Откуда взялся феномен царства?: историческая правда России от РВИО
Вроде бы понятное и распространенное в нашем лексиконе слово «царь» не нуждается в объяснении значения. Царь – это монарх, то есть самодержец, единоличный правитель. И все же, чем царь отличается от императора и короля? Почему Иван Грозный фактически сменил свой великокняжеский титул на царский? И откуда пошла традиция называть царя помазанником Божиим?
О термине и помазании
Слово «царь» пришло на Русь, трансформировавшись из римского caesar («цезарь», «кесарь»), служившего обязательной частью титула римских императоров. При этом в самом Риме понятию «царь» соответствовало латинское rex. На Руси же царями стали называть римских, а затем византийских императоров, а также властителей древности, о которых сообщала известная историческая и церковная литература. Царями называли древних правителей Израильского и Иудейского государств, германских императоров, а впоследствии правителей Золотой Орды и татарских ханств.
Рафаэль Санти. Помазание Давида Самуилом
Вполне логично, что помазание на царство в христианской традиции возникло не откуда-нибудь, а из традиции ветхозаветной. После того как народ Израиля попросил дать им царя (до этого они управлялись судьями и лично Богом при посредничестве пророков), Бог повелел пророку Самуилу помазать Его избранника Саула. Вторым помазанником Божиим стал царь Давид. В середине VIII века н. э. традиция инаугурационного помазания монарха в Западной Европе была положена королем франков Пипином Коротким. После Пипина традиция помазания папой римским европейских монархов прочно закрепилась и стала неотъемлемой частью их возведения на престол наряду с коронацией. Согласно популярной версии, в Византии данный обряд стал проводиться, благодаря западному влиянию, в XII–XIII веках, конкретно в 1204 году, после IV Крестового похода. По мнению доктора филологических наук, семиотика и историка культуры Бориса Андреевича Успенского, обряд помазания на царство в Византии появился в середине IX – середине X веков. Так или иначе, до этого времени императора Византии, басилевса, только короновали.
Совершавшийся Константинопольским патриархом в Византии обряд помазания на царство происходил с возгласом «Свят, свят, свят!» и отсылал к ветхозаветной традиции, обозначая богоизбранность человека, становившегося царем, как это было с царями Израиля. На Руси же образовалось существенное отличие ввиду отсутствия необходимой информации об обряде помазания на царство по причине падения Константинополя за сотню лет до введения данного обряда на Руси. Так произошло отождествление помазания миром при возведении на царство с таинством миропомазания. Это означало, что московский царь уподоблялся Христу. И это была уже новозаветная традиция.
Выходит, что царский титул как бы заключил в себе политический и христианский мистический характеры: он делал носителя главой всего светского православного мира. Наконец, царский титул налагал на избранника и помазанника Божьего серьезный груз ответственности и особое требование жить и править в соответствии с христианскими моральными принципами. Эта ответственность и требование связаны со словами апостола Павла в «Посланиях к римлянам»: «Несть бо власть аще не от Бога».Вокруг перевода этой фразы с церковнославянского (наиболее близкого к греческому) на русский язык до сих пор ходят споры, но наиболее вероятным представляется перевод, смысл которого прямо противоположен смыслу, вложенному в данную фразу в Синодальном переводе. А именно: следует понимать данную фразу не как «Нет власти, которая не от Бога», а «Не есть власть, если не от Бога». Это значит, что если государственная власть осуществляется не в христианском духе, то она уже не от Бога.
Филипп Москвитин. Помазание на царство Михаила Федоровича
Явление царства на Руси
Когда в Московской Руси старцем Филофеем была сформулирована концепция Москвы как Третьего Рима, в ней, в частности, говорилось, что Рим и Константинополь пали из-за вероотступничества (Рим ушел в раскол в 1051 году, а Константинополь незадолго до падения, в середине XV века, принял унию с католиками), так что Москва является преемником Константинополя в качестве центра мирового христианства. И в этой связи московский государь должен играть роль хранителя истинной христианской веры. Более того, данная концепция не только торжественно, но и тревожно подняла вопрос ответственности, свалившейся на Москву.
Валентин Серов. Коронация. Миропомазание Николая II в Успенском соборе
Январь 1547 года был ознаменован венчанием Ивана IV на царство. С XIV века и до этого события московский государь носил титул «великий князь Московский». Конечно, дед Ивана Грозного, Иван III, использовал в деловой переписке почетное титулование «царь», таким образом ставя себя на один уровень с германским императором и в определенном смысле – с турецким султаном. Но официальное венчание Ивана IV на царство подняло московского правителя выше всех властителей Запада – разумеется, смириться с таким раскладом было для них непросто. Даже Константинопольский патриарх признал царский статус московского самодержца только в 1561 году. Однако Иван IV не был помазан на царство. Впервые на Руси помазание прибавилось к венчанию при поставлении на престол царя Федора Ивановича в 1584 году.
ЦАРЬ — это… Что такое ЦАРЬ?
царь — царь, я … Русский орфографический словарь
царь — царь/ … Морфемно-орфографический словарь
ЦАРЬ — муж. вообще, государь, монарх, верховный правитель земли, народа или государства. Царь земной под Царем небесным ходит, под Богом. Слышите убо, царие, и разумейте, судии концев земли! Соломон. У царя царствующих (у Бога) много царей. Русские… … Толковый словарь Даля
ЦАРЬ — (от латинского caesar цезарь), в 1547 1721 официальный титул главы Российского государства. Первым царём был Иван IV Грозный. При Петре I титул царя заменён титулом император, но неофициально существовал наравне с ним. Источник: Энциклопедия… … Русская история
царь — я; м. 1. В России (с 1547 по 1721 гг.) и в некоторых других странах: титул монарха; лицо, носящее этот титул. Царь Фёдор. Царь Николай II. По указу самого царя. Пасть в ноги царю. Свергнуть царя. Царь отец; царь батюшка (трад. нар.) 2. чего. Тот … Энциклопедический словарь
ЦАРЬ — ЦАРЬ, царя, муж. 1. Название монархов в некоторых странах. «В тот грозный год покойный царь еще Россией со славой правил.» Пушкин. «Протестуя против крайностей царизма, либералы преследовали две цели: во первых, образумить царя, во вторых,… … Толковый словарь Ушакова
царь- — Первая часть сложных слов. Вносит зн.: большой, величественный (по качеству или объёму). Царь девица, царь дерево, царь колокол, царь пушка, царь яблоко, царь якорь … Энциклопедический словарь
ЦАРЬ — ЦАРЬ, я, муж. 1. Единовластный государь, монарх, а также официальный титул монарха; лицо, носящее этот титул. 2. перен., чего. Тот, кто безраздельно обладает чем н., властитель (устар. и книжн.). Ц. своей судьбы. Ц. моей души. 3. перен., кого… … Толковый словарь Ожегова
ЦАРЬ — один из центральных образов в мифологии. «Мифологический Ц.» в архаических мифах это вождь первобытного коллектива, родоначальник, культурный герой. В более развитых мифологиях это фигуры божественных или священных Ц., а также образ Ц. богов. Ц.… … Энциклопедия мифологии
царь — сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) кого? царя, кому? царю, (вижу) кого? царя, кем? царём, о ком? о царе; мн. кто? цари, (нет) кого? царей, кому? царям, (вижу) кого? царей, кем? царями, о ком? о царях; сущ., ж. царица 1. В России и … Толковый словарь Дмитриева
царь — См. правитель олух царя небесного, при царе Горохе (и царице Морковке)… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. царь правитель, монарх, государь, самодержец, король; ирод,… … Словарь синонимов
Кто был первым русским царем
25 января 1547 года на Руси состоялось первое венчание на царство — титул получил 16-летний Иван IV («Грозный»). На него были возложены знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы (оплечье) и шапка Мономаха. Торжество прошло в Успенском соборе Московского Кремля. Позднее, в 1561 году, константинопольский патриарх утвердил царский титул грамотой.
Значение титула «царь»
Слово «царь» происходит латинского слова «цезарь». Цезарь — это обязательная часть титула императоров времен Римской империи.
До правления Ивана Грозного на Руси титулом «царь» именовали только ханов Золотой орды, Римских и Византийских императоров. Тогда как русские правители носили титул «великого князя», и на княжение назначались ордой и церковным обрядом настолования.
Кто был первым царем на Руси
13 декабря 1546 года Иван Васильевич, высказал митрополиту Макарию намерение жениться. Но перед этим митрополит предложил юному правителю венчаться на царство.
И уже 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялась торжественная церемония венчания. Митрополит возложил на Ивана знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапку Мономаха; Иван Васильевич был помазан миром, а затем митрополит благословил царя.
Мировое значение царского титула
Венчание на царство стало для Руси актом политического значения. Титул царя свидетельствовал о самодержавном характере власти его обладателя. К тому же, царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических отношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул соответствовал европейскому титулу «принц» или «великий герцог». Тогда как титул «царь» являлся особым, и соответствовал скорее званию «император».
Первыми новый титул правителя Руси признала Англия — в 1555 году. Чуть позже — Испания, Дания и Флорентийская республика. В 1576 году Римский император Максимилиан II уступил Ивану Грозному в его желании назвать себя «царем всея Руси», чтобы получить его поддержку в союзе против Турции. А вот польские короли долго не признавали русских правителей царями, опираясь на поддержку папского престола, и это стало значимым камнем претконовения в будущих русско-польских конфликтах.
Каким остался в истории первый русский царь
В историю первый русский царь, прозванный «Грозным», вошел как противоречивая личность. С одной стороны он способствовал развитию государства: провел земскую, церковную и ряд других реформ, создал приказы — единые органы управления. При нем был составлен Судебник — свод русских законов. При Иване Грозном были покорены Казанское, Астраханское и Сибирское княжества, присоединены другие земли.
В то же время Иван IV ввел опричнину, которая привела к разорению земель и террору, да и властитель не отличался покладистым нравом.
Урок 12. персидская держава «царя царей» — История — 5 класс
История, 5 класс
Урок 12. Персидская держава «царя царей»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
- Нововавилонское царство в Библейских рассказах.
- Царь Навуходоносор II.
- Лидия, Мидия, Персия.
- Царь Дарий I.
- Скифская война.
- Религия персов.
Тезаурус
Сатрап – это чиновник, который олицетворял царскую власть и управлял провинцией (сатрапией).
Дарики – это золотые монеты Дария I.
«Бессмертные» – это название личной охраны царя, прекрасно обученных и вооружённых воинов.
Основная и дополнительная литература по теме урока
- Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая; под ред. А. А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2019.
- Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. – М., 2003.
- Энциклопедия для детей «Всемирная история» под редакцией Г. Храмова. – М.: «Аванта», 2003.
- Энциклопедия для детей «Страны, народы, цивилизации» под редакцией Г. Храмова. – М.: «Аванта», 2003
- Волков А.В. Загадки Финикии. – М., Вече, 2004.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Нововавилонское царство просуществовало чуть более 100 лет. Однако известно нам о нём немало. Оно возникло в результате борьбы вавилонян с ассирийцами. Вспомните: Ассирийская держава поглотила земли Вавилона, а в 626 году до нашей эры в Вавилоне вспыхнуло восстание. В нём участвовало местное население – халдеи. Под натиском вавилонян и их союзников Ассирия пала, и к власти пришла нововавилонская халдейская династия. Вавилонские правители завоевали не только Ассирию, но и Сирию, Палестину. Наследник престола Навуходоносор взял Иерусалим, столицу Иудеи. Тысячи евреев были насильно переселены в Месопотамию. Началось вавилонское пленение иудеев. Откуда же нам известно об этих событиях?
Эти события подробно описаны в Ветхом завете. В Библии рассказывается, и о том, что среди пленных евреев было три просвещённых отрока: Анания, Азария и Мисиал. Юноши отказались поклоняться золотому идолу, за что их царь Навуходоносор приказал бросить в пылающую печь. Отроки же молились своему Богу. И спустился в печь ангел с небес. Он погасил огонь. А отроки остались живы и невредимы.
Царь Навуходоносор II заботился о том, чтобы Вавилон был не только самым могущественным, но и самым красивым городом мира. При нём были созданы знаменитые висячие сады.
На огромных искусственно насыпанных террасах были высажены самые прекрасные растения. Действовала система их постоянного полива. Сады образовывали живое море зелени с яркими вкраплениями цветущих растений. Древние греки, которые ошибочно приписывали создание этих садов ассирийской царице Семирамиде, включили их в число семи чудес света.
Висячие сады
Но даже мощные укрепления не спасли Вавилон от вражеского завоевания. Последний правитель Вавилона Валтасар был обречен на гибель. Как повествует библейская легенда, он устроил пир в то время, когда Вавилон окружило войско врагов. Вдруг во время пира таинственно появившаяся рука начертала на стене огненные слова «Мене, мене, текел, упарсин». Но никто не мог истолковать надпись.
Лишь только пленный пророк Даниил раскрыл смысл таинственных слов: «Исчислил Бог царство твое и положил конец ему…ты взвешен на весах и найден очень легким; разделено царство твое и отдано врагам». Так и случилось. Стража Вавилона плохо несла службу. Город был оставлен без должного прикрытия. Враги – персы беспрепятственно проникли в Вавилон и предали город огню и мечу. Опьяневший царь Валтасар был убит. Так бесславно закончилась история великого Вавилона, но сам он вошёл в историю как символ города-властелина, смешения языков и народов, идолопоклонства, грандиозного торжища, где всё продается и покупается.
У границ Нововавилонского царства было три государства-соседа: Лидия, Мидия и Персия. Лидия, или Лидийское царство располагалось на западе полуострова Малая Азия. Там было много золотоносного песка, поэтому Лидийский царь Крез первым за всю историю человечества стал чеканить золотые и серебряные монеты, что принесло ему большие богатства.
Предводителем персов был Кир. Он создал мощную армию, заставив всех взрослых мужчин служить в ней. Эту армию царь снабдил лучшим железным оружием. Первым делом персы освободились от власти Мидии, а затем покорили Лидию и захватили ее столицу – Сарды.
Армия Древней Персии
Для взятия Вавилона Кир пошёл на хитрость: выкопал канал, по которому увел реку Евфрат в другое русло. По пересохшему руслу воины персидского царя вошли в Вавилон. Это произошло в 538 году до нашей эры. Покорив Вавилон Кир освободил все пленные народы, включая евреев. Они вернулись в Иерусалим и заново отстроили свой храм.
Самым могущественным царём Персии был Дарий I. Он сделал персидское царство сильной державой. Для этого он разделил территорию на 20 сатрапий, во главе каждой стоял управляющий, называвшийся сатрапом, так было легче подавить восстания.
Дарий I учредил «царскую дорогу» – сеть хороших дорог, на которых располагались посты с лошадьми и людьми. Когда гонец пребывал на такой пост, он мог взять свежую лошадь или передать послание следующему гонцу – как на эстафете. Поэтому сообщения доставлялись быстро. Можно даже сказать, что Дарий изобрёл первую государственную почту. Дарий чеканил свою монету – «дарики». Столицей державы были сначала Сузы, а потом Персеполь. Отдельно стоит упомянуть личную гвардию персидского царя – «бессмертных». Их так называли потому, что в случае гибели одного солдата, на его место сразу же вставал другой и противнику казалось, что в строю ничего не изменилось.
В поисках славы Дарий отправился в Причерноморье. Там он хотел покорить скифов – местный кочевой народ. Увидев огромную армию персидского царя скифы решили не вступать в открытый бой. Сначала они применили тактику «выжженной земли» – отступали, угоняя собой скот, уничтожая траву и засыпая источники. Персам приходилось всё необходимо нести с собой. При этом скифская конница их постоянно атаковала.
Однажды скифский царь прислал Дарию в подарок мышь, птицу, лягушку и пять стрел. Дарий решил, что мышь означает землю, птица – небо, лягушка – воду, а стрелы – армию. И все это скифы кладут под ноги персидского царя. Но мудрецы расшифровали это послание. «Если ты, царь, не спрячешься в нору как мышь, не улетишь подобно птице, не ускачешь на болото как лягушка, то эти стрелы поразят тебя». Скифы долго заманивали Дария в глубь степи, продолжая внезапно атаковать. В итоге персы сдались и вернулись восвояси. Такая тактика получила название «скифская война».
Самой популярной религией среди персов был зороастризм. Его основатель – Зороастр (Заратуштра). Его слова были записаны в книгу «Авеста», в которой рассказано об устройстве мира. Основа мира – вечная борьба богов-близнецов: бога добра Ормузда (Ахура–мазда) и бога зла Аримана (Ангра–Манью). Человек должен стоять на стороне добра. Персам во многом это удавалось. Греческий историк Геродот отмечал, что для персов ложь – страшное преступление, и поэтому они необычайно правдолюбивы.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Отметьте на «линии времени» год, в котором Кир Великий захватил Вавилон.
Ответ:
Даты | События |
396 г. до н.э. | |
448 г. до н.э. | |
538 г. до н.э. | Кир Великий захватил Вавилон |
583 г. до н.э. |
Пояснение: На линии времени необходимо обозначить 538 год, так как в этом году Кир Великий захватил Вавилон. Для взятия Вавилона Кир пошел на хитрость: выкопал канал, по которому увел реку Евфрат в другое русло. По пересохшему руслу воины персидского царя вошли в Вавилон.
Задание 2. Ответьте на вопросы, чтобы увидеть рисунок. Для каждого верного утверждения поставьте 1, для каждого неверного утверждения – 0.
При Камбизе персидская цивилизация достигла невиданного расцвета.
Кир Великий учредил «царскую почту».
Самой знаменитой резиденцией персидских царей был Персеполь.
«Царская дорога» соединяла город Сузы с Эфесом.
Ответ:
Пояснение: Первое и второе утверждения неверны, так как невиданного расцвета цивилизация Древней Персии достигла при правлении Дария I и «царскую почту» учредил тоже он. А то, что самой знаменитой резиденцией персидских царей был Персеполь и «Царская дорога» соединяла город Сузы с Эфесом – верно.
История названий «Русь» и «Россия» и их значение
Современная наука не дает единого ответа на вопрос, как появилось слово «Русь». Большинство исследователей отмечает, что первоначально русью назывался народ или племя — по аналогии с племенами чудь, весь, корсь. Повесть временных лет в начале XII века сообщала о событиях 862 года: «И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы». Под 882 годом в том же источнике указывалось: «И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским». И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью». Академик Дмитрий Лихачев уточнял, что оставалось неясно, прозывались ли русью только «прочие» или все вместе — варяги, славяне (вероятно, автор имел в виду племя словен) и другие.Многочисленные гипотезы о происхождении слова «Русь» можно разделить на три группы. Норманская теория возводит «Русь» к финскому Ruotsi, что значит «Швеция». С XVIII века норманисты пытались доказать, что шведы варяги, пришедшие на Русь во главе с Рюриком, дали покоренным племенам свое название. Современные исследователи эту теорию критикуют, ведь в скандинавских источниках нет упоминаний о подобных событиях. Ученые спорят и о том, кем были варяги. Принято считать, что это скандинавы германского происхождения, однако существует версия, что варяги жили на южном побережье Балтийского моря и были славянским племенем. Она объясняет слова летописца о варягах, называвшихся «русью» и противопоставленных шведам. Эта версия не отрицает, что русские князья приглашали в наемники скандинавов. О путешествиях на Русь «на заработки» сообщалось и в северогерманских источниках.
Вторая теория о происхождении слова «Русь» — индоарийская. Согласно ей, слово имеет индоарийский корень ruksa-/ru(s)sa- («свет, светлый») и «Русь» переводится как «Белая сторона». Третья теория — славянская. Праславянский корень rud-/rus- имеет значение «красный, рыжий». Сторонники этой теории предполагают, что народ получил имя либо по названию реки Рось — правого притока Днепра, — либо по названию города Руса (ныне — Старая Русса). Есть версия, что «русь» родственна «руслу» и могла обозначать ложбину, по которой протекает река. Так как восточные славяне селились по рекам, они могли называть себя «речным» народом подобно тому, как бедуины именуют себя «жителями пустынь», а приморские чукчи — «морскими жителями».
После возникновения в начале IX века государства восточных славян, под названием Русь объединились разные племена. Но в период феодальной раздробленности XII–XIV веков Русью часто называли лишь отдельные «центральные» княжества. Так, в новгородских документах о Руси говорилось как о сопредельных землях — сами новгородцы не считали свою республику частью Руси.
В сирийской хронике VI века упоминался народ hros или hrus, живший в Предкавказье. Имел ли он отношение к русам, доподлинно неизвестно. Византийцы, постоянно контактировавшие с восточными славянами, с IX века упоминали в документах неких росов. В православной Византии это название появилось не от слова «Русь», а из Священного писания, где упоминается воинственный северный народ рош. По-гречески еврейский звук [ш] произносился как [с], и потому библейское племя рош превратилось в росов. Отмечалось также, что имя свое росы получили за внешность, однако древние авторы не поясняли, о каких особенностях внешности шла речь. Но, учитывая корень «красный, рыжий», ученые предположили, что росы были светловолосы и красны лицом. Последнее могло быть последствием пребывания северян на южном солнце.
В сочинении византийского императора Константина Багрянородного «О церемониях» X века впервые встречается слово Rosia — страна росов. Слово быстро вошло в книжный обиход и из греческих церковных книг в конце XIV — начале XV века попало в русский язык. Уже в XV веке в русских записях понятия «Русь» и «Росия» (с одной «с») стали употребляться на равных. В документах XVII века второе слово стало встречаться чаще, чем «Русь», и писалось уже через удвоенное «с» — вероятно, по аналогии со словом «русский». При Иване Грозном, принявшем в 1547 году титул царя, великое княжество Московское стало именоваться Русским царством (или на византийский манер — Российским). В 1721 году Петр I переименовал Российское царство в Российскую империю.
Слово «Русь» стало употребляться только в историческом или поэтическом контексте. Производное от него — «русский» — означало и до сих пор означает национальный признак. Производное от России — «российский» — значит «принадлежность к России, проживание в ней». В Сибири и на Дальнем Востоке слово «Россия» до сих пор используется и в узком значении — «европейская часть страны».
Всё об опричнине Ивана Грозного: причины, этапы, итоги
Причины опричнины
События конца 1550 — начала 1560-х годов были тревожным предзнаменованием будущего опричного порядка. Итоги проводимых Иваном IV реформ оказались противоречивыми.
Царь увидел угрозу ограничения своей власти в реформах Избранной рады, в связи с этим возникла необходимость укрепления государственного аппарата.
Распространённым является мнение, что подобные перемены были вызваны смертью первой супруги царя — царицы Анастасии. В частности, англичанин Джером Горсей, агент «Московской компании» — объединения английских купцов, торговавших с Русским государством, — отмечал в своих записках, что Анастасия «была такой мудрой, добродетельной, благочестивой и влиятельной, что её почитали, любили и боялись все подчинённые. Великий князь был молод и вспыльчив, но она управляла им с удивительной кротостью и умом».
Борьба Ивана Грозного с правящей элитой и столкновения с близкими родственниками, начало целой серии опал (например, на брата матери царя В.М. Глинского, князя И.Д. Бельского, князей Воротынских и других) и участившиеся побеги в Литву представителей дворянства явно указывали на то, что царь перешёл от пути поиска компромисса к более радикальному политическому курсу.
Немаловажным был и факт осложнения отношений царя с двоюродным братом, старицким князем Владимиром Андреевичем. Когда в 1553 году царь Иван Грозный тяжело заболел, среди правящей элиты возникло предложение рассмотреть в качестве наследника престола двоюродного брата царя, а не его малолетнего сына. Этот эпизод был основанием для недоверия Ивана своему кузену. Как правитель небольшого княжества Владимир Андреевич, конечно, не представлял для царя настоящей опасности; проблема упиралась в отношение знати к вопросу престолонаследия. Недовольные действиями царя бояре и приказные люди могли выдвинуть Владимира как своего претендента на царский престол.
Внутренние коллизии происходили на фоне осложнившейся и ухудшившейся международной обстановки: Русское государство воевало с Великим княжеством Литовским из-за Ливонии. В 1564 году покинул пределы Русских земель член Избранной рады, приближённый Ивана IV князь Андрей Курбский, который, узнав о грядущей опале, бежал в Литву. В знаменитой переписке царя с Курбским Иван Грозный указывает на полное согласие, царившее в его взаимоотношениях со знатью.
Однако к середине 1564 года дело обстояло несколько сложнее. Всё чаще производились казни представителей знати без суда и следствия, а также ухудшались отношения царя с митрополичьей кафедрой.
Зимой 1564-1565 годов Иван Грозный отправился на традиционное богомолье в Троице-Сергиев монастырь, а оттуда в Александрову слободу и заявил, что более не желает царствовать. Царский гонец Константин Поливанов привёз в Москву от царя грамоты, в которых он сообщал, что отказывается от царства и отправляется «вселитися, идеже его, государя, Бог наставит».
Исследователи сходятся во мнении, что действия Ивана Грозного никак не связаны с реальным решением отказаться от власти. Это был лишь способ воздействовать на правящую элиту, вынудить её пойти на уступки царю.
Претензии Ивана касались действий бояр в период его малолетства, прежде всего, это касалось фактов расхищения казны и перераспределения государевой земли. Царь указывал на то, что бояре, «собрав себе великие богатства», «о всём православном христианстве не хотя радети и от недругов его от Крымского и от Литовского и от Немец не хотя крестьянства обороняти», «сами от служба удалятися и за православных крестиян стояти не похотели».
Центральным же пунктом обвинений в сторону боярства были ограничения, чинимые правящей верхушкой царю в деле наказания изменников.
Однако царь не просто заявил об оставлении престола, он наложил опалу на всех представителей правящего сословия, фактически отстранив их от власти.
Также важным обстоятельством перед введением опричнины было и то, что царя в поездке изначально сопровождало отборное дворянское войско. В этой ситуации боярство едва ли могло решиться на прямое военное сопротивление царю.
На руку Ивану в этом конфликте сыграла непростая международная обстановка, вызванная продолжением Ливонской войны. Всё это в совокупности привело к тому, что в Слободу отправилось большое посольство из Москвы, представители которого после переговоров с Иваном готовы были принять любые условия царя. Наиболее важными из них было признание исключительного права Ивана наказывать изменников, а также введение новой системы государственного управления — опричнины.
Сущность опричнины
Обращаясь к самому термину «опричнина», стоит заметить, что это понятие в Древней Руси не несло какого-либо негативного оттенка.
Изначально так назывался удел, выделявшийся вдове умершего князя после раздела его владений. Все владения князя переходили к его наследникам по мужской линии «опричь» (кроме) того, что выделялось вдове. Таким образом, слово «опричь», лежащее в основе понятия, буквально означает «кроме». В посланиях Курбского можно найти ещё и термин «кромешники», то есть опричники. В данном контексте «кромешники» — это люди, причастными к аду, то есть царству «кромешной тьмы».
Что же составляло суть опричнины?
В узком смысле под «опричниной» понимался удел, выделенный Иваном Грозным для самого себя из всей территории государства. В широком смысле термином «опричнина» принято обозначать порядок управления, характерный для Русского государства в период с 1565 по 1572 год. В символическом же значении опричнина воплощает в себе террор, расправы и жестокость со стороны властей.
Характеристика опричнины
К характерным чертам опричной системы стоит отнести:
- Разделение территории государства на две неравнозначные части — опричнину и земщину. Неравноценность их заключалась в том, что в царский удел отошли преимущественно районы, богатые солью, что создавало экономическую базу опричнины.
- Создание на территории опричнины Ивана IV особой Боярской думы, земщиной же управляла прежняя Боярская дума.
- Создание особого опричного войска, которое выполняло роль не только личной стражи царя, но и участвовало во многих боевых операциях.
- Ограничение влияния на политическую жизнь представителей знатных княжеских и боярских родов, которые не получили ключевых должностей в опричном дворе.
- Появление у царя новой резиденции — Александровой слободы, которая стала неофициальной столицей образовавшегося опричного государства.
- Практика новой модели организации общества в виде монастырского братства, когда государством управляет структура, напоминающая внешне объединение монахов общежитийной обители. В роли игумена был сам царь, воле которого необходимо было покорно подчиняться.
Основные направления опричнины
Основной удар в годы опричнины, безусловно, наносился по правящему слою — княжеским родам, видному боярству и приказным людям.
Раздел государства на земщину и опричнину подразумевал передел земли внутри страны, вызванный тем, что изначально проживавшие на территории земщины, но перешедшие на службу в опричное войско землевладельцы должны были оставить свои земли, получив взамен земли на территории опричнины. Это правило работало и наоборот — в отношении людей, составлявших войско или административный аппарат земщины. Эти лица лишались своей собственности в опричных землях, которая переходила в распоряжение царя.
Своих вотчин лишились не только бояре и служилые люди, но и княжеские рода потомков Рюрика. Их родовые владения были насильственно включены в опричнину. Исследователи сходятся во мнении, что наибольший ущерб опричная политика нанесла именно этой категории землевладельцев.
Опричная политика также привела к расколу в рядах дворянского сословия, что было вызвано их перемещениями и сменой расположения земельных владений. Тем самым была усилена зависимость служилых людей от воли монарха.
Перераспределение земельных владений позволяло царю уменьшить удельный вес вотчинных родовых земель и увеличить площади поместных.
Первый этап опричнины (1565 г. – ноябрь 1567 г.)
Первые годы опричнины были сочетанием репрессивных реформ и уступок со стороны царской власти. Если первый год ознаменован опалами, казнями, убийствами, то на втором году существования опричнины её режим несколько смягчился. Наиболее влиятельными лицами в опричной Думе в первые годы опричнины были советник царя Алексей Басманов, а также князь Афанасий Вяземский.
Так, уже в феврале 1565 года были казнены пятеро представителей аристократии, среди которых был герой взятия в 1552 году Казани князь А.Б. Горбатый. Следующим проявлением опричной политики была «Казанская ссылка»: царь выслал в Казань представителей ярославской, ростовской и стародубской ветвей Рюриковичей. Они были не только лишены своих родовых владений, но и отстранены от управления государством ввиду их переселения на окраину. В 1566 году своего удела был лишён и старицкий князь Владимир; Иван IV обменял его земли на те, что были расположены в разных районах страны, где Владимир не имел военной и иной поддержки со стороны местного населения.
Однако уже в 1566 году царь сменил гнев на милость и вернул из Казанской ссылки часть опальных лиц. Помимо этого, опала была снята с князей Воротынских.
В этом же году царь созвал нечто наподобие Земского собора, привлекая к обсуждению внешнеполитических вопросов не только членов Боярской думы, но и детей боярских из земщины, представителей духовенства и московского купечества. В составе собравшегося органа, конечно, не было представителей от разных сословий со всей территории государства, однако, для периода опричнины это был очень важный шаг со стороны царя, направленный на достижение договорённости с земщиной.
Не менее значительным событием первого периода опричнины было решение поставить на митрополичью кафедру Филиппа (Колычева), известного противника опричного режима. В связи с этим к царю обратились челобитчики из земщины с просьбой об отмене опричнины, однако, царь расправился с послами и взял линию на ужесточение курса.
Клавдий Лебедев — «Царь Иван Грозный просит игумена Кирилла благословить его в монахи»
С 1567 году в опричнину Ивана Грозного были включены новые земли, в том числе и Старица (удел двоюродного брата Ивана). Царь активно занимался обустройством присоединённых к опричнине территорий: было завершено строительство опричного двора в Москве, ещё одна царская резиденция возводилась в далёкой Вологде. Выбор места был обусловлен близостью к Кириллову монастырю: именно там, по сведениям источников, Иван хотел в будущем принять монашеский постриг.
На 1567 год приходится и ещё одно значительное событие, повлиявшее на дальнейшую политику царя. Речь об организованном земскими боярами заговоре против Ивана. Главой заговорщиков принято считать боярина Ивана Петровича Фёдорова. До сих пор не совсем ясно, была ли это попытка привести на престол брата царя Владимира или суть заключалась лишь в выражении недовольства опричной политикой. Так или иначе, сведения, полученные Иваном о готовящемся заговоре, вызвали гнев царя и новую волну казней. С конца 1567 года можно говорить о начале нового этапа опричнины.
Второй этап опричнины (1568–1572 гг.)
С началом этого этапа связаны карательные операции, проводимые опричниками в отношении участников осеннего заговора. Действия царя не ограничивались лишь расправами с виновными: уничтожалось и имущество бояр, пострадало множество боярских слуг.
На фоне этих событий набирал обороты конфликт царя и митрополита Филиппа, призывавшего Ивана проявить милосердие. От частных бесед с монархом Филипп перешёл к публичным обсуждениям царя, что навлекло гнев царя на главу Русской церкви. Митрополит был лишён своего сана и приговорён к смертной казни, заменённой заточением в монастырь. Через год Филипп (Колычев) был убит в монастыре опричником Малютой Скуратовым.
Н.В. Неврев — «Последние минуты митрополита Филиппа (Митрополит Филипп и Малюта Скуратов)»
Пожалуй, самым печально известным событием второго этапа опричнины был разгром Новгорода Великого, что стало поистине кульминацией опричного террора. Теперь под подозрением в измене был не отдельный человек или группа лиц, а целый город, якобы стремившийся уйти под власть польского короля.
Из доноса, который Иван получил на новгородцев, следовало также то, что они стремились низвести царя с престола, а вместо него на трон посадить старицкого князя Владимира. Эта веха стала заключительной в отношениях между двоюродными братьями: в сентябре 1569 года Иван IV расправился с Владимиром и его семьёй. Однако здесь царь проявил изобретательность, заставив своих потенциальных врагов собственноручно принять яд.
В конце 1569 года царь организовал поход против новгородцев. Опричники творили бесчинства по дороге к городу, в самом Новгороде карательная экспедиция продолжалась больше месяца. Количество жертв историки оценивают по-разному: предположительно погибло от 3–4 тысяч до 10–15 тысяч человек. Опричниками были разграблены главные святыни новгородской земли, в частности, собор Святой Софии. Далее царь и верные ему войска отправились в пограничный Псков, который вместе с Новгородом подозревался в измене.
Н.В. Неврев — «Опричники»
Вернувшись в Москву, Иван продолжил расследование по делу о новгородской измене. В столице проводились публичные казни. В ходе этих событий потеряли доверие царя и подверглись опале наиболее близкие к нему деятели первого периода опричнины — А. Басманов и князь А. Вяземский, а также многолетний советник царя по вопросам внешней политики Н.А. Висковатый.
Это символизировало кризис опричной политики: если ранее царь вместе с верными ему опричниками боролся с внешними угрозами, то теперь измена, по видению Ивана, проникла в ряды самих опричников.
Вместе со всем этим Русское государство продолжало участвовать в военных конфликтах: оно всё более втягивалось в затяжную Ливонскую войну. Однако активные действия на западе и карательные экспедиции внутри страны ослабляли позиции государства на южных рубежах, что и стало одним из главных факторов изменения политического курса и отмены опричнины.
Отмена опричнины
В начале правления Ивана Грозного Россия прочно утвердилась на территориях бывших осколков Золотой Орды — Казанского и Астраханского ханств, Ногайской орды. Удавалось поддерживать безопасность и на южных рубежах, где соседом России было Крымское ханство.
Однако в 1560-е годы крымский хан выдвинул московскому царю ряд территориальных требований, касавшихся Казанских и Астраханских земель. Крым начал подготовку завоевательного похода, чему активно содействовала Османская империя.
В 1569 году состоялся неудачный для крымчан Астраханский поход, в 1570 году крымские царевичи совершили нападения на пограничные с Москвой территории.
В 1571 году крымский хан Девлет-Гирей выступил на Москву со всей ордой. Опричное войско, которое должно было держать оборону берегу реки Оки в районе Калуги, не оказало сопротивления, что обусловило беспрепятственное продвижение к Москве. Отказавшись от штурма, крымский хан принял решение сжечь городские посады. Огонь перекинулся на весь город, пострадали Кремль и Китай-город. Это событие стало ключевым фактором, который заставил Ивана пересмотреть существовавший политический режим.
В.М. Васнецов — «Царь Иван Васильевич Грозный»
Однако признать поражение собственной политики царь не решился и в очередной раз обвинил бояр (а конкретно князя И.Ф. Мстиславского) в измене и сговоре с татарами, что и привело к поражению и сожжению Москвы. Помимо этого, царь продолжал проводить расследования, выявляя значительные факты злоупотребления опричниками своей властью.
В 1572 году Москва ожидала повторения похода крымчан, так как путём дипломатии конфликт урегулировать не удалось. На этот раз русское войско возглавил командующий М.И. Воротынский, ранее часто оказывающийся в опале. Под его началом встали вместе как опричное войско, так и земские люди. В битве у деревни Молоди русскому войску удалось выстоять, крымский хан был разбит.
Как писал историк В.Н. Кобрин: «Битва при Молодях стала победой не только над Девлет-Гиреем, но и над опричниной». Осенью 1572 года Иван отменил разделение страны на две части, и, более того, запретил любые упоминания об опричнине.
Учите историю вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду
HISTORY72020 вы получите бесплатный доступ к курсу истории 7 класса, в котором изучается тема опричнины.Итоги опричнины и её значение
Ликвидация разделения страны, воссоздание единого государева двора, возвращение части конфискованных земель их бывшим владельцам, прекращение принудительных переселений и массовых казней — явные свидетельства изменения курса. Опричнина была отменена.
Вот каковы были основные последствия опричнины.
- Опричная политика привела к уничтожению последнего удельного княжества — Старицкого удела. Этот шаг поставил точку в длительной истории политической раздробленности Руси и поспособствовал централизации.
- Разорение Новгородской и Псковской земель, а также зверства, совершённые по отношению к местному населению, ударили по остаткам былой независимости этих княжеств, самобытности их политической культуры.
- Расправы, совершённые опричниками над представителями духовенства, пока не подчинили церковь государству, но стали прецедентными в плане вопроса о низложении с кафедр неугодных власти иерархов и решения проблемы церковного землевладения.
- В экономическом плане опричнина в истории России оставила тяжёлый отпечаток на хозяйственной жизни страны: в Новгородской и Псковских землях погибла часть крестьянского населения, появились большие пространства заброшенных и необрабатываемых земель.
- Тень опричнины видна и на становлении системы крепостного права. Первые указы, ограничивающие крестьянские переходы, были вызваны опричными порядками.
- Жёсткое подчинение всех сословий государственной власти лично монарху, инструментом политики которого является террор, также стоит считать одним из важнейших последствий опричнины.
С отменой опричнины не были забыты методы проведения этой политики. Уже в 1573 году попал в опалу и был казнён герой битвы при Молоди князь М.И. Воротынский.
Для большей части населения государства опричнина действительно закончилась, однако, отношения Ивана со знатью продолжали оставаться нестабильными.
Осенью 1575 году Русское государство снова было разделено на две части: удел царя («двор») и земщину, возобновились казни и массовые переселения. Такой порядок сохранялся до самой смерти царя Ивана Грозного в 1584 году.
Биография царя Петра II Алексеевича Романова
Предвидя скорую смерть Екатерины I, не желая перехода престола к ее дочерям и учитывая популярность Петра в народе и среди знати, князь Меншиков решил поддержать кандидатуру царевича, замыслив женить его на своей старшей дочери Марии. Князь убедил умирающую императрицу подписать завещание в пользу царевича Петра Алексеевича.Петр II вступил на престол 18 (7 по старому стилю) мая 1727 года. Первое время он находился под влиянием Александра Меншикова, который перевез его в свой дом на Васильевском острове и 4 июня (24 мая по старому стилю) обручил со своей дочерью Марией.
Должность воспитателя при Петре II сохранил Остерман, которому помогали князь Алексей Долгорукий, академик Гольдбах и архиепископ Феофан Прокопович.
В июле 1727 года, используя болезнь Меншикова и недовольство им юного императора, придворная оппозиция в лице Андрея Остермана, князей Долгоруких и цесаревны Елизаветы Петровны добилась отстранения князя от власти. 19 (8 по старому стилю) сентября Петр II объявил о начале своего самостоятельного правления и о разрыве помолвки с Марией Меншиковой. Сам Меншиков был лишен всех чинов и сослан в Сибирь.
В конце 1727 года императорский двор переехал в Москву. 7 марта (24 февраля) 1728 года состоялась коронация 13-летнего императора Петра II.
В Москве неограниченное влияние на императора приобрели князья отец и сын Алексей и Иван Долгорукие, которые старались забавами и увеселениями отвлечь императора от дел. Император практически не занимался государственными делами, все свое время посвящая развлечениям, особенно охоте с собаками и соколами, травле медведей и кулачным боям. Он рано пристрастился к алкоголю. Попытки Остермана убедить его продолжить образование не увенчались успехом.
Долгорукие решили женить Петра на старшей дочери Алексея Долгорукого княжне Екатерине. 11 декабря (30 ноября по старому стилю) 1729 года произошло обручение, церемония бракосочетания была назначена на 30 (19 по старому стилю) января 1730 года.
17 (6 по старому стилю) января у императора Петра II были обнаружены признаки оспы и в ночь на 30 (19 по старому стилю) января в Лефортовском дворце в Москве он скончался.
Петр II был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. С его смертью прервался род Романовых по мужской линии.
За время своего короткого царствования Петром II было издано несколько указов: о переносе важных дел из Кабинета его императорского величества в Верховный тайный совет; о более правильном сборе подушной подати и об упразднении Главного магистрата; о переносе малороссийских дел из Сената в Коллегию иностранных дел; о запрещении духовенству носить мирскую одежду. Реальная власть в государстве находилась в руках Верховного тайного совета и фаворитов юного императора.
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников
Определение короля по Merriam-Webster
\ ˈKiŋ \1а : мужчина-монарх крупной территориальной единицы особенно : Тот, чье положение является наследственным и который правит всей жизнью
б : верховный вождь
2 заглавные : бог, христос … Поклоняться Царю, Господу Саваофу… — Захария 14:16 (Пересмотренная стандартная версия) 3 : тот, кто занимает ведущую позицию особенно : лидер среди конкурентов короли крупного рогатого скота приехали с юга — Алан Мурхед, даже если он больше не король, хлопок остается главной товарной культурой — Хауэлл Уокер4 : основная фигура каждого цвета в шахматах, имеющая право двигаться обычно на одно поле в любом направлении и захватывать противоположные фигуры, но обязанная никогда не входить или оставаться под шахом.
5 : игральная карта со стилизованной фигурой короля.
6 : шашка, увенчанная
\ ˈKiŋ \Б.B. 1925–2015 гг. Первоначально Райли Б. Кинг Американский блюзовый музыкант
Билли Джин 1943 — урожденная Моффит Американская теннисистка.
Эрнест Джозеф 1878–1956 Американский адмирал
Мартин Лютер младший1929–1968 американский священнослужитель и лидер движения за гражданские права.
Руфус 1755–1827 гг. Американский политик и дипломат
Стивен (Эдвин) 1947 — американский писатель.
Уильям Лайон Маккензи 1874–1950 Канадский государственный деятель; премьер-министр (1921–26; 1926–30; 1935–48)
Уильям Руфус де Вейн 1786–1853 гг. Американский политик; вице-президент U.С. (1853)
Происхождение и значение слова «король» по онлайн-этимологическому словарю
— позднеанглийское сокращение cyning «король, правитель» (также используется в качестве названия), от протогерманского * kuningaz (источник также голландского koning, древнескандинавского konungr, датского конге, старосаксонский и древневерхненемецкий kuning, средневерхненемецкий künic, немецкий König).
Неясного происхождения. Возможно, это связано с древнеанглийским словом cynn «семья, раса» (см. Род), что делает короля изначально «лидером народа». Или, возможно, оно происходит от родственного доисторического германского слова, означающего «благородное происхождение», что этимологически делает короля «потомком благородного происхождения» (или «потомком божественной расы»). Социологические и идеологические последствия делают этот вопрос предметом многочисленных дискуссий. «Точное смысловое отношение короля к родственникам не определено, но этимологическое отношение вряд ли подлежит сомнению» [Century Dictionary].
Общий германский, но не засвидетельствованный в готическом языке, где использовались þiudans (родственное от древнеанглийского eoden «глава племени, правитель, принц, король»). Финские kuningas «король», старославянское kunegu «князь» (русское князь, чешское кнез), литовское kunigas «священнослужитель» — это формы этого слова, заимствованные из германских. Значение «тот, кто имеет превосходство в определенной области или классе» относится к концу 14 века.
Как Леон — король бестов. [Джон Гауэр, «Confessio Amantis», 1390]
На древнеанглийском, используется для обозначения вождей англо-саксонских племен или кланов, глав государств, которые они основали, и британских и датских вождей, с которыми они сражались.Это слово приобрело более внушительный характер с появлением европейских национальных государств, но затем оно стало применяться к вождям племен в Африке, Азии, Северной Америке. Шахматная фигура так называется от c. 1400; игральная карта 1560-х годов; использование в шашках и шашках впервые зарегистрировано в 1820 году. Три короля для библейских мудрецов от ок. 1200.
[Это был [Юджин] Филд, который на склоне лет Крестона Кларка преследовал его рецензией на «Лир» этого актера. … Сказал он: «Мистер Кларк весь вечер играл короля, как будто находясь в постоянном страхе, что кто-то другой собирается сыграть туза.»[» Theatre Magazine «, январь 1922 г.]
Что означает король?
Kingnoun
Китайский музыкальный инструмент, состоящий из резонирующих камней или металлических пластин, расположенных в соответствии с их тонами в деревянной рамке и пораженных молоток
Этимология: [AS. cyng, cyning; сродни OS. kuning, D. koning, OHG. kuning, G. knig, Icel. konungr, Sw. konung, Dan. konge; образовано с окончанием отчества , и франц. корень E. kin; ср. Icel. konr, человек благородного происхождения.44. См. Кин.]
Kingnoun
главный правитель; государь; один, наделенный высшей властью над нацией, страной или племенем, обычно по наследству; монарх; a prince
Этимология: [AS. cyng, cyning; сродни ОС. Кунинг, Д. Конинг, ОНГ. кунинг, Г. книг, исель. konungr, Sw. конунг, Дан. конге; образованы с окончанием отчества, а фр. корень E. kin; ср. Исель. конр человек благородного происхождения. 44. См. Кин.]
Kingnoun
тот, кто или тот, кто занимает высшее положение или ранг; лидер среди конкурентов; как король железной дороги; денежный король; король вестибюля; царь зверей
Этимология: [AS.cyng, cyning; сродни ОС. Кунинг, Д. Конинг, ОНГ. кунинг, Г. книг, исель. konungr, Sw. конунг, Дан. конге; образованы с окончанием отчества, а фр. корень E. kin; ср. Исель. конр человек благородного происхождения. 44. См. Кин.]
Kingnoun
игральная карта с изображением короля; as, король бубен
Этимология: [AS. cyng, cyning; сродни ОС. Кунинг, Д. Конинг, ОНГ. кунинг, Г. книг, исель. konungr, Sw. конунг, Дан. конге; образованы с окончанием отчества, а фр.корень E. kin; ср. Исель. конр человек благородного происхождения. 44. См. Кин.]
Kingnoun
главная фигура в шахматной игре
Этимология: [AS. cyng, cyning; сродни ОС. Кунинг, Д. Конинг, ОНГ. кунинг, Г. книг, исель. konungr, Sw. конунг, Дан. конге; образованы с окончанием отчества, а фр. корень E. kin; ср. Исель. конр человек благородного происхождения. 44. См. Кин.]
Kingnoun
коронованный мужчина в игре в шашки
Этимология: [AS.cyng, cyning; сродни ОС. Кунинг, Д. Конинг, ОНГ. кунинг, Г. книг, исель. konungr, Sw. конунг, Дан. конге; образованы с окончанием отчества, а фр. корень E. kin; ср. Исель. конр человек благородного происхождения. 44. См. Кин.]
Kingnoun
название двух исторических книг Ветхого Завета
Этимология: [AS. cyng, cyning; сродни ОС. Кунинг, Д. Конинг, ОНГ. кунинг, Г. книг, исель. konungr, Sw. конунг, Дан. конге; образованы с окончанием отчества, а фр.корень E. kin; ср. Исель. конр человек благородного происхождения. 44. См. Кин.]
Kingverb
для снабжения короля; сделать королем; взимать гонорар
Этимология: [AS. cyng, cyning; сродни ОС. Кунинг, Д. Конинг, ОНГ. кунинг, Г. книг, исель. konungr, Sw. конунг, Дан. конге; образованы с окончанием отчества, а фр. корень E. kin; ср. Исель. конр человек благородного происхождения. 44. See Kin.]
Король Фамилия Значение и происхождение
Король обычно происходит от древнеанглийского cyning , что первоначально означало «вождь племени».»Это прозвище обычно дарили человеку, который вел себя как король или играл роль короля в средневековом театрализованном представлении.
Иногда фамилия короля использовалась человеком, который служил в королевском доме.
Кинг — 35-я по популярности фамилия в США и 36-я по популярности фамилия в Англии.
Фамилия Происхождение:
английский
Альтернативное написание фамилии:
КОРОЛЬ
Известных людей с фамилией КОРОЛЬ:
- Др.Мартин Лютер Кинг — американский лидер за гражданские права
- Стивен Кинг — популярный американский писатель, наиболее известный своими книгами ужасов
- B.B. King — легенда американской блюз-гитары
Генеалогические ресурсы для фамилии КИНГ:
100 самых распространенных фамилий в США и их значения
Смит, Джонсон, Уильямс, Джонс, Браун … Вы один из миллионов американцев, носящих одну из этих 100 самых распространенных фамилий по переписи 2000 года?
King Genealogy of Colonial Virginia
Веб-сайт, посвященный использованию ДНК для доказательства / опровержения того, что родители Томаса Кинга (1714-1798) из округа Луиза, штат Вирджиния.были Уильям Альфред Кинг (1685–1779) и София Берджесс из графства Стаффорд, штат Вирджиния.
Форум по генеалогии семьи короля
Поищите на этом популярном форуме по генеалогии фамилию Король, чтобы найти людей, которые могут исследовать ваших предков, или отправьте свой собственный запрос.
FamilySearch — KING Genealogy
Найдите записи, запросы и родословные, связанные с фамилией Король и ее вариациями.
KING Surname & Family Списки рассылки
RootsWeb размещает несколько бесплатных списков рассылки для исследователей фамилии Кинг.
Cousin Connect — KING Genealogy Queries
Прочтите или отправьте генеалогические запросы для фамилии King и подпишитесь на бесплатное уведомление при добавлении новых запросов King.
DistantCousin.com — KING Генеалогия и семейная история
Бесплатные базы данных и генеалогические ссылки для фамилии Кинг.
————————
Ссылки: значение и происхождение фамилии
Коттл, Василий.Пингвинский словарь фамилий. Балтимор, Мэриленд: Penguin Books, 1967.
Менк, Ларс. Словарь немецких еврейских фамилий. Авотайну, 2005.
Бейдер, Александр. Словарь еврейских фамилий из Галичины. Авотайну, 2004.
Хэнкс, Патрик и Флавия Ходжес. Словарь фамилий. Oxford University Press, 1989. .
Хэнкс, Патрик. Словарь американских фамилий. Издательство Оксфордского университета, 2003.
Смит, Элсдон С. Американские фамилии. Генеалогическое издательство, 1997.
Царь Определение и значение — Библейский словарь
Царь, [N] [E]«главный правитель, наделенный высшей властью над нацией, племенем или страной». — Вебстер. В Библии это слово не обязательно означает великую державу или обширную территорию. Многие люди называются королями, которых мы скорее должны называть вождями или лидерами. Это слово применяется в Библии к Богу как суверену и правителю вселенной, а также к Христу, Сыну Божьему, как главе и правителю Церкви.Евреями правил царь примерно за 500 лет до разрушения Иерусалима, до нашей эры. 586. Непосредственным поводом для замены царской формы правления судьей, по-видимому, была осада Джавеш-Галаада Нахашем, царем Аммонитян. (1-я Царств 11: 1; 12:12). Похоже, израильтян навязало убеждение, что они не смогут противостоять своему грозному соседу, если не подчинятся царю, как окружающие народы.Первоначальная идея еврейского царя была двоякой: во-первых, он должен вести людей на битву во время войны; и, во-вторых, он должен исполнять приговор и справедливость по отношению к ним на войне и в мире. (1 Царств 8:20) В обоих отношениях желаемая цель была достигнута. Помимо того, что он был главнокомандующим армией, верховным судьей и, так сказать, абсолютным хозяином жизней своих подданных, король обладал властью взимать с них налоги и взыскивать с них личную службу и труд. В дополнение к этим земным силам царь Израиля имел еще более ужасные претензии на уважение и послушание.Он был наместником Иеговы (1 Царств 10: 1; 16:13) и как бы его сыном, если праведным и святым. (2 Царств 7:14; Псалтирь 2: 6 Псалтирь 2: 7; Псалом 89:26 Псалом 89:27) он был отделен как посвященный правитель. На его мертвых был возлит священный елей помазания, который до сих пор предназначался исключительно для священников Иеговы. Фактически, он стал категорически «помазанником лордов». У него был двор восточного великолепия. Царь был одет в царские одежды (3 Царств 22:10; 2 Паралипоменон 18: 9). Его символом была корона или диадема из чистого золота или, возможно, сияла драгоценными камнями (2 Царств 1:10; 12:30). ; 4 Царств 11:12; Псалтирь 21: 3) и царский скипетр.Те, кто приближался к нему, поклонялись ему, кланяясь и касаясь земли лбами (1 Царств 24: 8; 2 Царств 19:24), и это делала даже жена царя, мать Соломона. (3 Царств 1:16) Его служители и подданные называли себя его слугами или рабами. У него был большой гарем, который охраняли евнухи. Закон о престолонаследии несколько неясен, но кажется наиболее вероятным, что король при жизни назначил своего преемника. В то же время, если бы не вмешивалась пристрастие к любимой жене или сыну, всегда было бы естественное предубеждение в пользу старшего сына.
[N] указывает, что эта запись также была найдена в Тематической Библии Нева.
[E] указывает, что эта запись также была найдена в Библейском словаре Истона
Библиографическая информация Смит, Уильям, доктор «Запись для ‘Короля’». «Библейский словарь Смита». . 1901 г.
Cash Is King Определение
Что такое деньги, король?
«Деньги — король» — это жаргонный термин, отражающий веру в то, что деньги (наличные) более ценны, чем любые другие формы инвестиционных инструментов, таких как акции или облигации.Эта фраза часто используется, когда цены на рынке ценных бумаг высоки, и инвесторы решают сэкономить свои деньги до тех пор, пока цены ниже.
Это также может относиться к балансу или денежному потоку бизнеса; наличие большого количества наличных средств обычно является положительным знаком, в то время как сильные денежные потоки позволяют компании более гибко подходить к бизнес-решениям и потенциальным инвестициям.
Третье использование фразы может относиться просто к форме оплаты. Многие компании принимают в качестве оплаты только наличные, в отличие от кредитных карт или чеков, отсюда и фраза «наличные — король».»
Ключевые выводы
- «Наличные — это король» — это фраза, обозначающая превосходство наличных денег над другими активами или формами оплаты.
- Инвесторы используют стратегию «деньги — это король», когда цены на ценные бумаги на рынке высоки, и предпочитают откладывать деньги на случай, когда цены станут дешевле.
- В качестве формы инвестирования важно не позволять наличным деньгам бездействовать, а, скорее, инвестировать так, чтобы доходность, по крайней мере, была равна инфляции.
- «Наличные — это король» также относится к ситуациям, когда компании имеют большие остатки денежных средств на своих балансах, что дает им большую гибкость в управлении своим бизнесом и своими обязательствами.
- Когда предприятия принимают оплату только наличными, а не кредитными картами или чеками, обычно используется фраза «наличные — король».
Общие сведения о Cash Is King
В мире инвестиций инвесторы, которые предпочитают фразу «деньги — это король», могут предпочесть покупку краткосрочных долговых инструментов или депозитных сертификатов (CD) вместо покупки дорогостоящих ценных бумаг. При использовании стратегии удержания большого количества наличных средств инвестор должен работать с специалистом по финансовому планированию, чтобы оценить будущие потребности в денежных средствах и темпы инфляции.
Денежные средства, их эквиваленты и некоторые краткосрочные долговые инструменты со временем теряют покупательную способность, если они не предлагают доход, соответствующий уровню инфляции. Это может привести к тому, что держатели денежных средств в качестве долгосрочных инвестиций со временем получат отрицательную прибыль.
Например, доллар сегодня стоит больше доллара завтра из-за временной стоимости денег. Разумнее вкладывать деньги туда, где доходность равна или выше инфляции, вместо того, чтобы оставлять их без дела.
Многие предприятия предпочитают оплату наличными, поскольку это сокращает время получения платежа от компании-эмитента кредитной карты, снижает риск плохой кредитной истории и позволяет немедленно использовать наличные деньги.
«Деньги — это король» также относится к способности корпорации или бизнеса иметь достаточно наличных денег для покрытия краткосрочных операций, покупки активов, таких как оборудование и машины, или приобретения других объектов. Больше предприятий терпят неудачу из-за отсутствия денежных потоков, чем из-за отсутствия прибыли.
Значительный уровень наличности также позволяет предприятиям выдерживать экономические спады, когда люди находятся в режиме сбережений, а спрос на продукты или услуги предприятия может быть низким или отсутствовать. Чем выше уровень наличности, тем легче бизнесу будет оплачивать свои операционные расходы и долговые обязательства, даже если выручка невелика.
Примеры из реального мира
В последние годы, после глобального финансового кризиса, технологические компании, такие как Apple (AAPL) и Amazon (AMZN), накапливают на своих балансах наличные, а не тратят их.В 2017 году революционер рынка Amazon потратил чрезвычайно большие денежные средства на покупку Whole Foods, послав панику в продуктовой индустрии и поставив акции таких компаний, как Kroger, в штопор. Деньги дали Amazon возможность совершить такую крупную покупку и подорвать рынки.
Apple также известна наличием большого количества денег. По состоянию на конец третьего квартала 2020 года у Apple было 193 миллиарда долларов наличными, что является ошеломляющим показателем. С такой суммой денег компания может сделать что угодно; приобретать различные предприятия, инвестировать в исследования и разработки (НИОКР), расширять магазины и оставаться на плаву без каких-либо проблем во время экономических спадов.Однако, учитывая спрос на продукцию Apple, маловероятно, что она увидит существенное падение спроса на ее продукцию даже во время экономического спада.
Меняющееся определение афроамериканца | История
Несколько лет назад я дал интервью по общественному радио о значении Прокламации об освобождении. Я обратился к знакомым темам истоков этого великого документа: изменяющийся характер гражданской войны, растущая зависимость армии Союза от чернокожих рабочих, усиливающееся противодействие рабству на Севере и взаимодействие военной необходимости и аболиционистского идеализма.Я вспомнил давние дебаты о роли Авраама Линкольна, радикалов в Конгрессе, аболиционистов на Севере, армии Союза в полевых условиях и рабов на плантациях Юга в уничтожении рабства и в авторстве законной свободы. И я заявил о своей давней позиции, согласно которой рабы играют решающую роль в обеспечении собственной свободы. Споры по поводу того, что иногда называют «самоосвобождением», вызвали большой жар среди историков, и они все еще существовали.
Когда я выходил из кабины трансляции, группа чернокожих мужчин и женщин, большинство из которых были техническими специалистами на станции, говорили об эмансипации и ее значении.Как только я был вовлечен в их обсуждение, я был удивлен, узнав, что никто в группе не происходил от кого-либо, кто был освобожден в результате провозглашения или какой-либо другой меры гражданской войны. Двое родились на Гаити, один на Ямайке, один в Великобритании, двое в Гане и один, как мне кажется, в Сомали. Другие могли быть детьми иммигрантов. Хотя они казались впечатленными — но не удивленными — тем, что рабы сыграли определенную роль в разрыве собственных цепей и были заинтересованы в событиях, которые привели Линкольна к его решению летом 1862 года, они настаивали, что это не имеет к ним никакого отношения.Проще говоря, это была не их история.
Этот разговор давил на меня, когда я уходил из студии, и с тех пор. Большая часть коллективного сознания чернокожих на материковой части Северной Америки — убеждение отдельных мужчин и женщин в том, что их собственная судьба связана с судьбой группы — долгое время формулировалась через общую историю, по сути, конкретную историю: столетия порабощения, свобода в ходе Гражданской войны, великое обещание, данное на фоне политических потрясений Реконструкции, и великое нарушенное обещание, за которым последовали лишение избирательных прав, сегрегация и, наконец, долгая борьба за равенство.
Отмечая эту историю — будь то в день рождения Мартина Лютера Кинга, в Месяц афроамериканской истории или как того требуют текущие события, — афроамериканцы справедливо заявили о своих правах на уникальную идентичность. Такие празднования — их увековечение прошлого — ничем не отличаются от тех, которые связаны с ритуалами вьетнамских празднований Тет или Восточно-православного Рождественского поста, или празднования дней рождения Христофора Колумба или Казимира Пуласки; социальная идентичность уходит корнями в историю.Но для афроамериканцев их история всегда была особенно важна, потому что им давно отказывали в прошлом.
И поэтому отказ от ответственности лиц африканского происхождения «не моя история» казался особенно острым — достаточно, чтобы заставить меня внимательно присмотреться к тому, как предыдущие волны черных иммигрантов обращались к связям между историей, которую они унесли из Старого Света, и историей, которую они унаследовал в Новом.
В 1965 году Конгресс принял Закон об избирательных правах, который стал важным маркером в истории афроамериканцев.При наличии возможности чернокожие американцы голосовали и баллотировались на посты в количестве, невиданном с момента краха Реконструкции почти 100 лет назад. Вскоре они заняли должности, которые более полувека были исключительной прерогативой белых людей. К началу 21 века чернокожие мужчины и женщины заняли места в Сенате и Палате представителей США, а также в домах штатов и муниципалитетах по всей стране. В 2009 году темнокожий мужчина занял пост президента США.Афро-американская жизнь изменилась.
Через несколько месяцев после принятия Закона об избирательных правах Конгресс принял новый закон об иммиграции, заменив Закон Джонсона-Рида 1924 года, который поддерживал допуск жителей Северной Европы, Законом об иммиграции и гражданстве. Новый закон отказался от принципа национального происхождения и закрепил принцип «первым пришел — первым обслужен», который допускал набор необходимых навыков и объединение разделенных семей.
Это было радикальное изменение политики, но мало кто ожидал, что оно принесет большой практический эффект.«Это не революционный законопроект», — заявил президент Линдон Джонсон. «Это не влияет на жизнь миллионов людей. Это не изменит структуру нашей повседневной жизни ».
Но он оказал глубокое влияние на американскую жизнь. На момент его принятия доля иностранцев в американском населении упала до исторического минимума — около 5 процентов — в значительной степени из-за старых иммиграционных ограничений. Никогда с 1830-х годов рожденные за границей не составляли такую ничтожную долю американского народа.К 1965 году Соединенные Штаты больше не были страной иммигрантов.
В течение следующих четырех десятилетий силы, приведенные в действие Законом об иммиграции и гражданстве, изменили это. Число иммигрантов, въезжающих в Соединенные Штаты на законных основаниях, резко возросло с примерно 3,3 миллиона в 1960-х годах до 4,5 миллиона в 1970-х годах. В 1980-е годы рекордные 7,3 миллиона человек иностранного происхождения легально приехали в Соединенные Штаты, чтобы жить. В последней трети 20 века официально признанное иностранное население Америки утроилось, что составляет более одного американца из десяти.К началу 21-го века Соединенные Штаты принимали людей иностранного происхождения по более высокой ставке, чем когда-либо с 1850-х годов. Число нелегальных иммигрантов увеличилось еще больше, поскольку Соединенные Штаты снова превратились в иммигрантское общество.
Черная Америка изменилась аналогичным образом. До 1965 года чернокожие люди иностранного происхождения, проживающие в Соединенных Штатах, были почти невидимы. Согласно переписи 1960 года, их процент от населения был справа от десятичной точки.Но после 1965 года количество мужчин и женщин африканского происхождения в Соединенных Штатах постоянно увеличивалось. В 90-е годы из Карибского бассейна приехало около 900 000 чернокожих иммигрантов; еще 400 000 прибыли из Африки; третьи прибыли из Европы и Тихоокеанского побережья. К началу 21-го века больше людей приехало из Африки, чтобы жить в Соединенных Штатах, чем за столетия работорговли. На тот момент почти каждый десятый чернокожий американец был иммигрантом или ребенком иммигранта.
Афро-американское общество начало отражать это изменение. В Нью-Йорке римско-католическая епархия добавила мессы в Ашанти и Фанте, в то время как чернокожие мужчины и женщины с различных Карибских островов маршируют на Западно-индийско-американском карнавале и Параде в честь Дня Доминиканской Республики. В Чикаго камерунцы празднуют День независимости своей страны, а в Музее истории афроамериканцев ДюСабля проходит нигерийский фестиваль. Черные иммигранты присоединились к таким группам, как Egbe Omo Yoruba (Национальная ассоциация потомков йоруба в Северной Америке), Association des Sénégalais d’Amerique и Fédération des Association Régionales Haïtiennes à l’Etranger, а не к NAACP или Городской лиге.
Для многих из этих мужчин и женщин празднование 19 июня — ознаменование конца рабства в Соединенных Штатах — в лучшем случае стало второстепенным. Новоприбывшие часто повторяют слова мужчин и женщин, которых я встретил у будки радиопередачи. Некоторые боролись из-за самого названия «афроамериканец», либо избегая его — объявляя себя, например, американцами ямайского происхождения или нигерийскими американцами, — либо отрицая притязания коренных черных американцев на это на том основании, что большинство из них никогда не были в Африку.В то же время некоторые старые чернокожие жители отказываются признавать вновь прибывших настоящими афроамериканцами. «Я африканец и гражданин США; я не афроамериканец? » — спросил темнокожий уроженец Эфиопии Абдулазиз Камус на собрании общины в пригороде Мэриленда в 2004 году. К его удивлению и тревоге, подавляющее большинство чернокожих зрителей ответили отрицательно. Подобные разногласия по поводу значения афроамериканского опыта и того, кто является его частью (и не является), не новы, но в последнее время стали более интенсивными.
Посвятив более 30 лет своей карьеры историка изучению американского прошлого, я пришел к выводу, что афроамериканскую историю лучше всего рассматривать как серию великих миграций, во время которых иммигранты — сначала насильственно, а затем бесплатно — превратили чужое место в дом, глубоко укоренившись в стране, которая когда-то была чужой, даже презираемой. После каждой миграции новички создавали новое понимание афроамериканского опыта и новые определения черноты.Учитывая количество черных иммигрантов, прибывших после 1965 года, и разнообразие их происхождения, неудивительно, что всеобъемлющее повествование афроамериканской истории стало предметом споров.
Это повествование, заключенное в названии классического текста Джона Хоупа Франклина « От рабства к свободе », нашло отражение во всем: от спиричуэлов до проповедей, от народных сказок до телевизионных докудрам. Например, книги Букера Т. Вашингтона «Из рабства », книги Алекса Хейли « корни » и Мартина Лютера Кинга-младшего.в своей речи «У меня есть мечта», она пересказывает кошмар порабощения, радость эмансипации, предательство Реконструкции, испытание лишения избирательных прав и сегрегации и повсеместную, вездесущую дискриминацию, а также героическую и в конечном итоге триумфальную борьбу против второсортное гражданство.
Это повествование сохраняет бесценную ценность. Это напоминает мужчинам и женщинам, что общее прошлое связывает их вместе, даже когда расстояние и разные обстоятельства и опыт создают разные интересы.Он также объединяет историю чернокожих людей в американскую историю о, казалось бы, неизбежном прогрессе. Признавая реалии бедности и неравенства чернокожих, он тем не менее изображает траекторию жизни чернокожих, движущуюся по тому, что доктор Кинг назвал «дугой справедливости», в которой эксплуатация и принуждение неохотно, но неумолимо уступают место справедливости и свободе.
Однако эта история не имела прямого отношения к черным иммигрантам. Хотя новоприбывшие быстро открывают для себя расовое неравенство американской жизни, многие — спасаясь от бедности, которую редко испытывают даже самые бедные из современных чернокожих американцев, и тирании, неизвестной даже самым угнетенным, — быстро принимают общество, которое предлагает им возможности, неизвестные на их родине.Несмотря на то, что они подвергли себя эксплуатации, работая долгие часы за небольшую компенсацию и недостаточно потребляя для сбережений на будущее (так же, как это сделали их родные коллеги), они часто игнорируют связь между своими собственными страданиями и страданиями предыдущих поколений африканцев. Американцы. Но эти невзгоды связаны, поскольку миграции, которые в настоящее время меняют жизнь афроамериканцев, напрямую связаны с миграциями, которые изменили жизнь чернокожих в прошлом. Трансатлантический переход к табачным и рисовым плантациям прибрежного юга, движение 19 века к хлопковым и сахарным плантациям южных внутренних районов, сдвиг 20 века к индустриальным городам Севера и волна прибытий после 1965 год — все это отражает меняющиеся требования глобального капитализма и его аппетита к рабочей силе.
Новые обстоятельства, кажется, требуют нового повествования. Но это не должно — и не должно — отрицать или противоречить истории о рабстве свободы. По мере того, как недавно прибывшие добавляют свои собственные главы, значение тем, проистекающих из этих различных миграций, как принудительных, так и свободных, возрастает. Они позволяют нам по-новому взглянуть на афроамериканский опыт и обострить наше понимание того, что афроамериканская история, в конце концов, представляет собой единое целое.
Ира Берлин преподает в Университете Мэриленда.Его исследование 1999 года о рабстве в Северной Америке, Many Thousands Gone , было удостоено премии Бэнкрофта.
Адаптировано из книги Создание Африки Америки Иры Берлина. © 2010. С разрешения издателя Viking, члена Penguin Group (USA) Inc.
Мартин Лютер Кинг младший.(в Вашингтоне, округ Колумбия, в 1963 году) играет важную роль в традиционном афроамериканском повествовании. (Фрэнсис Миллер / Time Life Pictures / Getty Images) Давняя тема У.История С. Блэка (панель из серии «Миграция» Джейкоба Лоуренса 1940-41 гг.), Возможно, придется пересмотреть. (© Фонд Джейкоба и Гвендолин Лоуренс, Сиэтл / ARS, Нью-Йорк / Музей современного искусства / SCALA / Art Resource, Нью-Йорк) Некоторые иммигранты могут больше идентифицировать себя с национальным происхождением (парад в честь Дня Гаити в Бруклине), чем с U.С. Черная история. (Дин Кокс / AP Images) .