Проблема жадности аргументы – Проблема жадности — готовые аргументы и тезисы

Сочинение-рассуждение по В.А. Солоухину. Проблема жадности

сочинение-рассуждение

 

 

   Наиболее актуальной в тексте В. Солоухина мне кажется проблема жадности.
   На примере Мишки Елисеева, в голодные годы войны имевшего благодаря своему отцу – начальнику склада – и масло, и яйца, и хлеб, автор раскрывает суть такого порока, как жадность. Очень похож на Мишку и шофёр-хапуга, который согласен подвезти голодного, замерзающего, больного подростка только за плату.
   Авторское отношение к людям, подобным Мишке Елисееву и шофёру, вполне определённо. Так как текст художественный, автор нигде не говорит об этом прямо, но мы отчётливо осознаем его осуждающее отношение по тому факту, что поступок главного героя, когда тот разносит тумбочку с Мишкиными продуктами, показан как торжество ребят. 
   По моему мнению, автор, так отрицательно относясь к жадности, абсолютно прав. Недаром этот порок считается одним из смертных грехов.
   Примеры жадности и её пагубного воздействия на человека нетрудно найти как в реальной жизни, так и произведениях художественной литературы. Ярким доказательством того, к чему может привести алчность, стал герой поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» Степан Плюшкин. Жадность принимает у него особую форму – скупость. Именно этот порок привел Плюшкина к полному омертвению души, к тому, что автор называет его «прорехой человечества». 
   В жизни нам также часто приходится сталкиваться с жадностью. Нередко, идя мимо детской площадки, можно услышать голос малыша: «Не дам! Моё!» Многие родители смотрят на это снисходительно, говоря, что ребёнок ещё мал и это у него с возрастом пройдёт. Конечно, у многих проходит. При правильном воспитании… Но зачастую подобное снисходительное отношение проводит к тому, что из маленького жадины вырастает большой жадина и эгоист.
   В заключение хочется выразить благодарность В. Солоухину за возможность поразмышлять над проблемой жадности и призвать всех людей быть внимательнее, добрее и щедрее друг к другу.

 

 

literarus.ru

Сочинение ЕГЭ. Проблема жадности. По Г.Л. Могилевской

Сочинение по тексту:

Что такое жадность? Откуда появляется это качество у человека? Именно над этими вопросами рассуждает в своем тексте современный публицист, автор популярной брошюры «Дети и деньги» — Галина Львовна Могилевская.
 Автор задается вопросом: могут ли деньги служить причиной появления жадности у человека? Ведь это качество может проявиться как у бедных, так и у богатых людей, имеющих неплохой материальный достаток. Г.Л.Могилевская рассказывает случай с маленькой Алёной, которая не желала делиться игрушками. Родители девочки в недоумении, откуда у их, еще совсем маленькой, дочки это нехорошее человеческое качество. Был найден выход из сложившейся ситуации. Сцена о том, что гораздо лучше делиться, чем жадничать, полностью изменила маленькую Алёну, которая впоследствии «больше не была жадиной».
  Жадность — это плохое качество. Человек должен избавиться от него, еще лучше, заменить на доброту. В этом мы видим позицию автора.
  Я полностью разделяю мнение автора. В человеке должно преобладать такое качество, как доброта, но никак не жадность.
  Вспоминается поэма Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Степан Плюшкин — некий эталон жадности и крохоборства. Сам Н.В.Гоголь писал про этого героя:»Он ходил еще каждый день по улицам деревни, заглядывал под мостики, под перекладины, и все, что ни попадалось ему:старая подошва, бабья тряпка, железный гвоздь, глиняный горшок, — все тащил к себе и складывал в кучу…».
 Существует немало высказываний про скупость и человеческую жадность. Д.Чосер говорил:»Жадность — корень всех зол». Ведь правда. Сколько нам известно случаев, когда люди из-за жадности предавали, а то и убивали, даже своих близких. Не исключение и то, что войны случаются тоже из-за жадности, так как люди не хотят делиться ничем.
 Таким образом, Г.Л.Могилевская затронула вечную проблему. Пока существует человек — будет существовать жадность. К сожалению, люди редко избавляются от этого качества..

Текст Г.Л. Могилевской

1)Деньги — это средство распределения материальных благ по труду, а отнюдь не цель существования, не основа престижа и влиятельности личности. (2)Однако при всей служебности своей роли деньги постоянно присутствуют в наших взаимоотношениях, и вопросы, связанные с деньгами, представляют широкое поле для формирования таких качеств, как честность, благородство, скромность, деликатность, обязательность. (З)Кроме того, воспитание правильного взгляда на роль денег состоит в том, чтобы внушить детям их истинное значение, показать их действительное место в ряду основных жизненных ценностей: познания, творческого труда, духовного и интеллектуального общения. (4)Наверное, именно поэтому сегодня родителей очень волнуют вопросы влияния семьи на отношение к материальным ценностям, к деньгам. (5)Что должна и что может сделать семья, для того чтобы предотвратить в детях проявления мещанского своекорыстия, собственничества, «вещизма»? (6)Что должна и что может сделать семья для того, чтобы дети, которые растут в материальном достатке, в окружении множества добротных и красивых вещей, не оказались у них в духовном плену?

(7)Сначала никто в семье не придал значения тому, что маленькая Алёнка на просьбу: «Дай мне игрушку», — неизменно отвечала решительным отказом, энергично прижимая к груди погремушку или резиновую зверушку. (8)Вскоре характер Алёнки стал вызывать некоторое беспокойство: у неё стали постоянно возникать ссоры с детьми из-за игрушек. (9)Снисходительные знакомые деликатно успокаивали встревоженных родителей: «Бросьте, это же ребенок! (10) Обычная детская жадность. (11)Не стоит волноваться».

(12)Существует сомнительная теория, которая так называемую детскую жадность относит к категории естественных, чуть ли не обязательных возрастных особенностей. (13)Действительно, немало «маленьких жадин» вырастают вполне нормальными, даже добрыми людьми. (14)Под влиянием воспитания и среды, иногда и без специального родительского «прицела» в формирующемся характере берут верх положительные черты — доброта, щедрость. (15)Но так происходит далеко не всегда. (16)Большие жадины вырастают, как правило, из маленьких жадин.

(17)Алёниной жадности решено было объявить войну — войну бескровную и «безнервную». (18)Да, у Алёны не было перед глазами дурных примеров, в своих близких она не могла наблюдать ни мелочности, ни своекорыстия. (19)Но, видно, нужны были более наглядные примеры доброты и не шутливые, а серьёзные объяснения.

(20)Теперь в семье как можно чаще старались оказывать друг другу знаки внимания подарками, причём с Алёной часто обсуждали предстоящий подарок родным или знакомым. (21)Старались, чтобы девочка видела, как близкие легко, с удовольствием уступают друг другу даже то, что хотелось взять себе. (22)Купила бабушка блузку, прикинула — и по размеру подходит, и к лицу хорошо. (23)А вечером предложила невестке, которой эта блузка подошла больше. (24)В другой раз мама пришла в новой косынке, но приложила к бабушкиному пальто, увидела, как косынка удачно подходит, да и подарила бабушке.

(25)Может быть, кто-нибудь пренебрежительно отзовётся: «Театр!» (26)Но что из того, что театр? (27)Где сказано, что в семейном воспитании «театр» — менее достойное средство, чем «лекторий»? (28)Важно, чтобы «пьеса» имела благородное содержание.

(29)Довольно скоро стало понятно: Алена перестала быть «зрителем». (30) Выносила во двор даже самых высокопоставленных представителей кукольного общества и нарядную коляску на толстых шинах. (31)Даже дольками шоколада уже делилась автоматически. (32)Из новенького набора для вышивания с готовностью «выдавала» маме или бабушке моток ниток какого-нибудь особенного, на ту пору дефицитного тона. (ЗЗ)Из своей богатейшей коллекция лоскутков отдавала на отделку или починку весьма ценные экспонаты.

(34)Когда Алёна пришла в школу, она оказалась одной на тех, кто первым готов поделиться ручкой, ластиком, тетрадкой. (35)0на больше не была жадиной.

(З6)Уже не раз отмечалось, что в ответ на вопрос социологов и педагогов: «Какие качества вы стараетесь воспитать в детях?» — родители называют мужество, трудолюбие, волю, честность н гораздо реже — доброту. (37)Впрочем, в последнее время о доброте стали вспоминать чаще — о доброте, которая противостоит злобе, холодности, жестокости. (38)Но у слова «добрый» есть ещё и другой смысл: «нежадный, щедрый». (39)Самый обыкновенный и тоже очень нужный для жизни смысл.

(По Г.Л.Могилевской*)

*Галина Львовна Могилевская — современный публицист, автор популярной брошюры «Дети и деньги».

  • < Назад
  • Вперёд >

referat5top.ru

Аргумента из художественных произведений к проблемам, затронутым в текстах на егэ

Проблема гордости

В рассказе М.Горького «Старуха Изергиль» из уст главной героини, молдованки Изергиль, прозвучала легенда о Ларре. Ларра – мальчик, рожденный от женщины и орла. Он был наказан за свое горделивое отношение к людям тем, что не мог умереть. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей». Вот так был наказан за свою гордость Ларра.

Проблема борьбы за свои убеждения

Проблема а сильной, неординарной личности

В романтическом рассказе М.Горького «Старуха Изергиль» легенда о Данко воспевает образ прекрасного, мужественного и свободного человека — Данко. Готового ради своих убеждений пойти на смерть. Служение людям для него является смыслом жизни, высшим предназначением. Горький своим произведением провозглашает смысл человеческого существования в принесении блага окружающим, в бескорыстной, всепрощающей любви и гуманизме.

Проблема внутреннего мира простого человека

Духовных ценностей

Высокие и низкие цели в жизни человека

В «Песне о Буревестнике» М.Горького образ Сокола символизирует бесстрашие и непоколебимость в своих убеждениях его девиз в следующих стоках: «Безумству храбрых поем мы славу». Люди, подобные Соколу, стремятся к высокой цели. И совершенно противоположные аллегоричные образы трусливых гагар, пингвина и чаек – типичные представители осторожных и здравомыслящих людей, старающихся спрятаться от жизненных перемен и реальности. Так Горький через аллегоричные образы животных и птиц рисует нам соотношение двух категорий — возвышенного и низменного. Каждые защищают то, что кажется им прекрасным.

Проблема потери духовных сил, паники

Самопожертвование, слабость, неблагодарность людей

В романтическом рассказе М.Горького «Старуха Изергиль» легенда о Данко повествует нам о людях, живших в непроходимом лесу. Они были когда-то сильные и смелые. Но пришли иные племена и програли их в глубь леса. Там была тьма, болота и смрад. На людей напала тоска. Ничто так не ослабляет дух, как тоска, которая делает человека слабым. Страх родился среди них, сковал их крепкие руки и они были готовы принести врагу в дар свою волю.

Но молодой красавец Данко повел народ за собой, пылая искорками своего сердца. Но, когда люди перестали верить в него, он вырвал из груди свое пылающее сердце и вывел их к степи « в море солнечного света и чистого воздуха». Но люди, радостные и полные надежд, не заметили смерти Данко и тут же забыли про него.

Проблема чинопочитания

А.П.Чехов «Толстый и тонкий», «Хамелеон»; Н.В.Гоголь «Ревизор»; А.С.Грибоедов «Горе от ума», в котором главный герой Чацкий говорит знаменитый афоризм «Служить бы рад, прислуживаться тошно». В рассказе А.П.Чехова «Смерть чиновника». Главный герой Дмитрий Иванович Червяков умирает от душевных мук, после того, как, чихнув в театре, плюнул на лысину генералу.

Проблема маленького человека

Макар Девушкин, главный герой повести Ф.М.Достоевского «Бедные люди», в письмах к своей возлюбленной Варваре отражает скудность, мелочность, ничтожность мира «маленького человека». Н.В. Гоголь в повести «Шинель» ярко рисует образ «маленького человека» — Акакия Акакиевича Башмачникова, главная цель которого – приобретение шинели. И трагический жизненный финал этого героя по причине её потери.

изобразив образ Желткова, тайного почитателя Веры Николаевны. Желтков мог выразить свою любовь к Вере Николаевне Шеиной в письмах и тайном подарке – гранатовом браслете. Браслет символизирует любовь, которая может идти наперекор всем устоям общества: Желтков – только бедный мелкий чиновник, а Вера Николаевна — княгиня. Последнее письмо ставит все на свои места. Он любит и уходит из жизни, унося в сердце великую любовь со словами «Да святится имя твое!». Я считаю, что несмотря на то, что Желтков был всего лишь маленьким чиновником, он оказался выше общественных норм и стандартов.

Проблема истинной любви

Александр Иванович Куприн в повести «Гранатовый браслет» раскрывает данную проблему, вложив в уста тучного старца, генерала Аносова, пророческие слова о том, что жизненный путь Веры Николаевны Шеиной «пересекла настоящая истинная любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины». Главный вывод рассказа в том, что истинная любовь встречается очень редко и доступна только достойным людям. Она может идти наперекор всем устоям общества: Желтков – только бедный мелкий чиновник, а Вера Николаевна — княгиня. Последнее письмо ставит все на свои места. Он любит и уходит из жизни, унося в сердце великое чувство со словами «Да святится имя твое!». А людям остается на память только символ этой любви – гранатовый браслет.

На уроках литературы, изучая биографию А.И.Куприна, мы раскрыли для себя личность его второй жены Лизы Ротони, которая любила своего мужа, терпеливо перенося его сложный, буйный характер. Она жертвовала собой ради любви к своему мужу.

Проблема фальши, бездуховности и пошлости

А.П.Чехов в рассказе «Попрыгунья» рисует нам образ Дымова и его жены Ольги Ивановны. Дымов – городской доктор, человек, олицетворяющий трудолюбие, такт, воспитанность, любовь и преданность своей жене. А Ольга Ивановна – антипод своего мужа. Женщина, изменяющая ему с художником Рябовским. В ней сплошная фальш, чем бы она ни занималась – рисование, пение, выбор своего окружения. Весь её мир – это фальш, а истинные чувства и достоинства своего мужа она оценила поздно только после его трагической кончины. Самым трагичным для меня было то, что она не набралась сил даже перед смертью мужа зайти к нему в комнату из-за боязни заразиться от него оспой.

Проблема алчности, жадности к деньгам, черствости к окружающим

Доктор Старцев в рассказе А.П.Чехова «Ионыч» после разочарований в любви изменился внешне и душевно. Единственной радостью в жизни были купюры, которые он получал за прием больных. Он их складывал в стопочки. Для него каждая купюра имела свой запах. Деньги он вкладывал в покупку домов у разоряющихся хозяев. Черствость его души, для которой несвойственно сочувствие, подчеркивают эпизод, в котором он бесцеремонно прохаживался по комнатам, из которых еще не съехали хозяева. Из человека, в котором в начале рассказа вспыхивали чувства, он превратился в алчного черствого человека.

Проблема реакции человека на боль

Трагедии среди обычной жизни Судьба-бумеранг

Убогость больниц, черствость медицины

Рассказ А.П.Чехова «Палата №6» раскрывает перед нами образ доктора психиатрической больницы Рагина. Врач, зная о том, что больных колотит сторож Никита, обворовывают повара, содержат в грязи и вони санитары, пассивно реагирует на жалобы о душевной боли своих больных. Доктору стало интересно общаться с бывшим судебным приставом города, своим пациентом – Иваном Дмитриевичем Громовым. За что Рагин вызвал подозрения у городского общества. Молодой доктор в качестве пациента определил Рагина в эту палату, палату №6, где все душевные муки, раскрывающие нам трагедии среди обычной жизни, врач испытал на себе.

Проблема страха; страх за свою жизнь на войне

автору рассказал ветеран войны (бывший командир батальона армии Панфилова) Боурджан Момыш-Улы историю о том, как солдаты-новобранцы убежали в лес, услышав окрик «Немцы». Я считаю, что их охватил страх. Автор передает, какое чувство любви он испытал к пулеметчику Блохе, потому что она бежал к своему орудию. Значит он противостоял страху.

Инстинкт самосохранения

Проблема предательства, суда над другим человеком на войне

Наказание за измену, слабость

Дисциплина на войне

история Сержанта Барамбаева, который прострелил себе руку, чтобы уйти с передовой, поражает трагическоой правдивостью. Его перевязали и привели к командиру батальона Момыш-Улы. Сержант упал перед ним на колени и тянул перебинтованную, измаранную позорной кровью руку с мольбой о прощении. В последнюю минуту перед расстрелом командир, увидев дрожащую винтовку солдата, приводившего в исполнение наказание подумал: «Я не зверь, я человек», но не дал команду «отставить», несмотря на то, что все человеческое кричало в нем «Пожалей, прости». Но он не сделал этого, признается , что для того, чтобы каждый боец знал: если струсишь, изменишь — не будешь прощен».

В одной публицистической статье я прочитал, что на войне борются две силы: сознание долга и инстинкт самосохранения. Если вмешивается дисциплина – тогда сознание долга побеждает. Но в борьбе за свободу Родины инстинкт самосохранения должен стать не врагом, а другом.

Проблема защиты Родины на войне

Политрук Дордия в романе Александра Бека «Волоколамское шоссе» перед первым боем пытался, подглядывая на бумажку, объяснить бойцам, что такое Родина, говоря официально: это наш союз, наша страна. Мне понравилось, как командир батальона объяснил им это более доступно: Родина – это мы, наши семьи, наши матери, жены, дети. Это наш народ. Это мы. Поэтому необходимо убить того, кто хочет убить тебя.

Проблема чести

Эпиграфом к произведению «Капитанская дочка» А.С.Пушкин взял русскую поговорку «Береги честь смолоду». Главный герой повести, Петр Гринев, не потерял чести защитника крепости при набеге восставших уральских казаков под предводительством Емельяна Пугачева; не потерял чести достойного сына своих родителей, которые давали ему наказ о доблестном служении отечеству; не потерял чести влюбленного.

Особому испытанию честь подвергалась на Великой Отечественной войне. Так в романе А.Бека «Волоколамское шоссе», автор, приводит казахские поговорки «Честь сильнее смерти», «Заяц умирает из-за шороха камыша, а герой – из-за чести» и повествует нам о доблестных героях армии генерала Панфилова, которые отдали свои жизни за честь Родины.

Проблема стыда

В командиры Курбатов и Брудный испытывали чувство стыда за то, что настигаемые пулями, бежали с поля боя вместе с другими бойцами. Как нужна была тогда отряду команда, которая могла бы мобилизовать бойцов и вырвать из них главные порывы – советь, честь, патриотизм. Но Брудный растерялся, за что испытывал чувство стыда.

Цена времени

Генерал Панфилов в романе Александра Бека «Волоколамское шоссе» загадал командиру батальона Боурджану Момыш-Улы загадку о времени «Что на свете самое долгое и самое короткое, самое быстрое и самое медленное, чем больше всего пренебрегают и о чем больше всего сожалеют?». В бою под Москвой, защищая Волоколамское шоссе, обдумывая и принимая стратегические решения, Момыш-Улы признавался себе, что на войне все решают несколько минут.

Тема Родины, проблема патриотизма

Для каждого писателя Родина воплощается в определенных символах и строках. У Ивана Бунина – это запах антоновских яблок. Для Блока – строки:

Ты и во сне необычайна, Твоей одежды не коснусь, Дремлю, а за дремотой тайна,

А в тайне ты почиешь, Русь. Русь опоясана реками И дебрями окружена, С болотами и журавлями, и мутным взором колдуна.

И еще много образов: «разноликих народов, ведущих ночные хороводы под зарево горящих сел», девушки, «точащей на милого друга под снегом лезвие». Тютчев считает, что «умом Россию не понять, аршином общим не измерить, У ней особенная стать – В Россию можно только верить». Все талантливые люди выражали свою любовь к Родине, иногда это было очень смело. Например, для певца Игоря Талькова спеть песню о России собственного сочинения – во времена кризиса 90-х годов, было очень смело. Но именно в этом, я считаю, заключается истинный патриотизм. Не бояться заявлять о проблемах своей страны, чтобы сделать её лучше. Ведь все это только из любви к отчизне у Бунина в эмиграции рождались таки строки:

Они глумятся над тобою Они, о Родина, корят Тебя своею простотою, Убогим видом черных хат…»

Проблема любви к природе родного края, родной страны
Проблема взросления

Взросление на войне

В романе Александра Бека «Волоколамское шоссе» автор со слов командира батальона Момыш-Улы рассказывает о рождении дивизии будущих панфиловцев, отстоявших Москву в первые дни войны. Это не бывавшие на войне люди. Которые перед тем, как стать героями, совершившими подвиг, прошли претрудную школу взросления , выносливости. Момыш-Улы — командир с прекрасной стратегической интуицией – понимал, что этих бойцов необходимо подготовить с помощью жесткой дисциплины, физической закалки и еще моральной подготовки: порицания таких пороков, как трусость, предательство.

В романе Л.Леонова «Русский лес». Главный герой Родион в своем письме к возлюбленной выражает рассуждения о чувстве долга, стыда за отступление. Признается в том, что не представлял себе, как быстро в душе станет мужчиной. Он пишет примерно такие строки: «Думал, что много раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а происходит все всухую… это кобель зрелости». На войне взрослели, действительно, очень быстро.

Проблема драматического пути ученых-новаторов

У знаменитых публицистов В.Захарова и И.Тураевского есть статья о пути новаторов-ученых. Оказывается судьба знаменитых людей не всегда складывается удачно. Например, великий новатор Константин Эдуардович Циолковский. Простой учитель физики в провинциальной Калуге. Не понимаемый и отвергнутый мещанским обществом. Но расчеты и формулы орбит первых звездных путешествий, выведенные им, подчеркивали правильность, казалось бы, самых безумных в те годы идей.

А судьба еще одного талантливого человека – Николая Ивановича Лобачевского. Являясь ректором Казанского университета, ученый создал новую науку – неевклидову геометрию (геометрию Лобачевского), положения которой пролежали в архивах Российской Академии 76 лет. А сегодня ни один расчет орбит космических кораблей и спутников невозможен без теории Лобачевского.

Такие новаторы с драматическими судьбами смело брали на прицел неподатливые проблемы будущего.

Проблема значения труда в жизни человека, трудолюбия

Олицетворением образа трудолюбивого человека и положительного влияния труда на личность человека, я считаю, героя романа И.А.Гончарова «Обломов» Андрея Штольца. Жизненный девиз этого героя «Труд – образ жизни, содержание, стихия, цель жизни». Штольц живет разумом, не требуя от жизни ничего сверхъестественного. Он шел твердо, бодро; жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль. Полной противоположностью ему является другой герой этого романа Илья Ильич Обломов, который живет в лени, мечтаниях и бесцельности.

В нашей жизни тоже немало Штольцев, почти всегда находящих свое счастье. Я даже знаю одного такого человека, это наш местный предприниматель. Но, к сожалению, немало и таких людей, как Обломов. Но, я считаю, что будущее нашей страны за такими людьми как Штольц – действующими и предприимчивыми. И еще они должны обладать высокими душевными качествами.

Проблема риска, азарта, стратегического решения

«Риск – благородное дело» — рассуждал герой романа А.Бека «Волоколамское шоссе командир батальона Момыш-Улы, когда его батальон прорывался из окружения к армии генерала Панфилова на защиту Волоколамска. Объединившись, они должны были встретить огнем полчища немцев. Но на прогалине в лесу наши бойцы встретили грузовики противника. Они вязли в грязи с боеприпасами в кузовах. В этой ситуации командир принимает молниеносное решение: прорываться сквозь преобладающие силы противника, пока немцы беспечны. Командир просил глазами бойцов: «Как ты думешь, оставить на погибель нескольких товарищей, чтобы спасти остальных, или рискнуть: либо все пропадем, либо все до единого выйдем?» И каждый солдат глазами ответил: «Рискнем!» И в облегченном сердце командира заиграла кровь, заиграла дерзость». И батальон прорвался к Волоколамску, выполнив в дальнейшем свою историческую миссию. Риск, действительно, благородное дело.

Проблема стратегии, военной тактики

В романе Александра Бека «Волоколамское шоссе» генерал Панфилов расспрашивал о военных действиях, которые пережил батальон, вырвавшийся из окружения. Командир батальона Момыш-Улы удивился: какое значение могут иметь после всего пережитого маленькие бои? Странно, какое значение имеют эти давние стычки?

На что Панфилов ответил: «Мои войска – это моя академия… Ваш батальон – ваша академия. Генерал постоянно оттачивал военную тактику и учил этому своих командиров.

Проблема хамства, хулиганства
Проблема вандализма
Проблема одиночества
Проблема отцов и детей
Проблема лени
Проблема загрязнения русского языка
Проблема экологии
Проблема наркомании
Проблема выбора профессии

Е. Онегин был не удовлетворен своим пустым и праздным существованием. Возникает вопрос: «Что может сделать серые будни праздником?» Конечно же, любимое дело. В подтверждение этой фразы хотелось бы зачитать слова прибалтийского писателя Яна Райниса “Только труд может сделать серые будни праздником”.

Понятие «труд» тесно связано с понятием «любимая профессия». Выбор профессии, профессиональное самоопределение – извечные темы, над которыми человеку приходится задумываться несколько веков. Этой проблеме посвящены многие художественные фильмы, нарисованы картины, написаны художественные произведения. Уже с малых лет родители читали книги писателей и поэтов, где было сказано о том, как важно выбрать профессию, найти свое место в жизни. (Д. Родари. «Чем пахнут ремесла», В.В. Маяковский. «Кем быть?», А.С. Пушкин. «Сказка о попе и его работнике Балде», С.Я. Маршак. «Почтальон», С. Михалков. «А что у вас?»). А. Макаренко » Путевка в жизнь»

А. Каверин «Два капитана»; Л.Н.Толстой «Война и мир» — Пьер Безухов думал, стать ему военным или ученым, вступил в — масонство.

Благородство

Доказывать, что благородство человека определяется не положением и не знатным происхождением, вряд ли стоит.

В основе благородства прежде всего лежит высокое понимание чести и долга. Кодекс благородного человека включает в себя такие понятия, как честность, прямота, смелость, принципиальность, настойчивость и в то же время — гуманность, широта взглядов, умение щадить слабого, быть выше мелочей

Есть люди, которые путают благородство с внешней красивой позой, с кичливостью, зазнайством. Любое критическое замечание в свой адрес они воспринимают как оскорбление собственной чести и закипают «благородным гневом». Человека, способного на благородный поступок, обладающего чувством собственного достоинства, как раз труднее всего оскорбить или обидеть. Он не станет кипятиться по пустякам и слишком оберегать своё достоинство. У кого оно есть, у того его не отнимешь.

В большей или меньшей степени благородство свойственно всякому честному и твёрдому человеку. Обладающему этим качеством чужды амбиция и высокомерие.

Признать свою ошибку, извиниться, если ты виноват, не бояться попасть в глупое или грудное положение ради выручки товарища — это вовсе не значит поступиться собственным достоинством, а наоборот — сохранить его!

Истинное благородство неуязвимо для мелочей жизни, потому что оно видит более широкие интересы. Именно в мелочах чаще всего люди теряют своё достоинство.

Вспомним «хитроумного гидальго» Дон-Кихота, рыцаря печального образа, ставшего олицетворением человеческого благородства. Чем западает в душу его образ? Тем, что он воевал с мельницами и бесчисленное количество раз попадал в глупое положение? Да нет же! Герой Сервантеса дорог нам за нетерпимость к злу и несправедливости, за самоотверженное стремление помогать всем слабым и угнетённым, наконец, за чистую веру в свои идеалы и несгибаемую волю добиться их торжества.

Воля творить добро—вот основа благородства Дон-Кихота. Благородный человек знает: всякая несправедливость, где бы она ни проявлялась, унижает его. Всякое заблуждение, даже если оно распространено, затрагивает и его честь.

Надо уметь при всех обстоятельствах оставаться честным, непоколебимым, гордым человеком. Это и называется благородством. Нет, не «донкихотством», а вполне современным благородством.

Роль науки в жизни человека

К ней обращались многие писатели и поэты. М. Булгаков в повести «Собачье сердце» отразил, как доктор Преображенский превращает пса в человека. Ученым движет жажда познания, стремление изменить природу. Но порой прогресс оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с «собачьим сердцем» — это еще не человек, потому что нет в нем души, нет любви, чести, благородства. И поэтому ученому есть еще над чем работать. Так и Булгаков отмечает, что наукой заниматься трудно. Научное познание всегда связано с большой долей риска и смелости.

В предании об Иване Грозном и Петре I рассказывается о труде государя у простого плотника. За науку Петр I подарил ничего не подозревающему плотнику свой перстень. Это значит, что даже во времена правления Петра I наука имела большое значение.

Можно сделать вывод, что наука играет важную роль в жизни человека. Она нужна и полезна людям.

Важнейшее из Проблема нравственности, стремления к нравственности

Важнейшее из человеческих усилий — стремление к нравственности. От него зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование. Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни. Сделать ее живой силой и помочь ясно осознать ее значение — главная задача образования. «Человек рождается не просто для того, чтобы есть и пить. Для этого было бы гораздо удобнее родиться дождевым червем», — так писал Владимир Дудинцев в романе «Не хлебом единым». Поиски смысла жизни — это удел каждого мыслящего и совестливого человека. Поэтому-то лучшие наши писатели всегда напряженно искали художественное решение этого вечного вопроса. И советская литература не обошла его. А сегодня, когда прежние идеалы потускнели, а новые только утверждаются, эти проблемы стали едва ли не самыми важными.

geum.ru

Сочинение по тексту О.М. Куваева. Проблема жадности

 

   По моему мнению, одной из главных проблема, поднятых автором, является проблема человеческой жадности.

   О.М. Куваев, рассказывая историю о двух геологоразведчиках, описывает ситуацию, в которой один из главных героев, Бог Огня, проявляет алчность. Так, он, найдя реку, заполненную рыбой, начинает её ловить. Герой не прекращает рыбалку, несмотря на просьбу своего товарища перестать это делать.

Но Бог Огня не может остановиться в силу своей жадности. Он даже мечтает перенести реку ближе к дому, на что Салахов говорит:

   Позиция автора предельно ясна. Он выражает её словами главного героя:

О.М. Куваев считает, что скупых людей невозможно изменить – их нужно сторониться. Именно так и поступает Салахов в конце повествования.

   Невозможно не согласиться с точкой зрения автора. Действительно, жадность – бич нашего общества, с которым сложно бороться.

   Ярким примером человеческой жадности являются поступки 

Так, Чичиков не хочет зарабатывать деньги честным трудом, он идёт на аферу по скупке мёртвых душ. Павел Иванович является безнравственным человеком, думающим только о личной выгоде. Но есть объяснение жадности героя. Его так воспитал отец, с детства учивший сыну: «Копи копейку, она тебя никогда не предаст».

   Ещё один пример, демонстрирующий человеческую жадность, можно найти на страницах

Главный герой, Иудин, владелец ломбарда. На протяжении всего произведения он смотрит в окно и рассуждает о несправедливости нашего мира: об алчности богатых и угнетённом состоянии бедных. В это время к герою периодически обращается работник с просьбой оценить принесённый товар. Помощник рассказывает печальную историю владельца той или иной вещи, ведь люди обращаются в ломбард в крайне сложных ситуациях, когда помощи ждать больше неоткуда. Иудин не обращает внимания на это и даёт очень низкую цену за каждый товар. В произведении А.П. Чехов показывает героя скупым и равнодушным человеком.

   Подводя итого, можно утверждать, что жадность – одна из худших черт характера человека, недаром она является смертным грехом.

literarus.ru

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА, русский язык, 11 класс) на тему: Аргументы к сочинению ЕГЭ

Проблемы семьи и детства

Проблема памяти о своих истоках, о своём детстве

Образ Николеньки Иртеньева в повести Л.Н.Толстого«Детство»: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства. Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней?»

 Обращение к воспоминаниям о детских годах в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен…»:

…И вижу я себя ребенком, и кругом

Родные всё места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей…

Проблема значимости близких людей  в становлении личности подростка

Роль бабушки в формировании характера Алеши в повести М.Горького «Детство».

Роль бабушки в жизни подростка в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Проблема отношения к детям

Жестокое отношение к ребенку в рассказе Д.В.Григоровича «Гуттаперчевый мальчик».

Судьба подростка в рассказе М.Горького «Дед Архип и Ленька».

Отношение пана Тыбурция к Валеку и Марусе и отношение пана судьи к Васе в повести В.Г.Короленко «Дети подземелья»

Проблема старости

Образ Катерины Ивановны,  «одной на целом белом свете», в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма».

 Образ Фирса в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»

Проблема материнства и детства

Будущее нации — в руках матерей. (О.Бальзак) Роман Альберта Лиханова «Никто». Образ подростка Коли Топоркова, воспитывающегося с трех лет в детском доме. «Не оставляйте, матери своих детей!»- пишет автор романа.

Проблема отчего дома

Семья Турбиных в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия».

Тема отчего дома в творчестве С.Есенина:

Низкий дом с голубыми ставнями

Не забыть мне тебя никогда…

Где любят нас — лишь там очаг родимый. (Д.Байрон)

В.П. Астафьев «Людочка»

Проблема отцов и детей

Молодым кажется, что старики глупы, но старики-то знают, что молодые — дурачки!  (Агата Кристи)

Никогда не показывайте, что вы умнее ребенка; почувствовав ваше превосходство, он, конечно, будет уважать вас за глубину мысли, но сам сейчас же молниеносно уйдет в себя, спрячется, как улитка в раковину. (А.Т.Аверченко).

Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Взаимоотношения между Андреем Болконским и его отцом в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

Проблема семейного воспитания

«Семейная тема» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» на примере семей Ростовых и Болконских

Уродливое воспитание Митрофана в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

Проблемы экологии

Проблема восприятия человеком природы как живой материи

Повесть В.П. Астафьева «Царь-рыба» — произведение, проникнутое страстной любовью к родной природе и негодованием по отношению к тем, кто своим равнодушием, жадностью, безумностью губит её.  Образ царь-рыбы символизирует саму природу. Браконьер Игнатьич в борьбе с осетром был стянут в воду гигантской рыбой, превратившись в пленника собственной добычи. Василий Белов писал: «Мы называем землю матерью, матушкой, кормилицей, поём ей гимны и славословим. Это лишь на словах. На деле мы поступаем с ней безнравственно и жестоко, мы давно забыли, что она живая. Как всё живое, она ждала милосердия. Но произошло отчуждение».

Стихотворение М.Дудина «Берегите Землю»:

Берегите Землю! Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики…

Проблема загрязнения окружающей среды

Во второй половине ХХ века нашли своего читателя публицистические статьи писателей С.Залыгина, В.Распутина, В.Астафьева о необходимости борьбы за чистоту окружающей среды Одна из статей В. Чивилихина  «Светлое око Сибири» посвящена проблеме загрязнения озера Байкал.

Экологические проблемы широко освещаются на Экологическом портале Интернет.

 По данным ученых, ежегодно в мире в результате деятельности человека в атмосферу поступает 25,5 млрд. т оксидов углерода, 190 млн. т оксидов серы, 65 млн. т оксидов азота, 1,4 млн. т фреонов, органические соединения свинца, углеводороды, в том числе канцерогенные, большое количество твердых частиц (пыль, копоть, сажа)

В.П. Астафьев «Людочка»

Проблема уничтожения природных богатств.

Проблема ответственности перед будущими поколениями за сохранение природы

В повести В.Г.Распутина «Прощание с Матерой» раскрывается проблема уничтожения острова. Самый яркий эпизод повести – борьба «пожогщиков» с «царским лиственеем» — убеждает нас в том, что природа  неподвластна человеку, но варварское отношение к ней приводит к непоправимым последствиям.

Социальные проблемы

Проблема несправедливости социального устройства общества

«У сильного всегда бессильный виноват»,- пишет И.А.Крылов в басне «Волк и Ягненок».

 В повести Н.В. Гоголя «Шинель» раскрывается образ чиновника, тщетно пытающегося вернуть свою шинель. «Значительное лицо» противопоставлено бедному чиновнику Акакию Акакиевичу Башмачкину.

Проблема взаимоотношения между народом  властью, между человеком и  и властью

Это проблема тоталитарного государства. Период сталинских репрессий. А.Т. Твардовский. «По праву памяти», А.А.Ахматова. Поэма «Реквием»

Проблема подчинения личности государству

Евгений Замятин в романе-антиутопии «Мы» показал, к каким последствиям может привести неограниченная власть в условиях тоталитарного общества, которое создает мощную систему идеологической обработки населения, манипулирования массовым сознанием. Это лишенные индивидуальности  люди с атрофированными чувствами, воспитанные вне семьи дети…

Анатолий Рыбаков. Роман «Дети Арбата».

А.Солженицын. Роман «В круге первом».

Проблема борьбы чувства и долга

Ю. Левитанский. «Каждый выбирает для себя…»:

Каждый выбирает для себя

женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку —

каждый выбирает для себя.

А.С.Пушкин. Повесть «Капитанская дочка». Образ Петра Гринева

Проблема нравственной прочности человека

Образ Матрены в рассказе «Матрёнин двор» А.И. Солженицына.

Образ Дарьи в повести В.Г.Распутина «Прощание с Матерой»

Проблема ответственности человека перед самим собой и обществом

А.А.Блок в стихотворении «Когда толпа вокруг кумирам рукоплещет…» писал :

Затянут в бездну гибели сердечной,

Я — равнодушный серый нелюдим…

Толпа кричит — я хладен бесконечно,

           Толпа зовет — я нем и недвижим.

М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Дума»представил типичный портрет человека своего времени, безразличного ко всему:

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно малодушны

И перед властию презренные рабы.

Образ Ильи Ильича Обломова в романе И.А. Гончарова.

 Образы ночлежников в пьесе М. Горького «На дне»

Проблема исторической памяти

Поэма А.А.Ахматовой «Реквием»:

Нет! и не под чуждым небосводом

И не под защитой чуждых крыл —

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

М.Ю. Лермонтов. «Бородино».

Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.   (А.С.Пушкин)

Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»:

«Будем знать историю – историю всего, что нас окружает в большом и малом масштабах. Это ведь четвертое, очень важное измерение мира».

«Вся страна – это грандиозный культурный ансамбль. Он должен быть сохранен в своем поразительном богатстве. Воспитывает не только историческая память в своем городе и в своем селе – воспитывает человека его страна в ее целом».

Проблема отношения к искусству

Н.В. Гоголь. «Портрет».

А.С.Пушкин. «Поэту»:

Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»:

«Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека. И снова повторяю: оно делает его добрее, а следовательно, счастливее».

Проблема толерантности: терпимого отношения к людям иной веры или национальности, людям, не таким, как все

Отношение к пленному французскому мальчику в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

ООН по инициативе ЮНЕСКО объявила 1995 год Международным годом толерантности. На протяжении всего года вопросы терпимости, разнообразия культур, различия между людьми стали предметом обсуждения более чем на 50 региональных и международных конференциях. Итог года – принятие Декларации принципов толерантности.

Тот, кто мстит, иногда жалеет о совершенном, тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом.  (А.Дюма-отец)

Д.С.Лихачев писал: «Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям»

Проблема отверженных людей

Отношение одноклассников к Лене Бессольцевой в повести  В. Железникова «Чучело».

Ф.М.Достоевский. «Бедные люди»

Нравственные проблемы

Проблема милосердия.

«Экое страдание!»- воскликнула Соня Мармеладова, услышав признание Раскольникова. В ее словах раскрывается истинное милосердие…

«Надо, чтобы за дверью  каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком  и  постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные…» — так писал в рассказе «Крыжовник» А.П.Чехов.

Г.Троепольский. «Белый Бим Черное ухо»

Проблема любви

…Вольнее птицы младость.
Кто в силах удержать любовь?
Чредою всем дается радость;
Что было, то не будет вновь.         (А.С.Пушкин)

Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих. (Ф.М.Достоевский)

Ты — женщина, и этим ты права.   (В.Я.Брюсов)

Речи знакомые — новы опять,
Если любовью согреты.            (В.Я.Брюсов)

Поиски разнообразия в любви — признак бессилия. (О.Бальзак)

Любовь — глубокой нежности полна,
В соблазнах, в горестях закалена.
Крепка в разлуке, вдалеке горда,
Все та же — чудо — долгие года.   (Д.Байрон)

А.И. Куприн «Гранатовый браслет»

Проблема ревности

Ревность — это искусство причинять себе еще больше зла, чем другим.       (А.Дюма-сын)

Ревность у мужчины складывается из эгоизма, доведенного до чертиков, из самолюбия, захваченного врасплох, и раздраженного ложного тщеславия. (О.Бальзак)

М.Ю.Лермонтов. Драма «Маскарад»

Проблема сострадания

Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования.  (Ф.М.Достоевский)

Раны от любви если не всегда убивают, то никогда не заживают. (Д.Байрон)

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети».

Образ Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»:

«В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития».

Проблема бездушия

Рассказ Е.И.Носова «Кукла» повествует о проблемах,  которые должны волновать всех. Безразличное и изуверское отношение людей к вещам не замедлит перейти в жестокость по отношению к окружающим людям.

Стихотворение К. Случевского «Кукла»: 

Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась,
Стукнулась глухо о землю и навзничь упала…
Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала
Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,
Руки раскинула, ясные очи закрыла…
На человека ты, кукла, вполне походила!

Рассказ Л.Андреева «Кусака» о бездушном отношении к животным и людям.

В.П. Астафьев «Людочка»

Проблема труда

Лишь трудом и борьбой достигается самобытность и чувство собственного достоинства. (Ф.М.Достоевский)

Нет счастья в бездействии. (Ф.М.Достоевский)

Образ Евгения Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь! (Н.А.Заболоцкий)

Проблема индивидуализма

Кто легко склонен терять уважение к другим, тот прежде всего не уважает себя. (Ф.М.Достоевский)

М.Горький. «Старуха Изергиль». Образ Ларры.

Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»:

«Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы».

Проблема совести

«Да, жалок тот, в ком совесть нечиста»! – эти слова Бориса Годунова очень точно выражают душевные страдания людей, совершивших преступления.

Образ Родиона Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Образ Иудушки Головлева в романе М.Е.Салтыкова-Щедрина  «Господа Головлевы»

Проблема бездуховности.

Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»:

 «…В чисто формальном отношении к работе, к учению, к товарищам и знакомым, к музыке, к искусству нет этой «духовной культуры». Это и есть «бездуховность» – жизнь механизма, ничего не чувствующего, неспособного любить, жертвовать собой, иметь нравственные и эстетические идеалы».

Н.В.Гоголь «Старосветские помещики», «Мертвые души»

Проблема нравственного выбора

Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»:

«Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека».

Василь Быков. Повесть «Сотников»

Проблема внутренней культуры человека

Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»:

«Все, о чем я разговариваю с молодыми читателями в этой книге, – призыв к интеллигентности, к физическому и нравственному здоровью, к красоте здоровья».

Образ Марьи Болконской в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Проблема счастья  

Глупое сердце, не бейся!
Все мы обмануты счастьем… (С.Есенин)

Счастье… обширно и многогранно; лишенный возможности быть счастливым в одном, найдет свое счастье в другом. (Л.Н.Андреев)

Аркадий Гайдар в рассказе «Чук и Гек» писал:

«Что такое счастье, каждый понимал по-своему, но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную, счастливую землю, которая зовется Советской страной».

Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»:

 «Давайте будем людьми счастливыми, то есть имеющими привязанности, любящими глубоко и серьезно что-то значительное, умеющими жертвовать собой ради любимого дела и любимых людей».

Проблема правды и лжи

Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»:

«…Будьте правдивы. Стремящийся обмануть других прежде всего обманывается сам. Он наивно думает, что ему поверили, а окружающие на самом деле были просто вежливы. Но ложь всегда выдает себя, ложь всегда «чувствуется», и вы не только становитесь противны, хуже – вы смешны».

М.Горький. Образы Луки и Сатина в пьесе «На дне»

Проблема гуманного отношения к человеку

Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»:

 «В разговоре с другими умейте слушать, умейте помолчать, умейте пошутить, но редко и вовремя. Занимайте собой как можно меньше места».

«Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому…»

Образ Луки в пьесе М.Горького «На дне»

Проблема чести и долга

А.С.Пушкин. Повесть «Капитанская дочка».

Петр Гринев свято исполнил наказ его отца: «Береги платье снову, а честь смолоду»

Проблема самовоспитания

Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»: «Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь…»

Евгений Базаров в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» говорит, что человек сам себя воспитать должен.

Проблема чести и совести

Наша совесть — судья непогрешимый, пока мы не убили ее. (О.Бальзак)

Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»:

«Честь истинная – всегда в соответствии с совестью. Честь ложная – мираж в пустыне…»

Философские проблемы

Проблема добра и зла

Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»:

 «…Злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить…»

«… зло в человеке всегда связано с непониманием другого человека, с мучительным чувством зависти, с еще более мучительным чувством недоброжелательности, с недовольством своим положением в обществе, с вечной, съедающей человека злобой, разочарованием в жизни. Злой человек казнит себя своею злобою. Он погружает в тьму прежде всего самого себя».

А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери»

Проблема истины и лжи

Ложь перед самим собою — это наиболее распространенная и самая низкая форма порабощения человека жизнью. (Л.Н.Андреев)

Тьмы низких истин мне дороже

Нас возвышающий обман.                                                                                                        

                    А.С.Пушкин. Стихотворение «Герой»

Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» . Образы Иешуа и Понтия Пилата

Проблема жизни и смерти

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?

                                   А.С.Пушкин

Жизнь любит иногда подшутить и посмеяться даже над смертью. (А.Т.Аверченко)

Размышления перед смертью Андрея Болконского в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» и Евгения Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»:

 «Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем… А жизнь бесконечно глубока. Мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью».

Проблема жизнелюбия

Сверкает жизнь везде, грохочет жизнь повсюду!
Бросаюсь в глубь веков, — она горит на дне…
Бегу на высь времен, — она кричит мне: буду!
Она над всем, что есть; она во всем, во мне! (В.Я.Брюсов)

Образ Василия Теркина в поэме А.Твардовского «Василий Теркин»

Проблема поиска «смысла жизни правды”

 Правда — точно горькое питье, неприятное на вкус, но зато восстанавливающее здоровье.         (О.Бальзак)

Н.С.Лесков. «Очарованный странник».

Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».                                                                                                                                                                

Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»: «Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть – иначе будет не жизнь, а прозябание»

Проблема жадности

А.С.Пушкин. «Скупой рыцарь».

Образ Плюшкина в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»:

«Жадность – это забвение собственного достоинства, это попытка поставить свои материальные интересы выше себя, это душевная кособокость, жуткая направленность ума, крайне его ограничивающая…»

Проблема зависти

Зависть — один из наиболее действенных элементов ненависти. (О.Бальзак)

А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери».

Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»:

Зависть – «ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует. Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе свои собственные индивидуальные склонности, свою собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой…»

Проблема обидчивости

Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»:

 «…Излишняя обидчивость – признак недостатка ума или какой-то закомплексованности. Будьте умны».

«В отношении обидчивых людей надо быть особенно внимательными. Обидчивость ведь очень мучительная черта характера».

Василий Шукшин. Рассказ «Обида».

Н.В.Гоголь «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

Проблема веры и надежды

Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.  (А.С.Пушкин)

Проблема умения спорить

Стыдить лжеца, шутить над дураком
И спорить с женщиной — все то же,
Что черпать воду решетом:
От сих троих избавь нас, Боже!.. (М.Ю.Лермонтов)

Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»:

«…Нет ничего красивее в споре, как спокойно, в случае необходимости, признать полную или частичную правоту противника. Этим вы завоевываете уважение окружающих. Этим вы как бы призываете к уступчивости и своего противника, заставляете его смягчить крайности своей позиции».

Проблема уныния

Грусть — жестокий властелин.   (М.Ю.Лермонтов)

Все это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно. (М.Ю.Лермонтов)

Грубым дается радость.
Нежным дается печаль.       (С.Есенин)

В.А.Жуковский. Поэма «Людмила»

Проблема невежества, отсутствия интереса к знаниям

Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»:

 «Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни».

Образы Простаковой и Митрофана  в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

Проблема отрицательного воздействия отвлеченной идеи

Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»:

«Поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна.

Это хорошо показал Достоевский в «Преступлении и наказании». Главное действующее лицо этого произведения – Родион Раскольников думал, что, убив отвратительную старушонку-ростовщицу, он добудет деньги, на которые сможет затем достигнуть великих целей и облагодетельствовать человечество, но терпит внутреннее крушение. Цель далека и несбыточна, а преступление реально; оно ужасно и ничем не может быть оправдано».

В.Г.Короленко. Рассказ «Чудная»

Проблема сверхличности (эгоцентризма)

Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»:

 «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль». Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно».

Образ Ларры в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»

Проблема дружбы

Себялюбие — яд для дружбы. (О.Бальзак)

Но дружбы нет и той меж нами.

Все предрассудки истребя,

Мы почитаем всех нулями,

А единицами — себя.

                 А.С.Пушкин. Роман «Евгений Онегин»

Проблема национализма

Национализм — детская болезнь, корь человечества.

                                                                   А. Эйнштейн 

Публицистические статьи:

 Сергей Сергеев, главный редактор журнала «Москва»  — «Нация в русской истории. … Исторические смыслы русского национализма».

Академик Сахаров А.Н. – «Основные этапы и особенности русского национализма»

Проблема патриотизма

Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может. (Д.Байрон)

Произведения о Великой Отечественной войне:

К.Воробьев «Убиты под Москвой».

Ю.Бондарев. «Горячий снег».

Б.Васильев «А зори здесь тихие»

Проблема одиночества

К.Г. Паустовский «Телеграмма»

Проблема ненависти

В. Распутин «Живи и помни»

Ненависть — месть труса за испытанный им страх.         (Джордж Бернард Шоу)

Проблема счастья

Поверь мне — счастье только там,
Где любят нас, где верят нам.    (М.Ю.Лермонтов)

И.А.Бунин. Стихотворение «Вечер»:

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно –

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

Проблема трусости

Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». В нем трусость названа самым страшным пороком человека. Понтий Пилат за малодушие был обречен на одинокое существование.

Проблема стремления к справедливости

Высшая и самая характерная черта нашего народа — это чувство справедливости и жажда ее.         (Ф.М.Достоевский)

Как бы хорошо человек ни говорил, помните: когда он говорит слишком много, то в конце концов скажет глупость. (А.Дюма-отец)

А.С.Пушкин. Повесть «Капитанская дочка»

Проблема верности

Коль гореть, так уж гореть сгорая… (С.Есенин)

Татьяна Ларина, по-прежнему любящая Евгения Онегина, став замужней дамой, хранит верность мужу. Она говорит Онегину:

Но я другому отдана

И буду век ему верна.

Проблема самообладания

В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым —
Самое высшее в мире искусство.    (С.Есенин)

Информационно-коммуникативные проблемы

Проблема развития русского языка

Верь в звук слов:
Смысл тайн — в них… (В.Я.Брюсов)

Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»: «Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе».

Проблема отношения к родному языку

Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле — печаль
И долговечней — царственное слово. (А.А.Ахматова)

А.А.Ахматова. Стихотворение «Клятва»:

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

И.С. Тургенев. «Русский язык».

Н.Рерих. «Русский язык»:

«Прекрасен русский язык. И на нем скажут лучшие мысли о будущем».

Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»:

«Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли. Поэтому ученому, инженеру, экономисту – человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь, прежде всего о точности мысли».

Проблема языкового бескультурья

Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»:

«Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, – распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе».

Проблема массовой культуры

Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво. (А.С.Пушкин)

Проблема отсутствия интереса к чтению

Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное.  (Ф.М.Достоевский)

Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»:

 «Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все – она модная. Умейте читать с интересом и не торопясь».

Проблема отношения к науке

Наука не является и никогда не будет являться законченной книгой. Каждый важный успех приносит новые вопросы. Всякое развитие обнаруживает со временем все новые и более глубокие трудности.                                                А.Эйнштейн  Наука никогда не решает вопроса, не поставив при этом десятка новых.                                                                                                                                                                                          

Владимир Дудинцев. Роман «Белые одежды»: о верности ученых-селекционеров своему долгу.

Примеры из жизни великих ученых.

nsportal.ru

Стихия — Аргументы

Проблема

Автор,
произведение

Аргументация

Проблема героизма,
подвига

М.Ю
Лермонтов «Бородино»

Н.В.Гоголь
«Тарас Бульба»

Л.Н.Толстой»Война
и мир».

Б.Л.Васильев
«А зори здесь тихие».(Одноименный
фильм В.Ростоцкого)

А.Т.Твардовский
«Василий Теркин»

В
стихотворении созданы простые и величественные образы защитников русской
земли, которые готовы отдать свою жизнь за Родину:

Изведал
враг в тот день немало, / Что
значит русский бой удалый, / Наш
рукопашный бой!..

Герои
повести Гоголя погибают, защищая свое Отечество от иноземных захватчиков.
Остап умирает страшной смертью, не издав при 
этом ни звука, несмотря на пытки.

 Один
из героев романа, пятнадцатилетний Петя Ростов, своим долгом считает защиту
родины от французов. Ему еще неизвестны все ужасы войны, но в нем живет
геройство и осознание важности и нужности своих поступков. Петя геройски
погибает  при одной из атак
партизанского отряда.

1942
год. На тихом разъезде несут службу девушки-бойцы зенитно-пулеметного
батальона под командованием  Федора Васкова. Небольшой
отряд из шести бойцов во главе со старшиной вступает в неравный бой с
немецкими диверсантами. Сражаясь героически, девушки погибают.

Василий
Теркин, герой поэмы Твардовского, — «парень сам собой обыкновенный». Но на
войне он совершает каждодневный солдатский подвиг, ведь бой « идет не ради
славы – ради жизни на земле!»

Проблема отношения
человека к животным, природе.

Л.Андреев
«Кусака»

М.Пришвин
«Кладовая солнца»

А.де
Сент-Экзюпери

«Маленький
принц»

В
рассказе Андреева «Кусака» отношение к собаке является мерилом нравственности человека. Те люди, которые сначала оставили её на даче, потом
не единожды её обидели,  превратили собаку
в злобное существо, у которого уже нет доверия ни к кому.

 Маленькие
герои повести Митраша и Настя отправляются в лес за клюквой. Много испытаний
выпадает на долю детей, прежде чем они понимают, что жизнь – это Кладовая
солнца, сокровища которой открываются не каждому и не просто так.

Герой
сказки-притчи бесхитростно выражает свое мнение: «Встал, умылся, привел себя
в порядок и сразу приведи в порядок свою планету». Человек не царь природы, и если он следует её законам, то извечный миропорядок может
нарушиться.

Тема
отношения людей и животных, благотворного воздействия последних на
человеческую душу проходит через ряд произведений литературы.  Герой сказки Антуана де Cент-Экзюпери Лис говорит Маленькому Принцу: « Мы в
ответе за тех, кого приручили».

 

Проблема отношения к
книгам, к чтению.

А.С.Грибоедов

«Горе
от ума».

А.М.Горький
«Мои университеты»

Ю.Олеша 

«Я
глупостей не чтец, /  А
пуще образцовых» (Чацкий о чтении неинтересных книг)  «И  в чтенье прок- то невелик» (Фамусов)  «Забрать
все книги бы да сжечь» (Фамусов)

 Главный
герой автобиографической повести Горького Алеша Пешков называет книги своими университетами. Служа
матросом на пароходе, он под влиянием повара пристрастился к чтению, сначала
читает без разбора, потом уже избирательно. Так у него воспитывается вкус и
любовь к книгам.

 В
одном из своих очерков Ю. Олеша  пишет о
«золотой полке», которую каждый из нас собирает в течение всей жизни. Дело
это  очень непростое. Герои этих книг
помогают нам жить и лучше понимать жизнь.

Проблема истинных и
ложных ценностей.

М.А.Шолохов
«Тихий Дон».

И.А.Бунин
«Человек из Сан-Франциско»

Н.В.Гоголь.

«Мертвые
души»

Григорий
Мелехов  на протяжении долгого времени
пытается найти ответы на важные для себя вопросы. Эти поиски истины заставляют его метаться: приводят
его то к красным, то к белым.  «Истину» тех и других  Григорий поначалу принимает, а потом 
видит ложь и обман, жестокость и произвол. Григорий Мелехов теряет родных и
близких людей.  В финале романа герой
приходит к пониманию того, что главное для него – возможность спокойно жить
на своей земле, возделывать её, любить и заботиться о своих детях.

Безымянный
герой бунинской философской притчи всю жизнь служил  «золотому тельцу». Оказалось, что деньги,
слава, известность не имеют никакой ценности перед лицом смерти.  В погоне за
достатком господин не заметил самого главного. Истинные жизненные ценности: милосердие, духовность,
любовь, искренняя радость жизни — прошли мимо него.

 Погоня
за ложными ценностями приводит к оскудению и моральной деградации. В поэме
Гоголь выводит перед читателем целую череду «мертвых душ»: Манилова,
Коробочку, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, самого Чичикова, городских
чиновников. Все они, в той или иной степени охваченные страстью к
накопительству и наживе, теряют живые души, превращаясь в  марионеток.

Проблема памяти

М.А.Шолохов
«Судьба человека»

 

А.М.Горький
«На дне»

В
рассказе Шолохова проблема памяти занимает значительное место. Главный герой,
Андрей Соколов, прошел  войну, а,
вернувшись домой, узнал, что потерял всех, кто был ему дорог: погибли сын,
жена, дочь… Воспоминания о том, что было до войны, будут тревожить его до последнего
дня жизни. Война лишила близких и 
мальчика Ваню, для которого Андрей Соколов становится отцом.

Многие
герои горьковской пьесы живут воспоминаниями о прошлой жизни. И только память
помогает им сохранить человеческое начало.

Проблема общественной
нравственности

Ф.М.Достоевский
«Преступление и наказание»

Л.Н.Толстой
«Война и мир».

Студент
Родион Раскольников, совершив преступление, пренебрегает
общечеловеческими принципами, общепринятой моралью. Он не
знает, как с этим жить.  На помощь ему
приходит Соня Мармеладова, которая, по мнению писателя,  является носителем нравственности. Соню и Раскольникова объединяет то, что оба они, руководствуясь разными мотивами, преступили евангельские заповеди. Для Раскольникова эта женщина олицетворяет надежду на спасение от
одиночества:  она тоже «преступила» абсолютную заповедь («не
прелюбодействуй»), «умертвила» себя. Но сострадание к близким,
смиренная вера в милосердие Бога никогда не покидали ее. Она
заставляет Раскольникова покаяться прилюдно и , тем самым, отпустить свой
грех.

Проблему
общественной нравственности затрагивает Л.Н.Толстой в романе-эпопее «Война и
мир». Пьер Безухов и Андрей Болконский руководствуются принципами правды,
простоты, добра. Они оба хотят быть полезными обществу, не принимают
компромиссов, не зависят от мнения людей высокого положения, но сомнительных
взглядов.

Проблема отцов и
детей

А.П.Чехов
«Скучная история».

Л.Н.Толстой
«Война и мир»

И.С.Тургенев
«Отцы и дети»

Тема
отцов и детей — это вечная, сложная тема. Так, например, герой  Чехова из рассказа «Скучная история» жил ради своих детей.  Не
получив от них хоть сколько-нибудь внимания, он начинает укорять себя в том, что был слишком
строг  к своим детям, не смея даже
подумать о том, что это дети ведут себя эгоистично. А дети в то же время
не испытывают ни малейших угрызений совести по поводу того, что они забыли
собственного отца.

В
романе «Война и мир»проблема отцов и детей раскрывается на примере
взаимоотношений отца и сына Болконских.

Эти
отношения естественны и трогательны. Мы видим сильную, но в то же
время сдержанную любовь старика Болконского к своим детям. Воспитанный в строгости и порядке,
Андрей Болконский оправдывает все надежды отца.

Проблема непростого
мира ребенка

В.Г. Короленко
«Дети подземелья»

Л.Н.Толстой
«Детство».

Об
этой проблеме говорит Короленко в своей повести «Дети подземелья». Мальчик
Вася, рано потерявший мать, оказывается добрым и чутким человеком. Встретив
бездомных детей, Марусю и Валька, он привязывается к ним и старается им помочь.  Видя недетский поступок своего сына, отец
мальчика находит в себе силы понять его.

В
повести «Детство» Толстой глубоко раскрывает проблему непростого мира
ребенка. Отличительной чертой Николеньки Иртеньева является стремление к
самоанализу, строгому суду своих мыслей, побуждений и поступков.

Проблема культуры

Д.С.Лихачев

Во
многих своих статьях Д.С. Лихачев затрагивал вопросы культуры. Он говорил:
«Культура – это нравственный стержень человека». Вся его деятельность, все
его труды были направлены на то,  чтобы
сохранить культуру для потомков.

Проблема одиночества
человека в толпе

 

Ф.М.Достоевский
«Мальчик у Христа на елке»

М.Ю.Лермонтов.

«На
севере диком стоит одиноко…»,

«Белеет
парус одинокий…»

Не
нашлось никого, кто смог бы протянуть руку помощи мальчику из рассказа
Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Писатель изображает людей, которые
безучастны к судьбе ребенка даже в Рождественскую ночь.

Проблема чуткости и
бездушия

В.Г.Короленко
«В дурном обществе»

В.Г.Распутин
«Уроки французского»

А.И
Куприн «Чудесный доктор»

 

В
своем произведении автор с теплотой рассказывает о том, как мальчик Вася
проявляет доброту и сострадание к обездоленным людям. Вася всеми силами
старается помочь Марусе и Валеку, натыкаясь при этом на непонимание и
равнодушие вокруг.

 Главный
герой повести В. Распутина всю жизнь будет помнить уроки доброты и
человечности. Лидия Михайловна, человек чуткий и отзывчивый,  видя тяжелое положение мальчика,  ищет возможность помочь ему.

Куприн
повествует о встрече семьи Мерцаловых в трудную для
себя минуту жизни с «чудесным» доктором. Человек оказывает помощь по велению сердца, не ожидая
благодарности  взамен. И только потом
Мерцаловы узнают, что их спасителем был доктор Пирогов.

Проблема добра и
зла.

Г.Х.Андерсен
«Снежная  королева»

Русские
народные сказки, литературные сказки.

По
мысли Андерсена, в мире людей  царит
добро. Кай становится злым и жестоким только тогда, когда в его сердце попадают осколки волшебного зеркала старого тролля. Хотя любовь и верность
маленькой Герды, прошедшей все испытания, а также помощь добрых людей восстанавливают гармонию мира.

dunaeva.ucoz.com

Аргумент. Напишите аргумент из литературы про жадность и эгоизм!! ! Спасибо

Был пиратом жадный Билли,
Правда, Билли не любили,
Ни матросы, ни пираты,
Ни детишки, ни родня, да.
И не мог умерить Билли
Аппетиты крокодильи,
И, чтоб Билли не побили,
Просто не было ни дня.
Раз, два, три, четыре, пять,
Знаете наверно,
Раз, два, три, четыре, пять,
Жадность — это скверно,
Раз, два, три, четыре, пять,
Скажем без подвоха,
Раз, два, три, четыре, пять,
Жадность — это плохо,
Жадность — это плохо,
Жадность — это плохо.

Женщин Билли сторонился,
Не встречался, не женился,
Из-за жадности ни разу
Не влюблялся, не страдал.
За конфеты и за астры
Не желал платить пиастры,
Заработал язву, астму,
А затем концы отдал.

Раз, два, три, четыре, пять,
Жадный век от века,
Раз, два, три, четыре, пять,
Нравственный калека,
Раз, два, три, четыре, пять,
Если жадным будешь,
Раз, два, три, четыре, пять,
Сам себя погубишь,
Сам себя погубишь,
Сам себя погубишь.

Вот и все, и нету Билла,
Жадность Билла погубила,
Он лежит на дне из ила,
В жизни мало, что успев.
Жадность хуже, чем холера,
Жадность губит флибустьера,
Повторяйте с нами, сэры,
Этой песенки припев.

Раз, два, три, четыре, пять,
Знаете наверно,
Раз, два, три, четыре, пять,
Жадность — это скверно,
Раз, два, три, четыре, пять,
Скажем без подвоха,
Раз, два, три, четыре, пять,
Жадность — это плохо,
Жадность — это плохо,
Жадность, я бы сказал, очень плохо.

Мне внушал папаша с детства, не жалея отчих сил,
Деньги все — и цель и средства, помни это, сукин сын.
И родному человеку я поверил, гран мерси,
И папашу под опеку взял я, Бог его спаси.. .

Припев: Ох, вы деньги, деньги, деньги, рублики,
Франки, фунты-стерлинги да тугрики.
Ох, день-день-деньжата — деньги, денежки,
Слаще пряника, милее девушки.
Все ищут ответа, — загадка жизни в чем?
А мне плевать на это, я знаю что почем!

Я женился на приданном, я погрелся у казны,
Ничего не делал даром, сам себе чинил штаны.
Воровать — себе дороже. Брать — конечно, брал,
И родил, надеюсь, тоже, симпатичный капитал.

Припев: Ох, вы деньги, деньги, деньги, рублики,
Франки, фунты-стерлинги да тугрики.
Ох, день-день-деньжата — деньги, денежки,
Слаще пряника, милее девушки.
Все ищут ответа — быть или не быть?
Плевал я на Гамлета, раз не умеет жить!

Кто-бы знал мои мученья, кто хоть раз бы подглядел,
Сколько я в воображеньи вин шампанских усидел.
Сколько щеголей обидел по лицу и по спине,
Сколько женщин перевидел ночью темною во сне.. .

Припев: Ох, вы деньги, деньги, деньги, рублики,
Франки, фунты-стерлинги да тугрики.
Ох, день-день-деньжата — деньги, денежки
Слаще пряника, милее девушки.
Все ищут ответа — где главный идеал?
Пока ответа нету — копите капитал!

otvet.mail.ru

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о