Материалы для подготовки работы с текстов ОГЭ 9 класс по обществознанию
Текст № 1
Под угрозой сейчас находится большинство оставшихся высших видов растений и животных. Те из них, которые человек избрал для удовлетворения своих потребностей, давно уже приспособлены к его требованиям с единственной целью — производить для него как можно больше пищи и сырья. На них уже более не распространяется дарвиновский закон естественного отбора, который обеспечивает генетическую эволюцию и приспособляемость диких видов. Впрочем, и те виды, которым человек не смог найти непосредственное применение, тоже обречены. Их естественная обитель и их ресурсы были отняты и безжалостно разрушены в целеустремлённом продвижении человечества вперёд. Не менее печальная участь ждёт и нетронутую дикую природу, которая всё ещё нужна как естественная среда обитания самого человека для его физической и духовной жизни. Ведь, нарушая экологическое равновесие и непоправимо сокращая жизнеобеспечивающую ёмкость планеты, человек таким путём может в конце концов сам расправиться со своим собственным видом не хуже атомной бомбы.
И это не единственное, в чём новая благоприобретённая мощь человека отразилась на его собственном положении. Современный человек стал дольше жить, что привело к демографическому взрыву. Он научился производить больше, чем когда бы то ни было, всевозможных вещей, и к тому же в значительно более короткие сроки. Уподобившись Гаргантюа, он развил в себе ненасытный аппетит к потреблению и обладанию, производя всё больше и больше, вовлекая себя в порочный круг роста, которому не видно конца.
Родилось явление, которое стали называть промышленной, научной, а чаще научно-технической революцией. Последняя началась тогда, когда человек понял, что может эффективно и в промышленных масштабах применять на практике свои научные знания об окружающем мире. Этот процесс идёт сейчас полным ходом и всё набирает и набирает скорость.
(По А. Печчеи)
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Как автор оценивает состояние различных компонентов природной среды? (Приведите три авторские оценки.)
Предположите, почему постоянный рост производства и потребления угрожает будущему человечества. Выскажите два предположения.
В какой момент, по мнению автора, началась научно-техническая революция? Используя факты общественной жизни, назовите любые два крупнейших научно-технических достижения человечества в XX веке и кратко поясните свой выбор.
В 1900 г. население Земли достигло 1650 млн человек; в 1926 г. оно составило 2 млрд человек; на третий миллиард ушло 34 года; следующий миллиард добавился за 14 лет; затем — за 13; увеличение населения с 5 до 6 млрд человек заняло 12 лет и завершилось в 1999 г. Какую идею автора иллюстрируют приведённые факты? В чём опасность продолжающегося роста численности населения Земли?
Автор пишет, что дикая природа необходима для духовной жизни человека. Приведите два объяснения этого мнения.
Текст № 2
Ключевой элемент демократии — полноправие граждан.Расхожее определение демократии сводит её к регулярным выборам, проводимым на честной основе при строгом подсчёте голосов. Несмотря на то что периодические выборы очень важны для демократической системы, они всего лишь позволяют гражданам отдать предпочтение одной из стратегий, предлагаемых политическими партиями. В период же между выборами граждане могут воздействовать на государственную политику посредством иных институтов: объединений по интересам, общественных движений, профессиональных союзов и т. д. Все эти формы являются составными частями демократической практики.
Другой общепризнанный показатель демократии — власть большинства. Всякий орган управления, принимающий решения относительным большинством голосов, демократичен — идёт ли речь об избирательном округе, о парламенте, комитете, городском совете или партийном собрании.
Однако и здесь возникает проблема. Что если законно избранное большинство регулярно ущемляет своими решениями некое меньшинство (например, культурную или этническую группу)? В подобных случаях успешно действующие демократии обычно сочетают принцип власти большинства с защитой прав меньшинств.
Демократические свободы должны также способствовать развитию коллективного сознания граждан, пониманию ими общих нужд и принятию решений — без расчёта на каких-то властителей. Носители разнообразных социальных статусов и интересов, оставаясь независимыми от государства, а может быть, и от партий, не только ограничивают произвол власти, но и формируют то, что в современных политологических исследованиях именуется «гражданским обществом», новый, лучший тип граждан — более информированный, более социальный по складу сознания, готовый на жертвы ради общего блага.
(По Т. Карлу, Ф. Шмиттеру)
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Какие элементы (показатели) демократии названы в тексте (назовите любые два элемента (показателя))?
С опорой на текст и обществоведческие знания объясните смысл понятия «гражданское общество».
Приведите два примера деятельности организаций гражданского общества.
Авторы упоминают выборы, проводимые на «честной основе». Укажите любые три требования, которым должны соответствовать демократические выборы.
Авторы связывают демократию с пониманием гражданами общих нужд. Используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения этой связи.
Текст № 3
Каждое общество ценит определённые качества личности выше других, и дети усваивают и развивают эти качества благодаря социализации. Методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше, и в разных культурах они могут быть очень разными. В американском обществе высоко ценятся такие качества, как уверенность в себе, умение владеть собой и агрессивность; в Индии традиционно сложились противоположные ценности: созерцательность, пассивность.
Эти культурные ценности лежат в основе социальных норм. Нормами называются ожидания и стандарты, управляющие взаимодействием людей. Некоторые нормы представлены в законах, запрещающих воровство, нападение на другого человека, нарушение контракта и т. д. Такие законы являются социальными нормами, и те, кто нарушает их, подвергаются наказанию. На наше поведение в повседневной жизни воздействует множество ожиданий: мы должны быть вежливыми по отношению к другим людям; когда мы гостим в доме друга, следует сделать подарок для его семьи; в автобусе надо уступать места пожилым и инвалидам. Эти ожидания мы предъявляем и к нашим детям.
На поведение людей влияют не только нормы. Огромное воздействие на их поступки и стремления оказывают культурные идеалы данного общества. Кроме того, поскольку эти идеалы формируются на основе многих ценностей, общество избегает всеобщего единообразия. Например, мы ценим науку, поэтому имя Альберта Эйнштейна пользуется почётом и уважением. Мы также высоко ценим спорт, присваивая знаменитым спортсменам высокий социальный статус. <…>
Социализация — двусторонний, разнонаправленный процесс. Происходит взаимовлияние между биологическими факторами и культурой, а также между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется.
(По П. Смелзеру)
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Как автор характеризует социализацию? От чего, по его мнению, зависят методы социализации?
Что автор называет социальными нормами? Какой вид социальных норм представлен в законах? Примеры какого другого вида социальных норм приведены автором?
Автор пишет о том, что в процессе социализации происходит взаимовлияние между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется. Проиллюстрируйте двумя примерами это взаимовлияние.
В процессе социализации граждан активно участвует государство. Предположите, какие качества оно стремится сформировать у граждан. Укажите любые два качества и кратко поясните свой выбор.
Ученики одного класса, одетые в школьную форму, даже выполняя одинаковые правила и задания, остаются непохожими друг на друга. Но это не означает, что их социализация идёт неудачно. Приведите два обоснования (аргумента), подтверждающие это мнение.
Текс № 4
Конкуренция оказывает давление на производителей, побуждая их эффективно вести дела и учитывать запросы потребителей. Она устраняет тех участников, которые доказали собственную неэффективность: фирмы, неспособные предоставлять потребителям качественные товары по конкурентным ценам, терпят убытки и постепенно вытесняются из бизнеса. Удачливым конкурентам приходится вести дела лучше, чем это делают фирмы-соперники. Добиваться этого можно различными способами: высоким качеством выпускаемой продукции, привлекательностью её внешнего вида, отличным сервисом, удобством расположения офиса, рекламой и ценами, — но при этом необходимо предлагать потребителям услуги, по ценности уж никак не меньшие, чем у ваших конкурентов.
Что удерживает «Макдоналдс», «Дженерал Моторз» или любую другую компанию от повышения цен, продажи некачественных товаров или оказания некачественных услуг? Конкуренция. Если «Макдоналдс» не будет в состоянии продавать сэндвичи за скромную цену и с улыбкой, люди уйдут к его конкурентам, например в «Бургер Кинг».
Конкуренция является для фирм сильным стимулом создавать продукты улучшенного качества и внедрять более дешёвые способы производства. Предприниматели свободны в выборе новых продуктов или перспективных технологий — им нужна лишь поддержка инвесторов. В рыночной экономике не требуется одобрения со стороны центральных плановых органов, большинства в парламенте или рыночных конкурентов. Тем не менее конкуренция заставляет предпринимателей и поддерживающих их инвесторов быть расчётливыми; их идеи должны выдержать «проверку реальностью». Если потребители оценят новаторскую идею так высоко, что это покроет издержки производства товара или услуги, то процветание и успех нового бизнеса обеспечены; если же нет, неминуем крах. Потребители являются окончательными судьями успешности нововведений и удачливости бизнеса.
В отличие от других экономических систем, рыночная экономика не предопределяет и не ограничивает типы фирм, которым разрешено участвовать в конкуренции.
(По Р. Строупу, Дж. Гвартни)
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Как, по мнению авторов, конкуренция влияет на производителей (укажите любые три проявления влияния)?
Какие черты рыночной экономики, кроме конкуренции, упомянули авторы? Используя текст, укажите три черты.
Какие способы победы над конкурентами названы в тексте? Укажите любые два из них и проиллюстрируйте каждый конкретным примером.
Предприниматель вложил значительную сумму денег в открытие собственного магазина оригинальных подарков, однако молодёжи, заходившей в магазин, товары казались слишком дорогими, а взрослым покупателям — непрактичными и бессмысленными. Предприниматель разорился. Найдите в тексте и запишите объяснение данной ситуации. Какие факторы формирования потребительского спроса проявились в данной ситуации (укажите два фактора)?
Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, объясните:
а) кого экономисты называют инвестором;
б) значение инвестиций в рыночной экономике.
Текс № 5 Рыночная экономика
Для возникновения рыночных отношений важную роль играет наличие или отсутствие права частной собственности на экономические ресурсы. В различные эпохи истории мелкотоварные хозяйства создавали наилучшие условия для формирования рыночной системы с её классическими признаками конкуренции, равновесия спроса и предложения, свободного ценообразования. Разрушение традиций частной собственности разрушает и саму рыночную систему…
Рынок представляет собой универсальную систему использования ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов не позволяет производить все виды потребительских благ, в которых нуждаются люди. Ограниченность свойственна полезным ископаемым, капиталу, знаниям и информации о технологиях производства. Ограничены и ресурсы земли. И не только в смысле пределов земной суши или географически обозначенных территорий отдельных государств. Земле свойственна ограниченность в том смысле, что каждый её участок в одно и то же время может использоваться либо в аграрном секторе, либо в добывающей промышленности, либо для строительства.
Роль рынка как регулятора экономических отношений оценивается по-разному. Наряду с теми, кто считает рыночную систему наиболее эффективной экономической моделью, немало и тех, кто усматривает в этой системе серьезные недостатки. Критики рынка, в частности, обращают внимание на то, что есть сферы жизни, где рыночное регулирование неуместно, не достигает нужных целей (общественный транспорт, оборона и др.).
(По кн. «Экономическая теория» / Под ред. В. Д. Камаева. М., 2003. С. 47, 50)
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Какие три признака рыночной системы указаны в тексте?
В чем авторы видят ограниченность такого ресурса, как земля? (Укажите три проявления)
Перечислите четыре вида ресурсов, об ограниченности которых говорится в тексте. Какой вид ресурсов не упомянут? На конкретном примере покажите ограниченность этого вида ресурсов.
Из курса истории вы знаете, что в России после революции 1917 г. была проведена национализация промышленности. Это послужило началом ликвидации рыночной экономики в стране. Приведите положение текста, в котором выражена эта зависимость. Опираясь на исторические и обществоведческие знания, укажите одну из черт той экономической системы, которая утвердилась в стране в 20-30-е годы XX века.
В тексте указывается, что немало исследователей усматривают в рыночной системе серьезные недостатки. Согласны ли вы с такой оценкой рынка? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (помимо приведенного в тексте) в защиту своей позиции.
Текст № 6
Культура — это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам. Но в то же время культура всегда развертывается и существует только на основе природы. Если назвать культуру мозгом, то природа — это тело культуры. Мы должны хранить и оберегать это тело, если хотим остаться живыми. В состав культуры входит и отношение человека к природе.
С давних времен существовали два подхода к окружающему миру — теоретический и мифопоэтический. Последний ярче всего выражен в искусстве, однако вовсе не является его монополией. Мифопо-этическое восприятие мира было господствующим в архаической и античной культурах.
Можно видеть окружающий нас мир, землю как склад полезных ископаемых, как хранилище энергии, и это будет теоретически вполне разумным, но не культурным отношением. Культурный человек видит в природе не просто мертвую материю, не просто землю как источник урожаев, но еще и землю как мать. Это не наивная ошибка, а глубокое проникновение в суть природы. Если мы не можем оценить его, то не потому, что выросли и стали умными, а потому, что стали людьми односторонними, плоскими и в этом смысле малокультурными. «Однажды весенним утром, — рассказывал известный естествоиспытатель Г. Фехнер, — я вышел прогуляться. Поля зеленели, птицы пели, роса блестела… на всех вещах лежал свет как бы некоторого преображения. Это был только маленький кусочек Земли; это было только одно мгновение ее существования; и все же по мере того, как мой взор охватывал ее все больше и больше, мне представлялось не столь прекрасным, но столь верным и ясным, что она есть ангел, ангел столь прекрасный и свежий, и подобный цветку, и при этом столь неуклонно, столь согласно с собою движущийся в небесах, обращающий все свое живое лицо к Небу, и несущий меня вместе с собой в это Небо, — что я спросил самого себя, как могут людские мнения быть до такой степени отчуждаемы от жизни, что люди считают Землю только сухой глыбой…».
(По материалам энциклопедии для школьников)
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Какими словами автор объясняет связь культуры и природы? Приведите любые две фразы.
Какие два подхода к окружающему миру приведены в тексте? Кратко объясните суть каждого из них.
Проиллюстрируйте тремя примерами положение текста: «Культура — это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам».
В тексте приведен фрагмент рассказа известного естествоиспытателя Г. Фехнера. Какому из двух подходов к окружающему миру соответствует этот рассказ? Подтвердите свое мнение фрагментом текста.
Как связаны внутренняя культура и отношение человека к природе? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два объяснения.
infourok.ru
Задания по теме «Политика» для выполнения заданий 26-31 (ОГЭ, обществознание, 9 класс).
26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) три рода власти в государстве;
2) условия, создающие угрозу свободе в государстве;
3) умеренный образ правления;
4) законодательная и исполнительная власть: система сдержек и противовесов.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
27. О каких видах власти, существующих в каждом государстве, говорится в тексте? К каким последствиям может привести соединение видов власти в одном лице или учреждении?
Согласно тексту, «в каждом государстве существуют три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского». Соединение видов власти в одном лице или учреждении может привести к утрате свободы и к власти произвола
28. Используя содержание текста, заполните таблицу.
Виды власти
Их содержание
1 Законодательная
Создание законов, их отмена или исправление
2 Исполнительная
Объявление войны или заключение мира, отправление или приём послов, обеспечение безопасности
3 Судебная
Наказание преступников, разрешение столкновения частных лиц
29. Почему, по мнению автора, должно существовать разделение властей? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите три причины разделения властей.
По мнению автора, разделение властей создаёт возможность для того, чтобы не злоупотреблять властью. В качестве причин разделения властей могут быть приведены следующие:
— исключение концентрации власти в руках одного человека или государственного органа, что препятствует злоупотреблениям, установлению диктатуры;
— разграничение функций между ветвями государственной власти позволяет эффективно выполнять важные государственные полномочия каждой из них, осуществлять взаимный контроль, создавать систему сдержек и противовесов;
— гармоничное решение многих проблем общественной и государственной жизни, при которых человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Могут быть приведены другие причины разделения властей
30. Рассказывая на уроке о государственной власти, ученица утверждала, что законодательная власть есть верховная, абсолютная, которая, следовательно, может брать на себя полномочия других ветвей власти. Не все учащиеся класса согласились с этим мнением. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на вопрос, например: в тексте отражена вторая точка зрения (точка зрения учащихся класса)
— законодательная власть не может пользоваться правами, предоставленными другой власти;
— законодательная власть является верховной, но не абсолютной.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.
2) фрагмент текста, например:
— «…различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга;
— «Если исполнительная власть не будет иметь права останавливать действия законодательного собрания, то последнее станет деспотическим…»;
— «… законодательная власть не должна иметь права останавливать действия исполнительной власти»
31. Согласны ли вы с тем, что законодательная власть не должна иметь права останавливать действия исполнительной власти»? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с приведенной точкой зрения;
2) приведены два аргумента (объяснения) в защиту своего выбора, например:
в случае согласия с приведенной точкой зрения может быть указано, что
— исполнительную власть незачем ограничивать, поскольку границы её действий заключаются в её собственной природе — исполнять то, что принято законодательной властью: принято — исполнять, не принято — не исполнять;
— предметом деятельности исполнительной власти являются вопросы, требующие быстрого решения, поэтому её ограничение законодательной властью может негативным образом отразиться на всей жизни общества;
в случае несогласия может быть указано, что
— отсутствие контроля над исполнительной властью со стороны законодательной может привести к беззаконию, произволу, авторитаризму, поскольку нарушается система сдержек и противовесов и исполнительная власть получает особые права в системе государственной власти;
— законодательная власть должна иметь право останавливать действия исполнительной власти, поскольку в обществе большое значение имеют механизмы, способы реализации постановлений законодательной власти. Непродуманное их исполнение может привести к негативным последствиям для всего общества.
Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).
www.metod-kopilka.ru
рекомендации к заданиям второй части ОГЭ по обществознанию
Обществознание ОГЭ
Вторая часть. Задания с развернутым ответом
Каждое из шести заданий этой части проверяет определенное умение на различном содержании обществоведческого курса. Есть некоторые общие правила:
1. Прежде всего, необходимо прочитать условие задания и чётко уяснить требование, в котором указаны оцениваемые элементы ответа.
2. Важно обратить внимание не только на то, что нужно назвать (указать, сформулировать и т. п.): признак, (черты, аргументы, примеры и т.п.) но и определить какое количество данных элементов надо привести (один, два, три и т. д.).
3.Существует чёткая зависимость баллов от полноты ответа. Ответ может быть правильным, но не полным. В таком случае получить максимальный балл будет невозможно.
Первое задание к тексту (№26 в работе) требует составить план текста, выдели его основные смысловые фрагменты и озаглавив каждый из них. Для выполнения этого задания необходимо внимательно прочесть текст, уяснить его содержание, выявить основные идеи. Очень важно понимать , что название пунктов плана не должны полностью воспроизводить отдельные фразы текста-необходимо самостоятельно кратко сформулировать основную идею каждого фрагмента. При этом количество выделенных фрагментов может быть различным — система оценивания не задает какого-то конкретного числа пунктов плана. Но при этом надо понимать, что в дроблении текста на смысловые фрагменты (микротемы) должна присутствовать определенная логика – именно на основе ее понимания эксперт, проверяющий работы, может сделать вывод о том, что основные смысловые фрагменты выделены.
Второе задание к тексту (№27 в работе) предполагает извлечение информации, представленной в явном виде. Требуемая информация может быть приведена в форме прямой цитаты из текста, причем могут быть опущены длинноты и подробности и приведен лишь узнаваемый фрагмент фразы. Информация может быть дана в форме близкого к тексту пересказа. Оба эти варианты выполнения задания равноправны.
Третье задание к тексту (№28 в работе) предполагает извлечение и некоторую интерпретацию информации, представленной в тексте.
Четвертое задание к тексту (№29 в работе) предполагает выход за рамки содержания текста и привлечения контекстных знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни или личного социального опыта выпускника. Требования к выполнению задания: во-первых, точность и корректность приводимых фактов (социальных фактов или моделей социальных ситуаций), их соответствие приведенным в задании теоретическим положениям; во-вторых, наличие рассуждений, конкретизирующих сущность приведенного в задании теоретического положения, логическая и содержательная корректность этих рассуждений; в-третьих, корректность отражения в рассуждениях и фактах связей различного типа.
Пятое задание к тексту (№30 в работе) – задача, имеющая, как правило, самостоятельное развернутое условие, проверяет целый комплекс умений: соотносить отдельные факты и социальные процессы, применять знания обществоведческого курса, дополнять знания курса информацией для решения проблемы и др.
Шестое задание к тексту (№31 в работе) предполагает формулирование и аргументацию выпускником собственного суждения по актуальному проблемному вопросу общественной жизни. Данное задание непосредственно связано с содержанием текста, но оно требует рассматривать текст в ином ракурсе.
№ задания | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Максимальный балл | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 |
Прочитайте текст и выполните задания 26–31.
Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.
Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.
Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.
И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?
Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…
Учитесь любить учиться!
(Д.С. Лихачёв)
№ 26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
№ 27. Какой, по мнению автора, будет роль человека в производстве в XXI в.? Укажите любые два качества, которые, по мнению автора, будут необходимы человеку.
№ 28.Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста? Используя текст, укажите две причины.
№ 29. Какие формы отдыха и развлечений автор рекомендует молодёжи? Приведите два примера таких форм; в каждом случае укажите, какие качества развивает данная форма.
№ 30.Автор пишет о нравственной ответственности человека за «всё, что
происходит в век машин и роботов». Используя текст и обществоведческие
знания, дайте два объяснения этой мысли.
№ 31.Автор полагает, что «учиться нужно всегда». Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни человека.
Аргумент = факт + суждение (потому что или так как)
studfiles.net
Подготовка к ОГЭ по обществознанию. Работа с текстом «Народ
Прочитайте текст и выполните задания 1-4
Народ – источник власти.
Если обратиться к понятию «народовластие», то каждая из двух его составляющих – «народ» и «власть» – представляет собой сложное явление. С юридической точки зрения понятие «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность к данной группе людей в рамках единого государства. Власть – явление социальное. Она появляется вместе с возникновением общества и существует во всяком социуме, поскольку всякое общество требует управления, обеспечивающегося разумными средствами, включая принуждение.
…Конституция Российской Федерации, принятая в ходе референдума 12 декабря 1993 года, закрепляет в статье 3 положение о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, т.е. демократическим государством…
Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета, который должен означать, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет её самостоятельно и независимо от каких бы то ни было иных социальных сил или корпораций, использует её исключительно в своих собственных интересах.
Горбунов В.П. Конституционные основы активного избирательного права в
России: генезис, тенденции // социально-гуманитарные знания. М.,1999.№2. с.249-250
Составьте план текста, для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Автор указывает, что власть существует в любом социуме. Опираясь на текст и знания из курсов истории и обществознания, приведите два аргумента в поддержку этого вывода.
Что автор называет «народным суверенитетом»? Назовите три признака народного суверенитета, которые перечисленные в тексте.
В каком юридическом документе отражено наличие в РФ народного суверенитета?
ОТВЕТЫ:
Могут быть выделены следующие смысловые части:
Составляющие понятия «народовластие».
Народный суверенитет.
В правильном ответе должно быть указано, что «власть – явление социальное. Она появляется вместе с возникновением общества и существует во всяком социуме, поскольку всякое общество требует управления, обеспечивающегося разумными средствами, включая принуждение».
Приведены аргументы:
Каждый человек имеет свои интересы и стремиться их реализовать, сталкиваясь при этом с интересами другого человека.
Власть возникает тогда, когда необходимо регулировать возникающие конфликты, т.е. она существует с момента возникновения и до момента исчезновения любого социума.
В правильном ответе должно быть отмечено, что народный суверенитет – это … признание народа в качестве верховного носителя всей власти.
Перечислены три признака суверенитета:
Народ осуществляет власть самостоятельно
Независимость от социальных сил и корпораций
Использует власть в своих интересах
В ответе должна быть названа Конституция РФ.
infourok.ru
ОГЭ по обществознанию. Задания с развёрнутым ответом.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Задания с развернутым ответом ОГЭ по обществознанию
2 слайд Описание слайда:Внимательно прочитайте текст. Определите, к какой содержательной линии курса обществознания относится данный текст. Разделите текст на несколько смысловых фрагментов, выделите главную мысль каждого из них. Озаглавьте каждый фрагмент текста. Задание 26(первое задание по тексту) Алгоритм составления плана текста
3 слайд Описание слайда:Второе задание к тексту (№ 27 в работе) предполагает извлечение информации, представленной в явном виде. Требуемая информация может быть приведена в форме прямой цитаты из текста, причём могут быть опущены длинноты и подробности и приведён лишь узнаваемый фрагмент фразы. Информация может быть дана в форме близкого к тексту пересказа. Оба эти варианта выполнения задания равноправны. Задание 27
4 слайд Описание слайда:Третье задание к тексту (№ 28 в работе) предполагает извлечение и некоторую интерпретацию информации, представленной в тексте Задание 28
5 слайд Описание слайда:Четвёртое задание к тексту (№ 29 в работе) предполагает выход за рамки содержания текста и привлечение контекстных знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни или личного социального опыта выпускника. Какие требования предъявляются к выполнению подобных заданий? Во-первых, точность и корректность приводимых фактов (социальных фактов или моделей социальных ситуаций), их соответствие приведённым в задании теоретическим положениям. Во-вторых, наличие рассуждений, конкретизирующих сущность приведённого в задании теоретического положения, логическая и содержательная корректность этих рассуждений. В-третьих, корректность отражения в рассуждениях и фактах связей различного типа Задание 29
6 слайд Описание слайда:Пятое задание к тексту (№ 30 в работе) — задача, имеющая, как правило, самостоятельное развёрнутое условие, проверяет целый комплекс умений: соотносить отдельные факты и социальные процессы, применять знания обществоведческого курса, дополнять знания курса информацией из предложенного источника, применять источник социальной информации для решения проблемы. Задание 30
7 слайд Описание слайда:Шестое задание к тексту (№ 31 в работе) предполагает формулирование и аргументацию собственного суждения по актуальному проблемному вопросу общественной жизни. Данное задание непосредственно связано с содержанием текста, но оно требует рассматривать текст в ином виде. Задание 31
8 слайд Описание слайда:Прочитайте текст и выполните задания 26—31 Под социальной группой понимают объединение людей, имеющих общие признаки, общие интересы, ценности, традиции Социальные группы классифицируют по различным основаниям. Приведём некоторые из них: в зависимости от наличия или отсутствия официального статуса группы делятся на формальные и неформальные. В зависимости от количества членов социальные группы делятся на малые, средние и большие. К формальным относятся группы, построенные на основе официальных нормативных документов, на положениях, инструкциях. Члены таких групп нацелены на выполнение каких-либо видов деятельности и имеют упорядоченную определённым образом структуру. К неформальным группам относят стихийно складывающиеся объединения людей, которые не имеют документов, регламентирующих их деятельность. В формальных группах могут складываться отношения, которые характерны для неформальных групп.
9 слайд Описание слайда:В малых группах все члены находятся в непосредственном контакте. Размеры её колеблются от двух до нескольких десятков человек (хотя некоторые учёные считают, что малой группой можно называть объединение не более 5-7 человек). К основным характеристикам малой группы относят: прямой контакт между индивидами, межличностное взаимовлияние, наличие общей цели и деятельности, внутригрупповое распределение функций и социальных ролей, общность интересов, социальных норм, традиции, определённую локализацию в пространстве и устойчивость во времени. Главное же в малой группе — это сила, с которой группа действует на своего члена.
10 слайд Описание слайда:26.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. 27.Что, по мнению автора, объединяет людей в группу? Назовите не менее трёх факторов. 28.Что отличает формальную группу от неформальной? Используя содержание текста, укажите два отличия. 29.С опорой на текст и обществоведческие знания предположите, почему учёные уделяют большое внимание изучению малой группы. Выскажите три предположения. 30.Семья Ж. состоит из 6 человек: родителей, двух детей, дедушки и бабушки. Они проживают вместе в собственном доме. Родители работают и отводят детей в школу, дедушка забирает детей из школы и помогает им делать уроки, бабушка ведёт домашнее хозяйство. Какие указанные в тексте признаки малой группы проявляются в данном примере? 31.Автор текста утверждает, что «главное в малой группе — это сила, с которой группа действует на своего члена». С опорой на текст и личный социальный опыт укажите по два «плюса» и «минуса» такого воздействия.
11 слайд Описание слайда:1. Что такое социальная группа? 2. Основания классификации социальных групп. 3. Формальные и неформальные группы. 4. Малая группа. Задание 26 План
12 слайд Описание слайда:1) общие признаки; 2) общие интересы; 3) ценности; 4) традиции. Задание 27
13 слайд Описание слайда:1) формальные группы построены на основе официальных нормативных документов, на положениях, инструкциях, а неформальные сказываются стихийно, не имеют документов, регламентирующих их деятельность; 2) члены формальных групп нацелены на выполнение каких-либо видов деятельности и имеют упорядоченную определённым образом структуру, неформальные, как правило, нацелены на удовлетворение потребности человека в общении. Задание 28
14 слайд Описание слайда:1) малая группа не является просто суммой отдельно взятых индивидов, она живёт и развивается по своим законам, которые необходимо знать для правильного понимания социальных процессов; 2) как правило, человек принадлежит к разным социальным группам, каждая из которых оказывает определённое влияние на его личность; 3) принадлежность к той или иной малой группе означает, что человек принимает на себя определённые права и обязанности, выполняет соответствующие социальные роли; это позволяет прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Задание 29
15 слайд Описание слайда:1) прямой контакт между индивидами; 2) межличностное взаимовлияние; 3) внутригрупповое распределение функций и социальных ролей; 4) определённая локализация в пространстве и устойчивость во времени. Задание 30
16 слайд Описание слайда:1) два «плюса», например: — в трудной ситуации, когда необходимо принять какое-то ответственное решение, человек поступает, как правило, в соответствии с традициями и обычаями своей малой группы; — малая группа помогает человеку в процессе социализации; 2) два «минуса», например: — бывают ситуации, когда человек принимает решение, которые противоречит его интересам, но продиктовано принадлежностью к его группе; — иногда человеку приходится общаться с людьми, которые интересны не ему, а его малой группе. Задание 31
Курс профессиональной переподготовки
Учитель истории и обществознания
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-316931
ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).
Подать заявку на курс
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Материал для подготовки к ОГЭ по обществознанию
Тестовый материал к подготовке ОГЭ по обществознанию
9 класс
1. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?
1) искусство, наука
2) производство, распределение
3) выборы, референдум
4) группа, этнос
2. Какой из приведённых примеров иллюстрирует межличностное общение?
1) Глава государства обращается к гражданам в СМИ.
2) Врачи слушают доклад министра здравоохранения.
3) Друзья встретились после ссоры, выяснили её причины и помирились.
4) Представители профсоюзов обсуждают организацию митинга.
3. Виолетта учится на «отлично», она готовится к экзамену и читает учебник, справочную литературу, решает задачи. Одним из средств этой деятельности является
1)экзамен 2)учебник 3)подготовка 4)ученица
4. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе.
Б. Общество возникло раньше, чем появилось государство.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5. Виталий учится в 8 классе гимназии. Дополнительно он посещает секцию фигурного катания. На какой образовательной ступени находится Виталий?
1) среднее профессиональное образование
2) основное общее образование
3) среднее общее образование
4) начальное общее образование
6. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?
А. Наука систематизирует знания об окружающем мире.
Б. Наука помогает обществу в решении глобальных проблем.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. К основным факторам (ресурсам) производства относится
1) спрос 2) конкуренция 3) товар 4) труд
8. Какой из приведённых ниже налогов является косвенным?
1) на автотранспортное средство
2) на недвижимость
3) на доходы физических лиц
4) на добавленную стоимость
9. В государстве Z хозяйственная деятельность основывается на экономической свободе производителя. Это характерно для экономической системы
1)распределительной 2)рыночной
3)традиционной 4)централизованной
10. Верны ли следующие суждения о деньгах?
А. Деньги выполняют функцию средства накопления.
Б. Деньги используются во внешнеторговых и в международных финансовых операциях.
1)верно только А 2)верно только Б
3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
11. Что отличает семью от других малых групп?
1) единые предпочтения в одежде
2) непосредственные личные контакты
3) организация совместного быта
4) совместное проведение досуга
12. Какая социальная роль характерна как для взрослого, так и для подростка?
1) избиратель
2) опекун
3) военнослужащий
4) пользователь Интернета
13. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А. Основой для возникновения конфликта в обществе выступает противоречие интересов различных социальных групп.
Б. В основе некоторых социальных конфликтов лежит неравенство людей в доходах, уровне жизни.
1)верно только А 2)верно только Б
3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
14. Что отличает государство от других институтов политической системы?
1) разработка политических программ
2) право сбора общеобязательных платежей (налогов)
3) представление интересов определённых групп
4) объединение людей для совместной деятельности
15. В государстве Z все государственные органы, должностные лица и граждане в своей деятельности подчиняются требованиям закона; существует несколькопартий, каждая из которых активно участвует в политической жизни страны. Какой политический режим установился в стране Z?
1) авторитарный
2) демократический
3) диктаторский
4) тоталитарный
16. Верны ли следующие суждения о формах правления?
А. Все современные демократические государства являются республиками.
Б. Передача власти главы государства по наследству присуща монархиям.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
17. К какой из представленных ситуаций применима правовая норма?
1)Гражданин С. вошёл в храм, не сняв головного убора.
2)Будучи в гостях, гражданин С. испачкал скатерть соусом.
3)Гражданин С. проехал перекресток на запрещающий сигнал светофора.
4)Гражданин С. добровольно отказался от бесплатной путёвки в саноторий.
18. Известный учёный подарил школе, в которой когда-то учился, оборудование для школьной лаборатории. Этот пример, прежде всего, иллюстрирует право собственника
1)владеть 2)распоряжаться
3) пользоваться 4)наследовать
19. Верны ли следующие суждения о правонарушениях?
А. | Совершение правонарушения ведет к возникновению новой специфической обязанности – юридической ответственности. |
Б. | Правонарушения общественно вредны тем, что они вносят элементы социальной напряженности в общественные отношения. |
1)верно только А 2)верно только Б
3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
20. Инициативная группа граждан выступила против строительства нового супермаркета на территории парка. В итоге организованных группой массовых выступлений жителей микрорайона решение о строительстве было отменено. Данная ситуация говорит о наличии
1) развитой политической системы
2) местного самоуправления
3) гражданского общества
4) демократического режима
21. Сравните выборы и референдум. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1)тайное голосование граждан
2)граждане выражают одобрение или неодобрение какого-либо решения, закона
3)голосование за кандидатов на государственные должности
4)правом голоса обладают только совершеннолетние граждане
ЧЕРТЫ СХОДСТВА ЧЕРТЫ ОТЛИЧИЯ
22. Установите соответствие между правами (свободами) человека и группами прав (свобод), к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРАВА (СВОБОДЫ) ЧЕЛОВЕКА |
| ГРУППЫ ПРАВ (СВОБОД) |
А) право на охрану здоровья и медицинскую помощь Б) защита от произвольного вмешательства в личную жизнь В) право на защиту чести и достоинства Г) право на свободу мирных собраний и ассоциаций Д) право на жизнь |
| 1) гражданские (личные) 2) политические 3) социальные |
Запишите в таблицу выбранные цифры.
23. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого обозначено соответствующей буквой.
(А) В государстве Н. была зарегистрирована новая политическая партия. (Б) В ее программе есть требование изменить избирательный закон. (В) Такое изменение положительно повлияет на политическую жизнь в стране.
Определите, какие положения текста:
1) отражают факты;
2) выражают мнения.
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
Прочитайте текст. Проанализируйте статистические данные и выполните задание 24, 25
24. В странах Z и Y один из фондов изучения общественного мнения провёл среди совершеннолетних граждан опрос: «Доверяете ли Вы правоохранительным органам?».
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Доля тех, кто доверяет правоохранительным органам, потому что они защищают права и законные интересы граждан, в стране Z больше, чем в стране Y.
2) Доля тех, кто доверяет правоохранительным органам, так как там работают настоящие профессионалы, в стране Z ниже, чем в стране Y.
3) В стране Z более половины опрошенных доверяют правоохранительным органам, так как уверены в их профессионализме.
4) В стране Y одинаковые доли опрошенных относятся к правоохранительным органам с опасением и не доверяют им.
5) В стране Z большая часть опрошенных, по сравнению со страной Y, испытали трудности при ответе на поставленный вопрос.
Ответ____________
25. Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В стране Z существуют более благоприятные, чем в стране Y, условия для развития правового государства.
2) Правительству страны Y следует выявить и привлечь к ответственности нарушающих закон сотрудников правоохранительных органов.
3) В стране Z деятельность правоохранительных органов контролируется институтами гражданского общества.
4) Правительству страны Z целесообразно организовать более подробное освещение в СМИ деятельности правоохранительных органов.
5) В странах Y и Z проводятся реформы правоохранительных органов и судебной системы.
Ответ__________
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 26 -31
Извлечение из Декларации прав культуры
Статья 7
Культура обладает правом на международную защиту в ситуации войн и межэтнических конфликтов. Любые действия, ведущие к уничтожению памятников истории и культуры, включая периоды войн, межгосударственных и межэтнических конфликтов, должны быть в международно-правовом плане квалифицированы как преступление против человечества.
Статья 8
Культура обладает правом на поддержку со стороны государства, которое несет юридические и моральные обязательства перед прошлым, настоящим и будущим за сохранение и развитие культурного наследия всех народов и этносов, проживающих на его территории.
Статья 9
Государство обеспечивает равенство возможностей и условий культурного развития всех граждан, определяет направления, содержание и формы государственной поддержки культуры с учетом национальных традиций, уровня политического и экономического развития общества.
Статья 10
Государственная политика в сфере культуры должна строиться на уважении человеческого достоинства, обеспечении свободы выбора каждым членом общества форм участия в культурной жизни и творчестве.
Статья 11
На государственных организациях (воспитательных, образовательных, информационно-просветительных) лежит прямая обязанность воспитывать уважение граждан к отечественной культуре, ее истории, традициям, национальным языкам, к носителям национального самосознания, формировать представление о месте национальной культуры в духовном наследии человечества, ее вкладе в сокровищницу мировой культуры.
Статья 12
Как гарант сохранения и развития культурного наследия государство обязано:
а) рассматривать в качестве приоритетной задачи сохранение культурного достояния нации и обеспечивать его передачу будущим поколениям, уделяя особое внимание системе образования и воспитания как социальному институту культурной преемственности;
б) содействовать воспитанию у граждан интереса, любви и уважения к культурному наследию своего народа, к культуре других народов мира;
в) обеспечивать художественное и эстетическое воспитание подрастающего поколения, поддержку молодых дарований и воспроизводство творческой элиты;
26. Озаглавьте каждую из приведенных статей Декларации
27.Как Декларация определяет роль государства по отношению к культуре? Объясните значение словосочетания «культурная преемственность». Какому институту культурной преемственности, согласно Декларации, государство должно уделять особое внимание?
28. Как Декларация квалифицирует действия по уничтожению памятников истории и культуры в период вооружённых конфликтов? Обоснуйте правомерность этого определения подобных действий.
29. Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте тремя примерами деятельность государственных организаций РФ по воспитанию уважения граждан к отечественной истории и культуре.
30. Декларация требует от государства обеспечить свободу выбора каждым членом общества форм участия в культурной жизни. Опираясь на личный социальный опыт, назовите любые четыре формы своего участия в культурной жизни общества.
31. В Декларации утверждается, что государство несёт юридические и моральные обязательства перед прошлым, настоящим и будущим за сохранение культуры всех проживающих на его территории народов. Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, укажите две причины, по которым на государство возлагаются такие обязательства.
multiurok.ru
Разбор задания №28 ОГЭ по обществознанию
Интерпретация текстовой информации
В задании №28 (С3) требуется провести небольшой анализ информации, а именно интерпретировать текстовую информацию для правильного ответа. Перейдем к рассмотрению теории и методическим указаниям по данной теме.
Теория к заданию №28 ОГЭ по обществознанию
В задании № 28 нас могут попросить сделать следующее:
- определить, что является фактом, определить его причины
- установить последствия описанного социального явления
- объяснить позицию (мнение, точку зрения) автора и привести его аргументы (объяснения, доказательства, примеры)
- оценить роль тех или иных факторов
В данном задании мы можем как дать прямую цитату из текста, так и видоизменить её — опустить ненужные подробности и уточнения. Можно также представить информацию в виде близкого к тексту пересказа.
Необходимо помнить, что задание относится непосредственно к тексту, поэтому любые наши размышления, даже самые интересные будут оценены нулём баллов!
Разбор типовых вариантов задания №28 ОГЭ по обществознанию
Рассмотрим следующий текст и задание:
Средний класс – часть общества, которая занимает по статусным позициям среднее положение между высшим и низшим классами. В начале XX века к среднему классу относили мелких собственников и независимых предпринимателей. Но по мере развития «общества массового благосостояния» в развитых странах произошло повышение жизненного уровня квалифицированных работников наёмного труда (менеджеры, юристы, бухгалтеры и банковские работники, преподаватели школ и вузов, врачи и др.), которые существенно пополнили ряды представителей среднего класса.
Среди учёных постоянно идут дебаты по поводу критериев выделения среднего класса. Чаще всего в качестве основных объективных критериев называют уровень образования и доходов, стандарты потребления, владение материальной или интеллектуальной собственностью, а также способность к высококвалифицированному труду. Кроме этих объективных критериев большую роль играет субъективное восприятие человеком своего положения, то есть его самоидентификация как представителя «социальной середины».
Являясь основной социальной группой, средний класс развитых стран выполняет ряд очень важных социальных функций. Основной среди них является функция социального стабилизатора: добившись определённого места в социальной структуре общества, представители среднего класса склонны поддерживать существующее государственное устройство, которое позволило им достигнуть их положения. Следует учитывать, что средний класс играет ведущую роль в процессах социальной мобильности, и это также укрепляет существующий социальный строй, предохраняя его от социальных катаклизмов: недовольство низшего класса своим положением уравновешивается представленными им вполне реальными возможностями для повышения статуса в обществе.
В сфере экономических отношений средний класс играет роль экономического донора – не только как производитель огромной части доходов общества, но и как крупный потребитель, инвестор и налогоплательщик.
В культурной сфере средний класс является хранителем и распространителем ценностей, норм, традиций и законов общества.
Именно средний класс поставляет кадры чиновников и управленцев разного ранга – как для государственного аппарата, так и для бизнеса. Деятельность гражданского общества также основана на активности представителей среднего класса.
Какие четыре функции среднего класса рассмотрены автором текста?
Полностью правильный ответ содержит четыре функции:
- социальный стабилизатор
- экономический донор
- хранитель и распространитель ценностей культуры
- поставщик кадров чиновников и управленцев
spadilo.ru