Распространение реформации в европе контрреформация конспект – План-конспект урока по истории для 7 класса «Распространение Реформации в Европе. Контрреформация»

План-конспект урока по истории для 7 класса «Распространение Реформации в Европе. Контрреформация»

План-конспект урока на тему:

«Распространение Реформации в Европе. Контрреформация»

Цели урока:

  1. Образовательные цели:

1) Провести сравнительный анализ методов католической контрреформации, выявить ее причины, цели, влияние на дальнейшую судьбу европейских стран.

2) В ходе работы продолжить формирование научного мировоззрения с помощью научных понятий «контрреформация», Игнатий Лойола, орден иезуитов.

  1. Воспитательные цели:

1) Предоставить учащимся возможность оценить цели и средства руководителей Реформации и Контрреформации.

  1. Развивающие цели:

1) Продолжить развитие у учащихся умений выделять главное  в тексте учебника и исторических источниках (выделить методы католической Контрреформации).

2) Продолжить формирование у учащихся исторического мышления (определять причины и следствия Реформации и Контрреформации).

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: карта «Европа в XVI-первой половине XVII в.», учебник «Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800», 7 класс, А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина, П. А. Баранов, схема на доске, тесты.

Ход урока:

Организационный момент.

Сообщение темы и целей.

Актуализация опорных знаний учащихся по данной теме.

Учитель обращается к ученикам:

  • Сегодня мы продолжим разговор о Реформации в Европе.

  • Ребята, что такое Реформация?

  • Каковы были причины Реформации в Германии?

  • Каких целей в движении за реформу церкви добивались князья, феодалы, горожане и крестьяне?

  • Каковы были основные идеи учения Мартина Лютера?

  • Объясните высказывание: «Эразм снёс яйцо, а Лютер его высидел».

  • Что получили от Реформации различные слои населения?

Изучение новой темы.

План изучения новой темы:

  1. Жан Кальвин — французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма. 

  2. Кальвинистская церковь.

  3. Распространение кальвинизма по Европе.

  4. Контрреформация.

  5. Орден иезуитов.

  6. Попытки реформ и Тридентский собор.

  1. Жан Кальвин — французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма.

Рассказ учителя:

Зародившись в Германии, Реформация начинает распространяться по всей Европе, и в первую очередь она проникает в близ лежавшие к Германии государства Францию, Англию и Швейцарию. Самое большое распространение движение протестантов получает в Швейцарии и это связано с именем Жана Кальвина.

Жан Кальвин (1509-1564) родился во Франции, получил прекрасное образование, в совершенстве овладел латынью, древнееврейским и древнегреческим языками, что дало ему возможность читать Библию в оригинале. Познакомившись с учением Лютера, он в 1533 г. объявляет себя протестантом. За участие в распространении протестантских воззваний Кальвин подвергается преследованиям и бежит в Швейцарию, где пишет книгу, в которой излагает основные положения своего учения. Так оформляется ещё одно протестантское вероучение – кальвинизм.

Вслед за Мартином Лютером Жан Кальвин попытался дать ответ на вопрос волновавший верующих более 1000 лет: «Свободен ли человек в выборе жизненного пути или его судьба предопределена?»

Кальвин утверждал, что…

  • Судьбы людей предопределены Богом.

  • Никто из верующих не знает собственного предопределения.

  • Но человек не должен слепо ожидать свершение своей судьбы, он должен двигаться навстречу судьбе через труд.

  •  Именно труд был знаком спасения души.

Таким образом, кальвинизм провозглашал новые моральные ценности: бережливость, скупость, расчет, неустанный труд.

  1. Кальвинистская церковь.

  2. Распространение кальвинизма по Европе.

  3. Контрреформация.

Самостоятельная работа учащихся с учебными материалами:

Учитель предлагает учащимся  изучить 3 главных вопроса новой темы в группах. Затем в яркой, интересной форме каждая группа сообщает о том, что она узнала классу. Группы должны быть сформированы заранее, для экономии времени на уроке.

Задание группам:

Группа 1: Расскажите об устройстве кальвинистской церкви. Информация на стр. 103 учебника.

Группа 2: Докажите, что кальвинизм способствовал развитию предпринимательской деятельности в странах Европы. Информация на стр. 104 учебника.

Группа 3: Расскажите о борьбе католического духовенства с протестантизмом. Информация на стр. 104 учебника.

       

Выступление групп с отчетом об изученном материале.

Учитель предваряет выступление:

— В  40-х годах XVI века Швейцария стала одним из центров Реформации. В Женеве Жан Кальвин создает учение о предопределении человека, изменившее религиозную жизнь людей и их поведение.

Далее следует выступление групп.

После выступления задаются вопросы всему классу:

— Какие слои населения горячо поддержали кальвинизм, почему?

— Прав ли был Вольтер, сказавший, что «Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать оттуда монахов, а чтобы вогнать туда весь мир»?

Физкультминутка

  1. Орден иезуитов.

Рассказ учителя:

Идеи Жана Кальвина впоследствии распространились не только в Швейцарии, но и в Голландии, Франции, Шотландии, Англии. Поэтому для того чтобы остановить победное шествие Реформации, католическая церковь приняла экстренные меры, создав монашеский орден иезуитов, целью которого была защита церкви от ереси.

1540 г. — Образование ордена иезуитов.

Контрреформация – борьба католической церкви с реформационным движением.

Основателен ордена иезуитов был Игнатий Лойола.

Сейчас давайте попытаемся выяснить, какие меры использовали иезуиты для защиты католической церкви?

«+»

«-»

миссионерство, благотворительность, развивали образование, читали проповеди на национальных языках, занимались воспитанием детей из разных семей.

убивали соперников,  всегда наготове были яд и кинжал, иезуиты были послушным орудием террора в руках папы Римского

Для того чтобы ответить на этот вопрос мы заполним таблицу «Методы борьбы иезуитов с протестантами», читая пункт «Орден иезуитов» на стр. 104.

  1. Попытки реформ и Тридентский собор.

Рассказ учителя:

Потеря власти над рядом европейских стран привела Рим в замешательство, но ненадолго. Уже в 40-х гг. XVI в. Папы пытаются вернуть утерянные позиции, а главное – источник своих богатств – десятину. Проводятся первые попытки реформирования церкви – во второй половине XVI в. Католические богословы создали переводы Библии на национальные языки.

Но попытки реформ встречали сопротивление большей части католического духовенства. Спорные вопросы должен был разрешить Тридентский собор, открывшийся в 1545 г. и заседавший почти 18 лет.

Тридентский собор:

  1. Строгое соблюдение духовенством всех предписаний и указаний папы.

  2. Исключительное право церкви толкования Священного писания.

  3. Укрепление инквизиции.

  4. Запрет на продажу индульгенций.

  5. Открытие семинарий для католических священников.

  6. В устройстве католической церкви и в отношении к протестантизму ничего не изменилось.

Таким образом, победу в решении основных вопросов одержала реакционная часть духовенства.

Итоги урока:

Закрепление:

Вопросы – стр. 107 учебника.

Домашнее задание:

Параграф 12, вопросы к параграфу, записи в тетради.

Оценки за урок.

infourok.ru

«Распространение Реформации в Европе. Контрреформация»

План-конспект урока на тему:

«Распространение Реформации в Европе. Контрреформация»

Цели урока:

  1. Образовательные цели:

1) Провести сравнительный анализ методов католической контрреформации, выявить ее причины, цели, влияние на дальнейшую судьбу европейских стран.

2) В ходе работы продолжить формирование научного мировоззрения с помощью научных понятий «контрреформация», Игнатий Лойола, орден иезуитов.

  1. Воспитательные цели:

1) Предоставить учащимся возможность оценить цели и средства руководителей Реформации и Контрреформации.

  1. Развивающие цели:

1) Продолжить развитие у учащихся умений выделять главное  в тексте учебника и исторических источниках (выделить методы католической Контрреформации).

2) Продолжить формирование у учащихся исторического мышления (определять причины и следствия Реформации и Контрреформации).

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: карта «Европа в XVI-первой половине XVII в.», учебник «Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800», 7 класс, А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина, П. А. Баранов, схема на доске, тесты.

Ход урока:

Организационный момент.

Сообщение темы и целей.

Актуализация опорных знаний учащихся по данной теме.

Учитель обращается к ученикам:

  • Сегодня мы продолжим разговор о Реформации в Европе.

  • Ребята, что такое Реформация?

  • Каковы были причины Реформации в Германии?

  • Каких целей в движении за реформу церкви добивались князья, феодалы, горожане и крестьяне?

  • Каковы были основные идеи учения Мартина Лютера?

  • Объясните высказывание: «Эразм снёс яйцо, а Лютер его высидел».

  • Что получили от Реформации различные слои населения?

Изучение новой темы.

План изучения новой темы:

  1. Жан Кальвин — французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма. 

  2. Кальвинистская церковь.

  3. Распространение кальвинизма по Европе.

  4. Контрреформация.

  5. Орден иезуитов.

  6. Попытки реформ и Тридентский собор.

  1. Жан Кальвин — французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма.

Рассказ учителя:

Зародившись в Германии, Реформация начинает распространяться по всей Европе, и в первую очередь она проникает в близ лежавшие к Германии государства Францию, Англию и Швейцарию. Самое большое распространение движение протестантов получает в Швейцарии и это связано с именем Жана Кальвина.

Жан Кальвин (1509-1564) родился во Франции, получил прекрасное образование, в совершенстве овладел латынью, древнееврейским и древнегреческим языками, что дало ему возможность читать Библию в оригинале. Познакомившись с учением Лютера, он в 1533 г. объявляет себя протестантом. За участие в распространении протестантских воззваний Кальвин подвергается преследованиям и бежит в Швейцарию, где пишет книгу, в которой излагает основные положения своего учения. Так оформляется ещё одно протестантское вероучение – кальвинизм.

Вслед за Мартином Лютером Жан Кальвин попытался дать ответ на вопрос волновавший верующих более 1000 лет: «Свободен ли человек в выборе жизненного пути или его судьба предопределена?»

Кальвин утверждал, что…

  • Судьбы людей предопределены Богом.

  • Никто из верующих не знает собственного предопределения.

  • Но человек не должен слепо ожидать свершение своей судьбы, он должен двигаться навстречу судьбе через труд.

  •  Именно труд был знаком спасения души.

Таким образом, кальвинизм провозглашал новые моральные ценности: бережливость, скупость, расчет, неустанный труд.

  1. Кальвинистская церковь.

  2. Распространение кальвинизма по Европе.

  3. Контрреформация.

Самостоятельная работа учащихся с учебными материалами:

Учитель предлагает учащимся  изучить 3 главных вопроса новой темы в группах. Затем в яркой, интересной форме каждая группа сообщает о том, что она узнала классу. Группы должны быть сформированы заранее, для экономии времени на уроке.

Задание группам:

Группа 1: Расскажите об устройстве кальвинистской церкви. Информация на стр. 103 учебника.

Группа 2: Докажите, что кальвинизм способствовал развитию предпринимательской деятельности в странах Европы. Информация на стр. 104 учебника.

Группа 3: Расскажите о борьбе католического духовенства с протестантизмом. Информация на стр. 104 учебника.

       

Выступление групп с отчетом об изученном материале.

Учитель предваряет выступление:

— В  40-х годах XVI века Швейцария стала одним из центров Реформации. В Женеве Жан Кальвин создает учение о предопределении человека, изменившее религиозную жизнь людей и их поведение.

Далее следует выступление групп.

После выступления задаются вопросы всему классу:

— Какие слои населения горячо поддержали кальвинизм, почему?

— Прав ли был Вольтер, сказавший, что «Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать оттуда монахов, а чтобы вогнать туда весь мир»?

Физкультминутка

  1. Орден иезуитов.

Рассказ учителя:

Идеи Жана Кальвина впоследствии распространились не только в Швейцарии, но и в Голландии, Франции, Шотландии, Англии. Поэтому для того чтобы остановить победное шествие Реформации, католическая церковь приняла экстренные меры, создав монашеский орден иезуитов, целью которого была защита церкви от ереси.

1540 г. — Образование ордена иезуитов.

Контрреформация – борьба католической церкви с реформационным движением.

Основателен ордена иезуитов был Игнатий Лойола.

Сейчас давайте попытаемся выяснить, какие меры использовали иезуиты для защиты католической церкви?

«+»

«-»

миссионерство, благотворительность, развивали образование, читали проповеди на национальных языках, занимались воспитанием детей из разных семей.

убивали соперников,  всегда наготове были яд и кинжал, иезуиты были послушным орудием террора в руках папы Римского

Для того чтобы ответить на этот вопрос мы заполним таблицу «Методы борьбы иезуитов с протестантами», читая пункт «Орден иезуитов» на стр. 104.
  1. Попытки реформ и Тридентский собор.

Рассказ учителя:

Потеря власти над рядом европейских стран привела Рим в замешательство, но ненадолго. Уже в 40-х гг. XVI в. Папы пытаются вернуть утерянные позиции, а главное – источник своих богатств – десятину. Проводятся первые попытки реформирования церкви – во второй половине XVI в. Католические богословы создали переводы Библии на национальные языки.

Но попытки реформ встречали сопротивление большей части католического духовенства. Спорные вопросы должен был разрешить Тридентский собор, открывшийся в 1545 г. и заседавший почти 18 лет.

Тридентский собор:

  1. Строгое соблюдение духовенством всех предписаний и указаний папы.

  2. Исключительное право церкви толкования Священного писания.

  3. Укрепление инквизиции.

  4. Запрет на продажу индульгенций.

  5. Открытие семинарий для католических священников.

  6. В устройстве католической церкви и в отношении к протестантизму ничего не изменилось.

Таким образом, победу в решении основных вопросов одержала реакционная часть духовенства.

Итоги урока:

Закрепление:

Вопросы – стр. 107 учебника.

Домашнее задание:

Параграф 12, вопросы к параграфу, записи в тетради.

Оценки за урок.

multiurok.ru

План-конспект урока по теме»Распространение Реформации в Европе. Контрреформация»

План-конспект урока на тему:

«Распространение Реформации в Европе. Контрреформация»

Образовательные цели:

1) Познакомить учащихся с идеями кальвинизма.

2) Выявить причины и последствия Контрреформации.

3) в ходе работы продолжить формирование научного мировоззрения с помощью научных понятий «контрреформация», Игнатий Лойола, орден иезуитов.

Развивающие цели:

1) Продолжить развитие у учащихся умений выделять главное в тексте учебника и исторических источниках 2) Продолжить формирование у учащихся исторического мышления (определять причины и следствия Реформации и Контрреформации)

Воспитательные цели:

1) Предоставить учащимся возможность оценить цели и средства руководителей Реформации и Контрреформации.

Планируемые результаты: Предметные УУД: раскрывать значение понятий Контрреформация, кальвинизм, «Орден Иезуитов»

 рассказывать о деятелях Реформации; характеризовать основные положения протестантского учения, объяснять, что оно меняло в сознании и жизни людей; метапредметных УУД: работать с таблицей, картой, текстовым и историческим источниками, устанавливать причинно-следственные связи, уметь выстраивать последовательность событий; готовить сообщение на основе источников разных видов; Личностные УУД: уметь высказывать свою оценку событий и поступков людей с моральной точки зрения.    

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник «Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800», 7 класс, А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина, П. А. Баранов, схема тесты. мультимедийная доска, проектор, рабочие тетради.

Ход урока:

I.Организационный момент. (1мин.)

II.Проверка домашнего задания (7 мин.)

Как называлась тема нашего прошлого урока? (Начало Реформации в Германии)

Хронологическая мозаика.

1515,1517,1521, 1524-1525,1552,1555

1517- нАЧАЛО рЕФОРМАЦИИ В ГЕРМАНИИ

1521 Суд в Вормсе

1524-1525 Крестьянская война в Германии

1555 Аугсбурский мирный договор

Вы должны найти и объяснить даты, которые относятся к теме «Начало Реформации в Германии».
Объяснить смысл выражений и понятий.

  • Реформация

  • «На этом стою и не могу иначе»

  • Индульгенция

  • «Чья страна, того и вера»

  • Протестанты

  • Лютеранская вера

  1. Каковы были причины Реформации в Германии?

  2. Каковы были основные идеи учения Мартина Лютера?

  3. Какая круглая дата отмечается в этом году?

III.Мотивация учебной деятельности (1 мин.)

«Куда не кинь взгляд, всюду господствовали два цвета: коричневый и черный. Издали нельзя было отличить мужчин от женщин.Длинополые и темные камзолы и плащи уподобляли женевских граждан монахам. Редко можно услышать шутку или смех. Никто не смел подумать о театре, балах и развлечениях. Их не было в городе. «Протестантским Римом» называли современники швейцарский город Женеву в 16 веке. Почему? Мы выясним на этом уроке.

IV.Сообщение темы и целей. (1 мин.)

V.Изучение новой темы. (25 мин.)

План изучения новой темы:

  1. Жан Кальвин — французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма. 

  2. Распространение кальвинизма по Европе.

  3. Контрреформация.

  4. Орден иезуитов.

  5. Попытки реформ и Тридентский собор.

Жан Кальвин — французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма.

Рассказ учителя:

Зародившись в Германии, Реформация начинает распространяться по всей Европе, и в первую очередь она проникает в близ лежавшие к Германии государства Францию, Англию и Швейцарию. Самое большое распространение движение протестантов получает в Швейцарии и это связано с именем Жана Кальвина.

Сообшкеие учащегося

Жан Кальвин (1509-1564) родился во Франции, получил прекрасное образование, в совершенстве овладел латынью, древнееврейским и древнегреческим языками, что дало ему возможность читать Библию в оригинале. Познакомившись с учением Лютера, он в 1533 г. объявляет себя протестантом. За участие в распространении протестантских воззваний Кальвин подвергается преследованиям и бежит в Швейцарию, где пишет книгу, в которой излагает основные положения своего учения. Так оформляется ещё одно протестантское вероучение – кальвинизм.

Вслед за Мартином Лютером Жан Кальвин попытался дать ответ на вопрос волновавший верующих более 1000 лет: «Свободен ли человек в выборе жизненного пути или его судьба предопределена?»

Кальвин утверждал, что…

Работа с учебником в парах(стр.109) Найти главные идеи учения Кальвина

Предполагаемые ответы учащихся.

  • Судьбы людей предопределены Богом.

  • Никто из верующих не знает собственного предопределения.

  • Но человек не должен слепо ожидать свершение своей судьбы, он должен двигаться навстречу судьбе через труд.

  •  Именно труд был знаком спасения души.

Таким образом, кальвинизм провозглашал новые моральные ценности: бережливость, скупость, расчет, неустанный труд.

— В 40-х годах XVI века Швейцария стала одним из центров Реформации. В Женеве Жан Кальвин создает учение о предопределении человека, изменившее религиозную жизнь людей и их поведение. Кальвин и сам проявлял беспощадность к тем, кто сомневался в истинности его учения. Такой грех совершил испанский ученый Мигель Сервет

Сообщение учащегося.

Распространение кальвинизма по Европе.

Контрреформация.

Самостоятельная работа учащихся с учебными материалами:

Учитель предлагает учащимся изучить 3 главных вопроса новой темы в группах. Затем в яркой, интересной форме каждая группа сообщает о том, что она узнала классу. Группы должны быть сформированы заранее, для экономии времени на уроке.

Задание группам:

Группа 1: Расскажите об устройстве кальвинистской церкви. Информация на стр. 109-110 учебника.

Группа 2: Какие слои населения поддерживали кальвинизм и почему? Информация на стр. 110 учебника.

Группа 3: Расскажите о Распространении протестантизма в Европе. (Схема)      

Выступление групп с отчетом об изученном материале.

Учитель предваряет выступление:

После выступления задаются вопросы всему классу:

— Какие слои населения горячо поддержали кальвинизм, почему?

— Прав ли был Вольтер, сказавший, что «Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать оттуда монахов, а чтобы вогнать туда весь мир»?

Контрреформация.

Орден иезуитов.

Рассказ учителя:

Идеи Жана Кальвина впоследствии распространились не только в Швейцарии, но и в Голландии, Франции, Шотландии, Англии. Поэтому для того чтобы остановить победное шествие Реформации, католическая церковь приняла экстренные меры. Какие это меры, мы, выяснив, открыв учебник на странице 110-111

Предполагаемые ответы учащихся

Поощрение доносов на протестантов;

Введение цензуры печати;

Опубликован особый список «Индекс запрещенных книг»;

Введена инквизиция;

Создание «Ордена иезуитов».

Контрреформация – борьба католической церкви с реформационным движением.

Используя самые жестокие методы борьбы, папе удалось в ряде стран подавить реформационное движение. Эти страны (Польша, Италия, Юг Германии) остались католическими и в них надолго были сохранены феодальные порядки

1534 г. — Образование ордена иезуитов.

Основателен ордена иезуитов был Игнатий Лойола. (сообщение учащегося)

VI Закрепление нового материала.( 7 мин.)

Сейчас давайте попытаемся выяснить, какие меры использовали иезуиты для защиты католической церкви?

Для того чтобы ответить на этот вопрос мы заполним таблицу «Методы борьбы иезуитов с протестантами», читая пункт «Орден иезуитов» на стр. 102-113.

«+»

«-»

Занимались благотворительностью, развивали образование, читали проповеди на национальных языках, занимались воспитанием детей из разных семей.

убивали соперников,  всегда наготове были яд и кинжал, иезуиты были послушным орудием террора в руках папы Римского

. Там, где Реформация победила (Англия, северная и северо — восточная Германия, Голландия, Швейцария) там возникли национальные церкви, укрепилась светская власть королей и князей, создались благоприятные предпосылки для развития новых буржуазных отношений. (работа с картой)

Потеря власти над рядом стран привела Рим в замешательство. Уже в 40-е годы 16 века Папы пытаются вернуть утерянные позиции. Однако наиболее мыслящие деятели католической церкви приходят к пониманию необходимости реформ, которые бы ограничили абсолютную власть Папы, но попытки реформ встретили сопротивление большей части католического духовенства. Спорные вопросы должен был разрешить Тридентский собор, который собрался в 1545 году. (сообщение учащегося)

Класс делится на 2 группы. Одна выполняет тест на компьютере, другая работает в тетради и выполняет задание «Продолжи предложение».

Продолжи предложения.

  1. В XVI веке население Европы раскололось на 2 лагеря-…….

  2. Из-под папской власти ушли страны……….

  3. Женевским папой называли….

  4. В1534 году возникло……

  5. Его возглавил…….

  6. Главный девиз общества был……

  7. В 1545 году открылся….

  8. Контрреформация – это….

VII Итог урока (2 мин.)

Что вы узнали нового? С какими понятиями познакомились? С какими датами?

Назовите имена исторических деятелей, с которыми мы познакомились на этом уроке.

VIII. Домашнее задание. ( 1 мин.)

Прочитать параграф 12

стр.114, зад. 1, сравнить кальвинизм и лютеранство (высокий уровень)

Составить план «Борьба католической церкви с Реформацией» (достаточный уровень)

Выучить понятия (средний уровень)

infourok.ru

Урок на тему «Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации». 7-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Педагогические цели: показать процесс распространения Реформации в Европе; проследить ход борьбы католической церкви с Реформацией, подчеркнув причины и следствия этой борьбы. Сравнить процесс Реформации в Германии и Швейцарии, раскрыв роль Жана Кальвина. Рассмотреть методы борьбы католической церкви с Реформацией, выяснить значение Реформации для истории.

Тип урока: изучение нового материала

Планируемые результаты (предметные): владение знаниями по истории Европы XVI; умение вести диалог, обосновывать свою точку зрения.

Личностные результаты: готовность и способность к образованию и самообразованию, сформированность навыков в образовательной деятельности, проявление интереса к зарубежной истории и культуре; ориентация на выполнение моральных норм.

Универсальные учебные действия (метапредметные результаты): регулятивные — владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов; познавательные — владение навыками разрешения проблем; проявление готовности и способности к самостоятельной и ответственной информационной деятельности; коммуникативные — умение продуктивно общаться и взаимодействовать в ходе групповой работы, учитывать позиции другого; владение языковыми средствами.

Основное содержание темы: причины, сущность борьбы за Реформацию в Щвейцарии, борьба католической церкви с Реформацией.

Основные понятия: Реформация, Контрреформация, кальвинизм, протестантская церковь, иезуит, пресвитеры.

Даты: 1509-1564 дата жизни Жана Кальвина, 1536 — приезд Кальвина в Женеву, 1540 — создание Ордена иезуитов.

Выдающиеся личности: Жан Кальвин, Филипп II, Игнатий Лойола.

Образовательные ресурсы:

  • А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина. Новая история 7 класс, Москва, «Просвещение» , 2010
  • авторская презентация
  • настенная карта «Европа в XV-XVI веках»
  • энциклопедия для детей. Всемирная история, Москва, Мир энциклопедий Аванта+, 2006

Ход урока

I. Мотивирование к учебной деятельности. Организационный момент.

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне.

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

II. Стадия вызова.

Учитель в ходе небольшой беседы о Реформации в Германии подводит учащихся к пониманию и формулированию темы урока.

Записывается тема урока и проблемное задание «Каково значение Реформации?» (слайд 1 и 2)

III. Стадия осмысления.

План изучения нового материала:

1) Учение Жана Кальвина.

2) Женева — «Рим кальвинизма».

3) Контрреформация.

а) Орден иезуитов;

б)деятельность испанского короля Филиппа II;

в) деятельность инквизиции

4) Значение Реформации.

1) Учение Жана Кальвина.

Слово учителя:

События в Германии нанесли удар по могуществу католической церкви. Идеи Реформации начали распространяться и в других странах: Нидерландах, Франции, Дании, Норвегии, Швейцарии. Стали появляться новые протестантские течения. Одним из крупнейших центров Реформации стала Швейцария .(слайд 3)

Работа с учебником параграф 12. Задания для учащихся.

Прочитайте и выпишите основные идеи Жана Кальвина.

Главная идея кальвинизма – учение о предопределении:

— Судьба человека заранее определена Богом

— Единственная возможность узнать свою судьбу – успех в деле

— Для спасения одной веры мало, надо упорно трудиться

— Служение Богу состоит в том, что бы выполнять то, что тебе предначертано

Проверка записей (слайд 4, 5, 6).

2) Женева — «Рим — кальвинизма» (слайд 7,8)

Кальвинистская церковь также называется Пресвитерианской

Пресвитер – выборный глава Кальвинистской церкви

Пасторы – проповедники, которые выбирались из образованных горожан

Признавали только крещение и причащение

Кальвин придавал устройству своей церкви гораздо большее значение, чем германские реформаторы, Кальвинистская церковь должна, по замыслу своего создателя, вести сразу борьбу на два фронта: против папистов и против философов, т.е. светских мыслителей.

Вопрос классу: Как вы думаете, почему так было?

В 1553 в Женеве был сожжен на костре испанский ученый Мигель Сервет, не признававший догмат о Троице. Ушли в прошлое веселые праздники, карнавалы, музыка, танцы. Роскошь была запрещена.

Вопрос классу: Почему Женева стала «Римом кальвинизма»?

3) Контрреформация (слайд 9, 10, 11)

— Контрреформация – католическое движение, которое своей целью ставило — восстановление авторитета католической церкви и Папы Римского.

— Контрреформацию поддержали Испания, Италия, Франция

— Папа Римский объявил протестантов еретиками

— Был опубликован “Индекс запрещенных книг”

Работа в микрогруппах. (слайды 12, 13, )

  • 1 группа. Задание. Найти ответ на вопрос в учебнике: Каковы цели создания Ордена иезуитов?
  • 2 группа. Кто руководил Орденом иезуитов?
  • 3 группа. Какие методы использовали иезуиты7
  • 4 группа. Чем вошел в историю испанский король Филипп II?
  • 5 группа. Какова роль инквизиции в борьбе в Реформацией?

Обсуждение ответов на вопросы.

Слово учителя: рассказ о Тридентском соборе. (слайд 14)

ТРИДЕНТСКИЙ СОБОР — 1545

Заседал 18 лет

Был созван для разрешения разногласий между католиками.

Одна часть католиков была за реформы, другая – против.

По решению Собора, было решено отказаться от реформ, подтвердилось верховенство Папы Римского над Собором, церковь должна была строго выполнять его распоряжения.

Сторонники реформ добились отмены продаж индульгенций.

4) Значение Реформации. Обращение к проблемному вопросу. Обсуждение. Запись основных мыслей. Проверка записей с помощью слайда 15.

Реформация оставила в истории глубокий след, она изменила духовный, политический и экономический характер европейского общества

Реформация вызвала массовые народные движения, направленные также и против феодальных порядков

В результате Реформации появились национальные церкви, укрепилась светская власть, создались условия для развития национальных государств

IV. Итоги урока. Стадия рефлексии.

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Вспоминаются главные понятия темы и проводится рефлексия.

1) Как я усвоил новый материал? (хорошо, надо немного доработать, ничего не понял)

2) Как я работал на уроке?(активно, не очень активно, не работал)

3) Как работала моя группа?(активно, не очень активно, не справилась с заданиями)

V. Информация о домашнем задании. Параграф 14. Уметь рассказать о Жане Кальвине.

5.11.2016

urok.1sept.ru

Методическая разработка (7 класс) на тему: Распространение Реформации в Европе. Контрреформация

План-конспект урока

Технологическая карта урока

  1. Данные о преподавателе: Титова Алсу Ириковна
  2. Место работы:         Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7 Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан».
  3. 2. Предмет: История
  4. Класс: 7 
  5. Учебник (УМК): Юдовская А.Я, Ванюшкина Л.М.. История Нового времени 1500-1800гг: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений, М, Просвещение, 2013
  6.  Тема урока: Распространение Реформации в Европе. Контрреформация.
  7. Тип урока: Урок открытия нового знания
  8. Оборудование: КЕЙСЫ, маркеры и магниты, проектор, компьютер, учебник.
  9. Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

  1. Научится определять термины по заданной теме
  2. Научится определять персоналий по заданной теме
  3. Научится определять причинно-следственные факторы происходящих событий и их роль на последующий ход истории.

1.Научатся определять термины: Реформация, революция,религиозные войны, лютеранство, протестантизм.

2.Научатся определять персоналии: Мартин Лютер.

Жан Кальвин.

3.Научатся определять: причины, ход, итог и значение реформации.

Метапредметные

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий

Познавательные:  самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Работа с историческим источником, даст возможность научиться работать с текстом, выделять главное и второстепенное.

Личностные

Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им

Ребята реализуют себя в проектной работе, которая осуществляется в группе на уроке и при подготовке к нему, где мнение каждого необходимо для решения поставленных задач.

Характеристика этапов урока

Этап урока

Время, мин

Задачи

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

ФОУД*

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный этап.

1мин

Активизировать учащихся на работу

Словесный метод

Приветствие

Приветствие

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Актуализация знаний.

10мин

1.определить проблему урока

Подробно рассмотрено в приложении 1 и  2

Словесный метод

Наглядный метод

Практический метод

Фронтальная, индивиуальная

КЕЙС 1 стихотворение, для определения проблемы:с чем не согласны различные слои населения. Определение термина РЕФОРМАЦИЯ, причины, основные представители и их идеи, и реакция католической церкви на реформацию

Учащиеся должны определить: Ответы: — чрезмерное обогащение Рима

— отпущение грехов за деньги

-продажа реликвий

-лживость священнослужителей

-эксплуатация простых людей

-курение и пьянство священников

Реформация – движение за переустройство церкви.

2этап Первичное усвоение новых знаний.

Первичная проверка понимания

Первичное закрепление

15мин

Решение проблемы урока

1.религиозное движение выражающие несогласие с возрениями католической церкви

2.Имп. СВ.Рим.имп.Карл5 поддержал папу римского и приказал остановить передачу церковных земель гос.князья были не согласны и выразили протест.

3.Долг чел-быть дельным работником, знать свое место, профессию

4.Делай деньги во славу богу.

Словесный метод

Наглядный метод

Практический метод

Фронтальная, групповая

Подготовка КЕЙС 2

1)страна

2)время

3)официальное название

4)форма выражения своего мнения

5)идеи

6)как отразилась на жизни простого народа.

Для решения проблемы ребята делятся на группы и работают

1.Определение основных идей протестантизма: главное верить в себя, а не в бога.  

2.Делятся на группы и работают по основным предствителям.

3.Защита собственных проектов.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

4 мин

Постановка проблемы домашнего задания

Варфоломеевская ночь

контрреформация

Словесный метод

Фронтальная, индивиуальная

Объяснение домашнего задания.

Постановка проблемы были ли люди которые были не согласны с реформацией.

Варфоломеевская ночь-разобрать событие

Контрреформация- разобрать явление.

Рефлексия

10мин

Подвести итог.

Дать оценку явления

Формула ПОПС — учащимся предлагается написать четыре предложения, 
отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:
П – позиция 
О – объяснение (или обоснование) 
П – пример 
С – следствие (или суждение) 

Словесный метод

Наглядный метод

Практический метод

Фронтальная, групповая

Подготовка КЕЙС 3

Ребятам предлагается выявить плюсы и минусы реформации.

Для решения проблемы ребята делятся на группы и работают по формуле, доказывая следующие положения:

Я считаю, что реформация это негативное явление, оставившее яркий след в истории Европы

Я считаю, что реформация это положительное явление, оставившее яркий след в истории Европы


Приложение1

Работа по стихотворению кейс №1, определение, с чем не согласны различные слои населения. Определение термина РЕФОРМАЦИЯ, причины, основные представители и их идеи, и реакция католической церкви на реформацию

Слой населения

Князья, феодалы

Горожане

Крестьяне

Общее

1. Возмущение образом жизни духовенства, его роскошью и развлечениями.

2. Недовольство обязанностью платить церковную десятину

3. Продажа духовных должностей  и получение взяток

4. Продажа индульгенций

Особенное

1. Вмешательство духовенства в дела князей.

2. Стремление получить часть церковных земель

1. Недовольство поборами монастырей, расположенными в городской округе

1. Недовольство увеличением церковных владений.

2. Огромные поборы церкви с крестьян.

Кейс 1.  

Цель:определения причин Реформации

Источник информации: немецкий городской поэт Ганс Сакс (16 век), сапожник из Нюрнберга. 

Есть у попов про всех товар,

Лишь покупай — и млад и стар!

Известно, каждый поп и инок

Дом Божий превращают в рынок:

Дают реликвии доход,

А главное — в церквах идет

Продажа индульгенций бойко,

Вот что и есть овечья дойка!

Толпа церковников жадна.

Привыкнув грабить издавна,

Живя бессовестным обманом,

Церковник ловко лжёт мирянам:

За мощи выдав зуб быка,

Он им притронется слегка

К болящему — и дань сберет…

Стадает от попов народ,

Не перечесть его невзгод:

Зимой и летом гнет он спину,

Чтоб отдавать им десятину.

Коль не заплатишь, — проклянут,

Изгонят, свечи вслед швырнут,

Другим чтоб было неповадно.

Трудиться разве не досадно,

Крестьянину по целым дням,

Чтобы поповским холуям

Сидеть в трактирах было можно

Курить и пьянствовать безбожно?

 Ганс Сак


Кейс№2 .

Цель: определения деятельности идеологов Реформации: Мартина Лютера, Жан Кальвина.

7 отдельных листов, каждый из них имеет отдельную информацию:

1) страна

2) время

3) официальное название

4) форма выражения своего мнения

5) идеи

6) как отразилась на жизни простого народа.

  1. Каждый отдельный лист заполняется участником команды.
  2. Портрет: Мартина Лютера. Жан Кальвин.

Кейс№3 Лист ватмана, на котором отображена  формула ПОПС.

Цель: дать оценку явлению.

Формула ПОПС — учащимся предлагается написать четыре предложения, 
отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:
П – позиция 
О – объяснение (или обоснование) 
П – пример 
С – следствие (или суждение) 

1.Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:
«Я считаю, что…».

2.Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов: «Потому что …».

3.Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу это доказать это на примере …».
4.четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

nsportal.ru

«Распространение Реформации в Европе. Контрреформация»

План-конспект урока на тему:

«Распространение Реформации в Европе. Контрреформация»

Цели урока:

  1. Образовательные цели:

1) Провести сравнительный анализ методов католической контрреформации, выявить ее причины, цели, влияние на дальнейшую судьбу европейских стран.

2) В ходе работы продолжить формирование научного мировоззрения с помощью научных понятий «контрреформация», Игнатий Лойола, орден иезуитов.

  1. Воспитательные цели:

1) Предоставить учащимся возможность оценить цели и средства руководителей Реформации и Контрреформации.

  1. Развивающие цели:

1) Продолжить развитие у учащихся умений выделять главное  в тексте учебника и исторических источниках (выделить методы католической Контрреформации).

2) Продолжить формирование у учащихся исторического мышления (определять причины и следствия Реформации и Контрреформации).

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: карта «Европа в XVI-первой половине XVII в.», учебник «Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800», 7 класс, А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина, П. А. Баранов, схема на доске, тесты.

Ход урока:

Организационный момент.

Сообщение темы и целей.

Актуализация опорных знаний учащихся по данной теме.

Учитель обращается к ученикам:

  • Сегодня мы продолжим разговор о Реформации в Европе.

  • Ребята, что такое Реформация?

  • Каковы были причины Реформации в Германии?

  • Каких целей в движении за реформу церкви добивались князья, феодалы, горожане и крестьяне?

  • Каковы были основные идеи учения Мартина Лютера?

  • Объясните высказывание: «Эразм снёс яйцо, а Лютер его высидел».

  • Что получили от Реформации различные слои населения?

Изучение новой темы.

План изучения новой темы:

  1. Жан Кальвин — французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма. 

  2. Кальвинистская церковь.

  3. Распространение кальвинизма по Европе.

  4. Контрреформация.

  5. Орден иезуитов.

  6. Попытки реформ и Тридентский собор.

  1. Жан Кальвин — французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма.

Рассказ учителя:

Зародившись в Германии, Реформация начинает распространяться по всей Европе, и в первую очередь она проникает в близ лежавшие к Германии государства Францию, Англию и Швейцарию. Самое большое распространение движение протестантов получает в Швейцарии и это связано с именем Жана Кальвина.

Жан Кальвин (1509-1564) родился во Франции, получил прекрасное образование, в совершенстве овладел латынью, древнееврейским и древнегреческим языками, что дало ему возможность читать Библию в оригинале. Познакомившись с учением Лютера, он в 1533 г. объявляет себя протестантом. За участие в распространении протестантских воззваний Кальвин подвергается преследованиям и бежит в Швейцарию, где пишет книгу, в которой излагает основные положения своего учения. Так оформляется ещё одно протестантское вероучение – кальвинизм.

Вслед за Мартином Лютером Жан Кальвин попытался дать ответ на вопрос волновавший верующих более 1000 лет: «Свободен ли человек в выборе жизненного пути или его судьба предопределена?»

Кальвин утверждал, что…

  • Судьбы людей предопределены Богом.

  • Никто из верующих не знает собственного предопределения.

  • Но человек не должен слепо ожидать свершение своей судьбы, он должен двигаться навстречу судьбе через труд.

  •  Именно труд был знаком спасения души.

Таким образом, кальвинизм провозглашал новые моральные ценности: бережливость, скупость, расчет, неустанный труд.

  1. Кальвинистская церковь.

  2. Распространение кальвинизма по Европе.

  3. Контрреформация.

Самостоятельная работа учащихся с учебными материалами:

Учитель предлагает учащимся  изучить 3 главных вопроса новой темы в группах. Затем в яркой, интересной форме каждая группа сообщает о том, что она узнала классу. Группы должны быть сформированы заранее, для экономии времени на уроке.

Задание группам:

Группа 1: Расскажите об устройстве кальвинистской церкви. Информация на стр. 103 учебника.

Группа 2: Докажите, что кальвинизм способствовал развитию предпринимательской деятельности в странах Европы. Информация на стр. 104 учебника.

Группа 3: Расскажите о борьбе католического духовенства с протестантизмом. Информация на стр. 104 учебника.

       

Выступление групп с отчетом об изученном материале.

Учитель предваряет выступление:

— В  40-х годах XVI века Швейцария стала одним из центров Реформации. В Женеве Жан Кальвин создает учение о предопределении человека, изменившее религиозную жизнь людей и их поведение.

Далее следует выступление групп.

После выступления задаются вопросы всему классу:

— Какие слои населения горячо поддержали кальвинизм, почему?

— Прав ли был Вольтер, сказавший, что «Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать оттуда монахов, а чтобы вогнать туда весь мир»?

Физкультминутка

  1. Орден иезуитов.

Рассказ учителя:

Идеи Жана Кальвина впоследствии распространились не только в Швейцарии, но и в Голландии, Франции, Шотландии, Англии. Поэтому для того чтобы остановить победное шествие Реформации, католическая церковь приняла экстренные меры, создав монашеский орден иезуитов, целью которого была защита церкви от ереси.

1540 г. — Образование ордена иезуитов.

Контрреформация – борьба католической церкви с реформационным движением.

Основателен ордена иезуитов был Игнатий Лойола.

Сейчас давайте попытаемся выяснить, какие меры использовали иезуиты для защиты католической церкви?

«+»

«-»

миссионерство, благотворительность, развивали образование, читали проповеди на национальных языках, занимались воспитанием детей из разных семей.

убивали соперников,  всегда наготове были яд и кинжал, иезуиты были послушным орудием террора в руках папы Римского

Для того чтобы ответить на этот вопрос мы заполним таблицу «Методы борьбы иезуитов с протестантами», читая пункт «Орден иезуитов» на стр. 104.
  1. Попытки реформ и Тридентский собор.

Рассказ учителя:

Потеря власти над рядом европейских стран привела Рим в замешательство, но ненадолго. Уже в 40-х гг. XVI в. Папы пытаются вернуть утерянные позиции, а главное – источник своих богатств – десятину. Проводятся первые попытки реформирования церкви – во второй половине XVI в. Католические богословы создали переводы Библии на национальные языки.

Но попытки реформ встречали сопротивление большей части католического духовенства. Спорные вопросы должен был разрешить Тридентский собор, открывшийся в 1545 г. и заседавший почти 18 лет.

Тридентский собор:

  1. Строгое соблюдение духовенством всех предписаний и указаний папы.

  2. Исключительное право церкви толкования Священного писания.

  3. Укрепление инквизиции.

  4. Запрет на продажу индульгенций.

  5. Открытие семинарий для католических священников.

  6. В устройстве католической церкви и в отношении к протестантизму ничего не изменилось.

Таким образом, победу в решении основных вопросов одержала реакционная часть духовенства.

Итоги урока:

Закрепление:

Вопросы – стр. 107 учебника.

Домашнее задание:

Параграф 12, вопросы к параграфу, записи в тетради.

Оценки за урок.

multiurok.ru

Урок на тему «Реформация и контрреформация»

Тема урока: Реформация и Контрреформация

Цели урока:

  1. Образовательная – называть определение понятий «реформация», «конттреформация», «протестантизм», «лютеранство», «кальвинизм», «инквизиция»; называть представителей эпохи Реформации; определять методы борьбы против Реформации.

  2. Развивающая — давать характеристику направлениям, используя материал таблицы; определять роль власти по отношению к официальной церкви; используя карту «Реформация», определить роль протестантизма.

  3. Воспитывающая — понимать, что и религиозные противоречия порождают военные столкновения в стране; толерантность вне зависимости от вероисповедания; умение работать самостоятельно и коллективно.

Материально-техническое оснащение урока:

  1. Учебник история мировых цивилизаций. — Хачатурян В. М.;

  2. Биографические справки о М. Лютере, о Ж. Кальвине;

  3. Сообщения о гуситском движении, об отличительных чертах кальвинизма и лютеранства;

  4. Презентация по теме урока;

  5. Компьютер и медиапроектор с экраном для демонстрации слайдов.

Тип урока: комбинированный с элементами самостоятельной работы.

Ожидаемые результаты:

развитие коммуникативных навыков и логического мышления учащихся; развитие инициативы учащихся; учащиеся понимают, что причинами Реформации явились процессы, связанные с разрушением традиционного европейского общества: изменения в сознании людей, усваивают основные положения протестантизма.

Домашнее задание: составить вопросник к теме урока.

ХОД УРОКА

Организационно — мотивационный момент (вводное слово).

Кризис традиционного общества, выразившийся в изменениях в области экономической, политической и духовной жизни общества коснулся и вопросов религиозного мировоззрения и устройства церкви. Стремление части общества к выбору собственного жизненного пути вылилось в Реформацию. Именно Реформация, по мнению большинства историков, во многом определила переход от средневекового сознания, феодального экономического строя, консервативного политического стиля к эпохе Нового времени, капитализму, да и к либеральному мышлению. Поэтому целью урока, посвященного изучению Реформации и Контрреформации, является не только знакомство с ходом этих исторических событий, но и определение влияния этой эпохи на историю в целом. Для этого мы должны выяснить причины Реформации, время, представителей, страны, в которых она началась и направления реформации, соответственно и их особенности. Но для начала, нам необходимо вспомнить историю становления христианства. Итак,

Актуализация опорных знаний: проводится в виде устного опроса

  1. Когда и где возникло христианство?

  2. Кто был основателем этой религии?

  3. Чему учили людей Иисус Христос и Его апостолы?

  4. Что такое Библия?

  5. Какие конфессии (направления) входят в христианскую Церковь?

Помимо этих конфессий есть и еще одна, так называемая протестантизм, от слова протест. Оно получило развитие как раз в интересующую нас эпоху, проще данное направление стало результатом Реформации.

Изучение нового материала:

План изучения темы:

  1. Причины Реформации.

  2. Характеристика основных направлений:

а) М. Лютер и его учение.

б) Ж. Кальвин и его учение.

в) англиканство

3.Контрреформация:

а) ордена «иезуитов».

б) инквизиция и инквизиционные суды.

г) Религиозные войны.

4. Последствия Реформации.

Уже в конце XIV- начале XVвв. католическая церковь переживала кризис народного доверия: происходило переосмысление «единоспасающей» роли католической церкви, значения различных церковных таинств, Священного предания. Огромную роль в пересмотре многих догматов сыграли европейские писатели-гуманисты. К тому же большое раздражение вызывает роскошь папского двора, нравы, стяжательство. В этих условиях и началась Реформация в Германии, ибо там антицерковные позиции были крайне высоки. Кстати, что означает понятие
«реформа»?
Как и у любого явления есть свои причины, так и у реформации были. Записываем в тетрадь. Причины в тетрадь, используя слайд.

Итак, родиной реформации стала Германия, а ее отцом М. Лютер. Прежде чем, начнем разбирать дальше, небольшая биографическая справка о нем. Сообщение учащегося. Далее разбор идей Лютера — слайд.

Весть о выступление Лютера против продажи индульгенций, по словам современника, ‘»за 4 недели облетела весь христианский мир». Вслед за Германией Реформация начинается и в других странах Европы. Для наилучшего запоминания материала, заполним небольшую таблицу, используя материал карты.

таблица «Распространение Реформации»

Направления

Территория распространения

Какие слои населения поддерживали

лютеранство

Северная Германия

Князья, богатые горожане

кальвинизм

Швейцария, Нидерланды, Франция

Богатые горожане, часть дворянства

англиканство

Англия, Швеция, Дания

Дворяне

Наиболее влиятельным среди реформаторских движений оказался кальвинизм. Его основателем был Жан Кальвин (1509 — 1564 гг.) — сообщение ученика. Характеристика учения — слайд.

Задание: — Французский писатель и философ Вольтер писал: «Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать оттуда монахов, а чтобы вогнать туда весь мир». Как вы понимаете эти слова Вольтера?

Отличия англиканской церкви от католической:

1. Англиканская церковь не подчиняется папе римскому.

  1. Главой англиканской церкви является король.

  2. Церковь и монастыри лишаются имущества.

  3. Монастыри закрываются, а монахи из них изгоняются.

  4. В основе учения англиканской церкви, как и лютеранства, лежит идея «оправдания верой».

  5. Сохранились обряды: крещение, причащение и покаяние.

  6. Допускались почитание икон и пышные облачения духовенства, органная музыка во время богослужений.

  7. Библия была переведена на английский язык, и богослужения проводились на английском языке.

Разрыв отношений с Римом стал важным шагом в становлении английского национального государства и в укреплении королевской власти. Монархия в борьбе за власть одержала победу над церковью, к тому же королевская казна получила ее богатства.

Католическая церковь не хотела и не могла смириться с возникшим против нее религиозным протестом, выразившимся в Возрождении и Реформации. Успехи реформации заставили папство предпринять ответные меры. Совокупность этих мер и получила название «контрреформация». Всех протестантов Папа Римский объявил еретиками, составляется «Индекс запрещенных книг», С XVIпо XXв. вышло 32 издания этого списка, постоянно дополняемого новыми названиями. Последнее издание списка- 1948 г. — содержало 4 тысячи произведений. В 1966 г. «Индекс» был официально отменен, расширяется церковная цензура.

«…И тогда-то, в годину тяжелых потрясений господь послал своего избранника на помощь церкви Христовой…» дон Иниго Лопец Игнатио ди Лойола — слайд. Орден иезуитов запятнал себя участием в тайных заговорах и преступлениях — убийства короля Франции Генриха IV и штатгальтера Нидерландов Вильгельма Оранского, покушения на Елизавету Английскую и Леопольда Австрийского, «пороховой заговор» в английском парламенте, преследование передовых ученых и передача их в руки инквизиции.

— что такое инквизиция? (Дословно «расследование» — особый суд над еретиками) Учреждена в 1542 г.)

  • что такое инквизиционные суды?

  • Какие методы борьбы с еретиками, церковь стала активно использовать в период Реформации? (отлучение от церкви)

Особенно церковь боялась распространения знаний, способных подорвать ее влияние на массы. По настоянию церкви были распущены академии наук в Неаполе и Моднее. Под давлением инквизиции был вынужден отречься от своих взглядов Галилео Галилей. Был сожжен на костре Джордано Бруно, не пожелавший отступиться от своих убеждений даже ради спасения жизни.

Казнь еретиков именовалась «делом веры» (аутодафе). Девиз инквизиции гласил: «Милосердие и справедливость».

В 1563 г. Тридентский собор подтвердил основные положения вероучения католической церкви, направленные на укрепление церкви и инквизиции. Все сторонники реформации были объявлены еретиками и поставлены вне закона. Тем самым католическая церковь дала католикам право преследовать и убивать лютеран, кальвинистов и сторонников других реформационных учений.

Особенно свирепствовала инквизиция в Испании. Король Филипп II, религиозный фанатик однажды заявил: «Я предпочту совсем не иметь подданных, чем иметь таковыми еретиков. Борьбу с протестантизмом Филипп II распространил и на Нидерланды.

Во Франции более тридцати лет продолжались религиозные войны, получившие название гугенотских («гугеноты» в переводе со швейцарского «товарищи», название французских протестантов). Сообщение учащегося. В августе 1572 г. в Париже было истреблено около 30 тысяч человек гугенотов, съехавшихся на свадьбу сестры короля с их руководителем Генрихом Наваррским («Варфоломеевская ночь», подробнее будет изучаться позже). Папа Григорий XIII поздравил французского короля с истреблением врагов веры и велел изготовить медаль по этому случаю.

Католической церкви удалось подавить Реформацию в Польше, Италии, Южной Германии. В странах, где победила католическая церковь, как правило, дольше сохранялись феодальные порядки, тормозившие развитие экономики.

Итак, Реформация в Европе была подготовлена стремительный подъемом культуры в эпоху Возрождения, стремлением личности к большей свободе и самостоятельности. Реформация — это время кризиса католической церкви. Несмотря на попытки церкви задушить Реформацию и отдельные успехи, изпод ее власти вырвались Англия и Шотландия, Скандинавские страны, Голландия, Северная Германия, часть Франции. Реформация оставила глубокий след в истории, она изменила духовный, политический и экономический характер европейского общества. Итогом Реформации стало появление национальных церквей, укрепление светской власти, создание условий для развития национальных государств.

IV. Закрепление изученного материала: проводится в виде игры «да-нетка»

  1. Реформация — это борьба за переустройство церкви?

  2. Реформация началась в 1515г.?

  3. Сторонников Реформации называли протестантами?

  4. Родиной Реформации стала Швейцария?

  5. Инициатором Реформации в Швейцарии, получившим прозвание «Женевский папа» стал Ж. Кальвин?

  6. «Молись и работай!» — слова лютеранина?

kopilkaurokov.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *