Готовимся к ОГЭ по русскому языку: Задание №3
Изобразительно-выразительные средства языка – это поэтические обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе всех тропов (за исключением метонимии) лежит сравнение, сопоставление двух явлений с целью пояснения одного при помощи другого.
1. ГИПЕРБОЛА – чрезмерное преувеличение свойств предмета (устал до смерти).
2. ЛИТОТА – непомерное преуменьшение свойств предмета (мальчик-с-пальчик).
3. ИРОНИЯ – скрытая насмешка (Отколе, умная, бредешь ты, голова?).
4. МЕТАФОРА – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту (шляпка гриба, шепот волн, день помрачнел).
5. МЕТОНИМИЯ – слово или выражение, употребленное вместо другого, так как между обозначаемыми предметами есть связь (я всю тарелку съел = суп, город спит = люди).
6. СИМВОЛ – многозначный предметный образ, объединяющий разные планы изображаемого (Стихотворение Лермонтова «Нищий» символизирует несчастную любовь и обманутые надежды вообще).
7. АЛЛЕГОРИЯ – иносказание, изображение отвлеченного в конкретном образе (лиса в баснях – аллегорическое воплощение хитрости).
8. ЭПИТЕТ – красочное определение (вольный ветер).
9. СРАВНЕНИЕ – сопоставление двух предметов, явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого (Французы двинулись, как тучи).
10. ПЕРИФРАЗА – замена слова или словосочетания оборотом речи, в котором указаны признаки неназванного предмета (С.-Петербург – северная столица, город на Неве).
11. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия (утес плачет в пустыне).Словарь>> 2. Образец выполнения задания.
3. Тренировочные задания.
4. Контрольный тест.
oge2015.blogspot.com
Разбор задания №3 ОГЭ по русскому языку |
Теория к заданию №3 ОГЭ по русскому языку
В данной теоретической справке я разберу основные средства выразительности, которые чаще всего встречаются в задании №3.
Подробный список и пояснения вы сможете найти в приложенных файлах после типовых разборов :-).
В данной теоретической справке я разберу основные средства выразительности, которые чаще всего встречаются в задании №3.
Подробный список и пояснения вы сможете найти в приложенных файлах после типовых разборов :-).
Нам необходимо запомнить определения основных средств выразительности и знать несколько примеров для лучшего понимания.
- Метафора – скрытое сравнение (один предмет сравнивается с другим по какому-либо общему признаку – можно видоизменить предложение без потери смысла, добавив союзы как, словно, будто).
Пример: Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму. (Ночь словно металась за окном, то будто распахиваясь стремительным белым огнем, то будто сжимаясь в непроглядную тьму).
- Олицетворение – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами живых существ.
Пример: Заговорили наши орудия. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.
- Эпитет – образное, яркое определение предмета или действия.
Пример: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.
НО: НЕ являются эпитетами прил., указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики.
Пример: дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет, это прямое, а не переносное значение слова), осенний день (осенний – НЕ эпитет, это прямое, а не переносное значение слова).
- Сравнение – сопоставление одного предмета с другим.Сравнение может быть представлено:
а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК)
Пример: Хорошо и тепло, как зимой у печки, и берёзы стоят, как большие свечки.
б) сравнительным придаточным предложением
Пример: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.
в) существительное в творительном падеже
Пример: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.
- Гипербола – преувеличение.
Пример: Я тебе миллион раз говорил.
- Литота – преуменьшение.
Пример: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.
Анафора – это повтор звуков слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.
Пример: Имя твоё – птица в руке, Имя твоё – льдинка на языке…
- Параллелизм– повтор смежных грамматических конструкций для подчёркивания их единства и образности.
Пример: Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие…
- Градация – усиление значения слов благодаря эффекту нарастания.
Пример: Сейте разумное, доброе, вечное…
- Антитеза – противопоставление, основанное на параллелизме.
Пример: Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень.
- Инверсия – обратный порядок слов. При этом порядке слов:
а) подлежащее стоит после сказуемого
б) прилагательное после существительного
в) наречие после глагола
Пример: Вот нахмурил царь брови чёрные… (Обычный порядок слов: Вот царь нахмурил брови чёрные.)
- Риторический вопрос – это вопрос, не требующий ответа; обычно ставится с целью усиления утверждения .
Пример: На кого не действует новизна?
- Риторическое обращение – подчёркнутое обращение к кому-нибудь с целью усиления выразительности.
Пример: О Русь моя! Жена моя!
- Однокоренные слова – слова с одинаковым корнем.
Пример: ленивый, ленится, лентяй
- Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов.
Пример: как кот наплакал, ни рыба ни мясо, ставить палки в колёса
- Лексика разговорного стиля – слова, используемые в повседневно-бытовой сфере общения.
Пример: реветь, дочурка, продажный
- Перифраз — косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания.
Пример: ночное светило = луна или «Люблю тебя, Петра творенье!»=»Люблю тебя, Санкт-Петербург!»
- Метонимия — образное обозначение предмета по одному из его признаков.
Пример: «Все флаги будут в гости к нам», где под «флагами» подразумеваются «корабли»
- Лексический повтор — намеренное повторение одного и того же слова, так выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание.
Пример: Лениво дышит полдень мглистый, лениво катится река. И в тверди пламенной и чистой лениво тают облака.
- Оксюморон — сочетание несочетаемого.
Пример: живой труп, пленница свободы, светлая тьма
Разбор типовых вариантов задания №3 ОГЭ по русскому языку
Первый вариант задания
Рассмотрим задание №3 из демонстрационного варианта ОГЭ по русскому 2017:
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
- – Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка.
- Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…
- Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.
- Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.
Алгоритм выполнения:
- Метафора – слово в переносном смысле, скрытое сравнение.
- Внимательно читаем каждое предложение.
- В первом предложении трус несчастный – устойчивый эпитет.
- Во втором предложении письма вынули из души, душа ослепла, душа оглохла – метафора.
- В третьем предложении вызывающий тон – эпитет.
- В четвертом предложении разговор обеспокоил, удивил и обидел – олицетворение.
- Метафора использована только во втором предложении.
Ответ: 2
Второй вариант задания
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
- Из глубины зеркала, более светлой, чем окружающий сумрак, глядели на Таню её серые, как у матери, глаза.
- По его неуверенно-торжественному голосу заметно было, что история эта ему неприятна.
- Учительница, разумеется, до конца сказала бы всё, что полагалось сказать детям перед началом учебного года, если бы в класс в это время не вошли два новых ученика.
- Полина Харитоновна и мама были передо мной как на ладони.
Алгоритм выполнения:
- Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, имеющее определенный смысл.
- Внимательно читаем каждое предложение.
- В первом предложении глубина зеркала – метафора; светлой глубины – эпитет.
- Во втором предложении неуверенно-торжественный голос — эпитет.
- В третьем предложении новых ученика – устойчивый эпитет.
- В четвертом предложении были как на ладони — фразеологизм.
- Фразеологизм использован в четвертом предложении.
Ответ: 4
Третий вариант задания
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
- В окнах домов мерцали уже слабые огоньки, а высоко поднятый над домом скворечник ещё был освещён далёким закатом.
- С каменистой гряды сбегали в низину к озеру яблоньки и огороды.
- Характер у неё был вулканического происхождения.
- Я медленно, точно тигр вокруг добычи, пошёл вокруг стола.
Алгоритм выполнения:
- Олицетворение – приписывание неодушевленным предметам, явлениям природы действий, качеств живых существ.
- Внимательно читаем каждое предложение.
- В первом предложении слабые огоньки, далекий закат — эпитеты.
- Во втором предложении яблоньки и огороды сбегали в низину – олицетворение. Понятно, что ни яблоньки, ни огороды на самом деле бегать не могут, и автор имел в виду, что они простирались далеко – от гряды до низины.
- В третьем предложении характер вулканического происхождения — метафора.
- В четвертом предложении точно тигр вокруг добычи — сравнение.
- Олицетворение использовано только во втором предложении.
Ответ: 2
spadilo.ru
Задание 3. ОГЭ по русскому языку. Выразительные средства лексики и фразеологии — Теория заданий ОГЭ — Русский язык — Публикации
Скачать материал
Формулировка задания:
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) – Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка.
2) Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…
3) Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.
4) Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.
Комментарий: метафора — это скрытое сравнение, душа Анны Федотовны сравнивается со шкатулкой
Что нужно знать:
Задание 3 ОГЭ по русскому языку своей целью ставит проверку знаний учащихся о выразительных средствах лексики и фразеологии.
Средство | Определение | Примеры |
---|---|---|
Гипербола | Преувеличение | Шаровары шириной в Чёрное море (Н.В. Гоголь) В сто сорок солнц закат пылал (В.В. Маяковский) |
Метафора | Скрытое сравнение. | Ель рукавом мне тропинку завесила (А. Фет) На нити праздного веселья (А.С.Пушкин) Приручением животных люди занимались только на заре человеческой культуры. (М. Пришвин) |
Метонимия | Разновидность метафоры, употребление для называния предмета части вместо целого | Съесть три тарелки (содержимое названо емкостью, в которой оно находится) Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И. Крылов) |
Олицетворение | Наделение неодушевлённых предметов свойствами живых существ: | О чём ты воешь, ветр ночной, (Ф. Тютчев.) Забормотал спросонок гром (К. Паустовский). Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость (А.С.Пушкин). |
Эпитет | Образное определение. | А волны моря с печальным рёвом о камень бились. (М.Горький) Мороз-воевода дозором обходит владенья свои. (А.Некрасов). А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер. (Лебедев-Кумач) |
Сравнение | Сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснения одного с помощью другого. | Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов.) Моросил бисерный дождь, такой воздушный, что, казалось, он не достигал земли и дымкой водяной пыли расплывался в воздухе. (В. Пастернак). |
Фразеологизм | Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, слова, | вставлять палки в колеса — мешать |
Добавьте ссылку на страничку социальной сети:
www.xn--90aalbidhgplslghha6a.xn--p1ai
Тренировочные упражнения для подготовки к ОГЭ по русскому языку. Задание 4 (Изобразительно-выразительные средства)
Задание 3 № 5809. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
1) Цветы были такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!
2) А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него.
3) Здорово, юный жених!
4) Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные…
Задание 3 № 5810. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу.
2) Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт: – Жучка, Жучка!
3) Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх.
4) Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул…
Задание 3 № 5811. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу.
2) Какое это было счастье — полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом…
3) Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу?
4) Обучить грамоте и поскорее отпустить домой — работать.
Задание 3 № 5812. В каком варианте ответа средством выразительности речи является противопоставление?
1) Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.
2) Сергеева — артистка театра, молодая и красивая женщина.
3) — Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.4) Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. А когда спасают, то долго не думают…
Задание 3 № 5813. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности.
2) И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома.
3) Это моего отца убили… — закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.
4) Он был рад, что мать не видит его слёз.
Задание 3 № 5814. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией.
2) Все двинулись к дверям, в классе оставался только Петруха Васильев, который спокойно, ни на кого не обращая внимания, что-то писáл в тетради.
3) Петруха беспокойно посмотрел на хмуро насупившегося Носкова, но ничего не ответил.
4) Он сел на своё место, рядом с Петрухой, и стал доставать из портфеля учебники.
Задание 3 № 5815. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект.
2) До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.
3) Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки – Нюра и Рая Ивановы.
4) Впереди было ещё почти два года блокады…
Задание 3 № 5816. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.
2) Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице.
3) А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.
4) И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.
Задание 3 № 5817. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню.
2) На третий день около усов показалась пена, но, когда Зыбин к нему притронулся, краб пребольно, до крови, заклешнил ему палец.
3) Какая-то мелкая рыбёшка приплыла, сверкнула голубой искрой и сгорела в луче фонаря, исчезла.
4) Он пошёл неуклюже, кряжисто, как танк.
Задание 3 № 5818. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант.
2) Ему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт.
3) Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани.
4) Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки.
Задание 3 № 5819. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики…
2) …я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.
3) Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед.
4) Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.
Задание 3 № 5820. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Я неплохо знал немецкий, домашних заданий никогда по этому предмету не готовил, но однажды настал и мой черёд, когда Елена Францевна ни с того ни с сего вызвала меня к доске, будто самого рядового ученика, и велела читать стихотворение.
2) У дворовых и у школьных ребят навсегда засело в памяти, что в нашей паре я был ведущим, а Павлик – ведомым.
3) Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза.
4) Она стала листать классный журнал.
Задание 3 № 5821. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки.
2) Разве в мирное время понимает человек, что такое чистые простыни?
3) Я ложусь на свою царскую кровать, пахнущую сеном и свежим бельём, и проваливаюсь, как в пух.
4) И лезут в голову мысли о ребятах, оставшихся на плацдарме.
Задание 3 № 5823. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Стиснув до побеления губы, зыркая исподлобья, Жека пытался отнять портреты, а их перебрасывали с парты на парту, передавали по кругу — началась детская игра «А ну-ка, отними!»…
2) Тот сидел сгорбясь — локти в парту, кулаки под закаменевшим подбородком, – взглядом упирался в одну точку — от всех отгорожен, замкнут, защёлкнут на замок.
3) Я видела на почтамте, как Жека отправлял толстые конверты!
4) Лисапета вдруг явственно увидела, как толстые Жекины конверты, обклеенные марками, цепочкой движутся на север, к городу Норильску.
Задание 3 № 5824. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Когда Юра начал вытаскивать из массивного письменного стола огромные и почему-то пыльные альбомы, прямо над головами мальчишек раздался протяжный и жалобный вой…
2) Мой папа говорит: если не умеешь ухаживать, не заводи собак…
3) Выбежав на улицу, перевёл дух и нашёл на фасаде дома Юркины окна.
4) Пришло время удивляться Валерке.
Задание 3 № 5825. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд.
2) Входя в класс, Илья сунул котёнка подвернувшемуся Сане, и тот спрятал его в свой портфель.
3) Первый раз Миху поколотили уже первого сентября – несильно и назидательно – на большой перемене.
4) Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь.
Задание 3 № 5826. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Это был светлячок – маленькая букашечка, и пел он свою незатейливую песенку о том, что видел…
2 )Птицы замолчали, уступив место нашему герою.
3) Время шло, безжалостно пожирая минуты, часы, дни, годы; светлячок постарел, потускнел, друзей больше у него не было, в гости его не приглашали, им не восхищались.
4) Мне так нравится слушать, как ты красиво описываешь природу, небо, солнце, траву.
Задание 3 № 5827. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Как-то в начале июня зашёл к Поликарповне человек и попросил сдать комнату на лето.
2) Начиная с воскресенья в деревню стали приезжать всё новые и новые дачники.
3) — Спасибо, родимый, – сказала Поликарповна, — только чудн ό мне что-то: пришёл, снял комнату, даже не поторговался, а теперь ты крыльцом моим занимаешься, будто и не чужие мы люди.
4) Он был какой-то уютный, весёлый и простой человек, и хозяйка с первого же дня привыкла к нему, как к своему.
Задание 3 № 5828. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру.
2) Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу.
3) Книга исчезла между двойными окнами вагона.
4) Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с книгой в руках.
Задание 3 № 5831. В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?
1) (3) Люсю Катунину она называла на французский манер: Люси — (4) «Как в доме Ростовых! — поясняла Оленька. — (5) Или Болконских».
2) (7) Несмотря на сопротивление Оленьки, она таскала за ней огромную папку с рисунками, даже готовила краски и мыла кисточки.
3) (23) А она обиделась… (24) И на что?! (25) Академик живописи рисует гораздо лучше, чем говорит.
4) — (35) Не нашла места в зале? — задумчиво произнесла я. — (36) Если бы ты нашла его у себя в сердце…
Задание 3 № 5832. В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?
1) (2) Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься.
2) (5) Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.
3) (18) Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом.
4) (20) А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.
Задание 3 № 5833. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1) (5) Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и не намерена сидеть на кухне, как прислуга.
2) (36) А осложнения, как он понимал, грядут.
3) (38) Оксану как ветром сдуло вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос – тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором.
4) (40) Впереди праздник, и жизнь — как праздник.
Задание 3 № 5834. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1) В первый год моей жизни, в день какого-то праздника, по старому поверью, родители мои устроили гадание: они разложили крест, детскую саблю, рюмку и книжку.
2) Рассказывая мне впоследствии об этой сценке, отец смеялся…
3) Рассказы отца, прошедшего тернистый путь от солдата до капитана, детские игры — всё это настраивало на определённый лад.
4) По мере перехода в высшие классы свободного времени, конечно, становилось меньше, появились другие интересы, и воинские упражнения мои почти прекратились.
Задание 3 № 5838. Укажите, какое средство выразительности речи используется в предложении 18: «Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались на экстренный совет».
1) метафора
2) сравнительный оборот
3) противопоставление
4) просторечные слова
Задание 3 № 5839. В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение?
1) (11) Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала.
2) (14) В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.
3) (17) Смычок — вот что он будет держать в руках всю жизнь!
4) (26) «Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» — рассуждала бабушка.
Задание 3 № 5841. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1) (8) Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом.
2) (12) Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета.
3) (15) Иоська смолк и вопросительно и насторожённо смотрел на непрошеную гостью.
4) (23) Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам…
Задание 3 № 5842. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1) (12) Пашка хочет быть как Циолковский и всегда что-нибудь изобретает.
2) (2) Нельзя же заново изобретать самолёт, если его давно изобрели, или открывать новые страны, если всё уже пройдено вдоль и поперёк!
3) (20) Я выпросил у отца большую конторскую книгу, вывел на обложке…
4) (30) История Тыжи осталась ненаписанной, но в деревне меня теперь зовут не иначе как «Колька-летописец»…
Задание 3 № 5843. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
1) В детстве я очень, очень старалась полюбить театр, как мне велели: ведь это Большое Искусство, Храм.
2) И я, как положено, должна испытывать священный трепет, но помнить при этом, что в театре есть театральные условности.
3) А между тем в театре было тепло, в зале приятно и сложно пахло, в фойе гуляли нарядные люди, окна были укутаны шторами из парашютного шёлка, будто кучевыми облаками.
4) От кино я именно и жду полного преображения, окончательного обмана — «чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда».
Задание 3 № 5844. В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение?
1) Толя осени не любил. (2) Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто шли дожди и мама не пускала его на улицу.
2) А она, заметив, что Толя обернулся, спряталась за углом старого двухэтажного дома.
3) Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу…
4) Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком классе сидит её Толя.
Задание 3 № 5845. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
1) Вот наконец она появилась. Загадочное существо тринадцати лет, невероятная красавица с улыбкою до ушей, с золотыми глазами, с тонюсенькой талией.
2) Гоша подходит к стене, опускается на четвереньки и после нескольких неудачных попыток делает стойку. Верочка наблюдает за ним сурово, как тренер.
3) Верочка снисходительно наблюдает, как мальчишки возятся с ракетой, как бережно кладут её на ступеньки подъезда, а сами отправляются за рюкзаками.
4) И Гоша теперь сердит и почти свысока разговаривает с Верочкой: «На, смотри, если хочется…»
Задание 3 № 5847. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1) (10) Он эту музыку прямо на ходу сочиняет.
2) (2) Я люблю джаз, как дядя Женя.
3) (21) Кит, съев варёную колбасу из холодильника, шагал в чудесном настроении.
4) (22) Сколько песен в нас с ним бушевало, сколько надежд!
Задание 3 № 5852. В каком варианте ответа средством выразительности речи является просторечная лексика?
1) — (3) Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей.
2) (16) Встревает тут Федосья, баба из Пýстыни…
3) (19) Эти доски и пригодятся.
4) (24) Особенно портрет Пугачёва — глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь.
Задание 3 № 5856. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
1) (9) Лицо её было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без натуги.
2) (10) Разочарование, восторг, изумление – все эти чувства сменяли друг друга, не оставляя места неопределённости.
3) (13) Во всём, кроме женственности и красоты: тут первой считалась Ляля.
4) (16) Ляля восхищённых взоров не замечала, и они от этого становились ещё восхищённее.
Задание 3 № 5863. В каком предложении средством выразительности речи является олицетворение?
1) Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном.
2) И ещё ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей.
3) Я пустил голубка с балкона, и ветер схватил и унёс его за тополя.
4) И я подумал: вот найдёт кто-нибудь, догадается, придёт ко мне…
kopilkaurokov.ru
Тест: Готовимся к ОГЭ. Задание 03. «Средства выразительности»
Запишите номер предложения
Русский язык 9 класс | Автор: Саункина Е.В. | ID: 5609 | Дата: 16.9.2015
Вопрос № 1Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Через несколько дней наконец-то небо нахмурилось и выпал снег. (Савин В.)
2) Слева виднелась широкая расщелина скалы, заполненная осыпью, по которой можно было забраться наверх. (Автократов Н.)
3) Справа площадки, почти у самого леса, позади кустов черёмухи я заметил какое-то сооружение с колесом. (Автократов Н.)
4) На воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков. (Пришвин М.)
Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Круглый шатёр из оленьих шкур натянут на шесты. (Болдырев В.)
2) Лишь изредка большая ночная птица бесшумно проносилась над головой. (Автократов Н.)
3) Круглые сутки над тундрой светило солнце. Большое, рыжее, лохматое. (Савин В.)
4) Пламя бушует и ревёт, дерево трещит и коробится, выбрасывая фонтаны искр, струи горячего дыма и множество пылающих головешек. (Автократов Н.)
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Длинные тени, падающие от деревьев, оставляли на них причудливые узоры. (Автократов Н.)
2) У руля сидел мужчина с непокрытой головой и длинными усами, какие носят в здешних местах многие крестьяне. (Автократов Н.)
3) Тусклое, едва различимое, светит солнце, матовое, какое-то лиловое. (Гребенюк И.)
4) Стоял крепкий мороз, снег похрустывал под ногами, будто битое стекло. (Савин В.)
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Сквозь розовую пелену я видел чьи-то чёрные, как ночь, глаза, полные участия и тревоги. (Болдырев В.)
2) Собаки, спасаясь от смертельного холода, прорвались сквозь ущелье и неслись сломя голову вниз по белому желобу. (Болдырев В.)
3) Раскалённые скалы, точно огромные печи, дышали жаром. (Куликов А.)
4) Вершины и склоны гор сверкали в снегах, а дорога была черной, мокрой, и колеса рассекали на ней лужи с таким треском, будто разрывали кусок холста. (Мартьянов С.)
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Из тумана выплыло девичье лицо, золотистое от полярного загара. (Болдырев В.)
2) Москва-река была до набережных покрыта шевелящимся одеялом тумана. (Солженицын А.)
3) Косматое нежаркое солнце садилось в леса. (Бондарев Ю.)
4) Артамонов опасался опоздать на первую лекцию и проснулся ни свет ни заря. ( Арсенов Я.)
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) И вот перед костром между деревцами в розоватом отблеске пламени появились большие белые птицы, точно снежные комья. (Савин В.)
2) И всё-таки чувствуем себя на льду океана не в своей тарелке. (Болдырев В.)
3) Стучим топорами по голым деревьям, и они звенят, как корабельные мачты. (Болдырев В.)
4) Ветер на лету подхватил горящую солому и остервенело швырял её тяжёлыми пригоршнями в ночную степь. (Логвиненко И.)
Укажите предложение, в котором используется эпитет.
1) Чижов легко отыскал дом, в котором жил Дегтярёв: он знал маленький курортный городок, как свои пять пальцев. (Мартьянов С.)
2) Мобильник завибрировал, заскрёбся в ящике тумбочки, как жук в спичечном коробке. (Живов В.)
3) Майское утро дышало особенной прелестью. (Черкасов А.)
4) До сих пор во сне я вижу эту замерзшую, голую и печальную долину. (Болдырев В.)
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Исчезла под стеной сарая лиловая туша ноздреватого сугроба. (Тендряков В.)
2) Жизнь была слишком интересной для того, чтобы ломать голову над её смыслом. (Слепухин Ю.)
3) У самого горизонта море было лиловым, тревожным, предвещающим шторм. (Мартьянов с.)
4) Тусклый серый свет проходил сквозь маленькие круглые иллюминаторы. (Рысс Е.)
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1) Маяк на мысу через равные промежутки времени загорался ярко-голубым светом. (Мартьянов С.)
2) Окна в кабинете полковника светились яркими огнями. (Мартьянов С.)
3) Луч прожектора, в котором вспыхивали ночные бабочки и мотыльки, рассекал темноту, щупал море и небо, потом снова гас, и становилось ещё темнее. (Мартьянов С.)
4) Глубоко внизу, словно рассыпанный бисер, искрились огоньки города. (Автократов Н.)
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Дикий, торжествующий крик огласил пустынные берега. (Куликов А.)
2) До самого утра вокруг пылало небо, красные языки пламени видны были далеко в степи. (Логвиненко И.)
3) В море плавал ковш луны, в луче маяка дремали на рейде баржи, со стороны мола доносился грохот экскаваторов и лебёдок. (Лебеденко П.)
4) Точно лапы погибших гигантских пауков, там и тут изгибаются высохшие распластанные корни и сучья. (Болдырев В.)
Получение сертификата
о прохождении теста
testedu.ru
Тренировочные задания В3 при подготовке к ОГЭ по русскому языку
Тренировочные задания (В3) по средствам выразительности
1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Он уже поправился, но врач велел ему провести в постели ещё денёк-другой.
2) Пушкин читал стихи о своих товарищах, а они не сводили с него глаз.
3) Он сочинял стихи и во время уроков, и по ночам, но, как ни старался, строчки у него получались такие, что их даже трудно было выговорить…
4) Маленькими руками он комкал рубашку на своей широкой груди.
2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Ленка стояла у доски, прижавшись стриженым затылком к ее черной холодной поверхности.
2) И все ребята подняли за нею руки – целый лес рук витал над их головами.
3) Сомову – самый жестокий бойкот!
4) Ленка медленно приближалась к Димке.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Всякий раз, когда все последние новости были подругами обсуждены, Ольга неизменно произносила заветное: «Лен, а я новый стих написала».
2) Читала робким, тихим голосом, волнуясь, как ученик у классной доски.
3) Над их дружбой сияло доброе, яркое солнце, пока в один из обычных дней не надвинулась на это солнце тяжёлая, чёрная туча.
4) От природы Ольга была характера очень мягкого и мирного.
4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1) На дальних высоких увалах, куда падает солнечный свет, лес зажигается ярким, мощным малахитом.
2) Ворота эти ведут в царство валежника.
3) Щепки клюют меня.
4) Маша смотрит на Овечкина потемневшими, серьёзными глазами.
5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками.
2) Однажды он принёс воды, когда медвежонок разлил полное ведро, и с тех пор она разрешала Тимофею помогать ей.
3) Он помогает их переводить, ему доверили важное и почти опасное дело, и ни одна контролёрша не посмеет подойти и спросить у него билет, потому что он — с Машей, которую в зоопарке все знали.
4) Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей.
6. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Ты будешь для меня единственным в целом свете.
2) Но твоя походка позовёт меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища.
3) Но таких магазинов, где торговали бы друзьями, конечно, нет, и потому люди больше не имеют друзей.
4) Скучная у меня жизнь, но, если ты меня приручишь, моя жизнь изменится, солнцем озарится, – продолжал Лис.
7. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Погасшее небо плотнее прижалось к сонным волнам.
2) Коста шёл по берегу, наклоняясь вперёд – против ветра.
3) Собака посмотрела на него большими впалыми глазами и снова обратила взгляд к морю.
4) Собака глухо зарычала, но не залаяла, не бросилась на неё.
8. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Однажды он принёс в класс несколько прутиков и поставил их в банку с водой.
2) Это у него была такса – чёрная головешка на четырёх ножках.
3) Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал рот!
4) Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста молчальник.
9. В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет?
1) Но как-то Белогрудку выследили местные мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились.
2) Однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек – белогрудая куница.
3) На следующий день Белогрудка прокралась на сеновал и осталась там до рассвета, а днём увидела своих малышей.
4) Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё…
10. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
1) Рядом показалась чья-то тень, которая вырвалась вперёд.
2) Рядом с Тёмкиным домом стоял сухой тополь. Он уже горел вовсю, словно факел.
3) Но пожарные бежали медленнее, потому что их задерживал тяжёлый шланг, и Толик с отцом обогнали их.
4) Сгоревшие ветки красными червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на глазах у Толика, занялась в одно мгновенье.
11. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1) – Подойди сюда и сядь. Что у тебя за история? – устало произнёс он.
2) Час от часу не легче! Директор с шумом придвинул кресло к столу.
3) – В милиции нас продержали два часа. Там один, с усами, даже погладил её и дал ей сахару…
4) Мама сказала: «От собаки одна только грязь!»
12. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Даже самоучкой он сумел приобрести неизмеримо больше знаний, чем это было свойственно сверстникам-дворянам его круга.
2) Когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, к его отцу приехал старый приятель, генерал Ганнибал, которого Пушкин увековечил под именем «арапа Петра Великого».
3) Маленький Суворов ловил их на лету, иногда соглашался, иногда спорил.
4) С этого момента начинается новая, полная трудов и величия, жизнь гениального русского полководца.
13. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Юноша решил добиться справедливости и возвратить похищенные деньги через суд.
2) С этих пор он загорелся идеей стать оратором, бросил все другие занятия и игры и начал усиленно упражняться в красноречии.
3) Демосфен начал горько жаловаться другу на свои неудачи и говорил, что народ не ценит и не понимает глубокого содержания его речей.
4) Он стал судебным оратором и добился приговора суда в свою пользу.
14. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) И я хотел взять мальчика за руку, но тот поспешно отдёрнул руку и сказал: – Не могу.
2) Увидев командира, он как-то весь выпрямился, вытянулся и стал на несколько сантиметров выше.
3) Если дал честное слово, так надо стоять, что бы ни случилось, а игра это или не игра – всё равно.
4) Глаза мальчика загорелись радостным огнём, и он облегчённо засмеялся.
15. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Гимнастика ног причиняла острую боль, но Мересьев с каждым днём отводил ей на минуту больше, чем вчера.
2) Однажды летним утром пожилой человек в железных очках принёс ему пару протезов, очень ловко сконструированных и пригнанных по мерке.
3) – Спасибо, спасибо, старик, знатная работа, – бормотал Алексей.
4) Он перешёл эту черту и теперь легко, без напряжения пожинал плоды многих и многих дней тяжёлого труда.
16. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являет метафора.
1) Над дверью висела синяя с белыми буквами вывеска: «Городской дом ребёнка».
2) За спиной у детской начальницы негромко гудел финский холодильник, а на окнах колыхались розовые занавески из красивой ткани.
3) А Николая била в висок ужасная мысль.
4) …в большой и светлой комнате вдоль стен стояли рядами деревянные кроватки, а в них лежали младенцы.
17. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в час бешеного приступа его боли, и мимо не прошла, задержалась.
2) И неграмотная старуха бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы и приговаривая, приговаривая какие-то словечки, то ли убаюкивая ими, то ли сказку какую волшебную рассказывая.
3) Когда заканчивалось её дежурство, усаживалась теперь тётя Груня на табурет возле Алексея, смачивала уголком полотенца ссохшиеся, запёкшиеся его губы, и обтирала лицо, и подносила водички, и всё время гладила она его холодную, неживую руку и приговаривала, приговаривала, не жалея слов, мягких, как хорошая повязка.
4) Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства, как могла не приговаривать своих ласковых слов, как могла не помочь Алексею?
18. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является гипербола.
1) Ведь этот Мурлышка – вся её жизнь!
2) А вредная всё-таки, – он покрутил головой.
3) – Так что же, из-за вашего кота нам и поиграть нельзя? – дерзко спросил Лёвка.
4) Все соседи включились в поиски кота, а несчастная Марья Павловна совсем отчаялась и слегла с сердечным приступом.
19. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Внизу царил смех, кипела радость, а там, на ступеньках, дрожала обида.
2) Но результат не заставил себя ждать.
3) Первый класс мы закончили с таким результатом: пятерых детишек усыновили и удочерили.
4) На улице тишь, только шаркает метлой дворник.
Ответы к В3
2
3
3
3
4
2
1
2
2
2
2
3
2
3
4
3
3
1
1
multiurok.ru
Задание 3 ОГЭ по русскому языку
Задание 3
Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности
Метафора — перенос названия одного предмета на другой на основании сходства, скрытое сравнение: волны холмов, дыхание природы, утро года.
Олицетворение — выразительное средство, состоящее в том, что при описании животных, явлений природы или неодушевлённых предметов они наделяются человеческими чувствами, действиями, свойствами, мыслями и речью: капли, барабанившие в окна; улыбался сад; море баюкает и ласкает.
Сравнение — образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком. Сравнение выражается в основном конструкцией со сравнительным союзом (как, будто, словно, точно, как будто), со словами похож, подобный, напоминает или при посредстве творительного падежа: Анчар, как грозный часовой, стоит один во всей вселенной… ; «кленовый лист напоминает нам янтарь»; «взовьётся белый дым змеёй».
Фразеологизм — устойчивое словосочетание, употреблённое в переносном смысле и часто равное по своему значению одному слову: бросить на произвол судьбы = оставить; представлял несоответствие = не соответствовал.
Эпитет — это художественное средство, выраженное прилагательным или причастием, которые выражают отношение автора к тому, о чём он говорит, и часто используются в переносном значении: высохшее лицо, пытливый носик, сахарный снег, золотая осень.
Образец выполнения задания
Задание. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Взошло солнце, и в море вонзилась тысяча огненных спиц. (В. Аксёнов)
2) Шум утихает, как дождь, пролившийся внезапно над лесом. (Р. Фраерман)
3) «Довольно валять дурака. Говори, согласен или нет?» — сказала Нина. (В. Железников)
4) Я подошла к краю и остановилась у перил, ещё пахнущих свежей краской. (Л. Кассиль)
Обоснование ответа (даётся устно)
1) В первом предложении есть развёрнутая метафора (вонзилась тысяча огненных спиц).
2) Во втором предложении есть сравнение (как дождь). Это и будет ответом.
3) В третьем предложении есть фразеологизм (валять дурака).
4) В четвёртом предложении нет выразительных средств, все слова употребляются в прямом значении.
Тренировочные задания
1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Я пригляделся и увидел, что ягоды, нанизанные на стебель, были очень крупные, очень спелые, чёрные от густой красноты. (Ю. Коваль)
2) Я почувствовал в воде из ручья голос лесных озёр и болот. (Ю. Коваль)
3) Этот первый день в школе, радостный для всех других детей, был тяжёлым днём для Тани. (Р. Фраерман)
4) После купания лицо его блестело, как камень, а галстук был тёмен от воды. (Р. Фраерман)
2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Солнце нырнуло в тучу, и небо потемнело. (Ю. Коваль)
2) Вдруг открывается дверь, а там — огонь, но не яркий, как пламя костра, а приглушённый. (Ю. Коваль)
3) Я нашёл подходящую травинку, выдернул из неё стебель и вместе с ребятами стал собирать ягоды. (Ю. Коваль)
4) «У него золотые руки!» — кричал дядька мне в спину. (Ю. Коваль)
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Александр слушал этот вальс и вспоминал какой-то из институтских балов, лица друзей, разноцветный снегопад конфетти. (В. Аксёнов)
2) Дядька задумался, глядел на потемневшее озеро, в котором отражались светлые ещё облака. (Ю. Коваль)
3) Я насквозь просмолённый, как птица клёст. (Ю. Коваль)
4) Дети побежали к лесу, который встретил их по-прежнему молчаливо. (Р. Фраерман)
4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1) В окнах домов мерцали уже слабые огоньки, а высоко поднятый над домом скворечник ещё был освещен далёким закатом. (Ю. Коваль)
2) С каменистой гряды сбегали в низину к озеру яблоньки и огороды. (Ю. Коваль)
3) Характер у неё был вулканического происхождения. (А. Алексин)
4) Я медленно, точно тигр вокруг добычи, пошёл вокруг стола. (К. Булычёв)
5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Шурка парень молодой, а голос у него хриплый, как у старого чугунного человека. (Ю. Коваль)
2) Я понял, что судьба моя висит на волоске. (К. Булычёв)
3) Ветки берёзы блестят от капель ночной сырости, ствол влажен — дерево ещё не очнулось от сна. (Р. Фраерман)
4) По каменистой тропинке, еле заметной в сумерках, мы спустились вниз, к лесу. (Ю. Коваль)
6. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Ветки гаснут не скоро, они горят и мерцают, точно целые горсти звёзд. (Р. Фраерман)
2) У простой земляники — солнечный вкус, а тут — лесной, болотный, сумрачный. (Ю. Коваль)
3) Водяная крыса, испуганная звуками песни девочки, близко плеснулась возле корня и поплыла к камышам, волоча за собой в нору зелёную тростинку. (Р. Фраерман)
4) Закат спрятался в тёмный лесистый берег, но окна дома ещё улавливали его отсветы и сияли. (Ю. Коваль)
7. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Чёрный, большой, точно скала, пароход всё же казался маленьким для этой реки. (Р. Фраерман)
2) Подводной травой и ольховым корнем, осенним ветром и рассыпчатым песком пахла вода из ручья. (Ю. Коваль)
3) Ему хотелось горько заплакать, но он был мальчик, родившийся в молчаливом лесу, на берегу сурового моря. (Р. Фраерман)
4) Порыв сухого ветра пронёсся по кустам — они забормотали, зашептались сухими листьями. (Б. Железников)
8. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Пришли ещё ребята и взрослые, и все дарили Нюрке что-нибудь школьное: букварь, линейку, два карандаша, авторучку. (Ю. Коваль)
2) Скользишь по матовому стеклу льда, под которым угрожающая глубина, какие-то смутные очертания. (Б. Аксёнов)
3) Старичок-лесовичок сам весь корявый, борода серо-синяя, а руки чёрные, как головешки. (Ю. Коваль)
4) На жемчужном небе — перистые облака рассвета. (К. Булычев)
9. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1) Он решил отдохнуть, как те большие и зоркие птицы, что целый день парят высоко над лиманом. (Р. Фраерман)
2) Июнь, а ещё не отцвели одуванчики и в серой вязаной шапочке распускаются под окном. (К. Булычёв)
3) Человек, последним сбежавший с трапа на пристань, уже никого не увидел, кроме одной девочки, поднимавшейся в гору. (Р. Фраерман)
4) У самой реки, без устали спешившей к морю, увидели они свой лагерь. (Р. Фраерман)
10. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Из глубины зеркала, более светлой, чем окружающий сумрак, глядели на Таню её серые, как у матери, глаза. (Р. Фраерман)
2) По его неуверенно-торжественному голосу заметно было, что история эта ему неприятна. (В. Железников)
3) Учительница, разумеется, до конца сказала бы всё, что полагалось сказать детям перед началом учебного года, если бы в класс в это время не вошли два новых ученика. (Р. Фраерман)
4) Полина Харитоньевна и мама были передо мной как на ладони. (В. Железников)
uchitelrusskogo.ru