Соотношение природы и общества – Взаимосвязь общества и природы

Взаимосвязь общества и природы

Во все времена общество и природа развивались в тесном взаимодействии. Связующим звеном всегда выступал человек, так как именно люди, вступая в отношения друг с другом, формируют общественные отношения и преобразуют окружающую действительность. В статье Олег Станиславович подробно рассматривает, что такое общество в контексте взаимосвязи с природой.

Общество – это совокупность людей, или продукт совокупной деятельности людей, объединённых одной целью – удовлетворением личных или общественных потребностей. Так же общество это часть материального мира, которая обособилась от природы, но все же тесно с ней связана. Это может быть и круг людей, объединенных общими интересами (например, рыбаки или охотники). Важно понимать, что общество — это и исторический этап развития общества, и все человечество в целом.

Природу мы тоже можем рассматривать как в узком, так и в широком смысле. А природа — это материальный мир во всем его многообразии или просто среда обитания и источник получения ресурсов, необходимых для жизни человека и общества. Общество, являясь социальным организмом, в обязательном порядке осуществляет взаимодействие с природной средой, которая его окружает. Базисом этого взаимного проникновения является, прежде всего, потребление ресурсов, которыми обладает природа, а также просто физическое воздействие человека на окружающую среду. Природа в свою очередь тоже воздействует на общество, позволяя ему существовать в более или менее благоприятных условиях, развиваться и функционировать, как целостная система.

К сожалению, сегодня природа и общество находятся в состоянии антагонизма. Современный человек понимает природу как более низкий уровень развития по срвнению с, так называемой, «второй природой» или «каменными джунглями», в которых и обитает венец развития.

Однако человек начинает осознавать факт взаимного и неразрывного существования природы и общества как единого организма. Человек и общество начинают вспоминать, что они вышли из природы, и развитие вне природы, в отрыве от нее невозможно.

Конечно же, никто не отрицает, что человек достиг высшей ступени развития животного мира. Но человеку присуще и уникальное свойство, которое называется социальным свойством, а оно возникает только в процессе общения людей между собой. Как вывод, следует утверждение, что нельзя ставить знак тождества между «природой» и «обществом», но и разрывать эту связь, противопоставлять эти понятия тоже нельзя. Эти два понятия есть проявление единой действительности, одной реальности, которым в процессе человеческого познания отводятся две неразрывные области знаний – обществознание и естествознание.

В свою очередь научный подход к этому взаимодействию позволяет нам осознать двуединую сущность этого феномена, как биосоциальную сущность человека, так и природо-социальную сущность. Не умаляя ни одной из сторон, мы вынуждены признать природные начала в человеке и, следовательно, в обществе, не забывая, что только в социуме человек может приобрести и проявить социально значимые качества и перейти в категорию «личность».

Если мы рассмотрим данный аспект с исторической точки зрения, мы увидим, что все идеи построения идеального общества без учета природных, биологических потребностей человека и общества всегда заканчивались неудачей. Слепое копирование, перенос законов природы на общество без должной адаптации также приводили к плачевным результатам.

Когда научное сообщество говорит об обособленности социума от природы, обычно имеется в виду именно качественная характеристика, а не оторванность природы от естественных, закономерных процессов развития цивилизации в целом. Невозможно изучать общество вне природы, поскольку оно живет в природе, взаимодействует с ней. Из года в год возрастает уровень воздействия человека на природу, происходит расширение границ естественного проживания человека, что вызывает необратимые изменения в среде, все дальше уводя человечество от нетронутой чистой природы. Хотя, если лишить естественную среду обитания ее свойств, которые создавались трудом многих поколений, и вернуть человечество в первобытные условия, то общество, как ни парадоксально, окажется на грани исчезновения. А казалось бы, давайте просто вернемся к своим корням.

Нам следует проявлять больше внимания к окружающей среде и всеми способами снижать негативное влияние. Важно  популяризировать эту мысль среди окружающих нас людей. В ином случае будет уже слишком поздно, когда человек наконец поймет, что защита природы и ее рациональное использование должно было стоять на первом месте.

Для этого нам как минимум следует:

— строить заводы по переработке отходов;

— всеми способами стараться уменьшить выброс токсичных химических веществ в атмосферу;

— заниматься выращиванием новых лесов;

— охранять и восстанавливать популяции вымирающих видов животных и растений.

Напоследок хочется напомнить: если ты хочешь изменить мир, то стоит начать с себя!

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

blog.tutoronline.ru

Ответы на вопрос «53.Соотношение общества и природы.»

Общество как социальный организм взаимодействует с окружающей его природной средой. Основой этого взаимодействия является обмен веществ с природной средой, потребление природных продуктов, воздействие на природу. Природа также воздействует на общество, предоставляя ему благоприятные или неблагоприятные условия для функционирования и развитияОтношение к природе как более низкому, чем все, что сотворено человеком, ставило человека в позицию покорителя природы. Сегодня осознается неразрывная связь природы и общества, которая носит взаимный характер. Человек и общество происходят из природы и не могут развиваться вне природы, в отрыве от нее. Но в то же время человек является высшей ступенью развития живой природы, ему присуще и качественно новое, особое явление – социальные свойства, вырастающие из взаимодействия людей друг с другом.. Природа и общество – это две формы проявления единой реальности, которым в человеческом знании соответствуют две основные области естествознание и обществознание. Научное разграничение указанных понятий позволяет правильно понять двуединую – природно—социальную, биосоциальную основу человека и общества, не допуская как игнорирования природных начал в человеке и обществе, так и отрицания ведущей, решающей роли социального в этом единстве. Исторический опыт свидетельствует о том, что всякие попытки строить социально—экономические проекты без учета и тем более вопреки естественным, природным потребностям людей и общества неизменно заканчивались неудачей. Говоря об обособлении общества от природы обычно имеют в виду его качественную специфику, но не оторванность от природы и процессов ее естественного развития. Невозможно анализировать общество, не принимая во внимание его взаимодействие с природой, поскольку оно живет в природе. Но в силу нарастания степени воздействия общества на природу происходит расширение рамок естественной среды обитания и ускорение некоторых природных процессов: накапливаются новые свойства, все более отдаляющие ее от девственного состояния. Если лишить естественную среду ее свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать.

www.konspektov.net

43 Взаимосвязь общества и природы.

Природа – это совокупность естественных условий существования человека и общества. Человек –природное существо в силу своего происхождения. Общество – это обособившаяся от природы часть окружающего мира. Обособление человека от природы приобретало постепенно значительный хар-р. Таким образом, человеческое общ-во выступает в кач-ве творца, преобразователя окружающего мира, создателя культуры. Культура в наиболее широком смысле означает все созданное человеком: это сотворенная человеком «вторая природа», без которой он не мыслит своего существования. Природа развивается по своим собственным, не зависимым от человека и общества законам. Вторгаясь в мир природы, обустраивая этот мир для себя, человек может поставить под угрозу само свое существование, забыв о своем тесном единстве с природой. Сегодня человечеству важно осознать неразрывную связь природы и общества. В настоящее время перед человечеством стоит очень сложная задача – обеспечить совместную эволюцию общества и природы, но для этого необходимо нравственное, ответственное отношение к природе..Человек существует не сам по себе, а благодаря природе, и должен обеспечить такую орг-цию общ-ной жизни, при к-рой возможно гармоничное развитие общ-ва и природы.

44.Экологические проблемы совр-ти: состояние и перспективы.

Экология — это состояние дома, в котором мы живём . Экологические проблемы России в основном не отличаются от известных мировых проблем: изменение климата, в том числе ослабление озонового уровня; загрязнение атмосферы с образованием кислотных осадков и ядовитых веществ; загрязнение океана тяжелыми металлами и химическими соединениями; истощение и загрязнение поверхностных вод и почвы; сокращение площади лесов; снижение способности природной среды к самоочищению и самовосстановлению; образование возбудителей новых заболеваний растений, животных и человека.

Экол.состояние нашей планеты ухудшается,содержащиеся вредн.вещ-ва в атмосфере воздействуют на чел.организм, что проявляется в ухудшении общего состоянияздоровья.Пром-ные предприятия и транспорт-выбросы-повышение риска ранней смерти. Смог в крупных пром-ных городах.Пути решения Проблема сохранения здоровья является самой приоритетной из всех глобальных проблем об-ва. Активная деятельность в области приоритетных направлений устойчивого развития, реализуется в рамках государственных программ и организаций, и различных некоммерческих организаций, таких как «Центр экологической политики России», некоммерческое партнерство «Здоровое питание — здоровье нации».

45. Техника как специфическая форма культуры.

Культура-исторически определен. уровень развития об-ва и чел, выраженный в конкретных типах и и формах организации и деят-сти, в матер и духов ценностях. Техника – рез-т встречи человеческого разума с природой. Техника возникает благодаря человеку, который с ее помощью решает задачи своей жизни. Но и человек формируется и развивается благодаря созданию техники. Человек не мог бы существовать без техники. Техника не только играет служебную роль в обеспечении человеческих потребностей: она создает новые потребности. Техника действует в «многомерном» пространстве жизни, которое охватывает «трехмерное» пространство культуры и простирается далеко за рамки последнего. Но вместе с тем она выступает также как часть культуры и важнейший фактор ее развития. Во-первых, техника образует культурную среду обитания человека — ту искусственную, артефактную «вторую природу», В которой люди живут и которая является «материальным телом» культуры. Во-вторых, она представляет собою средство приложения достижений культуры (главным образом, науки) к решению материальнопрактических задач общественной жизни, т. е. способ ответа культуры на «социальный заказ» со стороны общества. В-третьих, она создает инструментарий культуры — средства и способы деятельности в сфере культуры. В-четвертых, она выступает как культурный код — как одна из важнейших знаковых систем культуры, несущая в себе огромное количество социальной информации. Таким образом, технику можно рассматривать не только в прагматическом, но и в информационно-семиотическом аспекте — как форму получения, хранения, обработки и использования информации, форму культуры, занимающую свою нишу в культурном пространстве.

studfiles.net

69. Понятие природы и общества. Взаимосвязь общества и природы.

Природа называется естественной средой обитания человека, в которой он рассматривается в качестве открытой системы: изменения в природе влияют на человека, а его деятельность сказывается на состоянии природы. Поэтому с появлением людей в природе начинается процесс коэволюции, т.е. совместной эволюции природы, общества, культуры и человека. Природная сущность человека «записывается» в генах — материальных носителях наследственной информации, которые предопределяют не только биологическое развитие человека, но и оказывают влияние на социальные изменения личности. Поэтому некоторые ученые считают, что человек, прежде всего, является существом природным, а его вторичные, социальные и культурные качества формируются над биологическими с целью наиболее эффективной реализации программы продолжения рода, заложенной в генах.

Представители философской антропологии, отстаивающие позицию биологической недостаточности человека, выраженную в его незащищенности перед природной стихией, хищными животными и в длительном периоде «выхаживания», считают разум (практический интеллект) единственным способом приспособления природы к человеку. В результате биологической неспециализированности человек с помощью орудийной деятельности создал собственную среду обитания — мир культуры, сделав его искусственной основой жизни.

70. Философские проблемы экономики.

Философия экономики — сфера философского знания о сущности экономического бытия человека в многовекторном поле социума и гуманистическом аспекте. Включает в себя философию хозяйства, собственности, товара и денег, экономической политики, принципов распределения, потребительского выбора в обществе, экономической природы бюрократии, а также хозяйственную этику.

Философия экономики рассматривает систему хозяйствования как многомерный, противоречивый, объемный мир (мир общества и природы), который находится в постоянном движении и развитии. Специфика философского знания помогает подняться над внешним, будничным анализом поверхностных явлений и их свойств, проникнуть в сущность глубинных экономических процессов, которые невозможно постичь ни опытом, ни практикой, поскольку они выходят за пределы рационального постижения, но являются бытийными и при определенных обстоятельствах достаточно ощутимыми. Благодаря этому философия экономики способна раскрывать более богатую по смыслу и сущностью экономическую реальность. Философский подход дает возможность рассматривать экономику как сложную, открытую, нелинейную систему с ее необратимостью, возможностью возникновения новых связей и отношений, выяснить место и роль одиночных людских усилий в этой системе, которые за определенных состояний социального среды могут существенно влиять на макросоциальные процессы.

Однако есть целый ряд вопросов, мимо которых не может пройти социальная философия. Это прежде всего следующие вопросы: как соотносятся между собой общество в целом и его экономическая жизнь и какое влияние оказывает она на развитие общества, каковы источники развития самой экономической жизни и ее основные проявления, каково соотношение ее объективных и субъективных сторон, что представляет собой экономическое сознание и как оно воздействует на экономическую жизнь общества, как соотносятся существующие в обществе экономические отношения и экономические интересы людей, как взаимодействуют между собой экономические интересы различных социальных групп, отдельных людей и общества. Встает вопрос и о том, насколько возможно сознательное, в том числе научное, воздействие на экономическую жизнь общества, ее развитие. Наконец, нельзя обойти вопросы о соотношении эволюции экономической жизни общества и экономических реформ, о роли государства в них.

studfiles.net

Понятие общества Соотношение общества и природы

Выяснение сущности социального позволяет нам утверждать, что общество нельзя сводить к сосуществованию большого количества людей, ведь могут существовать и чисто животные формы коллективного выживания: стаи, стада, популяции и др.. Общество есть только там, где совместная жизнедеятельность людей выведена за пределы приспособительного способа функционирования, где она ориентирована в соответствии с выявленными все общими чертами бытия как человека, так и природы. Общественная организация жизни предполагает наличие социальных структур, ее нормируют и упорядочивают. Это значит, что функционирующее общество должно в удовлетворять по крайней мере три ведущих потребностейеби.

Общество — это форма совместной жизнедеятельности людей (а), которая в организована на основе социальных норы, структур и стандартов (б) и в соответствии с высшими духовными ориентациями человека (в)

Иногда, для того, чтобы подчеркнуть принципиальную целостность, неотделимость указанных моментов друг от друга, употребляют термин»социум»

Социум — это общество, как особый тип процессов действительности, характеризуется единой определенностью всех явлений и процессов, в нем происходящих

Обществом называют как общую форму организации человеческой жизнедеятельности (в этом смысле общество противостоит природе), так и конкретные проявления такой формы (например, либеральное общество, ро озвинене общество, цивилизованное общество и др.). В этом последнем варианте можно вести разговор о сосуществования, взаимодействия и взаимовлияния различных обществ, существующих в одну и ту же историческую е похху.

Кроме того, обществом мы называем не только современные общности людей, но и те, которые исторически произошли, однако сегодня уже сошли со сцены истории

есть понятие общества предполагает включение в его содержание трех существенных моментов: 1) общество — это социально организована совместная жизнедеятельность массы людей (общество как форма организации жи иттедияльности людей) 2) общество — это какой-то конкретный тип социальной организации человеческой жизнедеятельности (общество как тип социальной инфраструктуры), 3) общество — это совокупность исторически в совершенных обществ (общество как исторический процесс изменения различных обществ). Какое бы общество мы не рассматривали, для полноты и оправданности наших суждений о нем, мы должны учитывать на называемые моменти.

Общество функционирует в пределах природы и на основе природных процессов. Вопрос о соотношении общества и природы в наши дни предстает одним из самых болезненных, поскольку именно в этом вопросе пере ед современным человечеством вполне реально обозначилась перспектива гибели. Оценка современной ситуации взаимодействия общества и природы требует выявления основных аспектов этого взаимодействия через: выяснять, что общего между сторонами взаимодействия; имеющиеся между ними отличного; как каждая из сторон влияет на другую и реагирует на обратные влияниеви.

Однако между обществом и природой существуют и существенные различия. ФВ целом можно сказать, что в рамках общества природные процессы в значительной степени теряют свои качества, могут существенно изменяться, менять и как характер, так и направления своих действий. Иногда это. Пола иначе естественные процессы происходят стихийно, в прямом сочетании причин и последствий — без предварительного замысла, а общественные процессы происходит ются в условиях наличия свободы выбора, то есть достоверно и вариативно, с целевым, ценностным и смысловым направленияям.

Моменты тождества и различия, существующие между обществом и природой, становятся основаниями для формирования различных односторонних подходов к толкованию их взаимодействия;. Утверждения том, что между суспильс ством и природой не существует качественных пределов, приводит к различным натуралистических концепций: биологизаторские или психологизаторських (таких, например, как концепция 3Фрейда). Напротив, слишком преувеличена оценка роли социальных факторов в жизни человека и общества, игнорирование того факта, что социальные качества возникают на основе природных, приводит к появлению различных вариантов вульгарного соц иологизму (он был довольно распространенным среди идеологов советской системыи).

Наконец, слишком резкое противопоставление общества природе может порождать или трактовка общества как чего-то враждебного природе, искаженного естественного или, наоборот, до провозглашения тезиса о тотал ный наступление на природу (например, русский мыслитель конца XIX — нач XX-ст. М. Федоров прямо утверждал, что первым врагом человека возникает природа). Согласно требованиям научной методологии и на и п ерших особенностей философского мышления оправданным можно считать только такой подход, который не упрощает всех сторон и нюансов в соотношении общества и природы, хотя его осуществление требует серй ознои и сложной интеллектуальной роботботи.

С рассматриваемого становится также понятным, что взаимное общества и природы могут быть довольно разнообразными. С одной стороны, природные условия могут быть настолько благоприятными, что человеческая свобода и и инициатива будут почти лишними, а, с другой стороны, они могут почти уничтожать проявления последних своими бедностью и строгостью. В свою очередь общество далеко не всегда строит свои отношения с природой с надлежащими степенью понимания их принципов и возможных последствий. В оптимальном варианте социальные качества должны выводить естественные вещи, явления и процессы на ту грань, где характеристики последних проявляют себя с большей полнотой и выразительностьюістю.

Однако зачастую ради использования некоторых характеристик природных вещей последние могут искажаться, разрушаться, использоваться так, что вред от такого использования может существенно перевершува ать пользу. Но и природные процессы не следует рассматривать в определение заботливой матери человека: некоторые природные катаклизмы в отношении общества могут приобретать характер катастрофического и даже — эсхатологического. В последнем варианте это означает уничтожение некоторых этносов или общественных ячееків.

Например, сведения о всемирном потопе некоторые ученые воспринимают вполне серьезно, а зафиксированные хрониками эпидемии чумы иногда уничтожали до трети, население некоторых стран

К тому следует добавить, что оптимальный вариант отношений между обществом и природой может в некоторых ситуациях быть просто невозможным, поскольку человек просто вынужден делить все воздействия природных факторов н на себя и общество на благоприятные и неблагоприятные: скажем, действие вирусов, суховеев, землетрясений и др.. В данном случае человек будет пытаться блокировать подобные негативные воздействия и воздействия природы, а, значит, она будет вмешиваться в нее, нарушать ее собственную сбалансированностьь.

В свете рассмотренных выше особенностей социального, соотношение природы и общества, мы можем сказать, что на конкретном содержании социального обязательно отражаются состояние и особенности того био ологичного, на котором выявляются и закрепляются социальные качества и общественные процессы есть, этнические, местные,»региональные особенности общественной жизни, быта, культуры, нравственных обычаев — это не выдумки, а те реальные вещи, которые мы вынуждены принять и признать, углубившись в анализ общественных явлений. Здесь не должно быть неоправданных преувеличений и перекосов: ведь раньше мы отметили, что социальной не — это общечеловеческое, но в реальной своей жизни оно конкретно-человеческая, т.е. общечеловеческое, представлено в конкретных материальных формах, красках, имеющихся средствах жизни и ия та ін.

uchebnikirus.com

33. Понятие природы и общества. Взаимосвязь общества и природы.

В философии под природой понимается вся совокупность естественных условий существования человека и человеческого общества. человеческое общество вышло из природы и связаны с ней нерасторжимыми узами. В мире идет процесс обмена веществ между человеком, обществом и природой. Общество есть продолжение природы. Первоначально при крайне примитивной материальной базе и силе общества природа совершенно справедливо оценивалась людьми как сила неизмеримо более значительная и совершенная. В античной философии природа рассматривается как мать-кормилица, как причина возникновения человека. Примерно то же мы наблюдаем и в воззрениях представителей материалистического направления того времени: человек — как совокупность атомов (Демокрит). В Средние века европейская философская мысль находилась под сильным влиянием религии. Поэтому природа, и в первую очередь сам человек, рассматривались как творения Божьи. Человек, как высшее существо, созданное Богом по своему образу и подобию, наделенный бессмертной душой, начинает противопоставляться более «низкой» греховной природе. И речь идет уже не о слиянии человека с природой, а об их противопоставлении и возвеличивании человека над природой. Падает и не поощряется интерес к изучению материального мира. В эпоху Возрождения — период расцвета культуры и прежде всего искусства — взгляды на взаимоотношения природы и общества на короткий период становятся иными. Природа рассматривается как источник красоты, радости и вдохновения и противопоставляется разрушающей и порочной цивилизации. Раздаются призывы вернуться назад, к природе, к «золотому веку» человечества. В XVII—XVIII века начинают бурно развиваться науки, ставятся и проводятся многочисленные опыты и эксперименты, направленные на становление и развитие производства. В философских воззрениях Нового времени, и в практических действиях все более отчетливо обозначается новый тип взаимоотношений человека и природы. Центральная идея — человек должен покорить природу, овладеть ею, стать господином. В науке главной задачей становится познание тайн и законов природы. «Цель науки и техники, — подчеркивал Ф. Бэкон, — господство над природой». Появлению таких идей способствует и все увеличивающаяся мощь человеческого общества, рост его производительных сил.

Противоречивость отношений в системе общество-природа просматривается уже в том, что, с одной стороны, по мере развития общества оно во все большей степени овладевает силами природы и ее богатствами. Все это реализуется в развитии производственных сил. С другой стороны, чем больше человек подчиняет себе природу, тем больше он от нее зависит. Из этой усиливающейся зависимости на горизонте просматриваются мысли о грядущих экологических проблемах. Человек на протяжении развития отношений между природой и обществом относился к природе главным образом как кладовке нужных материалов и материальных благ. Но остро вопрос о регенерации природы встал в нашем веке. Так к примеру 1/5 мирового океана покрыта нефтяной пленкой, появляются последствия катастрофы в Чернобыле.

studfiles.net

Соотношение общества и природы. — Ответы на экзамен по Философии

Арендный блок

Общество как социальный организм взаимодействует с окружающей его природной средой. Основой этого взаимодействия является обмен веществ с природной средой, потребление природных продуктов, воздействие на природу. Природа также воздействует на общество, предоставляя ему благоприятные или неблагоприятные условия для функционирования и развития

Отношение к природе как более низкому, чем все, что сотворено человеком, ставило человека в позицию покорителя природы. Сегодня осознается неразрывная связь природы и общества, которая носит взаимный характер. Человек и общество происходят из природы и не могут развиваться вне природы, в отрыве от нее. Но в то же время человек является высшей ступенью развития живой природы, ему присуще и качественно новое, особое явление – социальные свойства, вырастающие из взаимодействия людей друг с другом.

Природа и общество – это две формы проявления единой реальности, которым в человеческом знании соответствуют две основные области естествознание и обществознание. Научное разграничение указанных понятий позволяет правильно понять двуединую – природно—социальную, биосоциальную основу человека и общества, не допуская как игнорирования природных начал в человеке и обществе, так и отрицания ведущей, решающей роли социального в этом единстве.

Исторический опыт свидетельствует о том, что всякие попытки строить социально—экономические проекты без учета и тем более вопреки естественным, природным потребностям людей и общества неизменно заканчивались неудачей. Говоря об обособлении общества от природы обычно имеют в виду его качественную специфику, но не оторванность от природы и процессов ее естественного развития. Невозможно анализировать общество, не принимая во внимание его взаимодействие с природой, поскольку оно живет в природе. Но в силу нарастания степени воздействия общества на природу происходит расширение рамок естественной среды обитания и ускорение некоторых природных процессов: накапливаются новые свойства, все более отдаляющие ее от девственного состояния. Если лишить естественную среду ее свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать.

ifreestore.net

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *