Паранаука презентация по обществознанию: Паранаука — Презентации по обществознанию

Содержание

Презентация на тему «Паранаука.» по обществознанию для 10 класса

Слайд 3

(от греч. para — около, возле, при) — термин, обозначающий многообразие сопутствующих науке идейно-теоретических учений и течений, существующих за ее пределами, но связанных с нею определенной общностью проблематики или методологии.

Во-первых, понятие «П.» выражает то обстоятельство, что содержание самой науки неоднородно и некоторые из ее элементов могут не укладываться в идеалы научной рациональности, соответствующие доминирующей теоретической парадигме. Тогда название П. может получить новая и еще не завоевавшая авторитета теория (космонавтика К.Э. Циолковского в нач. 20 в. или гелиобиология А.Л. Чижевского в наши дни), которая со временем имеет шанс войти в сферу «нормальной науки» (Т. Кун). Такую теорию отличает отсутствие развитой теоретической схемы на фоне провозглашения новой научной картины мира, в результате чего теоретическая интерпретация эмпирического материала строится непосредственно на основе последней. Наряду с блестящими теоретическими гипотезами в подобной теории присутствуют опора на непроверенные факты и противоречивые логические построения, неразработанность вспомогательных теорий или практических приложений. Название П. нередко получают и устаревшие, деградировавшие научные теории, не учитывающие многочисленных опровержений и новых научных данных. Их сторонники продолжают строить вечные двигатели, истолковывать таблицу химических элементов в рамках гипотезы У. Праута, искать квадратуру круга или детерминистскую интерпретацию квантовой механики. В подобных случаях П. тождественна понятиям «альтернативной» или «девиантной» науки.

Во-вторых, понятие «П.» фиксирует то, что идеалы научной рациональности не обязательны также и для целого ряда иных видов познания (практического и практически-духовного освоения мира, в частности). Оппозиционные науке практические традиции нередко выступают в форме «народных наук» («органическая агрикультура» Р. Штейнера, народная медицина, народная архитектура, народная педагогика, народная метеорология и синоптика и пр.). «Народные науки» обычно опираются на организмически-мифическую картину мира и представляют собой концентрированные выражения практического и обыденного опыта, приспособленные к традиционным условиям жизни. Их ценность определяется тем, насколько традиционные обычаи и знания применимы за пределами данных традиций. «Народные науки» могут органически дополнять науку и технологию или даже заменять их при определенных обстоятельствах (народная медицина в эпоху «культурной революции» в Китае). Нередко они содержат знания, дающие позитивный импульс развитию науки и техники (форма поморского коча была использована при проектировании первых ледоколов). Превознесение результатов «народной науки» приводит к ее деградации (противопоставление мичуринской опытной селекции научной генетике).

В последнем случае велик шанс превращения «народной науки» впсевдонауку. В США, к примеру, широко распространено присвоение имени «наука» (science) всякой системе знания, оформленной в школьную или университетскую специальность. Возникает широкий спектр «сельскохозяйственных наук», «семейных наук», «кулинарных наук», «музыкальных наук», «спортивных наук» и пр. Эти дисциплины учат полезным знаниям и навыкам, но не содержат системы идеальных объектов, процедур научного объяснения и предсказания и потому не поднимаются выше систематизированного и дидактически оформленного опыта, оставаясь прикладными руководствами по различной тематике. Др. вид псевдонаук представляет собой околонаучную публицистику, спекулирующую на тематике, имеющей громкое общественное звучание или, напротив, таинственной. Такова «уфология», или «наука об НЛО» (UFO — англ. аббревиатура «неопознанных летающих объектов»), содержащая фантастические гипотезы и массу малодостоверных фактов. Аналогична ей и «теория мировых катастроф» амер. психиатра И. Великовского, претендующая на объяснение явлений природы, описанных в Ветхом Завете. Здесь и исследования паранормальных феноменов (парапсихология, теория биоритмов, биоэнергетика и т.п.), постулирующие существование особых, неизвестных науке субстанций и природных сил или преувеличивающие роль определенных природных закономерностей.

Самостоятельный тип П. представляют собой «оккультные науки» (алхимия, астрология, френология, геомантия, хиромантия, физиогномика, толкование сновидений). Это в той или иной мере теоретикоподобные учения, основанные на вере в сверхъестественное и отличающиеся выраженными претензиями на эффективность своих практических приложений. «Оккультные науки» опираются на натурфилософские теории и др. мифы, народный опыт и некоторые научные факты и методы, направляя все это синкретическое единство на то, чтобы предсказывать судьбу и способствовать ее оптимальному развертыванию. Этому призваны служить поиск «жизненного эликсира» или составление гороскопа, прослеживание «линий судьбы» по руке или прогноз, исходящий из символики сновидений. Современные шаманы создают академии и ун-ты, присуждают и получают ученые степени и звания, открывают специальные журналы, тщательно имитируя структуру науки и научного образования, и в то же время критикуют науку за догматизм и сциентизм.

Как паранаука помогает познавать мир

На главную

Ученический проект по теме «Ненаучное познание. Паранаука»

Просмотр содержимого документа
«Ученический проект по теме «Ненаучное познание. Паранаука»»

Паранаука

Проект выполнили: Гайдамавичюте Виктория, Сергеева Аделина, Седунова Аня, Лахтионова Ульяна, Трумпель Виктор

Паранау́ка — группа концепций и учений идейно-гипотетического, теоретического и псевдотеоретического характера, стремящихся к применению научной методологии к предметам ненаучного и вненаучного характера (в том числе к так называемым «паранормальным явлениям»).

Паранаука – это околонаучные знания.

Причина появления — ограниченные возможности науки, которая не может ответить на все вопросы. Паранаука имеет преимуществу перед наукой.

Во-первых, паранаука изучает другие формы реальности. Объектом является другая наука о бытие.

Во-вторых, паранаука утверждает, что существуют способы познания этих фундаментальных глубоких связей.

В третьих, паранаука- это когда познанные знания можно использовать в интересах человека . Существует четыре направления паранауки: герметизм- очень закрытое. Напоминает сектантство; кабала; оккультизм, магия-этому можно научиться; спиризм- постижения знаний в не существующем мире.

Особенности паранауки:

  • Туманность и загадочность сведений;
  • Завышенные претензии на внимание к себе;
  • Нередко нетерпимость к традиционной науке;
  • Уход от конкретных объяснений; стремление обойти те факты, которые, не соответствуют или противоречат использованным ею методам;
  • Несистемность;
  • Не критичный подход к исходным данным;
  • Невосприимчивость к критике;
  • Отсутствие общих законов.

Классификация паранаук:

  • по группам футурологические — астрология, нумерология и мантика
  • когнитивные — физиогномика, метопоскопия и графология
  • коммуникативные — теософия, спиритизм, телепатия и оккультная конспирология
  • прагматические — алхимия, магия, экстрасенсорика и «Живая этика».

СЕВЕРОДВИНСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК («Адский треугольник») — условный район, ограниченный тремя точками (центр атомного кораблестроения Северодвинск, ядерный полигон Новая Земля, космодром «Плесецк»), в котором наблюдается повышенная активность НЛО.

Спустя пару лет после того, как закончилась Великая Отечественная война в Архангельской области произошло таинственное и удивительное событие. В то время страна внимательно следила за любыми передвижениями в воздушном пространстве, период «холодной войны» в СССР. Поэтому неопознанный объект, зафиксированный приборами, сразу привлек внимание военных. Объект летел с замедлением скорости и вскоре упал в березовом лесу. На место аварии сразу приехали ученые и военные.

По всем признакам летательный аппарат напоминал корабль НЛО, внутри которого находилось какое-то вещество синего цвета, тел инопланетных существ обнаружено не было. Летательный аппарат был вывезен в зону военного полигона и тщательно изучен, итогом было единогласное мнение, что это не человеческих рук дело. Стопроцентного научного подтверждения тому, что это было именно НЛО нет, но ученые верят, что все же, это было первое вторжение инопланетян на Землю с целью познания нашей сущности.

Согласно исследованиям Северодвинского УФО-Центра «Полярная звезда», местонахождение атомных и стратегических объектов привлекает внимание неопознанных объектов, и очевидцы наиболее часто наблюдают в этом районе: светящиеся шары, серповидные объекты, черные квадраты, огромные темные кольца, трехзвездные корабли.

Паранаука — Гуманитарный портал

Паранаука — это собирательное понятие, обозначающее множество различных форм познавательной деятельности и сопутствующих науке (см. Наука) идейно-теоретических учений, существующих за её пределами, но связанных с ней определённой общностью проблематики или методологии (см. Методология). Главным критерием отнесения конкретной формы познавательной активности к области паранауки служит несоответствие общепринятым в системе науки критериям построения и обоснования научных теорий (см. Теория), а также неспособность дать убедительное рациональное истолкование изучаемых феноменов.

Понятие паранауки фиксирует результаты

рефлексии о природе науки и её взаимодействии с другими видами познавательной деятельности, тем самым будучи обусловленным стремлением провести демаркационную линию между научным и иными типами знания. В целом, паранаучное знание существует как постоянный контекст развивающегося научного знания в виде протонауки, девиантной науки и псевдонауки (ненаучного знания).

Понятие протонаучного знания обусловлено установкой, согласно которой содержание науки неоднородно и некоторые из её элементов могут не укладываться в идеалы научной рациональности, соответствующие доминирующей теоретической парадигме. В такой ситуации название паранауки может получить новая и ещё не завоевавшая авторитета теория, которая со временем имеет шанс войти в сферу «нормальной науки» (Т. Кун). Её отличает отсутствие развитой теоретической схемы на фоне провозглашения новой научной картины мира, в результате чего теоретическая интерпретация эмпирического материала строится непосредственно на основе последней. Наряду с теоретическими гипотезами в ней присутствует опора на непроверенные факты, противоречивость логических построений, неразработанность вспомогательных теорий или практических приложений. Протонаука в данном контексте представляет собой первичные формы осмысления реальности, возникающие в процессе становления конкретно-исторического типа научного знания при отсутствии необходимого эмпирического материала и нестабильности (или неразработанности) методов исследования и нормативов построения теории. Опираясь в равной степени как на существующие достоверные сведения, так и на субъективные предположения исследователя (неизбежно окрашенные духовной атмосферой эпохи), протонаука строится как результат взаимодействия творческого воображения с наличным эмпирическим материалом. Протонаучное знание служит основанием построения более достоверных теоретических моделей, постепенно исчезая с появлением научных теорий. Характерный пример — судьба натурфилософского знания XVI–XVII веков. Наряду с этим, название паранауки нередко получают и устаревшие, деградировавшие научные теории, не учитывающие многочисленных опровержений и новых научных данных. В подобных случаях паранаука тождественна понятиям альтернативной или девиантной наук.

Девиантная наука, в отличие от протонаучного знания, представляет собой самостоятельную область теоретического знания, которая, по оценкам научного сообщества, не соответствует наличным критериям научности. Согласно этой установке идеалы научной рациональности не обязательны для целого ряда иных видов познания (в частности, практического и духовного освоения мира). В США, например, широко распространено присвоение имени «наука» (science) всякой системе знания, оформленной в школьную или университетскую специальность. Тем самым возникает широкий спектр «сельскохозяйственных наук», «семейных наук», «кулинарных наук», «музыкальных наук», «спортивных наук» и так далее. Эти дисциплины учат полезным знаниям и навыкам, но не содержат системы идеальных объектов, процедур научного объяснения и предсказания и потому не поднимаются выше систематизированного и дидактически оформленного опыта, оставаясь прикладными руководствами по различной тематике. Некоторые практические традиции, порой намеренно демонстрируя оппозиционность к науке, выступают в форме своеобразных «народных наук» (органическая агрикультура Р. Штейнера, народная медицина, народная педагогика и прочие). «Народные науки» обычно представляют собой концентрированное выражение практического и обыденного опыта, приспособленное к традиционным условиям жизни. «Народные науки» могут органически дополнять науку или даже заменять её при определённых обстоятельствах. Нередко они содержат знания, дающие позитивный импульс развитию науки и техники. Вместе с тем, превознесение результатов «народной науки» приводит к её деградации (например, противопоставление мичуринской опытной селекции научной генетике). Причём, в последнем случае велик шанс превращения «народной науки» в псевдонауку. Основаниями для отнесения тех или иных учений к паранаукам могут также служить разногласия мировоззренческого, концептуального или политического плана между носителями «отклоняющегося» знания и ортодоксально настроенным научным большинством. Таким образом, статус девиантной науки могут иметь как попытки истолковать исторический процесс в русле эзотерической традиции или исследовать при помощи нетрадиционных методик феномены человеческой психики (например, парапсихология), так и собственно научные теории, противоречащие устоявшимся представлениям (например, гелиобиология А. Л. Чижевского, теория пассионарности Л. Н. Гумилёва). В тоталитарном обществе девиантная (с точки зрения доминирующей идеологии) наука становится запрещённым занятием, её сторонники подвергаются преследованиям и репрессиям (например, генетика в 1940–1950-х и социология в 1930–1950-х годах в СССР).

Псевдонаучное знание, в отличие от протонауки и девиантной науки, представляет собой попытку «расширения» сферы научного поиска путём построения теории на вненаучных основаниях. Претензии на преодоление ограниченности актуального научного знания связываются в рамках псевдонауки с обращением к дорациональным архаико-мифологическим структурам миропонимания. Псевдонауки, как правило, отличаются высокой степенью авторитарности и пониженным критицизмом, игнорированием эмпирического опыта, противоречащего собственным постулатам, неразвитостью и многозначностью понятийного аппарата, отказом от рациональной аргументации в пользу веры. При этом для псевдонаучного знания характерна тенденция к концептуальной экспансии, стремление распространить собственные мировоззренческие парадигмы на прочие сферы знания с целью преодоления их «одномерности». В то же время псевдонаука, фиксируя внимание на реальной неполноте научного знания и ограниченности его методов, в то же время не способна представить ему собственную позитивную программу. Широко распространённым видом псевдонаук являются «оккультные науки» (алхимия, астрология, френология, геомантия, хиромантия, физиогномика, толкование сновидений). В каждой из них существует своё теоретико-подобное учение, основанное на вере в сверхъестественное и постулирующее существование особых, неизвестных науке субстанций и природных сил или значительно преувеличивающие роль определённых природных закономерностей, а также выдвигаются амбициозные претензии на чрезвычайную эффективность практических приложений. «Оккультные науки» опираются на натурфилософские теории и древние мифы, народный опыт и некоторые научные факты и методы, направляя всё это синкретическое единство на то, чтобы «предсказывать судьбу» и способствовать её оптимальному развёртыванию. Деятели таких наук создают академии и университеты, присуждают и получают учёные степени и звания, открывают журналы, тщательно имитируя структуру науки и научного образования, и в то же время критикуют науку за догматизм и сциентизм. Именно для таких паранаук типично выдвижение претензий на статус науки в целях обеспечения себе более благоприятных социальных условий.

Паранаучное знание в целом во всех его формах выполняет по отношению к науке конструктивно-критическую функцию, выявляя недостаточность существующего аргументирования, несовершенство теоретических моделей и относительность критериев научности. Взаимодействие науки и паранауки существенно обогащает понятийный и концептуальный фонд научного поиска, способствует появлению новых областей знания, определяя одновременно тенденции девиантных познавательных стратегий.

Презентация к уроку «Многообразие путей познания мира» | Презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему:

Слайд 1

Многообразие путей познания мира

Слайд 2

Античные времена Мнение и знание различны Первое (мнение) не обязательно носит достоверный характер. Второе (знание) – достоверно по определению. Мнение может меняться, а знанию присущ а устойчивость.

Слайд 3

Средневековье Соотношение знания и веры Главное различие – в доказательности. Знание требует логической аргументации, а вера – таковой не предполагает.

Слайд 4

Новое время Отожествление знания и науки Научное знание становит- ся основным объектом гносеологии – теории познания. Знание делит- ся на виды: религиозное, обыденное, мифологическое, философское, художественно- образное.

Слайд 5

Миф и познание мира Миф – самый ранний способ понимания природной и общественной действительности. Это всегда повествование, его истинность не подлежала сомнению, а содержание так или иначе было связано с реальной жизнью. Мифы служили в качестве способа сохранения жизненного опыта народов.

Слайд 6

Опыт повседневной жизни Жизненная практика – способ познания мира. Большинство практических навыков не претендуют на теоретическое обоснование. Например, чтобы пользоваться телевизором не обязательно знать принципы передачи изображения на расстояние.

Слайд 7

Народная мудрость Народная мудрость – обобщенные практические знания, опыт разных людей и даже многих народов. Из обобщения опыта возникали поговорки (Куй железо, пока горячо), суждения (Иванушка — дурачок на деле оказывает достаточно сообразительным).

Слайд 8

Здравый смысл Подсказывает, что и как лучше сделать или, наоборот, отказаться от каких-либо действий. Например, вы не знаете как пользоваться прибором. Здравый смысл подсказывает спросить у сведущего человека или не трогать его (прибор) вовсе.

Слайд 9

Познание средствами искусства Искусство дает представление о художественном освоении мира. Художественное произведение дает эмоционально окрашенное представление не только о том, как выглядели герои прошлого, но и о том, как они вели себя в определенных ситуациях. Это и помогает ощутить дух времени.

Слайд 10

Там, где кончается наука Паранауке (околонаучное знание), в отличие от здравого смысла, свойственны туманные и загадочные сведения. Она нередко демонстрирует нетерпимость к науке традиционной, апеллирует не к профессионалам, а к массе.

Познание как деятельность. Истина и её критерии.

Познание как деятельность. Истина и ее критерии

«Знание – сила»

Френсис Бэкон, английский философ

(1581 – 1626)

Что такое познание?

  • В процессе своей деятельности человек приобретал знания.
  • Знания – совокупность сведений, информации об окружающем мире и о себе, проверенных на практике и отраженные в мышлении человека.
  • Знания появляются в результате познавательной деятельности.

Что такое познание?

  • Познание – это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.
  • Познание – это процесс получения знания.

Элементы познавательной деятельности

Так как познание – это один из видов деятельности человека, следовательно в нем также выделяются основные элементы:

  • Субъект познания – тот, кто получает знания (человек, общество)
  • Объект – то, что познается (отдельный предмет, окружающий мир, внутренний мир человека)
  • Методы познания – способы, позволяющие получить истину (зависят от вида познания).
  • Цель познания – приобретение истинных знаний об объективном мире.
  • Результат познания – знание.

Ступени познания

Рациональное (логическое)

  • Высшая ступень познания. Выявление общего, существенного в познаваемом объекте. Основной инструмент – разум и мышление. Результаты закрепляются в знаковых формах, системах
  • Высшая ступень познания.
  • Выявление общего, существенного в познаваемом объекте.
  • Основной инструмент – разум и мышление.
  • Результаты закрепляются в знаковых формах, системах

Чувственное

  • Низшая ступень познания. Осуществляется с помощью органов чувств (зрение, слух, обаняние, осязание, вкус). Познание через чувственные образы (представления).
  • Низшая ступень познания.
  • Осуществляется с помощью органов чувств (зрение, слух, обаняние, осязание, вкус).
  • Познание через чувственные образы (представления).

Формы познания

Рациональное (логическое)

  • Формулируется с помощью суждений, умозаключений, понятий.
  • Формулируется с помощью суждений, умозаключений, понятий.

Чувственное

  • В форме ощущений, восприятий и представлений.
  • В форме ощущений, восприятий и представлений.

Формы чувственного познания

Ощущение

— Это данные органов чувств об отдельных свойствах отдельных предметов

Восприятие

— Это целостный образ предмета, суммирующий отдельные ощущения в некую целостность, выделение предмета из окружающей действительности

Представление

— Это высшая форма чувственного познания, образ предмета, сохраняемый в памяти вне непосредственного контакта с ним. (может формироваться о предметах, с которыми не было контакта).

Формы рационального познания

Понятие

— Мысль, выделяющая из действительности некий класс предметов с помощью указания на их общие признаки.

Суждение

— мысль, содержащая утверждение о наличии в действительности какого-либо положения дел.

Умозаключение (теория)

Система взаимосвязанных понятий и суждений, раскрывающая совокупность законов и закономерностей в какой-либо предметной области

Ступени познания

  • Находятся в единстве, переходят друг в друга, взаимно дополняют.
  • Когда чувственного и рационального познания не достаточно, важную роль в познании может сыграть интуиция (вспышка проницательности, способность человека к постижению истины без какого-либо обоснования с помощью доказательств).
  • Многие утверждения, основанные на здравом смысле, общепринятом мнении , не являются истинными.

Истина и её критерии

Урок обществознания.

10 класс

Р.Декарт

Д.Беркли, Э.Мах, Р.Авенариус

Платон и Гегель

Философы об истине

  • Важнейший признак истинного знания — ясность
  • Важнейший признак истинного знания — ясность
  • Истина – это соответствие знания объекту, действительности
  • Истина – это соответствие знания объекту, действительности

Аристотель

  • Истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является раскрытием духовной, разумной первоосновы мира
  • Истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является раскрытием духовной, разумной первоосновы мира
  • Истина – это результат совпадения восприятий большинства
  • Истина – это результат совпадения восприятий большинства

Что такое истина?

Проблема истины

Адекватно ли человек отображает в своем сознании действительность или впадает в заблуждение?

Адекватно (правильно)

Истина

Неадекватно (неправильно)

Заблуждение

Заблуждение и ложь?

Свойства истины

Конкретность

Объективность

  • это зависимость истины от места, времени и других условий ее получения
  • это зависимость истины от места, времени и других условий ее получения
  • это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества
  • это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества

Истина – верное, правильное отражение действительности в мысли

Агностицизм

Эмпирики

Рационалисты

Прагматики

  • «Недоступный познанию» (греч.) Отрицают возможность получения истинного знания
  • «Недоступный познанию» (греч.)
  • Отрицают возможность получения истинного знания
  • «Опыт» (греч.) Отводят решающую роль в достижении истины чувственному познанию
  • «Опыт» (греч.)
  • Отводят решающую роль в достижении истины чувственному познанию
  • «Разум» (лат.) Считают разум критерием истины
  • «Разум» (лат.)
  • Считают разум критерием истины
  • «Действие» (греч.) Истинно то знание, которое способствует решению жизненных задач
  • «Действие» (греч.)
  • Истинно то знание, которое способствует решению жизненных задач

Истина

Объективная

  • Не зависит от человека, существует в объективной реальности
  • Не зависит от человека, существует в объективной реальности

Субъективная

  • Устанавливается конкретным субъектом познания (человеком, группой, обществом)
  • Устанавливается конкретным субъектом познания (человеком, группой, обществом)

Относительная истина

  • На пути к абсолютно й истине человек получает относительные истины, то есть неполное, ограниченное знание.
  • Относительность истины определяется рядом причин:
  • Познаваемый мир бесконечен и изменчив;
  • Возможности познания зависят от реальных исторических условий своего времени;
  • Познание определяется уровнем развития производства, духовной культуры, имеющимися средствами наблюдения, эксперимента.

Абсолютная истина

  • Это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о предмете или явлении.
  • Она полностью исчерпывает предмет изучения и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания.
  • Многие философы считают ее идеалом, образцом, к которому должно стремиться наше знание.
  • В реальности такое знание практически невозможно.

Практическая работа.

  • Класс делится на мини-группы.
  • Каждая группа получает часть картинки. Что изображено? Выдвижение версий.
  • «Собери картинку». Объединение групп. Выдвижение версий текста, который мог бы быть под картинкой. (относительная истина)
  • Показ учителем целой картинки и чтение текста из периодической печати. (абсолютная истина)

Обобщение изученного.

  • Что такое истина?
  • Назовите черты истины.
  • Почему истина чаще всего не является окончательной и абсолютной?
  • Каким образом человек постигает истину?

Домашнее задание.

  • С. 58-60.
  • С. 65-66, документ.
  • С. 67 «Мысли мудрых», эссе.

Виды познания.

Виды познания

  • Обыденное
  • Научное
  • Философское
  • Художественное
  • Социальное
  • Самопознание

Научное познание и его особенности.

1. Научное познание

  • Отличается от других видов познания стремлением к получению объективной истины, не зависящей от личности исследователя.
  • Полученный результат не должен зависеть от пристрастий, частных мнений, авторитетов.
  • Направлено на получение таких знаний, которые не только связаны с сегодняшним днем, но и могут найти применение в будущем.
  • Используются особые методы и формы познания.

Уровни и методы научного познания

Уровни научного познания

  • Эмпирический уровень – нахождение новых фактов, обобщение и поиск тенденций протекания того или иного процесса.

Означает все, что дано человеку на основе чувственного опыта, т.е. его способности ощущать, воспринимать, отражать внешние воздействия, переживать и понимать что-либо.

  • Теоретический уровень – формулирование общих закономерностей, создание целостной научной теории, а затем формирование общей научной картины мира.

Методы научного познания

  • 1 уровень – опыт, здравый смысл, наблюдение, эксперимент
  • 2 уровень – обобщение, анализ, синтез, моделирование

2. Способы ненаучного (обыденного) познания

  • Мифы – самый ранний способ понимания природной и общественной действительности.
  • Опыт повседневной жизни, жизненная практика.
  • Народная мудрость и здравый смысл.
  • Паранаука.
  • Познание средствами искусства.

Социальное познание и его особенности

3. Социальное познание

  • Совпадает объект и субъект познания.
  • Существуют несовпадения выводов и оценок, возникающих при изучении общества.
  • Сложность изучаемого объекта – общества.
  • Ограничение возможности проведения наблюдений и экспериментов над обществом.
  • Многие ученые считают, что возможно лишь описание общественных явлений, а не объяснение.

4. Самопознание

  • Получение человеком знаний о самом себе.
  • Формы самопознания:
  • Самоузнавание
  • Самооценка
  • Самоисповедь
  • Самопознание может осуществляться в процессе других видов деятельности – игре, общения, труда и др.

5. Художественное познание

  • 1. Познание мира с помощью художественных образов.
  • 2. Образы помогают представить идеальную мысль через реальное представление и понять это воплощение через выражение мысли.
  • 3. Субъективное отражение действительности

Домашнее задание

  • § 6, с. 66-67 задания.

10 класс. Обществознание. Урок: «Познавательная и коммуникативная деятельность».

Обществознание Блок-модуль темы:

10 класс «Познавательная и коммуникативная деятельность (& 6)

Задание1.

Сформулируйте и запишите понятия:

Знание — _____________________________________

Познание — ___________________________________

                       Пункт: Познаваем ли мир? (стр. 58)

Задание 1.

Сформулируйте и запишите понятия:

Агностицизм – _______________________________

Конвенционализм — ___________________________

Гносеология — _______________________________

Задание 2. Составьте схему:

                                                   Основные формы познания

 

__________________                   _________________

                                    (объяснение)                              (объяснение)

Пункт: Познание чувственное и рациональное (стр. 60)

Задание 1.

Составьте схемы:

                                                     Чувственное познание

                                                     

                     __________________    ___________    _____________________

                             (объяснение)             (объяснение)            (объяснение)

                                                           

                                                        Рациональное познание

        

                     __________________    _____________    ____________

                            (объяснение)                (объяснение)          (объяснение)

Задание 2. Составьте таблицу:

Взгляды на соотношение чувственного и рационального познания

Сенсуализм

Рационализм

Вывод:

Пункт: Истина и её критерии (стр. 61)

Сформулируйте и запишите понятия:

Истина — _______________________________

Относительная истина — __________________

Абсолютная истина — ____________________

Заблуждение — __________________________

Ложь — _________________________________

Критерий истины — ______________________

Пункт: Особенности ненаучного познания (стр. 63)

Задание 1. Составьте перечень.

Отличия научного познания от других форм познания:

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Задание 2. Составьте таблицу:

Уровни научного знания

Вопросы

Эмпирическое знание

Теоретическое познание

1. Что отражает, с чем имеет

дело?

2. Содержание знания

3. Методы исследования

4. Различия в сущности

изучаемого объекта

Пункт: Социальные и гуманитарные знания (стр. 64)

Задание 1.

Сформулируйте и запишите понятия:

Общественные науки — ______________________________________

Социальные знания — _______________________________________

Гуманитарные науки — ______________________________________

Задание 2. Ответьте на вопрос

Чем различаются знания социальные и гуманитарные?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пункт: Многообразие человеческого знания (стр. 66)

Задание.

Охарактеризуйте формы человеческого знания:

Мифология — _______________________________

Практическое знание — _______________________

Народная мудрость — ________________________

Искусство — ________________________________

Паранаука — ________________________________

Пункт: Познание и коммуникативная деятельность (стр. 67)

Задание. ​​​​​​​

Сформулируйте и запишите понятия:

Коммуникативная деятельность — ____________________________________

Коммуникация — __________________________________________________

Познавательная конвенция — ________________________________________

Коммуникативные формы познания — _________________________________

Знаковые системы — _______________________________________________

Презентация по обществознанию на тему «Истина и ее критерии»

вопросы для повторения темы «иСТИНА И ЕЕ КРИТЕРИИ»

Знания истинные ? Истина — это соответствие полученного _____________ действительности . истина ? относительная

Знания истинные ложные Истина — это соответствие полученного знания действительности . истина абсолютная относительная

Абсолютная истина –это … относительная истина- это …

критерии истины

критерии истины

  • особенности научного познания : — ? — ? — ? — ? уровни Научного познания ______________ теоретическое

Что такое паранаука?

Тема урока: «Человек в системе социальных связей». §7 стр 67

План изучения темы: 1 Биологическое и социальное в человеке 2 Понятие «Личность» 3 социальное поведение 4 социализация личности 5 повторение изученной темы 6 домашнее задание

Задачи урока:

Выявить : — основные точки зрения по соотношению биологического и социального в человеке. 2- основные подходы изучения личности — что такое социализация личности

Задачи урока:

Выявить : — основные точки зрения по соотношению биологического и социального в человеке.

— основные признаки понятия «личность»

— в чем выражается социализация личности

Различные точки зрения философов

  • по вопросу о соотношении биологического и социального в человеке:

1 . . . (Стр 67)

2 . . . ( стр 67-68)

1 Личность – это человеческий индивид , как субъект отношений и сознательной деятельности. 2 личность – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

Образцы социального поведения нравы обычаи

Социализация личности -это процесс освоения знаний и навыков , способов поведения , необходимых человеку , чтобы стать членом общества, правильно действовать и взаимодействовать со своим социальным окружением.

Стадии социализации: 1 преобладают внешние санкции 2 преобладает внутренний контроль основные сферы социализации: — деятельность -общение — самосознание

— Какие основные точки зрения по соотношению биологического и социального в человеке узнали? 2- какие подходы изучения личности выявили ? — что такое социализация личности, каковы ее стадии

Домашнее задание прочитать стр 67-71 , выучить определения задание № 1 стр 76

Обществознание… самый легкий и сложный из всех школьных предметов…

Презентация на тему: «Социальные науки… самый легкий и сложный из всех школьных предметов…» — стенограмма презентации:

ins [data-ad-slot = «4502451947»] {display: none! important;}} @media (max-width: 800px) {# place_14> ins: not ([data-ad-slot = «4502451947»]) {display: none! important;}} @media (max-width: 800px) {# place_14 {width: 250px;}} @media (max-width: 500 пикселей) {# place_14 {width: 120px;}} ]]>

1 Социальные науки … самый простой и сложный из всех школьных предметов …

2 Социальные науки «… самый важный предмет, который вы можете изучать… он включает в себя все, что вы делаете… понимание этой концепции может помочь вам с основными идеями в этом классе!»

3 Социальные исследования Что такое социальные исследования? –Все, что влияет на прошлые, настоящие и будущие аспекты жизни общества.Какие дисциплины существуют в социальных исследованиях? –Психология, социология, антропология, география, экономика, правительство и история

4 Дисциплины в области психологии социальных исследований, социологии, антропологии, географии, экономики, государственного управления, истории

5 Психология Изучение разума, поведения и действий Понимание того, как «вы влияете на свое окружение». Имеет дело с развитием, обучением, поведением, мозгом / телом, расстройствами, сновидениями, мышлением. Все начинается с понимания того, кто «вы» как личность, что влияет на ваше понимание окружающего мира

6 Социология Изучение общества. Понимание того, как ваше «окружение влияет на вас». Имеет дело с потребностями, проблемами, проблемами в обществе, которые влияют на нашу повседневную жизнь. Если мы знаем, кем мы являемся как личность в обществе, то мы можем понять, как определенные аспекты общества будут влиять нам действовать определенным образом

7 Антропология Изучение культуры Культура — как живут люди; план жизни) Понимание и понимание «культуры», которая влияет на мировое разнообразие. Имеет дело с уникальными культурными характеристиками общества, такими как язык, музыка, одежда, искусство / архитектура, танцы и все, что задает группу. отдельно от других Если вы узнаете о других культурах, вы испытаете «ассимиляцию» (или смешение культур, чтобы сделать вашу уникальную)

8 География Изучение мира Понимание нашего физического, регионального и культурного мира, который определяет, как мы живем. Имеет дело с формами суши, водоемами, использованием человеком, влиянием человека и влиянием на историю. Все, что происходит, напрямую связано с географией; как будто вы не знаете, где что-то, как вы можете понять, почему это произошло?

9 Экономика Изучение создания и использования денег. Понимание того, как люди привнесли «ценность» в свою жизнь. Прослеживание корней экономических систем и их влияние на наш сегодняшний мир. Все, что происходит сегодня, абсолютно связано с деньгами!

10 Правительство Исследование правительства Понимание того, как правила и лидерство влияют на общество, с ранних времен до нашей повседневной жизни. Отслеживание истоков лидерства и правительств до их современного развития в мировые правительства. Нашему обществу необходимо лидерство, поэтому правительство было и всегда будет необходимо!

11 История Изучение прошлого, настоящего и будущего Понимание прошлого, чтобы мы могли получить представление о том, откуда мы пришли, что мы делаем и куда мы движемся. Прослеживание истории «человечества» от ранних истоков до наших дней История всегда была , всегда есть и всегда будет! «Не изучай историю… Живи ею!»

12 Определение истории … Собрание событий и идей, которые сохранились на протяжении всего существования человечества.Прошлый вклад и общества, которые составляют наш сегодняшний мир. Основа всех знаний из предыдущих мыслей и действий людей; на основе этой информации мы пытаемся создать лучший мир. Повторяющийся цикл… автобиография человечества (или женщин)… их история… «история» или «ее история»… что бы вы ни предпочли!… Хотя «ИСТОРИЯ» является правильным. Все события с незапамятных времен. * Все, что происходило «до» нас… имейте в виду, что мы здесь ненадолго!

13 _________ (есть) история? Какие? Прошлое, настоящее и будущее Кто? Всем и всем Почему? Почему нет!!! Любопытство — это хорошо !!! Когда? Назад в настоящее время… все время Где? Где угодно

14 Уравнение с переменными… Математика или история ??? ВРЕМЯ + ПРОСТРАНСТВО + ЛЮДИ = ИСТОРИЯ

15 Темы, которые вам необходимо понять для этого класса… Темы по географии Местоположение Место Регион Движение ВУЗ (Взаимодействие человека и окружающей среды) Темы в истории Сотрудничество / конфликт Люди и история Технология и история Экономика и история Социальные институты Влияние идей Рост свободных идей Культурное творчество Непрерывность и изменить

16 Местоположение Где вы находитесь в мире Два типа — –Абсолютное (точное) –Относительное (близкое)

17 Место Описание места –Все где-то происходит (место), и на это влияет то, на что похож этот район (место) –Пример: Класс и учебная среда

18 Регион Область с общими характеристиками или общая территория, которую имеет группа — Примеры: — (легкий) север, юго-восток, юг, запад, центральный, средний Запад — (сложная) религия, язык, культура, общие верования, общее наследие

19 Движение Движение людей, товаров и идей по нашему миру — Примеры: путешествия, торговля и коммерция, компьютеры, телевидение, радио, язык, Интернет, культурное сотрудничество и конфликты.

20 Взаимодействие человека и окружающей среды. Люди, взаимодействующие с окружающей средой; манипулирование окружающей средой для улучшения образа жизни или ситуации. Примеры: плавание, походы в горы, рытье ямы, вырубка леса.

21 год Сотрудничество и конфликт Люди, работающие вместе для достижения общей цели (сотрудничество), и люди, пытающиеся причинить друг другу вред (конфликт) Примеры: строительство памятника и война

22 Люди и история Люди творят историю и историю творят людей Примеры: Христофор Колумб — 1492 г. а.д., Юлий Цезарь — 44 г. до н. э.

23 Технологии и история Инструменты и навыки, необходимые для того, чтобы общество работало без сбоев и оставалось устойчивым в будущем.

24 Социальные институты Группы, необходимые для нормального функционирования общества Семья, образование, религия, правительство, экономика, армия, наука, медицина, спорт и развлечения

25 Влияние идей Идеи, влияющие на то, как люди думают и ведут себя «-изм» — это концепции, имеющие значение для концепции, меняющей общество.

26 год Возникновение свободных идей Идеи, способствующие свободе и демократии в обществе Примеры: прекращение рабства, революция, которая создает свободную нацию, право на «свободу слова»

27 Культурное творчество Уникальные аспекты культуры, отличающие одну группу от другой. Примеры: еда, одежда, язык, история, манеры, «внешний вид»

28 год Преемственность и изменения Со временем в обществе остаются одни и те же проблемы, идеи и проблемы. Примеры: война, терроризм, ненависть, дискриминация, любовь, дружба, верность, образование, бедность, бездомность, глупость, невежество.

29 Применение дисциплин и тем…

30

31 год «… Делайте общественные науки простыми…» K — держите I — это S — просто S — глупо

32 Зачем изучать историю? «Увлекательно…» Page 2 «рассказ реальных людей…» с.72 «Образцы для подражания…» с. 178 «Понимание решения проблем…» с. 332 «демократия…» с. 442 «удар…» с. 540 «учиться на ошибках…» с. 674 «Мировое влияние…» с. 802 «почему бы и нет?… Проявить любопытство и узнать что-то новое… !!!»


Что такое «общественные науки» и почему это важно ?.

Презентация на тему: «Что такое« общественные науки »и почему это важно?» — стенограмма презентации:

ins [data-ad-slot = «4502451947»] {display: none! important;}} @media (max-width: 800px) {# place_14> ins: not ([data-ad-slot = «4502451947»]) {display: none! important;}} @media (max-width: 800px) {# place_14 {width: 250px;}} @media (max-width: 500 пикселей) {# place_14 {width: 120px;}} ]]>

1 Что такое «общественные науки» и почему это важно?

2 Что такое социальные исследования? Изучение географии, культуры, государственного управления, экономики и истории Почему важно изучать каждое из этих направлений? Начнем с географии

3 География Чтобы быть образованным гражданином глобального взаимозависимого общества, нужно иметь представление о том, где находятся страны! География влияет на то, почему люди живут там, где они живут, и на то, как мы живем! Бывший.Климат, работа, диета

4 Конкурс мисс подростков США https://www.youtube.com/watch?v=lj3iNxZ8Dww

5 Культура Когда мы понимаем другие культуры, мы можем уважать их. Уважая образ жизни и убеждения других людей, мы на один шаг ближе к тому, чтобы жить в гармонии друг с другом.

6 Правительство Нам нужно понимать, как работает наше собственное правительство, чтобы эффективно участвовать в нем.Как граждане важно понимать наши законы и права. Нам необходимо понимать, как действуют другие правительства, поскольку мы становимся все более и более взаимозависимыми в глобальном масштабе. Текущие события

7 История Вы должны знать, где вы были, чтобы знать, куда вы идете. Понимание ошибок прошлого не позволит нам повторить эти ошибки в будущем.

8 История — это не просто кучка мертвецов, фактов и дат.Изучая прошлое, мы можем принимать более правильные решения в настоящем и готовиться к будущему.

9 Экономика Страны зависят друг от друга в торговле. Мы должны обладать знаниями экономики, чтобы принимать правильные решения в отношении личных финансов. Мы все связаны!

10 Резюме Теперь резюмируйте информацию, которую мы только что обсудили по вашему документу.

11

Ярмарка социальных исследований — Grace Home Schoolers

В 2021-2022 учебном году GHS объединит нашу ежегодную ярмарку социальных исследований и ярмарку науки. Эта комбинированная ярмарка — отличная возможность для вашего ученика углубиться в темы истории, культуры или науки. Студенты проводят исследования о том, что их интересует, и готовят презентации для показа на Ярмарке.Учащиеся могут использовать свое собственное творчество в том, как отображать информацию: складные доски, артефакты и даже продукты питания. У вашего ребенка будет возможность сделать устную презентацию учащимся и родителям группы, но это не обязательно.

Советы ярмарки социальных исследований

Включая международную географию, историю и биографию

Стань «Страновым специалистом»! Выберите страну, о которой ваша семья хотела бы узнать больше. Принесите плакат / дисплей с информацией, предметами для украшения вашего стола и блюдом из страны, которым вы можете поделиться с копиями рецепта, которые можно передать.Подготовьте устную презентацию (менее 3 минут) — это может быть чтение информации, драматическое чтение, стихотворение, рассказ, музыка или игра, которыми вы поделитесь с группой.

Чем больше у нас стран, тем увлекательнее будет наше кругосветное путешествие! Пожалуйста, помните, что в нем будут участвовать маленькие дети. Пожалуйста, сохраните вашу доску и отчеты «G Rated». Перед началом поездки каждого ребенка сфотографируют для «паспорта».

Каждая страна должна иметь плакат / стенд с ответами на следующие вопросы в паспортах —

  1. Какого цвета флаг представленной страны?
  2. Какие продукты едят в деревне?
  3. Какие животные водятся в стране?
  4. Каков основной вид транспорта в стране?
  5. На каком континенте находится страна?
  6. На каком основном языке говорят в стране?
  7. Какой основной экспорт страны?
  8. Кто лидер страны?
  9. При каком правительстве находится страна? Социалистическая, демократическая, коммунистическая…

Не забудьте сейчас принять участие в этом увлекательном образовательном мероприятии! Подготовьте презентацию, еду, костюм и короткую презентацию.Эта презентация может быть отчетом (не более 3 минут, песней, стихотворением, игрой или даже танцем, чтобы поделиться с группой. Пожалуйста, помните, что в нем будут участвовать маленькие дети. Сохраняйте свою доску и отчеты с рейтингом G ». Если вы не участвуете, но хотели бы прийти и поддержать тех, кто участвует, мы будем очень признательны. Приходите, давайте исследуем этот мир!

Каждая участвующая семья или студент должны учитывать:

-Предложение подходящего проекта или ремесла.

-Обучение игре или танцам из своей страны.

-Подготовка табло.

-Ношение связанного костюма или одежды (если возможно).

-Составление и представление отчета, отвечающего на следующие вопросы:

Учащиеся K-4 классов должны ответить на вопросы 1-3.

Учащиеся 5-8 классов должны ответить на вопросы 1-4.

Учащимся 9–12 классов следует ответить на вопросы 1–5.

Биография Вопросы:

  1. Кем был этот человек и почему он был выбран для изучения?
  2. Опишите, какой была жизнь в тот исторический период, который прожил этот человек.
  3. Чего добился этот человек за свою жизнь?
  4. С какими трудностями столкнулся этот человек, пытаясь достичь своей цели?
  5. Какие особые качества характера у этого человека вызывают у вас восхищение и почему?

История вопросов:

  1. Когда и где произошло это событие?
  2. Кто были люди или страны, вовлеченные в это событие?
  3. Каково историческое значение этого события?
  4. Что происходило в то время в истории, что привело к этому событию?
  5. Какое влияние это событие оказало на вашу жизнь и вашу страну сегодня?

.

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *