ОГЭ по информатике задание 10 — Информатика в школе
ОГЭ по информатике задание 10
Тема: «Циклический алгоритм обработки массива чисел»
В таблице Dat хранятся данные о количестве сделанных учениками заданий (Dat[1] заданий сделал первый ученик, Dat[2] – второй и т. д.). Определите, какое число будет напечатано в результате работы следующей программы, написанной на языке Паскаль.
var k, m, n: integer;
Dat: array[1..10] of integer;
begin
Dat[1] := 7; Dat[2] := 9;
Dat[3] := 10; Dat[4] := 5;
Dat[5] := 6; Dat[6] := 7;
Dat[7] := 9; Dat[8] := 10;
Dat[9] := 6; Dat[10] := 9;
m := 0;
n := 0;
for k := 1 to 10 do
if Dat[k] >= m then
begin
m := Dat[k];
n := k
end;
writeln(n)
end.
Данный пример взят из открытого банка заданий по информатике на сайте http://fipi.ru
РЕШЕНИЕ
Задание аналогично ЕГЭ по информатике задание 19
В языке программирования Паскаль программа состоит из заголовка, раздела описаний и исполняемой части. Служебные слова Pascal, обозначающие начало определенного блока программы, выделены жирным шрифтом.
Program – блок описания заголовка программы в Паскале имеет декоративное значение и может отсутствовать.
Const – блок описания констант. Может отсутствовать если константы в программе не предусмотрены.
Var — блок описания переменных с указанием их типа, например, тип integer означает целочисленные переменные.
Begin — end. – служебные слова, находящиеся в блоке операторов. Begin начинает исполняемую часть программы, а end. (точка в конце обязательна) – ее завершает.
Для примера напишем простую программу нахождения суммы двух чисел. Писать программу можно в программе PascalABC.NET, либо в онлайн-режиме, пройдя по этой ссылке.
Приступаем к решению задачи №10 ОГЭ по информатике. В программе используется одномерный массив из целых чисел от Dat[1] до Dat[10]. Структура программы выглядит так:
После входных данных начинается цикл с параметром for, в котором значения переменных m и n меняются.
For — это цикл, в котором тело выполняется заданное количество раз, поэтому его ещё называют циклом со счетчиком. В данной программе цикл должен выполниться от 1 до 10 раз.
В цикле содержится условный оператор if (если), который находит значение элемента массива больше, либо равного переменной m, а также его порядковый номер n. Значения m и n будут меняться, если условие
for k := 1 to 10 do
if Dat[k] >= m then
begin
m := Dat[k];
n := k
end;
Выполним все 10 шагов цикла, а результаты будем заносить в таблицу:
Вместо Dat[k] будем подставлять номер шага в цикле, например, для 1 шага запись будет выглядеть Dat[1], для 2 шага Dat[2] и.т.д.
1 ШАГ
for k := 1 to 10 do
if Dat[1] >= m then
begin
m := Dat[1];
n := 1
end;
Данный алгоритм читается так: если значение Dat[1] больше, либо равно значению в переменной m, тогда в переменную m присвоим значение, которое было в Dat [1], а в переменную n внесём порядковый номер массива,т.е. 1.
Подставляем значения: если 7 > = 0, тогда m:=7 и n:=1. Так, как условие истинно , то переменные m и n изменились, запишем в таблицу новые значения:2 ШАГ
for k := 1 to 10 do
if Dat[2] >= m then
begin
m := Dat[2];
n := 2
end;
Данный алгоритм читается так: если значение Dat[2] больше, либо равно значению в переменной m, тогда в переменную m присвоим значение, которое было в Dat [2], а в переменную n внесём порядковый номер массива,т.е. 2.
Подставляем значения: Если 9 > = 7, тогда m:=9 и n:=2. Так, как условие истинно , то переменные m и n изменились, запишем в таблицу новые значения:
3 ШАГ
for k := 1 to 10 do
if Dat[3] >= m then
begin
m := Dat[3];
n := 3
end;
Данный алгоритм читается так:
Подставляем значения: Если 10 > = 9, тогда m:=10 и n:=3. Так, как условие истинно , то переменные m и n изменились, запишем в таблицу новые значения:
4 ШАГ
for k := 1 to 10 do
if Dat[4] >= m then
begin
m := Dat[4];
n := 4
end;
Данный алгоритм читается так: если значение Dat[4] больше, либо равно значению в переменной m, тогда в переменную m присвоим значение, которое было в Dat [4], а в переменную n внесём порядковый номер массива,т.е. 4.
Подставляем значения: Если 5 > = 10, тогда m:=5 и n:=4. Так, как условие ложно , то переменные m и n не изменились, На 4 шаге значения m и n остались прежние:
5 ШАГ
for k := 1 to 10 do
if Dat[5] >= m then
begin
m := Dat[5];
n := 5
end;
Данный алгоритм читается так: если значение Dat[5] больше, либо равно значению в переменной m, тогда в переменную m присвоим значение, которое было в Dat [5], а в переменную n внесём порядковый номер массива,т.е. 5.
Подставляем значения: Если 6 > = 10, тогда m:=6 и n:=5. Так, как условие ложно , то переменные m и n не изменились, На 5 шаге значения m и n остались прежние:
6 ШАГ
for k := 1 to 10 do
if Dat[6] >= m then
begin
m := Dat[6];
n := 6
end;
Данный алгоритм читается так: если значение Dat[6] больше, либо равно значению в переменной m, тогда в переменную m присвоим значение, которое было в Dat [6], а в переменную n внесём порядковый номер массива,т.е. 6.
Подставляем значения: Если 7 > = 10, тогда m:=7 и n:=6. Так, как условие ложно , то переменные m и n не изменились, На 6 шаге значения m и n остались прежние:
7 ШАГ
for k := 1 to 10 do
if Dat[7] >= m then
begin
m := Dat[7];
n := 7
end;
Данный алгоритм читается так: если значение Dat[7] больше, либо равно значению в переменной m, тогда в переменную m присвоим значение, которое было в Dat [7], а в переменную n внесём порядковый номер массива,т.е. 7.
Подставляем значения: Если 9 > = 10, тогда m:=9 и n:=7. Так, как условие ложно , то переменные m и n не изменились, На 7 шаге значения m и n остались прежние:
8 ШАГ
for k := 1 to 10 do
if Dat[8] >= m then
begin
m := Dat[8];
n := 8
end;
Данный алгоритм читается так: если значение Dat[8] больше, либо равно значению в переменной m, тогда в переменную m присвоим значение, которое было в Dat [8], а в переменную n внесём порядковый номер массива,т.е. 8.
Подставляем значения: Если 10 > = 10, тогда m:=10 и n:=8. Так, как условие истинно , то переменные m и n изменились, запишем в таблицу новые значения:
9 ШАГ
for k := 1 to 10 do
if Dat[9] >= m then
begin
m := Dat[9];
n := 9
end;
Данный алгоритм читается так: если значение Dat[9] больше, либо равно значению в переменной m, тогда в переменную m присвоим значение, которое было в Dat [9], а в переменную n внесём порядковый номер массива,т.е. 9.
Подставляем значения: Если 6 > = 10, тогда m:=10 и n:=9. Так, как условие ложно , то переменные m и n не изменились, На 9 шаге значения m и n остались прежние:
10 ШАГ
for k := 1 to 10 do
if Dat[10] >= m then
begin
m := Dat[10];
n := 10
end;
Данный алгоритм читается так: если значение Dat[10] больше, либо равно значению в переменной m, тогда в переменную m присвоим значение, которое было в Dat [10], а в переменную n внесём порядковый номер массива,т.е. 10.
Подставляем значения: Если 9> = 10, тогда m:=9 и n:=10. Так, как условие ложно , то переменные m и n не изменились, На 10 шаге значения m и n остались прежние:
После 10 шага цикл завершит работу и оператор writeln(n) выведет результат 8. Обратите внимание, что должна выводить программа, то и будет ответом в данной задаче.
Например, если будет записано writeln(n + m), ответ будет 18.
Ответ: 8
P.s. Данную задачу можно скопировать или набрать в программе Паскаль и проверить результат:
Чтобы получить хороший старт в сфере ИТ и использовать время учебы с максимальной эффективностью, очень важно правильно выбрать ВУЗ и специальность.
amlesson.ru
ОГЭ по информатике задание 19.Разбор задачи
ОГЭ по информатике задание 19
Тема: «Обработка большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных»
ОГЭ по информатике задание 19 является практической и выполняется на компьютере в табличном процессоре, например, в Microsoft Office Excel 2007. Разберем задание из демо-версии 2017 года.
Для этого перейдите по ссылке, скачайте и распакуйте архив. Перейдите в папку «Дополнительные материалы» и откройте файл task19.xlsx.
В электронную таблицу занесли данные о калорийности продуктов. Ниже приведены первые пять строк таблицы.
В столбце А записан продукт; в столбце В — содержание в нём жиров; в столбце С — содержание белков; в столбце D — содержание углеводов и в столбце Е — калорийность этого продукта.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 продуктам.
Выполните задание
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- Сколько продуктов в таблице содержат меньше 50 г углеводов и меньше 50 г белков? Запишите число этих продуктов в ячейку Н2 таблицы.
- Какова средняя калорийность продуктов с содержанием жиров менее 1 г? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку НЗ таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
Полученную таблицу необходимо сохранить под именем, указанным организаторами экзамена.
РЕШЕНИЕ
В данной задаче нужно ответить на 2 вопроса. Отвечаем на первый вопрос. Необходимо найти сколько продуктов в таблице содержат меньше 50 г углеводов и меньше 50 г белков?
В первом вопросе нужно выполнить 2 запроса:
- меньше 50 г углеводов
- меньше 50 г белков
Для вычисления множественных запросов применим формулу СЧЁТЕСЛИМН в табличном процессоре Excel. Выделим левой кнопкой мыши ячейку h3 и нажимаем на иконку «вставить функцию»
В режиме «Мастер функции» выбираем категорию «Полный алфавитный перечень» и функцию СЧЁТЕСЛИМН, нажимаем ОК
Далее в аргументах функции напротив пункта «Диапазон_условия 1″нажимаем на значок:
Курсор изменится на крестик. Теперь нужно этим крестиком, зажав левую кнопку мыши и не отпуская её, провести от ячейки D2 до ячейки D1001:
После этого нажимаем на значок:
В поле «Условие 1» вписываем < 50 (без кавычек). Таким образом, мы выбрали те продукты, в которых содержится менее 50 г. углеводов.
Осталось отобрать белки. Отбор происходит точно также, с той лишь разностью, что отбирать нужно от ячейки C2 до C1001. В аргументах функции напротив пункта «Условие 2″вписываем < 50. В итоге в аргументах функции получится такой результат:
Нажимаем ОК и в ячейке h3 появится число 864. Ответ на первый вопрос выполнен.
Переходим ко второму вопросу: какова средняя калорийность продуктов с содержанием жиров менее 1 г?
Здесь понадобится формула СРЗНАЧЕСЛИ. Выделяем ячейку h4, нажимаем кнопку «выбрать функцию». В окне «Мастер функции» из категории «Полный алфавитный перечень» выбираем функцию СРЗНАЧЕСЛИ.
В аргументах функции напротив пункта «Диапазон» нажать на значок:Выбрать ячейки от B2 до B1001 (жиры) и нажать на значок
В поле «Условие» вписать < 1 (без кавычек). Напротив поля «Диапазон_усреднения» нажать на значок:
Выбрать ячейки от E2 до E1001 (калорийность) и нажать на значок
Получится такой результат:
Нажимаем ОК и в ячейке h4 видим результат 89,4533. Данный результат нужно записать с точностью не менее двух знаков после запятой. Для этого воспользуемся кнопкой «Уменьшить разрядность» щелкнув по ней 2 раза:
Таким образом с помощью двух формул СЧЁТЕСЛИМН и СРЗНАЧЕСЛИ были получены правильные ответы
Ответ:
h3= 864
h4 = 89,45
Также вы можете просмотреть видеоразбор 19 задания ОГЭ по информатике:
amlesson.ru
ОГЭ по информатике задание 15 — Информатика в школе
ОГЭ по информатике задание 15
Тема: «Передача информации»
Задача №1
Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 512000 бит/с. Передача файла через это соединение заняла 16 секунд. Определите размер файла в килобайтах.
В ответе укажите одно число — размер файла в Кбайт. Единицы измерения писать не нужно.
РЕШЕНИЕ
Для решения задачи из ОГЭ по информатике введем обозначения:
V — скорость передачи данных (измеряется в бит/с)
t — время передачи (измеряется в секундах)
I — размер файла (измеряется в битах)
Единицы измерения информации:
\( 1 байт = 8 бит = 2^3 \)
\( 1 Кбайт = 1024 байт * 8 бит = 2^{10} * 2^3 = 2^{13} \)
\( 1 Мбайт = 1024 байт * 1024 байт * 8 бит = 2^{10} * 2^{10} * 2^3 = 2^{23} \)
Формулы передачи информации:
\( V = \frac{\mathrm I}{\mathrm t} \)
\( t = \frac{\mathrm I}{\mathrm V} \)
\( I = {\mathrm V} * {\mathrm t} \)
Будем решать данную задачу через степени двойки. Переведем все имеющиеся значения в степени двойки:
\( 512000 бит/с = 2^9 * 1000 \)
\( 16 секунд = 2^4 \)
Необходимо помнить, что при умножении степени складываются, а при делении вычитаются.Чтобы найти размер файла I, необходимо скорость передачи умножить на время:
\( 2^9 * 1000 * 2^4 = 2^{13}*1000 бит \)
По условию задачи размер файла нужно найти в килобайтах. \( 1 Кбайт = 2^{13} \)
\( \frac {\mathrm 2^{13}*1000}{\mathrm 2^{13}}=1000 Кбайт \)
Ответ: 1000
Задача №2
Через некоторое соединение со скоростью 5120 бит в секунду в течение 24 секунд передаётся файл. Определите скорость соединения (в битах в секунду), через которое этот же файл будет передаваться 15 секунд.
В ответе укажите одно число – скорость передачи в битах в секунду. Единицы измерения писать не нужно.
Данный пример взят из открытого банка заданий по информатике на сайте http://fipi.ru
РЕШЕНИЕ
Данную задачу способом через степени двойки сразу не решить. Все имеющийся четные числа не представлены в степенях двойках. Но каждое четное число можно разложить на множители, в которых есть степень двойки:
\( 5120 = 80 * 64 = 80 * 2^6 \)
\( 24 = 3 * 8 = 3 * 2^3 \)
По условию задачи дано:
\( V_1 = 5120 бит/с \)
\( t_1 = 24 секунды \)
\( t_2 = 15 секунд \)
Найти:
\( I — ? \)
\( V_2 — ? \)
Для начала найдем объем файла I:
\( I = V_1 * t_1 = 80 * 2^6 * 3 * 2^3 = 240 * 2^9 \)
Затем находим скорость \( V_2 \)
\( \frac {\mathrm 240 * 2^9}{\mathrm 15}=16 * 2^9 \)
Представим число 16, как \( 2^4 \) и найдем окончательный результат:
\( 2^4 *2^9 = 2^{13} = 8192 бит/с \)
Ответ: 8192
Задача №3
Файл размером 1,25 Кбайт передаётся через некоторое соединение 128 секунд. Сколько секунд будет передаваться файл размером 250 байт через это же соединение?
В ответе укажите одно число – длительность передачи в секундах. Единицы измерения писать не нужно.
Данный пример взят из открытого банка заданий по информатике на сайте http://fipi.ru
РЕШЕНИЕ
Как и в предыдущих задачах переводим числа в степени двойки, исходя \( 1 Кбайт = 2^{13}, 1 байт = 2^3 \)
По условию задачи дано:
\( I_1 = 1,25Кбайт = 1,25 * 2^{13} \)
\( t_1 = 128 секунд = 2^7 \)
\( I_2 = 250 байт = 250 * 2^3 \)
Найти:
\( V- ? \)
\( t_2 — ? \)
Для начала найдем скорость передачи файла:
\( V = \frac {\mathrm I_1}{\mathrm t_2}=\frac {\mathrm 1,25 * 2^{13}}{\mathrm 2^7} = 1,25 * 2^6 бит/с \)
Остается найти время \( t_2 \) по формуле: \( t_2 = \frac {\mathrm I_2}{\mathrm v} = \frac {\mathrm 250 * 2^3}{\mathrm 1,25 * 2^6} = \frac {\mathrm 200}{\mathrm 2^3} = \frac {\mathrm 200}{\mathrm 8} = 25 секунд \)
Ответ: 25
Данный пример взят из: Юлия Путимцева: ОГЭ-2018. Информатика. 9 класс. Типовые экзаменационные задания. 20 вариантов
P.S.Не забудьте подписаться на новости, чтобы ничего не пропустить:
amlesson.ru
ОГЭ по информатике – 2018
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 20 заданий. Часть 1 содержит 18 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 2 задания, которые необходимо выполнить на компьютере.
На выполнение экзаменационной работы по информатике отводится 2 часа 30 минут (150 минут). К выполнению заданий части 2 можно перейти, только сдав выполненные задания части 1 экзаменационной работы. Вы можете самостоятельно определять время, которое отводите на выполнение заданий части 1, но рекомендуемое время – 1 час 15 минут (75 минут) и на выполнение заданий части 2 также 1 час 15 минут (75 минут).
При выполнении заданий части 1 нельзя пользоваться компьютером, калькулятором, справочной литературой.
Ответы к заданиям 1–6 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Ответы к заданиям 7–18 записываются в виде числа, последовательности букв или цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1. Если в задании в качестве ответа требуется записать последовательность цифр или букв, при переносе ответа на бланк следует указать только эту последовательность, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Часть 2 содержит 2 задания (19, 20). Результатом выполнения каждого из этих заданий является отдельный файл. Формат файла, его имя и каталог для сохранения Вам сообщат организаторы экзамена.
Обращаем внимание, что при вводе дробных чисел необходимо использовать запятую.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
www.examen.ru
ОГЭ по информатике задание 4 — Информатика в школе
ОГЭ по информатике задание 4
Тема: Файловая система организации данных
Пользователь начал работу в каталоге Работа1. Сначала он поднялся на один уровень вверх, затем спустился на один уровень вниз, потом ещё раз спустился на один уровень вниз, потом ещё раз спустился на один уровень вниз. В результате он оказался в каталоге
C:\2012\9 класс\Таблицы
Укажите возможный полный путь каталога, в котором пользователь начинал работу.
1) C:\2012\Текст\Редактирование\Работа1
2) C:\2012\Работа1
3) C:\2012\Текст\Работа1
4) C:\Работа1
Данный пример взят из открытого банка заданий по информатике на сайте http://fipi.ru
РЕШЕНИЕ
По условию задачи ОГЭ по информатике пользователь оказался в каталоге Таблицы, поднявшись на один уровень вверх и спустившись на три уровня вниз, совершив четыре действия. Отобразим на схеме действия пользователя:
Очевидно, что полный путь каталога, в котором пользователь начинал работу был C:\Работа1.
Ответ: 4
amlesson.ru
ОГЭ по информатике задание 9. Разбор задачи
ОГЭ по информатике задание 9
Тема: «Циклический алгоритм»
Запишите значение переменной s, полученное в результате работы следующей программы. Текст программы приведён на трёх языках программирования.
РЕШЕНИЕ
Будем решать задачу ОГЭ по информатике на языке программирования «Паскаль». В программе имеется один цикл, в котором в переменную s записываются значения:
s:=s+10
for k := 6 to 12 do
s := s+10;
В программе используется цикл с параметром for.
Оператор for предназначен для организации циклов, когда заранее известно сколько раз должно повториться тело цикла ( в нашей задаче 7 раз). Здесь управление числом повторений осуществляется с помощью специальной переменной — параметра цикла ( в нашей задаче это переменная k). Оператор for обеспечивает выполнение цикла до тех пор, пока не будут перебраны все значения параметра цикла от начального до конечного.
Смысл задачи в том, чтобы прокрутить цикл 7 раз (от 6 до 12 ). Изначально переменной s присвоен 0. В цикле подставляем вместо s сначала 0, получаем s:=10 (s:=s+10). На втором шаге в s подставляем 10(s:=s+10), теперь s:=20. Нетрудно догадаться, что на третьем шаге s:=30, затем s:=40 и.тд. В итоге получаем на последнем шаге s:=70, это и будет ответом в данной задаче.
Ответ: 70
Самостоятельная работа
Решите следующие задачи:
- Найти сумму вводимых целых чисел
- Вывести таблицу умножения числа 9
Решения напишите в комментариях этого поста
amlesson.ru
ОГЭ по информатике задание 2 — Информатика в школе
ОГЭ по информатике задание 2
Тема: «Значение логического выражения».
Для какого из указанных значений числа X истинно высказывание:
(X < 3) И ((X < 2) ИЛИ (X > 2))?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Данный пример взят из открытого банка заданий по информатике на сайте http://fipi.ru
РЕШЕНИЕ
Задание ОГЭ по информатике решается с помощью логических операций. Выпишем логическое высказывание:
В данном логическом высказывании две скобки разделяет логическое умножение (И).
Логическое умножение (конъюнкция) — это логическое выражение, которое считается истинным в том случае, когда оба выражения являются истинными, во всех остальных случаях данное выражение ложно.
Обозначение: F = A & B, F = A ^ B, F = A И B
Чтобы высказывание было истинно, оба значения в скобках должны быть истинны:
В данном примере истинно высказывание может быть в трёх случаях:
Подставим вместо X варианты ответа:
Таким образом, только 1 вариант ответа будет истинным, а остальные будут ложные.
Ответ: 1
Самостоятельная работа
Для какого из приведённых чисел истинно высказывание:
(Число > 100) И НЕ(Число нечётное)?1) 35
2) 4598
3) 54321
4) 24Ответ напишите в комментариях этого поста
Данная задача была взята с открытого банка заданий ОГЭ по информатике.
amlesson.ru