Проблема взаимосвязи любви к природе и любви к Родине — 11-й класс
О любви к Родине русский писатель Константин Георгиевич Паустовский говорил: «Любовь к родной стране начинается с любви к природе». Многие писатели согласны с ним, потому что природа – это и есть частичка Родины, без любви к ней невозможно полюбить Отчизну, то место, где ты родился и вырос, свой город, страну.В тексте К.Г. Паустовского, известного русского писателя, классика отечественной литературы, поднимается проблема взаимосвязи любви к природе и любви к Родине.
Размышляя над проблемой, автор рассказывает о художнике Берге, который усмехался над словом «Родина» и не понимал его значения. Автор отмечал, что его друзья с тяжёлым укором говорили ему: «Эх, Берг, сухарная душа!» К.Г. Паустовский повествует о том, что Берг не любил природу и не понимал всей её красоты, поэтому ему и не удавались пейзажи. Автор уверен, что если Берг не испытывает чувство любви к природе, то он и не может любить Родину.
К.Г. Паустовский описывает изменения, происшедшие с Бергом, после того как он посетил художника Ярцева и прожил вместе с ним около месяца в лесах. Автор отмечает, что Берг начал любоваться природой, «с любопытством рассматривал цветы и травы» и даже нарисовал свой первый пейзаж. К.Г. Паустовский рассказывает о том, что после этой поездки у Берга появилось, «ясное и радостное чувство Родины», он стал связан со своей страной всем сердцем. Автор указывает на то, что любовь к Отчизне сделала его жизнь более теплой, светлой, прекрасной.
Позиция автора такова: он уверен, что без любви к природе невозможно полюбить Родину. Природа и Родина – это два взаимосвязанных понятия, одно без другого не может существовать.
Я согласна с мнением К.Г. Паустовского. Важно, чтобы каждый человек любил Родину, потому что любовь к природе делает жизнь человека более красочной, интересной и любовь к Родине тоже улучшает жизнь, делает её более прекрасной, лёгкой и весёлой. Для того чтобы человек мог насладиться жизнью, ему необходимо ценить, понимать и любить два тесно связанных понятия: «природа» и «Родина», а иначе жизнь станет сухой, неинтересной и бесцельной. Докажу эту мысль, обратившись к роману русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». В этом произведении рассказывается о нигилисте Базарове, который отрицал природу, он не понимал и не ценил ее, также он относился и к Родине, стране и к месту, где он родился и вырос. Лишь только перед смертью он понял, что природа вечна, ее нельзя победить, он понял, что люди умирают, а она остается, такая величественная, великолепная и непобедимая. Базаров понял, что природу нельзя не любить, ей надо наслаждаться и восхищаться, также как и Родиной.
Еще одним примером является пьеса А.Н. Островского «Гроза». В ней рассказывается о мещанине Кулигине, который очень любил природу, он любил любоваться ей, пел про неё песни. Кулигин так же, как и природу, любил Родину. Он постоянно придумывал всякие изобретения, для того, чтобы людям в родных краях жилось легче и лучше, но, к сожалению, эти идеи не воплощались в реальность. Кулигин воспевал природу, а значит, и Родину, любимые земли, где он родился и прожил всю жизнь.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что если человек полюбит природу, то он обязательно полюбит и Родину, потому что это два тесно связанных между собой понятия.
sochinenija.3dn.ru
Любовь к Родине начинается с любви к природе (К. Паустовский)
Любовь к Родине начинается с любви к природе. (Константин Георгиевич Паустовский)
Родина, Родина… Хватит ли нам слов, чтобы рассказать, описать, что же это такое. Понятие Родины так многогранно, каждый человек понимает его по-своему. Родина это семья, Родина это твой дом, родной уголок природы, место, где ты родился, произнёс первые слова. Это твоя страна.
Что такое Родина для маленького ребёнка? Это его окружение, его семья. Именно к семье, к тем людям, которые любят ребёнка просто так, просто за то, что появился на свет, ребёнок начинает чувствовать привязанность, которая перерастает в любовь. Каждая семья это маленькая страна, со своими правилами и законами, это маленькая Родина для маленького человечка. Ребёнок растёт и начинает взаимодействовать не только с узким кругом семьи, но и с окружающим его миром. Он привыкает к берёзкам, что растут у дома, и каждый год желтеют и опадают, к животным и птицам, запоминает звуки и запахи того уголка природы, в котором он родился. У каждого из нас есть такой уголок, такое сокровенное место, к которому мы привыкли, по уюту и незатейливости которого мы скучаем – это и есть ощущение Родины. Из таких маленьких родин складывается единое государство-Отечество, общий дом для всех нас, наполненный дорогами и человеческими судьбами.
Я полностью согласна с мнением Константина Георгиевича Паустовского, с тем, что любовь к Родине начинается с любви к природе.
Когда человек начинает любить свою Родину? Это закономерный вопрос, на который не так-то просто найти ответ. Просто однажды в каждом маленьком или большом сердце просыпается любовь к Родине, мы выражаем эту любовь по-разному: через искусство, профессию, военную службу, именно в нашей деятельности раскрывается истинный смысл патриотизма и беззаветной преданности к родной земле.
Героя произведения К.Г. Паустовского «Акварельные краски» товарища Берга называли «сухарной душой», говорили «Какой с тебя боец и создатель новой жизни, когда ты землю не любишь». И правда, он не понимал ценности, не испытывал привязанности к городку, в котором родился, вспоминая её, как «выцветшую и плохо написанную картину». По мнению автора, именно отсутствие этой глубокой, духовной связи с родными местами, не позволяло герою проявить себя, как художника-пейзажиста. Но именно поездка к берегу укрывшегося в глуши муромских лесов, нетронутое человеком озеро помогли герою прочувствовать, вдохнуть аромат Родины. Даже для самого Берга это стало открытием. Он хотел «проследить, какими неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство Родины. Оно зрело годами, десятилетиями революционных лет, но последний толчок дал лесной край, осень, крики журавлей и Ваня Зотов».
Любовь к Родине живёт в каждом из нас, у кого-то она запрятана глубоко в душе, у кого-то лежит на поверхности. Каждый из нас индивидуален и Родина для каждого своя, но если беда тёмной тучей накроет родную землю, каждый станет патриотом Отчизны. Каждый встанет грудью защищать свою страну, свой дом, семью, то место и тех людей, с которыми человек может чувствовать себя свободным и чувствовать себя самим собой. Память о войнах прекрасное тому подтверждение. Никогда русский народ не сдавался захватчикам, ни французам в далёком 1812 году, ни немцам в 1941, никогда не становился на колени, а почему? Всё из-за глубокой привязанности, которая переросла в уважение и гордость своим краем. Не только совесть и долг поднимали народ на героический подвиг, а светлая любовь и тепло, что дарит Родина, твой уголок природы, малый, но родной и уютный, просто твой.
Родная земля – это колыбель, позже оплот и крепость, что качает нас на волнах жизни. Она и укрывает от бед и невзгод, открывает глаза на то, что боль и страдания не вечны, подхватывает когда мы падаем, придаёт сил. Ошибочно отождествлять Родину с экономическим благополучием государства или же строя, в котором мы живёт. Родина это образ сокровенный и волшебный, живёт в душе, непознанной части нас самих. Наша земля учит нас человеческой доброте, начиная с бережного отношения к тем же берёзкам у окна, голубым василькам, учит взаимопомощи, преданной дружбе и верной любви. Вот, что есть Родина для меня.
infourok.ru
Проблема любви к Родине (Русский язык). Изучаем вместе
С чего начинается любовь к родной земле, к её просторам? Много написано об этом. Сразу вспоминаются слова песни на стихи поэта М. Матусовского:
С чего начинается родина?
С картинки в твоем букваре
С хороших и верных товарищей
Живущих в соседнем дворе
А может она начинается
С той песни что пела нам мать
С того что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
Так пишет поэт-песенник. А С. Л. Львов решает эту проблему несколько иначе. Как? Подумаем.
Он вспоминает счастливое время детства, встречи с К. Г. Паустовским, которого они с друзьями называли флагманам. Однажды он устроил им экзамен, которого они не сдали. Это был экзамен на знание названий птиц, деревьев, кустарников, цветов. Сначала кажется, что автор решает свою проблему так: знать все эти наименования должен писатель. Но вчитываешься в текст и приходишь к выводу: в мире есть то, что человек обязан узнавать всю жизнь. Это лес и река, поле и луг, земля и небо, облака и звёзды, словом,знать нужно родную землю, родную природу. Это необходимо, чтобы «не ходить по родной земле слепым».
Позиция автора близка и понятна мне. Сколько бы мы ни жили в родном краю, он всегда открывается нам по-новому. Я живу в маленьком селе на берегу небольшой речушки. Скромна и неприхотлива природа моего родного края, но как хорош наш лес в весенней нежной зелени или буйстве осенних красок, как великолепна степь, усыпанная в мае красными маками, как удивительно преображается лес, село, речка после первого снегопада!
Читая рассказ Львова, я невольно вспомнила героя сказки-были М. Пришвина «Кладовая солнца». Герой этот — Антипыч. Он говорил своим собеседникам, что они ходят по лесу одетыми и обутыми, а надо ходить голенькими и разутыми. Как это перекликается с заключительными строчками Львова!
Н. Рыленков писал:
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце, —
И это тоже подтверждение мыслей Паустовского, пересказанных С. Л. Львовым.
Ещё один герой бесконечно любил родную природу. Юшка из одноимённого рассказа А. Платонова каждое лето куда-то уходил из города. По пути он целовал цветы, боясь дышать на них, подбирал упавших жуков и бабочек, подолгу вглядываясь в их лица. Беззаветна его любовь ко всему живому.
Впереди у нас долгая жизнь. Давайте будем узнавать свою родину лучше, полнее, и любовь наша к ней станет осознанной.
steptostudy.ru
28. Проблема любви к Родине (по К. Бальмонту)
Крылья нош натрудил. Мм спросили журавля:
—Где же лучшая земля? — Отвечал он, пролетая:
—Лучше нет родного края!
Так давайте беречь, любить родные земли!
Почему любовь к Родине, к малой Родине остается у человека навсегда, независимо от того, где он находится? Какое чувство испытывает человек, оказавшись вдалеке от Родины? Над такими вопросами задумываешься после прочтения текста К. Бальмонта.
Автор приглашает читателей к размышлению над проблемой тоски по Родине.
Автор с ностальгией вспоминает как «шуршат камыши», сделавшие его тем поэтом, которым он стал, как «поют соловьи» в родных местах. «Я полон беспредельной любви… к моей матери, которая называется Россия», — пишет он. Действительно, Родина как мать, одна и на всю жизнь. Другой такой Родины никогда не будет. «Россия всегда есть Россия».
Хочется сказать, что авторская позиция ясна и понятна. «… нет дня, когда бы я не тосковал о России, нет часа, когда бы я не порывался вернуться», — утверждает К. Бальмонт. Мы понимаем, что для автора Родина – это место, где прошло его детство и юность, где сформировалась его личность, и воспоминания о ней останутся на всю жизнь.
С автором нельзя не согласиться. Я тоже считаю, что любовь к Родине живет в сердце человека всегда. Воспоминания о родной земле связаны у нас с первыми радостямижизни, с еще не осознанной благодарностью за нее.
Аргументом в доказательство моей позиции может послужить пример из произведения А. Никитина «Хождение за три моря». Никитин рассказывает о том, что отважный русский путешественник побывал во многих странах, видел удивительную красоту Юго–Восточной Азии, но постоянно жил только воспоминаниями
оРодине, «Русской земле», очень тосковал о ней.
Всборниках рассказов Н. Тэффи «Русь» и «Городок» воссоздана горестная жизнь эмигрантов– соотечественников, лишенных родины. Тоска по оставленной России заставляет их называть свое существование «жизнью над бездной». Невольно вспоминается стихотворение И. А. Бунина «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…». Строки поэта, находившегося в иммиграции, пронизаны болью, тоской по Родине.
Взаключение хотелось бы сказать, что данный текст представляет интерес для читателей. Он заставляет нас задуматься над тем, что ощущение Родины – важнейшее чувство для каждого человека.
29.Родина (по В. Конецкому)
Родина… Родные места… Какой-то необъяснимой силой обладают они. В трудные дни нашей жизни мы возвращаемся в места, где прошли наши детство и юность. С чем же связано ощущение родины у русского человека? Такую проблему перед читателями ставит известный российский писатель В. Конецкий.
В. Конецкий считает, что в наше тяжелое, сложное время художникам не следует забывать о такой функции искусства, как «будить и освещать в соплеменнике чувство родины». И такие русские художники, как Коровин, Левитан, Серов, помогают поддерживать это чувство. Автор утверждает, что у русского народа существует «нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины».
Нельзя не согласиться с В. Конецким, который уверен, что ощущение родины у русского человека – это ощущение счастья. Воспоминания родной земли связаны у нас с самыми первыми радостями в жизни, с неосознанной еще благодарностью за нее. Тема родины звучит во многих произведениях русских поэтов– классиков, к примеру, известный поэт Сергей Александрович Есенин писал: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве». Действительно, каждая строчка стихов С. А. Есенина проникнута горячей любовью к родной земле. Все красоты родного края отразились в его стихах, полных любви к русской земле. О чем бы ни писал С. А. Есенин, даже в самые тяжелые минуты одиночества светлый образ родины согревал его душу.
Известный советский журналист Василий Михайлович Песков в своей статье «Чувство Родины», писал, как у каждой реки есть исток, так и у чувства Родины, есть свое начало. Эта могла быть речка в детстве, текущая в ивняках по степи, зеленый косогор с березами и пешеходной тропинкой. В. М. Песков считает, что
http://savinyurii.ru/ege/
разветвленное дерево чувства Родины должно иметь самый первый изначальный росток, и чем он крепче, тем быстрее дерево вырастет, тем зеленее его вершина. Действительно, Родина — как мать, одна и на всю жизнь! Другой такой родной никогда не будет. Итак, ощущение Родины — важнейшее чувство для каждого человека.
30.Облик земли. Сохранение (по В. Пескову)
Забота об облике нашей земли является одной из составляющих в нашей жизни. Как сохранить прекрасным наш общий дом–Родину? Как сберечь святые для нашей памяти места? Над этими актуальными вопросами нас заставляет задуматься автор текста. В. Песков пишет о том, где родился С. Есенин, где провёл детство и вырос. Рассказывает о том, как много сил было вложено в создание мемориального центра. Автор говорит о большом значении природы в творчестве Есенина, но, к сожалению, тот пейзаж, который окружает сейчас мемориал, вызывает чувство жалости и скорби. Мы перестали заботиться о том, что нас окружает.
В. Песков считает, что к святым местам, к пейзажу люди должны относится бережно. Сохранять в частоте каждый уголок своей Родины. Я полностью разделяю точку зрения автора в том, что только от нас зависит облик земли, только мы можем проследить за сохранением всего, что нас окружает, чем гордимся и что любим.
Ярким примером сохранения прекрасного является протест жителей Санкт–Петербурга против строительства «Газпром–сити» в Красногвардейском районе. Небоскреб нарушает архитектурный облик Петербурга, его строительство может привести к разрушению близлежащих домов.
Прочные грунты в устье Охты залегают слишком глубоко, чтобы обеспечить надёжность постройки здания высотой в триста метров. Люди объединились, чтобы не допустить столь глобального строительства! Мы должны любить свою землю, бороться за прекрасное. Как сказал Т. Г. Шевченко: «В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки».
31. Проблема взаимосвязи человека и природы (по В. Солоухину)
В эпоху научно–технического прогресса нередко задумываешься, как смог так быстро измениться наш мир. Все стало по–другому для человека. И в этом может быть и состоит его несчастье.
Автор предложенного для анализа текста рассуждает о взаимосвязи человека и природы, то есть как раз о том, насколько важно для нас должно быть ощущение близости к природе, не пренебрежение её богатствами и чудесными свойствами. В. Солоухин пытается нравственно наставить читателей на путь истинный. Проблема, поднятая В. Солоухиным особенно актуальна в наши дни, ибо современный человек вместо прогулок по парку лучше погуляет по необъятным просторам сетевой игры, подвергая тем самым себя на полную отстраненность от внешнего мира. По мнению В. Солоухина, научно–технический прогресс изолирует, отдаляет человека от природы.
Я полностью согласен с мнением автора данного текста о том, что научно–технический прогресс негативно влияет на человека. Моя точка зрения находит подтверждение в произведении «И грянул гром», герои данной повести, обладая самым современным оборудованием, получили возможность перемещения во времени, что в конечном итоге привело к полной гибели человечества.
Еще одним примером может стать кинофильм «Суррогаты», в этом фильме люди перестали жить собственной жизнью, заменив свою жизнь роботами, который могли разговаривать, думать за них, а они взамен этого просто существовать, таким образом, люди еще более отстранились от природы, которой им итак не хватает.
Возможно, мы еще не скоро полностью изолируем себя от природы и взамен этого научимся радоваться тому, что нас окружает, и только тогда почувствуем себя понастоящему счастливыми.
32. Проблема красоты природы (по В. А. Солоухину)
Какие чувства и переживания рождаются в душе человека при виде природы? Этот вопрос отражает проблему, рассмотренную в своей статье известным публицистом В. А. Солоухиным.
Проблема, выдвинутая автором, была и будет актуальна во все времена, так как человек и природа это одно целое, неотъемлемая часть друг друга. Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что автор склонен к тому, что красота природы помогает человеку ярче воспринимать окружающий мир, благотворно влияет на его душу, побуждает к творчеству.
Я считаю, что не найдется ни одного человека, не поддерживающего позицию автора, так как мнение публициста очевидно и не должно вызывать сомнений в своей правдивости. Я не являюсь исключением и
http://savinyurii.ru/ege/
полностью поддерживаю автора. Моя точка зрения находит свое отражение в стихотворении русского классика, поэта Ф. И. Тютчева «Летний вечер», где поэт говорит о наступлении вечера и отражении этого в природе и человеке: «река начала течь полней», грудь человека – «дышать легче и вольней». У человека и природы наступает время отдыха, время накопления сил. В подтверждение своей точки зрения можно также взять всем известные факты: творческие люди, чт Ёобы вдохновиться, остаются наедине с природой; люди, уставшие от дневной суеты, также стремятся остаться наедине с природой, а она, в свою очередь, дает им сил, успокаивает, воодушевляет.
В. Солоухин, рисуя нам прелесть того неба, которое можно наблюдать лежа на траве, хочет донести до нас то, что прекрасное рядом, и не нужно где-то его искать, достаточно только посмотреть на вещи другими глазами.
33. Проблема браконьерства (по В. П. Астафьеву)
Виктор Петрович Астафьев — один из удивительных мастеров художественного слова. Основные темы его творчества являются военная, деревенская и антисоветская. В повести «царь–рыба» автор говорит о необходимости сохранения природы. Астафьев с горечью говорит о безнравственности и варварстве браконьеров. Автор ставит перед нами важную, злободневную проблему — незаконное, жестокое истребление животных.
Проблема, затронутая автором текста, не может не волновать современное общество. В наши дни как никогда занимаются незаконной ловлей рыб, поимкой и убийством редких животных и другими преступлениями перед природой. И несмотря на то, что правоохранительные органы придумывают все новые меры борьбы с браконьерами, это не помогает убрать из моря все незаконные суда.
Яникогда раньше не задумывалась над этой проблемой, но трудно не согласиться с мнением автора. Собственными руками уничтожать природу и портить экологию–это дико, безнравственно и бездушно. Замечательное, сильное и трогательное стихотворение Роберта Рождественского «Монолог царя зверей» — это призыв к человеческим душам. Строчки стиха призывают людей задуматься над тем, какие преступления они совершают по отношению к природе:
Я— последний из львов. Но пускай за меня говорят —
Лань в объятьях капкана, ползучего смога громадность. И дельфинья семья, за которой неделю подряд с вертолета охотился ты, чтоб развеяться малость.
Рождественский говорит о том, что земля без животных уже не земля, том, что животные бессильны перед крепкими сетями и меткими пулями.
Вчера, читая газету, я наткнулась на занимательную статью «расстреляли белых лебедей». В Казахстане заведено уголовное дело, на гражданина России, который убил трех лебедей–кликунов. Лебедь–кликун занесен в Красную книгу Казахстана как исчезающий вид. Охота на него запрещена. Столь зверское убийство предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до восьми лет. Но, несмотря на строгие законы и призывы, браконьерство продолжает наносить колоссальный урон экологии и экономике стран. Браконьеры действуют дерзко, в огромных масштабах. Но все же хочется верить и надеяться на благоразумия и порядочность людей.
34.Экология (Защита окружающей среды)
Наша страна долгое время жила в стремлении к грандиозным свершениям: строились заводы и фабрики, возводились платины электростанций, разрабатывались месторождения руд, нефти, газа. Научно–техническая революция стремительно врывалась в жизнь простых граждан. Казалось, что человек может поработить природу, заставив её работать исключительно на себя: он мог вырубать леса, осушать моря, поворачивать вспять реки.
*Фамилия и/или имя автора* затрагивает очень важную и актуальную ныне проблему — проблему экологии. Он пишет о том, что/утверждает, что/уверен в том, что… т. д. + *цитаты из исходного текста*.
Я согласен с позицией *Фамилия и/или имя автора*. Природа не терпит насилия над собой, но мало кто задумывается об этом. Мне кажется, что рано или поздно природа отомстит человеку за его бездумное и нахальное отношение. С призывом задуматься об экологии выступали такие замечательные писатели, как Чингиз Айтматов, Виктор Астафьев, Сергей Залыгин. Но мне бы хотелось остановиться на произведении Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Эта книга о том, что взаимоотношения человека и земли — проблема не обычная, а глубоко нравственная. Повесть служит напоминанием — истоки нравственности
http://savinyurii.ru/ege/
русского человека всегда находились в привязанности к земле и, утрачивая эту связь, мы теряем самое святое. Мне также хотелось бы упомянуть цитату Михаила Пришвина о том, что не каждому «удается так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу».
Я уверен, каждому из нас необходимо воспитывать чувство любви к окружающей природе и бережного отношения к ней. Любить и оберегать её — значит любить и оберегать наша Родину.
35.Экология (по Д. С. Лихачёву)
Как уберечь землю от надвигающейся экологической катастрофы? Почему проблема защиты окружающей среды остается актуальной в наше время? Над этими важными вопросами нас заставляет задуматься автор текста.
Д. С. Лихачёв, известный публицист и общественный деятель, пишет о целительной силе природы, о воздействии её на человека, о том, что загрязнение среды может привести к гибели всего живого. Автор считает, что люди должны приложить все усилия для сохранения природы.
Я полностью разделяю точку зрения автора в том, что нам необходимо понять, насколько важна тема охраны и восстановления окружающей среды. Тема природы и человека является одной из ведущих В. Астафьева «Царь–рыба». Автор показывает браконьера Игнатьича. В нём есть человеческая любовь, достоинство, но всё это подавляется безграничным хищничеством по отношению к природе. В. Астафьев осуждает браконьерство как зло, страшное по своей разрушительной силе.
Известный писатель Л. Леонов считал охрану природы «делом святым». Я согласна с автором, ведь человек и природа–единое целое.
36. Преданность своему (по Э. Матониной)
Жизнь человека, его сущность неразрывно связано с трудом. Не каждому дано ощутить его радость. Некоторые люди просто родились созерцателями, а не деятелями, и труд для них – обуза, отнимающая силы, время. Автор данного текста показывает на примере А. М. Опекушина какую большую роль играет труд в жизни и сознании простого человека. Герой этого рассказа добился успеха только после долгих лет напряженной работы и ожидания. В наши дни самоотверженность и преданность своему делу резко упала. Поэтому книга Э. Матониной «Опекушин. Памятник Пушкину» настолько актуальна. Автор ярко и точно преподносит читатели данную проблему: «…И снова целый год работал Опекушин, лепил и лепил лицо Пушкина…». Скульптор показан нам как человек, наделенный энтузиазмом и не иссякающей энергией. По мнению Э. Матониной, именно такой человек, как Опекушин, был достоин стать победителем в конкурсе скульптур. И я полностью согласна с мнением автора данного текста, ведь только увлеченный своим делом мастер, способен создать истинный шедевр. К тому же Опекушин понял суть, поставленной пред ним задачи. Центральной фигурой в его модели был сам поэт. И скульптор долго добивался совершенства.
Моя точка зрения находит подтверждение в произведении А. И. Солженицына «Матрёнин двор». Главная героиня всю жизнь привыкла трудиться, помогать другим
людям и, хотя не нажила никаких благ, остаётся чистой душой, праведницей.
Еще одним примером может стать картина К. Брюллова «Последний день Помпеи». Художник работал над ней 3 года и достиг намеченной цели благодаря, во–первых,
упорному труду, во–вторых, воодушевленному подходу к делу. Опекушин, Матрена, К. Брюллов и многие другие подтверждают мысль, изложенную автором. И как сказал В. Гюго «Труд в наше время – это великое право и великая обязанность».
37. Проблема преданности своему делу (по Сивоконю)
К своему делу люди относятся по–разному. Кто-то равнодушен, а кто-то, наоборот, всем сердцем переживает за него. В данном тексте в центре внимания автора, Сивоконю, проблема самоотверженной преданности своему делу. Писатель раскрывает эту проблему, рассказывая о замечательном человеке, С. Я. Маршаке. Сивоконю с уважением говорит о преданности Самуила Яковлевича своему делу. Автор акцентирует внимание читателей на том, что Маршак даже «на смертном одре» не забывал об ответственности перед читателями. Сивоконю восхищается Маршаком. Даже в последние часы своей жизни Самуил Яковлевич помнил о своей высокой ответственности перед читателями. «У нас миллион читателей, им надо вовремя доставлять журнал», — так сказал Маршак редактору журнала «Юность». Все последние силы Маршак отдавал делу, которому посвятил жизнь.
Я полностью согласна с мнением автора данного текста. Действительно, такая самоотверженная http://savinyurii.ru/ege/
studfiles.net
Статья «Любовь к родной природе»
Экологическое воспитание на уроках литературы.
из опыта работы учителя русского языка и литературы Агафоновой Светланы Адамовны
КГУ «Общеобразовательная средняя школа №4»
Город Шемонаиха.
«Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране» — писал К. Паустовский.
Формирование чувств к Родине и воспитание любви к родной природе как её части — одна из важных задач школьного курса литературы. Природа вызывает сильные эстетические и патриотические чувства в душе художника слова. И это определяет лирический пафос произведений, который мы доносим до учеников.
Без всяких сомнений, каждый учитель понимает, что экологическое воспитание на уроках литературы — это составная часть нравственного и эстетического воспитания.
Духовная, эмоциональная неразвитость, наряду с экологической необразованностью является одной из причин равнодушного и варварского отношения к природе.
В программе по литературе главенствующее место занимают произведения, чей художественный мир связан с тем, что вечно в нашем понимании жизни: с родной землёй, человеком на ней, с родиной, природой, народом, духовной памятью, преемственностью и традициями-иными словами, с духовностью как способностью человека к осмыслению жизни во всех её проявлениях, к самопознанию, без чего нет любовного бережного отношения к природе. Тем не менее, в практике нашей работы нередко недостаточное внимание к проблемам связи человека с миром природы, «с братьями нашими меньшими». Эти проблемы были и остаются для писателей многих поколений актуальнейшими проблемами времени.
Литература отражает и формирует взгляд на природу, прежде всего как чудесную и возвышающую организованность, как на общечеловеческую ценность. Богатый мир природы, её гармония, красота раскрываются в произведениях П. Бажова, И.Тургенева, Ф.Тютчева, К.Паустовского, В.Астафьева и многих других писателей, чьё творчество изучается в школе.
Литература в своём движении во времени всё более и более усиливает свою тревогу о судьбе человека и о судьбе Земли, на которой мы живём. Художники слова помогают подвести учащихся к осознанию того, с чем это связано, вызвать озабоченность и тревогу за состояние природы. Если в творчестве писателей 19 века мы видим не нарушаемую гармонию человека и природы, выступающих как единое целое, то уже в творчестве Пришвина появляются тревожные ноты, они усиливаются в произведениях Солоухина, призывающего не к иждивенчеству, а к сотрудничеству с природой, и доходит до обостренной звенящей высоты в «Царь-рыбе» В.Астафьева, в потрясающем произведении Ч.Айтматова «Плаха», главная мысль которых в том, что гибель природы из-за вмешательства человека ведёт к гибели самого человек; человек, который губит природу, губит, прежде всего, себя.
Художественный образ мира, созданный в литературе, воспроизводит такие отношения, когда человек и природа как бы смотрят друг на друга, раскрывают свой сокровенный смысл в диалоге. Природа в художественном произведении помогает лучше понять душевное состояние, внутренний мир героя. Достаточно вспомнить сейчас произведения Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Толстого, Шолохова и многих других.
Рисуя различные отношения человека и природы, художественные произведения позволяют ученику выявить и характер своих отношений с миром, осознать, что отношение человека к природе раскрывает его нравственную, социальную сущность.
В литературе образ Родины непременно связан с образом родной земли. У каждого народа свой тип сознания, свои поэтические воззрения на природу. Эти образы формируют душу каждого народа.
Нельзя любить Родину, не живя одной душой с жизнью любимой березки. Нельзя любить весь мир, не имея родины. То, что мы порой принимаем за чистую лирику природы, пейзажные зарисовки оказывается особым проявлением гражданственности, патриотизма, без которых невозможно бережное отношение к природе, активность человека в её защите, сохранение и приумножение её богатств.
Решая на уроке задачу воспитания бережного отношения к природе, нельзя забывать о специфике воздействия художественного слова на читателя-школьника. Чтобы это воздействие состоялось необходимо:
*Постоянно вызывать сильную, яркую эмоцию на предлагаемый художественный материал — это эмоциональное слово учителя, выразительное чтение учителя или учеников, обращение к ним публицистически заострёнными вопросами.
Примером глубокого личностного обращения учителя к каждому ученику может служить рассчитанное на душевный отклик слово, например, при знакомстве с повестью В. Распутина «Прощание с Матёрой». «Если Земля-территория и только, то отношение к ней соответственное. Землю, родную землю, Родину — освобождают, территорию — захватывают. Хозяин-на земле, на территории — завоеватель, покоритель. Так кто же нам эта земля-земля-кормилица, земля-землица, Родина, вся Земля? Или территория. Кто мы на этой земле — хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлое нам не нужно, ни будущего у нас нет? Взяли всё что могли, а там хоть потоп?»
*Воссоздание в воображении учащихся зрительных и слуховых образов природы, раскрывающих её красоту, величие, ценность, влияние на внутренний мир человека. Решению этой задачи служит такой тип вопросов и заданий, который позволяет испытать читателю «эффект присутствия»:
-Каким мы видим в произведении мир (природу, лес, землю, озеро…)
-Вот мы вместе с писателем мысленно прошли по лесу и озеру, Что и благодаря чему мы увидели и услышали? (Например, при знакомстве с произведением М.Пришвина «Кладовая солнца»5 класс.)
Перескажите описание природы, сохраняя авторские эпитеты, сравнения.
-Как меняется картина природы в течение дня?
-Как рождается утро?
-О чём свидетельствуют эти художественные картины?
Важны и задания, предлагающие передать своё восприятие природы (её звуки, краски, движения) и вызванные художественными и реальными картинами природы, чувства (любовь, восхищение, радость, грусть, тревогу, боль).
*Осознать влияние на внутренний мир человека. Этому помогают задания на осмысление высказываний литературных героев, например, героя одной из повестей В. Распутина, который любуется красотой вечера у реки: «Почему мы так много времени проводим в хлопотах о хлебе насущном и так редко поднимаем глаза вокруг себя и останавливаемся в удивлении и тревоге: отчего я раньше не понимал, что именно в такие моменты рождается и полнится красотой и добротой человеческая душа?»
Учащимся предлагается передать своё отношение к этому высказыванию, рассказать, испытывали ли они такие моменты, подумать, о чём это говорит.
*Так как художественное произведение — это отражение жизни через призму авторского отношения к ней, необходимо направлять учащихся на оценку экологической ситуации, легшей в основу произведения, на оценку её автором, на сопоставление позиций писателя в его отношении к природе со своим, читательским.
Для осмысления позиции писателей и своего отношения к ней важна постановка перед учащимися такого типа вопросов:
-Каким предстаёт перед вами художник из своих высказываний, произведений о природе? Чем озабочен? Что отстаивает? К чему непримирим? Какие взгляды писателя наиболее близки вам?
-О каких его убеждениях вы могли бы сказать, что это и ваши убеждения.
*Осуществлять перенос «на себя» ситуаций, описанных в произведениях, действий, поступков, мыслей, чувств героев, связанных с восприятием природы и отношением к ней. Это ведёт к глубоко личностному переживанию и осмыслению прочитанного. Здесь уместны, например, задания такого типа:
-Писатель К. Паустовский назвал милые сердцу края обыкновенной землёй.
-Согласны ли вы с ним?
— Любим ли мы свой край? В чём это проявляется?
-Какие поэтические образы родной земли, родной природы наиболее близки вам и почему?
В последнее время экологическая тревога обретает особое общественное звучание в нашей литературе. Наше неравнодушие к этой проблеме поможет нам воспитать активных защитников природы.
Не оставляют равнодушными такие произведения, «Кладовая солнца» и «Всё в тающей дымке». «Здесь нужно всмотреться»- вот девиз совместной работы учителя и учащимися.
-Расскажите о самых дорогих вашему сердцу уголках малой Родины?
-Когда вы уезжаете и думаете о своих родных местах, что вы прежде всего вспоминаете?
-Назовите места в районе, городе, где вам нравиться бывать? Что вы знаете об этих местах? Какими бы вы красками изобразили вечернюю зарю или заходящее солнце?
Вся эта работа приводит к выводу: всмотреться в природу и увидеть в её не броскости, застенчивости «прелесть» — это значит приобрести такую зоркость души и сердца, которая потом позволит по-настоящему всмотреться в себя, в людей, в жизнь, понять её смысл.
Подтверждением этого являются те сочинения, которые пишут наши ученики после знакомства с произведениями, которые уводят в мир родной природы. Эти сочинения — результат того огромного влияния, которое оказывают произведения на формирование лучших начал в человеке.
Ученик 6 класса Кирилл Р. пишет сочинение «На пасеке»
Труд-это жизнь.
Однажды летом к нам приехал мой дядя и пригласил меня на пасеку. Он пчеловод.
Мне очень понравилось на пасеке. Расположена она в лощине. Вокруг пасеки растёт множество деревьев, весело журчит ручей. В зелёной листве деревьев целый день раздаётся весёлое пение птиц, стрекотание сорок. Несколько дней я жил на пасеке и помогал дяде. Работа очень интересная, но сложная. Пчёлы заинтересовали меня своим трудолюбием. С самого восхода солнца до его заката кипит у них работа. Жизнь пчелы очень коротка: после десяти вылетов она погибает от непосильного труда.
Много интересного я узнал о жизни пчёл от дяди в это лето. Но и труд пчеловода похож на жизнь пчел. Он тоже встаёт с первыми лучами солнца и заканчивает работу поздно вечером.
Наблюдая за пчёлами, муравьями, птицами, взрослыми людьми, я пришёл к выводу, что труд — есть смысл всего на земле, труд-это жизнь.
Большое значение в воспитании бережного отношения к природе имеет произведение М.Пришвина «Кладовая солнца». Пришвин смотрит на природу не глазами случайного путешественника, а добрым взглядом рачительного труженика, которому лес в трудные послевоенные годы дал тепло, пищу, жизнь. Знакомясь с произведением, подчёркиваем особо мысль о том, что природа — общенародное достояние, источник красоты и нравственного здоровья. В процессе работы класса над произведением стремлюсь, чтобы эта мысль стала дорога и им.
Вот обращение к Антипычу с вопросом, где, правда. Но Антипыч отвечает:
-Нет, пока жив я сказать не могу, вы сами ищите.
Ставятся проблемные вопросы:
-В чём правда Антипыча? Почему каждый сам должен искать правду?
Эти вопросы-задания придают смысл всей работе над сказкой, определяет роль и назначение каждого факта и эпизода в произведении.
Ответ на первый вопрос пятиклассники находят в самом произведении: «Эта правда есть правда вековечной суровой борьбы за любовь». Учитель поясняет ученикам эти слова и помогает ответить на последний вопрос: человек всю жизнь постигает правду в суровой борьбе за любовь к людям, к окружающему миру, к природе, к этой правде каждый приходит только через собственный опыт, конкретные дела и действия.
-Можно ли считать, что сам Антипыч глубоко знал эту правду? Что понимала Травка и как будто не понимали люди? Очень важен такой вопрос: почему правда Антипыча есть правда суровой борьбы? Борьба чего против чего?
Ответ на него помогает ребятам противопоставить важнейшее качества, определяющие поступки людей: с одной стороны любовь к ним, с другой стороны — эгоизм.
Чтобы ощутить единство природы и человека, неделимость всего живого мира, неразрывную тесную связь всего существующего на земле, необходим серьёзный разговор.
-Могут ли сосны, ели, ветер уподобиться живым существам?
-Почему мы сочувствуем искалеченным деревьям?
-Докажите, что чувства Пришвина к природе согреты живым участием, что для него она имеет живую душу?
-Оправдано ли название сказки «Кладовая солнца»?
-На сколько лет хватит торфа для большой фабрики? А леса? Ягодников? Зверей и птиц, если не беречь и не восполнять?
Цель наша достигнута, если ребята понимают, что для мудрого человека, расчётливого хозяина, который берёт у природы в меру, разумно, отдавая ей свои силы, проявляя о ней заботу, природа-друг, союзник. Если же человек только берёт, он погубит сначала природу, а потом себя.
Показывая взаимосвязь человека и природы мы «правду» человека раскрываем через природу.
-Для чего открыта «Кладовая солнца»?
Выслушивая рассуждения учащихся, обращаю их внимание на мысль о том, что воспользоваться богатством, кладом природы может тот, кто её знает и любит, кто по-настоящему умеет трудиться. В связи с этим мы говорим о Насте и Митраше.
Подчёркиваем трудолюбие детей, любовь ко всему живому, чуткое отношение к природе, близость к ней, их бескорыстие. Настя отдала больным детям собранную с большими опасностями и трудом, целебную ягоду, которая им с Митрашей тоже была нужна.
Размышляя с учащимися о названии сказки, говорим о роли солнца в жизни природы и человека, как неиссякаемого источника тепла под благотворным влиянием которого развивается жизнь, мир добреет, оживает, наполняется красками и светом.
-Покажите, как природа бережно хранит и использует солнечное тепло, отданное днём.
Учащиеся читают, как на чёрный большой пень, хранивший тепло солнца, «выползли из болота и припали к теплу шесть маленьких ящерий» ,а «четыре бабочки-лимонницы ,сложив крылышки ,припали усиками» ,большие чёрные мухи прилетели ночевать».
В заключение читаем слова Пришвина о роли солнца в жизни природы:«…горячее солнце было матерью каждой травинки ,каждого цветочка ,каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало тепло».
-Не находите ли вы правду Антипыча у солнца или, наоборот, правду солнца у Антипыча?
Обобщая наблюдения, отмечаем, что правда солнца-та же правда Антипыча. Суть её в то же: любовь, добро, тепло и свет преобразуют жизнь, а ненависть, зло, холод её омрачают и угнетают. Как солнце бескорыстно отдаёт тепло всему живому, так и Антипыч дарит добро лесу, людям, Травке.
Овладеть правдой Антипыча-это значит проникнуться любовью к окружающей природе, слиться с нею, достичь подлинной человеческой красоты.
В ходе совместной работы пятиклассники убедились, что богатство природы и её красоту надо охранять и беречь, так как, по мнению Пришвина, «охранять природу — значить охранять Родину».
Как при чтении произведений писателей-классиков, так и при чтении произведений современных писателей ведётся большой разговор о природе, о бережном отношении к ней, частице нашей жизни, решаются вечные проблемы-добра и зла.
Предлагаются для самостоятельного чтения произведения, которые заставят многое увидеть, понять в жизни природы, серьёзно задуматься о своём участии в её судьбе. Особый интерес подростки проявляют к произведениям, в которых появляется четвероногий друг человека — собака. Это и «Белый Бим Чёрное ухо» Троепольского, «Царь-рыба» Астафьева, «Потомок Джима» Абрамова, рассказы Бианки и другие.
В старших классах были прочитаны учащимися самостоятельно и проведены уроки, посвящённые произведениям в основе которых лежит тема защиты окружающей среды (это Распутин «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», Васильев «Не стреляйте в белых лебедей», Айтматов «Белый пароход», «Плаха» и другие). После обсуждения прочитанного писали сочинение. Например, было предложено сочинение — миниатюра «Человек и природа» Вот одно из них.
«Счастье-это быть с природой, видеть её, говорить с ней», — так писал более ста лет назад Лев Николаевич Толстой. Вот только природа во времена Толстого и даже гораздо позже, когда детьми были наши бабушки и дедушки, окружала людей совсем иная, чем та, среди которой мы живём сейчас. Реки тогда спокойно несли в моря и океаны свою прозрачную воду, леса стояли такие дремучие, что в их ветвях запутывались сказки, а в голубом небе, ничто кроме птичьих песен, не нарушало тишину.
А совсем недавно мы поняли, что всего этого : чистых рек и озёр, дикого леса, нераспаханных степей, зверей и птиц становится всё меньше и меньше. Безумный двадцать первый век принёс человечеству вместе с потоком открытий и множество проблем.
Среди них очень и очень важная — охрана окружающей среды. Отдельным людям, занятым своей работой, заметить, как беднеет природа, как трудно было когда-то догадаться, что Земля круглая. те, кто постоянно связан с природой, люди, которые наблюдают и изучают, — учёные, писатели, работники заповедников, многие другие, а в последнее время и космонавты обнаружили, что природа нашей планеты быстро скудеет. И стали говорить, писать, снимать фильмы об этом, задумались и забеспокоились люди на земле.
О природе писали и пишут многие художники слова. В детстве мы читали Аксакова, Бианки, Паустовского и многих других писателей, отражающих в своих произведениях природу, её растительный и животный мир.
О взаимоотношениях между человеком и природой с душевной болью пишут Б. Васильев, В.Распутин Ч.Айтматов .Им удаётся глубже раскрыть нравственные страдания героев через образы природы.
Ничто не может заменить нам живой переменчивой природы, значит, пора спохватиться, по-новому, гораздо бережливее, заботливее чем прежде относиться к ней, ведь мы сами — тоже её частица, несмотря на то, что отгородились от неё каменными стенами городов. И если природе будет плохо, непременно плохо будет и нам».
Вся наша сегодняшняя боль за нашу землю, за уничтожение травы, животного мира звучит в этих произведениях и раздаётся призыв опомниться, сохранить нашу планету Земля, оставить её для потомков.
Тема войны и экологии звучит и не перестаёт звучать в нашей литературе, пока она будет существовать. Поэтому не случайно, что именно такие произведения с интересом читаются юным поколением, вызывая столько раздумий, формируя лучшее, человеческое.
infourok.ru
Проблема любви к Родине — сочинение ЕГЭ
Почему любовь к Родине, к малой Родине остается у человека навсегда, независимо от того, где он находится? Какое чувство испытывает человек, оказавшись вдалеке от Родины? Над такими вопросами задумываешься после прочтения текста К. Бальмонта. Автор приглашает читателей к размышлению над проблемой тоски по Родине.
Автор с ностальгией вспоминает как «шуршат камыши», сделавшие его тем поэтом, которым он стал, как «поют соловьи» в родных местах. «Я полон беспредельной любви … к моей матери, которая называется Россия», — пишет он. Действительно, Родина как мать, одна и на всю жизнь. Другой такой Родины никогда не будет. «Россия всегда есть Россия».
Хочется сказать, что авторская позиция ясна и понятна. «… нет дня, когда бы я не тосковал о России, нет часа, когда бы я не порывался вернуться», — утверждает К. Бальмонт. Мы понимаем, что для автора Родина – это место, где прошло его детство и юность, где сформировалась его личность, и воспоминания о ней останутся на всю жизнь.
С автором нельзя не согласиться. Я тоже считаю, что любовь к Родине живет в сердце человека всегда. Воспоминания о родной земле связаны у нас с первыми радостями жизни, с еще не осознанной благодарностью за нее.
Аргументом в доказательство моей позиции может послужить пример из произведения А. Никитина «Хождение за три моря». Никитин рассказывает о том, что отважный русский путешественник побывал во многих странах, видел удивительную красоту Юго-Восточной Азии, но постоянно жил только воспоминаниями о Родине, «Русской земле», очень тосковал о ней.
В сборниках рассказов Н. Тэффи «Русь» и «Городок» воссоздана горестная жизнь эмигрантов-соотечественников, лишенных родины. Тоска по оставленной России заставляет их называть свое существование «жизнью над бездной».
Невольно вспоминается стихотворение И. А. Бунина «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…». Строки поэта, находившегося в иммиграции, пронизаны болью, тоской по Родине.
В заключение хотелось бы сказать, что данный текст представляет интерес для читателей. Он заставляет нас задуматься над тем, что ощущение Родины – важнейшее чувство для каждого человека.
Похожие материалы:
tvory.info
Проблема неразрывной связи человека и природы
Шаблон.
Проблем в современном мире очень много. Одна из них – проблема… . Именно этот вопрос, который не может не волновать современного человека, затрагивает …. . Следует отметить, что данная проблема существует давно, но актуальна и в наши дни. И меня, жителя современного общества, этот вопрос не может не волновать.
Автор предстает передо мною умелым писателем. Его речь проста и доступна, рассуждения понятны. … (фамилия, имя, отчество) размышляет (рассказывает) о …(=пересказ). Он считает, что мы должны… . И с его мнением трудно не согласиться.
Я полностью разделяю точку зрения автора и считаю, что…. . А подтвердить обоснованность утверждения могу литературными произведениями …
В жизни эта проблема коснулась и меня лично. …
(Фамилия, имя, отчество) в своём тексте поднял очень важную проблему, и я искренне благодарен ему за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим вопросом.
Тема: Природа и человек.
Тема любви к природе.
Одной из центральных тем лирики ярчайшего поэта XX века С.Есенина является природа родного края. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» поэт отказывается от рая ради родины, стая её выше вечного блаженства, которое он, судя по другой лирике,
обретает лишь на русской земле. Таким образом, чувства патриотизма и любви к природе тесно переплетаются. Само осознание постепенного их ослабления является первым шагом к естественному, настоящему миру, обогащающему душу и тело.
Недаром в русских народных сказках часто прославляется любовь к природе и всему живому. Увидит странник выпавшего птенца — положит его в гнездо, попадет птица в силки — он ее освободит, выбросит волной рыбу на берег — он отпустит ее обратно в воду. Не искать выгоды, не губить, а помогать,, любить, спасать, беречь — этому учит народная мудрость.
Проблема неразрывной связи человека и природы
Тесная эмоциональная связь человека и природы прослеживается повести Лермонтова «Герой нашего времени». События жизни главного персонажа, Григория Печорина, сопровождаются изменением состояния природы сообразно переменам его настроения. Так, рассматривая сцену дуэли, очевидна градация состояний окружающего мира и чувств Печорина. Если перед дуэлью небо кажется ему «свежим и голубым», а солнце «ярко сияющим» то после дуэли, смотря на труп Грушницкого, небесное светило казалось Григорию «тусклым», а лучи его «не грели». Природа не только переживания героев, но и является одним из действующих лиц. Гроза становится причиной длительного свидания Печорина и Веры, а в одной из записей дневника, предшествующих встречи с княжной Мери, Григорий отмечает, что «воздух Кисловодска так и располагает к любви». Подобной аллегорией Лермонтов не только более глубоко и полно отражает внутреннее состояние героев, но и обозначает свое, авторское присутствие путем ввода природы как персонажа.
Обращаясь к классической литературе, хотелось бы привести в примере роман-антиутопию Е.Замятина «Мы». Отказываясь от естественного начала, жители Единого государства становятся нумерами, чья жизнь определена рамками Часовой Скрижали.
Красоты родной природы заменены идеально пропорциональными стеклянными сооружениями, а любовь возможна лишь пи наличии розовой карточки. Главный герой, Д-503, обречен на математически выверенное счастье, которое обретается, однако, после удаления фантазии. Как мне кажется, подобной аллегорией Замятин пытался выразить неразрывность связи природы и человека.
Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.
В романе И.Тургенева «Отцы и дети» поднимается актуальная тема отношений природы и человека. Базаров, отвергая всякое эстетическое наслаждение природой, воспринимает её как мастерскую, а человека — как работника. Аркадий, друг Базарова, напротив, относится к ней со всем присущем молодой душе восхищением. В романе каждый герой проходит проверку природой. Аркадию общение с окружающим миром помогает залечить душевные раны, для него это единение естественно и приятно. Базаров же, напротив, не стремится к контакту с ней — когда Базарову было плохо, он «шел в лес и ломал ветки». Она не дарит ему ни желанного успокоения, ни душевного равновесия. Таким образом, Тургенев подчеркивает необходимость плодотворного и двухстороннего диалога с природой.
Проблема уничтожения природных богатств.
Если о грозящей человечеству беде стали писать в прессе лишь в последние десять-пятнадцать лет, то Ч. Айтматов ещё в 70-е годы в своей повести «После сказки» («Белый пароход») заговорил об этой проблеме. Он показал губительность, безысходность пути, если человек губит природу. Она мстит вырождением, бездуховностью. Эту же тему продолжает писатель и в последующих своих произведениях: «И дольше века длится день» («Буранный полустанок»), «Плаха», «Тавро Кассандры».
Особенно сильное ощущение производит роман «Плаха». На примере волчьей семьи автор показал погибель дикой природы от хозяйственной деятельности человека. И как страшно становится, когда видишь, что при сравнении с человеком хищники выглядят более гуманными и «человечными», чем «венец творения». Так ради какого блага в будущем человек приносит на плаху своих детей?
Проблему взаимоотношения человека с окружающей средой.
Проблему взаимоотношения человека с окружающей средой поднимает и современный писатель Ч.Айтматов в произведении «Плаха». Он показал, как человек своими руками разрушает красочный мир природы.
Роман начинается с описания жизни волчьей стаи, которая спокойно живёт до появления человека. Он буквально всё сносит и уничтожает на своём пути, не думая об окружающей природе. Поводом для такой жестокости послужили всего лишь затруднения с планом мясосдачи. Люди издевались над сайгаками: «Страх достиг таких размеров, что волчице Акбаре, оглохшей от выстрелов, казалось, что весь мир оглох, и само солнце тоже мечется и ищет спасения…» В этой трагедии погибают дети Акбары, но на этом её горе не заканчивается. Далее автор пишет, что люди устроили пожар, в котором погибают ещё пять волчат Акбары. Люди ради своих целей могли «выпотрошить земной шар, как тыкву», не подозревая о том, что природа также им отомстит рано или поздно. Одинокая волчица тянется к людям, хочет перенести свою материнскую любовь на человеческого ребёнка. Это обернулось трагедией, но на этот раз для людей. Человек в порыве страха и ненависти к непонятному поведению волчицы стреляет в неё, но попадает в собственного сына.
Данный пример говорит о варварском отношении людей к природе, ко всему, что нас окружает. Хотелось бы, чтобы в нашей жизни было больше заботливых и добрых людей.
В этом веке человек активно вторгается в естественные процессы оболочек Земли: добывает миллионы тонн полезных ископаемых, уничтожает тысячи гектаров леса, загрязняет воды морей и рек, выбрасывает в атмосферу ядовитые вещества. Одной из важнейших экологических проблем века стало загрязнение вод. Резкое ухудшение качества воды рек и озёр не может, не отразится на здоровье людей, особенно в районах с плотным населением. Печальны экологические последствия аварий на АЭС. Эхо Чернобыля прокатилось по всей европейской части России, и ещё долго будет отражаться на здоровье людей.
Таким образом, человек в результате хозяйственной деятельности наносит большой ущерб природе, а вместе с этим и своему здоровью. Как же тогда человеку строить свои отношения с природой? Каждый человек в своей деятельности должен бережно относится ко всему живому на Земле, не отторгать себя от природы, не стремиться возвысится над ней, а помнить, что он её часть.
Тема: Наука, Человек и познание
Тема: Чинопочитание, чиновничество
Проблема чинопочитания.
Рассказ Чехова «Толстый и тонкий», повествует нам о встрече двух старых приятелей, бывших соучеников, толстого и тонкого. Пока они ничего не знают друг о друге, проявляют себя как люди: «Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга
глаза, полные слез». Но стоило им обменяться «анкетными данными», как тут же между ними возникает непроходимая социальная граница. Так дружеская встреча оборачивается
встречей двух неравных чинов.
Проблема чиновничества.
В произведениях классиков, мы, как нельзя лучше, можем проследить историю русского чиновничества. Хотя эта история отличается от других своей однообразностью, так как все чиновники во все времена работали только на себя, делая при этом видимость заботы о народе.
В «Драконе» Евгения Шварца народ предстает перед нами покорными, послушными слугами своего повелителя. Дракон – типичный чиновник, тиран и деспот. Он собирает дань со своих подданных, ему приносят жертвы, он делает видимость заботы о народе.
Люди, воспитанные на правилах и принципах подчинения своему повелителю и защитнику», как роботы беспрекословно выполняют приказы, вплоть до того, что отказываются верить в то, что видели собственными глазами.
В произведении Гоголя «Повесть о Капитане Копейкине» рассказывается о произволе и беззаконии, которые творят высшие петербургские чиновники, то есть само правительство. Несмотря на увечья и боевые заслуги капитана, он не имеет права даже на полагающуюся ему пенсию. Отчаявшийся Копейкин пытается найти помощь в столице, но его попытка разбивается о холодное равнодушие чиновника. Все они, начиная с мелкого губернского секретаря и заканчивая представителем высшей административной власти, нечестные, корыстные, жестокие люди, безразличные к судьбам страны и народа.
Тема: Война
1) Война – это плохо.
Немецкий писатель Эрих Мария Ремарк в своем известном романе «На западном фронте без перемен» описывает ужасы Первой мировой войны. Повествование ведется от лица её участника- девятнадцатилетнего мальчика, на глазах которого умирают его ровесники, при этом их детские психики не могут приспособиться к условиям войны. В романе описываются безумные, нечеловеческие, жестокие , до крайней степени условия войны, где люди умирают в муках. И не только физических, но и душевных. Девятнадцатилетний рассказчик теряет смысл жизни, при виде смертей своих ровесников он отчаливается, и вскоре его убивают, при этом главным оказывается то, что он недолго мучился. В этих строчках заключен основной – трагический – смысл романа: война- самое страшное состояние человечества, спасением в котором оказывается смерть.
Американский писатель Эрнест Хемингуэй, автор таких произведений , «Прощай, оружие», «Старик и море» и других, был участником Первой мировой войны. Он описывает в своих произведениях безумие, царящее в мире во время военных действий, и то, что может спасти людей от окончательного сумасшествия и абсолютной духовной пустоты, — это, конечно, в первую очередь, любовь. Об этом мы читаем в романе «Прощай, оружие». Но конец этого произведения трагичен: даже любовь не смогла спасти жизни матери и её только что родившегося ребенка. Они ушли рано, и вместе с ними исчезает смысл жизни для главного героя произведения. Он остается наедине с войной…Этот пример противоположен предыдущему, он иллюстрирует первую часть обозначенной проблемы, а именно бесчеловечность, безумие и абсурдность того, что называется войной…
Проблема героизма.
Главный герой произведения М.А.Шолохова «Судьба человека», Андрей Соколов, воевал за спасение своей Родины и всего человечества от фашизма, теряя родных и товарищей. Он перенес тяжелейшие испытания на фронте. На героя обрушились известия о трагической гибели жены, двух дочерей, сына. Но Андрей Соколов – русский солдат несгибаемой воли, вытерпевший все! Он нашел в себе силы, чтобы совершить не только военный, но и нравственный подвиг, усыновив мальчика, у которого война отобрала родителей Солдат в страшных условиях войны, под натиском вражеской силы остался человеком и не сломался. В этом и заключается настоящий подвиг. Только благодаря таким людям наша страна одержала победу в очень нелегкой борьбе с фашизмом.
Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Галя Четвертак и старшина Васков, главные герои произведения Б. Васильева «А зори Здесь тихие», проявили настоящее мужество, героизм, нравственную выдержку, сражаясь за Родину. Они не раз могли сохранить себе жизнь, нужно было лишь чуть-чуть отступиться от собственной совести. Однако, герои были уверены: нельзя отступать, нужно бороться до конца: «Не отдавать немцу ни клочка … Как ни тяжело, как ни безнадежно — держать…». Это слова истинного патриота. Все персонажи повести показаны действующими, борющимися, гибнущими во имя спасения Родины. Именно такие люди выковывали победу нашей страны в тылу, сопротивлялись захватчикам в плену и в оккупации, воевали на фронте.
Проблема чести.
Героем с высокими моральными качествами является Петруша Гринев — персонаж повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Честь свою Петр не запятнал даже в тех случаях, когда за нее можно было поплатиться головой. Это был достойный уважения и гордости высоконравственный человек. Он не мог оставить безнаказанным наговор Швабрина на Машу, поэтому вызвал его на дуэль. Швабрин — полная противоположность Гриневу: это человек, для которого понятия чести и благородства вовсе не существует. Он шел по головам других, переступая через самого себя в угоду своим сиюминутным желания
Тема: Отцы и дети
Проблема самопожертвования.
В рассказе русского писателя, прозаика и драматурга Максима Горького «Старуха Изергиль» поражает образ Данко. Это романтический герой, пожертвовавший собой ради людей. Данко был «лучшим из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня». Он повел людей через лес с призывами победить тьму. Но слабые люди во время пути стали падать духом и умирать. Тогда они обвинили Данко в том, что он неумело управлял ими. Он преодолел негодование и во имя своей великой любви к людям разорвал грудь, достал свое горящее сердце и побежал вперед, держа его как факел. Люди побежали за ним и преодолели трудную дорогу. И тут же они забыли своего героя. А Данко умер.
В своём произведении «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский обращается к теме самопожертвования ради спасения чужой души, раскрывая её на примере образа Сонечки Мармеладовой. Соня — бедная девушка из неблагополучной семьи, которая отправляется вслед за Раскольниковым на каторгу, чтобы разделить его ношу и наполнить его духовностью. Из сострадания и чувства высокой социальной ответственности Соня
идёт жить «по жёлтому билету», зарабатывая таким образом на хлеб своей семье. Такие люди, как Соня, обладающие «бесконечно ненасытным состраданием» встречаются и сегодня.
Самопожертвование, сострадание, чуткость и милосердие -проблема неоднозначная. Это хорошо видно в произведении великого русского драматурга Ф. М. Достоевского
«Преступление и наказание». Две его героини, Сонечка Мармеладова и Дуня Раскольникова, жертвуют собой во имя дорогих им людей. Первая продает собственное тело, зарабатывая таким образом на хлеб своей семье. Девушка жестоко страдает, стыдится себя и своей жизни, но отказывает себе в даже в самоубийстве, потому что понимает, что без нее родные пропадут. И семья с благодарностью принимает ее жертву,
практически боготворит Соню, ее самопожертвование идет во благо. Вторая собирается жениться на низком, подлом, но богатом человеке, чтобы помочь нищенствующему брату
Проблема любви к Родине.
Темой любви к родине пронизано творчество С.Есенина: «Но более
всего Любовь к родному краю Меня томила, мучила и жгла.»
Всей душой желая помочь Отчизне в тяжелое время, поэт пишет
поэму «Русь», в которой слышится глас народного гнева. Есенин
полностью раскрывает тему любви к Отчизне: «Если крикнет рать
святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте
родину мою».
Лирика А.Блока наполнена совершенно особенной любовью к
России. Он говорил о своей родине с бесконечной нежностью, его
стихотворения полны искренней надежды, что его судьба и судьба
России неразделимы: «Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, Как слезы первые любви!..»
В строчках стихотворения Блока«Грешить бесстыдно, непробудно» прослеживается российскаяповседневность, отражающая тупость, косность ее общественного
строя. Основная мысль заключена в строках:
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех дороже мне.
Какое сильное чувство к родной земле испытывает поэт! Он
считает, что настоящий патриот должен любить Россию такой,
какая она есть. Несмотря на несовершенство своей страны, ее беды
и трудности, каждому необходимо испытывать светлые чувства к
ней. Этот пример искренней и бескорыстной любви к Родине,
возможно, поможет кому-то по-другому взглянуть на свой отчий
дом.
Тема: Разности
Проблема влияния учителя.
В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»обычного сельского мальчика, нелегкая судьба и голод заставляют
связаться с местными мальчишками и начать играть на деньги. Выяснив, что ребенок недоедает, и у него нет другого
способа раздобыть необходимые ему средства, молодая учительница французского языка, Лидия Михайловна приглашает
мальчика заниматься дополнительно по французскому. Но это только благовидный предлог. В действительности она
стремится как-нибудь помочь ребенку, попавшему в сложную ситуацию, но тот из гордости отказывается ужинать у своей
учительницы, возмущенно возвращает ей посылку с продуктами. Тогда она предлагает играть с ней на деньги, точно зная,
что он обыграет ее, получит свой заветный рубль и купит молоко, которое так необходимо ему. Она сознательно идет на
преступление с точки зрения педагогики, нарушает все действующие правила ради своего ученика, проявляя неподдельное
человеколюбие, и непоказное мужество. Директор школы, однако, посчитал игру с учеником преступлением, совращением и
уволил Лидию Михайловну. Уехав к себе на Кубань, женщина не забыла мальчика и прислала ему в школу посылку с
продуктами и даже с яблоками, которые мальчик никогда не пробовал, а видел только на картинках.
Проблема хамства.
Главный герой повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»,профессор Преображенский — потомственный интеллигент и
выдающийся ученый-медик. Он мечтает превратить собаку в
человека. Так на свет появляется Шариков с сердцем
бродячей собаки, мозгом человека с тремя судимостями и
ярко выраженной страстью к алкоголю. В результате
проведенной операции привязчивый, хотя и хитроватый
Шарик превращается в хамоватого люмпена, способного на
предательство. Шариков чувствует себя хозяином жизни, он
нагл, чванлив, агрессивен. Он быстро учится пить водку,
хамить прислуге, превращать свое невежество в оружие
против образованности. Жизнь профессора и обитателей его
квартиры становится сущим адом. Шариков- образ хамского
отношения к людям.
Возмущаясь чужим хамством, люди часто не замечают, что
и сами порой ведут себя столь же возмутительно. Пожалуй,
лучше всего это можно увидеть на примере отношения
родителей к детям. Характер человека формируется в семье,
а каким человеком мог стать Митрофанушка из произведения Д.И Фонвизина «Недоросль»? Он перенял у
матери все пороки: крайнее невежество, грубость, жадность,
жестокость, презрение окружающих, хамство. Не
удивительно, ведь родители — всегда главный пример для
подражания детям. А какой пример могла подать своему
сыночку госпожа Простакова, если если она позволяла себе
на его глазах хамить, грубить, унижать окружающих?
Конечно, она любила Митрофана, но в связи с этим сильно
избаловала его.
Проблема свободы выбора.
Главная героиня Мария произведения В.Закруткина «Матерь
Человеческая», встретив раненого врага(немца) предстала перед нравственным выбором, убить его или не убить? за все совершенные их злодеяния, но это был мальчик, его крик «мама» остановил ее, героиня не смогла пойти на отчаянный шаг, сумела вовремя остановиться, поняв что ненависть, которая перехлестнула ее, ни к чему хорошему бы и не привела.
В произведение В.Распутина «Прощание с Матёрой» на берегу Ангары власти собрались строить платину, которая затопит близ лежащий остров, поэтому население должно было переехать в другое место. Главной героине старушке Дарье представляется право нравственного выбора: уехать, или же отстаивать свое право на счастье, на жизнь на родной земле.
Проблема будущего России.
Тему будущего России затрагивали многие поэты и писатели. Например, Николай Васильевич Гоголь в лирическом отступлении поэмы “Мёртвые души” сравнивает Россию с “бойкой необгонимой тройкой”. “Русь, куда ж несёшься ты?” – спрашивает он. Но ответа на вопрос у автора нет. Поэт Эдуард Асадов в стихотворении “Россия начиналась не с меча” пишет: “Встаёт заря, светла и горяча. И будет так вовеки нерушимо. Россия начиналась не с меча, и потому она непобедима!”. Он уверен, что Россию ждёт великое будущее, и ничто не сможет ей помешать.
Проблема антикультуры.
Эта проблема актуальна и в наши дни. Сейчас на телевидении идёт засилье “мыльных опер”, которые значительно снижают уровень нашей культуры. В качестве другого примера можно вспомнить литературу. Хорошо тема “обескультуривания” раскрыта в романе “Мастер и Маргарита”. Служащие МАССОЛИТА пишут плохие произведения и при этом обедают в ресторанах и имеют дачи. Ими восторгаются и их литературу почитают.
10) Проблема современного телевидения.
В Москве долгое время орудовала банда, которая отличалась особой жестокостью. Когда преступников схватили, они признались, что на их поведение, на их отношение к миру огромное влияние оказал американский фильм «Прирожденные убийцы», который они смотрели чуть ли не каждый день. Повадки героев этой картины они стремились копировать и в реальной жизни.
Многие современные спортсмены, когда были детьми, смотрели телевизор и хотели походить на спортсменов своего времени. Через телетрансляции они познакомились со спортом и его героя
ми. Разумеется, есть и обратные случаи, когда человек приобретал зависимость от телевизора, и его приходилось лечить в специальных клиниках.
Проблема будущего России.
Тему будущего России затрагивали многие поэты и писатели. Например, Николай Васильевич Гоголь в лирическом отступлении поэмы “Мёртвые души” сравнивает Россию с “бойкой необгонимой тройкой”. “Русь, куда ж несёшься ты?” – спрашивает он. Но ответа на вопрос у автора нет. Поэт Эдуард Асадов в стихотворении “Россия начиналась не с меча” пишет: “Встаёт заря, светла и горяча. И будет так вовеки нерушимо. Россия начиналась не с меча, и потому она непобедима!”. Он уверен, что Россию ждёт великое будущее, и ничто не сможет ей помешать.
Проблема антикультуры.
Эта проблема актуальна и в наши дни. Сейчас на телевидении идёт засилье “мыльных опер”, которые значительно снижают уровень нашей культуры. В качестве другого примера можно вспомнить литературу. Хорошо тема “обескультуривания” раскрыта в романе “Мастер и Маргарита”. Служащие МАССОЛИТА пишут плохие произведения и при этом обедают в ресторанах и имеют дачи. Ими восторгаются и их литературу почитают.
10) Проблема современного телевидения.
В Москве долгое время орудовала банда, которая отличалась особой жестокостью. Когда преступников схватили, они признались, что на их поведение, на их отношение к миру огромное влияние оказал американский фильм «Прирожденные убийцы», который они смотрели чуть ли не каждый день. Повадки героев этой картины они стремились копировать и в реальной жизни.
Многие современные спортсмены, когда были детьми, смотрели телевизор и хотели походить на спортсменов своего времени. Через телетрансляции они познакомились со спортом и его героями. Разумеется, есть и обратные случаи, когда человек приобретал зависимость от телевизора, и его приходилось лечить в специальных клиниках.
11) Проблема художника(поэта и т.д) и власти.
Проблема художника и власти в русской литературе, пожалуй, одна из самых болезненных. Особым трагизмом она отмечена в истории литературы ХХ века. А.Ахматова, М.Цветаева, О.Мандельштам, М.Булгаков, Б.Пастернак, М.Зощенко, А.Солженицын (список можно продолжить) — каждый из них ощутил “заботу” государства, и каждый отразил её в своём творчестве. Одним ждановским постановлением от 14 августа 1946 года могла быть зачёркнута писательская биография А.Ахматовой и М.Зощенко. Б.Пастернак создавал роман «Доктор Живаго» в период жестокого давления правительства на писателя, в период борьбы с космополитизмом. Травля писателя возобновилась с особой силой после присуждения ему Нобелевской премии за роман. Союз писателей исключил Пастернака из своих рядов, представив его внутренним эмигрантом, человеком, порочащим достойное звание советского писателя. И это за то, что поэт рассказал народу правду о трагической судьбе русского интеллигента, врача, поэта Юрия Живаго.
Проблема интеллигенции.
По мнению академика Д.С. Лихачёва, “основной принцип интеллигентности — интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория”. Несвободен интеллигентный человек только от своей совести. Звание интеллигента в русской литературе заслуженно носят герои Б.Пастернака («Доктор Живаго») и Ю.Домбровского («Факультет ненужных вещей»). Ни Живаго, ни Зыбин не пошли на компромисс с собственной совестью. Не принимают они насилие в любом проявлении, будь то Гражданская война или сталинские репрессии. Есть и другой тип русского интеллигента, который предаёт это высокое звание. Один из них — герой повести Ю.Трифонова «Обмен» Дмитриев. У него тяжело больна мать, жена предлагает обменять две комнаты на отдельную квартиру, хотя взаимоотношения невестки и свекрови складывались не лучшим образом. Дмитриев поначалу возмущается, критикует жену за бездуховность, мещанство, но затем соглашается с ней, считая, что она права. В квартире становится всё больше вещей, еды, дорогих гарнитуров: плотность быта нарастает, вещи замещают духовную жизнь.
Проблема беспринципности.
В очерке Чехова “Ушла” рассказывается о женщине, которая в течение одной минуты полностью изменяет свои принципы.
Она говорит мужу, что уйдёт от него, если тот совершит хоть один подлый поступок. Тогда муж подробно объяснил жене, почему их семья так богато живёт. Героиня текста “ушла… в другую комнату. Для неё жить красиво и богато было важнее, чем обман мужа, хотя говорит она совсем наоборот.
В рассказе Чехова “Хамелеон” полицейского надзирателя Очумелова тоже нет чёткой позиции. Он хочет наказать хозяина собаки, которая укусила за палец Хрюкина. После того, как Очумелов узнаёт, что возможный хозяин собаки — генерал Жигалов, вся его решительность пропадает.
Проблема влияния музыки.
О чем рассказывает музыка? Какие чувства она выражает? Какова ее роль в жизни человека? Об этом размышляет в своем произведении выдающий русский прозаик Виктор Петрович Астафьев.
Размышляя над данной проблемой, автор показывает, что музыка может сохранять чувства и эмоции автора на многие времена и передавать их следующим поколениям. Она способна пробуждать в человеке чувства, побуждать его к поступкам.
Позиция автора заключается в том, что музыка может рассказывать истории, жаловаться, гневаться, вызывать любовь, ненависть, угрызения совести, учить доброте и любви к родине. Музыка может заставить человека действовать, чтобы изменить мир, «что бы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами». Автор, также, приходит к мнению, что с музыкой, которая звучит как напоминание о родине, человек никогда не останется сиротой.
Я согласна с мнением В.П. Астафьева. Значение музыки в жизни человека невозможно переоценить. Вся история человечества тесно связана с музыкой. Музыка родилась раньше разума и потому тесно связана с чувствами и подсознанием. Песня и танец у первобытных людей играли организующую роль. Отголоском этого является, например, пение в турпоходах, солдатские песни, музыка полковых оркестров. В эпоху средневековья музыка стала философской категорией, абстрактным понятием. Ей приписывалось многое. Прекрасный пример — Древняя Греция: Орфей был способен заставить плакать камни; Пифагор математически рассчитал воздействие на человеческую психику различных музыкальных ладов и звукосочетаний; задорные флейты мальчиков-спартанцев, сопровождавших на смерть храбрых воинов царя Леонида. В настоящее время музыке отдана область человеческих чувств.
Даже в жизни животных музыка играет значительную роль, влияет на нее по особенному: коровы лучше доятся, курицы начинают лучше нестись, растения тянутся к приемнику с музыкой Моцарта. Не зря писал Л.Н.Толстой, что «музыка – это стенография чувств».
Таким образом, музыка имеет немаловажное значение в нашей жизни. В. Ключевский говорил: «Музыка — акустический состав, вызывающий в нас аппетит к жизни, как известные аптечные составы вызывают аппетит к еде».
Шаблон.
Проблем в современном мире очень много. Одна из них – проблема… . Именно этот вопрос, который не может не волновать современного человека, затрагивает …. . Следует отметить, что данная проблема существует давно, но актуальна и в наши дни. И меня, жителя современного общества, этот вопрос не может не волновать.
Автор предстает передо мною умелым писателем. Его речь проста и доступна, рассуждения понятны. … (фамилия, имя, отчество) размышляет (рассказывает) о …(=пересказ). Он считает, что мы должны… . И с его мнением трудно не согласиться.
Я полностью разделяю точку зрения автора и считаю, что…. . А подтвердить обоснованность утверждения могу литературными произведениями …
В жизни эта проблема коснулась и меня лично. …
(Фамилия, имя, отчество) в своём тексте поднял очень важную проблему, и я искренне благодарен ему за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим вопросом.
Тема: Природа и человек.
Тема любви к природе.
Одной из центральных тем лирики ярчайшего поэта XX века С.Есенина является природа родного края. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» поэт отказывается от рая ради родины, стая её выше вечного блаженства, которое он, судя по другой лирике,
обретает лишь на русской земле. Таким образом, чувства патриотизма и любви к природе тесно переплетаются. Само осознание постепенного их ослабления является первым шагом к естественному, настоящему миру, обогащающему душу и тело.
Недаром в русских народных сказках часто прославляется любовь к природе и всему живому. Увидит странник выпавшего птенца — положит его в гнездо, попадет птица в силки — он ее освободит, выбросит волной рыбу на берег — он отпустит ее обратно в воду. Не искать выгоды, не губить, а помогать,, любить, спасать, беречь — этому учит народная мудрость.
Проблема неразрывной связи человека и природы
Тесная эмоциональная связь человека и природы прослеживается повести Лермонтова «Герой нашего времени». События жизни главного персонажа, Григория Печорина, сопровождаются изменением состояния природы сообразно переменам его настроения. Так, рассматривая сцену дуэли, очевидна градация состояний окружающего мира и чувств Печорина. Если перед дуэлью небо кажется ему «свежим и голубым», а солнце «ярко сияющим» то после дуэли, смотря на труп Грушницкого, небесное светило казалось Григорию «тусклым», а лучи его «не грели». Природа не только переживания героев, но и является одним из действующих лиц. Гроза становится причиной длительного свидания Печорина и Веры, а в одной из записей дневника, предшествующих встречи с княжной Мери, Григорий отмечает, что «воздух Кисловодска так и располагает к любви». Подобной аллегорией Лермонтов не только более глубоко и полно отражает внутреннее состояние героев, но и обозначает свое, авторское присутствие путем ввода природы как персонажа.
Обращаясь к классической литературе, хотелось бы привести в примере роман-антиутопию Е.Замятина «Мы». Отказываясь от естественного начала, жители Единого государства становятся нумерами, чья жизнь определена рамками Часовой Скрижали.
Красоты родной природы заменены идеально пропорциональными стеклянными сооружениями, а любовь возможна лишь пи наличии розовой карточки. Главный герой, Д-503, обречен на математически выверенное счастье, которое обретается, однако, после удаления фантазии. Как мне кажется, подобной аллегорией Замятин пытался выразить неразрывность связи природы и человека.
infopedia.su