Автобиографический рассказ для детей 4 класс: Краткая биография Носова Николая Николаевича для детей, интересное о писателе

Содержание

Детское чтение: 50 лучших книг

Наряду с Чуковским Маршак — главная фигура в русской детской литературе XX века: он был и блестящим организатором, и выдающимся автором, подошедшим к детской поэзии не как к побочной деятельности, а как к подлинному, высокому и ответственному искусству. Перед тем как прийти в детскую литературу, Маршак много лет занимался переводами — в том числе английских детских стихов, повлиявших на его собственную поэтику. Ещё один источник влияния — русский фольклор: например, «Сказка о глупом мышонке» с неожиданно макабрическим концом — отзвук народных колыбельных, где кота зовут «нашу детку покачать» за кувшин молока и кусок пирога. 

Чтобы реформировать детскую поэзию, Маршаку понадобился, как писал в 1951 году Твардовский, «особый склад дарования и отчасти педагогического мышления». Педагогический посыл в его стихах, как правило, даётся в развлекательной форме, за счёт комического преувеличения — как, например, в стихотворениях «Вот какой рассеянный» или «Мастер-ломастер». Очень важно искусство обращения с формой. Так, в «Багаже» путешествующая дама пересчитывает свой многочисленный и даже неправдоподобный багаж («Диван, чемодан, саквояж...» — вплоть до маленькой собачонки) — этот перечень, похожий на считалку, становится рефреном стихотворения. Однако в его строгую структуру вскоре вклинивается милый детскому сердцу беспорядок: сначала происходит подмена породистой собачонки огромным псом, а потом дама в сердцах расправляется с багажом, перечисление которого уже могло надоесть читателю: «Швырнула она чемодан, / Ногой отпихнула диван...» Некоторые критики сочли «Багаж» сатирой на мелкобуржуазный «вещизм», но не всё так однозначно: ведь дама обнаруживает пренебрежение к своему багажу, лишившись любимого живого существа. 

Финальным комическим штрихом становится ответ служителя: «Однако за время пути / Собака могла подрасти!» Порядок, хаос, анекдот, мнемоника — это сочетание делает «Багаж» одним из лучших русских стихотворений для детей. 

Маршак — виртуоз версификации, но «взрослыми» выразительными средствами — эпитетами, метафорами — распоряжается очень экономно. Стихи не теряют от этого в изяществе и концентрации мысли: Маршак считал главными качествами детской литературы «действие, игру и воображение». Выразительные примеры — стихи для совсем детей, трёх-четырёх лет, — «Детки в клетке» и «Цирк»: 

По проволоке дама 
Идёт, как телеграмма.

Эти строки, вызвавшие восторг Маяковского, возмутили педантов своей алогичностью: дама-канатоходец идёт по проводу совсем в ином смысле, чем телеграмма. Однако именно такое сравнение мог бы сделать в цирке ребёнок, слышавший от взрослых, что телеграммы «идут по проволоке». Маршак умеет применять «детскую оптику», становиться на место ребёнка, особенно совсем маленького. Например, в стихотворении «Большой карман» он с увлечением перечисляет всякую всячину, которой детсадовец Ваня этот карман набивает. Никто не поучает его, что нехорошо носить в кармане гвозди, наливать туда молоко или пытаться запихнуть игрушечный барабан. Ребёнок сам увидит, что карман промокнет и порвётся. — Л. О. 

Воспоминания русских писателей о детстве

Повесть Льва Толстого о нравственном взрослении, книга о детстве Максима Горького, автобиографический роман Владимира Набокова и трогательные воспоминания Марины Цветаевой о матери. Портал «Культура.РФ» выбрал 7 произведений о детских годах писателей.

«Детство» Льва Толстого

Иван Крамской. Портрет Льва Толстого (фрагмент). 1873. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Больше дневниковых записей Льва Толстого — о жизненных правилах и борьбе с прокрастинацией

В 1851 году Лев Толстой вместе с братом Николаем отправился на Кавказ. Там он создал первую часть автобиографической трилогии — повесть «Детство». В дневнике Толстой писал: «С ноября месяца я лечился, сидел целых два месяца, т. е. до нового года дома: это время я провел хотя и скучно, но спокойно и полезно. Январь я провел частью в дороге, частью в Старогладковской, писал, отделывая первую часть (имеется в виду повесть «Детство». — Прим. ред), готовился к походу и был спокоен и хорош».

Повесть вышла в журнале «Современник» в 1852 году под названием «История моего детства». В ней писатель от лица десятилетнего Николеньки Иртеньева вспоминает события и переживания своих первых лет. Герой рассказывает о дворянский традициях — домашнем учителе, музицировании и рисовании с матерью, охоте с отцом и домашних балах.

«Детство Тёмы» Николая Гарина-Михайловского

Слушайте отрывок из книги «Детство Тёмы» — главу «Тёма и Жучка»

Автобиографическая повесть «Детство Тёмы» Николая Гарина-Михайловского стала первой опубликованной работой автора. Она появилась на страницах журнала «Русское братство» в 1892 году. «Детство Тёмы» стало частью тетралогии: позже вышли книги «Гимназисты», «Студенты» и «Инженеры».

В центре сюжета повести — история восьмилетнего мальчика Тёмы. Суровый отец — отставной генерал — не скупится на телесные наказания. Мальчик живет в страхе перед отцом, но помогает и поддерживает ребенка справедливая мать. Среди главных детских впечатлений Тёмы — спасение любимой собаки из колодца, тяжелая болезнь, поступление в гимназию и смерть отца.

«Детские годы Багрова-внука» Сергея Аксакова

Иван Крамской. Портрет Сергея Аксакова (фрагмент). 1878. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Историю собственной семьи писатель Сергей Аксаков отразил в автобиографической трилогии. О своем детстве на Южном Урале он рассказал во второй части — в книге «Детские годы Багрова-внука». Некоторые главы публиковали в журнале «Русская беседа», отдельная книга вышла в 1858 году. Во вступлении к произведению Аксаков писал: «…рассказы эти представляют довольно полную историю дитяти, жизнь человека в детстве, детский мир, созидающийся постепенно под влиянием ежедневных, новых впечатлений»

.

Главный герой романа — Сергей Багров — родился слабым ребенком. Когда он окреп, родители отправили его вместе с младшей сестрой к бабушке с дедушкой в имение Багрово. Главными развлечениями ребенка были чтение арабских сказок, рыболовство, охота и ловля бабочек. Любовь ко всем этим увлечениям Аксаков сохранил на всю жизнь.

«Детство» Максима Горького

Максим Горький. Фотография: ruspekh.ru

Первая повесть автобиографической трилогии Максима Горького вышла в 1913 году — ее главы появлялись в газете «Русское слово». В ней писатель поделился воспоминаниями о детстве — о первых годах жизни в семье деда Василия Каширина, владельца красильной мастерской.

Прогуляйтесь по малой родине Горького: загляните в «Домик Каширина», в последнюю нижегородскую квартиру писателя и литературный музей

Главный герой «Детства», как и сам Максим Горький, рано остался без отца (тот умер от холеры). После смерти родителя мальчик с матерью переехал в Нижний Новгород. Там его воспитанием занялся дедушка, который отличался жестоким нравом — он не считал зазорным пороть внука. Несмотря на строгость, он учил ребенка азбуке, рассказывал ему истории о военном прошлом. Это детство закончилось у Горького в третьем классе — он был вынужден собирать старье и воровать дрова, чтобы обеспечить ими семью. А вскоре дед отправил его «в люди» — самостоятельно зарабатывать себе на жизнь.

«Другие берега» Владимира Набокова

Владимир Набоков. Фотография: book1mark.ru

Книга Владимира Набокова «Другие берега» рассказывает о почти 40 годах жизни писателя — с начала XX века до его эмиграции в США. Как говорит в предисловии сам Набоков, цель книги — «описать прошлое с предельной точностью и отыскать в нем полнозначные очертания, а именно: развитие и повторение тайных тем в явной судьбе». Первые годы писателя прошли у дедушки Василия Рукавишникова в усадьбе Рождествено. Здесь он увлекался ловлей бабочек, шахматами, теннисом, ездой на велосипеде и, конечно, чтением книг.

«Младенчество» Владислава Ходасевича

Владислав Ходасевич. Фотография: hodasevich.su

Владислав Ходасевич больше известен своими мемуарами о поэтах Серебряного века — Валерии Брюсове, Андрее Белом, Федоре Сологубе, но после себя он оставил и автобиографию. В 1933 году в журнале «Возрождение» вышла книга «Младенчество». В ней Ходасевич написал о своих детских страхах и болезнях, раннем обучении чтению, любви к балету, первых стихотворениях.

Воспоминания Марины Цветаевой

Марина Цветаева. Фотография: izbrannoe.com
Подробнее об известных родителях известных детей

Мемуары о своем детстве оставила и Марина Цветаева. В своих очерках «Мать и музыка», «Сказка матери», «Дом у старого Пимена» она вспоминает о первых музыкальных занятиях, любви к Пушкину, семейных традициях. Особое место в ее рассказах отводится отцу Ивану Цветаеву, основателю Музея изящных искусств, и матери, пианистке Марие Мейн, которая во всем помогала мужу.


Автор: Лидия Утёмова

10 советов о том, как написать книгу

Руководство для начинающих писателей

Писательское мастерство востребовано во многих сферах — журналистика, копирайтинг, литература фикшн и нон-фикшн, блогинг. Если вы хотите написать собственный роман, создавать любые тексты творчески и свободно, воспользуйтесь этими десятью советами, которые мы собрали из классных книг о писательском мастерстве.

1. Пишите маленькими порциями (из книги «Птица за птицей»)

Часто бывает так: замышляешь автобиографический роман о собственном детстве, или пьесу из жизни иммигрантов, или трактат о... ну, скажем, роли женщины в истории. Но браться за это сразу — все равно что карабкаться по склону ледника. Ноги скользят, пальцы краснеют, мерзнут, из ран сочится кровь. Затем из глубин подсознания заявляются в гости все твои нервные расстройства и рассаживаются вокруг стола. Не давайте им власти. 

«Я дышу медленно и глубоко — и наконец замечаю рамку для фотографии пять на восемь сантиметров, которую специально поставила себе на стол, чтобы помнить про малые дозы. Рамка напоминает мне: нужно написать кусочек. Маленький, как фотография пять на восемь. На сегодня это все. Вот сейчас, например, я напишу только один абзац про место и время действия» Энн Ламотт. 

Скажите себе мягко и ласково: «Радость моя, мы сейчас просто напишем про речку на закате или про первое свидание.
Вот и все».

2.Убедитесь, что ваша тема интересна читателю (из книги «Автор, ножницы, бумага»)

«Что я могу рассказать? Кто я такой? Почему кто-то должен тратить на меня время и тем более деньги?». Эти вопросы задает себе любой автор. Сперва необходимо осознать: каждому человеку есть что рассказать.

Для начала определите, что у вас за тема: популярная или специализированная, для дилетанта или человека в теме. Кому вы хотите рассказать свою историю? Кому она будет полезнее? Вы хотите просвещать широкий круг читателей или улучшить жизнь профессионалов в какой-то сфере? Невозможно угодить тем и другим одновременно.

Классная история всегда рядом. Внутри судьбы, вашей личной истории где-то есть рифма: встреча, событие, которые стоит только вспомнить, — и в вашем воображении запускается процесс создания истории.

И даже не всегда нужен личный опыт. Есть простые критерии отбора и анализа, годится ли ваша тема для появления на публике:

— текст должен сообщать что-то очень важное,

— нетривиально объяснять важные процессы,

— быть остро полезным читателю,

— обосновывать свежую, касающуюся читателя закономерность и давать ей имя,

— рассказывать историю яркого героя.

Читатель ждет, что вы надолго заберете его из рутины в неизведанный мир. Так создайте же этот мир таким, чтобы в нем захотелось остаться.

3. Составьте чек-лист «хороший роман» (из книги «Литературный марафон»)

Если у вас есть желание создать собственный роман, первым делом хорошо было бы понимать, что для вас означает «хороший роман». Ответьте письменно на этот вопрос.

Можно отвечать неопределенно, а можно очень подробно: повествование от первого лица, супергерои, Альпы, массовые вторжения злых эльфов.

Чем полезен этот список? Дело в том, что если что-то входит в ваши читательские предпочтения, то вы, вероятно, сможете в этом преуспеть и как писатель. Эти языковые, цветовые и стилевые решения по некоторым причинам вызывают в вас наибольший отклик. Это вещи, которые вы понимаете.

Такие чек-листы вы можете составить для того, что вам приходится писать чаще всего — статьи, рецензии, отчеты.

4. Используйте «цеплялки» в тексте (из книги «Живой текст»)

Есть много способов начать. Некоторые отлично подходят к одной книге, но совершенно не работают в другой. Нужно выбирать. Уметь выбирать.

Например, приём «Ложный пролог». Здесь кульминационная сцена изымается из середины/конца книги и помещается в начало.

Так читатель сразу «пробует на вкус» главное и драматичное событие всей истории.

Приём популярен у режиссеров: благодаря ему фильм можно начать с напряженной, зрелищной сцены. Примеры книг с «ложным прологом»: Габриэль Гарсия Маркес «Сто лет одиночества», Стефани Майер «Сумерки, сага» (книга 1), Эмили Бронте «Грозовой перевал».

5. Используйте доску с карточками (из книги «Спасите котика!»)

Прием, который использует сценарист Блейк Снайдер, — это пробковая доска и карточки. Повесьте большую пробковую доску на стену, возьмите карточки с эпизодами, блоками, отрывками своего будущего текста (романа, статьи, доклада) и с помощью канцелярских кнопок прикрепите эти карточки на доску куда душе угодно. С карточками вы можете вообще не расставаться. Суете пачку карточек себе в карман, отправляетесь в ближайшую кофейню, достаете пачку и сидите часами, тасуя свою колоду, раскладывая эпизоды, обдумывая последовательность, выискивая удачные и неудачные моменты.

Доска позволяет вам «увидеть» полную картину еще до того, как вы начнете писать.

Это хороший способ проверить разные повороты, идеи, диалоги и ритм истории, а также понять, насколько удачно они сочетаются. Это способ визуализировать текст с хорошей структурой. Это же здорово!

6. Пишите так, как вы думаете (из книги «Гениальность на заказ»)

Фрирайтинг помогает вам раскрыть свою индивидуальность и улучшить писательские способности. Во время сеанса фрирайтинга вам нужно добраться до своих первичных мыслей, прежде чем благонравная сторона разума «очистит» их, сводя на нет их эффективность. Так что пишите не так, как говорите, а так, как мыслите.

Какова лучшая идея, которую вы услышали за последние семьдесят два часа? Напишите о ней за пять минут, включая в свою работу все, что узнали. Когда пять минут закончатся, просмотрите написанное. Если вы можете прочитать это вслух и оно будет понятно другим, вы подавили свое самое искреннее мышление. Выполните еще один пятиминутный сеанс писательства и постарайтесь перенести на бумагу свои первичные мысли.

«Процесс писания приносит удовольствие. Когда создаешь фразу, звучащую именно так, как ты ее задумал, приходит изумительное чувство могущества» Сьюзан Орлин, журналист.

7. Тренируйтесь в жанре короткого рассказа (из книги «642 идеи, о чем написать»)

Жанр короткой истории требует четкости мысли и умения вкладывать много смысла в небольшое количество слов. Это отличный тренажер креативности — брать абсурдную или веселую сценку и описать ее. В общем, потренируйте сестру таланта:

1. Ты строишь замок на песке и вдруг замечаешь, что волны выбросили на берег бутылку с посланием. Там написано ...

2. Исследователи высаживаются на далекой планете. Удивительное зрелище открывается перед ними! Расскажи об их приключениях.

3. Ты сидишь в кафе — и вдруг время замирает. Опиши все, что ты видишь.

8. Показывайте, а не рассказывайте (из книги «Литературный мастер-класс»)

Не пишите «это было восхитительно», но заставьте нас самих сказать «восхитительно» после чтения отрывка. Дело в том, что все эти слова (ужасающий, прекрасный, омерзительный, изысканный) говорят читателю только одно: «Сделайте мою работу за меня!» — советовал Клайв Льюис.

Тому же самому учил и Марк Твен: «Не говорите: „Старушка закричала“. Выведите ее на сцену и заставьте кричать».

И еще одно замечание по этому же поводу, от Чехова:

...у тебя получится лунная ночь, если ты напишешь, что на мельничной плотине яркой звездочкой мелькало стеклышко от разбитой бутылки...

Нужно показывать, а не рассказывать, отбирая яркие, конкретные детали.

9. Найдите визуальных помощников (из книги «Как написать кино за 21 день»)

Вы когда-нибудь пытались рассказать кому-то о вашем ужасном или, наоборот, потрясающем опыте, но не могли подобрать слов? Все заканчивалось чем-то вроде «я не могу объяснить тебе это» или «окажись ты на моем месте, понял бы». Дело в том, что сперва нужно вновь зажечь это чувство внутри, а потом найти подходящие слова, чтобы описать его.

Найдите предмет, который связан с какими-то вашими переживаниями, вызывает чувства, например счастливая монетка или камень с пляжа.

Если это история про вашего дедушку, можно взять его шляпу из старого сундука. Если вы пишете сюжет о своей бабушке, найдите принадлежавший ей подсвечник. Если придумали свою историю, когда услышали песню в ресторане, возьмите салфетку из этого ресторана и снова послушайте эту мелодию.

Помогите своим чувствам вновь появиться, найдите для этого помощников. Может быть, какой-то цвет зажжет в вас эмоцию.

10. На старт. Внимание. Словесный спринт! (из книги «Начни писать»)

Этот приём учит писать, не дожидаясь вдохновения. Выберете тему, поставьте таймер на 5 или 10 минут и пишите. Если есть проблемы с темой, откройте любую книгу на 17 странице и найдите 6 строчку. Это будет вашей темой.

Пока идет время, важно не колебаться. Позвольте мыслям мчаться со скоростью гончих. Пишите с ощущением срочной необходимости.

Перескочите через запреты, осветите каждую заблудшую, одинокую мысль в голове и позвольте ей вырваться на волю.

Словесный спринт помогает выключить оценочное суждение, вступив в поток интуиции, к которому подключается высокоскоростное письмо.

«У вас такая классная рассылка, даже книгу можно не покупать» — говорят наши подписчики. Хотите и вы узнавать о книгах-новинках про творчество, писательство, дизайн? Тогда оставляйте почту, будем присылать вам полезные вдохновляющие обзоры.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Список литературы на лето после 4 класса (переходим в пятый)

Помните, что книга – это не наказание. Нельзя прерывать игру ребенка указанием срочно прочитать книгу, потому что её задали прочитать в школе. Важно, чтобы сам ребенок хотел читать. Для этого родители или педагоги во внеурочное время используют различные приемы. Например, начинает читать взрослый – просит продолжить чтение ребенка; просит прочитать небольшой текст под картинкой, остальной текст читает взрослый; читают книгу всей семьёй (начинает папа, продолжает мама, заканчивает ребенок).

Для того чтобы ребенок хотел читать сам, нужно как можно больше ему читать взрослым. Установите правила в семье: перед сном взрослый обязательно полчаса читает интересную книгу.

Устраивайте дома (в семье) обсуждение прочитанных книг (кто что прочитал, о чем, что заинтересовало, удивило, готов поделиться). В этих обсуждениях важно участвовать и ребенку.

В длительных поездках (на автомобиле, поезде, самолёте) предложите ребенку послушать аудиокнигу. Обсудите с ним, кто из героев ему понравился, хотел бы он (она) еще послушать книгу этого автора.

Приведенные ниже списки книг являются рекомендательными. Только родитель может знать предпочтения своих детей, поэтому вправе воспользоваться списком литературы или дополнить его своими книгами, которые с удовольствием прочитает ваш ребенок.

Список литературы по УМК Перспектива и школа России после 4 класса

Составитель Бойкина М.В. - соавтор курса литературное чтение соответствующих УМК.

  1. Эдит Патту. Восток.
  2. В. Брагин. В стране дремучих трав.
  3. А. Усачёв. Великий могучий русский язык.
  4. С. Прокофьева. Тайна хрустального замка.
  5. Л. Гераскина. В стране невыученных уроков.
  6. К. Булычёв. Сто лет тому вперёд. Девочка с Земли. Тайна Третьей планеты.
  7. В. Крапивин. Мушкетёр и фея. Мальчик со шпагой.
  8. Ю. Ситников. Возвращение кота.
  9. Т. Ломбина. Дневник Пети Васина и Васи Петина.
  10. Р. Погодин. Дубравка.
  11. Д. Даррел. Зоопарк в моем багаже.
  12. В. Зарапин. Опыты на воздухе. Весёлые научны опыты для детей и взрослых.
  13. Л. Мальмузи. Неандертальский мальчик в школе и дома.
  14. Я. Ларри. Необыкновенные приключения Карика и Вали.
  15. В. Медведев. Баранкин! Будь человеком!
  16. С. Алексеев. Идёт война народная. Ради жизни на земле.
  17. Е. Велтистов. Приключения Электроника.
  18. Л. Кэрролл. Алиса в Стране Чудес.
  19. Ю. Олеша. Три толстяка.
  20. Б. Зубков. Как построили небоскрёб. Из чего все машины сделаны?
  21. М. Константиновский. О том, как устроен атом. О том, как работает автор.
  22. Г. Шторм. Подвиги Святослава. На поле Куликовом.
  23. А. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. Руслан и Людмила.
  24. Ф. Зальтен. Бемби.

 Список литературы после 4 класса по программе школа 2100

  1. Е.Велтистов «Приключения Электроника».
  2. А.Пушкин «Борис Годунов».
  3. Н.Кончаловская «В монастырской келье узкой…».
  4. «Повесть временных лет» . «Расселение славян».
  5. «Поучение» Владимира Мономаха детям.
  6. Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина.
  7. С.Аксаков «Детские годы Багрова-внука».
  8. «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Автобиографическая книга и мемуары.
  9. Нравоучительные статьи Н.И.Новикова.
  10. А.Шишков «Можно исправиться, когда твёрдо этого захочешь».
  11. Писатели о себе. Автобиографические книги.
  12. Басни И.А.Крылова.
  13. А.Погорельский «Чёрная курица».
  14. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…».
  15. А.С.Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде».
  16. В.А.Жуковский «Спящая царевна».
  17. В.Даль «Война грибов с ягодами».
  18. А.Ишимова «Славяне».
  19. Стихи А.Майкова  и Ф.Тютчева о природе.
  20. Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
  21. Л.Н.Толстой «Два брата».
  22. К.Д.Ушинский «Деревня и уездный город», «Просёлочная дорога», «Наше Отечество», «Жалобы зайки».
  23. А.И.Куприн «Слон».
  24. А.П.Чехов «Мальчики».
  25. Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки».
  26. Б.Житков «Николай Исаич Пушкин».
  27. Стихи Д.Хармса, Ю.Владимирова, А.Введенского, И.Токмаковой, Саши Чёрного, В.Долиной.
  28. Е.Шварц «Два брата».
  29. Б.Галанов «Книжка про книжки», «Пишу на туже тему по-своему».
  30. А.Н.Толстой «Фофка», «Кот сметанный рот».
  31. М.Пришвин «Изобретатель».
  32. Статья С.Я.Маршака «Сила жизни».
  33. Ю.Олеша «Три толстяка».
  34. Б.Галанов «Как найти город Трёх толстяков» (научно-популярный текст).
  35. А.П.Гайдар «Тимур и его команда».
  36. Н.Носов «Федина задача».
  37. В.Драгунский «Что любит Мишка».
  38. К.Драгунская «Крайний случай», «Ерунда на постном масле!».
  39. Миниатюры Г.Цыферова.
  40. Стихи Н.Матвеевой.
  41. С.Козлов «Снежный цветок»
  42. Стихи и проза Тима Собакина.

Список по система Занкова

  1. Русские  народные  сказки:        Царевна – лягушка. Иван – крестьянский  сын  и Чудо-юдо.
  2. Толстой А.К.                          Илья  Муромец.
  3. Жуковский В.А.                     Спящая  царевна.  Кубок.
  4. Пушкин А.С.                          Сказка о  мертвой царевне  и  семи богатырях. Сказка  о  золотом  петушке.
  5. Лермонтов  М.Ю.                   Бородино.
  6. Крылов И.А.                          Волк  на псарне.  Ворона  и Лисица. Свинья под дубом.
  7. Погорельский А.                     Черная курица, или  подземные  жители.
  8. Гоголь Н.В.                             Заколдованное  место.
  9. Некрасов  Н.А.                        Крестьянские  дети.    Мороз – Красный  нос.
  10. Тургенев И.С.                         Муму.
  11. Толстой Л.Н.                          Кавказский  пленник.
  12. Гаршин В.                              Attalea     princeps.
  13. Чехов А.П.                              Хирургия.  Хамелеон.  Злоумышленник  и др.
  14. Короленко В.                          В  дурном  обществе   (Дети  подземелья)
  15. Зощенко М.                            Галоши.   Глупая история.
  16. Бажов П.                                 Медной  горы хозяйка.
  17. Маршак С.                              Двенадцать  месяцев.
  18. Платонов А.                            Солдат  и  царица.   Волшебное кольцо.
  19. Носов Н.                                  Веселая  семейка.
  20. Медведев В.                            Баранкин, будь человеком!
  21. Астафьев В.                             Васюткино озеро. Конь  с  розовой  гривой.
  22. Булычев  К.                             Девочка  с  планеты  Земля.
  23. Губарев  В.                              Королевство  кривых зеркал.
  24. Пришвин М                             Курица  на столбах.
  25. Дефо Д.                                    Робинзон Крузо.
  26. Лагерлеф С.                             Чудесное путешествие Нильса с  гусями.
  27. Льюис К.                                 Приключения Алисы  в стране  чудес.
  28. Зальтен ф.                               Бемби.
  29. Киплинг Р.                              Маугли.
  30. Родари Д.                                Приключения Чиполлино.
  31. Стивенсон Р.                          Вересковый мед
  32. Лондон Д.                               Сказание  о  Кише.

Список литературы по всем УМК

  1. Русские народные сказки «Царевна-лягушка», «Иван- крестьянский сын и чудо-юдо», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель».
  2. И.А. Крылов. Басни. «Волк на псарне», «Свинья под дубом», «Ворона и лисица».
  3. В.А. Жуковский «Спящая царевна»
  4. А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
  5. А. Погорельский «Черная курица, или Подземные  жители»
  6. Н.В. Гоголь «Заколдованное место», из сборника  «Вечера на хуторе близ Диканьки» ( 2-3 повести на выбор).
  7. Некрасов «Мороз, Красный  нос», «Крестьянские дети»
  8. И.С. Тургенев «Муму»
  9. Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»
  10. Рассказы А.П. Чехова «Хирургия», «Лошадиная фамилия», «Пересолил», «Толстый и тонкий», «Налим», «Беззащитное существо», «Жалобная книга».
  11. И.А.Бунин «Косцы»
  12. В.Г.Короленко «Дети подземелья».
  13. Сказы П.П.Бажова «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка» и другие
  14. К.Г.Паустовский «Теплый хлеб», «Заячьи лапы»
  15. С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»
  16. А.П.Платонов «Никита»
  17. Астафьев «Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой, «Монах в новых штанах» и другие на выбор.
  18. Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».
  19. Х.К. Андресен «Снежная королева»
  20. М.Твен «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна».
  21. Д.Лондон «Сказание о Кише», «Любовь к жизни»
  22. А.Сент-Экзюпери. «Маленький принц».
  23. Н.А.Кун. «Мифы Древней Греции» «12 подвигов Геракла»
  24. ТАМАРА КРЮКОВА «Потапов, к доске!», «Повторение пройденного», «Невыученные уроки», Ловушка для героя»,  «Гений поневоле», «Призрак сети»

Список по ФГОС

Русская литература: 

  1. Русские народные сказки 
  2. Барто А. "Думай, думай..." (стихи)
  3. Волков А. "Волшебник Изумрудного города"
  4. Голицын С. "Сорок изыскателей"
  5. Григорьев О. "Говорящий ворон" (стихи)
  6. Гераскина Л. "В Стране невыученных уроков"
  7. Дик И. "В дебрях Кара-Бумбы"
  8. Драгунский В. "Денискины рассказы"
  9. Заходер Б. Избранное
  10. Зощенко М. "Ёлка"
  11. Кассиль Л. "У классной доски"
  12. Ким Ю. "Летучий ковёр" (стихи)
  13. Крылов И. Басни
  14. Коринец Ю. "Там вдали, за рекой"
  15. Куликов Г. "Как я влиял на Севку"
  16. Мамин-Сибиряк Д. Рассказы и сказки
  17. Маяковский В. "Тучкины штучки" и другие стихи для детей
  18. Михалков С. Басни
  19. Мориц Ю. "Малиновая кошка" (стихи)
  20. Носов Н. "Витя Малеев в школе и дома", рассказы
  21. Пантелеев Л. "Честное слово"
  22. Паустовский К. "Золотой линь", "Мещерская сторона", "Корзина с еловыми шишками", "Заячьи лапы"
  23. Пришвин М. "Золотой луг"
  24. Сапгир Г. "Четыре конверта" (стихи)
  25. Толстой А.Н. "Детство Никиты"
  26. Толстой Л. Басни
  27. Тургенев И. "Воробей"
  28. Успенский Э. "Дядя Федор, пес и кот", "Школа клоунов", стихи
  29. Фраерман Р. "Девочка с камнем"
  30. Цыферов Г. "Тайна запечного сверчка"
  31. Чехов А. "Ванька"

Зарубежная литература 

  1. Мифы Древней Греции: "Герои Эллады"
  2. Андерсен Г.-Х. Сказки
  3. Перро Ш. Волшебные сказки
  4. Твен М. "Приключения Тома Сойера"

Познавательная литература: 

  1. Губарев В. "В открытом космосе"
  2. Кун Н. "Олимп"
  3. Сегал Е., Ильин М. "Что из чего"

 Универсальный список литературы после 4 класса для всех УМК

1. Арабские сказки. Синдбад-Мореход.
2. Андерсен Г.Х. Сундук-самолёт. Русалочка.
3. Барто А. Стихи.
4. Бажов П.П. Голубая змейка.
5. Бианки В. Повести и рассказы о природе.
6. Булычёв Кир. Консилиум.
7. Былины. Садко.
8. Волков А. Волшебник Изумрудного города.
9. Гераскина Л. В стране невыученных уроков.
10. Драгунский В. Денискины рассказы.
11. Джонтан Свифт. Путешествие Гулливера.
12. Ершов П.П. Конёк-Гобунок.
13. Есенин С. Стихи.
14. Жуковский В.А. Спящая царевна.
15. Заходер Б. Избранное.
16. Коваль Ю. Капитан Клюквин.
17. Коринец Ю. Там вдали за рекой.
18. Куприн А.И. Столетник.
19. Лагерлёф Сельма. Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции.
20. Мамин-Сибиряк Д. Ванькины именины.
21. Маршак С. Стихи.
22. Одоевский В.Ф. Игоша. Городок в табакерке.
23. Паустовский К. Золотой линь. Мещорская сторона.
24. Перро Ш. Волшебные сказки.
25. Пришвин М. Золотой луг.
26. Пушкин А.С. Песнь о вещем Олеге. Сказки.
27. Распе Эрих . Приключения Барона Мюнхаузена.
28. Романовский С.Т. Повесть о Сергии Радонежском.
29. Русские народные сказки.
30. Твен М. Приключения Тома Сойера.
31. Толстой А. Детство Никиты.
32. Толстой Л.Н. Детство. Праведный судья.
33. Успенский Э . Дядя Фёдор, пёс и кот. Школа клоунов.
34. Цыферов Г. Тайна запечного сверчка

Список современной детской  литературы для чтения летом

  1. Сергей Седов Сказки про мальчика Лешу.
  2. Мария Бершадская Большая маленькая девочка.
  3. Станислав Востоков Не кормить и не дразнить.
  4. Артур Гиваргизов С дедского на детский. Записки выдающегося двоечника. Про драконов и милиционеров. Тры-тры-тры, мы - автобус и другие.
  5. Тамара Михеева Асино лето.
  6. Мария Аромштам Когда отдыхают ангелы.
  7. Мария Ботева Мороженое в вафельных стаканчиках.
  8. Ася Перова Волки на парашютах.
  9. Наталья Евдокимова Кимка & компания.
  10. Сергей Георгиев Елки-палки: фельдмаршал Пулькин!
  11. Тамара Крюкова Дом вверх дном + новые приключения. Ловушка для героя. Блестящая калоша с правой ноги. Ровно в полночь по картонным часам. Невыученные уроки.
  12. Олег Кургузов День рождения вверх ногами: Рассказы и сказки. Наш кот - инопланетянин: (Рассказы маленького мальчика).
  13. Марина Бородицкая Последний день учения.
  14. Марина Дружинина  Классный выдался денёк!
  15. Игорь Шевчук Ктототам-Попятам.

 

Читайлики.ru Электронная библиотека для детей

Киплинг Редьярд Джозеф 

(Английский писатель, поэт)

30.12.1865 (Бомбей) —

         18.01.1936 (Лондон)

 "Расскажите мне о первых шести годах жизни ребенка, и я расскажу вам все остальное", — заметил Киплинг в автобиографической книге "Кое-что о себе для моих друзей, знакомых и незнакомых". Джон Локвуд Киплинг и Алиса Макдональд познакомились во время весеннего пикника на берегу озера Редьярд, неподалеку от Бирмингема. Редьярдом назвали они своего сына, родившегося уже в Бомбее, куда Дж. Л. Киплинг отправился в качестве преподавателя художественной школы.

 В колониальной Индии молодожены вскоре обзавелись домом, садом, экипажем и прислугой. Туземные слуги донельзя баловали детей — Редьярда и его младшую сестренку Трикс. Так что трехлетний Редьярд, привезенный матерью к родственникам, возмутил этих приверженцев строгого викторианского воспитания до глубины души. Мальчик сначала перевернул все вверх дном в комнатах, а затем прошествовал по улице с криком: "Все прочь с дороги, сердитый Радди идет!"

Разумеется, когда настала пора отослать маленьких Киплингов в Англию — воспитываться и получать образование, — обратиться к родственникам оказалось неудобно. Брата и сестру определили на пансион к Холлоуэям, по объявлению, в городок Саутси. Редьярду исполнилось как раз шесть лет. Шесть последующих он едва вынес и потом сказал, что с удовольствием бы сжег дом Холлоуэев и посыпал пепелище солью.

Известие о болезни сына побудило Алису Киплинг немедля приехать в Саутси, ужаснуться увиденному и забрать детей из пансиона. Через несколько месяцев Редьярд поступил в Юнайтед Сервис Колледж — учебное заведение военного типа, готовившее офицеров и чиновников колониальной службы. После выпуска юноша вернулся в Индию, в Лахор: его ожидала должность помощника редактора "Гражданской и военной газеты".

В газете, кроме репортажей, интервью, светской хроники, Киплинг опубликовал множество собственных рассказов. "Вот удел творцов — их демон обитает в перьях их... Мой демон явился ко мне рано, в момент сомнений, и сказал: "Займись этим и ничем другим!" Я повиновался и был вознагражден".

"Простые рассказы с гор" и "Департаментские песенки" достигли Англии, и влиятельный критик Эндрю Лэнг воскликнул: "Эврика! На свет родился гений". Спустя год Лэнг объяснял читателям: "В книгах Киплинга были необычность, колорит, многообразие и ароматы Востока… Не приходится удивляться тому, что его литературная репутация выросла так же быстро, как таинственное манговое дерево у волшебника".

Киплинг прибыл в Англию и представил на суд публики роман "Свет погас". Несмотря на то что (или именно — потому что) внутренний мир автора беззащитно раскрылся здесь, как ни в каком другом его произведении, критикой роман был встречен прохладно.

Второй роман — если позволено так сказать, "индийский вестерн" "Наулаха" — Киплинг сочинял совместно с неким Уолкоттом Балестье. Соавторы подружились, Киплинг женился на сестре Уолкотта Каролине и вскоре поселился с ней в США, в штате Вермонт, в доме, названном "Наулаха".

И тогда счастливый случай привел его к созданию бесспорно знаменитого сочинения. Мэри Элизабет Мейпс Додж попросила Киплинга написать что-нибудь об индийских джунглях для детского журнала. Он обещал попробовать и написал две "Книги джунглей", которые имели огромный успех и вызвали, как говаривал сам Киплинг, "целый зоопарк подражаний", в числе которых — "Тарзан".

Однако в Америке судьба недолго была милостива к Редьярду и Каролине. После затяжной и нелепой ссоры с родственником и смерти шестилетней дочери Джозефины они решили расстаться с "Наулахой" и уехали в Европу.

С началом англо-бурской войны окончательно и бесповоротно сложилось общественное мнение о Киплинге — убежденном защитнике имперских интересов Великобритании.

 

День-ночь-день-ночь — мы идем по Африке,

День-ночь-день-ночь — все по той же Африке...

 

Да, он чтил Империю так, как, наверное, мог чтить ее только человек, рожденный на окраине Империи и знающий, чего стоит ее могущество.

 

Над нами чужие светила,

Но в сердце свои бережем,

Мы называем домом

Англию, где не живем.

 

Наконец, он стал жить в Англии, где купил старинный дом в графстве Сассекс. Из этого дома — дома англичанина — в Первую мировую войну он призывал английских юношей идти и сражаться "ради всего, что мы имеем, и ради будущего наши Детей". Его сын Джон пошел добровольцем в полк Ирландских гвардейцев — и погиб. А в 1923 году Редьярд Киплинг опубликовал исследование "Ирландские гвардейцы в Великой войне.

Каждое слово Киплинга Британия буквально ценила на вес золота: он получал неслыханно щедрые гонорары — по шиллингу за слово. Когда он умер, гроб, накрытый британским флагом, несли премьер-министр Стенли Болдуин и Бернард Лоу Монтгомери, впоследствии фельдмаршал. Деятели литературы и искусства прийти на похороны не сочли нужным (или возможным), давно осудив Киплинга как "поэта казармы", "барда империализма" и "литературного хулигана".

Споры о Редьярде Киплинге ведутся и сегодня, а сборники его произведений по традиции завершаются стихотворением "Просьба", последние строки которого:

РАССПРАШИВАЙТЕ ПРО МЕНЯ

ЛИШЬ У МОИХ ЖЕ КНИГ.

 

Лучшие произведения для детей:

 "Слоненок"

"Как леопард получил свои пятна"

"Рикки-Тики-Тави"

"Почему у носорога шкура в складках"

"Кошка, которая гуляет сама по себе"

"Ежик плюс черепаха"

"Как было написано первое письмо"

"Кот, который гулял сам по себе"

"Маугли"


8 лучших книг Эрнеста Хемингуэя

Политика публикации отзывов

Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:

1. Мы хотим увидеть ваш уникальный опыт

На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте [email protected]

2. Мы за вежливость

Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.

3. Ваш отзыв должно быть удобно читать

Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.

4. Отзыв не должен содержать сторонние ссылки

Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.

5. Для замечаний по качеству изданий есть кнопка «Жалобная книга»

Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».

Недовольны качеством издания?
Дайте жалобную книгу