План по обществознанию традиционное общество: план по теме Традиционное общество

Содержание

понятие общества и типы обществ

Общество (в широком смысле слова) — это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой формы объединения людей и способы их взаимосвязи**. 

В узком смысле, общество — это:

  1. Группа людей, объединенных одним интересом и деятельностью (кружок шахматистов, клиенты фитнес-клуба)
  2. Отдельное, конкретное общество какой-либо страны (русское общество, английское, испанское)
  3. Этап в развитии человечества (первобытное общество, феодальное)

 

В любом обществе различают четыре сферы:

  1. Экономическую (производство материальных и духовных благ, обмен, торговля, денежные отношения)
  2. Социальную (отношения между группами людей, забота о населении — услуги образования, медицины, социальная защита)
  3. Политическую (управление обществом)
  4. Духовную (искусство, религия, мораль, наука)

Общество всегда состоит из людей, а люди всегда образуют связи или общественные отношения. 

Общественные отношения — это многообразные формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие в процессе совместной деятельности между социальными группами, а также внутри них. 

Кроме того, в любом обществе существуют социальные институты, обеспечивающие его функционирование. 

Социальный институт — исторически сложившаяся форма организации людей, на основе специальных норм регулирующая их деятельности и обеспечивающая фундаментальные человеческие потребности. 

Человеческое общество не статично. Оно постоянно меняется. Когда-то, к примеру, существовало рабство и это не осуждалось, тогда как сейчас — все ровно наоборот. Когда-то большинство людей были сельскими жителями, занимавшимися земледелием, в то время как сейчас городские жители превысили количество сельских. 

Иными словами, общество развивается, меняется, ученые пытаются выявить причины изменений и дать названия старым и новым обществам. 

В XX веке американский социолог Даниел Белл предложил делить все известные человеческие общества на три типа: доиндустриальное (=традиционное, аграрное), индустриальное и постиндустриальное (=информационное). 

Традиционное общество существовало в рабовладельческую и сменившую её феодальную эпоху. Основным занятием людей было земледелие. На следующем историческом этапе — в эпоху капитализма — на смену традиционному обществу приходит индустриальное. Люди по-прежнему занимаются земледелием, но оно уже не главная сфера экономики, главная — промышленность. Постиндустриальное общество возникло совсем недавно — в 1970-х гг. XX в. Оно развивается в экономически сильных странах, в отсталых государствах общество по-прежнему индустриальное или даже традиционное. Главная сфера постиндустриального общества — сфера услуг (вытеснила сельское хозяйство и промышленность).

В вопросах на тему типов общества в ЕГЭ проверяется знание черт всех трёх обществ. Их следует выучить и не путать. 

 

Характерные черты традиционного (аграрного, доиндустриального) общества:

  1. Ручной труд и примитивные технологии
  2. Преобладание сельского хозяйства
  3. Сословный строй
  4. Низкая социальная мобильность
  5. Преобладание ценностей коллективизма
  6. Влияние церкви на общественную жизнь
  7. Патриархальная семья

 

Характерные черты индустриального общества:

  1. Преимущественное развитие промышленности
  2. Серийное машинное производство и автоматизация
  3. Превращение науки в общественный институт
  4. Рождение массовой культуры
  5. Классовый строй
  6. Предоставление прав и свобод людям

 

Характерные черты постиндустриального (информационного) общества:

  1. Развитие сферы услуг
  2. Единицей товара становится информация (=знания)
  3. Развитие информационных технологий
  4. Профессиональное деление общества
  5. Широкое использование компьютерных технологий
  6. Глобализация экономики
  7. Осуществление научно-технической революции
  8. Доминирование семьи партнерского типа

**Определения по теме приведены по пособию Баранова, Воронцова, Шевченко «Полный справочник для подготовки к ЕГЭ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минпросвещения включило в школьные учебники курс семьеведения :: Общество :: РБК

В школьных учебниках по обществознанию появятся курс семьеведения. Работа над этим предметом велась несколько лет, в некоторых регионах этот предмет уже преподается

Фото: Александр Кряжев / РИА Новости

В новые учебники по обществознанию в России включен курс семьеведения. Об этом, как передает «РИА Новости», сообщил министр просвещения РФ Сергей Кравцов.

«Передо мной учебники обществознания. Очень многие говорили о курсе семьеведения, по поводу курса вообще воспитания. Эти моменты учтены в том числе в новом учебнике обществознания», — приводит агентство слова министра.

Введение в школьную программу предмета, посвященного обучению семейным ценностям, обсуждается в России уже несколько лет. В 2018 году его разработкой занялась Российская академия образования при поддержке детского омбудсмена Анны Кузнецовой и Фонда Андрея Первозванного. «Начинается курс в девятом классе с темы, задающей главный вопрос: «Зачем людям отношения?», в первый год мы говорим о том, что такое семейные ценности, как отличить любовь от влюбленности, как себя вести в конфликтах. Программа десятого класса посвящена рождению и воспитанию детей, 11-го — традиционным и современным подходам к воспитанию, вопросам права», — так его суть на этапе разработки описывал глава проекта, академик РАО Артур Реан.

Как писал «Коммерсантъ», участвовавший в разработке предмета Фонд Андрея Первозванного предлагал использовать для него два учебника: «Нравственные основы семейной жизни» (для 10–11-х классов), написанные иереем, священником храма в Екатеринбурге Дмитрием Моисеевым и монахиней Ниной Крыгиной, и «Семьеведение» (для 1–11-х классов) группы авторов из Пензы. В первом из них, к примеру, освещались такие темы, как «Главенство мужа», «Святые семейства, святые покровители семьи», «Жизнь — дар Божий».

Скорое появление модулей по обучению семейным ценностям в школьных программах в июле 2020 года анонсировала уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова. Она заявила, что школьникам необходимо прививать семейные ценности, «используя все ресурсы, которые предоставили принятые поправки в Конституцию», передавало ее позицию «РИА Новости».

План по теме Многовариантность общественного развития

План по теме Многовариантность общественного развития
1. Различные подходы к классификации общества
1.1 По наличию письменности — дописьменное и письменное
1.2 По общественно- экономической формации — первобытное, рабовладельческое, феодальное и др.
1.3 По уровню социальной мобильности — открытое и закрытое
1.4 По уровню технологий: традиционное, индустриальное, постиндустриальное
2. Признаки традиционного общества
2.1 Главная отрасль экономики – сельское хозяйство
2.2 Ведущий фактор производства – земля
2.3 Технология производства — ручной труд и примитивные технологии и др.
3. Признаки индустриального общества
3.1 Главная отрасль экономики – промышленность
3.2 Ведущий фактор производства – капитал
3.3 технология производства — машинное производство и механизация и др.
4. Признаки постиндустриального общества
4.1 Главная отрасль экономики – сфера услуг
4.2 Ведущий фактор производства – информация и знания
4.3 Технология производства — компьютеризация, автоматизация, роботизация и др.

🔎 Видеоурок и конспект по теме «Многовариантность общественного развития»
🔎 Теория для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
✉ Абулова Барият 👈 Если вы испытываете трудности самостоятельной подготовки к ЕГЭ по обществознанию, обращайтесь к репетитору. 
  • 3.4 Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов
  • 3.3 Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная)
  • 2.2 Характерные химические свойства и получение простых веществ — металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных элементов (меди, цинка, хрома, железа)
  • 1.2.4 Общая характеристика неметаллов IVA – VIIA групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и особенностями строения их атомов
  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • Оставить комментарий

    Схема конспекта урока по обществознанию 10 класс по теме «Типология обществ»

    Схема конспекта урока

    Учитель: Руколеев Александр Сергеевич

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Бийска Алтайского края

    Предмет: обществознание (профильный уровень)

    Класс: 10

    Тема урока: Типология обществ.

    Цель урока: углубление знаний о типологии обществ, сравнение характерных черт обществ традиционного, индустриального и информационного типов.

    Задача обучающая: составить сравнительную характеристику типов общество, определить тип общества в современной России;

    Задача развивающая: продолжить развитие навыков сравнительного анализа, путем составления таблицы; навыков создания проектов, работы в группе и навыков публичного выступления;

    Задача воспитательная: способствовать воспитанию чувства ответственности, коллективизма, воспитанию уважения к общечеловеческим ценностям.

    Тип урока: урок углубления знаний

    Характеристика класса: 10 класс социально-гуманитарного профиля, в котором на профильном уровне изучаются следующие учебные предметы: русский язык, обществознание, право.

    Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: проектор, презентация, раздаточный материал, мобильный класс.

    1. Организационный момент

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Примечание

    Рассаживаются по группам.

    Приветствуют учителя.

    Приветствует обучающихся. Отмечает отсутствующих в классе. Проверяет готовность к уроку.

    На доске число.

    Основной задача учителя: настроить учащихся на плодотворную работу на уроке.

    В результате: полная готовность класса и оборудования, быстрое включение обучающихся в деловой ритм.

    2. Актуализация знаний, постановка темы и цели урока

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Примечание

    Знакомятся с заданием, пытаются его выполнить, осознают недостаточность знаний.

    Учащиеся ставят проблему о типе общества в России, о типологии обществ. Озвучивают тему, записывают ее в тетрадь.

    Учащиеся ставят цель урока: изучить основные типы общества и их подробную характеристику и определить тип общества в современной России.

    Учитель предлагает учащимся типовое задание ЕГЭ по обществознанию, представленное на слайде:

    В современной науке существует мнение, что Россия находится на стадии индустриального общества. Согласны ли вы с данной точкой зрения? Приведите не менее двух аргументов в подтверждение или опровержение данной точки зрения.

    Далее с помощью фронтальной работы учитель подводит через работу с данным заданием детей к постановке темы и цели урока.

    На данном этапе учитель использует прием постановки проблемной задачи, с целью постановки учащимися темы и цели урока.

    3. Актуализация знаний

    Учащиеся активно включаются в работу. Называю ключевую информацию: индустриальное общество.

    Учащиеся называют типологию Д. Белла, который выделил три типа: доиндустриальное (традиционное, аграрное), индустриальное и постиндустриальное.

    Учитель возвращается к формулировке задания и просит детей почерпнуть из задания ключевую информацию, связанную с темой урока.

    После этого учитель обращается к ранее изученному материалу и предлагает учащимся вспомнить типологию общества, ее автора.

    Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

    4. Углубление знаний

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Примечание

    Учащиеся выполняют задание и определяют тему своего проекта.

    Работают за нет-буками, внимательно читают, анализируют материал, заполняют шаблон презентации.

    После заполнения учащиеся помещают по сети свои презентации на компьютер учителя.

    Группы по очереди защищают свой проект, все остальные учащиеся заполняют таблицу, делают вывод об основных различиях традиционного, индустриального и постиндустриального общества.

    Далее учитель перестраивает учащихся на групповую работу. Для определения типа проекта учитель обращается к заданию №1 (приложение 3), которое лежит на партах.

    Задание №1 (1 группа)

    Запишите слово, пропущенное в таблице

    ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ОБЩЕСТВ

     

    Тип

    Характеристика

    Преобладает аграрное производство, значительную роль играют сельские общины

    Индустриальное

    Общество отличается высоким уровнем социальной динамики, преобладают индивидуалистические ценности

    Задание №1 (2 группа)

    Запишите слово, пропущенное в таблице

    Тип

    Характеристика

    Массовое производство товаров, автоматизация и специализация производства

    Постиндустриальное

    Развитие и массовое использование компьютерных технологий

    Задание №1 (3 группа)

    Запишите слово, пропущенное в таблице

    Тип

    Основной фактор производства

    Доиндустриальное

    Земля

    Информация

    После этого задания учитель объясняет задание и объявляет регламент работы групп. Раздает дополнительный материал (Приложение 1)

    Начинается этап защиты проекта. На данном этапе учащимся предлагается заполнить таблицу (Приложение 2)

    Сравнительная характеристика типов общества

    Сфера общества

    Доиндустриальное общество

    Индустриальное общество

    Постиндустриальное общество

    Экономическая сфера

    Политическая сфера

    Социальная сфера

    Духовная сфера

    Вывод:

    На данном этапе учитель организует групповую работу учащихся.

    Учитель предлагает охарактеризовать каждый тип, исходя из общей структуры общества: дать характеристику каждой из сфер общественной жизни.

    Работа организуется в группах, посредством возможностей мобильного класса.

    5. Включение нового материала в систему знаний учащихся

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Примечание

    Учащиеся выполняют задания, выполняют самопроверку.

    Учащиеся в течении 2-3 минут обдумывают свои ответы. Отвечают. Группа 2 делает вывод о том, что Россия осуществляет переход от индустриального общества к обществу индустриальному.

    Учитель предлагает учащимся проверку на практике полученных знаний. Учащимся раздается лист проверки знаний (приложение №3). На первом этапе предлагается небольшой тест на решение заданий базового уровня сложности с самопроверкой через слайд презентации. На втором этапе учитель возвращается к проблемному заданию урока и распределяет роли между группам: 1 группа – аргументы в подтверждение, 3 группа – аргументы в опровержение, 2 группа – эксперты.

    Данное задание имеет практическое значение для отработки навыком решения КИМ ЕГЭ по обществознанию.

    6. Подведение итогов урока. Рефлексия

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Примечание

    Учащиеся отвечают на вопросы учителя, выполняют задание с акрословом.

    Учитель возвращается к цели урока. После этого учитель применяет прием акрослово для понятия ТИПОЛОГИЯ.

    7. Задание на дом

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Примечание

    Записывают задание. Задают вопросы по выполнению домашнего задания.

    На доске:

    Дома: п.11-12 задание 3 (у)

    Подготовить развернутый план ответа по теме «Особенности постиндустриального общества». Провести коррекцию знаний.

    Учитель озвучивает домашнее задание, проговаривает критерии его успешного выполнения.

    Задача этапа: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

    Тема 3. Социальная структура общества

    Социальная структура и социальные институты

    В социологии понятие социальная структура (упорядоченные в одно целое отдельные части общества) трактуется в широком и узком смыслах.

    В узком смысле социальная структура — это социальная стратификация, т.е. распределение в иерархическом порядке групп и слоев, выделенных по какому-либо признаку (экономическому, политическому, профессиональному и др.).


    Социальное неравенство и социальная стратификация

    Социальным неравенством (социальной дифференциацией) называются различия, порожденные социальными факторами: разделением труда, укладом жизни, особенностями профессии и т.д.

    Но общество не только дифференцировано и состоит из множества социальных групп, но и иерархизировано (из этих групп составлена иерархия). Иерархии по разным признакам (основаниям) образуют основу социальной стратификации. Социальная стратификация — это дифференциация совокупности людей в иерархическом порядке в рамках определенного основания (экономического, политического, профессионального и др.). Можно выделить множество оснований социальной стратификации. Так, П.Сорокин выделяет их три: экономическое, политическое, профессиональное. М.Вебер особо выделял такое основание (вид) социальной стратификации, как престиж.


    Типы стратификационных систем

    Можно выделить несколько исторических типов социальной стратификации. Так, Э.Гидденс выделяет рабство, касты, сословия, классы. Именно в таком порядке увеличивается возможность для вертикальной социальной мобильности в этих типах социальной стратификации.

    В 30- 40-е годы в американской социологии У. Уорнером была предпринята попытка составить стратификационную модель общества на основе принципа самоидентификации индивидов с одним из предложенных классов. Такого рода исследования показали, что люди ощущают, осознают иерархичность общества, интуитивно определяют параметры, принципы, определяющие положение человека в обществе.

    При выработке наиболее общего представления о социальной иерархичности общества на основании предложенных критериев следует основываться на выделении трёх уровней: высшего, среднего и низшего. Распределение индивидов и социальных групп по этим уровням возможно на основании всех критериев стратификации. Причём значимость критерия будет определяться господствующей в обществе нормативно-ценностной системой, идеологическими установками.

    Стабильность иерархической структуры общества зависит от удельного веса и роли среднего слоя, который занимает промежуточное положение между противостоящими полюсами стратификационной структуры, является нейтральным связующим звеном.

    Эгалитаризм, как стремление к равенству, является антиподом иерархии. Стремление к равенству проявляется в периоды экономических кризисов, когда нарастает чувство неуверенности в способности социальной структуры обеспечить эффективное развитие общества. Но стратификационная система имеет институциональный механизм защиты и воспроизводства социальной иерархии, способный адекватно реагировать на проявления эгалитаристских устремлений.


    Социальная мобильность

    Социальная стратификация предполагает более или менее свободное перемещение индивидов из одних социальных групп в другие. Такое перемещение называется социальной мобильностью. Итак, социальная мобильность – есть изменение социальной группой или индивидом социального положения в социальной структуре общества. Термин «социальная мобильность» ввел в научный оборот П.А.Сорокин в работе «Социальная мобильность» (1927 г). Он выделял два основных типа социальной мобильности: вертикальную и горизонтальную. Под горизонтальной социальной мобильностью или перемещением подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне в иерархической системе; под вертикальной мобильностью — перемещение индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. социальный спуск и социальный подъем. П.А. Сорокин утверждал, что в обществе постоянно происходят изменения интенсивности и направленности социальной мобильности, носящие кратковременный характер. П. Сорокин, кроме горизонтальной и вертикальной мобильности, различал также групповую и индивидуальную мобильность. В отличие от индивидуальной мобильности как смены социальных позиций отдельного индивида, групповая мобильность определяется Сорокиным как перемещение социальных групп, классов, наций, сословий, рангов, происходящее в связи с изменением общественной значимости данных социальных групп и общностей. Причинами групповой мобильности, по мнению П.Сорокина являются социальные революции, войны, военные перевороты и смена политических режимов, восстания и другие проявления напряженности социальных отношений в социально– политической сфере общественной жизни.

    П.Сорокин выделяет следующие каналы социальной мобильности: армия, церковь, школа, правительственные группы, политические организации и партии, профессиональная организация, предприятия, семья и т.д. Условием рационального функционирования общества и создания особой динамической стабильности является гибкость структурных границ стратификационного общества. Различные социальные институты выполняют функции социальной циркуляции, своего рода «лифтов», позволяющих подниматься на различные этажи социальной иерархии. Но адаптация в новой социокультурной среде достаточно сложна. Социокультурная оболочка каждой социальной страты, выполняющая роль «фильтра», осуществляет своего рода контроль, способствующий отстранению индивидов, не сумевших адаптироваться в новой социокультурной среде, на «нейтральную территорию». Этот феномен нахождения человека на стыке двух страт, двух культур, называется маргинальностью. Маргинальность – состояние индивида, утратившего прежний социальный статус, и неспособного органично функционировать в рамках нового социального статуса, адаптироваться в новой культурной среде, соотнося индивидуальную систему ценностей с системой ценностей социальной группы, в которой он формально существует.

    В широком смысле социальная структура — совокупность социальных институтов, статусных отношений, групп, слоев, классов данного общества.


    Cоциальная группа и социальная общность

    Социальная общность – это совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия, поведения. Для социальных общностей характерно наличие самых общих объединительных признаков.

    Социальные общности отличаются огромным разнообразием видов и форм. Они значительно варьируются как по количественному составу, так и по продолжительности существования. Как правило, общность можно выделить по системообразующим признакам: территориальные, этнические, демографические и другие.

    Массовые социальные общности:

    1. представляют собой структурно нерасчлененные аморфные образования с довольно раздвинутыми границами, с неопределенным качественным и количественным составом;
    2. для них может быть характерен ситуативный способ существования;
    3. им присуща разнородность состава, межгрупповая природа;
    4. для них может быть характерно объединение по какому-то одному признаку или основанию.

    Социальная группа — совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других (Р. Мертон).

    Социальные группы в отличие от массовых общностей характеризуются:

    1. устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования в пространстве и во времени;
    2. относительно высокой степенью сплоченности;
    3. отчетливо выраженной однородностью состава, т.е. наличием признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу;
    4. вхождением в более широкие общности в качестве структурных образований.

    Виды социальных групп:

    Агрегация – некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве, но не осуществляющих сознательного взаимодействия.

    Квазигруппа – неустойчивое, спонтанное образование, осуществляющее кратковременное взаимодействие какого-либо одного вида.

    Номинальная группа – совокупность индивидов, выделенная для целей анализа по какому-либо признаку, не имеющему социального значения (группы условные, статистические).

    Реальная группа – совокупность индивидов, воспринимаемых как единое целое, имеющих единую цель, общую для всех членов группы, которая может быть достигнута только путем совместных организованных действий.

    Референтная группа – реальная или воображаемая группа, с которой индивид соотносит себя, как с эталоном, и на нормы, ценности которой ориентируется в своем поведении и в самооценке.

    В соответствии со степенью и характером взаимосвязей индивидов, в социальной группе различают:

    Первичную группу, как разновидность малой группы, отличающуюся высокой степенью солидарности, пространственной близостью членов группы, единством идей, добровольностью вступления в ее ряды и неформальным контролем за поведением ее членов;

    Вторичную группу – группу, социальные контакты между членами которой носят безличный характер. Главным критерием выделения данной группы является функциональный критерий, т.е. способность осуществлять определенные функции и достигать общей цели.

    Социальные группы подразделяются также на формальные и неформальные.

    1. Формальные социальные группы — группы со строго определенной структурой, правилами и регламентацией действий членов этой группы в том случае, если эта деятельность связана с официальным статусом члена группы. Для формальной группы характерно наличие структуры, рационализации функций, разделение обязанностей. По форме своей организации формальная социальная группа является социальным институтом. Поэтому к формальной социальной группе применяются все характеристики социального института (функции, признаки и т.д.)

    2. Неформальные социальные группы – группы, не имеющие структуры и всего перечисленного в характеристике формальных групп. Взаимодействие между членами группы строится на основе межличностных отношений по инициативе самих индивидов, общности их интересов и т.п.

    В соответствии с местом в системе общественных отношений в социологии выделяют большие и малые социальные группы.

    1. Малая социальная группа — это достаточно устойчивая общность людей, в которой общественные отношения выступают в формах непосредственного личностного общения.

    2. Большая социальная группа – группа с большим числом членов, основанная на различных типах социальных связей, не предполагающих обязательных прямых личных контактов. Большая социальная группа структурируется, как правило, как социальная организация.

    Социальная организация – определённая общность, объединяющая некоторое количество индивидов, создающих некоторую систему отношений для достижения взаимосвязанных специфических целей и формулирующих высокоформализированные структуры.

    Основные черты социальных организаций:

    1. обладают целевой природой, так как создаются для быстрой и эффективной реализации определённых целей;
    2. члены организации распределяется по иерархической лестнице соответственно ролям и статусам;
    3. разделение труда, его специализация по функциональному признаку;
    4. управляющие подсистемы формируют свои механизмы и средства регулирования и контроля за деятельностью различных элементов организации.

    Цели организации – желаемый результат или те условия, которых пытаются достичь, используя свою активность, члены организации для удовлетворения коллективных потребностей.

    Социальная структура организации – совокупность взаимосвязанных ролей, а также упорядоченных взаимоотношений между членами организации, отношениями власти и подчинения.


    Теории бюрократии

    Бюрократия – социальная структура, основанная на иерархии должностей и ролей, предписанных чёткими правилами и стандартами и на разделении функции и власти.

    Концепция рациональной бюрократии М. Вебера

    М. Вебер в работе «Хозяйство и общество» разработал идеально-типическую модель рациональной бюрократии. М. Вебер различает два типа бюрократии:

    1) традиционную «патримониальную», преимущественной сферой влияния которой является область государственного управления;

    2) рациональную, пронизывающую сферу частно — хозяйственной деятельности.

    Отличительными чертами рациональной бюрократии М. Вебер считал следующие:

    1. специализация и профессиональная компетентность чиновников, которая проверяется экзаменом и удостоверяется соответствующим дипломом;
    2. ресурсы организации отделены от имущества ее членов, как частных лиц;
    3. должностные обязанности чиновников регулируются правилами;
    4. иерархия должностей, предполагающая определенную степень ответственности нижестоящих перед вышестоящими должностными лицами, контроль за исполнением приказаний, и назначение на нижестоящие должности чиновников вышестоящими органами;
    5. строгая дисциплина;
    6. управление основывается на письменных документах;
    7. наличие каналов коммуникации, по которым передаются распоряжения «сверху – вниз»;
    8. контрактно — договорной характер отношений между отдельным чиновником и организацией;
    9. работа рассматривается как карьера;
    10. условием продвижения по службе являются заслуги перед организацией;
    11. вознаграждение – постоянное денежное жалование.

    Современные формы организации практически совпадают с «бюрократической» организацией (политические партии, государство, группы по интересам). Бюрократическое управление обосновывается тем, что бюрократия выступает носителем специальных знаний. Данное превосходство бюрократия увеличивает путем сокрытия знаний, исключая публичность своей деятельности. М.Вебер полагал, что бюрократия технически способна к достижению максимального уровня эффективности и , таким образом, является наиболее рациональным средством управления.

    Функциональные теории бюрократии

    Т. Парсонc, основываясь на структурно-функциональном подходе, считал наиболее важными чертами бюрократии следующие:

    1. институализация ролей в виде должностей с определенными должностными функциями, полномочиями;
    2. должностные роли отделены от сферы частной жизни чиновника;
    3. должности дифференцируются по функциям и по месту в иерархической структуре организации;
    4. договорная система назначения должностных лиц в организации.

    Т.Парсонс рассматривал бюрократическую организацию как преимущественно политический феномен, поскольку ориентирована она на достижение коллективных целей.

    П. Блау считал критерием для определения бюрократической организации процедуру мобилизации и координации усилий различных социальных групп для достижения общих целей. Он отмечал, что бюрократической организации свойственны скорее усилия по поддержанию функционирования организации, чем усилия, необходимые для достижения основных целей.

    Р. Мертон обратил внимание на проблему взаимоотношения между рациональностью и жесткостью бюрократических организаций. Исследуя социальную структуру организации, Р. Мертон выделял «механическую» и «органическую» управленческие системы. Первая соответствует рациональной модели бюрократической организации и подходит для решения долговременных стабильных задач. Вторая подходит к нестабильным условиям и ситуациям, когда проблему нельзя решить на основе формального распределения обязанностей и следования инструкциям. В этом случае на первый план выходит сотрудничество между участниками в решении поставленной задачи в процессе горизонтальных консультаций.

    Конфликтные теории бюрократии акцентируют внимание на роли бюрократии в борьбе за власть в обществе либо в отдельных социальных группах.

    К. Маркс считал, что бюрократия призвана обслуживать интересы правящего класса и к важным ее чертам относил:

    1. иерархичность, жесткую регламентацию деятельности;
    2. многоступенчатость в передаче информации;
    3. конформизм и авторитарность сознания и поведения;
    4. превращение «формальных» целей в содержание деятельности.

    Французский социолог М. Крозье в своей работе «Феномен бюрократии» утверждает, что власть бюрократии основана на доступе к информации, который дает возможность предвидеть результаты деятельности и приобретать влияние в соответствии со статусом в иерархической системе. Такие формальные черты бюрократии как: система распределения власти и четкое определение ролей и методов деятельности способствуют урегулированию конфликтов в организации за счет укрепления дисциплины.


    Управление в организациях

    Управление – это область науки, позволяющая дать теоретическую и практическую базу, обеспечивать научными рекомендациями практическую деятельность управленца (руководителя).

    Процесс принятия решений. Управление рассматривается как процесс принятия управленческих решений. Поддержанию непрерывности процесса производства сопутствует множество ситуаций, проблем, которые требуют от руководителя принятия решения.

    Ядро управления оказывает целенаправленное управляющее воздействие: прямое (приказ) и опосредованное: (через мотивы и потребности; через систему ценностей; через окружающую социальную среду).

    Воздействие руководителя на подчинённых имеет цель побуждать к определённому трудовому поведению как в соответствии с требованиями организации, так и согласно собственным представлениям.

    Стиль руководства – систематическое проявление каких-либо личных качеств руководителя в его отношениях с подчинёнными, в способах решения деловых проблем (авторитарный, демократический, либеральный).

    Стимулирование – метод опосредованного воздействия на трудовое поведение работника, его мотивацию через удовлетворение потребностей личности, что выступает как компенсация за трудовое усилие.

    Организационная культура – система общих ценностей и норм, правил поведения, разделяемых всеми членами организации.

    Функции организационной культуры:

    1. формирование имиджа организации;
    2. появление чувства обязанности у всех членов организации;
    3. усиление вовлеченности в дела организации и преданности ей;
    4. усиление социальной стабильности в организации;
    5. выступает средством формирования и контроля поведения сотрудников, являющегося целесообразным с точки зрения организации.

    Групповые нормы и санкции

    В социальных группах существуют групповые ценности и нормы. Групповые ценности — это разделяемые социальной группой (или обществом в целом, если речь идет о социальных ценностях) убеждения по поводу целей, которых необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. Групповые нормы производны от групповых ценностей и основываются на них. Они отвечают уже не на вопрос об отношении к явлениям и процессам, происходящим внутри группы и в обществе, а на вопрос о том, что и как с ними делать. Если групповые ценности определяют общую, стратегическую составляющую поведения группы, то групповые нормы — конкретные установки поведения отдельного члена группы, определяющие границы желательного и допустимого поведения индивида в конкретной ситуации с точки зрения этой группы. Итак, групповые нормы — это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение человека в соответствии с ценностями данной конкретной группы. При этом понятно, что ценности у разных групп — разные. Соблюдение этих норм обеспечивается в группе путем применения наказаний и поощрений. Формы поощрения, как и формы наказания, у каждой группы свои.

    Если же говорить об обществе в целом, то, аналогично групповым ценностям и групповым нормам, существуют социальные нормы и ценности, которые регулируют отношения в обществе в целом.



    1. Какие исторические типы стратификации выделил Э Гидденс?
    2. Что такое социальная мобильность?
    3. Какие виды социальной мобильности выделил П. Сорокин?
    4. Раскройте содержание понятия «маргинальность».
    5. Какие типы социальных групп можно выделить?
    6. Что представляют собой групповые ценности и нормы?
    7. Что такое этническая общность?
    8. Дайте характеристику первичной и вторичной социальной группе.
    9. Какие отличительные особенности малой группы выделял Г. Зиммель?
    10. В чем заключается цель управления в организации?
    11. Раскройте содержание теории рациональной бюрократии М.Вебера.
    12. В чем заключается особенность конфликтных теорий бюрократии?
    13. Каковы основные черты бюрократического управления?
    14. Что общего в функциональных и конфликтных теориях бюрократии?

    Традиционные ценности и реальность — Ведомости

    Нам часто приходится слышать слова «традиционные ценности» или «базовые ценности», «духовные скрепы». Мы слышим их от участников телешоу, в высказываниях консервативных публицистов и, конечно, от представителей госвласти. Обычно они говорят, что ценности россиян уникальны, сформировались несколько столетий назад, застыли в виде «менталитета» или «культурной матрицы» и сравнения с другими странами невозможны. С точки зрения психологии или социологии эти высказывания звучат сомнительно, а некоторые исследователи считают, что политический разговор в терминах ценностей вреден, так как позволяет избегать сути и порождает демагогию. Так что же обычно подразумевают под традиционными ценностями и имеет ли это какую-то связь с фактами?

    В представлении людей, специально не занимающихся этой темой, традиционное общество принимает образ либо чего-то темного, наполненного страданиями, предрассудками и насилием, либо, наоборот, ассоциируется с прекрасным, светлым, одухотворенным, правильным и складным. Объединяет эти два преставления то, что они описывают воображаемую реальность и потому целиком зависят от качеств и ценностей самого говорящего.

    В слова «традиционные ценности» вкладывают три значения. Во-первых, это неизменные ценности, пришедшие из давних времен, бывшие «испокон веков» или даже «всегда». Во-вторых, это такие ценности, которым необходимо следовать, нормы, правильные принципы. В третьем значении традиционность указывает на уникальность ценностей для страны и культуры. Ключевая характеристика этих значений: они свободны от конкретного содержания и поэтому удобны для манипуляций. Можно говорить о державности россиян, а можно подчеркивать традиционную соборность. Можно говорить о традиции послушания и сильной власти, а можно и о традиционной любви русских к свободе и бунту. Первое подчеркивает ценность конформности, второе – противоположную по сути ценность свободы, однако оба звучат органично со словом «традиционные» – именно потому, что понятие это лишено содержания.

    Но как же, скажете вы, разве у нас нет традиций? На этот вопрос еще в 1983 г. исчерпывающе ответил историк Эрик Хобсбаум в его концепции изобретенной традиции. Он привел в пример «традиционную» шотландскую юбку, которая не являлась одеждой древних горцев, а была придумана вместе со своей древней историей лишь в XVIII в. Также, если отследить историю явлений, называющихся традиционными в России, она часто окажется довольно короткой (например, считающуюся народной песню «Ой, цветет калина» написал советский композитор). По Хобсбауму, отсылки к традициям используют, чтобы продвигать определенные практики, явления и ценности. Когда, например, депутаты апеллируют к традиционным ценностям, обосновывая ограничение свободы слова, они наглядно иллюстрируют этот принцип.

    Ответы в прошлом

    Если же обратиться к части дискуссии, в которой традиционные ценности используются как содержательное понятие, а не манипулятивная конструкция, то неизбежно обнаружится неоконсерватизм. Это набор идей об устройстве общества, часто фантастических и утопических. Неоконсерваторы опираются на критику современности в различных ее проявлениях и предсказывают то конец Европы, то конец западной цивилизации, то мироустройства в целом. Неудовлетворенность современностью приводит к поискам чего-то «более правильного». Но вместо изобретения чего-то нового, неоконсерваторы обращаются в поисках ответа к своим представлениям о прошлом – и находят там «традиционное общество» с «традиционными ценностями». Воображаемое общество противопоставляется современному, различия подчеркиваются и выносятся на первый план – они и получают название традиционных ценностей. По содержанию это, как правило, ценности иерархичности общества и власти, антииндивидуализм, отказ от личных интересов в пользу авторитетов, групп или идей. Связь с некоей идеей в ущерб собственным интересам воспринимается как нечто возвышенное и называется «духовностью», а общество таких людей оказывается связано «духовными скрепами», т. е. какими-то неписаными правилами.

    Эта картина может выглядеть привлекательной утопией, но ее применение к реальности вызывает множество проблем. Сегодняшние общества, основанные на таких принципах, оказываются крайне неэффективными в развитии экономики и обеспечении удовлетворенности граждан. Это либо Афганистан, замыкающий рейтинги экономического и субъективного благополучия, либо Саудовская Аравия, импортирующая практически все, от потребительских товаров до квалифицированных работников. Исследования показывают, что развитие технологий тесно связано с организацией социальной жизни: более демократичные сообщества производят больше инноваций, а традиционные в этом смысле обречены. Развитие «духовных скреп», например, напрямую противоречит технологическому развитию.

    Ценности россиян

    Кроме долженствования в риторике традиционных ценностей иногда можно услышать утверждения, что россияне уже ими обладают, вероятно, потому, что эти ценности неизменны. Так ли это на самом деле? В серии совместных исследований с социологом Владимиром Магуном мы увидели на фактических данных, что россияне далеки от приписываемого им образа.

    Во-первых, ценности традиции занимают у россиян далеко не первое место: по важности они уступают ценностям безопасности и заботы. По сравнению с Западной или Северной Европой наши сограждане существенно меньше разделяют социально ориентированные ценности (традиционность, консерватизм, заботу об окружающих). А важность индивидуалистических ценностей (власть, богатство, достижения) в России, наоборот, значительно выше.

    Во-вторых, базовые ценности не неизменны, хотя и стабильны. Более того, ценности россиян за последние 10 лет изменились совсем не в сторону традиции. Наоборот, в России растет важность самоутверждения, власти и богатства и падает ценность заботы об окружающих. В то же время в западноевропейских странах динамика направлена в сторону усиления ценностей заботы об окружающих и самостоятельности.

    В-третьих, набор ценностей россиян не уникален. Среди 10 показателей ценностей мы не нашли ни одного, по которому они отличались бы от европейцев. Соотечественники оказываются близки не только к соседям по Восточной Европе, но и к жителям Средиземноморья. Кроме того, они очень разнородны в своих ценностях, и существование «среднего россиянина» довольно сомнительно. Мы обнаружили, что в России и других европейских странах большинство населения можно разделить на четыре группы, внутри каждой из них люди придают важность одним и тем же ценностям. За различия между странами отвечает только одна небольшая группа, одновременно подчеркивающая важность открытости и заботы об окружающих. В России эта группа практически отсутствует, а, например, в Швеции она составляет половину населения.

    Американская политика говорит на языке ценностей с середины XX в., в России они стали входить в обиход в 2010-х. Сегодня по всему миру, от Бразилии до Венгрии, консервативные и популистские политики используют прием «традиционных ценностей» для влияния на общественное сознание и продвижения собственных идей и интересов под видом «особого пути». Главное, чего часто не замечают говорящие и слушающие, всякий разговор о традиционных ценностях – это разговор о том, как должно быть, а не о том, как на самом деле есть и что будет, стань это правдой. Если всерьез говорить о консервативных ценностях, то нет ничего плохого в том, что среди россиян есть люди, разделяющие ценности традиции: общество в целом лишь выигрывает от ценностного разнообразия. Однако совсем ненормально и вредно, когда лишь один вид ценностей представляется как единственно верный.

    Автор — научный сотрудник Лаборатории сравнительных исследований массового сознания Высшей школы экономики

    Урок 16. Современное общество | Поурочные планы по обществознанию 10 класс

    Урок 16. Современное общество