Тема идея текста – Методическая разработка урока по литературе «Идея текста»

Методическая разработка урока по литературе «Идея текста»

Разделы: Начальная школа

Класс:


Цели:

  • Учиться анализировать текст.
  • Научиться понимать и формулировать идею текста: рассказа и стихотворения.
  • Развивать умение отличать лирические произведения от прозы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

(Приложение. Слайд 1)

– Прочитайте тему. Какие вопросы возникают?

– Что такое идея?
– Какой текст будем читать?
– Как понять идею текста?
– Как её сформулировать?)

– Поставив данные вопросы, мы сформулировали цели сегодняшнего занятия. Ответив на них, мы получим желаемый результат.

Что такое идея текста?

– Текст создан с определённой целью.
– Н.Носов написал рассказ «Мишкина каша» С какой целью? (Для того, чтобы позабавить, насмешить и научить, как надо и не надо поступать).
– С. Есенин написал свое стихотворение «Береза». Как вы думаете, что волновало автора, когда он писал стихотворение? Что он хотел показать? (Хотел показать красоту зимней природы).
– Вы знакомы с творчеством И.А. Крылова. С какой целью он писал басни? (В баснях есть нравоучение, она указывает на пороки, заставляет человека находить их в себе и пытаться от них избавиться, чтобы не оказаться в таком же глупом положении, как герои басни.)

(Приложение. Слайд 2)

Идея это главная мысль текста, которая волнует автора. То, для чего он создан. Проблема, о которой он хочет говорить.

Поговорим о тексте.

– Раскрывая свою задумку, автор может использовать различные жанры художественных произведений.

(Приложение. Слайд 3)

– Если идея текста выражена через события, действия, взаимоотношения героев, то это прозаические произведения или проза. Какие прозаические жанры вы знаете? (Рассказ, повесть, сказка, басня.)
– Если главная мысль выражена через внутреннее состояние, эмоции, чувства, то это лирический жанр или лирика. Какие лирические произведения вы знаете? (Стихотворение, поэма.)
– Как называют тех авторов, кто пишет большей частью стихи? (Поэтами.)
Кто предпочитает прозу? (Писателями.)

(Приложение

. Слайд 4)

– Какой текст может быть по объему? (Одно предложение, несколько предложений, целая книга)
– Приведите примеры текстов, состоящих из 1 предложения. (Афоризм, пословица, загадка)
– Какое слово вам не понятно? Где можно узнать его значение? (В словаре.)
– Какие словари вы знаете?
– Вот «Словарь русского языка» Ожегова С.И. Найдите в словаре значение слова «афоризм».

(Приложение. Слайд 5)

– К какому виду устного народного творчества близки афоризмы? (К пословицам.)
– Чем отличаются? (У афоризмов есть автор, а пословицы – это творчество народа.)
– Прочитайте пословицу: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
– О чем текст? (О труде).
– Какова идея? (Чтобы что-то получить, надо приложить усилия, потрудиться).


– Легко было понять идею? Всегда ли так?

Как понять идею текста? (Надо его исследовать, проанализировать.)

(Приложение. Слайд 6)

– Обратимся к рабочей страничке.

Учитель читает текст № 1

Старик моряк говорил о море.
– Море бывает щедрым, – сказал он.
– Бывает жесткосердным, – сказал он.
– Море бывает разным, – сказал он.
– Чистым бывает и грязным, – сказал он.
– Таинственным и раскрытым,
Могучим, ворчливым, сердитым…
Море – как человек!

(Расул Рза)

– Кто рассказчик? (Он, старик, моряк)
– Какое бывает море? Прочитайте красочные определения, которые создают образ моря.
– Почему рассказчик нашел так много эпитетов о море?

(Много прожил, мудрый, опытный, он моряк, знает о море не понаслышке)
– Докажите, что море может быть щедрым. (Отдых, соленая вода, воздух морской, рыба, водоросли, морская капуста; красоту моря изображали художники – маринисты; одним из таких является Айвазовский).

(Приложение. Слайд 7)

– Докажите, что море может быть таинственным. (В глубинах много неразгаданных тайн, много сложено легенд о море, русалки, сирены).
– Почему жестокосердным? (Море как живое существо с жестоким сердцем. Оно губит суда, людей).
– Так какое море? Что самое главное хотел сказать старик о море?
– Можно ли в тексте найти предложения, в которых уже сформулирована идея стихотворения? (Море разное, как человек).

– Прочитайте текст № 2 (подготовленный ученик).

Яблоко

С возу яблоко упало
И, как водится, пропало,
Потому что не попало,
Ни в повидло, ни в компот.
Хорошо, что не попало,
Превосходно, что пропало,
расчудесно, что упало,
Видишь – яблоня растет!

(В.Левановский)

Беседа по содержанию.

– Почему яблоко пропало? (Не попало в компот или повидло.)
– То есть,одно яблоко кому бы принесло пользу? (Одному человеку, семье)
– Какую пользу? (Оно вкуснее, в нём много витаминов, им можно утолить голод).
– Яблоко им не досталось. Это потеря для них? (Да)
– Это большая потеря?

(Нет. Маленькая).
– А что случилось с яблоком? Из него выросла целая яблоня.
– Почему это хорошо, превосходно, расчудесно. (Потому что много яблок и всем хорошо.)
– Надо ли огорчаться, что яблоко пропало?
– Какова идея стихотворения?

Идея: не надо огорчаться из-за маленьких потерь, а надо радоваться, если своя потеря оборачивается чем-то хорошим для других людей.

Какие ключевые слова помогают понять идею? (Превосходно, расчудесно.)
– Прочитайте стихотворение. Попытайтесь интонацией, голосом, темпом передать идею стихотворения.

Выразительное чтение

– Как же мы поняли главную мысль, идею? (Исследовали текст.)
– Как сформулировали?

Физминутка

– Прочитайте текст № 3

Ребят таёжного посёлка, перегонявших скот на летнюю пастьбу, потрясла одна встреча. Стадо вспугнуло глухарку, и птица бегала кругами по бугорку с распущенными крыльями. Она пыталась и никак не могла взлететь. Посреди просеки ребята нашли гнездо с четырьмя почти горячими яйцами. Видно, на гнезде мать сидела, распустив крылья, прикрывая своих будущих детей, и крылья закостенели от неподвижности. Когда глухарка, наконец, взлетела, все увидели, что живот у нее голый. Пух она выщипала сама, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птенцам.

– Объясните значение слов: таёжный посёлок, глухарка.
– О чём текст? Определите тему.
– Можете ли сразу сказать идею текста? Что для этого нужно сделать?
– Давайте анализировать, исследовать текст.

(Приложение. Слайд 8)

1. Ребят таежного села, перегонявших скот на летнюю пастьбу, потрясла одна встреча. Какая встреча? С кем? Чем эта встреча их потрясла? (много предположений. Лучше ничего не предполагать)
2. Стадо испугало глухарку, и птица бегала кругами по бугорку с распущенными крыльями. Так… значит, ребята встретились с глухаркой. На второй вопрос ответа нет. Еще один вопрос. Почему она бегала по бугорку? (Может отвлекала от гнезда?)
3. Она пыталась и никак не могла взлететь. Вот почему она бегала по бугорку. Почему она не могла взлететь? (может была ранена?)
(Приложение
. Слайд 9)

4. Посреди просеки ребята нашли гнездо с четырьмя почти горячими яйцами.

Подтвердилось, что она отвлекала от гнезда. Но почему не могла взлететь?
5. Видно, на гнезде мать сидела, распустив крылья, прикрывая своих будущих детей, и крылья закостенели от неподвижности. Теперь ясно, почему она не могла взлететь.
(Приложение. Слайд 10)

6. Когда глухарка, наконец, взлетела, все увидели, что живот у нее голый.

Почему у нее голый живот? (Перья могли вылезти от долгого сидения на гнезде. Во-вторых, выщипать нарочно, чтобы прикрыть яйца, когда уйдет. В-третьих, выщипала нарочно, чтобы теплом своего тела согреть яйца.)
7. Пух она выщипала сама, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птенцам.
 

– Значит, пух она выщипала сама. Для чего? (Чтобы согреть своим теплом яйца).
– Почему? (Она мать, а это ее дети).
– Чем потрясла ребят встреча с глухаркой? (Она сама выщипала себе перья, чтобы согреть своих птенцов. Силой материнской любви).
– Для чего написан текст? Какова идея? (Показать силу материнской любви).
– Придумайте заголовок текста. Помните, что заглавие может отражать тему текста. Но более глубоким, Ёмким, а следовательно и более удачным будет заголовок, который отражает идею текста.
– Сила материнской любви.

Домашнее задание: сформулировать идею афоризма Людвига Берна «Без многого может обходиться человек, но только не без человека», опираясь на знания, которые вы получили сегодня.

(Приложение. Слайд 11)

16.03.2010

urok.1sept.ru

Тема и главная мысль текста. Видеоурок. Русский язык 2 Класс

Выяснив, что такое текст, мы научимся определять его тему и узнаем, что такое основная мысль текста, а также как заголовки отражают тему текста и основную мысль.

Текст – это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу.

Тема текста – это то, о ком или о чем говорится в тексте. Предложения в тексте объединены одной темой.  

Прочитать текст и определить его тему:

«Гусята очень быстро растут. Их не надо обучать кашу есть. Не надо учить плавать. Они самостоятельные».

Э. Шим

Проверим: о ком говорится в тексте? – о гусятах. Все предложения связаны одной темой.

Прочитать текст и определить, все ли предложения в нем соответствуют теме текста.

«У каждого ручья свой голос – один шепчет, другой громко кричит. Все они спешат к реке. Хочешь узнать тайну ручейка – сядь у речки и послушай».

По Н. Садкову

В данном тексте рассказывается о ручьях: в первом предложении говорится, какие бывают ручьи, во втором – куда они спешат, в третьем – как разгадать тайну ручейка.

Мы видим, что все предложения соответствуют теме «ручьи».

Прочитать текст и из предложенных предложений выбрать то, которое называет тему данного текста.

«Был жаркий день. В саду под скамейкой спала собака Жучка. Леня взял палку и стал дразнить собаку. Жучка зарычала и бросилась на мальчика. Леня побежал, но Жучка успела укусить его. Леня заплакал».

Предложенные темы:

  1. Был жаркий день.
  2. Леня.
  3. Жучка.
  4. Леня и собака Жучка.

Вариант «Леня и собака Жучка» более полно определяет тему, то есть называет то, о ком идет речь в тексте.

У каждого текста есть автор, который через текст обращается к читателям, чтобы донести нужную информацию. Основная мысль – то главное, что хотел сказать автор этим текстом.

Определить тему и основную мысль текста:

«Букварь помогает первокласснику быстро выучить буквы. Читая букварь, ребята узнают много нового и интересного. После букваря школьники начинают хорошо читать другие книги».

Тема – букварь.

Основная мысль: «Букварь – важная и нужная книга».

Иногда в тексте есть предложение, в котором и заключена основная мысль.

Определить тему и предложение, в котором заключена основная мысль:

«Банановые пальмы – это трава. Язык не поворачивается сказать это, когда видишь огромные листья над головой. Целый лес с прохладной тенью. Но все-таки это трава. Гигантская трава, трава великанов, но трава».

В. Абдулова

Тема – банановые пальмы. Основная мысль заключена в первом предложении: именно о том, что «банановые пальмы – это трава», и хотел рассказать автор.

Прочитать текст, назвать его тему и основную мысль:

«Скворцы прилетели в марте. Они устроились в дупле березы. Птицы работали весь день. Скворцы носили в гнездо перья, траву, сухой мох. Вечером они садились на ветку и пели. Берегите скворцов, они наши друзья».

Тема – скворцы, основная мысль – берегите скворцов, они наши друзья.

Каждый текст имеет название, заголовок, который указывает на то, о чем пойдет речь в этом тексте. Текст можно озаглавить.

Задание

Прочитать текст, выяснить, о чем говорится в тексте, выбрать наиболее удачный заголовок.

«Лисичка зимой мышкует – мышей ловит. Она вступает на пенек, чтобы подальше было видно, и слушает, и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где снег чуть-чуть шевельнется. Услышит, заметит – кинется. Готово: попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице!»

Е. Чарушин

О чем говорится в тексте? О том, как лиса охотится на мышей.

Варианты:

  1. Лиса.
  2. Пушистая охотница.
  3. Лиса и мыши.

Самый удачный вариант – пушистая охотница.

Заголовок может отражать тему текста или его основную мысль.

Задание

Прочитать текст, определить какой из заголовков отражает тему текста, а какой – основную мысль.

«Каждый слабый сам для кого-то сильный. Филин сильнее ежа, ежик сильнее гадюки, гадюка сильнее землеройки, землеройка сильнее ящерицы, ящерица сильнее жужелицы, а жужелица сильнее червяка. Кто тут вредный и кто полезный? Для меня все равны, все в лесу нужны. И даже необходимы».

Н. Сладков

Заголовки

  1. Обитатели леса.
  2. Лесу необходимы все его обитатели.

Тему текста отражает первый заголовок – обитатели леса, вторым заголовком автор хотел рассказать нам, что в лесу необходимы все его обитатели – это основная мысль.

На уроке мы с вами узнали, что все предложения в тексте объединены одной темой, что в тексте можно выделить основную мысль, то есть то, о чем хотел рассказать нам автор.

                       

Домашнее задание

  1. Что такое текст и тема текста?
  2. Что такое основная мысль?
  3. Всегда ли заголовок отражает тему текста и основную мысль?

 

Список литературы

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык.2. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык.2. – М.: Баласс, 2012
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык.2. – М.: Дрофа, 2013

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Wordru.ru (Источник).
  2. Kakprosto.ru (Источник).
  3. Kakimenno.ru (Источник).

interneturok.ru

Тема и главная мысль текста

Текст – это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу.

 

Тема текста – это то, о ком или о чем говорится в тексте. Предложения в тексте объединены одной темой.  

 

1. Прочитать текст и определить его тему:

 

«Гусята очень быстро растут. Их не надо обучать кашу есть. Не надо учить плавать. Они самостоятельные».

 

Э. Шим

 

Проверим: о ком говорится в тексте? – о гусятах. Все предложения связаны одной темой.

 

2. Прочитать текст и определить, все ли предложения в нем соответствуют теме текста.

 

«У каждого ручья свой голос – один шепчет, другой громко кричит. Все они спешат к реке. Хочешь узнать тайну ручейка – сядь у речки и послушай».

 

По Н. Садкову

 

В данном тексте рассказывается о ручьях: в первом предложении говорится, какие бывают ручьи, во втором – куда они спешат, в третьем – как разгадать тайну ручейка.

 

Мы видим, что все предложения соответствуют теме «ручьи».

 

3. Прочитать текст и из предложенных предложений выбрать то, которое называет тему данного текста.

 

«Был жаркий день. В саду под скамейкой спала собака Жучка. Леня взял палку и стал дразнить собаку. Жучка зарычала и бросилась на мальчика. Леня побежал, но Жучка успела укусить его. Леня заплакал».

 

Предложенные темы:

 

1. Был жаркий день.

 

2. Леня.

 

3. Жучка.

 

4. Леня и собака Жучка.

 

Вариант «Леня и собака Жучка» более полно определяет тему, то есть называет то, о ком идет речь в тексте.

 

У каждого текста есть автор, который через текст обращается к читателям, чтобы донести нужную информацию. Основная мысль – то главное, что хотел сказать автор этим текстом.

 

4. Определить тему и основную мысль текста:

 

«Букварь помогает первокласснику быстро выучить буквы. Читая букварь, ребята узнают много нового и интересного. После букваря школьники начинают хорошо читать другие книги».

 

Тема – букварь.

 

Основная мысль: «Букварь – важная и нужная книга».

 

Иногда в тексте есть предложение, в котором и заключена основная мысль.

 

5. Определить тему и предложение, в котором заключена основная мысль:

 

«Банановые пальмы – это трава. Язык не поворачивается сказать это, когда видишь огромные листья над головой. Целый лес с прохладной тенью. Но все-таки это трава. Гигантская трава, трава великанов, но трава».

 

В. Абдулова

 

Тема – банановые пальмы. Основная мысль заключена в первом предложении: именно о том, что «банановые пальмы – это трава», и хотел рассказать автор.

 

6. Прочитать текст, назвать его тему и основную мысль:

 

«Скворцы прилетели в марте. Они устроились в дупле березы. Птицы работали весь день. Скворцы носили в гнездо перья, траву, сухой мох. Вечером они садились на ветку и пели. Берегите скворцов, они наши друзья».

 

Тема – скворцы, основная мысль – берегите скворцов, они наши друзья.

 

7. Каждый текст имеет название, заголовок, который указывает на то, о чем пойдет речь в этом тексте. Текст можно озаглавить.

 

Задание

 

Прочитать текст, выяснить, о чем говорится в тексте, выбрать наиболее удачный заголовок.

 

«Лисичка зимой мышкует – мышей ловит. Она вступает на пенек, чтобы подальше было видно, и слушает, и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где снег чуть-чуть шевельнется. Услышит, заметит – кинется. Готово: попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице!»

 

Е. Чарушин

 

О чем говорится в тексте? О том, как лиса охотится на мышей.

 

Варианты:

 

1. Лиса.

 

2. Пушистая охотница.

 

3. Лиса и мыши.

 

Самый удачный вариант – пушистая охотница.

 

вернуться на страницу «Русский язык 2 класс» >>>

 

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

 

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Разговорный русский — Real Language Club


Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Мы рекомендуем:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Ещё статьи >>>

reallanguage.club

Урок Содержание, тема, идея текста. 8 класс | Ольга Авдеева

ПРЕДМЕТ: Русская словесность.

КЛАСС: 8

ТЕМА: Содержание, тема, идея текста.

ВИД: Комбинированный.

Цели:1)Формирование знаний о теории русской словесности (усвоение темы).

2)Получить навык различать тему, идею и содержание, определять их в тексте (литературные способности).

3) Совершенствовать творческие способности через конструирование собственного текста (креативность).

4)Развить навык работы в группе (коммуникативные компетенции).

5) Развить навык продуктивной работы в конкретных временных рамках (тайм-менеджмент).

6)Развить лидерские качества (управление коллективом).

7) Воспитать уважительное отношение к чужому мнению (командная работа)

8)Развить навык публичного выступления и самовыражения (уверенность в себе).

Место урока в системе уроков по теме: 14 урок по программе «Русская словесность». Программа Р.И. Альбетковой. УМК «Русская словесность» Розы Альбетковой. УТОЧНИТЬ

Использованная технология: Развитие творческих и коммуникативных способностей через письмо.

Подход: Текстоориентированное обучение.

Использованные приемы:

— «мозговой штурм»

— лекция

— семинар

— демонстрация

Оборудование: Интерактивная доска, проектор.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Уважаемые гимназисты, мы продолжаем с вами осваивать правила и приемы создания текста, изучать его свойства, узнавать, как владение словом можно применить в жизни, а главное – мы учимся раскрываться в тексте, выражать через него свои мысли, мы учимся быть свободными в проявлении себя.

На прошлом уроке мы освоили с вами признаки текста и теперь сможем применить эти знания на сегодняшнем уроке. Сегодня перед нами новая тема — Тема, идея, содержание текста.

Цель нашей работы – научиться определять тему и идею, различать понятия «тема», «идея» и «содержание».

Вопрос к аудитории: Вы знакомились с этими понятиями на уроках литературы. Что вы о них помните?

Дело в том, что тема, идея и содержание – очень сильно различаются между собой. У них различные функции, нужные для понимания произведения, хотя может показаться, что все они — про одно и то же.

СЛАЙД: открытая книга

Начнем с содержания. Кто помнит из курса литературы – что такое содержание?

Это то, что мы можем прочитать. Это смысл, выраженный словесно. Мы можем его увидеть, можем с ним ознакомиться. Нам не нужно содержание извлекать из собственной головы, додумывать его, угадывать его или узнавать о нем из других книг или от других людей. Содержание – это то, что мы читаем. Оно – предстает перед нами.

СЛАЙД: скандинавский свитер

Кто мне скажет – что такое тема?

Тема –– мысль, проходящая сквозь все произведение, заложенная в основу содержания. Мы не можем открыть книгу и просто прочитать ее. Ее нужно обнаруживать, разглядывать.

Представьте себе белый свитер. Представили? Теперь представьте, что через весь свитер проходит скандинавский узор с бегущими оленями. Сейчас модно носить свитер с оленями. Так вот, скандинавские олени – это тема. Понятно?

В большом и сложном произведении тем может быть несколько и тогда речь идет о совокупности тем.

Кто мне скажет, какая тема раскрывается в повести Тургенева «Ася»?

Какие темы в повести Пушкина «Дубровский»? В «Ревизоре» Гоголя?

Вопрос к аудитории: поднимите руки, кто НЕ понял, что такое Тема?

Итак, у нас есть содержание, в котором просматривается и постепенно раскрывается тема. Но чтобы до конца понять произведение, требуется понять идею.

СЛАЙД: дорога.

Кто скажет, что такое идея?

Идея – это главный жизненный урок, который хочет преподнести автор. Как вы понимаете – что такое жизненный урок? Урок – это новый опыт, то, чему мы научились, поэтому идею произведения нельзя просто взять и прочитать. Ее нужно понять.

Представьте себе дорогу. Представили? Это путь, который читатель проходит вместе с героями. По дороге что-то происходит, какие встречи случатся, радость, горе, страдания, удовольствия… И в конце читатель что-то для себя понимает, что-то новое о жизни узнает и чувствует то, чего не чувствовал до этого. Таким образом, через книгу меняется человек, он развивается. Но в книге читатель узнает не просто о каком-то факте, например, что корова, оказывается, дает молоко, а не лимонад. Читатель узнает и постигает ранее неизвестный закон жизни. Это и есть идея произведения. И звучать она будет примерно так: если все время предавать друзей, то останешься один. Или: если быстро сдашься, упустишь шанс победить. Или: любовь не бывает по обмену.

А как вы думаете, жизненный урок из одного и того же произведения все читатели извлекут один и тот же? (обсудили)

СЛАЙД: Ежик

Теперь давайте вспомним нашего героя Ёжика. Я буду читать, а вы определите – где тема, где идея и где содержание.

Читаю:

  1. Проявление смелости в необычных обстоятельствах.

  2. У Ежика случилась бессонница, он выбрался из своей норки и побежал по зимнему лесу. Сначала познакомился с белками, потом с зайцами, а потом и с Лисой.

  3. Не важно, кто твой друг, главное, чтобы он тебя не съел.

Молодцы! Пришло время практической отработки.

СЛАЙД: надписи фраз.

Определяю четыре группы. И раздаю кодовые фразы.

  1. Противный дождь.

  2. Встреча двоих.

  3. Ежик в лесу.

  4. Счастливый день.

На доске: ЗАДАНИЯ.

Задача: 1. Написать синопсис (краткое содержание) объемом в 7 – 10 предложений к кодовой фразе.

  1. Сформулировать тему, которая может раскрываться в содержании.

  2. Сформулировать возможную идею.

Убеждаюсь, что все правильно поняли задачу.

То есть сейчас мы с вами создаем концепцию авторского произведения. Время – 10 минут, после чего делегат от каждой группы представит концепцию.

Дальше группы выполняют задание и определяются с тем, кто будет представлять группу. Я подготавливаю бланки, на которых каждая группа запишет фамилии для самостоятельного выставления оценок.

Дальше урок идет по такому плану:

Выступающий встает перед классом. Группа имеет право поддержать его аплодисментами и подбодрить.

Чтение, обсуждение — верно ли сформулированы тема и идея, насколько заинтересовало содержание и насколько оно художественно и логично написано. Рассматриваются альтернативные варианты.

Рефлексия: что оказалось самым сложным? Как работала группа?

После выступления всех 4 групп: раздача бланков, на которых учащиеся выставляют друг другу оценки по мере вклада в общее дело.

Подводим итоги:

Что было новым?

Что удивило?

Кто был самым активным?

Домашняя работа: выучить созданный на уроке конспект, в учебнике прочитать параграфы по теме. Подготовка к 5-минутной проверочной работе по теме на следующем уроке: два вопроса будут теоретических, один практический.

Спасибо за урок.

Похожее

olgaavd.ru

Урок по русской словесности в 11 классе «Тема и идея текста»

Тема урока: Тема и идея текста

Лексическая темаМы помним Ваш великий подвиг и доблестный труд!

Цель: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, помочь учащимся ощутить радость успеха в проявлении своих знаний; воспитывать бережное и ответственное отношение к слову и к культуре речи;

развивать коммуникативные навыки: умения учащихся логично, последовательно и выразительно излагать свои мысли, анализировать и систематизировать учебный материал; развивать познавательные и творческие возможности учащихся;

формировать позитивное мировоззрение у будущих выпускников, вызывать интерес к художественному слову, к учебному предмету, воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине средствами произведений художественной литературы

Ход урока:

1.Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

Здравствуйте! Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. С одной стороны, мы будем готовиться к сочинению, повторяя признаки текста, а с другой – постараемся ответить на наиболее важные вопросы, которые встают перед каждым человеком. Написание сочинения– не просто часть экзамена. Это прекрасная возможность для каждого из вас выразить свои мысли и чувства, весь свой жизненный опыт, духовный и интеллектуальный багаж. Можно прочитать тысячи книг, накопить сумму знаний, но так и не понять, по каким законам существует мир вокруг нас. Художественные произведения нам сегодня в этом помогут.

2.Беседа с классом:

Сейчас мы посмотрим видеоматериал и подумаем над вопросами: с какой целью мы смотрим это видео? О чем и чему посвящено, на ваш взгляд?
Ваши подробные мысли по сюжету материала и какие дополнительные темы для размышления вы увидели в нем?.
Какую проблему вы увидели каждый для себя, приведите доказательства своего выбора.
Итак, видео. 
Просмотр. Спасибо. Ваши предположения.
2) высказывания учеников по увиденному.
1 ученик: 
В этом году –юбилейная дата– 70-летие Победы, вполне уместна тема памяти о людях, отдавших свои жизни за мирное небо над головой.
Спасибо, это твоя точка зрения.
2 ученик: Надо отметить, что те страшные сороковые годы навечно останутся в памяти поколений благодаря таким бесценным произведениям многих русских писателей и поэтов. Сегодня мы будем говорить о Борисе Васильеве и его повести «А зори здесь тихие…»
Хранить память и источники памяти – произведения о войне.
3 ученик: На мой взгляд, здесь также можно отметить, что через произведения писателей подчеркивается роль женщины в этой войне. Женщина, которая обязана быть хранительницей домашнего очага, воспитывать детей, создавать уют и быть верной 
спутницей…
-Молодцы, женщина – воин.
4 ученик: А я считаю, что это видео подтверждает незыблемое, а именно, в тяжелое для страны время все встали на защиту своего Отечества. Кто, как не мы, будет защищать нашу Родину?
— Спасибо. Защита Отечества – долг каждого. Тема патриотизма.
3.Учитель: 
Благодарю вас, каждый высказал свою точку зрения, каждый увидел что-то свое, и объединяющим является слово – война! 
Война — это великий урок для всех людей. И произведения современных писателей позволяют нам, людям, родившимся в мирное время, понять, насколько тяжелы испытания войны, сколько горя несет она людям, как тяжело переосмысливать нравственные ценности перед лицом смерти и насколько ужасна смерть. А потому я считаю, что гуманистическое значение произведений о войне, особенно тех, в которых главное внимание уделяется проблеме человека, огромно.

Давайте попробуем с вами сформулировать цели нашего сегодняшнего урока.

Это поможет нам сделать ответ на вопрос:

4.Что вы должны знать и уметь, чтобы успешно написать сочинение. Какие цели вы поставите перед собой?

Действительно, довольно долгое время мы занимались различными моментами, связанными с темой нашего урока. И вот сегодня – своеобразное подведение итогов, так как вы выходите уже на финишную прямую и до экзамена осталось совсем немного времени. А хорошо написанная работа позволит вам получить более высокий экзаменационный балл.
5.Чтение стихотворения:

Когда идут дожди – растут травы.

Когда уносятся ветры – оседает пыль.

Когда улетают птицы – остаются гнезда.

Когда уходят люди – живет память.

Реки вскрываются ночью. Грустно…

Птицы улетают ночью. Тихо…

Зима ложится ночью. Холодно…

Человек уходит из жизни ночью. Пусто…Ф. Нестеров

Какое художественное средство использует автор?

Что такое память?

—  О ком (о чем) хранит человек память?

А Как сохранить память?

Память – это способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления и  опыт. (из словаря С. Ожегова и Н. Швецовой). Человеческие память и сердце, опалённые огнём войны, продолжают вести отчёт, даже когда прошло 70 лет. Своим огненным крылом война, так или иначе, коснулась каждой семьи. Люди долго будут вспоминать и оплакивать эту трагедию. Ребята, мы живем с вами во время развития новых технологий, открытий, свершений. Однако жизнь бессмысленна, если мы не храним память о прошлом. Великая Отечественная война оставила глубокий след и в душе каждого писателя. Многие из них сами были участниками войны. Очень много произведений современных писателей написано о войне… Это…(называют)

«В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова, «Это мы, господи!» и «Убиты под Москвой» Константина Воробьева, «Сотников» и «Обелиск» Василия Быкова, «В списках не значился» и «А зори здесь тихие»Бориса Васильева, «Хатынская повесть» Алеся Адамовича, «Двадцать дней без войны» Константина Симонова, «Судьба человека» Михаила Шолохова, «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого….

6.Но сначала давайте вспомним все, что нам известно о тексте.

Тексты бывают разными, но их всегда можно отнести к какому-либо типу. Какие типы речи вы знаете?

Характерные особенности данного типа.

( Повествование и рассуждение имеют определенное строение (в повествовании есть завязка – развитие действия – кульминация – развязка; в рассуждении обязательны тезис – доказательства – вывод).

7.Какие стили речи вы знаете?

Отличительные особенности.

художественном стиле различные средства выразительности; в научном обязательно используются научные термины; разговорный отличается тем, что в нем часто употребляются просторечные слова и выражения).

8.Любой анализ текста начинается с постановки вопроса: 
1. О чем текст? (Это ТЕМА текста) 
2. Какие вопросы рассматривает автор? (ПРОБЛЕМЫ, поставленные в произведении) 
3. Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА текста) 
4. Зачем автор написал текст? (Так определяется ЦЕЛЬ, Идея
5. Как автору удалось помочь вам определить цель? (Здесь вы увидите роль языковых средств) Почему были использованы именно эти языковые средства? 
7. Как сам автор отвечает на поставленные вопросы (проблемы)? (Это поможет понять АВТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ).

-А зачем нам работать над текстом?

(чтобы учиться видеть, слышать, чувствовать, сопереживать, чтобы правильно уметь говорить).
9. Поговорим о прочитанных вами произведениях, которые , я думаю, оставили глубокий след в ваших душах.

10.Какова тема повестей? О чем рассказали писатели? Как раскрывает каждый из писателей эту тему?

11.Орфографическая пятиминуткa: вставить пропущенные буквы, объяснить написание слов.

Великая Отечественная война, с которой связаны тысячью невидимых нитей, страницы войны, запечатленные в фотоальбоме, прославленная бабушка, труженица тыла, знаменитый дед, участник Сталинградской битвы, улицы Ленинграда, разрушенные бомбежкой, сто двадцать пять блокадных граммов хлеба, Брестская крепость, подвиг солдат-памфиловцев, Александра Матросова, Николая Гастелло, могила Неизвестного солдата

12. Работа с текстом.

К зиме сорок третьего года ясно начал проглядывать конец войны. 2. И чем ближе к нему шло дело, тем больше росла надежда уцелеть – уже не робкая, не потайная, а открытая и беспокойная. 3. Столько они , кто дрался с первых дней войны, вынесли, выдержали, что хотелось верить: должно же для них выйти особое, судьбой данное помилование, должна же смерть от них отступиться, раз они сумели до сих пор от нее уберечься. 4. И здесь, на войне, чудился некий спасательный испытательный срок: выжил — живи. 5. Порой находила счастливая уверенность , что ничего плохого с ним больше сделаться не может, что вот так же, потихоньку да помаленьку, доберется он до конечного дня, когда объявят победу и повезут по домам. 6. Но светлые дни эти, солнечные минуты проходили, и тогда незаметно подступал страх: тысячи и тысячи, жившие той же надеждой, гибли на его глазах день ото дня и будут гибнуть, он понимал, до самого последнего часа . 7. Откуда же им браться, как не из живых – не из него, не из других? 8. На что тут рассчитывать? 9. И, поддаваясь страху, не видя для себя впереди удачи, Гуськов осторожно примеривался к тому, чтобы его ранило – конечно, не сильно, не тяжело, не повредив нужного, — лишь бы выгадать время.

В.Распутин «Живи и помни»

Ребята , внимательно посмотрите на доску и на ваши листочки на столах.

Чтение текста.

-Назовите автора и произведение, отрывок из которого взят. Это заглавие притягивает. Здесь таится какой-то смысл. Кому и зачем предназначены эти слова?

Что объединяет все эти тексты? (Их объединяет война, которая физически и нравственно ломала одних, вдохновляла на подвиг- других)

-Озаглавьте текст

(Уцелеть, уберечься, чтобы жить).

-Докажите, что это текст.

Обратим внимание на литературоведческий аспект. Какова роль и значение данного текста? (учит жизни).

-А на отрицательных примерах учиться можно? (да)

-Этот текст (отрывок) повести актуален и современен? (да)

Почему?

(И сейчас ломаются молодые человеческие судьбы, не осознав до конца свои поступки или ситуации, в которой оказались)

Охарактеризуйте текст с точки зрения психологического аспекта.

Итак, Андрей Гуськов хочет выжить, уцелеть, уберечься, даже пусть будет не сильно ранен, чтобы выгадать время и дождаться победы во что бы то ни стало.

-Вы согласны с ним? Осуждаете ли его?

Эта повесть не только о том, как солдат становится дезертиром. Она еще и о жестокости, разрушающей силе войны, убивающей в человеке чувства, желания. Если это происходит, человек может совершенно свободно стать героем. Если нет, то тоска, как правило, будет сильней. Поэтому Андрей Гуськов не просто предатель, он — личность, обреченная на гибель с самого начала. Он слаб, но можно ли его винить в слабости?

13.Переходим к языковому анализу.

Сделаем вывод: тема текста — война; идея— показать психологическую драму, когда герой мечется между долгом и чувством, но жажда жизни заставляет его любыми средствами выгадать время.

-Определите стиль текста (художественный)

-Докажите (написана словесная картина, конкретная: человек устал от войны; одна картина сменяет другую)

-А признаки другого стиля есть? Какие? (да, публицистического: чувствуется воздействие на читателя вопросами, убеждение в чем-то)

-Назовите тип речи и его признаки.

(повествование, т к писатель рассказывает, что произошло с героем. Здесь важно действие, которое передается глаголами и глагольными формами).

Хочу дополнить, что в этом тексте более 30 глаголов и глагольных форм.

Поговорим о языковых средствах языка. Что использует автор при создании текста? Назовите.

-Употребление слов в переносном значении-метафоры;

— определения, выраженные прилагательными, а также эпитеты, но в ограниченном количестве;

Кстати, почему автор ограничивает количество эпитетов? ( тема войны).

-использование повтора слов, например, должна же, должна же; тысячи и тысячи, гибли и будут гибнуть.

Вот такие одинаковые повторы слов, выражений называются ? синтаксическим параллелизмом.

-в тексте используется фразеологизмы: потихоньку да помаленьку, день ото дня.

-В тексте используется повторение частицы не с наречием и глаголами для усиления отрицания.

-Автор уместно употребляет и риторические вопросы (передает мысли героя, его тревогу, работая на слушателей).

-А какова роль обособленных определений, выраженных причастным оборотом, которые здесь тоже присутствуют? Найдите их.

Почему, как вы думаете, в тексте огромное количество местоимений?

Анализ будет неполным, если мы не выявим синтаксические особенности текста.

-Из скольких предложений состоит текст? (9)

— Сколько в нем простых предложений? (1)

-Что вы можете сказать о других предложениях? (все они со сложной синтаксической конструкцией)

-Выделите основы 6-го предложения.

Назовите предложения с большим количеством основ (3,5,6)

Назовите пунктуацию в третьем предложении.

Какова роль таких сложных конструкций в этом тексте?

(они помогают автору раскрыть несколько словесных картин в одном предложении, показать широту охвата событий).

14.«Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни испытания место твоё – с твоим народом – всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, неразуменьем ли, оборачивается большим горем для твоей Родины и народа, а стало быть, и для тебя». Смертью жены и неродившегося ребёнка карает автор героя: «Живи и помни. Живи и помни!»Нельзя прожить врозь от народной судьбы. Бывает наказание смертью, а бывает – жизнью. Так вот и Андрей вынужден жить загнанным, озверевшим.

15.В одной из своих статей В. Быков писал: «Пусть же никогда не черствеют наши сердца к завоеваниям и ранам войны. Нельзя строить будущее без памяти о прошлом, нельзя пренебречь величайшим из человеческих потрясений — всенародным подвигом, преподавшим людям настоящего и будущего векопамятный урок свободолюбия и величия духа».

Рожденные в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы — дети страшных лет России —
Забыть не в силах ничего.
Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы
Кровавый отсвет в лицах есть…
Домашнее задание. Предлагается написать сочинение- рецензию по данному тексту.

infourok.ru

«Тема и идея текста» (Урок изучения новой темы)

Тема и идея текста

(Открытый урок в 5 классе)

Цели урока: 1) познакомить учащихся с понятием «текст», «тема текста», «идея текста»;

2) вырабатывать навыки составления текста из разрозненных предложений, уметь находить тему и формулировать идею;

3) развивать речь учащихся, учить пересказу текста и умению составлять собственный текст.

Ход урока

  1. Словарно-орфографическая работа. Багровый, багрец

багр – рус. «красная краска,

красный цвет»

  1. Объявление цели и задачи урока. Запись темы в тетрадь.

  2. Словарный диктант.

Дирижёр, гардероб, дисциплина, аромат, традиция, диалог, монолог, окрестный, багровый.

Взаимопроверка.

  1. Диктант на доске 1 ученик.

Глубокие высятся сугробы. Я видел багровое солнце. Осень лесу каждый год платит золотом за вход.

  1. Чтение готового текста с доски.

Хорош осиновый лес в осенние ясные дни! В пурпурно-красный и жёлтый цвет окрашена листва. Цветным чистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Там и тут видны под ними красноватые шляпки поздних грибов-подосиновиков. Ещё цветут кое-где запоздалые лесные цветы.

(И. Соколов-Микитов)

— Чтение текста учителем.

— Сравните текст диктанта с текстом, записанным на доске. Чем они отличаются?

Вывод: 1-ый не текст, а 2-ой текст. В тексте предложения связаны по смыслу и грамматически.

— Чтение определения по учебнику.

VIII. Понятие о теме текста. (Слово учителя) Тему чаще всего можно найти в 1-ых предложениях текста, если присмотреться к опорным словам.

— Чтение определения.

— Определите тему текста и озаглавьте его. (Осень в осиновом лесу)

IX. Понятие о идее текста. (Слово учителя)

— Чтение определения по учебнику.

— Определение идеи текста.

X. Чтение и заучивание правила. Взаимопроверка по парам.

XI. Закрепление. Работа с карточкой.

Задание №1

— Чтение разбросанных предложений.

— Как расположить предложения так, чтобы получился текст?

— Отметьте карандашом номера предложений по порядку.

— Прочитайте.

-Определите тему, озаглавьте.

— Перепишите. (1 ученик делает фонетический слова «дождь»)

— Прочитайте и сформулируйте идею текста. (Листопад. Падающие листья похожи на дождь).

— Пересказ текста.

XII. Итог урока:

— Какую тему изучили?

— Что такое текст, тема, идея?

— Как найти тему и идею текста?

-Выставление оценок.

XIII. Домашнее задание. Написать сочинение. «Осенние листья»

infourok.ru

Тема и основная мысль текста. Заглавие текста

Сегодня мы найдём ответы на такие вопросы:

·                   Что такое тема текста?

·                   Чем тема отличается от основной мысли?

·                   Каким должно быть заглавие текста?

Но сначала мы опять наведаемся в гости к Сене. Он как раз хвастается перед Машей и Вениамином:

– Я узнал всё о тексте и собираюсь стать великим писателем! Уверен, со временем я стану вторым Львом Толстым!

– Здорово! – отозвалась Маша. – С чего же ты начнёшь?

– Напишу роман, а лучше два! – бодро ответил Сеня. – Но сначала, конечно, я потренируюсь писать короткие рассказы.

– А на какую тему ты будешь их писать? – заинтересовался Вениамин.

– А разве нужна тема?! – перепугался Сеня.

Давайте поразмышляем. Мы создаём текст, чтобы сообщить какую-то информацию.

То есть, мы хотим что-то рассказать. И наш текст должен быть о чём-то.

Тема – это и есть то, о чём рассказывается в тексте.

Текст без темы получается бессмысленным. Мы можем создать вот такой набор предложений:

Вот стоит лошадь. Зачем она стоит? Она стоит! А над ней пролетают птицы. Может быть, они летят на юг. Мечтают ли ёжики о яблоках? Река уже почти замёрзла.

Что мы скажем, когда посмотрим на этот текст? Что этот текст просто ни о чём!

В начале двадцатого века поэт Велимир Хлебников пытался избавиться от темы в своих стихах.

И вот что у него получилось.

Бобэоби пелись губы,

Вээоми пелись взоры,

Пиээо пелись брови,

Лиэээй — пелся облик,

Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.

Так на холсте каких-то соответствий

Вне протяжения жило Лицо.

Теперь в стихотворении только с большим трудом можно найти какой-то смысл.

Тема ещё и объединяет предложения в тексте в единое целое.

Посмотрим вот на такие отдельные предложения.

Улетели птицы.

 Опадают листья.

Всё чаще идут дожди.

Похолодало.

Облетели и пожухли цветы.

Пока что каждое предложение здесь само по себе.

Но что, если мы соединим предложения? Что их объединяет? Тема осени. Мы даже можем дописать предложение, в котором содержится тема: «Наступила осень».

А вот известная нам сказка «Репка». Давайте посмотрим, как тема объединяет отдельные части сказки.

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тянуть. Тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед бабку. Стали они вместе тянуть. Бабка за дедку, дедка за репку − тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку − тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку − тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку − тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку − тянут-потянут, вытянули репку!

Но получается, что если не было бы репки – не было бы текста! Репка объединяет всех персонажей и все части сказки. Мы можем сказать, что эта сказка – о попытках вытянуть репку. Это и есть тема нашего текста.

Тема – это то, о чем рассказывается в тексте.

– Значит, я буду писать рассказы на тему нашей школьной жизни, — решил Сеня.

– И о чем же ты расскажешь? – спросила Маша.

– Помнишь, как я хотел списать твоё сочинение, Вениамин? – усмехнулся Сеня. – Я решил, что это неплохая тема для рассказа.

– К сожалению, я об этом помню, – закатил глаза Вениамин.

И вот, у Сени получился такой текст.

Как-то раз Сеня забыл написать сочинение о том, как он провёл лето. Поэтому он списал домашнюю работу у своего друга Вениамина. Учительница похвалила ребят и попросила зачитать свои сочинения. Вениамин зачитал своё текст первым. Потом своё сочинение начал читать Сеня. Вот удивились ребята!

– Ну вот, – улыбнулся Сеня. – Тема этого рассказа – списанное сочинение.

– Все верно, – согласился Вениамин. – Но как насчёт основной мысли рассказа?

Ведь мы создаём текст, чтобы выразить какую-то мысль, своё отношение к чему-то.

Поэтому в тексте всегда есть основная мысль.

Основная мысль – это то, что хотел сказать автор текста.

Это его отношение к теме текста.

Тема и основная мысль между собой не равны.

Тема – это та информация, которую мы хотим сообщить. Но за этой информацией обязательно скрывается идея, мысль, которую мы хотим выразить.

Основная мысль может быть выражена в одном или нескольких предложениях текста.

Посмотрим на начало басни «Ворона и лисица» Ивана Андреевича Крылова. Вот оно:

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.              

* * *

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близёхонько бежала…

Мы знаем эту басню и знаем, что в ней рассказывается о том, как лисица отняла сыр у вороны. Эта тема. А основная мысль выражена в первых трёх строках. В басне эта основная мысль ещё называется моралью.

Обычно чтобы выразить основную мысль, нам нужно прочитать весь текст.

Вот сказка «Репка». Тема – попытки вытянуть репку. А основная мысль? Её можно выразить так: вместе можно сделать любое дело. Или так: нужно всегда приходить на помощь друг другу.

– Вот ты, например, какую мысль хочешь вложить в свой текст? – спросил Вениамин у Сени.

– Я хочу сказать, что списывать нехорошо, — тут же ответил Сеня.

Значит, мы можем добавить в текст вот такие предложения.

Сочинения были абсолютно одинаковыми. Ученики не могли сдержать смех, а Сене стало очень стыдно.

Вот теперь сразу стало видно – как автор относится к теме текста и какую мысль хочет выразить.

– Теперь у меня есть рассказ с темой и идеей! – восхитился Сеня.

– Отлично! – обрадовалась Маша. – Как ты его назовёшь?

– «Мой первый рассказ», – заявил Сеня. – Неплохо, да?

– Но так нельзя, – мягко заметил Вениамин.

Мы должны дать понять читателю – о чём будет текст. И ещё нам нужно как-то отделить один текст от другого.

Поэтому в текстах есть заглавие. То есть, название текста.

Название также иногда называют заголовком.

Чаще всего заглавие отображает тему текста или что-то, что связано с темой.

Вот сказка «Репка». Именно репка в ней является главной для сюжета. Она присутствует в теме. Поэтому сказку так и назвали.

В заглавии часто называются герои текста. Например, у Пушкина есть поэмы с названиями «Руслан и Людмила» и «Сказка о рыбаке и рыбке». Сразу же понятно – о ком эти произведения.

Но иногда в заглавии может называться событие, происшествие, место действия. Например, у Гоголя есть повести «Ночь перед Рождеством» и «Сорочинская ярмарка».

А иногда нам вообще нужно прочитать текст, чтобы понять смысл заглавия. Вот, например, «Война и мир». Почему этот роман получил такое заглавие? Мы не сможем ответить точно, пока не прочтём роман. Или не услышим его краткий пересказ от кого-нибудь.

Некоторые заглавия книг бывают удивительны и непонятны.

И тут Сеня задумался: как же озаглавить рассказ? Наверное, так: «Рассказ о том, как Сеня пытался списать сочинение, а потом ему было стыдно».

– Но ведь заглавия обычно короткие, – возразил Вениамин. – К тому же, у тебя и рассказ небольшой…

– Тогда я назову свой рассказ «О Сене и сочинении», — отозвался Сеня.

– Уже лучше, — похвалил Вениамин. – Но не совсем понятно – в чем суть рассказа. И чем заглавие привлечёт читателя? Заглавие должно быть ещё и ёмким и вмещать в себя самое-самое главное!

«Списывать нехорошо», – предложил Сеня новый вариант.

– Но ведь об этом все знают, – покачал головой Вениамин. – А заглавие должно быть ещё и точным!

Давай попробуем ещё раз.

«Списанное сочинение». Хорошо отражает тему рассказа.

«Конфуз с сочинением». Намекает на то, что история будет забавной.

«Сочинения-двойники» – а от этого даже веет какой-то тайной! Можно придумать и ещё несколько заглавий.

– Отлично! – обрадовался Сеня. – Теперь я готов сочинять прекрасные тексты. В них будет тема, основная мысль…

– И интересные заглавия, – подсказала Маша.

– Вперёд, к славе писателя! – кивнул Вениамин.

Что же нам требуется сегодня запомнить?

Тема – это то, о чём рассказывается в тексте.

Основная мысль – это то, о чём хочет сказать автор.

Заглавие – это название текста. Обычно в заглавии отражается тема текста.

Заглавие должно быть кратким, точным, ёмким.

videouroki.net

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *