Черты средневекового общества – —

Европейское средневековье: отличительные черты цивилизации

 

Европейское средневековье: отличительные черты цивилизации

 

План реферата:

1.Введение. Определение временных рамок средневековой эпохи.

2.Основные социально-экономические характеристики европейского феодализма.

3.Роль христианской церкви в становлении средневековой цивилизации.

4.Заключение.

5.Список литературы.

 

1. Под эпохой средних веков принято понимать довольно длительный исторический период, в рамки которого входит зарождение и становление европейской средневековой цивилизации и продолжительный процесс ее трансформации — перехода к Новому времени. Эпоху Средневековья начинают обычно с условной даты — с падения Западной Римской империи в 476 г.. Однако, по мнению современных медиевистов, более справедливо проводить границу где-то в к.VI — нач.VII столетия, после вторжения в Италию лангобардов. Окончанием периода средних веков в отечественной историографии традиционно принято считать Английскую буржуазную революцию середины XVII в., хотя последние века перед ней имеют особые, далеко не средневековые черты. Поэтому современные исследователи склонны выделять период сер.XVI — нач. XVII вв. как самостоятельную эпоху раннего Нового времени и ограничивать его кануном историю собственно средних веков. См.: Средневековая Европа глазами современников и историков. Ред. Филиппов Б.А., М.: Интерпракс, 1994., Ч.1, С.18-19. Таким образом, Средневековье — это период VII-XV вв., хотя и эта периодизация во многом условна.

Именно в этот период формируется Европейский мир в современных его пределах и этнических границах, начинается полоса географических и научных открытий, появляются первые зачатки современной демократии — системы парламентаризма.

Отечественная медиевистика, отказавшись сегодня от трактовки Средневековья лишь как периода «темных веков» и «мракобесия», стремится объективно осветить события и явления, превратившие Европу в качественно новую цивилизацию. Там же, С.8-9. В новейших исследованиях Средневековье предстает перед нами как эпоха со своими особыми социальными отношениями и особой культурой. Это время господства феодального способа производства и аграрной стихии, особенно в ранний период, и соответствующих специфических форм существования общества: поместье, где господин с помощью труда зависимых людей удовлетворяет большую часть своих материальных потребностей; Монастырь, отличающийся от обычного поместья лишь тем, что он — «коллективный сеньор», и что здесь время от времени встречаются люди грамотные, способные писать книги и имеющие для этого «соответствующий досуг»; и наконец, королевский двор, который переезжает с места на место и организует свою жизнь и управление по образцу обычного поместья.

В задачи настоящей работы входит определение основных социально-экономических характеристик этой феодальной цивилизации и описание основных черт средневекового христианского мира. Предполагается также затронуть неоднородность следующих вопросов: какое воздействие оказывала церковь на средневекового человека, являлась ли она духовным диктатором или, скорее, источником вдохновения и развития той эпохи?

2. Развитие общественного устройства и государственности у народов Западной Европы в период Средневековья прошло два этапа. Первый этап характеризуется сосуществованием видоизмененных римских и германских общественных институтов и политических структур в форме «варварских королевств». На втором этапе феодальное общество и государство выступают как особая социально-политическая система, описанная ниже. На первом этапе Средневековья важнейшую роль в феодализации варварских обществ сыграла королевская власть. Крупные королевские земельные пожалования, а также раздача магнатам церкви налоговых и судебных привилегий создали материальную и правовую базу сеньориальной власти. В процессе социального расслоения и роста влияния земельной аристократии между собственником земли — сеньором и населением, сидящем на ней, естественно возникали отношения господства и подчинения.

Хозяйственные условия, сложившиеся к VII веку, определили развитие феодального строя, характерного для всех регионов средневековой Европы. Это, в первую очередь, господство крупной земельной собственности, основанной на эксплуатации мелких, самостоятельно хозяйствующих крестьян-земледельцев. В большинстве своем крестьяне являлись не собственниками, а лишь держателями наделов и поэтому находились в экономической, а иногда также в правовой и личной зависимости от феодалов. В собственности крестьянина обычно сохранялись основные орудия труда, скот, усадьбы.

Важную роль играла внеэкономического принуждения основных производителей, что объяснялось их хозяйственной самостоятельностью: широко распространилось насилие над личностью производителя — от личной зависимости до сословного неравноправия крестьян и ремесленников.

Феодальная собственность выступала преимущественно в форме частного владения — поместья, вотчины, синьории, в которых эксплуатация крестьян осуществлялась главным образом в пользу одного владельца (короля, дворян, монастыря).

Таким образом, основу феодального строя составляла аграрная экономика. Хозяйство было преимущественно натуральным, то есть обеспечивала себя всем необходимым из собственных ресурсов почти не прибегая к помощи рынка. Господа покупали лишь по большей части предметы роскоши и оружие, а крестьяне — только железные части сельскохозяйственного инвентаря. См.: История Европы. Т.2. Средневековая Европа. М.: Наука, 1992. С. 8-9; Средневековая Европа…, Ч. 2. С. 39-40. Торговля и ремесла развивались, но оставались второстепенным сектором экономики.

Социально-классовая структура средневекового европейского общества определялась феодальным способом производства. Его основными классами были собственники земли (феодалы) разного ранга и крестьяне (различного юридического статуса). Важный социальный слой периода зрелого феодализма образовывали также горожане, не составлявшие единого класса из-за значительной имущественной дифференциации.

Взаимоотношения внутри господствующего класса наиболее полно и ярко выражались в вассально-ленной системе и феодальной иерархии. Она определялась условной формой собственности (феод.), которую вассал получал ха выполнение каких-либо обязательств (чаще всего, за военную службу) в пользу вышестоящего феодала.

Характерной чертой феодального общества Средневековья являлась его сословно-корпоративная структура, вытекавшая из необходимости отдельных социальных групп. Как для крестьян, так и для феодалов было важно не столько преумножить материальное богатство, сколько сохранить завоеванный социальный статус. Там же. Стремление к непрестанному увеличению доходов в этот период не проявляли ни монастыри, ни крупные землевладельцы, ни сами крестьяне. Права отдельных групп-сословий закреплялись юридически. Постепенно с развитием городов сложилось также городское сословие: бюргерство, в свою очередь также состоявшее из ряда групп — патрициата, полноправного бюргерства и неполноправного плебса.

Корпоративность феодального европейского общества проявлялась еще и в том, что большую роль в нем играли разного рода союзы: сельские и городские общины, братство, ремесленные цехи и купеческие гильдии в городах, рыцарские и монашеские ордена.

Важную роль в становлении средневековой цивилизации играл институт государства, обеспечивая защиту населения как от внешней угрозы, так и от феодальной вольницы. В то же время само государство являлось одним из главных эксплуататоров народных масс, так как в первую очередь представляло интересы господствующих классов.

Во второй период Средневековья эволюция общества заметно ускорилась под воздействием обмена товарного производства и денежных отношений, хотя они по-прежнему имели лишь ограниченное влияние. Все возрастающую роль играет средневековый город, который в первое время еще остается в политическом и административном и политическом подчинении у поместья - сеньории, в идеологическом у монастыря. В дальнейшем именно с развитием городов связано зарождение политико-правовой системы Нового Времени (а значит, и новых представлений о взаимоотношений личности и социума, гражданина и государства). Этот процесс традиционно воспримется как следствие создания и развития городских коммун, отстаивавших свои вольности в борьбе с сеньором. Действительно, именно в городах складывались те элементы правосознания, которые принято называть демократическими. Однако, как считают современные историки, искать истоки современных правовых представлений лишь в городской среде было бы неверно. Большую роль в становлении правосознания позднего Средневековья сыграли и представители других сословий. Так, например, формирование представлений о достоинстве личности происходило главным образом в сословном сознании феодалов и изначально носилоаристократический характер. Следовательно, демократические свободы вырастали также и из аристократического вольнолюбия.

Постепенно город подтачивает основы Средневековья, преобразуясь сам, и преобразуя своих «противников» — феодалов. В острой и социальной борьбе между крестьянством и феодалами, между городами и сеньорами, между различными группировками внутри самого феодального класса, между сторонниками сепаратизма и приверженцами централизации Средневековье постепенно подошло к своему концу.

Таким образом, материальной базой феодализма являлась сельская сеньория, а феодализм как европейская цивилизация имел две основы: военную — в соответствии с главной функцией вассалов, и аграрную — источник их средств существования.

3. Роль церкви в жизни западноевропейского средневекового общества, которое многие историки называют христианским обществом или христианским миров, была всеобъемлющей: религия и церковь заполняли всю жизнь человека феодальной эпохи от рождения до смерти. Церковь претендовала на то, чтобы управлять обществом, и выполняла множество функций, которые позднее стали принадлежать государству. Средневековая церковь была организована на строго иерархических началах. Во главе ее стоял римский первосвященник — папа, имевший собственное государство в Средней Италии, ему были подчинены архиепископы и епископы во всех странах Европы. Это были крупнейшие феодалы, обладавшие целыми княжествами и принадлежавшими к верхушке феодального общества. Монополизировав в обществе, состоящем главным образом из воинов и крестьян, культуру, науку, грамотность, церковь обладала огромными ресурсами, подчинявшими ей человека феодальной эпохи. Умело пользуясь этими средствами, церковь сосредоточила в своих руках огромную власть: короли и сеньоры, нуждаясь в ее помощи, осыпают ее подарками и привилегиями, стараются купить ее расположение и содействие.

В то же время церковь умиротворяла общество: она стремилась сглаживать социальные конфликты, призывая к милосердию по отношению к угнетенным и обездоленным, к прекращению беззаконий, к раздаче милостыни беднякам. Бедности даже отдавался нравственный приоритет. См.: Там же. Ч.1. С. 201. Церковь привлекает под свою защиту множество нуждавшихся в покровительстве крестьян, предоставляет им земли для поселения, поощряет освобождение чужих рабов, попадавших при этом в зависимость от нее.

В беспокойное феодальное время люди стремились под защиту монастыря. Монастырь же был и самым взыскательным хозяином, сохранявшим наиболее тяжелые формы феодальной эксплуатации. Церковь являлась крупнейшим землевладельцем феодального мира и неустанно умножала свои материальные богатства. Монастыри одними из первых переходят к товарному хозяйству, к производству для рынка, берут на хранение сокровища и деньги, предоставляют ссуды. Под покровительством церкви, соединяясь с церковными праздниками, возникают ярмарки и рынки, паломничество ко святым местам, сливаются с торговыми путешествиями. Продожая использовать в своих целях экономическое могущество, церковь в XI-XIII вв. фактически возглавляет торговое и колонизационное движение европейцев на Восток («крестовые походы»), организовав для их финансирования огромные денежные сборы. После прекращения «походов» эти средства стали использовать для усиления папской казны.

Наивысшего могущества церковная организация достигает в XII-XIII вв., превратившись в мощную финансовую организацию с неограниченной властью над своими структурами и исключительными политическим влиянием. Косминский Е.А. Феодализм в Западной Европе. М. 1932. С. 123-136. Стоя на консервативных позициях, церковь учила, что каждый член общества должен жить в соответствии со своим правовым и имущественным статусом и не добиваться его изменения. Идеология трех «сословий», распространившаяся в Европе в X веке, выдвигала на первое место монахов, людей, преданных молитве и стоящих над обществом. Происходила постепенная аристократизация духовенства и монашества.

Однако на ряду с официальной церковной доктриной в Средние века широко была распространена народная религиозность, выходившая далеко за рамки церкви и христианской догмы. Бог воспринимался как таинственная сила, присутствующая в священных местах, олицетворение блага и справедливости. Эта народная религиозность разделялась и основной массой священников, за исключением церковной элиты — ученых епископов и аббатов. Большое значение имела вера в посредников между Богом и людьми — ангелов и святых, в которых мирян больше привлекали не христианские добродетели, а творимые ими чудеса, воспринимаемые как доказательство их могущества и святости.

Однако нельзя не отметить положительную роль церкви и христианской доктрины в становлении Средневековой цивилизации. Церковь заботилась о больных, бедных, сиротах и стариках. Она контролировала образование и производство книг. Церковь, по мнению современного историка Бишока, «была больше чем патрона в средневековой культуре, она была самой средневековой культурой». Средневековая Европа… Ч.2. С. 227. Благодаря влиянию христианства, к IX веку в средневековом обществе утвердилось принципиально новое понимание семьи и брака, знакомое нам понятие «брак» отсутствовало в позднеантичной и древнегерманской традициях, не было тогда и привычного для нас понятия «семьи». В эпоху раннего средневековья практиковались браки между близкими родственниками, обычным явлением были много численные брачные связи, которые уступали к тому же кровнородственным связям. Именно с этим положением боролась церковь: проблемы брака, как одного из христианских таинств, с VI века становятся чуть ли не главной темой многих теологических сочинений. Принципиальным достижением церкви этого периода истории следует считать создание супружеской ячейки, как нормальной формы семейной жизни, существующей до сих пор.

Даже технический прогресс в средневековой Европе был связан, по мнению многих ученых, с распространением христианской доктрины и, как следствие, с изменением отношения человека к природе. Речь идет, в частности, об отказе от дохристианской системы запретов и табу, сдерживавших развитие сельского хозяйства: природа перестала быть объектом религиозного поклонения и источником страхов. Новая экономическая ситуация, сложившаяся техническим усовершенствованиям и изобретениям способствовала значительному повышению уровня жизни, весьма устойчивому на протяжении нескольких столетий феодальной эпохи.

Таким образом, можно сделать вывод, что Средневековье было закономерным и необходимым этапом развития христианской цивилизации. В Средневековом европейском обществе личность человека в целом ценилась выше, чем в Античности, хотя бы потому, что средневековое мировоззрение, проникнутое духом христианства, не выделяло человека из окружающего мира, из-за склонности к целостному видению мира. Следовательно, нельзя говорить о духовной диктатуре церкви над средневековым человеком, которая якобы препятствовала развитию личности. На Западе Европы церковь обычно играла стабилизирующую, консервативную роль, то есть как раз обеспечивала благоприятные условия для развития личности. Представить духовные искания средневекового человека вне церкви невозможно. Именно познание мира и Бога, вдохновляемое церковными идеалами, породило красочную, многообразную, живую культуру Средневековья. Именно церковь создавала университеты и школы, поощряла богословские диспуты и книгопечатание.

4. Таким образом, можно сделать вывод, что весь строй средневекового общества принято называть феодализмом по названию пожалования вассалу — феоду, хотя «феод» и не исчерпывает всех характеристик средневекового общественного устройства. К ним следует отнести: господство натурального хозяйства; сосредоточение абсолютного большинства населения в деревнях; господствующее положение в обществе крупных землевладельцев, взаимосвязанных между собой и с более мелкими землевладельцами личными вассальными связями; несвободное положение крестьян-земледельцев, лично зависящих от своих господ; отсутствие в обществе безудержной жажды накопления и богатства; разделение власти над обществом между королями и их вассалами; господство христианской церкви. Христианство стало важнейшим фактором европейской культурной общности, именно в Средние века оно превратилось в одну из мировых религий. Христианская цивилизация утверждалась не просто на руинах цивилизации античной, но и на ее основе, не только отрицала прежние ценности, но и переосмысливала их. Христианская церковь, ее централизация, иерархия и богатство, ее миропонимание, право, этика и мораль — создали единую феодальную идеологию. Христианство в значительной мере и определило отличие европейской средневековой цивилизации от цивилизаций других континентов той же эпохи.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Головатенко А. Права человека на фоне истории. // История № 22, 1996.

2. Дюби Жорж. Европа в Средние века. Смоленск.: Полиграмма, 1994.

3. Косминский Е.А. Феодализм в Западной Европе. М., 1932.

4. Культура и общество в Средние века в зарубежных исследованиях. М., 1990.

5. История Европы. Т.2. Средневековая Европа. М., 1992.

6. Ле Гофф Жак. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992 г.

7. Средневековая Европа глазами современников и историков. Ред. Филиппов Б.А. Ч.1-5. М.: Интерпракс, 1994.

8. Филиппов Б. Женщина в средневековом обществе. // История. № 40. 1996. X.

 

www.examen.ru

Вопрос 11. Характерные черты Европейской Средневековой христианской цивилизации. Мироощущение людей сословий средневековья.

Время существования Франкского королевства:

  • оформления целого ряда важнейших институтов средневековья

  • постепенное снижение правового и социального статуса крестьянина (крестьянство освобождено от военной службы, от участия в судебных заседаниях)

  • образование сеньории – городское хозяйство, основное на труде, живших на ней крестьян (вотчина)

  • Бонифации – благодеяния ( Карл Великий раздавал иммунитеты: награждение правами, суда, издания законов, чеканки монет)

  • Формируется культурно-исторический тип

  • Католицизм

  • Рост производственных сил (расширение площади посевов, увеличение количества домашнего скота, развитие виноградников и огородничества, традиционный тип духовной культуры)

  • Феодальное общество имело трехчастное членение: духовенство, дворянство, 3 сословие (крестьянство, + горожане)

1 сословие: Аристократия: король, князья и герцоги (феодалы с коронами), высший слой феодалов. Бароны, владельцы имений (феодалы без короны), рыцари, оруженосцы.

Культура и мироощущение аристократии и 3 сословия было обращено к религии, было повернуто к ценностям светским, это прослеживалось в организации быта феодалов: стремились к богатству, к приобретению красивых вещей, быт был статусный ( но было более светским). Религиозность была наиболее характерна для духовенства. Формы общения были статусными.

Армия: военная тематика в мироощущении сыграла важную роль, вся жизнь представляла церемониал.

2 сословие: Духовенство: сословие, которое обладало духовным саном, отличавшее представителей духовенства от мирян. Это было сословие наследственное (белое духовенство могло иметь семьи). Духовенство в Европе – высший ранг наместников из дворянства. Происходит повсеместное строительство церквей на средства верующих. Христианство было общим регулятором жизни. Церковный собор 1059 года был установлен новый порядок избрания пап: папу выбирает конклав кардиналов, избрание пожизненное, папские буллы рассматривались наряду с ветхим и новым заветом. Формирование иерархии духовенства: Римский папа – кардиналы – епископы – духовные юристы, богословы, профессора, ученые теологи – монахи, проповедники, студенты-богословы. В 14 веке – кризис папства, конфликт короля с папством.

Западная Европа: отличалась большой набожностью, возникновение орденов:

  • Орден Тамплиеров

  • Орден Госпитальеров

  • Тевтонский орден

  • Орден св.Доминика

  • Орден св. Бенедикта

Духовенство – носители религиозного сознания, признание высшей силы. Расчленение бытия на 2 сферы: небесную, божественную.

3 сословие: Ориентированность на светские ценности, самое многочисленное среди воинства, которое пошло в крестовые походы, состояло из крестьянства. С 11 века в 3 сословии растет доля горожан. Крестьяне жили в сеньории (вотчине), с 11 века рента натуральная начинает заменяться денежной рентой. Крестьянство формировалось из рабов и свободных общинников. Сервы сохраняли рабские черты, велланы зависели от феодалов только поземельно, повинности регламентировались, имели свое имущество.

10-13 века для крестьян время аграрной революции, привела к внутренней колонизации, начинается интенсификация сельского хозяйства. Хозяйственные достижения: тяжелый плуг, трехполье, новые сорта пшеницы, практика стойлового содержания скота, использование органических удобрений, новый топор, рост урожайности.

К 11-13 вв. окончательно сформировалась цивилизация. 13 век – век развития.

studfiles.net

Характерные черты средневековья — доклад

 обычного  поместья.  

 В  задачи настоящей работы входит  определение основных

 социально-экономических  характеристик этой феодальной  цивилизации и

 описание основных черт средневекового христианского мира. Предполагается

 также  затронуть неоднородность следующих  вопросов: какое воздействие

 оказывала  церковь на средневекового человека, являлась ли она духовным

 диктатором  или, скорее, источником вдохновения и развития той эпохи?  

2. Развитие  общественного устройства и государственности  у народов

 Западной  Европы в период Средневековья  прошло два этапа. Первый этап

 характеризуется  сосуществованием видоизмененных  римских и германских

 общественных  институтов и политических структур в форме “варварских

 королевств”.  На втором этапе феодальное  общество и государство выступают

 как  особая социально-политическая система,  описанная ниже. На первом

 этапе  Средневековья важнейшую роль  в феодализации варварских обществ

 сыграла  королевская власть. Крупные королевские  земельные пожалования,

 а  также раздача магнатам церкви  налоговых и судебных привилегий  создали

 материальную  и правовую базу сеньориальной  власти. В процессе

 социального  расслоения и роста влияния  земельной аристократии между

 собственником  земли — сеньором и населением, сидящем на ней, естественно

 возникали  отношения господства и подчинения.  

 Хозяйственные  условия, сложившиеся к VII веку, определили развитие

 феодального  строя, характерного для всех регионов средневековой Европы.

 Это, в  первую очередь, господство крупной  земельной собственности,

 основанной  на эксплуатации мелких, самостоятельно  хозяйствующих

 крестьян-земледельцев. В большинстве своем крестьяне  являлись не

 собственниками, а лишь держателями наделов и поэтому находились в

 экономической,  а иногда также в правовой  и личной зависимости от

 феодалов. В  собственности крестьянина обычно  сохранялись основные орудия

 труда, скот, усадьбы.  

 Важную роль  играла внеэкономического принуждения основных

 производителей, что объяснялось их хозяйственной  самостоятельностью:

 широко распространилось  насилие над личностью производителя  — от личной

 зависимости  до сословного неравноправия  крестьян и ремесленников.  

 Феодальная  собственность выступала преимущественно в форме частного

 владения — поместья, вотчины, синьории, в которых эксплуатация  крестьян

 осуществлялась  главным образом в пользу одного  владельца (короля,

 дворян, монастыря).  

 Таким образом,  основу феодального строя составляла  аграрная экономика.

 Хозяйство  было преимущественно натуральным,  то есть обеспечивала себя

 всем необходимым  из собственных ресурсов почти  не прибегая к помощи

 рынка. Господа  покупали лишь по большей части  предметы роскоши и оружие,

 а крестьяне  — только железные части сельскохозяйственного инвентаря.

 Торговля  и ремесла развивались, но оставались  второстепенным сектором

 экономики.  

 Социально-классовая  структура средневекового европейского  общества

 определялась  феодальным способом производства. Его основными классами

 были собственники  земли (феодалы) разного ранга  и крестьяне (различного

 юридического  статуса). Важный социальный слой  периода зрелого феодализма

 образовывали  также горожане, не составлявшие  единого класса из-за

 значительной  имущественной дифференциации.  

 Взаимоотношения  внутри господствующего класса  наиболее полно и ярко

 выражались  в вассально-ленной системе и  феодальной иерархии. Она

 определялась  условной формой собственности  (феод.), которую вассал

 получал ха  выполнение каких-либо обязательств (чаще всего, за военную

 службу) в  пользу вышестоящего феодала.  

 Характерной  чертой феодального общества  Средневековья являлась его

 сословно-корпоративная  структура, вытекавшая из необходимости  отдельных

 социальных  групп. Как для крестьян, так и для феодалов было важно не

 столько преумножить  материальное богатство, сколько  сохранить

 завоеванный  социальный статус. Стремление к  непрестанному увеличению

 доходов в  этот период не проявляли ни  монастыри, ни крупные

 землевладельцы, ни сами крестьяне. Права отдельных групп-сословий

 закреплялись  юридически. Постепенно с развитием  городов сложилось также

 городское  сословие: бюргерство, в свою очередь  также состоявшее из ряда

 групп — патрициата, полноправного бюргерства и неполноправного  плебса. 

 Корпоративность феодального европейского общества проявлялась еще и в

 том, что  большую роль в нем играли  разного рода союзы: сельские  и

 городские  общины, братство, ремесленные цехи  и купеческие гильдии в

 городах,  рыцарские и монашеские ордена.  

 Важную роль в становлении средневековой цивилизации играл институт

 государства,  обеспечивая защиту населения  как от внешней угрозы, так  и

 от феодальной  вольницы. В то же время само  государство являлось одним из

 главных эксплуататоров  народных масс, так как в первую очередь

 представляло  интересы господствующих классов.  

 Во второй  период Средневековья эволюция  общества заметно ускорилась  под

 воздействием  обмена товарного производства  и денежных отношений, хотя

 они по-прежнему  имели лишь ограниченное влияние. Все возрастающую роль

 играет средневековый  город, который в первое время  еще остается в

 политическом  и административном и политическом  подчинении у поместья —

 сеньории, в  идеологическом у монастыря. В  дальнейшем именно с развитием

 городов связано  зарождение политико-правовой системы Нового Времени (а

 значит, и  новых представлений о взаимоотношений  личности и социума,

 гражданина  и государства). Этот процесс традиционно  воспримется как

 следствие  создания и развития городских  коммун, отстаивавших свои

 вольности  в борьбе с сеньором. Действительно,  именно в городах

 складывались  те элементы правосознания, которые  принято называть

 демократическими. Однако, как считают современные  историки, искать

 истоки современных  правовых представлений лишь  в городской среде было бы

 неверно.  Большую роль в становлении  правосознания позднего Средневековья

 сыграли и  представители других сословий. Так, например, формирование

 представлений  о достоинстве личности происходило  главным образом в

 сословном  сознании феодалов и изначально носилоаристократический

 характер. Следовательно,  демократические свободы вырастали  также и из

 аристократического  вольнолюбия. 

 Постепенно  город подтачивает основы Средневековья,  преобразуясь сам, и

 преобразуя  своих “противников” — феодалов. В острой и социальной борьбе

 между крестьянством  и феодалами, между городами  и сеньорами, между

 различными  группировками внутри самого  феодального класса, между

 сторонниками  сепаратизма и приверженцами  централизации Средневековье

 постепенно  подошло к своему концу. 

 Таким образом,  материальной базой феодализма  являлась сельская сеньория,

 а феодализм  как европейская цивилизация  имел две основы: военную — в

 соответствии  с главной функцией вассалов, и аграрную — источник их

 средств существования.  

3. Роль церкви  в жизни западноевропейского  средневекового общества,

 которое многие  историки называют христианским  обществом или христианским

 миров, была  всеобъемлющей: религия и церковь  заполняли всю жизнь

 человека  феодальной эпохи от рождения  до смерти. Церковь претендовала на

 то, чтобы  управлять обществом, и выполняла  множество функций, которые

 позднее стали  принадлежать государству. Средневековая  церковь была

 организована  на строго иерархических началах.  Во главе ее стоял римский

 первосвященник — папа, имевший собственное государство  в Средней Италии,

 ему были  подчинены архиепископы и епископы во всех странах Европы. Это

 были крупнейшие  феодалы, обладавшие целыми княжествами  и принадлежавшими

 к верхушке  феодального общества. Монополизировав  в обществе, состоящем

 главным образом  из воинов и крестьян, культуру, науку, грамотность,

 церковь обладала огромными ресурсами, подчинявшими ей человека

 феодальной  эпохи. Умело пользуясь этими  средствами, церковь

 сосредоточила  в своих руках огромную власть: короли и сеньоры, нуждаясь

 в ее помощи, осыпают ее подарками и привилегиями, стараются купить ее

 расположение  и содействие.  

 В то же  время церковь умиротворяла общество: она стремилась сглаживать

 социальные  конфликты, призывая к милосердию  по отношению к угнетенным  и

 обездоленным, к прекращению беззаконий, к раздаче  милостыни беднякам.

 Бедности даже отдавался нравственный приоритет. Церковь привлекает под

 свою защиту  множество нуждавшихся в покровительстве  крестьян,

 предоставляет  им земли для поселения, поощряет  освобождение чужих рабов,

 попадавших  при этом в зависимость от  нее. 

 В беспокойное феодальное время люди стремились под защиту монастыря.

 Монастырь  же был и самым взыскательным  хозяином, сохранявшим наиболее

 тяжелые формы  феодальной эксплуатации. Церковь  являлась крупнейшим

 землевладельцем  феодального мира и неустанно  умножала свои материальные

turboreferat.ru

Средневековое общество

Содержание

1. Средневековое общество

2. Роль христианской религии и церкви

3. Образование в Средние века

4. Литературные жанры и развлечения средневековья

5. Искусство и быт

Список использованной литературы

Средние века — понятие не столько хронологическое, сколько содержательное. Принято вкладывать в него некий ценностный смысл: «отсталое», «реакционное», «нецивилизованное», «проникнутое духом клерикализма», или наоборот, романтизировать Средневековье, искать в нем утраченные впоследствии доблести или красочную экзотику. «Средний век» (medium aevum) представлялся неким безвременьем, разделяющим две славные эпохи истории Европы, средостенье между античностью и ее возрождением, перерыв в развитии культуры, провал, «темные столетия». Средневековью были склонны приписывать все отрицательные признаки. Но именно в Средние века начали зарождаться европейские нации и формироваться современные государства складываться языки, на которых мы говорим. К Средневековью восходят многие из культурных ценностей, которые легли в основу нашей цивилизации. Необычность средневековой культуры в странности сочетания, единства полярных противоположностей, сублимированного и низменного, небесного и земного, духовного и грубо телесного, мрачного и комичного, жизни и смерти. Святость может выступать как сплав возвышенного благочестия и примитивной магии, бескорыстия и алчности, милосердия и жестокости. Мнение о том, что в средневековье считалось, что плоть заслуживает одного только презрения и преодоления, что истинная родина человека — не на земле, а на небе — не вполне соответствует действительности. Существовал как бы особый язык карнавальных, смеховых форм и символов средневековья, с присущими ему всенародностью и универсальностью. Средневековая культура вырисовывается в виде невозможного сочетания оппозиций. Теолог утверждает богоустановленную иерархию, для того чтобы тут же обречь на вечную гибель стоящих у ее вершины и возвысить подпирающих ее основание. Прославляется ученость и презрительно взирают на невежественных «идиотов», и в то же время вернейшим путем, который ведет к спасению души, провозглашаются неразумие, нищета духа, а то и вовсе безумие.

Началом эпохи Средневековья принято считать падение западной Римской империи в 476 г. Общественно-политический строй, свойственный Средним векам, принято называть феодализмом, характерной чертой которого является феодальная собственность на землю и сословность. Феодальное общество — общество сословное. Беднейший дворянин выше самого богатого горожанина, ибо деньги и даже обладание земельной собственностью не дают официального признания и широких прав, — необходимо благородное происхождение или монаршья милость, для того, чтобы стать знатным и полноправным. Полноправие, родовитость, благородство — главнейшие критерии принадлежности к правящему слою общества, богатство практически сними обычно связано, но оно не конститутивный признак господина. Земельное владение (феод) являлось основой и обеспечением вассальных отношений: он давался за выполнение воинской службы вассалу (условное держание) сеньором, но при этом являлся наследственным владением. Феод считался привилегированным держанием, то есть, мог находиться только в руках представителей господствующего класса. Собственником феода являлся не только его непосредственный держатель — вассал, но и сеньор, от которого вассал получил землю. Оформлялось это в виде личных договорных отношений покровительства со стороны сеньора и верности со стороны вассала.

Передача феода, ввод во владение, называлась инвеститурой (помещением). Эта процедура была торжественной и сопровождалась передачей некоего символа владения (пучок соломы, ветка дерева, клок шерсти) сеньором вассалу, который публично признавал себя его человеком и приносил клятву верности. Выстраивалась «феодальная лестница» — каждый феодал считался чьим-то вассалом (король — герцоги и графы — бароны — рыцари), однако действовало правило «вассал моего вассала — не мой вассал, поскольку отношения вассалитета основывались на личных договоренностях (правда, в Англии действовало иное правило — «вассал моего вассала — мой вассал»). Причем гипотетически все феодалы, как люди «благородного происхождения», считались равными между собой, а король — лишь «первым среди равных». Феодалы низшего звена назывались всадниками — рыцарями. Прежде чем стать рыцарем, юный феодал должен был быть пажем, затем оруженосцем у рыцаря (своего рода обучение), и лишь после этого быть посвященным в рыцари. Рыцарь должен был владеть «семью рыцарскими добродетелями» — ездить верхом, плавать, владеть копьем, мечом, стрелять из лука, играть в шахматы и сочинять стихи. Идеалом рыцарства считалось служение «Прекрасной Даме», которая могла быть как конкретной личностью, так и вымышленным образом, в какой-то мере отождествлявшимся с Девой Марией (Мадонной). В честь дамы следовало совершать различные подвиги, прежде всего, на ниве борьбы за христианскую веру. Культивировалась «куртуазная» (от франц. учтивый) любовь, то есть, целомудренная, неплотская, антиматримониальная (не предполагавшая брака). Поэтому рыцарь должен был уметь вести себя в обществе, поддерживать разговор, слагать стихи в честь своей дамы сердца, петь и играть на музыкальных инструментах, ухаживать за дамой в соответствии со строго выработанным ритуалом, чтобы не оскорбить ее чести и достоинства. Принадлежность к социальному разряду или слою определяла поведение индивида. Все стороны его жизни регламентированы, заранее известно, как он должен поступить в той или иной ситуации, — выбора почти не существовало. Любой поступок должен был соответствовать строгим предписаниям, вытекающим из сознания принадлежности к группе, из чувства чести, носившего не столько личный, столько сословный характер. Обычаем «запрограммирована» жизнь каждого члена коллектива, обязанного следовать образцам — богам, предкам, старшим, эпическим героям. Регламентация индивидуального поведения достигала степени ритуализации: каждое важное жизненное отправление человека, затрагивавшее интересы группы, сопровождалось исполнением специальных обрядов, произнесением формул, отклонение от которых аннулировало весь акт, делало его недействительным. Вследствие этого осуществление права тесно связано с магическими процедурами. Существовала культура жестов: все существенные соглашения и клятвы в средневековом обществе сопровождались жестами и воплощались в них. Вассал вкладывал свои руки в руки сеньора, клал их на Библию, а в знак вызова ломал соломинку или бросал перчатку. Часто реальность мало соответствовала тем идеальным образам, которым должен был соответствовать рыцарь. Нравы были довольно грубыми, о чем свидетельствует хотя бы обычай держать в качестве шутов калек и уродов: несчастье вызывало насмешку, а не сострадание.

Громадную роль в жизни средневекового общества играли католическая церковь и христианская религия. Католическая церковь представляла собой жестко организованную, хорошо дисциплинированную иерархическую структуру во главе с первосвященником — Папой Римским. Поскольку это была надгосударственная организация, папа имел возможность через белое духовенство, а также через монастыри проводить свою линию через указанные политические институты. В условиях нестабильности, до возникновения централизованных абсолютистских государств церковь являлась единственным стабилизирующим фактором, что еще более усиливало ее роль в мире. Поэтому вся средневековая культура до эпохи Возрождения носила исключительно религиозный характер, а все науки были подчинены теологии и пропитаны ей (известно выражение: «Философия — служанка богословия!»). Церковь выступала проповедником христианской морали, стремилась привить христианские нормы поведения всему обществу. Долгое время церкви принадлежала монополия в области образования и культуры. В специальных «мастерских письма» (скрипториях) при монастырях сохранялись и переписывались античные рукописи, комментировались применительно к потребностям теологии античные философы. По словам одного из церковников, «монахи борются пером и чернилами против коварных козней дьявола и наносят ему столько ран, сколько слов Господних они переписывают».

Первоначально школы имелись только при монастырях; в них элементы античных знаний сводились воедино с целью приспособить их к потребностям христианской церкви. В конце 7-го — начале 9-го вв. при Карле Великом в империи франков наблюдался некоторый подъем феодал

mirznanii.com

3.1. Основные черты культуры европейского средневековья » СтудИзба

3.1. Основные черты культуры европейского средневековья и          ее религиозный характер

Культура раннего Средневековья охватывает период с V в. н.э. по XIII в.

За это время зародились существующие ныне европейские нации, государства, языки. Сформировались политические институты: суд, армия, дипломатические службы. Возник новый тип европейского города. Произошло становление образования, открывались первые универ-ситеты. Оформились ведущие стили искусства: романский и готический. Развитие получила литература, отражающая интересы социальных слоев средневекового общества. В повседневный быт вошли в обиход стекло, очки, пуговицы, появились элементы современного костюма (брюки, юбка). Пергамент заменила бумага. Были изобретены механические часы, огнестрельное оружие. Научились ориентироваться по компасу. Изготавливать спирт из зерна. Строить ветряные мельницы, применять удобрения и многое другое.

С образованием централизованных государств, сформировались сословия, составляющие структуру средневекового общества: духовен-ство, дворянство, люди труда (крестьяне и ремесленники). С ростом городов сложилось ещё одно сословие – горожане. Между элитой и простолюдинами был существенный разрыв. Представителям церковно-феодальной знати предписывалось неукоснительное соблюдение кодекса дворянской чести, правил этикета, религиозных ритуалов. В то время как в жизни крестьян и горожан сохранялись языческие обычаи и довольно примитивный быт.

Основные черты средневековой культуры: нормативность, иерархичность, корпоративность, схоластичность, теоцентризм.

Нормативность определяла принципы жизни: быть как «все», подчинять личное всеобщему, служить Богу и господину, выполнять предъявляемые требования. Каждое сословие имело свой социальный статус, несоответствие которому воспринималось как вызов системе.

Иерархичность определяла все взаимоотношения между предста-вителями существующей феодальной лестницы по принципу «Вассал моего вассала не мой вассал».

Корпоративность – профессиональные объединения: купцов, ремесленников, магистров. Необходимость в них возникла в результате роста городов, как центров ремесла и торговли.

Схоластичность все воспринималось с позиции веры.

Теоцентризм – высшей сущностью считался Бог.

Христианство стало главным фактором, определившим путь культурного развития Европы. Оно укоренило в сознание людей новые гуманистические установки такие как милосердие, сострадание, любовь к ближнему и другие высокие моральные ценности. Значение христианства достаточно велико, так как оно вывело людей из варварского состояния и объединило их с помощью веры в единую духовную общность.

Однако в результате деятельности католической церкви многие античные идеалы были пересмотрены и отвергнуты. Подчеркивалось недоверие к человеческому разуму, выше его ставилась вера. Осужда-лся культ тела (как источник греха). Требовалось заботиться о душе и жить аскетически. В результате сложилась атмосфера суровости, стро-гости нравов. Любое инакомыслие преследовалось. Был учрежден осо-бый церковный суд – инквизиция. Низкий уровень знаний способствовал распространению мистики и иррационализма. Редким явлением была грамотность. Ее нехватку заменял символизм в искусстве, ставшим глав-ным источником религиозного знания. Философия и наука находи-лись под строгим контролем. Получили развитие алхимия и астрология, так как их содержание и цели исследования соответствовали религиозной догма-тике.

Первые университеты в средневековой Европе возникли в ХІІ веке. Главной наукой в них была схоластика (философия средневековья). Преподавание велось на латинском языке. Однако, несмотря на то, что вся система образования носила религиозный характер, в университетах пытались противостоять чрезмерному догматизму и официальной схолас-тике. В студенческой среде наблюдался интерес к трудам древнегре-ческих, восточных и византийских философов.

Литература средневековья отражала интересы различных слоев общества. В ней оформились следующие направления:

Латинская – представленная религиозными произведениями и твор-чеством вагантов (бродячих школяров и студентов).

Рыцарская – в ней выделяют три основных жанра: героический эпос («Песнь о Роланде»), куртуазный (придворный) роман («Тристан и Изольда»), куртуазную лирику. Ее распространяли трубадуры, миннезин-геры.

Городская – в ней особое место занимают сатирические стихотвор-ные рассказы («Роман о Розе», «Роман о Лисе»).

Народное творчество ─ представлено устными балладами («Робин Гуд»)

Искусство Средневековья было строго регламентировано. Античное понимание «прекрасного» подверглось жесткой критике. Недо-пустимым считалось изображение атлетических форм тела. Основной задачей искусства было воплощение сверхчувственного, божественного мира.

С Х в. в искусстве оформился романский стиль, который в боль-шей степени проявился в архитектуре. Среди основных сооружений были рыцарские замки, монастыри, храмы. Они отличались массивностью стен, узкими бойницами, подъемными мостами, высокими башнями.

С ХII в. романский стиль вытесняет готика. Доминирующим видом оставалась архитектура. Активно велось строительство соборов. Их  укра-шали стрельчатые башни, шпили, колонны, высокие оконные проемы, витражи. В соборах проходили богослужения, собрания горожан, а также   театрализованные представления (мистерии) на библейскую тематику.

Особое место среди средневековых зрелищ занимала «смеховая культура» представленная карнавалами и маскарадами. Ее ценность заключается в том, что благодаря игровой форме люди переосмысливали уродливое, безнравственное и стремились это исключить из своей повседневной жизни.

Христианская средневековая культура так и не смогла реализовать свои возвышенные идеалы и создать общество с высоким уровнем духовности, так как реальная жизнь оказалась слишком противоречивой (таблица 3).

                                                                                              Таблица 3

Сравнительная таблица ценностных приоритетов Античности и Средневековья.

 

Античность

Средневековье

 

1. Культ Разума.

2. Свобода выбора.

3. Антропоцентризм (Человек – венец природы).

4. Восприятие времени ─ циклическое.

5. Индивидуализм.

6. Фатализм (вера в предначертание судьбы).

7. Состязательность (Агон).

8. Почитание гордости.

9. Гармония души и тела.

10. Философия.

11. Всеобщая грамотность.

12. Система образования основана на рациональном знании (гимназии, лицеи, акаде-мии).

13. Искусство реалистично и гум-манистично.

 

1. Культ Веры.

2. Догматичность.

3. Теоцентризм (Бог – создатель всего сущего).

4. Восприятие времени – линейное.

5. Коллективизм.

6. Идея о всеобщем спасении.

7. Смирение, терпимость.

8. Гордыня – смертный грех.

9. Приоритет духовного над телесным.

10. Схоластика.

11. Малограмотность.

12. Система образования в рамках религиозной идеологии. (университеты, школы).

13. Искусство символично и догма-тично.

 

 

studizba.com

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *