Аргументы для сочинения 15.3 на тему: Что такое смелость? (ОГЭ по русскому языку)
Что такое смелость? Смелость – это черта решительного человека, способного быстро и бесстрашно принимать серьезные решения. Литература, как отечественная, так и зарубежная, пестрит примерами отважных героев, смотрящих в глаза страху без капли сомнения. Храбрость помогает людям справляться с трудностями, преодолевая такой барьер, как страх. Многомудрый Литрекон помогает Вам справиться с другими трудностями, а именно с подбором примеров из литературы для сочинения-рассуждения 15.3 на ОГЭ по русскому языку.
- Герой рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов проявляет смелость на протяжении всей войны. Он способен преодолевать страх смерти, плена, сражений. Даже оказавшись один на один с врагами, герой не робеет и ведет себя достойно. Он не боится никакой работы – все спорится в руках Андрея. Соколов – это олицетворение настоящей смелости, которая стала главным оружием русского народа в Великой Отечественной войне.
- А. С. Пушкин в романе «Дубровский»
- Н. В. Гоголь в повести «Тарас Бульба» создает образы казаков, всех до единого бесстрашных, готовых отдать жизнь за Сечь, за казачество. Такими являются и сыновья Тараса. Остап, старший сын, до последнего стремился отстоять честь родной земли и принял смерть без страха и упрека. Андрий же проявил смелость не только на поле боя, но и при суровой, роковой встрече с отцом. Герой так же, как и брат, бесстрашно принял смерть, но от родной руки.
- «Горе от ума» А. С. Грибоедова демонстрирует нам примеры смелых поступков. Например, Чацкий не боится высказывать правду в глаза всему фамусовскому обществу. Герой смело критикует консерватизм страны, ее лицемеров, бюрократов. Напротив, Молчалин – пример необыкновенной трусости перед «большими» людьми. На таком явном контрасте наиболее ярко предстает красота храбрости и вся низость трусости.
- Петр Гринев, герой «Капитанской дочки» А. С. Пушкина, раскрывает себя как смелого воина. Он честен перед собственной совестью, честен перед сослуживцами и императрицей. Гринев бесстрашно высказывает свое мнение Пугачеву, прекрасно понимая, что от сказанных разбойнику слов зависит его жизнь. Тем не менее, риск не останавливает Гринева – он остается смелым и честным офицером даже под угрозой физической расправы.
- «Слово о полку Игореве» — одно из самых древних дошедших до нас произведений русской литературы. Именно в этом тексте показана сила и легендарная смелость русских воинов. Игорь и его войско сражается отважно, не боясь ни плена, ни гибели в битве с кочевниками. Их отвага, однако, безосновательна. Герои просто гнались за славой в битве, а добились потери многих воинов и собственной свободы. Любой смелости нужно разумное применение, нельзя отдаваться ей безрассудно.
- «Песнь о Вещем Олеге» также напоминает нам о далекой истории Российского государства. Олег, поверив предсказаниям волхвов и кудесников, решил оградить от себя своего коня: именно от него князю суждено было принять смерть. Однако после гибели коня Олег посмеялся над предсказаниями и смело отправился на могилу боевого скакуна. Здесь-то и ждала его смерть от змеи. Этот пример напоминает: безрассудная отвага может привести к страшным последствиям.
- Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» повествует о бесстрашии русских воинов во время Отечественной войны 1812 года. Тогда на поле битвы много отважных бойцов полегло, их подвиг навсегда запечатлела история. М. Ю. Лермонтов представляет все события тех лет как простую историю, разговор дяди и юноши. Но именно благодаря такой форме подачи мы, читатели, яснее представляем храбрость наших предков, которые не жалели жизни ради победы.
- Татьяна Ларина, героиня пушкинского романа «Евгений Онегин», поступила по-настоящему смело, открыв свои чувства Евгению. В те времена для девушки было рискованно признаваться молодому человеку в любви. Татьяна же не побоялась, разрушила существующие стереотипы, борясь за свое счастье. Хотя девушка и получила отказ от возлюбленного, она не пожалела о проявленной храбрости в важный момент ее жизни. Этот поступок стал для нее ценнейшим жизненным уроком.
- В сказочной поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» главный герой наряду с другими смельчаками бесстрашно отправляется на поиски любимой. Людмила была похищена после свадьбы с Русланом, и молодой человек без тени сомнения спасал супругу. Все препятствия, возникшие на пути у Руслана, только разжигали в нем смелость и желание найти Людмилу. Благодаря отваге герою удалось помешать злым силам, разрушить коварные планы врагов.
Автор: Татьяна Стекольникова
litrekon.ru
Смелость и трусость в романе Война и мир: аргументы
Лев Толстой мастерски показывал сильные и слабые стороны человека.
Аргументы смелости и трусости в романе «Война и мир» часто находятся на одной странице текста. Автор сопоставляет нравственные установки героев, помогает читателю определить собственный выбор модели поведения в условиях опасности.
Переправа через реку Энс
Идет 1805 год, русские войска отступают к Вене, сжигая за собой все мосты. Наконец, армия переправлена, на вражеском берегу остался только эскадрон Василия Денисова. Французы прекратили обстрел, но с бугра хорошо видны дула пушек, смотрящие на солдат. Лев Толстой берет авторские слова в кавычки, рассуждая о гибели, о черте, разделяющей жизнь и смерть, о мгновении, отделяющим бытие от забвения. Писатель говорит, что так думает каждый человек, стоящий перед дулами орудий неприятеля.
Но суть трусости и смелости зависит не от мыслей, продиктованных биологическим инстинктом самосохранения. Проблему страха определяют человеческие поступки. Солдат браво шагает по мосту и со смехом рассказывает, как его напугало пролетающее мимо ядро. Храбрец. Его речь приободряющая, поддерживающая товарищей в минуты страха, когда они под залпами орудий переходят узкий деревянный мост.
Коля Ростов вместе с отрядом последним покидает опасную зону, но нерадивые генералы возвращают артиллеристов обратно, поджечь мост. Испытывая естественный страх, Ростов остается с командой, бежит в очаге обстрела. Всегда, везде с ними командир Денисов. Храбрец из тех, кто не прячется за спины солдат.
Князь Несвицкий, не передавший приказ поджечь мост трусливо стоит отдаленно, на безопасном расстоянии, наблюдая за смелыми действиями гусаров. Рядом адъютант Багратиона Жерков радостно думает, что его присутствие здесь можно преподнести начальству, как участие в опасной операции. Командиры из кустов не несут победу государству, но часто присваивают чужую славу.
Шёнграбенское сражение
Войска под командованием Багратиона обеспечивали отступление русской армии. Центральную часть обороны сдерживала батарея капитана Тушина. Приказ об отступлении артиллеристам не донесли, отряд, защищающий орудия сняли. Капитану Тушину под вражеским обстрелом самому пришлось выбирать направление боя. Два орудия были повреждены взрывом снаряда. Семнадцать людей обслуги погибло.
Никто из солдат не побежал, не бросил пушки и товарищей. Артиллеристы зажгли Шенграбен, отвлекли часть французских войск, вызвали на себя главный удар противника, который считал, что имеет дело с многочисленным военным формированием. Только к вечеру Багратион заметил залпы русских орудий, послал князя Болконского с приказом отступать.
Пример смелости проявила рота Тимохина, защищающая левый фланг Багратиона. Руководство вело свои интриги, поэтому нападение французов оказалось неожиданным. Солдаты, занимающиеся бытовыми хлопотами, внезапно услышали свист пуль, бросились бежать. Тимохин поднял своих людей в бой. Командир с таким отчаянием махал саблей, неистово рубая французов, что те испугались, развернулись в обратном направлении.
Пример трусости. Левый фланг не получил вовремя приказ об отступлении, потому что адъютант Багратиона Жерков не передал его. Услышав выстрелы, увидев французов так близко, что можно было разглядеть детали из формы, гусару стало страшно за свою жизнь. Подлый трус свернул лошадь в безопасное место, делая вид, что ищет там нужного ему генерала.
Дважды командующий посылал Жеркова в расположение батареи Тушина. Оба раза испугавшись, конник сворачивал в более безопасную сторону, избегая мест артиллерийского обстрела. Жерков стал виновником гибели многих солдат, вовремя не получивших приказ об отступлении.
Аустерлицкое сражение
Князь Болконский смело поднял упавшее знамя полка, руководимый искренним желанием поднять за собой людей в бой. Военный опыт позволял Андрею объективно оценить ситуацию, он понимал, что исход поражения в этом сражении неизбежен, но решил бороться, не жалея жизни. Ранение в голову остановило героя.
Аустерлицкое сражение стало периодом становления Николая Ростова, как храброго офицера. Внутренняя борьба героя между страхом и смелостью закончилась победой нравственных идеалов. Граф болезненно переживал свои страхи, связанные с личной гибелью, победил их, стал отважным командиром эскадрона.
Бородинское сражение
Лев Толстой изучил много исторических документов, провел несколько дней на месте прославленной битвы защитников Москвы. Бородинское сражение является примером смелости и отваги всего народа, каждого человека отдельно, бравшего в нем участие. Толстой пытается раскрыть философский смысл поступка двух воинственно настроенных масс людей в один день истребившей друг друга.
В кульминационном сюжете романа гибнет Андрей Болконский. Полковник стоял во главе своего полка, ожидая приказ наступать. Люди были построенные в боевом порядке. Над головою летали ядра, иногда разрывая шеренгу солдат, не имеющих права покинуть строй. Князь не мог себе позволить пригибаться под свист снарядов, считая себя примером для подчиненных. Оправдана ли его смелость, решает читатель.
frigato.ru
Аргументы к направлению Смелость и трусость
А.С.Пушкин. Капитанская дочка (фрагменты)
Фрагмент 1
…Я уже сказывал, что я занимался литературою. Опыты мои, для тогдашнего времени, были изрядны, и Александр Петрович Сумароков, несколько лет после, очень их похвалял. Однажды удалось мне написать песенку, которой был я доволен. Известно, что сочинители иногда, под видом требования советов, ищут благосклонного слушателя. Итак, переписав мою песенку, я понес ее к Швабрину, который один во всей крепости мог оценить произведения стихотворца. После маленького предисловия вынул я из кармана свою тетрадку и прочел ему следующие стишки:
Мысль любовну истребляя,
Тщусь прекрасную забыть,
И ах, Машу избегая,
Мышлю вольность получить!
Но глаза, что мя пленили,
Всеминутно предо мной;
Они дух во мне смутили,
Сокрушили мой покой.
Ты, узнав мои напасти,
Сжалься, Маша, надо мной,
Зря меня в сей лютой части,
И что я пленен тобой.
— Как ты это находишь? — спросил я Швабрина, ожидая похвалы, как дани, мне непременно следуемой. Но, к великой моей досаде, Швабрин, обыкновенно снисходительный, решительно объявил, что песня моя нехороша.
— Почему так? — спросил я его, скрывая свою досаду.
Тут он взял от меня тетрадку и начал немилосердно разбирать каждый стих и каждое слово, издеваясь надо мной самым колким образом. Я не вытерпел, вырвал из рук его мою тетрадку и сказал, что уж отроду не покажу ему своих сочинений. Швабрин посмеялся и над этой угрозою. «Посмотрим, — сказал он, — сдержишь ли ты свое слово: стихотворцам нужен слушатель, как Ивану Кузмичу графинчик водки перед обедом. А кто эта Маша, перед которой изъясняешься в нежной страсти и в любовной напасти? Уж не Марья ль Ивановна?»
— Не твое дело, — отвечал я нахмурясь, — кто бы ни была эта Маша. Не требую ни твоего мнения, ни твоих догадок.
— Ого! Самолюбивый стихотворец и скромный любовник! — продолжал Швабрин, час от часу более раздражая меня, — но послушай дружеского совета: коли ты хочешь успеть, то советую действовать не песенками.
— Что это, сударь, значит? Изволь объясниться.
— С охотою. Это значит, что ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег.
Кровь моя закипела.
— А почему ты об ней такого мнения? — спросил я, с трудом удерживая свое негодование.— А потому, — отвечал он с адской усмешкою,— что знаю по опыту ее нрав и обычай.
— Ты лжешь, мерзавец! — вскричал я в бешенстве, — ты лжешь самым бесстыдным образом.
Швабрин переменился в лице.
— Это тебе так не пройдет, — сказал он, стиснув мне руку. — Вы мне дадите сатисфакцию.
— Изволь; когда хочешь! — отвечал я, обрадовавшись. В эту минуту я готов был растерзать его. На другой день в назначенное время я стоял уже за скирдами, ожидая моего противника. Вскоре и он явился. «Нас могут застать, — сказал он мне, — надобно поспешить». Мы сняли мундиры, остались в одних камзолах и обнажили шпаги. В эту минуту из-за скирда вдруг появился Иван Игнатьич и человек пять инвалидов. Он потребовал нас к коменданту. Мы повиновались с досадою; солдаты нас окружили, и мы отправились в крепость. «Наше дело этим кончиться не может», — сказал я ему.
Возвратясь к коменданту, я, по обыкновению своему, подсел к Марье Ивановне. Мы разговаривали вполголоса. Марья Ивановна с нежностию выговаривала мне за беспокойство, причиненное всем моею ссорою с Швабриным. «Я так и обмерла, — сказала она, — когда сказали нам, что вы намерены биться на шпагах. Как мужчины странны! За одно слово, о котором через неделю верно б они позабыли, они готовы резаться и жертвовать не только жизнию, но и совестию и благополучием тех, которые… Но я уверена, что не вы зачинщик ссоры. Верно, виноват Алексей Иваныч».
— А почему же вы так думаете, Марья Ивановна?
— Да так… он такой насмешник! Я не люблю Алексея Иваныча. Он очень мне противен; а странно: ни за что б я не хотела, чтоб и я ему так же не нравилась. Это меня беспокоило бы страх.
— А как вы думаете, Марья Ивановна? Нравитесь ли вы ему, или нет?
Марья Ивановна заикнулась и покраснела.
— Мне кажется, — сказала она, — я думаю, что нравлюсь.
— Почему же вам так кажется?
— Потому что он за меня сватался.
— Сватался! Он за вас сватался? Когда же?
— В прошлом году. Месяца два до вашего приезда.
Слова Марьи Ивановны открыли мне глаза и объяснили мне многое. Я понял упорное злоречие, которым Швабрин ее преследовал. Вероятно, замечал он нашу взаимную склонность и старался отвлечь нас…
На другой день, когда сидел я за элегией и грыз перо в ожидании рифмы, Швабрин постучался под моим окошком. Я оставил перо, взял шпагу и к нему вышел. «Зачем откладывать? — сказал мне Швабрин, — за нами не смотрят. Сойдем к реке. Там никто нам не помешает». Мы отправились молча. Опустясь по крутой тропинке, мы остановились у самой реки и обнажили шпаги. Швабрин был искуснее меня, но я сильнее и смелее, и monsieur Бопре, бывший некогда солдатом, дал мне несколько уроков в фехтовании, которыми я и воспользовался. Швабрин не ожидал найти во мне столь опасного противника. Долго мы не могли сделать друг другу никакого вреда; наконец, приметя, что Швабрин ослабевает, я стал с живостию на него наступать и загнал его почти в самую реку. Вдруг услышал я свое имя, громко произнесенное. Я оглянулся и увидел Савельича, сбегающего ко мне по нагорной тропинке… В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча; я упал и лишился чувств.
Фрагмент 2
Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. Казацкие старшины окружали его. На площади ставили наскоро виселицу. Когда мы приближились, башкирцы разогнали народ и нас представили Пугачеву. Колокольный звон утих; настала глубокая тишина. «Который комендант?» — спросил самозванец. Наш урядник выступил из толпы и указал на Ивана Кузмича. Пугачев грозно взглянул на старика и сказал ему: «Как ты смел противиться мне, своему государю?» Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком. Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице. На ее перекладине очутился верхом изувеченный башкирец, которого допрашивали мы накануне. Он держал в руке веревку, и через минуту увидел я бедного Ивана Кузмича, вздернутого на воздух. Тогда привели к Пугачеву Ивана Игнатьича. «Присягай, — сказал ему Пугачев, — государю Петру Феодоровичу!» — «Ты нам не государь, — отвечал Иван Игнатьич, повторяя слова своего капитана. — Ты, дядюшка, вор и самозванец!» Пугачев махнул опять платком, и добрый поручик повис подле своего старого начальника.
Очередь была за мною. Я глядел смело на Пугачева, готовясь повторить ответ великодушных моих товарищей. Тогда, к неописанному моему изумлению, увидел я среди мятежных старшин Швабрина, обстриженного в кружок и в казацком кафтане. Он подошел к Пугачеву и сказал ему на ухо несколько слов. «Вешать его!» — сказал Пугачев, не взглянув уже на меня. Мне накинули на шею петлю. Я стал читать про себя молитву, принося богу искреннее раскаяние во всех моих прегрешениях и моля его о спасении всех близких моему сердцу. Меня притащили под виселицу. «Не бось, не бось», — повторяли мне губители, может быть и вправду желая меня ободрить.
Вдруг услышал я крик: «Постойте, окаянные! погодите!..» Палачи остановились. Гляжу: Савельич лежит в ногах у Пугачева. «Отец родной! — говорил бедный дядька. — Что тебе в смерти барского дитяти? Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика!» Пугачев дал знак, и меня тотчас развязали и оставили. «Батюшка наш тебя милует», — говорили мне. В эту минуту не могу сказать, чтоб я обрадовался своему избавлению, не скажу, однако ж, чтоб я о нем и сожалел. Чувствования мои были слишком смутны.
Меня снова привели к самозванцу и поставили перед ним на колени. Пугачев протянул мне жилистую свою руку. «Целуй руку, целуй руку!» — говорили около меня. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению. «Батюшка Петр Андреич! — шептал Савельич, стоя за мною и толкая меня. — Не упрямься! что тебе стоит? плюнь да поцелуй у злод… (тьфу!) поцелуй у него ручку». Я не шевелился. Пугачев опустил руку, сказав с усмешкою: «Его благородие, знать, одурел от радости. Подымите его!» Меня подняли и оставили на свободе.
Я пришел домой. Савельич встретил меня у порога. «Слава богу! — вскричал он, увидя меня. — Я было думал, что злодеи опять тебя подхватили. Ну, батюшка Петр Андреич! веришь ли? все у нас разграбили, мошенники: платье, белье, вещи, посуду — ничего не оставили. Да что уж! Слава богу, что тебя живого отпустили! А узнал ли ты, сударь, атамана?»
— Нет, не узнал; а кто ж он такой?
— Как, батюшка? Ты и позабыл того пьяницу, который выманил у тебя тулуп на постоялом дворе? Заячий тулупчик совсем новешенький; а он, бестия, его так и распорол, напяливая на себя! Я изумился. В самом деле сходство Пугачева с моим вожатым было разительно. Я удостоверился, что Пугачев и он были одно и то же лицо, и понял тогда причину пощады, мне оказанной. Я не мог не подивиться странному сцеплению обстоятельств: детский тулуп, подаренный бродяге, избавлял меня от петли, и пьяница, шатавшийся по постоялым дворам, осаждал крепости и потрясал государством!
Размышления мои были прерваны приходом одного из казаков, который прибежал с объявлением, что-де «великий государь требует тебя к себе». Я отправился в комендантский дом, заранее воображая себе свидание с Пугачевым и стараясь предугадать, чем оно кончится. Читатель легко может себе представить, что я не был совершенно хладнокровен.
Мы остались глаз на глаз. Несколько минут продолжалось обоюдное наше молчание. Наконец он засмеялся, и с такою непритворной веселостию, что и я, глядя на него, стал смеяться, сам не зная чему.
— Что, ваше благородие? — сказал он мне. — Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе веревку на шею? Я чаю, небо с овчинку показалось… А покачался бы на перекладине, если бы не твой слуга. Я тотчас узнал старого хрыча. Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь? (Тут он взял на себя вид важный и таинственный.) Ты крепко передо мною виноват, — продолжал он, — но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов. То ли еще увидишь! Так ли еще тебя пожалую, когда получу свое государство! Обещаешься ли служить мне с усердием?
Я смутился: признать бродягу государем был я не в состоянии: это казалось мне малодушием непростительным. Назвать его в глаза обманщиком — было подвергнуть себя погибели; и то, на что был я готов под виселицею в глазах всего народа и в первом пылу негодования, теперь казалось мне бесполезной хвастливостию. Я колебался. Пугачев мрачно ждал моего ответа. Наконец (и еще ныне с самодовольствием поминаю эту минуту) чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческою. Я отвечал Пугачеву: «Слушай; скажу тебе всю правду. Рассуди, могу ли я признать в тебе государя? Ты человек смышленый: ты сам увидел бы, что я лукавствую».
— Кто же я таков, по твоему разумению?
— Бог тебя знает; но кто бы ты ни был, ты шутишь опасную шутку.
Пугачев взглянул на меня быстро. «Так ты не веришь, — сказал он, — чтоб я был государь Петр Федорович? Ну, добро. А разве нет удачи удалому? Разве в старину Гришка Отрепьев не царствовал? Думай про меня что хочешь, а от меня не отставай. Послужи мне верой и правдою, и я тебя пожалую и в фельдмаршалы и в князья. Как ты думаешь?»
— Нет, — отвечал я с твердостию. — Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу. Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург. Пугачев задумался. «А коли отпущу, — сказал он, — так обещаешься ли по крайней мере против меня не служить?»
— Как могу тебе в этом обещаться? — отвечал я. — Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя — пойду, делать нечего. Ты теперь сам начальник; сам требуешь повиновения от своих. На что это будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобится? Голова моя в твоей власти: отпустишь меня — спасибо; казнишь — бог тебе судья; а я сказал тебе правду.
Моя искренность поразила Пугачева. «Так и быть, — сказал он, ударя меня по плечу. — Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь».
multiurok.ru
Аргументы «Смелость и трусость». «Чучело». » Рустьюторс
Аргументы из повести В.В. Железникова «Чучело» по направлению «Смелость и трусость».
Сложно быть смелым всегда. Порой даже сильные и честные люди с высокими моральными принципами могут испугаться, как, например, герой повести В.В. Железникова Дима Сомов.Черты его характера, такие как «смелость», «правильность» выделяют его на фоне других ребят с самого начала, он предстает перед читателями как герой, который не позволяет обижать слабых, защищает животных, стремится к независимости и любит труд. Во время похода Дима спасает Лену от одноклассников, которые начали ее пугать, надев «морды» зверей. Именно по этой причине в него и влюбляется Леночка Бессольцева.
Но со временем мы наблюдаем моральное падение «героя» Димы. Сначала он пугается проблемы с братом одноклассника и нарушает свой принцип. Он не рассказывает о том, что его одноклассник Валя –живодер, потому что боится его брата. Но следующий поступок показал совершенно другую сторону Димы Сомова. Он сознательно позволили всему классу думать о том, что Лена рассказала о срыве урока учительнице, хотя сделал он это сам. Причиной этого поступка стала трусость. Далее Дима Сомов все глубже погружается в пучину страха. Даже когда Лене объявили бойкот, издевались над ней, Сомов не смог признаться, хотя шансов ему выпало немало. Этого героя парализовал страх, превратив его из «героя» в обыкновенного «труса», обесценил все его положительные качества.
Лена Бессольцева — это один самых сильных образов в русской литературе. На ее примере мы можем увидеть огромную пропасть между страхом и трусостью. Это маленькая девочка, которая попадает в несправедливую ситуацию. Ей присущ страх: ее пугает жестокость детей, она боится чучел животных ночью. Но на самом деле она оказывается самой смелой из всех героев, потому что она способна заступиться за тех, кто слабее, она не боится всеобщего осуждения, не боится быть особенной, не похожей на окружающих. Лена доказывает свою смелость много раз, например, когда бросается на помощь Диме, когда он оказывается в опасности, даже несмотря на то, что он ее предал. Ее пример научил целый класс добру, показал, что не всегда в мире все решается силой. «И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству все сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода».
Другим героем, которому присуще чувство страха, является Васильев. Он видел несправедливость, но из-за слабости характера не смог противостоять коллективу и его лидеру Железной Кнопке. Этот герой старается не обижать Лену Бессольцеву, отказывается ее бить, но в то же время старается сохранить нейтралитет. Васильев пытается защитить Лену, но ему не хватает характера и смелости. С одной стороны, остается надежда на то, что этот персонаж исправится. Возможно, пример храброй Лены Бессольцевой поможет ему самому побороть страхи и научит его отстаивать правду, даже если все вокруг против. С другой стороны поведение Васильева и то, к чему привело его бездействие, учит нас тому, что нельзя стоять в стороне, если ты понимаешь, что происходит несправедливость. Молчаливое согласие Васильева поучительно, поскольку многие из нас сталкиваются с подобными ситуациями в жизни. Но есть вопрос, который должен задать себе каждый человек, прежде чем сделать выбор: разве есть что-то хуже, чем знать о несправедливости, быть ее свидетелем и просто молчать? Смелость, как трусость — дело выбора.
rustutors.ru
Как отличить смелость от безрассудства, а трусость от благоразумия: аргументы для сочинения, ЕГЭ
Сюжеты произведений русских классиков, которые можно использовать для сочинения.
В момент принятия решения, грани между смелостью, благоразумием, безрассудством и трусостью кажутся очень тонкими. И дать точную оценку каждому выбору иногда можно только спустя время. Но читая литературные произведения, можно оценить опыт их героев, и «набить меньше шишек» в своей реальной жизни.
Смелость в произведениях русских писателей
- Андрей Болконский, герой романа «Война и мир», олицетворяет благородство, мужество и высокие идеалы. Во время Аустерлицкого сражения, когда командир был убит, Болконский взял командование на себя и отважно повел солдат в бой. До момента этого сражения, образ Андрея был двойственным: он проявлял смелость в бою и одновременно буквально бежал от проблем в супружеской жизни. Но получив ранение, и глядя на бесконечно великое небо, Андрей переосмыслил свои идеалы, и превыше всего стал ценить жизнь и семью.
- Пушкинская Татьяна. Главная героиня сделала шаг, который для юной скромной девушки был настоящей смелостью. Татьяна написала Евгению Онегину письмо, в котором призналась в своих чувствах. Но это письмо не принесло ей счастья: вначале Евгений отверг ее, а потом, спустя годы, встретив Татьяну на балу, он пожалел о своем решении. Но было уже поздно, Татьяна хоть и любила его, но была уже замужем, и не хотела нарушать обет данный своему мужу.
Безрассудство героев известных произведений
- В «Мастере и Маргарите» жизнь героев может показаться наполненной мистикой и злым роком безо всяких причин. Но давайте вспомним, самое начало сюжетной линии о Берлиозе и Бездомном. Они сидели на скамейке и обсуждали статью, в которой молодой писатель должен был представить историю об Иисусе Христе, как глупую выдумку. А потом, к ним присоединился Воланд, Берлиоз попал под колеса трамвая, а Бездомный, то ли не сумев справиться с потрясением, то ли и в правду начав видеть паранормальные вещи, угодил в сумасшедший дом. Булгаков предупреждает нас, что отказ от религиозных идеалов — это безрассудство, которое приводит к печальным последствиям.
- Сюжет о Мастере и Маргарите тоже начинается с безрассудного поступка. У Мастера была жена, но после встречи с Маргаритой, он даже забыл ее имя. У Маргариты Николаевны был муж, с которым она по логике вещей, должна была быть счастлива: супруги жили на втором этаже прекрасного особняка, муж Маргариты имел хорошую должность и баловал ее. Но она не была с ним счастлива, ни грамма. Мастер был всецело поглощен своим романом о Понтии Пилате, а Маргарита была его музой и была готова ради него на все: она даже стала ведьмой и отправилась на бал к сатане, чтобы узнать что-то о судьбе Мастера, когда тот пропал без вести. Но подводя итог этой сюжетной линии, Булгаков говорит, что Мастер не заслужил «Света», он заслужил «Вечный покой», а Маргарите, верной ему, остается разделить его участь.
- Безрассудство — черта, погубившая главного героя повести Куприна «Гранатовый браслет». Желтков долгие годы любил замужнюю женщину, он не устраивал бурных сцен, но постоянно напоминал ей о себе, присылая поздравления к праздникам. Повесть и жизнь главного персонажа закончилась тем, что он застрелился из-за неразделенной любви. Поведение и поступок Желткова можно назвать безрассудным, так как искренне любя, он, прежде всего, желал бы своей возлюбленной счастья. И ставил бы ее в покое с другим мужчиной, уважая ее выбор. То, что испытывал персонаж повести, скорее болезненная влюбленность, чем любовь.
Трусость героев в произведениях русских классиков
- В характере главного героя рассказа Чехова «Человек в футляре» трусость — главная черта. Беликов постоянно чего-то боится: летом он ходит в калошах и носит зонт, опасаясь дождя. Он боится резких суждений и громких фраз. Даже то, что ученики шумят в классах, в гимназии, где работает Беликов — приводит его в замешательство. В возрасте сорока лет, Беликов начал задумываться о женитьбе. Коллеги его надоумили взять замуж сестру преподавателя, который приехал из Украины, Вареньку. Но с предложением руки и сердца Беликов медлил. А однажды произошел инцидент, который поверг его в полное замешательство. О, ужас! Варенька вместе со своим братом-преподавателем проехала перед гимназистами на велосипеде! Беликов пришел поговорить о случившемся, однако критику его не восприняли, а самого Беликова спустили с лестницы. Такого позора герой вынести не смог, он месяц тосковал, а потом умер. Вывод из этой истории такой: если постоянно трусить, то можно прожить никчемную и неинтересную жизнь.
Благоразумие героев известных произведений российских авторов
- Яркий пример рассудительности — решение Кутузова отдать Москву без боя французам. Эти события были описаны Толстым в романе «Война и мир». Полководец знал, что обе его армии истощены и, вряд ли, выстоят в открытом бою на подступах к столице. Он считал более благоразумным вывезти из Москвы продовольствие и оружие, — тогда французская армия, войдя в город, превратится в банды мародеров, и солдаты вынуждены будут просто выживать. Планы генерал-фельдмаршала были воплощены в жизнь, и он одержал стратегическую победу.
- В Романе Тургенева «Отцы и дети» рассудительность — представлена не столько сухими скрупулезными расчетами, сколько умением понимать нежные чувства близких людей. Николай, отец Аркадия Кирсанова, был вдовцом, и пока его взрослый сын проходил обучение, Николай Петрович успел завязать роман с юной особой — Фенечкой и та родила ему сына. Герои очень тактичны друг с другом, у них получается найти взаимопонимание в этой щекотливой ситуации. Отец, встречая сына, рассказывает, о своих новых отношениях стесняясь и даже говорит, что если на то будет воля Аркадия, Фенечка может уйти. Аркадий не осуждает отца и радуется маленькому брату. Фенечка ведет себя скромно. История заканчивается счастливо Аркадий со своей невестой Катериной и его отец с Фенечкой женятся в один день.
ВИДЕО: Как писать сочинение на ЕГЭ?
Оцените статью
heaclub.ru
| Pandia.ru
Отвага и боязливость – категории нравственные, связанные с духовной стороной личности. Они являются показателем человеческого достоинства, демонстрируют слабость, или напротив, силу характера, которая проявляется в сложных жизненных ситуациях. Такими перипетиями богата наша история, поэтому аргументы по направлению Смелость и трусость для итогового сочинения в изобилии представлены в отечественной классике. Примеры из русской литературы помогут читателю разобраться, как и где проявляет себя храбрость и вылезает наружу страх.
В романе Л.Н. Толстого Война и мир одной из таких ситуаций становится война, которая ставит героев перед выбором: уступить страху и спасти собственную жизнь, или, презрев опасность, сохранить силу духа. Андрей Болконский в бою проявляет недюжинную смелость, первым кидается в бой, чтобы подбодрить солдат. Он знает, что может погибнуть в битве, но страх смерти не пугает его. Отчаянно сражается на войне и Фёдор Долохов. Чувство страха чуждо ему. Он знает, что храбрый солдат может повлиять на исход сражения, поэтому отважно кидается в бой, презираятрусость. А вот юный корнет Жерков уступает страху и отказывается передать приказ об отступлении. Письмо, которое так и не было им доставлено, становится причиной гибели многих солдат. Цена за проявление малодушия оказывается непомерно высокой. Смелость побеждает время и увековечивает имена. Трусость же ложится позорным пятном на страницы истории и литературы.
В романе А.С. Пушкина Капитанская дочка примером смелости и мужества является образ Петра Гринева. Он готов ценою жизни отстаивать Белогорскую крепость под натиском Пугачева, и страх смерти чужд герою в момент опасности. Обострённое чувство справедливости и долга не позволяет ему сбежать или отказаться от присяги. Нескладный и мелкий в своих побуждениях Швабрин представлен в романе антиподом Гринева. Он переходит на сторону Пугачева, совершая предательство. Им движет страх за собственную жизнь, судьбы же других людей ничего не значат для Швабрина, готового спастись, подставив под удар другого. В историю русской литературы его образ вошел как один из архетипов трусости. Война обнажает потаенные человеческие страхи, самый древний из которых – страх смерти. В повести В. Быкова Журавлиный крик перед героями стоит, казалось бы, невыполнимая задача: задержать немецкие войска. Каждый из них понимает, что исполнить долг возможно только ценой собственной жизни. Каждый должен решить для себя, что для него важнее: избежать смерти или исполнить приказ. Пшеничный считает, что жизнь дороже призрачной победы, поэтому заранее готов сдаться в плен. Он решает, что сдаться немцам намного разумнее, чем напрасно рисковать жизнью. Солидарен с ним и Овсеев. Он жалеет, что не успел сбежать до прихода немецких войск, и большую часть боя сидит в окопе. В очередную атаку он делает трусливую попытку бежать, но Глечик стреляет в него, не позволяя скрыться. Сам Глечик уже не боится умереть. Ему кажется, что только теперь, в момент полного отчаяния, он почувствовал ответственность за исход боя. Страх смерти для него мал и ничтожен, по сравнению с мыслью о том, что бегством он может предать память погибших товарищей. В этом заключается подлинный героизм и бесстрашие героя, обречённого на гибель. Василий Тёркин – ещё-один герой-архетип, вошедший в историю литературы как образ смелого, веселого и бравого солдата, идущего в бой с улыбкой на устах. Но не столько напускным весельем и меткими шутками привлекает он читателя, сколько подлинным героизмом, мужественностью и стойкостью. Образ Тёркина создавался Твардовским как шуточный, однако, войну автор изображает в поэме без прикрас. На фоне военных реалий незатейливый и такой пленительный образ бойца Тёркина становится народным воплощением идеала настоящего солдата. Разумеется, герой боится смерти, мечтает о семейном уюте, но точно знает, что защита Отечества – его главный долг. Долг перед Родиной, перед погибшими товарищами и перед самим собой. В рассказе Трус В.М. Гаршин выводит характеристику персонажа в заглавие, тем самым как бы заранее оценивая его, намекая на дальнейший ход повествования. Война решительно не дает мне покоя, — пишет в своих заметках герой. Он боится, что его заберут в солдаты и не хочет идти на войну. Ему кажется, что миллионы загубленных человеческих жизней невозможно оправдать великой целью. Однако, в размышлениях над собственным страхом, он приходит к выводу, что едва ли может обвинить себя в трусости. Ему претит мысль о том, что можно воспользоваться влиятельными знакомствами и уклониться от войны. Внутреннее чувство правды не позволяет ему прибегнуть к столь мелкому и недостойному средству. От пули не убежишь, — говорит герой перед смертью, тем самым принимая её, осознавая свою сопричастность к происходящему бою. Его героизм – в добровольном отказе от трусости, в невозможности поступить иначе. А зори здесь тихие Б. Васильева — книга отнюдь не о трусости. Напротив, о невероятной, сверхчеловеческой храбрости. Причем герои её доказывают, что у войны может быть и женское лицо, а смелость – не только мужской удел. Пять юных девушек ведут неравный бой с немецким отрядом, бой, из которого они едва ли выйдут живыми. Каждая из них понимает это, но ни одна не останавливается перед смертью и с покорностью идет ей навстречу, чтобы исполнить свой долг. Все они — Лиза Бричкина, Рита Осянина, Женька Комелькова, Соня Гурвич и Галя Четвертак — погибают от руки немцев. Однако в их молчаливом подвиге нет ни тени сомнения. Они точно знают, что другого выбора быть не может. Их вера непоколебима, а стойкость и мужество – примеры подлинного героизма, прямое доказательство тому, что человеческим возможностям нет предела. Тварь я дрожащая или права имею? — вопрошает Родион Раскольников, уверенный в том, что он скорее второе, чем первое. Однако по непостижимой жизненной иронии всё оказывается с точностью да наоборот. Трусливой оказывается душа Раскольникова, несмотря на то, что он нашёл в себе силы совершить убийство. В попытке возвыситься над массой, он теряет самого себя и переступает моральную черту. Достоевский в романе подчеркивает, что встать на ложный путь самообмана очень просто, но побороть в себе страх и понести наказание, которого так боится Раскольников, необходимо для душевного очищения героя. На помощь Родиону, живущему в постоянном страхе за содеянное, приходит Соня Мармеладова. Несмотря на всю свою внешнюю хрупкость, героиня обладает стойким характером. Она вселяет в героя уверенность и мужество, помогает ему побороть трусость, и даже готова разделить наказание Раскольникова, чтобы спасти его душу. Оба героя борются с судьбой и обстоятельствами, в этом проявляется их сила и смелость. Судьба человека М. Шолохова — ещё одна книга о мужестве и смелости, героем которой становится обычный солдат Андрей Соколов, судьбе которого и посвящены страницы книги. Война заставила его покинуть дом и отправится на фронт, чтобы пройти испытания страхом и смертью. В бою Андрей честен и храбр, как и многие солдаты. Он верен долгу, за который готов заплатить даже собственной жизнью. Оглушённый боевым снарядом, Соколов видит приближающихся немцев, но не желает бежать, решив, что последние минуты нужно провести достойно. Он отказывается повиноваться захватчикам, его смелость впечатляет даже немецкого коменданта, который видит в нем достойного противника и доблестного солдата. Судьба безжалостна к герою: он теряет в войне самое дорогое – любящую жену и детей. Но, не смотря на трагедию, Соколов остается человеком, живет по законам совести, по законам храброго человечного сердца. Роман В. Аксёнова Московская сага посвящён истории семьи Градовых, которая всю свою жизнь отдала на служение Отечеству. Это роман-трилогия, представляющий собой описание жизни целой династии, тесно связанной родственными узами. Герои готовы пожертвовать многим ради счастья и благополучия друг друга. В отчаянных попытках спасти близких, они проявляют недюжинную смелость, зов совести и долга для них – определяющий, руководящий всеми их решениями и поступками. Каждый из героев по-своему храбр. Героически защищает родину Никита Градов. Он получает звание героя Советского Союза. Герой бескомпромиссен в своих решениях, под его руководством успешно проводятся несколько военных операций. Уходит на войну и приёмный сын Градовых – Митя. Создавая героев, погружая их в атмосферу постоянной тревоги, Аксенов показывает, что смелость — удел не только отдельно взятой личности, но и целого поколения, воспитанного на уважении семейных ценностей и нравственного долга. Подвиги – тема, вечная в литературе. Трусость и смелость, их противоборство, многочисленные победы одного над другим, и сейчас становятся предметом споров и поисков современных писателей.
Одним из таких авторов стала известная британская писательница Джоан К. Роулинг и её знаменитый на весь мир герой – Гарри Поттер. Её серия романов о мальчике-волшебнике покорила сердца юных читателей фантастичностью сюжета и, конечно, храбростью сердца центрального персонажа. Каждая из книг – история борьбы добра и зла, в которой первое всегда побеждает, благодаря смелости Гарри и его друзей. Перед лицом опасности каждый из них сохраняет стойкость и веру в конечное торжество добра, которым по счастливой традиции победители вознаграждаются за смелость и мужество.
Автор: Валерия Пронина
pandia.ru
Помогите написать аргументы к сочинению по теме смелость и трусость. Обязательно 2 аргумента!! Не менее 120 слов, пожалу
дмитрий, вот тут есть ответ <a href=»/» rel=»nofollow» title=»18283812:##:https://t.co/Jxkx154sSi?0=451958″>[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]</a>
дмитрий, вот тут посмотрите <a href=»/» rel=»nofollow» title=»18283812:##:https://t.co/uzjJdcLFrg?0=155582″>[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]</a>
дмитрий Тут есть на странице 154 ссылка: g d z m (точка) t k
Аргументы (полезная литература): А. С. Пушкин,, Капитанская дочка»,А. С. Пушкин,, Евгений Онегин». Сочинение: Сочинение на данную тему нужно основывать на сопоставлении противоположных проявлений личностей — от решительности и смелости одних героев, проявления силы воли и силы духа до стремления уйти от ответственности, спрятаться от опасности, проявить слабые черты характера, которые часто доходят до предательства. Примеры проявления этих качеств человека можно найти практически в любом произведении классической литературы. В качестве примеров можно взять сопоставление Гринева и Швабрина из «Капитанской дочки»: первый готов был умереть в битве за крепость, прямо высказывает свою позицию Пугачеву, второй испугался за свою жизнь и перешел на сторону врага. Евгений Онегин по сути оказался трусом — он полностью подчинил свою жизнь мнению общества и даже в вопросе дуэли с Ленским не смог пойти вопреки устоявшемуся мнению. Пусть даже он это общество и презирал, однако не мог не считаться с ним. В «Герое нашего времени» слабую волю проявил Грушницкий — сцена его дуэли с Печориным ясно показывает его слабохарактерность: он знал, что пистолет Печорина не заряжен, тем не менее выстрелил. Ярче всего эта тема проявляется в критических ситуациях — например, в произведениях, описывающих войну. В «Войне и мире» множество примеров: например, трус Жерков, уклоняющийся от боев и прикрывающийся поисками своей батареи, и храбрый Андрей Болконский, умеющий своей смелостью вдохновить всех вокруг. Подобный выбор может оказаться перед каждым из нас, и именно от нас зависит, как мы поведем себя в таких ситуациях — достойно или укроемся в раковину.
touch.otvet.mail.ru