Сравните строение растительной и животной клеток заполните таблицу 6 класс: Сравните строение растительной и животной клеток.Заполните таблицу. Органоиды / Растительная клетка / Животная клетка

Сравнение растительной и животной клеток

1. Отметьте знаком « + » верное утверждение.

Клетки животных крупные, а растительные — мелкие.

Клетки животных не имеют оболочки. « + »

Клетки животных имеют вакуоль.

2. Найдите среди изображенных на рисунках животных клеток клетки нервной ткани. Обведите цифру, соответствующую правильному ответу.

Клетки нервной ткани обозначены цифрой 2.

3. Перечислите формы, которые имеют животные клетки.

Клетки животных различаются по форме и величине. Среди них встречаются округлые, цилиндрические, прямоугольные, звездчатые клетки, причем звездчатые могут иметь отростки разной длины.

Животные клетки обычно мелкие, их можно рассмотреть только под микроскопом.

4. Подчеркните названия составных частей животной клетки:

цитоплазма, ядро, цитоплазматическая мембрана.

5. Расшифруйте понятие.

Зашифрованное понятие: клетка.

Стр.34

6. Рассмотрите схематический рисунок животной клетки. Запишите названия ее основных частей:

1 — ядро, 2 — цитоплазма, 3 — цитоплазматическая мембрана, 4 — органоиды.

7. Заполните таблицу.

Сравнение растительной и животной клеток

8. Растения и животные — организмы, которые имеют сложное строение. Они различаются по внешнему виду и внутреннему строению. Как вы думаете, что между ними общего?

Для животных, как и для растений, характерно клеточное строение.

Стр.35

9. В организме человека и животных эритроциты (клетки крови) переносят кислород. Представьте, что в крови животного внезапно разрушились все эритроциты. К каким последствиям это приведет?

Клетки организма не смогут получать кислород и погибнут. Гибель большой части клеток приведет к гибели всего организма.

Лабораторная работа № 5. Строение клеток крови лягушки

2. Зарисуйте 1 —2 клетки. Обозначьте на рисунке составные части клетки.

Стр.36

3. Сравните строение растительной и животной клеток. Результаты занесите в таблицу, записав слово «есть» или «нет».

Сравнение строения растительной и животной клеток

4. На основании проделанной работы сделайте вывод о сходстве и различии в строении растительной и животной клеток.

Для животных, как и для растений, характерно клеточное строение. Животная клетка состоит из цитоплазмы и ядра. Клетка покрыта плазматической мембраной. В основном веществе цитоплазмы находятся органоиды. Клеточная оболочка, пластиды и вакуоли с клеточным соком в животных клетках отсутствуют.

Клетка – структурная и функциональная единица организма человека. 10-й класс

Клетка — это самая маленькая живая единица, основная структурная и функциональная единица всего живого, будь то растение, или животное:

(Урок разработан по индивидуально-бригадной технологии профессора Н.Н. Суртаевой.)

Технология индивидуально-бригадного обучения ИБО, наряду с другими технологиями, обладает положительными свойствами. Она способствует реализации индивидуальных образовательных маршрутов, в которых представлен поэтапный индивидуальный образовательный путь обучающегося. Индивидуальный образовательный путь учитывает индивидуально-личностные характеристики обучающегося, включает его способности и образовательные потребности, основанные на целевых установках. Технология ИБО использует возможности коллективной деятельности для оказания помощи каждому учащемуся в успешном продвижении по учебной программе.

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока:

  • охарактеризовать клеточный уровень организации живой материи; изучить особенности строения клеточной мембраны, цитоплазмы, митохондрий, ЭПС, рибосом, лизосом; сравнить строение растительной и животной клеток;
  • продолжить формирование умения работы с рисунками, схемами, микроскопом, умения сравнивать объекты;
  • на основе изучения строения клетки показать единство всей живой природы.

Задачи:

  • Показать учащимся единство органического мира, проявляющееся в клеточном строении;
  • Раскрыть строение и функцию клеточных органоидов;

Оборудование: таблицы «Строение растительной и животной клетки», «Основные органоиды клетки» микропрепараты: клетки кожицы лука, нервные клетки. Микроскоп. Тест.

План урока:

  1. Информационный ввод учителя по теме » Клетка структурная и функциональная единица организма человека».
  2. Индивидуальная работа (Карта-инструкция №1).
  3. Работа в бригадах (Карта-инструкция №2).
  4. Контроль — тестовая работа.
  5. Заключительное слово учителя.

Ход урока

1. Информационный ввод учителя.

Вспомните, что является элементарной единицей строения растительных организмов?

  • Каковы различия между растительной и животной клеткой? (Беседа на основе повторения материала 6 класса)?
  • Клетка под электронным микроскопом. (Микровизор)

2. Строение животной клетки. (Индивидуальная работа учащихся).

Карта-инструкция №1.

  1. Внимательно прочитайте текс учебника (параграф 7, строение клетки).
  2. Ознакомьтесь с таблицей «Строение животной клетки», найдите все органоиды клетки.
  3. Осмыслите основные функции органоидов, связав их с особенностями их строения.
  4. Заполните таблицу.

СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ

Клеточные структуры Функция
  • Клеточная мембрана
  • Ядро
  • Эндоплазматическая сеть (ЭПС)
  • Рибосомы
  • Митохондрии
  • Лизосомы
 

3. Работа учащихся в бригадах (4 -6 человек).

Карта-инструкция №2 по теме: «Строение клетки».

Задайте друг другу вопросы, которые вызвали у вас затруднения при работе по карточке-инструкции №1. Попытайтесь в ходе совместной работы ответить на эти вопросы.

Сверьте друг с другом правильность предложенных Вам заданий в карте-инструкции №1. При необходимости обращайтесь за консультацией к учителю.

По ходу работы делайте соответствующие дополнения и комментарии в таблице.

4. Контрольная часть — тестовая работа

ЗАДАНИЕ 1 ВАРИАНТА.

I. Оцените степень правильности приведенных ниже утверждений.

УТВЕРЖДЕНИЕ
( +) или (-)
1. Клеточная мембрана выполняет транспортную функцию в клетке.

2. В обычных клетках организма человека содержится 46 хромосом.

3. Пластиды характерны только для животных клеток.

 

II. Каждому термину подберите соответствующее определение.

1. Митохондрии А) Органоиды, которые выполняют функцию синтеза и запасапита- тельных веществ.

2. Эндоплазматическая сеть Б) Органоиды, которые обеспечиваютэнергией клетку.

Ответ:

1 —

2 —

III. Сравните растительную и животную клетку.

Растительная клетка Животная клетка
сходства

ЗАДАНИЕ 2 ВАРИАНТА.

I. Оцените степень правильности приведенных ниже утверждений.

УТВЕРЖДЕНИЕ (+) или (-)
1. Митохондрии участвуют в процессе фотосинтеза.

2. Рибосомы являются «фабриками» белка.

3. В ядре клетки находятся носители наследственности — хромосомы

 

II. Каждому термину подберите соответствующее определение.

1. Лизосомы А) Мембранные структуры содержащие ферменты.

2. Цитоплазма Б) Полувязкое жидкое содержимое, в котором находятся органоиды.

 Ответы:

1 —

2 —

III. Сравните растительную и животную клетки.

Различия

Растительная клетка Животная клетка
   

5. Заключительная часть.

ЧТО Я ЗНАЮ О КЛЕТКЕ

Название органоида Знал(а) Слышал(а) Узнал(а)
1. Клеточная мембрана

2. Цитоплазма

3. Хромосомы

4. Лизосомы

5. Митохондрии

6. Рибосомы

7. Вакуоль

8. Пластиды

 
 
 

6. Заключительное слово учителя.

7. Домашнее задание.

Параграф 19; смотри записи.

Конспект урока «Строение растительной, животной и грибной клеток»

Класс:5 класс
Тип урока:
«открытия» нового знания

Тест. Выберите один правильный ответ

1. К организмам, не имеющим в клетках оформленного ядра относят:

2. Бактерии – это:

а) многоклеточные организмы; б) одноклеточные организмы;

3. Шаровидные бактерии:

а) кокки б) спириллы в) бациллы г) вибрионы.

4. Изогнутые бактерии:

5. Палочковидные бактерии:

6. Бактерии, похожие на спираль:

а) кокки б) бациллы в) вибрионы г) спириллы.

7. Образование бактериями спор — это приспособление к:

а) размножению б) перенесению неблагоприятных условий в) паразитизму г) передвижению. 8. Бактерии размножаются:

а) почкованием б) посредством половых клеток в) спорами г) делением клетки

9. Наука, изучающая бактерии:

а) зоология; б) ботаника; в) микробиология; в) вирусология

10. Бактерии передвигаются при помощи:

Используя материал учебника с.46. и рисунок 2.13 найдите и подпишите общие черты строения ядерных клеток. Сделайте вывод

Заполните таблицу. Сравните строение растительной, животной и грибной клеток

Тема

 Строение растительной, животной и грибной клеток.

Цели

Образовательные: выяснить характерные черты строения клетки животных, растений и грибов; дать понятие о вирусах.

Развивающие:, развивать умения анализировать, делать выводы .обобщать, работать с разнообразными информационными ресурсами.

Воспитательные:формирование ценностных ориентаций; привитие научных, гуманных взглядов на природу, воспитание гармоничных отношений обучающихся с природой.

УУД

ЛичностныеУУД: формирование мотивации учения, познания, понимают значение знаний для человека,формирование личного, эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире

Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать тему, определять цель учебной деятельности;умение организовать выполнение заданий учителя

Коммуникативные УУД:строить сообщение в соответствии с учебной задачей; использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей; сотрудничество с учителем и сверстниками; умение слушать друг друга; умение воспринимать информацию на слух, формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Познавательные УУД:извлечение информации из прослушанного материала, умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, представлять ре­зультаты работы классу.

Планируемые

результаты

Предметные:

-знать строение клеток эукриот;

— уметь сравнивать клетки растений, животных, грибов; делать выводы о причинах сходства и различия.распознавать и описывать изучаемые объекты

Личностные:; развивать мотивацию к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников; приобрести навыки сотрудничества; приобрести умение слушать, задавать вопросы;

Метапредметные:умение составлять алгоритм действий; ставить перед собой учебную задачу; прогнозировать результат; выполнять задания по плану; умение работать с различными источниками информации.

Основныепонятия

 Эукариоты, вакуоли, пластиды, включения, вирусы

Оборудование

 компьютер, проектор, электронное приложение Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова «Биология. Живой организм» , учебник Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова «Биология. Живой организм» , тетрадь, карточки

Технологии

 Информационные технологии, системно- деятельностный подход

Дидактическая
структура 
урока

Деятельность
учителя

Деятельность
обучающихся

Задания для обучающихся, выполнение

которых

приведёт к достижению

запланированных

результатов

Планируемые

результаты

1.Организационный момент

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Включение в деловой ритм.

Проверяет наличие учебных инструментов и материалов для работы на уроке.

Приветствие обучающихся

Личностные:

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу.

2. Проверка домашнего задания

Вопросы:

-Кто такие бактерии?

— Наука, изучающая бактерии?

— Какова форма и размеры бактерий?

— Какое строение имеет бактериальная клетка?

— Как называют организмы, не имеющие ядра?

— Что образуют бактерии при наступлении неблагоприятных условий?

— Какова роль бактерий?

Работают с заданиями, участвуют в обсуждении проверочных вопросов,

Отвечают на вопросы

1.Индивидуальная

работа с карточками

(приложение 1)

2.Работа с классом

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные:
умение достаточно полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, умение воспринимать информацию, отвечать на вопросы учителя

3.Актуализация, мотивация (на формулировку темы и задачи урока)

— На какие царства делится вся живая природа?

— Чем отличаются друг от друга?

— А что общего между ними?

(состоят из клеток)

— Что такое клетка?

— Вспомните, как называются организмы, у которых в центре клетке есть ядро?

— Какие царства живой природы относится к эукариотом?

— Что общего в строении клеток этих царств?

— Чем отличаются в строении клеток?

Участвуют в беседе.

Ответы на вопросы

— Вспомните, как называются организмы, у которых в центре клетке есть ядро?

— Какие царства живой природы относится к эукариотом?

— Что общего в строении клеток этих царств?

— Чем отличаются в строении клеток?

Личностные:

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

4. Формулировка темы урока, постановка целей

— Какова тема нашего урока?

— Что бы вы хотели узнать по данной теме.

Сформулируйте цель урока

Высказывает своё мнение, что известно по теме, что не известно, что хотелось бы узнать, записывают тему в тетрадь

Конкретизируют цель урока

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Познавательные УУД:

Формулирование проблемы, поиск путей решения;информационный поиск;

5.Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы:

Среди растений, животных и грибов встречаются одноклеточные организмы, но большинство из них – многоклеточные. Все их клетки имеют ядра.

— Рассмотрите рисунки клеток растений, животных и грибов. Используя материал учебника с.44. и рисунок 2.13 найдите и подпишите общие черты строения ядерных клеток.

Ядро – важнейший органоид клетки, т.к. участвует в процессе деления клетки и содержит специальные тельца – хромосомы, в которых хранится наследственная информация клетки. Что еще общего, кроме ядра,  имеют в своем строении клетки эукариот? (обращение к рисунку изображения клеток эукариот на интерактивной доске)

Мы выяснили, что клетки  царства  грибов, растений и животных имеют общие черты в своем строении. Как вы думаете о чем это может свидетельствовать?

-Несмотря на сходство, клетки растений, животных и грибов имеют существенные различия.

— Рассмотрите рисунки клеток растений, животных и грибов. Используя материал учебника с.48. и рисунок 2.13 найдите и подпишите черты отличия в строении ядерных клеток.

Обратите внимание на изображение клеток на интерактивной доске и скажите, чем покрыты клетки грибов и растений в отличие от клетки животных?

Действительно у грибов оболочка построена из хитина, а у растений из целлюлозы. Животная клетка имеет только клеточную мембрану, плотной оболочки не имеет. Посмотрите на рисунок, что еще общего можно отметить в строении грибной и растительной  клеток?

Вакуоли – прозрачные пузырьки, заполненные клеточным соком, являются тем признаком, который сближает клетки грибов с клетками растений. Но между ними, как и между клетками животных и растений, есть очень важное отличие. Найдите его на рисунке?

— Действительно, хлоропласты – это особые образования, пластиды зеленого цвета, т.к. содержат пигмент хлорофилл. С помощью хлорофилла клетки растений улавливают энергию солнечных лучей и образуют органические вещества. Могут ли грибы и животные образовывать органические вещества, если их клетки лишены хлоропластов?

-Не трудно догадаться, кто является «поставщиком» готовых органических веществ, для питания грибов и животных?

посмотрев на рисунок, назовите еще одну общую структуру для всех трех клеток?

Включения-это запасные питательные вещества, которые в клетках растений составляет крахмал, а в клетках грибов и животных – гликоген.

— Как вы считаете, о чем говорит различие ядерных клеток?

В конце урока дается понятие о неклеточной форме жизни – вирусах.

Вирусы – это неклеточные формы жизни, способные жить и размножаться только внутри клеток

Работают с рисунками ядерных клеток, подписывают общие черты строения ядерных клеток в тетради.

Ответы на вопросы

Работа с терминами в тетради (ядро, цитоплазма)

Ответы на вопросы

Работа с терминами в тетради (пластиды, хлоропласты, вакуоль)

Ответы на вопросы

Делают вывод

— Где и как узнать!

1. Учебник – с.44-46

2. Рисунки клеток

3. Рисунки учебника 2.13-2.14

Используя материал учебника с.46. и рисунок 2.13 найдите и подпишите общие черты строения ядерных клеток. Сделайте вывод (приложение 2)

Запишите термины в тетрадь

Предметные:

-знать строение клеток эукриот;

— уметь сравнивать клетки растений, животных, грибов; делать выводы о причинах сходства и различия.распознавать и описывать изучаемые объекты

Личностные:формирование познавательных интересов; формирование личностного отношения к изучению материала;

Метапредметные: уметь работать с различными источниками информации; умение выделять главное в тексте

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД: умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, осуществлять запись выборочной информации

6.Физминутка

Электронная

физминутка для глаз

7.Закрепление нового материала

Таким образом, мы познакомились с вами со сходством и отличием клеток царств грибов, растений и животных. Для закрепления изученного материала самостоятельно, на основе анализа содержания текста учебника определите характерные черты клеток растений, животных, грибов , заполните таблицу.

Выполнение

задания.

Задание .Заполните таблицу (приложение 3)

Выполнение заданий по электронному приложению Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова «Биология. Живой организм» с.47

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

8. Рефлексия учебной деятельности

-Пригодятся ли вам в жизни знания по данной теме?

— Достигнуты ли цель и задачи урока?

Дополните предложение высказав своё мнение об уроке

Сегодня на уроке ….

Я узнал….

Я научился….

Было сложно….

Было легко….

Мне понравилось….

Не понравилось….

Меня удивило….

Знания о клетках важны, потому что…

Эти знания  я  могу  использовать в ….

Отвечают и оценивают свою работу.

Личностные УУД:

Самооценка на основе успешности

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности

Коммуникативные УУД:Умение выражать свои мысли

Познавательные УУД: Рефлексия.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

9.Домашнее задание

1.Проработать §16, с.47, № 1-3 (устно)

2.Творческое задание (по выбору)

Подготовить сообщение о вирусах

Записывают, просматривают содержание заданий.

Урок биологии: «Основные положения клеточной теории» 10 класс

МОУ Коляновская СОШ

Ивановский район Ивановская область

Урок биологии:

«Основные положения клеточной теории»

10 класс

(Мастер-класс по применению оборудования)

Учитель биологии: Максимова Л.В.

Урок: «Основные положения клеточной теории».

Цели:

    • показать максимальное использование оборудования кабинета на конкретных этапах урока по заданной теме;

    • сформировать знания об истории создания клеточной теории, её современных положениях, методах изучения клетки и её органелл; развить понятие о клеточном уровне жизни;

    • Закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой.

Оборудование: таблицы «Схема строения растительной клетки», «Схема строения животной клетки»; микроскопы, оборудование для приготовления микропрепаратов; кодоскоп, комплект фолий «Цитология», компьютер, проектор, телевизор, видеомагнитофон

Ход урока

  1. Организационный момент

Сегодня, ребята, у нас непростой урок. Кроме учебных целей перед нами стоит задача показать умения рационального использования оборудования кабинета биологии. У нас на уроке присутствуют гости. Они заинтересованы увидеть как можно больше способов получения информации в изучении конкретного материала по предмету. Начинаем урок. В ходе урока мы будем использовать имеющееся в кабинете оборудование.

  1. Постановка проблемы

— Демонстрация видеофрагмента о клетке.

— Итак, уже на первых занятиях мы с вами познакомились с определением живого и выделили основные уровни его организации. Клетка занимает довольно высокий уровень в системе органического мира, потому что без изучения клеточного уровня, без учёта биологического поведения клетки и её взаимодействия нельзя понять живое.

— Представление о том, что клетка – это структурная и функциональная единица всех живых организмов, известное как клеточная теория, сложилось постепенно в XIX веке. Но на основании каких данных учёные утверждают, что клетка – своего рода общий знаменатель всех живых систем?

III. Изучение новой темы

  1. Формулировка темы и целей занятия.

— Ответить на поставленный вопрос мы сможем, прослушав сообщение «Клеточная теория», в ходе которого вам предстоит заполнить таблицу «Основные этапы развития клеточной теории».

Этап

Год

Учёный

Вклад в развитие теории

Теоретический материал будет представлен в виде слайдов из презентаций, созданных самими учащимися.

План (на доске):

  1. История создания клеточной теории (представляет Осипович К.)

  2. Современные положения клеточной теории (представляет Коновалова Н.)

  3. Современные методы исследования клеток (представляет Киреева К.)

На следующем этапе урока нам необходимо пройти основные ступеньки развития клеточной теории и убедиться, что действительно живые организмы: растения, грибы, животные, бактерии состоят из клеток, что действительно клетки, несмотря на их разнообразие, схожи в строении.

Для решения этой задачи мы разделимся с вами на три группы и проведём работу по принципу «Один за всех, все за одного».

1 группа. Выполнение лабораторной работы №1: «Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом».

При выполнении работы обучающиеся самостоятельно будут готовить микропрепараты для рассматривания их под микроскопом. Всё необходимое оборудование находится в чемодане, являющемся микролабораторией для исследовательских работ.

2 группа. Работа с фолиями на кодоскопе: «Сравнение растительной и животной клеток».

Ребята будут сравнивать клетки растительного и животного царств, используя при этом комплект фолий «Цитология» для кодоскопа. Это даёт возможность одновременно целой группе учащихся черпать информацию для выполнения задания.

3 группа. Работа на компьютере: «Сравнение бактериальной, животной, грибной клеток».

Компьютер помогает не только быстро провести сравнение, но и наглядно продемонстрировать результат работы всему классу.

На выполнение работы отводится 15 минут. По истечении времени обучающиеся продемонстрируют свои наработки, используя при этом интерактивную доску, цифровой микроскоп и кодоскоп. На следующем уроке целесообразно задействовать динамическую модель «Строение клетки».

Общие выводы:

  1. Клетка – основная единица строения всех живых организмов

  2. Клетки всех одноклеточных и многоклеточных организмов сходны по строению.

IV. Закрепление темы

Выберите правильный ответ.

  1. Какое из названных свойств принадлежит любой клетке:

  1. Способность к образованию гамет

  2. Способность проводить нервный импульс

  3. Способность сокращаться

  4. Способность к обмену веществ

  1. С какой из областей знания в большей мере связано развитие клеточной теории в XIX — XX столетии

  1. С развитием микроскопии

  2. С развитием философии

  3. С развитием физики и химии

  4. С развитием математики

  1. Какое положение точнее указывает сущность клеточной теории:

  1. Все растительные организмы состоят из клеток

  2. Все животные организмы состоят из клеток

  3. Все, как низшие, так и высшие организмы состоят из клеток

  4. Клетки всех организмов имеют одинаковое строение

4.Сходство в строении растительных и животных клеток обнаружили:

  1. Р.Гук и А.Левенгук

  2. Р. Броун

  3. М.Шлейден и Т.Шванн

  4. Р.Вирхов и К.Бэр

5. Клеточное строение всех организмов свидетельствует:

  1. О единстве живой и неживой природы

  2. О единстве химического состава клеток

  3. О единстве происхождения живых систем

  4. О сложности строения живых систем

Отчёты групп после выполнения лабораторной работы №1

Группа №1

Наша группа готовила микропрепарат кожицы лука. В световой микроскоп при увеличении в 200 раз видно, что растения состоят из клеток. В состав растительной клетки входят: оболочка, цитоплазма, ядро.

Группа №2

Мы готовили и знакомились с препаратом грибных клеток мукора. Плесневый гриб мукор – это одна разросшаяся клетка. В строении гриба выделяют мицелий (грибница), ножка, головка со спорами.

Группа №3

Наша группа готовила и рассматривала микропрепарат бактерии сенная палочка. В световой микроскоп видна только форма бактериальной клетки. Размер бактерии слишком мал, поэтому органоиды клетки не видны.

Группа №4

В задачу нашей группы входило рассматривание готовых микропрепаратов животных тканей. Эпителиальная ткань состоит из плотносомкнутых клеток (мембрана, цитоплазма, ядро) и почечного канальца. На микропрепарате гладкой мышечной ткани видим удлинённые клетки, содержащие по одному ядру.

Вывод: Растения, животные, грибы, бактерии – имеют клеточное строение.

Группа №5

Цель нашей работы – сравнить строение растительных и животных клеток. Органоиды , встречающиеся и в растительной и в животной клетках:

Органоиды животной клетки:

Органоиды растительной клетки:

Вывод: Растительная и животная клетки сходны по строению.

Группа №6

Наша группа сравнивала строение грибной, животной и бактериальной клеток. Мы пришли к выводу, что эти клетки сходны по строению, так как в строении клеток много общего: мембрана, цитоплазма, ядро, рибосомы.

Каковы же причины сходства клеток представителей разных царств живой природы? (общность происхождения: все клетки берут начало от общего предка, от общей клетки)

Каковы причины различий в строении клеток разных организмов? (Строение клетки связано с выполняемой ими функцией. Функции у клеток разные – значит их строение будет отличаться.

Карточка №1

Заполните пропуски в таблице «Основные этапы развития клеточной теории»

Этап

Год

Учёный

Вклад в развитие теории

  1. Зарождение понятия о клеточном строении

1665

1680

?

Антонии ван Левенгук

Рассматривая срез пробки, обнаружил ячейки. Применил впервые понятие «клетка».

  1. Возникновение клеточной теории

1838 –

1839

?

?

Обобщили знания о клетке и постулировали, что клетки составляют основную единицу строения всех живых организмов

  1. Развитие клеточной теории

1827

1855

К.Э. Бэр

?

?

?

Карточка №1

Заполните пропуски в таблице «Основные этапы развития клеточной теории»

Этап

Год

Учёный

Вклад в развитие теории

  1. Зарождение понятия о клеточном строении

1665

1680

?

Антонии ван Левенгук

Рассматривая срез пробки, обнаружил ячейки. Применил впервые понятие «клетка».

  1. Возникновение клеточной теории

1838 –

1839

?

?

Обобщили знания о клетке и постулировали, что клетки составляют основную единицу строения всех живых организмов

  1. Развитие клеточной теории

1827

1855

К.Э. Бэр

?

?

?

Лабораторная работа №1

Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом

Цель: Закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стёкла, стаканы с водой, стеклянные палочки, лук репчатый, культура гриба мукора, культура сенной палочки, микропрепараты клеток многоклеточных животных (эпителиальная ткань, мышечная ткань).

Ход работы

Строение растительной клетки

  1. Приготовьте препарат кожицы лука. Для этого с нижней стороны поверхности чешуи лука пинцетом отделите и снимите прозрачную кожицу и положите в каплю подкрашенной воды на предметное стекло;

  2. Расправьте препарат иглой и накройте покровным стеклом, удалите избыток воды фильтровальной бумагой;

  3. Рассмотрите приготовленный микропрепарат сначала под малым, а затем при большом увеличении;

  4. Зарисуйте клетки в тетради и обозначьте видимые в световой микроскоп органоиды.

Приготовление и знакомство с препаратом грибных клеток мукора

  1. Нанесите на предметное стекло каплю подкрашенной воды;

  2. Осторожно на кончике препаровальной иглы перенесите мицелий гриба на предметное стекло, в каплю воды и расправьте его нити;

  3. Накройте объект покровным стеклом;

  4. Рассмотрите приготовленный микропрепарат сначала под малым, а затем при большом увеличении;

  5. Зарисуйте клетки в тетради и обозначьте видимые в световой микроскоп органоиды.

Рассмотрение внешнего вида бактерии сенная палочка

  1. Приготовьте микропрепарат бактерии сенная палочка

  2. Рассмотрите его при малом и большом увеличении микроскопа. Отметьте форму и окраску бактерии. Зарисуйте увиденное.

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов животных тканей

  1. Рассмотрите микропрепарат эпителиальной и мышечной тканей;

  2. Зарисуйте клетки в тетради и обозначьте видимые в световой микроскоп органоиды.

Выводы

Сравните между собой эти клетки. Ответьте на вопросы: в чём заключается сходство и различие клеток? Каковы причины сходства и различия клеток разных организмов? Попытайтесь объяснить, как шла эволюция бактерий, животных, растений, грибов.

Лабораторная работа №1

Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом

Цель: Закрепить умение находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой.

Оборудование: кодоскоп, фолия «Сравнение растительной и животной клеток».

Ход работы

  1. Рассмотрите строение растительной и животной клеток на схеме

  2. Вычертите в тетради таблицу:

Органоиды

Растительная клетка

Животная клетка

  1. Клеточная стенка

  1. Клеточная мембрана (плазмолемма)

  1. Цитоплазма

  1. Ядро

  1. Митохондрии

  1. Эндоплазматическая сеть (гладкая, шероховатая)

  1. Комплекс Гольджи

  1. Рибосомы

  1. Лизосомы

  1. Вакуоль

  1. Хлоропласты

  1. Клеточный центр

  1. Липосома

  1. Реснички

  1. Плазмодесмы

  1. Микротрубочки

Сравните между собой эти клетки. Ответьте на вопросы: в чём заключается сходство и различие клеток? Каковы причины сходства и различия клеток растительного и животного организмов?

Лабораторная работа №1

Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом

Цель: Закрепить умение работать на компьютере, находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой.

Оборудование: компьютер, диск «Организация жизни».

Ход работы

  1. Выполните на компьютере задание №3 «Сравнение бактериальной, грибной и животной клеток».

  2. Вычертите в тетради таблицу и заполните :

Бактериальная клетка

Животная клетка

Грибная клетка

Органоиды клетки:

Органоиды клетки:

Органоиды клетки:

Выводы

Сравните между собой эти клетки. Ответьте на вопросы: в чём заключается сходство и различие клеток? Каковы причины сходства и различия клеток разных организмов?

История создания клеточной теории

Клетка – это удивительный и загадочный мир, который существует в каждом организме. Но в тайны клеточного строения человек смог проникнуть только изобретению в конце XVI столетия микроскопа. В 1665 году английский естествоиспытатель Роберт Гук опубликовал книгу, где были помещены рисунки того, что он увидел под уже усовершенствованным им микроскопом. В их числе был и срез древесной коры. Описывая увиденное, Гук использовал слово «cell», что по-английски означает «ячейка», «камера», «келья». Этот термин закрепился в науке, а на русский язык был переведён как «клетка», хотя учёный наблюдал не сами клетки, а их клеточные стенки и ошибочно полагал, что это и есть живое вещество.

Современник Р. Гука, голландец Антони ванн Левенгук, который прославился созданием линз, дававших увеличение в 100 – 300 раз, открыл мир одноклеточных форм, бактерий, клеток крови лягушек. Описывая этих «анималькусов» («зверушек») снискали голландцу мировую известность, пробудили интерес к изучению живого микромира.

Благодаря дальнейшему усовершенствованию микроскопа к середине XIX века было собрано и опубликовано много новых описаний и рисунков различных тканей. В 1838 г. немецкий ботаник Маттиас Шлейден пришёл к выводу, что ткани растений состоят из клеток. В 1839 г. немецкий физиолог Теодор Шванн опубликовал ставшее в последствии знаменитым сочинение, в котором сформулировал вывод о том, что клетка является структурной и функциональной единицей живых организмов. Подобное представление, известное как клеточная теория, получило название теории Шванна-Шлейдена. Её основными положениями являются следующие:

  1. Клетка – единица строения всех живых организмов;

  2. Клетки сходны по строению.

В 1855 г. немецкий врач Р. Вирхов сделал обобщение: клетка может возникнуть только из предшествующей клетки «Каждая клетка из клетки». Это привело к осознанию того факта, что рост и развитие организмов связаны с делением клеток и их дальнейшей дифференцировкой, приводящей к образованию тканей и органов.

Таким образом, к началу XX в., благодаря созданию клеточной теории, сформировалось представление об общности происхождения и единстве всего живого.

Основные положения современной клеточной теории

  1. Клетка – единица строения и развития всех живых организмов, наименьшая единица живого

  2. Клетки всех живых организмов сходны по химическому составу, строению и обмену веществ.

  3. Новые клетки образуются при делении исходных, материнских.

  4. В сложных многоклеточных организмах клетки специализируются и образуют ткани, органы, которые подчинены нервным и гуморальным системам регуляции.

Лабораторная работа 2 строение клеток живых организмов. Учебно-методическое пособие по биологии на тему: Лабораторные работы по биологии

Образовательное учреждение МБОУ «Гимназия № 2»
Предмет биология
Класс 6 класс
Тема урока Строение растительной клетки. ЛР.№2 «Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)»
Тип урока: Комбинированный урок, лабораторная работа
Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: учебник Биология 6 класс Сонин, микроскопы, микропрепараты
Цель: Сформировать у учащихся знания об особенностях строения разных органов растений, расширить круг знаний о многообразии растительных клеток.

1. Организационный момент, включающий:
Целеполагание
Использование знаково-символических средств
Сформировать знания об особенностях строения разных органов растений.

Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание

Здравствуйте.
Проверка рабочего места
Здравствуйте
Ребята давайте проверим свои рабочие места.

2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

Выполнение самостоятельной работы.

Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание

Сам. Работа по теме «Клетка»

Отвечают на вопросы:
1.Какое вещество используют для определения содержания крахмала.
2.Одно из органических веществ, которое в клетке используется как вещество запаса.
3.Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля.
4.Общее название солей, содержащихся в клетке.
5.Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии
6.Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли.
7.Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки.
9.Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду?
10.Часть картофеля, в которой при проведении лабораторной работы мы обнаружили крахмал.

Контроль знаний.
1) Сам. работа
Отвечают на вопросы:
1.Какое вещество используют для определения содержания крахмала. (йод)
2.Одно из органических веществ, которое в клетке используется как вещество запаса. (сахар)
3.Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля. (крахмал)
4.Общее название солей, содержащихся в клетке. (минеральные)
5.Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии.(жиры)
6.Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли. (неорганические)
7.Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки. (белки)
9.Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду? (тесто)
10.Часть картофеля, в которой при проведении лабораторной работы мы обнаружили крахмал. (клубень)
А теперь давайте проверим как вы выполнили работу.
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Аргументация своего мнения и позиции
Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

3. Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:
Умение работать с учебником
Изучить особенности тканей, расширить представления учеников о разнообразии клеток и выполняемых ими функций и строении разных органов растений

Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание

Ответ учащихся: клетки разных органов растений состоят из клеток, различающихся по форме, размерам, выполняемой функции. Между клетками находится межклеточное вещество, в одних органах его много, в других почти нет.

Отвечают на поставленный вопрос пытаются сформулировать правильный ответ.

Открывают тетради записывают число и тему урока.
Выполните задание в учебнике стр.18-19
Ответьте на следующие вопросы:
Из чего состоят клетки?
Как устроена отдельная клетка?

Все клетки имеют общее строение, но клетки растений и животных различные по строению.
В чем же разница между растительной и животной клеткой кто может сказать?
(клетка растений содержит пигмент Хлорофилл который отвечает за зеленый цвет клетки).
А теперь давайте выполним лабораторную работу.
Откройте свои тетради для лабораторных работ запишите сегодняшнее число и тему работы:
Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)

4. Закрепление учебного материала, предполагающее:
Выполнение лабораторной работы.
Подведение под понятие
Построение логической цепи рассуждений
поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний

Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание

Выполняют лабораторную работу в тетрадях выделяют особенности строения ткани и соответствие выполняемой функции.

Подготавливают микроскоп. Проговаривают правила работы с микроскопом и соблюдают их при подготовке к работе.

Рассматривают микропрепарат и зарисовывают в тетрадь изображение полученного изображения под микроскопом.

Пытаются сформулировать вывод

Обмениваются тетрадями, проверяют работу и оценивают ее
Для закрепления изученного материала давайте выполним Лабораторная работа
по теме «Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)»

У вас на партах лежат готовые микропрепараты кожицы чешуи лука и листа элодеи. Давайте вспомним правила работы с микроскопом.

Подготовьте микроскоп к работе. Вспомните правила работы с микроскопом.

3. Рассмотрите препарат под микроскопом.

· Зарисуйте группу клеток, показав на рисунке их форму и взаимное расположение.

· Внимательно рассмотрите одну клетку. Найдите в ней оболочку, цитоплазму и ядро. Рассмотрите вакуоли.

· Зарисуйте крупно одну из клеток и подпишите названия ее основных частей.
4. Приготовьте микропрепарат листа элодеи.

· В каплю воды на предметном стекле положите лист элодеи, расправьте его препаровальной иглой и накройте покровным стеклом.

· Рассмотрите препарат под микроскопом. Обратите внимание на форму и цвет клеток. Ядра в живых клетках элодеи есть, но обычно их не удается рассмотреть.

Сделайте вывод о проделанной работе.

Вывод. Клетки кожицы лука и клетки листа элодеи похожи тем, что у них есть одинаковые части:_______________
Клетки листа элодеи и клетки кожицы лука различаются________

Молодцы вы сегодня хорошо поработали поменяйтесь с товарищем по парте тетрадями и проверьте правильность выполнения работы.
Оцените свою работу на уроке и поставьте на полях карандашом ту оценку на которую вы работали на уроке.

5. Задание на дом, включающее:
учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов

Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание

Параграф 3, рисунок записывают в дневник
Домашнее задание (комментирование учителем), параграф 3

Задачи: обучающая — изучение строения растительных клеток кожицы лука и их основных частей; воспитательная — воспитывать аккуратность при выполнении лабораторной работы с использованием микроскопа; развивающая — развивать умения и навыки работы с натуральными объектами и микропрепаратами. Цель работы: формирование навыков работы с микроскопом при изучении натурального объекта






Подготовка к работе микроскопа: 1. Поставьте микроскоп штативом к себе по центру стола на расстоянии см от края стола. 2. Придерживая микроскоп за подставку наклоните его за штатив на себя что бы было удобно работать сидя не мешая соседу и не затеняя ему свет. 3. Направьте свет при помощи подвижного зеркальца на предметный столик глядя в окуляр,до появления светлого пятна. Вращайте зеркальце осторожно, смотрите при этом в окуляр, добиваясь освещения, комфортного для глаза 4. Оставьте микроскоп в таком положении до приготовления изучаемого объекта. (не изменяйте его положения и не передвигайте его.)


1. Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей. 2. Пипеткой нанесите 1–2 капли воды на предметное стекло. 3. При помощи зубочистки осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. 4. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте, окрасьте его каплей раствора йода 5. Покройте кожицу покровным стеклом. «Изготовление препарата клеток кожицы чешуи луковицы лука» Ваш влажный препарат- готов!



Ход работы: 1. Подготовить микроскоп к работе. 2. Готовим микропрепарат клеток кожицы лука 3. Определить увеличение объекта. Перемножь эти числа. Произведение будет указывать увеличение, которое в данный момент дает микроскоп. Для нашего примера это? х? = ? раз. Запишите вычисления в тетрадь. Важно указывать увеличение, когда работаешь над объектом!

Продолжаем работать с микроскопом. Настраиваем его для дальнейшей работы: 5. Готовый микропрепарат устанавливаем на предметный столик под зажимы напротив отверстия в нем. 6. Опустите тубус микроскопа до микропрепарата. 7. Глядя в окуляр, очень медленно при помощи винтов поднимайте зрительную трубку крутя винты на себя, до появления четкого изображения. Микропрепарат клеток кожицы лука

Ход работы: 1. Подготовить микроскоп к работе. 2. Готовим микропрепарат кожицы лука 3. Определить увеличение объекта. 4. Поместив готовый препарат на предметный столик микроскопа под зажимы Рассматриваем и зарисовываем объект. Последовательно наносим обозначение частей клетки





Клетке без меня не жить! Я за все в ней отвечаю: Что делить, что пропустить. Я об отдыхе мечтаю. Без меня же все мертво. Вы напишите … А за признаки наследства отвечаю в клетке я. Ну а если я разрушусь клетка гибнет без меня. Все вы поняли давно, что зовусь я в ней……




Ход работы: 1. Подготовить микроскоп к работе. 2. Готовим микропрепарат клеток кожицы лука. 3Определить увеличение объекта. 4. Поместить готовый препарат на предметный столик микроскопа под зажимы Рассмотреть и зарисовать объект. Последовательно сделав обозначения частей клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоль). 5. Сделать вывод.(исходя из цели поставленной перед лабораторной работой) Цель работы: формирование навыков работы с микроскопом при изучении натурального объекта.

1. Получили первые навыки работы с микроскопом (умеем и знаем как настраивать его и рассматривать в него изучаемые объекты). 2. Научились готовить влажные микропрепараты натуральных изучаемых объектов. 3. Изучили строение растительной клетки и выяснили, что она состоит:из клеточной оболочки, цитоплазмы, ядра, вакуоли с клеточным соком. Вывод: Не забудьте ….. После работы уберите у себя на столе!!!

1. Оформить результаты исследований по лабораторной работе и подготовить работу к сдаче на проверку. 2. Составить рассказ для учеников начальных классов в тетради «Как я впервые выполнял лабораторную работу на уроке биологии » ? А для чего же мы изучаем клетку? Почему нам это важно при изучении биологии? Домашнее задание:



Практическая часть по итоговой аттестации учащихся 9 классов

по курсу «Биология»

Лабораторная работа № 1

Тема: Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом

Цель работы: ознакомиться с особенностями строения клеток растений и животных организмов, показать принципиальное единство их строения.

Оборудование: микроскоп, кожица чешуи луковицы, эпителиальные клетки из полости рта человека, чайная ложечка, покровное и предметное стекла,синие чернила, йод, тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка

Гипотеза: я предполагаю, что в строении растительных и животных клеток есть черты сходства, но будут и отличия в строении, т.к. растения и животные отличаются по типу питания.

Ход работы:

1. Я отделил от чешуи луковицы кусочек покрывающей её кожицы и поместил его на предметное стекло.

2. Нанёс капельку слабого водного раствора йода на препарат. Накрыл препарат покровным стеклом.

3. Снял чайной ложечкой немного слизи с внутренней стороны щеки.

4. Поместил слизь на предметное стекло и подкрасил разбавленными в воде синими чернилами. Накрыл препарат покровным стеклом.

5. Рассмотрел оба препарата под микроскопом.

6. Результаты сравнения занесите в таблицу 1 и 2.

7. Сделайте вывод о проделанной работе.

Вариант № 1.

Таблица №1 «Сходства и отличия растительной и животной клетки».

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Заполярного района

«Средняя общеобразовательная школа с. Несь»

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ 6 КЛАСС

БИОЛОГИЯ. ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ

Н.И. Сонин

Урок 5. Химический состав клетки

Лабораторная работа № 1

«Определение состава семян пшеницы»

Цель: научиться доказывать опытным путем наличие в семенах органических и неорганических веществ.

Оборудование: стеклянные стаканчики с водой, марлевые салфетки, фильтровальная бумага, раствор йода, пипетки, немного пшеничной муки.

Ход работы


  1. Возьмите немного муки, добавьте в нее капельку воды пипеткой и сделайте комочек теста.

  2. Полученный комочек теста поместите на марлю и сделайте мешочек. Промойте тесто в стакане с водой.

  3. Раскройте мешочек с промытым тестом. Попробуйте тесто на ощупь. Вещество, которое осталось на марле,- это клейковина или белок.

  4. В образовавшуюся в стакане мутную жидкость добавьте 2-4 капли раствора йода.

  5. Сделайте выводы.
Урок 7. Строение растительной клетки

Лабораторная работа № 2

«Строение клеток живых организмов»

Цель: познакомиться с особенностями строения клеток живых организмов.

Оборудование: микроскопы, марлевые салфетки, пипетки, стаканчики с водой, препаровальные иглы, покровные и предметные стекла, чешуйки репчатого лука, раствор йода.

Ход работы


  1. Возьмите предметное стекло, тщательно протрите его марлей.

  2. С помощью пипетки нанесите 1-2 капли раствора йода на середину предметного стекла.

  3. Осторожно снимите кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. При помощи препаровальной или непосредственно руками. Положите кусочек кожицы в каплю водного раствора йода и аккуратно расправьте кончиком иглы.

  4. Накройте препарат покровным стеклом.

  5. Поместите препарат под объектив микроскопа и рассмотрите его.

  6. Сделайте схематический рисунок клеток кожицы лука в тетради.

  7. Укажите на рисунке оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.
Урок 9. Строение животной клетки

Лабораторная работа № 3

«Строение клеток живых организмов» (на готовых микропрепаратах)

Цель: познакомиться с особенностями строения клеток разных живых организмов.

Оборудование:

Ход работы


  1. Протрите готовый микропрепарат тканей животных марлей.

  2. Рассмотрите препарат под микроскопом.

  3. Найдите клетки и их структуры.

  4. Отметьте особенности строения клеток животных.

  5. Запишите в тетради отличия клеток животных от клеток растений.
Урок 13. Ткани растений

Лабораторная работа № 4

«Ткани растительных организмов»

Цель: показать особенности строения и функции образовательной, основной, механической и проводящей тканей. Сравнить ткани между собой.

Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты.

Ход работы


  1. Рассмотреть под микроскопом препараты «поперечный срез листа», «строение корня», «строение ветки липы». Найдите участки листа, стебля и корня, образованные разными тканями. Как вы определили тип ткани?

  2. Сравните микропрепараты с рисунками в учебнике, рельефными и простыми таблицами. Помните, что ткани имеют трехмерное строение.

  3. Нарисуйте по 2-3 клетки каждого типа тканей.

  4. Заполните таблицу.

  1. Сделайте вывод.
Урок 16. Нервная ткань

Лабораторная работа № 5

«Ткани животных организмов»

Цель: раскрыть особенности строения и функции эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной тканях. Продолжать формировать умение работать с микроскопами, рисунками и текстами как источником информации. Сравнить ткани между собой.

Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты.

Ход работы


  1. Рассмотреть под микроскопом препараты разных типов тканей животных: эпителиальную, мышечную, соединительную и нервную.

  2. Сравните микропрепараты с рисунками в учебнике и таблицами. Помните, что ткани имеют трехмерное строение.

  3. Зарисуйте по 2-3 клетки каждого типа тканей.

  4. Заполните таблицу.

  1. Сделайте вывод.
Урок 19. Цветок и плод

Лабораторная работа № 6

«Изучение органов цветкового растения»

Цель: определить типы корневых систем; сформировать представление о почке как о зачаточном побеге.

Оборудование: гербарии.

Ход работы


  1. Рассмотрите корневые системы пшеницы и фасоли. Из каких корней они состоят?

  2. Как называется корневая система пшеницы? Зарисуйте её.

  3. Как называется корневая система фасоли? Зарисуйте ее, подпишите части.

  4. Рассмотрите побеги смородины. Найдите на них боковые и верхушечные почки. Сделайте схематичные рисунки расположения почек на стебле.

  5. Запишите выводы.
Урок 22. Органы и системы органов животных.

Лабораторная работа № 7

«Распознавание органов у животных»

Цель: рассмотреть органы позвоночных животных

Оборудование: муляжи животных.

Ход работы


  1. На препарате (муляже) рассмотрите органы.

  2. Рассмотренные органы соотнеси с системами органов.

  3. Заполните таблицу

Система органов

Особенности строения (органы)

Урок 33. Передвижение органических веществ в растении

Лабораторная работа № 8

«Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

Цель: познакомиться с особенностями передвижения минеральных веществ и воды по стеблю растения.

Оборудование: ветки древесных растений (береза, рябина) с подкрашенной древесиной, скальпель, лупы, таблицы строения стебля.

Ход работы


  1. Рассмотрите поперечный срез ветки березы или другого древесного растения, простоявшего 2-4 суток в подкрашенной чернилами воде. Установите, какой слой стебля окрасился?

  2. Сделайте скальпелем продольный срез ветки. Рассмотрите его и укажите, какой слой стебля окрасился?

  3. Сделайте рисунки и запишите выводы об особенностях передвижения воды и минеральных веществ по стеблю. Вспомни, как называется ткань, проводящая минеральные вещества.
Урок 41. Опорные системы растений и позвоночных животных

Лабораторная работа № 9

«Разнообразие опорных систем животных»

Цель: изучить и сравнить опорные образования у различных животных.

Оборудование: раковины моллюсков, покровы ракообразных, кости позвоночных животных.

Ход работы


  1. Рассмотрите предложенный материал, изучите текст и рисунки учебника на с. 97- 101.

  2. Заполните таблицу

    Признаки

    Раковины моллюсков

    Панцирь рака

    Кости позвоночных

    Тип скелета

    Типы тканей

    Вещества

    Свойства

    Могут ли расти?

  3. Выводы.
Урок 42. Движение

Лабораторная работа № 10

«Движение инфузории туфельки»

Цель: сформулировать представление о движении, как одном из свойств жизни. Иметь представление о приспособлениях животных к разным способам движения.

Оборудование: микроскопы, вата, стаканчики с водой и культурой простейших, пипетки, препаровальные иглы, предметные и покрывные стекла, фильтровальная бумага, готовая культура инфузории туфельки.

Ход работы


  1. На предметное стекло капните пипеткой каплю готовой культуры туфельки.

  2. Накройте каплю покровным стеклом.

  3. Лишнюю воду отберите с помощью фильтровальной бумаги.

  4. Рассмотрите препарат при малом и большом движении.

  5. Запишите наблюдения в тетрадь.
Урок 44. Передвижение позвоночных животных в наземной и воздушной средах

Лабораторная работа № 11

«Перемещение дождевого червя»

Цель: провести наблюдения за передвижением дождевого червя.

Оборудование: живой дождевой червь, банка с почвой, лист бумаги, смоченное водой стекло.

Ход работы


  1. Рассмотрите дождевого червя.

  2. Понаблюдайте за движением червя.

  3. Понаблюдайте, как червь закапывается в землю.

  4. После работы не забудьте вымыть руки!!!

  5. Сделайте вывод.
Урок 52. Вегетативное размножение растений

Практическая работа № 1

«Вегетативное размножение комнатных растений»

Цель: научиться размножать комнатные растения черенками.

Оборудование: стакан с водой, комнатное растение.

Ход работы


  1. Выберите комнатное растение, которое вы хотите размножить.

  2. Осторожно срежьте лист с черешком.

  3. Поместите его в стакан с водой, так чтобы только черешок был в воде.

  4. Поставьте стакан с листом в теплое и освещенное место.

  5. Меняйте воду каждые 3 – 4 дня.

  6. Наблюдайте за появлением корешков. Когда они достигнут 2 см, высадите листовой черенок в цветочный горшок с почвой.

  7. Горшок с черенком накройте стеклянной банкой и поставьте его в теплое место с рассеянным светом.

  8. Наблюдайте за развитием растения, появлением почки и первых листьев.

  9. Ведите регулярные наблюдения за развитием и ростом растения. Наблюдения записывайте в свой дневник.
Дневник для наблюдений

Этапы

Рисунок

Дата

Начало опыта

«_____» ________ 20 __г.

Появление корня

«_____» ________ 20 __г.

Образование корневой системы (4 – 5 корней длиной до 1 см)

«_____» ________ 20 __г.

Высадка в почву

«_____» ________ 20 __г.

Появление первого нового листа

«_____» ________ 20 __г.

Прирост побега составил 1 см

«_____» ________ 20 __г.

Урок 58. Рост и развитие животных

Лабораторная работа № 12

«Прямое и непрямое развитие насекомых» (на коллекционном материале)

Цель: познакомиться с особенностями прямого и непрямого развития насекомых.

Оборудование: коллекции насекомых с разным типом развития: бабочки, майского жука, медоносной пчелы, саранчи или кузнечика, стрекозы. Таблицы «Развитие насекомых».

Ход работы


  1. Непрямое развитие насекомых

  1. Рассмотрите коллекцию насекомых, развивающихся с полным превращением (майский жук, бабочка белянка, пчела медоносная).

  2. Выделите этапы развития: яйца — личинка >куколка >имаго (взрослое насекомое).

  3. Сравните личинку и имаго.

  4. Объясните причину возникновения стадии куколки.
II . Прямое развитие насекомых

  1. Рассмотрите коллекцию насекомых, развивающихся с неполным превращением (кузнечик, клоп, стрекоза).

  2. Выделите этапы развития: яйцо личинка – имаго.

  3. Сравните личинку и имаго.

  4. Объясните причину отсутствия стадии куколки.

  5. Сделайте вывод о значении стадии личинки в развитии насекомых.
Особенности строения клетки Растительная клетка Животная клетка
Рисунок 1.Мембрана(регулирует поступление и выделение веществ) 2.Цитоплазма(проц жизнед) 3.Ядро(регулирует функции клетки) 4.Вакуоль 5. Митохондрии(производят энергию из Б,Ж, УВ) 6.Ядрышко 7. Ядерный сок(кариоплазма) 8 Хромосомы(палочковид, наследственная информация) 9.Белки, жиры, углеводы.
Черты сходства Клеточная оболочка Цитоплазма Ядро
Черты отличия 1.Плотная клеточная стенка(целлюлоза, клетчатка), мембрана. 2.Есть пластиды(хлоро-, хромо-, лейкопласты) 3.Есть настоящая вакуоль 1.Тонкая клеточная мембрана 2.Есть митохондрии – образуется АТФ(универсальный источник энергии) 3.Нет настоящих вакуолей

Вариант № 2.

Таблица №2 «Сравнительная характеристика растительной и животной клетки».

Что брали? Что делали? Что наблюдали? Объяснения
1. Кусочек кожицы луковицы, предметное стекло, йодная вода. 2. Чайная ложечка, слизь(клетки эпителия) с внутренней стороны щеки Сняли кожицу с луковицы, поместили на предметное стекло, накрыли покровным стеклом, рассмотрели в микроскоп. Снял чайной ложечкой немного слизи с внутренней стороны щеки. Поместил слизь на предметное стекло и подкрасил разбавленными в воде синими чернилами. Накрыл препарат покровным стеклом Округлые плотно прилегающие друг к другу клетки с плотной клеточной стенкой, ядром, вакуолью и внутренним содержимым с органоидами. Клетки разной формы, с тонкой мембраной, внутри ядро и органоиды – нет вакуоли, нет пластид. Растительная клетка имеет плотную клеточную стенку, ядро, цитоплазму с пластидами, вакуоль, т.к. растения – автотрофы, они синтезируют органические вещества (глюкозу) из неорганических(СО2 и Н2О Животная клетка имеет тонкую мембрану(обмен веществ), непостоянную форму, содержит митохондрии – образуют АТФ при расщеплении питательных веществ, нет настоящих вакуолей, т.к. интенсивен обмен веществ, продукты обмена выводятся, а не скапливаются в клетке, как у растений..

4. Сформулируйте вывод.

Вывод: действительно, клетки растений и животных имеют черты сходства — наличие клеточной оболочки(мембраны), внутреннего содержимого(цитоплазмы) и ядра, что объясняется единым происхождением живых организмов(вспомнить теорию Опарина, эволюцию неорганических веществ, коацерватную теорию). Но есть также черты отличия, которые объясняются различными эволюционными путями организмов, разными типами питания(автотрофы, гетеротрофы), различным способам извлечения энергии из питательных веществ, а также приспособлениями к разным условиям существования. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 2

Тема: Свойства цитоплазматической мембраны.Наблюдение явления плазмолиза и деплазмолиза.

Цель: убедиться в существовании явления плазмолиза и деплазмолиза в живых клетках растений и скорости прохождения физиологических процессов.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стеклянные палочки, стаканы с водой, фильтровальная бумага, раствор поваренной соли, репчатый лук.

Гипотеза: я предполагаю, что в растворе поваренной соли с клеткой будут происходить изменения, связанные с разной концентрацией веществ раствора и внутреннего содержимого клетки.

Ключ CellStructureSE — DocShare.tips

Клеточная структура

Ключ ответа

Словарь: клеточная стенка, центриоль, хлоропласт, цитоплазма, эндоплазматический ретикулум, аппарат Гольджи
, лизосома, митохондрии, ядерная оболочка, ядрышко, ядро, органелла, плазматическая мембрана
, пластида, рибосома, вакуоль
Вопросы о предварительных знаниях (сделайте это ПЕРЕД использованием гизмо.)
[Примечание: цель этих вопросов — активизировать предыдущие знания и заставить учащихся задуматься.
Студенты не должны знать ответы на вопросы о предварительных знаниях.]
1. Какие структуры внутри клетки помогают ей жить и выполнять свою роль в организме
?
Ответы будут разными. [Студенты могут знать о ядре и плазматической мембране.]
2. Чем, по вашему мнению, клетки растений отличаются от клеток животных? (Подсказка: что могут растения делать, а животные
не могут?)
Ответы будут разными. [Ученики могут заметить, что растения могут производить энергию из солнечного света, поэтому им
должна понадобиться какая-то структура для этого.]
Gizmo Warm-up
Gizmo ™ клеточной структуры позволяет вам взглянуть на типичные
клетки животных и растений под микроскоп.Для начала щелкните Образец
, чтобы взять образец клетки животного. Используйте ползунок Zoom
, чтобы увидеть ячейку с увеличением в 1000 раз (в 1000 раз больше, чем в
раз).
1. Используйте ползунки вверх / вниз и влево / вправо для управления ячейкой
. Найдите красную стрелку, указывающую на центриоли. Нарисуйте
эскиз центриолей на пространстве ниже.

2. Прочтите описание центриолей. В чем их функция?
Центриоли помогают организовать движение хромосом во время деления клетки.

Приготовьте гизмо:
Задание A:
Клетки животных

 Убедитесь, что клетка животных установлена ​​на микроскопе
.
 Установите масштаб 500x.

Вопрос: Органеллы — это специализированные структуры, которые выполняют различные функции в клетке
. Каковы функции органелл в животной клетке?

1. Этикетка: найдите каждую органеллу в животной клетке. Обозначьте органеллы на схеме ниже.

2. Соответствие: прочтите о каждой органелле.Затем сопоставьте каждую органеллу с ее функцией / описанием.
H

Цитоплазма

A. Структура, организующая движение хромосом.

E

Лизосома

B. Стек мембран, упаковывающих химические вещества.

F

Митохондрии

C. Мембрана, защищающая ядро.

A

Centriole

D. Мембрана, которая окружает и защищает клетку.

G

Эндоплазматическая сеть

E.Мешок наполнен пищеварительными химическими веществами.

M

Vacuole

F. Структуры, преобразующие питательные вещества в энергию.

D

Плазменная мембрана

G. Проходы, в которых производятся химические вещества.

J

Ядро

H. Желеобразное вещество внутри плазматической мембраны.

L

Рибосома

I.

C

Ядерная оболочка

J. Структура, содержащая ДНК и направляющая клетку.

B

Аппарат Гольджи

K.Пакет, созданный аппаратом Гольджи.

K

Vesicle

L. Небольшая структура, синтезирующая белки.

I

Nucleolus

M. Мешочек, хранящий воду, питательные вещества или продукты жизнедеятельности.

Структура, производящая рибосомы.

Задание B:

Подготовьте гизмо:

Растительные клетки

 Выберите «Просмотр растительной клетки» и нажмите «Образец».
 Установите масштаб 500x.

Вопрос: Какие функции выполняют органеллы в растительной клетке?
1.Этикетка: Найдите каждую органеллу в растительной клетке. Обозначьте органеллы на схеме ниже.

2. Сравните: какие структуры присутствуют в животной клетке, но не в растительной?
Центриоли и лизосомы присутствуют в клетках животных, но не в клетках растений.
Какие структуры присутствуют в клетке растения, но не в клетке животного?
Клеточная стенка, хлоропласты и пластиды присутствуют в клетках растений, но не в клетках животных.
3. Заполните: Назовите органеллу или органеллы, которые выполняют каждую из следующих функций.
A. Хлоропласты преобразуют солнечный свет в химическую энергию.
B. Клеточная стенка и вакуоль помогают поддерживать растительную клетку и помогают ей сохранять форму
.
C. Пластиды хранят пищу или пигменты.
D. Митохондрия превращает пищу в энергию. Он обнаружен как в клетках растений, так и в
клетках животных.

Рабочие листы для клеток растений и животных

Эта коллекция рабочих листов для клеток животных и растений обеспечивает баланс между когнитивной и психомоторной областями обучения и предлагает концептуальные основы клеточной биологии.Рабочие листы, рекомендованные для учащихся 4-8 классов, содержат маркированные диаграммы структуры клеток животных и растений и диаграммы поперечного сечения, словарный запас клеток с описаниями и функциями, а также упражнения, такие как определение и маркировка частей клеток животных и растений, раскрашивание клеточных органелл. , сопоставьте деталь с ее описанием, заполните поля, кроссворды и многое другое. Распространение в ячейку с нашими бесплатными рабочими листами!

Схема клеток растений

| Схема клеток животных

На этом листе для печати представлены схемы растительных и животных клеток с ярко обозначенными частями.Этот усовершенствованный визуальный обучающий инструмент помогает с легкостью уловить и запомнить названия частей клетки, таких как митохондрия, вакуоль, ядро ​​и другие.

Cell Словарь

Как минутная ячейка выполняет сложные задачи? Узнайте о различных органеллах и функциях каждой части клетки с помощью этого PDF-файла с клеточной терминологией для учащихся 7 и 8 классов. Здесь приведены точные и точные определения клетки, клеточной стенки, клеточной мембраны, аппарата Гольджи и многого другого.

Растительная клетка против животной клетки

В чем разница между клеткой растения и клеткой животного? Т-диаграмма для учащихся 7 и 8 классов дает ответ на этот вопрос и перечисляет различия между растительной и животной клеткой.

Поперечный разрез растительной клетки

Легко изучите части растительной клетки с помощью этого поперечного сечения диаграммы растительной клетки. Четко обозначенные части, такие как хлоропласт, эндоплазматический ретикулум и другие, помогают укрепить терминологию и написание клеток.

Маркировка частей растительной клетки

Этот рабочий лист в формате pdf для последующей деятельности по маркировке частей растительной клетки помогает проверить знания учащихся 5 и 6 классов. Ожидается, что учащиеся определят 10 отмеченных частей и назовут их словами из банка слов.

Назовите части растительной клетки

Обозначены двенадцать основных частей растительной клетки. Определите органеллы и части и пометьте их на этом распечатанном рабочем листе.Проверьте понимание и повторите концепцию с помощью этого рабочего листа маркировки растительных клеток для учащихся 8-го класса.

Органеллы растительных клеток | Раскраска

Просмотрите навыки определения частей и органелл растительной клетки с помощью этого распечатываемого рабочего листа. Ожидается, что студенты узнают семь основных частей растительной клетки, такие как вакуоль, ядро, митохондрия и многое другое. Раскрасьте их, используя цветной ключ, чтобы заполнить рабочий лист.

Поперечное сечение клетки животного

Этот яркий рабочий лист содержит поперечное сечение животной клетки, ярко отображая органеллы.Изучите диаграмму клеток животных и узнайте такие части, как центриоли, лизосомы, тельца Гольджи, рибосомы и другие четко обозначенные части.

Маркировка частей животной клетки

Ярлыки — важная составляющая любой научной диаграммы. Ожидается, что учащиеся 5-го и 6-го классов выберут правильный ярлык из банка слов, чтобы назвать каждую из десяти указанных частей для заполнения рабочего листа.

Назовите части клетки животного

С помощью этого рабочего листа запишите названия двенадцати основных частей клетки животного.Учащиеся изучают схему клеток животных, определяют отмеченные важные части и записывают свои имена.

Органеллы животных клеток | Раскраска

Распознайте семь органелл клеток животных, представленных в поле со словами, раскрасьте их с помощью цветового ключа в этом интересном PDF-файле с упражнениями. Этот рабочий лист клеточных органелл дает интересный способ отличить каждую клеточную органеллу.

Соответствие словаря описанию

Части клеток или органеллы указаны в одном столбце, а в другом столбце указаны названия или выражения, которые лучше всего их описывают.Соотнесите эти два и также поймите функцию каждой части.

Факты о клетках

| Заполните пропуски

Этот рабочий лист для заполнения пробелов состоит из 15 фактов ячеек. Внимательно прочтите каждое предложение и укажите пропущенные слова. Отточите свои знания фактами, связанными с клетками, и проверьте понимание учащихся с помощью этого рабочего листа.

Клеточный кроссворд

Познакомьтесь с языком науки и изучите терминологию ячеек с помощью этой распечатываемой таблицы кроссвордов для учеников 4 и 5 классов.Внимательно прочтите каждую подсказку, поймите заявленную функцию, определите ответственную часть или органеллу и напишите ее имя в предоставленной сетке кроссвордов.

Лабораторные клетки растений и животные ответы

Клеточный уровень — самый важный и фундаментальный уровень в организации живого мира. Итак, чтобы понять клеточную биологию, мы должны изучить все …

25 февраля 2017 г. · Растительные клетки: у них есть одна или несколько, сравнительно очень мелких вакуолей. Клетки животных: они имеют одну большую центральную вакуоль, занимающую 90% объема клетки.Центриоли. Клетки растений: Центриоли присутствуют в низших формах растений. Клетки животных: центриоли присутствуют у всех животных. Холропласт. Клетки растений: Клетки растений состоят из хлоропластов …

Клетки растений очень похожи на клетки животных, за исключением трех важных отличий: A) Клетки растений имеют клеточные стенки, которые делают их прямоугольными. Эти структуры состоят из целлюлозы, гемицеллюлозы и множества других материалов. Б) В клетках растений есть хлорофилл, поглощающий свет…

24 октября 2009 г. · Отчет лаборатории полета стр. 5 Отчет летной лаборатории стр. выключить должным образом перед тестом. Мухи пробуют пищу со специфическими клетками на волосках предплюсны. Каждый волос имеет, помимо механорецептора, пять отдельных клеток — спирт, масло, воду, соль и сахар, которые определяют его принятие или отказ от пищи (Dethier, 1975).

При завершении работы виртуальной лаборатории по митозу опишите любые различия, которые вы наблюдали в растительных клетках и клетках животных по мере их прохождения через телофазу.Клетки растений образуют фрагмопласт в центре клетки, а также образуют клеточную стенку. Клетка животного делится на две клетки сразу без таких сложностей. 6.

Диаграмма Венна, показывающая клетки растений и животных. Вы можете отредактировать эту диаграмму Венна с помощью инструмента создания диаграмм и включить в свой отчет / презентацию / веб-сайт …

Обозначьте аксон, дендриты, тело клетки, ядро, клетки Шванна и узлы Ранвье. Ответы: Растительная клетка: узнайте о растительных клетках. Маркируйте меня растительной клеткой! Распечатка Обозначьте схему растительной клетки, используя глоссарий терминов по растительной клетке.Ответы: Клетки растений и животных: сравнительная таблица Сравните характеристики клеток растений и животных с помощью этого …

Различные типы клеток: прокариоты и эукариоты. Прокариотические: бактерии и другие микроскопические организмы состоят из прокариотических клеток. Прокариотические клетки не имеют сложных органелл (даже ядра). Однако у прокариот есть рибосомы. Эукариотические: два типа эукариотических клеток — это растительные и животные клетки.

Завод Vs. ПРОЕКТ животных клеток. 7-й класс.2616 раз. В. Какая из следующих структур может быть найдена в растительной клетке, но НЕ в животной клетке? варианты ответа. вакуоль. ядро.

12 ноября 2020 г. · Культура тканей растений основана на том факте, что многие клетки растений обладают способностью регенерировать целое растение (тотипотентность). Отдельные клетки, клетки растений без клеточных стенок (протопласты), кусочки листьев, стеблей или корней часто можно использовать для создания нового растения на питательной среде с учетом необходимых питательных веществ и гормонов растений.

В лабораторных тетрадях калибра.полные предложения. Какова общая форма луковых клеток? Щечные клетки? Объясните, почему вы окрашивали клетки? При окрашивании клеток какая часть клетки окрашивается темнее, чем другие части? Исходя из ваших рисунков, какой тип клетки больше, растительный или животный? Поясните свой ответ. Какие . различия

Улучшите свои научные знания с помощью бесплатных вопросов в разделе «Диаграммы животных и растений: определение частей» и тысяч других научных навыков.

Заполните таблицу — Рабочий лист «Клетки животных — клетки растений»

Расширенный поиск

Содержание:

Язык: AfarAbkhazAvestanAfrikaansAkanAmharicAragoneseArabicAssameseAsturianuAvaricAymaraAzerbaijaniBashkirBelarusianBulgarianBihariBislamaBambaraBengali, BanglaTibetan стандарт, тибетский, CentralBretonBosnianCatalanChechenChamorroCorsicanCreeCzechOld церковнославянский, церковнославянский, Старый BulgarianChuvashWelshDanishGermanDivehi, Мальдивский, MaldivianDzongkhaEweGreek (современный) EnglishEsperantoSpanishEstonianBasquePersian (фарси) Фуле, фулах, пулар, PularFinnishFijianFaroeseFrenchWestern FrisianIrishScottish гэльский, GaelicGalicianGuaraníGujaratiManxHausaHebrew (современный) HindiHiri MotuCroatianHaitian, гаитянский CreoleHungarianArmenianHereroInterlinguaIndonesianInterlingueIgboNuosuInupiaqIdoIcelandicItalianInuktitutJapaneseJavaneseGeorgianKongoKikuyu, GikuyuKwanyama, KuanyamaKazakhKalaallisut , Гренландский, кхмерский, каннада, корейский, канури, кашмирский, курдский, коми, корний, киргизский, латинский, люксембургский, латинский, лимбургский, лимбургский, лимбургский, лингала, литовский, люба-катанга, латышский, малагасийский, маршалльский, маори, македонский, mMongolianMarathi (маратхи) MalayMalteseBurmeseNauruanNorwegian BokmålNorthern NdebeleNepaliNdongaDutchNorwegian NynorskNorwegianSouthern NdebeleNavajo, NavahoChichewa, Chewa, NyanjaOccitanOjibwe, OjibwaOromoOriyaOssetian, OsseticEastern пенджаби, Восточная PanjabiPāliPolishPashto, PushtoPortugueseQuechuaRomanshKirundiRomanianRussianKinyarwandaSanskrit (санскрит) SardinianSindhiNorthern SamiSangoSinhalese, SinhalaSlovakSloveneSamoanShonaSomaliAlbanianSerbianSwatiSouthern SothoSundaneseSwedishSwahiliTamilTeluguTajikThaiTigrinyaTurkmenTagalogTswanaTonga (Остров Тонга) TurkishTsongaTatarTwiTahitianUyghurUkrainianUrduUzbekValencianVendaVietnameseVolapükWalloonWolofXhosaYiddishYorubaZhuang, ChuangChineseZulu Тема:

Оценка / уровень: Возраст: 3456789101112131415161718+

Поиск: Все рабочие листы Только мои подписанные пользователи Только мои любимые рабочие листы Только мои собственные рабочие листы

.

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.