Материалы к урокам «Чарльз Дарвин и происхождение видов», 7 класс
Учение Чарльза Дарвина об искусственном отборе
Понятие «искусственный отбор» ввел в 1859году Чарльз Дарвин. Он показал, что искусственный отбор – основной фактор возникновения и дальнейшей эволюции домашних животных и культурных растений. Дарвин доказал происхождение пород домашних животных от одного или немногих видов диких предков. Так, например, все породы домашних кур произошли от дикого банкивского петуха. По теории Ч.Дарвина, искусственный отбор – направленный отбор особей животных или растений, проводимый человеком с целью получения от них потомства с желаемыми свойствами. Искусственный отбор ведет к закреплению тех свойств, которые ценны человеку, а не тех, которые полезны самому живому организму, как это происходит в естественном отборе.
Существует две формы искусственного отбора:
бессознательный — при этой форме отбора сохраняются лучшие экземпляры без постановки определенной цели;
методический — человек целенаправленно подходит к созданию новой породы или сорта, ставя перед собой определенные задачи. Методический отбор — творческий процесс, дающий более быстрые результаты, чем бессознательный. В основе такого способа разведения лежит изменчивость признаков, их наследуемость и отбор.
Бессознательный искусственный отбор проводили уже первобытные скотоводы и землевладельцы, стремившиеся сохранить наиболее ценные экземпляры животных и растений и получить от них потомство. Сохранение из поколения в поколение лучших животных обеспечивало воспроизводство стада. Следовательно, бессознательный искусственный отбор по механизму действия (сохранение более приспособленных форм) и по результату (приспособление к окружающим условиям, включая деятельность человека) близок к естественному отбору.
Методический искусственный отбор – массовый и индивидуальный – систематически применяется со второй половины XVIII века.
Методический И. о. — массовый и индивидуальный(систематически применяется со 2-й половины XVIII в.), характеризуется целенаправленностью (отбираютособи по определенному признаку или комплексу признаков) и является основным методом селекции всельском хозяйстве. При массовом И. о. выбраковывают всех особей, не соответствующих принятому дляпороды стандарту. Совершенствование отбираемых признаков происходит обычно медленно. Прииндивидуальном И. о. каждая родительская форма оценивается не только по собственным качествам, но ипо способности передавать их потомкам. Индивидуальный И. о. включает и подбор родительских пар,сопровождаемый в животноводстве оценкой производителей по потомству, что позволяет контролироватьгенетические свойства родителей. Методом быстрого закрепления у потомков ценных свойств родителейявляется инбридинг.
Искусственный отбор, направленный отбор особей (из поколения в поколение), проводимый человеком сцелью улучшения существующей породы (сорта) или создания новой породы (сорта) животных, растений, грибов или микроорганизмов.
Результатом искусственного отбора является многообразие сортов растений и пород домашних животных.
Селе́кция (лат. selectio «выбирать») — наука о методах создания новых и улучшения существующих пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов, с полезными для человека свойствами.
Например, гибридизация близкородственных организмов даёт широкий спектр изменчивости, который служит плодотворным материалом для искусственного отбора. Искусственный отбор был основным фактором появления домашних животных и культурных растений.
В понятие искусственный отбор входит избирательный отбор животных или растений селекционером, у которых под влиянием внешней среды и изменением привычек возникли приспособления полезные не для самого животного или растения, а для человека. Ч. Дарвин объяснял возникновение таких приспособлений тем, что человек во власти накоплять изменения, которые доставляет ему природа, путём подбора малозаметных отклонений. Следовательно, одним из важнейших факторов искусственного отбора является изменчивость. Без изменчивости невозможно существование ни естественного, ни искусственного отбора. И поскольку изменения у животных или растений возникают случайно, то вероятность их возникновения тем больше, чем больше имеется особей.
Вторым важным фактором искусственного отбора является наследственность. Дарвин открыл в природе закон длящейся в поколениях изменчивости. Согласно этому закону изменения, происходящие в органах животных или в растениях, при сохранении условий, их вызвавших, сохраняются и усиливаются в последующих поколениях. Таким образом, наследственность не только сохраняет изменения, но и закрепляет их в последующих поколениях.
Действие искусственного отбора сводится не только к наследованию изменений, главным фактором здесь является человек, который и обеспечивает отбор.
infourok.ru
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Орг.момент, приветствие. | Приветствие. Учащиеся садятся по группам. |
Актуализация знаний, проверка д/з. Определите, что нарисовано в клетках за цифрами, дайте определение рисункам- терминам, назовите уровень организации, примером которого он является | Совещаются в группе, делают выбор, обсуждают, озвучивают. |
Как вы думаете, могут ли исчезать и появляться новые виды организмов? Почему? Ответ подтвердите примерами. Чем объяснить удивительную приспособленность живых существ к условиям жизни? Эволюция – наука, изучающая механизмы происхождения и развития органического мира | Основываясь на собственный опыт, выдвигают гипотезы. |
Большой вклад в эту науку внес Чарлз Дарвин. Запишите тему урока: «Дарвин и происхождение видов». Наши задачи на урок: Выяснить, в чем причина многообразия живых организмов на планете Определить результаты учения Дарвина | Осмысливают тему и задачи урока |
Какие выводы в своей работе сделал Дарвин? Откройте учебник на стр. 6, прочитайте текст третьего абзаца, обсудите в группе ответ на вопрос, озвучьте | Выполняют задания, работая в группе. Озвучивают: Человек создает сорта и породы на основе индивидуальной наследственной изменчивости – присуща каждому организму и позволяет отличить друг от друга особей одного вида |
Каковы же причины, определяющие процесс видообразования? Выберите ответ: Уровень организации Естественный отбор Борьба за существование Автотрофный способ питания | Делают выбор, доказывают его: Естественный отбор и Борьба за существование |
Работая в группе, заполните схему Приведите примеры | Заполняют схему, пользуясь учебником. Работа в группе. |
Сделайте вывод, продолжив фразу: Учение Дарвина доказывает, что движущие силы эволюции- развития природы- это… | Делают вывод: движущие силы эволюции- развития природы- это наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. |
Домашнее задание: Прочитать текст на стр.5-6, пересказать | Осмысливают д/з, задают вопросы на прояснение. |
nsportal.ru
План-конспект урока по биологии (7 класс) на тему: План конспект урока «Чарльз Дарвин и происхождение видов» 7 класс
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Ч. Дарвин и происхождение видов.
ФИО (полностью) | Ненаживина Ольга Ивановна | |
Место работы | МБОУ ООШ с.Березовка | |
Должность | Учитель | |
Предмет | Биология | |
Класс | 7 класс | |
Тема и номер урока в теме | Урок 2 Ч. Дарвин и происхождение видов. | |
Базовый учебник | Учебник «Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения», 7 класс, Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, издательство «Дрофа»,2014 год. УМК «Живой организм», линейный курс. |
8.Цель урока: Организовать деятельность учащихся по изучению учения Ч.Дарвина о основных движущих силах эволюции.
9. Задачи:
— обучающие: Способствовать осознанию учащимися основного фактического материала, раскрыть понятия об наследственности, изменчивости, борьбе за существование, естественном отборе как основных движущих силах эволюции.
-развивающие: Развитие умений учащихся находить нужную информацию в разных источниках: текстовых и иллюстративных.
Продолжить формирование умений сравнивать объекты, анализировать, делать выводы.
-воспитательные: Продолжить формирование эмоционально-ценностного отношения к учебной деятельности,
10.Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный,
11. Необходимое техническое оборудование: компьютер, с доступом в Интернет, проектор или интерактивная доска.
12.СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
I. Организационный этап.
Учитель приветствует, организует и настраивает учащихся на активную работу на уроке.
II. Повторение пройденного
Проверка домашнего задания по теме «От клетки до биосферы. Уровни организации живого»
Задание: 1.Назовите уровни организации жизни и расположите их в порядке возрастания.(у доски)
2.Что называют биосферой?
3.Почему биосфера является глобальной экосистемой?
III. Актуализация знаний.
Как вы думаете, могут ли исчезать и появляться новые виды организмов? Почему?
Ответ подтвердите примерами.
Чем объяснить удивительную приспособленность живых существ к условиям жизни?
Учащиеся основываясь на собственный опыт, выдвигают гипотезы.
IV.Целеполагание и формулировка темы урока.
200 лет назад на свет появился человек, которому предстояло найти причины удивительного многообразия форм жизни, тем самым он кардинально изменил наш взгляд на мир и наше место в нем. Этого человека звали Ч. Дарвин.
Сформулируйте тему и цели сегодняшнего урока. (Учащиеся формулируют тему и цели урока, записывают тему урока в тетрадь)(слайд 1)
Далее идет рассказ учителя, сопровождающийся демонстрацией слайдов презентации
V. Изучение нового материала.
Краткая биография Ч.Дарвина. (слайд 2)
Чарльз Роберт Дарвин родился 12 февраля 1809г в Англии, в семье врача. С 10 лет Ч. Дарвин начинает учиться в гимназии. Уже тогда, будучи ребёнком, он увлекается естественными науками, собирает гербарии, коллекции минералов и насекомых.
После гимназии Ч. Дарвин поступает в Эдинбургский университет, где собирается стать медиком. Однако, проучившись всего 2 курса обучения, он забрасывает университет и поступает в Кембриджский христианский колледж, где занимается изучением теологии (учение о Боге).
Решающим поворотом в его судьбе стало кругосветное путешествие на корабле «Бигль» (1831-1836гг).) За это время он побывал во многих точках земного шара и собрал богатейшие ботанические, зоологические и геологические коллекции. )
О том, в чем же причина большого многообразия живых организмов и их удивительная способность приспосабливаться к условиям среды, Ч. Дарвин объяснил в своем главном труде «Происхождение видов путем естественного отбора», где изложил основные положения его эволюционного учения.
(демонстрация книги Ч.Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора»)
Движущими силами эволюции Ч. Дарвин назвал — наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор
(слайд 3) (запись в тетрадь)
1) Занимаясь своими научными исследованиями, Ч. Дарвин обратил внимание на большое многообразие пород домашних животных и сортов культурных растений, и пришел к выводу, что человек создает породы и сорта на основе наследственной изменчивости.
Ребята, как вы думаете, что такое наследственность?
Предполагаемые ответы: Способность родителей передавать свои признаки потомству.
Совершенно верно! Вот почему мы очень похожи на своих родителей.
А что такое изменчивость?
Предполагаемые ответы: Способность организмов приобретать какие-либо новые признаки, отличающие их от других.
Правильно! Благодаря изменчивости, мы, хоть и похожи на своих родителей, но не являемся их абсолютно точной копией.
Изменчивость бывает наследственной и ненаследственной.
Наследственная изменчивость – это изменчивость, которая связана с изменением генетического материала и приводит к изменению внешних признаков организма.
(запись в тетрадь)
Наследственная изменчивость присуща каждому организму и позволяет отличить друг от друга особей одного вида.(слайд 4) Здоровьесберегающий этап урока. Физкультминутка.
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
2) Следующее, на что еще обратил свое внимание Ч. Дарвин – это борьба за существование. В живой природе она неизбежна. Организмы могут бороться за одинаковую пищу, сходные условия обитания и размножение. Дожить до зрелого возраста и оставить потомство могут лишь немногие особи, а только наиболее приспособленные.
Таким образом, борьба за существование – это сложные отношения организмов между собой и с условиями внешней среды.
(запись в тетрадь)(слайд 5)
Ч. Дарвин выделял несколько форм борьбы за существования:
1. внутривидовая борьба – взаимоотношения между особями одного вида. Эта борьба носит наиболее острый характер. (слайд 9)
2. межвидовая борьба – взаимоотношения между особями разных видов. (слайд 10)
3. борьба с неблагоприятными условиями.(слайд 11)
Просмотр слайд шоу «Борьба за существование»http://school-collection.edu.ru/catalog/res/00000460-1000-4ddd-5937-3c0046bc4318/?from=000001a5-a000-4ddd-5fde-0c0046b1db9c&interface=teacher&class=51&subject=29
3) В процессе борьбы за существование происходит естественный отбор – процесс, в результате которого выживают и оставляют после себя потомство особи, с полезными в данных условиях признаками.
(запись в тетрадь) .(слайд 6)
В результате борьбы за существования и естественного отбора виды живых организмов изменяются, приспосабливаются к разнообразным условиям среды. Они приобретают все новые и новые признаки, образуя, таким образом, многообразие живой природы. Ч. Дарвин это хорошо доказал в своей эволюционной теории. .(слайд 12)
VI. Закрепление изученного материала.
Фронтальный опрос.
1. Что является наследственностью?
2. Что является изменчивостью?
3. Какие формы изменчивости известны?
4. Что такое борьба за существование?
5. Что такое естественный отбор?
6.Какую роль сыграло учение Дарвина для развития науки?
VII. Информация о домашнем задании, выставление оценок.
1. Учебник – с 9-12 прочитать (1 уровень)
2. Выучить термины в тетради и подготовиться к биологическому диктанту.
3. Подготовить сообщение о разных породах собак, выведенных путем искусственного отбора, сортах растений (по выбору)(2 уровень)
- Рефлексия. Нарисуйте в тетради настроение на сегодняшнем уроке, используя смайлики
13. Список литературы.
1. Учебник «Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения», 7 класс, Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, издательство «Дрофа»,2014 год. УМК «Живой организм»
2. Биологии. 7 класс. Учебно-методическое пособие к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс» – М: Дрофа, 2010. – 446с.
14. Интернет-ресурсы.
1. http://school-collection.edu.ru/Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
nsportal.ru
«Второй шанс» — блог учителя биологии и химии Носовой Елены Юрьевны.: «Ч. Дарвин и происхождение видов» 7 класс
Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.А) Занимаясь своими научными исследованиями, Ч. Дарвин обратил внимание на большое многообразие пород домашних животных и сортов культурных растений, и пришел к выводу, что человек создает породы и сорта на основе наследственной изменчивости.
Способность организмов приобретать какие-либо новые признаки, отличающие их от других.
Изменчивость бывает наследственной и ненаследственной. Наследственная изменчивость – это изменчивость, которая связана с изменением генетического материала и приводит к изменению внешних признаков организма . Наследственная изменчивость присуща каждому организму и позволяет отличить друг от друга особей одного вида.Б) Из поколения в поколение человек из большого количества особей отбирает и оставляет тех особей, которые обладают полезными для человека признаками. Так, например, оставляют коров, дающих большое количество молока, кур, несущих большое количество яиц и.т.д. В результате создаются новые породы животных и сорта растений. Это Ч. Дарвин назвал искусственным отбором – отбор, производимый человеком для выведения новых пород животных и сортов растений (запись в тетрадь) В) Следующее, на что еще обратил свое внимание Ч. Дарвин – это борьба за существование. В живой природе она неизбежна. Организмы могут бороться за одинаковую пищу, сходные условия обитания и размножение. Дожить до зрелого возраста и оставить потомство могут лишь немногие особи, а только наиболее приспособленные. Таким образом, борьба за существование – это сложные отношения организмов между собой и с условиями внешней среды
Запомнить! Движущими силами эволюции Ч. Дарвин назвал — наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.
vtor-ch.blogspot.com
презентация по биологии на тему » Дарвин о происхождении видов» 7 класс
В данной презентации указана небольшая биография Чарльза Роберта Дарвина. Движущие силы эволюции. Определение что такое Изменчивость. Виды борьбы за существование. Что такое естественный отбор. Сопоставление целенаправленного формирования разнообразных пород домашних животных путем искусственного отбора и удивительного многообразия форм диких животных привело английского натуралиста Чарлза Дарвина к заключению о действии сходного процесса происхождения видов в природе путем естественного отбора и борьбы за существование.
Пояснение . Искусственный отбор – скрещивание особей домашних животных с желательными человеку признаками и выбор из потомства для дальнейшего размножения животных, у которых необходимые свойства проявились наиболее полно. Естественный отбор – выбраковка наименее приспособленных особей хищниками, болезнями, климатическими и другими факторами, благодаря чему выживают животные, наиболее приспособленные к новым условиям. Борьба за существование – конкуренция за жизненные ресурсы, в результате которой выживают и размножаются животные с признаками, наиболее соответствующими меняющимся условиям жизни. Это ведет к их накоплению в популяции и в случае возникновения ее географической изоляции приводит, в конечном счете, к репродуктивной несовместимости с другими популяциями и тем самым к появлению нового вида.
Дополнение . Знаменитый английский ученый Чарлз Дарвин (1809–1882) прославился созданием теории эволюции живых организмов, признаваемой и поныне абсолютным большинством биологов во всем мире. Следует отметить, что самый значительный фактический научный материал для будущей теории он собрал в молодости. Еще школьником, а затем студентом медицинского факультета Эдинбургского университета (который не закончил) и богословского факультета Кембриджского университета, Чарлз увлекался изучением живой природы (известны, например, два его сообщения в студенческом кружке о малоизученных беспозвоночных животных: мшанках и пиявках), совершал натуралистические экскурсии, подолгу засиживался в университетской библиотеке, был знаком со многими учеными. Один из них, ботаник Джон Генсло, рекомендовал 22-летнего Ч. Дарвина капитану Роберту Фитц-Рою для участия в кругосветном путешествии на корабле «Бигль» в качестве натуралиста. Поначалу не все складывалось удачно: отец, Роберт Дарвин, настойчиво требовал от сына приступить к карьере священника, а капитану Фитц-Рою не понравился… нос Чарлза («он сомневался, чтоб человек с таким носом мог обладать достаточной для совершения путешествия энергией и решительностью», – сетовал позднее Ч. Дарвин в своей «Автобиографии»). Но дядя убедил отца Чарлза в полезности экспедиции, а с формой его носа капитан смирился, и 27 декабря 1831 г. Ч. Дарвин отправился на «Бигле» в 5-летнее плавание, завершившееся 2 октября 1836 г.
Большую часть времени в экспедиции он изучал животный и растительный мир Южной Америки, где собрал богатые коллекции. Особое его внимание привлекли птицы Галапагосских островов, отделенных от материка широким простором Атлантики; именно их изменчивость в сравнении с материковыми формами породили у молодого натуралиста мысли о возможных путях формирования новых видов. Только в октябре 1835 г. «Бигль» отправился на запад от берегов Южной Америки – через Тихий океан к Австралии, острову Маврикий в Индийском океане, в Южную Африку, Атлантический океан и Англию. Сопоставление ныне живущих и вымерших видов млекопитающих, разнообразие пород домашних животных, выводимых человеком путем намеренного скрещивания и селекции потомства, укрепили Дарвина в понимании сходных процессов видообразования в природе. Но только после 20-летней кропотливой работы над дневниками путешествия и их публикации, а также работы с коллекциями и книгами в кабинетной тиши была, наконец, сформулирована и опубликована в 1859 г. его эволюционная теория. Она была опубликована в книге «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение избранных пород в борьбе за жизнь». Эта теория «витала в воздухе» и, несомненно, появилась бы в любом случае, но стал бы ее создателем именно Чарлз Дарвин без путешествия на корабле «Бигль» – неизвестно… Впрочем, исследователи его учения убеждены: «Не будь путешествия на „Бигле“, не было бы и великого Дарвина» (По материалам Е.Е. Сыроечковского, Предисловие к 4-му изданию книги Ч. Дарвина «Путешествия натуралиста вокруг света на корабле „Бигль“», 1983).
infourok.ru
Ч Дарвин и происхождение видов 7
«Ч. Дарвин и происхождение видов» . 7 класс 2015 г.
Чарльз Ро берт Да рвин 12 февраля 1809 — 19 апреля 1882 • Aанглийский натуралист и путешественник, одним из первых осознал и наглядно продемонстрировал, что все виды живых организмов эволюционируют во времени от общих предков. В своей теории, первое развёрнутое изложение которой было опубликовано в 1859 году в книге «Происхождение видов» (полное название: «Происхождение видов путём естественного отбора, или выживание благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» )
Движущие силы эволюции Наследственная изменчивость Борьба за существование Естественный отбор
ИЗМЕНЧИВОСТЬ — способность живых организмов приобретать новые признаки и качества. Наследственная или генотипическая • Обусловлена изменениями в генотипе, передается по наследству. Ненаследственная или модификационная • Обусловлена влиянием факторов окружающей среды , по наследству не передается
Борьба за существование — разнообразные взаимоотношения организмов с факторами среды и друг с другом.
Естественный отбор -процесс, приводящий к выживанию и преимущественному размножению более приспособленных к данным условиям среды особей, обладающих полезными наследственными признаками.
Мутационная изменчивость сенполий. Стрелолист обыкновенный
Внутривидовая Межвидовая
Борьба с неблагоприятными условиями
Вывод: из поколения в поколение в результате борьбы за существование и естественного отбора виды изменяются в направлении все большей приспособленности к условиям окружающей среды.
present5.com
«Ч. Дарвин и происхождение видов «
Класс:
Тема урока: Ч. Дарвин и происхождение видов.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: Сформировать и раскрыть понятия о наследственности, изменчивости, борьбе за существование, естественном отборе как основных движущих силах эволюции.
Задачи урока:
1.обучающие – ознакомить учащихся с основами учения Ч. Дарвина о происхождении видов.
2. развивающие – продолжить формировать умения анализировать, выделять главное, делать соответствующие выводы.
3. воспитательные – патриотическое воспитание, на примере жизни Ч. Дарвина.
Методы обучение:
1. словесные – рассказ, объяснение.
2. наглядные – демонстрация презентации, слайд шоу.
3. проблемные – постановка проблемных вопросов.
Форма работы обучающихся: фронтальная, самостоятельная работа.
Оборудование:
1. ПК.
2. мультимедийный проектор.
3. экран.
4. мультимедийная презентация.
5. мобильный класс
6. ЭОР
Структура урока:
1. Организационный этап.
2. Актуализация знаний.
3. Изучение нового материала.
4. Закрепление изученного материала.
5. Рефлексия (подведение итогов урока).
6. Информация о домашнем задании, выставление оценок.
Ход урока
1. Организационный этап. Учитель приветствует, организует и настраивает учащихся на активную работу на уроке.
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания по теме «Мир живых организмов. Уровни организации живого»
Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
Задание: Назовите уровни организации жизни и расположите их в порядке возрастания. (слайд 2)
Ответ:(слайд 3)
1. Биоценотический.
2. Популяционно-видовой.
3. Тканевый.
4. Клеточный.
5. Организменный.
6. Биосферный.
7. Органный.
4,3,7,5,2,1,6
3. Изучение нового материала.
Учитель: Насколько известно человеку, только на планете Земля существует жизнь и формы ее бесчисленны.
Это самый большой цветок на Земле! (картинка 1, слайд 4)Голубой кит, самое крупное животное на планете! (картинка 2, слайд 4) Огромное количество разнообразных животных и растений не перестает нас удивлять.
В настоящее время насчитывается более 2 млн. видов живых существ! Свыше 350 тыс. видов растений, более 100 тыс. грибов и более 1,5 млн. видов животных! (слайд 5)
?! Откуда взялось такое богатство видов?
?! Всегда ли животный мир был таким, каким существует в наше время?
Учащиеся высказывают свои предположения.
Учитель: 200 лет назад на свет появился человек, которому предстояло найти причины удивительного многообразия форм жизни, тем самым он кардинально изменил наш взгляд на мир и наше место в нем. Этого человека звали Ч. Дарвин.
Сформулируйте тему и цели сегодняшнего урока. (Учащиеся формулируют тему и цели урока, записывают тему урока в тетрадь) (слайд 1)
Далее идет рассказ учителя, сопровождающийся демонстрацией слайдов презентации.
1) Краткая биография Ч. Дарвина.
Чарлз Роберт Дарвин родился 12 февраля 1809г в Англии, в семье врача. (Дату рождения ученого учащиеся записывают в тетрадь)(слайд6)
С 10 лет Ч. Дарвин начинает учиться в гимназии. Уже тогда, будучи ребёнком, он увлекается естественными науками, собирает гербарии, коллекции минералов и насекомых.
После гимназии Ч. Дарвин поступает в Эдинбургский университет, где собирается стать медиком. Однако, проучившись всего 2 курса обучения, он забрасывает университет и поступает в Кембриджский христианский колледж, где занимается изучением теологии (учение о Боге). (слайд 7)
Решающим поворотом в его судьбе стало кругосветное путешествие на корабле «Бигль» (1831-1836гг). (слайд 8) За это время он побывал во многих точках земного шара и собрал богатейшие ботанические, зоологические и геологические коллекции. (слайд 9)
О том, в чем же причина большого многообразия живых организмов и их удивительная способность приспосабливаться к условиям среды, Ч. Дарвин объяснил в своем главном труде «Происхождение видов путем естественного отбора» (запись в тетрадь), где изложил основные положения его эволюционного учения. (слайд 10)
2)Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.
(учащиеся записывают подзаголовок в тетрадь)
А) Занимаясь своими научными исследованиями, Ч. Дарвин обратил внимание на большое многообразие пород домашних животных и сортов культурных растений, и пришел к выводу, что человек создает породы и сорта на основе наследственной изменчивости.
?Ребята, как вы думаете, что такое наследственность?
О. Способность родителей передавать свои признаки потомству.
Совершенно верно! Вот почему мы очень похожи на своих родителей.
? А что такое изменчивость?
О. Способность организмов приобретать какие-либо новые признаки, отличающие их от других.
Правильно! Благодаря изменчивости, мы, хоть и похожи на своих родителей, но не являемся их абсолютно точной копией.
Изменчивость бывает наследственной и ненаследственной.
Наследственная изменчивость – это изменчивость, которая связана с изменением генетического материала и приводит к изменению внешних признаков организма.
(запись в тетрадь)
Наследственная изменчивость присуща каждому организму и позволяет отличить друг от друга особей одного вида. (слайд11)
Б) Из поколения в поколение человек из большого количества особей отбирает и оставляет тех особей, которые обладают полезными для человека признаками. Так, например, оставляют коров, дающих большое количество молока, кур, несущих большое количество яиц и.т.д. В результате создаются новые породы животных и сорта растений.
Это Ч. Дарвин назвал искусственным отбором – отбор, производимый человеком для выведения новых пород животных и сортов растений. (запись в тетрадь) (слайд 12)
В) Следующее, на что еще обратил свое внимание Ч. Дарвин – это борьба за существование. В живой природе она неизбежна. Организмы могут бороться за одинаковую пищу, сходные условия обитания и размножение. Дожить до зрелого возраста и оставить потомство могут лишь немногие особи, а только наиболее приспособленные.
Таким образом, борьба за существование – это сложные отношения организмов между собой и с условиями внешней среды. (запись в тетрадь)(слайд 13)
Ч. Дарвин выделял несколько форм борьбы за существования:
1. борьба с неблагоприятными условиями. (слайд 14)
2. внутривидовая борьба – взаимоотношения между особями одного вида. Эта борьба носит наиболее острый характер. (слайд 15)
?! Как вы думаете, почему внутривидовая борьба носит наиболее острый характер?
О. Потому что организмы одного и того же вида имеют сходные потребности.
3. межвидовая борьба – взаимоотношения между особями разных видов. (слайд 16)
Просмотр слайд шоу «Борьба за существование» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/00000460-1000-4ddd-5937-3c0046bc4318/?from=000001a5-a000-4ddd-5fde-0c0046b1db9c&interface=teacher&class=51&subject=29
Г) В процессе борьбы за существование происходит естественный отбор – процесс, в результате которого выживают и оставляют после себя потомство особи, с полезными в данных условиях признаками. (запись в тетрадь)
Например, в промышленных районах, где стволы деревьев покрыты копотью, увеличивается число бабочек березовой пяденицы с темной окраской крыльев, так как такая окраска делает их незаметными для птиц – их врагов. А бабочки березовой пяденицы со светлой окраской крыльев не выживает в таких условиях, так как становятся хорошо заметными на темных стволах деревьев. (слайд 17)
В результате борьбы за существования и естественного отбора виды живых организмов изменяются, приспосабливаются к разнообразным условиям среды. Они приобретают все новые и новые признаки, образуя, таким образом, многообразие живой природы. Ч. Дарвин это хорошо доказал в своей эволюционной теории.
Запомнить! Движущими силами эволюции Ч. Дарвин назвал — наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. (слайд 18)
4. Закрепление изученного материала.
1) Фронтальный опрос.
1.Каковы заслуги в развитии науки Ч. Дарвина?
2. Что является наследственностью?
3. Что является изменчивостью?
4. Какие формы изменчивости известны?
5. Что такое борьба за существование?
6. Что такое естественный отбор?
2) Задание для мобильного класса. Самостоятельное выполнение интерактивного задания.
«Борьба за существование» Ссылка — http://school-collection.edu.ru/catalog/res/00000330-1000-4ddd-3a5f-4b0046bb2fd0/?from=000001a1-a000-4ddd-7bd7-0a0046b1da3f&interface=teacher&class=49&subject=29
5. Рефлексия.
Я знал
Я узнал
Я хочу знать
6. Информация о домашнем задании, выставление оценок.
1. Учебник – с.6-9 прочитать
2. Выучить термины в тетради и подготовиться к биологическому диктанту.
Спасибо за внимание! До скорых встреч! (слайд 19)
Список литературы.
1. Захаров, В.Б. Сонин, Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Дрофа, 2009. – 255с.
2. Бровкина Е.Т., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: Методическое пособие к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов». – М.: Дрофа, 2001 – 128с.
3. Биологии. 7 класс. Учебно-методическое пособие к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс» – М: Дрофа, 2010. – 446с.
Интернет-ресурсы.
1. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
infourok.ru