоотверженная любовь — единственный залог на гармонию во взаимоотношениях с повзрослевшим сыном и надежда на сыновнюю любовь к отцу.

Он поступает — «как должно», живет — «как заведено от веку». Усвоенные им традиции отцов и дедов создают некую схему человеческой жизни, которую каждый наполняет своим живым содержанием. Это так же старо и так же неисчерпаемо, как смена времен года, это залог вечного обновления жизни.

Как истово исполняет Николай Петрович свой долг отца. Доставив Аркадия в Петербург, остался с ним, чтобы сблизиться с соучениками сына, читает книги, которыми увлекается Аркадий. Николая Петровича волнует не только материальное благополучие сына. Он занимается его духовным развитием, делает все, чтобы понимать новые увлечения молодежи, следит за современной жизнью. У каждого молодого человека наступает период взросления, когда он стремится обрести себя, отвергнуть все былое во имя нового; когда жизнь, дела и верования отцов представляются наивными заблуждениями, а собственные мысли или идеи современных кумиров-ровесников кажутся высшими откровениями, истиной в последней инстанции. Это необходимый этап взросления, обретения себя. Необходимый — но очень тяжелый, именно в этот момент отношения с родителями особо напряжены, доходят до полного взаимонепонимания, взаимоотрицания. К этому-то периоду и готовится исподволь мудрый Николай Петрович. Он как бы заново переживает с сыном этот трудный возраст, готовясь достойно встретить грядущие сложности, чтобы не оттолкнуть Аркадия в слепой обиде на чужую молодость, поддержать его, помочь вернуться.

Николай Петрович немыслим вне семьи. Он умел быть прекрасным мужем своей Машеньке, он стал мудрым и любящим отцом Аркадию. Любя и почитая брата, Николай Петрович ни на йоту не поддается его влиянию, идя своим собственным путем. Он достойно ведет себя в трудной ситуации, определяя отношения с Фенечкой. Поздняя его любовь к простой девушке несовместима с аристократическими понятиями Павла Петровича. Оберегая «принсипы» брата, Николай Петрович не женился на Фенечке, но построил жизнь так, что и она, и Митя чувствуют неустанную заботу любящего мужа и отца. С радостью и облегчением исполнит Николай Петрович свой долг — вступит в законный брак с Фенечкой, когда поймет, что брата Павла это не оскорбит.

В образе мягкого, гуманного Николая Петровича Тургенев отразил характерные для умеренных либералов реформизм, стремление приспособиться к демократии, «к новым условиям жизни». Николай Петрович, не в пример своему брату, очень тепло и приветливо встречает Базарова. Подслушав слова последнего о себе, будто он «человек отставной» и «его песенка спета», Николай Петрович с горечью готов согласиться с таким приговором: «Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел, так что даже меня во всей губернии красным величают; читаю, учусь, вообще стараюсь стать в уровень с современными требованиями, — а они говорят, что песенка моя спета. Да что, брат, я сам начинаю думать, что она точно спета».

Традиции, устои — великая сила. Такие люди, как Николай Петрович, и осуществляют связь поколений; именно они связывают воедино прошлое и будущее, ибо в любую эпоху умеют достойно прожить свою незаметную жизнь, сохранив здоровые корни, передав своим детям простые и мудрые жизненные принципы.

Глава II.

2.1 Конфликт поколений

В романе оказались лицом к лицу люди 40-х и 60-х годов. Именно принадлежность к разным временным эпохам стала источником конфликта между Павлом Петровичем Кирсановым и Евгением Базаровым. В их противостоянии, по сути, обозначилось противостояние двух исторических эпох.

40-е годы были временем дворян-либералов. Тогда «слово «либерал», — отмечает Тургенев, — означало протест против всего темного и притеснительного. Оно означало уважение к науке и образованию, любовь к поэзии и художеству и, наконец, пуще всего любовь к народу, который, находясь еще под гнетом крепостного бесправия, нуждался в деятельной помощи своих счастливых сынов. Либерально настроенных людей, исполненных веры в науку, прогресс, гуманность, цивилизацию, нередко называли «идеалистами», «романтиками». В обществе этих лет все надежды возлагались на духовные ценности, составляющие внутреннее достояние личности, среди них  — любовь, сострадание, гуманность, чувство чести, достоинства…

40-е годы — это время Т. Н. Грановского, Н. В. Станкевича, А. И. Герцена, И. С. Тургенева, братьев Кирсановых… Кстати, подобно Тургеневу, Николай Петрович закончил Петербургский университет и «вышел… кандидатом». Как и Тургенев, он мог оказаться в Париже, если бы не 1848 год, свидетелем которого, как известно, стал писатель. Как Тургенев, Николай Петрович любит Пушкина, музыку. Словом, это люди одной крови. И Павел Петрович для автора не только воплощение comme il faut (как подобает) и олицетворение гвардейско-дворянского идеала, но человек с глубоким внутренним содержанием, способный принести свое большое честолюбие и все важные карьерные соображения в жертву всепоглощающей страсти и вместе с потерей любимой женщины утратить всякий смысл существования.

Как видим, за героями-дворянами в романе Тургенева стоит исторически сформированная культурная традиция, обусловившая вполне определенный тип духовности с его нормами и ценностями, — то, что мы называем дворянским аристократизмом.

В русской общественной жизни 60-х годов появляется новая социальная группа — разночинская интеллигенция, состоявшая из образованных молодых людей разного социального происхождения (большей частью выходцев из церковной и мелкобуржуазной среды), отказавшихся от своих социальных корней и исповедовавших идею борьбы с существующим порядком вещей и теми, кто его олицетворяет.

В этом смысле главной «мишенью» для молодого, напористого поколения разночинцев стало аристократическое дворянство. Они отказались видеть в аристократизме высшую форму тогдашней культуры.

Ассоциируя дворянский аристократизм с социальными последствиями крепостнической системы: нищетой и бесправием народа, отсутствием общественных прав человека… разночинцы категорически не принимали всего того, что было с ним связано, вплоть до аристократической манеры одеваться, поведения в обществе. Вот почему так претят тургеневскому Базарову ухоженные ногти, аккуратно выбритый подбородок и «каменные» воротнички Павла Петровича.

В качестве идейного противостояния аристократизму разночинная молодость культивировала в себе отсутствие благовоспитанности, неотесанность, грубость, небрежность и даже неопрятность в одежде, неухоженные руки, обкусанные ногти. Отсюда длинный балахон с кистями, красные руки, дешевый табак, развязность поведения Базарова — это все идеологические знаки в портрете шестидесятника.

В «Отцах и детях» достоверно изображена обнаруживавшаяся в условиях общественного подъема дряблость, беспомощность русского либерального дворянства, бесплодность его реформаторской деятельности. Павел Петрович Кирсанов воплощает в себе некоторые черты, весьма характерные для тех дворянских интеллигентов, которые в 60-е годы уже расстались со своими былыми либеральными иллюзиями и перешли на консервативные позиции.

Тургенев подвергает критике систему взглядов Павла Петровича, его принципы и убеждения. Вся его жизнь была служением устарелым принципам. «Мы, люди старого века, мы полагаем, что без принсипов… принятых как ты говоришь, на веру, шагу ступить, дохнуть нельзя» — таково глубокое убеждение Павла Петровича. В принцип возводит он многоречивую проповедь прогресса, конституции, гласности, «политических свобод»; однако проповедь эта, по сути, была фальшивой игрой в демократизм. Павел Кирсанов спорит с Базаровым о «народной сущности», толкует о крестьянах, даже «всегда вступается за крестьян; правда, говоря с ними, он морщится и нюхает одеколон»… К «принсипам» Павла Петровича относится и его аристократизм на английский манер и слепое поклонение всему английскому. Как идеалист и эстет, Павел Петрович открыто ненавидит материалистические идеи.

Несколько комично Тургенев дает портрет Павла Петровича. Конечно, нет ничего смешного в собранности, подтянутости Павла Петровича, в его со вкусом подобранных костюмах и стремлении принимать определенную пищу в определенное время. Это комично лишь потому, что таким мелочам быта придается первостепенное значение, потому, что так живет не светский лев, а одинокий провинциал, окруженный крестьянами и дворовыми. Сама по себе дуэль для Павла Петровича естественна. Комично, что проводится она столь ненатурально: противник — плебей (сын лекаря, разночинец!), секундант — единственный на двоих, и тот камердинер, умирающий от страха Петр.

В образе Базарова автор решил воплотить типичные для 60-х годов черты естествоиспытателя-материалиста.

Если в философских и политических взглядах Базарова отчасти отражено мировоззрение Чернышевского, Добролюбова, Писарева, то естественнонаучные взгляды героя во многом перекликаются со взглядами выдающихся русских естественников-материалистов, деятельность которых писатель тщательно изучал.

Базаров – экспериментатор Он в такой же мере враг абстрактной, оторванной от жизни науки, как и идеалистической, умозрительной философии.

В противовес абстрактной науке, он ратует за науку прикладную, конкретную. Базаров иронизирует над врачебной деятельностью своего отца, так как она базируется на устарелых медицинских системах. Он критикует ту науку, которая не обоснована опытом, а значит, отстала от жизни. Базаров борется за освобождение научной мысли от мертвящей косности и рутины, от заплесневелых традиций. Он признает одну медицину, которая, как кажется ему, близка к материализму.

Писарев в своих статьях особо подчеркивал, что Базаровы были тружениками науки, деятельными и неутомимыми в своих научных исканиях. Экспериментируя над кроликами и лягушками, они обнаруживали закономерности развития организмов и в конечном счете совершали поистине великие открытия. Так была создана клеточная теория, так открывали научные законы Чарлз Дарвин, химик A.M. Бутлеров.

Поставив в центре романа человека из демократического лагеря и признавая его силу и значение, Тургенев, однако, не мог ему симпатизировать во всем. Он наделил своего героя нигилистическим отношением к искусству и ясно дал почувствовать, что не разделяет его эстетических взглядов. Базаров отрицает искусство потому, что оно в 50 — 60-х годах несправедливо было поставлено некоторыми поэтами и критиками выше тех насущных гражданских, политических задач, которые следовало разрешить в первую очередь. Ко времени выхода в свет тургеневского романа на страницах либеральных журналов наблюдались попытки эстетов приостановить усилившуюся тягу молодежи к научным и политическим вопросам и направить ее интересы в область «чистого искусства».

Гордое одиночество героя, его жертвенная готовность своим трудом расчистить место будущим поколениям, его мужественное сопротивление смерти — все это придавало ему оттенок трагического величия. С другой стороны, общественное одиночество, помноженное на случайные личные неудачи, привело героя к философскому пессимизму, который писатель, не видящий радужных перспектив развития этого общественного типа, склонен был сильно преувеличивать.

Следовательно, не желанием оклеветать молодежь 60-х годов, а либеральным представлением о перспективах исторического развития объяснялся тот факт, что Базаров был задуман как лицо трагическое, фигура, обреченная в конечном счете.

В письме К.К. Случевскому от 14 (26) апреля 1862 года Тургенев писал: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — и все-таки обреченная на погибель — потому что она все-таки стоит в преддверии будущего…».

Тургенев с первых страниц романа стремится показать взаимное неприятие сторон, старого и нового поколений. Например, не только Базаров не спешит поприветствовать отца Аркадия — «не сразу» подал ему руку. Павел Петрович при встрече с гостем вообще руки «не подал и даже положил ее обратно в карман».

Обе стороны подчеркнуто невежливы в оценках друг друга. «Этот волосатый?» — таков первый отзыв о Базарове Павла Петровича. Базаров также не скупится на характеристики, называя дядю Аркадия «архаическим явлением», а Николая Петровича «отставным человеком».

Откровенное пренебрежение звучит в вопросе Павла Петровича о Базарове, обращенном к племяннику: «Ну, а сам господин Базаров собственно что такое?» — как будто речь идет о неодушевленном предмете.

Речь Павла Петровича насыщена словами сословно-помещичьего жаргона. Это выражения — формулы аристократической вежливости: «позвольте полюбопытствовать», «приличествует», «не имею чести знать», «не угодно ли пожаловать?». Их часто употребляли представители дворянской верхушки, считая это признаком изысканного и учтивого тона. В речи Павла Петровича много иностранных слов и выражений.

В необыкновенно остром диалоге раскрывается и основной конфликт Базарова с Аркадием Кирсановым (XXVI глава). «Ваш брат дворянин, — говорит Базаров Аркадию, — дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь — и уж воображаете себя молодцами, — а мы драться хотим». Это место романа не случайно привлекло внимание крупнейшего исследователя творчества Тургенева — Н.Л. Бродского, который считал, что «сцена прощания Базарова с Аркадием — это исторически точное воспроизведение разрыва двух общественных классов накануне «крестьянской реформы».

В тургеневском романе очевидны аристократическая спесь Кирсанова («лекарский сын», а «не робеет»), и болезненное самолюбие разночинцев («Дрянь, аристократишка»).

Глава III.

3.1 Встреча с Анной Сергеевной

В «Отцах и детях» общественные коллизии сочетаются с любовной интригой. Правда, интрига как бы отодвигается на второй план и компактна укладывается в пяти главах, — но роль ее для характеристики главного героя от этого не уменьшается.

Базаров в романе претерпевает эволюцию. До середины роман, где происходит знакомство его с Одинцовой, Базаров – человек трезво и глубокого ума, уверенный в своих силах и в том деле, которому он себя посвятил, лишенный скептицизма, пессимизма, гордый, целеустремленный и обладающий способностью влиять на других людей и даже подавлять некоторых своими знаниями, логикой и волей. Но как только начина развиваться отношения Базарова с Одинцовой, Тургенев отдельными штрихами намекает на изменения, которые претерпевает герой. Свое нарастающее чувство Базаров сначала прикрывает небрежными репликами об Одинцовой: «На остальных баб не похожа», «В тихом омуте…», «У ней такие плечи, каких я не видывал давно», затем вдруг чувствует, что конфузится, и ему делается досадно. Но, превозмогая себя и храбрясь, он говорит преувеличенно развязно, далее ловит себя на том, что он, против обыкновения, довольно много говорит. Он даже краснея при расставании с Одинцовой, но и здесь скрывает свое внутреннее смущение под маской иронии и развязности.

Он столкнулся с силой посерьёзнее Павла Петровича. И эта сила — любовь. Трагедия этой любви не только в том, что она осталась безответной. До встречи с Анной Сергеевной любовь была одним из красивых «слов», герой иронически называл её «романтизмом», «дурью», «художеством».

Но вот «несчастье» случилось с Базаровым, и отношения с Одинцовой «не сложились».

Уклад резко враждебен Базарову и в его любви к Одинцовой. В книге это настойчиво подчеркивается — даже простым повторением буквально одних и тех же слов. «На что вам латинские названия? — спросил Базаров. — Во всем нужен порядок, — отвечала она». И далее еще более внятно описывается «порядок, который она завела у себя в доме и в жизни. Она строго его придерживалась и заставляла других ему покоряться. Все в течение дня совершалось в известную пору… Базарову не нравилась эта размеренная несколько торжественная правильность ежедневной жизни; «как по рельсам катишься», — уверял он».

Одинцову же пугает размах и неуправляемость Базарова, и худшим обвинением в ее устах звучат слова: «Я начинаю подозревать, что вы склонны к преувеличению».

Трагедия любви Базарова к Анне Сергеевне Одинцовой не в холодном, рассудочном характере этой женщины, а в неспособности Базарова ни создать дом, ни жить в нем. Так же, как ему не дано стать отцом, не дано ему и быть сыном — эти явления слишком взаимосвязанные. Потому и не получается у него диалог с отцом.

В шестнадцатой главе при прощании с Аркадием Базаров говорит: «…ты поступил умно; для нашей горькой, терпкой бобыльной жизни ты не создан». «А ты поскорее женись; да своим гнездом обзаведись, да наделай детей побольше.» «…галка самая почтенная, семейная птица… Тебе пример!..» И ведь только глухой не услышит в этих то добрых, то иронических словах Евгения безнадежной тоски о том, что ему не дано: быть отцом, обрести семейство, дом.

До встречи с Одинцовой главным конфликт в романе внешний — противостояние Базарова и Павла Петровича Кирсанова. После встречи конфликт назревает в душе главного героя. Он, отрицавший любовь, также бессилен с ней бороться, как в финале романа будет бессилен бороться со смертью: «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!»

Вся его жизнь строилась как бесконечный поединок: весь мир – и его отрицание этого мира. Но и любовь, как смерть, нельзя отрицать: «она тебя отрицает». И, прежде уверенный в себе, гордящийся тем, что он «самоломанный», Базаров теряет свою былую цельность, утрачивает самоуверенность.

Любовь к Одинцовой — начало трагического возмездия заносчивому Базарову: она раскалывает душу героя на две половины. Отныне в нем живут и действуют два человека. Один из них — убежденный противник романтических чувств, отрицающий духовные основы любви. Другой — страстно и одухотворенно любящий человек, столкнувшийся с подлинным таинством этого чувства: «…он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость».

С уходом из жизни связано разрешение конфликта в душе героя. Это смерть, который осознает свою силу, — этим еще раз подчеркивается трагичность его образа. Перед уходом из жизни в душе Базарова наступает некое примирение, он перестает скрывать свои чувства и изменения во взглядах, он показывает свое истинное отношение к людям, нежную любовь к родителям.

Заключение

Литературные критики признали роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» одним из центральных явлений во всей русской жизни 60-х годов XIX века. И действительно, ни в одном произведении Тургенева так полно не отразились существенные черты передового человека эпохи, не воплотились споры по поводу острейших вопросов философии, науки, политики, искусства. Поэтому «Отцы и дети» и сейчас продолжают волновать умы и сердца читателей.

Тургенев изучил извечную проблему «отцов и детей» с позиций своего времени, своей жизни. Он сам относился к плеяде «отцов» и хотя симпатии автора на стороне Базарова, выступал за человеколюбие и развитие духовного начала в людях. Включив в повествование описание природы, испытывая Базарова любовью, автор незаметно включается в спор со своим героем, во многом с ним не соглашаясь.

Проблема «отцов и детей» актуальна в наши дни. Она остро встает перед людьми, которые принадлежат к разным поколениям. «Дети», открыто выступающие против поколения «отцов», должны помнить, что лишь терпимость друг к другу, взаимное уважение помогут избежать серьезных столкновений.

Столкновение «отцов» и «детей», которое происходило, происходит и будет происходить, не могло не отразиться в творчестве русских писателей. Каждый из них по-разному разрешает эту проблему в своих произведениях.

Тема романа «Отцы и дети» актуальна во все времена, не изжила она себя и в наше время. Молодое поколение, шагнув на такую ступень развития, когда может самостоятельно оценивать события, происхо­дящие вокруг, когда может делать самостоятельные выводы и когда может изменять что-то в жизни, перечеркивает и отрицает сделанное старшим поколением. Старшие теряют авторитет и власть над молодыми, но не хотят этого признавать…

Поэтому необходимо,  чтобы мир был так устроен, что «молодость» и «старость» в нем вза­имно уравновешивают друг друга: старость сдерживает порывы неопытной юности, молодость преодолевает чрезмерную осторожность и консерватизм стариков, подталкивает жизнь вперед. Такова идеальная гармония бытия и в представлении Тургенева

Библиография

1.    Тургенев И.С. Отцы и дети: Роман / Статья Д.И. Писарева «Базаров» Послесловие П.Г. Пустовойта. – М.: Просвещение, 2009.

2.    Пустовойт П.Г. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». – М.: Просвещение, 2010.

3.    Недзвецкий В.А., Пустовойт П.Г., Полтавец Е.Ю. И.С. Тургенев. «Записки охотника», «Ася», «Отцы и дети»: В помощь старшеклассникам, абитуриентам, преподавателям. – М.: Издательство МГУ, 2005.

4.    Монахова О., Стишова М. русская литература XIX века. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007.

5.    Бялый Г.Р. Роман Тургенева «Отцы и дети». – Ленинград: Издательство «Художественная литература», 1968.

moireferat.blogspot.com

Тема «отцов и детей» в произведениях отечественной классики XIX века » Шпоры для студентов

Тема взаимоотношений «отцов и детей» — вечная тема в мировой и русской литературе. В произведениях русских писателей XIX века она получила широкое развитие.

Так, в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» тема «отцов и детей» трактуется, прежде всего, как тема воспитания. Отец главного героя романа Онегина был петербургский повеса, блестящий военный и блестящий игрок. Он вел привычную для его круга разгульную жизнь «долгами» и мало обращал внимания на своего ребенка. Впрочем, отец, как мог, позаботился о воспитании своего сына: он нанял ему французских гувернеров, которые учили ребенка «всему понемногу». А впрочем, так воспитывались все дети петербургского высшего света.

Онегин стал «продуктом» такого воспитания. Он видел пример своего отца, знал, что ценится в высших кругах, что модно и похвально. Герой стремился всему этому соответствовать, что привело его к «опустошению» души, сплину и хандре.

Тема «отцов и детей» в романе продолжается в повествовании о семье Лариных. Особое внимание уделяется «женской половине» этой семьи: матери и двум дочерям – Татьяне и Ольге. Пушкин описывает «историю развития» матери Лариной. Она была влюблена в героев французских романов и искала похожие черты в своих поклонниках. Мать Татьяны была увлечена одним славным франтом, «игроком и гвардии сержантом». Но ее, против воли, выдали замуж за другого. Погоревав, женщина смирилась, занялась хозяйством и превратилась в провинциальную наседку, которую более всего на свете волновали припасы на зиму и здоровье детей.

Ольга, младшая сестра Татьяны, во всем пошла в мать. Она была такой же неглубокой, легкомысленной, ветреной, мечтала о нарядах и женихах. Мать в полной мере передала ей свои жизненные идеалы. Татьяна же была совершенно другой по своей природе, натуре: более глубокой, более серьезной, более духовной. Поэтому, с одной стороны, она казалась чужой в своей семье, но, с другой, влияние матери сказалось и на Татьяне – она тоже увлекалась французскими романами, грезила их героями, искала в каждом реальном человеке идеальные черты.

Тема «отцов и детей» продолжила свое развитие в романе И. А. Гончарова «Обломов». Именно в детстве героя, в его воспитании ищет писатель истоки его характера. Глава «Сон Обломова» раскрывает нам жизненный идеал Ильи Ильича, привитый с детства. Родители Обломова были патриархальные дворяне: всю жизнь прожили в своем имении, никуда не выезжая, заботились, прежде всего, об удовлетворении физиологических потребностей (чтобы было сыто, тепло, уютно), стремились совершать как можно меньше движений – и физических и душевных. Главной опорой Обломовых были слуги, выполнявших за своих господ буквально все.

О маленьком Илюше заботились, его любили, холили и лелеяли, но подавляли всякую самостоятельность и проявление воли. Обломов будто жил в ватном коконе, не видя и не зная реальной жизни. Поэтому неудивительно, что, приехав в Петербург, он не нашел себя и разочаровался в жизни. Обломов все время стремился в Обломовку своего детства, где все добры, щедры, спокойны, довольны жизнью, счастливы; где не знают, что такое забота, хлопоты, несчастье, горе.

Безусловно, тема «отцов и детей» становится ведущей в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Здесь этот вопрос из личностного, семейного перерастает в общественный, социально-политический. Тургенев трактует отношения «отцов и детей» как конфликт поколений, которые с трудом находят общий язык.

Хрестоматийный конфликт произведения разыгрывается между Павлом Петровичем Кирсановым, представителем либерального дворянства, и Евгением Базаровым, разночинцем-нигилистом. Базаров отрицает все ценности традиционной дворянской и вообще человеческой культуры, он стремится уничтожить все старое, чтобы последующие поколения строили новое. К Базарову присоединяется и племянник Павла Петровича, Аркадий. Но его увлечения нигилизмом отказывается преходящим: в итоге он возвращается к своим «корням», становится хорошим помещиком и семьянином.

Самым тяжелым конфликтом является пропасть, легшая между Базаровым и его родителями. Чувства Евгения к отцу и матери противоречивы. В порыве откровенности он признается, что любит своих родителей. Но в его словах очень часто сквозит презрение к «глупой жизни отцов».

К финалу своей жизни Базаров, пройдя через многие испытания, осознает истинный смысл жизни и истинные ценности. Тургенев развенчивает его теорию, показывая, что самое эффективное решение конфликта «отцов и детей» — преемственность поколений, построение нового на основе старого.

shporiforall.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *