Объективные причины распада ссср – Каковы объективные причины развала СССР?

Содержание

Объективные и субъективные факторы распада СССР



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса — ваш вокал


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Данная работа представляет собой реферат на тему: Распад СССР: причины и последствия. На данном этапе развития и политических преобразований, происходящих в Российской Федерации и соседних государствах. Рассмотрим это время в истории государства, чтобы найти ответы на те вопросы и проблемы, которые возникают сейчас. Это и нефтегазовый конфликт с Казахстаном и Белоруссией, и военные действия в Грузии, и снос памятников русским солдатам в Эстонии.

Говоря о существовании Союза Советских Социалистических Республик (СССР), можно сказать, что это был весьма сложный период в истории государства. Причин его образования и распада можно выделить множество. Эти события не могли пройти незаметно для населения. Последствия распада СССР повергли в отчаяние миллионы людей и привели к резкому разделению общества на бедных и богатых, большому росту потока беженцев.

Эта тема очень актуальна, так как в настоящее время она малоисследована.

Цель данной работы:

рассмотретьобъективные и субъективные факторы распада СССР;

выявить основные этапы распада СССР;

проблемы взаимоотношения России со странами СНГ на современном этапе.

Для достижения данной цели, были поставлены следующие задачи:


рассмотреть объективные и субъективные факторы;

проследить процесс распада СССР;

проанализировать последствия этого процесса в современном мире.

Для решения задач использовались следующие источники исторические документы, энциклопедии, специальная литература.

Распад Социалистических Республик дал также понять, насколько сильна сама по себе Россия, на чем держится её политика и экономика.

Глава I

Объективные и субъективные факторы распада СССР

 

Распад СССР имел несколько объективных причин: усиление этнонациональных противоречий в 1980-е гг., тяжелый экономический кризис, ослабление центральной власти СССР (союзного центра) в ходе перестройки. В то же время эти факторы необязательно могли привести к распаду Советского Союза, а лишь изменили бы его форму, при этом из состава СССР, скорее всего, вышли бы несколько республик. Решающий удар по СССР нанесли конкретные факторы острой политической борьбы в 1990-1991, непримиримое соперничество «демократов» во главе с Б. Н. Ельциным, пришедших к власти в РСФСР, и союзного центра во главе с М. С. Горбачевым при одновременной изоляции Горбачева как от радикальных реформаторов («демократов»), так и от консерваторов. Противоборство двух центров власти на территории центральных регионов СССР привело к резкому ослаблению всей системы Советского Союза.

Говоря о субъективном факторе и о борьбе Горбачева с Ельциным, исследователи обычно обращают внимание на «силу» Ельцина и «слабость» Горбачева. Однако такие субъективные факторы имеют объективную подоплеку. Горбачев был не «слаб» вообще – иначе он не сделал бы такую карьеру. Горбачев был сильнее Ельцина в аппаратной борьбе, что показали события не только в 1985-1988 гг., но даже в совершенно безнадежной ситуации после Августовского путча (1991). Его аппаратная сила вызывала опасения у противников до самого конца существования СССР. Но в условиях революции эта сила оборачивалась слабостью — Горбачев оказался вне неформальных движений. Ельцин же был способен на смелые радикальные шаги (нередко популистские), которые вызывали массовую поддержку в условиях драматичной конфронтации. Горбачев предпочитал «уговаривание», раздражая уговариваемых «округлыми», компромиссными речами, а Ельцин предлагал решительные действия, мобилизуя на свою сторону протестные группы населения.

Несмотря на заметное размывание политического центра, он еще сохранял значительную электоральную базу. 17 марта 1991 за сохранение «обновленного Союза» на референдуме высказалось большинство жителей страны. Но этот потенциал советского народа не имел демократического оформления, в то время как чисто консервативная составляющая центростремительных настроений еще не была достаточно активна. Чтобы «раскачать» консерваторов, нужны были гораздо более серьезные потрясения, случившиеся уже после роспуска СССР. Неспособность команды Горбачева создать демократическую коалицию в защиту обновленного социализма и Союза вскоре привела лидера СССР к полной изоляции в обществе.

В результате Ново-Огаревских переговоров по разработке нового союзного договора между Горбачевым и главами республик к 23 июля 1991 была достигнута договоренность о его подписании 20 августа. Августовский путч подстегнул все союзные республики к выходу из союза.

ГКЧП и последовавший за ним контрпереворот сделал Ельцина хозяином центральной части СССР, но цель взятия власти была достигнута ценой «парада независимостей» республик в конце августа 1991. Ельцин надеялся, что модель союза независимых государств поможет решить две задачи — окончательно избавиться от Горбачева и консервативных союзных структур и в то же время сохранить полноту экономических и внешнеполитических связей с другими республиками, в том числе с Украиной. 5 декабря было объявлено, что Украина денонсирует договор от 1922 года о создании СССР.

26 декабря на последнем заседании Совета Республик Верховного Совета СССР была принята декларация, констатировавшая прекращение существования СССР как государства и субъекта международного права.

 

 

Глава II


megapredmet.ru

Коршунов М.М., Кочеткова М.В. Объективные факторы распада СССР

Коршунов Михаил Михайлович1, Кочеткова Майя Владимировна2
1Пензенский государственный университет
2Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

Korshunov Mikhail Mikhailovich1, Kochetkova Maya Vladimirovna2
1Penza State University
2Penza State University of Architecture and Construction

Библиографическая ссылка на статью:


Коршунов М.М., Кочеткова М.В. Объективные факторы распада СССР // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/07/7354 (дата обращения: 16.05.2019).

Объективные факторы, согласно философскому энциклопедическому словарю: условия, которые независимо от людей определяют их направление и рамки их деятельности [1]. Они выступают как определяющие, но их действия проявляются только через деятельность субъективных факторов, для которых были созданы объективные условия.

Проделав большой анализ исследовательской литературы, нормативных источников, мемуаров основных политических деятелей 1980 – 1990 годов, мы пришли к выводу, что к числу объективных факторов можно отнести:

  1. Кризис советской системы власти.
  2. Ослабление главной роли партии государства – КПСС.
  3. Обострение национального вопроса в республиках и проявление сепаратизма.
  4. Экономический кризис в 1980-х – 1990-х годах.

Данные положения не являются общепризнанными в научной литературе. Так, например, работа Д. Л. Златопольского «Разрушение СССР (размышления о проблеме)» [2], на первое место выдвигает кризис КПСС, а на второе национализм и сепаратизм. Некоторые авторы проблемы дают основополагающее значение субъективного фактора над объективным. Такие работы связывают распад СССР с деятельностью отдельных политических руководителей.

Постановка на первое место такого объективного фактора как кризис советской системы власти не случайна. На наш взгляд, во многом именно от сильной государственной власти зависит его существование. Прежде, чем анализировать роль кризиса государства в распаде СССР, нужно вспомнить его историю.

Советский союз как государственное объединение был основан 30 декабря 1922 года. Это положение закрепил договор об образовании СССР между РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР[3], который лег в основу первой советской конституции в 1924 году. Несмотря на то, что этот договор утратил силу с принятием новой конституции, многие республики в 1991 году выпустили постановления о денонсации договора об образовании СССР. Даже в РСФСР было принят такой нормативный документ [4] ].

На протяжении всего существования СССР, страна переживала ряд кризисов. Историк и публицист, Р. А. Медведев выделяет четыре переломных момента, когда советское государство было на грани гибели [5].

Основные черты последнего кризиса советской власти: недоверие населения к государству, несогласованность действий руководителей разных уровней, разрыв между центром и республиками, разногласия внутри политического руководства.

Наиболее яркими проявлениями кризиса власти можно назвать такие, как конфронтация между Верховными Советами СССР и РСФСР в 1990 году, создание государственного комитета по чрезвычайному положению в 1991 году.

Многие исследователи отмечают кризис партии, как главенствующую причину распада СССР. Согласно ст. 6 Конституции СССР: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза»[6]. Эта организация прошла долгую и сложную историю совместно с СССР. Постепенно она слилась с государственной властью, став её частью. Однако стоит заметить, что в последние годы авторитет её стал ослабевать.

Конец кризиса партии, связан с её реорганизацией после событий ГКЧП. Обвиняя КПСС в создании путча, Б. Н. Ельцин подписал 23 августа указ «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР»[7]. Но партия ещё обладала большим количеством инфраструктуры, средствами массовой информации, денежными запасами. Поэтому окончательно её разрушил указ «Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР»[8], сделав слабой и не способной к восстановлению.

С кризисом власти и КПСС, тесно связан национальный вопрос. Фактически политика республик по движению в сторону независимости развалила государство до событий декабря 1991 года. Об этом подробно рассматривается в работах А. И. Вдовина и А. И. Корецкого [9], С. В. Чешко [10], Р. А. Мякшева [11], Б. И. Поварницына [12], Л. С. Леоновой [13] и другими авторами, которые при анализе обращаются к истории возникновения национальных проблем.

С самого начала Советский союз, как и Российская империя, был многонациональным образованием. Подъемы национальных движений были заметны в 1905 и 1917 годах. Эти движения сыграли свою роль в распаде царской России. Однако большевики смогли использовать и ассимилировать эти процессы, сделав её одной из самой важной опоры советского государства.

В Российской империи были попытки влиять на разные национальности с помощью преобладания политического принуждения. Так долгое время проводилась русификация административными мерами в Польше, Финляндии. В советское время к ним прибавляется и экономическое воздействие. Однако стоит заметить, что принятая в 1917 году «Декларация прав и народов России»[14] давала равенство суверенитетов народов, права на свободное самоопределение и развития национальных меньшинств, выбор языка. Хотя «де-факто» при международном общении, издании нормативных документов приоритет отдавался русскому языку, «де-юре» это было закреплено только в 1990 году [15], сделав его официальным языком.

Проанализировав произошедшие события, научную литературу, мы можем выявить несколько очагов национального движения при распаде СССР:

  1. Прибалтийский национализм
  2. Среднеазиатский национализм
  3. Кавказский национализм
  4. Молдавский национализм
  5. Российский национализм

Говоря об общих особенностях, то движущими силами во всех них выступают национальная интеллигенция и «этнономеклатура», пытающаяся взять власть в свои руки. Для многих из этих движений был характерен иррациональный характер, т. к. многим республикам в экономическом плане было тяжело содержать самостоятельно собственную армию, таможню. Не говоря о Прибалтике, республики в начале были настроены не против русского господства, а за отмену чрезмерной централизации и ограничений прав в пользу центра. Лишь с ухудшением материального положения всего населения СССР появились лозунги о требовании полной независимости.

Довольно часто советское руководство выделяло Прибалтику в отдельную категорию. Например, учебник Исаева М. И. «О языках народов СССР» делит нации на коренные и зарубежные, к которым причисляет и прибалтийские территории.[16]

Сами эстонцы, литовцы и латвийцы с политикой гласности начинают вспоминать соглашение между СССР и Германией в 1939 году, формируют «народные фронты» для борьбы за независимость. А. Ю. Щадрин, анализируя корни прибалтийского сепаратизма, делает вывод, что «один из первых импульсов к созданию массового движения в Прибалтике задала идея возрождения культуры «коренных» национальностей. В республиках проходило огромное количество различных акций – певческих конкурсов, смотров, концертов, которые собирали десятки, а то и сотни тысяч зрителей и участников… Одновременно в местной периодике постепенно оформляется, а затем и начинает доминировать мысль о культурном ущемлении прибалтийских народов в составе СССР»[17].

С крушением социалистического лагеря в Европе сохранить Прибалтику было сложно, а последствия августовского путча поставили окончательный крест по сохранению республик Латвии и Эстонии, которые сначала объявили «переходный процесс».

Одной из главных особенностей национального движения в Средней Азии является то, что ней практически не было организованных партий, которые выступали за полную независимость от СССР. Многие республики зависели от Советского Союза, и теперь испытывают серьезный экономический кризис. Однако, для кого-то такой коллапс экономики дал возможность поиска новых путей выхода из кризиса. Президент Казахстана, Нурсултан Назарбаев отмечает: «Государственный организм был в коме, парализованный экономическими и политическими кризисами. Руководство СССР не сумело добиться синхронности в осуществлении преобразований в обществе и вовремя произвести фундаментальные структурные преобразования. В этих условиях Казахстан, не теряя времени, выработал иммунитет от «летального исхода» в виде рынка, позволивший в ближайшее время решить вопрос о самоопределении казахской нации.[18]

Таким образом, именно экономический фактор определил невозможность сохранения республик на территории Средней Азии.

В кавказском национализме можно выделить вражду между этносами. На данной территории осетины воевали с абхазцами, Армения и Азербайджан враждовали из-за Нагорного Карабаха и т. д. Неспособность Советского Союза изменить обстановку и навести порядок приводит к недовольству российской политикой.

В итоге преобладание политического фактора сделало сложным возвращение в СССР республик Армении, Азербайджана и Грузии. Постепенно, используя националистические лозунги, «этнономенклатура» захватывает власть в свои и руки.

Национальное движение в Молдове занимает особое место для исторического анализа. В данной республике важное место имела деятельность национальной интеллигенции, которая призывала к объединению с Румынией и отказу от «советской» оккупации.[19] На территории Молдовы существовала территория Приднестровья, выступающая за сохранение территории в составе СССР. Так при участии в референдуме по вопросу сохранения Союза, приднестровский народ путем прямого голосования высказался за сохранение СССР (из 411 приднестровцев, принявших участие, 402 859 сказали «да», 655 – «нет», а 2011 – «воздержались») [20]. Однако, Верховный Совет 19 февраля 1991 года большинством голосов принял решение о запрете проведения референдума на территории Молдовы. Причину принятия такого решения сформулировал доктор исторических наук, председатель Верховного Совета А. Мошану: «Я категорически против референдума, предложенного IV Съездом депутатов СССР, Верховным Советом СССР, потому что, согласившись на его проведение, мы снова добровольно надеваем на шею ярмо, которое носим с 1812 г. и проклятого 1940 г.»[21]

Таким образом, с помощью деятельности интеллигенции Молдовы, которая опиралась на принятое Верховным Советом МССР 27 августа 1989 года постановление «О государственном суверенитете и нашем праве на будущее» и на заключение комиссии Верховного Совета МССР « О незаконности включения Бессарабии в СССР на основе пакта Молотова-Риббентропа», сохранить Молдавскую ССР было невозможно. Её желание стать частью Румынии фактически раскололи республику на три государства.

Как справедливо замечает Р. А. Медведев: «Российский национализм – явление новое и неожиданное, но именно это движение стало одной из главных сил, разрушивших Советский Союз, который создавался и строился вокруг РСФСР как вокруг своей основы и фактической метрополии» [22].

В нем можно выделить ряд особенностей. Во-первых, в России не было никакого русского национального движения в 1989 – 1990 гг. «Народные фронты» не являлись националистическими организациями и выдвигали общие демократические лозунги. Такие объединения как «Память», «РОС», «Русский собор», «Национальный центр», «Русский путь» – не имели большого политического влияния и не выдвигали лозунгов об отделении РСФСР от СССР.[23]

Во-вторых, в РСФСР не было определенной сложившейся политической или национальной элиты. Как показывала история, в Российской республике не существовало полноценного Совета Министров, своей партии, чисто российских военных структур, а немногочисленные организации власти в РСФСР фактически представляли собой лишь подчиненные части общесоюзных структур. Исключением было лишь Министерство просвещения РСФСР.

В-третьих, это движение происходило «сверху». Как было сказано выше, именно в РСФСР была принята декларация, открывшая «парад суверенитетов» в СССР. Причем, проведенный референдум на нашей территории показал, что 76,4% выступало за сохранение Союза.[24]

Можно сделать вывод, что российский национализм при распаде СССР – явление сложное и мало изученное. В открытой форме он существовал только в некоторых кругах диссидентов, таких как, например, А. И. Солженицын.[25] Но даже, если он и проявлялся, то не призывал за выход из состава Союза, а был мирного толка. Однако, многие руководители республики вели самостоятельную политику по отделению от Союза. Поэтому, деятельность высших должностных лиц РСФСР по прекращению союза, как решили в Государственной Думе в 1996 году, грубо нарушила волеизъявление народа России.[26]

Самым опасным процессом при распаде СССР был сепаратизм. Согласно словарю Ожегова, сепаратизм – это стремление к отделению, обособлению.[27] Такое явление происходит, когда социально-экономическое положение страны меняется к худшему.

В СССР сепаратизм можно условно разделить на внутренний и внешний. Первый мы подробно разобрали в национальном движении. Он сыграл большое значение в распаде СССР, но внутренний сепаратизм дестабилизировал страну, не позволял анализировать события, которые происходили за территорией РСФСР.

6 августа 1990 года Б. Н. Ельцин заявил: «Берите столько суверенитета, сколько можете проглотить»[28]. После этого ряд территорий РСФСР объявляет себя самостоятельными республиками. Появляются Северо-Осетинская АССР, Карельская АССР, Коми ССР, Удмуртская Республика, Якутская-Саха ССР, Бурятская ССР, Башкирская ССР, Калмыцкая ССР, Марийская ССР, Чувашская ССР, Горно-Алтайская АССР.

Наиболее остро обостряются конфликты на территории Татарстана и Чечни. Несмотря на заявления о невыходе Республики Татарстан из Союза,[29] после событий ГКЧП руководство начинает выстраивать самостоятельную политику на мировой арене. События в Чечне вызвали две кровопролитные войны, которые унесли тысячи жизней мирного и военного населения с обеих сторон. В сепаратизме Чечни на первом этапе огромное влияние сыграла фигура Джохара Дудаева, который до последнего жестоко сражался за идею национальной независимости, но давние обиды народа помешали ему преобразовать свою разрушительную силу в созидательную [30].

Анализируя проявления сепаратизма, стоит сказать, что он имел преобладающий национальный характер. Удивительно, как после таких движений в СССР, Российская Федерация смогла сохраниться практически в прежних границах. Такие волнения довольно сильно задели экономическую и политическую обстановку. Поэтому с 9 мая 2014 года в России действует уголовная ответственности за призыв к сепаратизму по статье 280.1. «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации» [31].

Изучение экономического состояния СССР требует более подробного анализа, поэтому мы разберем её в отдельной статье.


Библиографический список
  1. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
  2. Златопольский Д. Л. Разрушение СССР (размышления о проблеме). М., 1998.
  3. Съезды Советов Союза ССР, Союзных и Автономных Советских Социалистических Республик. Сб. документов. 1917 – 1936. Т. 3 М., 1960. С. 18 – 22.
  4. Постановление ВС РСФСР от 12.12.1991 № 2015-1 «О денонсации Договора об образовании СССР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 19.12.1991. № 51. ст. 1799.
  5. Медведев Р. А. Советский Союз. Последние годы жизни. Конец Советской империи. М., 2010. С. 626 – 629.
  6. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977) // Ведомости ВС СССР. 1977. № 41. Ст. 617.
  7. Указ Президента РСФСР от 23.08.1991 № 79 (с изм. от 30.11.1992) «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФС. 29.08.1991. № 35. Ст. 1149.
  8. Указ Президента РСФСР от 25.08.1991 № 90 (с изм. от 30.11.1992) «Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 29.08.1991. № 35. Ст. 1164.
  9. Вдовин А. И., Корецкий В. А. Распад СССР и проблемы национально-политического Развития СССР // Российское государство и общество. XX век. 1999. № 2. С. 46 – 66.
  10. Чешко С. В Распад Советского союза: этнополитический анализ. М., 2000.
  11. Мякишев А. П. Власть и национальный вопрос. Межнациональные отношения и Совет национальностей Верховного Совета СССР (1945 – 1991). Саратов, 2004.
  12. Поварницын Б. И. Историография сталинской этнополитики: от политической конъюнктуры – к научному знанию. М., 2007.
  13. Леонова Л. С. Распад СССР: факты, интерпретации. М., 2011.
  14. Декреты Советской власти: В 2 т. Т. 1 М., 1957. С. 16.
  15. Закон СССР от 24.04.1990 «О языках народов СССР» // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. № 19. Ст. 327.
  16. Исаев М. И. О языках народов. М., 1978. С. 216.
  17. Шадрин А. Ю. Прибалтийский сепаратизм в истории разрушения СССР // Российское государство и общество. XX век. 2014. № 4. С. 271.
  18. Назарбаев Н. А. Казахский путь. Караганда., 2007. С. 30.
  19. Галинский И. Н. Распад Советского Союза и вопросы постсоветского национального государственного строительства в представлениях и интерпретациях населения и ученых Приднестровья и Молдовы. М., 2011. С. 99.
  20. Галинский И. Н. Указ. соч. С. 100.
  21. Советская Молдова. 1991. 25 февраля.
  22. Медведев Р. А. Указ. соч. С. 592 – 593.
  23. Там же. С. 594.
  24. Постановление ВС СССР от 21.03.1991 № 2041-1 «Об итогах референдума СССР 17 марта 1991 года» // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1991. № 13. Ст. 350.
  25. Солженицын А. И. Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни // Новый мир. 1991. №5.
  26. Постановление ГД ФС РФ от 15.03.1996 № 157-II ГД «О юридической силе для Российской Федерации – России результатов референдума СССР 17 марта 1991 года по вопросу о сохранении Союза ССР» // Собрание законодательства РФ. 25.03.1996. № 13. Ст. 1275.
  27. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М., 2008.
  28. Известия. 8 августа. 1990.
  29. Искандер И. М. Хасанов: Постановку вопроса о государственном суверенитете считаю обоснованной и своевременной. Казахстан, 1997.
  30. Баскаева Е. В. Некоторые особенности политического дискурса Джохара Дудаева // Политическая Лингвистика. Екатеринбург, 2014. № 1. С. 138.
  31. Федеральный закон от 28.12.2013 № 433-ФЗ «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 30.12.2013. № 52 (часть I). Ст. 6998.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Кочеткова Майя Владимировна»

human.snauka.ru

Основные причины распада СССР


Прежде чем разбирать вопрос о причинах распада СССР, нужно дать краткие сведенья об этом могущественном государстве.
СССР (Союз Советских Социалистических Республик) – коммунистическое супергосударство, основанное великим вождем В. И. Ленином в 1922 году и просуществовавшее до 1991 года. Это государство занимало территории Восточной Европы и части Северной, Восточной и Центральной Азии.
Процесс распада СССР – это исторически обусловленный процесс децентрализации в экономической, социальной, общественной и политической сфере СССР. Результатом этого процесса является полный распад СССР как государства. Полный распад СССР произошел 26 декабря 1991 года; страна разделилась на пятнадцать независимых государств – бывших советских республик.
Теперь, когда мы получили краткие сведенья о СССР и теперь представляем, что это за государство, можно перейти к вопросу о причинах распада СССР.

Основные причины распада Советского Союза
Среди историков уже долгое время идет дискуссия о причинах распада СССР, среди них до сих пор нет единой точки зрения, также как и нет точки зрения о возможном сохранении этого государства. Однако большинство историков и аналитиков согласны со следующими причинами распада СССР:
1. Отсутствие профессионального молодого чиновничьего аппарата и так называемая Эпоха похорон. В последние годы существования Советского Союза большинство чиновников были в преклонном возрасте – средний 75 лет. Но государству были нужны новые кадры, способные видеть будущее, а не только осматриваться на прошлое. Когда чиновники начали умирать, в стране назрела политический кризис, связанный с отсутствием опытных кадров.
2. Движения с возрождением национальной экономики и культуры. Советский Союз был многонациональным государством, и в последние десятилетия каждая республика желала развиваться самостоятельно, вне Советского Союза.
3. Глубокие внутренние конфликты. В восьмидесятых годах произошла острая серия национальных конфликтов: Карабахский конфликт (1987-1988гг.), Приднестровский конфликт (1989г.), Грузино-южноосетинский конфликт (начался еще в восьмидесятых и продолжается по этот день), Грузино-абхазский конфликт (конец восьмидесятых). Эти конфликты окончательно разрушили веру национальное единство советского народа.
4. Острая нехватка товаров народного потребления. В восьмидесятых особенно остро обострилась эта проблема, люди были вынуждены часами и даже днями стоять в очередях на такие продукты как хлеб, соль, сахар, крупы и другие товары необходимые для жизни. Это подорвало веру людей в могущество советской экономики.
5. Неравенство в экономическом развитии республик СССР. Некоторые республики значительно уступали ряду других в экономическом плане. Так, например, менее развитые республики испытывали острый дефицит товаров, так как, например, в Москве эта ситуация не была столь острой.
6. Неудачная попытка реформирования Советского государства и всей Советской системы. Эта неудачная попытка привела к полному застою в экономике (стагнации). В дальнейшем это привело не только к застою, но и к полному развалу экономики. А затем была разрушена и политическая система, не справлявшаяся с насущными проблемами государства.
7. Падение качества производимых товаров народного потребления. Дефицит товаров потребления начался еще в шестидесятых годах. Тогда советское руководство сделало следующий шаг – оно урезало качество этих товаров, для того чтобы увеличить количество этих товаров. Как итог – товары были уже неконкурентоспособными, например, по отношению к зарубежным товарам. Поняв это, люди перестали верить в советскую экономику и все больше обращали внимание на западную экономику.
8. Отставание уровня жизни советского народа по сравнению с западным уровнем жизни. Особенно остро эта проблема показала себя в кризисе на главные товары потребления и, конечно же, кризисе техники, в том числе и домашней. Телевизоры, холодильники – эти товары практически не выпускались и люди были вынуждены долгое время пользоваться старыми образцами, уже практически наработавшими. Это вызывало и без того растущее недовольство населения.
9. Закрытие страны. В связи с холодной войной, люди практически не могли выехать из страны, они даже могли быть объявлены врагами государства, то есть шпионами. Жестоко наказывалась те, кто пользовался зарубежной техникой, носил зарубежную одежду, читал книги зарубежных авторов, слушал зарубежную музыку.
10. Отрицание проблем в советском обществе. Следуя идеалам коммунистического общества, в СССР никогда не было убийств, проституции, грабежей, алкоголизма, наркомании. Долгое время государство полностью скрывало эти факты, несмотря на их наличие. А затем в один момент, резко признало их существование. Вера в коммунизм опять-таки была разрушена.
11. Раскрытие засекреченных материалов. Большинство людей советского общества, ничего не знало о таких ужасных событиях как: голодомор, массовые репрессии Сталина, численные расстрелы и др. Узнав об этом, люди поняли, какой ужас принес коммунистический режим.
12. Техногенные катастрофы. В последние годы существования СССР произошло больше количество серьезных техногенных катастроф: авиакатастрофы (из-за устаревшей авиации), крушение крупного пассажирского парохода «Адмирал Нахимов» (погибло около 430 человек), катастрофа под Уфой (самая большая железнодорожная катастрофа в СССР, погибло более 500 человек). Но самое ужасное – Чернобыльская авария 1986 года, число жертв которой, невозможно сосчитать, и это не говоря уже о вреде мировой экосистеме. Наибольшая проблема была в том, что советское руководство скрывало эти факты.
13. Подрывная деятельность США и стран НАТО. Страны НАТО, а в особенности США, подсылали в СССР своих агентов, которые указывали на проблемы Союза, жестоко критиковали их и сообщали о преимуществах, присущих странам Запада. Своими действиями зарубежные агенты раскалывали советское общество изнутри.
Вот такими были ключевые причины распада Союза Советских Социалистических Республик – государство, которое занимало 1 всей сухопутной территории нашей планеты. Такое число, тем более невероятно острых проблем не могло быть разрешено ни одним успешным законопроектом. Конечно, Горбачев за время своего пребывания на посту президента еще пытался реформировать советское общество, но такое число проблем разрешить невозможно, тем более в такой ситуации – СССР просто не имел средств на такое число кардинальных реформ. Распад СССР – был необратимым процессом и историки, которые до сих пор не нашли хоть одного теоретического пути сохранения целостности государства, прямое тому подтверждение.
Официальное объявление о распаде СССР было оглашено 26 декабря 1991 года. Перед этим, 25 декабря, президент СССР – Горбачев сложил свои полномочия.
Распад Союза ознаменовал окончание войны между США и НАТО против СССР и его союзников. Холодная война, таким образом, завершилась полной победой капиталистических государств над коммунистическими странами.

www.istmira.com

Субъективные причины распада СССР — реферат

Содержание

 

Введение

I.Финал политического кризиса

II. Объективные причины распада СССР

     1. Внутренние причины

     2. Внешний фактор

        2.1«Холодная война» и давление  Запада

        2.2 Распад социалистического лагеря

III.Субъективные причины распада СССР

  1. Оценка личности и деятельности Горбачева
  2. Роль Ельцина и его команды

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

  В Вискулях (Беловежская пуща), 8 декабря 1991 года в 14 часов 17 минут произошло значительнейшее геополитическое событие ХХ века: Союза Советских Социалистических Республик не стало. Не дожив одного года до своего 70-летия, «Союз нерушимый республик свободных», «великий, могучий Советский Союз», как пелось в государственном гимне Союза ССР и как его называли не только на родине, но и далеко за его пределами, прекратил свое существование. В том же декабре 1991 года на бескрайних просторах бывшего Союза образовалось Содружество Независимых Государств, объединившее сначала три, затем восемь, а вслед за ними еще четыре бывших союзных республик. Остальные три из 15 – Эстония, Латвия и Литва – «хлопнули союзной дверью» еще до распада СССР, а в СНГ вступать не пожелали.  Одномоментный, а по историческим меркам прямо-таки мгновенный распад Советского Союза, вызвал шок у многих миллионов людей, озадачил политиков и аналитиков во многих странах земли. Как могло случиться, что держава, считавшаяся гранитной глыбой, второй сверхдержавой мира, рассыпалась в одночасье как карточный домик? Какие причины привели СССР к такому печальному финалу?  

  По сей день не утихают среди историков, политологов, публицистов споры о причинах распада одной из самых могущественных держав мира. Во время предвыборных дебатов часто поднимали  тему распада, или развала СССР, выделяя в качестве основной причины то  разорение, то национальный вопрос, и даже действия спецслужб. Громадная страна не могла распасться без всяких на то оснований.

  Распад СССР — процессы системной дезинтеграции, происходившие в экономике (народном хозяйстве), социальной структуре, общественной и политической сфере Советского Союза, приведшие к прекращению существования СССР. Распад великой державы современности — Союза Советских Социалистических Республик — явился одним из важнейших событий всемирной истории конца XX в. Как уже говорилось выше, его активно комментируют общество, политики, ученые. Почему рухнула страна, в которой развивались производство и наука, работала разветвленная система социального обеспечения, граждане бесплатно получали новые квартиры и давали образование детям, проводили отпуск на юге, страна, в которой не было нищеты и голода? Согласно различным социологическим опросам, о распаде СССР сожалеют три четверти всех россиян, причем показатель этот практически не меняется с течением времени. «Кто не сожалеет об этом, у того нет сердца», — сказал через 10 лет после ликвидации СССР Президент РФ В.В. Путин.

  Говоря о СССР, можно сказать, что это был весьма сложный  период в истории нашего государства. И, лишь поэтому, причин образования и распада союзного государства можно выделить множество.

  I.Перед тем, как начать рассматривать возможные и невозможные причины распада СССР, мне кажется, стоит обозначить события последнего времени, произошедшие перед развалом сверхдержавы, так как некоторые из них, быть может, будут являться предпосылками того самого события, о котором пойдет речь.

    В апреле-мае 1991 г. в Ново-Огарево (подмосковной резиденции президента СССР) состоялись переговоры М. С. Горбачева с руководителями девяти союзных республик по вопросу о новом союзном договоре. Все участники переговоров поддержали идею создания обновленного Союза и подписания такого договора. Его проект предусматривал создание Союза Суверенных Государств (ССГ) как демократической федерации равноправных советских суверенных республик. Намечались перемены в структуре органов власти и управления, принятие новой Конституции, изменение избирательной системы. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г.

  Публикация и обсуждение проекта нового союзного договора углубили раскол в обществе. Приверженцы М. С. Горбачева видели в этом акте возможность снижения уровня конфронтации и предотвращения опасности гражданской войны в стране. Руководители движения «Демократическая Россия» выдвинули идею о подписании временного договора, сроком до одного года. За это время предлагалось провести выборы в Учредительное собрание и передать ему на решение вопрос о системе и порядке формирования общесоюзных органов власти. Группа ученых-обществоведов выступила с протестом против проекта договора. Подготовленный к подписанию документ был расценен как результат капитуляции центра перед требованиями национал-сепаратистских сил в республиках. Противники нового договора справедливо опасались, что демонтаж СССР вызовет распад существующего народнохозяйственного комплекса и углубление экономического кризиса. За несколько дней до подписания нового союзного договора силами оппозиции была предпринята попытка положить конец политике реформ и остановить развал государства.

    В ночь на 19 августа президент СССР М. С. Горбачев был отстранен от власти. Группа государственных деятелей заявила о невозможности М. С. Горбачева—в связи с состоянием его здоровья исполнять президентские обязанности. В стране вводилось чрезвычайное положение сроком на 6 месяцев, запрещались митинги и забастовки. Было объявлено о создании ГКЧП—Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР. В его состав вошли вице-президент Г. И. Янаев, премьер-министр В. С. Павлов, председатель КГБ В. А. Крючков, министр обороны Д. Т. Язов и другие представители властных структур. ГКЧП объявил своей задачей преодоление экономического и политического кризиса, межнациональной и гражданской конфронтации и анархии. За этими словами стояла главная задача: восстановление порядков, существовавших в СССР до 1985 г.

    Центром августовских событий стала Москва. В город были введены войска. Устанавливался комендантский час. Широкие слои населения, в том числе многие работники партийного аппарата, не оказали поддержки членам ГКЧП. Президент России Б. Н. Ельцин призвал граждан поддержать законно избранные власти. Действия ГКЧП были расценены им как антиконституционный переворот. Объявлялось о переходе в ведение российского президента всех расположенных на территории республики общесоюзных органов исполнительной власти.

     22 августа члены ГКЧП были арестованы. Одним из указов Б. Н. Ельцина прекращалась деятельность КПСС. 23 августа был положен конец ее существованию как правящей государственной структуры.

    События 19—22 августа приблизили распад Советского Союза. В конце августа заявили о создании самостоятельных государств Украина, а затем и другие республики.

    В декабре 1991 г. в Беловежской пуще (БССР) состоялось совещание руководителей трех суверенных государств — России (Б. Н. Ельцин), Украины (Л. М. Кравчук) и Белоруссии (С. С. Шушкевич). 8 декабря они заявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. и об окончании деятельности государственных структур бывшего Союза. Тогда же была достигнута договоренность о создании СНГ—Содружества Независимых Государств. Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать.

 

II. 1 Первые предпосылки к экономическому краху социалистической державы:

    60-х середине 70-х гг. удавалось сохранять довольно высокие темпы экономического роста. Экономический потенциал страны за эти годы удвоился. С середины 70-х темпы развития резко упали. Ежегодный прирост промышленной продукции в годы десятой пятилетки составил 4,4%., а в годы одиннадцатой – 3,7%. Стали очевидными симптомы системного кризиса. Аналогичные тенденции наблюдались и в сельском хозяйстве. Происходило постепенное сокращение колхозов и преобразование их в совхозы с гарантированной оплатой труда, не зависящей от его результатов. За 50–70-е гг. в России было преобразовано в совхозы свыше 17 тыс. колхозов, а в Ленинградской области колхозов не осталось вообще.

    Падение темпов развития в 70-е  годы получило название “Эпохи застоя”, это связанно с отказом от проведения кардинальных реформ консервацией режима.

    Экономические проблемы несколько сглаживались благоприятной ситуацией в нефтегазовом комплексе. В середине 60-х гг. начинается освоение богатейшего нефтеносного месторождения в Западной Сибири. Применение дешевых нефти и газа позволяло снижать себестоимость выпускаемой продукции. Подписание в 1970 г. соглашения между СССР и ФРГ об экспорте газа открыло западные рынки для поставки советской нефтегазовой продукции. После «нефтяного кризиса» 1973 г., когда арабские страны ввели эмбарго на торговлю с Западом, цены на нефть и газ резко выросли. Это делало торговлю энергоносителями особенно выгодной. Объемы добычи нефти в Сибири увеличились в 10 раз, и теперь Сибирь давала около 10% мировой добычи нефти и газа. Доля топлива и энергоносителей в структуре экспорта составила более 50%, в то время как доля машин и оборудования резко снижалась. В 1983 г. была получена наиболее высокая прибыль от продажи нефти – 91 млрд. долларов. Нефтедоллары позволяли вести закупку зерна за рубежом, импортировать новое оборудование и технологии, закупать товары широкого потребления. Таким образом, острота экономического кризиса временно ослаблялась. Он переводился в латентную форму. Но подобная структура экспорта низводила СССР на уровень стран третьего мира, торгующих своими природными ресурсами. Постепенно наиболее нефтеносные пласты истощились, нефтедобыча потребовала новых капиталовложений, себестоимость продукции возросла, поэтому в 1984 г. добыча нефти впервые сократилась. К тому же с середины 80-х гг., благодаря использованию странами Запада новых технологий, снизились их потребности в энергоносителях. Мировые цены на нефть и газ стали падать. Это нанесло тяжелый удар советской экономике. Кризис плановой модели стал очевиден для всех.

    Но кроме экономических предпосылок распада, были и предпосылки военного характера.

    В 1978 г. в Афганистане был совершен государственный переворот. К власти пришли военные, ориентирующиеся на СССР. В результате борьбы внутри нового афганского руководства у руля государства встал Х. Амин, которого советское руководство подозревало в двойной игре и проамериканских симпатиях. В декабре 1979 г. при прямом участии советского спецназа Амин был свергнут, а в страну был введен советский воинский контингент. Операция ограниченного масштаба на деле втянула Советскую Армию в полномасштабную войну. Вторжение советских войск в Афганистан объединило непримиримых противников. Помощь афганским повстанцам оказывали США, Китай, Иран, Пакистан. Ввод войск в Афганистан еще больше ослабил позиции СССР в странах третьего мира. Присутствие советского воинского контингента рассматривалось как акт агрессии, акт империалистического великодержавного диктата. На Сессии ГА ООН за резолюцию, осуждающую СССР, выступили 108 стран против 14. В числе тех, кто поддержал резолюцию, были и давние союзники Москвы – Индия и Ирак.

В 1985 году Новым генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев.

    На 26 съезде была рекомендована концепция перестройки хозяйственного механизма, которая закончилась в том, чтобы расширить права предприятий, внедрить хозрасчет, повысить заинтересованность трудовых коллективов в конечном результате своего труда … руководство страны пыталось кавалерийским наскоком покончить с пьянством. В результате были вырублены плантации виноградников, возросли самогоноварение, наркомания, токсикомания. Страна понесла многомиллиардные убытки.

    “Ноги” пьянства начали расти после смерти Сталина, руководство нашей страны решило популяризовать употребление алкоголя для пополнения государственного бюджета. В условиях ограниченного импорта в СССР было не так уж много возможностей для траты заработной платы у населения. И продажа в стране водки как способа возвращения денег в бюджет показалась весьма разумным Хрущеву. Но вместо дохода народное хозяйство от продажи спирта в больших количествах получило только убытки. Люди часто не являлись на работу или выполняли эту работу без желания и некачественно, увеличились многократно болезни и количество преступлений. ВВП существенно снизился. Все это было скверно для дохода государства.

На первом этапе перестройки были заложены основы для развернувшегося позже широкомасштабного крушения социализма как в советском союзе, так и в восточноевропейских странах. Важным этапом на этом пути стала реформа советской политической системы.

    В мае 1986 г. началась кампания по борьбе с нетрудовыми доходами. По замыслам ее организаторов, она должна была нанести удар по теневой экономике. На деле ее жертвами оказывались лица, занимавшиеся «серым предпринимательством»: сдачей квартир, репетиторством и т.п. В отдельных регионах кампания свелась к уменьшению подсобных участков, разорению теплиц, в которых выращивались на продажу ранние овощи, и т.д. Закон о госприемке 1986 г. попытался ужесточить требования к качеству выпускаемой продукции, но так как низкое качество зачастую зависело не столько от нерадивых исполнителей, сколько от того, что состояние технической базы предприятий оставляло желать лучшего, закон не дал ожидаемого эффекта. Программа «ускорения» также вскоре забуксовала. Для технического перевооружения предприятий необходимо было повысить инвестиции в машиностроение, провести, в сущности, вторую индустриализацию, что государство не могло сделать без значительного понижения жизненного уровня населения. Сокращение доходов от продажи нефти и необходимость борьбы с последствиями Чернобыльской катастрофы 1986 г. Увеличили нагрузку на бюджет. От амбициозных планов «ускорения» вскоре пришлось отказаться. В рамках экономической реформы был принят закон о государственном предприятии, который значительно расширял возможности экономического маневра. Предприятия могли теперь устанавливать «горизонтальные» связи без посредства Госплана и Госснаба, распоряжаться прибылью и даже выходить на международные рынки. Были расширены возможности и для частнопредпринимательской деятельности. Законом от 19 ноября 1986 г. гражданам разрешалась индивидуальная трудовая деятельность без использования наемного труда в сфере производства товаров народного потребления и обслуживания. В аграрной сфере, как и в области промышленности, первоначально реформы сводились к административным преобразованиям. 5 министерств, связанных с сельским хозяйством, были объединены в гигантское суперминистерство – Госагропром СССР. Когда работа этого гиганта оказалась неэффективной, он был упразднен. Ставка была сделана на арендный подряд. Закон, принятый в ноябре 1989 г., предоставлял право брать землю в аренду на срок до 50 лет со свободой распоряжения произведенной продукцией. Но проведенные реформы не дали положительного эффекта. Противоречия реформистского курса заключались в том, что пределом, далее которого не простирались планы преобразований, был «социалистический выбор». Между тем, ряд предприятий были убыточны, выпускали заведомо некачественную продукцию. Радикальные реформы нельзя было провести без снижения численности работающих, что привело бы к безработице, без отказа от директивного ценообразования, что имело бы следствием рост цен, и, наконец, без банкротства заведомо убыточных предприятий. Но к таким тяжелым социальным последствиям не был готов ни реформатор, ни население страны.

    Система госзаказа удерживала на плаву убыточные предприятия. С другой стороны, на основе закона о кооперации и относительной экономической свободой, предприятия начали создавать, используя государственное оборудование и сырье, сеть кооперативных производств, что позволило переводить огромные безналичные суммы в наличную форму. Многочисленные кооперативные предприятия только усугубляли дефицит, т.к. скупая относительно дешевые государственные товары, они перепродавали их по рыночным ценам. Кроме того, высокая концентрация производства в СССР приводила к господству сверхмонополий, которые, не испытывая конкурентного давления и будучи освобождены от докучливой опеки центра, просто повышали стоимость производимой продукции. Не дала ожидаемых результатов и аграрная реформа. За годы советской власти практически был уничтожен слой крестьян с предпринимательской жилкой. Крестьяне предпочитали гарантированную зарплату рискам самостоятельной предпринимательской деятельности. Помимо прочего, аренда не давала никаких гарантий устойчивой экономической деятельности фермера, т.к. договор легко мог быть расторгнут органами советской власти в одностороннем порядке. Но даже если крестьянин решался на самостоятельное хозяйствование, то, добившись выделения земельного пая в аренду, он не мог получить кредита для закупки оборудования. В целом, половинчатые реформы М.С. Горбачева ускорили крах социалистической экономики. Как результат, с 1988 г. уровень жизни в стране начал резко снижаться. Дефицитом стали все ходовые товары народного потребления. В городах впервые с 1947 г. была восстановлена карточная система снабжения. С 1990 г. начинается падение объемов производства и резко возрастает инфляция, достигшая в конце 1991 г. 25% в неделю.

    В декабре 1988 г. была проведена важная реформа политической системы. Сессия Верховного совета СССР внесла изменения в конституцию. Высшим органом власти становился Съезд народных депутатов из 2250 делегатов. 1500 делегатов избирались от избирательных округов, 750 – от зарегистрированных общественных организаций. К числу «общественных организаций» была отнесена и КПСС, посылавшая на съезд 100 делегатов. Сохранялась однопартийная система, но в округах могли баллотироваться несколько кандидатов. Съезд народных депутатов формировал двухпалатный Верховный совет, который был постоянно действовавшим органом власти, имевшим, в отличие от предыдущих Верховных советов, реальные полномочия. В то же время, политическую реформу Горбачева нельзя признать особенно удачной. Она явно ориентировалась на представительную систему первых лет советской власти, когда съезды рабочих и крестьянских депутатов формировали ЦИК. Но времена были другие, и Съезд народных депутатов оказался громоздким и неработоспособным органом.     Весной 1989 г. прошли выборы делегатов на съезд. Примерно в половине избирательных округов выборы прошли на альтернативной основе. Несмотря на то, что большинство депутатов были членами КПСС, выборы продемонстрировали падение авторитета партии, так как большая часть рядовых партийцев баллотировалась как независимые кандидаты с собственными программами, резко отличающимися от программы КПСС. Представители же партаппарата, секретари обкомов и горкомов, чаще всего не получали доверия избирателей. От крупных городов и ряда общественных организаций, а также от союзных республик были выбраны делегаты, выступавшие за радикализацию реформ. В числе депутатов были известные демократы А. Собчак, Ю. Афанасьев, А. Сахаров и др. Первый съезд народных депутатов напоминал грандиозный митинг. Выступления делегатов продемонстрировали реальное многообразие советского общества. Практика двоемыслия была преодолена. Несмотря на критику, консолидирующей фигурой был М.С. Горбачев, авторитет которого был еще очень высок.   Съезд избрал Горбачева председателем Верховного совета СССР. Демократы, оказавшиеся на съезде в явном меньшинстве, создали Межрегиональную депутатскую группу. Она выступила против монополии КПСС и потребовала отменить 6-ю статью конституции. Между тем, углубление национального кризиса и дальнейшее падение авторитета партии требовали усиления исполнительной власти. В марте 1990 г. был учрежден пост президента СССР. В выборах участвовали народные депутаты, а не все население. Такая система выборов уменьшала степень легитимности президента. Но Горбачев предпочел быть избранным съездом, контроль за которым он все еще сохранял, поскольку результат прямых выборов был абсолютно непредсказуем. Однако даже выборы на съезде продемонстрировали стремительную утрату Горбачевым популярности: он получил лишь 60% голосов депутатов.

yaneuch.ru

10 главных причин распада СССР

Хронологически события декабря 1991 года развивались так. Главы Белоруссии, России и Украины — тогда ещё советских республик — собрались на историческую встречу в Беловежской пуще, точнее — в селе Вискули. 8 декабря они подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Этим документом они признали, что СССР больше нет. Фактически Беловежские соглашения не разрушили СССР, а документально зафиксировали уже сложившуюся обстановку.

21 декабря в казахстанской столице Алма-Ате прошла встреча президентов, на которой к СНГ присоединилось ещё 8 республик: Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. Подписанный там документ известен как Алмаатинское соглашение. Таким образом, в новое содружество вошли все бывшие советские республики кроме прибалтийских.

Президент СССР Михаил Горбачёв не принял ситуацию, но его политическая позиция после путча 1991 года была очень слабой. Другого ему не оставалось, и 25 декабря Горбачёв объявил о прекращении своей деятельности на посту президента СССР. Он подписал указ о сложении с себя полномочий Верховного главнокомандующего Советских Вооружённых Сил, передав бразды правления президенту Российской федерации Борису Ельцину.

26 декабря сессия верхней палаты Верховного Совета СССР приняла декларацию № 142-Н о прекращении существования СССР. Во время этих решений и подписания документов 25-26 декабря органы власти СССР перестали быть субъектами международного права. Продолжателем членства СССР в международных институтах стала Россия. Она взяла на себя долги и активы Советского Союза, также объявила себя собственником всего имущества бывшего союзного государства, находящегося за пределами бывшего СССР.

Современные политологи называют много версий или, скорее, пунктов общей ситуации, по которым случился развал некогда мощного государства. Часто называемые причины можно объединить в такой список.

1. Авторитарный характер советского общества. К этому пункту отнесём гонения на церковь, преследование диссидентов, принудительный коллективизм. Социологи определяют: коллективизм – это готовность поступиться личным благом ради общего. Благое дело порой. Но возведенный в норму, стандарт он нивелирует индивидуальность, размывает личность. Отсюда — винтик в обществе, овцы в стаде. Обезличивание тяготило образованных людей.

2. Господство одной идеологии. Для ее поддержания — запрет на общение с иностранцами, цензура. С середины 70-ых прошлого столетия — явное идеологическое давление на культуру, пропаганда идейной выдержанности произведений в ущерб художественной ценности. А это уже лицемерие, идеологическая зашоренность, существовать в которой душно, нестерпимо хочется воли.

3. Неудачные попытки реформирования советской системы. Сначала они привели к застою в производстве и торговле, затем потянули за собой развал политической системы. Посев явления относят к экономической реформе 1965 года. А в конце 1980-ых стали объявлять суверинетет республики и перестали выплачивать налоги в союзный и федеральный российский бюджеты. Тем самым оборвали экономические связи.

4. Всеобщий дефицит. Угнетало положение, при котором простые вещи вроде холодильника, телевизора, мебели и даже туалетной бумаги нужно было «доставать», а иногда их «выкидывали» — непрогнозируемо выставляли на продажу, и граждане, бросив все дела, едва не дрались в очередях. Это было не просто жуткое отставание от уровня жизни в других странах, но и осознание полной зависимости: нельзя двухуровневой домик на даче, даже маленький, нельзя больше шести «соток» земли для сада…

5. Экстенсивная экономика. При ней выпуск продукции повышается в той же мере, что и величины используемых производственных основных фондов, материальных ресурсов и численности работников. А если ен возрастает эффективность производства, то не остаётся средств на обновление основных производственных фондов — оборудования, помещений, не на что внедрять научно-технические новшества. Производственные фонды СССР попросту износились до крайности. В 1987 году попытались ввести комплекс мер «Ускорение», но выправить плачевную ситуацию уже не смогли.

6. Кризис доверия к подобной экономической системе. Товары народного потребления были однообразны — вспомните мебельный гарнитур, люстру и тарелки в домах героев в Москве и Ленинграде в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы». Более того, отечественные товары стали низкого качества — максимальная простота в исполнении и дешевые материалы. Никому не нужными страшными товарами набивались магазины, а люди гонялись за дефицитом. Количество выгоняли в три смены при низком контроле качества. В начале 1980-ых синоним слова «советское» в отношении товаров стало слово «низкосортное».

7. Транжирство финансами. Народную казну почти всю стали спускать на гонку вооружений, которую проиграли, да ещй постоянно отдавали советские деньги в помощь странам соцлагеря.

8. Снижение мировых цен на нефть. Как следует из предыдущих объяснений, производство было в застое. Так что к началу 1980-ых СССР, что называется, прочно сидел на нефтяной игле. Резкое снижение цен на нефть в 1985-1986 годах подкосило нефтяного гиганта.

9. Центробежные националистические тенденции. Желание народов самостоятельно развивать свою культуру и экономику, чего они были лишены при авторитарном режиме. Начались волнения. 16 декабря 1986 года в Алма-Ате — демонстрация протеста против навязываемого Москвой «своего» первого секретаря ЦК КП КазССР. В 1988 году — Карабахский конфликт, взаимные этнические чистки армян и азербайджанцев. В 1990 году — беспорядки в Ферганской долине (ошская резня). В Крыму — между вернувшимися крымскими татарами и русскими. В Пригородном районе Северной Осетии — между осетинами и вернувшимися ингушами.

10. Моноцентризм принятия решений Москвой. Ситуация, названная впоследствии парадом суверенитетов в 1990—1991 годах. Помимо разрыва экономических связей между союзными республиками происходит обособление автономных республик — многие из них принимают Декларации о суверенитете, в которых оспаривается приоритет общесоюзных законов над республиканскими. По сути, началась война законов, что близко к беззаконию в масштабе федерации.

vm.ru

Причины распада СССР

 С сентября 1991 г. прежнего Советского Союза уже не существовало. Латвия, Литва и Эстония стали полностью независимыми государствами, их официально признали Россия и некоторые другие страны. Грузия, Армения, Украина и Молдова также стремились проводить полностью независимый курс.

В отличие от Западной Европы, где нарастали интеграционные процессы, восточноевропейские государства оказались подвержены влиянию центробежных сил. Крушение коммунистической системы вызвало взрыв сепаратистских тенденций в агонизировавшем Советском Союзе. Повторилась, только в еще более ярко выраженном варианте, ситуация 1917 г., когда крах центральных политических институтов, властных структур, господствовавшей идеологии привел к возникновению новых центров власти, формировавшихся на окраинах империи на националистической основе. В 1991 г. для распада коммунистическрй «империи» оказались гораздо более благоприятные условия, объективно подготовленные самими большевиками еще при создании СССР: в советской идеологии была заложена идея о праве наций на самоопределение вплоть до отделения; государственное устройство основывалось на формально добровольном, но зафиксированном в Конституции договорном объединении «союзных» государств, созданных на базе крупных наций; территориально-государственное размежевание, хотя проводилось волевыми решениями и не следовало строго национальному принципу, но имело в своей основе именно его; республиканские органы управления, мало отличавшиеся по своим реальным полномочиям от органов управления крупными областями РСФСР, имели тем не менее все атрибуты государственных органов власти, включая выборные органы — Советы, исполнительную власть в лице министерских структур и т. д. С крушением КПСС, запретом ее структур, бывших в СССР реальными носителями государственной власти, которым подчинялись все остальные институты государства, исчез политический центр, объединявший властные структуры СССР. Съезд народных депутатов СССР, формировавшийся преимущественно на базе того же номенклатурно-партийного механизма, не мог выполнить той цементирующей роли для Советского, Союза, которую выполняла Коммунистическая партия: в отличие от нее съезд был лишь надстройкой, у которой не было рычагов власти на местах. Не мог выполнить этой роли и президент СССР, избранный все тем же съездом. К тому же оба властных института оказались полностью дискредитированными как ходом перестройки и бесконечными провалами во всех сферах жизни, так и конкретной политической ситуацией, связанной с путчем ГКЧП, продемонстрировав свою беспомощность либо сочувствие путчистам.

Мина замедленного — на десятилетия — действия, заложенная под российскую государственность при создании СССР, должна была взорваться. И она взорвалась, как только исчез скрепляющий каркас — безраздельная власть коммунистической идеологии с ее «пролетарским», «советским интернационализмом», — и несущая конструкция этой идеологии — властные структуры в лице Коммунистической партии. Вакуум, образовавшийся с ослаблением влияния коммунистических идей в последние годы перестройки, был уже существенно заполнен националистическими идеями, облекавшимися сначала в форму экономического суверенитета и перераставшими в лозунги государственной независимости.
Центростремительные силы, объективно основанные на многовековой общности большинства территорий бывшей’ Российской империи, закрепленной мощными интеграционными процессами в советское время, в конкретной общественно-политической и экономической ситуации рубежа 80-90-х гг. оказались крайне ослаблены. Распад в условиях кризиса экономических связей, крушение властных структур, единой государственной идеологии, утрата общегосударственных ценностей, утрата общественным сознанием четких ориентиров, растерянность широких слоев населения в критической ситуации — все это стало благодатной почвой для действий политических сил, заинтересованных в крушении СССР как единого государства.

В обществе не оказалось влиятельных сил, способных сохранить СССР. К тому же сама идея была дискредитирована провалившимся выступлением ГКЧП. После его поражения распад СССР, начавшийся еще в конце 80-х гг., принял лавинообразный характер. Республиканские органы власти были заинтересованы в кардинальном перераспределении властных полномочий в свою пользу еще задолго до осени 1991 г. За ними стояли интересы местных политических элит как новых, поднявшихся на волне перестройки, так и старых, партийно-номенклатурных. После подавления путча и те и другие использовали лозунг национальной независимости, одни — чтобы получить власть, другие — чтобы сохранить ее. Ни тех, ни других не интересовали объективные интересы народов своих республик, опасность резкого обострения экономического кризиса с распадом СССР, падение уровня жизни населения, неизбежность обострения национальных конфликтов вплоть до гражданской войны и региональных войн из-за взаимных территориальных претензий в связи с искусственно проведенными границами. В устранении центральных политических институтов, в том числе Съезда народных депутатов СССР (и Верховного Совета), президента СССР, были заинтересованы и соответствующие республиканские структуры.

Последним актом политической драмы распада СССР стали события конца 1991 г. 1 декабря 1991 г. состоялся референдум о будущем Украины. В отличие от ранее проведенного референдума, на котором большинство жителей Украины высказались за сохранение Союза ССР, результатом данного референдума стала поддержка идеи независимости. Тем самым позиция украинского руководства получила правовую основу, а выход из СССР крупнейшей республики стал толчком к его окончательному распаду. Лихорадочные попытки президента М. С. Горбачева сохранить объединение советских республик в какой-либо государственной форме оказались безрезультатными: время было упущено, влияние центральных органов власти оказалось утраченным. Президент Украины Л. Кравчук заявил, что Украина будет заключать политические союзы с республиками-государствами, но не войдет в союз, где над государствами будет еще центральный управляющий орган. Союзный договор 1922 г. был денонсирован парламентом Украины. Позиция других республик не была единой. Развал Союза ССР довершили Беловежские соглашения. 8 декабря 1991 г. руководители трех славянских республик — России, Украины и Белоруссии, являвшихся государствами-учредителями СССР, констатировали, что Союз ССР как «субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование».

Одновременно было согласовано совместное заявление об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). Уже через несколько дней руководители Казахстана и других республик Средней Азии заявили о своей готовности присоединиться к новому Содружеству на основах, разработанных тремя славянскими республиками. Президент СССР Горбачев выступил с предложением участвовать в формировании нового межгосударственного объединения, но главы бывших союзных республик практически единогласно отказались от этого предложения. 21 декабря 1991 г. на встрече в Алма-Ате 11 бывших республик СССР заявили е создании Содружества Независимых Государств с координирующими функциями и без каких-либо совместных законодательных, исполнительных или судебных органов. От участия в СНГ уклонились республики Прибалтики, а также Грузия. 25 декабря М. С. Горбачев в качестве президента уже не существующего государства выступил по телевидению, заявив о сложении своих полномочий.

Распад Советского Союза фактически был предопределен с самого начала политики перестройки и гласности. Порожденные политической демократизацией и широким плюрализмом мнений могучие центробежные силы набирали обороты с каждым новым шагом на пути к обретению национальной независимости. Кризис коммунистической идеологии и КПСС как стержня единого многонационального советского государства породил жестко нигилистическое отношение к «имперскому» центру, все более усиливал размежевание в сфере экономики, которая, подвергаясь горбачевским реформаторским экспериментам, все более погружалась в пропасть всеобъемлющего структурного кризиса.

www.examen.ru

§ 2. Распад ссср: причины и следствия

В истории России 1980 — 90-х гг. происходили очень сложные процессы. Возникает ряд довольно непростых вопросов, на которые сегодня очень трудно дать однозначный ответ. Один из них: как могло случиться, что с исторической арены ушло такое мощное государство мира, как СССР? Каковы причины этого явления? Можно ли было избежать подобного процесса?

Сегодня историки и другие ученые дают различные оценки этим событиям. Точки зрения и выводы исследователей противоречивы, они во многом не совпадают. Постараемся разобраться в причинах гибели могущественного государства под названием Союз Советских Социалистических Республик. Будем объективны: не только СССР периода хаотичной «перестройки», но и страна, подошедшая в 1985 г. к порогу реформ, имели мало общего с тем государством, которое было создано под этим названием в 1922 г., несмотря на то, что заключенный Договор об образовании СССР формально продолжал действовать до конца 1991 г.

Советский Союз возник 30 декабря 1922 г. как объединение четырех формально независимых государственных образований: Российской Федерации, Украины, Белоруссии, Закавказской Федерации, в составе которых было 26 автономных образований. В Союзе 1922 г., по сути, воссоединилась (за исключением Польши, Финляндии и реинтегрированной позже Прибалтики) Российская империя. При этом необходимо отметить, что РФ в то время была совсем не такой, как сейчас. Нечто подобное можно сказать об Украине и Белоруссии. В огромную территорию РФ входили в 1922 г. все нынешние республики Средней Азии, а также ряд областей и районов Украины и Белоруссии. Территория и население прежней Украины (без западных областей, присоединенных в 1939 г., без Крыма и некоторых других районов) и Белоруссии (без западных и восточных областей) были, таким образом, несоизмеримо меньшими относительно РСФСР, чем сегодня.

В последующие годы СССР претерпел целый ряд изменений в структуре и составе населения и границах республик. Таким образом, к 1989 г. под названием СССР мы видим нечто совсем иное, чем в 1922 г. Тогда были 3 государства, вышедшие из империи, а затем Россия сама превратилась в республику (давшую иным национальным меньшинствам в своем составе автономии). Эти государства и вступили в единый Союз. Накануне неуправляемого распада это был уже конгломерат из 53 национально-территориальных образований с несколько меньшим, чем в прошлом, различием в размерах.

В развитии национально-государственных отношений в СССР в период так называемой «перестройки» можно выделить три этапа.

На первом этапе (1985 — 1989 гг.) реформа Советского Союза в принципе могла быть осуществлена только «сверху».

На втором этапе (1989 — 1991 гг.) такая реформа, если бы ее удалось провести, должна была стать результатом определенного компромисса, сделки между «центром» и относительно самостоятельными местными властями, избранными в 1990 г. более или менее демократическим путем в 15 союзных республиках. Наиболее отчетливо это проявилось в подписанном в Ново-Огареве 23 апреля 1991 г. Горбачевым, представлявшим союзный центр, и руководителями девяти республик (России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Туркмении, Киргизии, Таджикистана, Азербайджана) документе, известном как «Заявление 9 + 1», в котором декларировались принципы нового Союзного договора.

На третьем этапе, после попытки переворота 19 августа 1991 г. и последовавшего за ней краха партийно-государственного центра, а затем СССР, перспектива национально-государственных отношений была связана уже с проблемой соглашения властей бывших союзных республик, декларировавших свою независимость путем взаимных договоренностей, а также с решением их внутренних проблем.

Люди, проголосовавшие на референдуме 17 марта 1991 г. за введение поста Президента Российской Федерации и избрание Президента 12 июня, вольно или невольно заложили мину под зданием союзного государства. В результате двух народных голосований на территории России (17 марта и 12 июня) возникла предпосылка того, что можно было назвать «теневым государством» внутри СССР. Учреждение российского президентства стало очередным этапом неуправляемой дезинтеграции Советского Союза. Страна вступила в острый период выяснения отношений между союзной властью и властью «теневой». В этом смысле события 19 — 21 августа, роспуск СССР и образование СНГ в декабре 1991 г. означали то, что правящее государство «ушло в отставку» и к власти пришло «теневое государство». В свою очередь, подписание Союзного договора по формуле «9+1» и его поспешные «похороны» в декабре не столько создали новую реальность в сфере национально-государственных отношений, сколько устранили некую двусмысленность.

После неудачной попытки государственного переворота произошло резкое изменение расстановки сил в стране. Власть «центра» де-юре еще сохранялась, власть де-факто была уже в руках республик. Всего четыре месяца (120 дней) с момента провала августовского путча ГКЧП потребовалось для ликвидации Союза и учреждения Содружества Независимых Государств.

К этому времени интересы бывших республик совпали в главном — в стремлении как можно быстрее завершить процесс собственной суверенизации. В это время восемь республик заявили о своей независимости, а три прибалтийские республики, уже добившиеся своего признания мировым сообществом, 6 сентября были признаны и Советским Союзом. При этом каждая республика хотела максимально наполнить «материальным содержанием» свои права на собственность, бюджет, налоги и т.д. Каждая мечтала о самостоятельной внешнеэкономической политике, о скорейшем дипломатическом признании внешним миром. Это стремление подстегивалось обстановкой глубокого экономического кризиса, социальной неустроенностью населения.

Обострение конфликтов на этнической, религиозной, межрегиональной почве подталкивало руководство республик к созданию национальных гвардий, к захвату размещенных на их территориях союзных военных коммуникаций и вооружений, а в ряде случаев — и армейских подразделений.

Горбачев, желая сохранить «центр» и тем самым свой пост, предложил новый, пятый за год, вариант союзного договора (первая редакция — в ноябре 1990 г., вторая — в марте, третья — в июне, четвертая — в августе, пятая — в ноябре 1991 г.). Все пять редакций, каждая по-своему, являлись результатом в целом безуспешной борьбы с принципом, заложенным в основу национально-государственного устройства СССР. Несмотря на то, что последний вариант предполагал создание единого конфедеративного государства, он уже явно устарел, а позиции Горбачева были слишком ослаблены после путча, да и Советский Союз уже не был единым государством.

1 декабря 1991 г. свыше 80% населения Украины высказалось за независимость своей республики. Неделей позже руководители России, Украины, Белоруссии, собравшись в Беловежской Пуще, констатировали, что Советский Союз больше не существует и провозгласили образование Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря в Алма-Ате (куда Горбачев опять-таки не был приглашен) к СНГ присоединилось еще восемь республик, подтвердив тем самым кончину СССР. В этих условиях Горбачеву ничего другого не оставалось, как объявить 25 декабря 1991 г. о прекращении исполнения им функций президента СССР в связи с исчезновением самого государства.

Основные причины распада СССР.

1. Этносоциальные причины кроются в разнице культур, стремлении народов к национально-культурной независимости, отождествляемой с государственной независимостью. В СССР существовало пять ведущих типов этнокультурных сообществ: православное, протестантское, католико-униатское, мусульманское и буддийское. Наряду с восточно-христианским (армянским) и патриархальными сообществами народов Севера все они в той или иной степени были территориально обособленными. Эти территории зачастую имели особый статус союзных республик или автономий, что явилось предпосылкой для оформления в них националистических и сепаратистских движений.

2. Экономические мотивы отличаются многообразием. Общим моментом является то, что в их основе лежали представления о неравноправности и несправедливости централизованного перераспределения ресурсов и инвестиций, а также товарообмена с другими регионами. В отсутствие рыночных отношений такая мотивация привела к протекционизму «по-советски» (к введению купонов, талонов, различных ограничений ввоза-вывоза и т.д.), что еще больше обособило регионы друг от друга.

3. Политические причины были обусловлены, в первую очередь, нежеланием руководства СССР реформировать государственное устройство с учетом запущенного ими же процесса демократизации, а также стремлением руководителей республик и регионов удержаться у власти.

В тоталитарном государстве, каким был СССР, управление региональными процессами носило односторонний характер, жестко направлялось «сверху». Главной идеей было сохранение политической и экономической власти при нивелировании и игнорировании особенностей отдельных территорий. Еще до разрушения стержня государственной власти СССР, начиная с 1986 г., республики и регионы стали играть все более активную роль, выдвигая требования сначала экономической, а затем и политической самостоятельности. Доминирующей тенденцией в региональных процессах постепенно становилась децентрализация государственной власти. Политическая элита национальных республик стремилась не только удержаться у власти, но и приобрести более высокий статус. Суверенизация автоматически подняла их с уровня партийно-советской элиты до глав независимых государств. Соответственно поднимался и статус номенклатуры более низкого уровня.

Особую роль в разрушении СССР сыграла новая российская элита, выступавшая до прихода к власти в 1991 г. в качестве ведущей радикальной оппозиции к Горбачеву и федеральному центру. Уже в момент своего оформления в январе 1990 г. ее главная организация — «Демократическая Россия» выдвинула стратегию, представлявшую смертельную опасность для центральной федеральной власти. Эта стратегия исходила из того, что в условиях, когда большинство представителей союзных республик на Съезде народных депутатов и в Верховном Совете СССР настроены консервативно, все попытки провести радикальные реформы через союзные законодательные органы тщетны. Нужно было с помощью выборов в российские законодательные органы завоевать власть в России, объявить о ее суверенитете и проводить реформы, используя более демократические, нежели в СССР в целом, настроения россиян. Это радикалам и удалось осуществить. А после подавления реставрационного путча ликвидация СССР была уже только вопросом времени.

Итак, процесс распада СССР оказался необратимым. Но интегрирующие силы и факторы внутри прежнего Союза так или иначе продолжали действовать.

Фактор первый — морально-психологический. Глубоко осознанное, проникшее в умы и души людей чувство принадлежности к великой стране, уходящее корнями в историческое прошлое, передаваемая из поколения в поколение вера в сильную власть, закрепленная кровью многих миллионов погибших за Отечество,— все это полностью и разом отбросить невозможно.

Фактор второй — исторически сложившееся уникальное расселение наций и народностей (свыше 150) на территории бывшего Союза, не совпадающее с административным делением ленинско-сталинского типа. Из 150 млн русских 25 млн человек проживает за пределами России, из них 12 млн — на Украине (20% населения), более 6 млн — в Казахстане и т.д. Это относится и к другим нациям и народностям.

Третий фактор — проблемы внутренних границ и территориальных споров. В пределах бывшего Союза было немаркировано 85% протяженности границ. За 74 года советской власти происходили все мыслимые и немыслимые изменения границ национально-территориальных образований: односторонние, компенсационные, депортационные, локальные и т.д. Сохранившиеся территориальные притязания вместе с этническим расселением — источник реальных и потенциальных конфликтов (Крым, Приднестровье, Южная Осетия, Абхазия и т.д.).

Четвертый фактор — военный. Как ни парадоксально, но наличие ядерного оружия в России, на Украине, в Белоруссии и Казахстане, представлявшего угрозу, направленную вовне, превратилось в фактор нестабильности внутри бывшего Союза. Начался мучительный процесс раздела армий и оружия. Сохранить единые вооруженные силы не удалось, основную ответственность за охрану границ в Центральной Азии взяла на себя Россия.

Пятый фактор — экономический. Исторически сложившееся разделение труда (топливо, машины и оборудование России; сталь, товары народного потребления, продовольствие Украины; хлопок и энергетика среднеазиатских республик и т.д.) — крупный интегрирующий фактор. Как показал опыт первых экономических преобразований, зависимость каждого государства от межрегионального обмена внушительна и намного сильнее зависимости от зарубежных связей. Примером недальновидности разрушения связей между республиками является кризисное состояние экономики Украины и других стран СНГ.

Таким образом, формирование Содружества, будучи проявлением политической воли глав государств, в действительности явилось результатом сложного переплетения центробежных и центростремительных тенденций, сил сцепления, сдерживания и отталкивания, разрушения, интеграции и дезинтеграции.

studfiles.net

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *