3. Развитие понятия жизни на современном этапе. Определения понятия «Жизнь». Фундаментальные свойства живого.
Довольно трудно дать полное и однозначное определение понятию жизни, учитывая огромное разнообразие ее проявлений. В большинстве определений понятия жизни, которые давались многими учеными и мыслителями на протяжении веков, учитывались ведущие качества, отличающие живое от неживого. Например, Аристотель говорил, что жизнь – это «питание, рост и одряхление» организма; А. Л. Лавуазье определял жизнь как «химическую функцию»; Г. Р. Тревиранус считал, что жизнь есть «стойкое единообразие процессов при различии внешних влияний». Понятно, что такие определения не могли удовлетворить ученых, так как не отражали (и не могли отражать) всех свойств живой материи. Кроме того, наблюдения свидетельствуют, что свойства живого не исключительны и уникальны, как это казалось раньше, они по отдельности обнаруживаются и среди неживых объектов. А. И. Опарин определял жизнь как «особую, очень сложную форму движения материи». Это определение отражает качественное своеобразие жизни, которое нельзя свести к простым химическим или физическим закономерностям. Однако и в этом случае определение носит общий характер и не раскрывает конкретного своеобразия этого движения.
Ф. Энгельс в «Диалектике природы» писал: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является обмен веществом и энергией с окружающей средой».
Для практического применения полезны те определения, в которых заложены основные свойства, в обязательном порядке присущие всем живым формам. Вот одно из них: жизнь – это макромолекулярная открытая система, которой свойственны иерархическая организация, способность к самовоспроизведению, самосохранению и саморегуляции, обмен веществ, тонко регулируемый поток энергии. Согласно данному определению жизнь представляет собой ядро упорядоченности, распространяющееся в менее упорядоченной Вселенной.
Жизнь существует в форме открытых систем. Это означает, что любая живая форма не замкнута только на себе, но постоянно обменивается с окружающей средой веществом, энергией и информацией.
Существует много определений жизни, поскольку изменялись представления о ней, совершенствовалась научная картина мира и ее философское осмысление.
По Озангеру и Моровицу «Жизнь есть свойство материи, приводящее к сопряженной циркуляции биоэлементов в водной среде, движимая, в конечном счете, энергией солнечного излучения по пути увеличения сложности»
1878 г. Фридрих Энгельс «Диалектика природы»: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка»
Свойства живого:
самовоспроизведение. Обеспечивает преемственность между сменяющимися генерациями биологических систем.
саморегуляция. Базируется на совокупности потоков вещества, энергии и информации через живой организм;
раздражимость. Связана с передачей информации извне в любую биологическую систему и отражает реакцию этой системы на внешний раздражитель.
поддержание гомеостаза — относительного динамического постоянства внутренней среды организма, физико-химических параметров существования системы;
структурная организация — определенная упорядоченность, стройность живой системы. Обнаруживается при исследовании не только отдельных живых организмом, но и их совокупностей в связи с окружающей средой — биогеоценозов;
адаптация — способность живого организма постоянно приспосабливаться к изменяющимся условиям существования в окружающей среде. В ее основе лежат раздражимость и характерные для нее адекватные ответные реакции;
репродукция (воспроизведение). Так как жизнь существует в виде отдельных (дискретных) живых системы (например, клеток), а существование каждой такой системы строго ограничено во времени, поддержание жизни на Земле связано с репродукцией живых систем. На молекулярном уровне воспроизведение осуществляется благодаря матричному синтезу, новые молекулы образуются по программе, заложенной в структуре (матрице) ранее существовавших молекул;
наследственность. Обеспечивает преемственность между поколениями организмов (на основе потоков информации). Тесно связана с ауторепродукцией жизни на молекулярном, субклеточном и клеточном уровнях. Благодаря наследственности из поколения в поколение передаются признаки, которые обеспечивают приспособление к среде обитания;
изменчивость — свойство, противоположное наследственности. За счет изменчивости живая система приобретает признаки, ранее ей несвойственные. В первую очередь изменчивость связана с ошибками при репродукции: изменения в структуре нуклеиновых кислот приводят к появлению новой наследственной информации. Появляются новые признаки и свойства. Если они полезны для организма в данной среде обитания, то они подхватываются и закрепляются естественным отбором. Создаются новые формы и виды. Таким образом, изменчивость создает предпосылки для видообразования и эволюции;
индивидуальное развитие (процесс онтогенеза) — воплощение исходной генетической информации, заложенной в структуре молекул ДНК (т. е. в генотипе), в рабочие структуры организма. В ходе этого процесса проявляется такое свойство, как способность к росту, что выражается в увеличении массы тела и его размеров. Этот процесс базируется на репродукции молекул, размножении, росте и дифференцировке клеток и других структур и др.;
филогенетическое развитие (закономерности его установлены Ч. Р. Дарвином). Базируется на прогрессивном размножении, наследственности, борьбе за существование и отборе.
дискретность (прерывистость) и в то же время целостность. Жизнь представлена совокупностью отдельных организмов, или особей. Каждый организм, в свою очередь, также дискретен, поскольку состоит из совокупности органов, тканей и клеток. Каждая клетка состоит из органелл, но в то же время автономна. Наследственная информация осуществляется генами, но ни один ген в отдельности не может определять развитие того или иного признака.
studfiles.net
Определение жизни на современном этапе развития науки
Довольно трудно дать полное и однозначное определение понятию жизни, учитывая огромное разнообразие ее проявлений. В большинстве определений понятия жизни, которые давались многими учеными и мыслителями на протяжении веков, учитывались ведущие качества, отличающие живое от неживого. Например, Аристотель говорил, что жизнь — это «питание, рост и одряхление» организма; А. Л. Лавуазье определял жизнь как «химическую функцию»; Г. Р. Тревиранус считал, что жизнь есть «стойкое единообразие процессов при различии внешних влияний». Понятно, что такие определения не могли удовлетворить ученых, так как не отражали (и не могли отражать) всех свойств живой материи. Кроме того, наблюдения свидетельствуют, что свойства живого не исключительны и уникальны, как это казалось раньше, они по отдельности обнаруживаются и среди неживых объектов. А. И. Опарин определял жизнь как «особую, очень сложную форму движения материи». Это определение отражает качественное своеобразие жизни, которое нельзя свести к простым химическим или физическим закономерностям. Однако и в этом случае определение носит общий характер и не раскрывает конкретного своеобразия этого движения.
Ф. Энгельс в «Диалектике природы» писал: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является обмен веществом и энергией с окружающей средой».
Для практического применения полезны те определения, в которых заложены основные свойства, в обязательном порядке присущие всем живым формам. Вот одно из них: жизнь — это макромолекулярная открытая система, которой свойственны иерархическая организация, способность к самовоспроизведению, самосохранению и саморегуляции, обмен веществ, тонко регулируемый поток энергии. Согласно данному определению жизнь представляет собой ядро упорядоченности, распространяющееся в менее упорядоченной Вселенной.
Жизнь существует в форме открытых систем. Это означает, что любая живая форма не замкнута только на себе, но постоянно обменивается с окружающей средой веществом, энергией и информацией.
Источник: Н. С. Курбатова, Е. А. Козлова «Конспект лекций по общей биологии»
xn--90aeobapscbe.xn--p1ai
Философия Аристотеля — Психологос
Аристотель разделял философию на три части — теоретическую, практическую и творческую, а инструментом, с помощью которого ведется исследование, является логика (греч. «органон» — орудие, инструмент).
Теоретическая философия имеет дело с истиной и целью ее является знание ради самого познания, потому она свободна и «бескорыстна», в отличие от практической философии, нацеленной на совершение добродетельных поступков и оперирующей не с понятиями истина — ложь, а с понятиями добро — зло. Целью творческой философии является творчество (сюда Аристотель относил в первую очередь искусство словесное — риторику и поэтику). Теоретическую философию составляют три дисциплины: физика, математика и первая философия (или теология). Данное деление соответствует делению сущностей, изучаемых каждой из этих наук: физика изучает телесные самостоятельные, но изменяющиеся сущности, математика изучает мыслимые, неподвижные, вечные, но несамостоятельно существующие сущности, первая же философия изучает мыслимые, неподвижные и самостоятельные сущности.
Логика и методология
Логическое учение Аристотеля последовательно рассматривает отдельное имя (Категории), суждение как связь имен (Герменевтика), доказательство как особая связь суждений (Аналитики — научная силлогистика, Софистические опровержения — диалектическая силлогистика). В первом трактате корпуса Аристотель определяет десять основных категорий (предикатов), с помощью которых происходит описание и выяснение смысла предмета: сущность, количество, качество, место, время, отношение, состояние, обладание, действие, страдание. Аристотель вошел в историю как создатель научной силлогистической логики. Доказательство — силлогизм — есть специфический метод науки, в отличие от опыта и искусства, основанных преимущественно на наблюдении. Те первоначала, из которых исходит силлогизм, сами недоказуемы и могут быть даны только в непосредственном умосозерцании или из опыта путем индуктивного обобщения.
Знание связано со знанием первопричин вещи. Аристотелевское противопоставление «первое для нас» и «первое по природе» связано с противопоставлением вещей, более понятных и очевидных «нам» как познающим субъектам — а таковы вещи единичные, воспринимаемые чувствами, сложные по своему составу — и вещей, менее понятных для нас, но более близких к фундаментальным основам бытия, «первым по природе». По Аристотелю, таково простое, общее, постигаемое разумом, а не чувствами. Таковы начала и причины.
Физика
К физической проблематике у Аристотеля относятся все естественнонаучные вопросы — от теории элементов и движения, структуры космоса, превращении элементов до биологии, зоологии и психологии (учение о душе, ее частях и функциях). Аристотель исходит из первичности качественных характеристик чувственно-данного сущего по отношению к его количественным описаниям, согласно его теории в основе природных закономерностей лежит фундаментальное взаимодействие двух пар противоположных качеств: горячего — холодного и сухого — влажного, которые образуют т. н. элементы: огонь, воздух, воду и землю, которые могут преобразовываться друг в друга благодаря силам взаимодействия. Четыре элемента образуют весь чувственный космос (подлунный мир). В космических сферах, которые находятся выше Луны (надлунный мир), материя иная, она образована пятым элементом — эфиром (лат. квинтэссенция), вечным и совершающим круговые движения телом. Бесконечной величины не может существовать, потому космос конечен и вечен, его движение концептуально инициировано божественным перводвигателем, который движет все в мире нетелесным образом, но как благо и предмет любви, к которому устремлено все сознательно и бессознательно.
В своих физических трактатах предлагает универсальную схему четырех причин, которая играет важную роль как в физике, так и в метафизике: формальная причина (что это?), материальная причина (из чего состоит?), движущая причина (откуда произошло?), целевая причина (ради чего существует?). Природа есть причина всего существующего по природе, искусство — причина всех рукотворных вещей; основное отличие сущего по природе в том, что оно существует «для себя», а цель сущего согласно искусству всегда установлена его создателем и, таким образом, является внешним по отношению к его сущности.
Первая философия (метафизика)
Теоретическая философия (или первая философия в отличие от второй — физики) изучает бытие как таковое, т. е. сущность, причем в связи с разделением сущего на природные и искусственные вещи, первую философию интересуют сущности природные, самоцельные и самоценные. Сущность интерпретируется двояко: как отдельное нечто и как мыслимая суть каждой вещи, последнее значение передается понятием «чтойности» (греч. «то, чем было бытие»). Иерархия сущностей (в первом смысле) выстраивается в зависимости от их способности быть носителями также и сущностного содержания во втором смысле. Чем меньше в сущности «материального» (возможного, динамического) и чем больше в ней «формального» (действительного, энергийного), тем более мы приближаемся к идеалу, к совпадению сущности и существования. В неологизме «энтелехия» выражено совпадение формального и телеологического причинного ряда: уже в самом факте деятельности дано осуществление задачи данной деятельности (например, глаз видит уже когда он смотрит, а строитель не сразу построил дом, когда он приступил к его строительству). Совпадение результата и процесса деятельности имеет место для чистого ума, мыслящего наилучший предмет мысли — себя самого. Этот божественный ум лишен материи и именно поэтому в нем нет ничего возможного — он чистая деятельность созерцания, чистая мысль и, таким образом, полнота бытия.
Этика и политика образуют единую практическую часть философского знания, предметом которой становится благо, осуществимое в поступках: этика рассматривает благо и благополучие отдельного человека, политика — благо гражданского сообщества (государства). Этическое учение изложено в трех текстах — Никомаховой этике, Евдемовой этике и Большой этике, из которых традиционно бóльшим авторитетом пользуется первая. Высшее человеческое благо определяется как счастье, однако сам Аристотель указывает, что разные люди по-разному его понимают: то ли счастье заключено в материальных благах, то ли в уважении и почете, то ли в добродетельной жизни. Строя свою этику на понимании счастья как внутренней жизни (деятельности) души, стремящейся достичь наилучшего состояния как в отношении своего характера и нрава («этические добродетели»), так и в отношении своих умственных способностей («дианоэтические добродетели»), дает определение счастья как деятельности души в полноте добродетелей. Это в первую очередь добродетели души, но учитываются также и телесные блага. Они признаются желательными в той мере, в какой телесное не должно мешать и препятствовать духовному — так, если человек болен, он едва ли сможет упражняться в добродетели, если он беден, он не сможет проявить щедрость и т.д. Применительно к этическим добродетелям развивает учение о середине (напр., мужество есть середина между трусостью и безумной отвагой), но для дианоэтических добродетелей нет ничего противоположного, кроме глупости. Дианоэтические добродетели направлены к познанию истины (нус) или к установлению «правильного логоса», или суждения, устанавливающего добродетельную середину в практических нравственных поступках для каждого отдельного случая. Вообще, Аристотель говорит, что для каждого добродетельная середина своя (как для каждого свое количество съедаемой пищи, необходимое для здоровья), и, например, мужественный поступок для бывалого воина и для неопытного юнца представляет собой не одно и то же поведение.
В Политике излагает теорию государства, исходя из понимания человека как «по природе существа политического», т. е. склонного к общению на разных уровнях от языкового и семейного до высшей формы общения — государственной, определяющей особенностью которого является подчиненность нормам закона. Аристотель спорит с платоновской идеей упразднения семьи как части упразднения традиционного государства, настаивая на необходимости следовать природе, традиции и мнению большинства в том, что касается общественных институтов. Связь этики и политики подчеркивается в идее о том, что основной задачей государства является воспитание добродетельного человека и гражданина. Аристотель представляет свое учение об оптимальном государственном строе, которое он связывает с правлением лучших, и особенностью которого являются различные обязанности граждан в разное время жизни: в молодости — военная служба, в зрелом возрасте — дела государственного управления; земледелие, ремесла и вообще всякий физический труд остается уделом рабов, этнических варваров, не-греков, — рабство существует «от природы» и в смысле рождения, и в смысле особого устройства души, неразвитой умственно и не готовой руководствоваться в своей жизни разумом.
Философия Аристотеля явилась одним из вершинных достижений античной мысли и оказала существенное влияние как на последующую историю философии в античности (от эллинизма до неоплатонизма), так и на философию средневековья (аристотелизм в арабской и западной традиции).
www.psychologos.ru
Аристотель, биография, история жизни, факты.
Его называли учителем запада. Современная наука до сих пор пользуется понятийным аппаратом Аристотеля. Студенты ВУЗов начинают свой научный труд с объекта и предмета исследования, выстраивая причинно-следственную связь. Все это в неизменности присутствует во всех научных трудах с того времени, как Аристотель был возвращен в европейскую культуру. Он создал всестороннюю систему философии и заложил основы многих современных наук: физики, логики, политологии, философии, социологии. Аристотель подарил нам целостное представление о бытии человека и вселенной, которое через Фому Аквинского восприняла католическая церковь. Вне его наследия было бы невозможно появление Коперника, Галилея и Ньютона. Ранний ислам открывал для себя великое наследие античности через Аристотеля.
Жизненный путь
Мыслитель, написавший так много обо всем, не мог иметь слишком насыщенной событиями биографии. Стагирит, как называли Аристотеля по имени города, где он родился между июлем и октябрем то ли в 384, то ли в 383 году до нашей эры, был сыном врачевателя. Вскоре эта часть провинциальной Греции (Халкидики) попадает под управление Филиппа II, отца Александра Великого. Аристотель учился в Афинах в школе Платона, когда Македонский царь захватил и разрушил Стагиры.
Отец философа Никомах был с острова Андрос, а мать Фестида – с острова Эвбея. Как и положено благородному роду, Аристотель мог гордиться своими славными предками, среди которых был и мифический врач Асклепий. Никомах был тесно связан с македонской династией, лечил деда Александра Великого и написал несколько внушительных книг по медицине и натурфилософии. Мальчик с малых лет был рядом с отцом, который привил ему интерес к устройству жизни.
После смерти родителей несовершеннолетнего Аристотеля воспитывал муж его старшей сестры, а в возрасте 17 лет юноша отправляется в Афины. Учеником Платона он стал не сразу, проучившись какое-то время красноречию у Исократа. Интерес к риторике сохранится у Аристотеля на всю жизнь. В своих трудах он изложил логические принципы рассуждения и сформулировал правила составления силлогических фигур.
Двадцать лет провел Аристотель в учении у Платона. Отношения ученика и учителя складывались отнюдь не безоблачно, но жизнь в роще Академа была веселой и приятной. В 347 году Платон умирает, и Аристотель вынужден искать другое пристанище и заработок. Он отправляется в прибрежный город Ассос, к тирану Гермию. Он берет в жены племянницу Гермия, которая была не единственной женщиной Аристотеля. Вообще, философ любил сильных и волевых людей, поэтому он принимает приглашение другого тирана – македонского царя Филиппа II – стать домашним учителем его сына Александра.
В те времена обучение наукам проходило в виде увлекательных бесед обо всем и ни о чем. Великий мудрец сумел передать будущему великому полководцу любовь к эллинизму. Они много беседовали о греческом эпосе и читали Гомера, с томиком которого Александр не расставался до конца своих дней. После воцарения последнего Аристотель отправляется в Афины, где открывает собственную школу неподалеку от храма Аполлона Ликейского. «Ликей» Аристотеля стал прообразом современных лицеев, система образования в которых предполагает основательность и широту.
После кончины Александра Великого и распада его огромной империи Аристотель попадает в немилость у новых хозяев Афин и вынужден спасаться бегством. Он находит приют в Халкиде Эвбейской, в доме своей матери, где живет вместе со второй женой и двумя детьми. Через год после смерти Александра Македонского он умирает от расстройства желудка. Его прах был перенесен в Стагиры, чьи благодарные сограждане воздвигли ему роскошное надгробие.
Принципы государственного управления
Взгляды Аристотеля на государственное управление сформировались в противопоставлении платоническим воззрениям. Здесь, как и во всем, Стагирит пытается быть практиком. Три формы правления Платона – аристократия, демократия и монархия – вовсе не обязаны сменять друг друга в череде неудержимых потоков. Каждому народу присуща та форма государственности, которую он заслужил. Но все они должны строиться по принципу иерархии, на вершине которой находятся наиболее достойные граждане. Аристотель оправдывает рабство, называя его состоянием, естественным для неразвитых и примитивных людей.
Аристотель формулирует постулаты, которые нам кажутся сами собой разумеющимися, но в то далекое время это было новым и непривычным. Человек – социальное существо, а государство является проявлением желания жить вместе, и жить счастливо. Для достижения благополучия общество не может быть «равномерным». Иерархия Аристотеля включает три класса, что, в общем-то, соответствует ведической кастовой системе (как справедливо указывает профессор В.С. Терловая). Класс воинов и жрецов принимает на себя всю полноту власти и ответственности, руководствуясь принципами благоразумия и рассудка. Снизу находятся неимущие и рабы, которые не несут ответственности за судьбу государства и не проливают за него кровь. Между правителями и рабами находится среднее сословие, состоящее из купцов и ремесленников. Право этих людей на влияние в государстве должно быть достаточным. Они находятся под эгидой правителей, чье существование обязаны поддерживать финансово и материально.
Аристотель предупреждал, что стабильность и благосостояние любого государства зависит от благополучия среднего класса. Как мы знаем, недооценка третьего сословия привела к Великой Французской революции. Аристотелианская модель общественного устройства легла в основу римской государственности и стратификации средневековой Европы. Аристотель стал основателем политологии как науки и наилучшей социальной организации. Он утверждал, что ни одному гражданину не следует давать возможности увеличивать свое политическое влияние сверх надлежащей меры. Наилучшими законами являются такие, которые помогают сохранять баланс между притязаниями отдельных индивидуумов и целых социальных групп. Эта доктрина стала основой государственного управления в США и стран, придерживающихся демократического принципа правления.
Бог и человек
Формальным поводом для изгнания из Афин было обвинение Аристотеля в безбожии. Афиняне были правы лишь в том смысле, что философ отверг весь мифологический хлам, очистив место для единственного бога, который есть первопричина всех проявлений жизни и самой вселенной. Таким образом, Аристотель создал так называемое космологическое доказательство бога.
Определение человека он начинает с души, которая является незримой и нематериальной внутренней силой, управляющей всем организмом. Она упорядочивает и гармонизирует все части телесности, являясь отражением всего, что происходит во вселенной. Описывая различные составляющие души, Аристотель заложил основы психологии. Именно в душе «зашита» жажда познания мира, а, следовательно, и бога. Знания, полученные эмпирическим путем, постепенно складываются в систему, которую он называл философией.
Любопытство, направленное на постижение самых общих законов бытия, присуще людям рассудочным и нравственным. Таковым следует доверять управление государством. Для таких людей Стагирит разработал теорию познания и основы логики, которой мы пользуемся до сих пор. Прежде всего, говорит Аристотель, поток эмпирических ощущений следует вербализировать в понятиях и суждениях. Скрепленное причинно-следственной взаимосвязью, умозаключение позволит нам увидеть картину мира в целом, добираясь до самых высоких абстракций. Так формулируются законы физического мира, к которому Аристотель, в отличие от Платона, питал глубокую привязанность. Вот почему Аристотель, а не Платон, стал отцом научного метода как основы величия европейской цивилизации.
Аристотель разрабатывает учение о доказательстве и формулирует базовые логические законы:
- закон тождества – в ходе рассуждения понятие не должно менять своего значения.
- закон противоречия – название которого говорит само за себя.
- закон исключенного третьего – два противоположных утверждения, как разрезанный надвое и сложенный шар, не допускает лазейки для третьего утверждения.
Отделяя зерна от плевел
Не имею приборов и инструментов, Аристотель попытался выйти за пределы мира, доступного ему в ощущениях, путем умозаключений. Его космологические построения наивны и ошибочны. Никто уже всерьез не относится к надлунному и подлунному миру, а его «эфир» превратился в устойчивое выражение или обозначает вполне материальную субстанцию. Мы отбросили его геоцентрическую модель вселенной и апологию рабства. Однако современный человек должен помнить об Аристотеле как о человеке, который вывел варварские народы из хаоса диких эмоций и тьмы невежества. Так взрослый сын с почтением относится к старушке матери, которая не знает и сотой доли того, что знает он, но которая сделала все, чтобы он смог принять эти знания.
Тысячи средневековых и современных исследователей творчества Аристотеля греются в лучах его славы. Сотни скандальных публицистов пытаются прославить себя, выискивая темные пятна в его биографии или ошибки в его теориях. Но что бы ни говорили апологеты и недоброжелатели, ничто уже не может остановить величавую поступь прогресса, причиной и перводвигателем которого был гениальный мыслитель из Стагир.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
theperson.pro
Аристотель
Аристотель
Два века развития древнегреческой философии дали такой обильный урожай различных мнений и идей, теорий и гипотез, наконец, догадок о проблемах существования мира и человека, что со временем встала задача систематизации уже имеющегося философского знания. Нужно было привести в порядок хаотически существующие разнообразные ветви этого знания — сравнить между собой различные точки зрения, выделить из них наиболее достоверные, разработать более или менее единый философский язык и т.д. Иначе говоря, философскому знанию необходимо было придать уже окончательную форму науки.Платон, стремившийся к созданию подобной системы, в силу своего образа мысли не смог исполнить поставленной перед собой цели. Например, он почти не учитывал материалистически окрашенных теорий древнегреческих философов, оставляя их как бы за скобкой своей философии. Идею систематизации античной философии смог воплотить в жизнь его лучший и по общему признанию гениальный ученик — Аристотель (384/383-322 гг. до н.э.). Аристотель родился на северо-восточной окраине древнегреческого мира — в Македонии в г. Стагиры. Отец его, Никомах, был врачом македонского царя Аминты III. По месту рождения, впоследствии Аристотель получил свое второе имя — Стагирит.
В 367 г. до н.э., семнадцатилетним юношей Аристотель приехал в Афины и стал обучаться в Платоновской Академии. Уже тогда многие отмечали недюжинные таланты молодого человека, обладающего к тому же самостоятельностью мышления и строптивым нравом. Платон, сравнивая молодого Аристотеля с другим, менее способным учеником, говорил: «Одному нужны шпоры, другому узда!» или «Какого осла мне приходится вскармливать, и против какого коня!»
Своеобразие мышления, а также высокое честолюбие Аристотеля предопределили довольно раннее его расхождение с Платоном. Уже в те времена сложилось устойчивое мнение, что Аристотель, «получив у Платона важнейшие основы знаний», «сбросил с себя узду» и «стал завзятым противником своего учителя». Говорят, Платон сказал на это: «Аристотель меня брыкает, как сосунок-жеребенок свою мать».
Впрочем, судя по всему, несмотря на несовпадение теоретических взглядов, оба великих мыслителя поддерживали дружеские отношения. Знаменитым стал афоризм Аристотеля «Платон мне друг, но истина дороже», который в полном изложении звучит так: «Хотя Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит отдать предпочтение истине». Иначе говоря, Аристотель считал Платона другом, однако даже во имя дружбы не мог поступаться своими философскими принципами.
В 347 г. до н.э., после смерти Платона, а также в связи с антимакедонскими настроениями в Афинах, Аристотель покидает этот город и некоторое время преподает философию греческих городах Малой Азии.
В 343 г. до н.э. он получает приглашение македонского царя Филиппа II и в течении 8 лет занимается воспитанием и обучением наследника престола, будущего великого полководца Александра Македонского. Обучение закончилось в тот момента, как Александр стал царем, и потому Аристотель покидает его и возвращается в Афины.
Здесь в 336 г. до н.э. он открывает свою школу, которая располагалась в Афинах возле храма Аполлона Ликейского. С этой поры и школа Аристотеля получила прозвание Ликей. Интересно, что от слова «Ликей» впоследствии было образовано слово «лицей», как название определенного типа учебного заведения.
В Ликее Аристотель преподает практически до конца жизни. Очень часто свои занятия он проводил не в помещениях, а в «перипатах» — садах, предназначенных для прогулок. Подобная практика преподавания была довольно обычной в то время, почему учеников того или иного философа, занимающегося в «перипатах», называли «перипатетиками» — дословно, «прогуливающимися». Позднее, перипатетиками стали именовать уже только учеников и последователей Аристотеля.
В 323 г. до н.э., после смерти Александра Македонского и в связи с назревавшим распадом его империи, в Афинах резко усилились антимакедонские настроения. Аристотель был вынужден вновь покинуть Афины. Он поселяется на о. Эвбее, где через год умирает. Смерть его была загадочна и до сих пор существует, хоть и недоказанная, но и не опровергнутая версия о самоубийстве Аристотеля.
По сравнению с другими древнегреческими философами, Аристотель отличался прямо-таки невероятной работоспособностью. Ему принадлежит огромное количество сочинений, иногда число их доводят до тысячи, хотя в этом случае, видимо, присутствует преувеличение. Систематизируя античное философское знание, он разработал учения практически о всех отраслях человеческой интеллектуальной деятельности: учение о бытии, логику, психологию, этику, учение об искусстве. Кроме того, из под его пера вышли произведения, посвященные политике, истории, различным естественным наукам. Так, например, создав первую классификацию растений и животных, Аристотель стал основоположником биологии.
Вполне понятно, что в данном кратком очерке невозможно осветить все стороны многогранного таланта великого мыслителя, поэтому мы остановимся лишь на анализе существа его философских взглядов. Необходимо при этом учитывать, что сама философия Аристотеля не была какой-то однажды созданной и навечно законсервированной схемой. Его понимание философских проблем находилось в постоянном развитии.
МЕТАФИЗИКА ИЛИ «ПЕРВАЯ ФИЛОСОФИЯ»
Главная часть философии Аристотеля, стержень всего его философского мировоззрения — учение о сущем. Аристотель называл это учение «первая философия», т.е. наука, изучающая самые главные, основные проблемы бытия, «сущее вообще». Однако в I в. до н.э., когда рукописи Аристотеля были систематизированы, то книги, посвященные основополагающим философским проблемам, были помещены после книг, в которых рассматривались проблемы естественной природы, — после книг по «физике». Отсюда возникло название философских рукописей Аристотеля о «сущем» — «Метафизика» («То, что после физики»).
С тех пор «Метафизикой» называют как главное философское произведение Аристотеля, так и само учение Аристотеля о сущем. Более того, со временем слово «метафизика» стало обозначать отдельную отрасль философской науки и в этом смысле оно существует до сих пор. Метафизика, как часть философии, — это учение о сверхчувственном бытие.
Ядро всей аристотелевской метафизики составляет его своеобразное учение о идеях.
ЧТО ТАКОЕ ИДЕЯ ВЕЩИ?
Свою философскую деятельность Аристотель начинал как искренний платоник. Однако позднее пришел к выводу, что философия Платона внутренне противоречива, причем данную противоречивость Платон не в силах преодолеть. И основное противоречие заключается в платоновском учении об идеях.
В различном понимании взаимоотношения идеи и вещи и заключается главное расхождение между Платоном и Аристотелем, из него и выросла впоследствии вся аристотелевская система философии. Аристотель выстроил целую систему доказательств ошибочности платоновского учения об идеях, которая до сих пор служит основой для критики крайностей идеалистической философии Платона.
Аристотель соглашался с Платоном в одном — в самом деле каждая вещь является результатом соединения идеи и материи. Идея в этом случае представляет собой смысл вещи (по Аристотелю — «суть бытия» вещи), материя — средство воплощения идеи. Но вот платоновское толкование взаимоотношения идеи и самой вещи Аристотеля не устраивали совершенно.
Платон считал, что идея существует сама по себе, отдельно от вещи, в мире идей, а вещь — сама по себе, отдельно от идеи, в реальном мире, являясь лишь «образцом», «копией» своей идеи. Идея — причина возникновения вещи. При этом идеи вещей живут в своем мире тоже независимо друг от друга.
Но тогда, если полностью следовать платоновскому учению, окажется, что причиной возникновения такой простой вещи как стол является бесчисленное множество идей — идея стола как такового, идея каждой ножки стола в отдельности, идея всех ножек стола вместе, идея столешницы, идея круглой столешницы, идея квадратной столешницы и т.д. до бесконечности.
Стол складывается из разных единичных частей, причиной возникновения которых были идеи этих частей. Следовательно, сам стол — это не воплощении одной идеи стола как такового, а воплощение бесчисленного множества идей. Но каким образом идеи различных частей стола, каждая из которых обладает собственным существованием, превращаются в идею стола как такового? Платон так и не смог дать точного и ясного ответа о том, в каких взаимоотношениях находятся идеи между собой. Для того, чтобы найти подобный ответ, нужно было совершенно иначе мыслить.
Аристотель понял это главное противоречие платоновского учения. И пришел к выводу, что разрешить его можно только признав, что идея вещи и сама вещь не существуют отдельно друг от друга. Нет никакого мира «эйдосов» — идея вещи находится в самой вещи. «Сама отдельная вещь и суть ее бытия есть одно и то же, — говорил Аристотель, — …знать отдельную вещь — значит знать суть ее бытия, так что и из рассмотрения отдельных случаев следует с необходимостью, что обе они нечто одно».
Более того, идея вещи, будучи чем-то единичным, как единична и сама вещь, в то же время становится и обобщением всех частей вещи, является некой общностью. Иначе говоря, если идея стола существует в самом столе, то она включает в себя все элементы стола, все части стола. По мнению Аристотеля совершенно нельзя отрывать единичное от общего, а общее от единичного. Общее и единичное существуют в диалектической нераздельности.
Нераздельность общего и единичного Аристотель называет цельностью или целостностью вещи. Идея вещи, будучи некой общностью и некой единичностью, в то же самое время является и определенного рода цельностью. Если удалить какой-нибудь момент цельности, то она перестанет быть цельностью. Например, если у стола отрезать одну из ножек, то он тут же потеряет свою цельность и, собственно говоря, перестанет быть столом, ибо в этом случае теряется суть его бытия, его смысл, его предназначение. Идея данного стола, как цельность, и, соответственно, сам стол перестают существовать. Таким образом, познание любой вещи заключается в познании ее «эйдоса», а значит в познании целостности вещи.
Следует заметить, что в своих сочинениях Аристотель излагает очень сложную диалектику взаимоотношений цельности, общего и единичного и для освоения ее требуется уже значительная философская подготовка.
ЧТО ТАКОЕ ВЕЩЬ?
Продолжая развивать свое понимание философской сущности мира, Аристотель, естественно, пришел к вопросу — как возникают вещи? что является причиной возникновения вещей? Кажущаяся простота платоновского ответа на эти вопросы обернулась, как мы видели, полнейшей неясностью.
Предваряя разговор об аристотелевском понимании причин возникновения вещей, необходимо объяснить некоторые философские термины. Дело в том, что большинство произведений Аристотеля стали широко известны в переводах с греческого на латинский язык. Согласно вековой традиции греческий термин «эйдос» переводили латинским термином «форма». Переводчикам казалось, что термин «форма» помогает лучше понять представление Аристотеля о наличии «эйдоса» в самой вещи и тем самым отличить его от «эйдоса» Платона.
Та же история произошла и с термином «материя». Аристотель для обозначение некого вещественного, противоположного идеальному состояния бытия применял греческий термин «хюлэ», который и был переведен на латинский язык как «материя».
Вполне понятно, что сам Аристотель латинских терминов «форма» и «материя» не употреблял. Но, именно они закрепились и в публикациях его произведений на любом языке, и, соответственно, во всех изложениях его учения. Поэтому в дальнейшем мы будем пользоваться терминами «материя» и «форма», помня, что под последним подразумевается «эйдос» или «идея», как смысл вещи.
Аристотель выделял четыре принципа всякой вещи. Эти принципы являются, с одной стороны, причинами возникновения вещи, а с другой стороны — составными структурными частями вещи.
Первый принцип — форма. Форма — это суть бытия всякой вещи. В этом смысле, нет никакой вещи без формы. Кроме того, когда форма мыслится без материи, т.е. когда форма не воплощена в материальную оболочку, то это первая сущность вещи, форма как таковая.
Второй принцип — материя. Материя, в понимании Аристотеля, состоит из двух уровней. В первом случае, материя не является веществом, конкретным физическим материалом. Материя — это потенциальная предпосылка осуществления вещи, возможность осуществления вещи. Например, неважно из какого вещества сделан стол — из дерева или из металла. Само существование «вещественности» (дерева, металла, камня и т.д.) является материальной предпосылкой, возможностью осуществления стола.
Во втором случае, материя — это уже реальное вещество, обладающее физическими характеристиками, то, собственно из чего, изготовлена данная вещь.
Всякая вещь представляет собой единство формы и материи. Нет вещи без материи, как нет вещи без формы. То, что материя не конкретное вещество, а лишь предпосылка возникновения вещи является условием бесконечно разнообразного бытия вещи — стол может быть и деревянным, и металлическим и т.д.
С другой стороны, форма без материи лишь отвлеченный смысл вещи, без всякого реального воплощения этого смысла в действительность — думать о столе, представлять форму стола в мыслях не значит иметь реальный стол. Поэтому форма без материи — это тоже лишь предпосылка, возможность возникновения вещи.
Следовательно, всякая вещь — это овеществленная форма. Когда форма соединяется с материей, т.е. когда суть бытия вещи обретает материальное воплощение, возникает «вторая сущность» вещи, которая включает в себя 1) форму, как суть бытия; 2) материю, как возможность; 3) саму вещь, как результат единства формы и материи. Аристотель писал по этому поводу: «Ясно, однако, и то, что душа есть первая сущность, тело — материя, а человек или живое существо — соединение той и другой как общее».
Третий принцип — движущая причина (или движение). Движение, по мнению Аристотеля, — это процесс осуществления возможного в действительности. Иначе говоря, форма может существовать и двигаться сама по себе (например, в мысли) и материя может существовать сама по себе. В этом случае и форма, и материя являются только возможностями возникновения вещи. Сама реальная вещь появляется тогда, когда форма и материя соединяются. Причина такого соединения и есть движение, или движущая причина. Стол возникает тогда, когда есть процесс изготовления стола, он не появляется сам по себе. Изготовление стола — это и есть движение, процесс овеществления формы, процесс осуществление возможного в действительности.
Четвертый принцип — целесообразность, цель. Мы знаем уже три причины возникновения и три составные части вещи — форму, материю и движение. Однако, движение соединяет собой форму и материю для чего-то, ради какой-то цели. Нельзя мыслить движение в чисто абстрактном виде, то есть без результата, который оно дает. Например, когда мы мастерим стол — мы его мастерим для чего-то. В процессе его изготовления мы можем нарисовать чертеж стола, но этот чертеж не будет самим столом. Итогом всякого движения должен быть реальный результат — цель движения.
Но для чего мастерится стол? Какова цель изготовления стола? В понимании Аристотеля, целью изготовления стола является сам стол. Следовательно, целью возникновения всякой вещи является сама реальная вещь.
Цель — это такой же принцип возникновения и существования вещи, как и форма, материя и движение.
После определения четырех принципов всякой вещи по отдельности, мы можем дать и определение вещи, с позиций Аристотеля — каждая вещь есть овеществленная форма с причинно-целевым назначением.
Исходя из аристотелевского понимания принципов вещи, вполне ясно, что каждая вещь представляет собой единство идеального и материального. Ведь с философской точки зрения, все четыре принципа всякой вещи распадаются как бы на две группы: на материю и совечную ей формально-движуще-целевую причину. Сам Аристотель, подчеркивая единую идеальную природу формы, движения и цели, говорил: «Что именно есть» и «ради чего» — одно и то же, а «откуда первое движение» — по виду одинаково с ними».
Но в этом случае встает вопрос — откуда берутся форма, движение и цель всякой вещи, если они не заложены в материи?
Страница 1 — 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все
© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru
www.portal-slovo.ru
Определение жизни и живого вещества
Жизнь в ее конкретных проявлениях отличается большим многообразием. Можно, однако, выделить совокупность свойств, которые присуши всем живым существам, и отличают их от тел неживой природы. Для живых объектов характерна особая форма взаимодействия с окружающей средой — обмен веществ. Основу его составляют взаимосвязанные и сбалансированные процессы ассимиляции (анаболизм) и диссимиляции (катаболизм). Эти процессы направлены на обновление структур организма, а также на обеспечение различных сторон его жизнедеятельности необходимыми питательными веществами и энергией. Обязательным условием обмена веществ служит поступление извне определенных химических соединений, т. е. существование организма как открытой системы.
Процессы ассимиляции и диссимиляции представлены объединенными в метаболические
каскады и циклы химическими реакциями, которые строго упорядочены во времени и
пространстве. Показательны расчеты для микоплазм — микроорганизмов, занимающих
по размерам промежуточное положение между вирусами и типичными бактериями.
Наиболее мелкие из них превосходят по диаметру атом водорода всего в 1000 раз,
но их метаболический аппарат включает примерно 100 реакций (в клетке человека их
более 10 000). Согласованное протекание большого количества реакций в малом
объеме достигается путем закономерного распределения отдельных звеньев обмена
веществ в протоплазме — структурированности, что является обязательным свойством
живых объектов.
Для выяснения связей между структурированностью, обменом веществ и
существованием живых форм как открытых систем следует обратиться к понятию
энтропии.
В соответствии с первым началом термодинамики при химических и физических превращениях энергия не исчезает и не образуется вновь, а переходит из одной формы в другую (закон сохранения энергии). Поэтому теоретически каждый процесс мог бы протекать одинаково легко в прямом и в обратном направлениях. В природе же разнообразные процессы самопроизвольно, без воздействий со стороны окружающей среды (извне) идут всегда в одном направлении: теплота переходит от более теплого объекта к менее теплому, частицы в растворе перемешаются из зоны высокой концентрации в зону низкой концентрации и т. д. Мерой необратимости природных процессов служит энтропия. Закономерности изменения энтропии описываются вторым началом термодинамики, согласно которому в энергетически изолированной системе, если в ней происходят неравновесные процессы, количество энтропии изменяется в одну сторону, становясь максимальным по достижении состояния равновесия. Статистическое истолкование второго начала термодинамики (принцип Больцмана) говорит, что равновесное состояние является наиболее вероятным в естественных условиях и характеризуется наименьшей упорядоченностью элементов системы. Поэтому энтропию рассматривают и как меру упорядоченности (структурированности) природных систем. Живой организм сохраняет структурированность на протяжении жизни, противостоя всеобщей тенденции к возрастанию энтропии, что становится возможным благодаря постоянному притоку энергии извне, которая поддерживает состояние равновесия. Живой организм в отличие от тел неживой природы представляет собой энергетически открытую систему, т. е. активно организует поступление энергии за счет обмена веществ с окружающей средой. Это свойство обусловлено приспособленностью организма к условиям обитания. Перекачивая из внешней среды энергию и за счет этого понижая энтропию внутри себя, живые существа повышают энтропию окружающей среды.
Благодаря обмену веществ организм выполняет работу, направленную на объекты внешней среды. Результатом ее является, в частности, отыскание и поглощение пищи, что обеспечивает приток и усвоение необходимых для жизнедеятельности веществ. Часть субстратов и энергии, высвобождаемых в результате обмена веществ, используется на постоянное самообновление структур организма, которые в процессе жизнедеятельности и взаимодействия со средой обитания подвергаются неблагоприятным изменениям. Эти изменения в целом повышают энтропию, тогда как самообновление препятствует этому процессу. Постоянная работа по поддержанию в самих себе энтропии на достаточно низком уровне служит важным свойством живых форм.
В результате самообновления воссоздаются структуры, в точности соответствующие разрушаемым. Это происходит благодаря наличию в живых объектах информации (определенного знания), которая создавалась в процессе эволюции вида и содержится в наследственном веществе — ДНК. Использование биологической информации составляет еще одно свойство живых форм. Воплощение информации в структуру живого объекта происходит в процессе характерного для живых форм индивидуального развития, в ходе которого наблюдается и такое свойство, как способность к росту.
В структуры живых организмов входят уникальные по своим свойствам химические
соединения — биополимеры, не имеющие аналогий в неживой природе. Речь идет о
белках-ферментах, благодаря которым биохимические реакции протекают в требуемом
направлении, с достаточными скоростями, при обычных условиях температуры и
давления. Ферменты обладают специфичностью действия и катализируют превращения
веществ определенного химического строения или даже отдельного вещества.
Специфичность ферментов, равно как и белков, не выполняющих каталитических
функций, зависит от постоянства их первичной структуры — определенной
последовательности аминокислотных остатков в молекуле полимера. Белки клеток
постоянно обновляются, вместо разрушающихся молекул синтезируются новые.
Отдельные белковые молекулы воспроизводятся, таким образом, всякий раз заново,
но сохраняют постоянство своей структуры. Источником информации служат
нуклеиновые кислоты. Такое отношение между белками и нуклеиновыми кислотами
соответствует двум формам существования биологической информации, отражением
которых на уровне организма служит наличие у него генотипа и фенотипа.
Обмен веществ в зависимости от состояния внешней среды способен к изменениям
приспособительного характера. Адекватная реакция организма как целого на
состояние окружающей, а также внутренней среды зависит от механизмов регистрации
соответствующих изменений, анализа поступающих данных, выработки решении о
содержании и интенсивности ответа. Это свойство роднит живые объекты с
кибернетическими устройствами, которые подчиняются законам передачи и
переработки информации. Термин информация употребляется здесь в широком смысле.
Биологическая информация, о которой речь шла выше, количественно и качественно
эквивалентна наследственной информации, в которой сконцентрирован многовековой
опыт эволюционного развития. Информация в кибернетическом смысле включает и
личный опыт конкретного организма. В биологии способность живого объекта
воспринимать действие внешних факторов обозначается термином раздражимость, а
осуществлять ответную реакцию — возбудимость. Еще одним важным свойством живых
форм является способность к размножению, т. е. к воспроизведению себе подобных
по типу обмена веществ и принципиальным чертам структурно-функциональной
организации.
Совокупность свойств, перечисленных выше, обнаруживается в отдельных живых объектах (особях). Есть также свойства, распространяющиеся на область жизни в целом. Они отражают универсальные принципы ее существования во времени и пространстве. Одно из таких свойств — включенность организмов в процесс эволюции. Благодаря этому жизнь как особое явление материального мира сохраняется на протяжении вот уже 3 млрд. лет. Второе такое свойство — существование отдельных организмов лишь во взаимодействии с другими в составе особых сообществ — биоценозов. В зависимости от подходов, используемых авторами, существуют общие, сущностные, описательные формулировки. Всеобщим является определение жизни как особой формы движения материи, которая возникла на определенном этапе ее развития. Важное в практическом отношении следствие из этого определения заключается в наделении живых объектов специфическими качествами, не сводимыми к закономерностям физики и химии. В сущностных определениях жизни на первый план выдвигаются отдельные свойства живых объектов. Жизнь определяли как «питание, рост и одряхление» (Аристотель), «стойкое единообразие процессов при различии внешних влияний» (Тревиранус), «совокупность функций, сопротивляющихся смерти» (Биша), «химическую функцию» (Лавуазье), «сложный химический процесс» (И. П. Павлов), систему по достижению низкоэнтропийных состояний. Классическое определение жизни дано Ф. Энгельсом. Он пишет: «Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей тел». И далее: это такой способ, «существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка». В определении Ф. Энгельса охарактеризован главный субстрат жизни — белок, важнейшее условие его сохранения во времени — самообновление и необходимая предпосылка к выполнению этого условия — обмен веществ на основе взаимодействия с внешней средой.
В практическом отношении полезны описательные определения. Одно из них, например, характеризует жизнь как макромолекулярную систему, которой свойственны иерархическая организация, способность к самовоспроизведению, обмен веществ, тщательно регулируемый поток энергии и которая представляет собой распространяющееся ядро упорядоченности в менее упорядоченной Вселенной.
biofile.ru
АРИСТОТЕЛЬ это что такое АРИСТОТЕЛЬ: определение — Политика.НЭС
Аристотель
384-322 до н. э.) – ученик Платона. Происходил из македонского города Стагира, откуда он прибыл в Афины для обучения философии в Академии у Платона. Позднее он организовал в Афинах собственную философскую школу – Ликей, а вскоре после этого был приглашен македонским царем Филиппом II ко двору в качестве воспитателя царского наследника, знаменитого в будущем Александра Великого. Аристотель в отличие от своего учителя Платона развивал имманентные, конкретные аспекты философии, тогда как Платон делал акцент на трансцендентном мире идей.
Оцените определение:
Источник: Философия политики: словарь персоналий
АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н.э.)
крупнейший древнегреческий мыслитель. С именем А. связано зарождение политической науки. Свое политическое учение А. раскрывает в трактатах «Политика», «Афинская политая», «Этика».
Мыслитель утверждал, что человек, будучи «политическим животным», несет в себе инстинктивное стремление к совместному существованию: развитие общества идет от семьи к общине, а от нее — к государству (городу-полису). Государство (по А.) существует ради «лучшей жизни» своих граждан.
Формы государственного устройства А. делил по двум основаниям: количество правящих и цель (моральная значимость) правления. В зависимости от этого он выделял три «правильные» формы правления (монархия, аристократия, полития), при которых правители имеют в виду общую пользу, и три «неправильные» (тирания, олигархия, демократия), преследующие лишь личное благо правителей. Формы государственного устройства А. связывал с их «принципами»: принцип аристократии — добродетель, олигархии — богатство, демократии — свобода. Политию, которая включает эти три принципа, А. считает наилучшей формой правления, т.к. она объединяет интересы зажиточных и неимущих. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент в ней доминирует во всем: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой.
Оцените определение:
Источник: Политология: Словарь-справочник
АРИСТОТЕЛЬ (лат. Aristotle)
384-322 до н. э.) — древнегреческий ученый, один из величайших философов античности, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, автор термина «политика». Первым в истории научной мысли предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике, которая оказывается неразрывно связанной с этикой. Главная цель политики по Аристотелю — достижение общего блага (справедливости). Аристотель рассматривает государство как продукт естественного развития общества, результат механического объединения семей, а человека по своей природе определяет как существо политическое. Сравнивая политическое устройство различных полисов, Аристотель выделяет «правильные» и «неправильные» формы правления (критерием правильности при этом выступает их возможность служить всеобщему благу). Тремя «правильными» формами государства, по Аристотелю, являются монархия, аристократия и полития, а соответствующими им «неправильными» формами правления — тирания, олигархия и демократия. Главные работы социально-политической направленности — «Политика», «Афинская полития». Цитата:«Человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятель
politike.ru