Действительные причастия прошедшего времени
Урок: Действительные причастия прошедшего времени
Цели: ознакомить учеников со способами образования действительных причастий прошедшего времени; научить выбирать гласную в суффиксах этих причастий; развивать пунктуационные навыки.
Методические приемы: эвристическая беседа, объяснения учителя, лингвистический разбор, конструирование словосочетаний
и предложений.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Осень.
Правит городом осенний вернисаж,
Зазывая листопадной красотой.
И желтеющий, краснеющий пейзаж
Каждый день меняет яркий образ свой.
За ночь лужицы покрылись коркой льда.
В парке ветра уносящийся порыв
Закружил, и вся упавшая листва
Подхватили ранней осени мотив
1. Вопросы для закрепления материала.
Образуются ли действительные причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида?
От чего зависит выбор гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени?
II. Определение темы: «Действительные причастия прошедшего времени»
Эвристическая беседа.
Мы уже знаем, что причастия тесно связаны с глаголом, и орфография причастий тоже зависит от глагола.
— Как вы думаете, какая форма глагола подскажет, как образуются действительные причастия прошедшего времени?
(Форма прошедшего времени.)
Попробуем проверить.
-Как образуются формы прошедшего времени у глагола? (Записываем на доске в столбик.)
(От основы инфинитива, чаще всего с помощью суффикса -л-:
читать — читал
тая
ть — таялузнать — узнал
превратить — превратил.
Некоторые глаголы прошедшего времени образуются бессуфиксным способом, тоже от основы инфинитива:
нести — нес
расти — рос.)
Образуем от этих глаголов формы действительных причастий настоящего времени, а потом попробуем образовать формы действительных причастий прошедшего времени.
Заполним сначала первую и вторую колонки, а затем третью.
читатьчитающий
читавший
таять
тающий
таявший
узнать
(не образуется)
узнавший
превратить
(не образуется)
превративший
нести
несущий
несший
расти
растущий
росший
Почему не образуются действительные причастия настоящего времени от глаголов
Образуются ли действительные причастия прошедшего времени от глаголов совершенного вида? (Да.)
От каких глаголов мы образовывали причастия — переходных или непереходных? (От тех и других.)
Выделим суффиксы действительных причастий прошедшего времени: —вш-, -ш-.
Какая гласная пишется перед суффиксом причастия?
Скакать Скакавший
Надеть Надевший
Строить Строивший
Посеять Посеявший
Нырнуть Нырнувший
Пробыть Пробывший
Нести Нёсший
Сделайте вывод!
— В каком случае употребляется каждый из этих суффиксов?
(Суффикс -вш-, присоединяется к основам на гласную, суффикс -ш- — к основам на согласную.)
Вывод: действительные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива (неопределенной формы) переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов –вш- и –ш-.
Лежать ВШ Лежавший
Лить Ливший
Сеять Сеявший
Увидеть Увидевший
Везти Ш Вёзший
Попробуем свои силы?
Завидовать Завидовавший
Наладить Наладивший
Прибыть Прибывший
Хмуриться Хмурившийся
Ненавидеть Ненавидевший
Пригореть Пригоревший
Веять Веявший
Улыбаться Улыбавшийся
Смеяться Смеявшийся
Усложним задание…
Река разлилась от дождей и затопила окрестные луга.
Лебеди прилетели с юга и опустились на наше озеро.
Увидел волка мальчик и сильно испугался.
Вёз стройматериалы шофёр и радовался, что скоро в селе построят новую школу.
Солдаты совершили на войне подвиги и не должны быть забыты.
(От выделенных глаголов образуйте действительные причастия прошедшего времени. Не забывайте, если надо, выделять причастный оборот запятыми.)
Проверь себя!
Река, разлившаяся от дождей, затопила окрестные луга.
Лебеди, прилетевшие с юга, опустились на наше озеро.
Увидевший волка мальчик сильно испугался.
Вёзший стройматериалы шофёр радовался, что скоро в селе построят новую школу.
Солдаты, совершившие на войне подвиги, не должны быть забыты.
Физкультминутка:
Молодцы! Вы замечательно справились с задачей. Похлопаем друг друга, погладим себя по головке. А наш сосед хорошо работал? Так погладим и его.
Встали дружно на зарядку
Все в шеренгу по порядку.
Для начала головой
Повернули раз, другой.
Три-четыре повернулись
И соседу улыбнулись
Упражнение для рук:
Правой, левой сделай круг.
Повторим мы все два раза –
Ведь зарядка не проказа.
Приседаем раз, два, три.
Эй, в окошко не смотри.
Руки поднимаем в небо,
На носочки привстаем –
Шаг вперед – назад идем.
Повторим четыре раза
И начнем учиться сразу
I11. Выполнение упражнений
Упражнение 111: комментированное письмо.
Упражнение 112: самостоятельная работа по вариантам с последующей взаимопроверкой. 1 -й вариант записывает действительные причастия настоящего времени, 2-й — действительные причастия прошедшего времени.
1V. Лингвистический разбор
Задание: сделать разбор слов по составу.
Обидевший, заросший
V. Словарная и орфоэпическая работа
Записать слова, помещенные в рамках (с. 50), в словарики, сделать их словообразовательный разбор. Придумать с этими словами предложения, включающие причастные обороты.
Прибывший, повлёкший, увядший.
Прибывший *— прибыть <— быть.
Повлёкший <— повлечь *— влечь
Обратим внимание на чередование согласных в корне: -к-, -ч-. Подберем слова с таким же чередованием: рыбак — рыбачить, маяк — маячить, кулак — кулачный.
Увядший *— увядать *— вянуть
Причастие совершенного вида увядший образовано от основы глагола увядать (несовершенного вида), а не от увянуть (совершенного вида).
Подведение итогов урока
— Об образовании каких причастий мы говорили сегодня?
-Как образуются действительные причастия прошедшего времени?
Что вы можете сказать о сегодняшнем уроке?
Вам было комфортно?
— Вы испытывали затруднения во время урока? Если да, то на каком этапе?
— Оцените свою работу: кто на «5»?
кто на «4»?
кто на «3»?
-У вас на столах лежат смайлики, возьмите их, пожалуйста, покажите (если вам было комфортно сегодня на уроке – веселую, если тяжело – грустную).
Домашнее задание
§ 19.
Упражнение 113.
infourok.ru
Урок по русскому языку «Действительные причастия прошедшего времени»
Конспект урока русского языка по теме:
«Действительные причастия прошедшего времени»
учитель русского языка и литературы- Звягинцева Е.Н.
класс – 6 «б»
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений
Задачи:
обучающие:
познакомить учащихся с образованием действительных причастий прошедшего времени;
формирование умения находить причастие и определять его грамматические признаки;
научить выбирать гласную в суффиксах этих причастий; развивать пунктуационные навыки;
научить учащихся образовывать действительные причастия прошедшего времени через парную и групповую форму работы.
самостоятельно находить причастия в тексте и предложениях, различать их по значению;
вырабатывать навыки правописания суффиксов и окончаний причастий; навыки выделения причастного оборота.
развивающие:
развивать речь учащихся; ввести термины: повлёкший, увядший
развивать орфографическую зоркость;
активизировать познавательную активность на уроках русского языка;
развивать коммуникативные и информационные компетентности;
раскрывать творческий потенциал учащихся.
воспитательные:
создать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
развивать мыслительные операции, познавательную активность;
воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу;
развивать интерес к знаниям, чувство ответственности за результаты своего труда, культуры общения;
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, учебники, тетради, карточки, задания для работах в парах, толковый словарь Ожегова, учебник «Русский язык» 6 класс
Ход урока
Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)— Добрый день!
Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!
Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.
2.
Синтаксическая пятиминутка.
Повторение материала «Причастный оборот. Выделение причастного оборота».
-Выполните синтаксический разбор предложений, расставьте знаки препинания, выделите причастные обороты.
(работа с карточками).
Учащиеся выполняют разбор в тетрадях, один ученик
работает у доски.
Примерные предложения:
1) На улице был ливень, сопровождающийся раскатами грома и ужасными картинами.
2) Сегодня я увидела милого котенка, лакающего молоко прямо с земли.
3) Речь, отражающая смысл, — правильная речь.
4) То мы говорим, то заставляем человека, говорящего путные вещи, говорить чушь.
5) За 25 часов я подготовился к экзамену, проходившему час назад.
6) Гнезда строят прилетающие на юг птицы.
7) Живущие на юге птицы очень часто прилетают к нам.
3.
Повторение «Гласные в действительных причастиях настоящего времени».
1. «Лови вопрос» (повторение материала предыдущего урока)
— Что такое причастие?
— На какие вопросы оно отвечает?
— Признаки, каких частей речи, объединяет в себе причастие?
— Чем является в предложении?
— Как образуются действительные причастия настоящего времени?
— Когда пишется буква У или Ю в суффиксах ДП?
— Когда пишется буква А или Я в суффиксах ДП?
2. От данных глаголов образуйте действительные причастия настоящего времени. Назовите спряжение глагола.
2.Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите падеж, число и род причастий.
Ловят, отвечают, в случае затруднения, переадресовывают вопрос.
На доске запись:
Бороться, играть, чертить, кричать, петь, стелить, лечить, шептать, строить.
О колеблющ…мся свете, вьющ…юся зелень, колющ…мся шиповником, от надвигающ…йся тучи, зеленеющ…м полем.
4.
Сообщение темы урока
— Прочитайте тему урока.
– Сформулируйте перед собой учебные цели при изучении темы «Действительные причастия прошедшего времени».
— Правильно, наша задача – познакомиться с образованием и написанием действительных причастий прошедшего времени.
Составляют цели, проговаривают их классу
(изучить, научиться, развивать, уметь, оценивать)
5.
Введение нового материала. Работа над темой: «Действительные причастия прошедшего времени».
1.Беседа по таблице на стр.45
2.Коллективное составление алгоритма образования
действительные причастия прошедшего времени
3. Чтение теоретического материала.
— Рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы:
1.От переходных или непереходных глаголов образуются действительные причастия прошедшего времени?
2. От основ глаголов, какого вида, образуются действительные причастия прошедшего времени?
3.При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия прошедшего времени?
4. В каком случае пишется суффикс –вш-, -ш- ?
-Запишите предложения, которые соответствуют схемам:
сущ. имен.п.- сущ. имен. п.
— Чем выражено подлежащее и сказуемое?
-В форме какого падежа употреблено подлежащее? сказуемое?
— Сделайте вывод о постановке тире между подлежащим и сказуемым.
— Откройте учебники на стр.46 и прочитайте правило.
Исследовательская работа (по группам).
От переходных или непереходных глаголов
Совершенного и несовершенного вида
Действительные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов –вш-, -ш-.
Суффикс -вш-, присоединяется к основам на гласную, суффикс -ш- — к основам на согласную.
Вывод:
Действительные причастия прошедшего времени образуются от основ инфинитива (неопределенной формы) переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов –вш-, -ш.
6.
Физкультминутка
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонились вправо, влево
И берёмся вновь за дело.
7.
Закрепление изученного материала.
1. Запишите однокоренные действительные причастия прошедшего времени. Суффикс причастий обозначьте.
Увидеть, сеять, улыбаться, ненавидеть, нести, повлечь, увянуть, прибыть, погасить, пригореть, прикасаться.
— Какая гласная пишется перед суффиксом причастий?
2.Выполнение упражнения №96, стр.46
Задание: распределите словосочетания на две группы: с действительными причастиями настоящего времени – в одну группу, с действительными причастиями прошедшего времени – в другую.
3. Творческое списывание (на материале упр. 97).
Задание:
Озаглавьте текст.
От выделенных глаголов образуйте действительные причастия и запишите измененный вариант, согласуя причастия со стоящими впереди существительными.
Укажите время причастий.
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
4. Найдите в предложениях причастия прошедшего времени, подчеркните их. Назовите глаголы, от которых они образованы.
Учащиеся выполняют задание в тетрадях, по цепочке – у доски.
(выделяют суффиксы причастий; гласную перед суффиксом).
Увидеть — увидевший, сеять -сеявший, улыбаться — улыбавшийся, ненавидеть -ненавидевший, нести -нёсший, повлечь — повлёкший, увянуть увядший, прибыть — прибывший, погасить — погасивший, пригореть — пригоревший, прикасаться — прикасавшийся.
& Работа со словарём:
Повлёкший, увядший —
Вывод:
Перед суффиксом причастия пишется та же гласная, что и в неопределенной форме глагола.
Самостоятельная работа по вариантам с последующей взаимопроверкой.
1 -й вариант записывает действительные причастия настоящего времени,
2-й — действительные причастия прошедшего времени.
Старые деревья давно облетели, и только молодые сохраняют свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом. Ярко выступают сквозь красноватую сеть берёзовых ветвей вечнозелёные, как будто помолодевшие ели и сосны.
8.
Домашнее задание
параграф 17, из художественной литературы выписать 5 предложений с причастным оборотом (причастие – действительное, прошедшего времени), одно предложение синтаксически разобрать
9.
Рефлексия.
— Что было легко?
-Что было сложно?
-Что было непонятно?
— Что понравилось?
Отвечают на вопросы.
— я умею образовывать действительные причастия прошедшего времени;
— я умею применять орфографическое правило:
«Гласная перед суффиксами действительных причастий прошедшего времени»;
infourok.ru
приобретшей
приобрести | → | приобретшей – причастие, действ. зал., неодуш., одуш., прош. вр., жен. р., родительный п., ед. ч. |
└ | приобретшей – причастие, действ. зал., неодуш., одуш., прош. вр., жен. р., дательный п., ед. ч. | |
└ | приобретшей – причастие, действ. зал., неодуш., одуш., прош. вр., жен. р., творительный п., ед. ч. | |
└ | приобретшей – причастие, действ. зал., неодуш., одуш., прош. вр., жен. р., предложный п., ед. ч. |
Действительное причастие:
Настоящее время | ||||
---|---|---|---|---|
Единственное число | Множественное число | |||
Мужской род | Женский род | Средний род | ||
Им. | ||||
Рд. | ||||
Дт. | ||||
Вн. | ||||
Тв. | ||||
Пр. |
Настоящее время | ||||
---|---|---|---|---|
Единственное число | Множественное число | |||
Мужской род | Женский род | Средний род | ||
Им. | ||||
Рд. | ||||
Дт. | ||||
Вн. | ||||
Тв. | ||||
Пр. |
Страдательное причастие:
Настоящее время | |||
---|---|---|---|
Единственное число | Множественное число | ||
Мужской род | Женский род | Средний род | |
www.morfologija.ru
Я правильно сделал домашнее задание? Заранее спасибо.
Ненавидеть-ненавидевший, _____ выстроить-выстроивший, выстроенный прочитать-прочитавший, прочитанный вырастить-вырастивший, выращенный обидеть-обидевший, обиженный привести- ___ , приведенный нести-несший, ____ принести-принесший, принесенный прекратить-прекративший, прекращенный объявить-объявивший, объявленный бросить-бросивший, брошенный бриться-брившийся, ___ возить-возивший, ___ возиться-возившийся, ___ страдать-страдавший, ___ начать-начавший, начатый обвесить- обвесивший, обвешенный обвешать-обвешавший, обвешанный поклясться-поклявшийся, ____
>покляненный< Нет такого слова в русском языке.
Нести- несущий; обЪявленный; Брившийся; возить — вёзший; возиться — возившийся; обвесить — обвесивший; обвешать — обвешавший; поклявшийся.
ненавидевший, ненавидемым. выстроивший, выстроенным прочитавший, прочитавшим выростивший, выростившим обиженным приведённый, приведённым нёсший, нёсшим принёсший, принёсшим прекращённый, прекращённым объявлённый, объявлённым бросившийся, бросившим побрившийся, побрившимся возившийся, возившимся страдавший, страдавшим начавший, начавшим обвешевшим
touch.otvet.mail.ru