Примеры выдающихся личностей по обществознанию: 12 выдающихся личностей, которые доказали, что мы можем успеть абсолютно все

Содержание

12 выдающихся личностей, которые доказали, что мы можем успеть абсолютно все

Время — штука вредная и неуловимая. Вечно сочится сквозь пальцы и утекает непонятно куда. Что делать, если всю жизнь хотел писать симфонии получше моцартовских, а у тебя на руках двое детей, жена, мама и еще плюс ко всему горящий проект?

Мы в AdMe.ru тоже крайне озабочены данной проблемой: хотим и себя в жизни реализовать, и косточкой не подавиться. Не опускать руки и вершить великие дела нам помогают примеры знаменитых людей, которым уж точно хватало 24 часа в сутках.

Леонардо да Винчи

Возглавит наш список знаменитый «универсальный человек». Напомним, что Леонардо — выдающийся художник эпохи Возрождения (все помнят Джоконду?), изобретатель (все его изобретения легли в основу построения современных подводных кораблей), ученый, а также писатель и музыкант. А еще он первым объяснил, почему небо синее: «Синева неба происходит благодаря толще освещенных частиц воздуха, которая расположена между Землей и находящейся наверху чернотой». Успевал он все это благодаря собственно выработанной системе сна: спал он в сумме по 2 часа (отбой на 15 минут несколько раз в сутки), а во все остальное свободное время менял мир и себя к лучшему.

Антон Чехов

Гениальный брат своего брата (псевдоним был такой у него). Знаменитый мастер короткого рассказа, юморист и сатирик, величайший драматург и по совместительству врач. Сам он признавался: «Медицина — моя законная жена, а литература — любовница. Когда надоедает одна, ночую у другой». Постоянно разрываясь на распутье двух своих талантов, Чехов занимался врачебными делами до конца своей жизни. Даже собакам своим он дал имена по названию лекарственных препаратов: Бром и Хина. Но и «любовницу» уважал: за всю жизнь Чеховым создано более 300 произведений, среди которых и коротенькие рассказы, и внушительного размера драмы. А еще великий юморист любил марки коллекционировать. Вот человек был!

Владимир Набоков

Писатель и  ученый-энтомолог, причем энтомолог-самоучка. В честь Владимира Владимировича названо более 20 родов бабочек, один из которых (вот милота!) зовется Nabokovia. Также Набоков отлично играл в шахматы. Им было составлено несколько сложных шахматных задач. Его любовь к этому интеллектуальному виду спорта была отражена в романе «Защита Лужина». Напомним, что Набоков в совершенстве владел английским языком. «Лолиту» в Америке любят так же, как и у нас.

Иоганн Вольфганг фон Гете

Гете слыл не только великим писателем и поэтом, но еще и ученым: он сделал некоторые открытия в области теории света. К тому же он активно коллекционировал минералы — его коллекция насчитывает 18 000 экземпляров (понятно, откуда у Фауста такая тяга к алхимии). Автор знаменитой драмы был таким везучим или молодцом, что спал всего по 5 часов в сутки, а сил хватало на многие-многие свершения. Возможно, это оттого, что Гете придерживался строгих правил и был сторонником ведения здорового образа жизни: он совсем не употреблял спиртного и не терпел запаха табачного дыма. Потому он и прожил 82 года и успел столько всего создать.

Хью Джекман

Не только знаменитый актер, но и бродвейский артист, да еще какой! В течение одного сезона ему удалось получить все основные театральные премии. Всем известна и третья область деятельности Джекмана, в которой он достиг успеха, — семейная жизнь. Брак Хью и Деборры-Ли Фёрнесс длится вот уже 20 лет, и вместе они воспитывают двух детей. Да что уж там! Нашему Хью вообще все по силам: он умеет играть на пианино, гитаре, скрипке, а еще… вибрировать зрачками и даже жонглировать. Наверное, даже Росомахе такое не по силам.

Сальвадор Дали

Все говорят, что он сумасшедший, а вот о том, что был универсальным, молчат. Дали славится не только как живописец и скульптор, но и как режиссер ужаснейшего «Андалузского пса».  Также Дали написал несколько «трудов»:  «Тайную жизнь Сальвадора Дали, рассказанную им самим» и «Дневник одного гения». Ради своих психоделических шедевров скромный гений зачастую «извращался» по части сна. Поясним: Дали нанимал себе специального слугу, который, видя, что хозяин в полном изнеможении начинает засыпать, будил его, прождав несколько секунд. Взъерошенный Дали тут же хватался за бумагу и пытался набросать то, что видел в первые секунды поверхностной фазы сна.

Михаил Ломоносов

Русский ученый-естествоиспытатель, химик и физик, поэт, художник… все тут вряд ли перечислишь. Ломоносов не просто активный деятель — он почитается как реформатор. Именно он провел реформу стихосложения. Поэтому заучиванием ямбов и хореев, мы, как ни странно, обязаны выдающемуся химику. Кстати, быть умным не значит представлять собой объект издевательств. Во время учебы в Марбурге, например, Ломоносов в совершенстве овладел умением обращаться со шпагой. Местные задиры обходили стороной этого чересчур способного и умелого московита. Вот уж точно талантливый человек талантлив во всем!

Исаак Ньютон

Все должны знать, что он известен не только благодаря яблоку, упавшему на голову. Ньютон писал книги по теологии, где говорил об отрицании Святой Троицы, а также являлся председателем Королевского общества искусств. Не многим известно, что Ньютон также изобрел две ошеломительно гениальные вещи: средство для переноски кошек и дверцу для них же (куда же теперь мы без них?). В этом виновна его любовь к мохнатым и усатым друзьям. Ньютон предпочитал активную деятельность сну — на ночной отдых он отводил всего 4 часа в сутки.

Бенджамин Франклин

Все мы знаем его как дяденьку с доллара и политика, однако Франклин все равно что наш Ломоносов. Он был журналистом и изобретателем. Он изобрел, например, печь («пенсильванский камин»), а еще предсказывал погоду. Первый разработал детальную карту Гольфстрима. Основал Филадельфийскую академию, а также первую в Штатах публичную библиотеку. Также Франклин обладал музыкальным талантом. Все успевать дяде Бену помогало четкое следование режиму дня, в котором сну отводилось лишь 4 часа в сутки. 

Александр Бородин

Человек, чей портрет висит и в классе музыки, и в классе химии. А вы знаете, что автор знаменитой оперы «Князь Игорь» был еще и химиком, и медиком? Называл он себя в шутку «воскресным музыкантом»: приходилось жертвовать выходными ради того, чтобы создать что-нибудь эдакое для мира музыки. Воспоминание о трудовых буднях Бородина оставила его жена: «Мог сидеть по десять часов подряд, мог совсем не спать, не обедать». Еще бы! Ведь, как известно, одним из девизов Бородина была такая супермотивирующая фраза: «Всем тем, чего мы не имеем, мы обязаны только себе». Также Александр Порфирьевич был активным общественным деятелем — он являлся одним из инициаторов открытия Женских врачебных курсов.

Фли (Майкл Питер Бэлзари)

Неутомимый и дерзкий бас-гитарист группы Red Hot Chilli Peppers. Его прославил уникальный стиль игры на бас-гитаре, который окрестили как slapping and popping — шлепки и щипки. Удивительно, что Фли пошел обучаться музыке только в 2008 году (после 25 лет игры в составе группы) — он признался, что всегда играл на слух, а теории музыки не знал. Тем не менее Фли признан одним из лучших бас-гитаристов всех времен. Как говорится, четверть века играй и век учись. А если вы думаете, что рок-музыканты только и делают, что целыми днями бунтуют, то Фли вам в опровержение: его фильмография насчитывает 25 картин, среди которых и мультфильмы. Кстати, он и есть тот чокнутый босс в фильме «Назад в будущее — 2».

Михаил Булгаков

В юные годы Булгаков работал земским врачом, и ему приходилось быть универсалом: и терапевтом, и гинекологом, и хирургом, и стоматологом. «Записки юного врача» своим появлением на свет обязаны именно тому периоду жизни молодого Булгакова. Совмещать врачевание и творчество было трудно, потому приходилось «отпахивать» смену, целый день лечить деревенский непритязательный народ, а потом еще и выкраивать время на писательство… Чем только не пожертвуешь ради искусства. Как-то в письме к маме он написал: «По ночам пишу «Записки земского врача». Может выйти солидная вещь». Также Булгаков — образчик правильного отношения к критике. Он коллекционировал критические статьи о своих работах, среди которых 298 отрицательных и 3 положительных отзыва критиков.

Ну как, все еще думаете, что вам не хватает времени?

обществознание 7 класс | План-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему:

Тема: «Выдающаяся личность»

Цели и задачи:

Понимать:

•   значение  появления и деятельности выдающихся личностей;

•   противоречивость влияния социальной среды на процесс формирования выдающихся личностей;

Знать:

• термины и понятия: «выдающаяся личность», «гениальность».

•  причины  появления выдающихся личностей,

•  современные трактовки  психологической  науки о выдающихся и гениальных личностях.

Уметь:

•  давать  характеристику  выдающейся личности;

•   выявлять черты личности,  необходимые для того, чтобы развить свои способности и стать выдающимся человеком.;

•  высказывать суждения  на обществоведческие темы;

•  работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично.

• осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания.

Отношения, ценности, внутренние установки:

•  Дать оценку и выразить свое отношение к роли и влиянию выдающихся личностей на формирование подростка;

•   Объяснять поведение людей с точки зрения  обществознания и психологии.

План урока:

  • Выдающиеся личности глазами философов и ученых.
  • Что значит быть выдающейся личностью.
  • Одаренные дети

Ход урока

  • Во все времена появлялись неординарные личности.
  • Задание:  Вспомните о них и приведите примеры выдающихся личностей.

1.Выдающиеся личности глазами философов и ученых

  • Задание: Используя материал учебника и дополнительный материал, охарактеризуйте и проанализируйте мнения знаменитых ученых о выдающейся личности.
  •  Чья точка зрения вам показалась наиболее точной?
  • Почему? Ответ аргументируйте.

2. Что значит быть выдающейся личностью

  • Задание:  Некоторые ученые уверены, что, для того чтобы быть выдающимся человеком, надо обязательно быть гениальным.
  • Согласны ли вы с подобным утверждением? Свое мнение аргументируйте.

Выдающаяся личность

Гениальная личность

Выдающаяся личность

делает себя таковой сама

Гениальность –

врожденная черта

Главные средства –

упорный труд и воля

Результат  воспитания и

работы над собой,

преодоление трудностей и

накопления жизненного опыта

В основе лежит

природная одаренность

Чтобы талант не пропал,

необходимы:

сила воли, трудолюбие,

Мотивация ибсорвист

  • Задание: Обсудите в группах, какими чертами должна обладать  выдающаяся личность?

Черты выдающейся личности:

  • Переносит трудности и невзгоды
  • Выбирается из самых кризисных ситуаций
  • Не теряет оптимизма
  • Уверен в себе
  • Уравновешен
  • Честен
  • Способен поставить перед собой цели
  • Определить пути достижения этих целей
  • Умеет видеть главное, опуская мелкие несущественные дела
  • Быстро и четко ориентируются в обстановке

Задание: Прокомментируйте приведенные факты:

Хорошо известно, что И. Ньютон самыми главными в своем творчестве считал не те открытия, которые он сделал в физике и математике, а написанные им трактаты на богословские и философские темы. Выдающийся композитор А.К. Глазунов считал себя талантливым дирижером, хотя таковой талант, по свидетельствам современников, у него начисто отсутствовал. Кардинал Ришелье был убежден, что главные свершения, которые прославят его имя в истории, — это его драматургические произведения, пьесы, а вовсе не деятельность во главе внешней и внутренней политики Франции времен короля Людовика XIII. Интересно, что в настоящее время лишь несколько специалистов знает, о чем Ришелье писал свои пьесы. Несколько более широк круг высокообразованных людей и специалистов, хорошо знающих историю Франции, которые смогут вспомнить о том, какие политические решения Ришелье принимал и проводил в жизнь. Всемирную же известность Ришелье имеет в качестве персонажа приключенческих романов А. Дюма.

  • Вопросы к классу:
  • — О чем свидетельствуют эти факты?
  • — Согласны ли вы с сделанными выводами?

3. Одаренные дети

  • Задание:  Кого вы можете назвать одаренным ребенком?

Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

    Признаки одаренности — это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.
   Одаренность  можно рассматривать как стечение трех характеристик:

интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень,

креативности и настойчивости.

Виды одарённости.  Существуют различные виды классификации одарённости, например,

  •  — скрытая и ярко выраженная, 
  •  — общая и специальная.

Общая проявляется  по отношению к различным  видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности.

  • Задание:  Предположите, какие факторы  способствуют  появлению и развитию одаренных детей?

Факторы,  способствующие появлению и развитию способных детей

Семейное воспитание                                  Влияние общества

Природные задатки                                     Школьное образование

  • Какой из перечисленных факторов вам представляется  наиболее важным, почему?
  • Задание:  Работая с текстом учебника,  познакомьтесь и проанализируйте теорию амплификации психолога А.В.Запорожца.

Творческое задание:

  • А как понять, что мы имеем дело с одаренным ребенком?
  • Задание:  «нарисуйте портрет» одаренного ребенка в виде схемы.

  • Как вы считаете, чрезмерно высокое развитие способностей у подростков всегда желательно?
  • К чему это может привести?

Проверим наши версии…

  • иногда родители просто хотят похвастаться своим одаренным ребенком
  • это приводит к чрезмерным нагрузкам
  • возможен риск однобокого развития
  • психологические срывы
  • ребенок не умеет общаться с другими детьми, становится «белой вороной» и т.д.

Подведение итогов занятия

  • Что значит быть выдающимся человеком?
  • — Как вы думаете, легко ли жить выдающимся людям
  • — Подумайте, какие черты личности необходимы для того, чтобы развить свои способности и стать выдающимся человеком?

Домашнее задание:

  • выучить § 8 и выполнить разноуровневые задания:
  • ♦  1 вариант: Кого и почему вы считаете выдающейся личностью? Ответ аргументируйте.
  • ♦  2 вариант: Презентация на тему: «Выдающиеся личности – кто они?».
  • ♦  3 вариант: Представьте, что вы присутствуете на заседании дискуссионного клуба, где обсуждается следующая тема: «Одаренный ребенок — трудный ребенок?».

Десятка людей, изменивших ход истории и сознание человечества на протяжении последнего тысячелетия

В число самых значительных людей последнего тысячелетия мы включили и религиозных, и политических деятелей, оставивших глубокий след в мировой истории. Политические деятели включены в этот список потому, что они сыграли важную роль в религиозной жизни как отдельных стран, так и всей цивилизации. Вообще очень трудно разделить великих людей последнего тысячелетия на светских и религиозных деятелей. Каждый из них, даже сам того не желая, оказал огромное влияние как на развитие массового, так и религиозного сознания.

1. Чингисхан (1155-1227 гг.)

Повелитель монголов создал величайшую в истории империю, подчинившую в XIII веке огромные пространства Евразии от Японского моря до Черного. Им и его потомками сметены с лица земли великие и древние государства: государство Хорезмшахов, Китайская империя, Багдадский халифат, покорена большая часть русских княжеств. Громадные территории были поставлены под управление степного закона, носившего название «Яса».

Но в отличие от других завоевателей на протяжении сотен лет до монголов, господствовавших над Евразией, только Чингисхан сумел организовать стабильную государственную систему и сделать так, что Азия выступила перед Европой не просто неизведанным степным и горным пространством, но консолидированной цивилизацией. Именно в ее границах потом началось тюркское возрождение исламского мира, своим вторым натиском (после арабов) чуть было не добившего Европу.

В государстве монголов был установлен принцип веротерпимости. Путешественники описывали, что перед шатром великого хана стояли церковь, мечеть, буддийская пагода и приплясывали шаманы.

Но самое главное, что Чингисхан явился своего рода апокалиптическим напоминанием европейскому христианскому и азиатскому исламскому мирам. Вслед за десятилетиями междоусобиц, в которых единоверцы истребляли друг друга ради куска земли или россыпи золотых монет, приходит «бич Божий» и отбирает у всех подряд и землю, и золото, и саму жизнь.

Монголы и вообще народы Азии почитают Чингисхана как величайшего героя и реформатора, почти как воплощение божества. В европейской (в том числе и русской) памяти он остался чем-то вроде предгрозового багрового облака, которое появляется перед страшной, все очищающей бурей.

2. Мартин Лютер (1483-1546 гг.)

Эрфуртский студент, получивший степень магистра «свободных искусств», к 1510 году испытывает столь сильный приступ «страха Божьего», что решает посвятить себя делу Католической Церкви и постригается в августинский орден. Там он предается аскезе и постигает глубины догматического богословия.

Если бы Рим знал, какому именно «смиренному рабу» он дарует священнический сан и титул доктора богословия! Мучительные поиски истины и напряженное изучение Священного Писания привели Лютера к выводу, что сверкающее здание Римской Церкви, столетиями выстраивавшееся почти над всем христианским миром, есть не более чем украшенная гробница.

95 тезисов, опубликованных в 1517 году в знак протеста против торговли индульгенциями, и Аугсбургское исповедание веры наносят почти смертельный удар католицизму. Их итогом является появление «свободного» европейского христианства (протестантизма), основополагающими стопами догматики которого становятся признание абсолютного авторитета Священного Писания, «личной веры» как краеугольного камня человеческого спасения, доктрина «всеобщего священства» (отсутствия какой-то особой благодатной традиции, в рамках которой только и может существовать священство, независимое от морального облика носителей сана).

Лютер показал своим примером, что может сделать один человек, если он наделен волей, верой и работоспособностью. Лютер сумел бы сделать еще больше, если бы во время крестьянской войны под руководством Томаса Мюнцера не призвал к расправе над восставшими. Это движение проходило под очевидными религиозными протестантскими лозунгами, говорившими о том, что восставшие понимали христианство как религию социального равенства, противостоящую несправедливости и угнетению. Встав на сторону князей и аристократов, Лютер поставил весь профетический жар Реформации всего лишь на службу североевропейским противникам Священной Римской империи. Это и обеспечило конечное примирение протестантизма с католицизмом.

3. Папа Григорий VII (около 1021-1085 гг.)

В миру именовавшийся Гильденбранд из Тосканы, Папа Григорий VII обучался в Риме, а монашество он принял в известнейшем монастыре Клюни. Клюнийцы проповедовали, с одной стороны, отречение духовенства от светского образа жизни, а с другой — освобождение Церкви от влияния светской власти.

Гильденбранд стал яростным поборником и того и другого. Его борьба за установление власти Церкви над светским миром императоров, королей и баронов началась еще в пору, когда он стал кардиналом и ближайшим советником Папы Льва IX (1049-1054). Сначала он добился того, что Папы стали назначаться без согласия императорской власти решением коллегии кардиналов (епископами римской области, священниками главных римских церквей и несколькими диаконами, состоящими при Папе и его кафедральном храме). Гильденбранд преодолел сопротивление светской аристократии, но не решился сам занять после смерти Льва IX престол, посадив на него Александра II (1061-1073). После него он сам и стал наконец Папой, управляя Церковью до 1085 года.

Папство Григория VII есть история побед и поражений. Высшая точка этого понтификата — зима 1077 года, когда отлученный от Церкви Папой император Генрих IV должен был прийти в Каноссу и там босым на коленях три дня униженно просить о прощении. Низшая — 1084 год, когда император отомстил, избрав на папский престол Климента III, прозванного потом «антипапой». Григорий VII дошел до того, что отдал Рим на разграбление кровожадным норманам и сарацинам (мусульманам) Роберта Гвискара, осевшим на Сицилии.

Потом, ужаснувшись содеянному, он удалился в Салерно, где и умер в 1085 году, сказав перед смертью: «Всю жизнь я любил правду и ненавидел беззаконие, за что и умираю в изгнании».

Великий Папа Григорий VII хотел основать всемирную теократическую монархию под властью Рима. Всякая власть считалась им ниже папской. «Святой отец» имеет право раздавать и короны, и омофоры. Весь мир должен лежать у его ног.

Недаром именно в эпоху активной деятельности Гильденбранда случился раскол Церкви на Православную и Римскую. Принципы церковного устройства, сформулированные Григорием VII, легли в основу того явления, которое назвали римским католицизмом, и именно они на протяжении столетий определяли (а во многом определяют и сегодня) его лицо.

4. Владимир Ульянов-Ленин (1870-1924 гг.)

Симбирский гимназист, основавший со временем победоносную партию большевиков, конечно же, не был религиозным деятелем в том смысле, в каком это принято понимать. Но заряд поступательной (или разрушительной?) энергии, который он вдохнул в человечество революцией 1917 года, не иссяк до сих пор и носил, несомненно, характер религиозный. Коммунистическая вера в светлое будущее, ради которого надо умереть или жить в муках сегодня, заменила собой для миллионов людей и христианство, и ислам, и многие другие религии.

Имя Ленина со священным трепетом произносили на протяжении десятилетий в разных концах Земли. Произносят и сегодня. Что же такое для этих безвестных черных, желтых, красных, белых приверженцев коммунизма Владимир Ленин? Какую такую страшную неправду усмотрел он в организации мира, какими словами сумел назвать ее так, чтобы его услышали и поняли на всех континентах?

Сказал ли он то, что «Бога нет, а значит, все позволено»? Что «социализм прав» абсолютно? Или в высмеянной и, казалось бы, пародийной формуле о коммунизме, который есть «советская власть плюс электрификация всей страны», как в буддийской мантре, заложена страшная магическая сила?

Не является ли образ «великого и мудрого» Ленина, созданный сталинскими лжецами и палачами, религиозным мифом?

Загадка вождя русской революции еще не разгадана. Еще не написана книга, которая раскрыла бы его тайну. Страстная ненависть к нему, равно как и фанатичная любовь, не остывшие до сих пор в человечестве, все еще не дают возможность взглянуть на него объективно, с холодной беспристрастностью.

Очевидно одно. Ленин — фигура настолько мистическая в своем тотально реализовывавшемся нигилизме, что вне изучения его личности понимание религиозной истории человечества просто невозможно.

5. Жанна д’Арк (1412-1431 гг.)

Орлеанская дева явилась как бы из сердца Франции, чтобы спасти слабого, трусливого и вероломного дофина, возвести его на престол своей страны, одержать несколько побед, обратить англичан в бегство. Смысл подвига хрупкой крестьянской девушки скрыт от людей Нового времени. Она слышала потусторонние голоса (некоторые считали их ангельскими, другие — наоборот), была сиротой, видела жестокость и убийства. Короткая жизнь Жанны была подчинена одной идее, которая совершенно не безусловна ни с точки зрения современников, ни тем более врагов, отправивших ее на костер как вредную и опасную ведьму. Дофину, когда он стал королем, она больше не нужна была живой, а мертвых проще приспособить служить людям, а также их своекорыстию и их деньгам.

Жанна останавливала армии, поворачивала войска, брала крепости. Ее голоса были с нею, пока не пролилась кровь. Она посвятила свою жизнь королю, а когда он предал ее, она не могла больше жить.

Вольтер посмеялся над Жанной. Назвать Деву шлюхой было в стиле острот века. Однако век расправился и над девами, и над королями, и над шлюхами, и над остряками. Век расправился даже над ее ближайшим сподвижником — Жюлем де Рэ, которого дети знают как Синюю Бороду, мрачного душегуба и развратника. А он был ее верным рыцарем и сподвижником. Он видел, как ее схватили, но не мог спасти, и жизнь его уже больше не имела смысла, равно как не имела смысла память, которая осталась о нем в веках.

6. Оливер Кромвель (1599-1658 гг.)

Кромвель происходил из весьма успешной пуританской семьи. Один из его предков, деятель реформации Томас Кромвель, был казнен на пике своей карьеры. Прагматик по убеждениям, он сделал состояние, удачно женившись, был избран в парламент и стал одним из лидеров оппозиции. В 1643 году, когда конфликт между парламентом и королем перешел в решающую фазу, Кромвель бросил заседания и начал формирование боевых отрядов. Ради дела он не щадил сил и тем более родственников, например, конфисковал имущество дяди, чтобы вооружить войско. Кромвель контролировал все финансовые и кадровые вопросы, охотно принимал в войско бедняков, награждал офицерскими званиями за храбрость, а не за происхождение.

В армии была железная дисциплина, его солдаты пели религиозные гимны перед боем и теснили королевские войска столь успешно, что противник не мог поверить, что во главе стоит не кадровый военный, а помещик средней руки.

Кромвель лично настоял на казни короля. И это был переломный момент не только его биографии, но и всей истории Европы. Впервые человек, именовавшийся «помазанником Божиим» и принцип власти которого пытались объяснить «божественными законами», был признан виновным в преступлении против народа, в разжигании гражданской войны. Кровь его потрясла мир и престолы.

Кромвель был жестким религиозным фанатиком. Он запретил роскошь, закрыл театры и отменил публичные увеселения. Место его в истории было бы менее заметным, если бы не несчастный король Карл, на счастье Кромвеля и в самом деле оказавшийся тираном и клятвопреступником.

Личность лорда Оливера не может не вызывать отвращения у всех приверженцев романтической концепции мировой истории. Его практичность и способность в трудную минуту ставить на службу земным интересам искренний фанатизм своих последователей не может не привлекать к нему любопытства тех, кто стремился и стремится управлять миром с помощью религиозных лозунгов и денег.

7. Наполеон Бонапарт (1769-1821 гг.)

Он родился в корсиканском городке Аяччо, оказался вознесенным на вершины славы с помощью Французской революции, стал императором и женился на дочери императора, был побежден и умер на маленьком островке в Южной Атлантике.

Последними его словами были: «Франция┘ Армия┘ Авангард┘». Что же позволяет нам занести Наполеона в число людей, коренным образом повлиявших на религиозную историю мира?

Конечно, нам недостаточно того, что еще при его жизни в нем подозревали апокалиптического зверя и искали в буквах его имени скрытое число 666. Нам недостаточно и того, что он был первым, кто дерзнул, притащив для этого Папу, возложить на себя императорскую корону, не считаясь при этом с мнением всех остальных королей и императоров («Пусть не думают, что я собираюсь выпрашивать трон для кого-нибудь из своих: у меня хватит тронов, чтобы раздавать их моей семье», — писал он Мюрату). Нам недостаточно даже того, что именно его «Гражданский кодекс» определил и до сих пор определяет основы европейской юриспруденции, дав совершенно новое понимание такому термину, как «права человека».

Наполеон полностью изменил представление о той роли, которую личность может сыграть в истории. Он умел заставить любить себя почти религиозной любовью. В битвах его гренадеры шли на смерть только для того, чтобы крикнуть в свой последний миг: «Да здравствует император!» Он платил им сторицею и, когда в 1815 году с кучкой приверженцев высадился на юге Франции, то пошел на встречу высланным против него войскам с распахнутой грудью: «Солдаты, вы меня узнаете? Кто из вас хочет стрелять в своего императора? Стреляйте!» Солдаты бросились к нему.

Наполеон всегда будет оставаться символом человеческих возможностей, воли и, может быть, молодости, которая готова погубить себя ради такого призрачного понятия, как «слава».

8. Князь Владимир Святой (946-1015 гг.)

Славянское море, не выплеснувшееся в пределы Римской Европы, оформилось таинственной волей киевского князя, решившего принять крещение после весьма бурной и далеко не праведной жизни. Владимир, оставшийся до гроба язычником по нраву, принял христианство в византийской версии за 50 лет до того, как раскол между Восточной и Западной Церквами стал окончательным.

Тайна выбора скрыта в истории. Ни одно из возможных объяснений не может быть исчерпывающим. Может быть, поэтому столь устойчива отсылка к летописному рассказу о «выборе вер». Безусловно, история мира была бы совершенно иной, если бы Киевский князь принял западное христианство, ислам или иудаизм.

В летописном сознании русские, став православными, взяли на себя миссию «работников последнего часа» — в апокалиптическом смысле предвестников конца истории, тружеников на ниве приближения Судного дня. В этом смысле воспринятая после крушения Византии идея о «Москве — Третьем и Последнем Риме» работала на скорейшее приближение Конца Света, а не на отсрочивание его, как это произошло в Новое время, когда Конец Света семантически оказался приравнен к вселенской катастрофе, которую необходимо отложить любой ценой.

Владимир крестился в Корсуни, добром склонил к принятию веры киевлян, мечом крестил новгородцев. Из всех этих земель в России остался только Новгород, а «колыбель городов русских» — сегодня столица суверенной бедствующей державы.

Во времена Владимира московские земли были населены мирными язычниками, напитавшими христианство неистребимыми пережитками. Та прозрачная вера Владимира Святого, которая привела его к убеждению, что надо накормить последнего нищего и отпустить невольников, не жизнеспособна в людском сообществе. Так сказали князю мудрые люди. С этим соглашаются мудрецы наших дней. Вот и получается, что от всего наследия Святого Владимира действенной оказалась лишь брошенная невзначай фраза: «Веселие Руси есть питие».

9. Император Петр I (1672-1725 гг.)

Русский царь, дерзнувший выйти из душных рамок национально-религиозной традиции. Христианин, не сомневавшийся ни разу в чистоте своей православной веры, переломивший хребет института Церкви во имя глобальной идеи, чуждой самому строю мышления современников. Титан, надорвавший здоровье в бесконечной череде разгула, пьянства, глумления над ближними и дальними. Отец, судивший и казнивший собственного слабого и сомневающегося сына. Создатель новой столицы, новой армии, нового облика страны, новой бюрократии. Государь, мысливший на века вперед, пристрастный к имперской символике Древнего Рима.

Первый русский, взбунтовавшийся против отечественной бесформенности, лени, тяжести, неповоротливости, косности. Русский пассионарий, приказывавший натягивать полотнища в опочивальнях, чтобы хотя бы по ночам возвращаться в привычный избяной интерьер своего детства.

Петр, исполинская фигура русской истории, разломал сакральный образ царя-батюшки, который так хитро и кропотливо складывал его отец Алексей Михайлович. Разломал, чтобы последние Романовы двадцать лет перед крушением империи по крохам этот образ восстанавливали в тишине сельца Федорово.

Петр неприемлем для тех, кто видит в России зерно великого смысла по охранению чистоты веры. Петр — враг всех носителей идеи русской исключительности, а для крайних националистов — враг Церкви Христовой, одно из воплощений Антихриста, впустивший мировое зло в русский рай. Живого его боялись за крутой нрав, за быструю расправу, за требовательность к инициативе. Петр обращался к соратникам, но вместо соратников видел лишь трусливых холопов. Он надеялся, что образование воспитает в них представление о достоинстве и побудит нацию к деятельному участию в жизни. Пассионарий — это апокалиптический зверь, сочли благочестивые охранители. И ряска вновь сомкнулась над болотом русской жизни.

10. Аятолла Рухолла Мусави Хомейни (1900-1989 гг.)

На вопрос о том, какова его политическая платформа, он как-то ответил, что это «шахада». Так называется исламское исповедание веры: «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед — Пророк Его». Вся жизнь Хомейни и то, что он сделал в самом конце ее, есть подтверждение этого принципа.

Почему Иран не пошел за шахом Резой Пехлеви, который завалил страну дешевыми иностранными товарами, добился существенных социальных гарантий для бедноты, пытался реформировать государственную систему и даже стоял на пороге того, чтобы объявить Иран ядерной державой? Наверное, потому, что принцип «золота» (свободного рынка) не оказался столь всепобеждающим в сердцах людей, как принцип Бога, сформулированный в Коране.

Хомейни почти что наш современник. Но, несмотря на это, мы вставляем его в десятку персон тысячелетия. Именно он сумел доказать, что потенциал религии в нашем, казалось бы, столь секулярном мире отнюдь не исчерпан. Что скрытая энергия, дремлющая в сердцах людей, может в один прекрасный день быть разбужена и под лозунгом «Молчание для мусульманина — измена Корану!» (как это было осенью 1978 года в Тегеране) перевернуть кажущийся незыблемым порядок вещей. И тогда даже всей американской, советской, натовской и израильской мощи не хватит для того, чтобы остановить распространение волны новой революции.

Жизнь Хомейни заканчивалась в атмосфере постепенного крушения всех его надежд. Сделав ставку на клерикальное руководство, он тем самым заложил бомбу замедленного действия под те идеалы, к принятию которых хотел подготовить человечество. Жреческая каста не могла пойти против своих интересов. После того как молодежь революции была уничтожена в войне против Ирака, остается только ждать того часа, когда Иран вновь вольется в строительство мира по американским стандартам «золотого тельца».

Комментарии для элемента не найдены.

Выдающаяся личность (проект по обществознанию 8кл) — СОШ №2 г. Льгов

Введение в проект

Ход урока

Учитель. Когда хотят охарактеризовать какого-то человека, то часто говорят о нем как о личности, об индивиде, индивидуальности.
Приложение №1 (презентация №1)

 

Индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа. Понятие человек, как правило, употребляют, желая показать принадлежность  какого-либо лица к человеческому роду (Homosapiens), а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами.
Человек – это продукт долгого эволюционного развития природы. Создает человека природа, а развивает общество.
О человеке иногда говорят и как об индивидуальности.

 

Индивидуальность – это многообразие и своеобразие проявлений человека, подчеркивающие неповторимость, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности.

Индивидуальность – это набор качеств (внешних, нравственных, социальных, культурных и т.д.), которые отличают одного индивида от другого. Это понятие дает возможность характеризовать отличия человека от других людей, подразумевая не только его внешний облик, но и всю совокупность социально значимых качеств.

Слово «личность» (лат. Persona) первоначально означало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем его стали применять к самому актеру и его роли («персонаж»). У древних римлян слово Personaупотреблялось не иначе как с указанием социальной функции, роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т.п.). превратившись в научный термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл и выражает теперь нечто противоположное тому содержанию, которое в него вкладывали в древности.

Личностью называют человека, который в результате своей сознательной деятельности приобрел социально значимые черты, свойства и качества, реализуемые им в общественной жизни, преодолел жизненные трудности и препятствия.

Когда говорят о личности, то прежде всего подразумевают ее социальную индивидуальность, неповторимость. Личность формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Если об индивидуальности мы можем сказать музыкальная, спортивная, актерская, художественная и т.д., то понятие личность обычно сопровождают такими эпитетами, как сильная, предприимчивая, ответственная, волевая, целеустремленная, инициативная и т.д.

Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.
Каждого человека можно описать по его темпераменту,  характеру, наличию способностей, интеллекту, проявлению чувств и эмоций. Эти элементы и составляют психологический проект личности.

Формирование творческих групп

Ход урока

Учитель. Характеризуя личность, мы будем описывать как ее темперамент, способности, чувства и эмоции, интеллект, так и характер, в основе которого лежат морально-волевые качества, проявляющиеся в поступках. Личность отличают целеустремленность, сила воли, трудолюбие. Эти социально значимые качества позволяют человеку не только добиться в жизни успехов, получить известность и признание, но и принести людям пользу, оставить своё имя в истории. Таких имен не мало.

Предлагаю вам принять участие в проекте «Выдающаяся личность», в ходе которого вы сможете:

1. ответить на вопросы:

  • Какого человека называют «выдающейся личностью»?
  • Какие качества формируют в человеке выдающуюся личность?

2.  соотнесите конкретные исторические примеры с критериями, по которым о человеке судят как о выдающейся личности;
3.  высказать мнение о том, что знакомство с жизнью и деятельностью замечательных людей служит хорошим примером для познания самого себя, формирования своей личности.

Вопросы для обсуждения в каждой группе:

  1. Кого называют личностью?
  2. Чем различаются понятия «личность» и «выдающаяся личность»?

«…Отправившись в «великое посольство», Петр І посетил корабельные верфи в Голландии. Под именем Петра Михайлова он устроился плотником. Каждый день он ходил на работу с топором в руках  и делал всё, что ему приказывали. Работал он так усердно и успешно, что скоро был удостоен звания мастера, и это звание доставляло  ему больше удовольствия, чем царские титулы.

  • Человек есть то, что он сам из себя сделал, — говорил Петр Великий.- В том, что я царь, моей заслуги нет, на то воля Божья. А вот звание карабельного мастера я сам себе добыл своими руками.»
  • Какими качествами должна обладать выдающаяся личность? Почему героя сюжета можно назвать выдающейся личностью? Что означаю слова русского императора?

Представление результатов проекта

Приложение №2, приложение №3(презентация №2,3)

  1. Группы отвечают на вопросы по предложенным текстам.
  2. Представляют свою страницу устного журнала «Жизнь замечательных людей», знакомя с выдающейся личностью (в области науки, медицины, спорта , искусства) по плану:
  3. О ком хотят рассказать участники проекта?
  4. В какое время, в какую историческую эпоху жил этот человек?
  5. Почему этого человека признают выдающейся личностью?
  6. Какие качества и каким образом позволили ему добиться успеха жизни?
  7. Чему бы хотели поучиться у этого человека участники проекта, в чем бы взяли с него пример?

Приложение №4

Скачать:

 

5 биографий сильных личностей | Издательство АСТ

Политика публикации отзывов

Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:

1. Мы хотим увидеть ваш уникальный опыт

На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте [email protected].

2. Мы за вежливость

Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.

3. Ваш отзыв должно быть удобно читать

Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.

4. Отзыв не должен содержать сторонние ссылки

Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.

5. Для замечаний по качеству изданий есть кнопка «Жалобная книга»

Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».

Недовольны качеством издания?
Дайте жалобную книгу