Этнос нации и народности План 1 Этнос
Этнос: нации и народности
План 1. Этнос. Понятие и признаки. 2. Кровнородственные группы и их разновидности. 3. Племена, народности, нации
1. Этнос. Понятие и признаки Современное человечество представляет собой сложную этническую структуру, включающую несколько тысяч этнических общностей (нации, народности, племена, этнические группы и т. п. ), отличающихся как численностью, так и уровнем развития. В составе Российской Федерации в настоящее время более 100 этносов (в т. ч. ок. 30 наций). Этническая общность (этнос) — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других этносов.
1. Этнос. Понятие и признаки Язык Определенная территория Национальное самосознание Межпоколенная преемственность Признаки этноса Менталитет Общая культура и традиции Общность исторической судьбы Кровное родство
2. Кровнородственные группы и их разновидности Семья — наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети). Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Клан — группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Несколько кланов, объединившись, составляют племя.
3. Племена, народности, нации Племя — более высокая форма организации, охватывающая большое число родов и кланов. Они обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями. Их численность доходила до десятков тысяч человек. Племенные общины, существующие даже в наши дни в отдалённых и малоосвоенных регионах Земли, рассматриваются многими как начальная форма политического образования.3. Племена, народности, нации В ходе дальнейшего культурного и экономического развития племена преобразовывались в народности, а те — на высших стадиях развития — в нации. Народность — этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность. Для народности характерно появление государства На базе народностей формируются нации
3. Племена, народности, нации Нация — автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть религия, но объединяющая общий язык, их национальность сформировалась благодаря общей истории и культуре. Нации более многочисленны, чем народность, и насчитывают десятки и сотни миллионов. Признаки нации: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Общность территории; Общность языка; Общность экономической жизни; 4. Общие черты психического склада; 5. Национальное самосознание.
3. Племена, народности, нации Нация возникает в период преодоления феодальной разобщенности и зарождения капитализма. В этот период складываются достигшие высокой степени политической организации, классы, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственная литература, искусство.
present5.com
Развернутое планирование по обществознанию по теме «Межэтнические отношения»
Межэтнические отношения и национальная политика (§9)
1. Межэтнические (межнациональные) отношения – отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни:
а) взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни;
б) межличностные отношения людей различной этнической принадлежности в разных формах общения.
2. Тенденции этнических процессов:
а) интеграция,
3. Формы межэтнических отношений:
а) сотрудничество;
б) конкуренция;
в) конфликт.
4. Причины межэтнического сотрудничества:
а) процессы глобализации,
б) складывание постиндустриального, информационного общества,
в) необходимость единства в борьбе с международным терроризмом.
5. Межнациональный конфликт – любая конкуренция между группами от противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной конкуренции во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности ее членов.
6. Причины конфликтов:
а) территориальные – борьба за изменение границ, присоединение к другому социуму или государству, создание нового независимого государства;
б) экономические – борьба за обладание собственностью, материальными ресурсами;в) социальные – требования гражданского равноправия, равенства перед законом, в образовании, оплате труда, при приеме не работу;
г) культурно-языковые – требования сохранения или возрождения, развития функций языка, культурной общности;
д) религиозные (конфессиональные).
7. Способы регулирования межэтнических отношений:
а) гуманистический подход – моральное, политическое, правовое регулирование межэтнических отношений;
б) информационный;
в) переговоры;
г) применение правовых механизмов;
д) посредничество.
Этнос нации и народности Урок 25 План
Этнос: нации и народности Урок 25.
План 1. Этнос. Понятие и признаки. 2. Кровнородственные группы и их разновидности. 3. Племена, народности, нации
1. Этнос. Понятие и признаки Современное человечество представляет собой сложную этническую структуру, включающую несколько тысяч этнических общностей (нации, народности, племена, этнические группы и т. п. ), отличающихся как численностью, так и уровнем развития. В составе Российской Федерации в настоящее время более 100 этносов (в т. ч. ок. 30 наций). Этническая общность (этнос) — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других этносов.
1. Этнос. Понятие и признаки Язык Определенная территория Национальное самосознание Межпоколенная преемственность Признаки этноса Менталитет Общая культура и традиции Общность исторической судьбы Кровное родство
2. Кровнородственные группы и их разновидности Семья — наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети). Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Клан — группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Несколько кланов, объединившись, составляют племя.
3. Племена, народности, нации В ходе дальнейшего культурного и экономического развития племена преобразовывались в народности, а те — на высших стадиях развития — в нации. Народность — этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность. Для народности характерно появление государства На базе народностей формируются нации
3. Племена, народности, нации Нация — автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть религия, но объединяющая общий язык, их национальность сформировалась благодаря общей истории и культуре. Нации более многочисленны, чем народность, и насчитывают десятки и сотни миллионов. Признаки нации: 1. Общность территории; 2. Общность языка; 3. Общность экономической жизни; 4. Общие черты психического склада; 5. Национальное самосознание.
3. Племена, народности, нации Нация возникает в период преодоления феодальной разобщенности и зарождения капитализма. В этот период складываются достигшие высокой степени политической организации, классы, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственная литература, искусство.
present5.com
План-конспект урока по обществознанию (8 класс) по теме: Конспект урока по обществознанию 8 кл «Этнос: нации и народности»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 8 КЛАССЕ.
Тема: ЭТНОС: НАЦИИ И НАРОДНОСТИ.
Цель: 1). Познакомить учащихся с понятием этнос, разъяснить сущность этнообразующих факторов, сформировать умения анализировать традиции, обычаи различных народов, характеризовать племя, народность с опорой на известные исторические факты.
2). Продолжить работу по формированию у учащихся мотивации успешности по усвоению знаний.
После изучения темы учащиеся должны:
- Знать, что такое «этнос» и чем характеризуются различные устойчивые межпоколенные общности людей;
- Уметь анализировать различные этнообразующие факторы, иллюстрируя свои позиции конкретными историческими фактами;
- Определять сходство и различия между нацией и народностью;
- Уметь грамотно анализировать традиции и обычаи разных народов и уважительно относиться к их культуре, жизни.
Оборудование урока:
- Учебники.
- Тетради.
- доп. Материала из пособий.
а). Этнические общности.
4. Раздаточный материал:
а). вопросы и задания;
б). высказывания и пословицы;
в). определения «Формы этносов, этнос»;
г). словарные слова;
д). схемы:
- Признаки этносов.
- Факторы формирования наций.
- Основные события в развитии этносов.
- Национализм и его формы.
- Межнациональные отношения и их результат.
ПЛАН УРОКА:
- Мотивация деятельности. Обеспечение интереса у учащихся к изучению данной темы с помощью вовлечения их к активной деятельности на уроке.
- Что такое «Этносы»? Знакомимся с понятием.
- Факторы, влияющие на образование этносов и их роль в развитии обществ.
- Народности и нации.
ХОД УРОКА.
- ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА.
- Сообщение темы и плана урока.
- Задание учащимся по определению цели урока с помощью проблемного вопросов и объяснения пословиц и поговорок.
(Записать проблемный вопрос на доске:
Что является результатом эволюции (постепенного развития) этноса от ПЛЕМЕНИ к НАЦИИ? )
а). убывание биологических черт;
б). нарастание социально-политических черт;
в). оба явления характерны.
- Чтение старинной легенды: «Хорошо, что все мы разные»
Прослушайте её и поясните, в чем заключалась основная идея, составившая суть мудрости наших далеких предков?
Согласны ли вы, ребята, с этой мыслью?
Приходилось ли в жизни встречать ситуации, подобные той, о которой рассказывает легенда?
- Познакомить с материалами к уроку.
а). Доп. Материал.
б). Словарь.
в). Определения.
г). Схемы.
II. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.
Мы определили с вами тему урока, а теперь познакомимся с тем, что вы должны узнать на уроке, чтобы смогли определить цель урока.
На прошлом уроке мы познакомились с вами, что такое социальные общности.
Социальная общность – это…?
По каким критериям разделяются социальные общности: 1- ?, 2 — ?, 3 — ?
Сегодня на уроке мы познакомимся с социальной общностью (вид по содержанию) СОЦИАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКОЙ.
Рассмотрим важные вопросы:
Что такое этнос?
Как происходило и происходит его формирование?
Возьмите схему № 1 и перечислите факторы, сплачивающие людей в этнические группы (общности).
Возьмите лист с определениями и прочитайте, что такое «этнос»?
А теперь выясним последовательность формирования различных форм этнических общностей на примерах истории России.
Вспомните историю нашей древней истории. Кто является нашими предками, т.е. от кого мы произошли?
(Ответы могут быть разными по знаниям биологии, географии, истории: обезьяны, бого-люди, славяне (Надо выделить – славяне.))
Какие общности представляли наши предки в I-VIII в. н.э.? (племена)
Что произошло с ними в IX-X вв.? (объединение)
По каким причинам и признакам объединились эти племена?
(близость или общность территорий, общность языка, традиций, обычаев, налаживание экономических, военных и политических контактов).
Какое время занял этот процесс? (довольно длительное)
Что стало результатом этого сближения, объединения? (образование гос-ва и народности)
Прочитайте определение НАРОДНОСТИ.
Что общего и в чем отличие народности от племени? (меньше становиться биологических черт)
Самой высшей формой этнических общностей является – НАЦИЯ.
Прочитайте высказывание философа – социолога Т. Геруля, вспомните историю России и определите период формирования нации в России (XIV _ XV вв. – освобождение от монголо-татарского ига). Кем осознали себя наши предки? (единой силой, с единой культурой, единой религией)
В чем отличие нашей нации от других? ( Рассмотрение схемы № 2)
Какие из этих факторов присутствуют и характерны для нашей нации?
Процесс формирования наций продолжается и это доказывает разнообразие нашего современного мира? Какие этнические общности в нем присутствуют? (племена, народности, нации)
Выделим основные события в развитии этносов. Рассмотрим схему № 3.
Прочитайте и попробуйте подобрать к ним примеры из ниже приведенных вариантов.
(Дополнение учителя по пособию Л.М. Куликова стр. 77-79)
А теперь определим, для чего нам нужны знания об этнических общностях.
Какие процессы характерны для жизни людей в современном мире?
(объединение – интеграция, разобщение – дифференциация)
В чем это выражается и как это проявляется? (слияние культур, обмен достижениями, тесное общение, возвышение какого-либо, давление друг на друга, вражда, военные конфликты)
Какие размеры могут принимать это явления? (общемировые (глобальные), внутригосударственные – схема № 5)
Каковы результаты этих отношений? (выслушать мнения учащихся, чтение по схеме)
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ УРОКА.
В начале урока я задала вам вопрос и попросила прочитать поговорки и пословицы.
- Ответьте на вопрос.
- Попробуйте, на основании полученных знаний, объяснить смысл высказываний.
IV. ПОСТАНОВКА ДАЛЬНЕЙШЕЙ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЭТОЙ ТЕМЫ В 9-11 КЛ.
В последствии мы рассмотрим с вами темы:
- «Национализм и его формы»
- « Глобализм и его проблемы»
- « Глобальные проблемы человечества»
и постараетесь своими делами, жизнью изменить человечество к лучшему и в малом и в большом, на основе полученных знаний.
- ЗАДАНИЕ НА ДОМ.
Спишите пословицы и объясните их.
- ОЦЕНКА УРОКА.
- Выставление оценок.
- Анализ работы (учениками, учителем)
Использованная при подготовке к уроку, литература:
- Боголюбов, Лазебникова
«Введение в обществознание. 8 кл.» — учебник.
- А.Н. Иоффе, О.В. Кишенкова и др.
«Введение в обществознание. 8 кл.» — учебник.
- Л.М. Куликов
« Основы социологии и политологии» — учебное пособие.
- Л.С. Бахмутова
« Обществознание. Конспекты уроков» — методическое пособие для учителя.
- Е.А. Певцова
« Обществознание. Книга для учителя 8-9 кл.» — методическое пособие.
- Словари.
nsportal.ru
Этнос и нация План 1 Этническая общность и
Этнос и нация План 1. Этническая общность и ее виды 2. Этнос, нация и национальность 3. Национальный менталитет 4. Этническое многообразие современного мира
Этническая общность – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других образований.
Виды этнических общностей Род Племя Народность Нация Группа кровных родственников, ведущих происхождение по одной линии(материнск ой или отцовской) Совокупность родов, связанных общими чертами культуры, сознанием общего происхождения, общностью диалекта, единством религиозных представлений и обрядов Исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией. Языком, психологическим складом, культурой. Исторически сложившаяся общность людей, характеризуемая развитыми экономическими связями, общей территорией, общностью языка, культуры, этническим самосознанием.
Национальный менталитет – образ мышления, духовная настроенность, свойственная данной конкретной этнической общности. Проявляется В совокупности взглядов, оценок, идеалов, интересов, норм, принципов и привычек. В устойчивых коллективных чертах характера, отличающих данную общность от других. Национальный менталитет => память о прошлом, обуславливающая поведение людей и помогающая им оставаться верными своим исторически сложившимися ценностями, традициям.
На характер ментальности большое воздействие оказывают: Традиции – элемент культуры передающийся из поколения в поколение: • Их нельзя абсолютизировать; • Их нельзя игнорировать. Национальные ценности – то, что особенно значимо и важно для человека и общества, с чем люди в целом согласны.
Классификация народов мира Географическая Языковая Антропологическая (языковые семьи) (расы) • Народы Европы; • Афразийская; • Европериды; • Народы Азии; • Картвельская; • Монголоиды; • Народы Африки; • Индоевропейская; • Негроиды; • Народы Америки; • Дравидская; • Австролоиды. • Народы Австралии и • Уральская; Океании. • Алтайская.
Национализм – это идеология, политика, психология, основывающаяся на признании приоритета национального фактора в общественном развитии. Виды Этнический Борьба народов за национальное освобождение, обретение собственной государственност и. Державно – государственный Стремление наций воплотить в жизнь свои государственные интересы, нередко за счет малых народов. Бытовой Проявление национальных чувств, враждебное отношение к инородцам, ксенофобия.
present5.com
Этнос нации и народности План 1 Социально-этническая
Этнос: нации и народности План: 1.
Социально-этническая общность – этнос – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая социальная совокупность (большая социальная группа) людей, связанных общими признаками. Признаки этноса (этнообразующие факторы): (Стр. 139)
Исторические формы этнических общностей Общность Род Клан, фратрия Племя Признаки Кровнородственные и хозяйственные связи; единые происхождение, язык, верования, культура. Родовая община. Нация Фактор формирования Кровное родство Первобытность Несколько близких по происхождению родов. Кровное родство Несколько близких по территории проживания родов. Соседская община. Самоназвание. Кровное родство и экономические отношения Несколько близких по Союз племён территории проживания племён. Народность Формация (эпоха) Первобытность и феодализм (Средневековье) Экономические и политические отношения См. признаки этноса. Феодализм (Средневековье) Экономические и политические отношения См. признаки нации. Капитализм (Новое и Новейшее время) Государственнообразовательный фактор
Этногенез – длительный исторический процесс формирования и развития этноса Естественно-биологический подход Социокультурный подход Гумилёв Л. Н. Сорокин П. А. Сущность: • этнос является не социальным явлением, а результатом географического развития; • этногенезу свойственны четыре фазы: 1) подъем; 2) расцвет; 3) упадок; 4) гибель; • нация – сложное и разнородное тело, • история этноса состоит из истории распадающееся на ряд социальных самого этноса плюс история элементов, что вызвано их ландшафта; совокупным действием. • источником этногенеза является пассионарность — способность и стремление наиболее талантливых людей (пассионариев) к изменению этнического окружения, привычной обстановки, к достижению новых целей.
Нация – В широком смысле: высшая, наиболее стабильная форма этноса. В узком смысле: (Стр. 142) Признаки нации (нациообразующие факторы) Признаки этноса + (Стр. 143)
Национальность – осознаваемая принадлежность человека к той или иной нации. Национальное самосознание – осознание личностью себя как неотъемлемой частицы нации, как члена этой общности.
Тенденции в развитии наций Дифференциация (национальная) Интеграция (интернациональная) Стремление к саморазвитию, политической и экономической самостоятельности, к национальному самосознанию Стремление к расширению всесторонних связей между различными нациями, толерантности и восприятию всего, что создано другими народами
.
.
.
.
.
.
present5.com
Нации и межнациональные отношения
Социальные общности – относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересовЭтнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образованийРазличные подходы к пониманию сущности этносов их генезиса и многообразия состава населения Земли
Национальное самосознание – совокупность социальных, нравственных, политических, экономических, эстетических, религиозных, философских взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития нации.
Межнациональная дифференциация – это процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов и народов в самых разных планахМежнациональная интеграция – процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни
Особенности развития современных взаимоотношений русской нации с другими этническими группами:
Национализм – идеология и политика, основу которой составляют идеи национальной исключительности и превосходства, стремление к национальной замкнутости, местничеству, недоверие к другим нациям.
Причины межнациональных конфликтов
Пути решения межнациональных конфликтов
Типы межнациональных конфликтов
Этносоциальный конфликт – форма конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по этническому признаку
Пути регулирования межнациональных конфликтов
Гуманистические принципы политики в области национальных отношений
Основные принципы национальной политики
Условия гармонизации национальных отношений
Д/З
|
rpp.nashaucheba.ru