Дарвинизм это – Дарвинизм — Википедия

ДАРВИНИЗМ • Большая российская энциклопедия

ДАРВИНИ́ЗМ, тео­рия эво­лю­ции, ос­но­ван­ная на тру­дах Ч. Дар­ви­на, счи­тав­ше­го ес­те­ст­вен­ный от­бор, борь­бу за су­ще­ст­во­ва­ние и на­след­ст­вен­ную из­мен­чи­вость гл. фак­то­ра­ми ви­до­об­ра­зо­ва­ния и фор­ми­ро­ва­ния при­спо­соб­ле­ний (адап­та­ций) ор­га­низ­мов к ус­ло­ви­ям жиз­ни. В этом смыс­ле тер­мин «Д.» в 1889 пред­ло­жил ис­поль­зо­вать со­ав­тор ги­по­те­зы ес­те­ст­вен­но­го от­бо­ра А. Р. Уол­лес, под­чёр­ки­вая ве­ду­щее зна­че­ние тру­дов Дар­ви­на в её при­ня­тии био­ло­гич. со­об­ще­ст­вом. По­сле вы­хо­да в свет кни­ги Дар­ви­на «Про­ис­хо­ж­де­ние ви­дов пу­тём ес­те­ст­вен­но­го от­бо­ра…» (1859) тер­мин «Д.», по ини­циа­ти­ве Т. Г. Гекс­ли, ста­ли ис­поль­зо­вать как си­но­ним эво­лю­ци­он­но­го уче­ния. В та­ком смыс­ле его не­ред­ко трак­ту­ют в на­ши дни, от­но­ся к Д. про­бле­мы, ко­то­рые сам Дар­вин счи­тал не­дос­туп­ны­ми на­уч. по­зна­нию (напр., про­бле­ма про­ис­хо­ж­де­ния жиз­ни или по­яв­ле­ние но­вых ти­пов). Не­од­но­знач­ность тер­ми­на «Д.» свя­за­на с су­ще­ст­вен­ны­ми из­ме­не­ния­ми взгля­дов са­мо­го Дар­ви­на, раз­ви­ти­ем раз­лич­ных, под­час взаи­мо­ис­клю­чаю­щих взгля­дов в рам­ках эво­лю­ци­он­но­го уче­ния.

Д. впер­вые до­ка­зал ре­аль­ность эво­лю­ции и дал ес­теств.-на­уч. объ­яс­не­ние её ме­ха­низ­мов. Соз­да­нию Д. пред­ше­ст­во­ва­ли кон­цеп­ции Э. Дар­ви­на, Ж. Б. Ла­мар­ка и др., по­сту­ли­ро­вав­ших из­мен­чи­вость ви­дов (транс­фор­мизм), но не су­мев­ших вскрыть её при­чи­ны. Раз­ра­бот­ку сво­ей тео­рии Ч. Дар­вин на­чал в 1837 и в по­ис­ках при­чин по­яв­ле­ния но­вых ви­дов пе­ре­брал мно­же­ст­во ги­по­тез – от креа­цио­низ­ма, ут­вер­ждав­ше­го воз­мож­ность мно­го­крат­ных ак­тов тво­ре­ния ви­дов, до ла­мар­киз­ма. Важ­ным фак­то­ром в фор­ми­ро­ва­нии Д. ста­ло зна­ком­ст­во Дар­ви­на с лит-рой по ес­теств. ис­то­рии, до­ме­сти­ка­ции жи­вот­ных и рас­те­ний, по­ли­тич. эко­но­мии, со­цио­ло­гии, де­мо­гра­фии, ста­ти­сти­ке, фи­ло­со­фии нау­ки и осо­бен­но с идея­ми Т. Р. Маль­ту­са (о рос­те по­пу­ля­ции че­ло­ве­ка в гео­мет­рич. про­грес­сии) и А. Сми­та (о раз­де­ле­нии тру­да как ос­но­ве бо­гат­ст­ва на­ции). В ито­ге бы­ла сфор­му­ли­ро­ва­на ги­по­те­за

ес­те­ст­вен­но­го от­бо­ра (1842). Од­на­ко её осн. по­ло­же­ния впер­вые бы­ли из­ло­же­ны в 1858 на за­се­да­нии Лин­не­ев­ско­го об-ва. То­гда же был про­чи­тан док­лад А. Р. Уол­ле­са, раз­ви­вав­ше­го сход­ные идеи. Но толь­ко по­сле вы­хо­да в свет «Про­ис­хо­ж­де­ния ви­дов…» их взгля­ды при­влек­ли все­об­щее вни­ма­ние, обо­зна­чив но­вый этап в раз­ви­тии био­ло­гии.

Суть Д. за­клю­ча­ет­ся в том, что ста­ти­стич. ме­ха­низ­мы – борь­ба за су­ще­ст­во­ва­ние и ес­те­ст­вен­ный от­бор – ве­дут к ди­вер­ген­ции (рас­хо­ж­де­нию при­зна­ков) ви­дов, ко­то­рая обес­пе­чи­ва­ет уве­ли­че­ние био­раз­но­об­ра­зия и наи­бо­лее пол­ное ис­поль­зо­ва­ние ре­сур­сов сре­ды. По­доб­ные пред­став­ле­ния со­гла­со­вы­ва­лись с уче­ни­ем об эко­но­ми­ке при­ро­ды и ба­лан­се ви­дов, до­ми­ни­ро­вав­шим то­гда в ес­теств. ис­то­рии. Это спо­соб­ст­во­ва­ло их бы­ст­ро­му при­ня­тию био­ло­гич. со­об­ще­ст­вом, ко­то­ро­му им­по­ни­ро­вал так­же ог­ром­ный фак­тич. ма­те­ри­ал из раз­ных от­рас­лей био­ло­гии, при­ве­дён­ный в обос­но­ва­ние Д. Важ­ную роль в фор­ми­ро­ва­нии Д. сыг­ра­ло уче­ние Ч. Лай­е­ля о гео­ло­гич. эво­лю­ции, со­глас­но ко­то­ро­му в про­шлом дей­ст­во­ва­ли те же фак­то­ры, что и на совр. эта­пе раз­ви­тия Зем­ли.

Д. ис­поль­зо­вал ог­ром­ное ко­ли­че­ст­во фак­тов об из­мен­чи­во­сти жи­вот­ных и рас­те­ний в при­ро­де и в ус­ло­ви­ях до­ме­сти­ка­ции. Ис­кус­ст­вен­ный от­бор, соз­на­тель­но про­во­ди­мый се­лек­цио­не­ра­ми для вы­ве­де­ния по­род жи­вот­ных и сор­тов рас­те­ний с цен­ны­ми хо­зяйств. при­зна­ка­ми, слу­жил ему мо­де­лью для до­ка­за­тель­ст­ва су­ще­ст­во­ва­ния ес­те­ст­вен­но­го от­бо­ра в при­ро­де, дей­ст­во­вав­ше­го так­же на ба­зе на­следств. из­мен­чи­во­сти. Ч. Дар­вин ис­хо­дил из то­го, что в при­ро­де ор­га­низ­мам свой­ст­вен­на по­сто­ян­ная борь­ба за су­ще­ст­во­ва­ние, скла­ды­ваю­щая­ся из их взаи­мо­дей­ст­вия с фак­то­ра­ми внеш­ней сре­ды (абио­ти­че­ски­ми и био­ти­че­ски­ми) и внут­ри­ви­до­вой кон­ку­рен­ции. Из-за раз­мно­же­ния ор­га­низ­мов в гео­мет­рич. про­грес­сии борь­ба за су­ще­ст­во­ва­ние ве­дёт к ги­бе­ли зна­чит. чис­ла осо­бей в ка­ж­дом по­ко­ле­нии. Дар­вин пред­по­ло­жил, что вы­жи­ва­ние не слу­чай­но и по­лез­ные на­следств. из­ме­не­ния по­па­да­ют под дей­ст­вие ес­те­ст­вен­но­го от­бо­ра, т. к. при этом вы­жи­ва­ют фор­мы, наи­бо­лее при­спо­соб­лен­ные к дан­ным ус­ло­ви­ям. В ре­зуль­та­те из­би­рат. вы­жи­вае­мо­сти ор­га­низ­мов и сум­ми­ро­ва­ния по­лез­ных из­ме­не­ний в те­че­ние мн. по­ко­ле­ний фор­ми­ру­ют­ся но­вые адап­та­ции и в ко­неч­ном счё­те воз­ни­ка­ют но­вые ви­ды, при­спо­соб­лен­ность ко­то­рых все­гда но­сит от­но­сит. ха­рак­тер. До­во­ды, при­во­ди­мые Дар­ви­ном в поль­зу эво­лю­ции, а так­же воз­мож­ность эм­пи­рич. про­вер­ки ги­по­те­зы ес­те­ст­вен­но­го от­бо­ра убе­ди­ли био­ло­гов в пер­спек­ти­вах ес­теств.-на­уч. объ­яс­не­ния це­ле­со­об­раз­но­сти жи­вых су­ществ. Раз­ра­бо­тан­ный им прин­цип ди­вер­ген­ции объ­яс­нял ие­рар­хию так­со­нов и по­зво­лял про­вес­ти их фи­ло­ге­не­тич. клас­си­фи­ка­цию.

Не уча­ст­вуя в дис­кус­си­ях ме­ж­ду сто­рон­ни­ка­ми и про­тив­ни­ка­ми эво­лю­ции, Ч. Дар­вин вни­ма­тель­но ана­ли­зи­ро­вал все воз­ра­же­ния «про­тив» и ис­кал контр­ар­гу­мен­ты, вно­ся не­об­хо­ди­мые уточ­не­ния и из­ме­не­ния в свои рас­су­ж­де­ния. Он стал до­пус­кать (1872), что пря­мое влия­ние сре­ды, а так­же уп­раж­не­ние и не­уп­раж­не­ние ор­га­нов мо­гут слу­жить фак­то­ра­ми, спо­соб­ст­вую­щи­ми воз­ник­но­ве­нию и ак­ку­му­ля­ции по­лез­ных на­сле­дуе­мых при­зна­ков. Имен­но позд­ние воз­зре­ния Дар­ви­на при­ня­то на­зы­вать клас­си­че­ским дар­ви­низ­мом.

По­сле вы­хо­да в свет «Про­ис­хо­ж­де­ния ви­дов…» сфор­ми­ро­ва­лась груп­па био­ло­гов, ко­то­рые, за­щи­щая идею эво­лю­ции, счи­та­ли се­бя дар­ви­ни­ста­ми, хо­тя да­ле­ко не все бе­зо­го­во­роч­но при­ня­ли все по­ло­же­ния о ве­ду­щей ро­ли от­бо­ра в эво­лю­ции: Г. У. Бейтс, Т. Г. Гекс­ли, Дж. Гу­кер, А. Р. Уол­лес (Ве­ли­ко­бри­та­ния), Э. Гек­кель, Ф. Мюл­лер (Гер­ма­ния), А. О. Ко­ва­лев­ский и В. О. Ко­ва­лев­ский, И. И. Меч­ни­ков, К. А. Ти­ми­ря­зев (Рос­сия), А. Грей (США). В спо­рах с ан­ти­эво­лю­цио­ни­ста­ми они ещё не ка­са­лись во­про­са о при­чи­нах эво­лю­ции, а со­сре­до­то­чи­лись на до­ка­за­тель­ст­вах её ре­аль­но­сти. Их про­тив­ни­ка­ми вы­сту­па­ли не­ко­то­рые круп­ные па­лео­нто­ло­ги (Ж. Л. Р. Агас­сис, Р. Оу­эн) и био­ло­ги (Р. Вир­хов, П. Ж. М. Флу­ранс и др.), от­стаи­вав­шие пред­став­ле­ния о по­сто­ян­ст­ве ви­дов. Бур­ное раз­ви­тие Д. вы­тес­ни­ло из био­ло­гии креа­цио­низм и ут­вер­ди­ло эво­люц. ме­то­до­ло­гию. Тра­диц. от­рас­ли био­ло­гии (сис­те­ма­ти­ка, био­гео­гра­фия, мор­фо­ло­гия, эм­брио­ло­гия, фи­зио­ло­гия, па­лео­нто­ло­гия) по­лу­чи­ли но­вое со­дер­жа­ние, в их рам­ках сфор­ми­ро­ва­лись эво­люц. на­прав­ле­ния. Та­кое ре­фор­ми­ро­ва­ние био­ло­гии обыч­но на­зы­ва­ют «дар­ви­нов­ской ре­во­лю­ци­ей».

Од­на­ко, при­няв идею эво­лю­ции, био­ло­ги по-раз­но­му от­не­слись к Д. От­сут­ст­вие во 2-й пол. 19 в. зна­ний о сущ­но­сти и струк­ту­ре ви­дов, свя­зей ис­то­рич. раз­ви­тия ор­га­низ­мов с ин­ди­ви­ду­аль­ным, струк­ту­ре ви­дов и т. д. по­слу­жи­ло ос­новой кри­тич. от­но­ше­ния к Д. В па­ле­он­то­ло­гии, сис­те­ма­ти­ке, мор­фо­ло­гии и эм­брио­ло­гии шёл слож­ный про­цесс со­гла­со­ва­ния идеи эво­лю­ции с преж­ни­ми па­ра­диг­ма­ми. Ряд учё­ных и ре­лиг. мыс­ли­те­лей, вво­дя идею эво­лю­ции в тео­ло­гич. или те­лео­ло­гич. ми­ро­воз­зре­ние, счи­та­ли, что Ч. Дар­вин не­вер­но ука­зал при­чи­ны эво­лю­ции. От­ли­чия в от­но­ше­ни­ях к Д. обу­слов­ли­ва­лись и нац. тра­ди­ция­ми. Ес­ли во Фран­ции вплоть до 1970 до­ми­ни­ро­ва­ли не­ола­мар­ки­ст­ские кон­цеп­ции эво­лю­ции (в США они про­су­ще­ст­во­ва­ли до нач. 1930-х гг.), то Гер­ма­ния и Рос­сия уже в кон. 19 в. пре­тен­до­ва­ли на зва­ние «вто­рой ро­ди­ны Д.». В то же вре­мя глав­ное, что ус­вои­ли нем. био­ло­ги в Д., – это борь­ба за су­ще­ст­во­ва­ние, ко­то­рую трак­то­ва­ли бу­к­валь­но, как гру­бое, фи­зич. столк­но­ве­ние с по­дав­ле­ни­ем или унич­то­же­ни­ем кон­ку­рен­та. Боль­шин­ст­во же рос. эво­лю­цио­ни­стов (напр., А. Н. Бе­ке­тов) счи­та­ли борь­бу за су­ще­ст­во­ва­ние не­удач­ной ме­та­фо­рой, за­труд­няв­шей по­ни­ма­ние при­чин эво­лю­ции, под­чёр­ки­вая ве­ду­щее зна­че­ние во взаи­мо­дей­ст­вии ор­га­низ­мов од­но­го ви­да коо­пе­ра­ции и взаи­мо­по­мощи (К. Ф.

Кесс­лер). Ес­ли Дар­вин гл. вни­ма­ние уде­лял фак­то­рам и при­чи­нам эво­лю­ции, то ин­те­ре­сы боль­шин­ст­ва его по­сле­до­ва­те­лей кон­цен­три­ро­ва­лись на про­бле­ме про­ис­хо­ж­де­ния круп­ных так­со­нов и родств. свя­зей ме­ж­ду ни­ми, по­ис­ках пе­ре­ход­ных форм, ус­та­нов­ле­нии пу­тей и за­ко­но­мер­но­стей фи­ло­ге­не­за и фак­то­ров мак­ро­эво­лю­ции (ре­ка­пи­ту­ля­ция, не­об­ра­ти­мость эво­лю­ции, сме­на функ­ций), а ко­неч­ную цель эво­люц. ис­сле­до­ва­ний ви­де­ли в по­строе­нии ро­до­слов­но­го дре­ва.

С сер. 1870-х гг. на­ча­лась диф­фе­рен­циа­ция взгля­дов внут­ри Д. Воз­ник­ло эк­лек­тич. со­че­та­ние Д. с ла­мар­киз­мом (гек­ке­лев­ский дар­ви­низм, или ла­мар­ко­дар­ви­низм), сто­рон­ни­ки ко­то­ро­го счи­та­ли на­сле­до­ва­ние при­об­ре­тае­мых при­зна­ков да­же бо­лее важ­ным фак­то­ром эво­лю­ции, чем от­бор. Как ре­ак­ция на не­го в сер. 1880-х гг. воз­ник нео­дар­ви­низм, у ис­то­ков ко­то­ро­го сто­ял А. Вейс­ман, счи­тав­ший, что все при­зна­ки ор­га­низ­мов мо­гут быть объ­яс­не­ны от­бо­ром; он впер­вые ка­те­го­ри­че­ски от­верг воз­мож­ность на­сле­до­ва­ния при­об­ре­тён­ных при­зна­ков и экс­пе­ри­мен­таль­но до­ка­зал не­воз­мож­ность на­сле­до­ва­ния ме­ха­нич. по­вре­ж­де­ний. Поя­ви­лись и ан­ти­дар­ви­нов­ские кон­цеп­ции эво­лю­ции (не­ола­мар­кизм, те­ле­оге­нез, не­ока­та­ст­ро­физм), ав­то­ры ко­то­рых или от­вер­га­ли ре­аль­ность ес­те­ст­вен­но­го от­бо­ра, или от­во­ди­ли ему функ­цию эли­ми­на­ции не­жиз­не­спо­соб­ных осо­бей и вы­ми­ра­ния ви­дов.

С пе­ре­от­кры­ти­ем за­ко­нов Г. Мен­де­ля, ус­та­но­вив­ше­го дис­крет­ный ха­рак­тер на­след­ст­вен­ной из­мен­чи­во­сти, под­твер­жде­но клю­че­вое по­ло­же­ние Д. о ве­ду­щей ро­ли на­след­ст­вен­ной из­мен­чи­во­сти в эво­лю­ции. При этом взаи­мо­от­но­ше­ния Д. с мен­де­лиз­мом на­ча­лись с ост­ро­го столк­но­ве­ния, т. к. ран­ние ге­не­ти­ки по­сту­ли­ро­ва­ли не­за­ви­си­мость ге­нов от внеш­них фак­то­ров и воз­мож­ность эво­лю­ции за счёт му­та­ций без уча­стия ес­те­ст­вен­но­го от­бо­ра (Х. Де Фриз, В. Ио­ган­сен, У. Бэт­сон, Я. Лот­си). Не­уда­чи по­пы­ток экс­пе­ри­мен­таль­но до­ка­зать на­сле­до­ва­ние при­об­ре­тён­ных свойств по­бу­ди­ли мн. сис­те­ма­ти­ков ис­кать пу­ти син­те­за клас­сич. Д. с ге­не­ти­кой (напр., Э. Майр). В то же вре­мя прин­цип на­сле­до­ва­ния при­об­ре­тае­мых при­зна­ков по­лу­чил по­ли­тич. под­держ­ку в СССР, став крае­уголь­ным по­ло­же­ни­ем по­строе­ний Т. Д. Лы­сен­ко, рек­ла­ми­ро­вав­ше­го их как «со­вет­ский твор­че­ский Д.», а на са­мом де­ле пред­став­ляв­шие со­бой при­чуд­ли­вую смесь прин­ци­пов разл. эво­лю­ци­он­ных уче­ний с на­тур­фи­ло­соф­ски­ми пред­став­ле­ния­ми. Д. был не­при­ем­лем для мн. учё­ных Гер­ма­нии, т. к. ряд его по­ня­тий и по­ло­же­ний на гос. уров­не бы­ли ис­поль­зо­ва­ны для обос­но­ва­ния ра­со­вой ги­гие­ны, ев­ге­ни­ки и идео­ло­гии на­цио­нал-со­циа­лиз­ма. Д. про­дол­жал ос­та­вать­ся ос­но­вой мн. ис­сле­до­ва­ний мак­ро­эво­лю­ции, в ре­зуль­та­те ко­то­рых бы­ли ус­та­нов­ле­ны важ­ные осо­бен­нос­ти пре­об­ра­зо­ва­ния ор­га­нов и функ­ций, соз­да­на тео­рия фи­л­эм­бри­ге­не­зов, вы­де­ле­ны осн. фор­мы и на­прав­ле­ния эво­лю­ции (П. П. Суш­кин, О. Ч. Марш, А. Н. Се­вер­цов, Б. М. Ко­зо-По­лян­ский, Л. А. Ор­бе­ли, В. А. До­гель, А. А. Па­ра­мо­нов).

Син­тез ге­не­ти­ки и Д. про­изо­шёл в 1920–1930-х гг. (С. Райт, Р. Фи­шер, Дж. Хол­дейн, С. С. Чет­ве­ри­ков). В ито­ге сфор­ми­ро­вал­ся совр. Д. (или син­те­ти­че­ская тео­рия эво­лю­ции), скон­цент­ри­ро­вав­ший осн. вни­ма­ние на про­бле­мах мик­ро­эво­лю­ции и ви­до­об­ра­зо­ва­ния (Ф. Г. До­б­ржан­ский, И. И. Шмаль­гау­зен, Дж. Хакс­ли, Э. Майр, Дж. Симп­сон, Н. В. Ти­мо­фе­ев-Ре­сов­ский и др.). Пред­став­ле­ния о ес­те­ст­вен­ном от­бо­ре как фак­то­ре, на­прав­ляю­щем эво­лю­цию, и о по­пу­ля­ции как её эле­мен­тар­ной еди­ни­це ста­ли тео­ре­тич. стерж­нем это­го син­те­за. В мно­го­числ. ис­сле­до­ва­ни­ях бы­ло по­ка­за­но, что под кон­тро­лем от­бо­ра на­хо­дят­ся раз­но­об­раз­ные при­зна­ки ор­га­низ­мов, в т. ч. и са­ми фак­то­ры эво­лю­ции. В то же вре­мя ста­ло по­нят­но, что от­бор име­ет де­ло не с еди­нич­ны­ми ге­на­ми или при­зна­ка­ми, а с це­лы­ми фе­но­ти­па­ми. Ус­пе­хи в изу­че­нии мик­ро­эво­лю­ции и ви­до­об­ра­зо­ва­ния по­зво­ли­ли совр. Д. стать до­ми­ни­рую­щей па­ра­диг­мой в био­ло­гии, на ба­зе ко­то­рой по­строе­ны учеб­ные кур­сы (в шко­лах, ву­зах) по эво­лю­ци­он­ной тео­рии во мно­гих стра­нах (в СССР этот пред­мет на­зы­вал­ся дар­ви­низ­мом).

Но­вей­ший этап в раз­ви­тии Д. свя­зан с ши­ро­ким ис­поль­зо­ва­ни­ем дан­ных мо­ле­ку­ляр­ной био­ло­гии, ко­то­рые по­зво­ли­ли по­нять ме­ха­низм на­следств. из­мен­чи­во­сти, уточ­нить ге­неа­ло­гич. от­но­ше­ния в так­со­но­мии. Дис­кус­сии во­круг кон­цеп­ции «ней­траль­ной эво­лю­ции» и «пре­ры­ви­сто­го рав­но­ве­сия» по­ка­за­ли, что совр. Д. со­вмес­тим с та­ки­ми ме­ха­низ­ма­ми ви­до­об­ра­зо­ва­ния, как му­та­ции ре­гу­ля­тор­ных ге­нов, дрейф ге­нов, бы­ст­рые пре­об­ра­зо­ва­ния пе­ри­фе­рий­ных по­пу­ля­ций и кон­ку­рен­ция ви­дов, а так­же с дан­ны­ми о том, что боль­шин­ст­во за­мен нук­лео­ти­дов в ДНК не име­ли адап­тив­но­го зна­че­ния. Бы­ло при­зна­но, что эво­лю­ция мо­ле­ку­ляр­ных струк­тур про­те­ка­ет в рам­ках еди­но­го эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са, со­вер­шаю­ще­го­ся на всех уров­нях ор­га­ни­за­ции жи­во­го, но его дви­жу­щие си­лы при­уро­че­ны к по­пу­ля­ци­он­но-ви­до­во­му уров­ню, на ко­то­ром и про­ис­хо­дит (в рам­ках био­це­но­ти­че­ских взаи­мо­дей­ст­вий) окон­ча­тель­ная ап­ро­ба­ция эво­лю­ци­он­ных нов­шеств.

Не­ре­шён­ные про­бле­мы мак­ро­эво­лю­ции по­ро­ж­да­ют всё но­вые и но­вые ва­ри­ан­ты кри­ти­ки Д. Она обыч­но свя­за­на с по­пыт­ка­ми при­пи­сать ему не­кие не­зыб­ле­мые «ка­но­ны» или «по­сту­ла­ты», как пра­ви­ло не свя­зан­ные с кон­цеп­ци­ей ес­те­ст­вен­но­го от­бо­ра как ве­ду­ще­го фак­то­ра эво­лю­ции. В ре­зуль­та­те по­яв­ля­ют­ся кни­ги с бро­ски­ми на­зва­ния­ми «Эво­лю­ция без Дар­ви­на», «Эво­лю­ция про­тив Дар­ви­на», «Эво­лю­ция не по Дар­ви­ну» и т. д. Бо­лее то­го, в США сфор­ми­ро­ва­лось мощ­ное об­ществ.-ре­лиг. дви­же­ние креа­цио­ни­стов, ко­то­рые пы­та­ют­ся оп­ро­верг­нуть сам факт эво­лю­ции и тре­бу­ют за­пре­тить пре­по­да­ва­ние Д. как не­до­ка­зан­ной ги­по­те­зы. По­сто­ян­но пуб­ли­ку­ют­ся по­пу­ляр­ные кни­ги под на­зва­ния­ми «Лож­ный путь Дар­ви­на», «Ошиб­ка Дар­ви­на», «За­го­вор Дар­ви­на», «Дар­вин под след­ст­ви­ем». При этом по­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во совр. био­ло­гов от­вер­га­ют «тео­рию ра­зум­но­го Тво­ре­ния», при­ни­ма­ют ре­аль­ность эво­лю­ции в це­лом и ес­те­ст­вен­но­го от­бо­ра в ча­ст­но­сти и де­мон­стри­ру­ют, что до­ка­за­тель­ст­ва «на­уч­но­го креа­цио­низ­ма» стро­ят­ся на не­пра­виль­ном по­ни­ма­нии совр. Д. или же на умыш­лен­ном ис­ка­же­нии ис­ти­ны. Ка­то­лич. цер­ковь, при­знав­шая совр. Д. при­ем­ле­мой на­уч. тео­ри­ей (Ио­анн Па­вел II, 1996) и не­об­хо­ди­мость его изу­че­ния (Бе­не­дикт XVI, 2006), счи­та­ет ду­шу че­ло­ве­ка про­дук­том Бо­же­ст­вен­но­го тво­ре­ния.

В те­че­ние всей сво­ей ис­то­рии Д. под­вер­гал­ся жё­ст­кой кри­ти­ке пре­ж­де все­го по ре­ли­ги­оз­ным, фи­ло­соф­ским, идео­ло­гич. и по­ли­тич. со­об­ра­же­ни­ям. Для про­тив­ни­ков Д. осо­бен­но не­при­ем­ле­мым бы­ло стрем­ле­ние ис­поль­зо­вать за­ко­ны био­ло­гич. эво­лю­ции для усо­вер­шен­ст­во­вания об­ще­ст­ва, за что ра­то­вал ини­циа­тор со­ци­ал-дар­ви­низ­ма Г. Спен­сер. Идеи пе­ре­стро­ить об­ществ. нау­ки на прин­ци­пах Д. вско­ре при­об­ре­ли по­пу­ляр­ность в со­цио­ло­гии, ис­то­рии, эти­ке, тео­рии по­зна­ния и фи­ло­со­фии. Ес­те­ст­вен­ным от­бо­ром и борь­бой за су­ще­ст­во­ва­ние объ­яс­ня­ли со­ци­аль­ную струк­ту­ру об­ще­ст­ва, со­ци­аль­ное не­ра­вен­ст­во, кон­ку­рен­цию, клас­со­вую борь­бу и т. д. (нем. со­цио­ло­ги Л. Гум­п­ло­вич, Г. Рат­цен­хо­фер, А. Шефф­ле) и пред­ла­га­ли при­сту­пить к се­лек­ции лю­дей ра­ди со­хра­не­ния ге­не­тич. здо­ро­вья че­ло­ве­че­ст­ва (нем. ра­со­вые ги­гие­ни­сты А. Плётц, Ф. Шаль­май­ер). Не­ред­ко Д. ис­поль­зо­ва­ли для обос­но­ва­ния ра­сиз­ма (Л. Вольт­ман в Гер­ма­нии, Ж. Ла­пу­жа во Фран­ции, Х. Чем­бер­лен в Ве­ли­ко­бри­та­нии), био­ло­гич. де­тер­ми­на­ции пси­хи­ки и по­ве­де­ния че­ло­ве­ка (Ч. Лом­бро­зо, англ. со­цио­лог У. Бедж­гот), эти­ки (в т. ч. К. Ло­ренц, Б. Л. Ас­тау­ров), веч­но­сти эко­но­мич. кон­ку­рен­ции (Э. Кар­не­ги и Дж. Д. Рок­фел­лер, США). По ме­ре ук­ре­п­ле­ния Д. в био­ло­гии разл. по­ли­тич. идео­ло­гии всё ча­ще ис­поль­зо­ва­ли его для обос­но­ва­ния сво­их про­грамм и взгля­дов, по­рой диа­мет­раль­но про­ти­во­по­лож­ных. Там, где ли­бе­рал Г. Спен­сер ус­мат­ри­вал борь­бу за су­ще­ст­во­ва­ние, анар­хист П. А. Кро­пот­кин ви­дел коо­пе­ра­цию и взаи­мо­по­мощь, а ком­му­нист К. Маркс уве­рял, что Д. яв­ля­ет­ся ес­теств.-ис­то­рич. ос­но­вой его воз­зре­ний. Од­ни рас­смат­ри­ва­ли Д. как ос­во­бо­ж­де­ние от ре­ли­гии, дру­гие – как про­слав­ле­ние муд­ро­сти Бо­га, дав­ше­го столь со­вер­шен­ные за­ко­ны и ме­ха­низ­мы эво­лю­ции. Вме­сте с тем прин­цип от­бо­ра, как глав­но­го ме­ха­низ­ма по­ис­ка вер­ных ре­ше­ний, дав­но вы­шел за рам­ки био­ло­гии и ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся в ки­бер­не­ти­ке, вы­чис­ли­тель­ной тех­ни­ке. Д. вы­звал од­ну из важ­ней­ших ин­тел­лек­ту­аль­ных ре­во­лю­ций в ис­то­рии че­ло­ве­че­ст­ва. Тео­рия ес­те­ст­вен­но­го от­бо­ра яв­ля­ет­ся ос­но­вой совр. эво­люц. пред­став­ле­ний, а гра­ни­цы её при­ме­ни­мо­сти бу­дут оп­ре­де­лять­ся в хо­де даль­ней­ше­го раз­ви­тия нау­ки.

bigenc.ru

ДАРВИНИЗМ — это… Что такое ДАРВИНИЗМ?

  • ДАРВИНИЗМ — ДАРВИНИЗМ, учение Ч. Дарвина о происхождении органического мира, в том числе и человека, из более простых форм путем медленного развития. Доказательства эволюции. В доказательство своей точки зрения Д. выдвинул такое огромное количество данных,… …   Большая медицинская энциклопедия

  • ДАРВИНИЗМ —         материалистич. теория эволюции органич. мира, обоснованная Ч. Дарвином и развитая его учениками и последователями (А. Уоллес, Т. Гексли, Ф. Мюллер, Э. Геккель, Л. Долло, В. О. и А. О. Ковалевские, И. И. Мечников, Н. А. Северцов, К. А.… …   Философская энциклопедия

  • Дарвинизм — Дарвинизм  по имени английского натуралиста Чарльза Дарвина  в узком смысле направление эволюционной мысли, приверженцы которого согласны с основными идеями Дарвина в вопросе эволюции (современная их форма, порой с существенным… …   Википедия

  • ДАРВИНИЗМ — Учение английского естествоиспытателя Чарльза Дарвина о развития и преобразования животных и растительных видов посредством подбора. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Дарвинизм —  Дарвинизм  ♦ Darwinisme    Учение Дарвина и его учеников; способ объяснения кажущейся целесообразности жизни эволюцией видов и естественным отбором, т. е. слепой игрой мутаций, воспроизведения и смерти. Большинство людей из всей теории Дарвина… …   Философский словарь Спонвиля

  • ДАРВИНИЗМ — теория эволюции (исторического развития) органического мира Земли, основанная на воззрениях Ч. Дарвина. Движущими силами эволюции, по Дарвину, являются наследственная Изменчивость и естественный отбор. Изменчивость служит основой образования… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ДАРВИНИЗМ — (Darvinism) Основная часть научных идей, сформулированных Чарлзом Дарвиным (1809–82), в частности его теория эволюции животного и растительного мира в процессе естественного отбора. Дарвинизм можно расценивать и как общую доктрину о человеке и… …   Политология. Словарь.

  • Дарвинизм — ДАРВИНИЗМ, теория эволюции (исторического развития) органического мира Земли, основанная на воззрениях Ч. Дарвина. Движущими силами эволюции, по Дарвину, являются наследственная изменчивость и естественный отбор. Изменчивость служит основой… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ДАРВИНИЗМ — материалистам, теория эволюции органического мира, обоснованная и развитая Ч. Дарвином (1859), а также его единомышленниками, учениками и последователями (А. Уоллес, Т. Гексли, Ф. Мюллер, Э. Геккель, Л. Долло, И. И. Мечников, Н. А. Северцов, К. А …   Экологический словарь

  • дарвинизм — а, м. darwinisme m. <англ. Darwinism < Darwin (1809 1882). Учение о происхождении и развитии видов животных и растений путем естественного отбора, о законах развитя живой природы. БАС 2. В них не знамя, а прямое прямое Подтвержденье… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • dic.academic.ru

    Дарвинизм

    Дарвинизм — теория эволюции органического мира посредством естественного отбора, созданная великим английским натуралистом Ч. Дарвином. Она совершила подлинную революцию во всем естествознании. Первый вариант ее Дарвин набросал в 1842 г., вскоре после завершения кругосветного путешествия на корабле «Бигл». Однако его книга «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» вышла в свет только в 1859 г. Термин «дарвинизм» впервые ввел английский натуралист А. Уоллес, выпустив в свет книгу под таким названием. Независимо от Дарвина он в 1858 г. пришел к сходным выводам, но признал первенство за Дарвином.

    Дарвин впервые дал строго научную теорию эволюции. При этом он исходил из следующих положений:

    1. Все животные и растения подвержены неопределенной наследственной изменчивости и производят на свет потомство, отличающееся по многим признакам. Дарвин привел многочисленные доказательства существования такой изменчивости как в природе, так и у домашних животных и культурных растений. Сейчас мы знаем, что эта изменчивость — результат мутаций, изменений в строении генов, в ДНК.

    2. Все организмы на Земле размножаются в геометрической прогрессии, число появляющегося на свет потомства превосходит число взрослых особей. При благоприятных условиях (отсутствие врагов и неограниченность пищевых ресурсов) численность любого вида могла бы достичь фантастических величин. Слон плодится медленнее всех известных животных, но за 740—750 лет потомство одной пары составило бы около 19 млн. особей. Пара воробьев за 10 лет дала бы потомство в 257716983636 особей! Очень быстро наступило бы перенаселение.

    3. Как правило, ничего подобного в природе не происходит. Конечно, бывают случаи взрывного размножения, например, вируса гриппа при эпидемии, завезенных из Европы кроликов в Австралии, европейского чертополоха в Аргентине. Но численность всех организмов в среднем остается более или менее постоянной (чаще всего она колеблется около средней величины). Причина проста: далеко не все потомство доживает до половозрелости. Треска выметывает до 10 млн. икринок, но в каждом поколении в среднем выживает и достигает половозрелости не больше двух рыб. Если бы это число возросло, трески за считанные поколения в морях и океанах стало бы больше, чем воды. При меньшем числе выживших рыб треска очень быстро вымерла бы, как вымерли динозавры и многие другие животные, а также растения. Поэтому Дарвин сделал вывод — выживают победители в борьбе за существование.

    Итак, неопределенная наследственная изменчивость поставляет материал для естественного отбора, который осуществляют условия внешней среды — хищники и паразиты, недостаток пищи, климат и многое другое. Доживают до половозрелости и оставляют потомство более быстрые зайцы и более ловкие лисицы, самые плодовитые, наиболее морозоустойчивые особи и т. д. — смотря по тому, в каких условиях живет вид, с какими факторами внешней среды он сталкивается.

    В этом принципиальное отличие дарвинизма от всех предшествующих эволюционных теорий, например учения Ж. Б. Ламарка. И до Дарвина были эволюционисты, писавшие об изменениях в органической природе. Дед Чарлза Дарвина, Эразм Дарвин, написал даже поэму об эволюции. Но все они не могли разгадать механизм эволюционного процесса и в конечном счете сводили эволюцию к ламаркизму, т. е. к направленным, приспособительным, целесообразным изменениям, к ложному представлению о том, что организм сам способен изменить себя и свое потомство в полезном для себя направлении.

    Дарвин принципом естественного отбора ненаправленных (случайных) наследственных изменений объяснил и приспособленность всех организмов к условиям внешней среды, и расхождение (дивергенцию) признаков в процессе эволюции, и усложнение, совершенствование организации (прогрессивную эволюцию).

    До конца жизни Дарвин продолжал развивать созданное им эволюционное учение: он писал о происхождении человека и половом отборе (частном случае естественного отбора), о насекомоядных растениях и способности растений к движению, о роли скрещивания в эволюции и изменениях домашних животных и культурных растений. Во всех случаях он прослеживал открытый им же эволюционный принцип.

    Дарвинизм стремительно завоевал в XIX в. умы биологов; на сторону Дарвина стало большинство крупных прогрессивных ученых.

    Во времена Дарвина практически не была разработана генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Причины возникновения неопределенной наследственной изменчивости для Дарвина и его современников оставались неясными. Дарвин под конец жизни допускал неверное «ламаркистское» положение о наследовании признаков, приобретенных при жизни в результате упражнения или прямого влияния внешней среды. Неясности в учении Дарвина преодолены в современном эволюционном учении, которое является результатом синтеза дарвинизма и генетики, а в последние годы и молекулярной биологии.

    Следует особо подчеркнуть, что современное эволюционное учение не вытеснило дарвинизм, а развилось из него. Дарвиновский принцип естественного отбора случайных, неопределенных наследственных изменений до сих пор служит единственно научным объяснением законов эволюции.

    ejonok.ru

    ДАРВИНИЗМ это что такое ДАРВИНИЗМ: определение — Философия.НЭС

    Дарвинизм

    теория эволюции (исторического развития) органического мира Земли, понимаемая как теория происхождения видов. По Дарвину движущей (естественной, целесообразной) силой эволюции является наследственная изменчивость и естественный отбор. Философское значение дарвинизма заключается в его попытке дать каузально-механистическое объяснение «целесообразности», встречающейся в природе и в жизни человека. В эпоху неклассической и постнеклассической науки (XX в.) подвергнута серьезному сомнению в работах Л. С. Берга (Россия) (основателя номогенеза) и Л. Кроаза (Франция) (основателя ортогенеза).

    Оцените определение:

    Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

    Дарвинизм

    система воззрений Ч. Дарвина. Материалистическая теория эволюции (исторического развития) органического мира Земли. Эволюция, по Дарвину, осуществляется в результате взаимодействия триады основных факторов: изменчивости, наследственности и естественного отбора. Изменчивость служит основой для образования новых признаков и особенностей в строении и функциях организмов. Наследственность закрепляет эти признаки. Под воздействием естественного отбора устраняются организмы, не приспособленные к условиям существования. Благодаря наследственной изменчивости и непрерывному действию естественного отбора организмы в процессе эволюции присваивают (и закрепляют благодаря наследственности) новые приспособительные признаки, что в конечном итоге приводит к образованию новых видов. Так, по Дарвину, образовался и человек.

    Оцените определение:

    Источник: Философия политики: глоссарий терминов проекта Арктогея

    ДАРВИНИЗМ

    теория происхождения видов (см. Происхождения видов теория) в той форме, которая была ей придана Дарвином. Основу этой теории составляют установленные на опыте факты изменчивости видов живых существ, наследственности и перепроизводства потомков. Последнее вызывает (и в этом суть дарвиновского учения) борьбу за существование среди организмов, которая приводит к отмиранию тех, которые из-за отсутствия соответствующих качеств не выдерживают этой борьбы, погибают, вымирают; те, которые благодаря соответствующим качествам и способностям выдерживают борьбу, образуют расу, размножаются и передают свои свойства по наследству потомкам путем отбора наиболее выносливых (естественный отбор). Философское значение дарвинизма заключается в его попытке дать каузально-механистическое объяснение «целесообразности», встречающейся в природе и в жизни человека.

    Оцените определение:

    Источник: Философский энциклопедический словарь

    Дарвинизм

    материалистическая теория эволюции органического мира, рассматривающая процессы и закономерности его исторического развития и основанная на воззрениях английского ученого Ч. Дарвина (1809 — 1882). Дарвинизм сложился в самостоятельную область знания о механизмах, путях и закономерностях эволюционного процесса как учение о взаимодействии изменчивости, наследственности и естественного отбора. Изменчивость служит основой возникновения новых признаков, наследственность закрепляет эти признаки у потомков, а естественный отбор вызывает селекцию, в результате которой устраняются организмы, не приспособленные к существующим условиям среды жизни. Благодаря такому взаимодействию в процессе эволюции накапливаются приспособительные призн

    terme.ru

    Дарвинизм — это… Что такое Дарвинизм?

    Дарвинизм — по имени английского натуралиста Чарльза Дарвина — в узком смысле — направление эволюционной мысли, приверженцы которого согласны с основными идеями Дарвина в вопросе эволюции (современная их форма, порой с существенным переосмыслением некоторых аспектов представлена в синтетической теории эволюции), согласно которым главным (хотя и не единственным) фактором эволюции является естественный отбор.

    В широком смысле нередко (и не совсем правильно) употребляется для обозначения эволюционного учения или эволюционной биологии в целом.

    Противопоставление ламаркизму

    Предложивший этот термин Томас Генри Хаксли противопоставлял его ламаркизму (приверженцы которого считают, что основной движущей силы эволюции является присущее организмам внутренне стремление к совершенствованию).

    Основные факторы эволюции по Дарвину

    Критика

    Карикатура на идеи Дарвина.

    Дарвинизм подвергается критике со стороны ряда представителей религий, считающих что он противоречит божественному сотворению человека, в наше время такое мнение необщепризнано. Кроме того, дарвинизм объясняет происхождение человека длительной эволюцией, а это идёт вразрез со сравнительно недавним образованием мира, согласно буквальному прочтению канонических текстов авраамических религий. Вместе с тем, католическая церковь специальной папской энцикликой — Humani generis, признала, что теория эволюции не противоречит учению Церкви и «может рассматриваться как гипотеза в вопросе о происхождении тела человека»[1].

    Антидарвинизм

    В настоящий момент, хотя теория эволюции в научном мире общепринята, креационисты пытаются её оспаривать. При этом под видом эволюционной теории чаще всего предлагаются дарвиновские идеи второй половины XIX века, а полтора столетия развития эволюционной биологии игнорируется. Главные аргументы против эволюции (отсутствие переходных форм, большая сложность биологических структур и невозможность их формирования за счёт накопления малых случайных изменений, «вредность» мутаций)[2] были сформулированы еще в конце XIX — начале XX веков и с тех пор практически не подверглись значительной модификации. Аргументы креационистов основаны на поверхностном знании основ химии, физики, геологии и биологии, а также превратном понимании большинства понятий эволюционной биологии и игнорировании научных достижений последнего времени.[3]

    Литература

    • Дарвинизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
    • Дарвин Ч., Происхождение видов путем естественного отбора. Соч., т. 3, М. — Л., 1939
    • История эволюционных учений в биологии, М. — Л., 1966
    • Парамонов А. А., Курс дарвинизма, М., 1945
    • Правдин Ф. Н., Дарвинизм, М., 1968
    • Симпеон Дарвинизм Г., Темпы и формы эволюции, пер. с англ., М., 1948
    • Сковрон С., Развитие теории эволюции, пер. с польск., Варшава, 1965
    • Современные проблемы эволюционной теории, Л., 1967
    • Тимофеев-Ресовский Н. В., Воронцов Н. Н., Яблоков А. В., Краткий очерк теории эволюции, М., 1969
    • Тимирязев К. А., Краткий очерк теории Дарвина, 2 изд., М., 1941
    • А. И. Фет. Групповой отбор, происхождение человека и происхождение семьи (в кн. Инстинкт и социальное поведение. Второе издание)
    • Шмальгаузен И. И., Проблемы дарвинизма, Л., 1969.
    • Charles Darwin, Journal of Researches into the Natural History and Geology of the Countries Visited During the Voyage of H.M.S. Beagle Round the World, under date of January 9, 1834 (New York, London Appleton and Co.), pp 169—170

    Примечания

    Ссылки

    Фильмография

    dic.academic.ru

    ДАРВИНИЗМ — это… Что такое ДАРВИНИЗМ?

            материалистич. теория эволюции органич. мира, обоснованная Ч. Дарвином и развитая его учениками и последователями (А. Уоллес, Т. Гексли, Ф. Мюллер, Э. Геккель, Л. Долло, В. О. и А. О. Ковалевские, И. И. Мечников, Н. А. Северцов, К. А. Тимирязев и др.). Д. выделяет материальные факторы эволюции — наследственность и изменчивость — и движущие факторы эволюции — естеств. отбор для организмов, живущих в природе, и искусств. отбор для разводимых человеком домашних животных и культурных растений. Принципиальное отличие Д. от предшествующих эволюционных и трансформистских концепции состоит в том, что он вскрывает движущий фактор и причины эволюции.         Гл. фактор эволюции в природе — естеств. отбор. В отличие от проводимого человеком искусств. отбора, он обусловливается влиянием на организм окружающей среды. Согласно Дарвину, естеств. отбор — это «переживание наиболее приспособленных» организмов, вследствие которого на основе неопределённой (т. е. неадекватной воздействиям внеш. среды) наследств. изменчивости (материала для эволюции) в ряду поколений происходит эволюция. В борьбе за существование, в которой выражается взаимодействие организмов с окружающей средой, выживают формы, наиболее приспособленные к данным условиям среды. Важнейшее положение Д.— относительность органич. целесообразности: приспособленность организмов к условиям внеш. среды, целесообразность их строения и функций несовершенны. Это заставляет организмы непрерывно совершенствоваться в процессе отбора.         Источники Д.— ряд естеств.-науч. концепций, разработанных в 18 и 1-й пол. 19 вв. К. Линней выдвинул принцип иерархичности систематич. категорий (близкий к дарвиновскому принципу дивергенции признаков в процессе эволюции) и поместил человека среди отряда приматов, нанеся первый удар по представлениям об исключительности человека как явления природы. Идеи трансформизма (возможности преобразования одних форм в другие) без выявления движущих факторов эволюции высказывались и пропагандировались швейц. натурфилософом Ш. Бонне и франц. просветителями П. Л. Мопертюи и Ж. Л. Бюффоном. Ламарк вплотную подошёл к принципу актуализма и создал первую эволюц. концепцию, однако он не вскрыл движущих факторов эволюции. Большую роль в подготовке Д. сыграли конкретные исследования и ряд теоретич. обобщений убеждённых антиэволюционистов. Так, Ж. Кювье создал палеонтологию, теорию корреляций частей организма, разработал ряд принципов сравнит. анатомии. Идеалистич. морфология (И. В. Гёте, Г. Брони, К. Э. фон Бэр) разработала принципы сравнения органич. структур, которые в переработанном виде вошли в состав важнейших для Д. дисциплин — сравнит. анатомии и сравнит. эмбриологии. Важнейший источник Д.— основанная на принципе актуализма в геологии теория эволюции лика Земли, разработанная Ч. Лайелем в 1829—33. Признание концепции геологич. эволюции подготовило формирование Д. В 1859—62 эволюционизм был принят практически всеми.         Первые критики Дарвина (амер. зоолог Ж. Л. Р. Агас-сис, англ. анатом Р. Оуэн) выступали с креационистских позиций. Атеистич. смысл теории Дарвина вызвал резкие нападки клерикалов на Д., в особенности по вопросу о происхождении человека (математик и оксфордский епископ Уилберфорс, нем. анатом Р. Вир-хов, англ. геолог А. Седжвик и др.). В центр полемики выдвинулся вопрос о том, является ли естеств. отбор формирующим, творч. фактором эволюции. Осн. внимание противники Д. (Г. Спенсер, H. H. Страхов, Н. Я. Данилевский) сосредоточили на след, вопросах. Может ли естеств. отбор, играющий «роль сита», отсеивающего неприспособленных, играть творч. роль, обеспечивать поступат. ход эволюции? Каким образом благоприятные признаки выживших особей могут сохраняться в потомстве, не растворяясь при скрещивании носителей этих признаков с особями, несущими иные признаки?         Критика Д. шла с двух сторон — с позиций эктогенеза и автогенеза. Общим во взглядах этих двух осн. направлений антидарвинизма является неприятие или резкое ограничение роли естеств. отбора в эволюции. Согласно сторонникам эктогенеза, причины развития лежат вне организмов, организм как «тесто» меняет форму и строение под влиянием действующих извне факторов среды. Все эктогенетики признают ламар-ковский принцип «наследования приобретённых признаков», отсюда возникает представление о возможности эволюции отд. особи (согласно совр. Д., наименьшей эволюционирующей единицей является группа особей— популяция). К эктогенетич. разновидностям антидарвинизма относятся неоламаркизм (ведущий своё начало от Спенсера), психоламаркизм, механоламаркизм и их отд. варианты, а также т. н. творч. дарвинизм (Т. Д. Лысенко и др.), по существу отрицавший осн. положения теории естеств. отбора.         Антидарвинисты-автогенетики видят причины эво-люц. развития лишь внутри организма, отрицая роль среды как формообразующего фактора, действующего в пределах нормы реакции генотипа. Автогенетич. концепции неодарвинизма, развитые в кон. 19 в. А. Вейс-маном, сводят эволюцию к независимой от внеш. условий комбинации наследств. признаков. Развитием автогенетич. концепций стали работы мутационистов — рус. ботаника С. И. Коржинского, выступившего с теорией «гетерогенезиса» (1899), и голл. ботаника Г. де Фриза (1903—11). Мутационисты противопоставляли резкие наследств. изменения (мутации) нерезким, считая, что каждый новый признак возникает на основе новой мутации, независимо от комбинации и взаимовлияния признаков и генов. Переоткрытие законов Г. Менделя (1900) привело к столь бурному развитию генетики в нач. 20 в., что ранние менделисты стали рассматривать менделизм как общую естеств.-науч. концепцию, способную заменить «устаревший» Д. Переоценка роли ком-бинативной изменчивости в эволюции при недооценке роли естеств. отбора, контролирующего ценность возникающих мутаций и их комбинаций, привела некоторых ранних дарвинистов к автогенетич. концепциям (Я. Лот-си) и попытке заменить Д. менделизмом. Эти тенденции вызвали резкую критику со стороны «ортодоксальных дарвинистов» (К. А. Тимирязев, М. А. Мензбир и др.), которые не увидели в фактах, накопленных ранними менделистами, подкрепления наиболее уязвимого для критиков места в Д.— учения о наследственности и причинах изменчивости.         В качестве ответной реакции на автогенетич. антидарвинизм ранних менделистовмутационистов в 10—20-х гг. 20 в. вновь возникает интерес к эктогене-тич. трактовкам теории эволюции. Идею об адекватности наследств. изменений внеш. воздействиям пыталась экспериментально подтвердить школа механо-ламаркистов (П. Каммерер, Ф. Самнер, Г. Прибрам, П. П. Сахаров и др.), получившая поддержку со стороны некоторых биологов (E. M. Вермель, B.C. Кузин, Е. С. Смирнов). Эксперименты механоламаркистов методически оказались несовершенными и при многочисл. проверках были опровергнуты.

            Особняком от двух осн. линий развития антидарвинизма стоит теория номогенеза (выдвинутая сов. ихтиологом и географом Л. С. Бергом, 1922), которая объединяла как автогенетич., так и эктогенетич. концепции, отводя особую роль целесообразности как свойству живого и концентрируя внимание на направленности эволюц. процесса. С антидарвинистскими статьями выступили в 20-х гг. палеонтолог Д. Н. Соболев, энтомолог А. А. Любищев.

            Критика антидарвинистов позволила выявить некоторые недостаточно разработанные аспекты Д. В трудах некоторых антидарвинистов содержатся ценные факты и частные теоретические положения. Так, например, важное значение для совр. эволюционизма имеют фактич. исследования таких антидарвинистов, как Э. Коп (работы по филогении млекопитающих) и Л. С. Берг (труды по зоогеографии и филогении рыб).         Исследования Н. И. Вавилова и его школы (закон гомологич. рядов наследств. изменчивости, теория лин-неевского вида), С. С. Четверикова и его учеников (экспериментальная генетика популяций), Р. А. Фишера, С. Райта, Дж. Холдейна, А. Н. Колмогорова (математич. теория популяций), И. И. Шмальгаузена, Б. Рента, Дж. Г. Симпсона (закономерности макроэволюции), О. Клайншмидта, Э. Майра, Н. В. Тимофеева-Ресовского (теория вида), Ф. Г. Добржанского (учение об изолирующих механизмах эволюции), Г. Ф. Гаузе и В. Вольтерра (математич. теория отбора) создали предпосылки для формирования в кон. 30-х гг. «синтетич. теории эволюции» (СТЭ), объединяющей достижения Д. и совр. генетики. Эта теория в 40-х гг.

            была признана подавляющим большинством естествоиспытателей. Классич. Д. вошёл в СТЭ в качестве её важнейшей составной части.

            Новейшие открытия в области молекулярной биологии, не отражённые СТЭ, значительно видоизменяют концепцию совр. Д. Б 60-х гг. возникает новая синтетич. дисциплина — эволюц. биология, разделом которой является молекулярная эволюция.

            Некрасов А. Д., Борьба за Д., M., 19372; С к о в-р о н С., Развитие теории эволюции, пер. с польск., Варшава, 196й; История эволюц. учений в биологии, М.—Л., 1966; III м а л ь г а у з е н И. И., Проблемы Д., Л., 1969; ТимофеевРесовский Н. В., Воронцов H.H., Я блоков А. В., Краткий очерк теории эволюции, M., 19772; В ?? о н ц о в ?. ?., Синтетич. теория эволюции: ее источники, осн. постулаты и нерешенные проблемы, «Журн. Всес. химич. общества им. Менделеева», 1980, т. 25, № 3, с. 295—315.

            ?. ?. Воронцов.

    Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

    dic.academic.ru

    Дарвинизм — это… Что такое Дарвинизм?

            материалистическая теория эволюции (исторического развития) органического мира Земли, основанная на воззрениях Ч. Дарвина. фундаментом для создания теории эволюции Ч. Дарвину послужили наблюдения во время кругосветного путешествия на корабле «Бигл», исследования и обобщение достижений современной ему биологии и селекционной практики (см. Селекция). Начав разработку эволюционной теории в 1837, Ч. Дарвин впервые лишь в 1858 на заседании Линнеевского общества в Лондоне прочитал доклад, содержавший основные положения теории естественного отбора (См. Естественный отбор). На том же заседании был прочитан доклад А. Уоллеса, высказавшего взгляды, совпадавшие с дарвиновскими. Оба доклада были опубликованы вместе в журнале Линнеевского общества, но Уоллес признал, что Дарвин разработал теорию эволюции раньше, глубже и полнее, и свой основной труд, вышедший в 1889, назвал «Дарвинизм», подчёркивая тем самым приоритет Дарвина.          В 1859 была напечатана книга Ч. Дарвина «Происхождение видов путём естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь». В этой книге Ч. Дарвин показал, что преобразование пород домашних животных и культурных растений происходит на основе незначительных изменений в признаках отдельных организмов. Человек сознательно выбирает организмы, обладающие наиболее ценными с хозяйственной точки зрения особенностями, сохраняет их и от них получает потомство, т. е. проводит искусственный отбор. Дарвин доказал, что аналогичный процесс наблюдается и в природе. При этом возникающие у животных и растений наследственные изменения попадают под действие естественного отбора, так что в борьбе за существование (См. Борьба за существование) выживают формы, наиболее приспособленные к данным условиям среды. Тем самым Дарвин материалистически объяснил целесообразность организации живых существ [в отличие от более ранних попыток создать эволюционную теорию, построенную на допущении имманентной (внутренне присущей) способности организмов целесообразно изменять в ответ на внешние воздействия и передавать потомству такие целесообразные изменения]. Т. о., он впервые в истории биологии построил теорию эволюции, руководствуясь, в частности, данными, полученными хозяйственной практикой. Это имело большое методологическое значение, т. к. позволило не только наглядно и убедительно для современников обосновать идею органической эволюции, но и проверить справедливость самой теории. Несмотря на ожесточённую критику, теория Дарвина быстро завоевала признание благодаря тому, что концепция исторического развития живой природы лучше, чем представление о неизменности видов, объясняла наблюдаемые факты, а также благодаря пропаганде Д. многими биологами (Дж. Гукер, А. Уоллес, Т. Гексли в Великобритании; Э. Геккель, Ф. Мюллер и А. Вейсман в Германии; А. Грей в США; К. А. Тимирязев, М. А. Мензбир и др. в России). К. Маркс и Ф. Энгельс, а позднее В. И. Ленин полностью оценили значение Д. и рассматривали его как естественноисторическую базу диалектического материализма. Материалистический характер Д. сделал его неприемлемым для консервативной части биологов и для религиозно настроенных кругов. Почти одновременно с победой концепции исторического развития живой природы стали возникать многочисленные антидарвинистические концепции эволюции, авторы которых иначе, чем Дарвин, объясняли движущие силы этого процесса, — теории, часто основанные на идеалистическом или механистическом мировоззрении (см. Автогенез, Аристогенез, Батмогенез, Ортогенез).          Ч. Дарвин исходил из существования двух основных типов изменчивости (См. Изменчивость); определённой, представляющей собой приспособительные реакции организмов на воздействие факторов внешней среды, и неопределённой, также возникающей под влиянием внешних факторов, но не имеющей приспособительного характера. Определённые изменения при отсутствии вызвавшего их фактора исчезают, как правило, уже в следующем поколении. Неопределённые изменения, наоборот, передаются от поколения к поколению независимо от условий среды. Поэтому Ч. Дарвин считал, что главный материал для эволюции поставляет именно неопределённая изменчивость. Долгое время представление о неопределённой изменчивости как о материале эволюции оставалось наиболее уязвимой стороной Д. Например, английский инженер Ф. Дженкин рассчитал, что потомство, получаемое при скрещивании особей, характеризующихся каким-либо признаком, с особями, им не обладающими, должно иметь вдвое ослабленное выражение данного признака. Следовательно, в ряду поколений новые свойства должны исчезать, а не закрепляться, поэтому эволюция невозможна. Впоследствии было показано, что наследственные особенности организмов не «растворяются» при передаче следующим поколениям (см. Генетика, Менделя законы). Многие антидарвинистические теории (см. Ламаркизм, Неоламаркизм) главенствующую роль в эволюции отводили определённой изменчивости. Согласно этим теориям, приспособительные (адаптивные) изменения передаются по наследству и являются материалом для эволюционного процесса. Однако определённые (приспособительные) изменения — адаптивные Модификации, — по современным представлениям, не наследуются. Наследственно обусловлена лишь способность организмов к адаптивным реакциям на соответствующие внешние факторы, о чём свидетельствует постоянство, с которым адаптивные модификации снова проявляются при восстановлении прежних условий. Кроме того, многочисленными экспериментами доказано, что вновь появляющиеся наследственные изменения организмов, как правило, не бывают приспособительными. Адаптивные же модификации — не новые приспособления, а реакции, выработанные в ходе предшествовавшей эволюции этих организмов.          Материалом эволюции может служить только неопределённая (наследственная) изменчивость, основанная, как установлено современной биологией, на мутациях (См. Мутации) и их комбинациях, возникающих в результате скрещивания. Новые мутации обычно вредны: они нарушают уже достигнутую приспособленность. Эволюция не сводится, однако, только к внезапному возникновению новых удачных наследственных свойств (см. Мутационизм). Взаимодействие организмов с окружающей средой выражается в борьбе за существование. Согласно Ч. Дарвину, это явление обусловлено нехваткой жизненных средств (пищи, света, убежищ, территории и т. д.) для всех нарождающихся особей данного вида. В процессе борьбы за существование у особей, оказавшихся не приспособленными к данным условиям среды, снижается плодовитость или они погибают. Чем ближе по своей биологии организмы, живущие на одной территории, тем острее идущая между ними конкуренция и тем большее число их гибнет; гораздо чаще выживают особи, использующие разную пищу, обладающие различными средствами защиты и т. п., иными словами, приобретающие разные свойства. В результате в ряду поколений происходит расхождение признаков — Дивергенция, что в конце концов приводит к расщеплению исходного вида на разновидности, которые могут стать новыми видами (см. Видообразование). Уклонения, не соответствующие условиям среды, не сохраняются: особи, которым присущи такие признаки, гибнут; но незначительные мутации комбинируются при скрещивании особей, прошедших отбор. Это приводит к изменению свойств организма. Так, благодаря гибели особей, обладающих резкими неадаптивными уклонениями, и скрещиванию выживших первично неадаптивные мутации в процессе отбора превращаются в новые приспособления. Так как гибнут в борьбе за существование и выживают (проходят отбор) не отд. признаки, а несущие эти признаки особи, эволюционировать может только Популяция группа принадлежащих к одному виду и постоянно скрещивающихся между собой особей, обитающих на одной территории. Идущее под контролем естественного отбора скрещивание приводит не только к преобразованию мутаций, но и к постепенному распространению новых приспособлений на все особи, составляющие популяцию. Благодаря непрерывному действию отбора в процессе эволюции накапливаются новые адаптивные изменения тех признаков, по которым идёт отбор. Но все части любого организма теснейшим образом связаны между собой, поэтому в ходе эволюции возникает соотносительная, или коррелятивная, изменчивость (см. Корреляции (См. Корреляция)). Постепенное изменение строения организмов в соответствии с факторами внешней среды в конечном итоге приводит к становлению новых видов. Конкретное направление эволюции определяется, с одной стороны, действием естественного отбора, а с другой — наличием спектра неопределённых наследственных уклонений у составляющих популяцию организмов, которые могут подвергнуться отбору. Т. о., наследственная изменчивость — это лишь материал для эволюции. Главным движущим фактором эволюции служит естественный отбор.          Важным положением Д. является представление об относительности органической целесообразности, т. е. представление о том, что приспособленность организмов к условиям внешней среды, целесообразность их строения и функций несовершенна. Относительный характер приспособленности и обусловливает эволюцию, заставляет организмы непрерывно совершенствоваться в процессе отбора. Признание органической целесообразности имманентным свойством живых организмов приводит либо к полному отрицанию эволюции: организмы идеально приспособлены к условиям среды и не подвержены изменениям (см. Креационизм); либо к постулированию эволюционного процесса, основанного на наследовании приобретённых признаков (См. Приобретённые признаки) и свойств: организм может адекватно, целесообразно реагировать на изменения среды, и эта реакция закрепляется у потомков. Однако до сих пор нет убедительных доказательств такого процесса.          Заслуга Дарвина в том, что он вскрыл движущие силы органической эволюции. Дальнейшее развитие биологии углубило и дополнило его представления, послужившие основой современного Д. Развитие Д. стимулировало прогресс многих областей биологии. Во всех биологических дисциплинах ведущее место занимает теперь исторический метод исследования, позволяющий изучать конкретные пути эволюции организмов и глубоко проникать в существо биологических явлений (см. Филогенез). В результате эволюционной трактовки факты, добытые наукой, в свою очередь, способствовали дальнейшей разработке проблем Д. Благодаря трудам советских биологов А. Н. Северцова, И. И. Шмальгаузена, а также ряда зарубежных учёных (Г. де Беера, Дж. Хаксли, Ф. Добржанского, Б. Ренша, Дж. Симпсона и др.) выяснены многие закономерности эволюции (см., например, Автономизация развития, Адаптациогенез, Биогенетический закон, Макроэволюция, Микроэволюция, Филэмбриогенез).

             Современный Д. служит важнейшей теоретической основой как биологии, так и с.-х. и медицинской практики: только последовательный дарвинистический подход даёт возможность эффективного преобразования пород домашних животных и сортов культурных растений, выведения новых, более продуктивных штаммов микроорганизмов — продуцентов антибиотиков; Д. создаёт основу для представления о биосфере как о сложнейшей развивающегося системе и в перспективе даёт возможность управления эволюционным процессом. Д. имеет и не менее важное принципиально методологическое значение, т. к. эта теория полностью стоит на позициях диалектического материализма, постоянно давая материал для разработки философских и методологических проблем современного естествознания.

             Лит.: Тимирязев К. А., Краткий очерк теории Дарвина, 2 изд., М., 1941; Дарвин Ч., Происхождение видов путем естественного отбора. Соч., т. 3, М. — Л., 1939; Парамонов А. А., Курс дарвинизма, М., 1945; Симпеон Д. Г., Темпы и формы эволюции, пер. с англ., М., 1948; Сковрон С., Развитие теории эволюции, пер. с польск., Варшава, 1965; История эволюционных учений в биологии, М. — Л., 1966; Современные проблемы эволюционной теории, Л., 1967: Правдин Ф. Н., Дарвинизм, М., 1968; Тимофеев-Ресовский Н. В., Воронцов Н. Н., Яблоков А. В., Краткий очерк теории эволюции, М., 1969; Шмальгаузен И. И., Проблемы дарвинизма, Л., 1969.

             А. А. Парамонов, А. С. Северцов.

    dic.academic.ru

    Author: alexxlab

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *