По с разными частями речи – когда пишется слитно, когда раздельно, а когда через черточку?

Учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему: Таблица «Не с различными частями речи»

 

Часть речи.

Раздельно.

Слитно.

1. Имя существительное.

Есть противопоставление с союзом «а» ( не правда, а ложь ).

1. Не употребляется без НЕ (невольник).

2. Можно заменить синонимом без НЕ ( неправда= ложь).

2.Полные прилагательные.

Краткие прилагательные.

Наречия на –О,- Е.

1. Есть противопоставление с союзом «а» ( не правдивый, а лживый; не правдив, а лжив; не правдиво, а лживо).

2. Впереди есть слова:

вовсе не…  отнюдь не…

ничуть не… далеко не…

никогда не… ничто не…

нисколько не… ( вовсе не правдивый рассказ).

1. Не употребляется без НЕ  (ненастный, ненастно ).

2. Можно заменить синонимом без НЕ (неправдивый=лживый,

неправдив = лжив, неправдиво = лживо ).

3. Полные причастия.

1. У причастия есть зависимое слово ( не решённый мной ).

2. Есть противопоставление с союзом «а» ( не решённый, а списанный пример ).

1. Не употребляется без НЕ  (недоумевающий ).

2. Нет зависимого слова (нерешённый пример ).

3. Нет противопоставления с союзом «а».

4. Краткие причастия.

Всегда раздельно: рассказ не прочитан, поле не вспахано, тетради не проверены.

 

_________________________

5. Глагол.

1. С частицей НЕ пишется раздельно, если употребляется без неё ( не было, не мог ).

2. НЕ  до…. ( действие не закончено: не доел суп, не дочитал главу ).

 

1. Слитно пишутся глаголы, не употребляющиеся без НЕ ( ненавидеть, негодовать )

2. НЕДО… ( выполнено меньше ста процентов, меньше нормы: недобрать баллов, недостаёт красок ).

6.Деепричастие.

С частицей НЕ пишется раздельно, если употребляется без НЕ: не зная, не думая .

Слитно пишутся деепричастия, не употребляющиеся без НЕ: ненавидя, неистовствуя, негодуя, недоумевая .

Упражнения по теме «Правописание НЕ с разными частями речи»

 Упражнение 1

Раскройте скобки, распределив слова на две группы: 1) с раздельным написанием частицы не; 2) со слитным написанием частицы не.

(Не)лепый поступок, (не)высоко взлететь; (не)высоко взлететь, а низко; поступить (не)по-товарищески, почуять (не)доброе, (не)ряшливый вид, вести себя (не)принужденно, вовсе (не)трудовые доходы, (не)веселый, а грустный вид, (не)складность фигуры, перейти (не)глубокую, но широкую реку, устать с (не)привычки, бормотать что-то (не)внятное, далеко (не)легкое дело, река была (не)широка, (не)противление злу, сказать явную (не)правду, юноша крайне (не)вежлив, (не)навистный человек, (не)движимость, (не)коммерческое, а государственное предприятие; (не)счастный случай, (не)трудоспособность, полный (не)вежда в музыке, (не)замужняя дама, (не)избежно, (не)приязненный, (не)совершеннолетние дети.

 

 

Упражнение 2

Перепишите, раскрывая скобки. Устно объясните слитное и раздельное написание частицы не.

 (Не)читал книгу; (не)может смотреть; (не)взлюбить с первого взгляда; (не)думая о последствиях; якорь (не)достает дна; времени всегда (не)достает; в (не)урожайные годы (не)доедают; (не)доиграл партии; с утра (не)здоровится; (не)зная причины; (не)договаривал главного; (не)было намерений; (не)явился на судебное заседание; (не)нужные для дела подробности; (не)достойное порядочного человека поведение; почерк (не)разборчив; (не)проверенная следователем версия; (не)замеченный водителем знак; версия (не)проверена; совсем (не)проверенная версия; (не)знакомый мужчина.

 

Упражнение 3

Образуйте от приведенных ниже глаголов краткие страдательные причастия, употребите их с частицей не, составьте с ними словосочетания.

Пахать, избрать, чесать, приватизировать, достроить, акционировать, запрограммировать, дошить, создать.

 

Упражнение 4

Перепишите, объясняя устно слитное и раздельное написание частицы не.

1) (Не)льзя (не)обратить внимания на повышение качества работы дорожно-патрульной службы. 2) В партии товара (не)доставало несколько упаковок. 3) В Швейцарии (не)обходимо знать три языка — итальянский, немецкий, французский. 4) Ответ студента был (не)вполне удовлетворительным. 5) Он (не)заметно, ни с кем (не)простясь, ушел. 6) Уровень жизни в развивающихся странах (не)соответствует стандартам европейских стран. 7) (Не)занимательный случай, (не)анекдот, (не)эпизод, но целая жизненная судьба становятся у Чехова основой (не)большого по размерам рассказа. 8) (Не)обязательно, чтобы ответ был дан (не)медленно. 9) (Не)мало месяцев провел профессор над составлением учебника.

 

 

Тест по теме «Правописание не с разными частями речи» 

 

 1.                  В каком варианте НЕ пишется раздельно?

 

1)                 (не)прерывное (не)домогание

2)                 мне это вовсе (не)интересно

3)                 (не)вежда

4)                 это было (не)избежно

 

 

2.                  В каком варианте НЕ пишется раздельно?

 

1)                 совершить (не)лепый поступок

2)                 бормотать что-то (не)внятное

3)                 ничем (не)оправданный риск

4)                 юноша крайне (не)вежлив

 

 

3.                  В каком варианте НЕ пишется раздельно?

 

1)                 в пачке (не)достает трех тетрадей

2)                 (не)взлюбить с первого взгляда

3)                 (не)зная причины

4)                 обошлось (не)дешево

 

 

4.                  В каком варианте НЕ пишется раздельно?

 

1)                 работа (не)зачтена

2)                 вести себя (не)принужденно

3)                 (не)приступная крепость

4)                 с утра (не)здоровится

 

 

5.                  Какое из объяснений является ошибочным?

 

1)                 (не)хочется в это верить — не с глаголами пишется раздельно

2)                 переспросить, (не)доумевая — не пишется слитно, так как слово без не не употребляется

3)                 отозваться очень (не)лестно — не с наречием пишется раздельно, так как у наречия есть зависимые слова

4)                 (не)погашенный костер — не с причастием пишется слитно, так как у причастия нет зависимого слова

 

 

6.                   В каком примере НЕ пишется слитно?

1) Многие рукописи (не)расшифрованы.

2) В книге (не)хватало нескольких страниц.

3) Нам (не)доставало терпенья и опыта.

4) Есть на земле люди, (не)знающие, что такое снег.

 

7. Раскрой скобки. Отметь те предложения, в которых глаголы пишутся с не слитно.

 1) (Не) трудиться, так и хлеба (не) добиться.

2) Мне в этот день (не) здоровилось.

3) С людьми браниться – никуда (не)годится.

4) Толпа (не)доумевала.

5) (Не)лает, не кусает, а в дом (не)пускает.

 

8.В каком предложении не с существительным пишется слитно.

 1) Раздался шорох. Это был и (не)зверь, и (не) птица.

2) Но это, к сожалению, было (не) озеро.

3) Мы поняли, что это было (не)доразумение.

4) (Не)участие продемонстрировал в этой ситуации, а холодное равнодушие.

 

9.Укажите слитное написание частицы не:

 1) далеко (не)робкое замечание

2) (не)у кого остановиться;

3) ничуть (не)дорог;

4) (не)здоровый цвет лица;

5) (не)дядин дом;

6) (не)доумевал;

7) (не)большой, но удобный шкаф;

8) выразить (не)годование;

9) (не)чего бояться;

10) (не)длинна, а коротка.

 

10.Отметь строку,в которой все слова пишутся с не слитно:

 1) (не)брежный, ничуть (не)привлекательный, (не)взгоды,

2) (не)доумение, (не)видел, (не)догадливый;

3) (не)доразумение, (не)кем, (не)взлюбил.

 

11.Отметь строку,в которой все слова пишутся с не раздельно:

 1) (не)лепость, (не)годовал, (не)красивый;

2) (не) (с) кем, (не)думал, далеко (не) робкий;

3) (не)широкая, но глубокая; (не)понял, (не)вразумительный.

 

12.Отметь строку, в которой оба прилагательных пишутся с не слитно:

 1) далеко (не)спокойный, (не)суразный;

2) вовсе (не)сложная, (не)дорогой;

3) (не)вредимый, (не)громкая.

 

13.Отметь неверное пояснение, касающееся правописания не с существительными.

 1) пишется слитно, если слово не употребляется без не;

2) пишется  слитно, если можно заменить синонимом без не,

3) пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом а.

 

14.Укажи примеры с ошибкой:

 1) проявил негодование;

2) не  ласковый взгляд;

3) вовсе не лёгкий переход;

4) был недогадлив;

5) ничуть не подозрительный;

6) нисколько  непривередлив;

7) отнюдь  не  безвыходный.

nsportal.ru

Повторение орфографии. Правописание НЕ с разными частями речи

На  уроке мы повторим, как не ошибиться в орфограмме и как пишется НЕ с различными частями речи.

           

Чтобы не ошибиться в правописании орфограмм, необходимо пользоваться  удобной схемой. Порядок действия при выборе орфограммы – буквы может быть таким:

1. Находим орфограмму – букву.

2. Определяем, в какой морфеме находится орфограмма – буква.

Если  буква в  приставке или корне – применяем правило.

Если  буква в суффиксе или окончании – определяем, к какой части речи относится  слово. Затем применяем правило, которое действует для этой морфемы в конкретной части речи.

 

Правописание НЕ с различными частями речи.  Чтобы удобнее было запоминать, объединяем части речи со сходными правилами.

1-я группа: существительные, прилагательные, наречия.

СЛИТНО  пишем:

  • если слово без НЕ не употребляется: неряха, нелепый, небрежно;
  • если можно подобрать к слову синоним без НЕ: неправда (ложь), неширокая река (узкая), нехорошо  (плохо).

РАЗДЕЛЬНО:

  • если есть или подразумевается противопоставление: не широкая, а узкая  река;
  • если есть слова далеко, вовсе, отнюдь, ничуть: вовсе не интересный фильм, далеко не легкое дело.

2-я группа: глаголы и деепричастия.

С ними  НЕ  всегда пишем раздельно, кроме слов, которые без НЕ не употребляются: не читал, не читая, негодовал, негодуя.

НЕ пишется слитно, если входит в приставку НЕДО: При жизни ученого недооценивали.

Деепричастие не надо путать с производным предлогом несмотря на, в котором не пишется слитно.

3-я группа: причастия. Используется алгоритм:

определяем,  краткая или полная форма.

Полная форма:

РАЗДЕЛЬНО: если есть противопоставление: не  написанный, а напечатанный;

                           если есть  зависимые слова: еще не прочитанная  книга;

СЛИТНО:        если  нет противопоставления: непрочитанная книга.

Краткая форма – пишем раздельно: не написана.

Другие части речи.

РАЗДЕЛЬНО пишем не:

  • с числительными: не пять;
  • с местоимениями (кроме отрицательных и неопределенных): не она. Отрицательные и неопределенные местоимения пишем с не- (ни-)  раздельно, если  есть предлог ( слитно – если предлога нет): некого – не у кого;
  • с краткими прилагательными,  которые не употребляются в данном значении в полной  форме: не рад, не готов;
  • со всеми словами, которые пишутся через дефис: (поступил) не по-товарищески.

Домашнее задание

Вопросы

  1. Нужно ли определять часть речи, чтобы правильно написать орфограмму в приставке или в корне?
  2. В каком  случае для написания орфограммы – буквы надо определять часть речи?
  3. В каких случаях пишем  НЕ с существительными, прилагательными и наречиями раздельно?
  4. Всегда ли НЕ  с глаголом и деепричастием пишется раздельно?
  5. Всегда ли причастия  пишутся с НЕ  слитно?

Упражнение 1. Раскройте скобки.

Ряд (не)седьмой, (не)знал его, (не)легко решить, (не)смотря  по сторонам,  (не)смотря на плохую погоду, трава (не)скошена , (не)дорогая, а красивая ткань, еще (не)распустившийся  цветок, (не)кому, (не)к кому, (не)чего бояться.

Упражнение 2. Измените слова так,  чтобы там, где НЕ написано слитно, нужно было писать раздельно и наоборот.

(1)   Незаконченный роман, (2)не выполненное нами задание, (3) несъеденный торт, (4) недалеко, (5) несмешно,  (6)не смотря по сторонам.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000. (Источник).

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» (Источник).

 

Использованные ресурсы Интернет

1. Словарь лингвистических терминов (Источник).

2. Подчинительные союзы и союзные слова (Источник).

 

Литература

Русский  язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2011.

Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред.  М.М. Разумовской, П.А. Леканта, – М.: Дрофа, 2011.

Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, 2006.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературно правке. – М.: 2012.

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Демонстрационный вариант             контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Демонстрационный вариант  контрольных измерительных материалов для проведения в  2009, 2011, 2012, 2013 году государственной (итоговой)  аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Авторские материалы Северян Т.В.

interneturok.ru

Правописание НЕ с разными частями речи (Упражнения и тест)

 Упражнение 1

Раскройте скобки, распределив слова на две группы: 1) с раздельным написанием частицы не; 2) со слитным написанием частицы не.

(Не)лепый поступок, (не)высоко взлететь; (не)высоко взлететь, а низко; поступить (не)по-товарищески, почуять (не)доброе, (не)ряшливый вид, вести себя (не)принужденно, вовсе (не)трудовые доходы, (не)веселый, а грустный вид, (не)складность фигуры, перейти (не)глубокую, но широкую реку, устать с (не)привычки, бормотать что-то (не)внятное, далеко (не)легкое дело, река была (не)широка, (не)противление злу, сказать явную (не)правду, юноша крайне (не)вежлив, (не)навистный человек, (не)движимость, (не)коммерческое, а государственное предприятие; (не)счастный случай, (не)трудоспособность, полный (не)вежда в музыке, (не)замужняя дама, (не)избежно, (не)приязненный, (не)совершеннолетние дети.

 

Упражнение 2

Запишите следующие причастия с отрицательными местоимениями или наречиями. Объясните их правописание.

Образец: необученные солдаты — ничему не обученные солдаты.

(Не)исследованный, (не)видимый, (не)занятый, (не)меняющийся, (не)успокоенный, (не)прочитанный, (не)замеченный, (не)защищенный.

 

Упражнение 3

Перепишите, раскрывая скобки. Устно объясните слитное и раздельное написание частицы не.

 (Не)читал книгу; (не)может смотреть; (не)взлюбить с первого взгляда; (не)думая о последствиях; якорь (не)достает дна; времени всегда (не)достает; в (не)урожайные годы (не)доедают; (не)доиграл партии; с утра (не)здоровится; (не)зная причины; (не)договаривал главного; (не)было намерений; (не)явился на судебное заседание; (не)нужные для дела подробности; (не)достойное порядочного человека поведение; почерк (не)разборчив; (не)проверенная следователем версия; (не)замеченный водителем знак; версия (не)проверена; совсем (не)проверенная версия; (не)знакомый мужчина.

 

Упражнение 4

Образуйте от приведенных ниже глаголов краткие страдательные причастия, употребите их с частицей не, составьте с ними словосочетания.

Пахать, избрать, чесать, приватизировать, достроить, акционировать, запрограммировать, дошить, создать.

 

Упражнение 5

Перепишите, объясняя устно слитное и раздельное написание частицы не.

1) (Не)льзя (не)обратить внимания на повышение качества работы дорожно-патрульной службы. 2) В партии товара (не)доставало несколько упаковок. 3) В Швейцарии (не)обходимо знать три языка — итальянский, немецкий, французский. 4) Ответ студента был (не)вполне удовлетворительным. 5) Он (не)заметно, ни с кем (не)простясь, ушел. 6) Уровень жизни в развивающихся странах (не)соответствует стандартам европейских стран. 7) (Не)занимательный случай, (не)анекдот, (не)эпизод, но целая жизненная судьба становятся у Чехова основой (не)большого по размерам рассказа. 8) (Не)обязательно, чтобы ответ был дан (не)медленно. 9) (Не)мало месяцев провел профессор над составлением учебника.

 

Упражнение 6

Перепишите. Раскройте скобки. Вместо точек вставьте пропущенные буквы.

1. (Не)засыпая (н…) на минуту, он смотрел с (не)меркнущим интересом на (не)знакомые ему места. 2. Он ушел (не)заметно. 3. Вдруг разнесся по лесу короткий, глухой рев: (не)знакомый и страшный голос какого-то зверя (Биан). 4. Страх на море зависит от привычки или (не)привычки к морю, то есть от знакомства или (не)знакомства с его характером (Гонч.). 5. Стрелки (не) поняли, в чем дело, и в (не)(до)умении смотрели на мои движения (Арс.). 6. Глядите на меня. Мне это (н…)(н…)приятно (Тург.). 7. На красоту (не) броскую, (не) крикливую, (не)бьющую в глаза роскошью форм и буйством красок (не) вольно отзывается наше сердце (О.Авдеева). 8. Вдруг меня (не) поймут, (не) (до) оценят (А.Крон). 9. Он привел вовсе (не) убедительные аргументы. 10. Приезжий был (не)высок ростом и (не)казист с виду (Шол.). 11. Пусть струится над твоей избушкой тот вечерний (не)сказанный свет (Ес.). 12. (Не) один человек писал эту книгу. 13. (Не)далеко показались огни деревеньки. 14. Берег реки (не)отлог, а очень крут. 15. (Не)горазд я петь. 16. В почве (не)(до)стает питательных веществ. 17. (Не)лающий пес похлебки (не) получит (Посл.). 18. (Не)умеющий говорить кулаком пугает (Посл.). 19. Спектакль мы до конца (не)(до)смотрели. 20. За окном стояла (не)проглядная тьма. 21. (Не)умело приготовлен обед: что-то (не)(до) жарилось, что-то (не)(до) варилось. 22. (Не) я, (не)ты виноваты в этом. 23. (Не)други моего друга — мои (не)други. 24. (Не)удача, а трудности ждали его в работе. 25. Мы скрылись в шалаше от (не)погоды. 26. Ребята мечтают о (не)обжитых местах, о(не)изведанных тайнах. 27. Отец (не)(до)смотрел за ребенком. 28. Ты как будто (не)рад мне? 29. (Не) достать мне этой редкой книги! 30. Урал — край (не)сметных богатств. 31. Издали слышался шум (не)угомонного ручья. 32. Никак (не)потревоженный снег лежит волнистыми сугробами.

 

Упражнение 7

Переставьте предложения так, чтобы получился связный текст. Раскройте скобки. Сформулируйте основную мысль текста. Согласны ли вы с предложенной формулировкой?

 

А. К нему нужно подойти вплотную и наклониться.

Б. (Не)словами, а молчанием, добрым взглядом, улыбкой лучше всего раскрывается такой человек.

В. Благоухание ландыша (не)слышишь за сто шагов.

Г. Есть и люди, которых нельзя понять, (не)приблизившись к ним, (не)увидев их в кругу друзей или даже наедине. (По О.Кожуховой)

 

Упражнение 8

Спишите текст и разделите его на три абзаца. Озаглавьте текст. Раскройте скобки и укажите, к какой части речи принадлежит слово.

В пустыне все (не)привычно и (не)понятно. Реки, которые никуда (не) впадают. Проливные дожди, которые высыхают, (не)долетая до земли. Деревья, под которыми нет тени. Родники, вода которых (не)утоляет, а разжигает жажду. Даже хорошей погодой здесь называют (не)солнечную и сухую, а пасмурную и дождливую. Даже зонт защищает тут (не)от дождя, а от солнца. Идешь, и тень твоя испуганно путается в ногах. Будто топчешь большую черную птицу. И шустрые струйки песка засыпают позади твой след. (Н.Сладков)

 

Упражнение 9

Допишите пословицу, вставляя слова с не. Укажите, к какой части речи принадлежит вставленное слово. В случае затруднения см. подсказку.

Кукушка (не)ястреб, а (не)уч________. Ленивому всегда________. Книга в счастье украшает, а в________ утешает. Отважный (не)боится________. Стойкий боец для врага________. Где________ потеряет, там смелый найдет. ________ слово больней огня жжет. Лучший из даров – ум, худшее из (не)счастий –________.

Подсказка: (не)вежество, (не)приступен, (не)смелый, (не)доброе, (не)удачи, (не)мастер, (не)счастье, (не)когда.

 

Упражнение 10

Замените слитное написание на раздельное, а раздельное – на слитное, укажите, к какой части речи относятся слова с не.

1. (Не)ослабевающие, а крепнущие связи. 2. (Не)законченный портрет. 3. Рукопись (не)отредактирована. 4. (Не)решенная еще проблема. 5. (Не)исписанные листы. 6. (Не)запланированная на сегодня поездка. 7. Ничего (не)говорящий факт.

 

Упражнение 11

Прочитайте предложения. Найдите «лишнее». По какому признаку вы это определили? Сформулируйте общую тему для остальных предложений. Напишите одно свое предложение по данной теме.

1. (Не)вежда (не)навидит учение.

2. (Не)лепо спорить с (не)годяем.

3. (Не)ряшливый человек смешон.

4. (Не)льзя объять (не)объятное.

5.(Не)годующий человек часто совершает (не)предсказуемые действия.

6. Лучше жить любя, чем (не)навидя.

 

Упражнение 12

Раскройте скобки, объясните правописание не с глаголами. Найдите устаревшие слова. В связи с чем они перестали употребляться? К какому стилю относится текст?

М.В.Ломоносов о поведении учащихся.

1. С учителями общаться очень вежливо, (не) упрямиться и (не) спорить с ними ни о чем

2. Избегать ссор между собою и (не) производить никакого шума и стука.

3. Ничем (не) превозноситься и (не) унижать другого.

4. (Не) быть гордым и грубым.

5. (Не) произносить гнилых, грубых и пустых слов.

6. (Не) хвастаться и (не) лгать.

7. Во время молитвы и трапезы (не) разговаривать. Есть опрятно.

8. Самый большой вред – от лени. Ее надо всячески избегать.

9. Вредно любить сладости и прогулки с дурными компаниями.

10 Береги время учебы: оно (не) вернется, его (не) наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится!(1758 год)

 

Тест по теме «Правописание не с разными частями речи»

 

 1.                  В каком варианте НЕ пишется раздельно?

 

1)                 (не)прерывное (не)домогание

2)                 мне это вовсе (не)интересно

3)                 (не)вежда

4)                 это было (не)избежно

 

 

2.                  В каком варианте НЕ пишется раздельно?

 

1)                 совершить (не)лепый поступок

2)                 бормотать что-то (не)внятное

3)                 ничем (не)оправданный риск

4)                 юноша крайне (не)вежлив

 

 

3.                  В каком варианте НЕ пишется раздельно?

 

1)                 в пачке (не)достает трех тетрадей

2)                 (не)взлюбить с первого взгляда

3)                 (не)зная причины

4)                 обошлось (не)дешево

 

 

4.                  В каком варианте НЕ пишется раздельно?

 

1)                 работа (не)зачтена

2)                 вести себя (не)принужденно

3)                 (не)приступная крепость

4)                 с утра (не)здоровится

 

 

5.                  Какое из объяснений является ошибочным?

 

1)                 (не)хочется в это верить — не с глаголами пишется раздельно

2)                 переспросить, (не)доумевая — не пишется слитно, так как слово без не не употребляется

3)                 отозваться очень (не)лестно — не с наречием пишется раздельно, так как у наречия есть зависимые слова

4)                 (не)погашенный костер — не с причастием пишется слитно, так как у причастия нет зависимого слова

 

 

6.                   В каком примере НЕ пишется слитно?

1) Многие рукописи (не)расшифрованы.

2) В книге (не)хватало нескольких страниц.

3) Нам (не)доставало терпенья и опыта.

4) Есть на земле люди, (не)знающие, что такое снег.

 

7. Раскрой скобки. Отметь те предложения, в которых глаголы пишутся с не слитно.

 1) (Не) трудиться, так и хлеба (не) добиться.

2) Мне в этот день (не) здоровилось.

3) С людьми браниться – никуда (не)годится.

4) Толпа (не)доумевала.

5) (Не)лает, не кусает, а в дом (не)пускает.

 

8.В каком предложении не с существительным пишется слитно.

 1) Раздался шорох. Это был и (не)зверь, и (не) птица.

2) Но это, к сожалению, было (не) озеро.

3) Мы поняли, что это было (не)доразумение.

4) (Не)участие продемонстрировал в этой ситуации, а холодное равнодушие.

 

9.Укажите слитное написание частицы не:

 1) далеко (не)робкое замечание

2) (не)у кого остановиться;

3) ничуть (не)дорог;

4) (не)здоровый цвет лица;

5) (не)дядин дом;

6) (не)доумевал;

7) (не)большой, но удобный шкаф;

8) выразить (не)годование;

9) (не)чего бояться;

10) (не)длинна, а коротка.

 

10.Отметь строку,в которой все слова пишутся с не слитно:

 1) (не)брежный, ничуть (не)привлекательный, (не)взгоды,

2) (не)доумение, (не)видел, (не)догадливый;

3) (не)доразумение, (не)кем, (не)взлюбил.

 

11.Отметь строку,в которой все слова пишутся с не раздельно:

 1) (не)лепость, (не)годовал, (не)красивый;

2) (не) (с) кем, (не)думал, далеко (не) робкий;

3) (не)широкая, но глубокая; (не)понял, (не)вразумительный.

 

12.Отметь строку, в которой оба прилагательных пишутся с не слитно:

 1) далеко (не)спокойный, (не)суразный;

2) вовсе (не)сложная, (не)дорогой;

3) (не)вредимый, (не)громкая.

 

13.Отметь неверное пояснение, касающееся правописания не с существительными.

 1) пишется слитно, если слово не употребляется без не;

2) пишется  слитно, если можно заменить синонимом без не,

3) пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом а.

 

14.Укажи примеры с ошибкой:

 1) проявил негодование;

2) не  ласковый взгляд;

3) вовсе не лёгкий переход;

4) был недогадлив;

5) ничуть не подозрительный;

6) нисколько  непривередлив;

7) отнюдь  не  безвыходный.

                                                                   Ответы:

 

videotutor-rusyaz.ru

Невозможно или
не возможно: «не»
с разными
частями речи | Мел

Непросто или не просто? Невозможно или не возможно? При мыслях о слитном и раздельном написании НЕ мозг начинает закипать. «Мел» подобрался к большой серьёзной теме, на которую нас вдохновил прекрасный тест от «Глазарий языка». Сразу оговоримся, что здесь не будет банальностей «НЕ с глаголами пишется раздельно» или «слова, которые не употребляются без НЕ, пишутся слитно». Только самые сложные случаи в лучших традициях великого и могучего.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Правильно: иностранный язык выучить далеко не просто

В усилительных конструкциях отрицания «далеко не», «вовсе не», «отнюдь не», «ещё не» и других, стоящих перед существительными, наречиями и прилагательными, «не» пишется раздельно. Если вы видите эти сигнальные слова, смело жмите пробел между частицей «не» и последующим словом: «Ещё не прочитанная книга», «Отнюдь не плохое решение», «Далеко не просто».


Правильно: никому не нужный проект

В случаях когда при прилагательном, причастии или наречии есть местоименные слова, начинающиеся с приставки «ни-» («никем», «никто», «никому», «нисколько» и тому подобное) частица «не» вновь пишется отдельно. «Никем не проверенное задание», «Идти по темноте ничуть не страшно» или как в нашем примере «Никому не нужный проект».


Правильно: это было крайне непродуманное решение задачи

А вот другие пояснительные слова, обозначающие так называемую степень качества («очень», «крайне», «совершенно», «весьма», «вполне»), наоборот, сигнализируют о том, что последующие части речи с частицей «не» нужно писать слитно. «Весьма необдуманное решение», «Совершенно неподходящий пример» и тому подобное.


Правильно: дети недоедали в школе

Правильно: Маша не доела гречку в столовой

Про раздельное написание «не с глаголами» ничего говорить не будем, а вот тонкостям различия приставки «недо-» и приставки с частицей «не до» — уделим внимание. На самом деле здесь всё просто: «недо-» употребляется в значении «мало», «недостаточно». А «не до-» в значении «сделать что-либо не до конца». То есть завершить действие мы можем, но по каким-то причинам его пришлось отложить. Например, «не досмотрели фильм» — но вернёмся и досмотрим, «Маша не доела кашу» — но вполне может доесть позже.

В качестве небольшого исключения запомним, что глагол «недоставать» (отсутствовать в нужном количестве) пишется слитно: «Этого ещё не доставало!», «В семье постоянно недоставало денег». Для сравнения: «Артём не доставал до верхней полки» (незаконченное действие). Кстати, есть глаголы, которые с частицей «не» употребляются только слитно: недолюбливать, недооценивать, недопонимать, недослышать.


Правильно: работа над улучшением школы не закончена

Без лишних слов: не с краткими причастиями пишется раздельно.


Правильно: не возможно понять это правило

Правильно: невозможно понять это правило

Интересный пример двойственного написания. Слово «невозможно» может быть наречием в смысле «очень, чрезвычайно, невыносимо» или сказуемым со значением «нет возможности, нельзя». В первом случае «невозможно» пишется всегда слитно: «Невозможно трудное задание», «Он разговаривает невозможно громко». А вот во втором значении написание варьируется. Например: «Не возможно понять это правило» (отрицание возможности) и «невозможно понять это правило» (утверждение невозможности). Хотя всё же чаще слитный вариант написания вытесняет раздельный.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Русский язык в школе: 10 вещей, которые бесят

7 слов, которые вы напрасно пишете с большой буквы

Почему ребёнка тошнит от школы

mel.fm

Правописание не с разными частями речи

1. СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ,
ОТЫМЁННОЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, НАРЕЧИЕ НА
–О, -Е

Раздельно

Слитно

1)
Есть или подразумевается
противопоставление с союзом А

2)
Есть слова

вовсе не

отнюдь не

далеко не

ничуть не

3)
Рядом стоят отрицательные местоимения
и наречия
никогда не, нигде не, никому не
и
др.

1)
Не употребляются без НЕ

2)
Можно заменить синонимом

3)
Рядом стоят слова, указывающие на
степень качества (В какой степени? В
какой мере?)
очень,
крайне,

чрезвычайно,
совершенно,
весьма, почти, в боль шей
или
меньшей мере, отчасти, в большей

или меньшей
степени

и др.

2.
ГЛАГОЛ, ДЕЕПРИЧАСТИЕ (Что делая? Что
сделав?)

Раздельно

Слитно

Всегда
раздельно
,
кроме исключений

1)
Не употребляются без НЕ

2)*
Есть приставка НЕДО-,
указывающая на действие, не
соответствующее норме

Например:
недоедали
во время войны

3.
ПРИЧАСТИЕ, ОТГЛАГОЛЬНОЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Раздельно

Слитно

1)
С полными причастиями, если есть
зависимое слово

2)
Есть противопоставление с союзом А

3)
С краткими причастиями

1)
С полными причастиями, если нет

зависимого слова

2)
Не употребляется без НЕ

3)
В качестве зависимого слова употреблены
слова очень,
крайне,
чрезвычайно,
совершенно,
весьма, почти, в большей
или
меньшей
степени, отчасти, в большей
или
меньшей
мере
и
др.

4.
*ОТГЛАГОЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ на –МЫЙ

Только при наличие
зависимых слов:

1)
Существительное Тв.п. (Кем?
Чем?)

2)
Отрицательное наречие или местоимение

3)
Слова вовсе
не, ничуть не, далеко не, отнюдь не

В
остальных случаях, несмотря на другие
зависимые слова

Всегда
раздельно:

1. Количественные
и порядковые числительные.

2. Все местоимения,
за исключением отрицательных и
неопределённых.

3. Сравнительная
степень прилагательных и наречий.

4. Служебные
слова,
кроме
производных предлогов несмотря
на, невзирая на.

5. Слова, пишущиеся
через дефис.

6.
Существительные в вопросительных
предложениях.

Слитно:

1. Отрицательные
и неопределённые местоимения и наречия
при
отсутствии между НЕ
и местоимением ПРЕДЛОГА

2. Производные
предлоги
НЕСМОТРЯ
НА, НЕВЗИРАЯ НА.

Примеры к
основному правилу:

Не
видеть (
Глагол
с не
пишется
раздельно).

Не
увиденный
мною
(Полное
причастие
с не
пишется раздельно, т.к. есть зависимое
слово).

Не далеко,
а
близко
(Наречие
с не
пишется раздельно, т.к. есть
противопоставление с союзом А).

Неправда
(
Не
с существительным пишется слитно,
т.к. можно заменить синонимом ложь).

Неугомонный
(
Прилагательное
пишется слитно, т.к. не употребляется
без не).

Не растворимый
ни в
какой
воде
раствор (При
отглагольном
прилагательном на –мый
стоит
отрицательное местоимение, поэтому
слово пишется раздельно).

Не правда
ли? (
Существительное
в вопросительном
предложении пишется раздельно).

Совершенно
не
обдуманный
ответ (
Причастие
имеет зависимое слово, выраженное
наречием степени и меры качества,
поэтому пишется слитно).

Запомните:

неймётся

нейдёт

недоумевать

невзлюбить

ненавидеть

недаром (=не
зря)

неохота
(наречие)

нехотя
(наречие)

невмоготу

несдобровать

невзначай

недосуг

неужто

неподалёку

некстати

невдалеке

невпопад

неспроста

непобедимый

невредимый

непоколебимый

не под силу

не раз

не под стать
(наречие)

не годен

не нужно

не слышно

не согласен

не надо

не способен

не
властен

не обязан

не горазд

не виновен

не надобен

не волен

не зря

не страшен

не готов

не должен

не жалко

не
жаль

не видно

не виден

не рад

не пора

не время

studfiles.net

Презентация к уроку по русскому языку на тему: Не с разными частями речи

Слайд 1

Урок-практикум НЕ с разными частями речи Цели : 1. Повторение и обобщение сведений о написании НЕ с разными частями речи 2. Отработка умений и навыков написания НЕ с разными частями речи с использованием ИКТ

Слайд 2

НЕ Частица ( не работая ) Приставка ( неправда ) Часть корня (ненависть )

Слайд 3

Определить часть речи Первоначально, первоначальный, желание, погружается, обращаясь, никто, некогда, стелющийся, особенность, отделавшись, раненый, тонко, тонкий, объясняться, объясняясь, объясняющийся, сделав, пятый, сделано, закончить, законченный, закончив, красивый, красив, красота, краснеть, краснеющий, краснея. — Вспомни вопросы каждой части речи

Слайд 4

Существительное, прилагательное, наречие (о-е) слитно раздельно Можно заменить синонимом ( неправда, некрасивый, некрасиво) Есть противопоставление с союзом а ( не правда, а ложь ) Есть слова : далеко, вовсе, совсем, отнюдь, ничуть, нисколько, никак … (далеко не красивый ) Без НЕ не употр-ся невежа, нелепый

Слайд 5

Проверь себя!!! (не)приятности (не)правда, а ложь (не)весёлый (не)громко Вовсе (не)далеко (не)красив (не)ряшливый Ничуть (не)весело (не)всерьёз (не)доумение (не)высокий, но красивый (не)довес муки (не)доброжелательность Отнюдь (не)смел Не приятности Не правда, а ложь Не весёлый Не громко Вовсе не далеко Не красив Не ряшливый Ничуть не весело Не всерьёз Не доумение Не высокий, но красивый Не довес муки Не доброжелательность Отнюдь не смел

Слайд 6

НЕ забывай!!! НЕ с глаголами , деепричастиями – раздельно ( не работать, не работая ) И с к л ю ч е н и е : без НЕ не употребляется ( ненавидеть) НЕ с числительными – раздельно (не трое, не пятый ) Местоимение отрицательные остальные – раздельно ( не я , не твоя, не их) (некого – не у кого)

Слайд 7

Причастие Раздельно : 1. С краткими причастиями ( не написана ) 2. Есть зависимое слово (не пришедший вовремя) 3. Есть союз а ( не законченное, а начатое ) 4. Есть слова : далеко не, совсем не, вовсе не, отнюдь не, нисколько не …. Слитно 1. Без НЕ не употребляется ( ненавидевший ) 2. Нет зависимого слова, нет союза а ( непришедший ученик )

Слайд 8

Выборочный диктант Выписать слова, где НЕ пишется слитно ( не )сбежав, ( не )ты, ( не )кто, ( не )с кем, ( не )сколько, ( не )десять, ( не )десятый, ( не )истовствовать, ( не )делая, ( не )о ком, ( не )кем, ( не )зависеть, ( не )дооценивая, ( не )годуя, постоянно ( не )досыпать некто, несколько, неистовствовать, некем, недооценивая, негодуя, постоянно недосыпать

Слайд 9

Проверь себя!!! ( Не )знающий забот ( не )оперившийся птенец огонь ( не )погашен ещё ( не )распустившийся ( не )обдуманный ответ ( не )вступивший в силу ( не )заслуженный ответ план ( не )выполнен ( не )читающая аудитория ( не )изучавшийся прежде одежда ( не )убрана Раскрой скобки не знающий забот не оперившийся птенец огонь не погашен ещё не распустившийся не обдуманный ответ не вступивший в силу не заслуженный ответ план не выполнен не читающая аудитория не изучавшийся прежде одежда не убрана

Слайд 10

ЗАПОМНИ!!! Всегда раздельно! 1. НЕ с относительными и притяжательными прилагательными (не южный, не медвежий) 2 . Не рад , не надо , не нужно , не должен, не намерен, не обязан, не согласен, не готов с прилагательными и наречиями в сравнительной степени (не лучше, не красивее) Любое слово, которое пишется через дефис (не по-мужски)

Слайд 11

ЗАПОМНИ!!! СРАВНИ! а) несмотря на невзирая на (несмотря на жару, невзирая на усталость, несмотря на дождь) б) не смотря на не взирая на (не смотря на маму, не смотря на товарища, не смотря по сторонам) посмотреть нельзя посмотреть можно

Слайд 12

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ В каком варианте НЕ пишется РАЗДЕЛЬНО? 1)Нам (не)где было разложить свои документы. 2)Было тихо, (не)жарко и скучно. 3)Окно на кухне было (не)занавешено. 4)(Не)истовый, срывающийся лай наполнил сад. 3 1)(Не)смотря на сложность темы, мы старались. 2)Его слова звучали (не)тепло и ласково, а холодно и жёстко. 3)Глаза смотрели прямо и (не)подвижно. 4)(Не)взлюбил смолоду он своего земляка. 2 1)Дождь хлынул на нас (не)укротимым потоком. 2)Внимание привлекла (не)высокая лиственница. 3)Меня манили (не)изведанные уголки земли. 4)Рассмотрение дела (не)завершено. 4

Слайд 13

1)Этот человек (не)лишён воображения. 2)Его (не)доумевающий взгляд я запомнил надолго. 3)Со мной окончил курс (не)кто Изотов. 4)(Не)преодолимая для огня полоса исчезла. 1 1)(Не)далеко от посёлка расположился лагерь. 2)(Не)доумевая, он взлянул на собеседника. 3)(Не)успевшие отцвести ромашки поблекли. 4)В играх Серёжа оказался очень (не)ловким. 3 1)(Не)изученные геологами районы перспективны. 2)(Не)знакомая нам компания оказалась приятной. 3)(Не)откуда ожидать понимания. 4)Альпиниста влекут (не)покорённые вершины. 1 В каком варианте НЕ пишется РАЗДЕЛЬНО?

Слайд 14

В каком варианте НЕ пишется СЛИТНО? 1)(Не)желая спугнуть котёнка, он вылез из окна. 2)Бобры (не)страшились выходить из своих хаток. 3)(Не)расчищенные дорожки уводили в глубь парка. 4)Дом стоял посреди степи, ничем (не)огороженный. 3 1)Воды прилива шумели (не)умолкая. 2)Ветер колеблет стебелёк, с ещё (не)высохшей росой. 3)Справа сияла (не)мигающая звезда. 4)Ответ на вопрос до сих пор (не)получен. 3 1)(Не)смотря на осень, дни стояли тёплые. 2)Вам (не)было скучно? 3)Обломов-ребёнок, а (не)безнравственный эгоист. 4)Мост ещё (не)построен. 1

Слайд 15

1)Характер записей (не)совсем обычный. 2)Ветер,(не)успевший остыть за ночь, дул с моря. 3)Поэма состоит из (не)завершённых глав. 4)Передо мной вовсе (не)интересный фильм. 3 1)Не(у)кого узнать, как найти этот дом. 2)Помочь Маше в беде было (не)кому. 3)(Не)каждый сможет решить эту задачу. 4)Костю (не)очень обрадовало наше посещение. 2 1)(Не)смотря на дождь, мы вышли в поход. 2)(Не)смотря на товарища, я прошёл в дом. 3)(Не)смотря по сторонам, она ушла. 4)Далеко (не)любезный ответ я услышал. В каком варианте НЕ пишется СЛИТНО? 1

Слайд 16

В каком предложении НЕ со словом пишется СЛИТНО? 1)Жизнь (не)кончена в тридцать один год. 2)Даже (не)обработанный мастером камень поражал. 3)В Наташином пении уже (не)было детской старательности. 4)Глубина идеи в романе (не)разрывно сочетается с сюжетом. 1)Такая речь, отнюдь (не)лишённая смысла, озадачила Ивана 2)Откладывать поход (не)было никакой возможности. 3)Он родился в (не)богатой купеческой семье. 4)Дуня (не)торопясь возвращалась домой. 1)Во дворе стоит (не)большой флигель. 2)Ещё (не)распустившийся ковыль расстилался по равнине. 3)На Алёхине была давно (не)стиранная рубаха. 4)Ольга (не)художница, а певица. Ответы:4, 3, 1 В каком предложении НЕ со словом пишется СЛИТНО?

Слайд 17

В каком предложении НЕ со словом пишется СЛИТНО? 1)Стихи Случевского (не)забыты. 2)В повести (не)только главные герои оценивают друг друга. 3)Выберите (не)высокие георгины. 4)Он рассказывал об этом, (не)испытывая даже смущения. 1)Птицы порхают, (не)обращая внимания на охотников. 2)Лиля сидела в кресле, (не)смотря на сцену. 3)(Не)смотря на усталость, они долго сидели у костра. 4)Одинаковыми могут быть (не)только пары слов, но и ряды. 1)Воздух, ещё (не)ставший знойным, приятно освежает. 2)(Не)сули журавля в небе, дай синицу в руки. 3)У Насти были (не)правильные, но приятные черты лица. 4)Коту Тимофею (не)меньше десяти лет. Ответы:3,3,3

Слайд 18

В каком предложении НЕ со словом пишется СЛИТНО? 1)(Не)скошенная вовремя трава засохла и пожелтела. 2)Иванов (не)мог опоздать. 3)(Не)интересный вам текст и читается с трудом. 4)Я сегодня (не)готов к серьёзному разговору. 1)Шинель ещё (не)сшита. 2)Нельзя было изменить этот голос, (не)испортив его. 3)Не(о)чем и вспоминать! 4)Эти события сыграли (не)малую роль в судьбе Андрея. 1)Расплата последует (не)сразу. 2)Удивляться тут (не)чему. 3)В день отъезда даже с утра (не)было солнца. 4)До последнего времени Шевелёв работал (не)жалея сил. Ответы:3, 4, 2

Слайд 19

В каком предложении НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО? 1)(Не)смотря на ливень, мы всё-таки отправились в лес. 2)Рассмотрение этого дела ещё (не)завершено. 3)(Не)объективный подход к делу мешает поиску истины. 4)Склоны оврага поросли (не)пролазным бурьяном и тёрном. 1)(Не)когда подробно рассказывать о Петиной поездке. 2)Дожди (ни)сколько не охлаждали воздух. 3)Не(от)кого узнать о судьбе Татьяны Петровны. 4)Лена ушла, (ни)кому не сказав о своих планах. 1)Птиц гонит на юг (не)холод, а отсутствие корма. 2)(Не)годуя, понеслись отголоски выстрелов. 3)(Не)редко предметом изображения бывают чувства поэта. 4)К беде (не)опытность ведёт. Ответы:2,3,1

Слайд 20

В каком предложении НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО? 1)Это (не)обычное явление привлекло наше внимание. 2)Начался (не)ровный, но упорный бой. 3)За дорогой (не)проходимым частоколом стоит сосняк. 4)Аргументы были далеко (не)убедительными. 1)Не(к)кому обратиться с предложением о сотрудничестве. 2)Герою (не)где применить свои силы. 3)Не(от)куда ожидать понимания. 4)Пришлось взять (не)срочный, но опасный груз. 1)Удивляясь и (не)годуя, он продолжал расспросы. 2)Поэт прославляет любовь,(не)дающую человеку пасть духом 3)Оказалось, что инструмент совершенно (не)пригоден. 4)(Не)даром Пушкин награждает свою героиню счастьем. Ответы:4, 1, 2

Слайд 21

В каком предложении НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО? 1)Грачи гуляли в ещё (не)побелевшей ржи. 2)Оба перебрасывались (не)понятными словами. 3)В доме,(не)смотря на вечернюю прохладу, было душно. 4)Соня с (не)покрытой головой выбежала на улицу. 1)Глубина чеховских произведений (не)исчерпаема. 2)Ты совсем (не)интересуешься искусством. 3)Хор у нас был (не)большой, но чудесный. 4)Мои друзья (не)досыпали вместе со мной. 1)(Не)законченная партия перенесена на завтра. 2)Карие зрачки его были (не)подвижны. 3)Косо тянулись (не)остывшие вечерние тени. 4)Ещё (не)добравшись до входа, Андрей услышал стоны. Ответы:1, 2, 4

Слайд 22

В каком предложении НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО? 1)Детям (не)когда гулять. 2)Пассажиры (не)торопясь покидали палубу. 3)Ольга шла полем, вдыхая запахи (не)кошеной травы. 4)(Не)кто ждал меня дома. 1)Телефон был под рукой, но (не)кому позвонить. 2)(Не)яркое освещение и сырость — вот что поразило нас. 3)(Не)уклюжая коляска медленно съезжала с холма. 4)Эта проблема совершенно (не)изучена в науке. 1)То были (не)весёлые звуки осени. 2)(Не)чего вам думать о плохом: всё будет хорошо. 3)Этот населённый пункт (не)обозначен ни на одной карте. 4)Меня огорчило (не)вежливое замечание приятеля. Ответы:2, 4, 3

nsportal.ru

Правописание «не» с разными частями речи

Разделы:
Русский язык


Цели:

  • систематизировать и обобщить сведения по
    орфограмме “[Не] с частями речи”.

Задачи:

  • формировать навык написания [не] со словами
    разных частей речи.
  • развитие логического мышления, умения
    анализировать, синтезировать.
  • воспитание интереса к родному языку.
  • формировать навык взаимоконтроля и
    самоконтроля.

Оборудование:

  • доска,
  • опорный конспект,
  • индивидуальные тестовые задания.

Ход урока


I Организационный момент.


II Определение целей и задач урока.


— На доске несколько примеров с орфограммой.
Определите, какая орфограмма это, именно она
станет предметом нашей беседы и работы на уроке
сегодня.

  1. (не) обладающий фактом
  2. поступил (не) по-товарищески
  3. очень (не) красивый зонт
  4. (не) доедал во время войны
  5. (не) лепица
  6. (не) седьмой класс
  7. (не) знал причины
  8. (не) взирал на трудности
  9. (не) мне сказали.

— с 5 по 7 класс мы изучали эту орфограмму, однако
по отдельности каждую часть речи, а сегодня
систематизируем все теоретические сведения по
правописанию “ [Не] с частями речи”. А в конце
урока вернёмся к данным примерам (записанным на
доске) и легко раскроем скобки.


III Обобщение теоретических сведений.


— итак, составляем конспект. Работаем в 3
группах; опираемся на знания конспекта,
составленные в 5, 6 и 7 классах.


1 группа готовит конспект “ [Не] с
прилагательными, существительными, наречиями”.


2 группа: [Не] с глаголами, деепричастиями; [Не] с
числительным, с местоимением.


3 группа: [Не] с причастием;


— Совместно с делегатами от каждой группы
составляем обобщающий опорный конспект.


1. [Не] с существительными,
прилагательными, наречиями на -о,-е.





слитно

раздельно

1. без [Не] не употребляется.

H/p: нелепый.

2. можно заменить синонимом.

H/p: неурожайный год (голодный год).

1.наличие противопоставления с союзом
а
.

H/p: не широкая, а узкая.

NB! ( лат.nota bene-“надо
запомнить”)

-Неширокая, а спокойная река

-Неширокая, но рыбная река.- В этих

примерах противопоставления нет.

2.слова усиления

далеко не + отрицательные

вовсе не местоимения и наречия.

отнюдь не ничуть не…

никому не…

никогда не…

и др.

H/p: ничуть не глупый

3.полное отрицание

H/p: я не гений

он не шмель

с прилагательными

4. с прил. цвета:

H/p: он не красный

5.с относительными и притяжательными

прилагательными.

H/p: не лисий хвост

не серебряный браслет

6. степень сравнения

H/p: не хуже других

не самый умный

7. словарные слова

H/p: не рад

не готов

не должен

не горазд

не нужен


* Наречия не на – о, — е рассматриваем по другому
правилу:


1) если без [не] не употребляется, то [не] пишем
слитно.


H/p: неподалёку.


2) если без [не] употребляется, то [не] пишем
раздельно.


H/p: не по-зимнему одет.


2. [Не] с глаголами, деепричастиями.


РАЗДЕЛЬНО



H/p: не крикнул * приставка недо со значением
“мало, ниже нормы”


не вызывая H/p: недосолил суп


не оглянувшись. недосмотрел за ребёнком


СЛИТНО, если без [не] употребляется.


H/p: негодуя


негодовать.


Отличать от производных предлогов невзирая на
=
вопреки


несмотря на


3. Не с числительными, местоимениями.


Раздельно:


H/p:


не пить


не все


не каждый


не двадцать пятый


 NB! Правописание отрицательных и
неопределённых местоимений зависит от наличия
или отсутствия предлога м/у отрицательными
частицами [не] и [ни] и местоимением.


H/p: не у кого ни с кем


некого никем


4. Не с причастием.





СлитноРаздельно
1. без [не] не употребляется

2. одиночное

H/p: несуществующий мир.

3. со словами меры и степени:

очень

крайне

весьма

чрезвычайно

совершенно

абсолютно

H/p: крайне невоспитанный

1. наличие противопоставления с союзом а

2.
слова усиления.

3. Наличие зависимого слова

H/p: не написанное вовремя письмо

4. краткое причастие

H/p: статья не продумана


IV Закрепление материала. Практическое
применение теории по данной орфограмме.


1) Работа в группах. Раздаются конверты с одним и
тем же практическим материалом. Все примеры
взяты из ЕГЭ 2007-2008 гг. У каждой группы своё
индивидуальное задание.


— 1 группа: перечислить слова, которые пишутся с
[не] слитно.


— 2 группа: раздельное написание слов с [не]
перечислить


— 3 группа: указать пункт конспекта,
определяющий написание слова


H/p: несмотря на болезнь №3 (правописание гл.,
дееприч., мат-л *).


Проверка осуществляется экспертами, которые
выбраны учителем в каждой группе в начале работы
над этим заданием, т. е. 1-ую группу проверяет
эксперт из 2-ой группы, 2-ую из 3-ей, 3-ью из 1-ой. Если
выступающий из какой-либо группы ошибается, то
эксперт обращается к другим учащимся из этой же
группы.


Примеры:

  1. (Не) смотря на тёплую осень, дни стояли тёплые.
  2. Вале (не) было скучно.
  3. Обломов — ребёнок, а (не) безнравственный эгоист.
  4. Мост ещё (не) построен.
  5. (Не) высказанный упрёк светился в глазах
    героини.
  6. Герой оказывается орудием (не) понятой им силы и
    погибает.
  7. Клементьев ушёл, (не) кого позвать в гости.
  8. В детстве Чехов был (не) истощим на выходки.
  9. Друзья разъехались, и (не) кого позвать в гости.
  10. Закрытые шлюзы высоко подняли воды (не) большой,
    но быстрой речки.
  11. (Не) наше пока это дело
  12. Дружба с ним была далеко (не) легка.
  13. Я (не) нашёл, что сказать.
  14. (Не) городской сад, однако одно загляденье.
  15. Всей жизни для этого (не) жаль.
  16. Ничуть мы (не) злые, каждый в отдельности и вовсе
    добрый.
  17. Почему ты мне (не) рад.
  18. (Не) такой я тебя представлял.
  19. Гол забил (не) шестнадцатый игрок, а первый.
  20. Абсолютно (не) успевающий ученик из 8 класса.

Ответы:


1 группа – 1,3,5,8,9,10,20


2 группа – 2,4,6,7,11,12,13,14,15,16,17,18,19


3 группа

  1. №2
  2. №2
  3. №1
  4. №4
  5. №4
  6. №4
  7. №2
  8. №4
  9. №3
  10. №1
  11. №3
  12. №1
  13. №2
  14. №1
  15. №1
  16. №1
  17. №1
  18. №3
  19. №3
  20. №4

2) Раскроем скобки и определим, как пишутся
слава, которые в начале урока помогли нам
определить тему урока. Объяснение слов
происходит согласно опорному конспекту.


V Подведение итогов, выставление отметок.


— Что прежде всего нужно сделать, если
встречается слово с [не]. (Определить часть речи, а
уж потом применить конспект).


— Наиболее эрудированными сегодня были …..


VI Д/з дифференцировано (каждый ученик
выбирает сам)

  1. у. 394 (учебник 7 кл. “Русский язык” Авторы М.Т
    Баранов, Т.А. Ладыженская)
  2. составить рассказ из 5-6 предложений, в каждом из
    которых должно быть слово с [не], объяснить их
    правописание.

10.08.2009

urok.1sept.ru

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о