«Второй шанс» — блог учителя биологии и химии Носовой Елены Юрьевны.: Библиотека для подготовки к сдаче ОГЭ по биологии.
Доброе время суток, уважаемые девятиклассники!
Осталось совсем немного до окончания учебного года и экзаменационного периода! Некоторые из вас предполагают сдавать экзамен по биологии. Для подготовки к экзамену вам необходимо запастись дополнительной литературой.Предлагаю вам некоторые книги, которые помогут успешно сдать экзамен:

Биология. Весь школьный курс в таблицах. Составитель: Лариса Елкина
Данное пособие составлено в виде таблиц, систематизирующих и обобщающих теоретические сведения по школьному курсу биологии. В книге в доступной форме изложены все разделы биологии, изучаемые в средней школе. Биология. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2012. Кириленко А.А., Колесников С.И., Даденко Е.В. (можно скачать бесплатно)
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе (ГИА-9) по биологии. Издание содержит 17 учебно-тренировочных тестов по спецификации ГИА-9, эталоны ответов ко всем вариантам, методическую главу для учащихся и учителей с подробным разбором всех типов заданий и рекомендациями по подготовке к экзамену, теоретический справочник, предназначенный для повторения и систематизации курса биологии основной школы. Теоретический материал представлен в виде четко структурированных тематических параграфов, в которых выделены основные понятия и определения.
Пособие адресовано учащимся 9-х классов для подготовки к ГИА-9, учителям и методистам. ОГЭ 2015. Биология. Тематические и типовые экзаменационные варианты: 32 варианта. Под ред. Рохлова В.С. (можно скачать бесплатно)
В сборнике представлены:
• 22 тематических варианта по всем разделам кодификатора ОГЭ по биологии;
• 10 типовых экзаменационных вариантов, составленных в соответствии с проектом демоверсии КИМ ОГЭ по биологии 2015 года;
• инструкция по выполнению экзаменационной работы;
• ответы ко всем заданиям;
• критерии оценивания. Тематические варианты предоставляют возможность систематической подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации в 9 классе в форме ОГЭ, а выполнение заданий типовых экзаменационных вариантов — объективно оценить уровень своей подготовки к экзамену. Учителя могут использовать тематические и типовые экзаменационные варианты для организации контроля результатов освоения школьниками образовательных программ основного общего образования и интенсивной подготовки обучающихся к ОГЭ. ОГЭ 2015. Биология. Типовые тестовые задания. Лернер Г.И.
(можно скачать бесплатно)
Пособие содержит 10 вариантов типовых тестовых заданий Основного государственного экзамена (ГИА-9). Автор заданий — преподаватель и методист, принимающий непосредственное участие в разработке контрольных измерительных материалов ОГЭ. Назначение пособия — отработка практических навыков учащихся при подготовке к Основному государственному экзамену (ОГЭ) в 9 классе по биологии. В сборнике изложен подробный разбор и решение всех заданий одного из вариантов, помимо этого даны ответы на все варианты тестов. Приведена подробная инструкция по проверке и оценке работ учащихся. Сборник предназначен для учителей и методистов, готовящих учащихся к Основному государственному экзамену, а также для самоподготовки и самоконтроля учащихся 9 классов основной школы.
Сайты, где можно скачать бесплатно материалы для подготовки к ОГЭ:
vtor-ch.blogspot.com
Сдаем ГИА по биологии
Предмет «биология» играет важную роль в общем образовании школьника и относится к классу предметов о естествознании. Главной задачей биологии является научное объяснение явлений живой природы, их свойств и значения. Можно сказать, что биология изучает организацию жизни на разных уровнях, начиная с молекулярного. Фактически, биология — это целый комплекс наук, которые изучают живую природу, например ботаника, зоология, анатомия, вирусология — это все направления биологии. Изучение биологии как предмета в школе начинается с седьмого класса, хотя с ботаникой ученики знакомятся уже в пятом. В девятом классе учащиеся по желанию сдают ГИА по биологии.
Требования к уровню знаний для сдачи ГИА по биологии
Чтобы успешно пройти этот сложный текст, нужно:
- знать и различать признаки биологических объектов, разных живых организмов, растений, животных, бактерий, а также знать особенности человеческого организма — как он устроен, принципы жизнедеятельности, поведения;
- понимать сущность биологических процессов, таких как питание, дыхание, обмен веществ, рост, размножение, наследственность;
- уметь объяснить роль биологии в различных сферах нашей жизни, влияние на человека других живых организмов, взаимосвязь человека с окружающей средой и необходимость ее защиты, причины наследственных заболеваний, понимать, что такое иммунитет, для чего нужны витамины, микроэлементы и гормоны в организме человека;
- уметь описывать и объяснять результаты различных биологических экспериментов;
- уметь распознавать, сравнивать и описывать разные биологические объекты: клетки, ткани, органы, системы органов, живые организмы, растения и животных разных видов, а также знать их классификацию;
- знать, как последствия человеческой деятельности влияют на различные экосистемы, уметь оценивать факторы риска для здоровья, как человека, так и других живых организмов;
- уметь самостоятельно проводить поиск нужной информации с помощью различных учебников, конспектов уроков биологии, справочников и биологических словарей;
- уметь использовать свои знания в повседневной жизни, оказать первую медицинскую помощь, рационально организовать свой труд и отдых, соблюдать меры профилактики различных заболеваний.
Как проверить уровень знаний?
Проверить свой уровень знаний самостоятельно можно с помощью:
- специальных тестовых программ в режиме онлайн, в которых заложены требования к уровню и объему знаний ученика;
- демонстрационных вариантов тестов ГИА по биологии, которые не только показывают уровень знаний, но и знакомят с форматом экзамена;
- образцов тестовых заданий и сборников различных тестов.
Как самостоятельно подготовиться к ГИА по биологии
В подготовке к ГИА по биологии и самостоятельном изучении этого предмета главную роль играют теоретические знания. Почерпнуть нужные знания можно из школьных учебников, биологических справочников, энциклопедий, конспектов уроков по биологии, а также видеоуроков. Знакомиться с материалом нужно постепенно, переходя от простой темы к более сложной, например, не стоит браться за изучение физиологии человека, не выучив при этом строение клетки и тканей. Идеальный план для самостоятельного изучения биологии — школьная программа, которая построена именно таким образом — от простого к сложному. Очень важна и практическая сторона, ведь изучать животных или растения намного интереснее вживую. Если это невозможно, тогда вам пригодятся различные научные фильмы о живой природе. Обязательно составляйте свои личные
Для поступления в колледж и другие учебные заведения вы можете воспользоваться лекциями с нашего смежного портала:
Уроки биологии
interneturok.ru
МЕТОДИЧЕКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ОГЭ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КРАСНОДАРА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №62
методичекая рекомендация по биологии ДЛЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ОГЭ
Макаровой Е.Н.Введение.
Проблема, которую надо решить каждому учителю, целенаправленно готовящему своих учеников к сдаче ОГЭ — это предупредить затруднения при сдаче экзамена. Для этого надо грамотно организовать учебно-познавательную деятельность выпускника. Кроме того, нужно уметь выбрать из содержания учебного предмета важные, ключевые моменты, на которых заостряется внимание составителей КИМов ОГЭ.
Итак, с чего начать и как спланировать подготовку школьника к ОГЭ по биологии?
В зависимости от уровня подготовки, проверка которого осуществляется на первом занятии, необходимо для каждого учащегося составить индивидуальный учебный план, и потом обучение осуществлять по индивидуальным образовательным траекториям.
При этом учитываем, что наиболее эффективная подготовка учащихся к итоговой аттестации осуществляется не в процессе их «натаскивания» при решении заданий ОГЭ прошлых лет, а через систематическую работу, направленную на достижение всего спектра задач школьного курса биологии, обозначенных в Государственном образовательном стандарте по биологии.
Лучше вести подготовку по блокам, с пробным тестированием по блокам (допуски),для конкретных школьников можно блоки «переставлять местами».
С учащимися, имеющими хорошую базу знаний, подготовку к экзамену по биологии лучше начинать с блока «Биология — наука о живой природе», а затем приступать к изучению (повторению) блока «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира». Со школьниками с низким уровнем подготовки целесообразнее начинать повторение с раздела «Ботаника», или «Зоология» или предварять повторением цитологии. Так как для подготовки учащихся к ОГЭ по биологии следует ориентироваться не только на базовый, но и на профильный уровень, то основное внимание должно быть направлено на овладение выпускниками основным содержанием курса биологии: важнейшими биологическими теориями, законами, закономерностями, понятиями и фактами.
Развернутое тематическое планирование повторения курса биологии.
Структура организации повторения программного материала.
1.Систематизация теоретических знаний по определенной теме с использованием планов — конспектов.
2. Отработка умений и навыков по определенной теме. Выполнение тестовых заданий, решение генетических и цитологических задач.
3. Решение биологических задач творческого характера (уровень С).
Для организации повторения всего курса биологии составила тематическое планирование. Содержание всего материала, согласно кодификатору, разделяю на 7 крупных блоков и определяю сроки повторения разделов.
План повторения выдается в сентябре тем учащимся, которые выбрали экзамен по биологии.
Календарно- тематическое планирование повторения курса биологии.
Содержание разделов.
I раздел. Биология – наука о живой природе.
Задания для самостоятельной работы учащихся.
Повторить: ботаника — §1; зоология — §1; человек — §2; общая биология (9, 10 класс) — §2.
Повторить: общая биология (9, 10 класс) — §4.
— почему организмы представляют собой открытые системы? (развернутый ответ)
II раздел. Клетка как биологическая система.
Повторить: общая биология (9 класс) – раздел 2, §1; 10 класс — §5.
Повторить: 10 класс § 5.
3. Химическая организация клетки. Строение и функции белков, нуклеиновых
кислот, АТФ, углеводов, липидов, воды, входящих в состав клетки. Ген
генетический код и его свойства.
Повторить: 9 класс §1.1-1.8; 10 кл. §5-13.
4.Строение клетки. Роль оболочки, плазматической мембраны, ядра, цитоплазмы, органоидов в жизнедеятельности клетки. Хромосомы.
Повторить: 6 кл. §2; 9кл. §2.3 — 2.6; 10кл. §14-17.
5. Метаболизм: энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Ферменты их роль в обмене веществ и превращении энергии в клетки. Матричный характер процесса биосинтеза.
Повторить: 9 кл. — §§2.8 — 2.9,2.13; 10 кл.- §§21,22,26.
6. Фотосинтез — особый путь обмена веществ у растений. Роль хлорофилла и хлоропластов в поглощении и использовании энергии солнечного света. Хемосинтез, сходство и отличие от процесса фотосинтеза.
Повторить: 9 кл. — §§2.10, 2.11; 10 кл.- §§ 24 — 25.
7. Митоз, его значение. Развитие половых клеток, мейоз, Сходство и отличие митоза и мейоза. Конъюгация и кроссинговер хромосом.
Повторить: 10 кл.- §§ 29,30.
Уметь: устанавливать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки;
распознавать и сравнивать клетки разных организмов и процессы, протекающие в них.
Задания для самостоятельной работы.
Знать понятия: соматическая клетка, диплоидный набор, гаплоидный набор,
гомологичные хромосомы, прокариоты, эукариоты.
5.Составить схему: «Этапы энергетического обмена», план- конспект.
Ответить на вопросы:
— какое количество молекул А ТФ выделяется на каждом этапе энергетического обмена?
— в чем суть цикла Кребса? Что такое окислительное фосфорилирование?
— как происходит удвоение молекулы ДНК? Каков механизм биосинтеза белка?
— как вы понимаете фразу: «Молекулы ДНК — матрицы для синтеза белков»?
Знать понятия: полисома, транскрипция, трансляция, редупликация .
Уметь: пользоваться таблицей генетического кода (определять последовательность аминокислот в молекулах ДНК, РНК).
6. Составить план — конспект по теме «Фотосинтез».
Ответить на вопросы:
— какие процессы происходят в световой и темновой фазах фотосинтеза?
— каково значение фотосинтеза?
— сравнить процессы фотосинтеза и энергетического обмена.
— что такое хемосинтез? Каково его значение? Сходство и отличие от фотосинтеза.
Знать понятия: автотрофы, гетеротрофы.
7. Митоз, мейоз. Зарисовать фазы митоза и мейоза, Написать полную
характеристику стадии.
Составить план- конспект «Образование половых клеток».
Ответить на вопросы:
— каково биологическое значение митоза, мейоза?
— в чем сходство и различие этих двух процессов?
Знать понятия: конъюгация, кроссинговер, сперматогенез, овогенез.
III раздел. Организм как биологическая система.
1. Вирусы — неклеточные формы, особенности их строения и функционирования. Заболевания, вызываемые вирусами, их профилактика.
Повторить: 9кл. — §1.9; 10 кл.- § 20.
2. Воспроизведение организма, его значение. Способы размножения, сходство и различия полового и бесполого размножения.
Повторить: 9 кл.- § 3.1, 3.2; 10 кл.- § 31,32.
3. Онтогенез и присущие ему закономерности. Специализация клеток,
образование клеток и органов. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организма, развитие прямое и с превращениями.
Повторить: 9 кл.- §3.4; 10кл.- §§ 35 -37.
4. Генетика, методы ее изучения.
Повторить: 9 кл.- §3.5 — 3.10; 10кл.- §§38 — 41.
5. Законы наследственности, их цитологические основы. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола.
Повторить: 9кл.- § 3.8 — 3.10; 10кл.- §§42 — 45.
6. Виды изменчивости признаков у организмов: модификационная, мутационная, комбинативная, их причины, роль в жизни организмов и в эволюции. Норма реакции.
Повторить: 9 кл.- §3.11 — 3.12; 10кл.- §§ 46,47.
7. Вредное влияние мутагенов, никотина, алкоголя, наркотиков на генетический аппарат клетки, на потомство. Защита среды от загрязнения мутагенами. Профилактика наследственных заболеваний человека.
Повторить: 10кл.- §§49 -51.
8. Селекция, ее задачи. Методы выведения новы х сортов растений и пород
животных. Открытие Н.И.Вавиловым центров многообразия и происхождения культурных растений, закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.
Повторить: 9кл.- § 3.13,3.14; 10кл. — §§64 -67.
9. Биотехнология, клеточная и генная инженерия, получение трансгенных
организмов, клонирование. Значение биотехнологии.
Повторить: l0кл. — § 68.
Уметь: сравнивать биологические объекты, процессы, явления, применять знания биологической терминологии и символики при решении генетических задач.
Задания для самостоятельной работы.
1. Вирусы. Зарисовать строение вируса и сделать все обозначения.
Ответить на вопросы:
— как осуществляются процессы жизнедеятельности у вирусов? Как происходит размножение?
— какие вирусные заболевания вам известны? Какие меры профилактики
необходимо соблюдать?
2. Размножение. Составить характеристику и схему бесполого и полового
размножения.
Заполнить таблицу: «Формы размножения».
- Формы размножения
Виды бесполого и полового размножения
Характеристика. Примеры.
3. Онтогенез. Составить план — конспект.
Заполнить таблицу: «Стадии органогенеза».
- Зародышевые листки
Какие органы образуются
Эктодерма
Энтодерма
Мезодерма
Ответить на вопросы:
— какие этапы можно выделить в онтогенезе животных и растений?
— какие типы развития животных вам известны? Привести примеры.
Знать понятия: онтогенез, бластула, гаструла, нейрула.
4. Генетика. Выучить законы Менделя. Генетическую символику.
Составить конспект: «Методы исследования генетики».
Ответить на вопросы:
— что изучает генетика?
— в чем суть гибридологического метода?
— для каких случаев справедлив закон независимого наследования признаков?
— в чем суть гипотезы чистоты гамет?
— с какой целью проводят анализирующее скрещивание?
— сопоставьте типы наследования генетических признаков при скрещиваниях с поведением хромосом во время мейоза и оплодотворения.
— каковы цитологические основы дигибридного скрещивания?
— кто является автором хромосомной теории наследстенности? Каковы основные положения теории наследственности?
— в чем причина сцепленного наследования признаков?
— как и почему изменился процесс оплодотворения в ходе эволюции позвоночных животных?
— в чем отличие хромосомного набора самца от хромосомного набора самки?
— почему у женщин, имеющих в генотипе ген гемофилии, болезнь не проявляется, а у мужчин — проявляется?
— почему болезни человека, вызванные генными мутациями, встречаются
достаточно редко?
— почему в природных популяциях растений количество полиплоидных форм
увеличивается по мере продвижения на север?
Составить схему: «Типы изменчивости».
Заполнить таблицу: «Характеристика изменчивости».
- Типы
изменчивости
Характеристика изменчивости
Модификационная
Мутационная:
генномные
хромосомные
генные
Соотносительная
Цитоплазмотическая
Комбинативная
Знать понятия: наследственность, изменчивость, генотип, фенотип, аллельные гены, гомозигота, гетерозигота, гибрид, доминантный признак, рецессивный признак, аутосомы, варианта, мутации.
Уметь: решать генетические задачи, строить вариационные кривые.
7.Мутагенез. Составить план — конспект.
Ответить на вопросы:
— применимы ли законы наследственности к человеку?
— какие методы изучения наследственности человека вам известны?
— меняются ли гены при лечении наследственных заболеваний?
— каковы возможности лечения наследственных заболеваний?
— почему у родителей, состоящих в близком родстве, велика вероятность
рождения детей с наследственными заболеваниями?
8.Селекция. Составить конспект: «Основные методы селекции растений, методы селекции животных».
Заполнить таблицу: «Характеристика методов селекции».
- Методы селекции
Характеристика
Растений
Животных
Ответить на вопросы:
— какую роль играет изменчивость для отбора?
— почему в практике сельского хозяйства используют близкородственное
скрещивание?
— для каких целей необходимо оценивать производителей по потомству?
— объясните механизм искусственного мутагенеза, его молекулярные основы?
— какие методы можно использовать для селекции пшеницы?
— какие методы использовались для создания капустно- редечного гибрида?
— какие методы позволяют создать новую породу животных?
— какие особенности селекции животных по сравнению с селекцией растений?
— что такое «чистая линия»?
— перечислить основные центры происхождения культурных растений, открытых Н.И. Вавиловым.
— для чего иногда про водят инбридинг?
— какие методы позволяют улучшить свойства породы?
— для чего проводят межпородное скрещивание?
— что такое эффект гетерозиса?
— гетерозис в последующих поколениях затухает. Почему это происходит?
— в чем суть закона гомологических рядов в наследственной изменчивости?
Составить схему выведения новой породы свиней.
Составить схему выведения нового сорта пшеницы.
Знать понятия: сорт, порода, штамм, полиплоидия, гетерозис, инбридинг,
аутбридинг.
9. Биотехнология. Составить конспект.
Ответить на вопросы:
— что такое биотехнология?
— перечислите основные методы хромосомной инженерии.
— приведите примеры практических результатов генной инженерии.
— перечислите основные методы клеточной инженерии.
— что такое плазмида ?
— на чем основан метод клонирования животных?
— каковы перспективы использования метода клеточной инженерии в селекции растений?
IV раздел. Многообразие организмов их строение и жизнедеятельность. Роль в природе и жизни человека. Классификация.
1. Систематика, ее предмет и задачи. Основные систематические категории.
Повторить: 6 кл. — §. 4,5; 7 кл. — §. 8.
2. Царство бактерий. Разнообразие, строение и жизнедеятельность. Бактерии- возбудители болезней растений, животных, человека; меры борьбы с ними.
Предупреждение заболеваний, вызываемых бактериями.
Повторить: 6 кл. — §5,б.
3. Царство грибов, их многообразие, строение и жизнедеятельность. Роль в
природе и жизни человека. Предупреждение заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники.
Повторить: 6 кл. — §. 7 — 10, 13.
4. Царство растений. Их многообразие, строение, жизнедеятельность.
Повторить: 6 кл. — §11 — 44.
5. Главные признаки основных отделов растений, классов и семейств покрытосеменных.
Повторить: 6 кл. — §45 — 53.
6. Царство животных их многообразие. Строение и жизнедеятельность организма животного, его целостность. Регуляция процессов жизнедеятельности. Поведение животных.
Повторить: 7 кл. — §36 — 48.
7. Главные признаки подцарства одноклеточных и многоклеточных животных и основных типов многоклеточных животных. Важнейшие классы членистоногих и хордовых. Основные отряды насекомых и млекопитающих.
Повторить: 7кл. — §3 — 27.
8. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.
Повторить: 7кл. — §36 — 48; 6 кл — §58.
9. Биологические основы выращивания культурных растений и животных. Роль растений и животных в природе и жизни человека. Охрана растительного и животного мира.
Повторить: 6 кл. — §59; 7кл. — §§57 — БО.
Уметь: сравнивать организмы, характеризовать и определять принадлежность организмов к определенному систематическому таксону, устанавливать причинно — следственные связи в живой природе.
Задания для самостоятельной работы учащихся.
Выучить основные систематические категории. Составить конспект.
Составить план- конспект.
Нарисовать бактериальную клетку и сделать обозначения.
Нарисовать различные формы бактериальных клеток.
Заполнить схему: «Способы питания бактерий».
Питание
Гетеротрофное Автотрофное
? ? ?
infourok.ru