Школьный этап олимпиады по физике – Всероссийская олимпиада по физике, задания

Олимпиадные задания по физике на тему: Школьный этап Всероссийской олимпиады по физике 2015-2016 учебный год

Школьный этап Всероссийской  олимпиады по физике

2013-2014 учебный год

Время выполнения 2 урока

Каждое задание оценивается в 10 баллов

Школьная олимпиада по физике

7 класс

1.  Прочитай рассказ и переведи в систему СИ физические величины, которые указаны в рассказе (для записи значений величин в системе СИ оставлено место в скобках).

Одна улитка очень любила путешествовать. Однажды в теплый летний день она двигалась непрерывно в течение 1,2 часа (               ), развивая скорость до 20 см/мин (                 ), а иногда и до 5 дм/мин (               ). На ее пути возникали разные препятствия – огромные ветки деревьев длиной 0,003 км     (            ), камни объемом около 45 см3 (                       ). С радостью она встречала других путешественников – барсука массой 0,08 ц     (          ), мышь, масса которой оказалась примерно 60 г (                ) и многих других. При встрече она радостно им улыбалась и желала удачного путешествия.

 

2. Фора (от итальянского fora – вперед) – заранее обусловленное преимущество, даваемое сильным участником слабому в некоторых спортивных соревнованиях, играх. Какую фору должен дать пешеход, идущий со скоростью 5,4 км/ч, улитке, ползущей со скоростью 0,015 м/с, чтобы на дистанции 9 м финишировать одновременно с ней?

3. Экспериментальная задача. Определите толщину одной страницы выданной книги.

Школьный этап Всероссийской  олимпиады по физике

2013-2014 учебный год

Время выполнения 2, 5  урока

Каждое задание оценивается в 10 баллов

Школьная олимпиада по физике

8 класс

1. На левой чаше весов стоит мензурка с водой. На правую чашу ставят точно такую же мензурку и наливают в нее ртуть до тех пор, пока весы не придут в равновесие. В какой мензурке уровень жидкости выше? Во сколько раз? Плотность ртути – 13, 5 г/см3,   Плотность воды -   1 г/см3.

2. Голодный Вини Пух ест со скоростью 50 г/с. Кролик носит еду из буфета на стол со скоростью 0,24 кг/мин. Сможет ли кролик обеспечить непрерывный процесс питания Вини Пуха?

3. Плот длиной ℓ состоит из бревен. Площадь поперечного сечения каждого бревна  S. Плот может удержать на воде груз массой m. Плотность дерева ρ, плотность воды ρо. Определить,  из скольких бревен сделан плот.  

4.Экспериментальная задача: определите объём одной канцелярской скрепки, если у вас есть мензурка с водой и несколько скрепок.

Школьный этап Всероссийской  олимпиады по физике

2013-2014 учебный год

Время выполнения 2, 5 часа

Каждое задание оценивается в 10 баллов

Школьная олимпиада по физике

9 класс

1. По параллельным путям идут пассажирские поезда навстречу друг другу, длина каждого поезда 150 м. Скорость первого поезда 90 км/ч. Пассажир первого поезда определил, что встречный поезд прошел мимо него за 2 с. Определить скорость встречного поезда.  

2. Вес куска стекла в воде 1,5 Н. Определите его массу. Плотность    стекла 2 500 кг/м3.

3. Сообщающиеся сосуды состоят из двух одинаковых трубок (U-образная трубка). Трубки частично заполнили водой. На сколько повысится уровень воды в левой трубке, если в правую налить столько керосина, что он образует столб высотой 30 см?

Плотность керосина 900 кг/м3, плотность воды 1000 кг/м3.

4. В калориметр со льдом массой 100 г и температурой 0о С впущен пар при температуре 100 оС. Сколько воды окажется в калориметре непосредственно после того, как весь лед растает? λльда= 330 кДж/кг, L=2260 кДж/кг, своды=4200 Дж/ кг оС.  

5. Экспериментальная задача.  

У вас есть моток тонкой проволоки, карандаш и тетрадь в клетку. Определите площадь поперечного сечения проволоки.

Школьный этап Всероссийской  олимпиады по физике

2013-2014 учебный год

Время выполнения 2, 5 часа

Каждое задание оценивается в 10 баллов

Школьная олимпиада по физике

10 класс

1.Автобус первые 4 км пути проехал за 12 мин, а следующие 12 км – за 18 мин. Определите среднюю скорость автобуса на всем пути.

2.Тело совершает прямолинейное равноускоренное движение с некоторой начальной скоростью. Каково перемещение тела за 20 с, если его скорость через 10 с после начального момента равна 5 м/с? Тело двигалось в одном направлении.

3. Три проводника с сопротивлением 8 Ом и 12 Ом и 24 Ом соединены параллельно. Определить сопротивление цепи.

4. Определить до какой минимальной температуры надо нагреть стальной шарик, чтобы он, будучи    положен на лед, полностью в него погрузился. Температура льда 0оС, удельная теплоемкость стали с=500 Дж/кг оС, плотность стали  ρстали=7800 кг/м3, плотность льда   ρльда=900 кг/м3, удельная теплота плавления льда λ=330 кДж/кг.

5. Экспериментальная задача.  

Определите толщину тонкой стеклянной пластинки прямоугольной формы, имея весы с разновесом и линейку. Учтите, что непосредственно измерять толщину пластинки линейкой нецелесообразно, так как это даст неточный результат.

Школьный этап Всероссийской  олимпиады по физике

2013-2014 учебный год

Время выполнения 2, 5 часа

Каждое задание оценивается в 10 баллов

Школьная олимпиада по физике

11 класс

1.Газовый отопительный котел разрешается устанавливать в проветриваемом помещении объемом не менее 15 м3. Каков объем помещения, длина пола в котором равна 250 см, ширина – 25 дм, а высота потолка над полом – 2,2 м? Возможна ли установка котла в нем?

2. Моль гелия (одноатомный газ) вначале изотермически расширяется – при этом он получает в виде тепла  1620 Дж, затем его охлаждают при неизменном объеме, отняв у него 1000 Дж в виде тепла. После этого его адиабатически сжимают до начального состояния. Найти термодинамический КПД этого цикла.

3. Паровоз массой 900 т идет по горизонтальному пути и развивает при этом постоянную силу тяги в 270кН. Известно, что на участке пути в 250 м,  его скорость возросла   с 36 до 45 км/ч. Определить силу сопротивления движению паровоза.

4.Найти силу токов и напряжения на каждом из резисторов цепи если амперметр показывает 2А, а сопротивление резисторов R1 =2 Ом, R2 =10 Ом, R3 =15 Ом, R4 =4 Ом.

5. Экспериментальная задача. Определите коэффициент трения µ дерева по дереву.

Приборы и материалы:1)деревянная линейка;

                                          2)деревянный брусок;

                                           3)измерительная лента или линейка.

ОТВЕТЫ

Школьный этап Всероссийской  олимпиады по физике

2013-2014 учебный год

Время выполнения 2 урока

Каждое задание оценивается в 10 баллов

Школьная олимпиада по физике

7 класс

1.  Прочитай рассказ и переведи в систему СИ физические величины, которые указаны в рассказе (для записи значений величин в системе СИ оставлено место в скобках).

Одна улитка очень любила путешествовать. Однажды в теплый летний день она двигалась непрерывно в течение 1,2 часа (               ), развивая скорость до 20 см/мин (                 ), а иногда и до 5 дм/мин (               ). На ее пути возникали разные препятствия – огромные ветки деревьев длиной 0,003 км     (            ), камни объемом около 45 см3 (                       ). С радостью она встречала других путешественников – барсука массой 0,08 ц     (          ), мышь, масса которой оказалась примерно 60 г (                ) и многих других. При встрече она радостно им улыбалась и желала удачного путешествия.

 

Ответ

 1,2 часа = 4320с

20 см/мин = 1/300 м/с = 3,33·10-3

5 дм/мин = 1/120 м/с = 8,33·10-3

0,003 км = 3м

45 см3 = 45∙10-6 м3

0,08 ц  = 8 кг

60 г =0,06 кг

Критерии оценивания

  1,2 часа = 4320с – 1балл.

20 см/мин = 1/300 м/с = 3,33·10-3– 2балла.

5 дм/мин = 1/120 м/с = 8,33·10-3 – 2балла.

0,003 км = 3м – 1балл.

45 см3 = 45∙10-6 м3– 2балла.

0,08 ц  = 8 кг – 1балл.

           60 г =0,06 кг – 1балл

2. Фора (от итальянского fora – вперед) – заранее обусловленное преимущество, даваемое сильным участником слабому в некоторых спортивных соревнованиях, играх. Какую фору должен дать пешеход, идущий со скоростью 5,4 км/ч, улитке, ползущей со скоростью 0,015 м/с, чтобы на дистанции 9 м финишировать одновременно с ней?

Решение

Критерии оценивания

Записано условие – 2 балла

Сделан перевод величин – 2 балла

Записана формула – 3 балла

Найден числовой результат – 3 балла

3. Экспериментальная задача. Определите толщину одной страницы выданной книги.

Решение. Используем метод рядов.

Критерии оценивания

За описание метода решения – 6 балла

За получение результата измерений  – 4 балла

Школьный этап Всероссийской  олимпиады по физике

2013-2014 учебный год

Время выполнения 2, 5  урока

Каждое задание оценивается в 10 баллов

Школьная олимпиада по физике

8 класс

1. На левой чаше весов стоит мензурка с водой. На правую чашу ставят точно такую же мензурку и наливают в нее ртуть до тех пор, пока весы не придут в равновесие. В какой мензурке уровень жидкости выше? Во сколько раз? Плотность ртути – 13, 5 г/см3,   Плотность воды -   1 г/см3.

Решение. В левой мензурке уровень  в 13, 6 раз выше, чем в правой.

Критерии оценивания

Записано условие – 2 балла

Записана формула – 4 балла

Найден числовой результат – 4 балла

2. Голодный Вини Пух ест со скоростью 50 г/с. Кролик носит еду из буфета на стол со скоростью 0,24 кг/мин. Сможет ли кролик обеспечить непрерывный процесс питания Вини Пуха?

Решение

Критерии оценивания

Записано условие – 2 балла

Сделан перевод величин – 2 балла

Записана формула – 3 балла

Найден числовой результат – 3 балла

3. Плот длиной ℓ состоит из бревен. Площадь поперечного сечения каждого бревна  S. Плот может удержать на воде груз массой m. Плотность дерева ρ, плотность воды ρо. Определить,  из скольких бревен сделан плот.  

Решение

 Дано:                    

ℓ - длина плота;

S – площадь поперечного сечения бревна;

m – масса груза;

ρо – плотность воды;

ρ – плотность дерева.

N - ?

  1. Плот будет держаться на воде, если Fарх=F1+ F2     (1), где F1 – сила тяжести плота; F2 – сила тяжести груза.
  2. Архимедова сила равна: Fарх= ρо g V;  V- объем плота; V= NV1; N-число бревен; V1-объем одного бревна; V1=S ℓ, тогда Fарх= ρо g  N S ℓ.
  3. Сила тяжести плота F1=m1 g N , m1-масса одного бревна; m1= ρ V1; F1= ρ  S ℓ g N.
  4. Сила тяжести груза на плоту: F2=m g.
  5. Подставляя все значения сил в уравнение (1), получаем:

ρо g  N S ℓ= ρ  S ℓ g N+ m g;    

ρо g  N S ℓ- ρ  S ℓ g N= m g;  

g  N S ℓ(ρо- ρ) = m g;

      N= m/ S ℓ(ρо- ρ).                      

Ответ: N= m/ S ℓ(ρо- ρ).

Критерии оценивания

Записано условие – 2 балла

Записана формула условие плавание тел– 2 балла

Записана формула силы тяжести- 2 балла

Записано условие плавание тел – 2 балла

Найден числовой результат – 2 балла

4.Экспериментальная задача: определите объём одной канцелярской скрепки, если у вас есть мензурка с водой и несколько скрепок.

Решение. Определить начальный объём жидкости в мензурке V1. Погрузить N скрепок в мензурку с водой. Определить объём жидкости со скрепками V2. Вычислить объём одной скрепки по формуле
V=(V2 - V1)/ N.

Критерии оценивания

Сделано описание способа определения – 1 балл.

 Приведена формула определения объёма одной скрепки  – 3 балла.

Произведено непосредственное определение объёма одной скрепки – 2 балла.
Измерения проведены несколько раз и проведено усреднение результатов – 4 балла.

Школьный этап Всероссийской  олимпиады по физике

2013-2014 учебный год

Время выполнения 2, 5 часа

Каждое задание оценивается в 10 баллов

Школьная олимпиада по физике

9 класс

1. По параллельным путям идут пассажирские поезда навстречу друг другу, длина каждого поезда 150 м. Скорость первого поезда 90 км/ч. Пассажир первого поезда определил, что встречный поезд прошел мимо него за 2 с. Определить скорость встречного поезда.  

Решение

 Дано:                  СИ:                          Решение:

                                                                                                                                                                             

V1=90 км/ч              25м/с                       ℓ=s= (V1+ V2) t ;     V2= s/ t - V1;

 t=2с

 ℓ=150 м

__________                                               V2 = 150м/2с – 25м/с = 50 м/с=180 км/ч                        

   V2-?

 Ответ:  50 м/с =180 км/ч.

Критерии оценивания

Записано условие – 2 балла

Сделан перевод величин – 2 балла

Записана формула – 3 балла

Найден числовой результат – 3 балла

2. Вес куска стекла в воде 1,5 Н. Определите его массу. Плотность    стекла 2 500 кг/м3.

Решение. Fарх = Р1 - Р2 , где:Р1-вес в воздухе, Р2- вес стекла в воде.

Fарх = ρвgV; V = mc/ρc, тогда  

mc = Р2/ g(1- ρв/ ρc)

Ответ: mc= 0, 25 г.

Критерии оценивания

Записано условие – 2 балла

Сделан перевод величин – 2 балла

Записана формула – 3 балла

Найден числовой результат – 3 балла

3. Сообщающиеся сосуды состоят из двух одинаковых трубок (U-образная трубка). Трубки частично заполнили водой. На сколько повысится уровень воды в левой трубке, если в правую налить столько керосина, что он образует столб высотой 30 см?

Плотность керосина 900 кг/м3, плотность воды 1000 кг/м3.

Решение. Предположим, что в левой трубке уровень воды повысился на h. Тогда в правой трубке уровень воды будет ниже, чем в левой, на 2h.

ρк gH =  ρв g2h. →   h = 12 см.

Критерии оценивания

Записано условие – 2 балла

Сделан перевод величин – 2 балла

Записана формула – 3 балла

Найден числовой результат – 3 балла

4. В калориметр со льдом массой 100 г и температурой 0о С впущен пар при температуре 100 оС. Сколько воды окажется в калориметре непосредственно после того, как весь лед растает? λльда= 330 кДж/кг, L=2260 кДж/кг, своды=4200 Дж/ кг оС.  

Решение

 Дано:                           СИ                         Решение:

mльда=100 г                   0,1кг                  Qльда=Qпара+Qводы

t 1=0о С                                                    λльда mльда= Lпара mпара+ сводыmпара∆t

t 2=100 оС

λльда= 330 кДж/кг         330000Дж          mпара= λльда mльда  / (Lпара + своды∆t)

Lпара=2260 кДж/кг        2260000Дж        m пара=0,012 кг

своды=4200 Дж/ кг оС                                Мводы= mпара + mльда

                                                                                                    Мводы=0,1кг+0,012кг= 0,112 кг=112г.

_____________                                      

                         

Mводы-?                                                                                    

  Ответ: Mводы =112г.

Критерии оценивания

Записано условие – 2 балла

Сделан перевод величин – 2 балла

Записана формула  условия теплового баланса – 2 балла

Записаны формулы плавления и нагревания – 2 балла

Найден числовой результат – 2 балла

5. Экспериментальная задача.  

У вас есть моток тонкой проволоки, карандаш и тетрадь в клетку. Определите площадь поперечного сечения проволоки.

Решение. Нужно намотать проволоку на карандаш как можно плотнее (сделать больше число витков).

              Измерить длину ряда и разделить на число витков, таким образом, получим диаметр проволоки. В качестве «мерной единицы» следует воспользоваться клетками в тетради (длина клетки ℓ=0,5 см).

              Определить примерный диаметр проволоки по формуле S= πd2/4

Критерии оценивания

За описание метода решения – 6 балла

За получение результата измерений  – 4 балла

Школьный этап Всероссийской  олимпиады по физике

2013-2014 учебный год

Время выполнения 2, 5 часа

Каждое задание оценивается в 10 баллов

Школьная олимпиада по физике

10 класс

1.Автобус первые 4 км пути проехал за 12 мин, а следующие 12 км – за 18 мин. Определите среднюю скорость автобуса на всем пути.

Решение

По формулам , ,  находим общее время, общий путь и среднюю скорость .

Примечание: Время удобнее перевести в часы. Не снижать баллы за неиспользование системы СИ.

Критерии оценивания

Записано условие – 2 балла

Записана формула – 5 балла

Найден числовой результат – 3 балла

2.Тело совершает прямолинейное равноускоренное движение с некоторой начальной скоростью. Каково перемещение тела за 20 с, если его скорость через 10 с после начального момента равна 5 м/с? Тело двигалось в одном направлении.

Решение. Обозначим начальную скорость тела V0 , а ускорение а. Промежуток времени, равный 10  с, обозначим t.

 Скорость тела через 10 с после начального момента  V = V0 + at, а путь, пройденный за 20 с, равен  S = V02t + a(2t2)/2 = 2t(V0 + at) = 2Vt = 2*5*10 = 100м.

Ответ: S = 100 м.

Критерии оценивания

Записано условие – 2 балла

Записана формула – 5 балла

Найден числовой результат – 3 балла

3. Три проводника с сопротивлением 8 Ом и 12 Ом и 24 Ом соединены параллельно. Определить сопротивление цепи.

Решение. Три проводника с сопротивлением 8 Ом и 12 Ом и 24 Ом соединены параллельно. Определить сопротивление цепи.

Дано:
R1 = 8 Ом
R2=12 Ом
R3= 24 Ом

Решение:

Rобщ= 4 (Ом)

Rобщ,- ?

 

 

 

Ответ: Rобщ= 4 Ом.

Критерии оценивания

Записана формула параллельного соединения проводников –6 баллов.

Найден числовой результат для энергии –4 балла.

4. Определить до какой минимальной температуры надо нагреть стальной шарик, чтобы он, будучи    положен на лед, полностью в него погрузился. Температура льда 0оС, удельная теплоемкость стали с=500 Дж/кг оС, плотность стали  ρстали=7800 кг/м3, плотность льда   ρльда=900 кг/м3, удельная теплота плавления льда λ=330 кДж/кг.

   Решение

 Дано:

  t0 = 0оС

  с=500 Дж/кг оС

  ρстали=7800 кг/м3,

  λ=330 кДж/кг

   ρльда=900 кг/м3

           t-?              

 Количество теплоты, которое выделяет стальной шарик при охлаждении до 0оС, будет равно количеству теплоты, которое необходимо для расплавления льда в объеме шарика:  Qш=Qл

Или  ρстали VС(t- t0)= λ ρльда V,     отсюда    t = λ ρльда / ρстали С + t0

 Ответ:   t = 76 оС.

Критерии оценивания

Записано условие – 2 балла

Записана формула  условия теплового баланса – 3 балла

Записаны формулы плавления и охлаждения – 3 балла

Найден числовой результат – 2 балла

5. Экспериментальная задача.  

Определите толщину тонкой стеклянной пластинки прямоугольной формы, имея весы с разновесом и линейку. Учтите, что непосредственно измерять толщину пластинки линейкой нецелесообразно, так как это даст неточный результат.

Решение. Толщину пластинки h можно рассчитать по формуле h= m/ ρS, где m- масса пластинки, ρ-плотность стекла, S-площадь пластинки. Массу пластинки определяют с помощью весов, а площадь вычисляют, предварительно измерив длину и ширину пластинки.

Критерии оценивания

За описание метода решения – 6 балла

За получение результата измерений  – 4 балла

Школьный этап Всероссийской  олимпиады по физике

2013-2014 учебный год

Время выполнения 2, 5 часа

Каждое задание оценивается в 10 баллов

Школьная олимпиада по физике

11 класс

1.Газовый отопительный котел разрешается устанавливать в проветриваемом помещении объемом не менее 15 м3. Каков объем помещения, длина пола в котором равна 250 см, ширина – 25 дм, а высота потолка над полом – 2,2 м? Возможна ли установка котла в нем?

Решение

Ответ: Устанавливать котел нельзя

Критерии оценивания

Записано условие – 2 балла

Сделан перевод величин – 2 балла

Записана формула – 3 балла

Найден числовой результат – 3 балла

2. Моль гелия (одноатомный газ) вначале изотермически расширяется – при этом он получает в виде тепла  1620 Дж, затем его охлаждают при неизменном объеме, отняв у него 1000 Дж в виде тепла. После этого его адиабатически сжимают до начального состояния. Найти термодинамический КПД этого цикла.

Решение. От нагревателя за цикл получено 1620 Дж, холодильнику отдано 1000 Дж, следовательно, работа  в цикле 620 Дж.

КПД= 620 Дж/1620 Дж =31/81=38%.

Ответ: 38%.

Критерии оценивания

Записано условие – 2 балла

Записана формула КПД – 3 балла

Определено количество теплоты – 3 балла

Найден числовой результат – 2 балла

3. Паровоз массой 900 т идет по горизонтальному пути и развивает при этом постоянную силу тяги в 270кН. Известно, что на участке пути в 250 м,  его скорость возросла   с 36 до 45 км/ч. Определить силу сопротивления движению паровоза.

Решение

      Дано:                       СИ

Fтяги=270кН        270000 Н

m=900т                  900000 кг

S=250м

   V1=36 км/ч              10 м/с

    V2=45 км/ч              12,5 м/с

            Fтр-?    

     

  1. По II закону Ньютона уравнение движения имеет вид:

Fтяги-Fтр=ma, отсюда  Fтр= Fтяги- ma

2.   Ускорение:  а= (V22- V12)/2S

3.    Fтр= Fтяги- m(V22- V12)/2S

 Ответ: Fтр=169кН

Критерии оценивания

Записано условие – 2 балла

Сделан перевод величин – 2 балла

Записана формула 2 закона Ньютона – 2 балла

Записана формула ускорения – 2 балла

Найден числовой результат – 2 балла

4.Найти силу токов и напряжения на каждом из резисторов цепи если амперметр показывает 2А, а сопротивление резисторов R1 =2 Ом, R2 =10 Ом, R3 =15 Ом, R4 =4 Ом.

Решение. Соединение смешанное.

U3 = I3 R3 =30В             U2 = U3 =30В           I2 =U2 /R2 =3A

I1 =I4 =I 2 + I3 = 5A     U1 =I1 R1 =10B           U4 =I4 U4= 20B

                                                                  Критерии оценивания

Соединение смешанное.

U3 = I3 R3 =30В – 1 балл

U2 = U3 =30В – 1 балл

I2 =U2 /R2 =3A – 2 балл

I1 =I4 =I 2 + I3 = 5A – 2 балла

U1 =I1 R1 =10B – 2 балла

U4 =I4 U4= 20B – 2 балла

5. Экспериментальная задача.  Определите коэффициент трения µ дерева по дереву.

Приборы и материалы:1)деревянная линейка;

                                          2)деревянный брусок;

                                           3)измерительная лента или линейка.

Решение

1. На деревянную линейку ставят деревянный брусок, а затем линейку приподнимают  на угол £ за один конец так, чтобы брусок пришел в движение.

2. Измерительной лентой измеряют ℓ и h.

3. Брусок начинает двигаться, когда  F> или =Fтр.

      F=mg sin£;  Fтр=µmg cos£

mg sin£= µmg cos£;

µ= sin£/ cos£ =tg £   или tg £  = h/ ℓ,

тогда µ= h/ ℓ.

Критерии оценивания

За описание метода решения – 6 балла

За получение результата измерений  – 4 балла

nsportal.ru

Школьный этап областной олимпиады по физике

Разделы: Физика, Внеклассная работа


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к олимпиадным заданиям по физике

Вариант олимпиадной работы для учащихся 7-8 классов.

Структура работы.

Вариант работы состоит из двух частей и включает 13 заданий.

Часть 1 содержит 10 заданий с выбором ответа. К каждому заданию приводится четыре варианта ответа, из которых только один правильный.

Часть 2 содержит три задачи открытого типа, для которых необходимо привести развернутый ответ.

Оценивание отдельных заданий и работы в целом (7-8 класс).

Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранный участником Олимпиады номер ответа совпадает с верным ответом. Каждое задание части 1 оценивается в 3 балла.

Задания 11-13 оцениваются в 10 баллов каждое, если в задаче приведено развернутое верное решение и получено числовое значение (там, где необходимы расчеты).

Таким образом, максимальный балл за работу составляет 60 баллов.

Условия проведения олимпиады.

На выполнение работы учащимся 7-8 классов отводится 1 астрономический час, учащимся 9-11 классов - 2 астрономических часа.

Для выполнения заданий Олимпиады каждому участнику выдаются чистые двойные листы в клетку (для чистовика и для черновика), а также распечатанный текст заданий.

Участники олимпиады в 7-8 классах вписывают номера правильных ответов к заданиям 1-10 в таблицу, приведенную в тексте работы. К заданиям 11-13 необходимо привести развернутое решение на листочке.

При выполнении заданий допускается использование непрограммируемого калькулятора.

По окончании работы учащиеся сдают на проверку распечатанные тексты заданий с заполненной таблицей и листы (чистовики и черновики) с решениями заданий открытого типа.

6.05.2011

Поделиться страницей:

urok.1sept.ru

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по физике (10 класс)

Рекомендации для проведения и проверки школьного этапа Всероссийской олимпиады по физике 2015-2016 год

Основными целями и задачами Олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний.

Время выполнения:

    - 60 мин –7, 8 классы – 4 задания;

    - 1 час 30 мин – 9 классы – 4 задания

    - 2 часа – 10,11 классы – 5 заданий.

    Олимпиада проводится в один тур индивидуальных состязаний участников. Отчёт о проделанной работе участники сдают в письменной форме. Дополнительный устный опрос не допускается.

    Для выполнения заданий учащимся рекомендуем пользоваться калькулятором и набором таблиц. Для успешного выполнения работы в 9 классе необходимо выдать учащимся таблицу теплоемкостей и удельной теплоты плавления.

    Жюри олимпиады оценивает записи, приведенные в чистовике. Черновики не проверяются. Все пометки в работе участника члены жюри делают только красными чернилами. Баллы за промежуточные выкладки ставятся около соответствующих мест в работе. Итоговый балл за задачу ставится в конце решения. Член жюри заносит балл в таблицу на первой странице работы и ставит свою подпись.

      В случае неверного решения необходимо находить и отмечать ошибку, которая к нему привела.

      Правильный ответ, приведенный без обоснования или полученный из неправильных рассуждений, не учитывается. Если задача решена не полностью, то этапы ее решения оцениваются в соответствии с критериями оценок по данной задаче.

        Максимальное количество баллов при правильном решении задачи для 7 – 9 классов- 5 баллов.

        Проверка работ осуществляется согласно стандартной методике оценивания решений:

        Баллы

        Правильность (ошибочность) решения

        5

        Полное верное решение

        4

        Верное решение. Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение.

        3

        Решение в целом верное, однако, содержит существенные ошибки (не физические, а математические).

        3

        Найдено решение одного из двух возможных случаев.

        2

        Есть понимание физики явления, но не найдено одно из необходимых для решения уравнений, в результате полученная система уравнений не полна и невозможно найти решение.

        1

        Есть отдельные уравнения, относящиеся к сути задачи при отсутствии решения (или при ошибочном решении).

        0

        Решение неверное, или отсутствует.

        Максимальное количество баллов для 7, 8, 9 классов – 20, для 10, 11 классов –25 баллов.

        Всероссийская олимпиада школьников по физике.

        Школьный этап. 2015-2016 учебный год.

        класс

          1.Хочу я купить сапоги – скороходы,
          Ходить в скороходах отлично в походы:
          Шагнул один шаг – и проделал семь миль.
          Обгонишь автобус, автомобиль…
          За час не спеша обойдешь вокруг света,
          Догнать тебя сможет только ракета!
          Приняв 1 милю примерно за 1,6 км, длительность шага за 1с, а длину экватора за 40000км, рассчитайте, действительно ли можно обойти всю Землю за один час.

          2.Из пунктов А и Б, расстояние между которыми 10 км, одновременно вышли навстречу друг другу два пешехода. Пешеход, вышедший из А, начал движение со скоростью 5 км/ч, при этом скорость его равномерно уменьшалась, снижаясь на 1 км/ч за каждый час движения. Пешеход, вышедший из Б, начал движение также со скоростью 5 км/ч, при этом его скорость равномерно увеличивалась на 1 км/ч в час. Определите время от начала движения до встречи пешеходов и расстояние от поселка А до места встречи.

          3.В калориметр, содержащий m0 = 100 г льда при температуре 0 C, налили m1 = 100 г воды при температуре t1 = 10 C. Найдите установившуюся температуру в калориметре. Удельные теплоемкости льда и воды считайте равными c0 = 2,1 кДж/(кгºC) и c1 = 4,2 кДж/(кг·ºC), удельную теплоту плавления льда – равной λ = 335 кДж/кг.

          4.Участок цепи состоит из двух одинаковых параллельно соединенных резисторов R1 и R2 и сопротивления R3. Общее сопротивление участка 4 Ом. Чему равно сопротивление R1, если сопротивление R3 = 3 Ом.

          5. На КПП двое часовых, двигаясь прямолинейно, охраняют с противоположных сторон один небольшой объект. Графики зависимости координат часовых от времени даны на рисунке. Постройте графики зависимости скорости vx каждого часового от времени.

           

          Всероссийская олимпиада школьников по физике.

          Школьный этап.

          2015-2016 учебный год.

          Ответы и краткие решения

          класс

            Решение: Скорость движения семимильными шагами рассчитывается по длине шага и времени его совершения по формуле . Тогда время обхода экватора длиной равно , что меньше чем 1час=3600с. Ответ: Можно.

            Решение: Относительная скорость двух пешеходов будет оставаться постоянной, равной vотн = 10 км/ч. Тогда время, прошедшее от выхода пешеходов до момента их встречи: t = s/vотн = 1 ч. Далее можно воспользоваться формулой для пути при равнозамедленном движении и для пути пешехода, вышедшего из поселка A, получить: sA = v0t − |a|t2/2 = 4.5 км, где v0 = 5 км/ч и |a| = 1 км/ч2 Ответ: Встреча состоится через 1 час в 4,5 км от поселка А

            Решение. Для плавления всего льда требуется количество теплоты, равное λm0 = 33,5 кДж. При охлаждении воды может выделиться максимально возможное количество теплоты c1m1t1 = 4,2 кДж (если вода охлаждается до 0 ºC). Его не хватит для плавления всего льда, поэтому лед расплавится частично. В равновесии будут как лед, так и вода, поэтому температура составит 0 ºC. Ответ. Установившаяся температура в калориметре 0ºC.

            Ответ: 2 Ом

              Олимпиада по физике школьный этап 10 класс
              DOCX / 42.7 Кб

              xn--j1ahfl.xn--p1ai

              Олимпиадные задания по физике (11 класс) по теме: Ответы на задания школьного этапа олимпиады для 7-11 классов

              Ключи. Всероссийская олимпиада школьников по физике 2012-2013.

              Школьный этап.7 класс.

              Продолжительность: 2 часа.

              1. Рыбак плыл по реке на лодке, зацепил шляпой за мост, и она свалилась в воду. Через час рыбак спохватился, повернул обратно и подобрал шляпу на  4 км ниже моста. Какова скорость течения? Скорость лодки относительно воды оставалась неизменной по модулю.

              Решение.  Удобно рассматривать движение шляпы и лодки относительно воды, потому что относительно воды шляпа неподвижна, а скорость лодки, когда она  плывет от шляпы и к шляпе, по модулю одна и та же – так, как это было бы в озере. Следовательно, после поворота рыбак плыл к шляпе тоже 1 ч, т. е. он подобрал шляпу через 2 ч после того, как уронил её. По условию за это время шляпа проплыла по течению 4 км, откуда следует, что скорость течения 2 км/ч.

              2. Автомобиль первую четверть пути проехал с постоянной скоростью за половину всего времени движения. Следующую треть пути, двигаясь с постоянной скоростью, за четверть всего времени. Остаток пути был преодолен со скоростью υ3 = 100 км/час. Какова средняя скорость автомобиля на всем пути? Чему равны скорости на первом и втором участках?

              Решение. По определению средняя скорость есть отношение всего пути ко всему времени движения: υср = S/t. Из условия следует, что длина третьего участка составляет 5/12    всего пути, а время  - 1/4 часть всего времени.  Поэтому υ3  = S3 /t3 = 5/3 · S/t  = 5/3 · υср    →    υ ср = 3/5 · υ 3 →   υ ср = 60 км/ч. Скорость на первом участке:  υ1 = S1/t1 ;      υ1 = S · 2 / 4 · t ;     υ1 = 1/2 · υср ;  υ1  =  30 км/ч. На втором: υ2  = S2/t2 ;      υ2 = S  · 4 / 3 · t  ;    υ2 = 4/3 · υср ;    υ2 = 80 км/ч.

              Ответ: средняя скорость на всем пути 60 км/ч; скорость на первом участке 30 км/ч; а на втором 80 км/ч.

              3. Игрушечное ведерко в 5 раз меньше настоящего и имеет такую же форму. Сколько игрушечных ведерок надо, чтобы заполнить настоящее ведро?

              Решение. Объем большого ведра  А3, объем игрушечного ведерка А3/125. Число ведерок N =  А3/ А3/125.  

              Ответ: 125

                     4.Определите длину L изоляционной ленты в целом мотке.

              Примечание. От мотка можно отмотать кусок изоляционной ленты длиной не более 20 см.

              Оборудование. Моток изоляционной ленты, штангенциркуль, лист миллиметровой бумаги.

              Рекомендации для организаторов. Необходимо предоставить участникам описание штангенциркуля.

              Решение.

              Пусть L, d, h, V – длина, толщина, ширина и объём ленты. Пусть S – площадь основания мотка изоленты (рис. 1). Её можно определить либо «по клеточкам» на миллиметровой бумаге, либо из расчёта S = πR2внеш − πR2внутр, но последнее выражение даёт менее точный результат, поскольку моток может быть деформирован и иметь овальную форму. Толщину ленты d измерим методом рядов. Тогда длина ленты равна

                      

               

              Всероссийская олимпиада школьников по физике 2012-2013.

              Школьный этап. 8 класс.

              Продолжительность: 2 часа.

              1. Автомобиль первую четверть пути проехал с постоянной скоростью за половину всего времени движения. Следующую треть пути, двигаясь с постоянной скоростью, за четверть всего времени. Остаток пути был преодолен со скоростью υ3 = 100 км/час. Какова средняя скорость автомобиля на всем пути? Чему равны скорости на первом и втором участках?

              Решение. По определению средняя скорость есть отношение всего пути ко всему времени движения: υср = S/t. Из условия следует, что длина третьего участка составляет 5/12    всего пути, а время  - 1/4 часть всего времени.  Поэтому υ3  = S3 /t3 = 5/3 · S/t  = 5/3 · υср    →    υ ср = 3/5 · υ 3 →   υ ср = 60 км/ч. Скорость на первом участке:  υ1 = S1/t1 ;      υ1 = S · 2 / 4 · t ;     υ1 = 1/2 · υср ;  υ1  =  30 км/ч. На втором: υ2  = S2/t2 ;      υ2 = S  · 4 / 3 · t  ;    υ2 = 4/3 · υср ;    υ2 = 80 км/ч.

              2. Ученик измерил плотность бруска, и она оказалась равной  ρ  = 600 кг/м3. На самом деле брусок состоит из двух частей, равных по массе, плотность одной из которых в 2 раза больше плотности другой. Найдите плотности обеих частей.

              Решение. ρ  = m /V

              V= V1 + V2,  

              V1 =  m1 /V1 

              V2 =  m2 /V2 

              ρ  = m / V1 + V2 = 4/3 ρ 2 

                          ρ 2 = 450 кг/м3 и ρ 1 = 900 кг/м3

              Ответ: 450 и 900 кг/м3.

              3. Стержень постоянного сечения, левая часть которого изготовлена из алюминия, а правая из меди, уравновешен на опоре.  Длина части из алюминия равна 50 см. Какова длина всего стержня?

                                       L                                                       l

                                   Mg

                                                                                               mg

              Решение.  Lс – длина стержня,

              MgL/2 = mg (Lс  - L )/2

              ρ1L2 = ρ2 (Lс  - L)2

              Lс  =0,77м

              Ответ: 0,77м

              4. Определите длину L изоляционной ленты в целом мотке.

              Примечание. От мотка можно отмотать кусок изоляционной ленты длиной не более 20 см.

              Оборудование. Моток изоляционной ленты, штангенциркуль, лист миллиметровой бумаги.

              Рекомендации для организаторов. Необходимо предоставить участникам описание штангенциркуля.

              Решение

              Пусть L, d, h, V – длина, толщина, ширина и объём ленты. Пусть S – площадь основания мотка изоленты (рис. 1). Её можно определить либо «по клеточкам» на миллиметровой бумаге, либо из расчёта S = πR2внеш − πR2внутр, но последнее выражение даёт менее точный результат, поскольку моток может быть деформирован и иметь овальную форму. Толщину ленты d измерим методом рядов. Тогда длина ленты равна

                      

              Всероссийская олимпиада школьников по физике 2012-2013.

              Школьный этап. 9 класс.

              Продолжительность: 2 часа.

              1. Вагон поезда, движущегося со скоростью 36 км/ч, был пробит пулей, летевшей перпендикулярно к движению вагона. Одно отверстие в стенках вагона смещено относительно другого на 3 см. Ширина вагона – 2,7 м. Какова скорость движения пули?

              Решение. Пусть скорость вагона v1 = 10 м/с, смещение х =0,003м, ширина вагона     у =2,7 м.

              t = x/ v1=0,003c                         vп = у/t =2,7 м/0,003с = 900м/с

              Ответ: 900м/с

              2. Ученик измерил плотность бруска, и она оказалась равной  ρ  = 600 кг/м3. На самом деле брусок состоит из двух частей, равных по массе, плотность одной из которых в 2 раза больше плотности другой. Найдите плотности обеих частей.

              Решение. ρ  = m /V

              V= V1 + V2,  

              V1 =  m1 /V1 

              V2 =  m2 /V2 

              ρ  = m / V1 + V2 = 4/3 ρ 2 

                          ρ 2 = 450 кг/м3 и ρ 1 = 900 кг/м3

              Ответ: 450 и 900 кг/м3.

               3. Проекция скорости движения некоторого тела, движущегося вдоль оси Х, изменяется со временем так, как показано на рисунке. В момент t = 0, тело находится в начале координат. На каком расстоянии тело окажется через 100с? Какой путь оно пройдет за это время?

              Решение.

              4.   Измерьте плотность соленой воды.

                 Оборудование. Твердое тело (цилиндр из набора калориметрических тел) на нити, динамометр, мензурка с водой, стакан с соленой водой.

              Решение.

                 Выражение для расчета плотности соленой воды получим из закона Архимеда ρ=, где P1 и P2 соответственно вес тела в воздухе и соленой воде.

                 Измерить объем тела с помощью измерительного цилиндра с водой.

                 Измерить вес тела в воздухе и соленой воде с помощью динамометра.

                 По формуле рассчитать плотность соленой воды.

                 Провести оценку погрешностей измерений.

              Всероссийская олимпиада школьников по физике 2012-2013.

              Школьный этап. 10 класс.

              Продолжительность: 3 часа.

              1. Проекция скорости движения некоторого тела, движущегося вдоль оси Х, изменяется со временем так, как показано на рисунке. В момент t = 0, тело находится в начале координат. На каком расстоянии тело окажется через 100с? Какой путь оно пройдет за это время?

              Решение.

                       

               2. На горизонтальном полу закреплена  вертикальная подставка, сделанная из тонкого жесткого стержня. На этой подставке покоится маленький деревянный брусок массой 180 г. В брусок попадает пуля массой 9 г, летящая в горизонтальном направлении с некоторой скоростью v. Пуля пробивает брусок и вылетает из него со скоростью 3 м/с,  после чего и брусок и пуля падают на пол. Найти отношение дальностей полета пули и бруска вдоль горизонтали.

              3. Небольшой алюминиевый шарик с привязанной к нему легкой  нитью

              вморожен в ледышку  массой 100г. Свободный конец нити прикреплен ко дну теплоизолированного  цилиндрического сосуда , в который налита вода массой 0,5 кг, имеющая температуру 20˚С. Температура льда и шарика 0˚С, начальная сила натяжения нити 0,08Н. Какова будет температура воды в момент, когда сила натяжения станет равной нулю?

              Решение.

                       4.   Определить коэффициент трения бельевой веревки.

                 Оборудование. Бельевая веревка (шнур) длиной около 8-0см, линейка (30-40 см).

              Решение

                 Гибкую бельевую веревку растяните на столе перпендикулярно краю стола. Измерьте длину веревки . Постепенно свешивайте часть веревки со стола до тех пор, пока веревка не начнет скользить.

                 Измерьте длину свешенной части x в момент начала скольжения. Так как шнур (веревка) имеют везде одинаковую толщину, после преобразований получаем расчетную формулу:

              .

              Всероссийская олимпиада школьников по физике 2012-2013.

              Школьный этап. 11 класс.

              Продолжительность: 3 часа.

                       1. После энергичного встряхивания флакона, в котором оставалось немного шампуня, он оказался весь заполненный пеной. Определите плотность пены, если известно, что масса содержащегося во флаконе воздуха равна массе шампуня? Плотность воздуха 1,3 г/л, шампуня 1100 г/л.

              Решение.

              2. Небольшой алюминиевый шарик с привязанной к нему легкой  нитью

              вморожен в ледышку  массой 100г. Свободный конец нити прикреплен ко дну теплоизолированного  цилиндрического сосуда , в который налита вода массой 0,5 кг, имеющая температуру 20˚С. Температура льда и шарика 0˚С, начальная сила натяжения нити 0,08Н. Какова будет температура воды в момент, когда сила натяжения станет равной нулю?

              3. Четыре небольших одинаково заряженных бусинки массой m каждая соединили четырьмя непроводящими нитями и подвесили за одну из бусинок так, что при этом нити, идущие от точки подвеса, образовали угол 60˚. Определите силы натяжения нитей.

                      4.   Определить коэффициент трения бельевой веревки.

                 Оборудование. Бельевая веревка (шнур) длиной около 8-0см, линейка (30-40 см).

              Решение. Гибкую бельевую веревку растяните на столе перпендикулярно краю стола. Измерьте длину веревки . Постепенно свешивайте часть веревки со стола до тех пор, пока веревка не начнет скользить.

                 Измерьте длину свешенной части x в момент начала скольжения. Так как шнур (веревка) имеют везде одинаковую толщину, после преобразований получаем расчетную формулу:

              .

              медь

              алюминий

              nsportal.ru

              Разработка "Задания и ответы школьного этапа олимпиады по физике2

              Школьный этап Всероссийской олимпиады по физике

              2016-2017 учебный год

              Время выполнения 2 урока

              Каждое задание оценивается в 10 баллов

              Школьная олимпиада по физике

              7 класс

              1. Прочитай рассказ и переведи в систему СИ физические величины, которые указаны в рассказе (для записи значений величин в системе СИ оставлено место в скобках).

              Одна улитка очень любила путешествовать. Однажды в теплый летний день она двигалась непрерывно в течение 1,2 часа ( ), развивая скорость до 20 см/мин ( ), а иногда и до 5 дм/мин ( ). На ее пути возникали разные препятствия – огромные ветки деревьев длиной 0,003 км ( ), камни объемом около 45 см3 ( ). С радостью она встречала других путешественников – барсука массой 0,08 ц ( ), мышь, масса которой оказалась примерно 60 г ( ) и многих других. При встрече она радостно им улыбалась и желала удачного путешествия.

              2. Фора (от итальянского fora – вперед) – заранее обусловленное преимущество, даваемое сильным участником слабому в некоторых спортивных соревнованиях, играх. Какую фору должен дать пешеход, идущий со скоростью 5,4 км/ч, улитке, ползущей со скоростью 0,015 м/с, чтобы на дистанции 9 м финишировать одновременно с ней?

              3. Экспериментальная задача. Определите толщину одной страницы выданной книги.

              Школьный этап Всероссийской олимпиады по физике

              2016-2017 учебный год

              Время выполнения 2, 5 урока

              Каждое задание оценивается в 10 баллов

              Школьная олимпиада по физике

              8 класс

              1. На левой чаше весов стоит мензурка с водой. На правую чашу ставят точно такую же мензурку и наливают в нее ртуть до тех пор, пока весы не придут в равновесие. В какой мензурке уровень жидкости выше? Во сколько раз? Плотность ртути – 13, 5 г/см3, Плотность воды - 1 г/см3.

              2. Голодный Вини Пух ест со скоростью 50 г/с. Кролик носит еду из буфета на стол со скоростью 0,24 кг/мин. Сможет ли кролик обеспечить непрерывный процесс питания Вини Пуха?

              3. Плот длиной ℓ состоит из бревен. Площадь поперечного сечения каждого бревна S. Плот может удержать на воде груз массой m. Плотность дерева ρ, плотность воды ρо. Определить, из скольких бревен сделан плот.

              4.Экспериментальная задача: определите объём одной канцелярской скрепки, если у вас есть мензурка с водой и несколько скрепок.

              Школьный этап Всероссийской олимпиады по физике

              2016-2017 учебный год

              Время выполнения 2, 5 часа

              Каждое задание оценивается в 10 баллов

              Школьная олимпиада по физике

              9 класс

              1. По параллельным путям идут пассажирские поезда навстречу друг другу, длина каждого поезда 150 м. Скорость первого поезда 90 км/ч. Пассажир первого поезда определил, что встречный поезд прошел мимо него за 2 с. Определить скорость встречного поезда.

              2. Вес куска стекла в воде 1,5 Н. Определите его массу. Плотность стекла 2 500 кг/м3.

              3. Сообщающиеся сосуды состоят из двух одинаковых трубок (U-образная трубка). Трубки частично заполнили водой. На сколько повысится уровень воды в левой трубке, если в правую налить столько керосина, что он образует столб высотой 30 см?

              Плотность керосина 900 кг/м3, плотность воды 1000 кг/м3.

              4. В калориметр со льдом массой 100 г и температурой 0о С впущен пар при температуре 100 оС. Сколько воды окажется в калориметре непосредственно после того, как весь лед растает? λльда= 330 кДж/кг, L=2260 кДж/кг, своды=4200 Дж/ кг оС.

              5. Экспериментальная задача.

              У вас есть моток тонкой проволоки, карандаш и тетрадь в клетку. Определите площадь поперечного сечения проволоки.

              Школьный этап Всероссийской олимпиады по физике

              2016-2017 учебный год

              Время выполнения 2, 5 часа

              Каждое задание оценивается в 10 баллов

              Школьная олимпиада по физике

              10 класс

              1.Автобус первые 4 км пути проехал за 12 мин, а следующие 12 км – за 18 мин. Определите среднюю скорость автобуса на всем пути.

              2.Тело совершает прямолинейное равноускоренное движение с некоторой начальной скоростью. Каково перемещение тела за 20 с, если его скорость через 10 с после начального момента равна 5 м/с? Тело двигалось в одном направлении.

              3. Три проводника с сопротивлением 8 Ом и 12 Ом и 24 Ом соединены параллельно. Определить сопротивление цепи.

              4. Определить до какой минимальной температуры надо нагреть стальной шарик, чтобы он, будучи положен на лед, полностью в него погрузился. Температура льда 0оС, удельная теплоемкость стали с=500 Дж/кг оС, плотность стали ρстали=7800 кг/м3, плотность льда ρльда=900 кг/м3, удельная теплота плавления льда λ=330 кДж/кг.

              5. Экспериментальная задача.

              Определите толщину тонкой стеклянной пластинки прямоугольной формы, имея весы с разновесом и линейку. Учтите, что непосредственно измерять толщину пластинки линейкой нецелесообразно, так как это даст неточный результат.

              Школьный этап Всероссийской олимпиады по физике

              2016-2017 учебный год

              Время выполнения 2, 5 часа

              Каждое задание оценивается в 10 баллов

              Школьная олимпиада по физике

              11 класс

              1.Газовый отопительный котел разрешается устанавливать в проветриваемом помещении объемом не менее 15 м3. Каков объем помещения, длина пола в котором равна 250 см, ширина – 25 дм, а высота потолка над полом – 2,2 м? Возможна ли установка котла в нем?

              2. Моль гелия (одноатомный газ) вначале изотермически расширяется – при этом он получает в виде тепла 1620 Дж, затем его охлаждают при неизменном объеме, отняв у него 1000 Дж в виде тепла. После этого его адиабатически сжимают до начального состояния. Найти термодинамический КПД этого цикла.

              3. Паровоз массой 900 т идет по горизонтальному пути и развивает при этом постоянную силу тяги в 270кН. Известно, что на участке пути в 250 м, его скорость возросла с 36 до 45 км/ч. Определить силу сопротивления движению паровоза.

              4.Найти силу токов и напряжения на каждом из резисторов цепи если амперметр показывает 2А, а сопротивление резисторов R1 =2 Ом, R2 =10 Ом, R3 =15 Ом, R4 =4 Ом.


              5. Экспериментальная задача. Определите коэффициент трения µ дерева по дереву.

              Приборы и материалы:1)деревянная линейка;

              2)деревянный брусок;

              3)измерительная лента или линейка.

              ОТВЕТЫ

              Школьный этап Всероссийской олимпиады по физике

              2016-2017 учебный год

              Время выполнения 2 урока

              Каждое задание оценивается в 10 баллов

              Школьная олимпиада по физике

              7 класс

              1. Прочитай рассказ и переведи в систему СИ физические величины, которые указаны в рассказе (для записи значений величин в системе СИ оставлено место в скобках).

              Одна улитка очень любила путешествовать. Однажды в теплый летний день она двигалась непрерывно в течение 1,2 часа ( ), развивая скорость до 20 см/мин ( ), а иногда и до 5 дм/мин ( ). На ее пути возникали разные препятствия – огромные ветки деревьев длиной 0,003 км ( ), камни объемом около 45 см3 ( ). С радостью она встречала других путешественников – барсука массой 0,08 ц ( ), мышь, масса которой оказалась примерно 60 г ( ) и многих других. При встрече она радостно им улыбалась и желала удачного путешествия.

              Ответ

              1,2 часа = 4320с

              20 см/мин = 1/300 м/с = 3,33·10-3

              5 дм/мин = 1/120 м/с = 8,33·10-3

              0,003 км = 3м

              45 см3 = 45∙10-6 м3

              0,08 ц = 8 кг

              60 г =0,06 кг

              Критерии оценивания

              1,2 часа = 4320с – 1балл.

              20 см/мин = 1/300 м/с = 3,33·10-3– 2балла.

              5 дм/мин = 1/120 м/с = 8,33·10-3 – 2балла.

              0,003 км = 3м – 1балл.

              45 см3 = 45∙10-6 м3– 2балла.

              0,08 ц = 8 кг – 1балл.

              60 г =0,06 кг – 1балл

              2. Фора (от итальянского fora – вперед) – заранее обусловленное преимущество, даваемое сильным участником слабому в некоторых спортивных соревнованиях, играх. Какую фору должен дать пешеход, идущий со скоростью 5,4 км/ч, улитке, ползущей со скоростью 0,015 м/с, чтобы на дистанции 9 м финишировать одновременно с ней?

              Решение

              Критерии оценивания

              Записано условие – 2 балла

              Сделан перевод величин – 2 балла

              Записана формула – 3 балла

              Найден числовой результат – 3 балла

              3. Экспериментальная задача. Определите толщину одной страницы выданной книги.

              Решение. Используем метод рядов.

              Критерии оценивания

              За описание метода решения – 6 балла

              За получение результата измерений – 4 балла

              Школьный этап Всероссийской олимпиады по физике

              2016-2017 учебный год

              Время выполнения 2, 5 урока

              Каждое задание оценивается в 10 баллов

              Школьная олимпиада по физике

              8 класс

              1. На левой чаше весов стоит мензурка с водой. На правую чашу ставят точно такую же мензурку и наливают в нее ртуть до тех пор, пока весы не придут в равновесие. В какой мензурке уровень жидкости выше? Во сколько раз? Плотность ртути – 13, 5 г/см3, Плотность воды - 1 г/см3.

              Решение. В левой мензурке уровень в 13, 6 раз выше, чем в правой.

              Критерии оценивания

              Записано условие – 2 балла

              Записана формула – 4 балла

              Найден числовой результат – 4 балла

              2. Голодный Вини Пух ест со скоростью 50 г/с. Кролик носит еду из буфета на стол со скоростью 0,24 кг/мин. Сможет ли кролик обеспечить непрерывный процесс питания Вини Пуха?

              Решение

              Критерии оценивания

              Записано условие – 2 балла

              Сделан перевод величин – 2 балла

              Записана формула – 3 балла

              Найден числовой результат – 3 балла

              3. Плот длиной ℓ состоит из бревен. Площадь поперечного сечения каждого бревна S. Плот может удержать на воде груз массой m. Плотность дерева ρ, плотность воды ρо. Определить, из скольких бревен сделан плот.

              Решение

              Дано:

              ℓ - длина плота;

              S – площадь поперечного сечения бревна;

              m – масса груза;

              ρо – плотность воды;

              ρ – плотность дерева.

              N - ?

              1. Плот будет держаться на воде, если Fарх=F1+ F2 (1), где F1 – сила тяжести плота; F2 – сила тяжести груза.

              2. Архимедова сила равна: Fарх= ρо g V; V- объем плота; V= NV1; N-число бревен; V1-объем одного бревна; V1=S ℓ, тогда Fарх= ρо g N S ℓ.

              3. Сила тяжести плота F1=m1 g N , m1-масса одного бревна; m1= ρ V1; F1= ρ S ℓ g N.

              4. Сила тяжести груза на плоту: F2=m g.

              5. Подставляя все значения сил в уравнение (1), получаем:

              ρо g N S ℓ= ρ S ℓ g N+ m g;

              ρо g N S ℓ- ρ S ℓ g N= m g;

              g N S ℓ(ρо- ρ) = m g;

              N= m/ S ℓ(ρо- ρ).

              Ответ: N= m/ S ℓ(ρо- ρ).

              Критерии оценивания

              Записано условие – 2 балла

              Записана формула условие плавание тел– 2 балла

              Записана формула силы тяжести- 2 балла

              Записано условие плавание тел – 2 балла

              Найден числовой результат – 2 балла

              4.Экспериментальная задача: определите объём одной канцелярской скрепки, если у вас есть мензурка с водой и несколько скрепок.

              Решение. Определить начальный объём жидкости в мензурке V1. Погрузить N скрепок в мензурку с водой. Определить объём жидкости со скрепками V2. Вычислить объём одной скрепки по формуле
              V=(V2 - V1)/ N.

              Критерии оценивания

              Сделано описание способа определения – 1 балл.

              Приведена формула определения объёма одной скрепки – 3 балла.

              Произведено непосредственное определение объёма одной скрепки – 2 балла.
              Измерения проведены несколько раз и проведено усреднение результатов – 4 балла.

              Школьный этап Всероссийской олимпиады по физике

              2016-2017 учебный год

              Время выполнения 2, 5 часа

              Каждое задание оценивается в 10 баллов

              Школьная олимпиада по физике

              9 класс

              1. По параллельным путям идут пассажирские поезда навстречу друг другу, длина каждого поезда 150 м. Скорость первого поезда 90 км/ч. Пассажир первого поезда определил, что встречный поезд прошел мимо него за 2 с. Определить скорость встречного поезда.

              Решение

              Дано: СИ: Решение:

              V1=90 км/ч 25м/с ℓ=s= (V1+ V2) t ; V2= s/ t - V1;

              t=2с

              ℓ=150 м

              __________ V2 = 150м/2с – 25м/с = 50 м/с=180 км/ч

              V2-?

              Ответ: 50 м/с =180 км/ч.

              Критерии оценивания

              Записано условие – 2 балла

              Сделан перевод величин – 2 балла

              Записана формула – 3 балла

              Найден числовой результат – 3 балла

              2. Вес куска стекла в воде 1,5 Н. Определите его массу. Плотность стекла 2 500 кг/м3.

              Решение. Fарх = Р1 - Р2 , где:Р1-вес в воздухе, Р2- вес стекла в воде.

              Fарх = ρвgV; V = mcc, тогда

              mc = Р2/ g(1- ρв/ ρc)

              Ответ: mc= 0, 25 г.

              Критерии оценивания

              Записано условие – 2 балла

              Сделан перевод величин – 2 балла

              Записана формула – 3 балла

              Найден числовой результат – 3 балла

              3. Сообщающиеся сосуды состоят из двух одинаковых трубок (U-образная трубка). Трубки частично заполнили водой. На сколько повысится уровень воды в левой трубке, если в правую налить столько керосина, что он образует столб высотой 30 см?

              Плотность керосина 900 кг/м3, плотность воды 1000 кг/м3.

              Решение. Предположим, что в левой трубке уровень воды повысился на h. Тогда в правой трубке уровень воды будет ниже, чем в левой, на 2h.

              ρк gH = ρв g2h. → h = 12 см.

              Критерии оценивания

              Записано условие – 2 балла

              Сделан перевод величин – 2 балла

              Записана формула – 3 балла

              Найден числовой результат – 3 балла

              4. В калориметр со льдом массой 100 г и температурой 0о С впущен пар при температуре 100 оС. Сколько воды окажется в калориметре непосредственно после того, как весь лед растает? λльда= 330 кДж/кг, L=2260 кДж/кг, своды=4200 Дж/ кг оС.

              Решение

              Дано: СИ Решение:

              mльда=100 г 0,1кг Qльда=Qпара+Qводы

              t 1=0о С λльдаmльда= Lпара mпара+ сводыmпара∆t

              t 2=100 оС

              λльда= 330 кДж/кг 330000Дж mпара= λльдаmльда / (Lпара+ своды∆t)

              Lпара=2260 кДж/кг 2260000Дж m пара=0,012 кг

              своды=4200 Дж/ кг оС Мводы= mпара + mльда

              Мводы=0,1кг+0,012кг= 0,112 кг=112г.

              _____________

              Mводы-?

              Ответ: Mводы =112г.

              Критерии оценивания

              Записано условие – 2 балла

              Сделан перевод величин – 2 балла

              Записана формула условия теплового баланса – 2 балла

              Записаны формулы плавления и нагревания – 2 балла

              Найден числовой результат – 2 балла

              5. Экспериментальная задача.

              У вас есть моток тонкой проволоки, карандаш и тетрадь в клетку. Определите площадь поперечного сечения проволоки.

              Решение. Нужно намотать проволоку на карандаш как можно плотнее (сделать больше число витков).

              Измерить длину ряда и разделить на число витков, таким образом, получим диаметр проволоки. В качестве «мерной единицы» следует воспользоваться клетками в тетради (длина клетки ℓ=0,5 см).

              Определить примерный диаметр проволоки по формуле S= πd2/4

              Критерии оценивания

              За описание метода решения – 6 балла

              За получение результата измерений – 4 балла

              Школьный этап Всероссийской олимпиады по физике

              2016-2017 учебный год

              Время выполнения 2, 5 часа

              Каждое задание оценивается в 10 баллов

              Школьная олимпиада по физике

              10 класс

              1.Автобус первые 4 км пути проехал за 12 мин, а следующие 12 км – за 18 мин. Определите среднюю скорость автобуса на всем пути.

              Решение

              По формулам , , находим общее время, общий путь и среднюю скорость .

              Примечание: Время удобнее перевести в часы. Не снижать баллы за неиспользование системы СИ.

              Критерии оценивания

              Записано условие – 2 балла

              Записана формула – 5 балла

              Найден числовой результат – 3 балла

              2.Тело совершает прямолинейное равноускоренное движение с некоторой начальной скоростью. Каково перемещение тела за 20 с, если его скорость через 10 с после начального момента равна 5 м/с? Тело двигалось в одном направлении.

              Решение. Обозначим начальную скорость тела V0 , а ускорение а. Промежуток времени, равный 10 с, обозначим t.

              Скорость тела через 10 с после начального момента V = V0 + at, а путь, пройденный за 20 с, равен S = V02t + a(2t2)/2 = 2t(V0 + at) = 2Vt = 2*5*10 = 100м.

              Ответ: S = 100 м.

              Критерии оценивания

              Записано условие – 2 балла

              Записана формула – 5 балла

              Найден числовой результат – 3 балла

              3. Три проводника с сопротивлением 8 Ом и 12 Ом и 24 Ом соединены параллельно. Определить сопротивление цепи.

              Решение. Три проводника с сопротивлением 8 Ом и 12 Ом и 24 Ом соединены параллельно. Определить сопротивление цепи.

              R1 = 8 Ом
              R2=12 Ом
              R3= 24 Ом

              Решение:

              Rобщ= 4 (Ом)

              Rобщ,- ?

               

               

               

              Ответ: Rобщ= 4 Ом.

              Критерии оценивания

              Записана формула параллельного соединения проводников –6 баллов.

              Найден числовой результат для энергии –4 балла.

              4. Определить до какой минимальной температуры надо нагреть стальной шарик, чтобы он, будучи положен на лед, полностью в него погрузился. Температура льда 0оС, удельная теплоемкость стали с=500 Дж/кг оС, плотность стали ρстали=7800 кг/м3, плотность льда ρльда=900 кг/м3, удельная теплота плавления льда λ=330 кДж/кг.

              Решение

              Дано:

              t0 = 0оС

              с=500 Дж/кг оС

              ρстали=7800 кг/м3,

              λ=330 кДж/кг

              ρльда=900 кг/м3

              t-?

              Количество теплоты, которое выделяет стальной шарик при охлаждении до 0оС, будет равно количеству теплоты, которое необходимо для расплавления льда в объеме шарика: Qш=Qл

              Или ρсталиVС(t- t0)= λ ρльдаV, отсюда t = λ ρльда / ρстали С + t0

              Ответ: t = 76 оС.

              Критерии оценивания

              Записано условие – 2 балла

              Записана формула условия теплового баланса – 3 балла

              Записаны формулы плавления и охлаждения – 3 балла

              Найден числовой результат – 2 балла

              5. Экспериментальная задача.

              Определите толщину тонкой стеклянной пластинки прямоугольной формы, имея весы с разновесом и линейку. Учтите, что непосредственно измерять толщину пластинки линейкой нецелесообразно, так как это даст неточный результат.

              Решение. Толщину пластинки h можно рассчитать по формуле h= m/ ρS, где m- масса пластинки, ρ-плотность стекла, S-площадь пластинки. Массу пластинки определяют с помощью весов, а площадь вычисляют, предварительно измерив длину и ширину пластинки.

              Критерии оценивания

              За описание метода решения – 6 балла

              За получение результата измерений – 4 балла

              Школьный этап Всероссийской олимпиады по физике

              2016-2017 учебный год

              Время выполнения 2, 5 часа

              Каждое задание оценивается в 10 баллов

              Школьная олимпиада по физике

              11 класс

              1.Газовый отопительный котел разрешается устанавливать в проветриваемом помещении объемом не менее 15 м3. Каков объем помещения, длина пола в котором равна 250 см, ширина – 2

              infourok.ru

              Архивы задач 2000-2008 - Всероссийская олимпиада по физике. Олимпиада Максвелла.

              Год

              Муниципальный

              этап

              Региональный этап

               

              Окружной этап

               

                Финал России      

               

              Азиатская

              APhO

              Международная  

              IPhO

              Естественнонаучная

              IJSO

               

               

              Скачать задания

              муниципальных

              2000-2008

              одним архивом

               

              Скачать задания

              Региональных этапов

              2000-2008

              одним архивом

              Скачать задания

              Окружных этапов

              2000-2008

              одним архивом

              Скачать задания

              Финалов России

              2000-2008

              одним архивом

              Скачать задания

              APhO

              2000-2008

              одним архивом

              Скачать  задания

              IPhO

              2000-2008

              одним архивом

              Скачать задания

              IJSO

              2004-2008

              одним архивом

              4ipho.ru

              Муниципальный тур Всероссийской олимпиады по физике 2015-16 уч.г.

              Школьный этап ВсОШ 2018-2019 учебного года

              Олимпиадные задания школьного этапа ВсО

              Adobe Acrobat Document 899.1 KB

              Решение ШЭ физика 2018-2019.pdf

              Adobe Acrobat Document 823.9 KB


              Муниципальный этап ВсОШ 2018-2019 учебного года

              Физика 7.pdf

              Adobe Acrobat Document 381.6 KB

              Физика 8.pdf

              Adobe Acrobat Document 385.0 KB

              Физика 9.pdf

              Adobe Acrobat Document 336.9 KB

              Физика 10 .pdf

              Adobe Acrobat Document 312.6 KB

              Физика 11.pdf

              Adobe Acrobat Document 352.0 KB

              Физика(р) 7.pdf

              Adobe Acrobat Document 678.8 KB

              Физика(р) 8.pdf

              Adobe Acrobat Document 406.1 KB

              Физика(р) 9.pdf

              Adobe Acrobat Document 454.9 KB

              Физика(р) 10.pdf

              Adobe Acrobat Document 526.7 KB

              Физика(р) 11.pdf

              Adobe Acrobat Document 437.4 KB


              ВСОШ шк.тур по физике 2017-18 уч.год.pdf

              Adobe Acrobat Document 681.9 KB

              Школьный тур всероссийской олимпиады 2016-17 уч. год

              Всероссийская олимпиада шк тур по физике

              Adobe Acrobat Document 1.8 MB

              Муниципальный тур Всероссийской олимпиады по физике 2015-16 уч.г.

              Физика 7.pdf

              Adobe Acrobat Document 138.7 KB

              Физика 8.pdf

              Adobe Acrobat Document 121.5 KB

              Физика 9.pdf

              Adobe Acrobat Document 104.2 KB

              Физика 10.pdf

              Adobe Acrobat Document 104.5 KB

              Физика 11.pdf

              Adobe Acrobat Document 135.3 KB

              Физика 7 ответы.pdf

              Adobe Acrobat Document 180.3 KB

              Физика 8 ответы.pdf

              Adobe Acrobat Document 162.2 KB

              Физика 9 ответы.pdf

              Adobe Acrobat Document 152.1 KB

              Физика 10 ответы.pdf

              Adobe Acrobat Document 112.5 KB

              Физика 11 ответы.pdf

              Adobe Acrobat Document 138.4 KB


              Физика_рекомендации ШЭ и МЭ_2015-2016.pd

              Adobe Acrobat Document 473.0 KB

              Физика_Образцы заданий_муниципальный эта

              Adobe Acrobat Document 593.5 KB

              Физика_образцы заданий_школьный этап.pdf

              Adobe Acrobat Document 493.4 KB

              Районная олимпиада по физике 2014-2015.r

              compressed file archive 3.5 MB

              Муниципальный тур Всероссийской олимпиады по физике 2013-14 уч.г.

              Задания.rar

              compressed file archive 962.5 KB

              Ответы.rar

              compressed file archive 385.7 KB

              Протоколы.rar

              compressed file archive 38.5 KB

              ОрганизаторамМуниципальноготура.rar

              compressed file archive 13.0 KB


              rmofizik.jimdo.com

              Author: alexxlab

              Добавить комментарий

              Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *