Деепричастия в русском языке: Деепричастие — особая форма глагола — урок. Русский язык, 7 класс.

Содержание

Деепричастия как части речи. Деепричастие в русском языке

Частью речи называют категорию слов, которая определяется морфологическими и синтаксическими признаками. В мировой лексике противопоставляется имя (разделяющееся далее на существительное, прилагательное и прочие) и глагол. Принята также классификация частей речи в соответствии с выполняемыми функциями. Так, они могут быть служебными и самостоятельными.

Особая форма глагола

В отечественной науке есть четыре взгляда на деепричастия как на части речи. Грамматическое значение этой категории, морфологические признаки, а также синтаксическая роль обуславливается особенностью этой формы. Деепричастие в русском языке соединяет в себе признаки и значение наречия и глагола.

Определение

По Виноградову, это особая, наречно-глагольная гибридная категория. Богородицкий относит деепричастия к наречиям. В соответствии с энциклопедическими сведениями эти слова и обороты считаются особой глагольной неизменяемой, неспрягаемой атрибутивной формой. Как определяет понятие «деепричастие» 7 класс школьной программы? Эта категория представляет собой особую глагольную форму, обозначающую добавочное действие на фоне основного, выраженного глаголом. Деепричастие отвечает на вопросы «что сделав?», «что делая?», «как?», «когда?»

Признаки

Деепричастия как части речи соединяют в себе черты наречия и глагола. Основным признаком является то, что обозначают они действие, добавочное к основному. Деепричастие является отглагольной формой и так же, как и глагол, имеет вид (несовершенный и совершенный). Эта категория имеет «возвратность» (например, цепляя – невозвр., цепляясь – возвр.). Деепричастия как части речи распространяются с существительными, местоимениями, наречиями. С зависимыми словами образуются обороты. Деепричастия как части речи обладают и признаками наречий: не изменяются, характеризуют одновременно основное действие, иллюстрируя когда, как, почему и т.д. оно совершается. В предложении они выступают в роли обстоятельства, относясь к глаголу-сказуемому.

Морфологический разбор

Существует несколько признаков, определяющих деепричастия как части речи и выделяющих их среди прочих форм. Кроме того что образуется оно от глагола, в нем присутствуют, как правило, такие суффиксы, как –а, -ши, -вши, -я. В деепричастных оборотах к зависимым словам можно задать вопрос. Морфологический разбор следует осуществлять в соответствии с определенным планом:

  1. Общее грамматическое значение.
  2. Морфологические признаки:

— неопределенная (начальная) глагольная форма;

— неизменяемость;

— вид, возвратность.

3. Синтаксическая роль.

В качестве образца можно привести пример письменного разбора.

«Журча, бежит ручей»

  1. Слово «журча» – это особая глагольная форма – деепричастие. Обозначает добавочное действие к основному: бежит как? – журча.
  2. Начальная форма – журчать; несов. в., не изменяется.
  3. Обст-во образа действия.

Устный разбор

Слово «журча» представляет собой деепричастие – особую глагольную категорию. В первую очередь оно иллюстрирует добавочное к главному действие (бежит-журчит). Образовано от глагола «журчать» (нач. форма). Данное деепричастие не изменяется, имеет несовершенный вид. В составе предложения данная форма выступает в роли обстоятельства образа действия.

Как образуются рассматриваемые глагольные формы? Какие существуют виды деепричастий

Рассматриваемые формы глагола могут относиться к одной из двух категорий. Деепричастия несовершенного вида иллюстрируют добавочное незаконченное действие. Происходит оно одновременно с процессом, выраженным глаголом. Образуется этот тип с использованием суффиксов –я, -а, на основе формы, определяющей действие в настоящем времени. Например: читают-читая, летят-летя и прочие. От глаголов, имеющих суффикс -ва- образование деепричастия происходит от инфинитива: узнавать-узнавая. От ряда слов, описывающих действие, глагольная форма не формируется: текут, бьют, берегут, рвут и прочие. Деепричастие совершенного вида иллюстрирует добавочное законченное действие. Оно, как правило, происходит до начала того процесса, который выражает глагол. Образование данной формы осуществляется при помощи суффиксов -вши, -ши, -в на основании неопределенной глагольной формы: обмануться-обманувшись, загрустить-загрустив и прочие. От ряда слов, иллюстрирующих действие, могут формироваться двойные обороты: просохнуть-просохнув, просох-просохши; отпер-отперши, отпереть-отперев.

Времена глаголов-основ

В некоторых случаях для образования деепричастий используется форма будущего времени. Для образования деепричастия применяются суффиксы -я, -а: прочтут-прочтя, придут-придя. Категории, образованные от глагольной основы в прошлом времени с использованием суфф. –вши- (знавши, бывши, пахавши, ехавши, лизавши и прочие), считаются устаревшими. Как правило, они мало употребляются, редко. Ранее их использовали для обозначения действий, только что совершенных к настоящему времени: «увидевши происходящее, он схватил вилы», «сказавши это, она присела». В настоящее время применяются с суффиксом -вшись, образуются от возвратной глагольной формы: проговориться-проговорившись, умыться-умывшись, изголодаться-изголодавшись, разложиться-разложившись и прочие.

Обособление

Не выделяются при помощи знаков препинания (запятых) одиночные деепричастия, относящиеся к разряду наречий: сидя, стоя, лежа, молча, шутя, не спеша и прочие. Данные формы не иллюстрируют добавочное действие. Например:

Читать лежа вредно, надо сидя читать.

Он шел не торопясь (медленно то есть).

Она говорила волнуясь (взволнованно, значит).

В этих и аналогичных случаях деепричастие иллюстрирует не добавочное действие, а признак основного процесса. В отличие от, например, такого предложения: «Надо читать, сидя за нормальным столом и при хорошем освещении». Здесь деепричастие выступает в качестве иллюстрации добавочного действия. Не обосабливаются фразеологические обороты, устойчивые выражения, в составе которых находятся рассматриваемые глагольные формы. К таким конструкциям, в частности, относят следующие: работать не покладая рук, кричать себя не помня, бежать сломя голову и прочие. В остальных случаях деепричастные обороты – выражения, содержащие зависимые слова – всегда выделяются запятыми.

Синтаксическая роль

Деепричастие, как правило, примыкает конструктивно к глагольному сказуемому. В структуре предложения данная форма выступает в качестве обстоятельства, не спрягается. Реже деепричастие может примыкать к именному сказуемому, которое может выражаться кратким прилагательным либо существительным. В конструкции в составе предложения данная глагольная форма обозначает добавочное действие, которое сопутствует процессу, несущему главную мысль сказуемого. При этом деепричастием допускается замена спрягаемой глагольной формы. Аналогичные конструкции присутствуют в различных индоевропейских наречиях – латинском, французском. Деепричастия используются в эскимосском, венгерском, тюркском языках. В лексике других стран конструкция может именоваться герундием. Некоторые языки не имеют отдельной формы для рассматриваемой отглагольной конструкции. Такая ситуация, например, в английском языке, где в роли деепричастия выступает причастие.

Деепричастие

Дееприча́стие —

нефинитная форма глагола (вербоид), обозначающая второстепенное действие, подчинённое главному, выраженному в предложении сказуемым или инфинитивом в различных синтаксических функциях («Писал, время от времени заглядывая в книгу»; «У меня была возможность получить образование, воспитываясь дома»).

Деепри­ча­стия распространены в языках различных типов. По происхождению русское деепри­ча­стие связано с краткими причастиями настоящего и прошедшего времени, утратившими категории рода, числа и падежа и превратившимися в неизменяемые формы. Особенность русского деепри­ча­стия состоит в том, что субъект обозначаемого им действия совпадает с субъектом главного действия, выраженного финитной формой или инфинитивом. Как глагольная форма русское деепри­ча­стие сохраняет вид и залог. Видовые формы деепри­ча­стия служат для выражения семантики таксиса. Как правило, деепри­ча­стия совершенного вида выражают предшествование второстепенного действия по отношению к действию основному («Проснувшись, он встал и умылся»), реже одновременность («Шёл, опустив голову») или последующее действие («Вышел, хлопнув дверью»). Деепри­ча­стия несовер­шен­но­го вида передают одновременность («Отвечая на вопрос, он волновался»). Действие, обозначаемое деепри­ча­стием, может быть связано с главным действием отношениями уступки («Обдумав все последствия своего поступка, он всё же подал заявление об уходе с работы»), причины («Заболев, он не мог много работать») и т.

 д. В деепри­ча­стии сохраняются синтаксические связи глагола, от которого оно образовано («любить родину» — «любя родину»). Конструкции с деепри­ча­стием могут быть синони­мич­ны придаточным предложениям («Проснувшись, он встал и умылся» = «Когда он проснулся, он встал и умылся»), конструкциям с однородными сказуемыми («Он отвечал волнуясь» = «Он отвечал и волновался»), предложно-падежным конструкциям с отглагольными существительными («Во время ответа он волновался») и др. Функция деепри­ча­стия в предложении обычно определяется как второ­сте­пен­ное сказуемое (А. А. Шахматов), однако некото­рые учёные считают деепри­ча­стие также обстоя­тель­ством. В русском языке деепри­ча­стие может выполнять обе функции.

В некоторых языках деепри­ча­стие может обозначать действие, субъект которого не тожде­ствен субъекту действия, выраженного сказуемым. В кавказских и алтайских языках разви­тая система деепри­ча­стий выполняет функции, соответ­ству­ю­щие функциям различных типов придаточных предло­же­ний в индоевропейских языках. В алтайских языках деепри­ча­стие употреб­ля­ет­ся также для выраже­ния подчинённого действия при модальных и фазовых глаголах, например в татарском языке «укый башлау» ‘начать читать’ (букв. ‘читая начать’), «укый бел» ‘уметь читать’ (букв. ‘читая знать’). Деепри­ча­стие входит также в состав аналитических видо-временных форм глагола.

Функционально близки деепри­ча­стию герундий в романских языках, падежные формы инфинитива и имени действия в финно-угорских и других языках. Среди языковедов нет единого мнения о семантико-грамматическом статусе деепри­ча­стия. В русистике деепри­ча­стие рассма­три­ва­лось как «смешанная часть речи», объединяющая свойства глагола и наречия (А. М. Пешковский), как «гибридная наречно-глагольная категория» (В. В. Виноградов). Деепри­ча­стие трактовалось также как одна из форм слово­из­ме­ни­тель­ной транспозиции глагола; в настоящее время деепри­ча­стие рассматривается как один из разрядов форм глагола. В русскую грамматическую терминологию термин «деепри­ча­стие» был впервые введён М.  Смотрицким.

  • Виноградов 
    В. В., Русский язык. Грамматическое учение о слове, 2 изд., М., 1972;
  • Якобсон Р. О., Шифтеры, глагольные категории и русский глагол, в кн.: Принципы типологического анализа языков различного строя, М., 1972;
  • Черемисина М. И., Деепри­ча­стие как класс форм глагола в языках разных систем, Новосиб., 1977;
  • Русская грамматика, т. 1, Прага, 1979;
  • Дмитриева Л. К., Деепри­ча­стие и обособление обстоятельств, в кн.: Функциональный анализ грамматических единиц, в. 3, Л., 1980;
  • Русская грамматика, т. 1, М., 1980;
  • Семантика и синтаксис конструкций с предикатными актантами, Л., 1981;
  • Щербак А. М., Очерки по сравнительной морфологии тюркских языков (Глагол), Л., 1981;
  • Теория функциональной грамматики. Введение. Аспектуальность. Временная локализованность. Таксис, Л., 1987;
  • Hrabě V., Polovětné vazby a kondenzace «druhého sdělení» v ruštině a v češtině, Praha, 1964.

Н. А. Козинцева.

Тема урока: «Деепричастие как часть речи»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы обучения: индивидуальная, групповая (работа в парах), фронтальная.

Цели урока:

  • Ознакомление учащихся с общей характеристикой деепричастий, рассмотрение грамматических признаков данной части речи.
  • Формирование умений отличать деепричастия от причастий, наречий, других частей речи.
  • Формирование навыка разграничения основного и добавочного действия.
  • Развитие у учащихся способностей к самостоятельной аналитической деятельности через работу с текстом параграфа, раздаточным материалом.
  • Развитие творческих и логических способностей через составление структурно – логических схем (кластеров).
  • Развитие у школьников умений полноценно, грамотно пользоваться ресурсами русского языка в речевой практике.

Ход урока

1. Стадия вызова.

Цели: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новой информации; постановка собственных целей обучения.

На доске записан текст:

Октябрь выдался тёплым и сухим. Лишь по ночам замерзали лужицы, оттаивая к полудню. Убрав урожай с огородов, охотники начали собираться в тайгу на всю зиму.

Вопрос учителя:

— Прочитав текст, определите общие и отличительные грамматические признаки выделенных слов.

Ответы учащихся:

— Выделенные слова отвечают на вопрос

как? (что делая? что сделав?).

— В предложениях выделенные слова являются обстоятельствами.

— Слова оттаивая, убрав имеют разный вид (первое слово несовершенного вида, второе – совершенного).

— Скорее всего, они образованы от глаголов, как и причастия, но имеют другое строение, иные вопросы.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, после чего на доске и в тетрадях записывается тема урока – “Деепричастие как часть речи”.

Учитель раздаёт школьникам графическую таблицу – “Знаю – Хочу узнать – Узнал(а)” (приложение №1) и предлагает самостоятельно заполнить две первые графы по теме урока.

Учащиеся заполняют графы, обсуждают информацию в парах.

Учитель опрашивает школьников, а затем заполняет такие же графы на доске, опираясь на высказывания учеников.

ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ
1.Деепричастие – это часть речи.

2.Деепричастие изучается в разделе “Морфология”.

3.Деепричастие схоже с причастием, так как обе части речи образованы от глаголов.

4.Деепричастие имеет вид (совершенный и несовершенный).

5.Деепричастие отвечает на вопрос как? и является в предложении обстоятельством.

1.Что именно обозначает деепричастие?

2.Как изменяется деепричастие?

3.Каким способом и при помощи каких морфем образуется деепричастие?

4.Что общего у деепричастия с другими частями речи?

Учитель предлагает учащимся классифицировать столбцы “Знаю”, “Хочу узнать” по категориям информации и вместе со школьниками заполняет графу “Категория информации” (роль деепричастия в предложении, образование деепричастий, грамматические признаки и т.д.).

Вопрос учителя:

— Откуда у вас сведения о деепричастии?

Ответы учащихся:

— Прочитал в учебнике.

— Слышал раньше от учителя.

— Узнал от одноклассника и др.

Учитель предлагает заполнить графу “Источники информации”, после чего сообщает школьникам, что на уроке главным источником информации станет текст, с которым будут работать учащиеся.

2. Стадия осмысления.

Цели: поддержать активное восприятие новой информации, её осмысление; соотнести полученную информацию с собственными знаниями.

Учитель предлагает школьникам самостоятельно познакомиться с материалом параграфа № 26 “Деепричастие как часть речи” и дополнительным материалом, который раздаётся каждому учащемуся (приложение №2).

Учащиеся знакомятся с материалом, по мере получения и осмысления новой информации заполняют третью графу таблицы – “Узнал(а)”. Напротив каждого вопроса пишут ответ, новую информацию (которую не запрашивали в графе “Хочу узнать”) записывают ниже.

3.С тадия рефлексии.

Цели: выведение знания на уровень понимания и применения; активное переосмысление школьником собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний; постановка учеником новых целей обучения; построение дальнейшего маршрута обучения.

По итогам работы учитель опрашивает учеников и, опираясь на их ответы, заполняет на доске третью графу.

УЗНАЛА(А)

1.Деепричастие обозначает добавочное действие при основном.

2.Деепричастие не изменяется.

3. Деепричастия образованы от глаголов суффиксальным способом при помощи суффиксов –а-, -я-, -в-, -вш-, -ши-, -вши-, -учи-, -ючи-.

4. Как и причастия, деепричастия образованы от глаголов.

Как и наречия, деепричастия не изменяются.

Как и глаголы, деепричастия бывают совершенного или несовершенного вида, возвратными и невозвратными.

Деепричастия могут иметь при себе те же зависимые слова, что и другие формы глаголов.

Новая информация (которую не запрашивали)

1. Деепричастие чаще всего относится к глаголу – сказуемому (редко к именному сказуемому, выраженному кратким прилагательным или существительным).

2. Деепричастия широко употребляются в книжной речи (как в поэзии, так и в прозе).

Часто деепричастия употребляются во фразеологических оборотах.

Учитель предлагает дополнить графы “Категория информации” и “Источник информации”.

Ответы учащихся по графе “Категория информации”:

— Употребление деепричастий в русском языке.

— Глагольные признаки деепричастия.

— Наречные признаки деепричастия.

Ответы учащихся по графе “Источник информации”:

— Материал параграфа.

— Раздаточный материал учителя.

Вопрос учителя:

— А что бы вы хотели ещё узнать о деепричастии? Дополните графу “ Хочу узнать” своими вопросами.

Ответы учащихся:

— От всех ли глаголов можно образовать деепричастия?

— Есть ли среди деепричастий антонимы и синонимы?

— Много ли деепричастий, которые вышли из активного употребления (т.е. стали устаревшими словами)?

— Есть ли деепричастия или схожие формы в других языках?

Вопрос учителя:

— Как вы думаете, из каких источников можно получить ответы на интересующие вас вопросы?

Ответы учеников:

— Интернет.

— Учебные пособия.

— Справочники и энциклопедии.

Для подведения итогов урока и закрепления изученного материала учитель предлагает школьникам составить структурно – логические схемы (кластеры) по теме “Деепричастие”.

Учащиеся в парах работают над созданием структурно – логических схем (кластеров), после чего несколько групп представляют свои работы.

Для закрепления изученного материала учитель предлагает учащимся следующее задание: продолжить предложение с деепричастным оборотом, подобрав из представленных вариантов верные.

Проснувшись поутру…

1. моё одеяло оказалось на полу.

2. я обнаружил одеяло на полу.

3. я позвонил однокласснику.

4. раздался телефонный звонок.

5. моя голова сильно болела.

6. я почувствовал сильную головную боль.

7. мы отправились на рыбалку.

8. необходимо пойти в институт.

Учащиеся выбирают верные варианты (№ 2,3,6,7), комментируют свои ответы.

Учитель подводит итоги урока, благодарит учеников за работу, оценивает деятельность наиболее активных учащихся.

Домашнее задание:

1. Опираясь на дополнительные вопросы графы “Хочу узнать”, подобрать материал о деепричастии. При выполнении задания использовать дополнительную литературу, Интернет, иные источники информации.

2. Подготовить устный рассказ на тему “Деепричастие как часть речи”, опираясь на структурно – логические схемы (кластеры).

3. Из произведений художественной литературы выписать три – четыре предложения с деепричастиями, обозначив основное и добавочное действия.

В качестве учебного пособия предлагается использовать учебник русского языка для 7 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, О.М.Александрова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба; науч.ред. Н.М.Шанский.

Приложение №1

ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛ(А)
     
КАТЕГОРИЯ ИНФОРМАЦИИ ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ
 

Приложение №2

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Деепричастие – это неизменяемая часть речи (особая форма глагола), которая обозначает добавочное действие при основном и отвечает на вопросы как? (что делая? что сделав?).

Деепричастия образуются от глаголов: думать – думая, цепляться – цепляясь.

Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида. Они сохраняют вид глагола, от которого образованы: сказать (что сделать?) – сказав (что сделав?), думать (что делать?) – думая (что делая?).

Деепричастие, как и глагол, может быть возвратным и невозвратным: бегая (невозвратное), кривляясь (возвратное).

Деепричастия могут иметь при себе те же зависимые слова, что и другие формы глаголов: играть с братом – играющая с братом – играя с братом.

В предложении деепричастие бывает обстоятельством: Роняя снег, проходят тучи. Проходят – это основное действие, выраженное глаголом – сказуемым. Роняя – это добавочное действие, выраженное обстоятельством. Деепричастие относится к глаголу – сказуемому (редко примыкает к именному сказуемому, выраженному кратким прилагательным или существительным).

Действия, обозначенные деепричастием и глаголом-сказуемым, должны принадлежать одному и тому же субъекту действия: Шумит, размахивая вершинами деревьев, старый лес. (лес шумит и размахивает).

Как и причастия, деепричастия образованы от глаголов суффиксальным способом при помощи суффиксов –а-, -я-, -в-, -вш-, -ши-, -вши-, -учи-, -ючи-: постучать – постучав — постучавши, строить – строя, быть – будучи, жалеть – жалея – жалеючи.

Деепричастия схожи с наречиями тем, что обе части речи не изменяются.

Деепричастия широко употребляются в книжной речи (как в поэзии, так и в прозе): Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу. Порой она скользила меж камней, смеясь неловкости своей. (М.Ю.Лермонтов).

Часто деепричастия употребляются во фразеологических оборотах: сломя голову, спустя рукава, положа руку на сердце, не покладая рук, затаив дыхание, задрав нос.

Глава 13. Морфология. Деепричастие / Как устроен наш язык. Большой справочник по теории для 5-11 классов / Русский на 5

В данной главе:

§1. Что чем считать?

О взглядах на природу деепричастий. Для взрослых и старшеклассников.  Для остальных.

Интерпретации деепричастий различны. Одни авторы считают, что деепричастие – особая форма глагола, другие рассматривают их как самостоятельную часть речи. Эти взгляды отражены в учебниках. Не удивляйся поэтому, если в твои руки попадёт учебник, в котором ты увидишь непривычную для себя характеристику. От решения, какой точки зрения придерживаться, зависят ответы на некоторые вопросы:

  1. Сколько частей речи в русском языке?
  2. Какую из форм — неопределённую форму глагола или деепричастие — считать начальной формой?
  3. Каковы границы глагольного слова, сколько и каких форм имеет глагол?

Автор сайта считает деепричастия, как и причастия, глагольными формами. Подробнее точка зрения изложена в:  Глава 12. Морфология. Причастие

 

§2. Общая характеристика деепричастия

1. Значение: добавочное действие. Запомни, добавочное. Значит, есть и основное? Да. И оба действия осуществляются одним лицом или группой лиц.

2. Морфологические признаки. Особенность деепричастий в том, что они  обладают признаками как глагола, так и наречия.
Морфологические признаки глагола — это постоянные признаки: вид, переходность, возвратность.

Признаки наречия: неизменяемость и обстоятельственная роль в предложении.

Подробнее о морфологических признаках глагола см. Глава 11. Морфология. Глагол

3. Синтаксическая роль в предложении – обстоятельство.

Иван сидел задумавшись.

 

§3. Образование деепричастий

Деепричастия бывают только у личных глаголов.
Деепричастия бывают НСВ и СВ.

Деепричастия НСВ образуются от глаголов НСВ: решатьрешаячитатьчитая, думать – думая.
Деепричастия НСВ образуются от основы настоящего времени с помощью суффиксов -а-, -я-: дышат → дыша, рисуют – рисуя.

Деепричастия СВ образуются от глаголов СВ: решить – решив, купить – купив.
Деепричастия СВ образуются от основы неопределённой формы глагола с помощью суффиксов: -в-, -вши-, -ши-:  крикнуть →крикнув, крикнувши. Cуффиксы -в- и -вши- синонимичны, суффикс  -вши- просторечно-разговорный.  Принести → принесши.

Окончаний деепричастия не имеют. Поэтому синтаксическая связь деепричастия со сказуемым — примыкание.  

 

§4. Деепричастный оборот

Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом.

Он сидел, болтая ногами. Он сидел (как?, что делая?), болтая ногами. Он сидел, болтая (чем?) ногами.

О пунктуационном оформлении предложений с деепричастиями и деепричастными оборотами см. А20. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

 

Проба сил 

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.  

Итоговый тест

  1. Сколько действий, выполняемых одним и том же лицом, должно быть названо в предложении с деепричастием?
    • 1
    • Не менее 2-х
    • Много
  2. Верно ли считать деепричастие изменяемой формой?
  3. Какими являются постоянные признаки деепричастий: глагольными или наречными?
    • Глагольными , т.е. свойственными глаголам
    • Наречным, т.е. свойственными наречиям
  4. Возможны ли формы деепричастия у безличных глаголов?
  5. От какой глагольной основы образованы деепричастия НСВ?
    • От основы настоящего времени
    • От основы неопределённой формы глагола
  6. От какой глагольной основы образованы деепричастия СВ?
    • От основы настоящего времени
    • От основы неопределённой формы глагола
  7. Какова синтаксическая связь деепричастия с глаголом в роли сказуемого?
    • Согласование
    • Управление
    • Примыкание
  8. Сохраняются ли у деепричастия постоянные глагольные признаки?
  9. От каких глаголов образованы деепричастия НСВ?
    • От глаголов НВС
    • ОТ глаголов СВ
  10. От каких глаголов образованы деепричастия СВ?
    • От глаголов НСВ
    • От глаголов СВ
Правильные ответы:
  1. Не менее 2-х
  2. Нет
  3. Глагольными , т. е. свойственными глаголам
  4. Нет
  5. От основы настоящего времени
  6. От основы неопределённой формы глагола
  7. Примыкание
  8. Да
  9. От глаголов НВС
  10. От глаголов СВ

 

Смотрите также

— Понравилась статья?:)

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Subparadigm of a Modern Russian Verbal «Adverb» (According to the Ruscorpora Data) [ Субпарадигма современного русского деепричастия (по материалам Национального корпуса русского языка) ]

俄語學報 第25 期 民國 104 年6月

22

связывают это с общим обеднением речи, небрежным отношением к ней, то есть с

низкой речевой культурой в целом 19. Но, как мы видели, аналогичная ситуация

была и в прошлом. И, конечно же, субпарадигма деепричастия представляют собой

сложный объект для изучения и правильного использования в речи инофонами 20.

Итак, прежде чем анализировать деепричастие как объект дидактики,

необходимо, во-первых, хорошо понимать, где именно возникают сложности в его

субпарадигме, а во-вторых, разграничивать кодификаторские установки и

прагматические. Думается, преподавателю лучше следовать жестким правилам

ортологии, если его цель ― подготовка будущих редакторов, журналистов и др.

Если же задача ― подготовка переводчиков, русистов-исследователей и др., то

лучше учащихся знакомить со всеми особенностями русской морфологии, то есть

стремиться сформировать у них грамматическую компетенцию, приближенную к

уровню компетенции носителей языка.

Деепричастий в современных текстах намного больше, чем отмечено в

грамматиках, справочниках и учебниках, и многие формы отнюдь не устарели. Они

продолжают существовать в русской письменной речи, а иногда и в устной,

вопреки установкам суровых кодификаторов. В отношении употребления

деепричастий можно следовать пуристским рекомендациям, но в то же время

нужно быть готовым к встрече с современной грамматической реальностью. В

узусе деепричастия были и остаются, а требования грамматистов нарушались и

19 Зуева, Т.Г. Речевые ошибки в работах ЕГЭ и в средствах массовой информации: общие болевые

точки // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2003.

№ 25. ― С. 111-114.

20 Калашникова, О.Е. Теоретические и практические аспекты изучения категории вида русских

деепричастий в иностранной аудитории: Дис. … канд. филол. наук. Донецк, 1985; Монина, Т.С.

Причастие, деепричастие: нормативное употребление. М.: МГОУ, 2007; Родина, И.В. Деепричастие

как уникальная грамматическая форма в преподавании русского языка англоязычным и

испаноязычным студентам // Известия Ура л ь с кого государственного университета. Сер. 1:

Проблемы образования, науки и культуры. Екатеринбург: Изд-во Ура л . Ун-та, 2012. № 3 (104). ―

С. 308-313.

Деепричастие и деепричастный оборот— что это такое и примеры предложений с ними

Обновлено 24 июля 2021 Просмотров: 38 246 Автор: Дмитрий Петров
  1. Что это такое и на какие вопросы отвечает
  2. Суффиксы у деепричастий
  3. Виды деепричастий и примеры с ними
  4. Что общего у них с глаголом и наречием
  5. Как отличить их от причастий
  6. Деепричастие с НЕ
  7. Деепричастный оборот
  8. Выделение его запятыми

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo. ru. Деепричастие, как и причастие (что это?), немного спорное понятие в русском языке. Дело в том, что лингвисты до сих пор так и не договорились, чем оно является.

Большинство специалистов сходятся во мнении, что его надо расценивать как самостоятельную часть речи. Но есть и те, кто не согласен с этим и считает деепричастие лишь особой формой глагола.

Обе точки зрения имеют право на существования. Ну а мы все-таки будем придерживаться мнения большинства.

Что такое деепричастие и на какие вопросы оно отвечает

Деепричастие – это часть речи, которая является чем-то средним между наречием (что это?) и глаголом, так как имеет признаки и того, и того. Оно отвечает на вопросы «Что делая?», «Что сделав?», «Как?», «Когда?» и «Почему?»

Многие еще называют его двойным действием. И сейчас вы поймете почему, посмотрев примеры предложений с деепричастиями:

ХУДОЖНИК ПРОСЛАВИЛСЯ, РИСУЯ КАРТИНЫ
ШКОЛЬНИЦА РЕШАЛА ПРИМЕРЫ, СИДЯ ЗА ПАРТОЙ
ОН ПОПРОЩАЛСЯ, СОБРАВШИСЬ ДОМОЙ
ВСЕ СЕЛИ ЗА ПРАЗДНИЧНЫЙ СТОЛ, УКРАСИВ ЕЛКУ

Как видно, в каждом из этих предложений есть основной глагол (прославился, решала, попрощался, сели) и деепричастие, которое можно назвать тоже некоей формой глагола (рисуя, сидя, собравшись, украсив), выражая добавочное действие.

Ну и чтобы убедиться, что это именно деепричастия, воспользуемся контрольными вопросами:

ХУДОЖНИК ПРОСЛАВИЛСЯ, (Что делая? Как?) РИСУЯ КАРТИНЫ
ШКОЛЬНИЦА РЕШАЛА ПРИМЕРЫ, (Как?) СИДЯ ЗА ПАРТОЙ
ОН ПОПРОЩАЛСЯ, (Что сделав?) СОБРАВШИСЬ ДОМОЙ
ВСЕ СЕЛИ ЗА ПРАЗДНИЧНЫЙ СТОЛ, (Что сделав? Когда?) УКРАСИВ ЕЛКУ

Суффиксы деепричастий на примерах

Все деепричастия образуются от глаголов. И делают это с помощью суффиксов –а/-я и –в/-вши/-ши, а также постфиксов –сь/ся.

Например:

СОХРАНЯТЬ – СОХРАНЯЯ, СОХРАНИВ, СОХРАНЯСЬ
УКАЗЫВАТЬ – УКАЗЫВАЯ, УКАЗАВ, УКАЗАВШИ
СЫГРАТЬ – СЫГРАЯ, СЫГРАВ, СЫГРЫВАЯСЬ
УМЫВАТЬСЯ – УМЫВШИСЬ, УМЫВАЯСЬ, УМЫВАЯ

Таким образом, деепричастие не только обозначает какое-то свое действие, но и отвечает на вопрос, каким образом совершилось основное действие.

ОСТАНОВИВШИСЬ, МУЖЧИНА ПОЗДОРОВАЛСЯ – Каким образом поздоровался? Остановившись.
ЧИТАЯ КНИГИ, МЫ УЧИМСЯ – Каким образом учимся? Читая.

Виды деепричастий и примеры предложений с ними

Все деепричастия, как собственно и глаголы, бывают совершенного и несовершенного вида.

Отличить их очень просто. Первая категория отвечает на вопрос «Что сделав?» (то есть действие уже совершенно в прошлом), а вторая – на вопрос «Что делая?» (действие совершается в данный момент или не имеет временного критерия).

Деепричастия совершенного вида:

УВИДЕВ ЕЕ, ОН ТУТ ЖЕ ВЛЮБИЛСЯ
ОН УШЕЛ, ЗАКРЫВ ЗА СОБОЙ ДВЕРЬ
ОН ВЗБОДРИЛСЯ, ВЫПИВ БОЛЬШУЮ ЧАШКУ КОФЕ

А теперь почти те же деепричастия, но в несовершенном виде:

ВИДЯ ЕЕ, ОН НЕ МОГ ОТВЕСТИ ГЛАЗ
УХОДЯ, ОН ЗАКРЫЛ ЗА СОБОЙ ДВЕРЬ
ОН ВЗБОДРИЛСЯ, ПОПИВАЯ ГОРЯЧИЙ КОФЕ

Также деепричастия могут быть возвратными и невозвратными. Соответственно, в них может присутствовать постфикс –ся/сь или такового нет.

Примеры возвратных деепричастий:

КУПАЯСЬ, УДИВИВШИСЬ, ЗАНИМАЯСЯ
Примеры невозвратных деепричастий:
ПОКУПАЯ, ОДЕВАЯ, СИДЕВ, ПРОПУСТИВШИ и так далее

Что общего у деепричастий с глаголом и наречием

Мы уже говорили, что деепричастия похожи одновременно и на глаголы, и на причастия.

Сейчас подробнее рассмотрим, какие признаки этих частей речи им характерны.

Признаки глагола у деепричастий:

  1. Обозначает дополнительное действие к основному;
  2. Образуется от глагола;
  3. Имеет несовершенный и совершенный вид;
  4. Могут быть возвратные и невозвратные;
  5. Деепричастие образует словосочетания, когда связаны с существительными, местоимениями или наречиями.

Признаки наречия у деепричастий:

  1. Характеризует основное действия, более точно показывая, как оно произошло. Другими словами, отвечает на вопросы «Как?», «Когда?», «Каким образом?» и «Почему?»;
  2. Остается неизменным, то есть не меняет своей формы (падеж) вслед за основным глаголом. Например, «ШЛИ, СМЕЯСЬ – ШЕЛ, СМЕЯСЬ – ИДЕТ, СМЕЯСЬ – ПОЙДЕТ, СМЕЯСЬ». Тут основной глагол меняется во времени и количестве, а деепричастие остается неизменным;
  3. Относится к глаголу-сказуемому и чаще вставится непосредственно перед или сразу за ним;
  4. при разборе предложения по составу может быть только обстоятельством. Например, обстоятельством времени «ВЕРНУВШИСЬ, Я ЗАСТАЛ ЕГО ДОМА» или обстоятельством условия «НЕ ЗНАЯ БРОДУ, НЕ СУЙСЯ В ВОДУ».

Как отличить деепричастие от отглагольного причастия

К сожалению многие путают эти два понятия, хотя они действительно чем-то похожи. Рассмотрим для примера следующее предложение:

МАМА ПОЛИЛА НЕМНОГО УВЯДШИЕ НА ПОДОКОННИКЕ ЦВЕТЫ

В данном случае в заблуждение может ввести слово «УВЯДШИЕ». И это именно отглагольное причастие, а не деепричастие. Проверить это достаточно легко, надо лишь задать контрольный вопрос. Мы уже писали, какие они у деепричастий. Но в данном случае вопрос будет: ЦВЕТЫ (Какие?) УВЯДШИЕ.

А вот если бы предложение было таким:

ЦВЕТЫ СТОЯЛИ НА ПОДОКОННИКЕ, УВЯДАЯ БЕЗ ВОДЫ

то тут уже речь бы шла именно о деепричастии, так как оно отвечает на вопрос СТОЯЛИ (Как?) УВЯДАЯ.

Деепричастие с НЕ

Одно из правил, которое часто вызывает вопрос, как пишется с деепричастиями частица «не».

На самом деле, здесь действуют те же правила, что и с глаголами. А как еще учат в начальных классах школы: «НЕ с глаголами всегда пишется раздельно».

Вот то же самое касается подавляющего числа деепричастий.

НЕ СМЕЯТЬСЯ – НЕ СМЕЯСЬ
НЕ РИСОВАТЬ – НЕ РИСУЯ
НЕ БОЯТЬСЯ – НЕ БОЯСЬ
НЕ ОТПРАВЛЯТЬСЯ – НЕ ОТПРАВИВШИСЬ

Но, как часто бывает в русском языке, бывают из этого правила и исключения. Так, «НЕ» пишется слитно, если она является частью корня.

НЕГОДОВАТЬ – НЕГОДУЯ
НЕВЗЛЮБИТЬ – НЕВЗЛЮБЯ
НЕНАВИДЕТЬ – НЕНАВИДЕВ

Также «НЕ» пишется слитно, если это часть приставки «НЕДО».

НЕДОГЛЯДЕТЬ – НЕДОГЛЯДЕВ
НЕДОПИСАТЬ – НЕДОПИСАВ
НЕДОПОЛУЧИТЬ – НЕДОПОЛУЧАЯ

Деепричастный оборот (примеры предложений)

Деепричастный оборот – это само деепричастие, а также все слова, которые с ним связаны (зависимые слова).

Причем, количество этих слов неограниченно, может быть одно или несколько.

Примеры деепричастных оборотов:

ОНА ЛЕЖАЛА НА КРОВАТИ, НЕ ОТКРЫВАЯ ГЛАЗ
УРАГАН ПРОНЕССЯ ПО ГОРОДУ, РАЗРУШИВ ВСЕ, ЧТО ПОПАЛОСЬ ЕМУ НА ПУТИ
ВЫПИВ ВОДЫ, ПУТЕШЕСТВЕННИКИ СМОГЛИ УТОЛИТЬ ЖАЖДУ
МЫ ДОЛГО ТРУДИЛИСЬ И, РЕШИВ ВСЕ ПРОБЛЕМЫ, ПОЗВОЛИЛИ СЕБЕ ОТДОХНУТЬ

Подчеркнутой линией в данных примерах обозначены как раз деепричастные обороты. Как можно заметить, они могут располагаться в любой части предложения – в начале, середине или конце.

Выделение запятыми деепричастных оборотов

Есть «золотое правило» гласит, что почти все деепричастия и деепричастные обороты выделяются в предложении запятыми.

И это не зависит, где они находятся – до главного глагола или после.

Я ВЗЯЛ КНИГУ, ПОДОЙДЯ К ШКАФУ
ПОДОЙДЯ К ШКАФУ, Я ВЗЯЛ КНИГУ
Я ВЗЯЛ, ПОДОЙДЯ К ШКАФУ, КНИГУ

Но опять же есть ряд исключений. Запятые не ставятся, если речь идет о фразеологизмах, то есть устоявшихся выражениях. Например:

ДЕЛАТЬ СПУСТЯ РУКАВА, ИДТИ НЕ СПЕША, БЕЖАТЬ СЛОМЯ ГОЛОВУ, СИДЕЛИ МОЛЧА и так далее.

Вот собственно и все, что нужно знать о деепричастиях. Удачи вам в познании русского языка.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

База причастий и деепричастий русского языка

В данной базе объединены причастия и деепричастия. Таблицы получены из общей базы морфологии. В первой таблице содержится перечень «нормализованных» слов, а вторая база включает их морфологию.

SQL скрипты в виде дампа размещены на github. Переходим, ищем words-russian-participles, жмем download.

words-russian-participles.sql.gz —  база причастий без морфологии, таблица participles.

words-russian-participles-morf.sql.gz — база причастий с морфологией, таблица participles_morf.

Внимание! Скрипты содержат «DROP if exists» соответствующих таблиц.

Описание таблицы participles

Список причастий и деепричастий здесь «нормализован». Выбраны формы именительного падежа, ед. числа, муж рода, относящиеся к настоящему времени. Всего — 21493 слова.

  • IID, int — суррогатный ключ
  • word, varchar[60] — словоформа.
  • code, int — код словоформы.
  • code_parent, int — код родителя словоформы, согласно иерархии в исходном файле.
  • type, set(’прч’,’дееп’) — часть речи.

Описание таблицы participles_morf

Содержит 2. 045.135 словоформ причастных и деепричастных русского языка. Это почти половина всей морфологии слов. Склонения по родам, падежам, ед/мн число, краткая форма + признаки, наследуемые от глагола.

  • IID, int — суррогатный ключ
  • word, varchar[60] — словоформа.
  • code, int — код словоформы.
  • code_parent, int — код родителя словоформы, согласно иерархии в исходном файле.
  • type, set(’прч’,’дееп’) — часть речи.
  • plural, boolean — множественное число
  • gender, enum(‘муж’,’жен’,’ср’) — род.
  • wcase, enum(‘им’,’род’,’дат’,’вин’,’тв’,’пр’) — падеж.
  • transit, enum(‘перех’, ‘непер’, ‘пер/не’) — наследуемая от глагола «переходность».
  • perfect, boolean — признак совершенного действия.
  • kind, enum(‘2вид’) — наследуемый от глагола вид.
  • time, enum(‘прош’, ‘наст’) — временная форма.
  • vozv, boolean — признак «возвратности».
  • nakl, enum(‘страд’) — страдательный залог, если есть.
  • short, boolean — признак краткой формы.

База данных

Написать комментарий

Данная запись опубликована в 14.03.2017 23:28 и размещена в На первой полосе. Вы можете перейти в конец страницы и оставить ваш комментарий.

Мало букафф? Читайте есчо !

Местоимения, база в виде sql скрипта

Март 15, 2017 г.

Местоимения извлечены из базы морфологии русского языка. Они могут склоняются по родам, падежам и образуют три видовые группы. Я не стал вдаваться в детали склонения, чтобы создавать «нормализованную» выборку. Возможно, сделаю это в следующем релизе на …

Читать

перевести с английского на русский: Cambridge Dictionary

(Перевод gerund из Cambridge English-Russian Dictionary © Cambridge University Press)

Примеры герундия

герундий

Более того, определенные именные герундии также могут использоваться для указания (обычно нежелательного) результата, который затем представляется как доступный факт. Увеличение частоты конструкций -ndo по отношению к одиночно стоящим герундиям весьма значительно. С другими предлогами определенные именные герундии остаются относительно маргинальными на протяжении всего исследуемого периода.Определенная степень функциональной дифференциации проявляется и в сочетаниях определенного именного деепричастия с предлогами of, by и in. Хотя трудно найти чисто неопределенные примеры, отглагольные герундии действительно участвуют в паттернах неоднозначности, которые также обнаруживаются для голых именных герундий.Во всем наборе данных только два голых именных герундия функционируют как целевые дополнения, чего едва ли достаточно, чтобы говорить о замещении. В заключение отметим, что каждая из трех конструкций герундия имеет свой собственный профиль с точки зрения референциальных свойств и того, как они функционируют в дискурсе.Как указывалось выше, определенный именной герундий больше, чем два других типа герундия , имеет тенденцию сочетаться с предлогами, отличными от шести наиболее частых.

Эти примеры взяты из корпусов и из источников в Интернете.Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.

перевод с английского на русский: Cambridge Dictionary

(Перевод gerund из Cambridge English-Russian Dictionary © Cambridge University Press)

Примеры герундия

герундий

Как указывалось выше, определенный именной герундий больше, чем два других типа герундия , имеет тенденцию сочетаться с предлогами, отличными от шести наиболее частых. В таком использовании определенные именные герундии опираются на доступные знания со стороны говорящего для идентификации события, к которому они относятся. Несколько заключительных слов о сочетаниях определенного именного герундия с to.Более того, определенные именные герундии также могут использоваться для указания (обычно нежелательного) результата, который затем представляется как доступный факт. Напомним, что предпочтение отглагольного герундия над именным герундием не ограничивается сложными синтаксическими конфигурациями, которые могут быть выражены только вербально.В заключение отметим, что каждая из трех конструкций герундия имеет свой собственный профиль с точки зрения референциальных свойств и того, как они функционируют в дискурсе. Чисто неопределенные прочтения кажутся более исключительными, однако в некоторых контекстах они обеспечивают правдоподобную интерпретацию данной конструкции герундия .Более того, если в таких глаголах, как beware, must и т. д., отсутствует форма герундия , ему также не хватает формы настоящего причастия, и наоборот.

Эти примеры взяты из корпусов и из источников в Интернете.Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.

Основные правила для герундия и инфинитива — Отдел новостей TRU

Лахлан Гонсалес

Герундий и инфинитивы  могут заменить существительное в предложении.

Герундий = причастие настоящего времени (-ing) форма глагола, например, пение, танцы, бег.

Инфинитив = to + основная форма глагола, например, петь, танцевать, бегать.

Используете ли вы герундий или инфинитив  , зависит от основного глагола в предложении.

Я ожидаю, что скоро получит результаты операции. (Инфинитив)

Я ожидаю, что исследование будет завершено в конце концов. (герундий)

Герундии могут использоваться после некоторых глаголов, включая «наслаждаться», «фантазировать», «обсуждать», «не любить», «закончить», «задумывать», «предлагать», «рекомендовать», «держать» и «избегать».

  1. После предлогов места и времени.
    Я приготовил ужин до того, как доставил домой.
    Он выглядел несчастным после увидев его график работы.
  2. Чтобы заменить субъект или объект предложения
    Лахлан любит есть инг кокосовое масло.
    Прыгать С обрыва опасно, но это настоящий кайф.

Инфинитив может использоваться после определенных глаголов, включая «согласиться», «спросить», «решить», «помочь», «планировать», «надеяться», «учиться», «хотеть», «хотеть» и «обещать».

  1. После многих прилагательных :
    Трудно до приготовить ужин так поздно.
    Мне трудно описать мои чувства по поводу написания исследовательского эссе.
  2. Показать цель :
    Я уехал в Россию изучать русский язык.
    Я пришел в офис , чтобы разгадать тайну пропажи ключей.

Изображение предоставлено: http://blog.esllibrary.com/2013/02/21/gerunds-and-infinitives-helpful-teaching-tips/

Учитесь в Канаде в Университете Томпсон Риверс, кампусе, не похожем ни на один другой.

Герундий в английском языке: функция и форма

Как известно, глагол в английском языке имеет личную и неличную форму (конечная/неличная формы глагола). К безличным глагольным формам относятся инфинитив (инфинитив), причастие (причастие) и герундий (герундий). О каждой из безличных форм вы можете прочитать отдельно в соответствующих статьях. Такой формы, как герундий, в русском языке не существует.Поэтому для человека изучение английского языка, изучение и понимание герундия могут вызвать определенные трудности. Но не всегда и не для всех. Так что же такое герундий в английском языке?

Варианты герундия в английском: Примеры предложений

Герундий в английском языке выражает название действия и имеет вид глагола и существительного. Герундий может иметь разные функции в предложении:

  1. Герундий в функции подлежащего:

    Путешествия — это очень авантюрное занятие. — Путешествия — это очень увлекательное занятие.

  2. Функции дополнения (прямого и предложного):

    Я не против остаться. — Ничего, я останусь.

    Я хорошо играю в футбол. — Я должен играть в хороший футбол.

  3. Функция герундия в обстоятельствах:

    Он ушел, не сказав ни слова. — Он ушел, не сказав ни слова.

  4. Функции именной части сказуемого:

    Его задачей был перевод статьи.— Его задачей был перевод статьи.

  5. Герундий с предлогами может функционировать определения:

    Мне нравится, как она это делает. — Мне нравится, как она это делает.

    Герундий может быть определен притяжательным и указательным местоимением или существительным вообще и притяжательным (его пение — его пение, мой друг говорит — мы друг мой). Перед может быть отговорка герундия (перед уходом — перед уходом).

Как видно из приведенных выше примеров, образование герундия в английском языке происходит путем прибавления окончания — ing к инфинитиву глагола без частицы to. При необходимости частица отрицания вместо ставится перед герундием. Герундий в английском языке имеет форму срочного вклада.

Какие знаки глагола у герундия в английском языке? Во-первых, он может пойти за прямым объектом:

Делать ошибки очень неприятно.— Делать ошибки очень неприятно.

Герундий может быть определен диалектом:

Я не люблю ходить медленно. — Я не люблю ходить медленно.

В герундии есть несколько форм, которые представлены ниже:

  1. Неопределенный Активный (undefined в активном голосе ) — чтение
  2. Indefinite Passive (undefined в пассиве залога) — читается
  3. Perfect Active (совершенное в активном голосе ) — прочитав
  4. Perfect Passive (совершенный в пассивном залоге ) — прочитано

Перевод терминов герундия на английский язык

Герундий в английском языке можно перевести:

  1. Существительное, передающее процесс (чтение чтение, ходьба — ходьба, рисование — рисование).
  2. Глаголы, обычно инфинитивы или иногда герундий (Многое зависит от того, выйдет ли он из гостиницы. — Многое зависит от того, выйдет ли он из гостиницы; не сказав ни слова — ни слова).
  3. Сложные формы герундия почти всегда переводят придаточные предложения.

Подлежащее герундия в английском языке усложняется тем, что некоторые глаголы употребляются только к нему, а некоторые другие неличные формы глагола. Более того, есть некоторые выражения и глаголы, которые позволяют, например, использовать и герундий, и инфинитив.Эти группы глаголов (и некоторые выражения) нужно знать, чтобы не допускать грамматических ошибок при построении предложений.

 

  4672

Грамматика

определение герундия в The Free Dictionary

герундий

A герундий — это форма глагола с «-ing», когда он грамматически функционирует как существительное в предложении. Герундий по внешнему виду идентичен причастиям настоящего времени, но они не используются для образования времен глагола или предоставления информации об прилагательных.

Герундий может стоять отдельно или брать существительное (объект герундия) и/или модификатор(ы) для образования герундийной фразы .

Продолжить чтение…

гер·унд

 (jĕr′ənd) сущ.

1. В латинском языке существительное, образованное от глагола и имеющее все падежные формы, кроме именительного падежа.

2. В других языках отглагольное существительное, аналогичное латинскому герундию, например, английская форма, оканчивающаяся на -ing , когда используется как существительное, например, поющий в Мы восхищались пением хора. См. Примечание по использованию при слитном причастии.

[Поздний латинский герундий, от изменения (по образцу причастия, причастие ) латинского герундия, вариант герендума, средний герундий от gerere, для продолжения .]


(jə-rŭn′dē-əl) прил.

Словарь английского языка American Heritage®, пятое издание. Авторские права © 2016, издательство Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Опубликовано издательством Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company.Все права защищены.

герундий

(ˈdʒɛrənd) сущ.

(грамматика) существительное, образованное от глагола, обозначающее действие или состояние. В английском языке герундий, как и причастие настоящего времени, образуется в -ing : жить легко.

[C16: от позднего латинского Герундвиун, от латиницы Герунду Что нужно провести, от Gerere до заработной платы]

Gerundial

Gerundial

Collins English Anglish Словарь — полное и нерешеное, 12-е издание 2014 © HarperCollins Publishers 1991, 1994, 1998, 2000, 2003, 2006, 2007, 2009, 2011, 2014

1. форма в латинском языке, регулярно производная от глагола и функционирующая как существительное, используемая во всех падежах, кроме именительного падежа, как dicendī gen., dicendō dat., abl. говоря».

2. форма, подобная латинскому герундию по значению или функции, как в английском языке -ing форма глагола, когда он функционирует как существительное, как писать в письменном виде легко.

[1505–15; « Латинское герундий то, что должно быть продолжено, производное от ger(ere) нести, продолжать + — undum , вариант — endum суффикс герундия]

ge•run•di• al (dʒəˈrʌn di əl) прил.

ге•рундьди•ал•лы, нар.

Рэндом Хаус Словарь колледжа Кернермана Вебстера, © 2010 K Dictionaries Ltd. Авторские права Random House, Inc., 2005, 1997, 1991. Все права защищены.

герундий

Форма глагола, оканчивающаяся на «-ing» и может использоваться как существительное, например, «плавать».

Словарь незнакомых слов от Diagram Group Copyright © 2008 by Diagram Visual Information Limited

BBC Learning English — Course: Towards Advanced / Unit 9 / Grammar Reference

Глагольные формы: герундий и инфинитив

Герундий — это -ing -форма глагола, а инфинитивы — это форма от до + основания .Эти слова могут сбивать с толку; они сочетают значение глагола с грамматикой существительного.

  • Мой отец попросил меня позвонить ему . Мне нравится разговаривать с моим отцом.

Итак, чем «позвонить»  похоже на существительное? Представьте себе первое предложение: Мой отец задал мне вопрос . Вы можете видеть, что на вопрос и на телефон играют одинаковую грамматическую роль. Точно так же вы можете заменить говорить’ на существительное разговор .

Правильное использование герундия и инфинитива с глаголами может быть затруднено, потому что некоторые глаголы могут использоваться только с инфинитивом или только с герундием, а другие могут сочетаться с любым из них.

  • Мне нравится ходить  в кино. (только в форме +-ing)
  • Джейсон хочет посетить музей в пятницу. (только форма + инфинитив)
  • Тони любит есть  в ресторанах. Тони любит есть в ресторанах. (как + либо -ing, либо форма инфинитива)

Другая трудность заключается в том, что иногда выбор инфинитива или герундия меняет смысл предложения.

  • Мэри перестала есть в шесть.
    (Мэри ела и в шесть часов остановилась.)
  • Мэри остановилась поесть  в шесть.
    (Мэри шла домой, а в шесть часов остановилась и пошла в кафе поесть.)

Лучший способ узнать, какие глаголы используют инфинитив, герундий или и то, и другое, — обратить внимание на них в контексте при чтении или обратиться к справочникам по грамматике. Вот некоторые из наиболее распространенных глаголов:

За которым следует герундий (форма -ing)

признавать, советовать, рассматривать, обсуждать, не любить, бояться, наслаждаться, заканчивать, думать, практиковать, рекомендовать, предлагать

После инфинитива

соглашаться, появляться, выбирать, решать, ожидать, ошибаться, надеяться, учиться, нуждаться, отказываться, казаться, ждать, хотеть

Далее следует любой, обычно без изменения значения

начать, продолжить, ненавидеть, лайкнуть, любить, предпочесть, начать

Далее следует любой с изменением значения

остановись, пожалей, вспомни, забудь, продолжай, попробуй

Стоп

Когда за словом «stop» следует герундий , глагол в герундии останавливается.

  • Я перестал покупать кофе — слишком дорого.
  • Я бросил курить —  это вредно для здоровья.

Когда за словом «stop» следует инфинитив , мы останавливаем что-то еще, чтобы сделать глагол в инфинитиве.

  • Я остановился , чтобы купить кофе по дороге на работу сегодня утром. ( Я остановился, чтобы купить кофе. )
  • Я остановился , чтобы выкурить сигарету (Я прекратил работу, чтобы выкурить сигарету.)

Сожаление

Когда за словом «сожаление» следует герундий , вы сожалеете о том, что сделали или не сделали в прошлом.

  • Сожалею, что сказал  вам, что собирался участвовать в этом конкурсе вокалистов!
  • Вы пожалеете, что не закончили  университет.

Когда за словом «сожаление» следует  инфинитив , вы сожалеете о том, что собираетесь сказать. Часто используется в официальном письменном английском языке с глаголами «рассказать», «говорить» и «информировать».

  • С сожалением сообщаем  , что ваша заявка не была удовлетворена.

Продолжайте

Когда за «go on» следует герундий, действие в герундии продолжается.

  • Она  продолжала часами говорить о глаголах — она ​​не останавливалась! (Она продолжала говорить.)
  • Я не могу продолжать жить  в этом маленьком домике.

Когда за словом «продолжить» следует инфинитив, одно действие заканчивается, а другое начинается. Часто это следующий этап процесса.

  • Поговорив о глаголах, она продолжила , чтобы рассказать шутку. (Она сменила деятельность.)
  • Закончив свой роман, он отправился , чтобы поставить  пару пьес.

Запомнить/забыть

Когда за словами «запомнить» или «забыть» следует герундий, это означает, что вы забыли или помните что-то, что вы сделали.

  • Я до сих пор помню, как нервничал в мой первый день в школе.
  • Я никогда не забуду увидев его лицо

Когда за словами «вспомнить» или «забыть» следует инфинитив, вам нужно что-то сделать, и вы помните или забываете это сделать.

  • Я забыл принести свой обед сегодня.
  • Запомни , чтобы позвонить твоей матери сегодня вечером!

8 Uber-гибких способов использования испанских герундий

Знаете ли вы, что вы можете отдавать приказы, описания и восклицания одним и тем же словом на испанском языке?

(Кстати, вы можете сделать гораздо больше. )

Что это за фантастическое слово? Герундий.

Да, герундий сделает вашу жизнь намного проще.

Как только вы освоитесь, вы будете разбрасываться герундиями, как долларовыми банкнотами, которых у вас нет.

Скорее всего, вы уже немного знаете о герундиях, формах глаголов – iendo или – ando ( corriendo , andando ). Возможно, вы уже хорошо разбираетесь в них. Замечательно! Я надеюсь, что вы делаете. И если вы это сделаете, вы готовы начать использовать герундий в самых разных ситуациях.

Видите ли, изучение герундия похоже на использование молотка.Вы можете использовать молоток, чтобы забить кучу гвоздей в доску, и это будет здорово. Но вы также можете использовать молоток для удаления гвоздей. Герундий почти такой же. В основном они используются в прогрессивных конструкциях ( estoy comiendo ), но могут использоваться и для выражения ряда других идей.

Изучив другие употребления герундия, вы будете уверены, что вместо доски, из которой торчит целая куча гвоздей, у вас будет дом. (Не думаете, что строительство дома — хороший способ выучить испанский язык? Проверьте это.)

Скачать: Этот пост в блоге доступен в виде удобного переносимого PDF-файла, который вы можно взять куда угодно. Нажмите здесь, чтобы получить копию. (Скачать)

Итак, что такое герундий?

Герундий — это форма глагола, которая выражает непрерывное действие или действие, которое происходит в данный момент. Это эквивалентно форме –ing глагола в английском языке.

Estoy cenando . (Я обедаю.)

Образуется отбрасыванием инфинитивного окончания глагола и добавлением –ando для –ar глаголов и –iendo для –er и –ir глаголов.

Инфинитив — герундий

-ар

Бадж ар —бай андо

Наклон ар —наклон и

 

-er

Com er —com iendo

Llov er —llov iendo

 

-ир

Abr ir ​​ —abr iendo

Sal ir ​​ —sal iendo

Конечно, что было бы веселее, если бы не было исключений из правил? Некоторые глаголы, оканчивающиеся на две гласные, принимают -yendo для образования герундия.

Инфинитив — герундий

C ae r—ca yendo

Cr ee r—cre yendo

L ee r—le yendo

Ой р—о йендо

Tr ae r—tra yendo

А еще есть настоящие фанки, сменщики нот, которые на самом деле не следуют никакому простому правилу, и вам просто нужно учиться.

Инфинитив — герундий

Decir—d i ciendo

Дормир—д у рмиендо

Морир—м у риендо

Педир—п и диендо

Sentir—s i ntiendo

Итак, у вас плоская конструкция герундия. Слово.

Теперь, как вы их используете? Вот краткий обзор для тех, кто не знает, и обзор для тех, кто знает.

2 Типичные испанские герундии

Герундий в прогрессивных конструкциях

В прогрессивных временах герундий почти всегда сочетается с глаголом estar для выражения действия в движении. В настоящем это то, что происходит в данный момент, прямо сейчас, в данный момент.

Роналду está quejándose. (Роналду жалуется.)

Хавьер Бардем меня соблазнил. (Меня соблазняет Хавьер Бардем.)

Прогрессивная конструкция может сочетаться практически с любым временем глагола. Просто помните, что это означает, что действие происходит/было/будет происходить непрерывно.

Вещи могут быстро усложниться, но не волнуйтесь, мы здесь не для того, чтобы учить все прогрессивные времена. Помните, что прогрессивное время не используется с venir , ir  и estar . Так что не двойной эстар . Вот пример каждой прогрессивной конструкции:

Прошлый прогресс: Estuve trabajando como espía en Rusia por diez años. (Я работал шпионом в России десять лет.)

Настоящее совершенное продолженное время: Hemos estado hablando y decidimos que tu blusa es fea. (Поговорили и решили, что у тебя блузка некрасивая.)

Future Perfect Continuous: Elena habrá estado saliendo con Juan por cinco meses en junio. (В июне Елена будет встречаться с Хуаном уже пять месяцев2.)

Pluperfect сослагательное наклонение: Si hubieras estado prestando atención en la prepa, esto ya lo habrías sabido. (Если бы вы были внимательны в старшей школе, вы бы уже это знали.)

Герундий с

ir, andar и venir

Хорошо, теперь самое интересное. Вы также можете использовать герундий с ir .

Зачем тебе это? Ну потому что для начала круто, а зазвучишь как родной.

Но также и потому, что он выражает немного больше эмоций, часто удивления или замешательства. Кроме того, вы можете использовать его для выражения действий, которые постепенно разворачиваются во времени.

¿Quién va conduciendo el tren? (Кто ведет этот поезд?!)

Poco a poco Ricardo fue convirtiéndose en todo un hombre. (Понемногу Рикардо становился мужчиной.)

Вы также можете использовать герундий с andar и venir . Использование одного из этих глаголов добавит в ваше предложение идею повторяющегося или настойчивого действия.

  Roberto viene buscando chicas para conquistar. (Роберто ищет цыплят.)

España anda siempre aguantando millones de huelgas. (Испания всегда терпит массу забастовок.)

6 новых способов самостоятельного использования независимого герундия

Итак, теперь, когда вы освоили основы использования герундия, я собираюсь упростить вам задачу: вам не всегда нужно использовать главный глагол.

Есть ряд случаев, когда вы можете использовать герундий целиком к его единственному , даже не беспокоясь о estar  или о необходимости спрягать что-либо.

Чтобы выразить действие в движении

Как мы только что узнали, герундий используется для выражения того, что что-то происходит в процессе. Только на этот раз вам не нужен основной глагол.

И вот что самое интересное: может относиться к настоящему, прошлому или будущему. Пока, спряжения!

¿Qué haces? – Nada, relajándome un poquito. (Что ты делаешь? Ничего, немного расслабься.)

¿Y Паз? ¿Qué hacía? –Tomando un té. (А Паз? Что она делала? Пила чай.)

Чтобы выразить, как что-то было достигнуто

Подобно конструкции в английском языке, с помощью + -ing вы можете использовать испанский герундий, чтобы описать, как что-то делается или выполняется.

Viajando, conocí muchos países, mucha gente y a mi esposa. (Путешествуя, я познакомился со многими странами, людьми и своей женой.)

Comiendo mucho, me engordé. (От того, что я много ел, я растолстел.)

Чтобы описать

Вы можете использовать независимый герундий для описания изображений и ситуаций.

Mi hijo, ganan do el premio Nobel. (Мой сын, получивший Нобелевскую премию.)

¿Dónde está la escuela? –Saliendo del metro a la izquierda. (Где школа? Слева от метро.)

Как восклицательные и вопросительные

Вот отличное использование герундия, которое заставит вас звучать так, как будто вы действительно знаете свое дело. Это тоже легко.

Используйте герундий, когда хотите сказать, что, по вашему мнению, кто-то тратит слишком много времени на одно дело.Используйте это с такими выражениями, как siempre или otra vez .

¡Отправляйтесь от Макдональдса! (Опять едим McDonalds? (со всеми этими вкусными закусками вокруг?))

¡Новое образование! (Снова учусь! (Выходи!))

Как сарказм

Конечно, ты хочешь научиться язвить по-испански. Вы можете использовать независимый герундий в ситуациях, в которых очевидно, что происходит. Таким образом вы можете задавать вопросы, не требующие ответа.

¿Que? ¿Comiéndote mi tortilla? (Я вижу, ем свою лепешку.)

Отдавать приказы

Что может быть проще? Вы можете использовать герундий, чтобы отдавать приказы.

¡Vamos a perder el bus! ¡Корриендо!  (Мы опоздаем на автобус. Бегите!)

Nunca vas a terminal. Трабахандо. (Ты никогда не закончишь. Принимайся за работу.)

¡Ойо!

Хотя вы можете использовать герундий множеством замечательных способов, есть несколько вещей, с которыми вы должны быть осторожны ( ojo ).Во-первых, герундий не является существительным , как в английском языке. В испанском языке вы должны использовать форму инфинитива глагола, если хотите, чтобы действие выполнялось как существительное.

Мне нравится. Nadar es divertido. (Я люблю плавать. Плавание — это весело.)

Герундий не является прилагательным в испанском языке. Вместо этого используйте причастие прошедшего времени или измените структуру предложения.

Los niños que griten serán premiados con una Visita al Director. (Кричащие дети будут вознаграждены поездкой к директору.)

Ресурсы для практики испанского герундия

Теперь, когда вы знаете все эти новые и невероятные способы использования герундия, которые сделают вашу жизнь проще, пришло время применить их на практике!

С FluentU вы научитесь использовать герундий в увлекательной игровой форме. Попробуйте бесплатно сегодня! В

Bowdoin College есть несколько отличных упражнений для формирования правильных и неправильных герундий. Он также предлагает вам множество практических упражнений по выбору герундия или инфинитива.

В

Lingolía есть несколько практических упражнений, которые помогут вам определить, когда использовать герундий или причастие прошедшего времени, а также отличный обзор их различных вариантов использования.

Теперь вы знаете, что делать.

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *