Разбор задания №13 ОГЭ по русскому языку |
Разбор типовых вариантов задания №13 ОГЭ по русскому языку
Первый вариант задания
Рассмотрим 13 задание из демонстрационного варианта 2017:
Среди предложений 1–6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога. – (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она. – (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.
Внимательно читаем фрагмент текста и ищем предложения с двумя придаточными. В данном отрывке оно одно и с однородным подчинением — это предложение №4:
- Ваша внучка Таня рассказала – главное предложение.
- чтоу вас на войне убили сына – придаточное изъяснительное предложение, присоединяемое к главному при помощи союза что и отвечающее на вопрос о чем?
- и чтоон вам писал письма.- придаточное изъяснительное предложение, присоединяемое к главному при помощи союза что и отвечающее на вопрос о чем?
[ ], (что… ) и (что…).
Ответ: 4
Второй вариант задания
Среди предложений 44–50 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(41)На столе в стеклянной банке медленно вяли пионы.
– (42)Она, наверное, думает, что она такая неотразимая, – хихикали девчонки, – выйдет на сцену и всех покорит своей красотой!
– (43)Все сразу попадают и дадут ей первое место!
– (44)Ничего подобного она не думает, – вдруг вступился за Алёнку Васька. – (45)И вообще… (46)Она, может, даже не знает, что надо готовить номер, и танец, и группу поддержки? (47)Она же первый раз в лагере.
(48)После этого случайно услышанного разговора я попыталась объяснить Алёнке, что такое конкурс красоты в нашем лагере, что от неё требуется, но она слушала нетерпеливо и рассеянно и наконец сказала:
— (49)Маша, вы хотите кого-нибудь другого поставить? (50)Ну, пожалуйста, мне всё равно…
(51)Но поставить другого – значит поддержать бойкот.
(52)Потом вдруг Алёнкины глаза наполнились слезами, и она сказала сердито, с вызовом:
– (53)Думаешь, я без них не справлюсь? (54)Очень надо! (55)Справлюсь и без них! (56)Вот увидите.
(57)И я поняла: надо справиться во что бы то ни стало.
При однородном подчинении придаточных каждое придаточное отвечает на вопрос главной части. Также такое предложение должно иметь подчинительные союзы: что, чтобы, как, потому что, так как, где, куда, когда, хотя, если, какой, который, поэтому, потому. Все это мы встречаем в предложении 48:
- После этого случайно услышанного разговора я попыталась объяснить Алёнке, — главная часть;
- что такое конкурс красоты в нашем лагере, — первое придаточное, придаточное изъяснительное, отвечает на вопрос что?;
- что от неё требуется, — второе придаточное, изъяснительное, отвечает на вопрос что?.
Два однородных придаточных можно соединять не только запятой, но и союзом «и».
[ ], (что… ) и (что…).
Ответ: 48
Третий вариант задания
Среди предложений 1—8 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)Запах кофе был для Андрея не просто запахом. (2)Он был незабываемым воспоминанием, воспоминанием о прошлом, о детстве, о счастье, о том самом настоящем счастье, которое можно испытать только тогда, когда лет тебе совсем мало. (3)Запах молотого кофе всегда наводит его на эти воспоминания…
(4)Дома у них, по правде говоря, кофе не водился. (5)Насколько Андрей помнил, ни мать, ни отец его не пили. (6)Не любили? (7)Или попросту отказывались из соображений экономии, считали, что дорого? (8)Сейчас даже в голове не укладывается, как они жили тогда, но ведь жили же как-то… (9)А нынешним детям, наверное, и не объяснишь, что в его детстве не то что не было ни кока-колы или там фанты – слов-то таких не знали. (10)Лимонад и сок маленькому Андрюшке покупали лишь изредка, а дома пили в основном чай.
При последовательном подчинении придаточных каждое следующее придаточное отвечает на вопрос предыдущего. Также такое предложение должно иметь подчинительные союзы. Мы встречаем такое сочетание в предложении 2.
- Он был незабываемым воспоминанием, воспоминанием о прошлом, о детстве, о счастье, о том самом настоящем счастье, — главная часть;
- которое можно испытать только тогда, — придаточное первого типа, придаточное определительное, отвечает на вопрос главной части о каком? Является главным предложением по отношению к третьей части сложного предложения;
- когда лет тебе совсем мало– придаточное второго типа, придаточное времени, отвечает на вопрос к первому придаточному когда?
Ответ: 2
spadilo.ru
Тренировочные задания В13 при подготовке к ОГЭ по русскому языку
Тренировочные задания В13(подчинение придаточных)
1. Среди предложений 8 – 12 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(8)В руках у Пушкина появилась тетрадка. (9)Он перелистал ее и, найдя то, что искал, громко прочел заглавие. (10)С первых же слов друзья поняли, что сейчас они услышат стихи, в которых будет говориться о них. (11)Так оно и оказалось. (12)Пушкин читал стихи о своих товарищах, а они не сводили с него глаз.
2. Среди предложений 1 – 7 найдите сложноподчиненное предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)А Димка тем временем сообразил, что все про него забыли, проскользнул по стенке за спинами ребят к двери, взялся за её ручку, осторожно нажал, чтобы открыть без скрипа и сбежать… (2)Ах, как ему хотелось исчезнуть именно сейчас, пока Ленка не уехала, а потом, когда она уедет, когда он не будет видеть ее осуждающих глаз, он что-нибудь придумает, обязательно придумает… (3)В последний момент он оглянулся, столкнулся взглядом с Ленкой – и замер.
3. Среди предложений 28 – 34 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(28)От природы Ольга была характера очень мягкого и мирного. (29)Она прекрасно понимала, что никогда в жизни не станет выяснять у подруги правды. (30)Но она отчётливо понимала и то, что жить спокойно дальше не сможет, пока этой правды не узнает. (31)Выход из тупикового положения пришёл, однако, неожиданно быстро: (32)«А я ей новый стих прочту! – вдруг, как молнией, блеснуло в Ольгиной разбухшей от тяжёлых дум голове. – (33)Если это правда, она обязательно своим поведением себя выдаст». (34)И Ольга написала.
4. Среди предложений 53 – 60 найдите сложноподчиненное предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(53)Оглушительный треск, хруст, плеск – это отсечённый ствол, обнимая катамаран всеми ветвями, рушится в воду. (54)Фонтан брызг окатывает нас. (55) Освободившись, катамаран резко идёт вперёд. (56)Когда через мгновение я прихожу в себя, вижу Овечкина, сидящего верхом на обрубленном стволе, который остаётся позади. (57)А ещё через мгновение Овечкин, как летучая мышь, прыгает на уходящий катамаран и падает грудью на корму. (58)Мы с Градусовым выволакиваем его из воды. (59)Поныш несет нас дальше, свободных и очумелых. (60)Маша смотрит на Овечкина потемневшими, серьёзными глазами.
5. Среди предложений 15 – 21 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(15)0днажды она купила ему мороженое, чем оскорбила его ужасно. (16)Поесть не очень стыдно, когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет. (17)Но мороженое! (18)Такого унижения Тимофей перенести не мог. (19)Если она хочет, он будет с ней дружить, а подачек ему не надо. (20)Они быстро помирились, и как-то так вышло, что сразу же после этого съели это мороженое, разделив пополам. (21)Потом она вышла замуж и уехала.
6. Среди предложений 27 – 31 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
– (27)Узнать можно только те вещи, которые приручишь, – сказал Лис. – (28)У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. (29)Они покупают вещи готовыми в магазинах. (30)Но таких магазинов, где торговали бы друзьями, конечно, нет, и потому люди больше не имеют друзей. (31)Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
7. Среди предложений 41 – 54 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
– (41)Она никогда, наверное, не поверит, что хозяин погиб… (42)Женечка подошла к собаке. (43)Собака глухо зарычала, но не залаяла, не бросилась на неё. – (44)Я ей сделал дом из старой лодки. (45)Подкармливаю. (46)Она очень тощая… (47)Пройдя ещё несколько шагов, он сказал: – (48)Собаки всегда ждут. (49)Даже погибших… (50)Собакам надо помогать. (51)Море потускнело и стало словно меньше размером.
8. Среди предложений 16 — 21 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(16)Люди недоверчиво относятся к молчальникам. (17)Никто не знает, что у них на уме: плохое или хорошее. (18)На всякий случай думают, что плохое. (19)Учителя тоже не любят молчальников: хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать из них клещами. (20)Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста молчальник. (21)Подумали, что он волшебник.
9. Среди предложений 14 — 18 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(14)Белогрудка выронила из зубов птицу, что добыла с таким трудом, метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять к гнезду, хитро упрятанному в густом еловом лапнике. (15)Детёнышей не было. (16)Если бы она умела кричать – закричала бы. (17)К вечеру Белогрудка выследила, что её детёнышей унесли в деревню, и нашла дом, где их держали. (18)До рассвета она металась возле дома, часами сидела на черёмухе, под окном, слушала, не запищат ли малыши.
10. Среди предложений 23 — 27 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(23)Толик разглядел, как в дыму, окутавшем окрестности, к дому ринулись, раскручивая на ходу шланги, двое пожарных в касках и подъехала ещё одна машина. (24)Но пожарные бежали медленнее, потому что их задерживал тяжёлый шланг, и Толик с отцом обогнали их. (25)Рядом с Тёмкиным домом стоял сухой тополь. (2б)0н уже горел вовсю, словно факел. (27)Сгоревшие ветки красными червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на глазах у Толика, занялась в одно мгновенье.
11. Среди предложений 20 — 26 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(20)Глаза директора, которые были устремлены на мальчика, прищурились, как будто он целился. (21)Он не видел ничего, кроме Таборки. – (22)Давай дальше. (23)Мальчик говорил спокойно, почти монотонно, и слова, как круглые ровные шарики, катались одно за другим. – (24)В милиции нас продержали два часа. (25)Там один, с усами, даже погладил её и дал ей сахару… (26)Директор внимательно слушал Таборку, грудью навалившись на стол.
12. Среди предложений 11 — 14 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(11)С упорством и настойчивостью, появившимися уже в детстве, он начал готовить себя к военной деятельности. (12)Это выражалось в целой системе самовоспитания, которой подверг себя десятилетний мальчик, чтобы осуществить свою мечту. (13)Болезненный и легко подверженный простуде, он поставил себе целью закалиться. (14)Для этого он обливался холодной водой, не надевал тёплого платья, скакал верхом под проливным дождём.
13. Среди предложений 6 — 12 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(6)Чтобы добиться успеха в суде, необходимо было основательное знание афинских законов, а главное – умение хорошо и убедительно говорить. (7)Выступать перед народом Демосфен мечтал ещё мальчиком. (8)Как-то в ранней юности он упросил своего воспитателя взять его на заседание суда. (9)Мальчик видел, как толпа рукоплескала знаменитому оратору, и удивлялся силе его красноречия, которое покорило всех. (10)С этих пор он загорелся идеей стать оратором, бросил все другие занятия и игры и начал усиленно упражняться в красноречии. (11)Первое выступление молодого оратора перед народом провалилось: шум, смех и шиканье толпы не дали ему закончить речь. (12)Эта неудача была совершенно естественна, так как Демосфен имел очень слабый голос, говорил невнятно, слегка ‘заикался, картавил, да и вообще он совершенно не умел держаться перед публикой.
14. Среди предложений 23 — 25 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(23)Я уже хотел засмеяться, но потом спохватился и подумал, что смешного тут ничего нет и что мальчик совершенно прав. (24)Если дал честное слово, так надо стоять, что бы ни случилось, а игра это или не игра – всё равно. (25)Мне очень хотелось ему как-нибудь помочь.
15. Среди предложений 1 — 3 найдите сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением придаточных. Напишите номера этих предложений.
(1)С тех пор как он поверил, что, ежедневно тренируясь, сможет научиться летать без ног и снова стать полноценным лётчиком, им овладела жажда жизни и деятельности. (2)Теперь у него была цель жизни: он должен вернуться к профессии истребителя. (3)Ещё в ранней юности привыкший осмысливать свою жизнь, он прежде всего точно определил, что он должен сделать, чтобы достичь этого как можно скорее, не тратя попусту драгоценного времени.
16. Среди предложений 1 — 7 найдите сложноподчинённые предложения с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)Старенький двухэтажный дом с облупленной штукатуркой стоял на краю города. (2)Над дверью висела синяя с белыми буквами вывеска: «Городской дом ребёнка». (3)Валентин, а за ним и Коля вошли в одну из комнат, где сидела женщина-начальница. (4)Николай примостился на стуле возле стенки, и, пока Валентин объяснял цель их визита, мальчик огляделся. (5)Комната, в которой вдоль стен стояли шкафы с неплохими игрушками, сразу видно, иностранного производства, и на стенах висели разноцветные календари и плакаты, была просторной и светлой. (6)3а спиной у детской начальницы негромко гудел финский холодильник, а на окнах колыхались розовые занавески из красивой ткани. – (7)Вы знаете, – заговорила начальница, – мы у себя документы не храним, всё передаётся дальше, в детский дом, в интернат.
17. Среди предложений 1 – 4 найдите сложноподчинённое предложение с однородным и последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в час бешеного приступа его боли, и мимо не прошла, задержалась. (2)Это уж потом узнал Пряхин, что работает тётя Груня не санитаркой, не медсестрой, а вахтёршей, сидит при входе, а после смены обходит госпитальные палаты, чтобы кому водички подать, кому подоткнуть холодное суконное одеяльце, хотя никто её об этом не просил. (3)Только разве надо просить, когда война, когда люди нуждаются в сострадании больше, чем в хлебе? (4)И неграмотная старуха бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы и приговаривая, приговаривая какие-то словечки, то ли убаюкивая ими, то ли сказку какую волшебную рассказывая.
18. Среди предложений 15 – 21 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(15)Настали неприятные дни ожидания расплаты. –(16)Старуха обязательно пожалуется, – говорил Лёвка. –(17)Вот злющая какая! (18)Подожди… я ей устрою штуку! (19)Будет она знать… (20)Лёвка показал на Мурлышку, которого любили все соседи, потому что он никому не доставлял хлопот, а целыми днями мирно спал за окном, подтолкнул Серёжу и зашептал что-то на ухо товарищу. – (21)Да, хорошо бы, – сказал Серёжа.
19. Среди предложений 15 – 18 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(15)И я со всей пылкостью и самонадеянностью, которые свойственны молодым, приступила к делу. (16)Получив согласие директора интерната, я написала статья в газету, где рассказала про наших ребятишек. (17)Ещё я написала о том, что ребятам нужны близкие контакты с другими людьми, чтобы эти люди были друзьями детей на всю жизнь. (18)Не родными, так близкими.
Ответы к В13
1. 10
2. 1
3. 30
4. 56
5. 16
6. 31
7. 53
8. 20
9. 17
10. 23
11. 20
12. 12
13. 9
14. 23
15. 13
16. 5
17. 2
18. 20
19. 17
multiurok.ru
Задание 13 ОГЭ по русскому языку
ЗАДАНИЕ 13
Синтаксический анализ сложного предложения
с несколькими придаточными частями.
Виды подчинения
Это задание проверяет умение видеть структуру сложного предложения и находить предложения заданной структуры в тексте. В задании требуется найти предложения с однородным, последовательным или параллельным подчинением придаточных частей.
Выполняя задание, сначала нужно найти предложение, состоящее не менее чем из трёх структурных частей (с тремя грамматическими основами). Затем, используя вопросы и отмечая союзы или союзные слова, исследовать особенности связи этих частей и сделать выводы, опираясь на знания о последовательном, параллельном и однородном подчинении придаточных. Проверить правильность своих выводов можно, начертив графическую схему выбранного предложения.
Если учесть, что от вида подчинения во многом зависит расстановка знаков препинания в предложении, то понятно, насколько важно владеть этими знаниями и умениями.
Ответом к заданию 13 является число или числа, которые следует записать в поле ответа в тексте работы.
13.1 В приведённом фрагменте найдите сложноподчинённое предложение с по
следовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предло
жения.
«(1)С Новым годом, дорогой дяденька боец! (2)Когда будешь в Берлине, помаши мне платочком, пожалуйста. (3)А я, когда узнаю, что наши Берлин взяли, тоже вам ручкой помашу. (4)Этот платочек мне мама подарила, когда живая была. (5)Желаю тебе здоровья! (6)Ура!!! (7)На Берлин! (8)Лида Гаврилова».
Ответ: .
13.2 В приведённом фрагменте найдите сложноподчинённое предложение с одно
родным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)Что за звон стоит в его сердце и над всей землёй? (2)Что так манит, что будоражит его в глухой вечерний час? (3)И почему так тоскует он?
(4)А ведь прекрасна же его родина — эти пыльные дороги, исхоженные, истоптанные с младенчества, эти деревни, куда так часто ходил он вечерами, где дрался не раз до крови. (5)Прекрасен же сизый дым костра над рекой, и огни бакенов, и весна с лиловым снегом на полях. (б)Прекрасна и осень с её скукой, с дождиком, с пахучим ночным ветром!
(7)Так почему же просыпается он, кто зовёт по ночам его?
Ответ:
13.3 В приведённом фрагменте найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)Когда-то, когда мы были мальчишками, мы прыгали здесь в воду и плыли через залив, соревнуясь в скорости. (2)А вот здесь, помню, мы ныряли, тоже соревнуясь, кто дольше пробудет под водой.
(З)Где сейчас все мои тогдашние друзья?.. (4)Сколько прошло лет… (5)Сколько жизни прожито…
(6)Даже не верится, что я снова на родном острове. (7)Но это так. (8)Стоит только повернуть голову, и я увижу башни старой крепости, окружённой зелёным древним парком. (9)Там двадцать с лишним лет тому назад собрались трое совсем молодых и совсем глупых искателей приключений, чтобы отправиться в мир на поиски счастья и всего необыкновенного, что в этом мире можно найти.
Ответ: .
13.4 В приведённом фрагменте найдите сложное предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)Ощутил мощный ток покамест невидимой и неслышимой реки, её близость. (2)В дорожном просвете, в этом готовящемся к ночному покою лесу я увидел домик. (З)Домик с белым крыльцом, на Бобришном угоре. (4)Я перелез высокую изгородь, которая определяет границы лесных выпасов, и увидел, как дорога, словно не желая быть назойливой, ушла куда-то вправо. (5)Еле заметная тропка ответвилась от неё, попетляла меж сосен и умерла на полянке, около домика. (б)Несмотря на ночные сумерки, трава на полянке белела цветочками земляники. (7)Она, эта ягода моего детства, особенно густо цвела позади домика: я стоял на одном месте, боясь переступить, чтобы не растоптать её белые звёздочки.
Ответ: .
13.5
В приведённом фрагменте найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)Майор то смотрел в небо, то опять закрывал глаза и не торопился вставать, отодвигая счастье встречи с деревней. (2)Каравайка была в двух километрах отсюда. (3)Он думал о том, как задами выйдет к баням, потом травяным огородом — к дому, как переоденется в спортивный костюм и затопит баню…
(4)Он вскочил с волнением. (5)Впереди, там, где были деревни, садилось красное солнце. (6)В поле он вышел уже в то время, когда сумерки помутили тёплую летнюю даль с чернёным пояском окрестных лесов.
Ответ: .
13.6
В приведённом фрагменте найдите сложное предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)Он от этого с тётей Ниной долго говорить стесняется, если они бывают один на один. (2)При других — пожалуйста, потому что при других только с ним тётя Нина говорить не станет, обязательно отвлечётся. (3)С ней ведь все поговорить хотят. (4)Всякий, кто мимо неё пройдёт, непременно остановится, что-нибудь скажет или спросит, если он с ней знаком, конечно. (5)Тётя Нина не только красивая, она обаятельная. (6)Так мама говорит. (7)И это правда. (8)Если все к ней тянутся, значит, и в самом деле обаятельная.
13.7 В приведённом фрагменте найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)Александров медленно отступает к галерее. (2)Теперь он уверенно знает, что им совершена какая-то грубая, непростительная ошибка, какая-то нелепая и смешная неловкость, которую загладить уже нет ни времени, ни возможности… (З)Пойти объясниться? (4)Нет, это значило бы громоздить глупость на глупость… (5)Ни раздражения, ни упрека нет у него в душе против Зиночки. (б)Распускалось, расцветало какое-то лёгкое, чудесное, сверкающее счастье и вдруг померкло, исчезло. (7)Весь мир теперь для юнкера вдруг, в секунду, как будто окрасился жёлтым тоном, тусклым и скучным, точно он надел жёлтые очки.
Ответ: .
13.8 В приведённом фрагменте найдите сложное предложение с однородным под
чинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)Лицо у него крупное, рыхлое, неподвижно-сонное и горбоносое. (2)На летнем солнце, на ветру загорел он почти до черноты, и серые глаза его кажутся синими от этого.
(З)Когда-то служил он во флоте на Севере. (4)Вспоминает Егор низкий сумрачный берег, северное море, жуткое полярное сияние зимой, сизые маленькие изуродованные ёлки, мох, песок. (5)Вспоминает, как горел по ночам маяк, как ослепительно и дымно мерцал его свет, скользя лучами по мёртвому лесу. (б)Но думается ему обо всём этом равнодушно и отдалённо.
(7)Иногда же его охватывает, бьёт странная дрожь, не по себе становится ему, и тогда хандрит он с самого утра, время от времени лениво говоря Алёнке:
— (8)Ну, давай, что ли, а?..
Ответ: .
13.9 В приведённом фрагменте найдите сложное предложение с однородным под
чинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)Панама за полчаса до уроков из дома вышел, а школа-то вот она, рядом. (2)Подумал Панама, что до школы два шага, что ещё рано, решил квартал кругом обойти, завернул за угол. (3)А за углом, около закрытого ларька, лошадь стоит, извозчик — седенький старичок — на огромной платформе сидит, газету читает. (4)Ну, Панама и прилип.
Ответ:
13.10 В приведённом фрагменте найдите сложные предложения с однородным подчинением придаточных. Напишите номера этих предложений.
(1)3ащурив глаза, я вижу, как в комнату льётся солнце, как широкая золотая полоса, похожая на новенькую доску, косо влезает в окно, а в ней суетятся золотинки.
(2)На крашеном полу лежат золотые окна, совсем косые и узкие, и чёрные на них крестики скосились. (3)И до того они прозрачны, что даже пятнышки видны, видны и солнечные зайчики, голубой и красный! (4)Но это совсем не зайчики. (5)Я смотрю на окно — шары! (б)Это мои шары вьются за форточкой, второй уже день гуляют: я их выпустил погулять на воле, чтобы пожили дольше.
Ответ:
13.11 В приведённом фрагменте найдите сложное предложение с однородным под
чинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
— (1)Без меня играли, и никто не позвонил, это нормально, по-твоему?! (2)Трудно
было номер набрать?
(З)Дима сердился, ему было обидно. (4)Эти футбольные матчи на школьном стадионе были важным ритуалом. (5)И не существенно, что именно Дима когда-то собирал команды, что это он долго прививал всем привычку к еженедельным матчам, к весёлым разговорам. (6)А теперь вот играли без него, и никто не позвонил. (7)Никто! (8)Ни один человек. (9)То есть они смогли сыграть без него, и всё в порядке, и ничего не случилось.
Ответ: .
13.12 В приведённом фрагменте найдите сложное предложение с однородным под
чинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)В двенадцать, как и обещал, Валька стоял у подножия вышки. (2)Из-за мелких ёлочек показался Борька с огромным, как арбуз, яблоком.
(З)Хватаясь за раскалённые солнцем перекладины, Валька полез наверх. (^Добравшись до площадки, он увидел, что река внизу превратилась в ленточку, а за полями вдоль кромки леса медленно ползёт электричка.
— (5)Ты это всерьёз задумал? — прокричал снизу Борька. — (б)Слезай!
Ответ: .
13.13 В приведённом фрагменте найдите сложное предложение с однородным под
чинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)Володя готов был начать ловить, но Яшка шёл всё дальше берегом реки. (2)Они почти по пояс вымокли в росе, когда наконец пришли на место и Яшка стал спускаться к воде. (З)Оглядевшись, Володя поразился мрачности, которая царила в этом омуте. (4)Пахло сыростью, тиной, вода была чёрной, ветлы почти закрыли всё небо. (5)И, несмотря на то что верхушки их уже порозовели от солнца, здесь, у воды, было сыро, угрюмо и холодно.
Ответ: .
13.14
В приведённом фрагменте найдите сложное предложение с однородным и последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)Панама вошёл в свою подворотню. (2)У них во дворе был маленький садик и песочница, в которой по утрам копошились малыши, а вечером собирались взрослые мальчишки, громыхали на гитаре, пока их дворничиха не прогоняла. (З)Сейчас темно и холодно, и в садике никого нет. (4)Хотя нет, кто-то есть, вон он идёт навстречу Панаме. (5)Да это же Маша Уголькова!
— (б)Здравствуй!.. (7)Игорь, ты не бойся. (8)Вот, держи, — и она суёт в руки Панаме узелок, из которого сыплются какие-то монеты.
Ответ: .
13.15
В приведённом фрагменте найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)Борода, как у павлина хвост… — с ненавистью говорит один грузчик, указывая товарищам на палубу.
(2)Динка приподнимается на цыпочки. (3)По сходням, тяжело ступая, спускается Гордей Лукич, у которого и впрямь густая чёрная борода закрывает половину ли-
ца. (4)Динка со страхом и ненавистью смотрит на бороду хозяина, ей кажется, что грузчик прав и что именно из-за этой злодейской бороды так страшен всем этот человек.
— (5)Ну, чего стали? — кричит Гордей Лукич на грузчиков, обтирая голенища
своих сапог сложенной вчетверо мокрой верёвкой.
Ответ: .
В приведённом фрагменте найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)Когда же хозяин начинал его щекотать, гладить и смеяться, что это было за наслаждение! (2)3вуки голоса хозяина были тогда протяжными и короткими, и каждый звук рождал какие-то искры и смутные запахи, как капля рождает дрожь воды. (3)А Арктуру казалось, что всё это уже было с ним, было так давно, что он никак не мог вспомнить, где же и когда. (4)Скорее всего, такое же ощущение счастья было у него, когда он слепым щенком сосал свою мать.
Ответ: .
В приведённом фрагменте найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)Решение было неожиданным. (2)Очень хотелось выручить раненого. (З)Как наставлял Ризому Абай, что он говорил ей — никто не знал. (4)Только все увидели, как спокойной рысью осёдланная лошадь бежала по дороге к мосту. (5)Видели это и японцы, но на неё они не обратили внимания: часто можно было видеть в то время бесхозных лошадей.
Ответ: .
В приведённом фрагменте найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)Онй слишком уставали за день, и им было не до размышлений.
(2)Однажды мы вышли на рыбную ловлю в два часа ночи; в лугах было сумрачно от звёздного света, а на востоке уже занималась, синея, заря.
(3)По дороге на озеро стояло несколько ив, под ивами спал сивый мерин. (4)Когда мы проходили мимо него, он проснулся, махнул тощим хвостом, подумал и побрёл следом за нами. (5)Попросту ему было скучно стоять одному всю ночь, скучно прислушиваться, не ржёт ли где-нибудь его приятель, не зовёт ли его одноглазый конь.
(6)На озере, пока мы разводили костёр, старый мерин подошёл к воде, долго её нюхал, но пить не захотел. (7)Потом он осторожно пошёл в воду.
— (8)Куда, дьявол! — в один голос закричали мы оба, боясь, что мерин рас
пугает рыбу.
Ответ: .
13.19 В приведённом фрагменте найдите сложное предложение с последовательным
подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
— (1)Я художник, — сказал он матери. — (2)Нельзя ли у вас остановиться на всё
лето? (6)Я бы сад караулил.
(З)Мать, конечно, обрадовалась такому жильцу и пустила художника в баню. (4)Всё лето он писал наш запущенный сад. (5)И как это у него выходило чудесно, я до сих пор понять не могу.
(6)Было раз так, что художник сел за обед, и кот чей-то, жёлтый, тигровый, роскошный, приходит и тоже садится за стол рядом с художником.
— (7)3дравствуйте! — приветствовал его художник.
(8)Поласкал его, а кот поднял хвост и запел.
(9)Долго любовался художник котом, и даже мы с Серёжей, ещё дети, поняли, как бедному художнику туго жить одному приходится, если он коту этому, как милому другу, обрадовался.
Ответ: .
13.20 В приведённом фрагменте найдите сложное предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)Только в одном случае мой друг проявляет строгость — когда дело касается огня. (2)У него врождённый исключительный нюх на огонь, поскольку ещё в раннем детстве нанюхался дыма и копоти. (З)Как только Челкаш заметит где-нибудь открытый огонь или просто учует запах гари, сразу поднимает сердитый лай. (4)Стоит мне закурить, как он подбегает, делает губы дудкой и дует на сигарету. (б)Случалось, втайне от меня он выкидывал зажигалки в помойное ведро. (б)Когда на кухне я включаю газовые горелки, он недовольно бурчит и, пока я готовлю еду, всё время принюхивается.
Ответ: .
13.21 В приведённом фрагменте найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)Мы с Гулькой узнали, что прозвище девчонки — Вихрашка и что сейчас она лежит в лазарете. (2)И ещё мы узнали то, что нас больше всего потрясло: она дочка… самого Михаила Ивановича.
(3)И вот через несколько дней идём мы с Гулькой по коридору, а у окошка стоят несколько девчонок из новеньких, шепчутся и ревут все:
— (4)Вихрашка помирает…
(5)И вдруг вижу: директор по коридору идёт… (6)Идёт, вперёд смотрит, точно ничего не видит.
Ответ: .
13.22
В приведённом фрагменте найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)Отец и мама, мне кажется, очень довольны, что я невысокий. (2)Они бы хотели, наверное, чтоб я и вовсе не рос: они-то ведь ждали ребёнка и хотят, чтоб я на всю жизнь им остался. (3)А меня спросили?
(4)Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять. (5)Я сказал об этом родителям.
— (б)Другой бы гордился, что его выделяют, а этот думает о сестре. (7)Какой добрый, а! — воскликнул отец.
Ответ: .
13.23
В приведённом фрагменте найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)Он приезжает с некоторым опозданием, когда гости уже в сборе и виновница торжества, его двоюродная племянница, то и дело поглядывает на часы. ^Моложавый, с крупной серебристой головой и выразительным, энергичным лицом, он,
13.24
войдя в комнату и радушно улыбаясь, здоровается общим полупоклоном, представительный, почтенный и привычный к вниманию окружающих.
(З)Для хозяев он — дядя Серёжа или просто Серёжа, а для гостей — Сергей Васильевич, и все уже знают, что он писатель, человек известный и уважаемый. (4)И подарок привезён им особенный: чашка с блюдцем из сервиза, которым многие годы лично пользовался и незадолго до смерти передал ему сам Горький. (5)Эту, можно сказать, музейную ценность сразу же устанавливают на верхней полке серванта за толстым стеклом, на видном, почётном месте.
Ответ: .
В приведённом фрагменте найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)И пока отец с удовольствием вспоминает молодость, Серёжка думает о своём: «(2)Почему-то раньше всё было просто. (З)Люди знали, кем они хотят быть, на кого надо учиться. (4)А тут стоишь, как Илья Муромец, и не знаешь: налево пойдёшь, направо пойдёшь или прямо пойдёшь?»
(5)И он почему-то вспомнил собаку, которая бежала за ним.
Ответ:
13.25
В приведённом фрагменте найдите сложное предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)Ты чего географию-то промотал? (2)Кино показывали! — встретил Панаму Столбов, его товарищ по парте. — (3)А я тут такую книгу достал про дореволюционных шпионов. (4)Не знаю только, как называется, потому что начала нет и конца тоже. (5)Написано: «(б)Продолжение в следующем выпуске…»
(7)Столбов!
(8)Столбов закрывает рот, но ненадолго.
— (9)Там, понимаешь, один шпион придумал такое средство…
Ответ:
13.26
13.27
В приведённом фрагменте найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)Через всё полотно шла жёлтая полоса, по одну сторону которой были наставлены маленькие закорючки чёрного цвета. (2)Такие же закорючки, но лилового цвета приятно разнообразили тон внизу картины. (З)Сбоку висело солнце, которое было бы очень недурным астрономическим светилом, если бы не было односторонним и притом голубого цвета.
(4)Первое предположение, которое мелькнуло во мне при взгляде на эту картину, — это то, что предо мной морской вид. (5)Но чёрные закорючки сверху разрушали это предположение самым безжалостным образом.
Ответ: .
В приведённом фрагменте найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)Как-то в воскресенье, когда все позавтракали и обсуждались планы на день, Леонтий Фёдорович сказал:
— (2)Ну, Наташка, я решил сегодня отдохнуть. Сходим в Русский музей, давно не были.
(3)Ой! — обрадовалась Наташа и выскочила из-за стола. — (4)А можно Катю и Люсю взять?
(5)Конечно, можно. (6)Вы собирайтесь, а мне надо на почту сбегать. (7)Не опаздывайте, буду ждать вас на бульваре ровно через десять минут.
(8)Наташа выскочила в прихожую коммуналки.
— (Э)Девочки! — захлебываясь от радости, заговорила Наташа. — (10)Мы с папой
сейчас в Русский музей идём. (11)Хотите с нами?
Ответ: .
13.28 В приведённом фрагменте найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)Я взялся за дело, и через полчаса рисунок был готов. (2)Вязаная кофта долго и задумчиво его рассматривал, пытаясь понять, кто здесь красные дружинники и где лошади. (З)Видно, ничего подобного он никогда в руках не держал.
— (4)Ну, что ж… — сказал он и отложил мой листок.
(5)Я послушно дождался того момента, когда ученики начали сдавать свои нарисованные с натуры чайники.
(б)Чайники меня поразили. (7)Были чайники раскоряченные, пузатые, домовитые, а были хрупкие и нежные, были гладкие и блестящие, а были матовые, упругие, все как будто составленные из шарниров. (8)Причём чайник-то ведь был один и тот же, нарисованный с одного ракурса! (9)Что же касается груши, то она, чёрно-белая, острая и ребристая, выглядела на рисунках так аппетитно, что я с некоторым сомнением посмотрел на её прототип.
Ответ: .
13.29 В приведённом фрагменте найдите сложное предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)Получится, я в этом не сомневаюсь, — сказала мать. — (2)Самое горькое разочарование — разочарование в себе, когда душа в смятении и не знаешь, как быть. (З)Нельзя сомневаться в себе.
(4)Не художник, так инженер из тебя получится, — заявил отец. — (5)Инженер должен объёмно представлять детали…
(6)Как это не получится? — удивился Евграф Кузьмич. — (7)Художник — это состояние души. (8)В этом плане ты уже зашёл далеко. (9)И если взялся за кисть или за перо, должен верить, что сделаешь что-то значительное.
Ответ: .
13.30
В приведённом фрагменте найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)Невозможно было понять, где кончается вода и начинается небо. (2)День был солнечный, и на поверхность воды от ельника падала густая тень. (З)Этот третий, лежащий на боку лес окончательно сбил меня с толку. (4)Дома я нарисовал все три леса: настоящий, утонувший и лежащий на боку. (б)Нарисовал неумело, и приятели, взглянув на рисунок, приняли его за жестокий обман.
(6)Так не бывает! — заявили.
(7)Бывает! — сказала мать. — (8)Художник, как никто другой, имеет право на воображение.
Ответ:
ЗАДАНИЕ 13
Синтаксический анализ сложного предложения
с несколькими придаточными частями. Виды подчинения
варианта заданияПравильный ответ
13.1
3
13.2
4
13.3
9
13.4
4
13.5
3
13.6
4
13.7
2
13.8
5
13.9
2
13.10
1, 3
13.11
5
13.12
4
13.13
2
13.14
2
13.15
4
13.16
3
13.17
3
13.18
5
13.19
9
13.20
6
13.21
1
13.22
4
13.23
1
13.24
3
13.25
4
13.26
3
13.27
1
13.28
2
13.29
9
13.30
1
infourok.ru
Как решать ОГЭ по русскому: задание 13
26 Июл
2012
Теоретический минимум к заданию 13
«Сложные предложения с несколькими придаточными»
Прежде чем браться выполнять задания В8 и В9, обязательно ознакомьтесь с теоретическим минимум заданий, связанных с тем, как находить грамматическую основу, как узнавать количество грамматических основ, а также как узнавать границы простых предложений внутри сложного (ОГЭ: задание 8, ОГЭ: задание 11, ОГЭ: задание 12).
Теперь, когда вы повторили, приступим к изучению нового. В задании 13 вам придётся искать три типа предложений: с последовательным, параллельным и однородным подчинением придаточных. Чтобы облегчить задачу запомните следующее: искомое предложение будет состоять минимум из трёх частей. Простые предложения, бессоюзные, сложносочинённые и даже сложноподчинённые с одним придаточным мгновенно откидываем в сторону!
Последовательное подчинение придаточных
Обратите внимание, как расположены придаточные (овалы) по отношению к главному предложению (квадрат). Последовательно. Как цепочка. Эта цепочка может продолжаться и дальше на третий, четвёртый уровень. Давайте посторим такое предложение. Допустим…
Путники опасались заходить к Беорну все сразу. Это наше главное предложение. Придумаем для него продолжение. Просится причина. Потому что он мог не пустить в дом гостей. И теперь придумаем ещё одну часть, но не от главного, а от этого придаточного причины. Расскажем об этих самых гостях. Число которых превышало дюжину. Теперь слепим три части в одну. Путники опасались заходить к Беорну все сразу, потому что он мог не пустить в дом гостей, число которых превышало дюжину. Посмотрите на структуру страниц моего сайта в самом низу. Она полностью повторяет последовательное подчинение. 🙂
Внимание. Не забывайте о том, что придаточные, словно матрёшки, любят прятаться внутри главного, особенно это касается придаточных определительных с союзным словом «который».
Однородное соподчинение придаточных
Само слово однородное наталкивает на мысль, что здесь соподчинение похоже на связь однородных членов. Что такое соподчинение? Для ответа на вопрос вспомните, в каких словах есть ещё приставка со-? Содружество, сообщество, сотрудничество. Значение близкое к «нахождению рядом», «вместе». Вот и придаточные здесь находятся рядом, вместе, на одном уровне. Сотрудничают. Посмотрим на картинку.
Как видим, главное предложение (квадрат) имеет два придаточных на одном уровне. У них один и тот же союз, одно и то же значение, зависят они от одной и той же части главного предложения. Займёмся построением.
Путники опасались заходить к Беорну все сразу. И теперь нам надо придумать два придаточных (как минимум) одного вида. Раз просится причина, создадим сразу две причины. 1) Потому что он мог не пустить в дом гостей. 2) Потому что хозяин мог сильно разозлиться. Порядок причин нам не так важен, поэтому можем конструировать наоборот. Путники опасались заходить к Беорну все сразу, потому что хозяин мог сильно разозлиться и потому что он мог не пустить в дом гостей.
Внимание. 1) Между однородными придаточными знаки препинания сохраняются точно такие же, как и при однородных членах (отсутствие запятой перед «и», «или» и проч.), поэтому будьте внимательны при их поиске. 2) Посмотрите на наше предложение. Очень громоздкое оно получилось. Насколько красивее оно станет, если мы уберём второе «потому что», дабы избежать повтора. Обычно все так и делают. Но предложение всё равно останется с однородным соподчинением, просто второй союз будет опущен. Так что при поиске будьте внимательны вдвойне! Всегда обращайте внимание на подобные конструкции: Он рассказал, что…. и…. Если вместо многоточий будут две разные основы, смело ставьте после «и» второе «что».
Параллельное (неоднородное) соподчинение придаточных
Параллельные прямые никогда не пересекаются. А в параллельном соподчинении придаточные идут от главного и тоже не пересекаются. Посмотрите на схему.
От разных частей главного предложения отходят два придаточных с разными вопросами, видами и средствами связи. Поглядим, как будет выглядеть параллельное соподчинение.
Путники опасались заходить к Беорну все сразу. Пускай первым придаточным остаётся тот же причинный тип. Второй нам надо обязательно сделать другим, но всё-таки зависящим тоже от главного. Поясним слово «путники». Которые проделали долгий путь через горы. Здесь порядок важен, так как каждое придаточное имеет своё слово-определитель. Путники, которые проделали долгий путь через горы, опасались заходить к Беорну все сразу, потому что он мог не пустить в дом гостей.
Придаточное определительное зашло в середину главного. Для параллельного соподчинения очень характерен случай, когда придаточные расположены в разных краях. Например, одно в середине или в начале, а другое — в конце.
Перед выполнением тестовых заданий обратите внимание на следующие важные моменты:
1. Главное предложение находим по отсутствию подчинительного союза. Главное предложение не всегда будет идти первым. Оно может быть очень коротким. Когда заморосил дождь, похолодало, так что хоббиту и гномам пришлось надеть плащи. Найдите здесь главное предложение.
Развернуть »
2. Слова «тот», «то», «так», «там», «туда», «такой», «столько» не являются подчинительными союзами и союзными словами. Наоборот, они указательные слова (корреляты) и являются признаками главного предложения. Даже в двойном союзе «чем…тем…» главное предложение будет со словом «тем».
3. Существуют предложения с разными видами связи, многокомпонентные, в которых есть как последовательное, так и параллельное с однородным соподчинением. Поэтому отнести их к какому-то одному типу невозможно.
Теперь предлагаю потренироваться на вариантах тестов.
ОГЭ: Задание 13 — Вариант 1
Пожалуйста, подождите пока страница загрузится полностью.Если эта надпись не исчезает долгое время, попробуйте обновить страницу. Этот тест использует javascript. Пожалуйста, влкючите javascript в вашем браузере.
If loading fails, click here to try again
Предложения взяты из романа «Братство кольца» Д.Толкиена, часть 2 глава 1 «Неожиданные гости», глава 2 «Совет» пер. Муравьев, Кистяковский.
Ваш балл %%SCORE%% из %%TOTAL%%.
Результат оценивается как %%RATING%%
Ваши ответы выделены серым.
Если вы закончили, то нажмите кнопку ниже. Все вопросы, на которые вы не ответили будут отмечены знаком «Ошибка». Выводы
Количество оставшихся вопросов: 10.
ОГЭ: Задание 13 — Вариант 2
Пожалуйста, подождите пока страница загрузится полностью.Если эта надпись не исчезает долгое время, попробуйте обновить страницу. Этот тест использует javascript. Пожалуйста, влкючите javascript в вашем браузере.
If loading fails, click here to try again
Предложения взяты из романа «Братство кольца» Д.Толкиена, часть 2 глава 2 «Совет» пер. Муравьев, Кистяковский
Ваш балл %%SCORE%% из %%TOTAL%%.
Результат оценивается как %%RATING%%
Ваши ответы выделены серым.
Если вы закончили, то нажмите кнопку ниже. Все вопросы, на которые вы не ответили будут отмечены знаком «Ошибка». Выводы
Количество оставшихся вопросов: 10.
Главная → ОГЭ русский язык → ОГЭ: задание 13
alfring.ru
Задание 13 ОГЭ 2018 » Рустьюторс
Для успешного выполнения задания 13 ОГЭ по русскому языку необходимо уметь правильно делать синтаксический анализ сложного предложения.
Формулировка задания:
«Среди предложений … найдите сложноподчинённое предложение с однородным/последовательный/параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.»
Таким образом, учащемуся будет предложено найти сложноподчиненное предложение и определить тип подчинения придаточных. Хотя задание 11 и задание 12 также посвящены сложным предложениям, в них рассматриваются другие аспекты синтаксического анализа. Тем не менее рекомендуется изучить теорию к этим заданиям, прежде чем приступать к отработке 13 задания.
Алгоритм выполнения задания 13.
1) Прочитайте предложение и выделите грамматические основы.
2) Найдите подчинительные союзы и/или союзные слова.
3) Определите границы простых предложений в составе сложного, задайте вопросы к придаточным. Будьте осторожны, задавая вопросы. Они не всегда соответствуют подчинительным союзам.
Например:
Мне припомнилась нынче собака, что была моей юности друг. (Собака (какая?) – что была…)
4) Нарисуйте схемы, напишите получившиеся вопросы. Определите тип подчинения придаточных.
Теоретический материал
Типы подчинения придаточных предложений.
1. Однородное подчинение – подчинение, при котором от одного и того же слова в главной части задается одинаковый вопрос к придаточным предложениям.
Если между однородными придаточными предложениями используется союз И, ИЛИ, ДА, то запятая перед союзом не ставится. Знаки препинания между однородными придаточными ставятся по тем же правилам, что и между однородными членами.
Она знала, что девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты, что чувствуют они себя связанно…
2. Параллельное подчинение — подчинение, при котором несколько придаточных относятся к одной главной части, но при этом отвечают на разные вопросы и/или зависят от разных слов.
Когда мы встали, то нельзя было понять, который час.
3. Последовательное подчинение — подчинение, при котором первое придаточное подчиняется главному предложению, а остальные придаточные последовательно подчиняются друг другу.
Порядок частей предложения при этом не имеет значения. Придаточные предложения могут находится как перед главным, так и после него.
Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются тогда, когда погода установилась надолго.
rustutors.ru
Тренировочные задания для подготовки к ОГЭ. Задание 13.
1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Они молча отдали ей письма и похоронку. Анна Федотовна ощупала каждый листок,(1) удостоверилась,(2) что они подлинные,(3) аккуратно сложила в шкатулку и сказала:
— Мальчик,(4) поставь шкатулку на место. И задвинь ящик плотно,(5) чтобы я слышала.
2. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Она,(1) казалось,(2) готова была благодарить его ещё час,(3) но он повернулся и убежал.
И на первой перемене оказалось,(4) что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. Ни один. Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы.
— Откуда у тебя цветы? — спросила учительница.
— Это мне Витя подарил,(5) — спокойно сказала Лена. Все сразу зашушукались,(6) посмотрев на Витю,(7) а Витя низко опустил голову.
3. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Все двинулись к дверям,(1) в классе оставался только Петруха Васильев,(2) который спокойно,(3) ни на кого не обращая внимания,(4) что-то писáл в тетради.
4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Он,(1) не торгуясь,(2) заплатил тридцать рублей.
Звали его Трифоном Петровичем. Он был какой-то уютный,(3) весёлый и простой человек,(4) и хозяйка с первого же дня привыкла к нему,(5) как к своему.
5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Детство у них давно закончилось,(1) они все сплошь были недоросшие мужики и бабы,(2) и даже те немногие,(3) кого матери отпускали в школу,(4) как будто испытывали неловкость,(5) что занимаются глупостями вместо настоящей серьёзной работы.
6. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Увидев Бабушкина,(1) все сурово умолкли,(2) и,(3) когда он кивком головы,(4) улыбаясь, (5) поздоровался с нами, (6) никто даже не взглянул на него.
7. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Стиснув до побеления губы,(1) зыркая исподлобья,(2) Жека пытался отнять портреты,(3) а их перебрасывали с парты на парту,(4) передавали по кругу – началась детская игра «А ну-ка,(5) отними!»…
8. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Когда Сеня,(1) путаясь и напрягаясь,(2) блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший,(3) Ваня страдал.
9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
А поезд бежал,(1) и вот уже скоро наша станция. Я плакал,(2) не желая выходить из вагона,(3) тогда лётчик обнял меня и сказал:
– Ничего,(4) поезд ещё долго будет идти. Мы обязательно достанем книгу и пришлём тебе. Скажи мне,(5) где ты живёшь?
10. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Я неплохо знал немецкий,(1) домашних заданий никогда по этому предмету не готовил,(2) но однажды настал и мой черёд,(3) когда Елена Францевна ни с того ни с сего вызвала меня к доске,(4) будто самого рядового ученика,(5) и велела читать стихотворение.
11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
3а всю войну только в госпитале я спал на простынях, (1) но тогда они не радовали. Я ложусь на свою царскую кровать,(2) пахнущую сеном и свежим бельём,(3) и проваливаюсь,(4) как в пух.
12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Он сидел всё в одном и том же месте,(1) около ножки кровати,(2) и,(3) когда кто-нибудь наклонялся над ним,(4) он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню.
13. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
— Я просто хотел узнать,(1) почему она воет. Ей плохо,(2) да?
— Ты прав,(3) ей плохо. Янка привыкла днём гулять,(4) а я на работе. Вот приедет моя жена,(5) и всё будет в порядке.
14. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Входя в класс,(1) Илья сунул котёнка подвернувшемуся Сане,(2) и тот спрятал его в свой портфель. На последней перемене главные враги рода человеческого,(3) Мурыгин и Мутюкин,(4) котёнка немного поискали,(5) но вскоре забыли.
15. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Он вскарабкался на остатки трухлявого пенька,(1) чтобы быть повыше,(2) и запел. Это был светлячок – маленькая букашечка,(3) и пел он свою незатейливую песенку о том,(4) что видел: прекрасную картину заката,(5) красивое небо,(6) зелёное море травы,(7) серебряные слёзы росы и любовь.
16. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
И война с этой минуты уже не казалась мальчику забавной,(1) ничего весёлого не было в том,(2) как падали люди. Война стала серьёзной и страшной,(3) и он впервые испытал чувство страха за близкого человека,(4) за того человека, (5) которого ему всегда не хватало.
17. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Об этой новости нельзя было узнать ни из газет,(1) ни из сообщений по радио. Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект. Как были помечены и Эрмитаж,(2) и Русский музей.
Из района в район,(3) из дома в дом передавали как пароль: «Собраться в назначенный час…»,(4) и по улицам осаждённого города двигались дети – так начался подвиг педагогов и воспитанников ленинградского Дворца пионеров.
18. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Сделав последнее усилие,(1) он выбирается сам и вытаскивает Жучку. Но теперь,(2) когда дело сделано,(3) силы быстро оставляют его,(4) и он падает в обморок.
19. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
— Спасибо,(1) — сказал Назаров,(2) — но я не за этим приехал. У меня болен отец. Мы приехали в Москву,(3) но в Москве я знаю только Вас,(4) и я хотел спросить,(5) можем ли мы остановиться у Вас на неделю?
— Нет,(6) нет,(7) — поспешно сказала Сергеева. — Это неудобно,(8) потому что у меня совсем маленькая квартира.
20. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Венца на моей голове,(1) увы,(2) не было,(3) а венценосные замашки имелись,(4) и командовать я очень любила.
Царство игрушек по-своему отражало реальный мир,(5) никого не унижая,(6) а меня возвышая.
21. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Приблизившись,(1) я приостановился и хотел было незаметно проскочить,(2) но мать,(3) завидев меня и сразу засветясь ласковой улыбкой,(4) помахала рукой,(5) и я,(6) хоть мне и было ужасно стыдно перед товарищами,(7) подошёл к ней.
22. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
У меня дочь пятнадцати лет,(1) и она целыми днями слушает какой-то визг. У нас роскошная библиотека,(2) большая,(3) с редкими книгами,(4) но она ничегошеньки не хочет. Придёт из школы,(5) кое-как уроки сделает,(6) включит магнитофон и слушает до вечера.
23. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Уютно белеющая в зелени хата вблизи оказалась старой,(1) вросшей в землю,(2) облупленной дождями и ветрами. Одной стороной хата стояла на краю обрыва,(3) и кривая тропинка,(4) сбегая вниз,(5) приводила к заброшенному колодцу.
24. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Вытирая ладони о свою майку,(1) Гоша топчется беспомощно,(2) моргает,(3) но Верочка неумолима. И тогда,(4) отдав ей транзистор,(5) Гоша плетётся к себе в квартиру.
kopilkaurokov.ru
Упражнения для подготовки к ОГЭ в виде теста (задания № 11-14, знаки препинания)
Задание 11 Укажите количество грамматических основ в предложении 11. Ответ запишите цифрой.
(11)Это было отличительной бабушкиной чертой: по её тону часто нельзя было определить, шутит она или говорит всерьёз, хвалит или высмеивает.
Задание 12 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
И бабушка,(1) любившая ходить в кино,(2) как и я,(3) откладывала побольше,(4) а экономились деньги потом на обедах.
По мнению родителей,(5) мы с бабушкой поступали неразумно и были неправильными людьми,(6) и это нас объединяло.
Задание 13 Среди предложений 10—13 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(10)Я не мог понять: восторгается она моими родителями или в чём-то их упрекает? (11)Это было отличительной бабушкиной чертой: по её тону часто нельзя было определить, шутит она или говорит всерьёз, хвалит или высмеивает. (12)Я-то восхищался ими, поскольку мы часто восхищаемся поступками, на которые сами не способны.
(13)Конечно, бабушка была счастлива за свою дочь, гордилась её мужем, то есть моим отцом, но она, как и я, редко следовала тем правилам, к которым нас с ней стремились приучить.
Задание 14 Среди предложений 13—17 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(13)Конечно, бабушка была счастлива за свою дочь, гордилась её мужем, то есть моим отцом, но она, как и я, редко следовала тем правилам, к которым нас с ней стремились приучить.
(14)Например, мама и отец старались закалить нас. (15)Но мы с бабушкой не желали обливаться ледяной водой и вставать по воскресеньям ещё раньше, чем в будни, чтобы идти на лыжах или в поход. (16)Мы сознавали, что нечётко делаем гимнастику.
(17)Вообще, мои родители то и дело обвиняли нас обоих в нечёткости: мы нечётко сообщали, кто и когда звонил маме или отцу по телефону, нечётко соблюдали режим дня.
Задание 11 № Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.
(5)Тихо – лишь в зарослях камыша у самой воды колокольцами звенели комары.
Задание 12 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Над рекой висел прозрачный туман,(1) но солнечные лучи уже золотили тихую гладь. Поднимавшийся берег покрывала изумрудная трава,(2) испещрённая бесчисленными искорками росы. Воздух,(3) насыщенный пряными ароматами диких цветов,(4) застыл. Вадимка сидел на берегу и смотрел,(5) как старый тополь роняет белоснежные,(6) кружащиеся в застывшем воздухе пушинки и как они белыми корабликами плывут по реке.
Мальчик вздрогнул – вспомнил,(7) зачем пришёл сюда. Слёзы подкрались к горлу,(8) стали душить,(9) но он сдержался – не заплакал.
Задание 13 Среди предложений 4—9 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(4)Воздух, насыщенный пряными ароматами диких цветов, застыл. (5)Тихо – лишь в зарослях камыша у самой воды колокольцами звенели комары. (6)Вадимка сидел на берегу и смотрел, как старый тополь роняет белоснежные, кружащиеся в застывшем воздухе пушинки и как они белыми корабликами плывут по реке. (7)Тонкое поскуливание нарушило спокойствие утра.
(8)Мальчик вздрогнул – вспомнил, зачем пришёл сюда. (9)Слёзы подступили к горлу, стали душить, но он сдержался – не заплакал.
Задание 14 Среди предложений 1—7 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(1)Утро дышало свежестью. (2)Над рекой висел прозрачный туман, но солнечные лучи уже золотили тихую гладь. (3)Поднимавшийся берег покрывала изумрудная трава, испещрённая бесчисленными искорками росы. (4)Воздух, насыщенный пряными ароматами диких цветов, застыл. (5)Тихо – лишь в зарослях камыша у самой воды колокольцами звенели комары. (6)Вадимка сидел на берегу и смотрел, как старый тополь роняет белоснежные, кружащиеся в застывшем воздухе пушинки и как они белыми корабликами плывут по реке. (7)Тонкое поскуливание нарушило спокойствие утра.
Задание 11 Укажите количество грамматических основ в предложении 17. Ответ запишите цифрой.
(17)И война с этой минуты уже не казалась мальчику забавной, ничего весёлого не было в том, как падали люди.
Задание 12 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
И война с этой минуты уже не казалась мальчику забавной,(1) ничего весёлого не было в том,(2) как падали люди. Война стала серьёзной и страшной,(3) и он впервые испытал чувство страха за близкого человека,(4) за того человека, (5) которого ему всегда не хватало.
Задание 13 Среди предложений 40–46 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(40)Сердце мальчика было наполнено горем. (41)Только сейчас он понял, что значит – потерять отца. (42)Ему хотелось плакать. (43)Он посмотрел на мать, но она молчала. (44)Молчал и он. (45)Он был рад, что мать не видит его слёз.
(46)Он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец, который давно погиб на войне.
Задание 14 Среди предложений 1–5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(1)Отца своего, который погиб на фронте, Авалбёк не помнил. (2)Первый раз он увидел его в кино, когда мальчику было лет пять.
(3)Фильм был про войну, Авалбёк сидел с матерью и чувствовал, как она вздрагивала, когда на экране стреляли. (4)Ему было не очень страшно, а иногда даже, наоборот, весело, когда падали фашисты. (5)А когда падали наши, ему казалось, что они потом встанут.
Задание 11 Укажите количество грамматических основ в предложении 17. Ответ запишите цифрой.
(17)Улыбалась она смущённо и с любопытством, будто это не вы разглядывали её, а она, чуть робея, глядела на вас.
Задание 12 В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Я глянул на его холсты,(1) глянул небрежно,(2) даже предубеждённо,(3) ни во что не веря. Глянул и удивился.
Два портрета стояли,(4) будто взявшись за руки,(5) хотя каждый из них был отдельным.
Задание 13 Среди предложений 23−29 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(23)А автор уже возвращался с подносом, где одиноко высился стакан чая и лежал бутерброд с сыром.
— (24)А почему у тебя отец такой молодой? — спросил я.
— (25)Я батю только так и запомнил… (26)Не вернулся с войны, а где полёг, не узнали — без вести… (27)Ждём вот уже десять лет. (28)Всё уж ясно как будто, а мать и сейчас к почтальону бегает.
(29)И он пошёл, подхватив свои портреты.
Задание 14 Среди предложений 12—16 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
(12)Но чувствовалось, что живут не в деревне, а где-то в пригороде, может быть, на разъезде. (13)И, видно, из деревни недавно. (14)Руки её выражали неловкость, будто не художник-сын рисовал её, а сидела она перед фотографом, и это было ей непривычно. (15)Да и вообще было видно, что ей непривычно сидеть, а привыкла она двигаться, спешить, кормить детей, выводить скотину.
(16)Руки были сложены аккуратно, пальчик к пальчику, на одном серебряное колечко посверкивало.
Задание 11 Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.
(5)Приблизившись, я приостановился и хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой улыбкой, помахала рукой, и я, хоть мне и было ужасно стыдно перед товарищами, подошёл к ней.
Задание 12 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Приблизившись,(1) я приостановился и хотел было незаметно проскочить,(2) но мать,(3) завидев меня и сразу засветясь ласковой улыбкой,(4) помахала рукой,(5) и я,(6) хоть мне и было ужасно стыдно перед товарищами,(7) подошёл к ней.
Задание 13 Среди предложений 11–15 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(11)Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед. (12)3аметив, что я смотрю на неё, она помахала мне рукой с конвертом так, как это делают на вокзале, и это движение, такое молодое и бодрое, только ещё больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.
(13)На дворе ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал. (14)Я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и что пришла она ко мне с письменными рекомендациями.
(15)Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро постукивая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к железным воротам, я почувствовал, что у меня болит за неё сердце.
Задание 14 Среди предложений 8–12 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(8)Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза. (9)Я сбежал по уже опустевшей лестнице и, открывая тугую, шумно сосущую воздух дверь, оглянулся и посмотрел на мать. (10)Но сделал я это не потому вовсе, что мне стало её сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется.
(11)Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед. (12)3аметив, что я смотрю на неё, она помахала мне рукой с конвертом так, как это делают на вокзале, и это движение, такое молодое и бодрое, только ещё больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.
1 | 3 | |||
2 | 46 | |||
3 | 12 | |||
4 | 17 | |||
5 | 2 | |||
6 | 19 | |||
7 | 6 | |||
8 | 5 | |||
9 | 3 | |||
10 | 25 | |||
11 | 46 | |||
12 | 3 | |||
13 | 3 | |||
14 | 5 | |||
15 | 23 | |||
16 | 16 | |||
17 | 4 | |||
18 | 25 | |||
19 | 14 | |||
20 | 12 |
xn--j1ahfl.xn--p1ai