Биографии известных историков
Мы ответили на самые популярные вопросы — проверьте, может быть, ответили и на ваш?
- Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
- Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
- Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
- Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
- Как предложить событие в «Афишу» портала?
- Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура. РФ»
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: [email protected]
Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all. culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
Как предложить событие в «Афишу» портала?
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Если вопросы остались — напишите нам.
Профессия — историк — Образовательная программа «История» — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Современный историк — это человек, получивший фундаментальное гуманитарное образование, владеющий несколькими иностранными языками.
Обучение на программе «История» в Петербургском кампусе Высшей школы экономики это:Мы не готовим за пять лет историков – мы даем отличное историческое образование!
— фундаментальное гуманитарное образование;
— владение несколькими иностранными языками
— за счет этого — включение в глобальную сеть академического знания.
Кроме английского языка студентам-историкам предоставляется возможность углубленного изучения немецкого или итальянского языка. Студент изучает также один из древних языков – латынь или древнерусский, а, при желании — древнегреческий. Наряду с классической профессиональной подготовкой историка бакалавры осваивают важные новые методологии и навыки в области глобальной и сравнительной истории, семантического и антропологического исторического анализа, исторической социологии, регионоведения, исторической компаративистики, пространственного анализа, истории науки, изучения коллективной памяти, анализа материальной культуры, истории окружающей среды.
Данная модель образования дает важные для современной жизни аналитические навыки, которые позволяют понимать и объяснять вызовы глобализации, миграции, непрерывных технологических революций, новых форм организации политического пространства, межкультурного диалога, природных катаклизмов и истощения природных ресурсов.
Выпускник программы может выбрать академическую карьеру — стать ученым, 40 % выпускников нашей программы поступили в лучшие магистратуры России и Европы сразу после получения диплома и продолжили свое образование. Бывшие
студенты программы обучаются в аспирантурах Америки и Европы.
Многие дипломированные историки делают успешную карьеру в журналистике, PR, рекламном бизнесе, в системе образования. Музей, галереи, архивы, арт-пространства, культурные и креативные кластеры — также являются местом, где историк найдет свое применение.
Родился русский общественный деятель, учёный-правовед, историк, публицист, издатель Николай Павлович Загоскин
20 июля (1 августа) 1851 г. в Санкт-Петербурге в семье служащего Морского министерства родился Николай Павлович Загоскин, русский общественный деятель, учёный-правовед, историк, публицист, издатель; ректор Казанского университета (1906-1909), директор Казанских высших женских курсов (1911), член Государственного Совета Российской империи.
Загоскин происходил из потомственных дворян Пензенской губернии, учился сначала в частном петербургском пансионе, а затем — в Висбадене (Германия). Возвратившись в Россию, в 1865 г. он поступил в Пензенскую гимназию, по окончании которой поступил на юридический факультет Императорского Казанского университета. Его работа «Очерки организации и происхождение служилого сословия в допетровской Руси» была удостоена золотой медали и принесла Загоскину степень кандидата юридических наук.
В 1875 г. в качестве приват-доцента кафедры истории русского права Загоскин открыл курс по истории русского права XV-XVII вв. Спустя три года он получил звание доцента кафедры, а в 1879 г. защитил докторскую диссертацию по теме «История права Московского государства», после чего стал экстраординарным профессором. В 1880 г. учёный был утверждён ординарным профессором, а ещё через десять лет — заслуженным ординарным профессором. Осенью 1887 г. его лекции слушал студент Казанского университета В. И. Ленин.
При Казанском университете Загоскин состоял учёным секретарём общества археологии, истории и этнографии. По его инициативе было устроено несколько археологических выставок. В 1879-1882 и 1910-1911 гг. он преподавал на Казанских высших женских курсах. Круг научных интересов историка-правоведа Загоскина был довольно обширным. Продолжая исследования в области русского права, в 1891 г. ученый издал библиографический указатель — «Наука истории русского права». Он также живо интересовался историей Казани: им были написаны краеведческие работы «Спутник по Казани», «Император Павел I в Казани», «Граф Л. Н. Толстой и его студенческие годы», «А. С. Пушкин в Казани», «Казанский край в смутное время».
На страницах издаваемого им журнала «Волжский вестник» была опубликована его работа под названием «Казанская старина. Очерки города Казани и казанской жизни в 40-х годах».Большое признание получил четырёхтомный труд Загоскина «История Казанского Императорского университета за первые сто лет его существования. 1804-1904», опубликованный в 1902-1904 гг. На страницах монографии были воссозданы факты, связанные с открытием Казанского университета, показаны основные направления его деятельности. В 1904 г. учёный занимался редактированием «Биографического словаря профессоров и преподавателей Императорского Казанского университета 1804-1904 гг.». В 1906 г. Загоскин был избран ректором Казанского университета.
В 1883 г. Загоскин основал журнал (с 1884 г. — газета) «Волжский вестник» и на протяжении пяти лет являлся главным редактором издания. С газетой сотрудничали писатели Д. Н. Мамин-Сибиряк, В. Г. Короленко, Э. Н. Успенский, Н. К. Михайловский, А. И. Богданович, Н. Ф. Анненский. В заметке, опубликованной на страницах московского журнала «Русская мысль» за 1893 г., говорилось, что «Волжский вестник» занимал «во всей провинциальной прессе, быть может, не особенно блестящее, но весьма почтенное и даже почётное положение газеты, стремящейся представить интересы огромного края и проникнутой лучшими литературными традициями». Однако в связи с отсутствием финансовых средств Загоскин вынужден был продать газету.
В 1896-98 гг. Загоскин выступил редактором газеты «Камско-Волжский край», которая относилась к Министерству путей сообщения. Редактор сумел привлечь в издание множество профессоров и профессиональных юристов.
Загоскин являлся всесторонне развитым человеком, увлекался археологией, искусством, новейшими достижениями науки, брал уроки пения. В 1889 г. он совершил полёт на воздушном шаре «Леона Дар», описав свои впечатления в газете. Кроме того, учёный также увлекался астрономией, устраивал аквариумы, террариумы, держал дома множество животных, включая ручного волка.
В 1911 г. от Академии Наук и университетов Загоскин был избран членом Государственного Совета Российской империи. Тогда же он покинул Казань и выехал в Петербург. В Совете он примкнул к левому флангу сенаторов и вошёл в Академическую фракцию.
6 (19) февраля 1912 г. на 61-м году жизни Николай Павлович Загоскин скончался от воспаления лёгких и был похоронен в Санкт-Петербурге.
Лит.: Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Казанского университета: За сто лет (1804-1904) В 2 ч. / Под ред. заслуженного ординарного проф. Н. П. Загоскина. Ч. 1. Казань, 1904; Загоскин Н. П. Верховники и шляхетство 1730 г. Казань, 1881; Он же. Врачи и врачебное дело в старинной России. Казань, 1891; Он же. Деятели Императорского Казанского университета. 1805 г. — 1900 г. : Опыт кратких биографических словаря профессоров и преподавателей Казанского университета за первые 95 лет его существования. Казань, 1900; Он же. Из времён Магницкого : Страничка из истории Казанского университета 20 гг.
Казань, 1894; Он же. Император Павел Первый в Казани. (1798 г.) : Исторический очерк. Казань, 1893; Он же. История права русского народа: Лекции и исследования по истории русского права. Т. 1. Казань, 1899; Он же. Казанский край в смутное время. Казань, 1891; Он же. Материалы исторические и юридические района бывшего Приказа Казанского дворца. Казань, 1882; Он же. Метод и средства сравнительного изучения древнейшего обычного права славян вообще и русских в особенности. Казань, 1877; Он же. Наука истории русского права: Её вспомогательные знания, источники и литература. Казань, 1891; О праве владения городскими дворами в Московском государстве. Казань, 1877; Он же. Описание клада золотоордынских и некоторых других монет, найденного в 1881 году близ села Малого Толкиша, Чистопольского уезда, Казанской губернии. Казань, 1882; Он же. Очерк истории смертной казни в России. Казань, 1892; Он же. Очерки города Казани и казанской жизни в 40-х годах. Казань, 2003; Он же. Проспект университетского курса истории русского права : Пособие к слушанию лекций.См. также в Президентской библиотеке:
Владимирский-Буданов М. Ф. [Рец. на] Н. Загоскин. История права Московского государства. (Известия и учёные записки Императорского казанского университета. 1877. № 2 и отдельно. Казань, 1877) : [Киев], 1877;
Владимирский-Буданов М. Ф. Новые исследования о Боярской Думе : [рец. на] Н. П. Загоскин. История права Московского государства. Т. II. Центральное управление Московского государства. Вып. I. Дума боярская. Казань, 1879 : [рец. на] Ключевский. Боярская Дума древней Руси. Опыт истории правительственного учреждения в связи с историей общества. (Русская мысль. 1880. Янв., март, апр. ; сочинение продолжающееся. [СПб., 1880];
Загоскин Николай Павлович // Энциклопедический словарь / Под ред. проф. И. Е. Андреевского. Т. 12. СПб., 1894. С. 124;
Загоскин Н. П. История Императорского казанского университета за первые сто лет его существования, 1804-1904. Т. 1 : Введение. Ч. 1 : 1804-1814. Казань, 1902;
Загоскин Н. П. История Императорского казанского университета за первые сто лет его существования, 1804-1904. Т. 2. Ч. 2 : 1814-1819. Казань, 1902;
Загоскин Н. П. История Императорского казанского университета за первые сто лет его существования, 1804-1904. Т. 3 : Окончание Ч. 2, 3 : 1814-1819, 1819-1827. Казань, 1903;
Загоскин Н. П. История Императорского казанского университета за первые сто лет его существования, 1804-1904. Т. 4 : Окончание. Ч. 3 : 1819-1827. Казань, 1904;
Загоскин Н. П. Очерки организации и происхождения служилого сословия в допетровской Руси. Казань, 1875;
Загоскин Н. П. Столы Разрядного приказа, по хранящимся в Московском архиве Министерства юстиции книгам их: Отчёт о занятиях в Архиве осенью 1878 г. Казань, 1878;
Загоскин Н. П. Уложение царя и великого князя Алексея Михайловича и Земский собор 1648-1649 года : Речь, произнесённая в торжественном годичном собр. Императорского Казанского университета, 5 нояб. 1879 г. Казань, 1879;
Мейчик Д. М. По поводу сочинения Н. П. Загоскина «Уложение царя и великого князя Алексея Михайловича и Земский собор 1648-1649 года» : [Рец. СПб., 1879].
Материал предоставлен Пензенской областной библиотекой имени М. Ю. Лермонтова
Родился русский учёный, археолог, историк, нумизмат, библиофил Александр Дмитриевич Чертков
19 (30) июня 1789 г. в Воронеже родился русский учёный, археолог, историк, нумизмат, библиофил, председатель Московского Общества истории и древностей российских, основатель Чертковской библиотеки Александр Дмитриевич Чертков.
Александр Дмитриевич происходил из старинного русского дворянского рода. Его отец — Дмитрий Васильевич Чертков, служил губернским предводителем Воронежского дворянства, а мать — Евдокия Тевяшева, была дочерью полковника, известного богача, собирателя книг Степана Ивановича Тевяшева. Дед со стороны отца, Василий Алексеевич Чертков, с 1782 по 1793 гг. был Воронежским, Харьковским и Саратовским наместником.
Александр Дмитриевич получил домашнее образование. Среди его наставников был учитель воронежского народного училища, впоследствии профессор Харьковского университета, Гавриил Петрович Успенский, автор «Опыта повествования о древностях русских» (1801 г. ).
В 1808 г. Чертков приехал в Петербург и был принят на службу в департамент министерства внутренних дел. Однако спустя год он оставил службу и поступил в лейб-гвардии Конный полк. Вместе со своим полком принимал участие в Отечественной войне 1812 г. и заграничных походах. Отличился в сражениях под Кульмом и при Фершампенуазе. Выйдя в отставку в 1822 г., Александр Чертков провёл два года в Европе, путешествуя по Австрии, Швейцарии, Италии. Находясь во Флоренции, познакомился с итальянским учёным, священником Себастьяно Чьямпи, благодаря которому, увлёкся изучением итальянских древностей.
Вернувшись в Россию, Чертков поселился в Москве, однако, с началом военных действий с Турцией в 1828 г. вновь поступил на военную службу, приняв участие в кампании в составе Гусарского эрцгерцога Фердинанда полка.
Окончательно выйдя в отставку по болезни в 1829 г., Александр Дмитриевич обосновался в Москве, изредка выезжая за границу и в имения. Принимал активное участие в общественной жизни города: избирался в уездные (1835 г. ), а затем и в губернские (1844 г.) представители дворянства; дважды – в 1836 и 1846 гг. — в почётные попечители Московских губернских гимназий. Был одним из инициаторов основания в Москве училища живописи и ваяния, входил в состав совета; принимал участие в высочайше утверждённой комиссии для построения храма Христа Спасителя в Москве.
Ещё во время заграничных походов Александр Чертков начал вести тетради, в которых делал заметки, выписки из прочитанных им книг, отдавая предпочтение сочинениям по русской и славянской истории. Живя в Москве и выполняя многочисленные служебные обязанности, Александр Дмитриевич находил время для научных занятий, литературной деятельности. Благодаря своему знакомству с Г. И. Фишером фон Вальгеймом Чертков собрал большой минералогический кабинет, коллекцию бабочек. Но постепенно основным объектом его научных интересов стала русская история, а также коллекционирование и изучение предметов древности, документов, книг, монет, медалей. Чертков является автором многих исследований, среди которых первое место занимает «Описание древних русских монет» (М. , 1834) с последующими прибавлениями (1837 г. и 1838 г.), составленное на основе изучения собственного собрания монет, а также коллекций Н. Головина и графа С. Г. Строганова. «Описание» стало первым научным трудом, посвящённым русской нумизматике, в котором был разработан системный подход к каталогизации, заложены основы для дальнейшего изучения. Академия наук присудила Черткову за его исследование полную Демидовскую премию, от которой автор отказался, передав средства на подготовку издания Остромирова Евангелия.
Научная деятельность Александра Дмитриевича Черткова была высоко оценена современниками: в апреле 1836 г. он был избран вице-президентом Императорского общества истории и древностей российских, состоял членом Одесского общества истории и древностей (1841 г.), Императорской Академии наук (1842 г.). С октября 1847 г. являлся почётным членом Императорского Русского археологического общества, а с 1849 г. по 1857 г. — президентом Императорского общества истории и древностей Российских.
Александр Дмитриевич унаследовал богатую книжную коллекцию отца и деда. Постоянно пополняя её в ходе своих научных изысканий, он пришёл к мысли собрать библиотеку, которая включала бы все сочинения, посвящённые истории России, в том числе и на иностранных языках; и сделать её доступной для учёных, любителей русской истории. В 1838 г. им, на основе собственного собрания была подготовлена и выпущена «Всеобщая библиотека России, или Каталог книг для изучения нашего отечества во всех отношениях и подробностях». Составленный по всем правилам библиографических описаний того времени, каталог содержал примечания почти к каждому изданию; указатели имен авторов, переводчиков, издателей. В 1845 г. было выпущено «Второе дополнение». Библиотека постоянно пополнялась новыми экземплярами и к концу жизни владельца насчитывала около девяти с половиной тысяч сочинений, включая издания на иностранных языках, славянских наречиях. Кроме того в её составе были и рукописные материалы, документы, грамоты, монеты. До образования отдела «Rossica» в Императорской публичной библиотеке в Санкт-Петербурге библиотека Черткова была единственным собранием книг посвящённых изучению истории России и славянских народов.
Среди посетителей библиотеки Черткова были известные писатели, ученые: В. А. Жуковский, Н. В. Гоголь, Н. П. Погодин, Л. Н. Толстой и другие.
Александр Дмитриевич Чертков умер 10 (22) ноября 1858 г. и был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
В 1863 г. сын Александра Дмитриевича, Григорий Александрович Чертков, выполняя волю отца, открыл бесплатную частную Московскую городскую Чертковскую публичную библиотеку, которую в 1873 г. передал в дар Москве. Впоследствии книжное собрание легло в основу Государственной публичной исторической библиотеки.
Лит.: Несколько слов о Чертковской библиотеке. М.,1862. Фролова М. М. Александр Дмитриевич Чертков (1789-1858). М., 2007. Банников А. П., Сапожников С. А. Собиратели хранители прекрасного: энциклопедический словарь российских коллекционеров от Петра I до Николая II. 1700-1918. М., 2007, с. 535-536.
См. также в Президентской библиотеке:
Александров А. В. Современные исторические труды в России: М. Т. Каченовского, М. П. Погодина, Н. Г. Устрялова, Н. А. Полевого, Ф. В. Булгарина, Ф. Л. Морошкина, М. Н. Макарова, А. Ф. Вельтмана, В. В. Игнатовича, П. Г. Буткова, Н. В. Савельева и А. Д. Черткова. СПб., 1845;
Чертков А. Д. Всеобщая библиотека России, или Каталог книг для изучения нашего отечества во всех отношениях и подробностях. Ч. 1. М., 1838;
Чертков А.Д. О числе русского войска, завоевавшего Болгарию и сражавшегося с греками во Фракии и Македонии, в 967-971 годах. Одесса, 1842;
Чертков А.Д. Описание войны великого князя Святослава Игоревича против болгар и греков в 967-971 годах. М., 1843.
Чертков А.Д. Описание посольства, отправленного в 1659 году от царя Алексея Михайловича к Фердинанду II-му, великому герцогу Тосканскому. М., 1840.
Библиотека РГПУ им. Герцена — Лев Гумилев: ученый, историк, этнограф
Лев Гумилев: ученый, историк, этнограф
(К 100-летию со дня рождения)
1912-1992
«… В смысле любви, поклонения, обожания и
даже обожествления России всегда был и буду патриотом»
Лев Гумилев
Выдающийся мыслитель Лев Николаевич Гумилев – сын поэтов Серебряного века Николая Гумилева и Анны Ахматовой, удивительный человек с невероятной судьбой. Человек Высокого духа, сумевший преодолеть все удары судьбы – не сломаться и выстоять, и не только сохранить, но и приумножить свой творческий потенциал. Он стал крупнейшим и многогранным ученым – историком, географом, востоковедом, кочевниковедом, чье имя не затеряется в истории науки. Пожалуй, самые лучшие и точные слова были сказаны именно им о себе самом:
… Маятник столетий
Как сердце бьется в сердце у меня.
Так я, двусердый, я не встречу смерти,
Живя в чужих словах чужого дня.
Творческое наследие Л. Н. Гумилева:
«… Я вижу свою задачу в том, чтобы принести посильную пользу прекрасной Даме Истории,без которой не может существовать ни один народ,
и ее Мудрой Сестре – Географии, которая роднит людей с их праматерью Биосферой планеты Земля».
Лев Гумилев
Гумилев Л. Н.
Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению. М.: Рольф, 2000. – 384 с.: ил.
Одна из самых популярных книг Л. Н. Гумилева представляет собой цикл лекций по народоведению (теории пассионарности), прочитанных автором в 80-е годы перед разными аудиториями Москвы и Петербурга и пользовавшихся огромным успехом у всех, кто способен мыслить самостоятельно и творчески. Понятия оригинальной авторской теории пассионарности, объясняющей закономерности возникновения и развития этносов, гибели и крушения великих империй, изложены в увлекательной форме, на примерах из жизни многих народов античной и средневековой Европы, Ближнего Востока, Китая, Индии и Америки и деятельности их выдающихся представителей (пассионариев), оставивших яркий след в истории. Книга напечатана по авторскому экземпляру рукописи с восстановлением множества купюр, сделанных цензурой издательства «Наука» при первом издании книги в 1990 г. Впервые публикуются схемы (кривые) этногенеза древнеримского и западноевропейского суперэтносов, составленные, составленные по материалам Л. Н. Гумилева.
Гумилев Л. Н.
От Руси до России: очерки этнической истории / Лев Гумилев; [послесл. С. Б. Лаврова.] – М.: Айрис-пресс, 2007 – 320 с.: ил. – (Библиотека истории и культуры)
Это издание автор считает попыткой написать книгу об этнической истории России в краткой и доступной форме. Насколько удалась эта попытка – судить читателям. Книга посвящена истории России от времен Рюрика до правления Петра I , причем все события и поступки исторических лиц объяснены с позиций разработанной автором пассионарной теории этногенеза. Книга написана живым, образным языком, очень увлекательно и доходчиво, поэтому огромный объем фактического материала усваивается читателями без особых усилий. А истинные любители русской истории получат немалое удовольствие от знакомства с этим неординарным произведением. Многие высказывания Льва Николаевича можно считать своеобразным завещанием потомкам: « …Соответствовать самому себе можно в любой период истории; можно жить, оставаясь самим собой, обрекая себя на сложную судьбу, и тогда, быть может, именно вы прикоснетесь к струне истории, и она зазвучит от вашей руки…». Стоит отметить и обширный справочный аппарат, представленный в конце книги, помогающий читателям в углубленном изучении темы.
Гумилев Л. Н.
Древняя Русь и Великая степь / Лев Гумилев. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 768 с.: ил. – ( Библиотека истории и культуры).
«Неисчислимы беды, происходящие от предвзятых мнений и переходящих ошибок. Заслуга науки в том, что она часто вскрывает застарелые предубеждения, никогда не доказанные и как- будто не требующие доказательств. Чтобы опровергнуть ложное суждение, нужно вскрыть его корни», — это высказывание Л. Н. Гумилева является своеобразным эпиграфом к представляемому изданию. Книга посвящена одной из самых сложных и запутанных проблем отечественной истории – вопросу взаимоотношений Древней Руси и ее соседей, главным образом степняков. Сочетание традиционных приемов исторического исследования с глубоким географическим анализом позволило автору из разрозненных, внешне не связанных событий создать целостную картину древней этнической истории. Книга напечатана по изданию аналогичного названия, выпущенного издательством «Мысль», 1989. Книга снабжена развернутым справочно-библиографическим аппаратом.
«С точки зрения Л. Н. Гумилева, каждый народ (этнос) Земли, без исключения, обладает оригинальной этнической историей, к которой неприменимы определения «хуже» или «лучше», «культурный» или «бескультурный», так как любой этнос в своем развитии подчиняется одним и тем же универсальным закономерностям этногенеза. В этом я вижу высокий гуманизм его концепции».
Академик Д. С. Лихачев
Гумилев Л. Н.
Струна истории. Лекции по этнологии / Лев Гумилев; сост., предисл., комментарии О. Г. Новиковой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Айрис – пресс, 2008. – 608 с.: ил. – ( Библиотека истории культуры)
Лев Гумилев принадлежал к редкой в современной науке категории подлинных энциклопедистов. Масштаб его знаний и мыслей не вмещался в узкие рамки советской исторической науки. Он работал на стыке истории, философии, географии, этнографии, психологии, обладая интуицией и способностью к интеграции знания. Это позволило ученому создать оригинальную пассионарную теорию этногенеза, актуальность которой год от года возрастает. Л. Н. Гумилев был блестящим лектором. Владея широким спектром нюансов русского языка и прекрасным знанием человеческой природы, он мог понятно и ярко, при этом, не снижая научного уровня, изложить свою теорию для представителей любого социального слоя и возраста. Его научные лекции и семинары были общедоступны, чрезвычайно популярны в 1980-е годы и проходили при переполненных залах. Материал, поданный эмоционально и нетривиально, прекрасно запоминается – это уже не скучные исторические даты, а именно логика событий. У Льва Гумилева можно и нужно учиться не только самой его науке – этнологии, но методам ее подачи, и искусству риторики, включая актерское мастерство. Уникальный курс лекций Гумилева,(прочитанный автором с интервалом более 10 лет), изданный на основе аудиоархива ученого, впервые стал доступным широкому кругу читателей. Название книги определило высказывание Гумилева, представленное на развороте титульного листа: «Историческое время – это как бы звучание струны, которую щипнули, и она медленно затухает. Развитие этноса идет не вперед , и не назад, и не по кругу, а оставаясь на одном месте и постоянно вибрируя, как струна».
Гумилев Л. Н.
Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации / Предисл. С. Б. Лаврова. – М.: Экопрос, 1993. – 576 с.
Концепция евразийства занимает важное место в творческих исканиях и достижениях Л. Н. Гумилева. Долгие годы занимаясь древней и средневековой историей народов Центральной Азии, прежде всего кочевых, ученый пришел к выводам о существовании определенных закономерностей в развитии природных и этнических процессов на Евразийском континенте, о наличии развитой цивилизации у кочевых народов, о ведущей роли русского народа в создании великой Евразийской державы – Российской империи. К аналогичным выводам еще в 20-30-е годы пришли русские ученые и мыслители, изгнанные революцией из России и составившие своеобразное духовное братство – кружок евразийцев. В их числе филолог и историк князь Н. С. Трубецкой, сын выдающегося русского естествоиспытателя – историк Г. В. Вернадский, географ и геополитик П. Н. Савицкий. Публикация в издании важнейших работ Л. Н. Гумилева, материалов о творчестве Н. С. Трубецкого, писем и стихов П. Н. Савицкого дает возможность читателям составить представление о настоящем евразийстве. В конце книги представлена обширная библиография и ряд вспомогательных указателей.
Гумилев Л. Н.
Черная легенда: Друзья и недруги Великой степи. / Предисл. В. Ю. Ермолаева. – М.: Экопрос, 1994. – 624 с.
Сегодня можно с уверенностью говорить, что Гумилева читают, о Гумилеве спорят. Пожалуй, сбылась заветная мечта Льва Николаевича: он не только навсегда остался в первом ряду театра отечественной истории, но и сам теперь стал его действующим лицом. (из предисл. к изданию В. Ермолаева). Представляемый сборник включает работы Л. Н. Гумилева, посвященные одной из наиболее острых исторических проблем – проблеме предвзятого отношения к народам Великой степи, о которых сложилось представление как об изначально диких, жестоких и отсталых. В книге раскрываются исторические корни этого мифа, названного Гумилевым «черной легендой», развенчиваются преувеличенные представления об ужасах татаро-монгольского ига на Руси, показаны истинные взаимоотношения Руси и Орды и их последствия. Объективному читателю станут понятны и истоки европейской русофобии, выражающейся фразой: «поскреби русского – и найдешь татарина». Завершает книгу панорама мнений, высказанных по обсуждаемому «больному» вопросу историками и мыслителями разных, в том числе и прямо противоположных друг другу направлений.
Гумилев Л. Н.
Древняя Русь и Великая степь. Конец и вновь начало. От Руси до России. – СПб.: СЗКЭО «Кристалл», 2003. – 1008 с.
В издании представлены научные работы Л. Н. Гумилева, относящиеся к позднему периоду творчества. Прежде всего это легендарная монография «Древняя Русь и Великая степь» (1989), в которой дан фундаментальный анализ взаимоотношений Древней Руси со своими соседями; далее следует не менее знаменитая книга «Конец и вновь начало», заключающая в себе цикл лекций по теории пассионарности, прочитанных Гумилевым в 1980-е годы перед аудиториями С. -Петербурга и Москвы; завершает том итоговая работа ученого – «От Руси до России» (1992), удостоенная почетной премии «Вехи» и дающая новую трактовку целому ряду общественных событий, имевших место в I – XVIII вв. В ходе подготовки данного издания было выявлено и исправлено немало фактических ошибок и разночтений. Кроме того, были скорректированы и расширены указатели ( упоминаемых имен, цитируемых авторов, географических названий, этнонимов). Поэтому данное издание можно считать новым этапом в освоении научного наследия одного из самых поразительных ученых ХХ столетия. Книгу дополняет прекрасный иллюстративный материал, предоставленный Мемориальным музеем-квартирой Л. Н. Гумилева- филиалом музея А. Ахматовой в Фонтанном доме.
Гумилев Л. Н.
Хунну: Степная трилогия. – СПб.: Тайм-аут – Компасс, 1993. – 212, (12) с.
Книга представляет первую часть «Степной трилогии». Это интереснейшее описание народа, который своей стремительной исторической жизнью оказал огромное влияние на судьбы Евразии. Гумилев создал научный трактат, в котором прекрасный стиль и увлекательность изложения сочетается с солидным исследованием. Представляемое издание выходит в редакции, предлагавшейся самим Л. Гумилевым. По возможности, сохранены особенности авторской орфографии. Научное редактирование, согласно воле автора, осуществил В. Ю. Ермолаев. Данное издание «Хунну» можно считать первым достаточно полным и корректным по отношению к автору, дающим возможность читателям ближе познакомиться с наследием талантливого ученого.
Гумилев Л. Н.
Древние тюрки. – М.: Товарищество «Клышников – Комаров и К», 1993 – 526 с.
В книге исследованы закономерности возникновения, развития и гибели державы древних тюрок. Автор уделил большое внимание широкому кругу исторических проблем (политической жизни тюрок, их быту, религии, культуре), а также географическому размещению кочевников Срединной Азии на рубеже двух эпох – древности и средневековья. Книга задумана как опыт совмещения методов исторического анализа и синтеза. Анализу подвергнуты отдельные явления истории древних тюрок и народов, с ними связанных или им предшествовавших. Сюда же относится критика источников и проблемы ономастики и этногенеза. Синтезом является осмысление истории народностей как единого процесса, образовавшего в аспекте периодизации определенную целостность, а также нанесение описанного явления на канву всемирной истории. Последнюю часть книги занимают приложения: синхронистические, генеалогические, ономастические таблицы, библиография и указатели: имен, топонимов, этнонимов.
Гумилев Л. Н.
География этноса в исторический период. – Л.: Наука, 1990. – 279 с.
Представляемая книга – историко-географическое и философское исследование – содержит как общие сведения об этногенезе и его закономерностях, так и описание его отдельных фаз, или возраста народов, на богатом и живом материале античности и средневековья Западной Европы, Византии, Ближнего и Дальнего Востока. Читателю предстоит любопытная встреча с народами, с их выдающимися представителями, судьбы которых противоречивы. Этнос выступает с одной стороны, как выразитель исторического процесса, а с другой – как двигатель истории, ее движущая сила. Л. Н. Гумилев пытается ввести читателя в лабораторию своего мышления, своего понимания сложных, подчас противоречивых этнических процессов. В этом несомненная заслуга автора. Книга написана в доступной и увлекательной форме, зачастую даже в художественно- образной, полной сарказма и иронии, вполне может быть сравнима с детективом, в котором логика – основополагающее начало повествования. Читать книгу стоит вдумчиво, соглашаясь или споря с автором, но открывая для себя новые любопытные аспекты. А научное любопытство – допинг в творческой деятельности человека.
Гумилев Л. Н.
География этноса в исторический период. – Л.: Наука, 1990. – 279 с.
Представляемая книга – историко-географическое и философское исследование – содержит как общие сведения об этногенезе и его закономерностях, так и описание его отдельных фаз, или возраста народов, на богатом и живом материале античности и средневековья Западной Европы, Византии, Ближнего и Дальнего Востока. Читателю предстоит любопытная встреча с народами, с их выдающимися представителями, судьбы которых противоречивы. Этнос выступает с одной стороны, как выразитель исторического процесса, а с другой – как двигатель истории, ее движущая сила. Л. Н. Гумилев пытается ввести читателя в лабораторию своего мышления, своего понимания сложных, подчас противоречивых этнических процессов. В этом несомненная заслуга автора. Книга написана в доступной и увлекательной форме, зачастую даже в художественно- образной, полной сарказма и иронии, вполне может быть сравнима с детективом, в котором логика – основополагающее начало повествования. Читать книгу стоит вдумчиво, соглашаясь или споря с автором, но открывая для себя новые любопытные аспекты. А научное любопытство – допинг в творческой деятельности человека.
Л. Н. Гумилев: страницы жизни (книги и воспоминания):
«Я не был одинок, был всегда со своей страной, своим народом…
Я могу быть счастливым!»
Л. Н. Гумилев
Лавров С. Б.
Лев Гумилев. Судьба и идеи. – М.: Сварог и К, 2000 – 408 с. (9 с. ил.)
Автор книги профессор Сергей Борисович Лавров – президент Русского Географического общества, около 30 лет работал в ЛГУ в тесном контакте с героем книги Львом Николаевичем Гумилевым, участвовал в издании посмертных работ ученого. Книга представляет первую биографию выдающегося ученого и замечательного человека – Л. Н. Гумилева. В ней сделана попытка показать этапы нелегкого жизненного пути Льва Николаевича в единстве со становлением его научных взглядов. Автора связывали с Гумилевым и рабочие и дружеские отношения, долгие годы он собирал всевозможные материалы о своем герое: начиная с газетных статей и кончая уникальными документами, хранящимися пока в личных архивах. В результате возникла книга, написанная интересно, глубоко, острополемически. Не со всеми оценками и выводами автора можно согласиться, однако мимо них нельзя пройти равнодушно, без размышления. Необходимо особо отметить, что книга была прочитана вдовой Л. Н. Гумилева – Натальей Викторовной и одобрена ею.
Лев Гумилев / Валерий Демин. – М.: Молодая гвардия, 2007. – 310(10) с.: ил. – (Жизнь замечат. людей: сер. биогр.; вып. 1055)
Что может один человек? Очень много – если на его стороне правда и истина! Жизнь и судьба Льва Николаевича Гумилева – наглядное подтверждение данного общеизвестного факта. В этом можно убедиться, прочитав книгу доктора философских наук Валерия Никитича Демина (1942-2006). Пройдя через многие годы тюрем и лагерей, непризнания и обструкции Лев Гумилев стал одним из самых авторитетных историков и философов нашего времени, определивших развитие науки XXI века. Автор книги раскрывает идейные корни и различные аспекты космистских взглядов Л. Н. Гумилева, основанных на учении о биосфере и ноосфере, евразийской теории и концепции пассионарности. Опираясь на фундаментальные труды ученого, он анализирует его исследования и оригинальные выводы в области мировой и русской истории, показывает непреходящее значение его идейного наследия для современности и науки завтрашнего дня. Известный писатель Дмитрий Михайлович Балашов (1927-2000), считавший себя учеником Гумилева, в эссе «Памяти учителя», опубликованном вскоре после смерти Льва Николаевича, писал: «Обнажим же головы все — соборно! Гении русской земли – часть нации и ее порождение. Но и нация, родившая гения, должна почуять ответственность свою перед ним… Иначе голос гения замолкнет, как колокол на погосте, никого не разбудив…». Книга вышла в серии биографий: «Жизнь замечательных людей» и имеет традиционный справочно-библиографический аппарат.
«Живя в Чужих словах…»: воспоминания о Л. Н. Гумилеве / Сост., вступ. ст, коммент. В. Н. Вороновича, М. Г. Козыревой. – СПб.: ООО «Издательство «Росток», 2006. – 624 с.: ил.
В 2003 году в Петербурге вышел первый сборник воспоминаний о Л. Н. Гумилеве. Настоящая книга представляет собой второе, значительно дополненное издание воспоминаний, при этом изменилась и сама структура книги. В ней появились большие тематические разделы, рассказывающие о детстве и юности Гумилева, о годах испытаний, тернистом пути ученого, о работе в экспедициях и о 13 годах, проведенных в сталинских лагерях. В сборнике сделана попытка показать основные этапы жизненного пути ученого, охарактеризовать его как живого человека в контексте эпохи. В книгу также помещены наиболее значимые интервью и беседы с учеными. Конечно, любые воспоминания – вещь субъективная в большей или меньшей степени. Одно и то же событие видится и оценивается людьми неодинаково, но тем не менее, все воспоминания представляют интерес, и человек, которого вспоминают, вдруг раскрывается с совершенно неожиданной стороны. Таким образом, появляется шанс избежать закрепления в памяти как бы застывшего памятника – монумента. А Лев Николаевич был очень живым и земным человеком. Личность Гумилева настолько многогранна, что ни одна книга воспоминаний о нем не сможет дать всестороннюю характеристику этого удивительного человека с невероятной судьбой, но важен любой новый штрих к жизнеописанию нашего замечательного современника. Выпуск сборника подготовил Мемориальный музей — квартира Л. Н. Гумилева ( Филиал музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме ).
Султанбеков Булат Файзрахманович ученый-историк
Султанбеков Булат Файзрахманович
ученый-историк
Дата рождения
18 Ноября 1928 93 года
Место рождения
г. Казань
Образование
Казанский государственный педагогический институт, исторический факультет (1950). Профессор
Этапы карьеры:
Работал учителем, был партийным работником, преподавал общественные науки в нескольких вузах. Перед уходом на заслуженный отдых возглавлял кафедру истории и теории культуры Института повышения квалификации кадров народного образования.
Много внимания уделял историческим исследованиям. Автор многих книг и статей.
Звания и награды:
Заслуженный деятель науки Республики Татарстан (1995).
Заслуженный работник культуры Республики Татарстан (1987).
Лауреат Госпремии РТ в области науки и техники.
Награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны» и др.
Публикации с персоной
IT – глобальный вызов для исторической науки
Фомин-Нилов Денис Валерьевич – историк-исследователь, старший научный сотрудник и руководитель Центра информационных технологий Института всеобщей истории РАН, ученый секретарь Государственного академического университета гуманитарных наук, член Совета молодых ученых РАН, кандидат исторических наук. Родился в 1979 году в городе Калинине (Тверь). Окончил Государственный академический университет гуманитарных наук (до 1998 г. – РЦГО, до 2008 года – ГУГН). В 2005 году защитил кандидатскую диссертацию в Институте всеобщей истории РАН по специальности «всеобщая история» (новейшее время). Научные интересы связаны с историей ХХ века, вопросами философии и методологии истории, новой культуры научных публикаций. Женат, воспитывает дочь. |
Мир исторической науки меняется стремительно. Помимо того что объем информации – тексты, фотографии, видео – возрос многократно, мы переживаем исключительный период смены носителей информации и способов ее распространения. Бумага уступает место электронным носителям, книгопечатание теряет свое значение, а скорость распространения информации увеличилась в миллионы раз. О формировании новой культуры исследований в условиях развития информационных технологий и приемах вовлечения молодых людей в науку рассказывает историк-исследователь, старший научный сотрудник и руководитель Центра информационных технологий Института всеобщей истории РАН, ученый секретарь Государственного академического университета гуманитарных наук, член Совета молодых ученых РАН, кандидат исторических наук Денис ФОМИН-НИЛОВ.
– Денис Валерьевич, расскажите о своей профессиональной деятельности? Что является объектом ваших научных исследований?
– Моя главная страсть – исторические исследования, позволяющие отдохнуть интеллектуально, осуществить «перезагрузку» собственной операционной системы.
В центре научных интересов – социально-политическая история скандинавских стран в ХХ веке, то есть история того, как в течение практически полувека лет был реализован успешный эксперимент по созданию так называемых «государств всеобщего благоденствия», или «скандинавская модель социализма». Этот эксперимент был успешно проведен социал-демократическими партиями. По российской аналогии, можно сказать, что в странах этого региона был реализован меньшевистский сценарий развития государства и общества – тот самый, от которого наша страна отказалась после января 1918 года.
– Почему вы выбрали для себя стезю ученого?
– Ученый – достаточно громкое слово. Думаю, лучше сказать – стезю исследователя. Исследователь – это человек, который формулирует вопросы и ищет на них ответы. Мне кажется, в каждом от рождения заложено стремление к исследованиям. Оно проявляется в той или иной области, развивается в большей или меньшей степени. Задавая вопросы, дети либо получают ответы от взрослых, либо нет. К сожалению, по мере взросления, под влиянием внешних факторов, интерес к исследованиям у многих угасает.
Мне повезло, мой исследовательский интерес в области истории был не только понят и поддержан, но и получал «информационную пищу» для ума. И главная заслуга в этом принадлежит моему деду – Борису Нилову, профессиональному историку, исследователю и доценту ТГУ, который был моим первым учителем истории. Меня с детства окружала атмосфера исследования истории: копии архивных документов, историческая литература, разговоры… Удачный выбор университета – на базе научно-исследовательских институтов РАН, где на рубеже XX-XXI веков преподавали ведущие отечественные историки-исследователи, – завершил процесс определения творческого пути.
– Каким исследованиям вы планируете посвятить себя? Поделитесь ближайшими планами на будущее.
– В последнее время меня очень интересует тематика, которую некоторые зарубежные специалисты формулируют как «история и киберпространство». Но, на мой взгляд, корректнее было бы говорить о формировании новой культуры исследований и научных публикаций в условиях развития информационных технологий. Человечество переживает сейчас исключительно интересный в историческом отношении период, когда происходит смена носителей информации и способов ее распространения. Аналогичные процессы в последний раз происходили в Европе в XV-XVI веках, когда бумага стала вытеснять пергамент, а рукописные книги постепенно уступили место печатным, изготовленным на типографских станках. Информация перестала принадлежать узкому кругу лиц: священникам в монастырях, ученым в крупных научных и образовательных центрах, – ее распространение ускорилось в сотни раз. В результате информационной революции того времени стали возможными великие географические открытия, реформация, индустриальная революция, научно-техническая революция ХХ века.
Что же мы наблюдаем последние двадцать лет? Бумага уступает место электронным носителям, книгопечатание (типографские станки) теряет свое значение, а скорость распространения и тиражирования информации увеличилась в миллионы, если не миллиарды раз. Исследователи новейшей истории уже начинают волноваться: как изучать историю XXI века, какие исторические источники использовать и как их обрабатывать?
Информационная революция конца ХХ века, связанная с появлением и распространением Интернет-технологий, является глобальным вызовом не только для историков – для всех исследователей. В условиях возрастания объема научной информации знакомиться с новейшими достижениями становится все сложнее, меняются также форма и способы защиты авторства и прав интеллектуальной собственности – все это только краткий список проблем. От того кто, где и когда найдет оптимальные решения, зависит будущее и перспективы целых стран и народов. Это не громкие слова. У нас есть исторический пример тех стран и народов, которые опоздали с внедрением книгопечатания и оказались на периферии современной цивилизации. Нечто подобное мы наблюдаем и в наше время. Именно поэтому убежден: новой культуре исследований и научных публикаций необходимо уделять пристальное внимание, готовить молодые поколения отечественных специалистов к новым информационным условиям, в которых им предстоит жить и работать.
– По вашему мнению, что могло бы привлечь молодежь к активной исследовательской деятельности в России?
– Старинная русская мудрость гласит, что насильно мил не будешь. Нельзя молодежь привлечь в науку какими-либо мерами или стимулами. Исследовательская деятельность – это в первую очередь внутренняя потребность человека в поиске ответов на те вопросы, которые его волнуют. Эта потребность дается от рождения, генетически, а потом прививается и развивается в процессе воспитания и обучения. Поэтому все предложения по привлечению молодежи к исследовательской деятельности через увеличение денежного довольствия и решение материальных проблем не приведут к достижению положительных результатов, а только наполнят исследовательские институты и вузы псевдоисследователями, которых будут «мотивировать» материальные блага.
Вместе с тем необходимо понимать историю развития науки в ее динамике. Несколько столетий назад достаточно было иметь незначительный набор инструментов или приборов, чтобы проводить эксперименты или изучать научные вопросы, а результаты исследований либо скрывались, либо публиковались небольшими тиражами. В наши дни оборудование стало дороже в сотни и тысячи раз, а обмен научной информацией ускорился в миллионы. Таким образом, для активной исследовательской деятельности необходимо наличие молодых людей, желающих искать ответы на научные вопросы, и инфраструктура, позволяющая решать научные задачи и находить ответы.
Первая задача решается в процессе школьного обучения. Именно поэтому необходимо значительно увеличить оплату труда учителям и сосредоточиться на развитии материально-технической базы, чтобы в школах люди хотели и могли работать творчески, не думая постоянно о материальных проблемах своей семьи. Кроме того, необходима последовательная государственная политика по развитию системы выявления и поддержки талантливой молодежи, основные элементы которой у нас в стране присутствуют и развиваются: олимпиады, конкурсы и прочие. Однако у нас до сих пор слабо развито взаимодействие организаторов многих школьных олимпиад с вузами и научными центрами, способными содействовать талантливым детям в их творческом поиске и дальнейшей научной карьере.
Вторая задача решается только при условии решения первой, то есть при наличии исследователей, которым специальное оборудование необходимо для экспериментов и научного поиска. В противном случае любые закупки научного оборудования только увеличивают количество «металлолома» в вузах и НИИ. Любые инвестиции в научную инфраструктуру должны осуществляться от потребностей конкретных исследователей, решающих четко поставленные задачи. Для определения этих потребностей необходим диалог между «распорядителями ресурсов» и исследователями.
– Как, по-вашему, еще, помимо существующих программ поддержки, государство могло бы помочь современным российским специалистам в их профессиональной деятельности?
– Если вы имеете в виду специалистов-исследователей, то, на мой взгляд, в России сейчас уже заложены основы для их продуктивной деятельности. Идет активный процесс по модернизации нормативно-правовой базы в области регулирования научно-исследовательской деятельности, создаются технопарки и инкубаторы, формируются центры коллективного пользования, создаются онлайн-библиотеки.
Однако часто государственные меры сталкиваются с высоким уровнем традиционализма и консерватизма научного сообщества, которое критически относится к происходящим изменениям и не стремится активно использовать имеющиеся и открывающиеся возможности в своих профессиональных интересах. До сих пор мы повсеместно сталкиваемся с советской системой управления научно-исследовательскими процессами, где все надежды связаны с бюджетным финансированием. Главная проблема большинства российских научных и научно-образовательных центров – отсутствие квалифицированных управленческих кадров, знакомых с опытом работы иностранных исследовательских центров, свободно владеющих современным российским и международным законодательством в научной сфере, использующих финансовые инструменты рыночной экономики и способных на мировом уровне организовывать научно-исследовательскую деятельность.
Поэтому государство должно сформировать конкурентоспособную на мировом уровне модель организации и развития научно-исследовательской деятельности в России и объяснить ее принципы исследовательскому сообществу, а главное – уделять самое пристальное внимание подготовке и отбору управленческих кадров.
– В последнее время в России всё чаще выказывают обеспокоенность явлением, получившим название «утечки мозгов». Как следует взаимодействовать с исследователями-соотечественниками за рубежом? Забыть про них или пытаться вернуть на родину?
– Эту обеспокоенность в России выказывают с того самого момента, когда рухнул железный занавес и многие специалисты стали уезжать для работы и жизни в другие страны. Мне эта проблема в принципе непонятна, так как я убежден, что в свободной стране человек имеет право выбирать себе место жительства и работы. Если исследователь считает, что он не может реализовать свои планы в России, то он вправе это сделать в другой стране. Лично знаю многих молодых людей, которые занимаются наукой за рубежом, но при этом они остаются русскими и продолжают любить свою родину. В истории нашей страны мы знаем сотни примеров, когда ученые совершали свои открытия и изобретения за пределами отеческой земли.
Однако имеются и примеры, когда люди принципиально хотят быть гражданами других стран. Разве в российских интересах удерживать таких людей? Насколько нам принципиально, чтобы гражданин РФ совершал свои научные исследования именно на территории России? А если он – отечественный исследователь – работает в Москве (Твери, Рязани, Грозном), но в исследовательском подразделении акционерного общества, контрольный пакет акций которого принадлежит иностранному гражданину? Другой вариант – иностранный ученый работает в акционерном обществе, принадлежащем России или ее гражданам. Мы можем это назвать притоком «иностранных мозгов» в Россию? Проблема в том, что мы до сих пор живем прошлым и пользуемся устаревшими понятиями, а для модернизации и развития России нужно жить даже не настоящим, а будущим.
Важнее обращать внимание на то, кто становится автором тех или иных изобретений и открытий, кому принадлежат права. Попытки «сохранить» были оправданы в период экономической депрессии 1990-х, но теперь сохранение начинает напоминать консервацию. Убежден, что пришло время генерировать и создавать, используя те ресурсы, которые удалось сохранить, одновременно приобретая новые.
«Мозги» – это не нефть и газ, не сталь или золото. Их нельзя перелить, насыпать, увезти или привезти. «Мозги» неразрывно связаны с их носителем – человеком. Поэтому для нашей страны важно, чтобы гражданин чувствовал себя комфортно и безопасно в России, хотел жить и работать на родине.
– Как отмечают эксперты, отечественная историческая наука отстала от основного западного течения. Как вы оцениваете современные подходы к курсу истории и обществознания в российской школе?
– Историческая наука в нашей стране – разнообразная, а иногда даже более смелая в своем теоретическом поиске. Проблема в том, что отечественную историческую науку долгие годы сжимали в тисках марксистско-ленинской идеологии, она варилась и кипела в собственном изолированном котле практически без стравливания пара. И теперь, в последние двадцать лет, мы наблюдаем процессы, которые хорошо знакомы физикам. Достаточно однородное «тело» исторической мысли взорвалось, разлетевшись на множество больших и малых осколков. Многие профессиональные историки остались верны своим взглядам, другие – начали опираться на запрещенный ранее зарубежный опыт или погрузились в изучение опыта дореволюционной исторической науки, найдя новые основы для своей исследовательской деятельности. Хаос, наступивший в исторической науке после большого идеологического взрыва конца 1980-х годов, постепенно уступает место новым контурам исторической мысли современной России. В этом отношении учителя истории и методисты российской школы работают в крайне сложных условиях. И здесь огромное значение имеют личный опыт и квалификация.
– В докладе «Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее?», подготовленном Общественной палатой РФ, состояние гуманитарного образования характеризуется следующим образом: «В результате многолетней изоляции советской социальной и гуманитарной науки сегодня наше образование в этих областях во многих отношениях отстает от уровня, достигнутого в лучших университетах развитых стран». Среди проблем называется отсутствие формализованности социальных наук в России, отмечается, что прерывается академическая традиция, не возникают научные школы, происходит интеллектуально-культурная деградация… Действительно ли состояние гуманитарных наук в России выглядит настолько упадочно?
– Полностью согласен с мнением, что проблема нашей страны заключается в гуманитарной составляющей, которая формируется благодаря образованию и информационным потокам в средствах массовой информации. Однако считаю, что уровень нельзя сравнивать по неким процентам и индексам цитирования. Дело в том, что гуманитарное образование нацелено в первую очередь на собственных граждан. Поэтому не удивительно, что основная масса научной и учебной литературы производится на русском языке и не попадает в западные системы учета, рейтингования и цитирования.
– Преподаватели вузов обращают внимание, что способность к мышлению у новых поколений студентов заметно снизилась. Что, на ваш взгляд, необходимо предпринять, чтобы переломить ситуацию?
– Ни к чему сильно драматизировать. В исторической ретроспективе можно смело утверждать, что конфликт поколений всегда был и будет. В этом отношении «новые поколения студентов» – другие, не такие как поколения их родителей. В наше время люди все в меньшей степени получают знания из книг, переваривая информацию из средств массовой информации и Интернета. «Новые поколения» все реже пишут тексты от руки, но все чаще используют клавиатуру компьютера. Имея огромные информационные массивы, в повседневной жизни намного важнее становится навык поиска и анализа информации, а не ее запоминания. Хорошо это или плохо? Одни считают, что хорошо, а другие видят в этом конец времен. В любом случае история продолжается, и главное – чтобы молодые поколения россиян понимали значение образования, квалификации и профессионализма. Хотя бы для того, чтобы обеспечивать конкурентоспособность на рынке труда.
Кто такой историк науки? | Обучайте и вдохновляйте
О чем эта область?Вся деятельность человечества является предметом изучения истории, и наука не является исключением. Историк науки изучает эволюцию определенной области науки, такой как математика, химия, физика и т. Д. Историк науки отличается от других историков в том смысле, что ему / ей необходимо овладеть предметом своего исследования. Например, историк биологии должен хорошо знать биологию, историк химии должен понимать химию и так далее.Он может посвятить свое время изучению развития технологий, связанных с определенной областью или практикой, или влияния этой области на общество, эволюции определенной теории, жизни конкретного ученого и многих других аспектов, связанных с историей. науки.
Что бы я делал каждый день?Историк науки пытается понять, как развивалась определенная область науки в прошлом. Они основывают свои исследования на исторических источниках, которые, как правило, представляют собой письменные документы: рукописи или гравюры, школьные учебники, конспекты занятий, научные журналы и опубликованные работы об открытиях, письма между учеными и научно-исследовательскими учреждениями; но они также могут быть материальными остатками, такими как инструменты, используемые для исследований, карты или объекты, используемые для распространения информации.
Сколько и что мне нужно для изучения?Большинство историков науки прошли базовую подготовку в той или иной области науки. В большинстве случаев у них не было формального исторического образования. Однако в последние десятилетия несколько ученых степеней по истории науки были учреждены на нескольких научных факультетах, а также на кафедрах, посвященных истории науки.
Где я могу работать?Историк науки может работать в музеях науки или музеях с научными или техническими коллекциями, таких как военные музеи, военно-морские музеи, музеи аптек и т. д.Они также могут работать в астрономических обсерваториях, университетах, планетариях, лабораториях, библиотеках, архивах и других учреждениях, имеющих научные коллекции.
Это работа для меня, если……вы заинтересованы в том, чтобы узнать прошлое и то, как развивались научные знания.
…у вас есть желание много читать, и вы можете проводить много времени наедине со своими бумагами.
С другой стороны, также важно работать в сети с другими историками и иметь хорошие связи со специалистами в областях, в которых вы не так сильно доминируете.
Историк науки должен быть:
Детектив , способный связать информацию, извлеченную из документов и материальных остатков научно-технической деятельности, для выяснения определенного предмета исследования.
Хорошо пишет , так как конечный результат вашего исследования написан в виде книг или публикаций.
Узнайте больше о пересечении науки и истории:— История науки, Британика, статья
— Видео «В музее истории наук»
Текст основан на информации, любезно предоставленной Антонио Коста Канасом, морским офицером, доктором исторических наук, бывшим директором Морского музея в Лиссабоне
Изображение: Рисунок небесных тел
Кредит: Википедия
Историк и история науки на JSTOR
Перейти к основному содержанию Есть доступ к библиотеке? Войдите через свою библиотекуВесь контент Картинки
Поиск JSTOR Регистрация Вход- Поиск
- Расширенный поиск
- Изображения
- Просматривать
- По тематике
Журналы и книги - По названию
Журналы и книги - Издатели
- Коллекции
- Изображения
- По тематике
- Инструменты
- Рабочее пространство
- Анализатор текста
- Серия JSTOR Understanding
- Данные для исследований
Памела МакКордак, историк искусственного интеллекта, умерла в возрасте 80 лет
Мисс. «Наблюдательность» и «разговорный стиль» МакКордак подняли ее книгу над другими, которые в последующие годы пытались объяснить искусственный интеллект широкой аудитории, написал Филип Мировски в журнале AI Magazine в обзоре выпуска, посвященного 25-летию «Машины». Кто думает», который включал в себя длинное дополнение, обновляющее историю ИИ до 2004 года.
Книга г-жи МакКордак «Машины, которые думают», опубликованная в 1979 году, представляет собой хронику ранней истории искусственного интеллекта.Памела Энн МакКордак родилась 1 октября.27 октября 1940 года в Ливерпуле, Англия, город бомбили немецкие люфтваффе. Когда ей было 6 лет, она уехала в Соединенные Штаты со своими родителями, Джеком и Хильдой (Бонд) МакКордак, и двумя младшими братьями и сестрами, близнецами.
Ее отец владел колледжами красоты, где ее мать была косметологом и преподавателем. Сначала семья поселилась в Стэмфорде, штат Коннектикут, а затем несколько раз переезжала. Она окончила среднюю школу в Резерфорде, штат Нью-Джерси, и получила степень бакалавра в области английской композиции и литературы в Беркли в 1960 году. Десять лет спустя она получила степень магистра английской литературы в Колумбийском университете.
«Компьютеры и мысли», результат ее работы с профессорами Фейгенбаумом и Фельдманом, были опубликованы в 1963 году. Она называла себя «на побегушках», но профессор Фейгенбаум сказал, что она сыграла важную роль в их проекте. Она продолжала сотрудничать с профессором Фейгенбаумом в качестве его исполнительного помощника в течение нескольких лет после того, как он уехал из Беркли в Стэнфордский университет в 1965 году, чтобы помочь основать его факультет компьютерных наук и руководить Стэнфордским вычислительным центром.
Она познакомилась с профессором Траубом в Стэнфорде, и они поженились в 1969 году. (Ее первый брак с Томасом Теллефсеном закончился разводом.) В следующем году они переехали в Сиэтл, где он преподавал в Вашингтонском университете; через год после этого они переехали в Питтсбург. Примерно в то же время она опубликовала два романа: «Семейные отношения» (1971 г. ), рассказывающий о семье, действие которой происходит в Ливерпуле в 1944 г., и «Работать до конца» (1972 г.) о блестящей женщине-ученом, оказавшейся в любовном треугольнике со своим братом. -по закону.
В Карнеги-Меллоне, где она преподавала на факультете английского языка, г-жа МакКордак познакомилась с учеными-компьютерщиками, работающими над искусственным интеллектом, и особенно сблизилась с профессором Саймоном, который помог выдвинуть идею о том, что компьютеры могут демонстрировать искусственный интеллект, отражающий человеческое мышление. .
Она часто предлагала профессору Саймону стакан хереса, когда он проходил мимо ее дома в Питтсбурге по дороге домой, и они обсуждали искусственный интеллект, лингвистику, музыку и искусство, сказала она в устном историческом интервью Carnegie Mellon в 2019 году.
Гражданская наука: помощь историку
Если вы хотите помочь погрузиться в прошлое, ознакомьтесь с этими проектами гражданской науки.
Какой была жизнь двести лет назад? Какие профессии были у людей? Какие преступления совершили люди? И каковы были самые распространенные причины смерти?
Вы можете помочь найти ответы на эти и другие вопросы, используя только свой компьютер.
Люди уже помогают Датскому национальному архиву в ряде проектов гражданской науки.
Национальные архивы собирают исторические источники, чтобы сохранить их для будущих поколений. Эти источники рассказывают богатую историю Дании, но обширные данные можно использовать только после их оцифровки, что позволяет людям легко искать нужную им информацию.
Примите участие в проекте гражданской науки, основанном на истории:
Здесь архивариусы и исследователи более чем рады помощи, говорит ИТ-архивист Нанна Флорр Клаузен, курирующая базу данных в Датском национальном архиве.
«Если бы у нас не было добровольцев, которые бы [нам помогали], то у нас сегодня ничего не было бы. В старые времена нам просто нужно было сделать тестовые прогоны ограниченного количества данных. Теперь у нас есть все, и все данные находятся в свободном доступе», — говорит Клаузен.
Пользователи помогли за 25 лет
Датский национальный архив впервые заручился поддержкой для чтения записей переписи населения и церковных записей 25 лет назад. В новом проекте пользователи могут скачать программу, которая им поможет.
«В прошлом году мы зарегистрировали в проекте миллион постов», — говорит Клаузен
Теперь любой желающий может выполнить поиск среди данных, загруженных в Датскую демографическую базу данных, и узнать больше о том, как принять участие.
Три года назад они запустили новый портал, чтобы было еще проще загружать данные и помогать. Пользователь выбирает проект, над которым он хочет работать, а затем приступает к загрузке данных.
За последние шесть месяцев было загружено 70 000 записей. Запись может, например, включать информацию из свидетельства о смерти, досье заключенного из государственной тюрьмы или письмо из (тогда) Датской Вест-Индии.
Вы можете узнать больше о новых проектах и получить помощь в загрузке данных через группу Национального архива в Facebook.
Исследователи могут использовать информацию
Загруженные данные можно использовать во многих областях исследований.
Например, исследователи из отдела исследований имен Копенгагенского университета часто используют базу данных, чтобы увидеть, как имена менялись по стране с течением времени.
Другие использовали базу данных для исследования экономической истории предприятий в Копенгагене и даже для изучения случаев эпидемий холеры с 1853 года.
Все они основаны на данных переписи, загруженных добровольцами.
Исследователи из Университета Южной Дании также использовали базу данных в проекте, в котором они разработали программу, автоматически распознающую готский почерк. Школьные учителя также смогли использовать данные в рамках своего обучения.
Какая погода была в прошлом?
Существует также ряд международных гражданских научных проектов, в которых вы можете стать волонтером.
Портал Zooniverse содержит множество различных проектов, связанных с историей.Например, в проекте «Мир Шекспира» волонтеры загружают информацию из рукописных документов, относящихся ко временам Уильяма Шекспира.
Или, если хотите, вы можете классифицировать животных и растения, собранные во время исторических экспедиций, в проекте «Записки с природы».
Понимание прошлого помогает нам подготовиться к будущему. И это также относится к ученым-климатологам, которым нужна ваша помощь, чтобы узнать, какими были погода и климат в прошлом.Проект «Старая погода» просит добровольцев просмотреть старые бортовые журналы китобойных судов или судов, патрулирующих Арктику.
Если вы предпочитаете сосредоточиться на чем-то более свежем, вы можете зарегистрироваться в проекте Центра циклонов и проанализировать тропические штормы за последние 30 лет.
Так что здесь, безусловно, есть чем заняться, независимо от того, предпочитаете ли вы смотреть спутниковые снимки или загружать старые документы. И ученые и исследователи благодарны за помощь.
——————-
Подробнее читайте в датской версии этой статьи на Videnskab.dk
Перевод: Кэтрин Jex
Внешние ссылки
Связанный контент
Гражданская наука на Фарерских островах: помогает охотникам и животным
Как получить данные об охоте в стране, где нет официальной статистики охоты? Гражданская наука – это ключ.
Гражданская наука: как вы можете помочь ученым
Вы нужны ученым! Подпишитесь на проект гражданской науки и помогите всем нам стать чуточку умнее.
Гражданские ученые сделают новые технологии доступными для всех
Все больше и больше независимых исследователей формируют свои собственные исследовательские сообщества для развития своих идей, не подвергаясь влиянию университетов и промышленности. Познакомьтесь с некоторыми из них в Копенгагене во время фестиваля «Наука в городе» этим летом.
Попробуйте эти гражданские научные проекты и помогите исследователям в области здравоохранения
Примите участие в одном из этих гражданских научных проектов и помогите разработать новые лекарства, вылечить редкие заболевания или выяснить, как мы стареем.
Обращение ко всем кабинетным ученым: ЕКА публикует спутниковые данные Гренландии
Европейское космическое агентство запускает веб-сайт с доступом к спутниковым данным, изображениям и анимации ледяного щита Гренландии.
«Ученый насквозь»: историк USask размышляет о жизни Герхарда Герцберга — College of Arts and Science
Крис Патнэм
Пятьдесят лет назад, 10 декабря 1971 года, доктор Герхард Герцберг получил Нобелевскую премию по химии — краеугольный камень замечательной жизни в науке.
«Удивительно, как много удалось сделать человеку, — сказал кандидат исторических наук Университета Саскачевана (USask) Дмитрий Захаров.«Многие пути, на которые повлияло его исследование, также удивительны. Астрономия, медицинские науки, фундаментальная физика, химия — все это».
Захаров — ведущий историк Herzberg50, национального проекта, приуроченного к 50-летию Нобелевской премии Герцберга.
Дмитрий Захаров, кандидат исторических наук в USask, является ведущим историком национального проекта Herzberg50.В течение последних шести месяцев Захаров корпел над книгами, письмами, личными вещами и многим другим, чтобы понять историю и наследие Герцберга.Он пишет серию из шести статей, в которых исследует Герцберга как ученого и как человека.
«Я знал, что Герцберг работал в этом университете, но я не знал всей истории», — сказал Захаров, чья докторская работа по истории рака в 19-м -м веке курируется Канадской исследовательской кафедрой истории рака. Здоровье и социальная справедливость Доктор Эрика Дайк (доктор философии).
Герцберг и его жена Луиза, коллега-ученый, приехали в Саскатун из Германии в 1935 году как беженцы от нацистских преследований.Герцберг провел 10 продуктивных лет на физическом факультете Колледжа искусств и наук США, прежде чем перейти к работе в Чикагском университете и Национальном исследовательском совете Канады.
Герцберг, умерший в 1999 году, считается отцом современной спектроскопии, метода изучения материи, который привел к важным открытиям в медицине, астрофизике, материаловедении и других областях.
В исследовании Захарова аспиранта также поразили гуманитарные и политические устремления Герцберга.
«Задолго до Нобелевской премии он вообще интересовался помощью людям. Он отправлял посылки во время войны и сразу после войны с одеждой, едой, новой обувью и другими предметами первой необходимости семьям, своим друзьям, людям, которых он знал еще в Германии и Франции», — сказал Захаров.
После Второй мировой войны Герцберг публично призывал западные страны к скорейшему восстановлению интеллектуального сотрудничества с немецкими учеными.
«Он считал, что свободный поток научных знаний — это способ предотвратить дальнейшие ужасные действия», — сказал Захаров.«Наука и открытие природы были для него самой важной задачей, которую могли выполнить люди. Он был ученым до мозга костей».
Будучи молодым человеком в Германии, Герцберг был потрясен подъемом национализма и нацистской партии. Хотя нацисты считали его арийцем, он влюбился в Луизу, еврейку, и женился на ней.
Во время учебы в Геттингенском университете Герцберг лучше общался с членами еврейской семьи, управлявшей его пансионом, чем со студентами и преподавателями университета, отметил Захаров.
«Думаю, для своего времени он был очень прогрессивным и непредубежденным человеком, поэтому в университете у него никогда не было много друзей».
Захаров считает, что изучение Герцбергом искусства и культуры помогло ему стать всесторонне развитым и сострадательным человеком.
«Философия, музыка, культурные аспекты его жизни сформировали его как личность и человека, который заботится о других. Он заботился о красоте — природы, музыки, литературы, искусства. Это расширило его человечность, я думаю.
Герцберг был увлечен музыкой. В честь Герцберга в 2021 году доктор Гарри Гейбл (DMA) и Кэтлин Лоренц Гейбл из Музыкального факультета США исполнили одно из любимых произведений Герцберга, Wanderers Nachtlied II Франца Шуберта.
Герцберг также твердо верил в чистое исследование и стремление к знаниям ради знаний. Если бы Герцберг был жив сегодня, Захаров думает, что он бы выступал за то, чтобы студенты следовали своим увлечениям и интересам, а не зарплате.
«(Он сказал бы), чтобы заняться тем, что вас действительно, действительно интересует, и посмотреть, куда это вас приведет. Это может привести вас к Нобелевской премии по физике, химии или литературе».
USAsk сотрудничает с некоммерческой образовательной организацией Defining Moments Canada, Национальным исследовательским советом, Canadian Heritage и другими партнерами в рамках цифрового проекта Herzberg50.
В рамках своей работы, приуроченной к 50-й -й годовщине получения Герцбергом Нобелевской премии, USAsk учредил новую международную студенческую награду, назвал два выдающихся места на территории кампуса в честь Герцберга и запустил памятный веб-сайт.
Партнеры Herzberg50 работают с посольством Германии над выставкой Herzberg, которая пройдет по городам Канады, начиная с USask в январе 2022 года.
Противопоставление ролей историков и ученых
чтобы создать более ясный образ прошлого. Напротив, ученые-человеки исследуют различные аспекты человеческой деятельности, чтобы сделать открытия, которые должны внести существенные изменения в будущее.Это представлено в утверждении, что «задача историка состоит в том, чтобы понять прошлое; ученый-человек, напротив, стремится изменить будущее». Это кажется неверным, учитывая, что и историк, и ученый-человек требуют удовлетворительного понимания прошлых событий, поскольку их роли требуют желания изменить будущее. Соответствующие области знаний историка и ученого-человека выражают это через призму восприятия и разума, поскольку они затрагивают вопросы знания в отношении прошлого и будущего.Утверждение субъективно, так как не уточняет, что именно следует считать пониманием. Должны ли мы все прийти к общему согласию, чтобы это считалось пониманием? С точки зрения истории информация, которую мы считаем знанием, собирается и интерпретируется историками. Это говорит о том, что историю можно интерпретировать, но никогда полностью не понять. Таким образом, историк является творцом истории, а не ее летописцем, поскольку при выводе выводов он неизбежно использует личную точку зрения.Кроме того, существует проблема знаний, поскольку история представляет собой просто выборку информации из-за фильтрации первоисточников. Даже с учетом работы историков в исторических записях, по-видимому, есть пробелы, которые мешают получить полное понимание. Кроме того, утверждение неясно с точки зрения того, что именно представляет собой прошлое, будущее и как мы можем измерить изменения. Однако…
… середина листа…
…позволяет нам применить выводы этих исследований к реальности, чтобы спроецировать будущее поведение человека.После просмотра видеороликов об экспериментах Эша по конформизму в 1950-х годах я смог понять, что это исследование по-прежнему актуально и сегодня, поскольку люди часто вынуждены подчиняться идеям большинства, а не полагаться на свой интеллект.
Несмотря на то, что от историков требуется делать выводы о том, что принято за понимание, они неизбежно рассматривают историю через призму современности, которая обеспечивает основу для будущего, аналогичную человеческим ученым. Следовательно, это утверждение кажется в определенной степени верным, поскольку историки вынуждены понимать прошлое, в то время как ученые-люди должны стремиться изменить будущее.Тем не менее, прошлое и будущее кажутся взаимозаменяемыми с точки зрения важности как для историка, так и для ученого-человека, пытающегося получить знания.
Историк науки Брока из международной исследовательской группы, изучающей Джона Тиндалла – The Brock News
Джон Тиндалл, около 1885 г.
Если бы Джон Тиндалл был жив сегодня, он бы «взорвал Интернет».
Тысячи писем, написанных физиком XIX века на самые разные темы: от инфракрасного излучения и англо-ирландской политики до состояния семейной жизни его коллег и сложностей ритуалов ухаживания в XIX веке, делают его непревзойденным блоггером, опередившим свое время.
«Из-за огромного количества писем и журналов мы можем узнать невероятно много о социальной истории 19-го века: интеллектуальной культуре, меняющихся социальных структурах», — говорит Элизабет Несвальд, историк науки и техники из Брока.
«Читая журналы, читая письма, действительно понимаешь, что значит быть ученым того периода, стать ученым того времени».
Несвальд, адъюнкт-профессор кафедры истории, является членом международной исследовательской группы, которая выпускает 16-томный сборник переписки Тиндаля. Руководят проектом Берни Лайтман из Йоркского университета и Майкл Рейди из Университета штата Монтана.
Со штаб-квартирой в Йоркском университете и Университете штата Монтана группа, члены которой, среди прочего, являются выходцами из Гарварда, Университета Лестера, Университета Окленда, Университета Лидса и других, редактирует и комментирует письма Тиндаля.
Это означает, что исследователи предоставят введение и примечания, объясняющие, что Тиндалл имел в виду под определенными выражениями, или предоставят справочную информацию, чтобы поместить то, о чем пишет Тиндалл, в контекст.
Первый том переписки был опубликован ранее в этом году, и исследователи, участвующие в проекте, также совместно работали над отредактированным томом, в котором Тиндалл находится в британской науке 19-го века.
Несвальд, сотрудничающий с проектом с момента его создания в 2007 году, будет редактировать один том и совместно редактировать другой. Часть ее работы включает расшифровку и перевод писем, которые немецкие ученые писали Тиндалю.
Ирландский физик Джон Тиндалл впервые прославился в 1850-х годах, когда он сделал крупные открытия в области магнетизма и диамагнитной полярности.В 1853 году он стал профессором физики, а затем и директором престижного лондонского Королевского института Великобритании.
Примерно в то же время он начал изучать действие лучистой энергии в атмосфере, в том числе теплопоглощающую способность газов, что заложило основу для понимания инфракрасного излучения.
Тиндаль построил или усовершенствовал оборудование, используемое в лабораториях. Он также стал передовым альпинистом, проводя исследования ледников и ледниковых потоков.Он написал более дюжины книг по радиации, теплу, ледникам и другим предметам.
Но что делало Тиндаля еще более примечательным, так это его способность доносить до широкой аудитории сложные физические концепции во время его многочисленных популярных публичных лекций.
«Это место было предназначено для высшего среднего класса, и Тиндалл читал классную лекцию с треском, треском и поп-музыкой с забавными эффектами и взрывающимися вещами», — говорит Несвальд.
«Он был отличным коммуникатором и ярким исполнителем.Он читал лекции в то время, когда наука становилась общественным развлечением, «образовательным развлечением» со всевозможными научными центрами и музеями в Великобритании.
«И он тоже был не из высшего класса, так что это новый тип ученого; это был уже не тот джентльмен в напудренном парике», — добавляет Несвальд, отмечая, что примерно с 1860-х годов ученые стали превращаться в «рабочих людей, представителей среднего класса или даже, в случае Тиндаля, парней из рабочего класса», которые не получили своих исследовательских должностей, потому что они были привилегированной элитой.
Как историк науки и техники, Несвальд преподает науку от Древней Греции до атомной бомбы и технологий со времен промышленной революции.
Ее текущие исследования сосредоточены на истории термодинамики и истории физиологии питания в девятнадцатом и начале двадцатого веков, при этом особое внимание уделяется формулированию современных теорий и практик питания и их влиянию на восприятие тела.