Повлечь действительное причастие прошедшего времени – повлечь

Действительные причастия прошедшего времени

Урок: Действительные причастия прошедшего времени

Цели: ознакомить учеников со способами образования дей­ствительных причастий прошедшего времени; научить выбирать гласную в суффиксах этих причастий; развивать пунктуационные навыки.

Методические приемы: эвристическая беседа, объяснения учи­теля, лингвистический разбор, конструирование словосочетаний
и предложений.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Осень.
Правит городом осенний вернисаж,
Зазывая листопадной красотой.
И желтеющий, краснеющий пейзаж
Каждый день меняет яркий образ свой.
За ночь лужицы покрылись коркой льда.
В парке ветра уносящийся порыв
Закружил, и вся упавшая листва
Подхватили ранней осени мотив

1. Вопросы для закрепления материала.

  • Как образуются действительные причастия настоящего вре­мени?

  • Образуются ли действительные причастия настоящего вре­мени от глаголов совершенного вида?

  • От чего зависит выбор гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени?

II. Определение темы: «Действительные причастия прошедшего времени»

Эвристическая беседа.

Мы уже знаем, что причастия тесно связаны с глаголом, и ор­фография причастий тоже зависит от глагола.

- Как вы думаете, какая форма глагола подскажет, как обра­зуются действительные причастия прошедшего времени?
(Форма прошедшего времени.)

Попробуем проверить.

-Как образуются формы прошедшего времени у глагола? (Записываем на доске в столбик.)

(От основы инфинитива, чаще всего с помощью суффикса -л-:

читать - читал

таять - таял

узнать - узнал

превратить - превратил.

Некоторые глаголы прошедшего времени образуются бессуфиксным способом, тоже от основы инфинитива:

нести - нес

расти - рос.)

Образуем от этих глаголов формы действительных причастий настоящего времени, а потом попробуем образовать формы дейст­вительных причастий прошедшего времени.

Заполним сначала первую и вторую колонки, а затем третью.

читать

читающий

читавший

таять

тающий

таявший

узнать

(не образуется)

узнавший

превратить

(не образуется)

превративший

нести

несущий

несший

расти

растущий

росший

  • Почему не образуются действительные причастия настоящего времени от глаголов узнать, превратить! (Это глаголы со­вершенного вида.)

  • Образуются ли действительные причастия прошедшего вре­мени от глаголов совершенного вида? (Да.)

  • От каких глаголов мы образовывали причастия - переходных или непереходных? (От тех и других.)

Выделим суффиксы действительных причастий прошедшего времени: -вш-, -ш-.

Какая гласная пишется перед суффиксом причастия?

Скакать Скак

авший

Надеть Надевший

Строить Строивший

Посеять Посеявший

Нырнуть Нырнувший

Пробыть Пробывший

Нести Нёсший

Сделайте вывод!

- В каком случае употребляется каждый из этих суффиксов?
(Суффикс -вш-, присоединяется к основам на гласную, суф­фикс -ш- - к основам на согласную.)

Вывод: действительные причастия прошедшего времени обра­зуются от основы инфинитива (неопределенной формы) переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов вш- и ш-.

Лежать ВШ Лежавший

Лить Ливший

Сеять

Сеявший

Увидеть Увидевший

Везти Ш Вёзший

Попробуем свои силы?

Завидовать Завидовавший

Наладить Наладивший

Прибыть Прибывший

Хмуриться Хмурившийся

Ненавидеть Ненавидевший

Пригореть Пригоревший

Веять Веявший

Улыбаться Улыбавшийся

Смеяться Смеявшийся

Усложним задание…

Река разлилась от дождей и затопила окрестные луга.

Лебеди прилетели с юга и опустились на наше озеро.

Увидел волка мальчик и сильно испугался.

Вёз

стройматериалы шофёр и радовался, что скоро в селе построят новую школу.

Солдаты совершили на войне подвиги и не должны быть забыты.

(От выделенных глаголов образуйте действительные причастия прошедшего времени. Не забывайте, если надо, выделять причастный оборот запятыми.)

Проверь себя!

Река, разлившаяся от дождей, затопила окрестные луга.

Лебеди, прилетевшие с юга, опустились на наше озеро.

Увидевший волка мальчик сильно испугался.

Вёзший стройматериалы шофёр радовался, что скоро в селе построят новую школу.

Солдаты, совершившие на войне подвиги, не должны быть забыты.

Физкультминутка:

Молодцы! Вы замечательно справились с задачей. Похлопаем друг друга, погладим себя по головке. А наш сосед хорошо работал? Так погладим и его.

Встали дружно на зарядку

Все в шеренгу по порядку.

Для начала головой

Повернули раз, другой.

Три-четыре повернулись

И соседу улыбнулись

Упражнение для рук:

Правой, левой сделай круг.

Повторим мы все два раза –

Ведь зарядка не проказа.

Приседаем раз, два, три.

Эй, в окошко не смотри.

Руки поднимаем в небо,

На носочки привстаем –

Шаг вперед – назад идем.

Повторим четыре раза

И начнем учиться сразу

I11. Выполнение упражнений

  1. Упражнение 111: комментированное письмо.

  2. Упражнение 112: самостоятельная работа по вариантам с по­следующей взаимопроверкой. 1 -й вариант записывает действитель­ные причастия настоящего времени, 2-й - действительные причас­тия прошедшего времени.

1V. Лингвистический разбор

Задание: сделать разбор слов по составу.

Обидевший, заросший

V. Словарная и орфоэпическая работа

Записать слова, помещенные в рамках (с. 50), в словарики, сде­лать их словообразовательный разбор. Придумать с этими словами предложения, включающие причастные обороты.

Прибывший, повлёкший, увядший.

Прибывший *— прибыть <— быть.

Повлёкший

<— повлечь *— влечь

Обратим внимание на чередование согласных в корне: -к-, -ч-. Подберем слова с таким же чередованием: рыбак - рыбачить, маяк - маячить, кулак - кулачный.

Увядший *— увядать *— вянуть

Причастие совершенного вида увядший образовано от основы глагола увядать (несовершенного вида), а не от увянуть (совер­шенного вида).

Подведение итогов урока

- Об образовании каких причастий мы говорили сегодня?

-Как образуются действительные причастия прошедшего времени?

Рефлексия.

Что вы можете сказать о сегодняшнем уроке?

Вам было комфортно?

- Вы испытывали затруднения во время урока? Если да, то на каком этапе?

- Оцените свою работу: кто на «5»?

кто на «4»?

кто на «3»?

-У вас на столах лежат смайлики, возьмите их, пожалуйста, покажите (если вам было комфортно сегодня на уроке – веселую, если тяжело – грустную).

Домашнее задание

  1. § 19.

  2. Упражнение 113.

infourok.ru

Урок по русскому языку "Действительные причастия прошедшего времени"

Конспект урока русского языка по теме:

«Действительные причастия прошедшего времени»

учитель русского языка и литературы- Звягинцева Е.Н.

класс – 6 «б»

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений

Задачи:

обучающие:

  • познакомить учащихся с образованием действительных причастий прошедшего времени;

  • формирование умения находить причастие и определять его грамматические признаки;

  • научить выбирать гласную в суффиксах этих причастий; развивать пунктуационные навыки;

  • научить учащихся образовывать действительные причастия прошедшего времени через парную и групповую форму работы.

  • самостоятельно находить причастия в тексте и предложениях, различать их по значению;

  • вырабатывать навыки правописания суффиксов и окончаний причастий; навыки выделения причастного оборота.

развивающие:

  • развивать речь учащихся; ввести термины: повлёкший, увядший

  • развивать орфографическую зоркость;

  • активизировать познавательную активность на уроках русского языка;

  • развивать коммуникативные и информационные компетентности;

  • раскрывать творческий потенциал учащихся.

  • воспитательные:

  • создать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

  • развивать мыслительные операции, познавательную активность;

  • воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;

  • воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу;

  • развивать интерес к знаниям, чувство ответственности за результаты своего труда, культуры общения;

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, учебники, тетради, карточки, задания для работах в парах, толковый словарь Ожегова, учебник «Русский язык» 6 класс

Ход урока

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

- Добрый день!

Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.

2.

Синтаксическая пятиминутка.

Повторение материала «Причастный оборот. Выделение причастного оборота».

-Выполните синтаксический разбор предложений, расставьте знаки препинания, выделите причастные обороты.

(работа с карточками).

Учащиеся выполняют разбор в тетрадях, один ученик

работает у доски.

Примерные предложения:

1) На улице был ливень,

сопровождающийся раскатами грома и ужасными картинами.

2) Сегодня я увидела милого котенка, лакающего молоко прямо с земли.

3) Речь, отражающая смысл, — правильная речь.

4) То мы говорим, то заставляем человека, говорящего путные вещи, говорить чушь.

5) За 25 часов я подготовился к экзамену, проходившему час назад.

6) Гнезда строят прилетающие на юг птицы.

7) Живущие на юге птицы очень часто прилетают к нам.

3.

Повторение «Гласные в действительных причастиях настоящего времени».

1. «Лови вопрос» (повторение материала предыдущего урока)

- Что такое причастие?

- На какие вопросы оно отвечает?

- Признаки, каких частей речи, объединяет в себе причастие?

- Чем является в предложении?

- Как образуются действительные причастия настоящего времени?

- Когда пишется буква У или Ю в суффиксах ДП?

- Когда пишется буква А или Я в суффиксах ДП?

2. От данных глаголов образуйте действительные причастия настоящего времени. Назовите спряжение глагола.

2.Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите падеж, число и род причастий.

Ловят, отвечают, в случае затруднения, переадресовывают вопрос.

На доске запись:

Бороться, играть, чертить, кричать, петь, стелить, лечить, шептать, строить.

О колеблющ…мся свете, вьющ…юся зелень, колющ…мся шиповником, от надвигающ…йся тучи, зеленеющ…м полем.

4.

Сообщение темы урока

- Прочитайте тему урока.

– Сформулируйте перед собой учебные цели при изучении темы «Действительные причастия прошедшего времени».

- Правильно, наша задача – познакомиться с образованием и написанием действительных причастий прошедшего времени.

Составляют цели, проговаривают их классу

(изучить, научиться, развивать, уметь, оценивать)

5.

Введение нового материала. Работа над темой: «Действительные причастия прошедшего времени».

1.Беседа по таблице на стр.45

2.Коллективное составление алгоритма образования

действительные причастия прошедшего времени

3. Чтение теоретического материала.

- Рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы:

1.От переходных или непереходных глаголов образуются действительные причастия прошедшего времени?

2. От основ глаголов, какого вида, образуются действительные причастия прошедшего времени?

3.При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия прошедшего времени?

4. В каком случае пишется суффикс –вш-, -ш- ?

-Запишите предложения, которые соответствуют схемам:

сущ. имен.п.- сущ. имен. п.

- Чем выражено подлежащее и сказуемое?

-В форме какого падежа употреблено подлежащее? сказуемое?

- Сделайте вывод о постановке тире между подлежащим и сказуемым.

- Откройте учебники на стр.46 и прочитайте правило.

Исследовательская работа (по группам).

От переходных или непереходных глаголов

Совершенного и несовершенного вида

Действительные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов –вш-, -ш-.

Суффикс -вш-, присоединяется к основам на гласную, суффикс -ш- к основам на согласную.

Вывод:

Действительные причастия прошедшего времени образуются от основ инфинитива (неопределенной формы) переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов –вш-, -ш.

6.

Физкультминутка

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонились вправо, влево 

И берёмся вновь за дело.

7.

Закрепление изученного материала.

1. Запишите однокоренные действительные причастия прошедшего времени. Суффикс причастий обозначьте.

Увидеть, сеять, улыбаться, ненавидеть, нести, повлечь, увянуть, прибыть, погасить, пригореть, прикасаться.

- Какая гласная пишется перед суффиксом причастий?

2.Выполнение упражнения №96, стр.46

Задание: распределите словосочетания на две группы: с действительными причастиями настоящего времени – в одну группу, с действительными причастиями прошедшего времени – в другую.

3. Творческое списывание (на материале упр. 97).

Задание:

Озаглавьте текст.

От выделенных глаголов образуйте действительные причастия и запишите измененный  вариант, согласуя причастия со стоящими впереди существительными.

Укажите время причастий.

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

4. Найдите в предложениях причастия прошедшего времени, подчеркните их. Назовите глаголы, от которых они образованы.

Учащиеся выполняют задание в тетрадях, по цепочке – у доски.

(выделяют суффиксы причастий; гласную перед суффиксом).

Увидеть - увидевший, сеять -сеявший, улыбаться - улыбавшийся, ненавидеть -ненавидевший, нести -нёсший, повлечь - повлёкший, увянуть увядший, прибыть - прибывший, погасить - погасивший, пригореть - пригоревший, прикасаться - прикасавшийся.

& Работа со словарём:

Повлёкший, увядший -

Вывод:

Перед суффиксом причастия пишется та же гласная, что и в неопределенной форме глагола.

Самостоятельная работа по вариантам с последующей взаимопроверкой.

1 -й вариант записывает действительные причастия настоящего времени,

2-й - действительные причастия прошедшего времени.

Старые деревья давно облетели, и только молодые сохраняют свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом. Ярко выступают сквозь красноватую сеть берёзовых ветвей вечнозелёные, как будто помолодевшие ели и сосны.

8.

Домашнее задание

параграф 17, из художественной литературы выписать 5 предложений с причастным оборотом (причастие – действительное, прошедшего времени), одно предложение синтаксически разобрать

9.

Рефлексия.

- Что было легко?

-Что было сложно?

-Что было непонятно?

- Что понравилось?

Отвечают на вопросы.

- я умею образовывать действительные причастия прошедшего времени;

- я умею применять орфографическое правило:

«Гласная перед суффиксами действительных причастий прошедшего времени»;

infourok.ru

приобретшей

приобрестиприобретшей – причастие, действ. зал., неодуш., одуш., прош. вр., жен. р., родительный п., ед. ч.
приобретшей – причастие, действ. зал., неодуш., одуш., прош. вр., жен. р., дательный п., ед. ч.
приобретшей – причастие, действ. зал., неодуш., одуш., прош. вр., жен. р., творительный п., ед. ч.
приобретшей – причастие, действ. зал., неодуш., одуш., прош. вр., жен. р., предложный п., ед. ч.
Часть речи: инфинитив - приобрестиЧасть речи: глаголЧасть речи: деепричастиеЧасть речи: причастие

Действительное причастие:

Настоящее время
Единственное числоМножественное число
Мужской родЖенский родСредний род
Им.
Рд.
Дт.
Вн.
Тв.
Пр.
Страдательное причастие:
Настоящее время
Единственное числоМножественное число
Мужской родЖенский родСредний род
Им.
Рд.
Дт.
Вн.
Тв.
Пр.
Часть речи: кр. причастие

Страдательное причастие:

Настоящее время
Единственное числоМножественное число
Мужской родЖенский родСредний род

www.morfologija.ru

Я правильно сделал домашнее задание? Заранее спасибо.

Ненавидеть-ненавидевший, _____ выстроить-выстроивший, выстроенный прочитать-прочитавший, прочитанный вырастить-вырастивший, выращенный обидеть-обидевший, обиженный привести- ___ , приведенный нести-несший, ____ принести-принесший, принесенный прекратить-прекративший, прекращенный объявить-объявивший, объявленный бросить-бросивший, брошенный бриться-брившийся, ___ возить-возивший, ___ возиться-возившийся, ___ страдать-страдавший, ___ начать-начавший, начатый обвесить- обвесивший, обвешенный обвешать-обвешавший, обвешанный поклясться-поклявшийся, ____

&gt;покляненный&lt; Нет такого слова в русском языке.

Нести- несущий; обЪявленный; Брившийся; возить - вёзший; возиться - возившийся; обвесить - обвесивший; обвешать - обвешавший; поклявшийся.

ненавидевший, ненавидемым. выстроивший, выстроенным прочитавший, прочитавшим выростивший, выростившим обиженным приведённый, приведённым нёсший, нёсшим принёсший, принёсшим прекращённый, прекращённым объявлённый, объявлённым бросившийся, бросившим побрившийся, побрившимся возившийся, возившимся страдавший, страдавшим начавший, начавшим обвешевшим

touch.otvet.mail.ru

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о