Что такое проблема текста в русском языке – Как сформулировать проблему текста 🚩 как определить проблему в тексте 🚩 Лингвистика

Содержание

Как сформулировать проблему текста 🚩 как определить проблему в тексте 🚩 Лингвистика

        Необходимость  формулировать проблему текста возникает на ЕГЭ по русскому языку при работе над сочинением. Не следует путать проблему в бытовом её понимании с проблемой художественного или публицистического текста. Также старшеклассники часто не различают понятия «тема», «идея», «проблема». Результат — неточная или неполная формулировка проблемы, что  затрудняет выявление авторской позиции, приводит к размытому комментарию, недоказательной аргументации, и, увы, невысокому баллу за сочинение на ЕГЭ по русскому языку.         Для исключения возможности подмены понятий следует хорошо ориентироваться в терминологии.

  1.  ТЕМА — понятие более широкое, общее: предмет изображения, разговора, описания. Например, тема трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» —  любовь,  человеческие отношения, тема научно-исследовательской работы – изучение роли мотива воды в произведениях русских писателей, тема урока – правописание наречий. 
  2.  ИДЕЯ — это, по сути, главная мысль произведения, то, РАДИ ЧЕГО, собственно, автор и поднимает ту или иную проблему. Идея и позиция автора очень близки, ведь речь в обоих случаях идет о том, что волнует автора, что для него важно, о чем он не может не сказать своему читателю.
  3. ПРОБЛЕМА — вопрос, волнующий автора в рамках той или иной темы.

Писателя, обратившегося, допустим,  к теме любви, могут волновать разные вопросы. Безответная любовь — это беда или счастье? Бывает ли вечная любовь? Можно ли полюбить в 14 лет? и т. д. Каждый из этих вопросов может вызвать споры, разночтения. Наличие разных точек зрения по одному и тому же вопросу свидетельствует  о наличии проблемы.

Таких вопросов — проблем в тексте может быть несколько, и на каждый у автора есть свой ответ, свое мнение, своя авторская позиция. Если бы историю о влюбленных писал другой автор, возможно, вопросы были бы другими.

         Таким образом, ТЕМА — о чем произведение. ИДЕЯ — зачем оно написано. ПРОБЛЕМА – вопрос, волнующий автора.

        Чтобы правильно определить проблему, следует помнить несколько важных моментов:

  •   В тексте может быть несколько проблем. Надо выбрать лишь одну из проблем, ту, по которой Вы гарантированно приведете аргументы.
  •  Если проблематика текста понятна (например, текст о войне), ученик часто начинает писать вообще все, что он знает. Такое сочинение, пусть даже грамотное, эмоциональное и в целом хорошее, не получит баллов, так как написано не по критериям.
  •  Если Вы видите в тексте 2-3 проблемы, хорошо понимаете отношение автора к этим проблемам, знаете, как доказать свою точку зрения (а она, как правило, совпадает с авторской), следите за тем, чтобы «не выходить из коридора».

Что это значит? Сформулировали проблему  (она может быть и неглавной в тексте), найдите позицию автора ИМЕННО по этой проблеме (даже если позиция выражена одним словом), подберите аргументы, подтверждающие ваше отношение к ДАННОЙ позиции автора.

 Как работать с текстом? Приступая к сочинению, не забудьте, что проблемы могут быть: по содержанию — экологическими, социальными, нравственными, философскими,  политическими и т.п.,по значимости — актуальными, вечными, глобальными, насущными и т.п.

  1.  Внимательно прочитайте текст.
  2. Определите, что является предметом обсуждения в тексте.
  3. Найдите и выпишите все утверждения автора.
  4. Оформите эти утверждения в виде законченного предложения.
  • Автор считает, что без доверия и уважения невозможно создание крепкой семьи.
  • Автор утверждает, что действительно сильных людей отличает великодушие.
  • Автор уверен, что гением надо родиться, ведь гениальность-дар Божий.

      5. Подумайте и запишите, на какие вопросы отвечают эти авторские высказывания.

  • Без чего невозможно создать крепкую семью? Какую семью мы называем крепкой?
  • Каких людей мы называем сильными? В чем заключается (проявляется) сила?
  • Можно ли воспитать в себе гениальность? В чем природа гениальности?

          Полученный вопрос и является формулировкой проблемы. 

www.kakprosto.ru

Как определить и сформулировать проблему текста ЕГЭ по русскому языку



27.04.2017

Предлагаем вам универсальный алгоритм определения проблемы текста ЕГЭ по русскому языку, а также конкретный пошаговый алгоритм её формулировки в своём сочинении. Раскрываем некоторые особенности и секреты формулировки проблем.

Алгоритм как определить главную проблему текста

  1. Посмотреть есть ли в прочитанном тексте какие-то вопросы.
  2. Подумать о том, какие проблемы текста в них заключаются.
  3. Выбрать главную проблему из всех найденных.
  4. Если в тексте нет вопросительных предложений, то нужно поставить вопросы к некоторым предложениям или утверждениям, в которых заключена главная мысль текста.
  5. Ответ на вышепоставленный вопрос и определяет главную проблему текста.

Важно помнить! Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор.

Довольно часто текст может затрагивать несколько проблем. Какую из них положить в основу сочинения? Следует сосредоточиться на проблеме, которая:

  • Находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь, косвенно;
  • Дает большой простор для выражения мысли, т.е. соответствует вашим знаниям, жизненному и читательскому опыту.

Особую трудность представляет выявление проблем в тексте художественного стиля, в котором описываются взаимоотношения героев, их поступки и т.п. В художественном произведении выявленные писателем общие закономерности жизни воплощены в конкретных художественных образах.

Выберите способ формулирования проблемы

  • Проблему можно сформулировать своими словами: «Автор заставляет задуматься над актуальной проблемой выбора жизненного пути». Для этой цели можно использовать вопросительные предложения: «Что влияет на формирование личности человека? Какова проблема, над которой задумался автор?».
  • Можно использовать цитирование: «Чем должно быть в нашей жизни телевидение?» — на такой вопрос пытается найти ответ Л.Жуховицкий».
  • Можно указать номера предложений из текста, если проблема уже сформулирована автором.

Подберите типовые конструкции

  • В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания (кого?) — (какая?) проблема (чего?).
  • В предложенном для анализа тексте (кто?) касается (какой?) проблемы (чего?).
  • Предложенный для анализа текст (кого?) посвящен проблеме (чего?).

Используйте слова-подсказки

  • Проблема (какая?) сложная, наболевшая, актуальная, злободневная, научная, межнациональная, неразрешимая, до боли знакомая.
  • Проблема (чего?) воспитания, образования, благородства, сохранения родного языка, возрождения личности, толерантности.
  • Автор (что делает?) мучительно размышляет, затрагивает, анализирует, излагает, выдвигает, подробно останавливается.
  • Автор заставляет читателя (что делать?) глубоко задуматься, серьезно относиться к…, по-иному посмотреть на…, оценить собственную позицию, с горечью понять.

Теперь вставьте слова-подсказки в типовые конструкции.


Сохранить ссылку:
Добавить комментарий

Рекламные и несодержательные сообщения удаляются.

www.ctege.info

Типичные проблемы текстов в ЕГЭ по русскому языку. Примеры проблем для эссе по русскому языку



28.04.2016

Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа в сочинении-рассуждении на ЕГЭ, можно сгруппировать в несколько блоков.

1. Взаимоотношения отцов и детей.
· Проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных возрастных поколений (Что влияет на взаимоотношения отцов и детей, на возникновение различий в их мировосприятии? Как научиться представителям разных поколений уважать взгляды друг друга?)

· Проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви.
· Проблема предательства детьми своих родителей.

2. Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров.
· Проблема влияния детства на формирование жизненной позиции человека, а также на становление его нравственных ориентиров.
· Проблема роли неравнодушного взрослого человека в формировании личности подростка (Как взрослые могут повлиять на жизнь подростков?).
· Проблема влияния событий детства, детских и юношеских переживаний на формирование характера человека, его дальнейшую судьбу (Какое влияние оказывают на формирование характера человека события, которые произошли в детстве?).

3. Роль классической литературы в духовном развитии современного общества.


· Проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии современного общества.
· Проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе (Почему современная молодёжь стала меньше читать? Изменилось ли в обществе отношение к книге? Может ли телевидение стать альтернативой книге?).
· Проблема понимания важности и необходимости изучения литературы в школе (Нужно ли изучать литературу современным школьникам?).

4. Сложность и противоречивость человеческих поступков.
· Проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений (Возможно ли продолжение дружбы после предательства?).
· Проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации.
· Проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизнью.

5. Человеческое благородство.
· Проблема чести как одного из главных факторов, влияющих на нравственный выбор человека.

· Проблема совести и ответственности человека за свои поступки (К чему может привести халатное, равнодушное отношение человека к своему делу?).
· Проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей.
· Проблема человеческого благородства (В чём заключается истинное величие человека?).

6. Честь и человеческое достоинство.
· Проблема утраты моральных ценностей (К чему приводит утрата моральных ценностей?).
· Проблема защиты чести и собственного достоинства.
· Проблема истинных и ложных жизненных ценностей.

7. Отношения человека с другими людьми.
· Проблема преодоления эгоизма в отношениях с другими людьми.
· Проблема самоотдачи в отношениях с человеком, которого считаешь своим другом.
· Проблема истинной дружбы.
· Проблема проявления грубости людей по отношению друг к другу (Как действуют на людей проявления грубости? Можно ли противостоять её проявлению?).

· Проблема отношения к пожилым людям (Что нужно сделать, чтобы пожилой человек почувствовал себя необходимым своим близким и был счастлив?).
· Проблема помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя.

8. Восприятие человеком окружающего мира.
· Проблема утраты современным человеком способности радоваться жизни из-за мелких бытовых неурядиц.
· Проблема обретения радостного мировосприятия (Почему нужно учиться культуре радости?).

9. Одиночество человека.
· Проблема одиночества человека (Когда и почему человек чувствует себя одиноким? Как можно помочь ему избавиться от этого чувства?).
· Проблема одиночества ребёнка в мире взрослых людей (Почему недопустимо, чтобы ребёнок ощущал себя одиноким?).
· Проблема одинокой старости.

10. Человек и искусство.
· Проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми (Почему одни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к прекрасному?).

· Проблема назначения подлинного искусства (Какое искусство необходимо обществу?).
· Проблема восприятия музыки человеком.

11. Отношение человека к миру природы.
· Проблема бездушного, потребительского, безжалостного отношения человека к миру природы.
· Проблема восприимчивости ил невосприимчивости человека к красоте природы.
· Проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека.
· Проблема негативного воздействия научно-технического процесса на взаимоотношения человека и природы (В чём проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека, его взаимоотношения с природой?).
· Проблема бездомных животных (Обязан ли человек помогать бездомным животным?).

12. Бережное отношение человека к языку.
· Проблема экологии языка (Какие изменения происходят в настоящее время в русском языке? Как относятся современные россияне к культуре своей речи? Почему необходимо предпринимать экстренные меры по сохранению и поддержанию чистоты и правильности русской речи?).

13. Человек и власть, которой он наделён.
· Проблема влияния власти на характер и поступки человека, наделённого ею (Как должны вести себя по отношению к окружающим люди, получившие особые полномочия и привилегии? Почему даже минимальная власть делает некоторых людей жестокими и грубыми?).

14. Сострадание окружающим.
· Проблема наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию (Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Нужно ли воспитывать у человека чувство сострадания?).
· Проблема действенного сострадания.
· Проблема сочувствия и активной помощи человеку.

15. Отношение человека к войне.
· Проблема отношения человека к войне (Почему человеческое сознание не может признать сам факт войны?).
· Проблема душевного состояния человека в условиях войны (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность сострадать?).

· Проблема поведения человека на войне (Как война заставляла человека вести себя? Что помогало людям в годы войны вести себя героически? Что привело советских людей к Победе?).
· Проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний (Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны? Почему люди готовы были жертвовать собой в годы войны? Что может быть под силу обыкновенному человеку в экстремальных ситуациях?).
· Проблема проявления гуманизма в тяжёлых военных условиях.

Смотреть в PDF:

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.


Сохранить ссылку:
Добавить комментарий

Рекламные и несодержательные сообщения удаляются.

www.ctege.info

Как формулировать проблему и авторскую позицию в тексте ЕГЭ по русскому языку



28.04.2016

Формулировать проблему можно или вопросом (обычно такие вопросы приводятся в информации-ключе в скобках), или через родительный падеж (проблема чего?). Во втором случае нужно быть внимательным, иначе можно потерять сразу несколько баллов.

Если вам лень читать, то смотрим ролик (или читаем дальше 🙂

Как сформулировать проблему и авторскую позицию в 2019 году

ё

Если написать «проблема отношения детей к родителям» — все в порядке. Это то же самое, что вопрос «как дети должны относиться к родителям». На такой вопрос можно дать четкий ответ, формулируя позицию автора.

А если пишем «проблема милосердия» — уже ничего не понятно. Проблема проявления, отсутствия, необходимости милосердия? Что за проблема у милосердия? О чем писать в позиции автора? Здесь проблема не сформулирована вообще, а только названа тема, и мы теряем баллы за К1, К2, К3, К4.

На экзамене часто попадаются такие тексты, в которых невозможно сформулировать проблему через простейшую конструкцию с родительным падежом.
ПРОБЛЕМА (чего?) : проблема одиночества, проблема отцов и детей и т.д. — можно.
Проблема (чего?): природы, войны, стола, дедушки — нельзя.

Что делать в этом случае?

1. Сформулировать проблему через вопрос:

Почему родители не понимают детей? Эту проблему рассматривает публицист М.Горлицкий, автор предложенного для анализа отрывка.

2. Использовать словосочетание (под Х будем понимать тему, ключевое слово):

а) если текст говорит о том, как люди понимают что-то — общий вопрос к тексту «что значит Х?»

Вопросы: Что представляет из себя Х? Как раскрывается Х? Как проявляется Х?

Слова-связки:
— проблема содержания понятия Х (честь, совесть, милосердие и т.д.)
— проблема истинных и ложных представлений о (чести, героизме, гуманизме)
— проблема восприятия Х (искусства)
— проблема оценки Х взрослыми / современникам / потомками / городским человеком / далекими от искусства людьми
— проблема неоднозначности / противоречивости оценки Х (предательства, неправды)
— проблема возможности сопоставления Х и У (добра и зла)

б) если текст говорит о том, как влияет что-то на что-то — общий вопрос к тексту «как влияет Х на У?»

Слова-связки:
— проблема влияния / воздействия Х на (современного человека / взрослого человека / формирование характера ребенка / формирование интереса к чтению)
— проблема роли/ назначения Х (в формировании характера/ в становлении личности / в становлении нравственных убеждений)
— проблема связи человека с Х (природой, Родиной, другими людьми)

в) если текст говорит о том, какие процессы мы наблюдаем — общий вопрос к тексту «что происходит?»

Слова-связки:
— проблема обретения Х (истины, способности воспринимать красоту природы / литературы)
— проблема воспитания Х (человека / характера / чувства красоты)
— проблема сохранения Х (природы / культурных традиций)
— проблема вытеснения Х чем-либо
— проблема дефицита Х (внимания к мелочам/ к красоте / к искусству / к природе / к пожилым людям)
— проблема обесценивания Х (вечных ценностей / книг / авторитета взрослых).


Сохранить ссылку:
Добавить комментарий

Рекламные и несодержательные сообщения удаляются.

www.ctege.info

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (11 класс) на тему: Сочинение ЕГЭ. Определение проблемы текста

Слайд 1

ЕГЭ (сочинение) Проблема текста

Слайд 2

ПРОБЛЕМА текста- это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор.

Слайд 3

Типы проблем философские социальные политические нравственные экологические эстетические Общие вопросы Устройство И Жизнь общества Деятельность Гос. власти Духовная Жизнь человека Взаимодействие Человека И природы Восприятие Человеком прекрасного

Слайд 4

Определите проблему данного текста Как и с чем действительно можно сравнить красоту Байкала? Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона, и для эскимоса или алеута, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства и богатства. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав. Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы – часть их, та часть, которая составлена естественной средой; в нас обязан говорить и говорит ее древний и вечный голос. Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпочтение, льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской степью, даже Каспий с Байкалом, можно лишь передать о них свои впечатления. Все это прекрасно своей красотой и удивительно своей жизнью.

Слайд 5

Алгоритм выявления проблемы произведения Проанализируйте поступки, речь героев Определите, какие качества проявляются в этих поступках Какие абстрактные существительные называют эти качества(долг, честь, эгоизм Сформулируйте проблему, используя ключевые слова Выявите основную мысль текста Запишите ее в виде законченного предложения Определите, на какой вопрос отвечает это предложение Запишите этот вопрос, который и является проблемой

Слайд 6

Способы формулирования проблемы Сформулировать своими словами: А)проблема+существительное в Р.п Автор предлагает нам задуматься над проблемой «отцов и детей» Б) с помощью вопросительных предложений Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Такова проблема, которая привлекла внимание автора . Процитировать «Почему телевизор вытесняет сейчас книгу?»- таким вопросом начинает свой текст Д.Лихачев. Указать номер предложения в тексте

Слайд 7

Типовые конструкции для формулирования проблемы Проблема(какая?) Сложная, важная, серьезная, глубокая, актуальная, острая и т.д. Проблема(чего?) Воспитания, образования, патриотизма, героизма,смысла жизни, отцов и детей, благородства, влияния красоты природы на человека, сохранения родного языка Типовые конструкции Автор размышляет над проблемой… В центре внимания автора… В тексте(Ф.И.О. автора в Р.п.)поднимается проблема… Предложенный для анализа текст(Ф.И.О. автора в Р.п.)посвящен проблеме… Текст (Ф.И.О. автора в Р.п.)заставил меня задуматься над сложной проблемой.. Как(зачем, почему)…? Именно эта проблема привлекла внимание писателя. (Ф.И.О. автора в Р.п.)предлагает своим читателям задуматься над проблемой

Слайд 8

Что проверяет эксперт? № Критерии оценивания ответа на задание 25 Содержание сочинения К1 Формулировка проблем исходного текста Экзаменуемый верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет 1 Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. 0 Если проблема сформулирована неверно или не сформулирована , то работа по критериям К1-К4 оценивается 0 баллов

Слайд 9

Типичные ошибки История человечества- это история его культуры, потому и покушение на культуру всегда покушение на человечество в целом. Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни не только по врожденной злобности, но и по причине отсутствия элементарной культуры, непонимания того, что, кроме коня и шатра, существуют в мире и другие ценности. Это я говорю не в извинение Чингисхану, а с иной целью- объяснить, что цивилизованные вандалы действуют не от неведения, не от темноты, но опираясь на четкую уверенность в том, что уничтожение высокой культуры в целом или же какого-то народа- благо. В одном случае приходит на ум мысль сжечь чужие города, а ценности из музеев перетащить в свои, в другом- отменить Шаляпина. И вместо приобщения к пикам искусства возникает зависть и агрессия.(по Н.Самвеляну) В данном тексте поднимается проблема истории человечества и вооруженных конфликтов. В тексте Н.Самвелян выдвигается проблема о значимости культуры для человека. Человечество на протяжении всей своей истории совершенствовалось. Почему же до сих пор существуют зависть и агрессия? Такой вопрос возникает после чтения текста. Проблема текста заключается в том, что нужно беречь и охранять культурное наследие человечества, а не уничтожать его. Проблема текста в том, что история человечества- эта история его культуры. А Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни, так как был бескультурным человеком.

Слайд 10

К какому типу относятся данные проблемы. Установите соответствие. В чем опасность политики национализма? Можно ли избежать социальной несправедливости? В чем смысл человеческой жизни? Нужно ли заботиться об окружающих людях? Имеет ли право человек вмешиваться в жизнь природы? А .Философская Б. Политическая В. Экологическая Г. Нравственная Д. Социальная

Слайд 11

Выберите правильную проблему Человек выделился как человек в процессе познания природы. Познавая ее, он осуществлял себя как мыслящее, творящее существо. Познание доставляло подлинное удовлетворение. Именно удовлетворение, полное, гармоничное, может быть, потому, что познание природы есть приобщение к ней и к вечности. И потому, что познание происходит через творчество, человек открывает новое, создает. Он творец. Он создатель, он бог, человечество было сформировано не императорами, жрецами, а теми, кто создал топор, колесо, самолет, кто нашел злаки, кто следил за звездами, кто открыл железо, радиоволны. Что такое гармония? Какова роль познания в процессе развития человека? Каковы границы познания окружающего мира? Каковы перспективы технического прогресса?

Слайд 12

Сформулируйте и запишите проблему У человека самая яркая пора – детство. Все, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но, увы, не доступная больше страна – остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесенные в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет. (по В. Солоухину)

Слайд 13

Сформулируйте и запишите проблему Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых, — я хвалю и умиляюсь. Но хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сирот- племянницу в свой разоренный домишко. — Возьмем мы Катьку, говорила баба,- последние наши гроши на нее пойдут – не на что будет соли добыть, похлебку посолить… — А мы ее …и не соленую,- ответил мужик, ее муж. Далеко Ротшильду до этого мужика. (по И.С.Тургеневу)

Слайд 14

Ошибки в формулировании проблемы Автор текста размышляет над проблемой о национальных конфликтах Автор текста размышляет над проблемой национальных конфликтах Кому выгодно разжигание национальных розней? Над этой проблемой рассуждает Ю.Лотман. Кому выгодно разжигание национальной розни? Над этой проблемой рассуждает Ю.Лотман. В тексте поднимается проблема национализма народов В тексте поднимается проблема межнациональной вражды Ю.Лотман ставит читателю проблему национальных конфликтов. Ю.Лотман предлагает читателю задуматься над проблемой межнациональных конфликтов. Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать расовой дискриминации? Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать межнациональных конфликтов?

nsportal.ru

ЕГЭ по русскому языку: список проблем для подготовки к сочинению

Автор: Администратор

Дата публикации: 11.12.2016

Сегодня вспомнила, какая каша была у меня в голове, когда я готовилась к сочинению. Меня трясло от мысли, что на ЕГЭ попадется текст, к которому я не смогу подобрать аргументы.

Поэтому сегодня решила составить подробный список проблем, которые могут втсретиться в текстах на ЕГЭ. Он может быть очень полезным, если с ним правильно работать:

  1. Сохрани список к себе на компьютер или распечатай
  2. Удали или зачеркни проблемы, к которым ты легко подобрал несколько аргументов
  3. Каждый день готовь аргументы для одной из оставшихся проблем, тем самым постепенно сокращая список.

Так вы ничего не упустите и будете полностью вооружены аргументами на любую тему.

Формулировка проблемы может незначительно меняться в зависимости от текста, но смысл останется тем же.

Человек и природа

  1. Влияние человека на природу
  2. Проблема любви к природе
  3. Разрушающая сила природы
  4. Проблема отношения человека к природе
  5. Влияние природы на человека
  6. Проблема постижения прекрасного в природе
  7. Проблема бережного отношения к природе
  8. Проблема беззащитности природы
  9. Проблема жестокого обращения с животными
  10. Проблема бережного отношения к животным
  11. Проблема любви к животным
  12. Проблема преданности животных
  13. Проблема безответственного отношения к животным
  14. Гармоничные отношения с природой
  15. Проблема экологии
  16. Проблема потребительского отношения к природе
  17. Проблема восприятия окружающего мира

 

Семья, детство, юношество

  1. Роль семьи в формировании личности ребенка
  2. Роль окружающих в формировании личности человека
  3. Проблемы воспитания
  4. Проблема взаимоотношений в семье
  5. Проблема материнской любови
  6. Проблема слепой материнской любви
  7. Материнская любовь как подвиг
  8. Проблема отцов и детей
  9. Проблема преемственности поколений
  10. Роль детства в формировании личности человека
  11. Проблема детского мировоззрения
  12. Проблема детской жестокости
  13. Проблема детской бескорыстности
  14. Бескорыстность детской дружбы
  15. Воспоминания из детства
  16. Проблема отношения детей к родителям
  17. Проблема детской доверчивости
  18. Проблема детской искренности
  19. Проблема первой любви
  20. Проблема юношеской неопытности
  21. Утрата связи с отчим домом

 

Образование и наука

  1. Роль образования в жизни человека
  2. Роль учителя в жизни человека
  3. Проблема некомпетентности педагога
  4. Проблема отношения к учебе
  5. Стремление к знаниям
  6. Нежелание учиться
  7. Значение науки для человечества
  8. Проблема потребительского отношения к науке
  9. Технический прогресс
  10. Потребительское отношение к науке

 

Внутренний мир и сущность человека

  1. Проблема бессердечности и черствости человека
  2. Проблема человеческой жестокости
  3. Проблема духовной деградации (утрата духовных ценностей)
  4. Проблема зависти
  5. Разрушительное влияние денег на человека
  6. Проблема жадности
  7. Проблема ненависти
  8. Корысть
  9. Проблема стыда
  10. Роль мечты в жизни человека
  11. Проблема ревности
  12. Проблема трусости
  13. Проблема отсутствия силы воли
  14. Проблема эгоизма
  15. Проблема самокритичности
  16. Проблема неуверенности в себе
  17. Проблема зависимости от чужого мнения
  18. Проблема принципиальности
  19. Проблема ответственности (безответственности)
  20. Проблема мужества и героизма
  21. Внутриличностный конфликт

 

Нравственность и мораль

  1. Проблема подлости и предательства
  2. Проблема чести и бесчестия
  3. Проблема честности
  4. Проблема человечности
  5. Проблема испытания совестью
  6. Проблема сострадания и милосердия
  7. Проблема равнодушия
  8. Проблема предательства и преданности
  9. Проблема неподкупности и взяточничества (коррупции)
  10. Проблема лживости и обмана
  11. Умение признавать ошибки
  12. Проблема нравственного выбора

 

Воспитание

  1. Проблема воспитанности (невоспитанности) окружающих
  2. Проблема невежества
  3. Проблема вежливости
  4. Проблема хамства и грубости
  5. Проблема отзывчивости
  6. Проблема уважительного (неуважительного) отношения к окружающим
  7. Самовоспитание Уважение к старшим
  8. Проблема толерантности и терпимости

 

Общечеловеческие проблемы

  1. Проблема смысла жизни
  2. Проблема поиска счастья
  3. Проблема приобретения жизненного опыта
  4. Роль опыта в жизни человека
  5. Проблема пьянства и алкоголизма
  6. Воровство
  7. Бедность и нищета
  8. Преступности
  9. Проблема одиночества
  10. Проблема истинности духовных ценностей
  11. Проблема роли религии в жизни человека
  12. Проблема утраты связи поколений
  13. Проблема исторической памяти
  14. Проблема сохранения культуры

 

Межличностные отношения

  1. Проблема истинности дружбы
  2. Проблема бескорыстности дружбы
  3. Предательство друга
  4. Роль друзей в жизни человек
  5. Проблема влияния любви на человека
  6. Проблема безответной любви
  7. Любовь как смысл жизни
  8. Проблема истинности чувств
  9. Соперничество
  10. Проблема уважительного отношения к врагу
  11. Межличностный конфликт
  12. Умение прощать

 

Человек и искусство

  1. Проблема талантливости и гениальности
  2. Проблема потребительского отношения к искусству
  3. Роль искусства в жизни человека
  4. Роль музыки в жизни человека
  5. Значение искусства для людей в годы войны
  6. Роль художественной литературы в жизни человека
  7. Влияние искусства на человека
  8. Любовь к искусству

 

Великая Отечественная Война

  1. Проблема верности родине
  2. Проблема патриотизма
  3. Проблема предательства родины
  4. Варварство
  5. Фашизм
  6. Проблема женского героизма
  7. Гуманизм (человечность)
  8. Проблема гуманного отношения к врагу
  9. Роль войны в истории государства
  10. Разрушающая сила войны
  11. Проблема детства в годы войны
  12. Проблема влияния войны на человека
  13. Проблема трудного детства в годы войны
  14. Проблема раннего взросления детей в годы войны
  15. Проблема беспризорности в годы войны
  16. Проблема тягот и нужд в годы войны
  17. Проблема героизма и трусости в годы войны
  18. Проблема потери близкого человека

 

Человек и профессия

  1. Проблема призвания
  2. Проблема профессионализма/некомпетентности
  3. Специфика профессии врача
  4. Специфика профессии учителя
  5. Специфика профессии писателя
  6. Значение профессии в жизни человека
  7. Проблема профессионального самоопределения (выбора профессии)
  8. Значение труда в жизни человека
  9. Лень и трудолюбие

 

Дополнительно (данный список будет пополняться):

  1. Проблема сохранения родного языка
  2. Роль чтения в становлении личности
  3. Роль книги в жизни человека
  4. Проблема сохранения культурных памятников
  5. Вандализм
  6. Связь с прошлым
  7. Твердость духа русского народа
  8. Проблема роли внешности в жизни человека
  9. Внутренняя красота
  10. Чувство вины
  11. Роль сказки в жизни человека
  12. Любовь к родине
  13. Проблема исторической памяти

 

 

 

supersoch.ru

Методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему: ЕГЭ.Часть С. Как сформулировать и прокомментировать проблему исходного текста

МОУ «Белокурихинская средняя общеобразовательная школа №2»

Разработка урока

«Подготовка к написанию сочинения. Как сформулировать и прокомментировать проблему исходного текста»

Автор

учитель русского языка

и литературы

Смолякова

Людмила

Анатольевна

Белокуриха, 2011

Подготовка к написанию сочинения. Как сформулировать и прокомментировать проблему исходного текста?

Цели урока:

Познавательный аспект: подготовить учащихся к написанию сочинения, привить умение анализировать содержание текста, самостоятельно формулировать и комментировать проблему;

Развивающий аспект: развивать речь путем обогащения и усложнения её смысловой функции; развивать логическое и творческое  мышление (анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать), совершенствовать навыки анализа текста;

Воспитательный аспект: развивать систему ценностных отношений к родному языку, воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения

Оборудование: исходный текст, памятка учащимся по подготовке к написанию сочинения-рассуждения

Ход урока

  1. Постановка цели урока

Сегодня нам предстоит подготовиться к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту.  Наша задача – научиться

  1. формулировать основную проблему исходного текста;
  2. комментировать ее
  1. Анализировать мы будем юмористический рассказ А.П.Чехова «Моя «она». Чтение учителем текста рассказа.

МОЯ «ОНА»

  1. Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. (2) Правы они или нет, но я знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой ее власти. (3) Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от нее,  связь, стало быть, крепкая, прочная…

(4) Но не завидуйте, юная читательница! (5) Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. (6) Во-первых, моя «она»не отступает от меня день и ночь, не дает мне заниматься делом. (7) Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой… (8) Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. (9) Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. (10) За ее привязанность я пожертвовал её всем: карьерой, славой, комфортом. (11) По ее милости я хожу раздет, живу в дешевом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. (12) Все, все пожирает она, ненасытная!

(13) Я ненавижу её, презираю… (14) Давно бы пора развестись с ней, но не развелся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… (15) Детей у нас пока нет…

(16) Хотите знать ее имя? (17) Извольте. (18) Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли…

(19) Её зовут…

— Как ее зовут? Кто это или что это «моя она»?

(Учащиеся приводят свои возможные варианты, записывая их в тетрадях)

Учитель раздает текст учащимся.

— Кто ответил верно? Какие фразы, слова из текста помогли вам найти верный ответ?

— Прочитайте текст ещё раз. Во время чтения запишите ваши первоначальные наблюдения, первое впечатление.

Пользуясь приемом «Рабочая матрица», определите микротемы, несущие основную смысловую информацию, выпишите ключевые, опорные слова (словосочетания, предложения), озаглавьте микротемы. Составьте план текста.

План

  1. Неразрывная связь героя с ленью ( «она родилась раньше меня», «не покидает меня день и ночь»). Сам герой, однако, не «выказывает поползновения» порвать эту связь.
  2. Чеховский герой осознает губительность этой связи («эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий»; «все, все пожирает она, ненасытная»).
  3. Он ненавидит, презирает лень, но в то же время герой рассказа ничего не делает, чтобы «развестись» с ленью (напротив, «имя ее поэтично…»)

    — Давайте вспомним, по какому плану должно строиться ваше сочинение. Из каких частей оно должно состоять? Заполняем таблицу.

План работы

  1. Вступление
  2. Формулировка проблемы исходного текста
  3. Комментарий проблемы
  4. Авторская позиция
  5. Я – позиция
  6. Аргументы
  7. Заключение

Рабочие материалы

Сегодня мы подробно разберем, как сформулировать и прокомментировать проблему исходного текста.

  1. Формулировка проблемы исходного текста.

— Что такое проблема?

Посмотрите, как определяется лексическое значение этого слова в толковом словаре.

Проблема – это основной вопрос, который рассматривает автор (основной вопрос, который ставит и решает автор; та сторона действительности, которая особенно интересует автора)

— Что значит сформулировать проблему текста?

Кратко и точно назвать вопросы, которые особенно интересуют автора при написании конкретного текста.

— Какие вопросы особенно интересовали  Чехова при написании этого рассказа? «Вчитайтесь» в составленный нами план к тексту. Сформулируйте проблему текста.

Основная проблема – проблема лени.

— А какие аспекты ( стороны) этой проблемы в центре внимания автора?

  1. неразрывная связь героя с ленью;
  2. лень – причина всех несчастий героя;
  3. нежелание героя противостоять лени.

         — Какие существуют два наиболее распространенных способа формулирования      проблем текста?

       Вариант первый. Формулировка проблемы в виде вопроса. Этот способ универсален: он подходит к любому тексту!

— Сформулируйте и запишите свои варианты формулировки проблемы текста в виде вопроса.

Обрати внимание! Во всех случаях после вопроса мы делаем «ссылку» на исходный текст, благодаря чему проблема текста и оказывается  «сформулированной».

Учащиеся зачитывают свои варианты. Обсуждаем их.

Какое влияние оказывает лень на человека, если он не противостоит ей? Именно эта проблема –  в центре внимания А.П.Чехова в рассказе «Моя «она».

Или: Как влияет лень на чеховского героя, который, понимая ее «губительность», не желает расстаться с ней? Каковы последствия этого? Именно эти вопросы волновали А.П.Чехова при написании рассказа «Моя «она».

Или: Какое влияние оказывает лень на становление личности? Именно над этой проблемой размышляет А.П.Чехов в юмористическом рассказе «Моя «она».

Вариант второй. Формулировка проблемы текста с использованием типовых конструкций, включающих в себя слова «проблема, вопрос».

— Прочитайте предложения, взятые из сочинений учеников. Найдите формулировку проблемы исходного текста, в которой нет грамматических ошибок:

Автор рассматривает проблему о лени.

В центре внимания автора – вопрос лени.

Проблема лени, о которой затронул автор, очень актуальна.

В тексте поднимается проблема лени.

Проблема того, что лень губительна для человека, поднимает в рассказе А.П.Чехов.

Запомните: проблема чего? (Р.п.)

                      вопрос о чем? (П.п.)

— С какими словами сочетается слово «проблема»? Определим грамматический и лексический ряд этого слова.

Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность…какой-либо проблемы.

Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, разрешить какую-либо проблему.

Коснуться проблемы.

Над проблемой… думать, работать.

… проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания.

Используя типовые конструкции, сформулируйте проблему исходного текста. К какой категории можно отнести эту проблему? (смотри «Памятку по написанию сочинения»)

  1. злободневная
  2. животрепещущая
  3. актуальная
  4. жизненная
  5. насущная
  6. острая
  7. важная
  8. серьезная
  9. глубокая
  10. наболевшая
  11. мучительная
  12. жгучая и т.д.

Запишите свои варианты.

  1. В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания А.П.Чехова – актуальная и до боли всем знакомая проблема лени.
  2. В центре внимания юмористического рассказа А.П.Чехова – до боли всем знакомая проблема лени: ее власть, господство над героем, нежелание героя противиться ей, хотя он и понимает, что именно «моя «она» делает его глубоко несчастным.
  3. Предложенный для анализа текст А.П.Чехова посвящен актуальной и знакомой всем нам проблеме лени.
  1. Комментарий проблемы.

Наша следующая задача – прокомментировать сформулированную нами проблему лени.

Что означает слово «комментарий» текста? В чем его отличие от пересказа?

Комментарий – это рассуждение по поводу прочитанного или увиденного. Это пояснительные замечания.

Напоминаю: если сочинение представляет собой пересказ исходного текста, то оно по критериям проверки оценивается нулем баллов.

— Какие два вида комментария вам известны?

Текстуальный и концептуальный.

При текстуальном комментарии учащийся объясняет текст, как бы следуя за автором в раскрытии проблемы.

Пересказывая, мы пишем, что делает герой. Комментируя, нужно писать, что делает автор.

Воспользуйтесь памяткой, используя типовые конструкции, которые используются в русском языке для передачи действий автора.

Автор рассказывает

            подчеркивает

            обращает наше внимание

            выделяет

            замечает

            сравнивает

            заостряет наше внимание

            размышляет над чем

            высказывает интересное предположение

            приходит к выводу

            приводит примеры

            опровергает что

            отстаивает что

            доказывает

            и т.д.

— Какие вопросы следует осветить в концептуальном комментарии?

  1. Актуальна ли эта проблема?
  2. Можно ли говорить о типичности этой проблемы?
  3. Традиционна ли она?
  4. Если традиционна, то какие точки зрения есть по ее поводу?
  5. Если нова, то что стало причиной ее появления?
  6. Интересна ли она читателю и почему?

— Используя типовые конструкции, напишите ваш вариант комментария.

Комментируя эту проблему, хочется отметить…

Проблема, поднятая автором, несомненно, вызывает интерес, потому что…

Проблема, заявленная автором, заставляет нас глубоко задуматься о …

Кто из нас не сталкивался с этой проблемой?

Рассмотрим эту проблему подробнее. Ее актуальность очевидна (не вызывает сомнений)… Как ни странно (как ни удивительно), но эта проблема касается каждого из нас…

Рассматривая эту проблему, автор обращает внимание читателя на …

Не забывайте об исходном тексте!

Обсуждаем варианты комментариев.

Комментируя эту проблему, хочется сразу же сказать, что проблема лени касается не только чеховского героя, но, к сожалению, и каждого из нас. Вряд ли найдется человек, который никогда не сталкивался с ней. И, наверное, каждый из нас, оглядываясь на свою жизнь, может сказать, что смог бы достичь в жизни гораздо большего, если бы в прошлом смог «порвать» эту «крепкую, прочную, трогательную» связь с матушкой-ленью…

  1. Подведение итогов.

— Что такое проблема?

— Назовите способы формулировки проблемы?

— Назовите проблему и ее аспекты в рассказе А.П.Чехова «Моя «она».

— Какие вы запомнили выражения для формулировки проблемы, обсуждаемой автором текста?

— Что значит прокомментировать проблему?

— Какие виды комментария проблемы вы знаете?

— Что представляет собой текстуальный комментарий? Чем он отличается от пересказа?

— Какие вопросы следует осветить в концептуальном комментарии?

Домашнее задание: подберите пословицы, высказывания о лени;

          вспомните литературные произведения, где авторы поднимают проблему лени

Используемая литература

  1. Г.Т.Егораева. Методические рекомендации по выполнению задания ЕГЭ, часть 3(С). — Москва: Экзамен, 2008
  2. Т.И.Максимович, И.А.Пугачев. Русский язык: выполнение части 3 (часть С). — Москва: Астрель, 2009

 

   

nsportal.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *