Личность человека ни в каком смысле не является предсуществующей эссе – Эссе на тему «Личность человека, ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается» — (А.Н. Леонтьев)»

Ответы Mail.ru: как написать эссе

Алексей Николаевич Леонтьев – один из интереснейших советских психологов. Его научная деятельность внесла особый вклад в развитие психологии во времена СССР. Книга Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность» открывает перед нами целый мир решений психологических проблем.

Как утверждал автор: «Личность человека ни в каком смысле не является предшествующей по отношению к его деятельности, как и сознание, она ею порождается». Другими словами, личность определяется деятельностью, а не наоборот.

Разберем некоторые понятия. Личность – результат социального становления индивида путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. Сознание – это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе. Деятельность – это форма активного взаимодействия человека с окружающим миром с целью его изменения и преобразования. По мнению психолога, сознание также порождается деятельностью. Действия индивида прямо влияют на его восприятие мира и самого себя. Например, Наташа Ростова, героиня романа Толстова «Война и мир», проста и добродушна. Ее отношение к миру, к окружающим положительное. Наташа отличается оптимистичными мыслями. Деятельность, которой она занималась с рождения (воспитание, различные умения, образование), сказалась на ее восприятии мира, то есть на ее сознании. Также и то, как человек действует и определяет его как личность. И ее основание лежит не в генетических программах человека, не в навыках, которые он приобрел, а в той деятельности, которая реализуется этими умениями.

Я придерживаюсь того же мнения, что и автор, что личность и сознание зарождаются в процессе деятельности, и многое зависит от вида деятельности. То, чем занимается человек, в какой области он занимается этим, оказывает непосредственное влияние на развитие его как личности. Хорошим примером такого явления служит герой пьесы М. Горького «На дне». Потомственный вор Васька Пепел герой крайне невоспитанный и грубый, без образования. Его слова: «А куда они – честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести… Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть…» отражает его взгляд на мир. Деятельность Васьки, а именно воровство, повлияла на его судьбу, на сознание и воспитание.

Таким образом, чтобы верно воспринимать действительность, нужно заниматься деятельностью, положительно влияющей на нас как на личность. Ведь личность есть порождение деятельности, и никак не наоборот.

otvet.mail.ru

Готовые эссе по обществознанию, ч. 7 | Учеба-Легко.РФ

 

Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль ритм истории. (Р.Дарендорф).

Зададимся вопросом: «А что значит конфликт?» Ученые дают такие варианты определений «Конфликты представляют собой особый тип социального взаимодействия, субъектами которого являются общности, организации и отдельные личности с реально или предположительно несовместимыми целями; «Социальный конфликт — столкновение противоположных интересов, взглядов, идеологий между индивидами, социальными группами, классами». Я считаю, что Р.Дарендорф прав. Почему? Любой конфликт начинается с социальной напряженности, для начала конфликтных действий необходим лишь повод, затем разворачиваются либо наступательные, либо оборонительные действия, хотя порой возможен вообще отказ от действий. Если же не признавать конфликта, не замечать, что он существует, то он может продолжаться долго. А значит, его исход, результат будет не прогнозируем. Примеры, подтверждающие данное умозаключение, можно привести как из прошлого, нашей страны, так и из настоящего. События 9 января 1905 года -«Кровавого воскресенья» показали, что русский царь Николай II не воспринял выступление рабочих с мирной петицией как нарастание социальной напряженности в стране. Он расстрелял мирное шествие, не попытался выяснить причины, побудившие рабочих пойти к царю, тем самым дал повод к развязыванию превой русской революции 1905-1907 годов. Такой же вариант развития, на наш взгляд, имела история Чеченской войны. Российское правительство вначале не отреагировало на провозглашение суверенитета Чеченской Республикой, что затем привело к первой и второй Чеченским войнам. Итак, действительно, прав Р. Дарендорф и история свидетельствует, что если не видеть, не замечать появления, разрастания конфликта, то мы не сможем прогнозировать его завершения и результата.

 

 

Личность – это человек как носитель сознания. (К.К. Платонов)
Человек — вечная проблема. Наши предки считали, что человек предназначен для жизни бесконечной. И что свою суть он должен познавать в течение всей свой земной жизни, а может быть, и за пределами ее. И сейчас немало людей (главным образом верующих), которые думают точно так же. Вместе с тем по мере увеличения авторитета науки, основывающегося на ее реальных достижениях в естественных и технических областях, все большим весом стала обладать точка зрения, в соответствии с которой человек так же познаваем, как, например, микромир или Солнечная система. Личность — это человек как носитель сознания, наделенный рядом важных социальных свойств: способностью обучаться, трудиться, общаться с себе подобными, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, испытывать сложные чувства. В этом смысле любой взрослый человек является личностью. Распространено, впрочем, мнение, что человек становится личностью с самых ранних лет своей жизни. У этой точки зрения есть много оппонентов. Они говорят, что личностью не рождаются, а становятся в процессе деятельности. Став, субъектом общественной жизни, овладев социальным опытом, сопоставляя себя с окружающими, человек начинает выделять и ощущать свое «Я», которое является основным проявлением сознания и самосознания личности. Когда мы говорим о личности как субъекте общественных отношений, мы имеем в виду, прежде всего ее способность на самостоятельные решения, позиции, поступки. Чем увереннее личность, тем в большей мере она соответствует положению активного участника общественной жизни.

 

Личность человека, ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается. (А.Н. Леонтьев)

Леонтьев Алексей Николаевич -советский психолог, занимавшийся проблемами сознания и деятельности.
Личность — это конкретный человек, являющийся представителем определённого общества, определённой социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий своё отношение к окружающему и наделённый индивидуально-психологическими особенностями.
Личность является не только предметом психологии, но и предметом философского, общественно-исторического познания; наконец, на определенном уровне анализа личность выступает со стороны своих природных, биологических особенностей как предмет антропологии, соматологии и генетики человека. Интуитивно мы достаточно хорошо знаем, в чем состоят здесь различия. Тем не менее, в психологических теориях личности постоянно возникают грубые смешения и неоправданные противопоставления этих подходов к исследованию личности. Лишь немногие общие положения о личности принимаются, с теми или иными оговорками, всеми авторами. Одно из них состоит в том, что личность представляет собой некое неповторимое единство, некую целостность. Другое положение заключается в признании за личностью роли высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами. Однако попытки дальнейшей интерпретации этих положений привели в психологии к ряду ложных идей, мистифицирующих проблему личности.

 

И еще один аспект. Четыре конфликтных периода, которые ребенок проходит в процессе обучения – период адаптации. « Адаптационная программа», предлагает такую форму педагогической поддержки, как «Дни активного взаимодействия»,помогает преодолеть столь сложный процесс.

Конечно, мы используем и традиционные методы воспитания: заседания Совета профилактики правонарушений, малые педагогические советы индивидуальные беседы, вовлечение школьников в секции, кружки; педагогическое просвещение родителей через « Родительский всеобуч» и многое другое.
Главное – бороться надо не против плохого, а за хорошее, то есть за человека, каким он должен быть в настоящем и будущем.
На сегодняшний день в школе нет «отсева», снизилось число второгодников. Но и у нас не все так благополучно. Вызывает тревогу тот факт, что из 13 учащихся, состоящих на внутришкольном учете, пятеро – учащиеся начальной школы!
Все, что в наших силах, мы стараемся делать для этих детей. Выделены бесплатные путевки в санаторий «Обские зори» Никулиной Ксении, Рудаковым Александру и Дмитрию, Волчек Валентине, в первую очередь эти дети получают талоны на питание. Попечительский Совет школы не отказывает и в материальной помощи на приобретение учебников и дидактического материала. Родители же находятся в позиции безучастности и решительно не хотят заниматься воспитанием своих детей. Одни, в силу свой «высокой компетенции» (Балакина О.Н.), другие – в силу своей педагогической неграмотности и нежелания изменить свой образ жизни (семья Степановых, Гуляевых). Ребенок становится свидетелем неблаговидных поступков своих родителей, и получает своего рода инструкцию, как жить. 

На мой взгляд, в плане идеи педагогической поддержки Россия хоть и «не впереди платы всей», но идет вровень. Однако, родители, или так называемые неблагополучные семьи, следует ставить в более ответственное положение. И здесь следует обратиться к опыту западных школ — созданию ювенальных судов. 

 

 

 

 

Люди рождаются только с чистой природой, лишь потом отцы делают их иудеями, христианами или огнепоклонниками. (Саади)

Сложно не согласиться с данным высказыванием. Человек — существо биосоциальное. От рождения мы обладаем, по словам поэта Саади «чистой природой». Маленький араб и маленький еврей биологически очень похожи друг на друга и лишь родители объяснят им, что они — враги. Именно родители приобщают ребенка к религии, как и приобщают к традициям, воспитывают его. В ходе воспитания ребенку прививаются не только определенные нравственные, эстетические, моральные нормы, но и вера в бога или, в зависимости от религии, в животное или растение, идола. Если родители атеисты, то и дети их, как правило, будут атеистами. Религия -один из важнейших, и в то же время один из древнейших институтов человеческого общества. Но что же такое религия и каковы ее признаки? Религия — это определенные взгляды и представления людей, соответствующие обряды и культы. Религии присущи, во-первых, группа верующих, во-вторых, учения, в-третьих, существование неких священных предметов, и, в-четвертых, наличие ритуалов. Каждый из нас, родившись, еще ничего не представляет из себя. Лишь спустя некоторое время он начинает осмысливать действия, совершаемые его родителями. Ведь именно родители закладывают в нас основу жизненных начал и наделяют чертами, которые свойственны как нашему роду, так и обществу. Ребенок, рожденный в православной семье, но по каким-то причинам ставший сиротой и усыновленный католической семьей, станет католиком. Некоторые родители, приобщая ребенка к религии, отдают его в определенные религиозные школы. Душа ребенка после рождения — это чистый лист бумаги, в который можно вписать все, что угодно. В православной религии никто не спрашивает, крестя ребенка, у него согласия на это. То, что религию ребенка выбирают его родители, подтверждает то, что некоторые люди, став взрослыми, меняют свою религию или вовсе становятся атеистами. Так, известный американский акгер Ричард Гир когда-то был протестантом, теперь же он исповедует буддийскую религию. Известен пример и из истории России: князь Владимир не спрашивал у своей дружины, желает ли она принять христианство, а крестил ее насильно. А затем христианизации была подвергнута вся Русь. На наш взгляд, нельзя запрещать религию, но надо внушать детям идею веротерпимости, толерантности, и тогда выросший араб не будет взрывать своего сверстника еврея только за то, что он исповедует иную религию.

 

 

Люди существуют друг для друга. (Марк Аврелий)

Человек, по своей природе, — существо социальное. Такими нас сделала природа: с самых древних времен люди живут социумом, т.е. коллективом. И даже когда не было создано речи, люди общались с помощью жестов и звуков. Человек не может жить без общения, простая беседа даже с незнакомым человеком помогает снять напряжение и стресс. Каждый из нас испытывал в жизни хотя бы раз непреодолимое желание поделиться с другим человеком, увиденным или услышанным, особенно если это захлестнуло вас эмоционально, т.е. существует естественная потребность общения и не важно поддакивает вам собеседник или молча слушает, а может быть горячо спорит или убеждает в обратном. Мать, беседуя с ребенком, преследует только благие цели она несёт ему прекрасное, доброе, справедливое. Ребёнок рассказывает матери самое сокровенное, отсюда она узнает, чем он живёт и какие его интересы, порой ребёнок ставит мать в тупик своими вопросами и рассуждениями это даёт и маме взглянуть на мир с иной стороны. Общение матери и ребёнка развивает их обоих, сближает и дополняет. Стало быть, главной причиной того, что люди не могут друг без друга, является не желание говорить, а желание жить в группе, ведь это является одной из главных потребностей человека. Также не можем друг без друга, так как мы должны удовлетворять свои потребности самореализации желание быть кому — то нужным

 

Люди существуют друг для друга. (Марк Аврелий)
«Марк Аврелий, на мой взгляд, абсолютно прав. Нет такого человека на земле, который бы жил один, был бы отделен от общества. Человеку свойственно познавать окружающий мир, т.е. окружающее его общество, природу, самого себя.
Такие личности, которые считают, что они отделены, что живут в своем «мире» и не зависят ни от кого, далеко ошибаются, это показывает реальный мир. Без общения, без связи индивид просто станет изгоем, а уже вследствие этого он теряет свою жизненную силу.
Может всем правит любовь? Может она дает понять, что люди существуют друг для друга, чтобы любить? 
В нашем мире все взаимно. Люди-эгоисты «подметают» все под себя, думают только о себе, но тогда взаимной помощи не будет. Все поступки человека возвращаются ему бумерангом, то, что отдал, потом вернется чем-нибудь другим, а то, что «зажал» — никогда. Эта теория психологии говорит о том, что все взаимно, что нужно существовать не только для себя, но и для других, значит люди существуют друг для друга, но в определенной степени».

Люди существуют друг для друга. (Марк Аврелий)
«За всю свою историю человечество натерпелось немало бед, немало горя. Разрушительные войны, зло природы и другие неблагоприятные факторы на протяжении многих веков воздействовали на людей, заставляя их совместно преодолевать все новые и новые барьеры, заставляя совместно бороться с ними, именно совместно, сообща, друг для друга. Иными словами, и горе и радость делить друг с другом.
На мой взгляд, идеальное воплощение высказывания «Люди существуют друг для друга» можно отыскать в ходе истории человечества. Причем, как в истории прошлого, так и в современном мире. Борьба партизан во время войн, да и вообще, поведение людей во время войны – идеальная модель, пример этому. Люди существуют друг для друга, они как никогда сплочены, они – единое целое. Общее горе делает их такими. 
Если рассматривать общество в целом, можно также пронаблюдать непрерываемое взаимодействие между людьми. Оно может подразумевать под собой даже взаимодействие лишь для получения определенной выгоды, а не взаимодействие как посвящение себя человеку в целях добра. Но и в этом случае высказывание Марка Аврелия будет справедливым»

 

 

 

 

uclg.ru

эссе по обществознанию | Страница 2

«Без борьбы нет прогресса» (Ф. Дуглас)

В основе существования вселенной лежит принцип конфликта, именно он заставляет изменяться мир вокруг, заставляет его существовать, гореть и потухать, поэтому главным источником существования, был огонь. Миру всегда присуща критическая двойственность, антагонизм форм. Этот антагонизм — как приводные ремни мотора, заставляют мир существовать из небытия и статичности. Вечный источник жизни – Бог. Необходимость, которая определяет жизнь — судьба. Иными словами, утверждение, что в основе существования лежат позднейшие принципы законов диалектики. Борьба – это единство противоположностей. Без борьбы — нет прогресса. Что такое прогресс? В этом вся суть вопроса. Прогресс – это направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему. Мы заочно связываем слово прогресс с качественным улучшением, в какой либо области существования. Если исходить из данной формулировки, прогресс как любое движение из точки А в точку Б, должен сменить положение статичность или перемещение и получить импульс. В данном случае по мнению Дугласа этот импульс развития — — борьба. Итак : качественные изменения — следствие борьбы. Отсюда следует, что любое развитие зависит от внутренних изменений. Закон диалектики – это взаимный переход количества в качества. Мы видим два закона диалектики, которые содержат взаимосвязь. Без борьбы — нет прогресса. Следовательно: прогресс рождается из борьбы.

«Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий)

Человек, по своей природе, — существо социальное. Такими нас сделала природа: с самых древних времен люди живут социумом, т.е. коллективом. И даже когда не было создано речи, люди общались с помощью жестов и звуков. Человек не может жить без общения, простая беседа даже с незнакомым человеком помогает снять напряжение и стресс. Каждый из нас испытывал в жизни хотя бы раз непреодолимое желание поделиться с другим человеком, увиденным или услышанным, особенно если это захлестнуло вас эмоционально, т.е. существует естественная потребность общения и не важно поддакивает вам собеседник или молча слушает, а может быть горячо спорит или убеждает в обратном. Мать, беседуя с ребенком, преследует только благие цели она несёт ему прекрасное, доброе, справедливое. Ребёнок рассказывает матери самое сокровенное, отсюда она узнает, чем он живёт и какие его интересы, порой ребёнок ставит мать в тупик своими вопросами и рассуждениями это даёт и маме взглянуть на мир с иной стороны. Общение матери и ребёнка развивает их обоих, сближает и дополняет. Стало быть, главной причиной того, что люди не могут друг без друга, является не желание говорить, а желание жить в группе, ведь это является одной из главных потребностей человека. Также не можем друг без друга, так как мы должны удовлетворять свои потребности самореализации желание быть кому — то нужным

«Личность человека, ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается» (А.Н. Леонтьев)

Леонтьев Алексей Николаевич -советский психолог, занимавшийся проблемами сознания и деятельности.

Личность — это конкретный человек, являющийся представителем определённого общества, определённой социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий своё отношение к окружающему и наделённый индивидуально-психологическими особенностями.

Личность является не только предметом психологии, но и предметом философского, общественно-исторического познания; наконец, на определенном уровне анализа личность выступает со стороны своих природных, биологических особенностей как предмет антропологии, соматологии и генетики человека. Интуитивно мы достаточно хорошо знаем, в чем состоят здесь различия. Тем не менее, в психологических теориях личности постоянно возникают грубые смешения и неоправданные противопоставления этих подходов к исследованию личности. Лишь немногие общие положения о личности принимаются, с теми или иными оговорками, всеми авторами. Одно из них состоит в том, что личность представляет собой некое неповторимое единство, некую целостность. Другое положение заключается в признании за личностью роли высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами. Однако попытки дальнейшей интерпретации этих положений привели в психологии к ряду ложных идей, мистифицирующих проблему личности.

«Личность – это человек как носитель сознания» (К.К. Платонов)

Человек — вечная проблема. Наши предки считали, что человек предназначен для жизни бесконечной. И что свою суть он должен познавать в течение всей свой земной жизни, а может быть, и за пределами ее. И сейчас немало людей (главным образом верующих), которые думают точно так же. Вместе с тем по мере увеличения авторитета науки, основывающегося на ее реальных достижениях в естественных и технических областях, все большим весом стала обладать точка зрения, в соответствии с которой человек так же познаваем, как, например, микромир или Солнечная система. Личность — это человек как носитель сознания, наделенный рядом важных социальных свойств: способностью обучаться, трудиться, общаться с себе подобными, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, испытывать сложные чувства.

В этом смысле любой взрослый человек является личностью. Распространено, впрочем, мнение, что человек становится личностью с самых ранних лет своей жизни. У этой точки зрения есть много оппонентов. Они говорят, что личностью не рождаются, а становятся в процессе деятельности. Став, субъектом общественной жизни, овладев социальным опытом, сопоставляя себя с окружающими, человек начинает выделять и ощущать свое «Я», которое является основным проявлением сознания и самосознания личности. Когда мы говорим о личности как субъекте общественных отношений, мы имеем в виду, прежде всего ее способность на самостоятельные решения, позиции, поступки. Чем увереннее личность, тем в большей мере она соответствует положению активного участника общественной жизни.

«В нынешние времена – все политика» (С. Къеркегор)

С. Къеркегор поднимает проблему политизации всех сторон жизни человека не только в отдельно взятой стране, но и в мире. Что же такое политика? Политика – это искусство управлять обществом. Управлять при помощи чего? При помощи власти, для оказания влияние есть все условия. Это политические организации, партии, чиновничий аппарат, политические отношения, политическая идеология и все это направлено на организацию жизнедеятельности.

При демократическом режиме – государство, являясь главным политическим институтом, который осуществляет власть от имени народа, принимает законы, кодексы и другие документы по которым живет страна. Например, подошел пенсионный возраст человеку, он оформляется по закону о пенсионном обеспечении, желает человек вступить в брак — действует Семейный кодекс.

На международной арене сегодня проходят процессы глобализации. Есть так же международный порядок взаимоотношений, который называется геополитикой. Геополитическое устройство мира строится на принципах однополярности или многополярности. Международная политика, как предложил Дмитрий Медведев на саммите в Нью-Йорке, должна строиться на многополярности, т.е. взаимоуважении, с учетом интересов стран, а не диктата, какой-то одной страны. Сегодня на мировой арене действуют такие международные организации как МВФ,ООН,ОПЕК,МККК,ВТО и другие и множество международных документов, которые регламентируют жизнь людей в мире.

Например, желает человек иметь гражданство другой страны, кроме России – действуют международные документы о предоставлении двойного гражданства, причем страны договорились, что тройного гражданства не может быть. Нарушаются в какой-либо стране права человека международные организации вправе вмешаться.

В заключении я прихожу к выводу, что жизнь вне политики сегодня практически невозможна. Власть организует, защищает, предоставляет возможность развиваться, удовлетворять потребности человеку и обществу.

“Семья более священна, чем государство”

Человек как социальное существо от рождения и до смерти может гармонично развиваться только в обществе, среди других людей. Процесс социализации является основным индикатором становления индивида, однако деятельность в обществе требует от человека соблюдения установленных предписаний и сложившихся традиций. Нормам морали, элементарным правилам, необходимым для будущей жизни, можно обучиться лишь в семье. Для ребенка, не обладающего даже самыми примитивными знаниями, семья- самое священное, наделяющее первым социальным статусом, прививающее определенное поведение, постепенно наделяющее также и обязанностями, своеобразная модель “взрослого” мира. Семья- первичный социальный институт, без которого очень трудно адаптироваться и общаться с окружающими. Если рост и обучение осуществляется вне семейного круга, человеку приходится осваивать правила и ограничения общества самостоятельно, а отсутствие должного воспитания может негативно сказаться на личности.

Государство по функциям в отношении к гражданам существенно отличается от семьи. Как совокупность режима власти и органов правления, оно осуществляет лишь контроль, создавая условия для жизни,не воспитывая личностных качеств.

Для отдельного индивида семья более значима, нежели государство. Я абсолютно согласна с утверждением “Семья более священна, чем государство”. Одним из подтверждений может являться тот факт, что исторически семья сложилась раньше любого государственного строя.

Современная жизнь изобилует примерами. Самый яркий касается беспризорных детей. Им, воспитанным в детском доме, следующим законам улицы, выбиться “в люди” гораздо сложнее, чем ребенку из благополучной семьи.

Если проводить параллели,семью можно назвать матерью, а государство-работодателем. Мать воспитывает, обучает, а работодатель создает условия для труда и следит за выполнением работы. И мать также дороже работодателя, как семья ценнее государства.

«

»

aplik.ru

32.) Взгляды на социализацию личности в концепции а.Н Леонтьева.

Взаимосвязь
психических процессов – это то, что
относится к психической реальности.
Тем самым мы подводим личность под общую
категорию психики; личность оказывается
одной из структур психики. А.Н.Леонтьев,
напротив, принципиально выводит понятие
личности за пределы понятия психики в
плоскость отношений с миром; как он
сформулировал позднее, «проблема
личности образует новое психологическое
измерение: иное, чем измерение, в котором
ведутся исследования тех или иных
психических процессов».
Леонтьев,
таким образом, определяет личность как
связь, иерархию деятельностей, а не
психических процессов.
«Индивид
превращается в личность … в ходе своей
биографии. В этом смысле личность и есть
«сгусток» биографии» (Леонтьев, 1994, с.
196). Другими словами, личность – не
биологическое и не социальное, не условия
и не факторы, а биография, опыт жизни!
Личность есть результат «кристаллизации»
биографии.
Это первый тезис А.Н.Леонтьева.

Второй
тезис:

личность развивается, т.е. существуют
качественно особые стадии развития
личности, которые не имеют отношения к
развитию психических процессов.
Третий
тезис

– личность имеет строение. С самого
начала вводится разведение индивида и
личности. Если индивид представляет
собой некое биологическое единство,
связь естественных органов и их функций,
то личность — небиологическое единство.
Она постепенно возникает, формируется
в ходе жизни, поэтому есть строение
индивида, и есть независимое от него
строение личности.
Личность
впервые возникает, когда человек вступает
в историю, и он становится личностью
лишь как субъект общественных отношений.
«Личность человека ни в каком смысле
не является предсуществующей по отношению
к его деятельности, как и его сознание,
она ею порождается».
Экзистенциальную
психологию и философию роднит с теорией
деятельности ключевой принцип, который
лаконично сформулировал Ж.-П. Сартр:
«Существование предшествует сущности».
В деятельностном подходе аналогичный
принцип гласит, что все психические и
личностные структуры изначально
существуют как структуры деятельности,
реализуясь в реальных отношениях с
миром, лишь после этого они кристаллизуются
в виде каких-то стабильных структур.
Для А.Н.Леонтьева, начиная уже с 1940-х
гг., деятельность, прежде всего, является
формой взаимодействия с миром, а потом
уже всем остальным. И само это взаимодействие
не выводится из чего-то другого — черт,
мотивов, диспозиций, — наоборот, из него
выводятся структуры психики, сознания
и личности. И врожденное, и приобретенное
оказываются только сырьем, глиной,
инструментом; ни биологическое, ни
социальное не определяют личность; они
«равноудалены» от личности, которая не
сводится ни к тому, ни к другому.

В этом
подходе отрицается биологическое и тем
более психологическое наследование
личностных свойств. Главным источником
развития личности, согласно этой теории,
является деятельность. Деятельность
понимается как сложная динамическая
система взаимодействий субъекта
(активного человека) с миром (с обществом),
в процессе которых и формируются свойства
личности. Сформированная личность
(внутреннее) в дальнейшем становится
опосредствующим звеном, через которое
внешнее оказывает влияние на человека.

Принципиальное отличие деятельностной
теории от поведенческой заключается в
том, что средством научения здесь
выступает не рефлекс, а особый механизм
интериоризации, благодаря которому
происходит усвоение общественно-исторического
опыта. Основными характеристиками
деятельности являются предметность и
субъектность. Специфика предметности
состоит в том, что объекты внешнего мира
воз действуют на субъект не непосредственно,
а лишь будучи преобразованными в процессе
самой деятельности.

Предметность
— это характеристика, которая присуща
только человеческой деятельности и
проявляется прежде всего в понятиях
языка, социальных ролях, ценностях. В
отличие от А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейн
и его последователи подчеркивают, что
деятельность личности (и сама личность)
понимается не как особая разновидность
психической активности, а как реальная,
объективно наблюдаемая практическая
(а не символическая), творческая,
самостоятельная деятельность конкретного
человека (Абульханова-Славская К. А.,
1980; Брушлинский А. В., 1994).

Субъектность
означает, что человек сам является
носителем своей активности, собственным
источником преобразования внешнего
мира, действительности. Субъектность
выражается в намерениях, потребностях,
мотивах, установках, отношениях, целях,
определяющих направленность и
избирательность деятельности, в
личностном смысле, т. е. значении
деятельности для самого человека.

Представители
деятельностного подхода считают, что
личность формируется и развивается в
течение всей жизни в той мере, в какой
человек продолжает играть социальную
роль, быть включенным в социальную
деятельность. Человек не является
пассивным наблюдателем, он — активный
участник социальных преобразований,
активный субъект воспитания и обучения.
Детство и юношеские годы тем не менее
рассматриваются в этой теории как
наиболее важные для формирования
личности. Представители этой теории
верят в позитивные изменения личности
человека по мере социального прогресса.

По мнению
представителей данного подхода, в
личности основное место занимает
сознание, причем структуры сознания не
даны человеку изначально, а формируются
в раннем детстве в процессе общения и
деятельности. Бессознательное имеет
место только в случае автоматизированных
операций. Сознание личности полностью
зависит от общественного бытия, ее
деятельности, от общественных отношений
и конкретных условий, в которые она
включена. Человек обладает свободой
воли лишь в той мере, в какой это позволяют
социально усвоенные свойства сознания,
например рефлексия, внутренний диалогизм.
Свобода — это осознанная необходимость.
Внутренний мир человека и субъективен,
и объективен одновременно. Все зависит
от уровня включения субъекта в конкретную
деятельность. Отдельные аспекты и
свойства личности могут быть
объективизированы в поведенческих
проявлениях и поддаются операционализации
и объективному измерению.
Таким
образом, в рамках деятельностного
подхода личность — это сознательный
субъект, занимающий определенное
положение в обществе и выполняющий
социально полезную общественную роль.
Структура личности — это сложно
организованная иерархия отдельных
свойств, блоков (направленности,
способностей, характера, самоконтроля)
и системных экзистенционально-бытийных
целостных свойств личности.

studfiles.net

«Личность человека, ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается» А. Н

Тема: Сознание как философская категория
Платон все идеи, душу считал источником мира. В средние века сознание и разум рассматривались как важнейшие атрибуты Бога, а поскольку…
Содержание понятие человека в истории философии. Природа и сущность человека понятия “индивид”, “индивидуальность”
Проблема человека является важнейшей философской проблемой. С древнейших времен философы так или иначе обращаются к ней, ищут ответ…
Вы никогда не были чьим-либо агентом ? А хотите не надолго ощутить себя в его шкуре и понять ход мыслей, возникающих в его голове ? Как говорится, нет ничего проще
Если Вы испытываете желание или потребность кого-либо обмануть или обвести вокруг пальца, то первым делом ищите среди окружающих…
Весна. Само
звучание этого
слова пробуждает
ощущение радости,
первого динамичного
рывка вперед,
зарождения
новых процессов.
Весной и особенно
летом человек
пользуется
дарами природы,
она кормит и
согревает его.
Затем наступает
осень, преддверье
зимы. Она ассоциируется
с увяданием
природы, человек
ут
Отмечал, что, хотя каждый ритуал проходит через весь цикл развития, в ритуале данного сезона главной является одна фаза цикла, подготавливающая…
Компетентностный подход
Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности — знаний, умений, навыков, способов деятельности, задаваемых по…
А. Н. Леонтьева, одного из известнейших психологов Советского Союза, напрямую затрагивает проблему становления личностью. Личность
Союза, напрямую затрагивает проблему становления личностью. Личность – это понятие, выработанное для отображения социальной природы…
Книга первая Чай в Сахаре
Участь каждого человека является личной лишь постольку, поскольку она может оказаться напоминающей то, что уже есть в его памяти

Внешность, телосложение человека и тому подобные качества не имеют никакого отношения к его личности, ибо они являются всего лишь…
Функции общения Коммуникативно-связующая в коллективной деятельности
Общение как жизненно важная потребность человека, условие его благополучного существования
Фрейд Зигмунд Психология масс и анализ человеческого ‘Я’
В душевной жизни одного человека другой всегда оценивается как идеал, как объект, как сообщник или как противник, и поэтому индивидуальная…
З. Фрейд Психология масс и анализ человеческого «Я»
В психической жизни человека всегда присутствует «другой» Он, как правило, является образцом, объектом, помощником или противником,…

ignorik.ru

А.Н. Леонтьев и проблемы личности

А.Н.
Леонтьев и проблемы личности

Леонтьев
Алексей Николаевич(1903-1979) – известный
отечественный психолог, действительный
член АПН РСФСР, доктор педагогических
наук, профессор. С 1925 года А.Н. Леонтьев
работал под руководством Выготского
над культурно-исторической теорией
конкретнее – над проблемами культурного
развития памяти. Отражающая эти
исследования книга “развитие памяти”
издано около 1931 года.

Родился
в семье мещан. Окончив Первое реальное
училище (точнее, “единую трудовую
школу”), поступил на факультет общественных
наук МГУ, который окончил в 1923 году.

С
1951 года – заведующий кафедрой психологии
философского факультета МГУ.

1966
год – основывает факультет психологии
МГУ и руководит им более 12 лет.

В
1976 году открыта лаборатория психологии
восприятия, которая действует и по сей
день.

21
января 1979 года – умер в Москве.

Выдвинул
общепсихологическую теорию деятельности.
По мнению А.Н. Леонтьева, личность
человека “производится” – создаётся
общественными отношениями, в которые
индивид вступает в своей предметной
деятельности. Личность впервые
возникает в обществе.

Для
психологической трактовки “иерархий
деятельностей” А.Н. Леонтьев использует
понятия “потребность”, “мотив”,”
эмоция”, “значение” и “смысл”.

Процесс
становления личности по А.Н. Леонтьеву
есть процесс “становления связной
системы личностных смыслов”.

Пути
решения проблемы развития личности,
намеченные П.П. Блонским и Л.С. Выготским,
развернул и углубил А.Н. Леонтьев, который
писал, что “в изучении развития психики
ребенка следует исходить из развития
его деятельности, так как она складывается
в данных конкретных условиях его жизни……
жизнь или деятельность в целом не
складывается, однако, механически из
отдельных видов деятельности. Одни виды
деятельности являются на данном этапе
ведущими и имеют большее значение для
дальнейшего развития личности, другие
– меньшее. Одни играют главную роль в
развитии, другие – подчиненную. Поэтому
нужно говорить о зависимости развития
психики не от деятельности вообще, а от
ведущей деятельности”.

Психологическое
развитие человека по А.Н. Леонтьеву –
это процесс развития его деятельности,
сознания, личности. Развитие личности,
согласно А.Н. Леонтьеву, происходит в
процессе включения ее в различные виды
деятельности. Категория деятельности
у А.Н. Леонтьева – основополагающая для
анализа личности. “Проблема личности
есть проблема единства, взаимосвязи
отдельных деятельностей”.

Человек
не родится в качестве личности. Личность
человека возникает в ходе развития его
жизни.

Леонтьев
таким образом, определяет личность, как
связь, иерархию деятельностей, а не
психических процессов. “Индивид
превращается в личность… в ходе своей
биографии”. Другими словами, личность
– не биологическое и не социальное, не
условия и не факторы, а биография и опыт
жизни. Личность есть результат
“кристаллизации” биографии. Это первый
тезис А.Н.
Леонтьева.

Второй
тезис: личность развивается, т.е.
существует качественно особые стадии
развития личности, которые не имеют
отношения к развитию психических
процессов.

Третий
тезис– личность имеет строение. С
самого начала вводится разведение
индивида и личности. Если индивид
представляет собой некое биологическое
единство, связь естественных органов
и их функций, то личность – небиологическое
единство. Она постепенно возникает,
формируется в ходе жизни, поэтому есть
строение индивида, и есть независимое
от него строение личности.

Личность
впервые возникает, когда человек вступает
в историю, и он становится личностью
лишь как субъект общественных отношений.
“Личность человека ни в каком смысле
не является предсуществующей по отношению
к его деятельности, как и его сознание,
она ею порождается”.

Что же определяет
личность человека, — “Личность определяется
жизнью”.

Хорошо
известна метафора А.Н. Леонтьева о двух
рождениях личности. Личность “рождается
дважды: первый раз – когда у ребенка
проявляется в явных формах
полимотивированность и соподчиненность
его действий,… второй раз – когда
возникает его сознательная личность”.
Первое рождение совпадает с кризисом
трех лет, когда впервые возникает
иерархизация и соподчинение действий,
отсрочка удовлетворения. Второе рождение
– с подростковым кризисом, когда
возникает овладение собственным
поведением через сознание, опосредствование.
Можно сказать, что эти два “рождения
личности” представляют собой критические
точки прогрессирующей эмансипации
личности от симбиотических связей.

На каждом
повороте жизненного пути человеку нужно
от чего-то освобождаться, что-то утверждать
в себе. Конечно, человек является в
определенной степени кристаллизацией
биографии, но неправильно считать
человека полностью продуктом своей
биографии. С одной стороны, личность
формируется в процессе жизни, биографии,
с другой стороны, она – не только
результат того, что происходит, но и
результат того, что человек делает из
себя. “Как и прошлое, будущее составляет
наличное в личности. Открывшаяся человеку
жизненная перспектива есть… его
достояние”.

Структура
личности.

Личность,
согласно А.Н. Леонтьеву, характеризует
во-первых, “богатство, многообразие
действительных отношений субъекта,
составляющих его жизнь. Это и есть
основание, реальный базис личности”.
А.Н. Леонтьев выделяет три основных
параметра личности: “широту связей
человека с миром, степень их
иерархизированности и общую их структуру”.

Один из
наиболее интересных аспектов теории
личности А.Н. Леонтьева – это анализ
того, что происходит в результате
“второго рождения личности”. Происходит
прежде всего овладение своим поведением,
становление новых механизмов разрешения
мотивационных конфликтов, связанных с
волей и сознанием.

О предмете
психологии личности – Проблема личности
образует новое психологическое измерение:
иное, чем изменение, в котором ведутся
исследования тех или иных психических
процессов, отдельных свойств и состояний
человека; это – исследование его места,
позиции в системе, которая есть система
общественных связей, общений, которые
открываются ему; это – исследование
того, что, ради чего и как использует
человек врожденное ему и приобретённое
им.

Психологию
личности венчает проблема самосознания,
поскольку главное – это осознание себя
в системе обществ, отношений. Личность
– это то, что человек создает из себя,
утверждая свою человеческую жизнь. В
теории деятельности предлагается
использовать следующие основания при
создании типологии личности: богатство
связей индивида с миром, степень
иерархизированности мотивов, их общую
структуру.

Положение
А.Н. Леонтьева о личности как “ внутреннем
моменте” деятельности вызывало много
критики, в которой его упрекали за то,
что он якобы сводит личность к
деятельности, лишая её своей специфики.
Однако Леонтьев нигде не говорил, что
личность есть только момент деятельности.
Смысл этого тезиса в том, что деятельность
имеет структуру “субъект – объект”,
она не может осуществляться без субъекта,
который является личностью. Деятельность
конституируется мотивами, а мотивы
связаны с личностью, но не с индивидом.

studfiles.net

Esse_po_obshestvoznaniyu

vk.com/examino

examino.ru – подготовка к ЕГЭ и ГИА 2012: шпаргалки, новости, пособия, советы

ПЛАН:

Культура.

«Архитектура — тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания, и когда уже ничто не говорит о погибшем народе» (Н. В. Гоголь)

«Искусство — диалог, в котором собеседник молчит». (Г.Ландау)

«Культура — лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом». (Ф. Ницше) «Поэт бесконечно уступает художнику в изображении видимого, и музыканту — в

изображении невидимого». (Леонардо да Винчи)

«Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно». А. Шопенгауэр. «У искусства есть враг, имя которому — невежество». (Д. Кеннеди) «Цивилизация есть стадия умирания культуры». (О. Шпенглер) Философия.

«Без борьбы нет прогресса» (Ф. Дуглас)

«Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов». (Ж.-Ж. Руссо)

«Каждый великий успех науки имеет своим истоком великую дерзость воображения». (Д. Дьюи)

«Как значимы эмоции и чувства! Это ветры, надувающие паруса корабля. Они его иногда топят, но без них он не может существовать» (Вольтер)

«Наука не сводится к сумме фактов, как здание не сводится к груде камней». (А. Пуанкаре)

«Я видел дальше других только потому, что стоял на плечах гигантов»(И. Ньютон) «Мы были достаточно цивилизованны, чтобы построить машину, но слишком

примитивны, чтобы ею пользоваться» (Карл Краус)

«Наши взгляды как часы — все показывают разное время, но каждый верит только свои» «Не в том дело, что способности человека проявляются в деятельности, а в том, что они

в ней создаются». (Б. Теплов)

«Объявить себя гением легче всего по радио». Дон Аминадо «Прогресс – это движение по кругу, но все более быстрое». Л.Левинсон. Политика.

«В нынешние времена – все политика» (С. Къеркегор) «Власть, лишенная авторитета, хуже, чем явное безвластие».

«Гордиться своей нацией – патриотизм, хвалиться своей национальностью — национализм» (И.Н. Шевелев)

«Демократия – это право делать неправильный выбор» (Дж. Патрик)

«Демократия — это система, при которой у власти можно находиться лишь в результате конкурентной борьбы за мнение большинства». (Круглов)

«История сама по себе не может заставить человека совершить грязное дело…» П. Сартр.

«Когда народ много знает, им трудно управлять» (Лао-Цзы)

«Национализм – это не любовь к своей нации, а ненависть к чужой» (И.Н. Шевелев) «Неверно, будто политика есть искусство возможного. Политика — это выбор между

гибельным и неприятным». (Джон Гэлбрейт)

«Партия есть организованное общественное мнение». (Б. Дизраэли) «Революции – варварский способ прогресса». Ж. Жорес «Революция – это переход от неправды к правде, от лжи к истине, от угнетения к

справедливости, от обмана и страданий к прямолинейной честности и счастью» Роберт Оуэн

Правоведение.

vk.com/examino

examino.ru – подготовка к ЕГЭ и ГИА 2012: шпаргалки, новости, пособия, советы

«Закон не может быть законом, если за ним нет силы, могущей принудить» (Д. Гарфилд)

«Законы должны для всех иметь одинаковый смысл» Ш. Монтескье «Кто, имея возможность предупредить преступление, не делает этого, тот ему

способствует». (Сенека)

«Подчинившись закону толпы, мы возвращаемся в каменный век» С. Паркинсон «Пусть погибнет мир, но закон должен быть соблюден». (Изречение римского права) «Свобода есть право на неравенство».

«Что есть право и в чем состоит правонарушение, это должен определить закон» (Латинское юридическое изречение).

«Есть 2 мирные формы насилия: закон и приличия» И. Гете.

«Здоровая нация так же не замечает своей национальности, как здоровый человек — своего позвоночника» Б. Шоу

«Законы обязаны своей силой нравам» К. Гельвеций «Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы

помогать им» (Вольтер) «Имею право или обязан?»

«Когда гремит оружие, законы молчат». Цицерон «Совесть есть закон законов». Ламартин

“Я считаю обязательным для каждого беспрекословно и неуклонно повиноваться законам” (Сократ)

«Щадя преступников, вредят честным людям» (Сенека) Экономика.

«Деньги — это свобода, выкованная из золота». (Э.М. Ремарк)

«Конкуренция — единственный метод взаимной координации наших индивидуальных действий без принуждения или произвольного вмешательства со стороны властей». (Ф.

Хайек)

«Конкуренция обеспечивает наилучшие качества продуктов и развивает наихудшие качества людей» (Д. Сарнофф).

«Бизнес — это искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию». М. Амстердам

“Главная цель капитала – не добыть как можно больше денег, а добиться, чтобы деньги вели к улучшению жизни”. Генри Форд

«Нажить много денег — храбрость; сохранить – мудрость, а умело расходовать – искусство».

«Налоги – это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого». С. Джонсон

«Не быть жадным — уже есть богатство, не расточительным — доход». (М. Монтень) «Торговля не разорила еще ни одного народа». (Б. Франклин)

«Цены и другие инструменты рынка регулируют распределение редких ресурсов в обществе, ограничивая тем самым желания участников, координируя их действия». (Г. С. Беккер)

Социология.

«Алкоголизм дает больше опустошения, чем три исторических бича вместе взятых: голод, чума и война». (У. Гладстон)

«Алкоголизм и преступление — это два явления общественной жизни, находящиеся в тесной связи друг с другом». (И. Мержевский)

«Без многого может обойтись человек, только не без человека» (Л. Берне)

vk.com/examino

examino.ru – подготовка к ЕГЭ и ГИА 2012: шпаргалки, новости, пособия, советы

«Жениться — это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности». (А. Шопенгауэр)

«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают». (А.Г.Асмолов)

«Личностью не родятся, личностью становятся». (А.Н.Леонтьев)

«Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль ритм истории». (Р. Дарендорф)

«Личность – это человек как носитель сознания» (К.К. Платонов)

«Личность человека, ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается» (А.Н. Леонтьев)

«Люди рождаются только с чистой природой, лишь потом отцы делают их иудеями, христианами или огнепоклонниками». (Саади)

«Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий)

«Национализм малых народов есть проявление изоляции и самодовольства. Национализм больших народов есть империалистическая экспансия». (Н. Бердяев) «Нация — это общество людей, которые через единую судьбу обретают единый

характер». (О. Пауэр)

«Неравенство — такой же хороший закон природы, как и всякий другой». (И.Шерр) «Никакая нация не может достичь процветания, пока не осознает, что пахать поле –

такое же достойное занятие, как писать поэму» (В. Букер)

«Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддержал другого» (Сенека)

«Подлинное национальное самосознание может быть лишь творческим, оно обращено вперед, а не назад». (Н. Бердяев)

«Положительное и отрицательное влияние маргинальности на общество». «Семья — один из шедевров природы». (Дж. Сантаяна)

«Семья является первичным лоном человеческой культуры» (И. Ильин).

«Создает человека природа, но развивает и образует его общество». (В.Т. Белинский) «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-

своему» Л. Толстой.

«Гуманность, есть только привычка, плод цивилизации. Она может совершенно исчезнуть». Ф.М. Достоевский

“Семья более священна, чем государство”. Папа Пий XI

«Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В.Г. Белинский). «Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов». (Ж.-

Ж. Руссо)

«Только существо, обладающее разумом, может быть неразумным. Животные не совершают неразумных действий» (Т. Ойзерман)

«Человек немыслим вне общества» (Л.Н. Толстой)

«Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека». (А. Пьерон)

Культура.

«Архитектура — тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания, и когда уже ничто не говорит о погибшем народе» (Н. В. Гоголь)

Автор данного высказывания хотел сказать, что письменные источники могут сгореть, песни — умереть вместе с народом, а сооружения архитектуры могут стоять вечно.

Одним из видов искусства является архитектура — искусство строить и украшать здания. Это особый вид искусства, т.к. творениями зодчих не только любуются, в них проходит

vk.com/examino

examino.ru – подготовка к ЕГЭ и ГИА 2012: шпаргалки, новости, пособия, советы

наша жизнь. За многие годы своего существования люди создали сотни тысяч построек: от глубокой древности до нас дошли здания и сооружения, связанные с религией — храмы и гробницы. Они хорошо сохранились, потому что для своих богов, фараонов, правителей люди строили здания из самого прочного материала, прилагая всевозможные усилия. Каждая эпоха истории характеризуется своей архитектурой. Мы никогда не спутаем египетские пирамиды с усыпальницей Тамерлана в Самарканде.

Давно исчезли те народы, которые строили их, давно забылась история этих наций, но произведения архитектуры остались. Именно они доносят до нас особенности развития той или иной народности. С помощью таких построек мы пытаемся восстановить ход событий, происходивших в те далекие времена, и постепенно, анализируя и собирая все факты воедино, с уверенностью можем рассказать о народе, создавшем такие великолепные постройки.

Кроме памятников архитектуры у различных народов существует свое устное народное творчество: мифы, легенды, сказания, которые отражают быт, нравы, обычаи их народа. Но бывает так, что эти предания стираются из памяти предков, забываются. Возможно, потому, что не было письменности, или сегодня она не расшифрована. Например, всем известна цивилизация инков, возникшая в X веке до н.э. Во времена своего существования инки построили в своей стране прекрасные дороги, дворцы. У них существовало узелковое письмо, которое до сих пор не расшифровано. Об этом народе мы узнаем из записей захватчиков и архитектурных сооружений инков.

Я не полностью согласна с мнением автора, так как немало сооружений прошлого на сегодняшний день разрушены или не сохранились, но память о них осталась в мифах. Пример тому — семь чудес света, среди которых сохранились только египетские пирамиды, но легенды о них переходят из поколения в поколение. Даже улицы Чебоксар воссоздают летопись истории города. Введенский собор рассказывает о XVII в., Успенская церковь — о XVIII в., особняк Ефремова о XIX в. Когда-то наши потомки будут судить о нашем времени по сооружениям, которые только строятся.

«Искусство — диалог, в котором собеседник молчит». (Г.Ландау)

В данном выражении имеется сочетание «искусство — диалог». Диалог является одной из форм общения Таким образом получается, что искусство — это общение. То есть автор хотел указать, что произведения искусства наталкивают нас на разговор с автором, на выражение своих чувств, эмоций, мыслей. Действительно ли это так? Искусство — это специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности. Рисуя картину или рассматривая ее в картинной галерее, мы общаемся с воображаемым партнером. И это общение может нас утешить, дать нам какие-то знания, воспитать нас, принести нам наслаждение.

Мы видим, что функции искусства во многом схожи с функциями общения. Например, в стрессовой ситуации человек может позвонить другу и рассказать ему о всех своих проблемах. А может просто послушать успокаивающую музыку или выплеснуть весь свой гнев, как это делают многие художники, на бумагу, нарисовав что-либо. В обоих случаях эффект будет одним и тем же. Искусство подобно умному, понимающему человеку, с которым приятно пообщаться, потому что это несет человеку наслаждение. Ведь не просто так люди едут за границу, чтоб посетить Лувр или проходят сотни комнат Эрмитажа.

Творчество является неотъемлемой частью искусства, позволяет человеку создать свой вымышленный мир, где происходит его общение с созданным художественным образом. Этот художественный образ станет участником диалога с другими людьми, которые будут оценивать эту картину. Использование произведений искусства на разных уроках в школе

vk.com/examino

examino.ru – подготовка к ЕГЭ и ГИА 2012: шпаргалки, новости, пособия, советы

делает обучение более легким, т.к. ученик получает знания не только в ходе общения с учителем, но и в ходе общения с художественными образами. Поэтому я считаю, что автор прав. Истинные произведения вызывают зрителя на мысленный диалог с автором.

«Культура — лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом». (Ф. Ницше)

Я глубоко не согласен с данным высказыванием немецкого философа XIX века Ф. Ницше. Данное высказывание принижает значение культуры для человечества. По Ницше инстинктивное, бессознательное в человеке занимает большую часть, а культура — это чтото поверхностное, ведь кожуру яблока легко разрушить даже булавкой. Так что же такое культура? В самом широком значении культура — это все виды материальной и духовной преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты. Т. е. культура — это все, что создано человечеством — от примитивного каменного топора до симфоний Шнитке.

По известному выражению, культура есть мера человеческого в человеке. Т.е. без культуры человек — просто животное, относящееся к роду Homo sapiens. Культура биологически не наследуется, а передается из поколения в поколение с помощью определенных знаковых систем (языка, письменности и т. д.), а также путем обучения и подражания. Культура глубоко пронизывает все сферы жизни человека, что никак не согласовывается с функцией тоненькой яблочной кожуры.

Давайте в качестве доказательства представим себе, что произойдет, если в одно непрекрасное утро исчезнут все проявления культуры: вы проснетесь на сырой земле голым и даже не сможете возмутиться, т. к. членораздельная речь тоже исчезнет, завтракать вам придется корешками растений, и неизвестно, догадаетесь ли вы взять палку-копалку, ведь трудовые навыки тоже исчезнут. О том, что это не фантастика свидетельствуют, примеры детей — «маугли», ведь культура передается в процессе воспитания и социализации. В одном можно согласиться с Ницше — культура сдерживает наши животные инстинкты, но это все-таки не кожура, а вся структура, костяк нашей цивилизации.

«Поэт бесконечно уступает художнику в изображении видимого, и музыканту- в изображении невидимого». (Леонардо да Винчи)

Ипоэт, и художник, и музыкант являются творцами искусства. Мы знаем, что искусство

-особый способ познания и отражения действительности посредством художественных образов. Оно представлено в художественной деятельности человека, призванной удовлетворять потребности людей в наслаждении красотой. В качестве объектов эстетической реакции человека на отражающую действительность выступают произведение искусства литературы, музыки, живописи и т. д. Однако Леонардо да Винчи считает, что искусство поэзии ниже живописи и музыки. Возможно, он так думал, потому что сам был живописцем. И ему менее понятны были принципы литературного искусства. Но я с ним не согласна.

Создание совершенного, высокохудожественного произведения искусства в большей мере зависит от творческих дарований его автора. Поэты, художники, музыканты посредством создания произведений искусства реализуют такой вид познавательной деятельности людей, как художественное познание. Но каждое из произведений передано по-своему: своим языком искусства, своим способом. Поэт передает при помощи слова те события, чувства, переживания, размышления, которые имели место в его жизни, в природе, в мире. Поэт может допустить художественный вымысел. Например, такие поэты как А.С. Пушкин, Тютчев, Бунин и другие многие свои произведения посвятили описанию природы.

vk.com/examino

examino.ru – подготовка к ЕГЭ и ГИА 2012: шпаргалки, новости, пособия, советы

Что касается художника, он действительно передает при помощи красок и цвета видимые явления, может их копировать, восстанавливать по памяти. Например, известные пейзажисты И. Левитан, В. Шишкин, И. Репин посвятили свои картины изображению действительности природы.

Музыкант при помощи звуков выражает также и видимые, и невидимые явления. Например, услышав великолепное пение птиц, журчание воды, шелест листьев, Чайковский сразу же воспроизвел эти явления в своем музыкальном произведении «Времена года».

Но все они воспроизводили действительную картину окружающего нас мира. Огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играют воображение и фантазия познающего.

Язык искусства доступен каждому, но каждому близко то, что он больше понимает. Что касается меня, мне по душе произведения художественной литературы. Все дело в том, что каждому виду искусства присущ свой специфический способ воспроизведения действительности. У каждого человека свои способности к восприятию разных видов искусств.

Но и поэт, и художник, и музыкант позволяют нам лучше познать мир — и видимый и невидимый.

«Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно». А. Шопенгауэр.

Что такое мораль? И почему согласно Шопенгауэру обосновать ее трудно? Мораль – это часть духовности, форма общественного сознания, это система норм,

регулирующих поведение людей, основанная на общепринятых представлениях о добре и зле. Но категории добра и зла очень расплывчаты и когда дело доходит до моральной оценки, то начинаются сложности. Попробуем разобраться почему.

Чтобы понять сущность морали, сравним ее с другим регулятором человеческих отношений – правом. Мораль, как и право, нормативна по своей природе, но отличается от права своим содержательным, неформальным характером. Моральные предписания, нормы и принципы не всегда имеют четко фиксированный характер. Мораль обращена к человеку как к личности, который может контролировать свои поступки, и которому не чужды понятия совесть, долг, ответственность. Однако, за человеком всегда остается право выбора как поступить.

В настоящее время во многих странах законом разрешены аборты. То есть на женщину ложится огромная моральная ответственность – сохранить ли будущего ребенка или прервать нить его жизни. С точки зрения закона эти действия не будут являться убийством. А с точки зрения морали аборт это неправильно и общественное мнение отрицательно относится к такому решению. Но если женщина не может обеспечить будущего ребенка, если она смертельно больна – как тогда оценить ее действия с точки рения морали? Больше вопросов, чем ответов.

Мораль регулируется не только за счет самоконтроля, но и с внешней стороны. То есть общество в целом следит, регулирует и дает оценку действиям конкретного индивида. В годы Великой Отечественной войны Сталин издал приказ: «Ни шагу назад!», который заведомо обрекал людей на смерть. Таким способом, он хотел спасти страну и весь мир от фашизма. Возможно, в той сложной, трагической для страны ситуации поступить подругому было невозможно.

Тем не менее, историки до сих пор спорят о том, не слишком ли высокая цена была заплачена за победу.

vk.com/examino

examino.ru – подготовка к ЕГЭ и ГИА 2012: шпаргалки, новости, пособия, советы

В этом и заключается исключительность морали – невозможность ее четко обосновать. Для каждого отдельного индивида и времени, когда он живет, есть свое понятие морали, нравственности.

Учитывая все выше сказанное, я полностью согласна с Шопенгауэром по данной теме. Мораль – это нечто объемное, это социальный регулятор жизни, очень гибкий и неподвластный перу. Как говорил Карл Маркс «Моральную силу невозможно создать параграфами закона». В этом правиле слишком много исключений, на мой взгляд.

«У искусства есть враг, имя которому — невежество». (Д. Кеннеди)

Эссе №1 Автор считает, что незнание, не способность разбираться в чем-либо, а тем более в

искусстве может принести огромный вред искусству. И мы можем с этим согласиться. Невежество происходит от слова «ведать» (знать). Невежи — люди, ничего не знающие.

На протяжении многих веков в языке бытует эта фраза. Именно невежество, т.е. полное отсутствие знаний в этой области, мешало развитию искусства, тем более, когда невежи находились у власти. Понимание искусства сложно. Так, искусство — это специфическая форма сознания и деятельности людей, отражающая мир в художественных образах. Для него характерны наглядность и образность, специфические способы воспроизведения действительности, фантазия и воображение. А это дается не всем. Не каждый может понять смысл того или иного произведения искусства.

Не секрет, что многие деятели искусств умерли в нищете из-за невеж, ведь из-за них произведения часто не доходили до общества. Например, многие фильмы до «перестройки» пролежали на полках архивов Госкино, т.к. были запрещены цензурой. Или в итоге греко-римской войны из Греции были вывезены многие произведения искусств, но они ценились не по мере гениальности создания, а по мере ценности материала, из которого были сделаны. И вновь история как фарс повторяется дважды: при захвате Рима вандалы переплавляли золотые скульптуры в слитки. Можно до бесконечности приводить примеры, когда из-за невежества погибает то, что накоплено веками и что является бесценным. Следовательно, искусство будет развиваться лишь тогда, когда у него больше будет ценителей.

Эссе №2 Что такое искусство? У этого слова несколько значений. Искусством называют

воспроизведение действительности в художественных образах; умение, мастерство, знание дела — например, искусство вязания; само дело — например, военное искусство. Пожалуй, чаще всего мы подразумеваем под искусством художественное творчество, направленное на создание чего-либо нового, оригинального, непохожего на то, что туже создано другими. Искусство очень обширно: оно включает в себя архитектуру, живопись, театр, и т.д. Нам известно немало произведений искусств, пришедших к нам с незапамятных времен: поэмы Гомера, творчество Леонардо да Винчи. Каждая эпоха рождала все новые и новые творения, которые нельзя ни с чем сравнить.

А как создаются шедевры искусства? Огромную роль играет любовь художника к жизни, к искусству, вдохновение. Автор создает свои произведения в муках творчества, часто в нищете, пытаясь правдиво передать мгновения жизни, свои мечты о гармонии мира, о единстве человека и природы. Но, к сожалению, во все времена существовала и такая черта, как невежество, т.е. отсутствие знаний, некультурность. Прежде всего, она заключалась в отрицании очевидных культурных ценностей, полном презрении к ним. Например, во время Октябрьской революции и гражданской войны уничтожалось много памятников культуры, посвященных царям, государственным деятелям, церкви.

vk.com/examino

examino.ru – подготовка к ЕГЭ и ГИА 2012: шпаргалки, новости, пособия, советы

Невежественный народ не понимал, что это произведения искусства, он думал, что избавляется от буржуазных атрибутов. А во время инквизиции в XII-XVII в.в. в Европе было сожжено огромное количество картин и научных книг (проявление невежества католической церкви). Невежество нанесло непоправимый вред, потому что взгляды невежественного человека были загнаны в религиозные, бытовые рамки. Подводя итог, хочу согласиться с мнением автора и добавить, что разрешить проблему невежества возможно путем приобщения к духовным ценностям, развитием личности.

«Цивилизация есть стадия умирания культуры». (О. Шпенглер)

Развитие культуры и цивилизации неразрывно связаны: вне духовных ценностей, созданных в процессе культурной деятельности людей, не может сложиться и цивилизационная общность.

Некоторые исследователи полностью отождествляют культуру и цивилизацию. Такая точка зрения зародилась еще в эпоху Просвещения, когда Вольтер, Тюрго рассматривали культуру прежде всего как развитие разума. При этом «культурность», «цивилизованность» нации или страны противопоставлялось «дикости» и «варварству» первобытных народов.

Однако немецкий философ О. Шпенглер придерживался другой точки зрения. Он считал, что культура—это вместилище всего лучшего в человеке, а цивилизация связывается только со стандартизированным массовым производством. По Шпенглеру цивилизация — высшая стадия культуры, на которой происходит ее окончательный упадок, а культура — это цивилизация, не достигшая своей зрелости и не обеспечившая своего роста.

Шпенглер выделил восемь культур. Каждая из них проходит за период своего существования ряд стадий и, умирая, превращается в цивилизацию. По его мнению, переход от культуры к цивилизации означает упадок творчества, героических деяний; подлинное искусство оказывается ненужным, торжествует механическая работа. Таким образом, О. Шпенглер отрицая взаимосвязь и преемственность в развитии культуры. Однако я с мнением Шпенглера не согласна. Свою работу 1913 года Шпенглер назвал «Закат Европы». Тем не менее, за последний век европейская цивилизация не только не погибла, но ступила на более высокий уровень развития. Я считаю, что с точки зрения науки не стоит отождествлять культуру и цивилизацию. Мне больше нравится высказывание Н. Рериха о том, что культура — это душа, это ядро цивилизации, духовные ценности, а цивилизация — это тело, те какие-то технологические рамки, в которых живет душа.

Приведем аргументы. Ни одна цивилизация не может существовать без культуры, как тело не может существовать без души. Когда душа покидает тело, оно умирает. Поэтому, точнее сказать, когда умирает культура, умирает и цивилизация.

Приведем примеры. Когда в древнеримской цивилизации в качестве государственной религии было принято христианство, которое противоречило римской культуре, римская цивилизация погибла. Когда коммунистическую идеологию СССР попытались заменить на либеральную, Советский Союз распался.

Таким образом, культура и цивилизация, по моему мнению, — понятия несколько различающиеся, но тесно взаимосвязанные. С парадоксальной точкой зрения Шпенглера согласиться нельзя.

Философия.

«Без борьбы нет прогресса» (Ф. Дуглас)

vk.com/examino

examino.ru – подготовка к ЕГЭ и ГИА 2012: шпаргалки, новости, пособия, советы

В основе существования вселенной лежит принцип конфликта, именно он заставляет изменяться мир вокруг, заставляет его существовать, гореть и потухать, поэтому главным источником существования, был огонь. Миру всегда присуща критическая двойственность, антагонизм форм. Этот антагонизм — как приводные ремни мотора, заставляют мир существовать из небытия и статичности. Вечный источник жизни – Бог. Необходимость, которая определяет жизнь — судьба. Иными словами, утверждение, что в основе существования лежат позднейшие принципы законов диалектики. Борьба – это единство противоположностей. Без борьбы — нет прогресса. Что такое прогресс? В этом вся суть вопроса.

Прогресс – это направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему. Мы заочно связываем слово прогресс с качественным улучшением, в какой либо области существования. Если исходить из данной формулировки, прогресс как любое движение из точки А в точку Б, должен сменить положение статичность или перемещение и получить импульс. В данном случае, по мнению Дугласа, этот импульс развития — борьба.

Итак, качественные изменения — следствие борьбы. Отсюда следует, что любое развитие зависит от внутренних изменений. Закон диалектики – это взаимный переход количества в качества. Мы видим два закона диалектики, которые содержат взаимосвязь. Без борьбы — нет прогресса. Следовательно: прогресс рождается из борьбы.

«Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов». (Ж.-Ж. Руссо)

Я думаю, что автор хотел указать значение игровой деятельности в жизни человека, отметить, что игра в жизни человека занимает важное место. В процессе игровой деятельности человек может овладеть новыми знаниями. И я с этим совершенно согласна.

Мудрецами не рождаются, мудрецами становятся в ходе активной деятельности. Известно, что деятельность — это специфически человеческая форма взаимодействия с окружающим миром. Любой из нас — и мудрец, и шалун — в процессе деятельности познает мир, создает необходимые для собственного существования условия, духовные продукты, а также формирует самого себя (свою волю, характер, способности). Таким образом, шалун через характерную для него активную деятельность познает мир и делает соответствующие выводы для себя. Шалит, значит, играет.

Мне понравились слова немецкого поэта и философа Ф. Шиллера: «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет». Действительно, игры сопровождают человека, на протяжении всей истории развития человеческого общества. Играя, маленький мальчик разбил стекло, теперь он знает, что стекло хрупкое. В ходе игровой деятельности ребенок не только познает мир, но и учится трудовым навыкам. Так моя сестренка очень любит плескаться в тазике и стирать белье вместе с мамой и позже ей это поможет в жизни. В ходе игры человек учится общаться. Так, играя в «дочки — матери», дети усваивают социальные роли матери и ребенка. И главное — в игре всегда присутствует творчество как создание чегото нового (ведь скучно повторять дважды одну игру), а творческая деятельность есть высшее проявление человеческой сущности.

Таким образом, я считаю, нельзя наказывать за игры ребенка, а надо поддерживать детей, трудиться вместе с ними, играть вместе, познавать окружающее и тогда они станут мудрецами.

vk.com/examino

examino.ru – подготовка к ЕГЭ и ГИА 2012: шпаргалки, новости, пособия, советы

«Каждый великий успех науки имеет своим истоком великую дерзость воображения». (Д. Дьюи)

Вначале дадим определение науки. Наука—это систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на научных исследованиях. Каким же образом происходят открытия в науке? Чаще всего оно имеет следующую последовательность: гипотеза (выдвижение версий), далее следует либо эксперимент, либо теоретический уровень (математическое моделирование или математические расчеты), затем формируется теория (закон науки, который позволяет объяснить и предсказать явления). Видимо Д. Дьюи имел в виду, что если не будет выдвинута гипотеза, то и не будет выведено закона науки. И с этим я абсолютно согласна.

Очень яркими, на мой взгляд, примерами дерзости являются утверждения Дж. Бруно, Г. Галилея, что земля круглая, и она вертится. Это действительно было дерзостью в их времена, расходилось с учением католической церкви о том, что земля плоская и вокруг нее вертится Солнце. Каждого, кто сомневался, ждал костер инквизиции. Если продолжить эту тему, то путешествия Магеллана тоже были дерзостью, желанием доказать через кругосветное путешествие, что земля круглая. И он это сделал. Очень многие открытия в географической науке были следствием великой дерзости путешественников. Поэтому девиз «Дерзайте» всегда будет актуален, еще много в мире неизведанного, неоткрытого.

«Как значимы эмоции и чувства! Это ветры, надувающие паруса корабля. Они его иногда топят, но без них он не может существовать» (Вольтер)

По моему мнению, высказывание Вольтера, известного поэта и философа, о том, что эмоции и чувства играют немаловажную роль в жизни человека, верно и основано на логических умозаключениях. Вольтер хотел сказать, что без эмоций человек просто не может существовать, как личность, индивид. Лишь при тяжелых психических заболеваниях все чувства могут пропасть, наступает апатия. У здорового человека апатии как таковой не бывает.

Слово «эмоция» знакомо каждому. А вот его научное определение: эмоция– это психический процесс, отражающий отношение человека к самому себе и окружающему миру. Я читаю, и книга мне нравится или не нравится, я что-то делаю, и то, что я делаю, мне нравится или нет, я вынужден с кем-то общаться, и тот, с кем я общаюсь, мне нравится или не нравится. В то же время в каждой ситуации я доволен собой или недоволен. Бывают, правда, такие моменты, когда мне все безразлично.

Когда мне что-то нравится, то возникает положительная эмоция, когда не нравится – отрицательная. Если мне все безразлично, то становится скучно, а скука приводит к раздражению, а это уже эмоция. Полное отсутствие эмоциональности является признаком такого тяжелого психического заболевания, как шизофрения. Эмоции возникают по разным причинам. Это и завершенное дело, и потеря друга, и лишение каких-либо благ, и чтение книги и мн. др. Когда появляется эмоция, изменяется не только внешний вид человека, но и деятельность внутренних органов, обменные процессы, состояние нервной системы.

Человек запрограммирован на счастье. Он обязан быть счастливым, если хочет быть здоровым, активным и долго жить. По этому поводу можно провести сравнение человека с автомобилем. Человек, не имеющий соответствующей эмоциональной пищи, как автомобиль, который заправляется не тем горючим, быстро изнашивается, двигается с медленной скоростью по жизни, его часто приходится «ремонтировать» во время многочисленных болезней.

studfiles.net

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о