Система органов строение органов функции: Органы. Системы органов. Организм — урок. Биология, Человек (8 класс).

Содержание

Основные системы органов человека — названия, функции и иллюстрация — Природа Мира

Время чтения 4 мин.Просмотры 802Обновлено

Человеческое тело, которое представляет вашу физическую структуру, должно выполнять множество задач, чтобы поддерживать жизнь и работоспособность своего владельца. В каждый момент времени ваше сердце и легкие работают, и множество других процессов происходит внутри вас, даже когда вы спите. Некоторые из них вы можете чувствовать, но не контролировать, например, пищеварение; другие навсегда ускользнут от вашего сознательного обнаружения.

Многие части тела принято разделять на системы, сгруппированные в основном на их функциях. В некоторых случаях это разделение позволяет хорошо локализовать системы организма; в других они анатомически рассредоточены по всему телу.

Системы органов человека и их функции

Иллюстрация органов и систем органов человека. Изображение: https://www.yaklass.ru

Сегодня большинство источников выделяют 11 систем органов человека, которые выполняют различную работу в нашем организме.

Сердечно-сосудистая система

Сердце и кровеносные сосуды обеспечивают непрерывную циркуляцию крови по организму, осуществляя доставку кислорода и питательных веществ к остальным частям тела, а также собирая продукты жизнедеятельности для их выведения из организма другими системами. Читать подробнее: Сердечно-сосудистая система человека.

Дыхательная система

Легкие позволяют нам вдыхать и выдыхать воздух для обмена газов между кровью и легочным пространством глубоко внутри самих легких. Углекислый газ, образующийся в процессе обмена веществ, «удаляется», тогда как кислород из атмосферы «доставляется» к эритроцитам. Читать подробнее: Дыхательная система человека.

Скелетная система

Кости, хрящи и связки выполняют структурную поддержку для всех органов и тканей тела. Эта система обеспечивает функцию защиты жизненно важных органов и позволяет организму передвигаться. Костный мозг внутри длинных костей вырабатывает иммунные клетки. Скелетная система вместе с мышечной системой формирует опорно-двигательную систему (опорно-двигательный аппарат).

Мышечная система

Мышцы бывают трех основных типов:

  • Скелетные мышцы двигают вас и выполняют другие функции, когда вы добровольно сокращаете их.
  • Гладкая мускулатура действует непроизвольно. Она находится в стенках сосудов и внутренних органов, таких как кишечник, мочевой пузырь, дыхательные пути, выделительные и половые органы.
  • Сердечная мышца — это особый вид мышц, который формирует наше сердце. Она непрерывно сокращается на протяжении всей жизни, осуществляя циркуляцию крови по сосудам и транспортировку жизненно важных веществ к тканям. Сокращение сердечной мышцы происходит самопроизвольно, а вегетативная нервная система лишь регулирует её работу.

Покровная система

Включает кожу, волосы и ногти. Этот физический барьер защищает от патогенов, регулирует уровень влажности в организме и поддерживает постоянную температуру тела. Кожа и другие части покровной системы работают рука об руку с иммунной системой организма, защищая нас от вирусов и бактерий. Иногда иммунная система указывается отдельно от покровной системы.

Пищеварительная система

Помогает расщеплять съеденную нами пищу на простые молекулы, из которых клетки организма могут получать энергию. Читать подробнее: Пищеварительная система человека.

Нервная система

Ваш головной мозг, спинной мозг и множество периферических нервов составляют нервную систему, которая отвечает за сбор, обработку и передачу информации, а также вместе с эндокринной системой выполняет координированную регуляцию работы всех систем организма и реагирует на изменение условий внутренней и внешней среды. Читать подробнее: Нервная система человека.

Эндокринная система

Эта система регулирует внутреннюю среду организма за счет распределения химических веществ (гормонов), которые действуют на определенные рецепторы по всему телу. Поджелудочная железа, гипофиз и щитовидная железа являются частью эндокринной системы.

Экскреторная / выделительная система

Ваши почки помогают устранять отходы, фильтруя кровь, поддерживают стабильный кислотно-щелочной баланс крови и регулируют количество жидкости в организме с помощью электролитов и других растворенных веществ. Читать подробнее: Мочевыделительная система человека.

Лимфатическая система

Лимфатическая система — это часть иммунной системы. Она также поддерживает баланс жидкости и играет роль в усвоении жиров и жирорастворимых питательных веществ. Лимфатическая система включает обширную сеть сосудов, которая проходит почти через все наши ткани, обеспечивая движение жидкости, называемой лимфой. Лимфа циркулирует по телу подобно крови. В теле человека около 600 лимфатических узлов, которые набухают в ответ на инфекцию из-за скопления лимфатической жидкости, бактерий или других патогенов и клеток иммунной системы.

Репродуктивная система

Отвечает за выработку гамет или половых клеток (семенники (яички) у мужчин, яичники у женщин), которые участвуют в оплодотворении и передаче генов следующему поколению. Мужская репродуктивная система включает в себя пенис и яички, которые производят сперму. Женская репродуктивная система включает влагалище, матку и яичники, производящие яйцеклетки. Во время зачатия сперматозоид сливается с яйцеклеткой, создавая оплодотворенную яйцеклетку, которая имплантируется и растет в матке женщины. Читать подробнее: Репродуктивная (половая) система человека.

Гугломаг

Спрашивай! Не стесняйся!

Задать вопрос

Мне нравитсяНе нравится

Не все нашли? Используйте поиск по сайту ↓

Органы. Системы органов. | Биология

Организм человека состоит из органов. Сердце, легкие, почки, рука, глаз – все это органы, т. е. части организма, выполняющие определенные функции.

Орган имеет свою, только ему свойственную форму и положение в организме. Форма руки отличается от формы ноги, сердце не похоже на легкие или желудок. В зависимости от выполняемых функций разным бывает и строение органа. Обычно орган состоит из нескольких тканей, нередко из 4-х основных. Одна из них играет первостепенную роль. Так, преобладающая ткань кости – костная, главная ткань железы – эпителиальная, главная ткань мускула – мышечная. В то же время в каждом органе есть соединительная нервная и эпителиальная ткань (кровеносные сосуды).

Орган является частью целого организма и поэтому вне организма работать не может. В то же время организм способен обходиться без некоторых органов. Об этом свидетельствуют хирургические удаления конечности, глаза, зубов. Каждый из органов является составной частью более сложной физиологической системы органов. Жизнь организма обеспечивается взаимодействием большого числа разных органов. Органы, объединенные определенной физиологической функцией, составляют физиологическую систему. Различают следующие физиологические системы: покровную, систему опоры и движения, пищеварительную, кровеносную, дыхательную, выделительную, половую, эндокринную, нервную.

Основные системы органов

Покровная система

Строение – кожа и слизистые оболочки. Функции – предохраняют от внешних воздействий высыхания, колебаний температуры, повреждений, проникновения в организм различных возбудителей болезни и ядовитых веществ.

Система опоры и движения

Строение – представлена большим числом костей и мышц; кости, соединяясь между собой, образуют скелет соответствующих частей тела.
Функции – опорная функция; скелет выполняет и защитную функцию, ограничивая полости, занятые внутренними органами. Скелет и мышцы обеспечивают движение тела.

Пищеварительная система

Строение – включает органы ротовой полости (язык, зубы, слюнные железы, глотку, пищевод, желудок, кишечник, печень, поджелудочную железу).
Функции – в органах пищеварения пища измельчается, смачивается слюной, на нее воздействуют желудочный и другие пищеварительные соки. В результате образуются необходимые организму питательные вещества. Они всасываются в кишечнике и доставляются кровью ко всем тканям и клеткам организма.

Кровеносная система

Строение – состоит из сердца и кровеносных сосудов.
Функции – сердце со своими сокращениями проталкивает кровь по сосудам к органам и тканям, где происходит непрерывный обмен веществ. Благодаря такому обмену клетки получают кислород и другие необходимые вещества и освобождаются от ненужных веществ, таких как углекислый газ и продукты распада.

Дыхательная система

Строение – носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, легкие.
Функции – участвует в обеспечении организма кислородом и в освобождении его от углекислого газа.

Выделительная система

Строение – основными органами этой системы являются почки, есть мочеточники, мочевой пузырь.
Функции – выполняет функцию удаления жидких продуктов обмена веществ.

Половая система

Строение – мужские половые органы (семенники), женские половые железы (яичники). В матке происходит развитие плода.
Функции – выполняет функцию размножения, здесь формируются половые клетки.

Эндокринная система

Строение – различные железы внутренней секреции. Например, щитовидная железа, гипофиз, поджелудочная железа.
Функции – каждая железа вырабатывает и выделяет в кровь особые химические вещества. Эти вещества участвуют в регуляции функций всех клеток и тканей организма.

Нервная система

Строение – рецепторы, нервы, головной и спинной мозг.
Функции – объединяет все другие системы, регулирует и согласовывает их деятельность. Благодаря нервной системе осуществляется психическая деятельность человека, его поведение.

Схема построения организма

Молекулы  — клеточные органоиды  — клетки  — ткани  — органы  — системы органов — организм

Таблица «Системы органов человека» (для учащихся 8 классов)

МКОУ «Новокаякентская СОШ»

с. Новокаякент

Каякентский район Республика Дагестан

Таблица «Системы органов человека»

(для учащихся 8 классов)

Автор: учитель биологии

МКОУ «Новокаякентская СОШ»

Умалатова Равганият Бийбулатовна

с.Новокаякент

2017 г.

Пояснительная записка.

Данная таблица «Системы органов человека» рекомендуется для учащихся

8 класса. Материал можно использовать при прохождении темы «Органы. Системы органов. Организм» в 8 классах. Таблица включает изображения систем органов и аппаратов, строения составляющие органы и функции.

В таблице отражены: скелетная, мышечная, дыхательная, выделительная, пищеварительная, нервная, кровеносная и половая системы, опорно — двигательный и эндокринный аппарат.

Задачи: ознакомление учащихся с системами органов и аппаратами, составляющими их органами и функциями.

Таблица «Системы органов человека»

Системы

органов

Изображения

Строение, составляющие органы

Функции

Скелетная

система


-состоит из костей.

-поддерживает тело;
-служит местом; прикрепления мышц;

-выполняет защитную функцию.

Мышечная

система


-образована скелетными мышцами.

-приводит движение части скелета.

Мочевы-

делительная система


-почки;

-мочеточники;

-мочевой пузырь;

-мочеиспускательный канал.

-выделение из организма жидких продуктов обмена.

Дыхательная

система


— носовая полость;

-носоглотка;

-гортань;

-трахея;

-бронхи;

-легкие.

-обеспечивает поступление в организм кислорода и выделение из организма продуктов обмена веществ.

Пищеварительная система


-ротовая полость;

-глотка;

-пищевод;

-желудок;

-кишечник;

-печень;

-поджелудочная железа.

-превращает пищу в доступное для

усвоения организмом питательные вещества.

Кровеносная

система


-сердце;

-сосуды.

-обеспечивает движение крови, которая доставляет к органам кислород и питательные вещества и удаляет из них продукты распада продукты обмена веществ.

Нервная

система


-головной мозг;

— спинной мозг;

-нервы.

-регулирует

жизнедеятельность тканей, органов и их систем;

-объединяет

организм в единое целое; -осуществляет

взаимосвязь организма с внешней средой и приспособление его к меняющимся условиям среды;

— определяет психическую деятельность человека как основа его социального существования.

Половая

система


-яичники;

— яички;

-производство гамет и половых гормонов;

-обеспечивает продолжение рода.

Опорно-двигательный аппарат


-скелетная система;

-мышечная система.

— способствует движению человека;

-обеспечивает фиксирование внутренних органов, мышц, сухожилий и связок;

— участвует в обменных процессах, обеспечивает постоянный состав крови.

Эндокринный аппарат


-железы внутренней секреции.

-вырабатывают активные вещества;

-влияют на обмен веществ в организме;

-обеспечивает сохранение гомеостаза организма при меняющихся условиях внешней среды.

Источники информации:

1.Биология.8 класс. Человек: Учеб. Для общеобразовательных учреждений / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – 6 –е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2004.- 216 с

2.https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/1039/0001bde8-f0180cdb/3/hello_html_m407d546d.jpg

3.http://clipart-library.com/img1/1047580.jpg

4.https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/114d/0001befc-3764f029/hello_html_33c5daed.gif

5.http://900igr.net/datai/biologija/Znachenie-i-stroenie-organov-dykhanija/0009-006-Stroenie-trakhei.jpg

6.https://koshik.com.ua/upload/items/l_cat_2_1173294-1443090612.jpg

7.https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/1039/0001bde8-f0180cdb/3/hello_html_m4db78636.gif

8.http://mypresentation.ru/documents/1ce208afbc38ce4e0807343876a20a93/img8.jpg

9.https://r.mtdata.ru/r480x-/u8/photo6717/20092745009-0/original.jpeg

10.https://st.depositphotos.com/1028575/1286/i/950/depositphotos_12861961-stock-photo-male-muscular-skeleton-split-rear.jpg

11.http://static.wixstatic.com/media/a26b29_21586d377dcd4bc787745940c23802fc.jpg

Системы органов — Сонина, Сапина 8 класс (ответы)

30. Запишите определение.

Система органов — совокупность органов человека, объединенных пространственно, имеющих общий план строения, общее происхождение и выполняющих единые функции.


31. Заполните таблицу.

СИСТЕМЫ ОРГАНОВ: СОСТАВ И ФУНКЦИИ.

Система органовОрганы, ее составляющиеФункции
Скелетная кости
поддрежание тела, место прикрпления мышц
Мышечная образованна скелетными мышцами, которые могут сокращаться приводит в движение кости скелета
Кровеносная состоит из сердца и сосудов жоставляет питательные вещества и кислород к органам, отводит углекислый газ от органов
Дыхательная носовая полость, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие обеспечивает поступление в организм кислорода
Пищеварительная ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень, поджелудочная железа пища переваривается в доступную для усвоения организмом форму
Мочевыделительная почки, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал происходит выделение из организма жидких продуктов обмена
Половая мужские — семенники, женские — яичники обеспечивает продолжение рода
Нервная головной и спинной мозг, нервы координирует работу всех органов

32. Объясните, в чем разница между системой органов и аппаратом органов? Какие аппараты органов выделяют в теле человека?

Система органов — это совокупность однородных органов, сходных по своему общему строению, функции и развитию. Это морфологическое и функциональное объединение органов, т. е. органов, имеющих общий план строения, общее происхождение и связанных друг с другом анатомически и топографически.

Например, костная система есть совокупность костей, имеющих однородное строение, функцию и развитие. То же можно сказать про мышечную, сосудистую или нервную систему.
Органы пищеварения, на первый взгляд, отличаются друг от друга, но все они имеют общее происхождение (эпителий большей части пищеварительного тракта, включая печень и поджелудочную железу, является производным энтодермы), общий план строения (3 слоя в стенке пищеварительной трубки) и общую функцию; все они связаны между собой анатомически и близки топографически. Поэтому органы пищеварения также составляют систему.

Отдельные органы и системы органов, имеющие неодинаковое строение и развитие, могут объединяться для выполнения общей функции. Такие функциональные объединения разнородных органов называют аппаратом. Например, аппарат движения включает костную систему, соединения костей и мышечную систему. Аппаратом также называют и отдельные мелкие структуры органов, имеющие определенное функциональное значение, как бы значение приборов, например воспринимающий аппарат нервной клетки (рецептор).


33. Расмотрите рисунок. Определите представленные системы органов. Напишите их названия.

1. Дыхательная.

2. Кровеносная.

3. Пищеварительная.

4. Нервная.


34. Рассмотрите риснуок, изображающий внутренние органы человека. Определите представленные органы грудной и брюшной полостей. Напишите их названия.

1. Сердце.

2. Легкие.

3. Диафрагма.

4. Желудок.

5. Тонкая кишка.

6. Аппендикс.

7. Толстая кишка.

8. Желчный пузырь.

9. Печень.

10. Трахея.

11. Щитовидная железа.


35. Выполните практическую работу «Распознавние органов и систем органов человека2.

1. Рассмотрите таблицы или муляжи, выданные вам учителем.

2. Определите, какие системы органов изображены на этих таблицах или представлены в виде муляжей. Обоснуйте свой ответ.

Выполняется самостоятельно.

Основные системы органов членистоногих

1.      Нервная система состоит из узлов-ганглиев, надглоточных и подглоточных, которые связаны в окружающее пищевод окологлоточное кольцо с помощью нервных тяжей. Вдоль тела пролегает брюшная нервная цепочка, причем нервные узлы сливаются в головном, грудном и брюшном отделах.

2.      Кровеносная система незамкнутая. В ходе эволюции членистоногие приобрели сердце, самостоятельный пульсирующий орган. Из него гемолимфа по сосудам выходит в полость тела и перемешивается с полостной жидкостью.

3.      Пищеварительная система начинается с ротового аппарата, имеющим сложное строение. Далее идут три отдела: передняя кишка с желудком (собственно, расширение кишки), средняя и задняя кишка. С перечисленными отделами пищеварительного тракта связаны определенные железы. В желудке находятся хитиновые «терки», помогающие измельчать крупные фрагменты пищи. Отметим, что внутренняя выстилка кишечника тоже сходит во время линьки.

4.      Дыхательная система может быть трех разных типов: у водных ракообразных жаберная, у наземных насекомых и паукообразных легочная или трахейная.

5.      У представителей разных классов имеются различия в строении выделительных органов. Так, у ракообразных в основаниях усиков возникла пара «зеленых желез», паукообразные и насекомые обзавелись мальпигиевыми сосудами, а ряд насекомых приобрел еще и бесформенное жировое тело.

6.      Членистоногие раздельнополые с внутренним типом оплодотворения. Развитие может идти как прямым путем, так и непрямым, с метаморфозом. Широко представлен половой диморфизм — например, пауки-самцы зачастую субтильнее самок, потому и безнаказанно поедаются самками после оплодотворения.

Хочешь сдать экзамен на отлично? Жми сюда — мастер класс по биологии

Внутреннее строение насекомых | справочник Пестициды.ru

Общий план строения. Полость тела

Органы насекомых располагаются в полости тела – его внутреннем пространстве, которое делится по уровню на три отдела, или синуса. Это разделение возможно благодаря наличию в полости горизонтальных перегородок (диафрагм).

Верхняя, или дорсальная диафрагма отграничивает перикардиальный отдел, внутри которого находится спинной сосуд (сердце и аорта). Нижняя диафрагма отделяет пространство перинейрального синуса; в нем лежит брюшная нервная цепочка. Между диафрагмами находится самый широкий висцеральный (внутренностный) отдел, в котором лежат пищеварительная, выделительная, половая система и структуры жирового тела. Элементы дыхательной системы встречаются во всех трех отделах.[1]

Общий план строения насекомых на примере таракана

Общий план строения насекомых на примере таракана


1- пищевод, 2 — резервуар слюнной железы,

3 — слюнная железа, 4 — зоб, 5 — мышечный желудок,

6 — слепые отростки, 7 — средняя кишка, 8 — прямая кишка, 9 — брюшная нервная цепочка, 10 — трахеи, 11 — дыхальца, 12 —  семенник, 13 — семяпроводы,

14 — придаточные железы, 15 — мальпигиевы сосуды

Использовано изображение:[7]

Каждый орган в теле насекомого имеет особое, строго определенное расположение относительно других структур; типичный вид органокомплекса можно продемонстрировать на примере схематического внутреннего строения таракана (см. фото).[1] Посистемное внутреннее строение насекомых описано ниже.

В теле насекомых до 2 000 мышц, таким образом, их количество может в 3,5 раза превышать число мускулов в организме человека. Мышечные пучки располагаются в стенках внутренних органов (висцеральные) либо прикрепляются к элементам наружного скелета (к внутренней поверхности склеритов). В последнем случае они называются скелетными. Скелетные мышцы делятся по своему расположению на головную, грудную и брюшную группы. В области прикрепления мышц к кутикуле последняя имеет гребни, бугорки и прочие выступающие внутрь тела элементы – аподемы.[3][4]

Каждая мышца представляет собой совокупность мышечных волокон, а каждое волокно – это клетка определенного строения. Внутри нее находится несколько ядер, цитоплазма, большое количество митохондрий («энергетических станций», благодаря которым возможна работа мышц) и нити специальных сократительных белков (актомиозина).[4][1]

В области прикрепления к кутикуле мембраны мышечных клеток срастаются с гиподермой, там же от мышц отходят прочные тонкие нити – тонофибриллы, являющиеся у насекомых некоторым аналогом сухожилий.[1]

Муравей – одно из самых сильных насекомых

Муравей – одно из самых сильных насекомых


Использовано изображение:[14]

В мышечной ткани насекомых с очень высокой скоростью происходит обмен веществ. Кроме того, у них есть особенности нервно-мышечной связи: у некоторых в ответ на поступление к мышце одного импульса она может сокращаться несколько раз! Подобный механизм особенно часто реализуется у летающих видов, представители которых могут делать до 1000 взмахов крыльев в 1 секунду.[3] Благодаря этим особенностям насекомые могут длительное время выполнять физическую работу, отличаются большой силой мышц (в «своих» масштабах) и медленно утомляются.

Пищеварительная система насекомых представляет собой кишечный канал, начинающийся на переднем конце тела ротовым отверстием и заканчивающийся на задней части брюшка анальным отверстием. Кроме того, к пищеварительной системе относят железы, которые открывают свои протоки в различные отделы кишечного канала.[6][4]

Строение пищеварительной системы насекомых

Строение пищеварительной системы насекомых


1 — слюнные железы, 2 — пищевод, 3 — зоб,

4 — пилорические придатки, 5 — средняя кишка,

6 — мальпигиевы сосуды, 7 — задняя кишка,

8 — прямая кишка

Использовано изображение:[3]

В структуре канала выделяют три отдела:

. Включает глотку с впадающими в нее протоками слюнных желез, пищевод с имеющимся в нем расширением (зобом). Зоб переходит в провентрикулус, или мышечный желудок. Изнутри он покрыт «щеткой» из плотных зубцов, а в его стенке находятся мощные мышечные волокна. Все это позволяет провентрикулусу осуществлять механическую функцию: дополнительно измельчать и перемешивать проглоченный питательный субстрат.

У некоторых в передней кишке и на границе ее расположения со средней имеются выпячивания – дивертикулы или пилорические выросты. Зоб и выросты служат резервуарами для хранения пищи, там она обрабатывается ферментами.[6][4]

. Отделяется от выше лежащего отдела специальным сужением – кардиальным клапаном. Внутри средней кишки, которая обычно представлена в виде вытянутой трубки, находится очень важная структура – перитрофическая мембрана, состоящая из фибриллярных и белково-хитиновых элементов. Мембрана обволакивает поступающие порции субстрата и участвует в переваривании пищи и усвоении минеральных и других компонентов. . Ниже пилорического клапана, расположенного в нижней части среднего отдела, расположены структуры задней кишки. На ее уровне в кишечный канал обычно открываются мальпигиевы сосуды – элементы выделительной системы. Задняя кишка разделяется на две части – тонкую и прямую кишку, которые также разграничены между собой клапаном (ректальным). Кроме того, в стенках задней кишки располагаются ректальные железы, всасывающие воду.[6][4](фото)

Данная схема является универсальной, однако насекомые, которые питаются разными субстратами (твердыми и жидкими, растительными и животными), могут иметь свои особенности строения пищеварительной системы. Подробнее – в этой статье.

Пустынная саранча – рекордсмен по количеству мальпигиевых сосудов

Пустынная саранча – рекордсмен по количеству мальпигиевых сосудов


Использовано изображение:[13]

Главными органами выделительной системы у насекомых являются мальпигиевы сосуды. Это трубкообразные структуры, слепые концы которых оканчиваются в полости тела и омываются гемолимфой, а базальные части соединяются с кишечным каналом, как это показано на фото к предыдущему разделу. Сосуды захватывают из гемолимфы конечные продукты обмена веществ (в основном белкового обмена, главным образом мочевая кислота) и выводят их в кишку, откуда они потом с экскрементами выводятся наружу.

Число мальпигиевых сосудов может быть от 1 до 250, а порой и больше. Больше всего их у пустынной саранчи.[4][5](фото)

Кроме того, функцию выведения из организма балластных веществ, метаболитов и ядов выполняют и другие органы, напрямую не относящиеся к выделительной системе. Это трахеи, избавляющие организм насекомого от летучих соединений, и железы. Также стоит упомянуть, что жировое тело и кутикула могут депонировать некоторые соединения в своих структурах.[4][5]

Орган свечения у светлячка

Орган свечения у светлячка


Использовано изображение:[12]

Жировым телом называется субстанция, находящаяся между органами. Условно его можно отнести к органам выделительной системы («почкам накопления»),[3] однако оно не только накапливает метаболиты, но и выполняет множество других функций, что также создает ему сходство с «нашей» печенью и жировой тканью.

Жировое тело имеет цвет от белого до ярко-оранжевого, в наибольшем объеме располагается в брюшке. Оно накапливает запасные питательные вещества в виде гликогена или жира, в нем происходят процессы обезвреживания ядов (в том числе инсектицидов) и продуктов обмена веществ, а у некоторых насекомых в жировом теле находятся особые клетки, формирующие органы свечения.[1][4](фото)

Кровеносная система у насекомых не замкнутая, то есть их кровь (гемолимфа) циркулирует не по закрытой сети сосудов, а частично протекает в полости тела между органами. Сосудистая часть кровеносной системы образована так называемым спинным сосудом, который делится на две части: сердце и аорту.[1][4]

Выделение гемолимфы как защитный механизм

Выделение гемолимфы как защитный механизм


Г – гемолимфа

Использовано изображение:[9][10]

Сердце располагается у насекомых в брюшке, имеет удлиненную форму, состоит из 1-7 камер, по бокам в нем имеются отверстия (устьица, ости) через которые орган, сокращаясь, засасывает внутрь себя гемолимфу и перекачивает ее в аорту.

Аорта расположена в грудном отделе, в ней нет камер и отверстий, она проводит кровь в направлении к голове. В последней никаких сосудов уже нет, гемолимфа изливается в ее полость, а потом под действием отрицательного давления постепенно опять перемещается к заднему концу тела, где вновь засасывается в сердце. [1][4]

В основании ног и усиков также имеются дополнительные образования, напоминающие сердца и обладающие самостоятельной сократительной активностью. Благодаря их наличию кровь может циркулировать и в придатках тела.[1][4]

Что касается гемолимфы, то это – прозрачная (желтоватая, зеленоватая, бурая, реже другого оттенка) жидкость, которая разносит по телу питательные вещества и собирает из клеток продукты обмена веществ, которые затем фильтруются мальпигиевыми сосудами и выводятся из организма. Дыхательной функции, как у животных, кровь насекомых не имеет, что связано с особенностями строения органов дыхания, о которых мы поговорим чуть ниже. Зато у ряда насекомых она выполняет дополнительные задачи. К примеру, некоторые жуки, защищаясь от врагов, выделяют капли гемолимфы, содержащей раздражающие вещества, из области ротовых органов или сгибов конечностей.[1][4](фото)

Строение дыхательной системы

Строение дыхательной системы


1 – трахейные стволы, 2 – стигмы

Использовано изображение:[8]

Дыхательная система

Дыхание насекомых осуществляется атмосферным воздухом, притом кислород доставляется к клеткам и тканям непосредственно из окружающей среды. Это возможно благодаря особому строению трахейной системы – совокупности проводящих воздух внутренних трубочек, начинающихся от боковых частей груди и брюшка отверстиями – дыхальцами.[4][5](фото)

От дыхалец внутрь тела идут более или менее прямые короткие стволики, которые впадают в основные трахейные стволы, лежащие продольно справа и слева. Иногда помимо основных у насекомых также бывают добавочные трахеальные стволы, одна пара или более. От них на уровне каждого сегмента вглубь отходят более мелкие трахеи.[4][5]

К спинному сосуду и другим дорсально расположенным структурам направляется дорсальная ветвь, к органам пищеварительной и половой систем идет висцеральная ветвь, а к вентрально расположенным образованиям – вентральная.[4][5]

Трахеи многократно ветвятся и оканчиваются трахеолами – самыми маленькими по диаметру трубочками, диаметр которых не превышает 1 мм. Они оплетают клетки и группы клеток, в результате чего те получают возможность путем диффузии извлекать через тонкие контактирующие мембраны кислород.[4][5]

Нервная система

Она имеет очень сложное строение, но все ее компоненты состоят из одинаковых функциональных единиц – нервных клеток, или нейронов. Каждый нейрон содержит три части: тело, дендриты (многочисленные отростки, по которым клетка получает импульсы) и аксон (один отросток, по которым клетка сама передает импульсы к другим нейронам, а также рабочим органам – мышцам, железам).[2][1][4]

Строение нервной системы у разных насекомых

Строение нервной системы у разных насекомых


1 – у жука-краснокрыла (рассеянная нервная цепочка),

2 – у жука-вертячки (часть ганглиев цепочки слиты),

3 – у мухи (все ганглии нервной цепочки объединены).

Использовано изображение:[8]

Макростроение нервной системы можно представить таким образом:

(головной мозг и брюшная нервная цепочка) – состоит из ганглиев, внутри которых находятся многочисленные ассоциативные центры, контролирует работу всех органов и тканей тела насекомого;[2][1][4] – представлена чувствительными и двигательными нервами, которые идут от центральной нервной системы к органам и тканям и наоборот; – совокупность отдельно лежащих ганглиев и нервов, которые участвуют в управлении работой внутренних органов и особенно эндокринных желез.

Особого внимания среди этих структур заслуживают головной мозг и нервная цепочка.[2][1][4]

Мозг насекомых состоит из трех отделов – протоцеребрум, дейтоцеребрум и тритоцеребрум. Тритоцеребрум имеет самое простое строение, он расположен сразу кпереди от брюшной нервной цепочки, управляет движениями верхней губы и мышц угла рта, имеет связь с симпатической нервной системой.[2][1][4]

Дейтоцеребрум лежит впереди от тритоцеребрума, координирует работу усиков.

Протоцеребрум, или первичный мозг, имеет самое сложное строение, включает ряд отдельных анатомических структур, обладающих многочисленными функциями и неодинаково выраженных у представителей различных таксонов (зрительные доли, грибовидные тела, протоцеребральный мост, протоцеребральные лопасти и т.д.). Именно этот отдел отвечает за анализ информации, в нем формируются рефлексы и так далее. В конечном итоге протоцеребрум не только управляет работой всех органов, но и служит местом формированияповедения насекомых.[2][1][4]

Брюшная нервная цепочка – парная цепь ганглиев, лежащая вдоль тела на протяжении грудного и брюшного отдела. Каждая пара принимает чувствительные нервы и отдает двигательные нервы в пределах соответствующего сегмента тела. Иногда два или более ганглиев соединяются между собой, сливаясь в единое образование. В крайних случаях, например у мух, все ганглии брюшной нервной цепочки вообще собраны в одну массу, от которой к органам и тканям направляются нервы.[2][1][4](фото)

Пример расположения органов чувств на голове пчелы

Пример расположения органов чувств на голове пчелы


1 – органы осязания, 2 – органы зрения,

3 – органы обоняния и слуха, 4 – органы вкуса

Использовано изображение:[11]

Органы чувств – это производные нервной системы, которые содержат чувствительные окончания разных типов. У насекомых имеются:

  1. Органы осязания – механорецепторы, расположенные в кутикуле по всему телу.
  2. Органы зрения, представленные сложными фасеточными глазами, простыми глазками или личиночными глазками.
  3. Органы слуха: располагаются на разных частых тела, обычно представлены так называемыми тимпанальными органами. Некоторые насекомые также слышат хордотональными органами, джонстоновым органом или специальными слуховыми волосками.
  4. Органы вкуса: находятся на ротовых органах, реже на лапках и брюшке.
  5. Органы обоняния: как правило, располагаются на усиках, представлены видоизмененными участками кутикулы. Вкус и обоняние работают совместно, так что их объединяют под определением «органы химического чувства».
  6. Особый орган чувств, который определяет состояние внутренней среды организма насекомых, изучен мало.[2][6]
Близкие статьи

 


Ссылки

Раздел: Строение насекомых

Тема: Внутреннее строение насекомых

Статья составлена с использованием следующих материалов:

Литературные источники:

1.

Бей-Биенко Г.Я. Общая энтомология. — 3-е издание., доп.— М.: Высш.школа, 1980. — 416 с.,ил.

2.

Бондаренко Н.В., Поспелов С.М., Персов М.П. — Общая и сельскохозяйственная энтомология. — М.: Колос, 1983.-416 с.

3.

Догель В.А. Зоология беспозвоночных. /Под ред. проф. Полянского Ю. И. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш.школа., 1981. – 606 с., ил.  

4.

Захваткин Ю.А., Курс общей энтомологии, Москва, «Колос», 2001 — 376 с.

5.

Росс Г., Росс Ч., Росс Д. Энтомология. — М., Мир, 1985. -572 с.

6.

Шванвич Б.Н. Курс общей энтомологии. — М.Л. Советская наука. 1949.—900 с., ил.

Изображения (переработаны):

7.

Бей-Биенко Г.Я. Общая энтомология. – 3-е издание., доп.— М.: Высш.школа, 1980. – 416 с., Иллюстрации из книги ©

8.

Догель В.А. Зоология беспозвоночных. /Под ред. проф. Полянского Ю. И. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш.школа., 1981. – 606 с., Иллюстрации из книги ©

9.10.11.12.13.

Locust, by  Roberto Verzo, по лицензии CC BY

14. Свернуть Список всех источников

Урок 7. Органы. Системы органов.

Задачи:

1. Изучить понятия  «органы» и «системы органов» и их функции;

2. Научиться распределять органы человека по системам;

3. Научиться распознавать органы и системы органов на рисунках.

ОРГАНЫ. Ткани образуют органы. Сердце, почки, желудок, глаза, лёгкие – всё это органы нашего тела. Все органы тела по расположению можно разделить на наружные и внутренние. Внутренние органы — органы, расположенные в полостях тела.

Орган – это часть тела, имеющая определённую форму и строение, занимающая в организме определённое место и выполняющая определённую функцию. Обычно в образовании органа принимают участие все виды тканей, но одна из них всегда является главной, «рабочей». Например, для головного мозга главной является нервная ткань, для кожи – эпителиальная, для мышц – мышечная. Все остальные ткани выполняют вспомогательные функции.


Жизнедеятельность организма обеспечивается работой и взаимодействием различных органов, которые составляют системы органов.

СИСТЕМЫ ОРГАНОВ.

Нормальную жизнедеятельность нашего организма обеспечивает множество органов. Существуют и функционируют они совместно, а не по отдельности, т. е. все органы объединены в системы органов.

Системой органов называют группу анатомически связанных между собой органов, имеющих общее происхождение и единый план строения и выполняющих общую функцию.

В организме выделяют несколько систем органов

 

Скелетная система состоит из костей и их соединений. Скелет поддерживает тело, служит местом крепления мышц, выполняет защитную функцию.

Мышечная система образована скелетными мышцами, которые, сокращаясь, приводят в движение кости скелета, благодаря чему мы можем перемещаться в пространстве.

Через мочевыделительную систему происходит выделение из организма жидких продуктов обмена. К ней относятся почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.

Кровеносная система состоит из сердца и сосудов, по которым течёт кровь, доставляющая питательные вещества всем органам нашего тела и удаляющая из них продукты обмена веществ.

Дыхательная система обеспечивает поступление в организм кислорода и выделение углекислого газа, паров воды. К ней относятся носовая полость, глотка, гортань, трахея, бронхи, лёгкие.

В пищеварительной системе пища превращается в доступные для усвоения организмом питательные вещества. Эта система состоит из ротовой полости с её органами, глотки, пищевода, желудка, кишечника, печени, поджелудочной железы.

Половая система обеспечивает продолжение рода. Основными половыми органами мужчины являются семенники, женщины – яичники.

Нервная система координирует работу всех органов нашего тела. Она состоит из головного и спинного мозга и нервов.

Эндокринная система объединяет различные железы внутренней секреции, вырабатывающие активные соединения, влияющие на обмен веществ в организме.

В теле человека выделяют также и аппараты органов. В аппарате органы или имеют различное строение и происхождение, но связаны выполнением общей функции (опорно-двигательный аппарат), или выполняют различные задачи, но имеют общее происхождение (мочеполовой аппарат). Например, к опорно-двигательному аппарату относят костную и мышечную системы.

Живой организм, состоящий из множества органов, объединённых в системы и аппараты, существует и функционирует как единое целое.

Проверьте свои знания

10.4: Человеческие органы и системы органов

Человеческие органы

Орган — это совокупность тканей, объединенных в структурную единицу для выполнения общей функции. Органы существуют у большинства многоклеточных организмов, включая не только людей и других животных, но и растения. У одноклеточных организмов, таких как бактерии, функциональным эквивалентом органа является органелла.

Ткани органов

Хотя органы состоят из нескольких типов тканей, многие органы состоят из основной ткани, которая связана с основной функцией органа, и других тканей, которые играют вспомогательные роли.Основная ткань может быть уникальной для этого конкретного органа. Например, основной тканью сердца является сердечная мышца, которая выполняет основную функцию сердца — перекачивание крови и находится только в сердце. Сердце также включает нервную и соединительную ткани, которые необходимы ему для выполнения своей основной функции. Например, нервные ткани контролируют сердцебиение, а соединительные ткани образуют сердечные клапаны, благодаря которым кровь течет через сердце только в одном направлении.

Жизненно важные органы

Человеческое тело состоит из пяти органов, которые считаются жизненно важными для выживания.Это сердце, мозг, почки, печень и легкие. Расположение этих пяти органов и нескольких других внутренних органов показано на рисунке \ (\ PageIndex {2} \). Если какой-либо из пяти жизненно важных органов перестает функционировать, без медицинского вмешательства неизбежна смерть организма.

  1. Сердце расположено в центре груди, и его функция — поддерживать кровоток в теле. Кровь переносит к клеткам вещества, которые им нужны, а также уносит отходы из клеток.
  2. Мозг расположен в голове и функционирует как центр управления телом. Это вместилище всех мыслей, воспоминаний, восприятий и чувств.
  3. Две почки расположены в задней части живота по обе стороны тела. Их функция — фильтровать кровь и образовывать мочу, которая выводится из организма.
  4. Печень расположена на правой стороне живота. Он выполняет множество функций, включая фильтрацию крови, выделение желчи, необходимой для пищеварения, и производство белков, необходимых для свертывания крови.
  5. Два легких расположены по обе стороны от верхней части грудной клетки. Их основная функция — обмен кислорода и углекислого газа с кровью.
Рисунок \ (\ PageIndex {2} \): Используйте эту теневую диаграмму анатомии человека, чтобы найти пять органов, описанных выше: сердце, мозг, почки, печень и легкие. Вы знаете функции каких-либо других органов на диаграмме?

Системы органов человека

Функционально связанные органы часто взаимодействуют, образуя целые системы органов.На рисунках \ (\ PageIndex {3} \) и \ (\ PageIndex {4} \) показаны 11 систем органов человека, включая отдельные диаграммы мужской и женской репродуктивных систем. На рисунке показаны некоторые органы и функции систем органов. Каждая система также описывается более подробно в нижеследующем тексте. Большинству этих систем органов человека также посвящены отдельные главы этой книги.

Покровная система

Органы покровной системы включают кожу, волосы и ногти.Кожа — самый большой орган в теле. Он окружает и защищает тело и является местом расположения многих сенсорных рецепторов. Кожа является первой защитой организма от болезнетворных микроорганизмов, а также помогает регулировать температуру тела и устранять потливость.

Скелетная система

Костная система состоит из костей, суставов, зубов. Кости скелетной системы соединены сухожилиями, связками и хрящами. Функции скелетной системы включают поддержку тела и придание ему формы.Наряду с мышечной системой, скелетная система позволяет телу двигаться. Кости скелетной системы также защищают внутренние органы, накапливают кальций и производят красные и белые кровяные тельца.

Мышечная система

Мышечная система состоит из трех различных типов мышц, включая скелетные мышцы, которые прикреплены к костям с помощью сухожилий и позволяют совершать произвольные движения тела. Гладкие мышечные ткани контролируют непроизвольные движения внутренних органов, таких как органы пищеварительной системы, позволяя пище перемещаться по системе.Гладкие мышцы кровеносных сосудов способствуют сужению сосудов и расширению сосудов и тем самым помогают регулировать температуру тела. Ткани сердечной мышцы контролируют непроизвольное биение сердца, позволяя ему перекачивать кровь по кровеносным сосудам сердечно-сосудистой системы.

Нервная система

Нервная система включает головной и спинной мозг, из которых состоит центральная нервная система, и нервы, которые проходят по всему телу и составляют периферическую нервную систему.Нервная система контролирует как произвольные, так и непроизвольные реакции человеческого организма, а также обнаруживает и обрабатывает сенсорную информацию.

Рисунок \ (\ PageIndex {3} \): Системы органов: покровные, скелетные, мышечные, нервные, эндокринные и сердечно-сосудистые

Эндокринная система

Эндокринная система состоит из желез, которые выделяют гормоны в кровь, которая разносит гормоны по всему телу. Эндокринные гормоны — это химические посредники, которые контролируют многие функции организма, включая метаболизм, рост и половое развитие.Главной железой эндокринной системы является гипофиз, вырабатывающий гормоны, контролирующие другие эндокринные железы. Некоторые из других эндокринных желез включают поджелудочную железу, щитовидную железу и надпочечники.

Сердечно-сосудистая система

Сердечно-сосудистая система (также называемая системой кровообращения) включает сердце, кровь и три типа кровеносных сосудов: артерии, вены и капилляры. Сердце перекачивает кровь, которая движется по кровеносным сосудам. Основная функция сердечно-сосудистой системы — транспортная.Кислород из легких и питательные вещества из пищеварительной системы транспортируются к клеткам по всему телу. Углекислый газ и другие отходы собираются из клеток и транспортируются в такие органы, как легкие и почки, для выведения из организма. Сердечно-сосудистая система также выравнивает температуру тела и транспортирует эндокринные гормоны к клеткам тела, где они необходимы.

Мочевыделительная система

Мочевыделительная система включает пару почек, которые фильтруют избыток воды и продукт жизнедеятельности, называемый мочевиной, из крови и образуют мочу.Две трубки, называемые мочеточниками, переносят мочу из почек в мочевой пузырь, в котором моча накапливается до тех пор, пока она не будет выведена из организма через другую трубку, называемую уретрой. Почки также производят фермент, называемый ренин, и различные гормоны. Эти вещества помогают регулировать кровяное давление, выработку красных кровяных телец и баланс кальция и фосфора в организме.

Дыхательная система

Органы и другие структуры дыхательной системы включают носовые ходы, легкие и длинную трубку, называемую трахеей, по которой воздух переносится между носовыми ходами и легкими.Основная функция дыхательной системы — доставлять кислород в кровь и выводить из организма углекислый газ. Газы обмениваются между легкими и кровью через стенки капилляров, выстилающих крошечные воздушные мешочки (альвеолы) в легких.

Лимфатическая система

Лимфатическая система иногда считается частью иммунной системы. Он состоит из сети лимфатических сосудов и протоков, которые собирают лишнюю жидкость (называемую лимфой) из внеклеточных пространств в тканях и транспортируют жидкость в кровоток.Лимфатическая система также включает в себя множество небольших скоплений ткани, называемых лимфатическими узлами, и орган, называемый селезенкой, которые удаляют патогены и клеточный мусор из лимфы или крови. Кроме того, вилочковая железа в лимфатической системе производит некоторые типы белых кровяных телец (лимфоцитов), которые борются с инфекциями.

Пищеварительная система

Пищеварительная система состоит из нескольких основных органов, включая рот, пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник, которые образуют длинную трубку, называемую желудочно-кишечным трактом.Пища проходит через этот тракт, где она переваривается, питательные вещества усваиваются, а продукты жизнедеятельности выводятся из организма. Пищеварительная система также включает вспомогательные органы (такие как поджелудочная железа и печень), которые производят ферменты и другие вещества, необходимые для пищеварения, но через которые пища фактически не проходит.

Мужские и женские репродуктивные системы

Репродуктивная система — единственная система организма, которая существенно различается у разных людей. Существует несколько видов биологического пола, но в большинстве книг они делятся на мужской и женский.Мы подробно обсудим биологию пола в главах, посвященных репродукции и развитию.

Рисунок \ (\ PageIndex {4} \): Системы органов: лимфатическая, респираторная, пищеварительная, мочевыделительная, мужская и женская репродуктивная
Характеристика: Биология человека в новостях

Трансплантация органов проводится хирургами более шести десятилетий, и вы, несомненно, слышали о людях, которым выполняли пересадку сердца, легких и почек. Однако вы, возможно, никогда не слышали о пересадке полового члена. Первый U.Трансплантация S. пениса была проведена в мае 2016 года в Массачусетской больнице общего профиля в Бостоне. В 15-часовой процедуре приняли участие более 50 врачей, хирургов и медсестер. Пациент был 64-летним мужчиной, который потерял пенис из-за рака в 2012 году. Важным этапом в хирургии стала пересадка микроскопических кровеносных сосудов и нервов донорского органа на сосуды реципиента. Как и большинству пациентов, перенесших трансплантацию, этому пациенту придется принимать иммунодепрессанты всю оставшуюся жизнь, чтобы его иммунная система не отторгала орган.Команда трансплантологов заявила, что их успех с этой трансплантацией «обещает пациентам с тяжелыми травмами и заболеваниями мочеполовой системы». Они также надеются, что их опыт будет полезен при операции по смене пола.

Структурная организация человеческого тела

Цели обучения

  • Опишите строение человеческого тела с точки зрения шести уровней организации
  • Перечислите одиннадцать систем органов человеческого тела и укажите по крайней мере один орган и одну основную функцию каждого из них.

Прежде чем вы начнете изучать различные структуры и функции человеческого тела, полезно рассмотреть его базовую архитектуру; то есть, как его самые маленькие части собираются в более крупные конструкции.Структуры тела удобно рассматривать с точки зрения фундаментальных уровней организации, которые усложняются: субатомные частицы, атомы, молекулы, органеллы, клетки, ткани, органы, системы органов, организмы и биосфера (рис. 1).

Рисунок 1. Уровни структурной организации человеческого тела. Организацию тела часто обсуждают с точки зрения шести различных уровней возрастающей сложности, от мельчайших химических строительных блоков до уникального человеческого организма.

Уровни организации

Чтобы изучить химический уровень организации, ученые рассматривают простейшие строительные блоки материи: субатомные частицы, атомы и молекулы. Вся материя во Вселенной состоит из одного или нескольких уникальных чистых веществ, называемых элементами, знакомыми примерами которых являются водород, кислород, углерод, азот, кальций и железо. Самая маленькая единица любого из этих чистых веществ (элементов) — атом. Атомы состоят из субатомных частиц, таких как протон, электрон и нейтрон.Два или более атома объединяются в молекулу, такую ​​как молекулы воды, белков и сахаров, которые содержатся в живых существах. Молекулы — это химические строительные блоки всех структур тела.

Клетка — самая маленькая независимо функционирующая единица живого организма. Даже бактерии, которые являются чрезвычайно маленькими, независимо живущими организмами, имеют клеточную структуру. Каждая бактерия — это отдельная клетка. Все живые структуры анатомии человека содержат клетки, и почти все функции физиологии человека выполняются в клетках или инициируются клетками.

Клетка человека обычно состоит из гибких мембран, которые окружают цитоплазму, клеточную жидкость на водной основе вместе с множеством крошечных функциональных единиц, называемых органеллами . У человека, как и у всех организмов, клетки выполняют все жизненные функции. Ткань представляет собой группу из множества похожих клеток (хотя иногда и состоящих из нескольких связанных типов), которые работают вместе для выполнения определенной функции. Орган представляет собой анатомически отличную структуру тела, состоящую из двух или более типов тканей.Каждый орган выполняет одну или несколько определенных физиологических функций. Система органов — это группа органов, которые работают вместе для выполнения основных функций или удовлетворения физиологических потребностей организма.

Эта книга охватывает одиннадцать различных систем органов человеческого тела (рис. 2 и рис. 3). Отнесение органов к системам органов может быть неточным, поскольку органы, которые «принадлежат» одной системе, могут также выполнять функции, являющиеся неотъемлемой частью другой системы. Фактически, большинство органов участвуют более чем в одной системе.

Рисунок 2. Системы органов человеческого тела. Органы, которые работают вместе, сгруппированы в системы органов.

Рисунок 3. Системы органов человеческого тела (продолжение). Органы, которые работают вместе, сгруппированы в системы органов. Уровень организма — это высший уровень организации. Организм — это живое существо, имеющее клеточную структуру и способное самостоятельно выполнять все физиологические функции, необходимые для жизни. В многоклеточных организмах, включая человека, все клетки, ткани, органы и системы органов тела работают вместе, чтобы поддерживать жизнь и здоровье организма.

Структурная организация человеческого тела — анатомия и физиология

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Опишите строение человеческого тела с точки зрения шести уровней организации
  • Перечислите одиннадцать систем органов человеческого тела и укажите по крайней мере один орган и одну основную функцию каждого из них.

Прежде чем вы начнете изучать различные структуры и функции человеческого тела, полезно рассмотреть его базовую архитектуру; то есть, как его самые маленькие части собираются в более крупные конструкции.Структуры тела удобно рассматривать с точки зрения фундаментальных уровней организации, которые усложняются: субатомные частицы, атомы, молекулы, органеллы, клетки, ткани, органы, системы органов, организмы и биосфера ((рисунок)).

Уровни структурной организации человеческого тела

Организацию тела часто обсуждают с точки зрения шести различных уровней возрастающей сложности, от мельчайших химических строительных блоков до уникального человеческого организма.

Уровни организации

Чтобы изучить химический уровень организации, ученые рассматривают простейшие строительные блоки материи: субатомные частицы, атомы и молекулы. Вся материя во Вселенной состоит из одного или нескольких уникальных чистых веществ, называемых элементами, знакомыми примерами которых являются водород, кислород, углерод, азот, кальций и железо. Самая маленькая единица любого из этих чистых веществ (элементов) — атом. Атомы состоят из субатомных частиц, таких как протон, электрон и нейтрон.Два или более атома объединяются в молекулу, такую ​​как молекулы воды, белков и сахаров, которые содержатся в живых существах. Молекулы — это химические строительные блоки всех структур тела.

Клетка — наименьшая самостоятельно функционирующая единица живого организма. Даже бактерии, которые являются чрезвычайно маленькими, независимо живущими организмами, имеют клеточную структуру. Каждая бактерия — это отдельная клетка. Все живые структуры анатомии человека содержат клетки, и почти все функции физиологии человека выполняются в клетках или инициируются клетками.

Клетка человека обычно состоит из гибких мембран, которые окружают цитоплазму, клеточную жидкость на водной основе вместе с множеством крошечных функциональных единиц, называемых органеллами. У человека, как и у всех организмов, клетки выполняют все жизненные функции. Ткань — это группа из множества похожих клеток (хотя иногда и состоящих из нескольких связанных типов), которые работают вместе для выполнения определенной функции. Орган — это анатомически отличная структура тела, состоящая из двух или более типов тканей. Каждый орган выполняет одну или несколько определенных физиологических функций.Система органов — это группа органов, которые работают вместе для выполнения основных функций или удовлетворения физиологических потребностей организма.

Эта книга охватывает одиннадцать различных систем органов человеческого тела ((Рисунок) и (Рисунок)). Отнесение органов к системам органов может быть неточным, поскольку органы, которые «принадлежат» одной системе, могут также выполнять функции, являющиеся неотъемлемой частью другой системы. Фактически, большинство органов участвуют более чем в одной системе.

Системы органов человеческого тела

Органы, которые работают вместе, сгруппированы в системы органов.

Системы органов человеческого тела (продолжение)

Органы, которые работают вместе, сгруппированы в системы органов.

Уровень организма — это высший уровень организации. Организм — это живое существо, имеющее клеточную структуру и способное самостоятельно выполнять все физиологические функции, необходимые для жизни. В многоклеточных организмах, включая человека, все клетки, ткани, органы и системы органов тела работают вместе, чтобы поддерживать жизнь и здоровье организма.

Обзор главы

Жизненные процессы человеческого тела поддерживаются на нескольких уровнях структурной организации. К ним относятся химический, клеточный, тканевый, орган, система органов и уровень организма. Более высокие уровни организации строятся из более низких уровней. Таким образом, молекулы объединяются, чтобы сформировать клетки, клетки объединяются, чтобы сформировать ткани, ткани объединяются, чтобы сформировать органы, органы объединяются, чтобы сформировать системы органов, а системы органов объединяются, чтобы сформировать организмы.

Контрольные вопросы

Самая маленькая самостоятельно функционирующая единица организма — это ________.

  1. ячейка
  2. молекула
  3. орган
  4. ткань

Совокупность похожих тканей, выполняющих определенную функцию, ________.

  1. орган
  2. органелла
  3. организм
  4. Органная система

За структурную поддержку и движение отвечает система тела ________.

  1. сердечно-сосудистая система
  2. эндокринная система
  3. мышечная система
  4. костная система

КРИТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ МЫШЛЕНИЯ

Назовите шесть уровней организации человеческого тела.

Химический, клеточный, тканевый, орган, система органов, организм.

Частью какой системы организма являются женские яичники и мужские семенники? Могут ли эти органы быть членами более чем одной системы органов? Почему или почему нет?

Женские яичники и мужские семенники являются частями репродуктивной системы. Но они также секретируют гормоны, как и эндокринная система, поэтому яичники и семенники функционируют как в эндокринной, так и в репродуктивной системах.

Глоссарий

ячейка
наименьшая самостоятельно функционирующая единица из всех организмов; у животных клетка содержит цитоплазму, состоящую из жидкости и органелл
орган
Функционально отличная структура, состоящая из двух или более типов тканей
Система органов
Группа органов, которые работают вместе для выполнения определенной функции
организм
живое существо, имеющее клеточную структуру и способное самостоятельно выполнять все физиологические функции, необходимые для жизни
ткань
Группа подобных или тесно связанных клеток, которые действуют вместе для выполнения определенной функции

1.2 Структурная организация человеческого тела — анатомия и физиология

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Опишите строение кузова от простейшего до самого сложного
  • Опишите взаимосвязи между системами органов

Прежде чем вы начнете изучать различные структуры и функции человеческого тела, полезно рассмотреть его базовую архитектуру; то есть, как его самые маленькие части собираются в более крупные конструкции.Структуры тела удобно рассматривать с точки зрения основных уровней организации, которые усложняются, например (от наименьшего к наибольшему): химические вещества, клетки, ткани, органы, системы органов и организм.

Рисунок 1.2.1 — Уровни структурной организации человеческого тела: Организацию тела часто обсуждают с точки зрения шести различных уровней возрастающей сложности, от мельчайших химических строительных блоков до уникального человеческого организма.

Организацию тела часто обсуждают с точки зрения отдельных уровней возрастающей сложности, от мельчайших химических строительных блоков до уникального человеческого организма.

Уровни организации

Чтобы изучить химический уровень организации, ученые рассматривают простейшие строительные блоки материи: субатомные частицы, атомы и молекулы. Вся материя во Вселенной состоит из одного или нескольких уникальных чистых веществ, называемых элементами.Примерами этих элементов являются водород, кислород, углерод, азот, кальций и железо. Самая маленькая единица любого из этих чистых веществ (элементов) — атом. Атомы состоят из элементарных частиц, таких как протон, электрон и нейтрона. Два или более атома объединяются в молекулу, такую ​​как молекулы воды, белков и сахаров, которые содержатся в живых существах. Молекулы — химические строительные блоки всех структур тела.

Клетка — самая маленькая независимо функционирующая единица живого организма.Одноклеточные организмы, как и бактерии, — чрезвычайно маленькие, независимо живущие организмы с клеточной структурой. Люди — это многоклеточные организмы, в которых независимые клетки работают сообща. Каждая бактерия — это отдельная клетка. Все живые структуры анатомии человека содержат клетки, и почти все функции физиологии человека выполняются в клетках или инициируются клетками.

Клетка человека обычно состоит из гибких мембран, которые окружают цитоплазму, клеточную жидкость на водной основе, с множеством крошечных функциональных единиц, называемых органеллами .У человека, как и у всех организмов, клетки выполняют все жизненные функции.

Ткань — это группа многих похожих клеток (хотя иногда состоит из нескольких связанных типов), которые работают вместе для выполнения определенной функции. Орган представляет собой анатомически отличную структуру тела, состоящую из двух или более типов тканей. Каждый орган выполняет одну или несколько определенных физиологических функций. Система органов — это группа органов, которые работают вместе для выполнения основных функций или удовлетворения физиологических потребностей организма.

В этой книге рассматриваются одиннадцать различных систем органов человеческого тела (рис. 1.2.2). Отнесение органов к системам органов может быть неточным, поскольку органы, которые «принадлежат» одной системе, могут также выполнять функции, являющиеся неотъемлемой частью другой системы. Фактически, большинство органов участвуют более чем в одной системе.

Рисунок 1.2.2 Системы органов человеческого тела: Органы, которые работают вместе, сгруппированы в системы органов.

Уровень организма — это высший уровень организации.Организм — это живое существо, имеющее клеточную структуру и способное самостоятельно выполнять все физиологические функции, необходимые для жизни. В многоклеточных организмах, включая человека, все клетки, ткани, органы и системы органов тела работают вместе, чтобы поддерживать жизнь и здоровье организма.

Обзор главы

Жизненные процессы человеческого тела поддерживаются на нескольких уровнях структурной организации. К ним относятся химический, клеточный, тканевый, орган, система органов и уровень организма.Более высокие уровни организации строятся из более низких уровней. Таким образом, молекулы объединяются, чтобы сформировать клетки, клетки объединяются, чтобы сформировать ткани, ткани объединяются, чтобы сформировать органы, органы объединяются, чтобы сформировать системы органов, а системы органов объединяются, чтобы сформировать организмы.

Вопросы о критическом мышлении

Рак определяется неконтролируемым ростом на клеточном уровне. Опишите, почему рак является проблемой для организма в целом, используя ваше понимание уровней организации.

Проблемы сотовой связи создают проблемы на более сложных уровнях организации.Например, опухоль может нарушить функцию органа, в котором она находится, несмотря на то, что это молекулярная мутация с прямыми клеточными последствиями.

Частью какой системы организма являются женские яичники и мужские семенники? Могут ли эти органы быть членами более чем одной системы органов? Почему или почему нет?

Женские яичники и мужские семенники являются частями репродуктивной системы. Они также секретируют гормоны, как и эндокринная система, поэтому яичники и семенники функционируют как в эндокринной, так и в репродуктивной системах.

Систем органов — Science NetLinks

Введение

Человеческое тело состоит из нескольких систем органов, которые работают вместе как единое целое, чтобы тело продолжало функционировать. В организме есть десять основных систем органов, каждая из которых играет свою роль в работе организма.


Система кровообращения

Эта система состоит из сердца, крови, кровеносных сосудов и лимфатических сосудов.Это система доставки организма, связанная с циркулирующей кровью, которая доставляет кислород и питательные вещества ко всем частям тела.

Пищеварительная система

Цель пищеварительной системы — превратить съеденную пищу во что-то полезное для организма. Когда вы едите, ваше тело использует эту систему для переваривания пищи, чтобы ваши клетки могли использовать ее для производства энергии. К органам, входящим в эту систему, относятся рот, желудок и кишечник.

Эндокринная система

Эта система состоит из совокупности желез, в том числе гипофиза и щитовидной железы, а также яичников и семенников.Он регулирует, координирует и контролирует ряд функций организма, выделяя химические вещества в кровоток. Эти выделения помогают контролировать настроение, рост и развитие, а также обмен веществ.

Покровная система

Эта система состоит из кожи, волос, ногтей и потовых желез. Его основная функция — служить барьером для защиты тела от внешнего мира. Он также удерживает жидкости в организме, защищает от болезней, выводит продукты жизнедеятельности и регулирует температуру тела.

Мышечная система

Эта система состоит из мышечной ткани, которая помогает перемещать тело и перемещать материалы по телу. Проще говоря, мышцы двигают вас. Мышцы — это связки клеток и волокон, которые работают очень просто: они напрягаются и расслабляются.

Нервная система

Нервная система — это центр управления человеческим телом. Он состоит из головного и спинного мозга и нервов. Он принимает и интерпретирует раздражители и передает импульсы органам. Ваш мозг использует полученную информацию для координации всех ваших действий и реакций.

Репродуктивная система

Репродуктивная система человека гарантирует, что люди могут воспроизводиться и выживать как вид. Он состоит из таких органов, как матка, половой член, яичники и яички.

Дыхательная система

Основная функция дыхательной системы — снабжать кровь кислородом, чтобы кровь доставляла кислород ко всем частям тела. Дыхательная система делает это посредством дыхания. Он состоит из носа, гортани, трахеи, диафрагмы, бронхов и легких.

Скелетная система

Скелетная система обеспечивает форму и форму нашему телу в дополнение к поддержке и защите нашего тела, позволяя телу двигаться, производить клетки крови и накапливать минералы. Эта система состоит из костей, хрящей и суставов.

Мочевыделительная система

Назначение мочевыделительной системы — отфильтровывать лишнюю жидкость и другие вещества из кровотока. Некоторое количество жидкости реабсорбируется вашим телом, но большая часть выводится с мочой.В эту систему входят почки, мочеточники, мочевой пузырь и уретра.

Системы, функции и органы тела

Системы организма, их основные функции и некоторые репрезентативные органы, включенные в каждую систему, перечислены ниже:

Пищеварительная система
Дыхательный Дыхательный
Сердечно-сосудистый / сердечно-сосудистый Кровообращение
Обработка пищевых продуктов
  • Рот
  • Глотка
  • Пищевод
  • Желудок
  • Кишечник
  • Вспомогательные органы: печень, желчный пузырь, брюшная полость, аппендикс

Эндокрин 803

Ряд желез по всему телу, включая, но не ограничиваясь ими:

  • Щитовидная железа
  • Гипофиз
  • Надпочечники
Мочевой Удаление отходов
Воспроизведение
  • Матка
  • Яичники
  • Фаллопиевы трубы
Нервная / сенсорная Связь и координация всех систем организма

004 Сенсорная:

Покровный Защищает от повреждений
Мышечный / скелетный Обеспечивает форму, поддержку, стабильность и подвижность тела

Кроветворение 9003 Кроветворение / лимфатическая система 9038 баланса жидкости и защиты от болезней

  • Костный мозг
  • Селезенка
  • Миндалины
  • Лимфатическая жидкость, узлы, протоки, сосуды

Внутренние органы тела

Эта идея фокусировки исследована через:

Противопоставление взглядов учащихся и ученых

Ежедневный опыт учащихся

Учащиеся младших классов начальной школы мало что знают о внутренних органах.Они склонны думать, что содержимое тела — это то, что, по их наблюдениям, помещается в него или выходит из него, например, пища и кровь. Их повседневные порезы, царапины и синяки, кажется, укрепляют мнение о том, что кровь находится под поверхностью кожи, заполняя пространства внутри тела (как мешок с кровью).

Дети старшего возраста с большей вероятностью могут перечислить большое количество органов, но могут не полностью понимать их функцию или взаимосвязанный характер. Например, учащиеся на этих уровнях могут осознавать, что сердце — это насос, но не осознавать, что кровь возвращается к сердцу, или они могут полагать, что мозг помогает частям тела, но не всегда осознают, что тело помогает мозгу.

Исследования: Флир и Харди (1996), Геллерт (1962), Кэри (1985)

Научная точка зрения

Чтобы выжить и размножаться, человеческое тело полагается на основные внутренние органы тела, выполняющие определенные жизненно важные функции. Когда два или более органов вместе со связанными с ними структурами работают вместе, они становятся составными частями системы организма.

Вот некоторые из легко узнаваемых внутренних органов и связанных с ними функций:

Мозг

Мозг является центром управления нервной системой и расположен внутри черепа.В его функции входят мышечный контроль и координация, сенсорный прием и интеграция, производство речи, хранение памяти и выработка мыслей и эмоций.

Легкие

Легкие представляют собой две губчатые конусообразные структуры, заполняющие большую часть грудной полости. Их основная функция — обеспечивать кислород из вдыхаемого воздуха в кровоток и выдыхать углекислый газ.

Печень

Печень находится в правой части брюшной полости под диафрагмой.Его основная функция — обрабатывать содержимое крови, чтобы ее состав оставался неизменным. Этот процесс включает расщепление жиров, производство мочевины, фильтрацию вредных веществ и поддержание надлежащего уровня глюкозы в крови.

Мочевой пузырь

Мочевой пузырь — мышечный орган, расположенный в полости малого таза. Он растягивается, чтобы накапливать мочу, и сокращается, чтобы выделять мочу.

Почки

Почки — это два бобовидных органа, расположенных в задней части брюшной полости, по одному с каждой стороны позвоночника.Их функция — поддерживать химический баланс организма, выводя продукты жизнедеятельности и лишнюю жидкость в виде мочи.

Сердце

Сердце — это полый мышечный орган, который качает кровь по кровеносным сосудам путем повторяющихся ритмических сокращений.

Желудок

Желудок представляет собой мускулистую эластичную грушевидную сумку, лежащую поперек брюшной полости под диафрагмой. Его основная цель — переваривание пищи путем выработки желудочного сока, который расщепляет, перемешивает и превращает пищу в жидкую жидкость.

Кишечник

Кишечник расположен между желудком и анусом и разделен на два основных отдела: тонкий кишечник и толстый кишечник. Функция тонкой кишки — поглощать большую часть съеденной пищи. Толстый кишечник отвечает за абсорбцию воды и выведение твердых отходов.

Критические идеи обучения

  • Люди могут выглядеть по-разному, но внутри они имеют одинаковые составные части.
  • Человеческое тело содержит основные внутренние органы или части тела, которые можно легко идентифицировать.Эти органы различаются по размеру, форме, расположению и функциям.
  • Каждый орган играет определенную роль, которая способствует общему благополучию человеческого тела.
  • Группа органов, чьи обязанности тесно связаны, часто называют системой.

Изучите взаимосвязь между представлениями о внутренних органах тела в Карты развития концепций (функции ячеек).

Построение учащимися понимания внутренних органов тела, того, как они связаны и почему они работают вместе как системы, — сложный процесс.Полезной отправной точкой является выявление существующих идей и представлений учащихся о том, что находится внутри тела. Использование повседневного опыта для извлечения этих идей всегда имеет большое значение, например, напоминание о посещениях врача, медицинских операциях / процедурах, травмах, медицинских изображениях / сканированиях, плакатах и ​​рекламных изображениях.

Полезно изучить, как выглядят внутренние органы и где они расположены, чтобы понять конкретную функцию каждого из них и то, как каждый из них способствует поддержанию жизни и благополучия организма.Обучающий опыт должен побуждать студентов задуматься о том, как органы работают вместе, то есть как работа одного органа похожа или способствует функционированию другого. Эта идея приводит к более сложной идее о том, что части тела образуют связанные системы, которые способствуют функционированию тела в целом.

Преподавательская деятельность

Выявите существующие идеи студентов

Поощряйте студентов работать в небольших группах, чтобы создать общий рисунок того, что они знают о внутренней части человеческого тела.Вы можете предоставить каждой группе схему человеческого тела или попросите учащихся обвести члена группы, лежащего на большом листе бумаги. Убедитесь, что учащиеся учитывают расположение, размер и форму частей тела на своих рисунках. Попросите учащихся включить ярлыки с названиями каждой внутренней части и подумать о том, чтобы группы исследовали информацию о каждом органе.

Доля интеллектуального контроля

Раздайте каждой группе студентов не менее трех полосок бумаги. Попросите каждую группу составить три вопроса, которые возникли при завершении рисунков, сосредоточив внимание на вещах, которые, как они поняли, они не знали.

Покажите рисунки тел и обсудите сходства и различия между представлениями каждой группы. Покажите вопросы и добавляйте в список дополнительные вопросы по мере их возникновения в результате этих обсуждений и наблюдений. Вместе с классом выполните групповое задание, сортируя вопросы. Студенты должны обсудить, какие группы использовать.

Эти вопросы могут помочь при планировании дальнейших расследований. Возвращайтесь к этим вопросам в конце каждого занятия и при необходимости отвечайте новой информацией.

Уточнение и объединение идей для / путем общения с другими

Используя стратегию мозаики, учащиеся переходят из «домашних» групп в «экспертные», а затем обратно в «домашние» группы для сбора и обмена более подробной информацией о внутренних органы тела. Работая в «экспертных» группах, студенты исследуют определенный внутренний орган человеческого тела. В результате опыта, предоставленного этой «экспертной» группой, каждый член команды должен уметь объяснить, где расположен орган, описать / представить наблюдаемые особенности органа и объяснить, что этот орган делает для человеческого тела и почему он является важным.

При работе в экспертных группах студентам может быть полезно:

  • получить доступ к полезным веб-сайтам, научным текстам и визуальным изображениям
  • изучить научные модели
  • изучить органы животных (в соответствии с регламентированными протоколами здоровья)
  • построить простые модели из материалов подобно пластилину
  • , проводят простые исследования, демонстрирующие ключевые особенности и функции исследуемого органа.

Затем каждый член возвращается в «домашнюю» группу и делится своим опытом, «обучая» своих коллег этой новой информации.После презентаций экспертов «домашняя» группа возвращается к своему первоначальному рисунку тела и добавляет новую информацию. Эти изменяющиеся дисплеи тела становятся неотъемлемой частью продолжающегося исследования и демонстрируют динамичный, изменяющийся дисплей.

Содействовать осмыслению и разъяснению существующих идей

Помогать учащимся создавать более богатые личные значения идей и концепций, связанных с внутренними органами тела, поощрять их завершать основы предложений. Основы предложений — это неполные утверждения, призванные обеспечить структуру для понимания и наблюдений.Вот некоторые примеры: «Печень — это…» «Печень может…» «Сердце имеет…» «Легкие могут…»

Поощряйте студентов писать рассказы об одном из исследованных органов, уделяя особое внимание « день из жизни этого органа.

Подвергните сомнению некоторые существующие идеи и сконцентрируйте внимание на деталях, которые до сих пор не учитывались.

Когда учащиеся знакомы с множеством основных внутренних органов, предложите им упражнения, которые побудят учащихся задуматься о том, чем один орган похож на работу другого органа или способствует ему.Задайте студентам такие вопросы, как: «Чем он похож / не похож на аналогичный орган?». Это побуждает студентов учитывать сходства и различия, которые они обычно не замечают. Другие вопросы могут включать:

  • Чем похож желудок и мочевой пузырь? Чем они отличаются?
  • Чем похожи почки и печень? Чем они отличаются?
  • Чем толстый кишечник похож на ситечко для чая?
  • Почему сердце не похоже на велосипедный насос, а больше похоже на ножной насос надувного матраса?

Определите заболевания и состояния, обычно связанные с каждым основным органом, такие как сердечный приступ, астма, язва желудка и т. Д.Обсудите факторы, способствующие этому, например, наследственные заболевания. Узнайте, как медицина разработала эффективные методы лечения многих из них, например трансплантацию, механическое сердце и лекарства.

Дополнительные ресурсы

Интерактивные обучающие объекты, связанные с наукой, можно найти на Страница ресурсов для учителей FUSE.

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *