Свойства информатике – Информация и ее свойства — это… Что такое Информация и ее свойства?

Информация и её свойства

Что такое информация?

Технологическая карта урока. Информация и её свойства.


Информацию люди получают ежедневно, изучая окружающий мир, открывая для себя что-то новое.

Для человека информация — это сведения об окружающем его мире. Объем информации стремительно растет. В последние несколько лет зафиксирована тенденция ежегодного увеличения объема информационных данных увеличивается вдвое. Чем эффективнее человек научится воспринимать и обрабатывать получаемую информацию, тем выше его способности к познанию.
Каждый день человечество окружают тысячи звуков, запахов, визуальных образов и воспринимаются они сознанием при помощи разных органов чувств. Именно они формируют первичные данные о предмете, явлении, произведении искусства или живом существе.

Как человек воспринимает информацию

Человек пользуется пятью группами органов чувств:
— глазами воспринимается визуальная информация;
— органами слуха воспринимаются звуки;
— органы обоняния помогают чувствовать запахи;
— органы вкуса дают информацию о еде;
— органы осязания формируют представление о предметах на ощупь.

Информация, переданная органами чувств (органолептическая) в процентном отношении распределяется так:
— 90 процентов — от органов зрения;
— 9 процентов от органов слуха;
— 1 процент от всего остального.

Определение информации

Дать строгое определение понятию информация современная наука не может. Большинство ученых призывает рассматривать информацию как понятие неопределимое, первичное. Учебник Л.Л. Босовой также не дает конкретного определения понятия, указывая на множество трактовок. В обыденном понимании информация — это сведения об окружающем мире, которые передают и получают люди с помощью органов чувств. Если обратиться к происхождению слово «информация», то в русском языке это аналог латинского Informato — сведения, разъяснения, изложение.

Общенаучное определение информации — отражение внешнего мира с использованием сигналов и знаков.

Информационные сигналы

Любая информация всегда связана с каким-либо материальным предметом, который является ее носителем. Такими носителями могут быть подходящие материальные предметы, вещества в разных состояниях, машинные носители.
Передается информация с помощью сигналов. Сигнал — это физический процесс с информационным значением. Они могут дискретными или непрерывными.
Непрерывным называется сигнал, который постоянно меняется во времени по амплитуде.
Дискретный сигнал принимает конечное число значений.
Непрерывный сигнал используется в телевизионном и радиовещании, телефонной связи, а дискретный передает символическую, текстовую информацию.

Как можно классифицировать информацию

Виды информации классифицируются по следующим признакам:

1. По области возникновения:
— элементарная — отражает все, что происходит с неодушевленной природой;
— биологическая — отражает все, что происходит с миром животных и растений;
— социальная — отражает процессы социума людей.
2. По способу передачи и восприятию:
— визуальная — все, что можно увидеть;
— аудиальная — все, что можно услышать;
— тактильная — все, что можно ощутить;
— органолептическая — все, что можно попробовать и почувствовать в воздухе;
— машинная — все что выдается и воспринимается средствами ЭВМ.
3. По общественному назначению:
— массовая — политическая, общественная, популярная;
— специальная — научная, техническая;

— личная — индивидуальная.
4. По форме представления
— графическая, числовая, текстовая и т.д.

Свойства информации

Обмен информацией всегда связан с вопросами: насколько данные актуальны, полезны и достоверны. Понимание этих вопросов помогает лучше понимать собеседника, находить верные решения в разных ситуациях. Свойства информации анализируются фактически на автомате, а значения этом процессу человек не придает. Тем не менее именно от свойств информации может зависеть экономическое развитие государства, здоровье, жизнь и благополучие людей.
К свойствам информации относятся:
1. Полнота — исчерпывающие характеристики предмета или явления.
2. Актуальность — соответствие нуждам человека в конкретный временной отрезок.
3. Эргономичность — удобство формы и объема информации для конкретного потребителя.
4. Защищенность

— запрет на несанкционированную работу с информацией.
5. Полезность — способность соответствовать человеческим запросам.
6. Достоверность — безошибочное отражение текущего положения дел. Со временем информация может утратить это свойство.
7. Понятность — изложение на доступном языке для пользователя.
8. Объективность — независимость от чего-либо суждения, оценки



murnik.ru

Лекция 1. Понятие информации, ее виды и свойства. Классификация информации. Измерение информации

1. Понятие информации, ее виды и свойства

В литературе можно найти достаточно много определений термина «информация», отражающих различные подходы к толкованию этого понятия. В Федеральном закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» дается следующее определение этого термина: «информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». Толковый словарь русского языка Ожегова приводит 2 определения слова «информация»:

  1. Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.

  2. Сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь. (Научно-техническая и газетная информации, средства массовой информации — печать, радио, телевидение, кино).

Информация и ее свойства являются объектом исследования целого ряда научных дисциплин, таких как теория информации(математическая теория систем передачи информации),кибернетика(наука о связи и управлении в машинах и животных, а также в обществе и человеческих существах),семиотика(наука о знаках и знаковых системах),теория массовой коммуникации(исследование средств массовой информации и их влияния на общество),информатика(изучение процессов сбора, преобразования, хранения, защиты, поиска и передачи всех видов информации и средств их автоматизированной обработки) и ряде других.

В информатике наиболее часто используется следующее определение этого термина:

Информация — это осознанные сведения об окружающем мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования.

Сведения — это знания, выраженные в сигналах, сообщениях, известиях, уведомлениях и т. д. Каждого человека окружает информация различных видов.

Основные виды информации по ее форме представления, способам ее кодирования и хранения, что имеет наибольшее значение для информатики, это:

  • графическая или изобразительная— первый вид, для которого был реализован способ хранения информации об окружающем мире в виде наскальных рисунков, а позднее в виде картин, фотографий, схем, чертежей на бумаге, холсте, мраморе и др. материалах, изображающих картины реального мира;

  • звуковая— мир вокруг нас полон звуков и задача их хранения и тиражирования была решена с изобретение звукозаписывающих устройств в 1877 г.; ее разновидностью является музыкальная информация — для этого вида был изобретен способ кодирования с использованием специальных символов, что делает возможным хранение ее аналогично графической информации;

  • текстовая

    — способ кодирования речи человека специальными символами — буквами, причем разные народы имеют разные языки и используют различные наборы букв для отображения речи; особенно большое значение этот способ приобрел после изобретения бумаги и книгопечатания;

  • числовая— количественная мера объектов и их свойств в окружающем мире; особенно большое значение приобрела с развитием торговли, экономики и денежного обмена; аналогично текстовой информации для ее отображения используется метод кодирования специальными символами — цифрами, причем системы кодирования могут быть разными;

  • видеоинформация— способ сохранения «живых» картин окружающего мира, появившийся с изобретением кино.

Существуют также виды информации, для которых до сих пор не изобретено способов их кодирования и хранения — это тактильная информация, передаваемая ощущениями, органолептическая, передаваемая запахами и вкусами и др.

Для передачи информации на большие расстояния первоначально использовались кодированные световые сигналы, с изобретением электричества — передача закодированного определенным образом сигнала по проводам, позднее — с использованием радиоволн.

Создателем общей теории информации и основоположником цифровой связи считается Клод Шеннон (Claude Shannon). Всемирную известность ему принес фундаментальный труд 1948 года — «Математическая теория связи» (A Mathematical Theory of Communication), в котором впервые обосновывается возможность применения двоичного кода для передачи информации.

С появлением компьютеров вначале появилось средство для обработки числовой информации. Однако в дальнейшем, особенно после широкого распространения персональных компьютеров (ПК), компьютеры стали использоваться для хранения, обработки, передачи и поиска текстовой, числовой, изобразительной, звуковой и видеоинформации.

Хранение информации при использовании компьютеров осуществляется на магнитных дисках или лентах, на лазерных дисках (CD и DVD), специальных устройствах энергонезависимой памяти (флэш-память и пр.). Эти методы постоянно совершенствуются, изобретаются новые устройства и носители информации. Обработку информации (воспроизведение, преобразование, передача, запись на внешние носители) выполняет процессоркомпьютера. С помощью компьютера возможно создание и хранение новой информации любых видов, для чего служат специальные программы, используемые на компьютерах, и устройства ввода информации.

Особым видом информации в настоящее время можно считать информацию, представленную в глобальной сети Интернет. Здесь используются особые приемы хранения, обработки, поиска и передачи распределенной информации больших объемов и особые способы работы с различными видами информации.

studfiles.net

1. Информация и ее свойства

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 2

1. Информация и ее свойства. 2

2. Виды информации. 5

3. Меры информации. 6

4. Формы адекватности информации. 8

5. Обработка информации. Информационные ресурсы и информационные технологии. Информатизация общества. 9

Заключение. 10

Список литературы.. 12

ВВЕДЕНИЕ

Слово информация происходит от латинского informatio, означа­ющего сведения, разъяснения, пояснения. С содержательной точки зрения информация — это сведения о ком-то или о чем-то, а с фор­мальной точки зрения — набор знаков и сигналов.

С юридической точки зрения информация — это сведения о людях, предметах, фактах, событиях и процессах, независимо от формы их представления. Данное определение зафиксировано в Законе «Об информации, информатизации и защите информации», утвержден­ном в 1995 году.

1. Информация и ее свойства

Например, сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т.п. «Информировать» в этом смысле означает «сообщить нечто, неизвестное раньше».

Одно и то же информационное сообщение (статья в газете, объявление, письмо, телеграмма, справка, рассказ, чертёж, радиопередача и т.п.) может содержать разное количество информации для разных людей — в зависимости от их предшествующих знаний, от уровня понимания этого сообщения и интереса к нему[1] .

Так, сообщение, составленное на японском языке, не несёт никакой новой информации человеку, не знающему этого языка, но может быть высокоинформативным для человека, владеющего японским. Никакой новой информации не содержит и сообщение, изложенное на знакомом языке, если его содержание непонятно или уже известно.

В случаях, когда говорят об автоматизированной работе с информацией посредством каких-либо технических устройств, обычно в первую очередь интересуются не содержанием сообщения, а тем, сколько символов это сообщение содержит.

Примеры:

сообщение, содержащее информацию о прогнозе погоды, передаётся приёмнику (телезрителю) от источника — специалиста-метеоролога посредством канала связи — телевизионной передающей аппаратуры и телевизора;

живое существо своими органами чувств (глаз, ухо, кожа, язык и т.д.) воспринимает информацию из внешнего мира, перерабатывает её в определенную последовательность нервных импульсов, передает импульсы по нервным волокнам, хранит в памяти в виде состояния нейронных структур мозга, воспроизводит в виде звуковых сигналов, движений и т.п., использует в процессе своей жизнедеятельности.

Передача информации по каналам связи часто сопровождается воздействием помех, вызывающих искажение и потерю информации.

Информацию можно:

Все эти процессы, связанные с определенными операциями над информацией, называются информационными процессами.

Свойства информации:

Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений.

Достоверная информация со временем может стать недостоверной, так как она обладает свойством устаревать, то есть перестаёт отражать истинное положение дел.

Информация полна, если её достаточно для понимания и принятия решений. Как неполная, так и избыточная информация сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки[2] .

Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п.

Ценность информации зависит от того, насколько она важна для решения задачи, а также от того, насколько в дальнейшем она найдёт применение в каких-либо видах деятельности человека.

Только своевременно полученная информация может принести ожидаемую пользу. Одинаково нежелательны как преждевременная подача информации (когда она ещё не может быть усвоена), так и её задержка.

Если ценная и своевременная информация выражена непонятным образом, она может стать бесполезной.

Информация становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация.

Информация должна преподноситься в доступной (по уровню восприятия) форме. Поэтому одни и те же вопросы по разному излагаются в школьных учебниках и научных изданиях.

Информацию по одному и тому же вопросу можно изложить кратко (сжато, без несущественных деталей) или пространно (подробно, многословно). Краткость информации необходима в справочниках, энциклопедиях, учебниках, всевозможных инструкциях.

2. Виды информации

Особую роль для общества играет документированная информация. Документы — это информация, зафиксированная на материальном носителе — бумаге или машинном носителе, имеющем реквизиты, позволяющие его идентифицировать.

Возможность записи информации в письменном виде — в форме последовательности знаков — привела к образованию государств, возникновению бюрократии и появлению почтовых служб. Парал­лельно это привело — к появлению грамотных людей — людей, уме­ющих читать, писать и искать информацию для решения различных проблем.

Возникновение письменности позволило людям не только переда­вать информацию, но и накапливать ее в форме записок, писем и рукописей в архивах, а также в личных и публичных библиотеках. Квалифицированная переработка информации потребовала людей, имеющих надлежащее образование.

Для обучения грамотности были открыты гимназии, лицеи и школы, а для подготовки образованных людей — университеты и колледжи, где накоплением и передачей знаний стали заниматься ученые, учи­теля и профессора.

Для хранения знаний стали использоваться рукописные книги, а для хранения книг — библиотеки и книгохранилища. В них стал накапливаться интеллектуальный потенциал общества и государств. Неслучайно одной из основных задач варвары считали уничтожение книг и книгохранилищ.

Изобретение печатных станков в XV в. создало технологическую основу для массового издания и распространения печатных книг. Это послужило основой для всеобщего распространения грамотности и открытия массовых начальных школ, в которых все дети обучались грамотности — умениям читать, писать и считать.

Развитие промышленного производства в XVIII-XIX веках потре­бовало большого числа специалистов, для подготовки которых было открыто большое число университетов. Это дало мощный толчок для развития естественных наук — химии, физики, механики, математики и подготовки инженерных кадров.

Развитие печатных станков привело к появлению и распростране­нию газет как средств массовой информации и информатизации общества, а также появлению и распространению журналов для распространения литературных произведений. В это же время появились первые законы, регулирующие авторские права.

Изобретение в XIX — начале XX века телеграфа, радио и телефона открыло новые возможности в передаче информации и информати­зации общества. Эти технические средства дали возможность прак­тически мгновенно передавать информацию на любые расстояния.

Следующим шагом технического прогресса стало появление и развитие электроники, телевидения и радиовещания к середине XX века. Изобретение телевидения позволило людям видеть на экранах телевизоров события, происходящие в самых различных точках планеты, а изобретение магнитофона — накапливать звуковую и видеоинформацию на магнитных носителях.

Информация может существовать в самых разнообразных формах[3] :

· в виде текстов, рисунков, чертежей, фотографий;

· в виде световых или звуковых сигналов;

mirznanii.com

1. Понятие информации и ее основные свойства

Содержание | Далее

1. Понятие информации и ее основные свойства

1.1. Предмет и задачи информатики

Информатика – наука, изучающая закономерности получения, хранения, передачи и обработки информации в природе и человеческом обществе.

Слово информатика образовано объединением слов информация и автоматика. В большинстве стран Западной Европы и в США используется термин Computer Science (наука о компьютерах).

Системы, способные воспринимать и обрабатывать информацию, будем называть информационными. Информационные системы можно классифицировать на естественные и искусственные. К первым относятся все естественно возникшие системы. Такими системам являются биологические организмы. Искусственными информационными системами являются созданные человеком информационные системы.

Предметом изучения в данном курсе является один из разделов информатики – компьютерная информатика. Под компьютерной информатикой будем понимать естественно-научную дисциплину, занимающуюся вопросами сбора, хранения, обработки и отображения информации с использованием средств вычислительной техники. В настоящее время компьютерная информатика используется в различных сферах человеческой деятельности и становится одним из стратегических направлений развития общества

Далее под информатикой будем понимать компьютерную информатику.

Предмет информатики составляют следующие понятия:

  • аппаратное обеспечение средств вычислительной техники;
  • программное обеспечение средств вычислительной техники;
  • средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения.

В информатике особое внимание уделяется вопросам взаимодействия или интерфейсам. Методы и средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами называются пользовательским интерфейсом. Существуют аппаратные интерфейсы, программные интерфейсы и аппаратно-программные интерфейсы.

Основной задачей информатики является систематизация приёмов и методов работы с аппаратными программными средствами вычислительной техники.

Можно выделить следующие направления практических приложений информатики.

  1. Архитектура вычислительных систем (приёмы построения систем, предназначенных для автоматической обработки данных).
  2. Интерфейсы вычислительных систем (приёмы и методы управления программным и аппаратным обеспечением).
  3. Программирование (приёмы, методы и средства разработки компьютерных программ).
  4. Преобразование данных (приёмы и методы преобразования структур данных).
  5. Защита информации (приёмы и средства защиты данных).
  6. Автоматизация (функционирование программно-аппаратных средств без участия человека).
  7. Стандартизация (обеспечение совместимости между форматами представления данных, относящихся к различным типам вычислительных систем).

 

1.2. Понятие информации

Термин информация происходит от латинского слова informatio – разъяснение, изложение. Первоначальное значение этого термина – «сведения, передаваемые людьми устным, письменным или иным способом». В середине ХХ века термин «информация» превратился в общенаучное понятие, означающее обмен сведениями между людьми, между человеком и автоматом, между автоматами, а также обмен сигналами в животном и растительном мире.

В философском смысле информация есть отражение реального мира. Это сведения, которые один реальный объект содержит о другом реальном объекте. Таким образом, понятие информации связывается с определенным объектом, свойства которого она отражает.

В информатике под информацией понимается сообщение, снижающее степень неопределенности знаний о состоянии предметов или явлений и помогающее решить поставленную задачу.

Изменение некоторой физической величины во времени, обеспечивающее передачу сообщений, называется сигналом.

Мы живем в материальном мире, состоящем из физических тел и физических полей. Физические объекты находятся в состоянии непрерывного движения и изменения, которые сопровождаются обменом энергией и переходом ее из одной формы в другую. Для того чтобы в материальном мире происходил обмен информацией, ее преобразование и передача, должны существовать носитель информации, передатчик, канал связи, приемник и получатель информации. Канал связи представляет собой среду, в которой происходит передача информации. Канал связи объединяет источник и получателя информации в единую информационную систему(рис. 1).

Подобные информационные системы существуют как в технических системах, так и в человеческом обществе и живой природе. Информационные системы можно разделить на естественные и искусственные. К первым относятся все естественно возникшие системы. Такими системам являются биологические организмы. Искусственными информационными системами являются информационные системы, созданные человеком.

Рис.1. Информационная система.

Зарегистрированные сигналы называются данными. Для их регистрации с целью хранения и передачи необходим некоторый язык. Этот язык должен быть понятен как отправителю информации, так и ее получателю. Данные могут нести в себе информацию о событиях, происходящих в материальном мире. Однако данные не тождественны информации. Для получения информации нужен метод обработки данных. Информация – это продукт взаимодействия данных и адекватных им методов их обработки.

Информация существует только в момент взаимодействия данных и методов. В остальное время она содержится в виде данных. Таким образом, во-первых, не существует информации самой по себе как некоторой самостоятельной сущности без ее носителя в виде некоторых материальных процессов, во-вторых, не существует информации безотносительно к субъекту, способному извлекать ее из полученного сообщения. Из одних и тех же данных разные получатели могут извлечь разную информацию в зависимости от адекватности методов их обработки.

Данные являются объективными, так как это результат регистрации объективно существующих сигналов, вызванных изменениями в материальных телах и полях. В то же время методы являются субъективными, так как в их основе лежат алгоритмы, составленные людьми.

Получатель информации оценивает ее в зависимости от того, для решения какой задачи она будет использована. При оценке информации различают ее синтаксический, семантический и прагматический аспекты.

Передаваемое сообщение должно быть представлено в виде последовательности символов некоторого алфавита. Синтаксический аспект касается формальной правильности сообщения с точки зрения синтаксических правил используемого языка безотносительно к его содержанию.

Семантический аспект передает смысловое содержание информации и соотносит её с ранее имевшейся информацией. Знания об определенной предметной области фиксируются в форме тезауруса, то есть совокупности понятий и связей между ними. При получении информации тезаурус может изменяться. Степень этого изменения характеризует воспринятое количество информации. Семантический аспект определяет возможность достижения поставленной цели с учетом полученной информации, т.е. определяет ценность информации.

Количество информации, содержащейся в некотором сообщении, можно оценить степенью изменения индивидуального тезауруса получателя под воздействием данного сообщения. Иными словами, количество информации, извлекаемой получателем из поступающих сообщений, зависит от степени подготовленности его тезауруса для восприятия такой информации. Если индивидуальный тезаурус получателя сообщения не пересекается с тезаурусом отправителя, то получатель не понимает сообщение и для него количество принятой информации равно нулю. Такая ситуация аналогична прослушиванию сообщения на неизвестном языке. Несомненно, что сообщение не лишено смысла, однако оно непонятно, а значит, не информативно. Если тезаурусы отправителя и получателя совпадают, то количество информации в сообщении также будет равно нулю, поскольку его получатель знает абсолютно всё о предмете. В этом случае сообщение не дает ему ничего нового. Сообщение несет информацию для получателя только в том случае, когда их тезаурусы пересекаются частично.

Человек сначала наблюдает некоторые факты, которые отображаются в виде набора данных. Здесь проявляется синтаксический аспект. Затем после структуризации этих данных формируется знание о наблюдаемых фактах, которое фиксируется на некотором языке. Это семантический аспект информации. Полученное знание и созданные на его основе информационные модели человек использует в своей практике для достижения поставленных целей.

В реальной жизни часто возникает ситуация, когда даже наличие полной информации не позволяет решить поставленную задачу. Прагматический аспект информации проявляется в возможности её практического использования.

Таким образом, не любое сообщение несет информацию. Для того чтобы сообщение несло некоторую информацию, и было полезно получателю, оно должно быть:

  • записано на некотором языке;
  • этот язык должен быть понятен получателю;
  • получатель должен обладать методом извлечения информации из сообщения;
  • сообщение должно снижать степень неопределенности относительно объекта, который интересует получателя;
  • сообщение должно помогать ему решить поставленную задачу;
  • получатель должен обладать реальной практической возможностью использовать полученную информацию.

 

1.3. Свойства информации

На свойства информации влияют как свойства данных, так и свойства методов её обработки.

  1. Объективность информации. Понятие объективности информации относительно. Более объективной является та информация, в которую методы обработки вносят меньше субъективности. Например, в результате наблюдения фотоснимка природного объекта образуется более объективная информация, чем при наблюдении рисунка того же объекта. В ходе информационного процесса объективность информации всегда понижается.
  2. Полнота информации. Полнота информации характеризует достаточность данных для принятия решения. Чем полнее данные, тем шире диапазон используемых методов их обработки и тем проще подобрать метод, вносящий минимум погрешности в информационный процесс.
  3. Адекватность информации. Это степень её соответствия реальному состоянию дел. Неадекватная информация может образовываться при создании новой информации на основе неполных или недостоверных данных. Однако полные и достоверные данные могут приводить к созданию неадекватной информации в случае применения к ним неадекватных методов.
  4. Доступность информации. Это мера возможности получить информацию. Отсутствие доступа к данным или отсутствие адекватных методов их обработки приводят к тому, что информация оказывается недоступной.
  5. Актуальность информации. Это степень соответствия информации текущему моменту времени. Поскольку информационные процессы растянуты во времени, то достоверная и адекватная, но устаревшая информация может приводить к ошибочным решениям. Необходимость поиска или разработки адекватного метода обработки данных может приводить к такой задержке в получении информации, что она становится ненужной.

 

1.4. Носители данных

Физический метод регистрации данных может быть любым: механическое перемещение, изменение формы, изменение электрических или магнитных характеристик, изменение химического состава или характера химических связей и др. В соответствии с методом регистрации данные могут храниться и транспортироваться на различных носителях.

Самым распространенным носителем данных является бумага. На бумаге данные регистрируются путем изменения оптических характеристик её поверхности. Изменение оптических свойств поверхности используется также в устройствах, осуществляющих запись лазерным лучом на пластмассовых носителях с отражающим покрытием (CD-ROM).

Магнитные ленты и магнитные диски используют изменение магнитных свойств.

Регистрация данных путем изменения химического состава поверхностных веществ используется в фотографии.

Свойства информации тесно связаны со свойствами её носителей. Любой носитель характеризуется следующими параметрами:

  1. Разрешающей способностью – количеством данных, записанных в принятой для носителя единице измерения.
  2. Динамическим диапазоном – логарифмом отношения интенсивностей максимального и минимального регистрируемых сигналов.

Одной из важнейших задач информатики является задача преобразования данных с целью смены носителя. Стоимость устройств ввода и вывода вычислительных систем, работающих с носителями информации, составляет до половины стоимости аппаратных средств.

 

1.5. Операции с данными

Над данными можно выполнять различные операции, состав которых определяется решаемой задачей. Перечисленные ниже операции с данными не зависят от того, кто их выполняет – техническое устройство, компьютер или человек.

  1. Сбор данных – накопление данных с целью обеспечения достаточной их полноты для принятия решений.
  2. Формализация данных – приведение данных, поступающих из разных источников, к одинаковой форме, что позволяет сделать их сопоставимыми между собой.
  3. Фильтрация данных – отсеивание данных, в которых нет необходимости для принятия решений, при этом снижается уровень шума и повышается их достоверность и адекватность.
  4. Сортировка данных – упорядочение данных по заданному признаку с целью удобства использования.
  5. Защита данных – комплекс мер, направленных на предотвращение утраты, воспроизведения и модификации данных.
  6. Архивация данных – организация хранения данных в удобной и легкодоступной форме, снижающей затраты на хранение и повышающей общую надежность информационного процесса.
  7. Транспортировка данных – приём и передача данных между удаленными участниками информационного процесса.
  8. Преобразование данных – перевод данных из одной формы в другую. Часто связано с изменением носителя. Например, книги можно хранить в бумажной форме, а можно в электронном виде.

 

Содержание | Далее

www.uchu2008.narod.ru

Свойства информации | Информатика

Понятие «информация», как уже было сказано ранее, используется многими научными дисциплинами, имеет большое количество разнообразных свойств, но каждая дисциплина обращает внимание на те свойства информации, которые ей наиболее важны. В рамках нашего рассмотрения наиболее важными являются такие свойства, как дуализм, полнота, достоверность, адекватность, доступность, актуальность. Рассмотрим их подробнее.

Дуализм информации характеризует ее двойственность. С одной стороны, информация объективна в силу объективности данных, с другой — субъективна, в силу субъективности применяемых методов. Иными словами, методы могут вносить в большей или меньшей степени субъективный фактор и таким образом влиять на информацию в целом. Например, два человека читают одну и ту же книгу и получают подчас весьма разную информацию, хотя прочитанный текст,
т.е. данные, были одинаковы. Более объективная информация применяет методы с меньшим субъективным элементом.

Полнота информации характеризует степень достаточности данных для принятия решения или создания новых данных на основе имеющихся. Неполный набор данных оставляет большую долю не-
определенности, т.е. большое число вариантов выбора, а это потребует применения дополнительных методов, например, экспертных оценок, бросание жребия и т.п. Избыточный набор данных затрудняет доступ к нужным данным, создает повышенный информационный шум, что также вызывает необходимость дополнительных методов, например, фильтрацию, сортировку. И неполный и избыточный наборы затрудняют получение информации и принятие адекватного решения.

Достоверность информации — это свойство, характеризующее степень соответствия информации реальному объекту с необходимой точностью. При работе с неполным набором данных достоверность  информации может характеризоваться вероятностью, например, можно сказать, что при бросании монеты с вероятностью 50 % выпадет герб.

Адекватность информации выражает степень соответствия создаваемого с помощью информации образа реальному объекту, процессу, явлению. Полная адекватность достигается редко, так как обычно приходится работать с не самым полным набором данных, т.е. присутствует неопределенность, затрудняющая принятие адекватного решения. Получение адекватной информации также затрудняется при недоступности адекватных методов.

Доступность информации — это возможность получения информации при необходимости. Доступность складывается из двух составляющих: из доступности данных и доступности методов. Отсутствие хотя бы одного дает неадекватную информацию.

Актуальность информации. Информация существует во времени, так как существуют во времени все информационные процессы. Информация, актуальная сегодня, может стать совершенно ненуж-ной по истечении некоторого времени. Например, программа телепередач на нынешнюю неделю будет неактуальна для многих телезрителей на следующей неделе.

ibrain.kz

Информатика. Информация. Виды и свойства информации.

Планирование урока для __5_____ класса по информатике

Дата:________10.09.2015______________

Урок № _2

Тема урока : Информатика. Информация. Виды и свойства информации.

Цель: Изучение и первичное закрепление знаний о представлении информации ,ее видах и способах представления в жизни.

Задачи:

Образовательная: Ввести определения понятий (Информатика. Информация).

Развивающая: Развить познавательный интерес к предмету. Развивать умения обобщать, делать выводы.

Воспитывающая: Воспитать умения слушать учителя и одноклассников.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знании;

Методы организации учебно-познавательной деятельности (Словесный — объяснительно-иллюстративный: рассказ, объяснение, работа с учебником,)

Оборудование. Презентация, интерактивная доска.

Новые понятия, термины: Информатика. Информация.

Межпредметная связь: Рус.яз.: алфавит языка, биология, история, русский язык, математика, ИЗО

Ход урока.
1. Организационный момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
2.Проверка домашней работы. Устный опрос.

На какие пункты делиться техника безопасности?

Назовите :

Общие требования безопасности?

Требования безопасности перед началом работы на ПК?

Требования безопасности в аварийных случаях?

Требования безопасности по окончании работы на ПК?

Требования безопасности во время работы на ПК?

3 Актуализация знаний:

  • Что такое информатика?

  • Какое отношение к информатике имеют компьютеры?

  • Информатика — это наука об изучении компьютеров и компьютерных программ?

  • Как вы понимаете, что такое информация?

  • Какими могут быть источники информации?

  • Обладает ли информация свойствами?

Обсуждая эти вопросы, учитель подводит учеников к формулировке темы и цели урока.

4. Объяснение нового материала:

Учебный предмет информатики тесно связан с компьютером. Однако, компьютер — только средство, при помощи которого можно работать с информацией.

Информатика — это наука о способах получения, накопления, хранения, преобразования, передачи и использования информации.

Как вы уже догадались, речь в этой главе пойдет об информации как о предмете изучения науки «Информатика».

Информация, ее содержание, виды и свойства

Любая деятельность человека связана с информацией. 1дя приготовления какого-либо блюда нужно иметь его рецепт. Чтобы управлять автомобилем или строить дома, нужно владеть необходимой для этого информацией.

В процессе научно-практической деятельности человечество выделило такие обобщенные абстрактные понятия, как вещество, энергия, информация.

Информация — это сведения об окружающем мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования.

Каждый день вы получаете какую-либо информацию. Получая информацию, вы воспринимаете, усваиваете, перерабатываете ее. Вы можете передать информацию своим родителям, друзьям. Значит, существуют источники и приемники информации. Человек воспринимает информацию при помощи органов чувств.

По оценкам современных ученых, 81% информации мы получаем при помощи зрения, 10% — при помощи слуха, 4% — при помощи обоняния, 3% информации — при помощи вкусовых ощущений и 2% информации — при помощи осязания (Рис.2 ).

В то же время каждый человек индивидуален. Например, у дизайнера более развит зрительный канал, у музыканта — слуховой. Кто-то из вас лучше понимает новый материал, прочитав его в книге, кто-то — когда ему об этом расскажут, а кому-то для понимания нужно самому выполнить практические задания.

Виды информации

В зависимости от того, каким информационным каналом человек воспринял информацию, она бывает разного вида.

Например, звук будильника утром человек воспринимает органом слуха — ушами. Источником информации служит будильник. Приемником является человек. Информация дает вам сведения о том, что пора просыпаться. Такой вид информации называется слуховым.

Назовите другие виды информации.

Таким образом, по способу восприятия человеком информация может быть зрительной, слуховой, вкусовой, обонятельной и тактильной (Рис.З ).

Текст Графика


Одна и та же информация (допустим, зрительная) может ь представлена по-разному: в виде числа, текста или рига. Например, количество автомашин на стоянке можно [ставить числом 5, текстом — «пять», а также можно назвать ( Рис.4 ).

Значит, информацию можно разделить на виды еще и по способу ее представления.

По способу представления информация может быть числовой, текстовой, графической, звуковой и видеоинформацией. Эти виды информации сегодня успешно представлены в компьютере (Рис.5).

Приведите примеры числовой, текстовой, графической, звуковой и видеоинформации.

Свойства информации

Объективность. Информация – это отображение окружающего мира, а он существует независимо от нашего сознания, знаний и мыслей о нем.

Достоверность. Информация является достоверной если она отображает истинное состояние дел. На основе достоверной информации могут приниматься верные решения.

Полнота. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания ситуации и принятия решений.

Актуальность – важность, необходимость для данного времени.

Полезность. Степень полезности информации зависит от потребностей конкретных людей и от тех задач, которые можно решать с помощью полученной информации.

Учитель предлагает несколько вариантов картинок обмана зрения. Например: с сайта http://katyxa01.narod.ru/obman.html

5.Физминутка.Для глаз по интерактивной доске.

6. Контрольные вопросы .

  1. Что нового вы узнали о термине «информация»?

  2. Какие носители информации вам известны?

  3. Какие виды информации существуют в современном мире?

  4. Какими органами чувств человек воспринимает информацию?

  5. Перечислите свойства информации.

  6. Какие носители информации существовали в древности?

7. Формирование умений и навыков.
Зная, что мы получаем информацию по различным каналам, заполните таблицу по образцу.

Предмет

Свойство

Канал

Орган

1

Будильник

Звон

Слух

Ухо

2

8. Рефлексия.

Тесты .

Учащие выполняют тест по учебнику в тетрадях, потом обмениваются тетрадями с соседом для проверки.

Учитель диктует ответы, и сосед по парте проверив тесты ставит оценку.

6-5 правильно оценка 5

4 правильно оценка 4

3 правильно оценка 3

2 правильно оценка 2

  1. Наибольшее количество информации человек получает при помощи:

  1. Осязания и зрения;

  2. Обоняния и слуха;

  3. Слуха и зрения;

  4. Зрения и вкуса.

  1. Вы описали в электронном письме свои впечатления о просмотренном фильме. Эта информация будет:

  1. Слуховой;

  2. Осязательной;

  3. Зрительной;

  4. Письменной.

  1. Информация, представленная в этом учебнике по информатике, является в основном:

  1. Текстовой и графической;

  2. Графической и слуховой;

  3. Электромагнитной и зрительной;

  4. Цифровой и музыкальной.

  1. Какой носитель люди не используют для хранения информации?

  1. Бумагу.

  2. Диск.

  3. Камень.

  4. Воду.

  1. Какой носитель древние люди использовали для хранения информации?

  1. Танцы.

  2. Рисунки.

  3. Жесты.

  4. Звуки.

  1. Звуковую информацию передают через:

  1. Книгу;

  2. Радио;

  3. Журнал;

D. Плакат.

1.С | 2. С | 3. А | 4. D | 5. В | 6. В

9. Домашнее задание:

Тема 2

Ответить на вопросы.

1. Информацию о том, что вход запрещен записать различными способами.

2. Описать, как сообщение «Динамо-Киев выиграл у Реала со счетом 2:1» воспримет любитель футбола, домохозяйка, маленький ребенок.

10. Итог урока: на уроке мы узнали.

На этом уроке вы узнали:

    • Что мир существует в трех основных формах – вещество, энергия и информация.

    • что такое информация,

    • какие бывают виды информации,

    • что такое носитель информации,

    • какими она должна обладать свойствами.

    • Что человек воспринимает информацию (сообщения) с помощью своих органов чувств.

11.Выставление оценок.

infourok.ru

Введение в информатику

Объекты и системы.

В мире, в котором мы живем, нас окружает множество разнообразных объектов. Объект — некоторая часть окружающего мира, рассматриваемая человеком как единое целое. Понятие «объекты» объединяет материальные объекты (дома, деревья, люди и т.д.), явления природы (молния, радуга и т.д.) и нематериальные объекты, созданные в результате умственной деятельности человека (песня, стихотворение, математическая формула). Совокупность логически взаимосвязанной информации называют информационным объектом. Каждый объект обладает определенным набором свойств (например, объект компьютер обладает свойствами: тактовая частота процессора и объем оперативной памяти). В соответствии с наборами свойств объекты делят на классы (классифицируют). Объекты входящие в класс имеют хотя бы одно общее свойство. У свойств объектов есть значения (например,  значение свойства тактовая частота процессора может быть 3 ГГц). Отдельный элемент класса со своими значениями свойств называется экземпляром класса. Объекты могут взаимодействовать друг с другом и образовывать системы. Система — сложный объект, состоящий из взаимосвязанных частей (более простых объектов) и существующий как единое целое. Всякая система имеет структуру, то есть внутреннюю организацию. Свойства системы зависят не только от ее состава  но и от ее структуры. Графит и алмаз состоят из одинаковых атомов углерода, но обладают разными свойствами: графит мягкий, т.к. он имеет слоистую структуру, а алмаз самое твердое вещество благодаря своей кристаллической структуре. Объединение элементов в систему приводит к появлению у системы новых качеств, которыми не обладали исходные элементы (системный эффект). Атомы кислорода и водорода соединяясь в молекулу воды образуют совершенно новое вещество. Систему, входящую в состав более крупной системы, называют подсистемой. Любой объект сложен (то есть является системой), а любая система может рассматриваться как простой объект. Например, Солнечная система является подсистемой нашей Галактики, а вся наша Галактика лишь элемент Вселенной.

Процесс обучения в школе — попытка сформировать в Вашем сознании системную информационную картину мира и привить навыки системного мышления. Этот процесс невозможен без использования различных моделей.

Моделирование как метод познания.

Модель – подобие некоторого реального объекта,  отражающее его существенные особенности.

Объект моделирования по отношению к модели называют оригиналом.

Моделирование – метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.

Человечество накопило богатый опыт создания моделей различных объектов и процессов. Оказалось, что в различных случаях одно и то же явление может быть описано различными моделями (отражающими его существенные, но разные для каждого случая свойства). И, наоборот, разные явления могут описываться одной моделью. Никакая модель не может полностью заменить сам объект моделирования, но при его исследовании может оказаться полезным, а иногда и единственным инструментом исследователя.

Следует отметить, что модели могут быть как статическими так и динамическими. Статические описывают систему в определённый момент времени, а динамические —  изменение и развитие системы.

 Формы представления моделей.

Модели можно разделить на материальные (глобусы, макеты зданий, модели транспортных средств, манекены и т.д.) и информационные. Информационная модель —  целенаправленно отобранная и нужным образом представленная информация о значимых свойствах оригинала. В зависимости от формы представления информационные модели делят на вербальные — выраженные в форме устной речи, символьные — записанные с помощью определенной системы символов, графические. Особое место  среди символьных занимают математические модели. На их основе могут строиться модели формальные.

Процесс построения информационной модели с помощью формальных языков называется формализацией, а полученная модель – формальной. Таким образом, любая компьютерная программа является реализацией некоторой формальной модели. В процессе работы человека с формальными моделями часто возникает необходимость в их визуализации, т.е. наглядном представлении (блок-схемы алгоритмов, диаграммы и т.п.).

 Информационные модели систем.

Информационные модели могут отражать различные системы объектов, в которых реализованы различные структуры взаимосвязи между ними. Для описания систем с различными структурами используются различные типы информационных моделей.

                                                       

Используются в тех случаях, когда объекты, являющиеся элементами системы, принадлежат к одному классу и имеют в системе равный статус. Например, телефонный справочник описывает некоторое множество однотипных объектов (абонентов), имеющих одинаковый набор свойств (Фамилия И.О., адрес, телефон) и разные значения этих свойств. По такому принципу построена большая часть существующих баз данных.

                              

Подходят для описания систем, элементы которых имеют разный статус и уровень подчиненности друг другу (вспомните, например, пирамиду власти в феодальном государстве). Файловая система компьютера — иерархическая.

                                          

Не накладывают ограничений на взаимосвязи между элементами. Примером такой системы может служить Всемирная паутина, в которой сайты и отдельные страницы могут быть произвольным образом связаны с другими страницами и сайтами.

   

Создание информационных моделей и информационных продуктов на компьютере.

Обычно процесс создания и исследования моделей на компьютере состоит из следующих этапов:

  • Постановка задачи

  • Описание процесса решения (описательная или математическая модель)

  • Построение формальной модели.

  • Создание компьютерной модели ( 1 вариант — построение алгоритма решения задачи и создание программы на одном из языков программирования; 2 – вариант – построение компьютерной модели с помощью одного из приложений).

  • Проведение компьютерного эксперимента (запуск созданной программы или работа с созданным документом).

  • Анализ результатов и, возможно, корректировка модели.

Компьютер можно использовать не только для создания, исследования и использования информационных моделей реальных объектов и процессов, но и для создания самостоятельных информационных продуктов. Даже простейший текстовый редактор уже нельзя назвать моделью пишущей машинки, поскольку он существенно сложнее устроен и предоставляет значительно более широкие возможности по работе с текстом. Компьютерные программы дают невиданные ранее возможности по работе с информацией различных видов. Такие информационные продукты играют все большую роль в нашей жизни по мере продвижения цивилизации к информационному обществу.

informaks.narod.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *