Подготовка к олимпиаде по русскому 10 класс – Материал по русскому языку (10 класс) по теме: Подготовка к олимпиаде. 10 класс.

Олимпиада по русскому языку 10 класс, задания с ответами

На этой странице представлен материал, полезный как для учителя русского языка, так и для всех учащихся 10 класса. Ученики смогут закрепить пройденный материал и подготовятся к участию в олимпиаде по русскому языку, решая задания, составленные на этом сайте.

Ниже представлены реальные примеры олимпиадных заданий разных типов: тестовые задания, открытые вопросы и задания творческого направления. Тренировочный комплект заданий может использоваться на уроках. Если ученик легко справился со всеми заданиями, значит он готов к олимпиаде и сможет добиться хорошего результата.

Также наш сайт поможет тем, кто готовится самостоятельно. Внизу страницы указаны правильные ответы и примеры решений, так что ученик сможете проверить себя.


Скачайте задания, заполнив форму!

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Тестовые задания

1. У какого из этих глаголов нет значения, связанного с высокой температурой?
А) нагреть
Б) огреть
В) подогреть
Г) прогреть
Д) разогреть

2. Какое слово образовано иначе, чем остальные?
А) подставка
Б) подборка
В) подножка
Г) подпорка
Д) подсечка

3. В какой из этих пар существительные надо поменять местами?
А) полынья – прорубь
Б) парк – лес
В) озеро – пруд
Г) река – канал
Д) такой пары нет

4. Выберите слово, которое относится только к одной части речи:
А) но
Б) уж
В) чай
Г) ведь
Д) мол

5. Какое существительное не может быть одушевлённым?
А) лицо
Б) субъект
В) тип
Г) сорт
Д) фрукт

6. Некоторые лингвисты считают, что русское слово «а-ля» (напр., «причёска а-ля Софи
Лорен») — это предлог. Каким падежом управляет этот предлог?
А) именительным
Б) родительным
В) дательным
Г) винительным
Д) творительным

7. В каком из данных ниже предложений допущена грамматическая ошибка?
А) В голосовании приняло участие значительно меньшее число избирателей, чем четыре
года назад.
Б) На утреннике были не только первоклассники, но и существенно более младшие дети.
В) В наши дни браки заключаются в значительно старшем возрасте, чем сто лет назад.
Г) Толстой был существенно старше Чехова, но умер на шесть лет позже.
Д) В предложениях 1)–4) грамматических ошибок нет.

8. В польском языке есть два слова, соответствующих русскому «что» — co (цо) и że
(же). Даны предложения, в которых слово «что» переведено на польский язык:
1. Мои друзья ещё не знают, что (co) случилось вчера.
2. Учительница думает, что (że) никто не списывает.
3. Я уже увидел, что (co) мне принёс Аркадиуш.

Даны ещё два предложения.
4. Я уверен, что здесь что-то не так.
5. Катажина догадывается, что ей напишет Войцех.
Как слово «что» в этих предложениях будет переведено на польский язык?
А) 4 — co, 5 — że
Б) 4 — że, 5 — co
В) 4 — co, 5 — co/że
Г) 4 — że, 5 — co/że
Д) 4 — co/że, 5 — że

9. В романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» председатель Старкомхоза Гаврилин на торжественном митинге по случаю открытия старгородского трамвая говорит: «И я так думаю, товарищи, что этот трамвай, который сейчас выйдет из депа, благодаря кого он выпущен? Конечно, товарищи, благодаря вот вам, благодаря всех рабочих, которые действительно поработали не за страх, а, товарищи, за совесть». Какие места требуют исправлений?
А) из депа;
Б) благодаря кого;
В) благодаря вот вам;
Г) благодаря всех рабочих;
Д) не за страх.

10. Какие из этих слов можно понять как форму родительного падежа?
А) ничего
Б) немного
В) отчего
Г) полого
Д) полвторого

Открытые вопросы

Вопрос 1
Какой лексико-грамматической функцией объединены приведенные ниже слова? Дайте им грамматическую характеристику. Значения каких из слов вам известны?
Индиго, маренго, прюн, хаки, пансе, беж, электрик, массака.

Вопрос 2
Что означает выражение «битый час»? Каково его происхождение?

Вопрос 3
Поставьте ударения в следующих словах.
Баловать, газопровод, жалюзи, заржаветь, завсегдатай, кашлянуть, красивее, иначе, дремота, квартал.

Вопрос 4
Так уж повелось, что, к сожалению, букву ё постоянно в книгах и газетах заменяют буквой е.
Немудрено вообще забыть, где пишется Ё, где Е.
Укажите, в каких словах пишется и произносится только Е:
Опека, афера, челн, новорожденный.

Вопрос 5
В каких словах ударение падает на последний слог?
Жалюзи, газопровод, ворожея, позвонит, нефтепровод, каталог.

Творческие задания

Задание 1
Как следует изменить пунктуацию отрывка, чтобы стало ясно, что автор письма имеет в виду не столько скот, принадлежащий губернатору, сколько самого губернатора, которого автор не прочь обругать скотом?

Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его скота нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец.

Задание 2
Кофий, кофь, кохей, кохвай. Это названия известного вам напитка.
Прочитайте приведённые в задании предложения и установите, почему это слово «выпало» из ряда имен существительных нарицательных, неодушевленных, относящихся к среднему роду:
— «Кто чорный кофь пьет – ков на Бога кует».
— «Ани ево за дубовый стол сажали, ани его чаем, кохваем поили»
— «Пойдут чаи, кофеи…»
— «Готов кофий?» («Вишневый сад»)
Определите род этого слова в современном русском языке. Приведите примеры.

Задание 3
В нашем языке много «парных слов»: сторож-страж, Млечный — молоко, дерево — древо. В корнях этих слов чередуются полногласные и неполногласные сочетания букв. Напишите, что вы знаете об этом фонетическом явлении в русском языке.
Это фонетическое явление лежит в основе названия реки Смородины, знакомой вам по сказкам и былинам. Как вы думаете, существовала ли такая река на самом деле? Что могло означать её название? Свой ответ аргументируйте

Задание 4
В современном русском языке известно слово «витать», то есть «двигаться, носиться в вышине».
Витать в облаках (также перен.: предаваться бесплодным мечтам, забывать о действительности).
Витать в мире мечтаний (перен.).
Но, как вы видите, все значения данного слова – переносные. Каково прямое значение слова «витать»

Задание 5
Исправьте грамматические ошибки в приведенных примерах.
А) Мать любила и гордилась своим сыном.
Б) Свидетель показал о том, что видел обвиняемого именно 24 января.
В) Мемориальный памятник установлен на площади.
Г) С ним произошел неприятный инцидент.

Ответы на тесты

Тестовое задание№ 1№ 2№ 3№ 4№ 5
ОтветБВБГГ
Тестовое задание№ 6№ 7№ 8№ 9№ 10
ОтветАВГА, Б, ГА, В, Г

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1:Это слова-цветообозначения.
Это несклоняемые (неизменяемые) прилагательные; в предложении являются определением.
Индиго – синий цвет. Маренго – черный с серым отливом или черный с светлыми вкраплениями. Прюн – темно-лиловый цвет. Хаки – коричнево-зеленый. Пансе – темно-фиолетовый. Беж – светло-коричневый с желтоватым или сероватым оттенком. Электрик – ярко-синий цвет с сероватым оттенком. Массака – темно-красный цвет с синеватым оттенком.
Ответ на вопрос 2:Битый час – целый час.
Связано с боем часов, буквально «от одного боя часов до другого»
Ответ на вопрос 3:БаловАть, газопровОд, жалюзИ, заржАветь, завсегдАтай, кашлянуть, красИвее, инАче, дремОта, квартАл.
Ответ на вопрос 4:В двух словах пишется Е: опека, афера.
Ответ на вопрос 5:Во всех словах.
ЖалюзИ, газопровОд, ворожеЯ, позвонИт, нефтепровОд, каталОг

Ответы на творческие задания

Пример ответа на творческое задание №1:Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его, скота, нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец.
Пример ответа на творческое задание №2Слово кофе в современном русском языке мужского рода. Допускается — средний род.
Пример ответа на творческое задание №3Слова с неполногласием пришли к нам в русский язык из старославянского. Наличие неполногласия – примета старославянизмов. Они считались словами торжественного высокого стиля.
Река Смородина – эпическая, зловещая река. Смородина – смрадная, пахнущая смрадом.
Пример ответа на творческое задание №4Витать – жить, пребывать. ОБВитати – утрата корневого В – обитати. Витать – обитать – витальница (комната для жилья) – родственные слова
Пример ответа на творческое задание №5А) Мать любила и гордилась своим сыном. — Мать любила своего сына и гордилась им.
Б) Свидетель показал о том, что видел обвиняемого именно 24 января.
Свидетель показал, что видел …
В) Мемориальный памятник установлен на площади. — Памятник установлен на площади.
Г) С ним произошел неприятный инцидент. — С ним произошел инцидент.


Скачайте задания, заполнив форму!

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Другие классы

Обновлено: , автор: Валерия Токарева

ruolimpiada.ru

Материалы для подготовки к олимпиаде по русскому языку, 9-10 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 5» г. Брянска

 

 Материалы для подготовки к олимпиаде по русскому языку.

9-10 класс

 

 

подготовила

учитель русского языка и литературы

Легоцкая Вера Сергеевна

Брянск-2018

Лингвистика для любознательных 9-10 класс

1. Определите неправильную(ые) формулировку(и).

1. В первом предударном слоге после твердых шипящих на месте буквы а произносится гласный [а]: ш[а]рик, ж[а]кет, ц[а]рица. Есть исключения, в которых следует произносить [ы]: лош[ы]дéй, ж[ы]лéть, к сож[ы]лéнию, двадц[ы]ти.

2.Мягкий знак обозначает мягкость шипящего (мышь, печь).
3. Во всех этих словах ударение падает на второй слог:

хозяева, оптовый, факсимиле, ходатайство, исчерпать, кремень, заплесневеть, ржаветь, граффити.

4. К твердым непарным относят согласные [ц], [ш], [ж], [х]

5. Твердый знак служит для разделения согласных и гласных букв.

Ответ ______________________________________________________________

2.Укажите, какие из следующих слов имеют одинаковые окончания:
шутов, драконов, полуостров, рыболов, фараонов, ковров, голов, вольтов, основ;
степей, волей-неволей, мышей, рыжей, батарей, суховей, шей (от шея), апогей, ушей, взашей.

Ответ _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Один лингвист изучал сочетания слов друг с другом и записывал слова в таблицу.

3.1. Что именно изучал лингвист?

3.2. В какой из столбиков следует записать слова объявление, заноза, преступник, пальто, аджика, Москва.

3.3. Дополните каждый из столбиков двумя примерами.

поезд

облака

сосулька

село

бабушка

ткань

мороз

рукопись

фотография

столб

туман

доска

лед

снег

тишина

дом

помада

облака

колонна

карандаш

туман

печать

причина

лозунг

облака

село

колокол

Ответ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Подчеркните те слова, которые имеют двойные согласные.
   Артил..ерия, гал..ерея, гум..анизм, гостин..ая, дес..ерт, драм..атический, интел..ект, ип..одром, кавал..ерия, кол..ичество, патис..он, пред..верие, пьес..а, апел..яция, рас..четливый, кристал..ьный, цел..юлоза, эм..грация.

5. Замените три выделенных прилагательных одним. Запишите прилагательное в начальной форме.

Они бродили по безлюдной улице и говорили о Мише.

— Он ничтожный человек, всегда говорит неправду! -воскликнул один. Смотрит рассеянными глазами и молчит! -вторил ему другой.

Ответ ___________________________________________________________________

6. Составьте задачу, аналогичную предыдущей.

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Чем интересно  с синтаксической точки зрения предложение:

В ту же ночь приехал я в Симбирск, где должен был пробыть сутки для закупки нужных вещей, что и было поручено Савельичу. (А.С.Пушкин)

Ответ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Укажите синтаксическую роль фразеологизма в каждом из предложений.

Ни рыба ни мясо, он тем не менее был мне чем-то симпатичен. 

Битый час пытаюсь доказать, что играть следует в старом составе.

Я прошу тебя не кричать во всю Ивановскую.

Обещал золотые горы, но скоро забыл о своих обещаниях.

Все эти красоты казались отдыхающим  земным раем.

В ответ на замечания он только выразительно хлопал глазами и молчал.

Не видать тебе царской дочери как своих ушей!

Теперь он может возмущаться сколько душе угодно.

9. Расставьте недостающие знаки препинания.

Все немцы партизаны дети англичане смотрели друг на друга с удивлением.

Часы наверху сначала скрипели и наконец пробили они два звонких удара.

Мы так и не узнали  ни кто звонил в нашу дверь ни что ему было нужно.

Люди мчались из этого села со всех ног сами не зная куда.

Подумайте что будет когда турнир окончится и когда уедут все гости.

Послушай Федор послушай меня хоть раз право я мудрее чем ты думаешь.

10. Сгруппируйте предложения с точки зрения допущенных в них грамматических ошибок (нужно назвать вид ошибки). Дополните каждую из групп своим примером.

1. Приехав в столицу, мне стало грустно, не хотелось даже выходить на улицу.

2. Как-то раз я услышал от знакомых, что есть одна семья, которая берет к себе и растит волчат.

3. Ни один человек не имеет право осуждать тебя и твои поступки.

4. Автор вспоминает маленькую библиотеку имени Катаева своего детства, которая находилась вблизи кинотеатра.

5. Человек, который болен, не получит от жизни удовольствие, лишь страдание.

6. Окончив лицей, у меня появилось желание продолжить образование в университете.

7. Я согласна с автором, что истории Пушкина и Лермонтова являются яркими примерами непонимания, а порой равнодушия и жестокости людей.

8. Когда мы уже наполнили грибами целые корзины, но кое-кто все-таки не собирался уходить из леса.

9. Навстречу ему выбежала здоровенная собака с торчащими ушами и счастливой мордой.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Использованная литература

1. Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф. Греков, С.Е. Чешко. – 43-е изд. – М., 2003. – С. 46-264.

2. Пахомов В. М. П. Трудные случаи русской пунктуации : Словарь-справочник / В.М. Пахомов, В.В. Свинцов, И.В. Филатова. — М. : Эксмо, 2012. — 576 с. — (Библиотека словарей ЭКСМО).

3. Подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку [Электронный ресурс] Режим доступа:  http://rusolimp.kopeisk.ru/history/?file=2 (дата обращения 06.04.18)

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Олимпиадные задания по русскому языку (10 класс) на тему: К олимпиадам

10 класс

1. Расшифруйте анаграммы лингвистических терминов: 

ивербаубрата

формагрома

дорожкапанизуве

филатав

Укажите термин, который по своему значению выбивается из ряда. Обоснуйте свой ответ.

Ответ:

1. Аббревиатура

2. Орфограмма

3. Звукоподражание

4. Алфавит

Оценка:

За каждый термин 2 балла, в сумме — не более 8 баллов.

За указание отличающегося по значению термина с обоснованием — 2 балла.

Итого: максимум — 10 баллов.

2. В разговорном русском языке есть два слова-антонима, которые целиком произносятся с закрытым ртом. Оба они состоят из двух слогов, а отличаются друг от друга местом ударения и качеством согласного. Приведите словарные синонимы этих слов. Какой звук, встречающийся в одном из этих слов, произносится во фразе расставить все точки над i? Для чего он служит? В чем его отличие от остальных согласных русского языка? Опишите его с максимальной точностью.

Ответ:

1) Это междометия да и нет (угу и не-а).

2) Во фразе расставить все точки над i перед i прозносится гортанная смычка (кнаклаут).

3) Данный звук служит для того, чтобы препятствовать уподоблению гласного [и] на месте буквы i предшествующему твердому согласному (чтобы на месте i не произносился звук [ы]: расставлять точки над ы не нужно).

4) Это смычный гортанный согласный, образуемый путем полного и относительно продолжительного смыкания голосовых связок. Его отличие от всех остальных согласных русского языка заключается в том, что он произносится не в ротовой полости.

Оценка:

за ответ на первый вопрос – 2 балла;

за ответ на второй вопрос – 1 балл;

за ответ на третий вопрос – 2 балла;

за ответ на четвертый вопрос – 2 балла за указание на образование звука не в ротовой полости, по 1 баллу за указание на  гортань, голосовые связки, смычку.

Итого: максимум – 10 баллов.

3. В последнее время наблюдается тенденция различать в печатных изданиях буквы е и ё. Подчеркните буквы, на месте которых можно было бы печатать ё. Объясните ваше решение.

А) И се Минерва ударяет

 В верьхи Рифейски копием;

 Сребро и злато истекает

 Во всем наследии твоем.

 Плутон в расселинах мятется,

 Что россам в руки предается

 Драгой его металл из гор,

 Который там натура скрыла;

 (М. В. Ломоносов)

Б) Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет.

(И. А. Крылов)

В) Идет-гудет Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

Как молоком облитые,

Стоят сады вишневые,

Тихохонько шумят;

Пригреты теплым солнышком,

Шумят повеселелые

Сосновые леса;

А рядом новой зеленью

Лепечут песню новую

И липа бледнолистая,

И белая березонька

С зеленою косой!

(Н. А. Некрасов)

Г) Деревня, где скучал Евгений,

Была прелестный уголок;

Там друг невинных наслаждений

Благословить бы небо мог.

Господский дом уединенный,

Горой от ветров огражденный,

Стоял над речкою…

(А. С. Пушкин)

Ответ:

1. В (А) буква Ё не должна быть ни в одном слове. Это ода, стиль которой не допускал чтения [о] на месте Е.

2. В (Б) также не следует писать Ё в слове ПОЙДЕТ. Басня в XIX веке уже не требовала однозначного чтения [э] на месте любой Е, но в данном случае Ё разрушила бы рифму.

3. В (В) в словах ИДЁТ, ГУДЁТ, ЗЕЛЁНЫЙ, ВИШНЁВЫЙ можно без сомнения печатать Ё, поскольку такое произношение характерно для поэтики Некрасова. Естественно,  слове ПОВЕСЕЛЕЛЫЕ не пишем Ё, как и в ПОВЕСЕЛЕЛ.

4. В (Г) вопрос очень сложный. Для Пушкина совсем не обязательно читать [э] на месте любой Е, но в причастиях произношение [э] задержалось дольше, чем в других позициях. Так что здесь могло быть и Ё, и Е.

Оценка: по 2 балла за каждый верный пункт.

Итого: максимум – 8 баллов.

4. В левой колонке приведены слова чешского языка, а в правой  — их значения в произвольном порядке. Учитывая родственные связи чешского и русского языков, приведите в соответствие слова и их значения; обоснуйте свой ответ.

(Справка: в чешском языке сочетание букв ch обозначает звук, похожий на русский звук [х], буква h – такой же звук, как в словах ого, ага;  буква y обозначает звук, похожий на русский [ы];  č — звук, похожий на русский [ч]; ž – звук, похожий на русский звук [ж]).

Слова чешского языка

Значения этих слов

dorost 

dotyk 

dovažek 

dráha

hlína

hnilička

holota

hrabivost

chapadlo 

chrup 

  перезрелая груша

  прикосновение

довесок

молодежь

сброд

корыстолюбие

зубы

щупальце

земля

трамвай

Ответ:

Слова

чешского языка

Значения

этих слов

Комментарий

dorost 

молодежь

Ср. русск. рост, расти, росток, отросток и т. п.; Идея роста стала в чешском языке выражением идеи юности, молодости.

dotyk

прикосновение

Ср. русск. ткнуть, тыкать, которые также выражают идею прикосновения, хотя и несколько иного характера.

dovažek

довесок

Ср. русск. важный, вага ‘вес, тяжесть’, ‘большие весы на торговой площади’, ‘толстое тяжелое бревно, используемое как рычаг для подъема тяжестей’; в славянские языки слово пришло из немецкого Wage ‘весы’.

dráha

трамвай

Ср. русск. дроги ‘погребальная повозка, колесница’.

hlina

земля

Ср. русск. глина .

hnilička

перезрелая груша

Ср. русск. гнить (гнилой, гниль) ‘разрушаться, портиться, разлагаться’.

holota

сброд

Ср. русск. голытьба ‘беднота, оборванцы’.

hrabivost

корыстолюбие

Ср. русск. грабить ‘отнимать силой в разбойном нападении, разорять поборами, взятками, взысканиями’, грабеж, грабитель.

chapadlo

щупальце

Ср. русск. хапать ‘хватать’

chrup

зубы

Ср. русск. хрупать ‘есть, раскусывая или разгрызая с треском’.

(Česko-ruský slovník. Pod vedením K. Horálka, B. Ilka, L. Kopeckého. Praha, 1965)

Оценка:

0, 5 балла – за правильно определенное значение и 0,5 балла за правильно установленное соотношение со словами русского языка, то есть за правильное обоснование.

Итого: максимум — 10 баллов.

5. Согласно словарю В.И.Даля, слово преподобный может применяться как к святым людям (святой преподобный князь), так и к инструментам: преподобный топор, преподобное долото.

Раскройте исконное значение слова преподобный в сравнении с родственными ему словами в современном русском языке. Истолкуйте выражение преподобный топор. 

Ответ:

В современном русском языке слово преподобный — однокоренное с подобный, бесподобный, подобие, подобать (подобает, подобающий), уподобить.

Идея подобия на основании анализа данных слов должна представляться как следование должному, установленному порядку, образцу. Сравни: как подобает – как надлежит, следует, принято, должно; подобающий – такой, какой необходимо, обладающий набором определенных, необходимых качеств; бесподобный – тот, который нельзя сравнить с образцом (сравни: В.И.Даль: чему нет подобного относительно хороших качеств; лучший, превосходный, несравненный, беспримерный), уподобить – сравнить с тем, что может представлять собой образец; сделать по образцу чего-либо. 

Отсюда: преподобный с усилительной приставкой пре-: очень, весьма достойный, обладающий превышающим необходимый набором внутренних характеристик в соответствующей деятельности. Сочетание преподобный топор В.И.Даль истолковывает как весьма хороший, бесподобный, превосходный.

Оценка:

3 (2+1) балла — подбор родственных слов и описание их значения (2 балла – за 1-3 слова + 1 балл, если слов больше 3-х).

3 балла – истолкование исконного значения слова преподобный через сравнение с родственными словами.

2 балл – объяснение выражения преподобный топор.

Итого: максимум — 8 баллов.

6. На чем основана языковая игра в данном предложении? Как вы понимаете его смысл?

Девица Подзатылкина замечательна только тем, что ничем не замечательна. (А. П. Чехов)

Ответ:

В данном предложении обыгрывается многозначность прилагательного замечательный: 1. Выдающийся, необыкновенный по своим качествам. // Исключительный. // Очень хороший. 2. Заслуживающий внимания; примечательный. Краткая форма замечательна употреблена в разных, противопоставленных друг другу значениях. Это специальная стилистическая фигура речи (плока). В данном контексте она служит для создания иронии.

Фраза допускает разные истолкования:

А) Девица Подзатылкина отличалась от других  исключительной (выдающейся) заурядностью.

Б) Девица Подзатылкина была хороша уже тем, что не привлекала к себе внимания.

В) Заурядность Подзатылкиной – ее единственное положительное качество.

Оценка:

Указание на многозначность прилагательного – 1 б., указание на употребление прилагательного в разных значениях – 1 б., определение значений прилагательного – 2 б. + 2 б., указание на использование особой стилистической фигуры – 1 б., истолкование разных смыслов фразы – 3 б.

Всего – 10 б.

7. Какие значения слова двор можно вывести на основании его производных? Сгруппируйте слова в соответствии с выделенными вами значениями.

 гостинодворец, дворик, дворище, дворник, дворняжка, дворовая (постройка), задворки, однодворец, подворная (перепись), подворье.

Ответ:

Слова, производные от многозначного слова, соотносятся с ним строго в одном значении. Поэтому, анализируя значения производных слов, можно составить представление о семантике мотивирующего слова. Однако не все значения слова могут найти отражение в производных словах.

1) От слова двор в знач.1 «Участок земли при доме, огороженный забором или стенами зданий» образованы слова дворик, дворник, дворняжка, дворовая (постройка), задворки (задняя часть двора).

2) От слова двор в знач. 2 «Крестьянский дом со всеми хозяйственными постройками; отдельное крестьянское хозяйство» образованы слова дворище, однодворец, подворная (перепись), подворье.

3) От названий учреждений, заведений (гостиный двор, монетный двор, постоялый двор и т.п.) образовано только одно слово – гостинодворец.

Оценка:

За правильное распределение всех 10 слов – 10 б.

8. Объясните, почему в русских сказках о животных часто встречаются такие имена персонажей: Котофей Иванович (кот), Лисафья Ивановна (лиса), Петушайло Иванович (петух), Хавронья Ивановна (свинья), Михайло Иванович (медведь)? Какую роль играет в именовании слово Иванович?

Ответ:

А) Человеческие имена (Лисафья, Хавронья, Михайло), а также антропоморфные имена животных, уподобляемые антропонимам (Котофей – Тимофей, Дорофей, Досифей, Петушайло – Михайло) в русских сказках выполняли функцию персонификации. Они подчеркивали иносказание, аллегорический смысл сказки.

Б) Слово Иванович в именованиях животных условно (у них не было отца по имени Иван). Русское слово Иванович, как и украинское по происхождению слово батькович, способно замещать любое отчество, компенсировать его отсутствие. Это квазиотчество.

В) Слово Иванович наделяет животных русской национальностью. Имя Иван встречалось в русских святцах более 70 раз, этим вызвано его частое использование в именованиях русских людей. Отчество Иванович было также одним из самых распространенных. Ср. в «Русских сказках» А.М.Горького: «Жили-были Иванычи – замечательный народ! Что с ними не делай – ничему не удивляются!»

Г) В русской традиционной культуре право называться отчеством приобреталось только при достижении совершеннолетия. Поэтому герои сказок наделяются свойствами взрослых людей.

Д) Отчество используется для почтительного именования («По имени называют, а по отчеству величают»). Именование животных по отчеству отражает их привилегированное положение в сказочном мире.

Оценка:

Указание на неоднородность «личных имен» животных (человеческие имена и уподобляемые им названия животных) – 1 б.,

Определение функции персонификации – 1 б.,

Роль в создании иносказательности сказки – 1 б.,

Условность отчества в именованиях животных, функция квазиотчества (термин не обязателен) – 2 б.

Характеризующая функция именований: указание на национальность (2 б.) , взрослость (1 б.), привелигированное положение (1 б.).

Всего: 9 б.

9. В «Словаре русского языка 11-17 вв.» есть словарная статья с заголовочным словом МАШТУКЪ. Составители словаря не смогли дать определения этому слову, поставив знак (?), однако привели цитату из памятника письменности, в котором употребляется это слово:

«И отъ него ко мне вѣдомости не бывало, да пошлю нарошно о буровах и о долотах … зъ ∙в̃∙маштукама» (1698 г.).

Переведите выделенный фрагмент текста на современный русский язык.  Обоснуйте свой ответ.

Ответ:

«И от него ко мне никакого известия не было, так пошлю специально [весточку] о буравах и долотах … с двумя штуками».

Издатели словаря неверно прочитали древний текст, неправильно разделив его на слова.  Буква ∙в̃∙ обозначала цифру 2, а -ма – это окончание двойственного числа Тв. п., также как и в словоформе штука-ма; заметим, что написание предлога зъ отражает живое произношение писавшего, однако озвончение предлога съ возможно лишь перед согласным [д], тогда как озвончения [с] перед [в]  в русском языке не было и нет; это также служит аргументом в пользу того, что первое слово в выделенном фрагменте — два.

Оценка:

За правильное прочтение двема штукама – 5 баллов, за указание на значение буквы ∙в̃∙ — 1 балл, за определение формы штукама – 1 балл, за фонетический аргумент – 3 балла.

Итого: максимум – 10 баллов.

10.  Определите, какие ошибки содержатся в предложениях, дайте им объяснение и исправьте.

1. Обе стороны подписали консенсус.

2. Икебана – букет, составленный из засушливых цветов.

3. Один неосмотрительный шаг – и твоя нога погрузилась в небольшую лужицу, которую образовал недавно прошедший дождик. Теперь она, блестящая, украшенная желтым листком, весело улыбается приветливому солнышку.

4. По данным гидрометцентра, за эти 3 дня в столице выпала месячная норма осадков. Разбушевавшаяся стихия парализовала движение в центре столицы. Участились случаи ДТП.

5. Журналисты владеют большой толикой информации.

Ответ:

1. Подписать консенсус нельзя. Либо подписали соглашение, либо пришли к консенсусу.

2.   Вместо «засушливых» следовало бы «засушенных». Ошибка в употреблении паронимов.

3. Неверное употребление предложения с личным местоимением, которое может замещать одно из двух слов в предшествующем предложении.

4. Неверно «случаи ДТП». Случаи могут быть, например, заболевания. Здесь: Участились ДТП.

5. Толика может быть только маленькой. Следует: владеют большой информацией.

Оценка:

по 2 балла за ответ на каждый вопрос.

Итого – 10.

nsportal.ru

Олимпиадные задания по русскому языку (10 класс) на тему: Олимпиада по русскому языку (10-11 классы)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Борщенская средняя общеобразовательная школа»

Большесолдатского района Курской области

 

Олимпиада по русскому языку

(10-11 классы)

                                                   Подготовил: учитель

                                                                 русского языка и литературы

                                                  Кузнецова Светлана                                

                                       Валентиновна

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (10-11 КЛАССЫ)

1. В каких словосочетаниях прилагательное имеет нулевое окончание?

а) отчий дом:

б) висячий шкаф;

в) заячий тулуп;

г) жгучий мороз;

д) колючий ёж.

2. Сколько существительных мужского рода здесь представлено?

   Плацкарты, овощи, ворота, колени, оладьи, побережья, рельсы, погоны, санатории, чернила, туфли, ботинки, ботфорты, кроссовки.

3. В чём особенность склонения слова забытьё?

4. Как выглядит неопределённая форма глагола неймётся?

5. Заполните таблицу недостающими названиями частей человеческого тела.

 

лоб

ланита

глаза

рот

выя

грудь

туловище

рамена

правая рука

шуйца

длань

палец

6. Представляя героиню романа «Евгений Онегин», А.С.Пушкин писал:

   Её сестра звалась Татьяна…

   Впервые именем таким

   Страницы нежные романа

   Мы своевольно освятим,

   И что ж? Оно приятно, звучно,

   Но с ним, я знаю, неразлучно

   Воспоминанье старины

   Иль девичьей! Мы все должны

   Признаться: вкусу очень мало

   У нас и в наших именах

   (Не говорим уж о стихах)…

Ниже перечислены произведения русской литературы 18-19 вв. Героини каких из них носили исконно русские имена?

А. «Горе от ума» А.С. Грибоедова;

Б. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина;

В. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова;

Г. «Анна Каренина» Л.Н. Толстого;

Д. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского;

Е. «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина;

Ж. «Светлана» В.А. Жуковского;

3. «Ася» И.С. Тургенева;

И. «Ревизор» Н.В. Гоголя.

7. В каких странах мира вы сможете прочесть вывески и названия улиц, даже если вы не знаете никакого другого языка, кроме русского?

8. Даны пары синонимов. В какой из пар отношения между синонимами не такие, как в остальных?

   Отменить – аннулировать; путешествие – вояж; доброволец – волонтёр; черта – линия; изящество – грация; купец – торговец; промышленность – индустрия.

9. Узнайте слова по описаниям устойчивых выражений, в которых они встречаются.

А. Её не со всеми можно приготовить, те, кто пренебрегают ею, ослабевают, но иногда её просят неодушевлённые предметы.

Б. Оно является отличной средой для передвижения кисломолочных продуктов, прекрасным средством для поддержания горения, а также основой для чепухи.  

В. Находчивые люди умеют поддерживать беседу, не пользуясь им, у людей малоимущих он обычно меньше, чем многие необходимые вещи, а некоторых людей, испытывающих напрасные ожидания, приходится призывать к более открытому пользованию им.

10. Какую из этих фраз можно понять только одним способом?

А. Мать любит дочь.

Б. Роняет лес багряный свой убор  (А.С. Пушкин).

В. Как заинтересовали её картины моего друга!

Г. Я люблю читать книги по истории.

Д. Дядю Олега угощали чаем с вареньем.

11. Какое слово в группе «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.

   Голландка, китайка, лебёдка, толстовка, шотландка.

 12. Определите, кто из русских писателей и поэтов изображён И. Северяниным  в этих строках:

а) М. Горький;

б) В. Маяковский;

в) В. Брюсов;

г) М. Цветаева;

д) А. Ахматова.

1. Сласть слёз солёных знала Изергиль,

И сладость слёз солёных впита Мальвой.

Под каждой кофточкой, под каждой тальмой –

Цветов сердец зиждительная пыль.

2. Послушница обители любви

Молитвенно перебирает чётки.

Осенней ясностью в ней чувства чётки.

Удел-то святости непоправим.

3. Поёт он гимны всем семи грехам,

Непревзойдённый в митинговой глотке.

Истороиков о нём тоскуют плётки

Пройтись по всем стихозопотрохам.

13. Определите художественно-изобразительные средства языка:

1. Зачем, когда придёт пора,

Мы гоним детство со двора?

Зачем стараемся скорей

Перешагнуть ступени дней?   _____________________________________________________

2. В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны плещут. (А. Пушкин) __________________________________________

3. Ступеньки вверх,

Ступеньки вниз –

Кружится голова. _______________________________________________________________

4. Синий туман. Снеговое раздолье,

Тонкий лимонный лунный свет. (С. Есенин) _________________________________________

5. А в двери – бушлаты, шинели, тулупы. (В. Маяковский) ______________________________

6. Смотри, каков Самсон! (О слабом человеке) _________________________________________

14. Придумайте текст радиорекламы орфоэпического словаря русского языка.

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 10-11 КЛАССЫ. ОТВЕТЫ

Задание № 1.   А. В.

Задание № 2.  Овощ, рельс, погон, санаторий, ботинок, ботфорт.

Задание № 3.  Это единственное существительное на –ье, имеющее в предложном падеже окончание –и.

Задание № 4.  У глагола НЕЙМЁТСЯ нет неопределённой формы.

Задание № 5.

лоб

чело

щека

ланита

глаза

очи

рот

уста

шея

выя

грудь

перси

туловище

стан

плечи

рамена

правая рука

десница

левая рука

шуйца

ладонь

длань

палец

перст

Задание № 6.  Только Светлана – героиня одноимённой баллады Жуковского. Остальные героини, включая упомянутую пушкинскую Татьяну, носили имена греческого, латинского и древнееврейского происхождения. 

Задание № 7. В Белоруссии, Украине и Болгарии.

Задание № 8. В паре КУПЕЦ – ТОРГОВЕЦ  оба синонима исконно русские слова, тогда как в остальных парах одно из слов заимствованное. 

Задание № 9.  А. КАША – каши не сваришь, мало каши ел, ботинки каши просят.

Б. МАСЛО – как сыр в масле катается, подлить масла в огонь, чепуха на постном масле.

В. КАРМАН – лезть за словом в карман, не по карману, держи карман шире.

Задание № 10. Только предложение Г можно понять однозначно. 

Задание № 11. Лишним является слово КИТАЙКА, так как оно единственное является однозначным и не может обозначать и одушевлённое лицо, и неодушевлённый предмет. 

Задание № 12. 1а, 2д, 3б.

Задание № 13.

1 – риторический вопрос;

2 – параллелизм;

3 – анафора, антитеза;

4 – эпитет;

5 – метонимия;

6 – ирония.

nsportal.ru

Олимпиадные задания по русскому языку (10 класс) по теме: Задания для школьного этапа олимпиады по русскому языку в 10 классе

Задания для муниципального этапа всероссийской олимпиады

школьников по русскому языку

10 класс

Критерии проверки

Задание 1.

Определите, к каким частям речи относится слово столько в следующих предложениях:

Здесь столько цветов!

Я столько передумал за это время!

В первом предложении СТОЛЬКО – местоимение, заменяет числительное

Во втором предложении СТОЛЬКО – наречие, так как обозначает степень действия, состояния.

Количество баллов. Каждый ответ — 1 балл. Итого максимум 2 балла.

Задание 2.

Определите правильные и неправильные случаи словоупотребления. Неправильные случаи исправьте.

А) Нельзя допустить, чтобы неприятель одержал верх над нами.

Б) Творчество Булгакова обладает большими художественными особенностями.

В) Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.

Г) Я проходил мимо друзей и решил зайти к ним на огонек.

Д) Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству.

Ответ:

А) Нельзя допустить, чтобы неприятель одержал победу (взял верх) над нами.

Б) Творчество Булгакова отличается большими художественными особенностями.

В) Ранние произведения поэта понятны и доступны каждому.

Г) Я проходил мимо друзей и решил зайти к ним на огонек.

Д) Президент фирмы призвал всех к сотрудничеству.

Количество баллов. Каждый ответ — 1 балл. Итого максимум 5 баллов.

Задание 3.

В      предлагаемых      примерах      из     современной      художественной      и публицистической литературы  найдите крылатые слова, и определите их источник (произведение, автор). Каково происхождение выражения «крылатые слова»!

1. Не по чину берешь

2. Дела давно минувших дней.

3. Услужливый дурак опаснее врага.

4. Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь.

Ответы:

  1. Н.В. Гоголь «Ревизор»
  2. А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»
  3. И.А. Крылов  «Пустынник и Медведь»
  4. А.С. Грибоедов «Горе от ума»

.Количество баллов:Указание названия произведения — 1 б, его автора — 1 б,

Всего:8 б.

Задание 4.

Владимир Иванович Даль считал, что всегда можно найти русское слово, равнозначное иностранному. Какими русскими словами он предлагал заменять перечисленные ниже заимствованные?

        Этимология –

        Идеология –

        Патриот —

Ответ:

Этимология – корнесловие

        Идеология – мыслесловие

        Патриот — отчизнолюб

Количество баллов. Каждый ответ — 1 балл. Итого максимум 3 балла.

Задание 5.

Различаете ли вы значения приводимых слов:

Командированный – командировочный

Освоить – усвоить

Особый – особенный

Практический – практичный

Экономный – экономичный

Количество баллов. Каждый ответ — 1 балл. Итого максимум 10 баллов.

Задание 6.

Предположим, что иностранец не знает ни одного русского слова, но знает общие правила о том, как, слыша тот или иной звук в русском слове, обозначать его на письме. Какие из приведенных ниже слов он сможет правильно записать, слыша, как их произносят:

Отдавать, вензель, палка, подсвечник, поток, пруд, скучно, добрый, лесной, идти?

Ответ.

Палка, добрый

Количество баллов. Каждый ответ — 1 балл. Итого максимум 2 балла.

Задание 7.

Поставьте ударения в следующих словах.

Газопровод, договор, досуг, дремота, ломоть, мышление, статуя, щавель, каталог, пурпур

Ответ:

ГазопровОд, договОр, досУг, дремОта, ломОть, мышлЕние и мЫшление, стАтуя, щавЕль, каталОг, пУрпур

Количество баллов. Ударение — 0,5 балла. Итого максимум 5 баллов.

Задание 8.

Какое слово в группе «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.

Голландка, китайка, лебёдка, толстовка, шотландка.

Ответ:

«Лишним» является слово китайка, так как оно единственное является однозначным и не может обозначать и одушевлённое лицо, и неодушевленный предмет.

Количество баллов: 1 балл

Задание 9.

Что означает выражение «семь пятниц на неделе»? Каково его происхождение?

Ответ.

Семь пятниц на неделе – о том, кто часто меняет свои решения. Примерно с 17 века в пятницу, свободный от работы день, устраивались всякие сделки, заключались они в присутствии свидетелей. Свидетели, желая получить выгоду, часто торопили события, не дожидаясь пятницы.

Критерии оценивания

  1. Определение значения выражения — 1 балл.
  2. Определение происхождения выражения — 1 балл.

Итого максимум 2 балла.

Задание 10.

Вставьте пропущенные буквы, обозначив орфограммы. Расставьте знаки препинания, объясните их. Выполните синтаксический разбор второго предложения.

Какие художественные средства использует автор? Определите стиль текста, обоснуйте свой выбор.

Это была такая ночь какой уже я никогда (н…) видала после. Полный месяц стоял над домом за нами так что его (не) было видно и половина тени крыши столбов и полотна террасы наискось лежала на песч…ной дорожке и газонном круге. Остальное все было светло и облито сер…бром росы и месячного света. Широкая цветочная дорожка по которой с одного края косо л…жились тени георгин и подпорок, вся светлая и холодная, блестя (не) ровным щебнем уходила в туман и (в) даль. Из (за) деревьев виднелась светлая крыша оранжереи и из (под) оврага подн…мался  р…стущий туман.

(Л.Н. Толстой.)

nsportal.ru

План подготовки к олимпиаде по литературе (10 класс)

План

подготовки обучающихся к олимпиаде по литературе

учителя русского языка и литературы

МБОУ СОШ с. Толстая Дубрава

Окороковой О.В.

Цель подготовки:

Требования к уровню подготовки:

  1. Роды литературы

  2. Жанры

  3. Литературные направления и течения

  4. Тематика лирических произведений

  5. Структура художественного текста

  6. Конфликт в художественном произведении

  7. Система образов в художественном произведении

  8. Художественный характер

  9. Средства создания и раскрытия литературного героя

  10. Роль писателя в произведении

  11. Сатира и юмор

  12. Название художественного произведения

  13. Роль пейзажа в произведении

  14. Художественное пространство и время

  15. Художественная деталь

  16. Эпизод

  17. Стихосложение

  18. Стихотворные размеры

  19. Рифма, строфа

  20. Как определить стихотворный размер?

  21. Про мужскую и женскую рифмы

  22. Тропы и их функции

  23. Поэтический синтаксис

  24. Поэтическая фонетика

  25. Лексические средства выразительности

  26. Схема анализа лирического произведения

  27. Грамотный план как залог успешного сочинения

  28. Контекст

  29. Анализ литературного образа

  30. Построчный пересказ лирического произведения

  31. Этапы работы над сочинением

  32. Характерные черты в творчестве поэтов

  33. Распределение заданий по прозаическим произведениям 

  34. Распределение заданий по лирическим произведениям 

  35. Развернутый ответ на проблемный вопрос. Методические комментарии

  36. Общие требования к сочинениям

Темы для подготовки.

Список литературы для подготовки к олимпиаде:

Древнерусская литература

«Слово о полку Игореве»

Из литературы XVIII в.

Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль»

Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник»

Литература первой половины XIX века

А.С. Грибоедов пьеса «Горе от ума»

В.А. Жуковский стихотворение «Море», баллада «Светлана»

А.С. Пушкин романы: «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», поэма «Медный всадник», стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…»

М.Ю. Лермонтов поэма «Мцыри», роман «Герой нашего времени», «Песня про … купца Калашникова», стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пёстрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…»

Н.В. Гоголь пьеса «Ревизор», поэма «Мертвые души», повесть «Шинель».

Литература второй половины XIX века

А.А. Фет стихотворения: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…»,«Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»

Н.А. Некрасов поэма «Кому на Руси жить хорошо», стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…»,«Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…»

И.С. Тургенев роман «Отцы и дети»

М.Е. Салтыков-Щедрин сатирические сказки: («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь», «Дикий помещик», роман «История одного города» (обзорное изучение)

Л.Н. Толстой роман-эпопея «Война и мир»

Ф.М. Достоевский роман «Преступление и наказание»

И.А. Гончаров роман «Обломов»

Н.С. Лесков одно произведение (по выбору экзаменуемого) например, повесть «Левша» или «Леди Макбет Мценского уезда».

А.Н. Островский пьеса «Гроза»

Ф.И. Тютчев стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…»,«Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»),«Природа – сфинкс. И тем она верней…»

Литература конца XIX — начала XX века

А.П. Чехов пьеса «Вишневый сад», рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»

Из литературы первой половины XX века

И.А. Бунин рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»

А.А. Ахматова поэма «Реквием», стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Нес теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество»

М. Цветаева стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)

М. Горький пьеса «На дне», рассказ «Старуха Изергиль»

С.А. Есенин стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…»,«Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»

Б.Л. Пастернак роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов), стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль»

О.Э. Мандельштам «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» 

В.В. Маяковский поэма «Облако в штанах», стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»

А.А. Блок поэма «Двенадцать», стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…»

М.А. Шолохов роман «Тихий дон», рассказ «Судьба человека»

М.А. Булгаков романы: «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия» (допускается выбор)

А.Т. Твардовский поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)

А.И. Солженицын рассказ «Матренин двор», повесть «Один день Ивана Денисовича»

А.П. Платонов одно произведение (по выбору экзаменуемого)

Из литературы второй половины XX века

Проза второй половины XX века: Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору)

Поэзия второй половины XX века: Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору)

Драматургия второй половины ХХ века: А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору)

infourok.ru

РусОлимп — РусОлимп — погружение в волшебный мир русского языка

Здравствуйте! Вы зашли на сайт подготовки учащихся к олимпиаде по русскому языку.
Язык — одно из самых сложных явлений жизни человеческого общества.
Возможно, материалы нашего сайта помогут вам проникнуть в его тайны, постичь законы его развития, усвоить нормы, осознать его богатство, красоту и неповторимость и …
подготовиться к лингвистическим олимпиадам, творческим конкурсам, соревнованиям.
Нет сухих, скучных правил, есть только жизнь языка, его законы, отражающие эту жизнь.

1. Сайт состоит из 10 разделов: «История Русского Языка», «Фонетика», «Орфоэпия», «Орфография», «Лексика», «Морфемика», «Словообразование», «Морфология», «Синтаксис», «Пунктуация».
Работа с данными разделами предполагает поэтапную подготовку учащихся по всем разделам языкознания.
2. Каждый из разделов включает в себя 4 вкладки: теоретические сведения по разделу лингвистики, словарь лингвистических терминов, «проверь себя» (вопросы с ответами для самопроверки),
контрольное тестирование.
3. После ознакомления с теоретическим материалом, выполнения тренировочных и контрольных заданий учащимся предлагается выполнить дистанционную олимпиаду в соответствии со ступенью обучения.
Олимпиаду могут пройти организованные учителем-предметником группы учащихся. После выполнения заданий олимпиады учитель получает ключи с ответами от организаторов сайта,
самостоятельно проверяет работы учащихся и отчет по результатам олимпиады отправляет организаторам. На сайте постоянно заполняются рейтинговые таблицы.
Форма организации сайта позволяет сделать олимпиаду максимально творческой: мы предлагаем задания, требующие развернутого ответа, умения анализировать текст.
4. При составлении вопросов по русскому языку для тренировочного блока и олимпиады мы будем руководствоваться следующими основными принципами:
— обязательность обращения к разнообразным языковым уровням, от фонетического до синтаксического;
— нацеленность на развитие умения участника олимпиады абстрактно мыслить, увидеть причины тех или иных языковых изменений, вычленить языковые модели с опорой на конкретный языковой материал,
провести семантический, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический и т.д. анализ предложенных примеров;
-включение в материал для анализа языковых явлений, рассмотрение которых требует использования культурологической информации;
-использование текстов и заданий, способствующих духовно-нравственному воспитанию личности учащегося.

Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.

rusolimp.kopeisk.ru

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о