9 класс атф – Презентация по биологии 9 класс «АТФ»

Конспект урока "Энергетический обмен. синтез АТФ" 9 класс

ФИО: Антипина Ксения Николаевна

Должность, место работы: учитель биологии, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа д. Балухарь

Урок: биология 9 класс

Тема: «Энергетический обмен. Синтез АТФ»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: продолжить формирование знаний об обмене веществ, раскрыв сущность энергетического обмена.

Задачи урока:

Образовательный аспект: сформировать знания о трех этапах энергетического обмена на примере углеводного обмена; подвести обучающихся к выводу о значении АТФ как универсального аккумулятора энергии в клетке;

Развивающий аспект: способствовать обучению школьников умению находить необходимые сведения в тексте учебной статьи, умению отвечать на вопросы по содержанию текста учебной части;

Воспитательный аспект: учащиеся должны понять роль ферментов в реакциях обмена веществ животных в природе, способствовать развитию творческого мышления;

способствовать развитию экологического сознания.

  1. Организационный момент

На слайде схема – обмен веществ.

У: Давайте вспомним о чем мы говорили на прошлом уроке.

О: Об обменен веществ

У: А если точнее?

О: О двух его сторонах: пластическом и энергетическом обмене.

У: Посмотрите на свои столы. (На столах у учащихся заводные игрушки). Приведите их в действие. Что заставляет эти игрушки двигаться?

О: Ключ, заводящий механизм

У: А что служит таковым ключом для живых организмов?

О: энергия АТФ

У: Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

О: Об энергетическом обмене и синтезе АТФ

У: Как вы думаете, в чем цель нашей сегодня работы на уроке?

О: Разобраться, как происходит энергетический обмен в клетке и как осуществляется синтез АТФ

У: Прежде чем мы начнем изучать тему, давайте обратимся к литературе. Отрывок из книги Ж.Верна «Дети капитана Гранта».

Герои только собрались поужинать мясом подстреленной ими дикой ламы (гуанако), как вдруг выяснилось, что оно совершенно не съедобно. «Быть может оно слишком долго лежало?» - озадачено спросил один из них. «Нет, оно к сожалению, слишком долго бежало!» - ответил ученый Паганель. Мясо гуанако вкусно только тогда, когда животное убито во время отдыха, но если за ним долго охотились и животное долго бежало, тогда его мясо несъедобно.

Мог ли Паганель объяснить причину описанного им явления. На тот момент вряд ли. Но пользуясь данными современной науки сделать это совсем не трудно и в это вы очень скоро убедитесь. А разобраться в причине данного явления ответить на вопрос почему мясо стало вдруг не съедобным поможет тема: Энергетический обмен. Синтез АТФ.

Для достижения наших целей мы должны выполнить план действий, получить положительные оценки и знания, которые пригодятся в жизни. А какие это знания и где они могут пригодятся, вы мне ответите сами в конце урока.

План:

  1. Вспоминаем строение клетки (С/к)

  2. Изучаем тему. Сам.работа (С/К)

  3. Анализируем информацию.

  4. Тест (К/у)

  5. Решение задачи (В/к)

  6. Вывод.

  1. Повторение.

У: Давайте вспомним строение клетки, потому что знание строения пригодится нам при изучении сегодняшней темы.

На доске модель клетки: Магнитная оболочка. Рядом модели органоидов. Обучающиеся по очереди выходят, выбирают органоид, называют и говорят функцию, размещают внутри модели.

У: Поставьте в листы контроля (Приложение №4) себе оценку Самоконтроля за повторение. Если вы знали названия и функции всех органоидов поставьте себе 5, если не знали 1-2 органоида поставьте 4, если не знали больше поставьте 3.

  1. Изучение новой темы.

У: Давайте определим, что такое энергетический обмен. Для этого воспользуемся текстом учебника.

О: Дают определение.

У: Какому органоиду клетки принадлежит ведущая роль в этом процессе?

О: Митохондрия

У: А теперь я предлагаю, используя текст учебника заполнить таблицу. (1 группа заполняет 2 колонку, 2 группа заполняет 3 колонку, 3 группа заполняет 4 колонку) Таблица приложение №1.

Проверка таблицы, на слайде заполненная таблица. Поставьте в листы самоконтроля оценку за заполнение таблицы.

  1. Анализируем информацию.

У: представить рассмотренный нами процесс достаточно сложно, поэтому предлагаю вам посмотреть видеофрагмент, который продемонстрирует энергетический обмен. (Просмотр видеофильма)

(ссылка на видеофайл https://www.youtube.com/watch?v=peg4BFCdLoQ)

У: А теперь обратимся к проблеме, которую я озвучила в начале урока. Почему же мясо убитой гуанако было несъедобным?

О: Рассуждения

У: Предлагаю посмотреть еще один видеофрагмент, который окончательно даст ответ на этот вопрос. (ссылка на видеофайл https://www.youtube.com/watch?v=BeSyX2QU6x4 )

О: вывод: мясо оказалось несъедобным, потому что во время бега в мышцах гуанако преобладает гликолиз, в результате которого образуется много молочной кислоты, которая и делает мясо непригодным для употребления.

  1. Тест. Приложение №2. (электронный тест)

  2. Предлагаю вам поработать в парах и решить задачу. (Приложение №3)

  3. Рефлексия.

В начале урока я сказала, что в результате изучения темы вы получите знания, которые будут вам полезны в жизни и помогут ответить на ряд вопросов. Давайте я начну, а вы продолжите.

Я узнал

Как ………..

Почему ………..

Зачем ………….

  1. Итог урока. Выставление оценок.

  2. Д/з. Составить кластер «Энергетический обмен»

Приложение №1. Этапы энергетического обмена.

Подготовительный этап

Бескислородный этап. Гликолиз

Кислородный этап.

Дыхание

Где происходит расщепление

В органах пищеварения

Внутри клетки

В митохондриях

Чем активизируется расщепление

Ферменты пищеварительных соков

Ферменты мембраны

Ферменты митохондрий

До каких веществ расщепляются соединения клетки

Б – аминокислоты

У – глюкоза

Ж – глицерин, ЖК

Глюкоза – 2 молекулы молочной кислоты

Молочная кислота до СО2 и Н2О

Сколько синтезируется энергии в виде АТФ

-----

2АТФ

36АТФ

Вывод: С6Н12О

6 6СО2+6Н2О+38АТФ

Приложение №2. Тест

Вариант№1.

  1. Исходным веществом для энергетического обмена является:

А) молочная кислота

Б) глюкоза

В) вода и углекислый газ

2. Энергетический выход гликолиза равен:

А) 38АТФ

Б) 36АТФ

В) 2АТФ

3. В результате интенсивной физической работы в клетках мышечной ткани преобладает этап:

А) подготовительный

Б) бескислородный

В) кислородный

4. Подготовительный этап у многоклеточных проходит:

А) в митохондриях

Б) в цитоплазме

В) в пищеварительной системе

5. Сколько молекул АТФ образуется при окислении 3 молекул глюкозы:

А) 114

Б) 76

В)152

Вариант №2

  1. Конечными веществами энергетического обмена являются:

А) молочная кислота

Б) глюкоза

В) вода и углекислый газ

2. Энергетический выход кислородного этапа равен:

А) 38АТФ

Б) 36АТФ

В) 2АТФ

3. Бескислородный этап у многоклеточных проходит:

А) в митохондриях

Б) в цитоплазме

В) в пищеварительной системе

4. В результате интенсивной физической работы в клетках мышечной ткани преобладает этап:

А) подготовительный

Б) бескислородный

В) кислородный

5. . Сколько молекул АТФ образуется при окислении 4 молекул глюкозы:

А) 114

Б) 76

В)152

Приложение №3

Задача. Вариант №1. Сколько молекул АТФ будет синтезироваться в клетках эукариот при полном окислении фрагмента молекулы крахмала, состоящего из 70 молекул глюкозы?

Задача. Вариант №2. Сколько молекул АТФ будет синтезироваться в клетках эукариот при полном окислении фрагмента молекулы крахмала, состоящего из 50 молекул глюкозы?

Приложение №4

Лист контроля

ФИ

Повторение (С/к)

Сам.раб (С/К)

Тест (В/к)

Задача (С/к)

Итог урока

infourok.ru

Презентация к уроку "Нуклеиновые кислоты и АТФ", 9-10 класс

Тема: Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. АТФ и другие органические соединения клетки.

Цели:

  1. Сформулировать знания учащихся о структуре и функциях нуклеиновых кислот.

  2. Развивать знания о роли белков ферментов в синтезе ДНК и РНК.

  3. Раскрыть сущность матричного синтеза, характерного для живой природы.

  4. Сформулировать знания учащихся о структуре и функции АТФ.

План:

  1. Значение и строение нуклеиновых кислот (н.к.)

  2. ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота), её структура и биологическая роль в клетке

  3. РНК (рибонуклеиновая кислота)

  4. АТФ (аденозинтрифосфат).

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

  1. Орг. момент. Приветствие.

  2. Проверка домашнего задания, ответы на вопросы учеников.

  3. Нуклеиновые кислоты:

Мономер – полимер.

В жизни клетки важная роль принадлежит нуклеопротеидам, т.е. соединения в состав которых входят белки и нуклеиновые кислоты.

Нуклеиновые кислоты

 – высокомолекулярные органические соединения, входят в состав сложных белков (нуклеопротеиды). (с латинского – ядро). Впервые эти кислоты были обнаружены в ядре клетки, швейцарским учёным Мишером (1869). Проблемы биологии о сущности процессов наследственности, изменчивости, размножения, роста связаны с нуклеиновыми кислотами. Наследственные изменения – мутации –связаны, с изменениями в генах – определённых участках нуклеиновых кислот. Нуклеиновые кислоты представляют макромолекулы. Молекулярная масса их 6 500 000 -13 000 000. Они образуют длинные цепи полимеров из мономеров, называемых нуклеотидами. Различают 2 вида нуклеиновых кислот (нк).

2. ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота)

ДНК содержится в митохондриях и пластидах растительных клеток, а у жгутиконосцев – в ресничках. В составе углеводного участка молекула ДНК содержит сахар дезоксирибозу. Чередование нуклеотидов участка цепи ДНК (это закономерности в расположении стыкующихся нуклеотидов!!!!!).

ДНК – носитель генетической информации, содержится в храмосомах клеточного ядра, в нуклеотидах прокариотных клеток и во многих вирусах. Молекула ДНК представляет собой двойной неразветвленный линейный полимер, имеет вид правозакрученной спирали (может быть и левозакрученная спираль).

Правило Чаргаффа. Число пуриновых оснований в ДНК всегда равно числу пиримидиновых оснований, количество Тимина равно количеству аденина, а гуанина – количеству цитозина.

infourok.ru

Тест по биологии для 9 класса по теме: "АТФ"

Тест по теме: «АТФ»

1. Какова структура молекулы АТФ:

а) биополимер; б) нуклеотид; в) мономер г) никлеозид

2. В каких органоидах синтезируется АТФ в растительной клетке:

а) в рибосомах; б) в митохондриях; в) в хлоропластах г) в ядре

3.Почему митохондрии называют энергетическими станциями клеток:

а) осуществляют синтез белка; в) синтез углеводов

б) синтез АТФ; г) расщепление АТФ?

4.Какие соединения входят в состав АТФ:

а) азотистое основание; г) глицерин

б) углевод; д) аминокислота

в) три остатка фосфорной кислоты;

5. В каких органоидах синтезируются АТФ в животной клетке:

а) рибосомах; б) митохондриях; в) хлоропластах г) в ядре

6. В результате какого процесса, происходящего в митохондриях, синтезируется АТФ: а) фотосинтез; б) дыхание; в) биосинтез белков

7. АТФ считают основным источником энергии в клетки, так как:

а) содержит богатые энергией связи в) это фермент

б) представляет собой нуклеотид г) преобразует энергию света

8. Что отделяется от АТФ?

а) остатки фосфорной кислоты; г) глицерин

б) органические кислоты д) аминокислота

в) азотистое основание е) жиры

9. Какая структура у АТФ?

а) устойчивая б) неустойчивая в) неизвестная

10. Во что переходит АТФ при отделении одного остатка фосфорной кислоты?

а) АДФ б) АМФ в) АТТФ

11. Сколько остатков фосфорной кислоты может отделиться от АТФ?

а) один б) два в) три

12. Сколько энергии заключено в молекуле АТФ:

а) 40 кДж, б) 80 кДж, в) 0 кДж г) 120 кДж

13. Сколько энергии заключено в молекуле АДФ:

а) 40 кДж, б) 80 кДж, в) 0 кДж г) 120 кДж.

14. Сколько энергии заключено в молекуле АМФ:

а) 40 кДж, б) 80 кДж, в) 0 кДж г) 120 кДж.

15. Для каких процессов используется энергия, заключённая в молекуле АТФ (отметить все возможные варианты)

а) синтез белков, углеводов, липидов б) транспорт веществ

в) движение и мышечные сокращения г) деление клеток.

videouroki.net

Урок в 9 классе:

Хорошавина Галина Григорьевна

БОУ: «Михайловская средняя общеобразовательная школа»

Учитель обществознания

Методическая разработка: Урок «Нуклеиновые кислоты. АТФ.» 9 класс

Описание публикации: Предлагаю вам конспект урока для учащихся старших классах по теме: «Нуклеиновые кислоты.АТФ.»

Подобный урок помогает учителю активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках, развивает логическое мышление через сравнение. Данный урок может выступать в нескольких функциях:

  • обучающая - развитие общеучебных умений и навыков, таких как память, внимание;

  • коммуникативная функция – объединение учащихся в группы, установление эмоциональных контактов;

Тема: «Нуклеиновые кислоты.АТФ.»

Задачи:

  • Сформировать знания о строении и функциях молекул ДНК, РНК, АТФ, принципе комплементарности;

  • Развитие логического мышления через сравнение Структуры ДНК и РНК.

Оборудование: модель ДНК, таблицы, иллюстрирующие строение ДНК, РНК, АТФ

Ход урока:

  1. Актуализация знаний:

Что относится к биополимерам? ( поясните с примерами).

( Решение биологической задачи)

«Имеется три вида аминокислот – А, В, С. Сколько вариантов полипептидных цепей, состоящих из пяти аминокислот, можно построить из этих аминокислот?Укажите эти варианты. Будут ли эти полипептиды обладать одинаковыми свойствами и структурами? Почему?»

  1. Усвоение ЗУН:

(Работа с текстом учебника. Оформление сравнительной таблицы)

Признаки

РНК

ДНК

Нахождение в клетке

Нахождение в ядре

Строение макромолекулы

Состав нуклеотида

Свойства

Функции

АТФ – (Работа в группах. Составление схемы стороения АТФ)

  1. Рефлексия:

Решение задач:

1.Одна из цепей фрагмента молекулы ДНК имеет следующее строение: Г-Г-Г-А-Т-А-А-Ц-А-Г-А-Т

А) Укажите строение противоположной цепи.

Б) Укажите последовательность нуклеотидов в молекуле и-РНК, построенной на этом участке цепи ДНК.

АТФ –постоянный источник энергии для клетки. Его роль можно сравнить с ролью аккумулятора. Объясните, в чем заключается сходство?

  1. Итог.

Д.з. Составить синквейн по теме. (Если были затруднения при заполнении таблицы, то обратиться к параграфу учебника)

Рассматриваемый объект

Особенности

Черты

строения

функций

сходства

различия

Растительная клетка

Животная клетка

Д) Сделать общий вывод из работы.

2 группа (самостоятельная работа)

А) Приготовление препарата букального эпителия ротовой полости человека.

- На предметное стекло нанести каплю раствора йода. Потом стеклянной палочкой взять мазок с внутренней поверхности щеки и нанести его на предметное стекло. Полученный препарат накрыть предметным стеклом, поместить под микроскоп и рассмотреть.

Б) Выполните задание:

- Отметить особенности строения животной клетки, различимые в световой микроскоп.

В) Совместное обсуждение.

Г) Занесение результатов в таблицу.

Рассматриваемый объект

Особенности

Черты

строения

функций

сходства

различия

Растительная клетка

Животная клетка

Д) Сделать общий вывод из работы.

infourok.ru

Биология 9 класс: АТФ и другие органические соединения — OnliSkill

00:02:59

Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Для существования нашего сайта необходим показ рекламы. Просим отнестись с пониманием и добавить сайт в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

02:59

Аденозинтрифосфат (АТФ) - нуклеотид, который состоит из азотистого основания аденина, углевода рибозы и 3-х остатков фосфорной кислоты. Это важнейший источник энергии для всех реакций, которые протекают в клетках. АТФ содержится в цитоплазме, в ядре, митохондриях и хлоропластах.

Следующие уроки

02:32

03:29

03:43

02:30

02:02

onliskill.ru

атф и другие органические соединения клетки

МОУ «Турочакская СОШ»

Методическая разработка

к уроку биологии 9 класс.

Тема: АТФ и другие органические соединения клетки

Подготовил: учитель биологии

МОУ «Турочакская СОШ»

Шварц Е.В.

2015г.

Тема урока: АТФ и другие органические соединения клетки

Цели: Формирование понятий о структуре и функциях АТФ; знакомство с другими органическими соединениями клетки, необходимыми для ее жизнедеятельности

- развитие умения правильно использовать полученные знания

- воспитание внимательности

Оборудование: учебник, карточки с заданиями,

ИКТ, плакат «АТФ»

Новые понятия: аденозинтрифосфат (АТФ), аденозиндифосфат (АДФ), аденозинмонофосфат (АМФ), макроэргическая связь, витамины жирорастворимые и водорастворимые

Методические приемы: слово учителя, фронтальный и индивидуальный опрос, работа у доски, письменная работа на карточках, сообщения учащихся, решение биологических задач.

Структура урока


  1. Орг. Момент

- приветствие

- подготовка класса к уроку

- готовность обучающихся к уроку


  1. Повторение изученного материала ( решение биологических задач),

- работа у доски 2 обучающихся, остальные работают на карточках

Задача 1. В молекуле ДНК обнаружено 880 гуаниловых нуклеотидов, которые составляют 22% от общего количества нуклеотидов этой ДНК. Определите: а) сколько содержится других нуклеотидов (по отдельности) в этой молекуле ДНК б) какова длина ДНК

Решение

На основе принципа комплементароности

(А+Т) + (Г+Ц) = 100%

1.Определяем количество второго (цитидилового)нуклеотида:

Г=Ц=880, или 22%

2.На долю других видов нуклеотидов (Т+А) приходится

100%- (22% + 22%) = 56 %

3.Для вычисления количества этих нуклеотидов составляем пропорцию:

X = (56 x 880) : 22= 2240

2240 :2 вида нуклеотида = 1120 А, столько же Т.

Всего 880 + 880 + 1120 = 4000 нуклеотидов

4.Для определения длины ДНК, сколько нуклеотидов содержится в одной цепи :

4000 : 2 = 200

5.Вычисляем длину цепи 2000 x 0,34 = 680нм

Такова длина и всей молекулы ДНК

Ответ : а) Г=Ц=880; А=Т=1120; б) 680 нм

Самостоятельная работа


1 вариант

2 вариант

Дано: А нукл. = 600 = 12,5%

Найти: а) Т,Г,Ц всего и в %

Б) длину ДНК


Дано: Ц нукл. = 300 = 15%

Найти: а) Г, Т, А всего и в %

Б) длину ДНК


  1. Целевая установка

- психологический настрой обучающихся

. Изучение нового материала о сообщении цели


  1. АТФ – аденозинтрифосфорная кислота (рассказ учителя с элементами беседы)

АТФ (нуклеотид)

  1. Азотистое основание 2. Углевод 3. 3 молекулы фосфорной к-ты

Аденин рибоза Ф – Ф – Ф

Энергетическая эффективность двух макроэргических связей составляет 80 кДж/моль

АТФ образуется в митохондриях клеток животных и хлоропластах растений. Энергия АТФ используется на движение, биосинтез, деление. Средняя продолжительность жизни одной молекулы АТФ менее 1 минуты, так как она расщепляется и восстанавливается 2400 раз в сутки.


  1. Закрепление знаний об АТФ

- решение биологических задач

Задача №1.

АТФ – постоянный источник энергии для клетки. Его роль можно сравнить с ролью аккумулятора. Объясните, в чем заключается это сходство.

Задача №2.

АТФ синтезируются в митохондриях и хлоропластах. Объясните, в чем сходство и различие процессов, приводящих к синтезу молекул в органоидах.


  1. Сообщения учащихся о витаминах

  2. Итог урока: рефлексия

- Мне понравилось …..

Мне показалось сложным….

Мое настроение ….


  1. Домашнее задание пар. 1.7, вопросы 1 – 4, стр. 35,задача

2015г.

bio.na5bal.ru

§ 20. Энергетический обмен в клетке. Биология 9 класс Пасечник

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир

resheba.me

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *