ШПАРГАЛКА для написания сочинения на ЕГЭ 2017 года
- Главная
- Изложения
- Форум
- 460 сочинений для ЕГЭ
- Выпускное 2018
- Общие материалы
- Человек и общество
- Смелость и трусость
- Верность и измена
- Цели и средства
- Равнодушие и отзывчивость
- Выпускное 2017
- Общие материалы
- Дружба и вражда
- Победа и поражение
- Разум и чувства
- Опыт и ошибки
- Честь и бесчестье
- Выпускное 2016
- Время
- Путь
- Дом
- Любовь
- Год литературы в России
- Выпускное 2015
- «Недаром помнит вся Россия…»
- Вопросы, заданные человечеству войной
- Человек и природа в отечественной и мировой литературе
- Спор поколений: вместе и врозь
- Чем люди живы?
- Нравственная проблематика
- Отцы и дети. Проблемы молодежи
- Любовь к Родине, женщине. Ревность
- О культуре, искусстве, науке…
- О природе, животных
- О войне
- Выпускное 2018
- Для учеников
- ЕГЭ по русскому языку
- ЕГЭ 2019
- ЕГЭ 2019. Задание 25
- Демоверсия
- Тесты 2017
- Консультации
- Устное собеседование 2019
- ЕГЭ по литературе
- Демоверсия
- Тесты
- Консультации
- Выполнение заданий части В
- Выполнение заданий части С (сочинения)
- Традиционные сочинения
- ОГЭ (для 9 классов)
- Уроки ГИА
- Демоверсия
- Консультации
- Сочинения, ГИА
- Выполнение заданий части А
- Выполнение заданий части В
- Выполнение заданий части С
- Сочинения на морально-этическую тему
- Сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (2011г.)
- Сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (2012г.)
- Сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (2013г.)
- Презентация: Советы по написанию сочинения
- C2 — 2013. Презентации
- 15.2 — сочинение 2018
- 15.3 — сочинение 2018
- 15.2 — сочинение 2017
- 15.3 — сочинение 2017
- Сочинения 2016 года
- Сочинения 2016 года (15.2)
- Сочинения 2016 года (15.3)
- УСТНЫЙ ЭКЗАМЕН (ОГЭ)
- ОГЭ по литературе
- ОГЭ 2020 года
- ЕГЭ по русскому языку
- 700 cочинений ОГЭ
- Сочинение 2017 года
- Сочинение 15.2 (2017)
- Сочинение 15.3 (2017)
- Сочинения 2016 года
- сочинение 15.2 (2016)
- Сочинение 15.3 (2016)
- Сочинения 2015 года
- задание 15.1
- задание 15.2
- По текстам банка заданий
- Сочинения о войне (15.2)
- задание 15.3
- По текстам банка заданий
- Сочинения о войне (15.3)
- Сочинения 2013 года
- Сочинения 2012 года
- Сочинения 2011 года
- Сочинение 2017 года
- Литература. Сочинения
- ЕГЭ
- задание 8
- задание 9
- задание 15
- ЕГЭ
www.xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai
Какими должны быть взаимоотношения между людьми?
- Главная
- Изложения
- Форум
- 460 сочинений для ЕГЭ
- Выпускное 2018
- Общие материалы
- Человек и общество
- Смелость и трусость
- Верность и измена
- Цели и средства
- Равнодушие и отзывчивость
- Выпускное 2017
- Общие материалы
- Дружба и вражда
- Победа и поражение
- Разум и чувства
- Опыт и ошибки
- Честь и бесчестье
- Выпускное 2016
- Время
- Путь
- Дом
- Любовь
- Год литературы в России
- Выпускное 2015
- «Недаром помнит вся Россия…»
- Вопросы, заданные человечеству войной
- Человек и природа в отечественной и мировой литературе
- Спор поколений: вместе и врозь
- Чем люди живы?
- Нравственная проблематика
- Отцы и дети. Проблемы молодежи
- Любовь к Родине, женщине. Ревность
- О культуре, искусстве, науке…
- О природе, животных
- О войне
- Выпускное 2018
- Для учеников
- ЕГЭ по русскому языку
- ЕГЭ 2019
- ЕГЭ 2019. Задание 25
- Демоверсия
- Тесты 2017
- Консультации
- Устное собеседование 2019
- ЕГЭ по литературе
- Демоверсия
- Тесты
- Консультации
- Выполнение заданий части В
- Выполнение заданий части С (сочинения)
- Традиционные сочинения
- ОГЭ (для 9 классов)
- Уроки ГИА
- Демоверсия
- Консультации
- Сочинения, ГИА
- Выполнение заданий части А
- Выполнение заданий части В
- Выполнение заданий части С
- Сочинения на морально-этическую тему
- Сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (2011г.)
- Сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (2012г.)
- Сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (2013г.)
- Презентация: Советы по написанию сочинения
- C2 — 2013. Презентации
- 15.2 — сочинение 2018
- 15.3 — сочинение 2018
- 15.2 — сочинение 2017
- 15.3 — сочинение 2017
- Сочинения 2016 года
- Сочинения 2016 года (15.2)
- Сочинения 2016 года (15.3)
- УСТНЫЙ ЭКЗАМЕН (ОГЭ)
- ОГЭ по литературе
- ОГЭ 2020 года
- ЕГЭ по русскому языку
- 700 cочинений ОГЭ
- Сочинение 2017 года
- Сочинение 15.2 (2017)
- Сочинение 15.3 (2017)
- Сочинения 2016 года
- сочинение 15.2 (2016)
- Сочинение 15.3 (2016)
- Сочинения 2015 года
- задание 15.1
- задание 15.2
- По текстам банка заданий
- Сочинения о войне (15.2)
- задание 15.3
- По текстам банка заданий
- Сочинения о войне (15.3)
- Сочинения 2013 года
- Сочинения 2012 года
- Сочинения 2011 года
- Сочинение 2017 года
- Литература. Сочинения
- ЕГЭ
- задание 8
- задание 9
- задание 15
- задание 17
- задание 1
- ЕГЭ
www.xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai
Вспоминаем аргументы — Ирина Шульгина
Добрый день!
Скоро ЕГЭ. Чтобы систематизировать всё, что ты прочитал(а), выполни несколько заданий.
- Выдели маркером те «универсальные» произведения, в которых ты «свободно ориентируешься».
- Л.Н. Толстой «Война и мир»
- М.А. Шолохов «Тихий Дон»
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
- Н.А. Островский «Гроза»
- А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
- А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
- М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
- А.П. Чехов «Вишнёвый сад»
- А.С. Грибоедов «Горе от ума»
- Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
- Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
- И.С. Тургенев «Отцы и дети»
- И.А. Гончаров «Обломов»
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
*если ты выделил(а) меньше 3х произведений, то СРОЧНО перелистай те, что читал(а)!
- Убедись, что можешь быстро подбирать аргументы к следующим проблемам (используй как «универсальные», так и любые другие примеры из литературы и из жизни).
- Взаимоотношения отцов и детей.
· Проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных возрастных поколений (Что влияет на взаимоотношения отцов и детей, на возникновение различий в их мировосприятии? Как научиться представителям разных поколений уважать взгляды друг друга?)
· Проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви.
· Проблема предательства детьми своих родителей. - Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров.
· Проблема влияния детства на формирование жизненной позиции человека, а также на становление его нравственных ориентиров.
· Проблема роли неравнодушного взрослого человека в формировании личности подростка (Как взрослые могут повлиять на жизнь подростков?).
· Проблема влияния событий детства, детских и юношеских переживаний на формирование характера человека, его дальнейшую судьбу (Какое влияние оказывают на формирование характера человека события, которые произошли в детстве?). - Роль классической литературы в духовном развитии современного общества.
· Проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии современного общества.
· Проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе (Почему современная молодёжь стала меньше читать? Изменилось ли в обществе отношение к книге? Может ли телевидение стать альтернативой книге?).
· Проблема понимания важности и необходимости изучения литературы в школе (Нужно ли изучать литературу современным школьникам?). - Сложность и противоречивость человеческих поступков.
· Проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений (Возможно ли продолжение дружбы после предательства?).
· Проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации.
· Проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизнью. - Человеческое благородство.
· Проблема чести как одного из главных факторов, влияющих на нравственный выбор человека.
· Проблема совести и ответственности человека за свои поступки (К чему может привести халатное, равнодушное отношение человека к своему делу?).
· Проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей.
· Проблема человеческого благородства (В чём заключается истинное величие человека?). - Честь и человеческое достоинство.
· Проблема утраты моральных ценностей (К чему приводит утрата моральных ценностей?).
· Проблема защиты чести и собственного достоинства.
· Проблема истинных и ложных жизненных ценностей. - Отношения человека с другими людьми.
· Проблема преодоления эгоизма в отношениях с другими людьми.
· Проблема самоотдачи в отношениях с человеком, которого считаешь своим другом.
· Проблема проявления грубости людей по отношению друг к другу (Как действуют на людей проявления грубости? Можно ли противостоять её проявлению?).
· Проблема отношения к пожилым людям (Что нужно сделать, чтобы пожилой человек почувствовал себя необходимым своим близким и был счастлив?).
· Проблема помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя. - Восприятие человеком окружающего мира.
· Проблема утраты современным человеком способности радоваться жизни из-за мелких бытовых неурядиц.
· Проблема обретения радостного мировосприятия (Почему нужно учиться культуре радости?). - Одиночество человека.
· Проблема одиночества человека (Когда и почему человек чувствует себя одиноким? Как можно помочь ему избавиться от этого чувства?).
· Проблема одиночества ребёнка в мире взрослых людей (Почему недопустимо, чтобы ребёнок ощущал себя одиноким?).
· Проблема одинокой старости. - Человек и искусство.
· Проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми (Почему одни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к прекрасному?).
· Проблема назначения подлинного искусства (Какое искусство необходимо обществу?).
· Проблема восприятия музыки человеком. - Отношение человека к миру природы.
· Проблема бездушного, потребительского, безжалостного отношения человека к миру природы.
· Проблема восприимчивости ил невосприимчивости человека к красоте природы.
· Проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека.
· Проблема негативного воздействия научно-технического процесса на взаимоотношения человека и природы (В чём проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека, его взаимоотношения с природой?).
· Проблема бездомных животных (Обязан ли человек помогать бездомным животным?). - Бережное отношение человека к языку.
· Проблема экологии языка (Какие изменения происходят в настоящее время в русском языке? Как относятся современные россияне к культуре своей речи? Почему необходимо предпринимать экстренные меры по сохранению и поддержанию чистоты и правильности русской речи?). - Человек и власть, которой он наделён.
· Проблема влияния власти на характер и поступки человека, наделённого ею (Как должны вести себя по отношению к окружающим люди, получившие особые полномочия и привилегии? Почему даже минимальная власть делает некоторых людей жестокими и грубыми?). - Сострадание окружающим.
· Проблема наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию (Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Нужно ли воспитывать у человека чувство сострадания?).
· Проблема действенного сострадания.
· Проблема сочувствия и активной помощи человеку. - Отношение человека к войне.
· Проблема отношения человека к войне (Почему человеческое сознание не может признать сам факт войны?).
· Проблема душевного состояния человека в условиях войны (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность сострадать?).
· Проблема поведения человека на войне (Как война заставляла человека вести себя? Что помогало людям в годы войны вести себя героически? Что привело советских людей к Победе?).
· Проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний (Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны? Почему люди готовы были жертвовать собой в годы войны? Что может быть под силу обыкновенному человеку в экстремальных ситуациях?).
· Проблема проявления гуманизма в тяжёлых военных условиях.
- Если успеваешь, то прочитай следующие книги (хотя бы ознакомься с содержанием):
- «На Западном фронте без перемен» Эриха Марии Ремарка
- «Великий Гэтсби» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда
- «Русский язык на грани нервного срыва» Максима Анисимовича Кронгауза (!!!)
- «Письма о добром и прекрасном» Дмитрия Сергеевича Лихачёва
- Составь свой список произведений, которые нужно прочитать/повторить перед ЕГЭ:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А вот PDF-файл для скачивания: https://yadi.sk/i/sGxx37Um3GQjKm
17,035 просмотров всего, 2 просмотров сегодня
irishu.ru
ПОЛИТИЧЕСКИЕ – деятельность государственной власти- (политика в жизни общества, демократия, гражданское общество, международные конфликты, разоружение, терроризм, национализм, шовинизм) | ||
Проблема влияния власти на характер и поступки человека, наделенного ею | В произведении Р. Брэдбери «Карлик» мы видим, как Ральф, герой рассказа, жесток и бессердечен: он, будучи хозяином аттракциона, подменил зеркало, в которое приходил смотреться карлик, утешавшийся тем, что хотя бы в отражении он видит себя высоким, стройным и красивым. В очередной раз карлик, ожидавший вновь увидеть себя обыкновенным человеком, с болью и ужасом бежит от страшного зрелища, отразившегося в зеркале. Карлик страдает, мучается, но это лишь развлекает Ральфа, испорченного тем, что даже минимальная власть делает его жестоким и грубым. | |
Проблема взаимоотношения между народом властью, между человеком и и властью | Это проблема тоталитарного государства. Период сталинских репрессий. А.Т. Твардовский. «По праву памяти», А.А.Ахматова. Поэма «Реквием» Пушкин в трагедии “Борис Годунов” очень точно определил и показал народный характер. Вечно недовольные существующей властью, люди готовы подняться на ее уничтожение и бунтуют, вселяя ужас в правителей,— и только. А в результате сами же остаются обиженными, так как плодами их победы пользуются бояре и родовитые дворяне, стоящие при троне государя. Проблемы соотношения личности и тоталитарного государства, противоборства нравственной и безнравственной систем ценностей, рабской психологии, свободы выбора поднимаются в философской сказке-драме Е.Шварца «Дракон». Перед нами город Дракона, где на главном здании красуется надпись: «Людям вход безусловно запрещён!» Обратим внимание на то, что слово «безусловно» здесь не является вводным, а выполняет функцию категорического императива. И живут в этом городе «безрукие души, безногие души, легавые души, цепные души, окаянные души, дырявые души, продажные души, прожжённые души, мёртвые души». В драконьем городе все одинаково мыслят, говорят хором, в особо важные дни проводят митинги, обсуждают заранее решённые вопросы. Все исправно скандируют: «Слава Дракону!» Главной добродетелью в городе считается послушание и дисциплина. Единомыслие, по мнению драматурга, и порождает мёртвые души. «Единомыслие — это даже хуже, чем безмыслие. Это минус-мысль, это тень мысли, её потустороннее состояние» (М.Липовецкий). Здесь всё покупается и продаётся, преследуется, убивается. Человек, находящийся внутри системы, никакой её деформации не замечает: он свыкся, сжился с системой, намертво привязан к ней. Потому-то совсем не просто «в каждом убить дракона». Не масса, по мнению Е.Шварца, противостоит системе, а личность. Главному герою драмы Ланцелоту удалось силой духовного сопротивления выстроенной системе вернуть веру в свободу личности, в нравственный закон — в эти простые и незыблемые человеческие ценности бытия. | |
Проблема взаимоотно-шений власти и личности, власти и художника | М. Булгаков «Мастер и Маргарита» Мастер в романе не создан для той жестокой борьбы, на которую его обрекает общество и не понимает, Я. Голованов «Этюды об ученых» Жизнь известного русского изобретателя Ивана Кулибина – это суровое обвинение невежеству и бюрократизму. Его крупнейшие проекты так и не вошли в нашу жизнь: они остались лежать в чиновничьих папках. Когда для серьезной работы требовалась помощь властей, перед изобретателям возникала стена равнодушия. А.И. Герцен «Сорока-воровка» Главная героиня повести Анета — талантливая крепостная актриса богатого князя Сталинского. Один из фаворитов князя | |
Государство способно подчинить себе индивидуум, но не личность | Проблема взаимоотношений человека и государства | Настоящий творец (поэт, музыкант, художник) создает свои произведения по зову сердца, а не по заказу. Только тогда искусство будет правдивым, только тогда оно станет залогом бессмертия автора. «Рукописи не горят», — пророчески произнес Воланд — герой романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Но на самом деле в истории русской литературы XX века множество трагических моментов, когда рукописи уничтожались, а их авторы по воле властей оказывались в тюрьме, в ссылке, в эмиграции. А.С. Пушкин «Медный всадник» В «Медном всаднике» поэт поднимает проблему: может ли власть быть реформаторской и милосердной? В связи с этим он исследует личность и государственную деятельность Петра I, а также показывает столкновение личности с неизбежным ходом истории, противостояние коллективной общественной воли в лице Петра I и личной воли Евгения. В поэме герои изображены противоречиво и неоднозначно. Пётр I — великий реформатор, но в то же время он жестокий тиран. Евгений, с одной стороны — мелкий чиновник, а с другой стороны — человек, поднявший руку «на строителя чудотворного». Эта двойственность изображения свидетельствует о трагической неразрешимости центрального конфликта произведения: противоречие между государственными интересами и интересами отдельной личности. В.Т. Шаламов «Колымские рассказы» «Колымские рассказы» — это обвинительный акт тоталитарному государству и его служителям. Вся страна покрыта лагерями, в которых томятся люди. Любого из них могут убить. Вот палец нарядчика, скользя по списку, случайно остановился на фамилии человека — и всё, его нет, попал в гибельную командировку, и через несколько дней его тело наскоро забросают камнями на лагерном кладбище. Или окажется, что местные органы власти сами изобрели и раскрыли некий заговор, например, юристов, и совершенно случайно вспомнили, что у человека юридическое образование. И вот его имя уже в «расстрельных» списках. Что можно противопоставить адской машине тоталитарного государства, перемалывающей людей зубьями зла? Только сопротивление распаду души, доброту, стремление выжить, но не любым способом, а сохранив человеческое достоинство. Так ведут себя многие герои рассказов В.Шаламова. А ещё в адских условиях лагеря есть люди, которые способны вступить в открытую борьбу. Герои рассказа «Последний бой майора Пугачёва», захватив оружие, бегут из лагеря. Тоталитарное государство не в состоянии убить в тех людях, которые являются личностями, любовь к жизни, стремление сохранить в себе человека даже на самом мученическом пути. Е. Замятин «Мы» В государстве далёкого будущего, которое изображает Е. Замятин в романе «Мы», решены все проблемы. Здесь человеку подчинены стихии природы, все одеты, обуты, у каждого есть своё жильё, работа. К тому же государство освободило человека от необходимости принимать решения, сняв тем самым с него тяжелейшую ношу делать выбор. Но чем же оплачено это «стопроцентное» счастье? Утратой свободы и личности. Граждане Единого государства живут в прозрачных домах, чтобы коллектив и агенты «Бюро хранителей» всегда могли видеть, чем они заняты. Все жители одеты в униформу, вместо имён у них номера. Писатель считал, что развитие государства и ход истории ведёт к жёсткому контролю коллектива над личностью, к безраздельному господству «мы» над «я», к полной зависимости человека от раз и навсегда установленных форм жизни. В сюжете и деталях романа Е. Замятин с поразительной точностью предсказывал развитие опасных социальных тенденций в тоталитарном государстве: культ личности, массовый террор, методы психологической обработки людей и превращение их в послушную массу, которой легко управлять. Так, например, Благодетель — ежегодно избираемый глава государства — собственноручно уничтожает поэта, осмелившегося написать иронические стихи в его адрес. Что за идеология питает режим этого Единого государства, Замятин не уточняет. Для писателя важно, что эта идеология подавляет свободу человека, уничтожает его личность. А. Платонов «Котлован» Герои повести «Котлован» роют фундамент для счастливого будущего, а сами спят в гробах. Настя — последний ребёнок, живущий среди землекопов, должна превратиться в удобрение, на котором взрастёт прекрасный цветок будущего. Венчает всё плот, уносящий в безвестность погружённых на него кулаков, а вместе с ними и людей, случайно забредших в деревню. Платонов изображает в произведении действительность как разрушение многовекового уклада жизни, истощение «почвы», на которой не может вырасти будущая, счастливая и справедливая, жизнь. Он предупреждает о последствиях тоталитарного режима, урожай которого — насилие, апофеоз — кучи гробов. Ничего невозможно построить на насилии, насилием можно только разрушать — такова авторская позиция |
Проблема власти законности. | Л.Бородин «Третья правда» (повесть). Главный герой егерь Иван Рябинин задержал злостного браконьера, но тот оказался «высок чином», и «засудили» Ивана, обвинив его в терроре и связи с бандой. Не смог Иван на суде доказать свою правоту. Правду говорят в народе: «Прав тот, у кого больше прав». М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» (роман). Иешуа убежден в том, что всякая власть является насилием над людьми, настанет время, когда власти не станет. А жестокий Понтий Пилат, прокуратор Иудеи, уверен, что мир основан на насилии и власти. Однако власть и величие не сделали его счастливым. | |
Проблема единства, братства всех народов и их культур | Пр-ния киргизского писателя Ч.Айтматова, Ст-ния дагестанского поэта Расула Гамзатова | |
В чем состоит загадка русской души? Проблема менталитета русского человека | Н.С. Лесков — сказ «Левша» (см-, тему «В чем состоит загадка подлинного таланта?»). Н.С. Лесков — повесть «Очарованный странник». В этом произведении писатель исследует свойства русской души. «Очарованному страннику» Ивану Флягину суждено пройти через множество испытаний, которыми становятся для него убийство невинного монаха, татарский плен, гибель красавицы Груши, участие в войне, скитания по Руси. Постепенно открывается для него истинный смысл жизни, он раскаивается в своих грехах, обретает душевное умиротворение в монастыре. Л.Н. Толстой — роман-эпопея «Война и мир». В этом романе автор открывает нам душевную красоту русского народа. Наташа Ростова, княжна Марья, Пьер Безухов, Денисов, Тушин, Тимохин, Платон Каратаев — все эти герои имеют некие общие черты. Это доброта, человечность, любовь к России. Ростовы отдают свои подводы раненым солдатам, на войне погибает их младший сын — Петя, Наташа ухаживает за умирающим князем Андреем, примирившись с ним. Также русские люди у Толстого очень поэтичны, музыкальны, гостеприимны, обладают широкой душой. Так, семья Ростовых очень хлебосольна, у них всегда много гостей, они не умеют экономить, прощают старые долги близким друзьям. Прекрасна в романе сцена охоты, сцена пляски Наташи, ее мечтаний в Отрадном. Таким образом, любовь к природе, к Родине, музыкальность и поэтичность, доброта, широта души, гостеприимство, семейственность, мужество, близость к народу — вот лучшие характерные черты русских натур в романе. А.Н. Толстой — рассказ «Русский характер» (см. «Как внешний облик человека влияет на его общение с окружающим миром?»). М.А. Шолохов — рассказ «Судьба человека». В этом рассказе писатель представляет нам героя, воплотившего русский национальный характер. Все испытания (войну, плен, потерю близких) вынес простой русский солдат Андрей Соколов. Но душа его не ожесточилась, в ней остались доброта, великодушие, способность к любви. В финале он усыновляет ребенка- сироту, маленького Ванюшку, отдав ему всю свою любовь и нежность. | |
Проблема межнациональных конфликтов, братства и дружбы людей различных национальностей Интернационализма (межнациональных отношений) | В романе Ю. Бондарева «Берег»Любовь русского лейтенанта Никитина и немки Эммы, их человечность — это стремление преодолеть национальные и идеологические барьеры. В повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая» дети -русский Колька и чеченец Алхузур — стали настоящими братьями вопреки безумию, которое творили взрослые на Кавказе. Маленький чеченец чувствовал, как тяжело Кольке после страшной гибели е брата, он полон сострадания. Только братская помощь помогла Кольке вернуться к жизни. Алхузур отрекся от собственного имени, спасая друга: он назвал себя Сашкой. Его мудрый поступок совершил ожидаемое чудо: Колька поднялся, но уже ничто не заставит его увидеть в чеченце врага. В детском приемнике были собраны дети разных национальностей. Для них не существовало понятия национальной неприязни: дети дружили, оберегали друг друга. Воспитательница Регина Петровна утверждала: «Плохих народов не бывает. Бывают лишь плохие люди». С. Довлатов «Понадобилось мне…» (из цикла «Сентиментальный марш») Кеннет Бауэре, К.М. Станюкович — рассказ «Максимка». Это история спасения русскими матросами маленького негритенка, которого они полюбили и сделали членом своей команды, назвав его Максимкой и обучив русскому языку. Ю. Бондарев — роман «Берег». Трогательная любовь русского лейтенанта Никитина и немки Эммы в годы Великой Отечественной войны — это призыв автора преодолеть межнациональные барьеры, закончить вражду и войны. А. Приставкин — роман «Ночевала тучка золотая…». В этой автобиографической книге писатель правдиво и без прикрас рассказывает о скитаниях ребят, чье детство пришлось на суровые послевоенные годы. Голод, разруха, потеря семьи, родного дома — вот какой становится жизнь маленьких героев, братьев Кузьменышей. Остро звучит в этой повести проблема национальной розни. Детские дома в послевоенное время переселяют на Кавказ, на территории, «освобожденные» от местных жителей. И чеченцы мстят за это переселенцам: устраивают взрывы, поджоги, зверски убивают одного из братьев Кузьменышей — Сашку. Однако в финале оставшийся в живых Колька обретает нового брата — чеченского мальчика Алхузура. Чеченский мальчик чувствует, как тяжело Кузьменышу после смерти брата, пытается помочь ему. Автор говорит о том, что в детском приемнике жили дети разных национальностей: татарин Муса, ногаец Балбек, немка Лида Гросс — и все они дружили, помогали друг другу. Их воспитательница Регина Петровна однажды заметила: «Плохих народов не бывает. Бывают лишь плохие люди». Таким образом, автор призывает людей всех национальностей к дружбе и братству. Ф. Искандер — книга «Размышления писателя» (сборник эссе и публицистики). В своей книге Ф. Искандер размышляет о природе национализма. Писатель считает, что национализм — это закономерное продолжение «великого блефа коммунизма». С горечью замечает он, что тоска и ярость охватили людей, разжигаются войны. Еще одна причина этого явления — отсутствие любви. «Земля, усыхающая без любви, орошается кровью», — замечает Искандер. Военные конфликты в Грузии, Южной Осетии, война в Чечне. | |
Проблема противостояния личности и власти, государства | А.С. Пушкин — поэма «Медный всадник». Проблема противостояния личности и государства необычайно остро поставлена в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Поэт рассказывает о наводнении в Петербурге, разрушившем судьбу «маленького человека», бедного чиновника Евгения. В одночасье он лишился своей невесты, будущего счастья. Горе помутило его рассудок. И маленький человек, утратив свое счастье, проникается жгучей ненавистью к державному кумиру, создателю Петербурга. Он грозит ему, но вскоре отступает и погибает. Таким образом, тема «Медного всадника» — драматический разрыв между государством и личностью. Петербург, погубивший личное счастье Евгения, нужен для славы нации, для торжества просвещения, для мощи государства. А как же тогда жизнь бедного чиновника? Где же выход из обнаженных противоречий? Мы не находим в сюжете поэмы окончательного разрешения конфликта. Поэт лишь говорит нам о том, что между государством и личностью — огромный, драматический разрыв, который, по мысли поэта, пока непреодолим. О. Мандельштам — стихотворение «За гремучую доблесть грядущих веков». Размышление «о времени и о себе» видим мы в стихотворении О.Э. Мандельштама «За гремучую доблесть грядущих веков». Поэт осознает свое время как трагическую эпоху, мир, где нет ни Бога, ни вечности, ни любви. Основные чувства лирического героя — подавленность и безысходность, осознание своего одиночества в этом мире. «Хлипкая грязца», «кровавые крови в колесе», трусы — это живые приметы времени, эпохи 30-х годов. Век-волкодав явно враждебен лирическому герою, он кидается ему на плечи, пытаясь превратить человека в волка. Однако для лирического героя самое страшное в жизни — это утрата человеческого облика. Он отказывается быть волком («не волк я по крови своей»). Выходом становится уход героя в мир природы, в мир ночи, сибирских степей, Енисея. Этот мир красочен, ярок (там сияют «голубые песцы», сосна «до звезды достает»), и он противопоставлен миру социальной жизни. Таким образом, стихотворение построено по принципу антитезы. Основная идея его — веку- волкодаву не сломить лирического героя, не превратить его в волка, в одного из многих. Миссия поэта — «прорвать своим голосом оцепенение эпохи». Дару поэта равновелика лишь природа, и в ней он находит своеобразное укрытие. | |
Проблема влияния личности на ход истории | Л. Н. Толстой. «Война и мир» Одна из центральных проблем романа – роль личности в истории. Эта проблема раскрывается в образах Кутузова и Наполеона. Писатель считает, что нет величия там, где нет добра и простоты. По мнению Толстого, влиять на ход истории может личность, интересы которой совпадают с интересами народа. Кутузов понимал настроения, желания масс, поэтому был велик. Наполеон думает лишь о своём величии, потому обречен на поражение. Американская писательница Г. Бичер-Стоу написала роман «Хижина дяди Тома», в котором рассказывалось о судьбе кроткого негра, забитого до смерти безжалостным плантатором. Этот роман всколыхнул все общество, в стране вспыхнула Гражданская война, и позорное рабство было отменено. Потом говорили, что эта маленькая женщина начала большую войну. Вряд ли король Англии Эдуард III до конца понимал, к чему приведет его дерзость: на государственном гербе он изобразил нежные лилии. Тем самым английский король показал, что отныне ему подвластна и соседняя Франция. Этот рисунок властолюбивого монарха стал поводом для Столетней войны, которая принесла людям бессчетные бедствия. | |
Проблема обострения межнациональных отношений (проблема национальной нетерпимости, проблема преступлений на национальной почве) | Не так давно в средствах массовой информации появилось новое сочетание — «лицо кавказской национальности». Произносится оно с оттенком осуждения и настороженности, как будто человек изначально виноват в том, что он не «лицо» славянской или, допустим, европейской национальности. Стыдно, грустно, тревожно. – А.Приставкин «Ночевала тучка золотая» | |
Проблема наркомании. | Употребление наркотиков (как и когда-то алкоголя) стало фактически повсеместной проблемой. Возможно, через какое-то время будут говорить, что и наркомания — наше «исконное утешение». Видимо, кто-то, как и прежде, заинтересован изъять из истории следы того мира, в котором столетиями охранялась и строилась жизнь православного человека. Однако накануне крушения Российской империи в сознании русского общества наркомания воспринималась как что-то скандальное, экзотическое. В «высшем свете» полушепотом обсуждалось пристрастие к наркотикам князя Ф.Ф. Юсупова. В большей степени наклонность к наркотикам проявлялась в бандитских притонах. Свидетельства о наркоманах-одиночках или маленьких группах мы находим в литературе тех лет: повести «Молох» Куприна, «Роман с кокаином» Агеева, рассказ Булгакова «Морфий». Кокаин и морфий появились в богемно-эзотерических салонах авангардистов — как атрибутика эпатажной революционности новых искусств. Традиционное православное мировоззрение русского народа не позволяло наркомании в России превратиться в общественно значимую проблему. Чингиз Айтматов один из первых поднял эту тему в художественной литературе. В его романе «Плаха» сильное впечатление производит начало: сцена бойни сайгаков, когда, подобно пожару в Африке, мчатся рядом леопард, антилопа, тигр – все вместе, потому что общая беда гонит. Так и люди должны сплотиться в борьбе с общей бедой – наркоманией. Действительно, Ч. Айтматов первый открыто сказал, что наркомания есть, она набирает силу. И мы с вами должны знать природу этого явления, пути распространения, возможности борьбы. | |
Национализм — детская болезнь, корь человечества. А. Эйнштейн | Проблема национализма | Публицистические статьи: Сергей Сергеев, главный редактор журнала «Москва» — «Нация в русской истории. … Исторические смыслы русского национализма». Академик Сахаров А.Н. – «Основные этапы и особенности русского национализма» |
Проблема Переоценки ценностей в тоталитарном государстве | В. Шаламов «Одиночный замер» Попадая в лагерь, человек как бы теряет все, что связывает его с нормальной человеческой средой обитания, с прежним опытом, | |
Проблема Отсутствия свободы, тоталитарный режим | В романе «Мы» Е.И. Замятин размышляет о том, что происходит с человеком, государством, обществом, цивилизацией, когда они добровольно отказываются от свободы и ставят знак равенства между несвободой и коллективным счастьем Люди превращаются в придаток машины, в винтики. Об этом и предупреждает писатель. | |
Проблема художника и власти | Проблема художника и власти в русской литературе, пожалуй, одна из самых болезненных. Особым трагизмом она отмечена в истории литературы ХХ века. А.Ахматова, М.Цветаева, О.Мандельштам, М.Булгаков, Б.Пастернак, М.Зощенко, А.Солженицын (список можно продолжить) — каждый из них ощутил “заботу” государства, и каждый отразил её в своём творчестве. Одним ждановским постановлением от 14 августа 1946 года могла быть зачёркнута писательская биография А.Ахматовой и М.Зощенко. Б.Пастернак создавал роман «Доктор Живаго» в период жестокого давления правительства на писателя, в период борьбы с космополитизмом. Травля писателя возобновилась с особой силой после присуждения ему Нобелевской премии за роман. Союз писателей исключил Пастернака из своих рядов, представив его внутренним эмигрантом, человеком, порочащим достойное звание советского писателя. И это за то, что поэт рассказал народу правду о трагической судьбе русского интеллигента, врача, поэта Юрия Живаго. Творчество — единственный способ бессмертия творца. “Для власти, для ливреи не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи” — это завещание А.С. Пушкина («Из Пиндемонти») стало определяющим в выборе творческого пути истинных художников. | |
Проблема эмиграции | Не покидает ощущение горечи, когда люди оставляют Родину. Одних высылают насильно, другие уезжают сами в силу каких-то обстоятельств, но ни один из них не забывает своё Отечество, дом, где родился, землю родную. Есть, например, у И.А. Бунина рассказ «Косцы», написанный в 1921 году. Этот рассказ, казалось бы, о малозначительном событии: идут в берёзовом лесу пришлые на Орловщину рязанские косцы, косят и поют. Но именно в этом незначительном моменте удалось Бунину разглядеть безмерное и далёкое, со всей Россией связанное. Небольшое пространство повествования наполнено лучезарным светом, чудными звуками и тягучими запахами, и получился не рассказ, а светлое озеро, какой-то Светлояр, в котором отражается |
multiurok.ru
Аргументы к сочинению по проблеме взаимоотношения человека и власти.
1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
В центре внимания находится фигура Емельяна Пугачёва – бунтовщика, человека, выступившего против власти. Что побудило его к этому? Почему он не только сам покусился на трон, но и повёл за собой народ? А народ как поверил самозванцу? Почему? Под бременем лет мы можем забыть ту историческую обстановку, в которой рождалась идея бунта. Люди, (заметьте, не холопы, не скоты) находясь в крепостной зависимости от своих не всегда гуманных господ (вспомнить хотя бы Скотинина из «Недоросля»), вынуждены были подчиняться их воле, беспрекословно слушая каждое, даже бредовое требование. Идея доброго царя жила в сердце каждого человека. Смелый, дерзкий, отчаянный бунтарь взял на себя ответственность и решил подарить людям волю, пусть недолгую, пусть такую эфемерную, но волю. Оценить степень его отваги можно, только поняв сказку, рассказанную Гринёву. Пугачёв изначально знал финал развития событий, в круговорот которых он поверг свою страну. Но не испугался, не награбил и скрылся. Нет, он шёл на эшафот, чтобы доказать, как бесчеловечная власть может ввергнуть страну в ужас беспощадной кровопролитной бойни.
2. А.А. Ахматова «Реквием»
Поэма написана в период, когда сталинские репрессии поставили всю страну на колени, когда сама автор поэмы стояла в очереди с передачей своему сыну, которого осудили как врага народа. Из воспоминаний и живых впечатлений складывалась поэма:
Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
Лирическая героиня проводит параллель между судьбой своей современницы и давней своей соотечественницы, муж которой был казнён как стрелецкий бунтарь
Буду я, как стрелецкие женки,
Под кремлевскими башнями выть.
Автор проводит идею, что во все времена люди, стоящие у власти, будут проводить репрессии против своих оппонентов.
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.
3. М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»
Главный герой романа – Мастер – человек, живущий в страшное время сталинских репрессий. Написав роман о Понтии Пилате, он задел проблему ответственности человека за принятое решение. Его главный герой романа Мастера – прокуратор Иудеи – человек, облечённый практически неограниченной властью, сомневается в своей правоте. Явление для власти, практически, недопустимое. Для эпохи сталинизма человек, обличённый властью, не имеет права сомневаться в том, что его решение справедливо. Значит, такое произведение зловредно априори. Мастера арестовывают. Этот акт его сломал, сделал безвольным. Так человек, ставший против власти, оказался вне закона, сам подвергся репрессиям.
4. А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
Рассказ посвящен судьбе человека, оказавшегося в лагере по обвинению в предательстве, хотя вся его вина в том, что он был в плену несколько дней, но вышел из окружения и готов был защищать Родину и дальше. Однако власти его поступок показался предательством. Отбывая срок, Иван Денисович бережно сохраняет в себе человеческое достоинство, он работает и соблюдает все требования закона, царящего на зоне. В этом своеобразное отрицание вины Шухова. Этот человек всегда и везде законопослушен. Почему же власти он неугоден? Просто, власть ищет врагов, и кто сегодня попал в их число – малозначительно.
litera.su
Проблемы, темы, аргументы |
Проблема несправедливости социального устройства общества И.С.Тургенев. «Муму». Герои: немой крепостной Герасим, Татьяна – его любимая, барыня, самодурно решающая судьбы вверенных ей людей. Н.А.Некрасов . «Железная дорога». Спор генерала и автора о том, кто построил железную дорогу. Осуждение несправедливого устройства общества. Стихотворение «Размышление у парадного подъезда». Крестьяне пришли из дальних деревень с прошением к вельможе, но их не приняли, прогнали. Осуждение властей. Н.С. Лесков. «левша». Главный герой – Левша, блоху «аглицкую» подковал, но его талант не оценен по достоинству на родине: он умирает в больнице для бедных. М.Горький. Повесть «Детство». Изображение свинцовых мерзостей жизни. Судьба семьи Кашириных. А.М.Горький. «На дне». Столкновение хозяев ночлежки Костылевых и людей «дна». Н.В.Гоголь. «Шинель». Акакий Акакиевич Башмачкин – «маленький человек» отстаивает свое право на мечту. Л.Н.Толстой. «После бала». Влюбленный герой после бала видит, как отец любимой руководит избиением шпицрутенами солдата. Разделенность двух Россий – России богатой и России бедной. И.А.Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Устройство парохода «Атлантида»: одни развлекаются, другие на них работают. Самые никчемные имеют средства для путешествия (господин и его семья). А рыбаки на Капри вынуждены продавать результаты своего труда и жить впроголодь. М. Горький. «Фома Гордеев». Жизнь богатых купцов, тратящих свои деньги на развлечения, и простой народ, за счет которого они живут. |
В чем заключается смысл жизни? А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Поиск смысла жизни молодым героем, «лишний человек» — человек, не привыкший трудиться, не знающий, чем ему заняться. М.Ю.Лермонтов. «герой нашего времени». Несчастье Печорина, по его собственному признанию, непонимание смысла жизни , он говорит, что чувствовал в своей душе силы необъятные, но не знал, к чему их приложить, не сумел найти им применения. И.А.Гончаров. «Обломов». Хороший, добрый, талантливый человек Илья Ильич Обломов не сумел преодолеть своей лени, не раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведет к нравственной смерти. даже любовь не смогла спасти Обломова. Л.Н.Толстой. «Война и мир». Главное в лучших героях романа – Андрее Болконском и Пьере Безухове – стремление к нравственному самосовершенствованию, стремление «быть вполне хорошим», приносить добро людям. А. Платонов. «Сокровенный человек». Макар Пухов. Пытается найти своё место в революции, приходит к выводу, что радостно пытается встретить новый революционный рассвет. М.Горький. «На дне». Актер не видит смысла в жизни, опускается на дно. Но благодаря Луке меняется к лучшему и начинает видеть цель в своей жизни. М. Горький. «Фома Гордеев». Пытается понять, для чего он живет. Его не устраивает жизнь купцов, но как жить самому, он не знает: мечется, пьет, гуляет. В результате – попадает в сумасшедший дом. И.А.Бунин. Захар Воробьев». Главный герой понимает, что хочет приносить пользу людям. Но как это сделать, он не знает. В результате все силы затрачены в пустую. В конце – смерть. Н.С.Лесков. «Очарованный странник». Флягин ищет свое место в жизни. Приходит в монастырь, понимает, что хочет жить для народа. Говорит в конце: «Очень за народ помереть хочется». |
Проблема воспитания. Проблема обучения. Какова истинная цель обучения? Л.Н.Толстой. «Детство», «Отрочество», «Юность». Автобиографическая трилогия Толстого, главный герой Николенька Иртеньев постигает мир взрослых, пытается анализировать свои и чужие поступки. Сначала увлекается идеей «комильфо», а потом приходит в выводу о пустоте этого идеала, проваливается на экзамене и понимает, что надо менять отношение к жизни. В.Г.Распутин. «Уроки французского». Формирование личности главного героя в трудные военные годы. Роль учительницы, ее душевной щедрости в жизни мальчика. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства героя повести. «Поучение Владимира Мономаха». Уже в летописных источниках проблемам воспитания уделялось огромное значение: в «Поучении» говорится о вечных нравственных ценностях, о любви к родине, уважении к старшим, о необходимости добра, верности. И.А.Гончаров. «Обломов». В одной из важнейших частей романа раскрываются проблемы воспитания: в «Сне Обломова» показано, как атмосфера лени, нежелания трудиться, мыслить уродуют душу ребенка. А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Первая глава романа посвящена проблеме формирования характера Онегина. Отсутствие цели в жизни, привычки формируют «лишнего человека», «эгоиста поневоле». М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Таким Печорина сделало воспитание. Б.Васильев. «Завтра была война». Попытка учителя сделать из детей идеологически правильных людей. противоборство идеологизированного воспитания и живой человеческой души. Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Спор между неправильным (Митрофан, Простакова) и правильным (Стародум) пониманием цели и назначения образования и воспитания. |
Значимость труда в жизни человека. А.И.Солженицын. «Матренин двор». Главная героиня всю жизнь привыкла трудиться, помогать людям и, хотя не нажила никаких благ, остается чистой душой, праведницей. А.И.Гончаров. Обломов, исключивший труд из своей жизни, превращается в живой труп, Штольц всю жизнь трудиться – деятельная личность. А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Не привык трудиться, не умел ничего делать – стал лишним человеком. То же самое и у Лермонтова в «Герое нашего времени». М.Горький. «На дне». Клещ, пытающийся сохранить уважение к себе при помощи труда. Потерял работу – потерял смысл жизни. Актер начинает работать – бросает пить. И.А.Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Работяги на Капри. Трудятся. Чтобы обеспечить жизнь богатых. Не случайно, именно они имеют в рассказе имена. Это – свидетельство их значимости. |
Какое влияние оказывает личность на ход истории? Л.Н.Толстой. «Война и мир». Одна из центральных проблем романа – роль личности и народа в истории. Эта проблема раскрывается в образах Кутузова и Наполеона. Писатель считает, что нет величия там, где нет простоты, добра и правды. По мнению Толстого, влиять на историю может личность, интересы которой совпадают с интересами народа. Кутузов понимал настроения, желания масс, поэтому был велик. Наполеон думает лишь о своем величии, поэтому обречен на поражение. |
Проблемы свободы личности и ответственности человека перед обществом. Л.Н.Толстой. «Война и мир». Образы Кутузова, Наполеона, Александра 1. Человек, осознающий ответственность пред родиной, людьми, умеющий в нужный момент понять их, истинно велик. Таков Кутузов, таковы простые люди в романе, которые без рисовки, без высоких фраз выполняют свой долг. Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание». Родион Раскольников создает свою теорию: мир делится на тех, «кто право имеет», т.е. не личностей, и материал, «тварей дрожащих». Личность, по его теории, способна творить историю. Он вспоминает Магомета, Наполеона, других великих людей, во имя «великих»,, По их мнению, целей совершают злодеяния, льют кровь неповинных людей. теория Раскольникова терпит крах. И в том, и в другом романах истинная свобода в подчинении своих интересов интересам общество, в умении сделать правильный нравственный выбор. В.Быков. «Обелиск». Учитель Мороз, имея выбор остаться живым или погибнуть вместе с учениками, которых всегда учил добру и справедливости, выбирает смерть, оставшись нравственно свободным человеком. М.Булгаков. «Мастер и Маргарита». Маргарита, имея выбор между благополучием и любовью, выбирает любовь, отказавшись от удобной благоустроенной жизни, становится ведьмой, чтобы спасти любимого. Оказавшись перед выбором: помочь Фриде, которой дала слово, или просить за мастера, она сдерживает слово и остается внутренне свободной, несмотря ни на что. Л.Андреев. «Иуда Искариот». Главный герой, оказавшись перед выбором жертвы дорого человека или спокойной, но прежней жизни, выбирает прослыть предателем, но выполнить свою миссию – изменить мир путем смерти Иисуса. М.Горький. «Фома Гордеев». Фома делает свой выбор – он отходит от класса купцов, несмотря ни на что. но самого себя так и не находит. |
Проблема патриотизма Л.Н.Толстой «Война и мир». Одна из центральных проблем романа – истинный и ложный патриотизм. Любимые герои Толстого не говорят высоких слов о любви к родине, они во имя её совершают поступки: Наташа Ростова, не раздумывая, уговаривает мать отдать подводы раненым под Бородино. Князь Андрей Болконский получает смертельное ранение на Бородинском поле. Пьер Безухов, чтобы спасти Россию, остается в Москве с целью убить Наполеона. Но истинный патриотизм, по мнению Толстого, в простых людях, солдатах, который в минуту смертельной опасности отдают жизнь за Родину. «Дубина народной войны» называет Толстой партизанское народное движение. Книги о ВОВ: М.Шолохов «Они сражались за Родину», Б.Васильев «А зори здесь тихие», « В списках не значился», Ю.Бондарев «Горячий снег», «Батальоны просят огня», В.Некрасов «В окопах Сталинграда», К.Воробьев «Убиты под Москвой» и др. |
Проблема отношения человека к природе В.Г.Распутин. «Прощание с Матерой». Остров, на котором веками жили люди, хотят затопить. Рядом с проблемами экологии встают проблемы нравственного характера, исторической памяти. М.Булгаков. «Собачье сердце». Профессор Преображенский пересаживает собаке Шарику гипофиз человека, превращая вполне симпатичного пса в отвратительного Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Нельзя бездумно вмешиваться в природу! А. Платонов. «Сокровенный человек». В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Троепольский. «Белый Бим, Черное Ухо». С.Есенин «Песнь о собаке», «Лисица». |
Проблема сложности взаимоотношений людей А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». «Эгоист поневоле», Евгений Онегин равнодушен к судьбам других людей, делает несчастным и самого себя, и других людей. то же самое в «Герое нашего времени» М.Лермонтова. В. Быков. «Сотников». Проблема нравственного выбора: что лучше – спасти свою жизнь ценой предательства (как это делает герой повести Рыбак) или умереть не героем (никто не 3узнает о героической смерти Сотникова), но умереть с достоинством. Сотников делает непростой нравственный выбор: гибнет, сохранив человеческий облик. Л.Андреев. «Иуда Искариот». Взаимоотношения Иуды и учеников. Непростые из-за разного понимания жизни. «Стена». Не складываются отношения между людьми. Они разобщены, не понимают и не слышат друг друга. Не получается достичь единой цели (свалить стену) из-за этого. И.А.Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Господин, которого почитают, пока он жив и богат, и забывают, относятся пренебрежительно после его смерти. миру нет дела до горя. Люди разобщены. |
Самопожертвование. Любовь к ближнему. А.П.Чехов. «Попрыгунья». Доктор Дымов, талантливый молодой ученый. Рисковал своей жизнью, спасая ребенка от дифтерита. Заразился и умер. Б.Васильев. «А зори здесь тихие…» Женька Камелькова, уводя немцев от раненой Риты Осяниной и сержанта Васкова, погибла. А.И.Куприн. «Гранатовый браслет». Желтков, влюбленный в княгиню Веру, кончает жизнь самоубийством ради ее покоя. Ф.М.Достоевский. Соня Мармеладова. Спасая своих братьев и сестер от голодной смерти, пошла на панель. Всё делал для того, чтобы спасти Раскольникова. |
Сострадание и милосердие. Чуткость. М.Шолохов. «Судьба человека». Трагическая судьба солдата, который во время войны потерял всех своих родных. Однажды встретил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, для того, чтобы противостоять судьбе. Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание». Соня Мармеладова. Отношение к семье, к Раскольникова. М.Горький. «На дне». Лука. Жалеет всех ночлежников, вселяет им надежду на будущее. Чутко выслушивает все их жалобы на жизнь. Говорит, что человека пожалеть никогда невредно. Н.С.Лесков «Очарованный странник». Флягин, жалея цыганку Грушу, идет на самопожертвование, убивает ее. |
Черствое и бездушное отношение к человеку. И.А.Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Равнодушное отношение людей к горю семьи господина после его смерти. М.Горький. «На дне». Бубнов, который считает, что нужно валить всю правду, как она ни есть. Смеется над мечтами Насти обрести настоящую любовь, над мечтой Клеща найти работу. Н.С.Лесков. «Леди Макбет Мценского уезда». Катерина Измайлова. Из-за своих целей безжалостно и хладнокровно убивает свекра, мужа, племянника. |
Человек и его родина Н.С.Лесков. «Левша». Англичане предлагают герою остаться в Англии, жить в достатке и семейном благополучии. Левша едет в Россию, так как должен передать мысль, что ружья нельзя чистить кирпичом. Приезжает домой, попадает в тюрьму и умирает. Л.Н.Толстой. «Война и мир». В России Наполеону противостоял весь народ. Люди разных сословий, разных наций, разных национальностей сплотились в борьбе против общего врага, не хотели оказаться под властью французов, а с такой силой никто не может сладить. В.Быков. «Сотников». Сотников отказывается предать свой народ, перейти на сторону фашистов. Он любит Родину. |
Верность своему призванию. Самореализация. А.П.Чехов. «Попрыгунья», «Враги». Врачи оказались верны своему признанию, несмотря ни на что. «Ионыч» — доктор изменил своему призванию, для него самое главное оказались деньги, удобство. А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Не нашел своего призвания, не научился терпеливо трудиться, добиваясь своей цели, жить ради другого человека. То же самое и Печорин из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Л.Н.Толстой. «Война и мир». Болконский, Безухов, Ростова смогли реализовать себя. Светские, семья Курагиных – не смогли, утратили способность к духовному саморазвитию. Н.В.Гоголь. «Мертвые души». Плюшкин, который стал «прорехой на теле человечества», потерял не только внешний вид, но и душу. А.П.Чехов. трилогия о «футлярности». Беликов, Алехин, Чимша-Гималайский не смогли реализовать свои мечты из-за боязни перед жизнью. М.Е.Щедрин. «Премудрый пескарь». Спрятался от жизни, ничего не сделал в жизни. «Жил – дрожал, умирал – дрожал». А.И.Гончаров. «Обломов». Образ человека, который только хотел. Хотел изменить свою жизнь, хотел перестроить жизнь поместья, хотел вырастить детей. Но у него не нашлось сил, он не смог воплотить себя. М. Горький. «На дне». Жизнь бывших людей, которые утратили силы для борьбы. Они надеются на что-то хорошее, понимают, что жить надо лучше, но ничего не делают ради того, чтобы изменить свою участь. |
Ложные ценности И.А.Бунин. «Господин из Сан-Франциско».человек, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда он умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо него: он умер, так и поняв, что такое жизнь. М.Горький. «На дне». Костылев, для которого главные ценности в жизни – деньги. |
Роль искусства в духовной жизни человека. Л.Н.Толстой. «Война и мир». Наташа Ростова. Своим пением вселяет уверенность в Николая в том, что всё образуется. И тем самым спасает его от самоубийства. И.С.Тургенев. «Певцы». Пение Яши облагораживает всех, успокаивает. А.И.Куприн. «Гранатовый браслет». Аппассионата, которую слушает Вера после смерти Желткова, освобождает ее душу от вины. А.Т.Твардовский. «Василий Теркин». В главе «Гармонь» Теркин играет на привале. Всем становится легче и веселее. А.П.Чехов. «Дом с мезонином». Мисюсь влюбляется в художника частично из-за влияния на нее его картин. М.А.Булгаков. «Белая гвардия». Музыка, пение в доме Турбиных делает атмосферу дома доброй, любящей, смягчает сердца, примеряет спорящих. |
НТП и нравственность человека М.Булгаков. «Собачье сердце». Доктор Преображенский превращает пса в человека. Ученым движет сила познания, стремление изменить природу. Но порой прогресс оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с «собачьим сердцем» — это ещё не человек, потому что в нем нет любви, чести, души, благородства. Е. Замятин. «Мы». Единое Государство, построенное нумерами, считается счастливым. Люди имеют все материальные блага, но взамен лишены души, мечтаний, любви, индивидуальности. Это приводит к попытке бунта, который оказывается подавленным. Люди стали роботами. |
Память человека, историческая память, отношение к культурному наследию А.П.Чехов. «Вишневый сад». Лакей Яша не помнит своей матери и мечтает поскорее уехать в Париж. Он – живое воплощение бе6спамятства. Раневская – воплощение исторической памяти. Для нее сад – память об истории рода, о ее жизни. Поэтому она не может с ним расстаться. Фирс, которого все забыли в заколоченном доме, — воплощение отношения людей к прошлому. Ч.Айтматов. «Буранный полустанок». Легенда о манкуртах. Манкурты – это люди, насильственно лишенные памяти. Один из них убивает свою мать, которая пыталась вырвать из плена беспамятства своего сына. И.С.Тургенев. «Отцы и дети». Базаров, который пренебрежительно относится к старичкам, отрицает их нравственные устои, умирает от пустяковой царапины. И этот драматичный финал показывает безжизненность тех, кто оторвался от почвы, от традиций своего народа. Творчество футуристов. Они предлагали «сбросить Пушкина с корабля истории». Но в пустоте творить невозможно. Не случайно в творчестве зрелого Маяковского ощущается живая связь с традициями русской классической поэзии. |
Честь-бесчестие. Верность – предательство Л.Н.Толстой. «Война и мир». Русские солдаты на Бородинском сражении. Княжна Марья, не захотевшая остаться в Лысых Горах с французами. Купец Ферапонтов, сжигающий в Смоленске свои лавки, чтобы они не достались французам. Болконский, Безухов, идущие на войну. Пьер, оставшийся в Москве с целью убить Наполеона. Спасает девочку из огня, заступается за женщину. Болконский – слова Кутузова о нем: «Твоя дорога – дорога чести». Книги о ВОВ. М.А.Булгаков «Белая гвардия». До последнего исполняют свой долг офицеры. |
Бесчеловечное отношение к человеку в тоталитарном государстве А.И.Солженицын. «Один день Ивана Денисовича». А.А.Ахматова «Реквием». А.Т.Твардовский. «По праву памяти» и др. |
Влияние природы на человека Л.Н.Толстой. «Война и мир». Сцена охоты с Наташей Ростовой. Небо Аустерлица для Болконского. Дуб для Болконского. Ночь в Отрадном и ее влияние на Андрея. И.С.Тургенев. «Отцы и дети». Роль пейзажа. Стихотворения Есенина. Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание». Отрицательное влияние на нервы Раскольникова «желтого» Петербурга. |
Проблема ответственности человека за свои дела М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита». Образ Иешуа, несущего в себе идею подлинной гуманности, доброты и всепрощения. Образ прокуратора Иудеи Понтия Пилата символизирует то, как человек может быть наказан за трусость. Он отправляет невинного человека на смерть, за что и страдает и на земле, и в вечной жизни. Фрида, Маргарита, другие персонажи романа. Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание». Раскольников. М.Булгаков. «Собачье сердце». |
Проблема любви, ревности, дружбы, предательства А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». (Онегин – Татьяна, Ленский – Ольга; Онегин – Ленский) М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». (Печорин – Грушницкий, Печорин – Вернер; Печорин – Бела, княжна Мери, Вера) И.С.Тургенев «Отцы и дети». (Базаров – Аркадий, Базаров _ Одинцова, Аркадий 0 Катя, Павел Петрович – княгиня Р, Николай Петрович – Фенечка). А.И.Гончаров. «Обломов». (Обломов – Ильинская, Обломов – Штольц) М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия». Л.Н.Толстой. «Война и мир». (Наташа – Пьер, Болконский) Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание». (Раскольников – Соня, Раскольников – Разумихин) А.Н.Островский. «Гроза». (Катерина – Борис) Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда» |
Хорошая грамотная речь Д.И.Фонвизин. «Недоросль» (неграмотная речь Простаковой) Л.Н.Толстой. «Война и мир». Грамотная речь Болконского, Пьера, народная речь солдат |
nsportal.ru
Взаимоотношения между людьми. Сочинение ЕГЭ
Взаимоотношения между людьми … Что лежит в их основе? Как кажется, склад души человека и его целевая направленность. Именно об этом пишет Е.Сикирич.
В тексте речь идёт о построении взаимоотношений между людьми. Автор утверждает, что человеческие отношения очень хрупкие и во многих случаях связаны с какой-то выгодой, причём в любой сфере (богатство, здоровье, карьера и пр.). К сожалению, это всё может исчезнуть в один миг и отношения рухнут.
Е. Сикирич обращает наше внимание на то, что объединяет людей — это тягости в жизни. Более того, как подчеркивается в тексте, в разрешении трудностей участие должны принимать все стороны. И это правильно, поскольку порождаются крепкие и новые чувства, подталкивающие к более тесному общению.
Как видим, автор подчёркивает необходимость научиться человеку делать первый шаг, причём не теряя достоинства. Ведь чувство собственного достоинства на самом деле будет цементирующей основой и не будет места чувству ущербности у ка- кой-либо из сторон.
Точка зрения Е. Сикирич по данной проблеме заключается в том, что успех хороших взаимоотношений заключается в гармонии действий и общности взглядов. И это, действительно, так, поскольку жизнь доказывает: в трудных ситуациях одинаковое участие в общем деле обеспечивает успех. К примеру, в повести А. Приставки- на «Ночевала тучка золотая» мальчики-сироты выжили только потому, что поочередно помогали друг другу: сначала Алхузур кормил и поил Кольку, а потом Колька в свою очередь «не остался в долгу» — уговорил русского солдата не трогать чеченского мальчика, потому что он стал ему названым братом после смерти Сашки. Более того, у этих сирот одинаковый взгляд на существующее безобразие, они против войны и национальных распрей.
Как правильно заметила Е. А. Сикирич, только совместно пережитые трудности делают отношения крепкими и долгими. Об этом свидетельствует история взаимоотношений между Раскольнико- вым и Сонечкой Мармеладовой. Они оба преступили нормы общежития, и оба тяжело переживают случившееся. Грех девушки — это преступление во имя спасения голодных, а преступление юноши — лишение жизней во имя теории и проверки себя. Это разные люди, но между ними зародилось доверие именно в период психологических трудностей обоих. В результате блудница подталкивает убийцу к покаянию и следует за ним на каторгу, где Раскольников воскресает к новой жизни только благодаря поддержке человека, бескорыстие и доброе начало которого не имеет границ.
Таким образом, условием крепких взаимоотношений должно быть взаимопонимание, сопровождаемое уважением, поддержкой и благородством обоюдных действий. И не случайно Е. Сикирич показала нам основные принципы в построении добрых отношений.
- < Назад
- Вперёд >
referat5top.ru