По литературе огэ тест – Учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) на тему: Вариант для подготовки ОГЭ по литературе | скачать бесплатно

Содержание

Тесты ОГЭ по литературе 2019

Тесты ОГЭ по литературе

Структура

Текстовый фрагмент (или стихотворение, или басня) сопровождается системой письменных заданий (по три задания для каждого варианта), направленных на анализ проблематики художественного произведения и основных средств раскрытия авторской идеи. Каждое из первых двух заданий предполагает письменный ответ в примерном объеме 3–5 предложений и оценивается максимально 3 баллами.

Третье задание (1.1.3 или 1.2.3) предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведен в экзаменационной работе (примерный объем – 5–8 предложений).

Часть 2 экзаменационной работы содержит четыре темы сочинений, требующие развернутого письменного рассуждения. Экзаменуемый выбирает одну из четырех предложенных ему тем (на создание сочинения учащемуся предлагается отвести 115 минут). В сочинении по лирике экзаменуемый должен проанализировать не менее двух стихотворений (их количество может быть увеличено по усмотрению экзаменуемого). Экзаменуемым рекомендован объем не менее 200 слов (если в сочинении менее 150 слов, то такая работа считается невыполненной).

Сочинение оценивается максимально 12 баллами.

Шкала перевода баллов в оценки:

«2» – от 0 до 6

«3» – от 7 до 13

«4» – от 14 до 18

«5» – от 19 до 23

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

Оценивание выполнения заданий экзаменационной работы производится на основе специальных критериев, разработанных для трех указанных типов заданий, требующих развернутого ответа в разном объеме.

За выполнение каждого из двух заданий базового уровня сложности (1.1.1, 1.1.2; 1.2.1, 1.2.2) экзаменуемый может получить максимум 3 балла (2 балла по содержательному критерию и 1 балл за речевое оформление ответа).

Выполнение задания повышенного уровня сложности (1.1.3 или 1.2.3) оценивается по трем критериям: «Умение сопоставлять художественные произведения»; «Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов»; «Следование нормам речи». Первый критерий является главн

neznaika.info

Тесты ОГЭ по литературе. Демонстрационный вариант ОГЭ по литературе 2016-2017.

Часть 1

⁠⁠_____________________________________________________________________________________________

   Просмотрите художественные тексты, предложенные в варианте 1 и варианте 2 части 1, и выберите вариант, который Вы будете выполнять. Оценивается выполнение только ОДНОГО варианта части 1.

⁠⁠_____________________________________________________________________________________________

 

Вариант 1. Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1–1.1.3.

 

   Чичиков глядел очень внимательно на молоденькую незнакомку. Он пытался несколько раз с нею заговорить, но как-то не пришлось так. А между тем дамы уехали, хорошенькая головка с тоненькими чертами лица и тоненьким станом скрылась, как что-то похожее на виденье, и опять осталась дорога, бричка, тройка знакомых читателю лошадей, Селифан, Чичиков, гладь и пустота окрестных полей. Везде, где бы ни было в жизни, среди ли чёрствых, шероховато-бедных и неопрятно-плеснеющих низменных рядов её, или среди однообразно-хладных и скучно-опрятных сословий высших, везде хоть раз встретится на пути человеку явленье, не похожее на всё то, что случалось ему видеть дотоле, которое хоть раз пробудит в нём чувство, не похожее на те, которые суждено ему чувствовать всю жизнь. Везде, поперёк каким бы ни было печалям, из которых плетётся жизнь наша, весело промчится блистающая радость, как
иногда блестящий экипаж с золотой упряжью, картинными конями и сверкающим блеском стёкол вдруг неожиданно пронесётся мимо какой-нибудь заглохнувшей бедной деревушки, не видавшей ничего, кроме сельской телеги, и долго мужики стоят, зевая, с открытыми ртами, не
надевая шапок, хотя давно уже унёсся и пропал из виду дивный экипаж. Так и блондинка тоже вдруг совершенно неожиданным образом показалась в нашей повести и так же скрылась. Попадись на ту пору вместо Чичикова какой-нибудь двадцатилетний юноша, гусар ли он, студент ли он, или просто только что начавший жизненное поприще, – и Боже! чего бы не проснулось, не зашевелилось, не заговорило в нём! Долго бы стоял он бесчувственно на одном месте, вперивши бессмысленно очи вдаль, позабыв и дорогу, и все ожидающие впереди выговоры, и распеканья за промедление, позабыв и себя, и службу, и мир, и всё, что ни есть в мире. Но герой наш уже был средних лет и осмотрительно-охлаждённого характера. Он тоже задумался и думал, но положительнее, не так безотчётны и даже отчасти очень основательны были его мысли. «Славная бабёшка! – сказал он, открывши табакерку и понюхавши табаку. – Но ведь что, главное, в ней хорошо? Хорошо то, что она сейчас только, как видно, выпущена из какого-нибудь пансиона или института, что в ней, как говорится, нет ещё ничего бабьего, то есть именно того, что у них есть самого неприятного. Она теперь как дитя, всё в ней просто, она скажет, что ей вздумается, засмеётся, где захочет засмеяться. Из неё всё можно сделать, она может быть чудо, а может выйти и дрянь, и выйдет дрянь! Вот пусть-ка только за неё примутся теперь маменьки и тётушки. В один год так её наполнят всяким бабьём, что сам родной отец не узнает. Откуда возьмётся и надутость, и чопорность, станет ворочаться по вытверженным наставлениям, станет ломать голову и придумывать, с кем, и как, и сколько нужно говорить, как на кого смотреть, всякую минуту будет бояться, чтобы не сказать больше, чем нужно, запутается наконец сама, и кончится тем, что станет наконец врать всю жизнь, и выйдет просто чёрт знает что!» Здесь он несколько времени помолчал и потом прибавил: «А любопытно бы знать, чьих она? что, как её отец? богатый ли помещик почтенного нрава или просто благомыслящий человек с капиталом, приобретённым на службе? Ведь если, положим, этой девушке да придать тысячонок двести приданого, из неё бы мог выйти очень, очень лакомый кусочек. Это бы могло составить, так сказать, счастье порядочного человека». Двести тысячонок так привлекательно стали рисоваться в голове его, что он внутренно начал досадовать на самого себя, зачем в продолжение хлопотни около экипажей не разведал от форейтора или кучера, кто такие были проезжающие. Скоро, однако ж, показавшаяся деревня Собакевича рассеяла его мысли и заставила их обратиться к своему постоянному предмету.

 

(Н.В. Гоголь. «Мёртвые души»)


⁠⁠_____________________________________________________________________________________________

Для выполнения заданий 1.1.1 и 1.1.2 сначала запишите в бланке ответов номер задания, а затем на каждый вопрос дайте прямой связный ответ (примерный объём – 3–5 предложений).

    Опирайтесь на авторскую позицию, излагайте свою точку зрения.

   Аргументируйте ответ, используя приведённый фрагмент (допускается обращение к другим эпизодам произведения).

   Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
⁠⁠_____________________________________________________________________________________________

 

Задание 1.1.1. Какие свойства натуры Чичикова проявились в его внутреннем монологе?

Задание 1.1.2. С какой целью автор в своих размышлениях упоминает о двадцатилетнем юноше?


⁠⁠_____________________________________________________________________________________________

   Для выполнения задания 1.1.3 сначала запишите в бланке ответов номер задания, а затем дайте прямой связный ответ (примерный объём – 5–8 предложений).

   Следуйте указанному в задании направлению анализа.
   Опирайтесь на авторскую позицию, излагайте свою точку зрения.
   Аргументируйте ответ, используя приведённые тексты (допускается обращение к другим эпизодам произведений).
   Ответ записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи. 

⁠⁠_____________________________________________________________________________________________

 

Задание 1.1.3. Сопоставьте фрагменты поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» и комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». В чём Скотинин похож на Чичикова, задумавшегося о «молоденькой незнакомке»?

 

Скотинин. Что ж я не вижу моей невесты? Где она? Ввечеру быть уже сговору, так не пора ли ей сказать, что выдают её замуж?
Г-жа Простакова. Успеем, братец. Если ей это сказать прежде времени, то она может ещё подумать, что мы ей докладываемся. Хотя по муже, однако, я ей свойственница; а я люблю, чтоб и чужие меня слушали.
Простаков (Скотинину). Правду сказать, мы поступили с Софьюшкой, как с сущею сироткой. После отца осталась она младенцем. Тому с полгода, как её матушке, а моей сватьюшке, сделался удар…
Г-жа Простакова (показывает, будто крестит сердце). С нами сила крестная.
Простаков. От которого она и на тот свет пошла. Дядюшка её, г-н Стародум, поехал в Сибирь; а как несколько уже лет не было о нём ни слуху, ни вести, то мы и считаем его покойником. Мы, видя, что она осталась одна, взяли её в нашу деревеньку и надзираем над её имением, как над своим.
Г-жа Простакова. Что ты сегодня так разоврался, мой батюшка? Ещё братец может подумать, что мы для интересу её к себе взяли.
Простаков. Ну как, матушка, ему это подумать? Ведь Софьюшкино недвижимое имение нам к себе придвинуть не можно.
Скотинин. А движимое хотя и выдвинуто, я не челобитчик. Хлопотать я не люблю, да и боюсь. Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду.
Простаков. То правда, братец: весь околоток говорит, что ты мастерски оброк собираешь.
Г-жа Простакова. Хоть бы ты нас поучил, братец батюшка; а мы никак не умеем. С тех пор, как всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!
Скотинин. Изволь, сестрица, поучу вас, поучу, лишь жените  меня на Софьюшке.
Г-жа Простакова. Неужели тебе эта девчонка так понравилась?
Скотинин. Нет, мне нравится не девчонка.
Простаков. Так по соседству её деревеньки?
Скотинин. И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то её водится и до чего моя смертная охота.
Г-жа Простакова. До чего же, братец?
Скотинин. Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, став на задние ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою.

 

(Д.И. Фонвизин. «Недоросль»)

 

Вариант 2. Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1–1.2.3.

 

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…


                                      (Ф.И. Тютчев, 1857)


⁠⁠_____________________________________________________________________________________________

   Для выполнения заданий 1.2.1 и 1.2.2 сначала запишите в бланке ответов номер задания, а затем на каждый вопрос дайте прямой связный ответ (примерный объём – 3–5 предложений).

   Излагайте свою точку зрения с учётом авторского замысла.

   Аргументируйте ответ, используя приведённый текст.
   Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

⁠⁠_____________________________________________________________________________________________

 

Задание 1.2.1. Каким настроением проникнуто стихотворение «Есть в осени первоначальной…»?

Задание 1.2.2. Какую роль играют эпитеты в стихотворении «Есть в осени первоначальной…»?


⁠⁠_____________________________________________________________________________________________

   Для выполнения задания 1.2.3 сначала запишите в бланке ответов номер задания, а затем дайте прямой связный ответ (примерный объём – 5–8 предложений).

   Следуйте указанному в задании направлению анализа.

   Излагайте свою точку зрения с учётом авторского замысла.

   Аргументируйте ответ, используя приведённые тексты.
   Ответ записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

⁠⁠_____________________________________________________________________________________________

 

Задание 1.2.3. Чем различаются картины осени, созданные в стихотворениях Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» и Н.А. Некрасова «Перед дождём»?


Перед дождём

 

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет тёмный лес.
На ручей, рябой и пёстрый,
За листком летит листок,
И струёй сухой и острой
Набегает холодок.
Полумрак на всё ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.
Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перёд закрыт;
И «пошёл!» – привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит…


                           (Н.А. Некрасов, 1846)

 

Часть 2

⁠⁠_____________________________________________________________________________________________

   Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (2.1–2.5). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

   Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения.

  Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения(в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений).
   Используйте теоретико-литературные понятия для анализапроизведения.

   Продумывайте композицию сочинения.
   Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

⁠⁠_____________________________________________________________________________________________

 

Тема 2.1. Сатирическое обличение чиновников в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

Тема 2.2. Над какими философскими вопросами размышляет Ф.И. Тютчев в своих стихотворениях?

Тема 2.3. Почему В.Г. Белинский назвал Евгения Онегина «эгоистом поневоле»? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Тема 2.4. Изображение войны в лирике русских поэтов второй половины ХХ века. (На примере стихотворений одного из поэтов по выбору учащегося)

literarus.ru

Тесты по литературе. ОГЭ

Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Задание № 4. Тренировочный материал № 9.

ЕГЭ. Русский язык. Задание № 10. Вариант 1. ВЕРСИЯ 2019г.

ОГЭ. Русский язык. Устная часть Вариант № 11.

Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Задание № 4.Тренировочный материал № 8.

ОГЭ. Русский язык. Задание № 3. Вариант 1.

ЕГЭ. Русский язык. Задание № 9. Вариант 1. НОВАЯ ВЕРСИЯ.

Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Задание № 4. Тренировочный материал № 7.

Литература. Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Тест по цитатам из текста. Вариант № 2.

Литература. Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Тест по цитатам из текста. Вариант № 1.

Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Задание № 4.Тренировочный материал № 6.

Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Задание № 4. Тренировочный материал № 5.

Готовимся к ЕГЭ по истории. Запоминаем даты ( задания № 1,2,5,11). Правление Николая I.

Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Задание № 4. Тренировочный материал № 4.

Готовимся к ЕГЭ по истории. Запоминаем даты( задания № 1,2,5,11). Правление Александра I.

Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Задание № 4.Тренировочный материал № 3.

Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Задание № 4.Тренировочный материал № 2.

Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Задание №4.Тренировочный материал. 30 трудных слов с ударением.

ЕГЭ. Обществознание. Тема: «Общество». Задание № 1. Вариант 1.

ЕГЭ. Русский язык. Задание № 21. Вариант 1.

ЕГЭ. ИСТОРИЯ. Материал для подготовки к заданиям по КАРТЕ № 13-16. Брусиловский прорыв.

ЕГЭ-2019. Русский язык. Задание № 12. НОВОЕ. Теория+алгоритм ответа+ примеры.

ЕГЭ-2019. Русский язык. Задание № 2. НОВОЕ. Теория, таблицы, алгоритм ответа.

ЕГЭ-2019. Русский язык. Задания № 1-3. Вариант 2.

ЕГЭ-2019.Русский язык. Задания № 1-3 Вариант 1.

ЕГЭ-2019. Русский язык.Задание № 11. НОВОЕ.Алгоритм ответа + примеры.

ЕГЭ-2019. Русский язык. Задание № 10. НОВОЕ.Алгоритм ответа +примеры.

ЕГЭ-2019 Русский язык. Задание № 9. НОВОЕ. Алгоритм ответа + примеры.

ЕГЭ. Русский язык. Новое задание в 2019 — № 21. Знаки препинания. ТЕОРИЯ.

ЕГЭ. Литература. Н.В.Гоголь. «Ревизор». ТЕСТ. Вариант № 1.

ЕГЭ. Русский язык. Задание № 17. Вариант 1.

ЕГЭ.Русский язык. Задание № 16.Вариант 1.

ЕГЭ. Русский язык. Задание № 14. Вариант 1.

ЕГЭ. Русский язык. Задание № 12. Вариант 1.

ЕГЭ. Литература. ТЕСТ. Вариант № 1.

История. Тест в формате ЕГЭ. «Александр I».

ВПР.Русский язык. 4 класс.Часть 2.ТЕСТ. Вариант № 3.

ОГЭ. Русский язык. Устная часть. Карточка-подсказка № 8. Моя будущая профессия.

ОГЭ.  Русский язык. Устная часть. Карточка-подсказка. № 7. Моя любимая книга.

ОГЭ. Русский  язык. Устная часть. Карточка-подсказка № 6. Любимый вид спорта.

ВПР. Русский язык. 4 класс. Часть 2. Тест. Вариант 2.

ОГЭ. Русский язык. Устная часть. Карточка — подсказка № 5.Герои Великой Отечественной войны.

ВПР. Русский язык. 4 класс. Часть 2. ТЕСТ. Вариант 1.

ВПР. Русский язык. 4 класс. Часть 1. Диктант. Вариант 3.

ВПР. Русский язык. 4 класс. Часть 1. Диктант. Вариант 2.

ВПР. Русский язык. 4 класс. Часть 1. Диктант. Вариант 1.

Тест. ЕГЭ. Русский язык. ВАРИАНТ № 1.

Тест. ЕГЭ. Литература. «Слово о полку Игореве». Вариант № 2.

Тест. Литература. ЕГЭ. А.Н. Островский. «Гроза». Вариант № 3.

ТЕСТ.ЕГЭ. Литературе. А.С. Пушкин. «Памятник».

Тест. ЕГЭ. Литература. «Слово о полку Игореве». Вариант № 1.

ОГЭ.  Русский язык. Устная часть. Вариант № 10.

ТЕСТ. ЕГЭ. Экономика. Вариант № 2.

ТЕСТ. ЕГЭ. Литература.  А.С. Пушкин. «Свободы сеятель пустынный»

ТЕСТ. ЕГЭ. Литература. А.С.Пушкин. «Бесы».

ТЕСТ.ЕГЭ. Литература. А.Н. Островский. «Гроза». Вариант № 2

ТЕСТ.ЕГЭ. Литература. А.Н. Островский. «Гроза». Вариант № 1.

ЕГЭ.Русский язык. Задание № 11. Вариант № 2.

ЕГЭ. Русский язык. Задание № 11. Вариант № 1.

ОГЭ. русский язык. Устная часть. Вариант № 9.

Тест. ЕГЭ. Русский язык. Задание № 10. Вариант № 2.

Тест. ЕГЭ. Русский язык. Задание № 10. Вариант  1.

ВПР. Русский язык. 5 класс. Вариант № 1.

Тест.  Экономика. Вариант № 1.

ОГЭ. Русский язык.Устная часть. Карточка-подсказка № 4. Спортсмены, параолимпийцы.

ОГЭ. Русский язык. Устная часть. Вариант № 8.

Тест. ЕГЭ. Литература. А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Вариант № 5.

Тест. ЕГЭ. Обществознание. Духовная сфера Вариант № 2. «Мораль, искусство, религия, СМИ».

ЕГЭ. Русский язык. Задание № 9. Вариант № 2.

ЕГЭ. Русский язык.Задание № 9. Вариант № 1. Правописание приставок, -Ы-И после приставок на согласную, Ъ и Ь знаки.

ОГЭ. Русский язык.Устная часть. Карточка-подсказка № 3. Здания, памятники.

ВПР. История 6 класс.Вариант № 1.

ОГЭ.Русский язык. Устная часть. Карточка-подсказка.Музеи, театры.

ОГЭ.Русский язык. Устная часть. Карточка-подсказка. Художники, композиторы.

ОГЭ.Русский язык. Устная часть. Вариант № 7.

ТЕСТ.ЕГЭ.Литература. А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Вариант № 4.

ТЕСТ.ЕГЭ. Литература. А.С.Пушкин. «Деревня».

ОГЭ. Русский язык. Устная часть. Вариант № 6.

ТЕСТ.ЕГЭ.Литература. А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Вариант № 3.

ТЕСТ.ЕГЭ. Литература. А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Вариант № 2.

ТЕСТ. ЕГЭ. Литература. А.С.Грибоедов. «Горе от ума» Вариант № 1.

ТЕСТ. Русский язык. ОГЭ. Вариант № 3.

ТЕСТ. Русский язык. ЕГЭ. Задание № 8. Вариант 2.

ТЕСТ.Русский язык. ЕГЭ.Задание № 8.Вариант 1.

Русский язык. ОГЭ. Устная часть. Вариант № 5.

ТЕСТ. ЕГЭ. История. Тема № 3 : «Феодальная раздробленность».

Русский язык. 8 класс. Контрольный диктант. 2 четверть.

 

 

 

 

 

 

testy-klass.ru

Тесты ОГЭ по литературе. Вариант №5.

Часть 1

 

_____________________________________________________________________________________________

   Просмотрите художественные тексты, предложенные в варианте 1 и варианте 2 части 1, и выберите вариант, который Вы будете выполнять.
   Оценивается выполнение только ОДНОГО варианта части 1.

_____________________________________________________________________________________________

 

Вариант 1. Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1–1.1.3.

 

   На другой день утром, получив приказание от высшего начальства отправиться в крепость Н., я зашёл к княгине проститься. <…>
   Прошло минут пять; сердце моё сильно билось, но мысли были спокойны, голова холодна; как я ни искал в груди моей хоть искры любви к милой Мери, но старания мои были напрасны.
   Вот двери отворились, и вошла она. Боже! как переменилась с тех пор, как я не видал её, – а давно ли?
   Дойдя до середины комнаты, она пошатнулась; я вскочил, подал ей руку и довёл её до кресел.
   Я стоял против неё. Мы долго молчали; её большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти, казалось, искали в моих что-нибудь похожее на надежду; её бледные губы напрасно старались улыбнуться; её нежные руки, сложенные на коленах, были так худы и прозрачны, что мне стало жаль её.
   – Княжна, – сказал я, – вы знаете, что я над вами смеялся?.. Вы должны презирать меня.
   На её щеках показался болезненный румянец.
   Я продолжал: – Следственно, вы меня любить не можете…
   Она отвернулась, облокотилась на стол, закрыла глаза рукою, и мне показалось, что в них блеснули слёзы.
   – Боже мой! – произнесла она едва внятно.
   Это становилось невыносимо: ещё минута, и я бы упал к ногам её.
   – Итак, вы сами видите, – сказал я сколько мог твёрдым голосом и с принуждённой усмешкой, – вы сами видите, что я не могу на вас жениться, если б вы даже этого теперь хотели, то скоро бы раскаялись. Мой разговор с вашей матушкой принудил меня объясниться с вами так откровенно и так грубо; я надеюсь, что она в заблуждении: вам легко её разуверить. Вы видите, я играю в ваших глазах самую жалкую и гадкую роль, и даже в этом признаюсь; вот всё, что я могу для вас сделать. Какое бы вы дурное мнение обо мне ни имели, я ему покоряюсь… Видите ли, я перед вами низок. Не правда ли, если даже вы меня и любили, то с этой минуты презираете?
   Она обернулась ко мне бледная, как мрамор, только глаза её чудесно сверкали.
   – Я вас ненавижу… – сказала она.
   Я поблагодарил, поклонился почтительно и вышел.
   Через час курьерская тройка мчала меня из Кисловодска. За несколько вёрст до Ессентуков я узнал близ дороги труп моего лихого коня; седло было снято – вероятно, проезжим казаком, – и вместо седла на спине его сидели два ворона. Я вздохнул и отвернулся…
   И теперь, здесь, в этой скучной крепости, я часто, пробегая мыслию прошедшее, спрашиваю себя: отчего я не хотел ступить на этот путь, открытый мне судьбою, где меня ожидали тихие радости и спокойствие душевное?.. Нет, я бы не ужился с этой долею! Я, как матрос, рождённый и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце; он ходит себе целый день по прибрежному песку, прислушивается к однообразному ропоту набегающих волн и всматривается в туманную даль: не мелькнёт ли там на бледной черте, отделяющей синюю пучину от серых тучек, желанный парус, сначала подобный крылу морской чайки, но мало-помалу отделяющийся от пены валунов и ровным бегом приближающийся к пустынной пристани…

 

(М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»)

 

_____________________________________________________________________________________________

   Для выполнения заданий 1.1.1 и 1.1.2 сначала запишите в бланке ответов номер задания, а затем на каждый вопрос дайте прямой связный ответ (примерный объём – 3–5 предложений).

   Опирайтесь на авторскую позицию, излагайте свою точку зрения.

   Аргументируйте ответ, используя приведённый фрагмент (допускается обращение к другим эпизодам произведения).
   Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

_____________________________________________________________________________________________

 

Задание 1.1.1. Какие свойства натуры Печорина проявились в данном эпизоде?
Задание 1.1.2. Каким образом автор передаёт психологическое состояние княжны Мери?

 

_____________________________________________________________________________________________

   Для выполнения задания 1.1.3 сначала запишите в бланке ответов номер задания, а затем дайте прямой связный ответ (примерный объём – 5–8 предложений).

   Следуйте указанному в задании направлению анализа.

   Опирайтесь на авторскую позицию, излагайте свою точку зрения.
   Аргументируйте ответ, используя приведённые тексты (допускается обращение к другим эпизодам произведений).
   Ответ записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

_____________________________________________________________________________________________

 

Задание 1.1.3. Сопоставьте фрагмент романа М.Ю. Лермонтова с фрагментом романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (объяснение Онегина с Татьяной после её письма). В схожей ситуации Печорин и Онегин проявляют себя по-разному. В чём состоит это различие?

 

                         XII

……………………. Я прочёл
Души доверчивой признанья,
Любви невинной излиянья;
Мне ваша искренность мила;
Она в волненье привела
Давно умолкнувшие чувства;
Но вас хвалить я не хочу;
Я за неё вам отплачу
Признаньем также без искусства;
Примите исповедь мою:
Себя на суд вам отдаю.

                        XIII

Когда бы жизнь домашним кругом
Я ограничить захотел;
Когда б мне быть отцом, супругом
Приятный жребий повелел;
Когда б семейственной картиной
Пленился я хоть миг единый, –
То, верно б, кроме вас одной
Невесты не искал иной.
Скажу без блесток мадригальных:
Нашед мой прежний идеал,
Я, верно б, вас одну избрал
В подруги дней моих печальных,
Всего прекрасного в залог,
И был бы счастлив… сколько мог!

                     XIV

Но я не создан для блаженства;
Ему чужда душа моя;
Напрасны ваши совершенства:
Их вовсе недостоин я.
Поверьте (совесть в том порукой),
Супружество нам будет мукой.
Я, сколько ни любил бы вас,
Привыкнув, разлюблю тотчас;
Начнете плакать: ваши слёзы
Не тронут сердца моего,
А будут лишь бесить его.
Судите ж вы, какие розы
Нам заготовит Гименей*
И, может быть, на много дней.
        (А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»)

 

 * Гименей – в греческой мифологии божество брака.

 

Вариант 2. Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1–1.2.3.

 

                    К морю

 

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.
Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!
Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас,
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!
Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый, –
И стая тонет кораблей.
Не удалось навек оставить
Мне скучный, неподвижный брег,
Тебя восторгами поздравить
И по хребтам твоим направить
Мой поэтической побег.
Ты ждал, ты звал… я был окован;
Вотще рвалась душа моя:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я.
О чём жалеть? Куда бы ныне
Я путь беспечный устремил?

Один предмет в твоей пустыне
Мою бы душу поразил.
Одна скала, гробница славы…
Там погружались в хладный сон
Воспоминанья величавы:
Там угасал Наполеон.
Там он почил среди мучений.
И вслед за ним, как бури шум,
Другой от нас умчался гений,
Другой властитель наших дум.
Исчез, оплаканный свободой,
Оставя миру свой венец.
Шуми, взволнуйся непогодой:
Он был, о море, твой певец.
Твой образ был на нём означен,
Он духом создан был твоим:
Как ты, могущ, глубок и мрачен,
Как ты, ничем неукротим.
Мир опустел… Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Судьба людей повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.


                      (А.С. Пушкин, 1824)

 

Задание 1.2.1. Что означает для лирического героя расставание с морем?
Задание 1.2.2. Какие художественные средства помогают поэту создать образ моря?

 

_____________________________________________________________________________________________

   Для выполнения задания 1.2.3 сначала запишите в бланке ответов номер задания, а затем дайте прямой связный ответ (примерный объём – 5–8 предложений).

   Следуйте указанному в задании направлению анализа.

   Излагайте свою точку зрения с учётом авторского замысла.

   Аргументируйте ответ, используя приведённые тексты.
   Ответ записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

_____________________________________________________________________________________________

 

Задание 1.2.3. Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «К морю» со стихотворением А.Н. Апухтина «Прощание с деревней», приведённым ниже. В обоих произведениях звучит тема прощания. В чём различие этих прощаний?

 

        Прощание с деревней

 

Прощай, приют родной, где я с мечтой ленивой
Без горя проводил задумчивые дни.
Благодарю за мир, за твой покой счастливый,
За вдохновения твои!

Увы, в последний раз в тоскливом упоенье
Гляжу на этот сад, на дальние леса;
Меня отсюда мчит иное назначенье,
И ждут иные небеса.

А если, жизнью смят, обманутый мечтами,
К тебе, как блудный сын, я снова возвращусь, –
Кого ещё найду меж старыми друзьями
И так ли с новыми сойдусь?

И ты… что будешь ты, страна моя родная?
Поймёт ли твой народ всю тяжесть прежних лет?
И буду ль видеть я, хоть свой закат встречая,
Твой полный счастия рассвет?

Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.

 

                                                         (А.Н. Апухтин, 1858)

 

Часть 2

 

_____________________________________________________________________________________________

   Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (2.1–2.5). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

   Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения.

  Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений).
   Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.

   Продумывайте композицию сочинения.
   Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

_____________________________________________________________________________________________

 

Тема  2.1.  Каково отношение автора повести к Эрасту? (По повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».)
Тема  2.2.  Какие стороны жизни народа вызывают у поэта чувство сострадания к нему? (На примере не менее двух стихотворений Н.А. Некрасова по Вашему выбору.)
Тема  2.3.   В чём заключается сложность и противоречивость характера Софьи? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
Тема 2.4.  Как проявляет себя Андрей Соколов в ситуации нравственного выбора? (По рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека».)

 

 

Цитируется по материалам сайта fipi.ru

literarus.ru

Демонстрационные варианты ОГЭ по литературе (9 класс)

      На официальном сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) опубликованы демонстрационные варианты ОГЭ по литературе (9 класс) за 2009 — 2018 годы.

      Демонстрационные варианты ОГЭ по литературе состоят из двух частей. В первой части работы требуется выбрать один из двух предложенных вариантов анализа произведения и выполнить 3 задания, на которые нужно дать развернутый ответ ограниченного объема (3 -5 предложений).

     Во второй части работы требуется написать сочинение объемом не менее 200 слов по одной из 4 предложенных тем.

      Кроме предлагаемых заданий в демонстрационных вариантах ОГЭ по литературе приведены также критерии проверки и оценки выполненных заданий.

      В демострационный вариант ОГЭ 2018 года по литературе по сравнению с демонстрационным вариантом 2017 года внесены следующие изменения:

  • Усовершенствованы инструкции к работе и отдельным заданиям (они более полно, последовательно и чётко отражают требования критериев, дают ясное представление о том, какие действия и в какой логике должен выполнять экзаменуемый).

  • Переработаны и приведены в соответствие с ЕГЭ критерии оценивания развёрнутых ответов.

  • Максимальный балл за выполнение всей работы увеличен с 23 до 29.

Демонстрационные варианты ОГЭ по литературе

      Отметим, что демонстрационные варианты ОГЭ по литературе представлены в формате pdf, и для их просмотра необходимо, чтобы на Вашем компьютере был установлен, например, свободно распространяемый программный пакет Adobe Reader.

Шкала пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы
в отметку по пятибалльной шкале

      Приводим также рекомендованную Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ)

Изменения в демонстрационных вариантах по литературе

      Во второй части экзаменационной работы демонстрационных вариантов ОГЭ по литературе за 2009 — 2011 годы сначала необходимо было выбрать одно из пяти предложенных заданий, а затем дать развернутый ответ в жанре сочинения. 

      В 2012 — 2016 годах во второй части работы требуется написать сочинение объемом не менее 200 слов по одной из 4 предложенных тем.

      В демострационных вариантах ОГЭ 2016 — 2017 годов по литературе по сравнению с демонстрационным вариантом 2015 года изменений не было.

      В демострационный вариант ОГЭ 2018 года по литературе по сравнению с демонстрационным вариантом 2017 года были внесены следующие изменения:

  • Усовершенствованы инструкции к работе и отдельным заданиям (они более полно, последовательно и чётко отражают требования критериев, дают ясное представление о том, какие действия и в какой логике должен выполнять экзаменуемый).

  • Переработаны и приведены в соответствие с ЕГЭ критерии оценивания развёрнутых ответов.

  • Максимальный балл за выполнение всей работы увеличен с 23 до 29.

    Приглашаем школьников (можно вместе с родителями) на бесплатное тестирование по математике, позволяющее выяснить, какие разделы математики и навыки в решении задач являются для ученика «проблемными».

Запись по телефону (495) 509-28-10

      Для школьников 8 и 9 классов, желающих хорошо подготовиться и сдать ОГЭ по математике или русскому языку на высокий балл, учебный центр «Резольвента» проводит

      У нас также для школьников организованы

МОСКВА, СВАО, Учебный центр «РЕЗОЛЬВЕНТА»

www.resolventa.ru

Тесты ОГЭ по литературе. Вариант №2.

Часть 1

_____________________________________________________________________________________________

   Просмотрите художественные тексты, предложенные в варианте 1 и варианте 2 части 1, и выберите вариант, который Вы будете выполнять. Оценивается выполнение только ОДНОГО варианта части 1.
_____________________________________________________________________________________________

 

Вариант 1. Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1 –1.1.5.

 

   Батюшка не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их исполнение. День отъезду моему был назначен. Накануне батюшка объявил, что намерен писать со мною к будущему моему начальнику, и потребовал пера и бумаги. – Не забудь, Андрей Петрович, – сказала матушка, – поклониться и от меня князю Б.; я, дескать, надеюсь, что он не оставит Петрушу своими милостями.
   – Что за вздор! – отвечал батюшка нахмурясь. – С какой стати стану я писать к князю Б.?
   – Да ведь ты сказал, что изволишь писать к начальнику Петруши?
   – Ну, а там что?
   – Да ведь начальник Петрушин – князь Б. Ведь Петруша записан в Семёновский полк.
   – Записан! А мне какое дело, что он записан? Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон!
   — Записан в гвардии! Где его пашпорт? Подай его сюда.
   Матушка отыскала мой паспорт, хранившийся в её шкатулке вместе с сорочкою, в которой меня крестили, и вручила его батюшке дрожащею рукою. Батюшка прочёл его со вниманием, положил перед собою на стол и начал свое письмо. Любопытство меня мучило: куда ж отправляют меня, если уж не в Петербург? Я не сводил глаз с пера батюшкина, которое двигалось довольно медленно. Наконец он кончил, запечатал письмо в одном пакете с паспортом, снял очки и, подозвав меня, сказал: «Вот тебе письмо к Андрею Карловичу Р., моему старинному товарищу и другу. Ты едешь в Оренбург служить под его начальством».
   Итак, все мои блестящие надежды рушились! Вместо веселой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой.  Служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастием. Но спорить было нечего. На другой день поутру подвезена была к крыльцу дорожная кибитка; уложили в неё чемодан, погребец с чайным  прибором и узлы с булками и пирогами, последними знаками домашнего баловства. Родители мои благословили меня. Батюшка сказал мне: «Прощай, Пётр. Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

 

(А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»)

 

1. Шаматон — (разг. устар.) шалопай, бездельник.


⁠_____________________________________________________________________________________________

   Для выполнения заданий 1.1.1 и 1.1.4 сначала запишите в бланке ответов номер задания, а затем на каждый вопрос дайте прямой связный ответ (примерный объём – 3–5 предложений).

   Опирайтесь на авторскую позицию, излагайте свою точку зрения.

   Аргументируйте ответ, используя приведённый фрагмент (допускается обращение к другим эпизодам произведения).
   Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

_____________________________________________________________________________________________

 

Задание 1.1.1. Как характеризует Андрея Петровича Гринева его решение не посылать сына в Петербург? 

Задание 1.1.2. С какой целью Пушкин обращает наше внимание на такую деталь: матушка подаёт паспорт «дрожащею рукою»? 

Задание 1.1.3. Готов ли Петруша к самостоятельной жизни?

Задание 1.1.4. Какая тема доминирует в предложенном фрагменте?

 

_____________________________________________________________________________________________

   Для выполнения задания 1.1.5 сначала запишите в бланке ответов номер задания, а затем дайте прямой связный ответ (примерный объём – 5–8 предложений).

   Следуйте указанному в задании направлению анализа.

   Опирайтесь на авторскую позицию, излагайте свою точку зрения.

   Аргументируйте ответ, используя приведённые тексты (допускается обращение к другим эпизодам произведений).
   Ответ записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи. 

_____________________________________________________________________________________________

 

Задание 1.1.5. Фрагмент завершается наказом Гринева-старшего сыну. Сравните это напутствие с отцовским наставлением, упоминаемым в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (ниже приведен фрагмент действия 4 явления 12). К каким выводам привело Вас это сопоставление?


Лиза
   И вам не совестно?

Молчалин
   Мне завещал отец:
   Во-первых, угождать всем людям без изъятья —
   Хозяину, где доведётся жить,
   Начальнику, с кем буду я служить,
   Слуге его, который чистит платья,
   Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
   Собаке дворника, чтоб ласкова была.
 
Лиза
   Сказать, сударь, у вас огромная опека!

Молчалин
   И вот любовника я принимаю вид
   В угодность дочери такого человека…

Вариант 2. Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания   1.2.1 –1.2.5

 

Море

 

Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою.
Что движет твоё необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряжённая грудь
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далёкое, светлое небо к себе?..
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льёшься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Когда же сбираются тёмные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя —
Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу…
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.


                                                      (В.А. Жуковский)


_____________________________________________________________________________________________

   Для выполнения заданий 1.2.1 и 1.2.4 сначала запишите в бланке ответов номер задания, а затем на каждый вопрос дайте прямой связный ответ (примерный объём – 3–5 предложений).

   Излагайте свою точку зрения с учётом авторского замысла.

   Аргументируйте ответ, используя приведённый текст.
   Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

_____________________________________________________________________________________________

 

Задание 1.2.1. Почему поэт обращается к морю, как к живому существу?

Задание 1.2.2. Как соотнесены в стихотворении образы моря и неба?

Задание 1.2.3. Каким предстает лирический герой стихотворения?

Задание 1.2.4. В чем заключается роль эпитетов в стихотворении «Море»?


_____________________________________________________________________________________________

   Для выполнения задания 1.2.5 сначала запишите в бланке ответов номер задания, а затем дайте прямой связный ответ (примерный объём – 5–8 предложений).

   Следуйте указанному в задании направлению анализа.
   Излагайте свою точку зрения с учётом авторского замысла.
   Аргументируйте ответ, используя приведённые тексты.

   Ответ записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

_____________________________________________________________________________________________

 

Задание 1.2.5. Что сближает стихотворение «Море» В.А. Жуковского с приведенным ниже стихотворением Ф.И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…»?

 

Как хорошо ты, о море ночное, –
Здесь лучезарно, там сизо-темно…
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно…
На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движенье, грохот и гром…
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!
Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звёзды глядят с высоты.
В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою –
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою…


                                           (Ф.И. Тютчев)

Часть 2

_____________________________________________________________________________________________

   Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (2.1–2.5). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

   Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения.

  Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений).
   Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.

   Продумывайте композицию сочинения.
   Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

_____________________________________________________________________________________________

 

Тема 2.1. Чем интересна личность Пугачёва автору и главному герою романа «Капитанская дочка»?
Тема 2.2. Почему лирику В.А. Жуковского относят к романтической поэзии?
Тема 2.3. Как в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» раскрывается тема воспитания?
Тема 2.4. Как в лирике М.Ю. Лермонтова раскрывается тема одиночества?
Тема 2.5. В чём заключается смысл названия рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»?

literarus.ru

Тесты ОГЭ по литературе. Вариант №7.

Часть 1

 

_____________________________________________________________________________________________

   Просмотрите художественные тексты, предложенные в варианте 1 и варианте 2 части 1, и выберите вариант, который Вы будете выполнять.
   Оценивается выполнение только ОДНОГО варианта части 1.

_____________________________________________________________________________________________

 

Вариант 1. Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1–1.1.3.

 

 

                   Волк на псарне

 

Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор –
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»–
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьём.
«Огня! – кричат, – огня!» Пришли с огнём.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.
Зубами щёлкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом
И что приходит, наконец,
Ему расчесться за овец, –
Пустился мой хитрец
В переговоры
И начал так: «Друзья! к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришёл мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я, не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я…» – «Послушай-ка, сосед, – 
Тут ловчий перервал в ответ, –
Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой».
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.


                                            (И.А. Крылов, 1812)

 

_____________________________________________________________________________________________

   Для выполнения заданий 1.1.1 и 1.1.2 сначала запишите в бланке ответов номер задания, а затем на каждый вопрос дайте прямой связный ответ (примерный объём – 3–5 предложений).

   Опирайтесь на авторскую позицию, излагайте свою точку зрения.

   Аргументируйте ответ, используя приведённый фрагмент (допускается обращение к другим эпизодам произведения).
   Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

_____________________________________________________________________________________________

 

Задание 1.1.1. В чём заключён аллегорический смысл басни «Волк на псарне»? 
Задание 1.1.2. Какие художественные средства использует автор для создания образа волка?

 

_____________________________________________________________________________________________

   Для выполнения задания 1.1.3 сначала запишите в бланке ответов номер задания, а затем дайте прямой связный ответ (примерный объём – 5–8 предложений).

   Следуйте указанному в задании направлению анализа.

   Опирайтесь на авторскую позицию, излагайте свою точку зрения.
   Аргументируйте ответ, используя приведённые тексты (допускается обращение к другим эпизодам произведений).
   Ответ записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

_____________________________________________________________________________________________

 

Задание 1.1.3. Сопоставьте басню И.А. Крылова «Волк на псарне» и фрагмент сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Бедный волк»? Чем различается поведение двух волков в сходных ситуациях?

 

   А медведи волков не любят, потому что и на них волки шайками нападают, и частенько-таки слухи по лесу ходят, что там-то и там-то Михайле Иваныч оплошал: в клочки серые вороги шубу ему разорвали.
   Держит медведь волка в лапах и думает: «Что мне с ним, с подлецом, делать? ежели съесть – с души сопрёт, ежели так задавить да бросить – только лес запахом его падали заразишь. Дай посмотрю: может быть, у него совесть есть. Коли есть совесть, да поклянётся он вперёд не разбойничать –  я его отпущу».
   – Волк, а волк! – молвил Топтыгин, –  неужто у тебя совести нет?
   – Ах, что вы, ваше степенство! – ответил волк, –  разве можно хоть один день на свете без совести прожить!
   –  Стало быть, можно, коли ты живёшь. Подумай: каждый божий день только и вестей про тебя, что ты или шкуру содрал, или зарезал – разве это на совесть похоже?
  –  Ваше степенство! позвольте вам доложить! должен ли я пить-есть, волчиху свою накормить, волчат воспитать? Какую вы на этот счёт резолюцию изволите положить?
   Подумал-подумал Михаиле Иваныч, –  видит: коли положено волку на свете быть, стало быть, и прокормить он себя право имеет.
   –  Должен, –  говорит.
  –  А ведь я, кроме мясного, – ни-ни! Вот хоть бы ваше степенство, к примеру, взять: вы и малинкой полакомитесь, и медком от пчёл позаимствуетесь, и овсеца пососёте, а для меня ничего этого хоть бы не было! Да опять же и другая вольгота у вашего степенства есть: зимой, как заляжете вы в берлогу, ничего вам, кроме собственной лапы, не требуется. 
   А я и зиму, и лето –  нет той минуты, чтобы я о пище не думал! И всё об мясце. Так каким же родом я эту пищу добуду, коли прежде не зарежу или не задушу?
   Задумался медведь над этими волчьими словами, однако всё ещё попытать хочет.
   –  Да ты бы, – говорит, –  хоть полегче, что ли…
  –  Я и то, ваше степенство, сколько могу, облегчаю. Лисица – та зудит: рванёт раз – и отскочит, потом опять рванёт – и опять отскочит… А я прямо за горло хватаю – шабаш!
   Ещё пуще задумался медведь. Видит, что волк ему правду-матку режет, а отпустить его всё ещё опасается: сейчас он опять за разбойные дела примется.
   –  Раскайся, волк! –  говорит.
   –  Не в чем мне, ваше степенство, каяться. Никто своей жизни не ворог, и я в том числе; так в чём же тут моя вина?

 

(М.Е. Салтыков-Щедрин. «Бедный волк», 1883)

 

Вариант 2. Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1–1.2.3.

 

Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадёжно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.


                                                      (А.С. Пушкин, 1829)

 

Задание 1.2.1. Как в стихотворении А.С. Пушкина раскрывается тема любви?
Задание 1.2.2. Какую роль в приведённом стихотворении играют синонимы?

 

_____________________________________________________________________________________________

   Для выполнения задания 1.2.3 сначала запишите в бланке ответов номер задания, а затем дайте прямой связный ответ (примерный объём – 5–8 предложений).

   Следуйте указанному в задании направлению анализа.

   Излагайте свою точку зрения с учётом авторского замысла.

   Аргументируйте ответ, используя приведённые тексты.
   Ответ записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

_____________________________________________________________________________________________

 

Задание 1.2.3. Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил: любовь ещё, быть может…» с приведённым ниже стихотворением Н.А. Некрасова «Прощание». В чём созвучны эти произведения?

 

           Прощание

 

Мы разошлись на полпути,
Мы разлучились до разлуки
И думали: не будет муки
В последнем роковом «прости»,
Но даже плакать нету силы.
Пиши –
прошу я одного…
Мне эти письма будут милы
И святы, как цветы с могилы, –
С могилы сердца моего!


              (Н.А. Некрасов, 1856)

 

Часть 2

 

_____________________________________________________________________________________________

   Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (2.1–2.5). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

   Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения.

  Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений).
   Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.

   Продумывайте композицию сочинения.
   Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

_____________________________________________________________________________________________

 

Тема  2.1.  Как в творчестве А.С. Пушкина отобразилось расставание поэта с романтизмом? (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору.)
Тема  2.2.  Почему Печорин одинок и несчастлив? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
Тема  2.3.   Каким предстаёт «маленький человек» в произведениях А.П. Чехова? (На примере одного из произведений по Вашему выбору.)
Тема 2.4.  Какие черты характера Тёркина противопоставлены разрушительной силе войны? (По поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».)

 

 

Цитируется по материалам сайта fipi.ru

literarus.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *