Основоположник экспериментальной психологии – Экспериментальная психология — Википедия

Содержание

Экспериментальная психология — Психологос

Экспериментальная психология — область психологии, структурирующая знания, касающиеся проблем исследований (в различных психологических направлениях) и способы их решения. Экспериментальную психологию называют научной дисциплиной о методах психологических исследований.

Общие сведения

Экспериментальная психология стала активно формироваться в XIX веке как следствие необходимости приведения психологии к удовлетворению основных требований, предъявляемых к науке. Считается, что любая наука должна обладать своим предметом исследования, своей методологией и своей терминологией. Изначальной задачей экспериментальной психологии было введение научного метода в психологию. Основателем экспериментальной психологии, человеком, превратившим доэкспериментальную психологию в экспериментальную, считается В. Вундт, немецкий психолог и физиолог, создавший первую в мире научную психологическую школу.

По мере развития экспериментальная психология расширяла область своих интересов: начав с разработки принципов психофизиологического эксперимента, из инструкции к корректной постановке психологического эксперимента она превратилась в научную дисциплину, которая стремится обобщить знания о методах исследования для всех направлений психологии (эксперимент при этом становится лишь одним из доступных методов). Разумеется, экспериментальная психология не занимается лишь классификацией исследовательских методов, она изучает их эффективность и развивает их.

На сегодня данная научная дисциплина сумела достичь значительного уровня развития, однако процесс её формирования далёк от завершения: до сих пор в психологии отсутствует выработанный взгляд на роль и возможности эксперимента в научном исследовании, который бы мог претендовать на звание общепринятого.

В списке выдающихся учёных, активно применявших экспериментальные методы в изучении психических процессов и внёсших вклад в развитие данной научной дисциплины, присутствуют фамилии физиологов (Бине, Павлов, Сеченов), физиков (Бугер, Вебер, Фехнер, Гельмгольц), врачей (Бехтерев). Будучи естествоиспытателями, они оказали значительное влияние на развитие подхода к психологической науке, во многом перенося в неё свой исследовательский опыт из других научных областей. Также на формирование экспериментальной психологии в огромной степени повлияли бихевиористы, что определяет специфику многих её аспектов. Отличительной чертой экспериментальной психологии во все периоды её развития можно рассматривать широкое применение математических методов. Ответственным за введение математики в психологию считается Ф. Гальтон.

Сейчас экспериментальная психология на практике рассматривается как дисциплина, отвечающая за постановку корректных экспериментов в рамках многих направлений прикладной психологии, — к примеру, для определения целесообразности, эффективности того или иного изменения, нововведения (например, в психологии труда). Большие успехи в использовании её методов достигнуты при изучении психофизиологии и психологии ощущений и восприятия. Однако достижения экспериментальной психологии в продвижении фундаментальной психологии на данный момент менее значимы и находятся под вопросом. Границы применимости экспериментальных методов в психологии — предмет обсуждения среди психологов и поныне.

Главные принципы методологии

Методология экспериментальной психологии основывается на следующих принципах:

1. Общенаучные методологические принципы:

  • Принцип детерминизма. Экспериментальная психология исходит из того, что поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы.
  • Принцип объективности. Экспериментальная психология считает, что объект познания независим от познающего субъекта; объект принципиально познаваем через действие.
  • Принцип фальсифицируемости — предложенное К. Поппером требование наличия методологической возможности опровержения теории, претендующей на научность, путём постановки того или иного принципиально возможного реального эксперимента.

2. Cпецифичные для психологии принципы:

  • Принцип единства физиологического и психического. Нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, однако сведение психических явлений к физиологическим процессам невозможно.
  • Принцип единства сознания и деятельности. Сознание деятельно, а деятельность сознательна. Экспериментальный психолог изучает поведение, которое образуется при тесном взаимодействии личности с ситуацией. Выражается следующей функцией: R=f(P,S), где R — поведение, P — личность, а S — ситуация.
  • Принцип развития. Также известен, как принцип историзма и генетический принцип. Согласно данному принципу психика субъекта — результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе.
  • Системно-структурный принцип. Любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы. (Воздействие производится всегда на психику в целом, а не на какую-то изолированную её часть.)

Основные события в создании

  • XVI век — первые сведения о психологических экспериментах.
  • XVIII век — начало систематической постановки психологических экспериментов с научной целью (большей частью, опыты с элементарными зрительными ощущениями).
  • 1860 — публикация книги Г. Т. Фехнера «Элементы психофизики», основавшей психофизику и считающейся первой работой по экспериментальной психологии.
  • 1874 — публикация книги В. Вундта «Физиологическая психология».
  • 1879 — основание психологической лаборатории Вундта, в которой была создана первая научная психологическая школа.
  • 1885 — публикация работы Г. Эббингауза «О памяти», в которой автор приходит к пониманию задачи экспериментальной психологии в качестве установления функциональной связи между определёнными явлениями и определёнными факторами посредством решения каких-либо задач.

Основные понятия

Методы исследования в психологии

В основе приведённой здесь классификации — классификация Б. Г. Ананьева, который объединил в ней все этапы психологического исследования, начиная от организационного и заканчивая интерпретационным. [Классификация Ананьева дана здесь с некоторыми изменениями.]

1. Организационная группа:

  • Сравнительный метод
  • Лонгитюдный метод
  • Комплексный метод (использование в комплексе и сравнительного, и лонгитюдного метода)

2. Группа эмпирических способов добывания данных (зависит от выбранного организационного метода):

  • Наблюдение и самонаблюдение (интроспекция)
  • Экспериментальные методы

— Лабораторный эксперимент

— Естественный эксперимент

— Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент

3. Психодиагностические методы

  • Социометрия
  • Стандартизированные и проективные тестовые методики

— тест Люшера

— графология

4. Вербально-коммуникативные методы

  • Метод беседы
  • Интервью
  • Клиническое интервью
  • Метод опроса
  • Анкеты и вопросники
  • Личностные тесты

5.Методы анализа процессов и продуктов жизнедеятельности (или праксиметрические методы)

  • Хронометраж
  • Циклография
  • Профессиография
  • Метод моделирования
  • Биографический метод

6. Все методы и приёмы обработки эмпирических данных:

  • Методы математической статистики
  • Методы качественной характеристики полученного материала

7. Интерпретационные методы

  • Генетический метод (анализ фаз развития)
  • Структурный метод (анализ систем и типов межсистемных связей)
  • Психография

Критика экспериментальной психологии

С самого создания экспериментальной психологии ведутся дискуссии о применимости такого метода исследования, как эксперимент, в психологии. Существует две полярных точки зрения:

в психологии применение эксперимента принципиально невозможно и недопустимо;

психология как наука без эксперимента несостоятельна.

Первая точка зрения — о невозможности применения эксперимента — опирается на следующие положения:

Предмет исследования в психологии слишком сложен.

Предмет исследования в психологии слишком непостоянен, что приводит к невозможности соблюдать принцип верификации.

В психологическом эксперименте неминуемо субъект—субъектное взаимодействие (испытуемый—экспериментатор), что нарушает научную чистоту результатов.

Индивидуальная психика абсолютно уникальна, что лишает смысла психологическое измерение и эксперимент (невозможно обобщить полученные данные на всех индивидов).

Психика обладает внутренним свойством спонтанности, что затрудняет её предсказуемость.

И др.

Противниками экспериментальных методов выступают многие приверженцы герменевтического подхода в психологии, основанного на методе понимания В. Дильтея.

Сторонники второй точки зрения, обосновывающей целесообразность введения эксперимента в науку, утверждают, что эксперимент позволяет обнаружить принцип, лежащий в основе какого-либо явления. Эксперимент рассматривается как попытка лабораторного воссоздания упрощённой реальности, в которой её важные характеристики можно моделировать и контролировать. Цель эксперимента — оценить теоретические принципы, лежащие в основе психологического явления.

Существует также точка зрения, которую можно воспринимать, как компромисс между двумя выше упомянутыми, — идея об уровнях психической организации. Согласно ей, есть шесть уровней психической регуляции (0 — физиологический уровень, 1 — психофизиологический уровень, 2 — уровень сенсорно-перцептивных процессов, 3 — интегративный уровень психики, 4 — уровень личности, 5 — уровень индивидуальности). Мощность естественно-научного метода имеет самое высокое значение при рассмотрении физиологических процессов и постепенно падает, стремясь к нулю на уровне индивидуальности. Соответственно, мощность герменевтического метода повышается, от нулевого значения на физиологическом уровне, до своего максимального значения на уровне индивидуальности. На диаграмме это отображается следующим образом:

Задачи исследований в психологии

Четыре общие взаимосвязанные задачи, стоящие перед научным исследованием: описать поведение, спрогнозировать поведение, объяснить поведение, управлять поведением.

Описание поведения

Выявление регулярных последовательностей событий, включая стимулы или внешние факторы и ответные реакции или поведение. Составление ясных и точных описаний — первый шаг в любых научных изысканиях, без которого невозможно предсказание и объяснение поведения.

Прогнозирование поведения

Обнаружение законов поведения (наличия постоянных и предсказуемых взаимосвязей между переменными) должно привести к осуществлению прогнозирования с той или иной степенью вероятности.

Объяснение поведения

Нахождение причин возникновения рассматриваемого поведения. Процесс установления причинно-следственных связей сложен и включает многие аспекты.

Управление поведением

Применение на практике законов поведения, открытых в входе психологических исследований.

Этические проблемы психологических исследований

При работе с испытуемым необходимо соблюдать этику психологических исследований. В большинстве случаев нужно:

Получить согласие потенциального испытуемого, объяснив ему цель и задачи исследования, его роль в эксперименте в той мере, чтобы он был в состоянии принять ответственное решение о своём участии.

Защитить испытуемого от вреда и дискомфорта.

Позаботиться о конфиденциальности информации об испытуемых.

Полностью объяснить смысл и результаты исследования после окончания работы.

При работе с животными:

Нельзя наносить животному вред и причинять страдания, если это не вызвано задачами исследования, определёнными утверждённой программой.

Необходимо обеспечить достаточно комфортабельные условия содержания.

По материалам: Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 30

www.psychologos.ru

Экспериментальная психология

ЛИТЕРАТУРА

  1. Дружинин Владимир Николаевич «ЭП» — СПб.: Питер, 2003. – 319с.

  2. Макаревич Ремуальд Александрович «ЭП» — Минск, 2000. – 173с.

  3. Корнилова Татьяна Васильевна «ЭП» — М.: Аспект Пресс, 2002.

  4. Немов Роберт Семенович «П» Том 3. – М.: Владос, 2003. – 640с.

  5. Поль Фресс «ЭП» — СПб.: Питер, 2003.

  6. Зароченцев К.Д. «ЭП»

Экспериментальная психология как наука

  1. Понятие ЭП, предмет и объект.

  2. История становления ЭП как науки.

  1. Понятие ЭП, предмет и объект.

Термин ЭП имеет 4 значения:

1. Под ЭП понимают всю научную психологию как систему знаний, полученных на основе экспериментального изучения поведения человека и животных. Научная психология приравнивается к ЭП и противопоставляется философской, интроспективной, умозрительной и гуманитарной психологии.

Это широкое понимание ЭП. Немецкого психолога Вильгельма Вундта (1832 — 1920). Также эта точка зрения отражена в учебнике «ЭП» под ред. Поля Фресса и Жана Пиаже. 1966.

2. ЭП как система экспериментальных методов и методик, реализуемых в конкретных исследованиях.

Это узкое понимание. В учебнике «ЭП человека» М.В. Мэтлин. 1979.

3. ЭП как характеристика научной дисциплины, занимающейся проблемой методов психологического исследования в целом.

4. ЭП как теория психологического эксперимента, базирующаяся на общенаучной теории эксперимента и в первую очередь включающая его планирование и обработку данных.

В учебнике «ЭП» Ф.Дж. Мак-Гигана.

Предмет и объект ЭП.

Выделение ЭП в самостоятельную область науки, её становление и развитие обусловлено широким внедрением в исследование психических явлений экспериментальных методов.

Эксперимент позволил получать знания, необходимые для решения проблем, связанных с познанием человека, его психики, т.е. неоспорима его положительная роль в развитии теоретических, научно-познавательных направлений исследования психики, получении так называемых «чистых», академических знаний.

В настоящее время под предметом ЭП в широком смысле понимают различные виды исследований психических явлений посредством экспериментальных методов.

Таким образом, объектом изучения ЭП как науки являются всевозможные проявления психики личности, а её предметом (узкий смысл) – экспериментальное изучение этих явлений в различных сферах человеческой деятельности.

Основным средством такого изучения являются экспериментальные методы.

Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется.

  1. История становления ЭП как науки.

ЭП – сравнительно молодая наука. Её зарождение было подготовлено широко развернувшимся в середине 19в. изучением элементарных психических функций, сферы чувственного познания личности – ощущений и восприятий. Познание этих процессов, осуществлялось в основном методом интроспекции (самонаблюдение) и показало не возможность получения достоверных данных, трудность их интерпретации и привело к необходимости поиска других, более эффективных методов исследования, подготовив, таким образом, базу для возникновения ЭП.

Выделение ЭП в самостоятельную область психологического знания, отличную от философии и физиологии, приурочено ко 2 половине 19 века, когда под руководством выдающегося немецкого психолога Вильгельма Вундта (1832-1920) была создана первая в мире психологическая лаборатория, оснащенная техническими устройствами и приборами. Их применение знаменовало переход от качественного, описательного исследования психики к более точному, количественному её изучению, переход от метода интроспекции (самонаблюдения) как основного метода психологического исследования к широкому внедрению в практику психологических исследований экспериментального метода.

Крупный вклад в развитие ЭП внёс Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) – русский физиолог, невропатолог, психиатр, психолог, основавший первую в России экспериментально-психологическую лабораторию (1885), а затем первый в мире Психоневрологический институт по комплексному изучению человека. Его работа «Общие основы рефлексологии человека» в 1917 году получила всемирное признание.

В конце 19 – начале 20 веков ЭП начинает играть всё большую роль в изучении психики человека. Экспериментальный метод стал применятся в изучении не только общих закономерностей протекания психических процессов, свойств и состояний человека, но и индивидуальных различий чувствительности, времени реакции, памяти ассоциаций.

На это же время приходится и развитие тех областей теории вероятности и математической статистики, которые легли в основу количественной обработки экспериментальных данных.

Первое специальное психометрическое учреждение было создано в Англии выдающимся психологом Френсисом Гальтоном (1822-1911).

В 1884 году он основал Антропологическую лабораторию, одной из задач которой стало получение статистических данных о человеческих способностях, ему принадлежит заслуга применения в психологии метода корреляции (статистический метод исследования взаимозависимости между переменными). Ф. Гальтон привлёк к сотрудничеству таких ученых-математиков, как Карл Пирсон (1857-1936), который изобрёл дисперсионный анализ (аналитико-статистический метод изучения влияния отдельных переменных, а также их сочетаний на изменчивость изучаемого признака) и Рональд Эйлмер Фишер, применивший в написанной им работе «Общий интеллект, объективно определенный и измеренный» 1904 году – применив факторный анализ к оценке уровня интеллектуального развития личности.

С появлением количественных методов обработки данных экспериментальный метод стал основой психодиагностики.

Один из первых статистически обоснованных тестов интеллекта разработал и опубликовал в 1905–1907 годах французский ученый Альфред Бине (1857-1911).

Во второй половине 1920-х годов стали появляться новые психологические, в том числе интеллектуальные и личностные тесты (Ганс Юрген Айзенк, Раймонд Бернард Кеттелл), вошли в практику тесты, связанные с социально-психологическими исследованиями: социометрический тест, созданный американским психологом Джекобом Морено (1892 — 1974), множество измерительных методик, разработанных группой американских социальных психологов – учеников и последователей Курт Левина.

На 1950–1960–е годы 20 века приходится основное количество разнообразных психодиагностических методик. Эти годы стали годами наибольшей психометрической активности ученых-психологов. В современной психодиагностике создано множество методик, в которых используются методы математики и физики, а также компьютерные средства.

Психодиагностика – наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях.

Таким образом, экспериментальный метод стал надёжным основанием для теоретических обобщений и практических рекомендаций в психологической науке. В результате психология довольно быстро обогатилась новыми более надежными теориями по сравнению с теориями, основанными на исследованиях умозрительного, интроспективного метода. Открылись широкие возможности для развития прикладных областей знаний, в том числе психологии труда, инженерной, медицинской и педагогической психологии.

Благодаря экспериментальному методу исследования современная психология стала не только достоверной академической, но и практически полезной наукой.

studfiles.net

Кафедра общей психологии Экспериментальная психология

Карельская государственная педагогическая академия

Петрозаводск, 2012

Требования к знаниям и умениям по дисциплине “Экспериментальная психология”

Специалист, изучавший данную дисциплину, должен знать:

  • основные понятия экспериментальной психологии

  • характеристики основных этапов психологического исследования, основные разновидности планов (схем) организации эксперимента

  • основные способы контроля внешних переменных и обеспечения валидности исследования

Специалист, изучавший данную дисциплину, должен уметь:

  • критически анализировать результаты психологических исследований

  • применять полученные знания для организации (планирования) и проведения психологических исследований

Задачи преподавания дисциплины:

  • овладение основами экспериментальной психологии

  • более качественное овладение содержанием других разделов психологии и основами профессиональной деятельности

  • повышение качества квалификационных (курсовых и дипломной) работ

  • овладение основными процедурами организации и проведения психологического исследования

Литература

1. Гудвин Д. Исследование в психологии: методы и планирование. СПб: Изд-во «Питер», 2004,

2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — СПб: Изд-во «Питер», 2000,

3. Мартин Д. Психологические эксперименты. Секреты механизмов психики. — СПб.: Прайм — Еврознак, 2002,

4. Солсо Р., Джонсон Х., Бил К. Экспериментальная психология: практический курс. — СПб.: Прайм — Еврознак, 2001,

5. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов — М.: Аспект Пресс, 2002.

Предмет и задачи экспериментальной психологии

Экспериментальная психология занимается вопросами, связанными с организацией и планированием психологического эксперимента (принципы организации исследовательского процесса, правила оформления отчетов и рукописей, этика исследования и др.). Согласно сложившейся традиции в рамках этой дисциплины рассматриваются также другие методы психологии (наблюдение, опрос, архивный метод), однако эксперименту уделяется особое внимание.

Определения экспериментальной психологии

— Вся научная психология как система знаний, полученных на основе экспериментального изучения поведения человека и животных. По способу получения эти знания противопоставляются знаниям, полученным априорной психологией: философской, теоретической, гуманитарной, интроспективной

— Система экспериментальных методов и методик, применяемых в конкретных научных исследованиях

— Научная дисциплина, занимающаяся проблематикой методов психологического исследования в целом

— Теория психологического эксперимента, базирующаяся на общенаучной теории эксперимента и, в первую очередь, включающая его планирование и обработку данных.

Предмет ЭП– методология психологического исследования.

Методология — система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (науке), и учение об этой системе, общая теория метода.

Метод– способ организации (познавательной) деятельности.

Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания. Это система предписаний, норм, требований, принципов, которые должны ориентировать при достижении определенного (познавательного) результата.

Основные задачи (определение задач связано с пониманием предмета ЭП )

— определение специфики использования метода эксперимента для изучения психических явлений ( специфика определяется особенностями предмета (психика, психические явления)

— определение последовательности и содержания этапов психологического исследования

— определение условий (факторов), определяющих качество (валидность) исследования,

— определение специфики психологического исследования в различных отраслях психологии (социальная, возрастная, педагогическая и др. психологии)

Краткие сведения из истории

До середины 19 века — психология — раздел философии. Основной метод исследования — умозрительный (философские обобщения, основанные на наблюдениях и размышлениях).

Первые экспериментальные методы появились в 19 веке в рамках физиологии. Объект изучения — простейшие психологические функции (ощущения). Представители: Эрнст Вебер, Густав Фехнер, Георг Гельгольц.

Первый труд по экспериментальной психологии — Густав Фехнер «Элементы психофизики», 1860 г. Психофизика — «точная теория об отношениях между душой и телом, вообще между физическим миром и психическим миром».

В начале двадцатого века Германом Эббингаузом для изучения памяти был разработан метод бессмысленных слогов. По Эббингаузу задача экспериментальной психологии – установление функциональной связи между определенными явлениями и определенными факторами. В результате серии исследований был описан ряд закономерностей работы памяти, в том числе выведена знаменитая кривая забывания.

Первая собственно психологическая лаборатория создана в Лейпциге Вильгельмом Вундтом в 1879 г. По ее образцу были созданы лаборатории в других странах, в т.ч. и в России (В..Бехтерев, А.А.Токарский, Н.Н.Ланге, И.П.Павлов).

Объект исследований постоянно расширялся — от элементарных психических процессов до исследования личностных особенностей и групп. Общая цель таких исследований — изучение общих закономерностей психических процессов.

На развитие и состояние современной методологии экспериментальной психологии оказали влияние:

  • общенаучная (естественнонаучная) методология. В 19-20 веке психология развивалась по образцу и под значительным влиянием естественных наук (биология, физика и проч.).

  • развитие психологии как области знания. На разных этапах становления психологической науки менялись представления о предмете психологии — представления о природе психического и, соответственно, о возможностях его познания, о статусе эмпирического знания в психологии.

  • разработка техник и приемов исследования для изучения психических явлений. Примерами являются метод бессмысленных слогов Эббингауза, циркуль Вебера, ящики Скинера и Торндайка, компьютеры с аппаратурным обеспечением.

  • развитие философии науки: философских представлений о научном познании. Значительное влияние на развитие методологии психологии оказали работы К.Поппера, Т.Куна, И.Лакатоса и др. философов науки.

  • разработка математико-статистического аппарата (в том числе с участием психологов).

studfiles.net

44. Экспериментальная психология в. Вундта

В. Вуидт в своей концепции экспериментальной психологии разрабатывал понятие предмета, метода и задач психологии как науки.

1. Предмет психологии — не поведение и деятельность, а сам человек, его внутренняя сущность, т. е. сознание и его содержание — простейшие элементы (ощущения и чувства), возникающие в непосредственном опыте индивида.

2. Задача психологии — с помощью эксперимента изучить эти простейшие элементы сознания и связи между ними через их выделение с помощью метода интроспекции, установление характера и нахождение законов этой связи.

3. Методы психологии — интроспекция как особая процедура, требующая специальной подготовки и умения отвлечься от всего внешнего и сосредоточиться на самой сути сознания, и эксперимент как способ уточнения данных, полученных в ходе самонаблюдения.

4. Экспериментальная психология делится на две отрасли, имеющие разные методы и объекты исследования:

1) психология индивидуального сознания, где объектом исследования через метод интроспекции являются простейшие элементы сознания;

2) .психология народов-, где объектом изучения становятся высшие психические функции и психическое развитие различных народов, а методами их изучения являются этнологические наблюдения и анализ продуктов культу-ры, языка, мифов, нравов.

Понимание сознания и ассоциаций у Вундта сводится к следующему:

а) Сознание активно, имеет разные степени ясности и разный объем.

б) Главной задачей в изучении сознания является изучение его содержаний путем разложения самого сознания в ходе интроспекции на мельчайшие, далее неразделимые частицы, отсюда вытекает и понимание самого сознания как набора простейших психических элементов.

в) Любая ассоциативная связь есть пассивный процесс, протекающий без участия субъекта и его сознания, но его продукт является новым, не сводимым к сумме своих элементарных частиц явлением.

г) В противоположность ассоциативной связи существуют так называемые апперцептивные связи, которые протекают при активном участии сознания и являются его особой функцией, внешне выражающейся во внимании.

45. Историческая роль концепции в. Вундта в развитии психологии как самостоятельной науки

1. Вышедшая в 1074 г. основная работа Вундта -Основания физиологический психологии- ознаменовала собой официальное начало периода развития психологии как самостоятельной науки, так как в этой книге Вундт создает свою концепцию психологии, большое внимание уделяя предмету, методам и задачам этой науки.

2. В1879 г. в Лейпцигском университете была основана первая научная психологическая лаборатория, и именно этот год принято считать годом рождения психологии как самостоятельной науки.

3. Вундт создал первую в мире собственную психологическую школу, развившуюся до мирового масштаба, что для других ученых и исследователей послужило стимулом к созданию собственных школ, обогативших впоследствии психологию и расширивших области ее применения.

4. При участии Вундта создается первый Институт экспериментальной психологии, имеющий свой курс обучения профессии, а также первый психологический журнал «Психологические исследования». Психология получает свои собственные научные средства пропаганды и реализации разработанных идей и концепций.

5. Буш официально ввел в психологию эксперимент, применяя его как основной метод исследования.

6. Вундт с помощью понятий эксперимента и опыта ввел в психологию точные критерии научности и достоверности полученного психологического факта — объективность, повторяемость и проверяемость эксперимента любым другим исследователем, и именно на основе этих критериев по сей день строится любое психологическое исследование.

7. Интроспективная направленность и ориентация на элементаризм концепции Вундта породили множество дискуссий в научных кругах и стимулировали проведение различных опытов и исследований, опровергающих некоторые положения его учения, и эти споры и дискуссии послужили развитию других концепций и теорий, обогативших в дальнейшем психологию как науку и расширивших ее границы.

8. Научно-организаторская деятельность Вундта сыграла решающую роль в становлении психологии как самостоятельной дисциплины.

studfiles.net

3. В. Вундт и становление экспериментальной психологии.

Первым вариантом психологии как самостоятельной науки явилась физиологическая психология В. Вундта. Свои исследования он начал в области восприятия.

Книга «Очерки по теории восприятия» (1862) — Вундт развивает идеи о психологии как экспериментальной науке.

1863 г. «Лекции о душе человека и животных» — Вундт наряду с экспериментом в качестве источника психологического исследования называет анализ продуктов человеческого духа. Эти идеи наметили задачу развитой им впоследствии психологии народов.

Так, к началу 60-х гг. складывается программа психологии, объединяющая два метода — экспериментальный и культурно-исторический.

1874 г. — «Основания физиологической психологии» Вундта явились началом психологии как самостоятельной науки. Ее объектом объявляются те процессы, которые доступны одновременно и внешнему, и внутреннему наблюдению и имеют как физиологическую, так и психологическую сторону и потому не могут быть объяснены ни только физиологией, ни только психологией: это ощущения и простейшие чувствования. По методу физиологическая психология есть психология экспериментальная.

1879 г. – Вундт создал психологическую лабораторию, на базе которой через два года был создан Институт экспериментальной психологии

Подвергнув критическому анализу прежние понимания предмета психологии (как науки о душе и о внутреннем опыте), Вундт определяет психологию как науку о непосредственном опыте. Объект и субъект выступают в неразрывном единстве: всякий объект является представляемым объектом.

Единый опыт может рассматриваться с двух точек зрения

Опыт, взятый в отвлечении от познающего субъекта и направленный на выявление связей объективных явлений, изучает естествознание. Это опосредствованный опыт. Опыт, рассматриваемый в его отношениях к субъекту и в тех свойствах, которые ему приписываются субъектом, это непосредственный опыт, который и изучает психология. Психология, определяемая как наука о непосредственном опыте, является, по признанию самого Вундта, разновидностью эмпирической психологии, поскольку должна показать связь содержаний опыта в том виде, как она дана субъекту. Таким образом, объектом изучения в психологии остается сознание. В его описание, однако, Вундт вносит новые черты. В противоположность интеллектуализму всей прежней психологии Вундт рассматривает психическое как процесс. При этом воля берется как типический процесс. Вундт называет свою психологию волюнтаристической, подчеркивая в то же время отличие своей системы от философского волюнтаризма Шопенгауэра.

В психологии также должны использоваться экспериментальные методы, «имеющие целью осуществить точный анализ психических процессов, подобный анализу, предпринимаемому естествознанием в применении к явлениям природы». Эксперимент не отменяет самонаблюдения, оно остается единственным прямым методом в психологии. Объективные явления — поведение, деятельность— Вундт исключал из психологии. «Человек сам — не как он появляется извне, но как он дан непосредственно себе самому» является собственно проблемой психологии. Эксперимент лишь позволяет сделать самонаблюдение более точным.

Однако не вся психика поддается экспериментальному изучению. Вундт ограничил эксперимент областью простейших психических процессов — ощущений, представлений, времени реакций, простейших ассоциаций и чувствований. Исследование высших психических функций и психического развития требует других методов. В качестве таковых Вундт считал анализ продуктов человеческого духа, которые являются продуктом общения множества индивидов: языка, мифов, обычаев. Эту часть психологии он назвал психологией народов, противопоставив ей индивидуальную экспериментальную психологию. С введением Вундтом двух психологии, отличающихся по содержанию и методам, различно ориентированных— на естествознание и науки о духе, происходит раскол единой науки, который явился одной из причин и характерной чертой открытого кризиса, разразившегося в психологии в начале второго десятилетия XXв..

Психологическая система Вундта включала изучение элементов (ощущений и чувствований), анализ связей между элементами и продуктов этих связей, исследование законов душевной жизни. В этой программе отчетливо выступает атомизм Вундта, характерный для ассоциативной психологии: простейшие элементы, сенсорные по своей природе, первичны, сложные образования вторичны. Однако Вундт борется с крайностями ассоцианизма: в продуктах ассоциаций он обращает внимание на возникновение нового качества, не сводимого к сумме свойств исходных элементов. Все ассоциации Вундт подразделяет на одновременные и последовательные, которые в свою очередь имеют несколько форм: одновременные существуют в форме слияния, ассимиляции — диссимиляции и компликации, последовательные — узнавания и воспоминания. За этими видами ассоциаций скрываются восприятие и память. Вундт борется с функционализмом старой психологии и рассматривает их как результат единого механизма ассоциаций. При этом ассоциации характеризуются как пассивный процесс, который протекает без активного участия субъекта. В психологии Вундта нет субъекта, нет личности: «… все психическое— это непрестанная смена явлений, постоянное возникновение и созидание… Нигде эти факты действительной душевной жизни не нуждаются в другом субстрате для своего истолкования, кроме того, который дан в нас самих»4. Кроме ассоциативных, Вундт различает апперцептивные связи. Они складываются при активном участии сознания. Апперцепция — это особая функция сознания, которая проявляется в активности субъекта и внешне выражается во внимании. Из всей совокупности содержаний, находящихся в сознании, т. е. просто перцепируемых, апперцепция, или внимание, выделяет объект, вследствие чего его восприятие становится более ясным и отчетливым; оно входит в ясную точку сознания — апперципируется. Когда апперцепция наг правлена на выбор между разными основаниями в процессе подготовки к действию, она есть воля. Вундт сближает понятия апперцепции, внимания и воли и даже отождествляет их. Продуктом апперцепции являются апперцептивные сочетания представлений. Мышление и воображение выступают функциями апперцепции. Выступая объяснением сложных явлений душевной жизни, сама апперцепция не объясняется: ее источник в самом сознании.

Последним разделом психологии Вундта является учение о законах психической жизни. В них отражается попытка выйти за рамки описания, выявить собственные свойства субъективного мира — их Вундт называет самостоятельной психической причинностью в отличие от физиологических механизмов психических процессов.

Из всего сделанного Вундтом наиболее исторически значимым явились введение им в психологию эксперимента, организация Института экспериментальной психологии и основание специального журнала «Психологические исследования» (первоначально «Философские исследования»), который стал первым собственно психологическим журналом.

studfiles.net

Экспериментальная психология — это… Что такое Экспериментальная психология?

Эксперимента́льная психоло́гия — общее обозначение всех видов научно-психологических исследований, осуществляемых посредством различных экспериментальных методов.

Экспериментальная психология представляет собой не какой-то особый вид психологии, а общий методологический подход, охватывающий самые различные области психологической науки.

Общие сведения

Экспериментальная методика в психологии сводится по преимуществу к лабораторным (реже — к естественным) исследованиям, в ходе которых осуществляется предварительное планирование и последующая организация максимально корректных (валидных) в научно-методологическом отношении экспериментов, имеющих то или иное отношение к самым различным областям психологической науки, включая почти все направления прикладной психологии.

В частности, очень большое значение для успешного развития экспериментальной психологии имеет разработка эффективных экспериментальных методов изучения различных проблем и вопросов, связанных с психофизиологией ощущений, восприятия, развития, внимания, сознания, обучения, памяти, мышления, языка.

В последнее время экспериментальные подходы стали активно применяться в социальной психологии, а также при исследовании психологических мотиваций и эмоций.

Главные принципы методологии

Методология экспериментальной психологии основывается на следующих принципах:

  1. Общенаучные методологические принципы:
    1. Принцип детерминизма. Экспериментальная психология исходит из того, что поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы.
    2. Принцип объективности. Экспериментальная психология считает, что объект познания независим от познающего субъекта; объект принципиально познаваем через действие.
    3. Принцип фальсифицируемости — предложенное К. Поппером требование наличия методологической возможности опровержения теории, претендующей на научность, путём постановки того или иного принципиально возможного реального эксперимента.
  2. Специфичные для психологии принципы
    1. Принцип единства физиологического и психического. Нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, однако сведение психических явлений к физиологическим процессам невозможно.
    2. Принцип единства сознания и деятельности. Сознание деятельно, а деятельность сознательна. Экспериментальный психолог изучает поведение, которое образуется при тесном взаимодействии личности с ситуацией. Выражается следующей функцией: R=f(P,S), где R — поведение, P — личность, а S — ситуация.
    3. Принцип развития. Также известен, как принцип историзма и генетический принцип. Согласно данному принципу психика субъекта — результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе.
    4. Системно-структурный принцип. Любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы. (Воздействие производится всегда на психику в целом, а не на какую-то изолированную её часть.)

Основные события в создании

  • XVI век — первые сведения о психологических экспериментах.
  • XVIII век — начало систематической постановки психологических экспериментов с научной целью (большей частью, опыты с элементарными зрительными ощущениями).
  • 1860 — публикация книги Г. Т. Фехнера «Элементы психофизики», основавшей психофизику и считающейся первой работой по экспериментальной психологии.
  • 1874 — публикация книги В. Вундта «Физиологическая психология».
  • 1879 — основание психологической лаборатории Вундта, в которой была создана первая научная психологическая школа.
  • 1885 — публикация работы Г. Эббингауза «О памяти», в которой автор приходит к пониманию задачи экспериментальной психологии в качестве установления функциональной связи между определёнными явлениями и определёнными факторами посредством решения каких-либо задач.

Основные понятия

Методы исследования в психологии

В основе приведённой здесь классификации — классификация Б. Г. Ананьева, который объединил в ней все этапы психологического исследования, начиная от организационного и заканчивая интерпретационным. [Классификация Ананьева дана здесь с некоторыми изменениями.]

  1. Организационная группа:
    • Сравнительный метод
    • Лонгитюдный метод
    • Комплексный метод (использование в комплексе и сравнительного, и лонгитюдного метода)
  2. Группа эмпирических способов добывания данных (зависит от выбранного организационного метода):
  3. Все методы и приёмы обработки эмпирических данных:
  4. Интерпретационные методы
    • Генетический метод (анализ фаз развития)
    • Структурный метод (анализ систем и типов межсистемных связей)

Критика экспериментальной психологии

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 11 мая 2011.

С самого создания экспериментальной психологии ведутся дискуссии о применимости такого метода исследования, как эксперимент, в психологии. Существует две полярных точки зрения:

  1. в психологии применение эксперимента принципиально невозможно и недопустимо;
  2. психология как наука без эксперимента несостоятельна.

Первая точка зрения — о невозможности применения эксперимента — опирается на следующие положения:

  • Предмет исследования в психологии слишком сложен.
  • Предмет исследования в психологии слишком непостоянен, что приводит к невозможности соблюдать принцип верификации.
  • В психологическом эксперименте неминуемо субъект—субъектное взаимодействие (испытуемый—экспериментатор), что нарушает научную чистоту результатов.
  • Индивидуальная психика абсолютно уникальна, что лишает смысла психологическое измерение и эксперимент (невозможно обобщить полученные данные на всех индивидов).
  • Психика обладает внутренним свойством спонтанности, что затрудняет её предсказуемость.
  • И др.

Противниками экспериментальных методов выступают многие приверженцы герменевтического подхода в психологии, основанного на методе понимания В. Дильтея.

Сторонники второй точки зрения, обосновывающей целесообразность введения эксперимента в науку, утверждают, что эксперимент позволяет обнаружить принцип, лежащий в основе какого-либо явления. Эксперимент рассматривается как попытка лабораторного воссоздания упрощённой реальности, в которой её важные характеристики можно моделировать и контролировать. Цель эксперимента — оценить теоретические принципы, лежащие в основе психологического явления.

Существует также точка зрения, которую можно воспринимать, как компромисс между двумя выше упомянутыми, — идея об уровнях психической организации[1]. Согласно ей, есть шесть уровней психической регуляции (0 — физиологический уровень, 1 — психофизиологический уровень, 2 — уровень сенсорно-перцептивных процессов, 3 — интегративный уровень психики, 4 — уровень личности, 5 — уровень индивидуальности). Мощность естественно-научного метода имеет самое высокое значение при рассмотрении физиологических процессов и постепенно падает, стремясь к нулю на уровне индивидуальности. Соответственно, мощность герменевтического метода повышается, от нулевого значения на физиологическом уровне, до своего максимального значения на уровне индивидуальности. На диаграмме это отображается следующим образом:

Задачи исследований в психологии

Четыре общие взаимосвязанные задачи, стоящие перед научным исследованием: описать поведение, спрогнозировать поведение, объяснить поведение, управлять поведением.

Описание поведения

Выявление регулярных последовательностей событий, включая стимулы или внешние факторы и ответные реакции или поведение. Составление ясных и точных описаний — первый шаг в любых научных изысканиях, без которого невозможно предсказание и объяснение поведения.

Прогнозирование поведения

Обнаружение законов поведения (наличия постоянных и предсказуемых взаимосвязей между переменными) должно привести к осуществлению прогнозирования с той или иной степенью вероятности.

Объяснение поведения

Нахождение причин возникновения рассматриваемого поведения. Процесс установления причинно-следственных связей сложен и включает многие аспекты.

Управление поведением

Применение на практике законов поведения, открытых в ходе психологических исследований.

Этические проблемы психологических исследований

При работе с испытуемым необходимо соблюдать этику психологических исследований. В большинстве случаев нужно:

  • Получить согласие потенциального испытуемого, объяснив ему цель и задачи исследования, его роль в эксперименте в той мере, чтобы он был в состоянии принять ответственное решение о своём участии.
  • Защитить испытуемого от вреда и дискомфорта.
  • Позаботиться о конфиденциальности информации об испытуемых.
  • Полностью объяснить смысл и результаты исследования после окончания работы.

При работе с животными:

  • Нельзя наносить животному вред и причинять страдания, если это не вызвано задачами исследования, определёнными утверждённой программой.
  • Необходимо обеспечить достаточно комфортабельные условия содержания.

Примечания

  1. Дружинин В. Н. Структура и логика психологического исследования. — М.: ИП РАН, 1993. — С.88-95.

Список литературы

  • Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. ISBN 5-98032-770-3
  • Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. ISBN 5-94723-290-1
  • Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Теория и методы. -М.: Аспект-Пресс, 2005. ISBN 5-7567-0373-X
  • Мартин Д. Психологические эксперименты. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. ISBN 5-93878-136-1
  • Солсо Р. Л., Джонсон Х. Х., Бил М. К. Экспериментальная психология: практический курс. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

H.H. Ланге (1858-1921). Один из основоположников экспериментальной психологии в России

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || [email protected]

119 of 245

пищи, ее запахом, т. е. фактами психического порядка. Секрецию слюнной железы на эти факторы Павлов назвал «психической секрецией», но истолковал ее в физиологических понятиях. Объяснение этих фактов и положило начало учению об условных рефлексах. «Влияние этих объектов… в существенном то же самое, что и в физиологических опытах, когда они соприкасаются с полостью рта. Перед нами… лишь дальнейшее приспособление… объект, только приближаясь ко рту, уже действует на железы… наш опыт в физиологической форме дает всегда один и тот же результат… безусловный рефлекс; основная же характеристика психического опыта — его непостоянство… все дело только в большем числе условий, влияющих на результат психического опыта сравнительно с физиологическим. Это… условный рефлекс»2. Вся дальнейшая работа И.П. Павлова была направлена на изучение условно-рефлекторных связей: условий их образования, развития, угасания. Подчеркивался биологический смысл условных рефлексов: они служат для уравновешивания организма с внешней средой. Условные раздражители имеют сигнальное значение: они — сигналы внешних возбудителей безусловных рефлексов. В опытах Павлова выступила необходимость подкрепления и ориентировочного рефлекса для образования новой связи. Понимание Павловым условий образования условного рефлекса отличается от механистической трактовки механизмов обусловливания в бихевиоризме Уотсона и концепциях необихевиоризма.

1За эту работу И.П. Павлов в 1904 г. был удостоен Нобелевской премии.

2Павлов И.П. Поли. собр. трудов: В5 т. Т. 3.— М.; Л., 1949. С. 29-30.

278

Характеризуя особенности высшей нервной деятельности человека, Павлов наметил учение о второй сигнальной системе как о прибавке к механизмам высшей нервной деятельности.

Павлов надеялся, что его объективные исследования позволят проанализировать приспособление от его простейших форм вплоть до высших проявлений, т. е. психических явлений у животных и сознания у человека. Павлов признавал реальность субъективного мира и психологию как науку, изучающую его. «Жизненные явления, называемые психическими, хотя бы и наблюдаемые объективно у животных, все же отличаются — пусть лишь по степени сложности — от чисто физиологических явлений»1. Он внимательно следил за достижениями как отечественной, так и мировой психологии (см., например, знаменитые «Павловские среды»). В 1916— 1919гг. Павлов посещал психиатрические клиники, изучая психические заболевания в связи с данными физиологии мозга. В письме Челпанову по случаю официального открытия Психологического института в Москве 5 апреля (24 марта) 1914 г. он писал: «После славных побед науки над мертвым миром пришел через разработки и живого мира, а в нем и венца земной природы — деятельности мозга. Задача на этом последнем пункте так невыразимо велика и сложна, что требуются все ресурсы мысли… Вот почему я, исключающий в своей лабораторной работе над мозгом малейшее упоминание о субъективных состояниях, от души приветствую Ваш психологический институт»2. Но Павлов был убежден, что субъективная психология как наука об явлениях сознания не дает их познания. Говоря о необходимости слияния физиологии и психологии, он имел в виду использование физиологических данных для понимания субъективного мира. «Мне кажется, что для психологов наши исследования должны иметь очень большое значение, т.к. они должны впоследствии составить основной фундамент психологического знания».

Освоение наследия И.П. Павлова в психологии прошло сложный путь и связано с вопросами предмета психологии и ее самостоятельности как науки. В зарубежной психологии, и прежде всего, в американском би-

1Павлов И.П. … Т. 3. С. 37.

2Вопр. психологии. 1955. № 3. С. 100.

278

хевиоризме и в зоопсихологии, учение Павлова о высшей нервной деятельности воспринимается как объективный метод исследования процессов научения и поведения. Однако И.П. Павлов полемизировал с бихевиористами, неоднократно указывал на принципиальные расхождения с ними в трактовке поведения. В сжатом виде эти расхождения сводятся к следующему. «Категория поведения, открытая и разработанная русскими учеными, не означала в их понимании самостоятельной сущности, внеположной категории сознания с одной стороны, категории нервного субстрата — с другой. Но именно в подобную сущность ее возвели американские бихевиористы, отъединив ее как от психологических понятий, так и от исторически сложившихся представлений о строении и функциях головного мозга»1.

В России учение И.П. Павлова об условных рефлексах было основным и определяющим фактом для развития естественно-научной психологии. Однако в условиях идеологического давления, которое испытывала наука в советский период, произошла абсолютизация и догматизация павловского учения, а его распространение превратилось в процесс насильственного насаждения в психологию и другие области исследования (медицину, педагогику, языкознание и др.). Развитие рефлекторной теории И.П. Павлова тормозилось. С инакомыслящими неудачливые эпигоны учения Павлова боролись административными методами. Л.О. Орбели, П.К. Анохин, H.A. Бернштейн, прокладывавшие новые пути в физиологии, были сурово осуждены как противники павловского учения. После проведенной по личному указанию И.В. Сталина в 1950 г. объединенной научной сессии Академии Наук СССР и Академии медицинских наук

СССР, посвященной проблемам физиологического учения И.П. Павлова, в психологии была поставлена

studfiles.net

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *