План экономика и политика – ЕГЭ по обществознанию С 8. Раздел «Экономика»

Содержание

Политика и экономика — Answr

Политика и экономика —  взаимосвязанные, взаимозависимые и взаимообусловленные системы во внутригосударственных и  международных отношениях.

Обе сферы настолько важны для нормального функционирования и развития стран, что кризис в одной ведет к негативным последствиям во второй. И наоборот, прогресс и подъем благотворно влияют на процессы, протекающие в другой системе.

Необходимо раскрыть суть самих понятий:

  • политика является понятием, включающим в себя не только деятельность органов государственной власти и госуправления. Есть другое определение. Так, политика — это управление распределением ресурсов. Одной из ее функций является регулирование и установление порядка условий материального производства в стране и совместного труда населения;
  • экономика — исторически определенная совокупность общественно-производственных отношений. По своей сути, экономика страны — это единый народнохозяйственный комплекс, охватывающий все звенья П.Р.О.П. (производства, распределения, обмена и потребления).

Как может политика воздействовать на экономику

Когда субъекты производственных процессов начинают конфликтовать, тогда вмешательство политики в данные экономические по своему характеру отношения становится необходимым.

Необходимо отметить, что политическая система отличается все-таки большей самостоятельностью в принятии решений по сравнению с экономической. Но есть один нюанс — политический курс во многом зависит именно от внутригосударственных экономических отношений. Хотя внешнее политическое давление (к примеру, международные санкции) приводит к изменениям в структуре и принципах ведения экономики в стране.

Опираться можно на различные доктрины, но экономическая энгельсская теория дает более понятное представление о том, насколько по-разному политическая система может оказывать воздействие на систему экономических отношений.

Три ключевых аспекта:

  • политика тормозит развитие экономики, тогда будет недовольство среди населения в связи с упадком уровня жизни;
  • политика может служить катализатором для отдельных экономических процессов, что может привести как к позитивным, так и к негативным последствиям;
  • политическая властная «верхушка» имеет возможность влиять (приостанавливать и перенаправлять) ресурсы в соответствии со своими интересами в той или иной сегмент экономики.
Инструментами экономической политики являются: государственный бюджет (бюджетно-финансовая политика) и Центробанк (кредитно-денежная политика).

Каким образом экономика влияет на политику

Влияние экономики на политическую систему очевидно, ведь она является ее материальной составляющей. Любая политическая идеология не может существовать отдельно без какой-либо финансовой основы, ей необходим надежный производственный базис.

Экономика любой страны и в любом отраслевом сегменте всегда максимально старается подстроиться, учесть и удовлетворить экономические потребности граждан. Политической же системе приходится учитывать данные тенденции и подкреплять их на законодательном и правотворческом уровне:

  • если для стабильной экономической ситуации в стране необходимо поддержать и помочь развиться малому и среднему бизнесу, то политика государства должна прямо этому способствовать. К примеру, снижать ставки по кредитам для ИП;
  • когда в стране наступает кризис ввиду упадка производства и нехватки финансовых ресурсов, то власть должна вести активную политику, направленную на привлечение иностранных инвесторов.
Современная экономическая система, благодаря процессу глобализации, приобретает все больше самостоятельности. Теперь государство не может категорично диктовать населению, что и в каких объемах производить. Но за политической системой остается важная функция регулирования некоторых экономических процессов (например, антимонопольная служба следит за уровнем цен).

answr.pro

План-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему: Урок обществознания «Экономическая политика государства»

Экономическая политика государства.

          Умное государство не мешает своим

гражданам зарабатывать деньги,

только наблюдает за этим, получая

прибыль в виде налогов.

Дж.Фейлан

        Цель: сформировать представление об «экономической политике» государства.

        План:

  1. Что такое экономическая политика государства
  2. Экономические задачи и функции государства.
  3. Внешние (побочные)эффекты.
  4. Какой инструмент регулирования экономики выбрать?
  5. Споры ученых-экономистов о способах и масштабах вмешательства государства в экономику (монетаризм и кейнсианство).
  1. В настоящее время практически все реально действующие экономические системы характеризует тесное переплетение рыночных отношений с элементами государственного контроля и регулирования.

Масштабы государственного регулирования, его конкретные формы и методы в разных странах существенно различаются. Они отражают и историю, и традиции, и масштабы страны и т.д. С давних времен идет дискуссия между теми, кто абсолютизирует и преувеличивает роль рынка, недооценивая роль государства, и теми, кто преувеличивает возможности современного государства, не признавая роль рыночной саморегуляции. Какова же роль и функции государства в рыночной экономике?

        Экономическая политика государства – это процесс реализации его экономических функций путем разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определенных целей.

Экономические цели государства

обеспечить экономический                        создать условия                                заботиться об обеспечении

рост                                                          экономической  свободы                         полной занятости

                   обеспечить экономическую                                     оказывать помощь тем,

                  безопасность и экономическую                               кто не может себя полностью

                  эффективность                                                              обеспечить

               

              В экономической политике выделяют финансовую, инвестиционную, аграрную, научно-техническую, внешнеэкономическую.

Экономическая политика

финансовая          инвестиционная          аграрная           внешнеэкономическая            научно-техническая

  1. А какие экономические задачи и функции выполняет государство в современном обществе. За государством всегда сохраняются такие классические функции как: стабилизация экономики; защита прав собственности; регулирование денежного обращения; перераспределение доходов; регулирование взаимоотношений между работодателями и наемными работниками; контроль над внешнеэкономической деятельностью; производство общественных благ; поддержка науки т.д. (см учебник стр.174).

Экономические задачи и функции государства

стабилизация           регулирование         перераспределение           защита прав            производство

экономики                денежного                  доходов                              собственности          общественных

                                    обращения                                                                                                              благ

       регулирование отношений             контроль за внешне-                  поддержка науки

       между работодателями и                экономической                            (участие в решении

       и наемными работниками               деятельностью                            глобальных проблем  

                                                                                                                                человечества                 

На такой функции государства как производство общественных благ давайте остановимся подробнее. Что вы понимаете под понятием «общественные блага»? ——-  Общественные блага – это товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах. Такие блага не могут быть предоставлены отдельным лицам без предоставления их другим. К общим благам относятся, например, оборона, бесплатное образование, общедоступные услуги муниципальных поликлиник, посещение библиотек, парков и др. Эти блага одинаково доступны для всех, и за пользование ими не взимается плата.

        Производство общественных благ берет на себя государство, потому что в большинстве своем оно невыгодно для частных производителей, а развитие таких сфер, например, как здравоохранение, образование, фундаментальные науки, охрана окружающей среды, не может происходить только на основе частного предпринимательства. Для производства общественных благ необходимы значительные финансовые средства и государство получает их, собирая налоги. Тем самым все граждане вносят свой вклад в оплату общественных благ.

        Также для создания общественных благ государство:

  1. формирует систему законов, защищающих права граждан и фирм на получение достоверной информации;
  2. создает организации, обеспечивающие предоставление населению страны общественных благ (например, армию, пожарную службу, «скорую помощь» и тд.).
  1. Значительна роль государства и тех, сферах, в которых работают исключительно частные предприятия, действующие по законам рынка. Вмешательство государства в эти сферы вызвано проблемой внешних (побочных) эффектов иди воздействий.

Внешние (побочные) эффекты – ущерб (или выгода) от производства какого-либо блага, который приходится нести (или который можно получить) людям или фирмам, непосредственно не участвующим в купле-продаже этого блага.

Если загрязнение полей атмосферными выбросами промышленности – пример отрицательного внешнего эффекта, то улучшение освещения улиц за счет рекламы и витрин магазинов – пример положительного внешнего эффекта. Но этот эффект никак не сказывается на взаимоотношениях владельцев магазинов и покупателей в них.

Иными словами, внешние (побочные) эффекты некоторых видов хозяйственной деятельности могут иметь большое значение для общества в целом, но рынком не учитываются и не могут влиять на его распределение ограниченных ресурсов.

Государство вынуждено вмешиваться в решение проблемы отрицательных внешних эффектов хозяйственной деятельности,

                            компенсируя несовершенство рынка:

борьба с монопо-        создание        регулирование проблем, порождаемых внешними отрицатель-

лизацией рынков        общест-          ными эффектами:

                                       венных           — система законов (закон об окружающей среде)

                                        благ                 — создание организаций, которые отслеживают возникновение

                                                                    отриц. внешних эффектов (штрафы, приостановка дея-ти пред-й)

                                                                — стимулирование деятельности по сокращению негативных

                                                                    внешних эффектов (льготы для предприятий создающих очис-

                                                                    тные сооружения)

  1. В государственной экономической политике можно выделить два главных направления:

— стабилизационное

— структурное.

Стабилизационная политика направлена преимущественно на оздоровление «заболевшей» экономики, структурная – на обеспечение ее сбалансированного развития.

Два направления в экономической политике

    Стабилизационное                                                     Структурное

Фискальная         Монетарная              ограничение    государственная   производство   регулирование

политика               политика               монополий      поддержка            обществен-       конфликтов

(бюджетно-         (кредитно-                                             важных для            ных благ            порождаемых

налоговая)          денежная)                                          государства                                       внешними

                                                                                                  отраслей                                               отрицательны-

                                                                                                                                                                ми эффектами

Воздействие государства на рыночный механизм осуществляется путем прямого и косвенного регулирования. П р я м о е регулирование предполагает использование преимущественно административных методов,  к о с в е н н о е – экономических.

Механизм государственного регулирования рыночной экономики

Прямое регулирование                                                              Косвенное регулирование

       экономики                                                                                             экономики

правовое регулирование                                                   фискальная                монетарная

                                                                                                     политика                    политика

Фискальная политика – регулирование налогов и государственных расходов таким образом, чтобы это помогало сохранению макроэкономического равновесия.

Фискальная политика – деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета.

           

Монетарная политика – означает контроль над денежной массой в экономике. Ее цель – поддержка стабильного развития экономики.

Макроэкономическое равновесие – ситуация в экономике страны, когда объем производства и цены таковы, что нет существенной опасности возникновения больших запасов непродаваемой продукции, ни резкого ускорения темпов инфляции из-за дефицита товаров и услуг.

        У каждого из способов регулирования макроэкономического равновесия есть плюсы и минусы. Поэтому выбор и реализации государственной политики поддержания макроэкономического равновесия – задача крайне сложная, ведь любое решение всегда задевает интересы той или иной группы граждан страны.

  1.  В спорах ученых-экономистов о способах и масштабах вмешательства государства в экономику можно выделить два взгляда, отражающих различные направления в экономической теории –

                      м о  н е т а р и з м                     и                  к е й н с и а н с т в о

                   (Д.Юм, М.Фридмен)                                             (Дж. Кейнс)

  1. Освободить экономику от опеки государства.
  2. Сократить налоги и государственные расходы.
  3. Контроль за инфляцией и стимулирование экономического роста достигается с помощью контроля за количеством денежной массы.
  4. Единственно правильная политика правительства и банков – увеличивать количество денег в экономике не быстрее, чем растет производительность хозяйства страны.
  5. Свободный рынок сам отрегулирует все пропорции в экономике, и она будет развиваться нормально.
  6. Проводником денежно-кредитной политики государства выступает центральный банк во взаимодействии с коммерческими банками.
  7. Государство может воздействовать на всю экономику путем изменения учетной ставки процента, стимулируя или ограничивая производство и потребление.

Монетарная политика означает контроль за денежной массой в экономике.

Цель – поддержка стабильного развития экономики.

  1. Только рыночный механизм не в состоянии решать многообразные проблемы в экономике.
  2. Необходимо большее вмешательство государства в рыночную экономику, ее регулирование путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения денежной массы.
  3. Государство должно принимать меры по оживлению деловой активности, поощрять развитие экономики.
  4. Активная финансовая политика государства, стимулирующая спрос, способна справиться с массовой безработицей.

Фискальная политика – это деятельность государства  в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета. Она направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращения инфляции, обеспечение занятости населения.

Государственный бюджет —  сводный план доходов государства и использование полученных средств на покрытие всех видом государственных расходов.

Источники доходов:

  • налог на прибыль предприятий;
  • налог на добавленную стоимость;
  • социальный налог.

nsportal.ru

План изучения новой темы Экономика как подсистема общества

План изучения новой темы: §Экономика как подсистема общества §Экономика и уровень жизни §Экономика и социальная структура общества §Экономика и политика

Экономика как подсистема общества

ЧТО МЫ ПОНИМАЕМ ПОД ПОНЯТИЕМ ЭКОНОМИКА? Сравните различные определения экономики, данные одним и тем же автором — П. Самуэльсоном в его книге «Экономикс». Экономика -это: 1) виды деятельности, связанные с обменом и денежными сделками между людьми; 2) использование людьми редких или ограниченных ресурсов и распределение их между членами общества в целях потребления; 3) повседневная деловая жизненная деятельность людей, извлечение ими средств к существованию и использование этих средств; 4) налаживание и осуществление потребления и производства; 5) богатство.

Понятие «экономика» может рассматриваться как наука, как хозяйство и как сфера жизни общества. Экономика – совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг. Экономика – сфера деятельности людей, в которой создаются материальные и духовные ценности для удовлетворения разнообразных потребностей человека.

Под экономикой понимают широкую область в жизни общества, включающую экономику предприятий, отраслей, народное хозяйство в целом, различные стороны хозяйственной жизни. Экономика – это сознательно построенная и используемая людьми система жизнеобеспечения»

Экономическая жизнь существенно влияет на различные явления общественной жизни и общества в целом: v существование общества невозможно без постоянного производства материальных благ v общественное производство обуславливает развитие его социальной структуры v экономические отношения активно политическую жизнь общества влияют на v в процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества

Ответьте на вопросы: 1. Может ли общество развиваться без экономики? 2. Зачем изучать экономику? Экономическая жизнь общества представляет собой прежде всего производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА Развитие общества и развитие его экономической жизни тесно взаимосвязаны. Они соотносятся между собой как целое и его часть, осуществляя взаимное влияние друг на друга.

Производствопроцесс преобразования природных материалов в экономические блага Распределение созданных товаров и услуг Виды экономической деятельности Обмен деятельностью, товарами, услугами. Потреблениеосновополагающий стимул развития производства

ПРИ ПЕРЕПЕЧАТКЕ МАТЕРИАЛА ОДНОГО СООБЩЕНИЯ СЕКРЕТАРША ПОМЕНЯЛА МЕСТАМИ НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАССМОТРИТЕ СХЕМУ И НАЙДИТЕ ОШИБКИ, ДОПУЩЕННЫЕ ПРИ НАБОРЕ МАТЕРИАЛА ПРОИЗВОДСТВО РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБМЕН ПОТРЕБЛЕНИЕ Изготовление мебели. Медицинские услуги. Продажа квартир. Сбор налогов. Передача права пользования земельным участком Составление бюджета. Товарообмен между предприятиями. Обед в ресторане. Покупка продовольствен ных товаров. Получение пенсии. Розничная торговля. Изготовление витрин. Использования в быту отопления. Индивидуальный пошив одежды. Выплата пособий на детей. Посещение бассейна. Приобретение медикаментов.

ПРОВЕРИМ ПРОИЗВОДСТВО РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБМЕН ПОТРЕБЛЕНИЕ Изготовление мебели. Медицинские услуги. Изготовление витрин. Индивидуальны й пошив одежды. Сбор налогов. Выплата пособий на детей. Получение пенсии. Передача права пользования земельным участком Товарообмен между предприятиями. Розничная торговля. Посещение бассейна. Приобретение медикаментов Обед в ресторане. Использование в быту отопления. Составление бюджета. Покупка продовольстве нных товаров. Продажа квартир.

ВЫВОДЫ: 1. Существование общества невозможно без постоянного производства материальных благ. 2. Общественное производство определяет появление и развитие его социальной структуры. 3. Экономические отношения влияют на политическую жизнь общества. 4. В процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества.

В НАЧАЛЕ 21 ВЕКА НАМЕТИЛИСЬ ПОЗИТИВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПЕРЕМЕНЫ –ЕСТЬ ПРЕЖДЕ ВСЕГО СЛЕДСТВИЕ НАУЧНО- ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И РЕАЛЬНОГО ПРЕВРАЩЕНИЯ НАУКИ В НЕПОСРЕДСТВЕННУЮ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНУЮ СИЛУ. Задание. Проиллюстрируйте примерами соответствующее положение текста.

ЭКОНОМИКА И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ — уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей людей

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ ОПРЕДЕЛЯЮТ 1. ВВП( валовый внутренний продукт) на душу населения. 2. Прожиточный минимум. 3. Уровень здоровья людей. 4. Состояние окружающей среды. 5. Доступность культурных благ. 6. Степень неравномерности распределения доходов в обществе.

Сравните экономические показатели стран и ответьте на следующие вопросы: В какой из стран уровень жизни самый низкий, а в какой самый высокий? Что влияет на этот показатель? Какую роль играют в экономическом развитии страны следующие факторы: Наличие или отсутствие богатых природных ресурсов, эффективность использования производственных ресурсов? ВНП на душу населения (1995 год, в долларах США) Страны Индия 340 Китай 620 Россия 2245 Бразилия 3640 США 26980 Германия 27510 Япония 39640

ТЕМПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ В СРЕДНЕМ ЗАМЕТНО ВЫШЕ, ЧЕМ В РАЗВИТЫХ, ПРИЧЕМ В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ЭТО ИХ ПРЕИМУЩЕСТВО В ТЕМПАХ ДАЖЕ УСИЛИЛОСЬ

Но рост населения в большинстве развивающихся стран происходит настолько быстро, что темпы роста ВНП на душу населения в них оказываются либо низкими, либо даже отрицательными

ОПРОСЫ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ МОГУТ НАГЛЯДНО ДОКАЗАТЬ, ЧТО ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО ИНДИВИДОВ В ОЦЕНКЕ СОБСТВЕННОГО УРОВНЯ ЖИЗНИ УЧИТЫВАЕТ ТАКИЕ ФАКТОРЫ КАК СТЕПЕНЬ ЗДОРОВЬЯ, СТЕПЕНЬ МОРАЛЬНОЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНЬЮ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И ДР. ООН ОЦЕНИВАЕТ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ СОГЛАСНО ИНДЕКСУ ИРЧП — ИНДЕКСУ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА. ЗА ОСНОВУ БЕРУТСЯ ВЕЛИЧИНЫ: ВВП НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ, СРЕДНЯЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ, УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ.

Уровень экономического развития прямо влияет на уровень жизни в стране. Низкий уровень экономического развития ведёт к снижению потребления: чтобы больше потреблять, надо больше производить. Минимальный уровень потребления определяет такой показатель, как черта бедности. Уровнем бедности называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека за определённый период, позволяющий обеспечить его физический прожиточный минимум.

УРОВЕНЬ БЕДНОСТИ – ЭТО НОРМАТИВНО УСТАНАВЛИВАЕМЫЙ УРОВЕНЬ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ ЧЕЛОВЕКА ЗА ОПРЕДЕЛЁННЫЙ ПЕРИОД, ПОЗВОЛЯЮЩИЙ ОБЕСПЕЧИТЬ ЕГО ФИЗИЧЕСКИЙ ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ. Черты бедности, установленные Всемирным банком Страна Долл. В день на человека США 1 долл. Восточная Европа и СНГ 4 долл. Страны с рыночной экономикой 14, 4 долл.

Экономика и социальная структура общества

Социальная структура общества – это целостная совокупность всех общностей, взятых в их взаимодействии.

Опираясь на текст учебника, стр. 130 -131, проиллюстрируйте примерами взаимовлияние экономики и социальной сферы. Народонаселение Состояние здоровья населения Формирование социальных общностей

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ОБЩЕЙ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ Взаимозависимость экономики и состояния здоровья общества

Особую угрозу для политической и экономической стабильности в обществе представляет неравенство доходов. В современных промышленных развитых странах создаются государства всеобщего благосостояния, т. е. доходы перераспределяются в пользу более бедных и обделённых слоёв и др.

ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ богатые занимают самые лучшие должности и имеют самые престижные профессии. эти профессии лучше оплачиваются и связаны с умственным трудом, выполнением управленческих функций. к зажиточным слоям, составляющим средний класс, в обществе относят юристов, квалифицированных служащих, среднюю и мелкую буржуазию рабочий класс согласно современным представлениям составляет самостоятельную группу, которая занимает промежуточное положение между средним и низшим классами общества. к низшим слоям относятся неквалифицированные рабочие, безработные, нищие.

1. Социальное расслоение общества, которое напрямую связано с экономическим развитием, обостряет противоречия интересов различных социальных групп. 2. Рыночную экономику необходимо корректировать путем проведения определенной социальной политики, чтобы не допустить социального взрыва. 3. Социальная политика Российского государства на современном этапе предполагает: поддержку малоимущих граждан; регулирование трудовых отношений; содействие в трудоустройстве незанятого населения; свободу выбора профессии; обеспечение доступности образования и помощь в переподготовке кадров; обеспечение свободы предпринимательства. 4. Согласование интересов различных участников экономической жизни общества актуально, поэтому экономическая и социальная сферы должны взаимно поддерживать друга.

ВЫВОДЫ: Ø абсолютное равенство в доходах убивает в людях стимулы к производительному труду. Ø неравенство доходов может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в обществе. Ø полное равенство доходов без адекватного экономического роста может привести к банкротству, а экономический рост без социальной защищённости может привести к социальным беспорядкам.

Экономика и политика

ВОЗДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА НА ЭКОНОМИКУ Государство может действовать в том же направлении, что и экономика -тогда развитие экономики идет быстрее. Государство может действовать наперекор экономическому развитию –тогда оно терпит крах через определенное время. Государство может ставить экономическому развитию преграды в одних направлениях и стимулировать его в других

Обсудим. 1. ПОЧЕМУ ПОТЕРПЕЛА КРАХ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, ОСНОВАННАЯ НА ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМ ПЛАНИРОВАНИИ. 2. КАКИЕ НОВЫЕ ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ДОЛЖНО ВЫПОЛНЯТЬ ГОСУДАРСТВО В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.

ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА

Общественное благосостояние Общественно-политические цели: свобода, правовой порядок, Цели экономической политики: стабильность цен, полная занятость, экономический рост, внешнеэкономическая стабильность.

Каждое правительство выбирает необходимые обществу экономические приоритеты в своей политике.

Важная задача российского государства – охрана и поддержание в национальной экономике конкуренции и разработка оптимальной национальной стратегии экономического развития.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ ТЕМЫ: Обмен – в экономике обмен деятельностью между людьми; этап общественного воспроизводства, связывающий производство с распределением и потреблением. Потребление – приобретение и использование товаров и услуг для удовлетворения потребностей. Производство – создание вещей (материальное производство) и создание идей (духовное производство). Распределение – процесс определения доли, в которой каждый хозяйствующий субъект, принимавший участие в производстве продукции, присваивает часть результата производства. Экономика – 1) хозяйство страны; 2) сфера общественной жизни, включающая отношения в процессе материального производства, обеспечивающее обществу материальные возможности существования и развития; 3) наука, изучающая способы распределения обществом ограниченных ресурсов для наиболее полного удовлетворения потребностей людей.

present5.com

План План 2 Экономика и политика. Хозяйственный механизм и его типы 3 Объективная необходимость грэ 5

Объективная необходимость

государственного регулирования экономики (ГРЭ)

План


План 2

1. Экономика и политика. Хозяйственный механизм и его типы 3

2. Объективная необходимость ГРЭ 5

3. Функции государства в современной рыночной экономике 8

1. Экономика и политика. Хозяйственный механизм и его типы

Важнейшим фактором экономического роста и повышения эффективности производства, решающим средством поддержания политического курса страны является экономическая политика. Важнейшими условиями эффективности экономической политики является учет постоянно меняющейся экономической ситуации и уровня экономического мышления. Практика показывает, что результативность экономической политики выше в том случае, когда она увязана с реалиями политической, социальной, производственно-технической сферы.

Экономика любой страны требует координации действия миллионов хозяйствующих субъектов. Именно для этого необходим хозяйственный механизм.

Хозяйственный механизм — это совокупность методов, инструментов и форм управления экономикой.

В каждой стране хозяйственный механизм имеет свою специфику, которая определяется:

1) господствующей формой собственности;

2) доминирующей теоретической концепцией, лежащей в основе государственного воздействия на экономику.

Исторически сложились две основные модели (концепции): хозяйственный механизм рыночной экономики и хозяйственный механизм плановой экономики.

Хозяйственный механизм рыночной экономики формируется эволюционным путем на основе частной собственности и развитии товарного производства. Он имеет следующие черты:

полную хозяйственную самостоятельность всех экономических субъектов на базе негосударственной собственности;

саморегулирование на основе спроса и предложения.

Хозяйственный механизм рыночной экономики создает эффективное распределение ресурсов на производство товаров, необходимых обществу на основе ограниченной информации (цена, издержки производства), что обеспечивает гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям, восприимчивость к научно-техническому прогрессу, при этом обеспечивается свобода выбора и действий потребителей и предпринимателей, что расширяет возможность удовлетворения разнообразных потребностей. В конечном счете, рыночный механизм обеспечивает более быструю корректировку неравновесия, перестройку производства с изменяющимся спросом. Такой хозяйственный механизм называется спросоограниченным.

Вторая модель хозяйственного механизма — механизм плановой экономики — стала результатом поиска путей выхода из ситуации запоздалого развития. Плановая модель хозяйственного механизма основывалась на возможности концентрации и перераспределения ресурсов в общегосударственных интересах.

Основными чертами планового хозяйственного механизма являются:

отсутствие экономической самостоятельности предприятия, обусловленное господством государственной собственности, реально проявляется первенство политики над экономикой.

горизонтальные связи на микроуровне регламентируются из центра, множество решений на микроуровне подменяется единственным на макроуровне.

господствующим является директивное ценообразование.

дефицитность экономики.

Командно-административная экономика ориентирована на постоянное увеличение объемов производства при постоянном недостатке ресурсов.

Характерными чертами командной экономики являются:

1) инвестиционный голод;

2) дефицит рабочей силы и как внутризаводская безработица. Дефицит не устраним до тех пор, пока определяющие формы отношений между предприятием и государством будет вертикальная зависимость, т.е. ликвидировать дефицит можно только при создании частной собственности, системе жестких бюджетных ограничений и при формировании спросоограничительной экономики.

Экономическая политика — это совокупность мер, направленных на упорядочении экономических процессов. Она направлена на обобщение и упорядочение экономической практики.

Экономическая политика имеет две стороны: практическую и научную. Практический аспект — это совокупность конкретных мер по реализации регулирования, которые основываются на научных разработках (позитивная экономическая политика). Теоретический аспект — это систематическое исследование мотивов действий мер нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. В основе этого подхода ле6жит научная разработка моделей и прогнозов (нормативная экономическая политика). Важной функцией теоретического научного аспекта является формирование экономического мышления, как отражения экономического развития

^

Вмешательство государства в экономические процессы имеет длительную историю. Сущность этого вмешательства, его необходимость, смена величины влияния зависит от уровня развития экономики ряда других факторов. Государство во все времена в той или иной мере вмешивается в экономические процессы, однако степень этого вмешательства в различные периоды не одинакова.

Дальнейшее развитие рыночного государства на определенном этапе порождает новые явления в экономике: цикличность производства, высокий уровень ее монополизации и интернационализации, большие социальные и экономические требования к результатам производства. Это в значительной мере ограничивает регулирующие возможности самого рыночного механизма, т.к.:

рыночный механизм в этих условиях самостоятельно не может противостоять таким негативным явлениям макроэкономического уровня как затяжной спад производства, высокий уровень долговременной инфляции, чрезмерный уровень безработицы;

рыночный механизм не может самостоятельно обеспечивать удовлетворения всех общегосударственных потребностей, поскольку он реагирует лишь на те из них, которые проявляются через платежеспособный спрос;

рыночный механизм не может самостоятельно ликвидировать или минимизировать такие побочные негативные эффекты, как поляризация населения по уровню доходов, неравномерное развитие отдельных регионов. Нарушение экологических условий жизни людей. Эти негативные явления могут быть компенсированы лишь через специальный государственный механизм.

Т. о. экономика любой страны требует регулирования экономических процессов и координации действий хозяйствующих субъектов, именно для этого необходим хозяйственный механизм макроэкономического уровня.

В настоящее время в большинстве сформировался хозяйственный механизм регулирования рыночной экономики. Реформы в постсоциалистических странах направлены на создание именно такого хозяйственного механизма. Он характеризуется:

А) полной экономической самостоятельностью всех хозяйствующих субъектов;

Б) рыночной системой связей между производителями и потребителями, рыночным механизмом распределения ресурсов;

В) ограниченным вмешательством государства в экономическую деятельность.

Государству отводится центральная роль в создании национальной валюты, полицейских сил, судебной системы, оно законодательно вводит «общие правила игры», т.е. систему нормативных актов, регулирующая деятельность субъектов рынка, защищает права собственности.

В настоящее время роль государства усилилась, что проявляется:

1) в росте удельного веса расходов и доходов государства в ВНП;

2) в увеличении государственного сектора экономики;

3) в перераспределении через госбюджет значительной доли национального дохода;

4) в регулировании определенных видов деятельности на макроуровне.

Степень активности государства диктуется объективными обстоятельствами, однако нельзя допускать чрезмерного вмешательства государства в функционирование рынка, т.к это приводит к снижению эффективности экономики. Роль рынка заключается в том, что он дает информацию каждому производителю посредством цены (цена, затраты, прибыль, что и сколько производить).

Успешные действия рыночного механизма возможны при условии свободной конкуренции, когда количество продавцов и покупателей довольно большое, никто не может повлиять на цену, между ними не возможен сговор сотрудничества, товары достаточно простые и однородные, продаются в больших количествах, покупатели обладают свободной надежной информацией о рыночной конъюнктуре, ценах, обеспечивает вступление новых предприятий в отрасли, отсутствуют монополии, олигополии.

Механизм свободной конкуренции действовал до ХХ века. В новых условиях рыночный механизм дает сбои. Возникают так называемые провалы рынка, когда ценовой механизм не работает. Это объясняется:

существованием различного рода монополий, которые деформируют рыночный механизм;

существование экстерналий (внешних эффектов), которые не способны уловить рыночные механизмы. Экстерналии возникают при нечетком определении прав собственности, когда 1 человек может нанести ущерб др. без каких-либо финансовых последствий для себя. Экстерналии могут быть как отрицательными (загрязнение воздуха), так и положительными, т.е. благоприятное внешнее воздействие (фундаментальные исследования). Для ликвидации отрицательных внешних эффектов государство должно принять специальные меры. К ним относятся ограничения, запреты, дополнительные сборы.

Наличием в экономике общественных благ (товаров), которые не потребляются индивидуальными потребителями. Производство и потребление таких товаров следует поддерживать в интересах всего общества.

Гелбрейт писал: «Наша система — это сложная система рыночной мотивации, государственной регламентации и политической демократии. Это современное государство, заботящееся о социальных нуждах, в котором власти активно вмешиваются в экономические процессы для смягчения и стабилизации их последствий». Государство должно меньше действовать там, где хорошо действует рынок, и активно действовать там, где нельзя положиться на него. Прежде всего, государству вменяется альтернативные инвестиции в образование, охрану здоровья, производство продовольствия, регулирование рождаемости. Снижение уровня бедности, создание более совершенной правовой и административной структуры, мобилизация ресурсов для финансирования государственных затрат. Главная задача государства — это создание стабильной макроэкономической основы, без чего трудно достичь социально-экономического процветания страны.

^

Содержание функций государства может быть представлено тремя блоками: командно-административные функции, трансформационные функции, рыночное регулирование. В условиях переходной экономики наибольший интерес представляет третий блок. Для реализации рыночного регулирования необходимо:

1) обеспечение и поддержка функционирования рыночной системы путем создания правовой базы: законодательного регулирования отношений между субъектами хозяйствования.

2) усиление рыночного механизма, модификация, исправление его недостатков, на основе мер по стабилизации и стимулированию экономического роста, контроль безработицы, экологии, перераспределения ресурсов и др.

Для обеспечения и поддержки функционирования рыночной системы необходимо:

А) обеспечение правовой базы;

Б) защита конкуренции.

Для обеспечения правопорядка и законности государство создает определенную систему государственных институтов (органов, учреждений), которые принимают законы, постановления, осуществляют государственное управление, наблюдают за соблюдением законности и т.д.

К институтам государственного управления в Украине относятся: Верховная Рада Украины, президент, Кабинет министров, Премьер-министр, прокуратура

Для большинства стран Восточной Европы в период рыночных реформ главной задачей было обеспечение эффективного и полноценного функционирования рыночной системы, определяющего право собственности, сформировать законодательство о создании компаний, о банках, о банкротстве и т.д.

В Украине создается правовая основа рыночной экономики: приняты законы «О собственности», «О предпринимательстве», «О банкротстве», «О предприятии» и др.

Важнейшим актом государства в системе обеспечения регулирования всей жизни страны, в том числе экономики, является принятие Конституции, где заложены фундаментальные принципы экономических отношений. Принятая Конституция отражает рыночные принципы жизнедеятельности, гарантируя право частной собственности, свободы предпринимательства и др.

Создание условий конкуренции осуществляется путем поддержки и развития частного предпринимательства, путем проведения антимонопольной политики. Поддержка частного предпринимательства может быть финансовой и управленческой. Финансирование осуществляется в трех видах:

прямая поддержка — это гарантийные займы;

смешанная поддержка — совместное финансирование предприятия государством и частными инвесторами;

гарантированная поддержка, т.е. финансирование частным банком под гарантию государства.

Управленческая поддержка может осуществляться в трех видах:

добровольным обязательствам пенсионеров-менеджеров;

работодателями-управленцами;

центрами развития малого бизнеса.

Проведение антимонопольной политики обусловлено тем, что в современном производстве нередко возникают предприятия-монополисты, монополизируя целые отрасли. Монополизация сдерживает свободную конкуренцию, что отрицательно сказывается на экономике в целом, т.к исчезает стимул к совершенствованию, внедрению нововведений и НТП. В условиях монополии общество теряет часть чистой экономической прибыли.

Для проведения антимонопольной политики широко используется антимонопольное законодательство. Борьба с монополистической и олигополистической ситуацией на рынке предполагает использование нескольких стратегий поведения государства:

создание условий для открытой экономики, доступа на внутренние рынки иностранных потребителей и возможности экспорта своего товара за границу;

законодательство против сговора с целью установления цен и осуществления монопольной деятельности;

гарантия свободного выхода на рынок новым предприятиям;

запрет на слияние компаний, если оно может привести к возникновению монополий;

разукрупнение существующих монополий, разделение их на более мелкие части.

Иногда правительство фиксирует цены на продукцию монополий, но это не всегда эффективно, т.к:

нет надежных методик для определения статуса монополии;

возникает товарный дефицит;

стимулирует выработку монополий новой стратегии в ценообразовании.

В Украине уровень монополизации очень высок, что требует от государства проведения соответствующей политики. Признаком монопольной власти Закон Украины «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции и предпринимательской деятельности» считает:

способность предпринимателя диктовать свои условия при продаже товара;

способность ограничивать конкуренцию, ограничивать других производителей;

устанавливать дискриминационные цены;

способность ограничивать выпуск и поставку товаров на рынок с целью получения односторонней выгоды.

Вторая группа функций связана с исправлением недостатков рыночного механизма. Оно осуществляется следующими способами:

производство общественных благ.

перераспределение доходов и богатства с целью обеспечения социальной справедливости, социального мира, посредством прогрессивного налогообложения, финансирования общественно значимых сфер, посредством выплат, пенсий, пособий, субсидий, посредством регулирования цен.

перераспределение ресурсов для производства необходимых обществу благ или сокращения производства вредных, ненужных. Эта функция связана с наличием экстерналий.

перераспределение ресурсов осуществляется законодательным путем, налоговым путем, посредством субсидий и дотаций, через государственные заказы, посредством государственного предпринимательства в общественно значимых сферах.

Таким образом, государственное регулирование экономики — это целенаправленное воздействие государства на экономическую систему с целью обеспечения определенных процессов. Однако чрезмерно активная политика перераспределения ресурсов приводит к искривлению в рыночной системе связей и ухудшает экономическое положение.

skachate.ru

Плановая экономика обыграла рыночную экономику

Еще до санкций некоторые депутаты вносили предложения вернуться к плановой экономике и отчитываться каждые пять лет о проделанной работе. Сегодня многие страны развиваются в условиях плановой экономики, самый яркий пример — Франция, где, по мнению многих, есть признаки именно такой экономической модели. А нужна ли в России плановая экономика?

Источник: фотоархив Pravda.Ru

Бывает ли при капитализме плановая экономика

Заглянем для начала в учебник экономики для 10-11 классов обычной российской школы. Вот только некоторые цитаты оттуда: «Элементы демократической плановой экономики успешно применяются многими развитыми странами рыночной экономики, а также некоторыми развивающимися странами… Например, в Индии с 1951 года по настоящее время разрабатываются пятилетние планы социально-экономического развития страны, которые способствуют координации экономической деятельности».

То есть то, что плановая экономика как таковая в мире есть, в России признается, хотя бы на уровне подрастающего поколения. Но признают ли это люди, которые постарше, да еще и где-нибудь на самом верху, допустим, в правительстве?

Оказываются, признают. Если вспомнить лихие 90-е и количество не только публикаций в прессе, но и «антисоветских» решений на самом высоком государственном уровне, то можно даже утверждать: наши нынешние правительственные экономисты еще какие плановики по сравнению с теми… Правда, судя по публикациям последних лет и даже месяцев, у них уже произошла некая трансформация: они сейчас не отрицают возможностей плановой экономики как таковой, но в то же время ориентируются на экономику рыночную.

Впрочем, кто сказал, что план полностью отвергает рынок? Они вполне могут совмещаться, дополнять и помогать друг другу. Может ли быть плановая экономика при капитализме? Опубликовано немало материалов о том, что сейчас рынок и план чаще всего умудряются дружить. Больше всего примеров такой дружбы разных способов хозяйствования оказалось во Франции, много есть в Германии, а вот примеров из США мало.

Зато про Китай — целое море публикаций. Всего лишь одна цитата: «Де-факто капиталистическая Поднебесная до сих пор живет в социализме де-юре, и не горюет, причем плановый, чисто социалистический метод хозяйствования не мешает ей претендовать на рыночное лидерство в капиталистической мировой экономике». А что у нас?

Плановая экономика помогает оптимизировать все процессы

«Все новое — это хорошо забытое старое, — заявила в интервью Правде.Ру известный российский экономист, член редколлегии журнала «Наука и экономика» Светлана Криворучко. — Естественно, что плановая экономика — это достаточно хороший инструмент, помогающий оптимизировать все процессы и увязать работу отраслей между собой. Другой вопрос, что в Советском Союзе плановая экономика приняла такие уродливые формы, которые сделали у нас этот термин нарицательным в негативном варианте.

А между тем, планирование действительно широко используется в разных странах, и введение элементов планирования в российскую экономику, но только в разумных пределах, вполне целесообразно».

Своя точка зрения у эксперта и на то, каким образом плановая экономика может помочь России преодолеть экономические трудности: «Если бы она способствовала повышению эффективности за счет более четкой организации работы отраслей, за счет их развития, то, безусловно, это внесло бы свой вклад в экономический рост. Чтоб не было диспропорций в развитии, когда, с одной стороны, есть какие-то излишки, с другой стороны, есть недопроизводства, перепроизводства в тех или иных отраслях экономики.

Планирование должно быть таким, чтобы программы были не по принципу «залить проблему», а чтобы планово ставились какие-то задачи, под них планировались соответствующие ресурсы. И тогда это поспособствовало бы нашему экономическому росту».

Кому нужна мутная вода

«По-моему, сейчас все поняли, что без плана ничего невозможно сделать, — рассказал в беседе с корреспондентом Правды.Ру профессор кафедры международных финансов МГИМО, экономист Валентин Катасонов. — План — это цель, это средство, а если нет ни цели, ни средства, тогда начинается хаос. Это уже проверено. Конечно, есть экономики, которые обслуживают хозяев денег, а хозяевам денег нужна мутная вода. Поэтому им как раз план не нужен. А план нужен такой модели общества, в которой главными и единственными бенефициарами являются люди».

Экономист отметил, что Франция действительно где-то после Второй мировой войны использовала советский опыт плановой экономики, там были так называемые планы Моне, но они сильно отличались от советских. Советские планы, по его мнению, были директивными, каждый план оформлялся как закон, который исполнялся. А там были индикативные планы. То есть некие пожелания, рекомендации.

И модель индикативного планирования не была достаточно эффективной. Японцы очень внимательно изучали наш опыт и тоже использовали планирование. И когда Советский Союз разваливался, он говорили: что вы делаете, вы разрушаете систему, которая показала свою эффективность.

И ответ на вопрос, почему плановую экономику связывают именно с периодом застоя в СССР, у эксперта весьма своеобразен, если не сказать, оригинален. «Период застоя — это уже 70-80-е годы, это другая эпоха, которую можно назвать социалистической экономикой. План был, но планирование было уже и не директивное, и не индикативное. Происходили частые корректировки этих планов, манипуляции с показателями. Но все это делалось для того, чтобы чиновники не несли никакой ответственности, а с другой стороны, это делалось, чтобы такие корректировки позволяли получать незаслуженные доходы», — подчеркнул Валентин Катасонов.

Тем не менее, помогла бы плановая экономика России преодолеть экономические трудности, пусть даже не сразу и не быстро?

«Существовал план определенной социально-экономической модели, просто не надо воспринимать план как некую палочку-выручалочку, — говорит Валентин Катасонов. — Чтобы он был эффективным инструментом экономики, для этого необходимо, чтобы было централизованное управление экономикой, чтобы был мощный государственный сектор, чтобы была государственная денежно-кредитная система, а не такая, как у нас сегодня. Для этого необходима государственная валютная монополия, то есть это целостная система. Но планирование является важнейшим условием для того, чтобы мы вышли из нынешнего кризисного состояния».

При этом экономист отметил, что нынешняя антикризисная программа — это просто некий пиар: «Бюджетные деньги в огромном количестве фактически перекачиваются в банковский сектор. А реальный сектор экономики ничего не получает. А поскольку банковский сектор на протяжении многих лет отработал технологию вывода денег в офшоры, то понятно, что это просто огромная панама под названием антикризисная программа.

По моему мнению, эти деньги просто уйдут из страны. Тут вообще никаким планированием не пахнет. Для того чтобы воровать, чтобы выводить из страны гигантские суммы денег, нужна мутная вода. Они эту мутную воду называют рыночной экономикой».

Панацеи нет, но рецепт найдется

Ответы на вопросы, вынесенные в анонс, я нашел на официальном сайте Московского экономического форума. Традиционно именно на этом форуме проводится анализ противоречий доминирующего сегодня курса развития России, оценивается потенциал альтернативного развития и возможности для его реализации.

Цитата: «Российское правительство переходит на планирование экономического и социального развития на более длительный период — план мероприятий по достижению страной целевых показателей будет разрабатываться на пять лет. Составленный план будет рассматриваться на заседании правительства и утверждаться специальным постановлением».

То есть оказывается, к плановой экономике, пусть даже в какой-то ее ранее непривычной форме, мы уже и переходим! Причем без особого шума в прессе, без стенаний либеральных экономистов, без оглядки на западных экономических светил…

Вспомним также, что в минувшем году президент уже подписал закон «О стратегическом планировании», в который как раз укладывается концепция «будущих пятилеток» правительства. Прошлогодняя цитата из «Известий»: «В последнее время необходимость такой системы значительно повысилась в силу того, что решения в оборонной, социальной, технологической и экономической сферах приобретают долгосрочный стратегический характер».

Короче, изолированное импортозамещение вовсю уже рвет ураганом экономику России, ломает наши представления об экономике последних десятилетий, и как тут без стратегических планов, скажите?

Читайте также:

«Пятилетка: все новое — хорошо забытое старое» — эксперт

Валентин Катасонов: «Пятилетка — это план, а без плана вообще ничего нельзя сделать»

Бюджетно-финансовые гадания не сбываются

Читайте статью на английской версии Pravda.Ru

www.pravda.ru

План по ВВП / Политика и экономика / В России. Итоги № 50 (2013)

План по ВВП / Политика и экономика / В России

План по ВВП

Политика и экономика В России

Владимир Путин определил три источника и составные части третьего президентского срока

 

«Нужно прямо сказать, основные причины замедления (экономики. — «Итоги») носят не внешний, а внутренний характер», — заявил Владимир Путин в своем десятом послании Федеральному собранию. Такое признание тянет на сенсацию. Особенно в совокупности со словами о том, что правительство не просто не справляется с выполнением указов главы государства, подписанных им после инаугурации в мае 2012 года, но еще и вызывает некоторыми своими действиями возмущение в обществе. По сути все сказанное — черная метка нынешнему кабмину. По мнению наблюдателей, испытательный срок нынешнему правительству положен не далее чем до мая будущего года — второй годовщины знаменитых путинских указов. Их претворение в жизнь — это та красная нить, которой прошит весь третий срок ВВП.

Указ — не указ

Бывший министр финансов Алексей Кудрин, не скрывая чувства глубокого удовлетворения, написал в «Твиттере»: «Президент совершенно правильно заметил, что причины нашей экономической стагнации — внутренние». А что? Алексей Леонидович, как говорится, предупреждал — тогда, когда публично спорил с предыдущим президентом Дмитрием Медведевым, за что и поплатился должностью.

Тут ведь как. Основа основ нашей стабильности — это неуклонный рост благосостояния трудящихся. ВВП на душу населения России, рассчитанный по паритету покупательной способности, вырос с 6660 долларов в 2000 году до 17 709 долларов в 2012-м. То есть увеличился в 2,7 раза. Те самые майские указы Путина предусматривают дальнейший «неуклонный рост», что означает повышение зарплат бюджетников, пенсий старшего поколения, кардинальное улучшение инфраструктуры здравоохранения, образования и т. д. Понятно, что все это возможно только при увеличении объемов российской экономики. При существующем же положении дел цели, заложенные в указах, остаются не более чем звучными цитатами.

Министры, конечно, изо всех сил стараются продемонстрировать что-нибудь жизнеутверждающее. Но получается из рук вон плохо. Согласно последнему прогнозу Минэкономразвития рост ВВП по итогам года составит лишь 1,4 процента. Для развивающейся экономики, коей является российская, это означает просто отсутствие роста как такового. Это становится тем более очевидным, если пристальнее вглядеться в структуру нашего ВВП.

Согласно тому же прогнозу промпроизводство в 2013-м увеличится лишь на 0,1 процента, инвестиции в основной капитал — на 0,2 процента. Все это в пределах статпогрешности. Ситуацию спасает одна лишь потребительская активность. Но и она постепенно идет на убыль. Россия столкнулась с бедой худшей, чем рецессия. У нас стагфляция — отсутствие роста производства в сочетании с высокой инфляцией. По итогам года она прогнозируется на уровне выше 6 процентов.

Это означает, что существующий экономический механизм основательно проржавел из-за нерешенных структурных проблем. А это уже недоработки правительства.

Владимир Путин прямо сказал об этом в послании: общество ждет от кабинета министров реформ, а их нет. «Если не проводить реформы, вместо качества (социальных услуг. — «Итоги») будут расти только неэффективные расходы, раздуваться управленческий аппарат, что и происходит часто на практике».

Тот же Кудрин недавно высказал мнение, что нулевые темпы роста и отрицательные инвестиции могут в итоге привести к реальному кризису. С таким прогнозом не согласен глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. Но и его прогноз не слаще: «Я говорю, что мы не на пороге никакого кризиса, мы в состоянии стагнации. И с моей точки зрения, это хуже. Потому что кризис — это ситуация, в которую входишь и из которой выходишь. А стагнация — это ситуация с трудно предсказуемыми последствиями».

Три в одном

Впрочем, кое-какие последствия просчитать можно. Перед властью по большому счету стоят три проблемы: низкое качество госуправления, коррупция и недостаток средств на осуществление реформ. Способы решения президент наметил в своем послании.

Первая решается чисто административно — угрозой отставки правительства. Ну а если не поможет, то и самой отставкой. Путин намекнул на это вполне прозрачно: «С издания указов прошло полтора года. Вы знаете, что я отмечаю? То ли делается так, что это вызывает негативную реакцию в обществе, то ли вообще ничего не делается». Судя по всему, это последнее предупреждение. Некоторые наблюдатели даже предполагают, что затеянное Кремлем слияние Верховного и Высшего арбитражного судов нацелено в том числе и на создание пристойного рабочего места для младшего партнера по тандему.

Еще один признак грядущих перемен в Белом доме — наличие альтернативной команды в кремлевской администрации, Счетной палате, ЦБ, а также в свежеиспеченном президиуме Экономического совета при президенте — чистой воды теневом кабинете министров.

Вторая проблема — коррупция — будет искореняться посредством ручного управления. Вернее, руками доверенного чиновника по фамилии Плохой. Третья проблема — нехватка денег для выполнения предвыборных обещаний Владимира Путина — намного сложнее. По оценкам Минэкономразвития, социальные указы реализуемы при росте ВВП более чем на 5 процентов в год. А этого нет и в ближайшие годы не предвидится.

Ваш дом — Россия

Однако у теневого правительства рецепты имеются. Путин озвучил три главных.

Пункт первый: общественный контроль за властью. По мнению президента, надо привлекать НКО к формированию повестки работы государственных институтов и контролю по реализации ключевых задач власти. Еще не так давно вступил в силу закон об иностранных агентах из числа некоммерческих организаций, и вот их уже призывают к сотрудничеству.

Второй: расширение полномочий местного самоуправления с передачей ему весомых ресурсов с регионального и федерального уровней. А между тем, согласно утечкам, Путин должен был якобы озвучить меры по дальнейшему укреплению вертикали, вплоть до отмены выборов мэров городов. Похоже, то был плановый вброс с целью дезинформации «вероятного противника». На деле президент готов делить часть ответственности с обществом.

Третий, и самый главный — борьба с офшорами. Меры, озвученные Путиным, стали для части элиты громом среди ясного неба. Речь идет не просто о поиске новых источников для пополнения казны. Президент потряс основы основ сложившейся за два десятилетия экономической и политической системы страны. Суть этой системы проста — крупный бизнес, в том числе контролируемый государством, зарабатывает деньги в России, а прибыль хранит и тратит на стабильном Западе. Экономя попутно на налогах. Владимир Путин предложил эту систему разрушить.

Предполагается облагать по нашим налоговым правилам доходы офшорных компаний, принадлежащих российским собственникам. Для чего придется пересмотреть немало соглашений с иностранными государствами об избежании двойного налогообложения. Кроме того, офшорный бизнес будет лишен всех преференций, включая поддержку государства и выполнение госконтрактов. По сути это означает запрет на офшорные схемы как таковые.

Это и есть одно из условий нового «общественного договора», предложенного элитам. Он пришел на смену негласному пакту нулевых, согласно которому власть и элиты обязывались не вмешиваться в дела друг друга. Теперь процесс пошел в прямо противоположном направлении.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

public.wikireading.ru

План План 21. Экономика и политика

Объективная необходимость

государственного регулирования экономики (ГРЭ)

План


План 2

1. Экономика и политика. Хозяйственный механизм и его типы 3

2. Объективная необходимость ГРЭ 5

3. Функции государства в современной рыночной экономике 8

1. Экономика и политика. Хозяйственный механизм и его типы

Важнейшим фактором экономического роста и повышения эффективности производства, решающим средством поддержания политического курса страны является экономическая политика. Важнейшими условиями эффективности экономической политики является учет постоянно меняющейся экономической ситуации и уровня экономического мышления. Практика показывает, что результативность экономической политики выше в том случае, когда она увязана с реалиями политической, социальной, производственно-технической сферы.

Экономика любой страны требует координации действия миллионов хозяйствующих субъектов. Именно для этого необходим хозяйственный механизм.

Хозяйственный механизм — это совокупность методов, инструментов и форм управления экономикой.

В каждой стране хозяйственный механизм имеет свою специфику, которая определяется:

1) господствующей формой собственности;

2) доминирующей теоретической концепцией, лежащей в основе государственного воздействия на экономику.

Исторически сложились две основные модели (концепции): хозяйственный механизм рыночной экономики и хозяйственный механизм плановой экономики.

Хозяйственный механизм рыночной экономики формируется эволюционным путем на основе частной собственности и развитии товарного производства. Он имеет следующие черты:

полную хозяйственную самостоятельность всех экономических субъектов на базе негосударственной собственности;


саморегулирование на основе спроса и предложения.

Хозяйственный механизм рыночной экономики создает эффективное распределение ресурсов на производство товаров, необходимых обществу на основе ограниченной информации (цена, издержки производства), что обеспечивает гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям, восприимчивость к научно-техническому прогрессу, при этом обеспечивается свобода выбора и действий потребителей и предпринимателей, что расширяет возможность удовлетворения разнообразных потребностей. В конечном счете, рыночный механизм обеспечивает более быструю корректировку неравновесия, перестройку производства с изменяющимся спросом. Такой хозяйственный механизм называется спросоограниченным.

Вторая модель хозяйственного механизма — механизм плановой экономики — стала результатом поиска путей выхода из ситуации запоздалого развития. Плановая модель хозяйственного механизма основывалась на возможности концентрации и перераспределения ресурсов в общегосударственных интересах.

Основными чертами планового хозяйственного механизма являются:

отсутствие экономической самостоятельности предприятия, обусловленное господством государственной собственности, реально проявляется первенство политики над экономикой.

горизонтальные связи на микроуровне регламентируются из центра, множество решений на микроуровне подменяется единственным на макроуровне.

господствующим является директивное ценообразование.

дефицитность экономики.

Командно-административная экономика ориентирована на постоянное увеличение объемов производства при постоянном недостатке ресурсов.

Характерными чертами командной экономики являются:

1) инвестиционный голод;

2) дефицит рабочей силы и как внутризаводская безработица. Дефицит не устраним до тех пор, пока определяющие формы отношений между предприятием и государством будет вертикальная зависимость, т.е. ликвидировать дефицит можно только при создании частной собственности, системе жестких бюджетных ограничений и при формировании спросоограничительной экономики.


Экономическая политика — это совокупность мер, направленных на упорядочении экономических процессов. Она направлена на обобщение и упорядочение экономической практики.

Экономическая политика имеет две стороны: практическую и научную. Практический аспект — это совокупность конкретных мер по реализации регулирования, которые основываются на научных разработках (позитивная экономическая политика). Теоретический аспект — это систематическое исследование мотивов действий мер нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. В основе этого подхода ле6жит научная разработка моделей и прогнозов (нормативная экономическая политика). Важной функцией теоретического научного аспекта является формирование экономического мышления, как отражения экономического развития

2. Объективная необходимость ГРЭ

Вмешательство государства в экономические процессы имеет длительную историю. Сущность этого вмешательства, его необходимость, смена величины влияния зависит от уровня развития экономики ряда других факторов. Государство во все времена в той или иной мере вмешивается в экономические процессы, однако степень этого вмешательства в различные периоды не одинакова.

Дальнейшее развитие рыночного государства на определенном этапе порождает новые явления в экономике: цикличность производства, высокий уровень ее монополизации и интернационализации, большие социальные и экономические требования к результатам производства. Это в значительной мере ограничивает регулирующие возможности самого рыночного механизма, т.к.:

рыночный механизм в этих условиях самостоятельно не может противостоять таким негативным явлениям макроэкономического уровня как затяжной спад производства, высокий уровень долговременной инфляции, чрезмерный уровень безработицы;

рыночный механизм не может самостоятельно обеспечивать удовлетворения всех общегосударственных потребностей, поскольку он реагирует лишь на те из них, которые проявляются через платежеспособный спрос;


рыночный механизм не может самостоятельно ликвидировать или минимизировать такие побочные негативные эффекты, как поляризация населения по уровню доходов, неравномерное развитие отдельных регионов. Нарушение экологических условий жизни людей. Эти негативные явления могут быть компенсированы лишь через специальный государственный механизм.

Т. о. экономика любой страны требует регулирования экономических процессов и координации действий хозяйствующих субъектов, именно для этого необходим хозяйственный механизм макроэкономического уровня.

В настоящее время в большинстве сформировался хозяйственный механизм регулирования рыночной экономики. Реформы в постсоциалистических странах направлены на создание именно такого хозяйственного механизма. Он характеризуется:

А) полной экономической самостоятельностью всех хозяйствующих субъектов;

Б) рыночной системой связей между производителями и потребителями, рыночным механизмом распределения ресурсов;

В) ограниченным вмешательством государства в экономическую деятельность.

Государству отводится центральная роль в создании национальной валюты, полицейских сил, судебной системы, оно законодательно вводит «общие правила игры», т.е. систему нормативных актов, регулирующая деятельность субъектов рынка, защищает права собственности.

В настоящее время роль государства усилилась, что проявляется:

1) в росте удельного веса расходов и доходов государства в ВНП;

2) в увеличении государственного сектора экономики;

3) в перераспределении через госбюджет значительной доли национального дохода;

4) в регулировании определенных видов деятельности на макроуровне.

Степень активности государства диктуется объективными обстоятельствами, однако нельзя допускать чрезмерного вмешательства государства в функционирование рынка, т.к это приводит к снижению эффективности экономики. Роль рынка заключается в том, что он дает информацию каждому производителю посредством цены (цена, затраты, прибыль, что и сколько производить).


Успешные действия рыночного механизма возможны при условии свободной конкуренции, когда количество продавцов и покупателей довольно большое, никто не может повлиять на цену, между ними не возможен сговор сотрудничества, товары достаточно простые и однородные, продаются в больших количествах, покупатели обладают свободной надежной информацией о рыночной конъюнктуре, ценах, обеспечивает вступление новых предприятий в отрасли, отсутствуют монополии, олигополии.

Механизм свободной конкуренции действовал до ХХ века. В новых условиях рыночный механизм дает сбои. Возникают так называемые провалы рынка, когда ценовой механизм не работает. Это объясняется:

существованием различного рода монополий, которые деформируют рыночный механизм;

существование экстерналий (внешних эффектов), которые не способны уловить рыночные механизмы. Экстерналии возникают при нечетком определении прав собственности, когда 1 человек может нанести ущерб др. без каких-либо финансовых последствий для себя. Экстерналии могут быть как отрицательными (загрязнение воздуха), так и положительными, т.е. благоприятное внешнее воздействие (фундаментальные исследования). Для ликвидации отрицательных внешних эффектов государство должно принять специальные меры. К ним относятся ограничения, запреты, дополнительные сборы.

Наличием в экономике общественных благ (товаров), которые не потребляются индивидуальными потребителями. Производство и потребление таких товаров следует поддерживать в интересах всего общества.

Гелбрейт писал: «Наша система — это сложная система рыночной мотивации, государственной регламентации и политической демократии. Это современное государство, заботящееся о социальных нуждах, в котором власти активно вмешиваются в экономические процессы для смягчения и стабилизации их последствий». Государство должно меньше действовать там, где хорошо действует рынок, и активно действовать там, где нельзя положиться на него. Прежде всего, государству вменяется альтернативные инвестиции в образование, охрану здоровья, производство продовольствия, регулирование рождаемости. Снижение уровня бедности, создание более совершенной правовой и административной структуры, мобилизация ресурсов для финансирования государственных затрат. Главная задача государства — это создание стабильной макроэкономической основы, без чего трудно достичь социально-экономического процветания страны.

3. Функции государства в современной рыночной экономике

Содержание функций государства может быть представлено тремя блоками: командно-административные функции, трансформационные функции, рыночное регулирование. В условиях переходной экономики наибольший интерес представляет третий блок. Для реализации рыночного регулирования необходимо:

1) обеспечение и поддержка функционирования рыночной системы путем создания правовой базы: законодательного регулирования отношений между субъектами хозяйствования.

2) усиление рыночного механизма, модификация, исправление его недостатков, на основе мер по стабилизации и стимулированию экономического роста, контроль безработицы, экологии, перераспределения ресурсов и др.

Для обеспечения и поддержки функционирования рыночной системы необходимо:

А) обеспечение правовой базы;

Б) защита конкуренции.

Для обеспечения правопорядка и законности государство создает определенную систему государственных институтов (органов, учреждений), которые принимают законы, постановления, осуществляют государственное управление, наблюдают за соблюдением законности и т.д.

К институтам государственного управления в Украине относятся: Верховная Рада Украины, президент, Кабинет министров, Премьер-министр, прокуратура

Для большинства стран Восточной Европы в период рыночных реформ главной задачей было обеспечение эффективного и полноценного функционирования рыночной системы, определяющего право собственности, сформировать законодательство о создании компаний, о банках, о банкротстве и т.д.

В Украине создается правовая основа рыночной экономики: приняты законы «О собственности», «О предпринимательстве», «О банкротстве», «О предприятии» и др.

Важнейшим актом государства в системе обеспечения регулирования всей жизни страны, в том числе экономики, является принятие Конституции, где заложены фундаментальные принципы экономических отношений. Принятая Конституция отражает рыночные принципы жизнедеятельности, гарантируя право частной собственности, свободы предпринимательства и др.


Создание условий конкуренции осуществляется путем поддержки и развития частного предпринимательства, путем проведения антимонопольной политики. Поддержка частного предпринимательства может быть финансовой и управленческой. Финансирование осуществляется в трех видах:

прямая поддержка — это гарантийные займы;

смешанная поддержка — совместное финансирование предприятия государством и частными инвесторами;

гарантированная поддержка, т.е. финансирование частным банком под гарантию государства.

Управленческая поддержка может осуществляться в трех видах:

добровольным обязательствам пенсионеров-менеджеров;

работодателями-управленцами;

центрами развития малого бизнеса.

Проведение антимонопольной политики обусловлено тем, что в современном производстве нередко возникают предприятия-монополисты, монополизируя целые отрасли. Монополизация сдерживает свободную конкуренцию, что отрицательно сказывается на экономике в целом, т.к исчезает стимул к совершенствованию, внедрению нововведений и НТП. В условиях монополии общество теряет часть чистой экономической прибыли.

Для проведения антимонопольной политики широко используется антимонопольное законодательство. Борьба с монополистической и олигополистической ситуацией на рынке предполагает использование нескольких стратегий поведения государства:

создание условий для открытой экономики, доступа на внутренние рынки иностранных потребителей и возможности экспорта своего товара за границу;

законодательство против сговора с целью установления цен и осуществления монопольной деятельности;

гарантия свободного выхода на рынок новым предприятиям;

запрет на слияние компаний, если оно может привести к возникновению монополий;

разукрупнение существующих монополий, разделение их на более мелкие части.

Иногда правительство фиксирует цены на продукцию монополий, но это не всегда эффективно, т.к:


нет надежных методик для определения статуса монополии;

возникает товарный дефицит;

стимулирует выработку монополий новой стратегии в ценообразовании.

В Украине уровень монополизации очень высок, что требует от государства проведения соответствующей политики. Признаком монопольной власти Закон Украины «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции и предпринимательской деятельности» считает:

способность предпринимателя диктовать свои условия при продаже товара;

способность ограничивать конкуренцию, ограничивать других производителей;

устанавливать дискриминационные цены;

способность ограничивать выпуск и поставку товаров на рынок с целью получения односторонней выгоды.

Вторая группа функций связана с исправлением недостатков рыночного механизма. Оно осуществляется следующими способами:

производство общественных благ.

перераспределение доходов и богатства с целью обеспечения социальной справедливости, социального мира, посредством прогрессивного налогообложения, финансирования общественно значимых сфер, посредством выплат, пенсий, пособий, субсидий, посредством регулирования цен.

перераспределение ресурсов для производства необходимых обществу благ или сокращения производства вредных, ненужных. Эта функция связана с наличием экстерналий.

перераспределение ресурсов осуществляется законодательным путем, налоговым путем, посредством субсидий и дотаций, через государственные заказы, посредством государственного предпринимательства в общественно значимых сферах.

Таким образом, государственное регулирование экономики — это целенаправленное воздействие государства на экономическую систему с целью обеспечения определенных процессов. Однако чрезмерно активная политика перераспределения ресурсов приводит к искривлению в рыночной системе связей и ухудшает экономическое положение.


birmaga.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *