Модернизация стран востока в 19 в Страна Особенности…
Особенностью преобразований в Египте было типичным для всего тогдашнего Востока, а именно то, что их инициировали сами правители а не общество. Этим и объясняется их, как и радикализм и забегание вперед; так и мгновенный откат в силу смены правителя-рефор
Согласно распространенной точке зрения, реформаторский процесс в Османской империи и более ранние попытки реформ в XVIII в. были призваны обновить и укрепить прежде всего систему военно-административных методов управления империей. Такого взгляда придерживались многие османисты. Не менее важно было модифицировать внешнеполитическое ведомство
Что касается модернизации Китая, то это процесс перехода от традиционного аграрного общества к современному индустриальному обществу. В то же время мы должны учитывать, что модернизация Китая происходила в определенной среде, не схожей с западной. Когда мы говорим о понятии «модернизация» в Китае, многие люди считают его новой концепцией.Китай все еще являлся бедной и отсталой страной, хотя ее промышленность развивалась с середины XIX века. Там не было никакой реальной промышленной революции, как в Англии. Если даже и были какие-либо знаки и символы современности, то они были ограничены в больших городах, таких, как Шанхай.
Дальше всех из стран Востока во второй половине XIX века продвинулась Япония. Особенность японской модернизации состоит в том, что в этой стране реформы были проведены достаточно быстро и наиболее последовательно. Используя опыт передовых европейских стран, японцы модернизировали промышленность, внедрили новую систему правовых отношений, изменили политическую структуру, систему образования, расширили гражданские права и свободы. После государственного переворота 1868 года в Японии был проведен ряд радикальных реформ, получивших название реставрации Мэйдзи. В результате этих реформ в Японии было покончено с феодализмом. Правительство ликвидировало феодальные уделы и наследственные привилегии, князей-дайме, превратив их в чиновников, которые возглавляли губернии и префектуры. Титулы сохранились, но сословные различия были отменены. Это значит, что за исключением самых высоких сановников, в сословном отношении князья и самураи были приравнены к другим сословиям.
tvoiznaniya.com
Процессы модернизации в Индии и Китае
PAGE 3
[1] ОГЛАВЛЕНИЕ [2] [3] [4] 2. Процесс модернизации в Китае [5] [6] |
Актуальность данной работы определяется следующим. Под давлением передовых западных стран в XIX в. Индии и Китаю пришлось открывать свои границы для внешнего мира и искать пути на вызов индустриальной века. Япония проделала феноменальный рывок в процессе модернизации — она стала первым индустриальным обществом среди не западных стран. Однако Индии и Китаю этого сделать не удалось: «великая Поднебесная империя» рухнула в пучину анархии и децентрализации государства. Будучи аграрными, отсталыми и изолированными обществами, эти страны катапультировали в противоположные траектории от периферии в «центр» мирового развития (Япония) и от «центра» на «обочину» (Китай и Индия).
Новизна данной работы определяется тем, что сравнение процессов модернизации двух близлежащих стран, имеющих практически сходную культуру, может показать особенности исторического развития многих современных стран Востока и объяснить причины их взлётов и падений.
Целью данной работы является рассмотрение процессов модернизации в Индии и Китае. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи данного исследования:
1. Рассмотреть специфику процесса модернизации в Индии.
2. Показать особенности процесса модернизации в Китае.
Хронологические рамки данного исследования начало XIX начало XX века. Территориальные рамки данного исследования Индия и Китай в современных границах.
В самом общем виде можно отметить, что в плане жесткости социальной структуры и ее сопротивляемости любым нововведениям Индия не представляла собой некого уникального феномена на фоне других восточных цивилизаций. Как отмечает известный отечественный востоковед Л.С. Васильев, «традиции и институты во всех неевропейских цивилизациях были целеустремленно направлены на то, чтобы не допустить таких новшеств, которые могли бы подорвать силу централизованной власти и свято хранимую устойчивость веками складывавшихся социальных отношений». Такая структурная особенность всех восточных цивилизаций не могла не сказаться, по мнению данного автора, на их историческом сознании: «На Востоке исторический процесс как и вообще отношение к времени не воспринимался в качестве линейного, а консервативная стабильность реально превратила его в цикличный». Е.Б. Рашковский о той же особенности восточного историзма пишет следующее: «Циклическое воззрение на мировой процесс (чередование миров чередование народов и культур чередование форм правления и династий в предустановленной и имманентной динамике) неотъемлемый элемент господствующих исторических воззрений в традиционных культурах Востока». Единственным известным исключением из этого правила является еврейская традиция.
Определяя специфику индийской цивилизации, Л.С. Васильев отмечает, что в ней фактором, консервирующим общественные отношения, и, тем самым, оказывающим опосредованное воздействие на общественное сознание, было не столько государство, сколько система общин и каст. Это, в общем и целом верное наблюдение, требует в нашем случае некоторых пояснений и детализации.
Общеизвестным является тот факт, что особенностью социальной структуры индийского общества на протяжении практически всего периода его существования являлась жесткая варново-кастовая система. Однако следует особо подчеркнуть, что как жесткость, так и стабильность существования данного социального феномена, были обусловлены не какими-либо внешними факторами, как то, например, государство. Ибо сильного централизованного деспотического государства Индия не знала. Причина была скрыта во внутренних ментальных установках индийского сознания. Пронизанность всей жизни индуса сложным ритуалом и многоуровневый иерархизированный характер его восприятия обусловили стремление отдельных групп индийского общества к обособлению с целью обеспечить должное соблюдение всех правил ритуальной чистоты. Наиболее яркое отражение значения данной установки индийского сознания на процесс самоорганизации индийского общества нашло в той роли, которую в нем с древнейших времен играло жречество, иначе варна брахманов. Их авторитет и престиж практически всегда, за исключением, может быть, периода господства неортодоксальной системы буддизма, в традиционной Индии были беспрекословны. И, как пишет крупный отечественный индолог Р.Б. Рыбаков, основой этого было то, что «системообразующую роль в индуизме играет понятие ритуальной чистоты…, делающее неуязвимой для логических и эмоциональных доводов триаду каста карма дхарма». Таким образом, роль ритуала в оформлении конституирующих черт индийской культуры трудно переоценить. Едва ли мы сможем назвать еще одну такую цивилизацию на земле, все сферы жизни представителей которой, от момента зачатия и до смерти, были бы в такой же степени ритуализированы. До сих пор для многих индийцев страх перед нарушением ритуальных предписаний оказывается зачастую сильнее страха смерти. По мнению многих авторов, пишущих об Индии и пытающихся сформулировать перечень черт, лежащих в основе данной цивилизации, именно вся совокупность обрядов и ритуалов определяет ее целостность.
В логике же нашего рассуждения это обстоятельство выводит нас вновь на обозначенную выше проблему определения всех факторов, обусловивших «аисторичность» индийского сознания. Ритуал, как важнейший социальный феномен, регулировавший жизнь индийского общества на протяжении веков и даже тысячелетий, безусловно, является одним из них. Ведь он предполагал нерефлексивное воспроизведение неких первооснов, а, следовательно, всячески ограничивал любое продвижение вперед. Именно он в значительной степени обеспечивал ту самую «консервативную стабильность» в индийском обществе, от которой проистекало цикличное восприятие времени. Но, кроме того, ритуал еще и усиливал уже обсуждавшуюся выше «потустороннюю ориентацию» индийского сознания, снижая для него значение «мира повседневности». Как отмечал другой известный отечественный индолог В.С. Семенцов, «любая ритуальная культура жестко делит мир на две сферы сакральную и профаническую. Сакральная есть сфера собственно ритуальных священнодействий. Готовясь войти в нее, человек обязан пройти определенную подготовку очищение… Считается, что входя в сакральный круг, человек становится причастным неземному миру… Возвращаясь назад к профаническому существованию, человек снимает с себя запреты, которым он подвергался в сакральной сфере… Профанический мир, с одной стороны, безопаснее и «удобнее» мира сакрального… Вместе с тем мир профанический лишен той значительности и внутренней ценности, которые присущи миру сакральному. Поэтому человек стремится расширить сферу сакрального, обставляя обрядами все сколько-нибудь значительные события своей жизни». Поскольку ни в какой другой культуре мы не встречаем такой степени ритуализованности всех человеческих проявлений, то получается, что для индийцев соотношение между «сакральным» и «профаническим» сильно смещено в сторону первого. Иначе говоря, даже всю свою посюстороннюю деятельность индийцы стремились привязать к инобытию. А отсюда понятно их невнимание к повседневной истории, и как следствие, неразвитость исторической рефлексии.
Говоря об индийском обществе в целом, отметим, что на всем периоде его существования оно отличалось не только известной заданностью и жесткостью сложившихся в нем социальных связей, укорененных в ментальности индийцев, но также и поразительной пластичностью, толерантностью и свободой самовыражения для индивида, стремящегося к самореализации, прежде всего, в духовной сфере. По этому поводу один из представителей неоиндуизма Сатпрем пишет: «Если мы взглянем на духовный мир Индии изнутри, то обнаружим, что Индия это страна исключительной духовной свободы, не имеющая себе равных». Проявление данной свободы мы можем обнаружить уже в текстах Ригведы, чьим своеобразным «интеллектуальным девизом» был тезис: «Истина одна, мудрецы же говорят о ней по-разному». Опираясь на него, самое привилегированное и авторитетное индийское сословие брахманов могло развивать индийскую религиозно-философскую традицию, не ограничивая себя в плане духовной интуиции.
В отношении Китая Иммануил Хсю, автор фундаментального труда «Взлет современного Китая», пишет: «Поиск нового порядка повлек за собой крайне трудную борьбу против высокомерия, презрения ко всем иностранным предметам и неисправимой веры в то, что обильная Поднебесная не нуждается в учебе у каких-то диковинных варваров, от союза с которыми мало что можно достичь.»
Однако после второго поражения Китая в «опиумной» войне и англо-французской оккупации ее столицы — Пекина — в 1860 г., наиболее прогрессивные мандарины пришли к осознанию того, что западный вызов неизбежен и что Китай должен измениться если он желает выжить. Они начали то, что вошло в историю под названием движение за «самоусиление», т.е. политику реформ «сверху». Несмотря на некоторые подвижки, этот курс, как пишет И. Хсю, был «искусственной попыткой модернизации; одобрялись только те аспекты, которые имели непосредственную пользу, игнорируя полностью при этом наиболее фундаментальные элементы Западной цивилизации — политические системы, экономические институты, философию, литературу и искусство. Даже прогрессивные китайцы в то время верили в то, что Китаю мало в чем нужно учиться у Запада за исключением оружия.»
Хотя встреча Запада с Китаем началась в 16 и 17 вв., однако до середины 19 столетия влияние более развитых стран было не столь значительным. Примерно со второй половины 19 в. вторжение «заморских варваров» привело к радикальным переменам в Поднебесной. Опиумные войны в Китае усилили деятельность иностранных держав в стране, что окончательно сломало ее изоляцию от внешнего мира, вынудив искать пути ответа на вызов внешней экспансии.
В 1895 г. японский премьер-министр Ито Хиробуми спросил величайшего китайского реформатора Ли Хунчжаня, приехавшего в г. Симоносеки подписать унизительный для Китая мир после поражения в войне с Японией, почему Китай оказался неспособным изменить себя так, как это сделала Япония Мэйдзи-исин: «Десять лет назад я говорил с тобой о реформе, но почему до сих пор ничего не сделано ?». Ли ответил: «Дела в моей стране настолько сдерживаются традицией, что я не смог осуществить то, что предполагал. Мне стыдно от непомерных желаний и отсутствие власти их реализовать.»
Ли Хунчжань был действительно величайшим государственным деятелем Поднебесной 19 в. При определенных обстоятельствах он мог бы стать Дэн Сяопином 19 в. Ли занимал множество высокого ранга государственных постов. Первоначально он надеялся использовать вторжение Запада к выгоде Китая. Также как и любой японский лидер, он понимал острую необходимость для страны адаптировать достижения Запада если она хочет выжить. Он приложил немало усилий осуществить в стране ряд преобразований в стиле японской революции Мэйдзи, что, однако, встретило яростное сопротивление консервативной части бюрократии.
Однако главным препятствием на пути осуществления реформаторских замыслов «самоусиления» страны во второй половине 19 столетия было иное, а именно — китайская элита была обуяна чувством культурного превосходства и этноцентризма по от ношению ко всему не китайскому. Императоры и господствующие слои по старинке воспринимали «поднебесную» империю как «пуп земли», т.е. Китаю нет нужды учиться у «варваров»; страна преодолела многие нашествия, преодолеет и это; достижения, институты и традиции «чжунго» («срединного государства») пережили все другие цивилизации. Любые трудности воспринимались верхушкой как временные, а вторжение западных держав — лишь как попытка отсталых варваров ограбить великую империю. Император и его окружение, как отмечает британский исследователь Фил Динс, попросту не понимали в то время, что происходило за пределами страны, у них не было ни малейшего представления о наступившем индустриальном веке. Многовековая привычка повелевать заслонила от взора дряхлеющей империи произошедшее фундаментальное изменение сил в международной системе государств. Китай требовал от западных стран подчиниться своему воображаемому могуществу. Его лидеры не смогли сразу понять глубину того глубокого кризиса, в котором оказалось государство и общество.
Во-вторых, маньчжурские правители, столкнувшись с опасностью (растущая нестабильность, конкуренция со стороны европейских промышленных товаров, Опиумные войны, массовые стихийные протесты), не использовали все имеющиеся в их распоряжении средства (чайная и хлопковая промышленность, длительный период контактов с Западом, экономические и людские ресурсы). Китай находился в более благоприятном положении для проведения модернизации до Опиумных войн. Однако его лидеры упустили шансы установить деловые отношения с иностранными кампаниями и правительствами. Например, вместо тщательного изучения причин широкого распространения торговли опиумом, император и его правительство попытались ее ликвидировать путем применения драконовских мер; позднее они не изучали японский опыт реформ. Китайские власти боролись скорее против следствий, чем с подлинными причинами дестабилизации страны.
Жесткая заданность всей жизни индийца ритуальными нормами и предписаниями, которая должна была ограничивать, во-первых, доступ к сакральному знанию внутри самого индийского общества узким кругом брахманского сословия, а, во-вторых, тем более отрезать доступ к нему для всех неиндуистов, оказывается при ближайшем рассмотрении не столь уж однозначно непреодолимой. На протяжении всей своей истории индуизм, который в соответствии с самой индийской традицией правильнее было бы именовать Дхармой, непрерывно распространялся как «вширь», так и «вглубь». Именно это позволило всё-таки встать Индии на рельсы модернизации, в отличие от Китая, который так и остался в прошлом.
Цинские правители Китая упустили свой шанс модернизировать во время страну из-за своего пренебрежения к мировому опыту и знаниям. В итоге все попытки реформ завершились революцией и длительным периодом гражданской войны. Индия же пошла по более мягкому пути реформ.
Только с приходом к власти мудрого Дэн Сяопина положение вещей в Китае кардинально изменилось: китайцы ринулись на выучку к передовым странам, прежде всего — США. Как результат — Китай за последние два десятилетия превратился в мировую экономическую державу. Как и идийцы во второй половине прошлого столетия, китайцы в конце нынешнего столетия решили покончить со своей изоляцией и пойти к западным «варварам» для того чтобы учиться, выживать и побеждать.
- Васильев Л.С. История Востока. В 2 т. М., 1998. Т. 1. 623 с.
- Гусева Н.Р. Индуизм. История формирования и культовая практика. М., 1977. 429 с.
- Ерасов Б.С. Цивилизации: Универсалии и самобытность. М., 2002.
- Касты в Индии. М., 1965. 374 с.
- Конрад Н.И. Избранные труды. Синология. М., 1977.
- Рашковский Е.Б. Культурное наследие народов Востока и современный научнотехнический прогресс // Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного. М., 1984. C. 400 437.
- Рыбаков Р.Б. Социальнорегулятивные функции индуизма // Индуизм: традиции и современность. М., 1985. С. 30 52.
refleader.ru
Урок истории по теме «Традиционные общества Востока в XIX – начале XX века. Япония, Китай»
Разделы: История и обществознание
Цели:
- Рассмотреть общую тенденцию развития Японии и Китая в 19 веке.
- Проанализировать особенности развития Японии и Китая в 19 веке;
- Продолжать формировать умение работать с учебной статьёй, анализировать и делать выводы;
- Воспитывать умение работать в группах.
Оборудование:
- Классная доска
- Настенная карта;
- Настольные атласы;
- Магнитофон, запись индийской музыки;
- Планшет.
Оформление: На доске размещён планшет (см. Приложение) — визитная карточка Японии и Китая как современных государствах (с данными о Японии и Китае, с рисунками учащихся, об их достопримечательностях, таблица, новые термины)
Форма урока: Интегрированный с уроком географии.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Нацеливание учащихся на тему урока
Звучит индийская музыка. Беседа учителя с учащимися:
— Где можно услышать такую музыку? (В Индии)
— Да, в Индии — стране Востока. А какие ещё страны Востока вы знаете?
(дети называют: Китай, Япония, и т.д.)
III. Сообщение темы и целей урока:
IV. Актуализация знаний учащихся:
-Что вы уже знаете об этих странах? Почему они называются традиционными?
— Выступление учащихся с «визитной карточкой» об этих странах:
К доске выходит первая пара учащихся и рассказывают о Китае:
«Китай находится в Восточной Азии. Он занимает почти такую же площадь, как и вся Европа.
Основные сведения: Площадь — 9.596.961 км2
Население: — свыше 1.220 млн.(почти пятая часть населения планеты)
Денежная единица — Юань.
Государственный язык — Мандаринское наречие китайского языка.
Столица: Пекин. Здесь расположены прекрасные дворцы и живописные парки. В центре столицы находится Запретный город, в котором когда-то жили китайские императоры.
Ландшафт: На Западе Китая расположена гористая возвышенность, на Востоке — равнины, по которым текут очень длинные реки. Горы занимают около 1/3 всей страны. Гора Эверест (8848 м) на границе с Непалом — самая высокая вершина мира.
Самая длинная река: Янцзы (5530 км)
Основные отрасли: сельское хозяйство, горно-добывающая, химическая
Достопримечательности: Великая китайская стена протянулась с востока на запад почти на 6400 км. Это единственное земное сооружение, которое можно видеть из космоса. В городе Сиань находится древняя гробница императора Ши-хуанди династии Цинь. Его охраняют глиняные войны, вылепленные в натуральную величину, так называемая терракотовая армия.
К доске выходит первая пара учащихся и рассказывают о Японии:
Япония расположена на островах Тихого океана вблизи восточного побережья Азии.
Основные сведения: Площадь — 377.708 км2
Население — около 125 млн.
Денежная единица — Йена
Государственный язык — японский
Столица — Токио — один из самых перенаселённых городов мира. Здесь находится императорский дворец, где до сих пор живёт японский император. У Японии множество островов. Самые большие из них: Кюсю, Сикоку, Хонсю, Хоккайдо.
Ландшафт: 2/3 Японии занимают горы. Единственный равнинный участок здесь — побережье. В стране более 200 вулканов, половина из них -действующие. Самая высокая гора — Фудзи (Фудзияма, 3776 м).
Самая длинная река — Синано Гава (367 км)
Основные отрасли — автомобилестроение, электронная, сельское хозяйство, судостроение.
Достопримечательности — в Японии множество посвященных Будде храмов, исторических мест и древних дворцов. Изделия народных промыслов и традиционные ритуалы, в том числе чайная церемония, доставляют истинное удовольствие.
V. Изучение нового материала.
Учитель делит класс на 2 группы: Японцы и Китайцы
Представители каждой группы делятся на 4 подгруппы: каждая из которых работает по своему варианту развития: государственный строй, экономика, армия, религия. (учебник: параграф 27 «Япония», параграф 28 «Китай»)
Учащимся предлагается в ходе изучения нового материала заполнить таблицу по своему варианту.
Япония. | Китай. | |
Государственный строй в конце 19 века. | Конституция. | Абсолютная монархия. |
Экономика. | Индустриальная экономика, основанная на взаимодействии бизнеса и государственного сектора. | Отсутствие значительной промышленности, кустарное производство, регламентированное бюрократией. |
Армия. | Современная регулярная армия. | Средневековые принципы комплектования армии. |
Религия. | Синтоизм. | Конфуцианство, принципы христианской морали. |
Под руководством учителя учащиеся по порядку заполняют таблицу на доске, внося в неё основную информацию.
4. Словарная работа:
Сёгун, модернизация, Мэйдзи, ихэтуане, тайпины
VI. Оценивание:
VII. Итог урока:
Учитель:
— В чём различие путей развития Японии и Китая?
Учащиеся делают свои выводы, подтверждая их примерами из таблицы и учебника.
Учитель:
— Таким образом, Япония и Китай продемонстрировали альтернативные модели модернизации. Япония пошла по пути системных реформ, модернизировав все политические и социальные структуры государства. Китай модернизировал лишь отдельные структуры, оставаясь, по сути, сугубо традиционалистским обществом
VIII.
Д/З: 1 вар — п.27 задание 3,
2 вар — п. 28 задание 4
Приложение.
14.04.2012
urok.1sept.ru
помогите пожалуйста!!! события и особенности модернизации в Индии и Китае
История установления британского колониального господства в Индии довольно хорошо изучена. Индологи описали во всех подробностях предпосылки, ход и результаты основных социально-экономических, политических и, в меньшей степени, культурно-идеологических событий, сопровождавших распад Могольской державы. Они изучили последовавшую за распадом «войну всех против всех» , трансформацию английской Ост-Индской компании из коммерческой организации в военно-политическую, расширение владений компании до масштабов империи, генезис системы колониального управления, зарождение и развитие колониальной идеологии, включая и колониальную индологию (ориентализм) . Однако длительный, затянувшийся почти на столетие (даже если отсчитывать от традиционного рубежа – 1757 г. ) процесс формирования «британского Раджа» исследуется большей частью с одной стороны – английской. Что же касается собственно индийского участия, то здесь внимание исследователей привлекают, главным образом, эпизоды сопротивления индийских государств колониальной экспансии (наиболее яркий пример – события в Майсуре 1762-1799 гг.) , а также формирование такого интересного элемента политической структуры колониального общества, как княжества. За рамками исследования зачастую остается тот факт, что англичане не смогли бы действовать на индийской земле столь эффективно, если бы они не нашли значительное число «лояльных туземцев» – тех, кто верой и правдой служил им, помогая завоевывать Индию и управлять ею. Речь в данном случае идет не о тех, кто просто служил «ангрезам» ради заработка, а о довольно многочисленных представителях некоторых социальных групп, которые вполне сознательно поддержали англичан и стали, до определенного времени, опорой их владычества в Индии. Для большинства князей и крупных феодалов лояльность новым правителям была вынужденной, навязанной если не прямой силой, то угрозой потери власти. О том, насколько искренней была эта лояльность со стороны даже тех, кто подписал субсидиарные договоры, можно судить по восстанию 1857-1859 гг. Опорой британской власти в Индии стали представители двух социальных слоев: «людей пера» (чиновничества и «интеллигенции» – главным образом из среды брахманов и каястхов) и купечества. Трудно представить себе британского администратора в Индии без целой свиты туземных помощников – переводчиков, секретарей, клерков. Без них же не были бы возможны ученые изыскания ориенталистов. Аналогичным образом, каждое английское коммерческое предприятие опиралось, помимо штата служащих-индийцев, на целую сеть младших партнеров из числа местного купечества. Придя в Индию, англичане нашли немало тех, кто, с одной стороны, был разочарован в существовавших феодальных порядках, а с другой – был способен понять и оценить многие аспекты социально-политического строя и культуры Запада. Дошедшие до нас источники, отражающие воззрения этих людей, позволяют сделать вывод о том, что они служили колонизаторам не просто ради заработка, а в результате сознательного выбора в пользу тех, в ком видели представителей более справедливого общественного устройства. И когда в 1857 г. здание британской империи в Индии содрогнулось, «лояльные туземцы» не просто остались верны, но и приветствовали победы английского оружия. Именно эти люди раньше всех устремились за европейским образованием и должностями в колониальном аппарате, именно из их среды вышли первые индийские профессора и специалисты, зачинатели национальной прессы, члены первых просветительских и реформаторских обществ. И, казалось бы парадоксальным, но на самом деле вполне объяснимым то, что именно они впоследствии заложили основы индийского национально-освободительного движения.
touch.otvet.mail.ru
Ответы Mail.ru: Япония на пути модернизации. Вопрос по истории. За нормальный ответ
В 1868 г. в Японии произошел военный переворот, в ходе которого императорская власть была восстановлена. Период правления императора Муцухито получил название «эпоха Мейдзи» («просвещенное правление») . За этот период Япония, ставшая к середине XIX века фактически полуколонией западных стран, единственная из стран Востока превратилась в передовую державу, которая сама приступила к колониальным захватам.6 апреля 1868 г. Император сделал торжественное заявление, в котором выдвинул следующую программу действий:
1. Будет создано широкое собрание, и все государственные дела будут решаться в соответствии с общественным мнением .
2. Все люди, как правители, так и управляемые, должны единодушно посвятить себя преуспеванию нации.
3. Всему народу будет позволено осуществлять свои собственные стремления и развивать свою деятельность.
4. Все плохие обычаи прошлого будут упразднены.
5. Знания будут заимствоваться во всем мире, и таким путем основы империи будут упрочены.
Реформы императора Муцухито.
Аграрная реформа
Административная реформа
Военная реформа
Судебная реформа
Реформа образования
Япония встала на путь ускоренной модернизации. Правительство активно покровительствовало развитию промышленности и торговли, видя в индустриализации страны защиту от опасности иностранного вмешательства в дела государства. По приказу императора за счет государственной казны строились «образцовые заводы» , которые затем продавались или отдавались фирмам, близким императорскому двору. Особенно щедрые дары получили фирмы «Мицуи» и «Мицубиси» . Один иностранец, побывавший в Японии до Первой мировой войны отмечал: «Вы можете приехать в Японию на пароходе, принадлежащем Мицуи, высадиться в порту, оборудованном Мицуи, доехать в принадлежащем Мицуи трамвае до гостиницы, построенном все тем же Мицуи» . В конце XIX века японский капитализм вступил в монополистическую стадию развития. Торговля не могла развиваться без хороших дорог. Поэтому государство само занялось железнодорожным строительством.
Реформы, проводимые в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни, были органично восприняты обществом. Они оказались созвучны японскому образу жизни, представлениям, культуре, т. е. менталитету японцев. Однако, заимствуя западные достижения и внедряя их в жизнь, японцы не отказались от своих самобытных традиций.
otvet.mail.ru
16. Особенности развития стран Востока в Средние века (Индия, Китай Япония).
Термин «Средние века» употребляется для обозначения периода истории стран Востока первых семнадцати веков новой эры. Естественным верхним рубежом периода принято считать XVI – начало XVII вв., когда Восток становится объектом европейской торговой и колониальной экспансии, прервавшей характерный для азиатских и североафриканских стран ход развития. Географически Средневековый Восток охватывает территорию Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока, Центральной и Средней Азии, Индии, Шри-Ланки, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.
Переход к Средневековью на Востоке в одних случаях осуществлялся на основе уже существующих политических образований (например, Византия, Сасанидский Иран, КушаноГуптская Индия), в других – он сопровождался социальными потрясениями, как это было в Китае, и почти повсеместно процессы получали ускорение благодаря участию в них «варварских» кочевых племен. На исторической арене в этот период появились и возвысились такие безвестные дотоле народы, как арабы, тюркисельджуки, монголы. Рождались новые религии и на их основе возникали цивилизации. Страны Востока в Средние века были связаны с Европой. Носительницей традиций грекоримской культуры оставалась Византия. Арабское завоевание Испании и походы крестоносцев на Восток способствовали взаимодействию культур. Однако для стран Южной Азии и Дальнего Востока знакомство с европейцами состоялось лишь в XVXVI вв. Становление средневековых обществ Востока характеризовалось ростом производительных сил – распространялись железные орудия, расширялось искусственное орошение и совершенствовалась ирригационная техника, ведущей тенденцией исторического процесса как на Востоке, так и в Европе – было утверждение феодальных отношений. Различные же итоги развития на Востоке и Западе к концу XX в. обусловливались меньшей степенью его динамизма. Среди факторов, обусловливающих «запаздывание» восточных обществ, выделяются следующие: сохранение наряду с феодальным укладом крайне медленно распадавшихся первобытнообщинных и рабовладельческих отношений; устойчивость общинных форм общежития, сдерживавших дифференциацию крестьянства; преобладание государственной собственности и власти над частным землевладением и частной властью феодалов; безраздельная власть феодалов над городом, ослабляющая антифеодальные устремления горожан.
Переодизация истории средневекового Востока. С учетом этих особенностей и исходя из представления о степени зрелости феодальных отношений в истории Востока выделяют следующие этапы:
I-VI в. н.э. – переходный период зарождения феодализма;
VII-Х вв. – период раннефеодальных отношений с присущим ему процессом натурализации экономики и упадка древних городов;
XI-XII вв. – домонгольский период, начало расцвета феодализма, становление сословнокорпоративного строя жизни, культурный взлет;
XIII вв. – время монгольского завоевания, прервавшего развитие феодального общества и обратившее некоторые из них вспять;
XIV-XVI вв. – послемонгольский период, который характеризуется замедлением общественного развития, консервацией деспотической формы власти.
Восточные цивилизации. Пеструю картину представлял собой Средневековый Восток и в цивилизационном отношении, что также отличало его от Европы. Одни цивилизации на Востоке возникли еще в древности; буддийская и индусская – на полуострове Индостан, даосско-конфуцианская – в Китае. Другие родились в Средние века: мусульманская цивилизация на Ближнем и Среднем Востоке, индомусульманская – в Индии, индусская и мусульманская – в странах Юго-Восточной Азии, буддийская – в Японии и Юго-Восточной Азии, конфуцианская – в Японии и Корее.
studfiles.net