Огэ по русскому языку 9 класс вариант 9 – ОГЭ (ГИА-9) 2015, русский язык, 9 класс, основной государственный экзамен, 50 вариантов типовых тестовых заданий, Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Егораева Г.Т., 2015

Два варианта ОГЭ по русскому языку - 9 класс

Вариант №3

(1)Целый час папа воспитывал меня. (2)В который раз он уже повторял:

(3)– В твоём возрасте я был серьёзнее!.. (4)И тут что-то тренькнуло, грохнуло, зашипело и вспыхнуло. (5)Когда дым рассеялся, рядом со мной стоял мальчик в коротких штанишках. (6)Его коленки были исцарапаны, воротник рубашки наполовину оторван, а под левым глазом светился здоровенный синяк.

(7)– Ты кто такой?! – удивился я. (8)Он зашмыгал носом, а потом сказал: (9)– Я твой папа. (10)Только… в твоём возрасте.

(11)– Ну и ну! – сказал я. (12)И ещё раз осмотрел его с ног до головы. (13)– А ты в моём возрасте был меньше меня.

(14)– Конечно, – согласился мальчик-папа. (15)– Мы с мамой тебя в спортивную школу устроили. (16)Ты работаешь над своим развитием. (17)А я просто во дворе болтался… (18)– Зато у тебя синяк отличный! – сказал я с завистью.

(19)– А-а-а… – махнул он рукой. (20)– Дал тут одному по шеям. (21)– Пойдём погуляем? – предложил я.

(22)– Ура! – закричал мальчик-папа и рванул на улицу. (23)Когда я вышел из подъезда, он уже сидел на дереве и махал мне оттуда рукой. (24)– Ты же запрещаешь мне лазать по деревьям, – сказал я. (25)– Да ла-а-адно, – протянул он. (26) – Главное, чтоб мама нас не застукала. (27)Я забрался к нему, и мы стали качаться на сучке. (28)Потом сучок обломился, и мы упали вниз. (29)Папа первый, а я второй. (30)Прямо на него. (31)– А ты тяжёлый, – сказал он, вылезая из-под меня. (32)– Давай поборемся? (33)И мы стали бороться. (34)Боролись мы, старательно сопя, совсем недолго. (35)Потому что я папу сразу поборол. (36)– У меня просто настроения нет бороться, – сказал он грустно.

(37)– Да ла-а-адно, – протянул я. (38)– Не огорчайся. (39)В другой раз ты меня поборешь.

(40)– Ты только маме не рассказывай, – попросил он, – что победил меня.

(41)– Ты тоже не жалуйся, – попросил я. (42) – Ведь я тебе воротник рубашки совсем оторвал.

(43)– Пустяки! – сказал папа и швырнул воротник в мусорную кучу. (44)– Если мы будем держаться друг друга, то в этой жизни не пропадём. (45)И тут кто-то окликнул нас из подворотни.

(46)– Эй, пацаны! Ну-ка, быстро сюда! (47)Там стояли двое взрослых, лет по тринадцать, парня. (48)Когда мы подошли к ним, они сказали: (49)– По двадцать копеек, салаги! (50)Быстро!

(51)Я похлопал себя по карманам и сказал: (52)– У меня нет денег…

(53)– А ты попрыгай! (54)Может, зазвенит, – приказал, ухмыляясь, один парень.

(55)Тут мой папа нахмурился, пригнул голову и с криком «А-а-а!» ударил этого парня головой в живот. (56)Это был здоровский удар. (57)Я такого от папы не ожидал. (58)Парень тот сразу кубарем покатился. (59)А я в этот момент на другого набросился. (60)Двинул ему разок! (61)В общем, они убежали от нас на другую сторону улицы и завопили:

(62)– Ну, салаги, держитесь! (63)Сейчас мы своих парней приведём!

(64)Они не соврали. (65)И привели ещё пятерых парней. (66) Нас стали окружать со всех сторон. (67)– Держись, сынок! – сказал мне мальчик-папа. (68)– Сейчас нам придётся туго. (69)Они уже начали нас бить, когда во дворе появилась наша мама. (70)Их тут же как ветром сдуло. (71)Мама едва успела им нашлёпать. (72)Потом она отвела меня и мальчика-папу к нам домой, помазала царапины йодом и напоила киселём. (73)Только мама вышла из кухни, а папа говорит:

(74)– Мы с тобой вдвоём, конечно, сила. (75)Ну, а втроём с мамой – вообще о-го-го! (76)Давай держаться втроём?

(77)– А ты не будешь больше говорить, что в моём возрасте был серьёзнее и слушался родителей, и воспитывать меня по два часа? (78)Мальчик-папа посмотрел на свои царапины, синяки, изорванную рубашку, вздохнул и пообещал:

(79)– Не буду!(80)Мы пожали друг другу руки. (81)Тут опять что-то тренькнуло, грохнуло, зашипело и вспыхнуло.

 (82) Когда дым рассеялся, передо мной снова стоял взрослый папа. (О. Кургузов*)

2В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Для чего автор превращает взрослого человека в ребёнка?» 1) Автор стремится убедить читателей в том, что взрослые всегда правы.

2) Автор стремится показать, что родители должны воспитывать детей на собственном примере.

3) Автору важно передать мысль о том, что родители и их дети должны понимать друг друга и помогать во всём, не обманывать.4) Автор показывает таким образом, что папа был в детстве гораздо серьёзнее своего сына

3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. 

1) – В твоём возрасте я был серьёзнее!.. 2) – Ведь я тебе воротник рубашки совсем оторвал.

3) Нас стали окружать со всех сторон. 4) Их тут же как ветром сдуло

4Из предложений 51-55 выпишите слово, в котором правописание приставки обозначает «неполное действие

5Из предложений 77-82 выпишите глагол, в котором правописание безударного суффикса обусловлено конечным гласным основы неопределённой формы 6Замените слово «болтался» в предложении 17  синонимом.

7Замените словосочетание «сказал с завистью», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите это словосочетание 8Выпишите грамматическую основу предложения 68

9Среди предложений 28-35 найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Напишите номера

10В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.

А ты попрыгай! Может, (1) зазвенит,(2)– приказал,(3) ухмыляясь,(4) один парень. Тут мой папа нахмурился,(5) пригнул голову и,(6)представьте,(7) с криком «А-а-а!» ударил этого парня головой в живот

11Укажите количество грамматических основ в предложении 77. Ответ запишите цифрой

12В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Хотя я не видел,(1) но тут что-то тренькнуло, (2) грохнуло, (3) зашипело и вспыхнуло. Когда дым рассеялся, (4) рядом со мной стоял мальчик в коротких штанишках. Его коленки были исцарапаны, (5) воротник рубашки наполовину оторван, (6) а под левым глазом светился здоровенный синяк. Как он появился, (7) папа тоже не знал.

13Среди предложений 23, 44, 48, 69, 77 найдите СПП с придаточным условия Напишите номер 14Среди предложений 4-6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения

15.2. Напишите сочинение Объясните, как понимаете смысл 78 – 79 предложений текста О. Кургузова

Вариант №4

(1)Не дружит Витька со своей старшей сестрой Кирой. (2)Дружбы не получается. (3)Неужели у всех такие сестры?

(4)Витька пробовал иногда слушаться её, но дружба всё равно не наладилась.(5)Сейчас Витька сидит на широкой, изрезанной ножом скамье, как раз против избы, и думает: «Кто виноват в этом?»(6)Если Витька сделает что-нибудь хорошее, Кира хвалит его с оглядкой. (7)Но коль уж он провинился, громко, чтобы вся улица услышала, кричит:

—(8)Это мог сделать только ты!.. (9)Это бесчеловечно!

(10)Витьке надоели поучения. (11)Он забирается до первых сумерек в Каменистик. (12)Это глубокий овраг с крутыми глинистыми боками. (13)По каменистому дну его течёт чистый ниточка-ручеек…

(14)Витька смело пробирается через живую стену зарослей ольхи и лозняка. (15)На дне оврага он садится на обросший мохом камень. (16)Из-под камня выскакивает ручеёк. (17)Витька задумчиво слушает задиристое его бормотание. (18)Оно переплетается с еле уловимым шелестом травы.(19)Витька знает все места тут наперечёт. (20)Сколько гнёзд упрятали в зарослях птицы… (21)И какие они… (22)Витька, нагнувшись, осторожно раздвигает отяжелевшие под росой ветви орешника. (23) Он ищет хитро скрытые там гнёзда.

(24)Сорвавшись однажды со стены Каменистика в кустарник, он расцарапал себе нос и разорвал штаны. (25) А когда пришёл домой, Кира снова закричала на всю улицу, что это бесчеловечно и что она пожалуется наконец отцу. (26)И она пожаловалась.

(27)Тот, попыхивая трубкой в подпалённые усы, пообещал Витьку выдрать, а хворостинку выломать из тополька на огороде.

(28)…Витька с жалостью глядит на тополёк, который растёт в конце огорода. (29) Он тоненький ещё и слабый. (30)Сломать его нельзя, скажут — нарочно всё это сделал, специально, чтобы сестру рассердить. (31)Тогда он отыскал под верандой старую ржавую лопату, выкопал тополёк и перенёс его в соседний огород. (32) Тополек принялся. (33)Даже листья не завяли. (34) Но Кира всё-таки заметила, что тополька нет. (35) И подняла шум… (36)Вечер уже брался в полную силу.

(37)Витька крика не слышал: он был в Каменистике. (38)А когда выбрался оттуда, то ещё издали увидел суетящуюся возле свежевырытой ямы Киру. (39)Она размахивала длинными руками и что-то показывала отцу.

(40)Домой идти Витька не решался — выдерут. (41)Но в Каменистике всю ночь сидеть тоже страшно. (42)И Витька пошёл домой: будь что будет. (43)Но, странное дело, отец почему-то не ругался. (44)Глаза у отца с хмуринкой, а лицо по-прежнему доброе. (45)И Витька понял, что порки не будет.

(46)Кира стояла возле ямы и ругала его:(47)— Это мог сделать только ты… (48)Это бесчеловечно…(49)А Витьку захлёстывала обида: какая разница, где будет расти тополёк! (50)Важно, чтобы он остался живой. (по Г. Я. Шманю)

2В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Кира пожаловалась отцу на своего младшего брата Витьку?»

1) Витька изрезал ножом скамью напротив дома.

2) Витька сломал тополёк, который посадила Кира.

3) Витька упал в кустарник и разорвал свои штаны.

4) Витька разорял птичьи гнёзда

3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Сейчас Витька сидит на широкой, изрезанной ножом скамье, как раз против избы, и думает: «Кто виноват в этом?»

2) Витька осторожно раздвигает отяжелевшие под росой ветви орешника.

3) Тогда он отыскал под верандой старую ржавую лопату, выкопал тополёк и перенёс его в соседний огород.

4) А Витьку захлёстывала обида: какая разница, где будет расти тополёк

4Из предложений 22-24 выпишите слово, в котором правописание глухого согласного на конце приставки зависит от глухости следующего согласного

5Из предложений 1-5 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется тем, что этот суффикс в 1-м лице единственного числа настоящего времени чередуется с –У(Ю

6Замените слово разговорное слово «ЗАДИРИСТОЕ» из предложения 17 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним

7Замените словосочетание «с жалостью глядит» (

предложение 28), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание

8Выпишите грамматическую основу предложения 41

9Среди предложений 19-27 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения

10В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Но,(1) странное дело,(2) отец почему-то не ругался. Глаза у отца, (3) конечно,(4) с хмуринкой, (5) а лицо по-прежнему доброе. И Витька понял, (6) что порки не будет

11Укажите количество грамматических основ в предложении 30. Ответ запишите цифрой

12В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Когда тот,(1) попыхивая трубкой в подпалённые усы,(2) пообещал Витьку выдрать,(3) а хворостинку выломать из тополька на огороде. …Витька с жалостью глядел на тополёк,(4) который растёт в конце огорода, (5) и думал,(6) как его спасти.

13Среди предложений 24-27 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным и однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14Среди предложений 40-49 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

15.2.Напишите сочинение. Объясните, как вы понимаете смысл 49 предложения текста Г. Я. Шманя?

Тест №3

Тест №4

2

3

2

3

3

4

3

4

4

пригнул

4

расцарапал

5

слушался

5

пробовал

6

гулял

6

весёлое

7

сказал завистливо

7

глядит жалостно

8

придётся туго

8

страшно сидеть

9

32,34

9

22,24,27

10

1,6,7

10

1,2,3,4

11

4

11

4

12

1,4,7

12

3,4.5.6

13

44

13

25

14

6

14

49

infourok.ru

Тренировочный ОГЭ по русскому языку в 9 классе

Диагностическая работа

по русскому языку

в 9 классе в форме ОГЭ

Инструкция по выполнению работы

Д

1

иагностическая работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий.

На выполнение диагностической работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Часть 1 включает одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Это задание записывается в бланке ответов № 2.

Часть 2 состоит из 13 заданий (2 - 14). Задания части 2 выполняются на основе прочитанного текста.

Ответ к заданиям 2 и 3 запишите в бланк ответов № 1 в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа.

Ответами к заданиям 4 - 14 являются слово (словосочетание), число или последовательность. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданием части 2.

Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ.

Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

быть тёмными, глаза — с уголь­ка­ми в се­ре­ди­не, губы — чуть при­пух­шие, с едва за­мет­ны­ми тре­щин­ка­ми от воды и ветра. (8)Вме­сте с её го­ло­сом до меня до­ле­та­ло её ды­ха­ние, по­хо­жее на ше­лест лист­вы, когда пахнёт ветер. (9)Когда голос её умол­кал, я бо­ял­ся, что он не за­зву­чит снова — вос­па­рит и умчит­ся, как птица. (10)Мне хо­те­лось, чтоб он зву­чал вечно и никто, кроме меня, его не слы­шал бы.

(11)Она си­де­ла на при­бреж­ном песке, под­жав ноги и упер­шись под­бо­род­ком в ко­ле­ни. (12)Она си­де­ла не­по­движ­но, может быть, даже усну­ла. (13)Я сде­лал боль­шой круг, обошёл её, чтобы по­смот­реть, не спит ли она. (14)Её глаза так со­сре­до­то­чен­но смот­ре­ли в одну точку, что я по­ду­мал: она видит сон с от­кры­ты­ми гла­за­ми.

(15)У неё были тёмные глаза и, когда Наиля щу­ри­лась, ста­но­ви­лись со­всем чёрными. (16)Когда же солн­це не све­ти­ло в лицо и она от­кры­ва­ла глаза ши­ро­ко, вся чер­но­та со­би­ра­лась в ма­лень­кие точки. (17)Глаза её бле­сте­ли, как от слёз, хотя она не пла­ка­ла.

(18)И вдруг она ото­рва­лась от сво­е­го сна, под­ня­ла глаза и ска­за­ла:

– (19)А я тебя знаю.

– (20)Ты меня зна­ешь? — (21)Я хотел за­кри­чать от ра­до­сти, со­вер­шить что-то не­мыс­ли­мое.

– (22)Мы же учим­ся в одной школе. (23)Разве ты меня не видел?

– (24)Не видел!

– (25)Какой ты не­вни­ма­тель­ный, — ска­за­ла она.

– (26)Я слы­шал твой голос... (27)Я услы­шал твой голос, — ска­зал я.

– (28)Ты узнал меня по го­ло­су?

2

В каком ва­ри­ан­те от­ве­та со­дер­жит­ся ин­фор­ма­ция, не­об­хо­ди­мая для обос­но­ва­ния от­ве­та на во­прос: «По­че­му герой-рас­сказ­чик по­про­сил Наилю про­чи­тать таб­ли­цу умно­же­ния на­и­зусть?»

1) Герою-рас­сказ­чи­ку хо­те­лось по­ра­зить во­об­ра­же­ние Наили не­ожи­дан­ным по­ступ­ком.

2) Герою-рас­сказ­чи­ку ка­за­лось, что Наиля го­то­ва за­пла­кать, и он хотел от­влечь её вни­ма­ние от груст­ных мыс­лей.

3) Такое не­ожи­дан­ное пред­ло­же­ние долж­но было за­ин­те­ре­со­вать Наилю и по­мочь герою-рас­сказ­чи­ку по­зна­ко­мить­ся с ней.

4) Герой-рас­сказ­чик хотел про­сто слу­шать голос Наили, и ему не­важ­но было, что имен­но она го­во­рит.

Ответ: __________________________________________

3

Ука­жи­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся ме­та­фо­ра.

 

1) Пре­жде чем уви­деть Наилю, я услы­шал её голос.

2) У неё дей­стви­тель­но были тёмные глаза и, когда Наиля щу­ри­лась, ста­но­ви­лись со­всем чёрными.

3) Глаза её бле­сте­ли, как от слёз, хотя она не пла­ка­ла.

4) И таб­ли­ца умно­же­ния пре­вра­ща­лась в стихи.

Ответ: __________________________________________

4

Из пред­ло­же­ний 7—11 вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром пра­во­пи­са­ние при­став­ки опре­де­ля­ет­ся её зна­че­ни­ем — «рас­по­ло­же­ние вб­ли­зи чего-либо».

Ответ: __________________________________________

11

Укажите количество грамматических основ в предложении 13 . Ответ запишите цифрой.

Ответ: __________________________________________

12

В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

 

Наиля по­смот­ре­ла на меня при­сталь­но,(1) по­ка­ча­ла го­ло­вой. Она не могла по­нять,(2) а я не мог объ­яс­нить ей,(3) что её голос менял зна­че­ние слов и самые обык­но­вен­ные слова зву­ча­ли как толь­ко что рождённые.

Ответ: __________________________________________

13

Среди пред­ло­же­ний 5 – 10 най­ди­те слож­ное пред­ло­же­ние с од­но­род­ным под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ных. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

Ответ: __________________________________________

14

Среди пред­ло­же­ний 1—8 най­ди­те бес­со­юз­ное слож­ное пред­ло­же­ние. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

Ответ: __________________________________________

Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы

15.2

На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние. Объ­яс­ни­те, как Вы по­ни­ма­е­те смысл фи­на­ла тек­ста: «И таб­ли­ца умно­же­ния пре­вра­ща­лась в стихи».

При­ве­ди­те в со­чи­не­нии 2 ар­гу­мен­та из про­чи­тан­но­го тек­ста, под­твер­жда­ю­щих Ваши рас­суж­де­ния.

При­во­дя при­ме­ры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те ци­ти­ро­ва­ние.

Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов.

Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

15.3

Как Вы по­ни­ма­е­те зна­че­ние слова ЛЮ­БОВЬ?

Сфор­му­ли­руй­те и про­ком­мен­ти­руй­те дан­ное Вами опре­де­ле­ние. На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние на тему «Что такое лю­бовь», взяв в ка­че­стве те­зи­са дан­ное Вами опре­де­ле­ние. Ар­гу­мен­ти­руя свой тезис, при­ве­ди­те 2 при­ме­ра-ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­щих Ваши рас­суж­де­ния: один при­мер-ар­гу­мент при­ве­ди­те из про­чи­тан­но­го тек­ста, а вто­рой — из Ва­ше­го жиз­нен­но­го опыта.

Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов.

Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

infourok.ru

Готовимся к ОГЭ. Тренировочные варианты тестов по русскому языку 9 класс

Тест «ГОТОВИМСЯ К ОГЭ» Тренировочный вариант 1 (По Гейченко «Пушкиногорье»)

Часть 2

Выполни задания 2-14

(1)На околице Михайловского, почти возле калитки, ведущей к усадьбе поэта, стоит престарая сосна. (2)Вероятно, это самое древнее дерево в здешних рощах.(3) Она стояла здесь тогда, когда и Михайловского-то еще не было, и ничего вообще не было. (4)Не было ни Ганнибалов, ни Пушкиных. (5) Ей, почитай, лет триста, а может, и больше…

(6)Только сосна эта не просто древняя, огромная, красивая…(7) Она живой памятник Великой Отечественной войны.

(8)В 1944 году, когда в Михайловском были гитлеровцы, она стояла на передовой линии фронта, который тянулся по берегу Сороти и вверх и вниз.(9) Следы войны на ней неистребимы…(10)Память человеческая никогда не позволит истребить их полностью.

(11)Когда фашисты рубили михайловские сосны для постройки блиндажей в своей линии «Пантера» (они спилили сорок тысяч сосен!), им хотелось спилить и это древнее дерево.

(12)И пила уже вонзилась в тело сосны, но потом они решили ее оставить: очень уж фашисты сделали гнездо для снайпера и площадку для артиллерийского наблюдателя. (15)Наши разведчики быстро разглядели фашистских молодчиков, сняли их с сосны метким снайперским выстрелом.

(16)Но вот война ушла. (17) И началась новая жизнь Михайловского.(18)Сюда пришли заботливые люди: лесники, смотрители, реставраторы. (19)Им было поручено вернуть заповедник Пушкину, залечить раны на деревьях, восстановить поруганные памятники и памятные места.

(20)Они нашли сосну тяжело больной, увидели вокруг нее воронки от взрывов мин и снарядов.(21) Неразорвавшийся снаряд был извлечен из основания ствола.(22) От нижней кромки дерева до вершины его были набиты рейки, служившие для фашистских снайперов лестницей. (23) Стояло дерево как свидетель минувших боев. (24)И лесники сделали все, чтобы вылечить и продлить его жизнь.(25) Они очистили искалеченные корни, запломбировали щели, подкормили дерево специальными удобрениями.(26) И старый герой ожил. (27)Теперь в его кроне весной слышится птичий гомон и щебет.

(28)Когда вы идете к Пушкину, остановитесь у славного дерева, поклонитесь ему. (29)Это герой нашего времени.(30) Старая михайловская сосна – живой современник и друг великого поэта.

2. Какое из утверждений соответствует ответу на вопрос «Для чего было решено восстановить пушкинский заповедник?»

  1. После войны все разрушенное нужно было привести в порядок.

  2. Людям нужно было где-то работать и тем самым обеспечивать себе жизнь.

  3. Нужно было уничтожить следы войны.

  4. Необходимо было сохранить все, связанное с именем поэта, для других поколений.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  1. Они нашли сосну тяжело больной, увидели вокруг нее воронки от взрывов мин и снарядов.

  2. И пила уже вонзилась в тело сосны, но потом они решили ее оставить.

  3. Сюда пришли заботливые люди: лесники, смотрители, реставраторы.

  4. Наши разведчики быстро разглядели фашистских молодчиков и скоро сняли их с сосны.

4. Из предложений 1-3 выписать слово с приставкой, правописание которой определяется значением «очень».

5. Из предложений 24-27 выпишите слово, в котором выбор Н-НН определяется правилом правописания страдательных причастий полной формы.

6. Замените просторечное слово « почитай» в предложении 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «птичий гомон» (предложение 27), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите полученное словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 30.

9. Среди предложений (17-19) найти предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения. Напишите номер этого предложения.

10. В приведенных ниже предложениях указаны все запятые. Выпишите цифру(-ы) , обозначающую(-ие) запятую (-ые) при вводных словах.

На околице Михайловского,(1)почти возле калитки,(2) ведущей к усадьбе поэта, (3)стоит престарая сосна. Вероятно, (4)это самое древнее дерево в здешних рощах. Она стояла здесь тогда, (5)когда и Михайловского-то еще не было, (6)и ничего вообще не было.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 11. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями предложения, связанными подчинительной связью.

Когда фашисты рубили михайловские сосны для постройки блиндажей в своей линии «Пантера» (они спилили сорок тысяч сосен!), (1) им хотелось спилить и это древнее дерево.

И пила уже вонзилась в тело сосны,(2) но потом они решили ее оставить: очень уж фашисты сделали гнездо для снайпера и площадку для артиллерийского наблюдателя. Наши разведчики быстро разглядели фашистских молодчиков, (3) сняли их с сосны метким снайперским выстрелом.

13. Среди 8-12 найдите предложение с неоднородным подчинением придаточных.

Напишите номер этого предложения.

14. Среди 11-15 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Часть 3

Как вы понимаете значение слов ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ. Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое историческая память?» . Подкрепите свое рассуждение аргументами.

Объем сочинения не менее 70 слов.

Тест «ГОТОВИМСЯ К ОГЭ» Тренировочный вариант 2 (По Гейченко «Пушкиногорье»)

Часть 2

Выполни задания 2-14

(1) На усадьбе Михайловского издревле живет аист. (2) Говорят, что эта птица приносит счастье тому месту, где она поселилась…

(3)Много лет назад аист жил на огромной старой кривой сосне, стоявшей на околице, на выходе со двора в сторону озера.(4) Когда эта сосна засохла, сосну спилили, древний пушкинский насельник перебрался на другое место, во фруктовый сад, на старую березу, и жил здесь до войны. (5) Когда же пришла война и фашисты стали рубить михайловские рощи, аист, конечно, отсюда ушел совсем. (6) Он вернулся только вместе с людьми, когда фашистов не стало и в Михайловское вновь пришли тишина и мир.

(7) Аист вновь поселился на березе, гнездо было очень большое, а береза ветхая: во время войны немало ран нанесли ей осколки вражьих снарядов и пуль.

(8) Но вскоре налетел на Михайловское ураганный ветер и повалил березу на землю вместе с гнездом.

(9) Три года летали птицы над Михайловским, подыскивая для себя новое удобное место. (10) Подыскивал для них новое место и я. (11) Попросил поставить на шести разных деревьях: двух липах, двух березах и двух елях – колеса и бороны, как учит народная примета. (12) И вот птица остановила свой выбор на высокой липе, что стоит при входе на усадьбу с восточной стороны ее, там, где экскурсоводы начинают свой рассказ о деревенском житье-бытье Пушкина. (13) С тех пор на этой липе наши аисты вырастили много поколений.

( 14) Недавно пришлось менять одно из двух имеющихся старых аистовых гнезд. (15) Обветшала вершина дерева, на котором гнездо стояло, и аист убоялся в нем плодить свое потомство. ( 16) Это значит, люди, которым аист доверил свой род, должны позаботиться о новом гнезде, которое станет домом для «птиц счастья».

2. Какое из утверждений соответствует ответу на вопрос «Для чего служащие заповедника старались сохранить гнездования аистов?»

  1. Чтобы сохранить птиц.

  2. Людям нужно было где-то работать и тем самым обеспечивать себе жизнь, работая в заповеднике.

  3. Нужно было сохранить все, связанное с именем Пушкина, для других поколений.

4. Нужно было сохранить птицу как «птицу счастья».

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора

  1. Три года птицы летали над Михайловским, подыскивая себе удобное место.

  2. С тех пор на этой липе аисты вырастили много поколений.

  3. Он вернулся только вместе с людьми, когда фашистов не стало и в Михайловское вновь пришли тишина и мир.

4. Но вскоре налетел на Михайловское ураган и повалил березу на землю вместе с гнездом.

4. Из предложений 7-9 выписать слова с приставками, правописание которых не определяется правилом правописания приставок на З-С.

5. Из предложений 8-12 выпишите слово, в котором написание Н-НН определяется правилом о правописании суффиксов отыменных прилагательных.

6. Замените устаревшее слово «ИЗДРЕВЛЕ» (предложение 1) стилистически нейтральным синонимом.

7. Замените словосочетание «михайловские рощи » (предложение 5), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите полученное словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 4.

9. Среди предложений (3-6) найти предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

10. В приведенных ниже предложениях указаны все запятые. Выпишите цыфру(-ы) , обозначающую(-ие) запятую (-ые) при вводных словах.

Когда эта сосна засохла, сосну спилили (1) , древний пушкинский насельник перебрался на другое место (2), во фруктовый сад (3), на старую березу (4), и жил здесь до войны. Когда же пришла война и фашисты стали рубить михайловские рощи (4) , аист (5) , конечно (6) , отсюда ушел совсем. Он вернулся только вместе с людьми (7) , когда фашистов не стало и в Михайловское вновь пришли тишина и мир.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 11. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру обозначающую запятую между частями предложения, связанными подчинительной связью.

Он вернулся только вместе с людьми (1), когда фашистов не стало и в Михайловское вновь пришли тишина и мир.

Аист вновь поселился на березе(2), гнездо было очень большое (3), а береза ветхая: во время войны немало ран нанесли ей осколки вражьих снарядов и пуль.

Но вскоре налетел на Михайловское ураганный ветер и повалил березу на землю вместе с гнездом.

13. Среди 2-5 найдите предложение с последовательным подчинением придаточных.

Напишите номер этого предложения.

14. Среди 14-16 найдите сложное предложение с подчинительной и сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Часть 3

Как вы понимаете значение слов ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ. Сформулируйте и тему: «Что такое историческая память?»

Подкрепите свое рассуждение аргументами.

Объем сочинения не менее 70 слов.

multiurok.ru

Тексты ОГЭ (9 класс) по русскому языку с заданиями

Категория: Русский язык
Опубликовано: 09 Август 2017

Экзаменационная работа ОГЭ по русскому языку состоит из трёх частей, включающих в себя 15 заданий. Часть 2 состоит из 13 заданий (2–14). Задания части 2 выполняются на основе прочитанного текста.

Ответ к заданиям 2 и 3 записывается в бланк ответов № 1 в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа.

Ответами к заданиям 4–14 являются слово (словосочетание), число или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Для подготовки к ОГЭ по русскому языку предлагаем ознакомиться с вариантами текста и заданий из открытого банка заданий с официального сайта ФИПИ.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2–15.

Текст Про Оську

(1)Знакомство наше состоялось, когда Оська уже учился в школе. (2)К маме пришла её подруга с сыном.

– (3)Ну, показывай, чем живёшь! – сказал Оська.

(4)Давно уже содержимое ящиков письменного стола потеряло для меня всякий интерес, но, чтобы развлечь гостя, я показал ему какие-то инструменты, коллекцию пересохших, почти рассыпающихся бабочек 
в коробке под стеклом, толстый, в красном тиснёном переплёте альбом 
с марками, финский нож и пистолет.

(5)В альбоме с марками его привлекли портреты царей, шахов, султанов, магараджей, президентов и прочих правителей кануна мировой войны, когда этот альбом был выпущен, – коллекцией моей он пренебрёг. (6)Раздражение моё против гостя росло.

– (7)Альбом – вещь, а марки – дерьмо, – подвёл итоги Оська. – (8)Что у тебя ещё есть?

(9)Обветшалые сокровища оставили его равнодушным: кроме альбома, он не нашёл у меня ничего заслуживающего внимания. (10)Чем он живёт, что может его заинтересовать?

– (11)Что ты читаешь, бледнолицый? – замогильным голосом произнёс Оська.

(12)Я мотнул головой на полку с книгами. (13)Он подошёл, взгляд его удивлённых, раскосых глаз забегал по корешкам. (14)Меня злила эта беглость, означавшая, что все книги ему знакомы. (15)При этом он что-то бормотал, то вдруг повышая голос почти до крика, то опадая в шёпот. (16)Затем отчётливо и спокойно сказал, глядя мне в лицо:

– (17)Стихов у тебя нет. (18)Ну, а «Смока Беллью» ты хоть читал?

– (19)Не помню. (20)Может, читал. (21)Чьё это?

– (22)Джека Лондона. (23)Если б читал, помнил бы. (24)Целая серия романов. (25)Все лучшие люди зачитываются. (26)А ты ...

(27)Он явно нарывался. (28)Но до каких пор должен я терпеть его разнузданность? (29)Оська явно демонстрировал своё пренебрежение ко мне: он слонялся по комнате, трогал вещи и небрежно отбрасывал, выкрикивал раздражающе непонятные стихи, свистел, пел. (30)Но задело меня другое: он вроде в дураки меня зачислил. (31)Самолюбие мешало признаться в этом, но злоба закипела, противно и сладко.

– (32)А чем ты увлекаешься?– превозмогая себя, спросил я.

(33)Вместо ответа он сунул мне под нос ладонь, а когда я машинально наклонился, то вдруг хлопнул меня по носу и губам и радостно захохотал. (34)Ни слова не говоря, я выпрямился и ударил его кулаком в лицо. (35)Ударил сильно, он отлетел назад, наткнулся на продавленное кресло 
и повалился в его истёртую кожаную глубь. (36)Он потрогал ушиб и увидел на пальцах кровь. (37)Лицо его скривилось. (38)Я ждал, что он, конечно, расплачется, и хотел этого, но он не заплакал. (39)Он посмотрел на меня – странно, без тени страха или злости, даже обиды не было в его раскосых, тёмно-карих глазах, лишь удивление и словно бы вина.

– (40)Слушай, – сказал он добрым голосом. – (41)Ну, чего ты?.. (42)Я вовсе не хотел тебя обидеть. (43)Правда!

(44)Я молчал. (45)Я видел его подпухший нос, тонкое лицо, шелковистые брови, непрочное, нежное, будто фарфоровое, лицо, и горло забило картофелиной.

– (46)Брось!.. (47)Забудем!.. – (48)Он выметнулся из кресла, подошёл ко мне и протянул руку.

(49)И это открытое движение доброты, нежности и доверия перевернуло во мне душу… (50)Я никогда больше пальцем не тронул Оську, как бы он ни задирался, а это случалось порой в первые годы нашей так сложно начавшейся дружбы. (51)Позже я бдительно следил, чтобы его кто-нибудь не обидел. (52)А такая опасность постоянно существовала, потому что, при всей своей доброте, открытости и любви к людям, Оська был насмешлив, размашист, крайне неосмотрителен. (53)Однажды Оську избил парень по кличке Жупан. (54)Я публично вздул Жупана, чтобы другим было неповадно. (55)Сам Оська подошёл, когда экзекуция уже закончилась. (56)Он отвёл меня в сторону.

– (57)Я прошу тебя… я очень прошу тебя никогда за меня не заступаться. (58)Ладно? (59)Просто мне наплевать, а для таких, как Жупан, – целая трагедия. (60)Не выношу, когда унижают людей…

 

 (По Ю. Нагибину*)

 

* Нагибин Юрий Маркович (1920–1994) – русский писатель-прозаик, журналист и сценарист.

Задания по тексту ОГЭ по русскому языку (9 класс)

 2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Оська не хотел, чтобы друг заступался за него?»

1. Оська всегда умел за себя постоять, дать сдачи обидчику.

2. Оська ненавидел физическое насилие, потому что оно унижает людей.

3. Оська был насмешлив, мог метким словом победить любого противника.

4. Оська переживал за друга, который мог пострадать в драке.

 

3. Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.

 

4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Я ждал,(1) что он,(2) конечно,(3) расплачется,(4) и хотел этого,(5) но он не заплакал. Он посмотрел на меня – странно,(6)без тени страха или злости,(7) даже обиды не было в его раскосых,(8) тёмно-карих глазах,(9) лишь удивление и словно бы вина.

 

5. Из предложений 33-36 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

 

6. Замените разговорное слово «захохотал» в предложении 33 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

 

7. Выпишите грамматическую основу предложения 28.

 

8. Среди предложений 22-29 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

 

9. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1. Раздражение моё против гостя росло.

2. Я видел его подпухший нос, тонкое лицо, шелковистые брови, непрочное, нежное, будто фарфоровое, лицо, и горло забило картофелиной.

3. Он выметнулся из кресла, подошёл ко мне и протянул руку.

4. Я никогда больше пальцем не тронул Оську, как бы он ни задирался, а это случалось порой в первые годы нашей так сложно начавшейся дружбы.

 

10. Из предложений 4–5 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

 

11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

И это открытое движение доброты,(1) нежности и доверия перевернуло во мне душу… Я никогда больше пальцем не тронул Оську,(2) как бы он ни задирался,(3) а это случалось порой в первые годы нашей так сложно начавшейся дружбы. Позже я бдительно следил,(4) чтобы его кто-нибудь не обидел.

 

12. Среди предложений 35–40 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

 

13. Среди предложений 9–16 найдите предложение, осложненное однородными обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

 

14. Замените словосочетание «ударил сильно» (предложение 35), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

 

15.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Николая Федоровича Бунакова: «Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатств своего внутреннего мира». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н.Ф. Бунакова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента данного текста: «И это открытое движение доброты, нежности и доверия перевернуло во мне душу…»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3

Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 Смотрите также:

vpr-ege.ru

Тренировочная работа в форме ОГЭ по русскому языку в 9 классе (3 Вариант)

Вариант 3

1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Прочтите текст и выполните задания 2–12.

(1)Вот тут-то и появился Лис.

– (2)Здравствуй, – сказал он.

– (3)Здравствуй, – вежливо ответил Маленький принц. – (4)Кто ты? (5)Какой ты красивый!

– (6)Я – Лис, – сказал Лис.

– (7)Поиграй со мной, – попросил Маленький принц. – (8)Мне так грустно...

– (9)Не могу я с тобой играть, – сказал Лис. – (10)Я не приручён.

– (11)А как это – приручить? – спросил Маленький принц.

– (12)Это давно забытое понятие, – объяснил Лис. – (13)Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. (14)Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. (15)Но, если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. (16)Ты будешь для меня единственным в целом свете, и я буду для тебя один в целом свете...

– (17)Я начинаю понимать, – сказал Маленький принц.

– (18)Скучная у меня жизнь, но, если ты меня приручишь, моя жизнь изменится, солнцем озарится, – продолжал Лис. – (19)Твои шаги я стану различать среди тысяч других. (20)Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. (21)Но твоя походка позовёт меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища.

(22)Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. (23)Потом сказал:

– (24)Пожалуйста, приручи меня!

– (25)Я бы рад, – отвечал Маленький принц, – но у меня так мало времени. (26)Мне ещё надо найти друзей и узнать разные вещи.

– (27)Узнать можно только те вещи, которые приручишь, – сказал Лис. – (28)У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. (29)Они покупают вещи готовыми в магазинах. (30)Но таких магазинов, где торговали бы друзьями, конечно, нет, и потому люди больше не имеют друзей. (31)Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!

– (32)А что для этого надо делать? – спросил Маленький принц.

– (33)Надо запастись терпением, – ответил Лис. – (34)Спервá сядь вон там, поодаль. (35)Но с каждым днём садись немножко ближе...

(36)Так Маленький принц приручил Лиса.

(37)И вот настал час прощания.

– (38)Я буду плакать о тебе, – вздохнул Лис.

– (39)Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, – сказал Маленький принц. – (40)Ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил...

– (41)Да, конечно, – сказал Лис.

(42)Он умолк. (43)Потом прибавил:

– (44)Поди взгляни ещё раз на розы, а когда вернёшься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. (45)Это будет мой тебе подарок.

(46)Когда Маленький принц возвратился к Лису, тот сказал:

– (47)Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. (48)Самого главного глазами не увидишь.

– (49)Самого главного глазами не увидишь, – повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

– (50)Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу.

– (51)Потому что я отдавал ей всю душу... – повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

– (52)Люди забыли эту истину, – сказал Лис, – но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. (По А. Сент-Экзюпери)*

*Антуан де Сент-Экзюпери (1900–1944) – французский писатель, поэт и профессиональный лётчик.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Лис сказал, что будет плакать о Маленьком принце?»

1) Лис хотел разжалобить Маленького принца и заставить его остаться.

2) Маленький принц обидел Лиса.

3) Лис будет сожалеть о том, что остался один, без друга.

4) У Лиса была скучная жизнь, и он часто плакал.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является

фразеологизм.

1. (4)Кто ты? (5)Какой ты красивый!

2. (11)А как это – приручить? – спросил Маленький принц.

3. (39)Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, – сказал Маленький принц.

4. (50)Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу.

4. Из предложений 42–45 выпишите слово, в котором правописание приставки

определяется правилом « перед звонкими согласными на конце приставки пишется З».

5. Из предложений 12-16 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «в суффиксе ЕНН/ОНН прилагательного, образованного от существительного, пишется НН».

6. Замените слово «поодаль » в предложении 34 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «людские шаги », построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 22 .

9. Среди предложений 17–22 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но таких магазинов(1), где торговали бы друзьями(2), конечно(3), нет(4), и потому люди больше не имеют друзей.Если хочешь(5), чтобы у тебя был друг(6), приручи меня!

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 21. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (цифры), обозначающую (ие) запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но таких магазинов(1), где торговали бы друзьями(2), конечно(3), нет(4), и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь(5), чтобы у тебя был друг(6), приручи меня!

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Г. Я. Солганика: «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г. Я. Солганика.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл 52 предложения текста: «Люди забыли эту истину, – сказал Лис, – но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то

такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3. Как Вы понимаете значение слова ОТВЕТСТВЕННОСТЬ? Сформулируйте и

прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое ответственность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

doc4web.ru

ОГЭ по русскому языку Вариант 9 КИМы из открытого банка заданий

ОГЭ по русскому языку Вариант 9 КИМы из открытого банка заданий. Задания из открытого банка заданий. На сайте ФИПИ в открытом банке заданий, как Вы знаете, задания даны вразброс, не вариантами. Предложенный Вашему вниманию материал включает в себя собранные воедино задания, взятые из открытого банка заданий. Более того, как Вы видите, заданий больше, чем в обычных КИМах. В них есть номера 3.1., 3.2., 4.1, 4.2. Дело в том, что в открытом банке заданий предложены и старые лингвистические задачи, проверяющие знания таких тем, как «Лексика», «Безударные гласные, проверяемые ударением», «Безударные гласные, не проверяемые ударением», «Чередующиеся  гласные». Поэтому я сочла необходимым внести их в КИМы, чтобы отрабатывать и эти темы тоже. Желаю Вашим ученикам плодотворной  подготовки к сдаче ОГЭ.

Автор: Куланхина Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы.

Вариант 9

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2-14

(1)Я даже не помню, как называлась та книга. (2)Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. (3)Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. (4)Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол. (5)Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.

– (6)Санёк, спасибо за книгу! (7)Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! – восхищённо улыбаясь, произнёс Петька и пожал мне руку.

(8)В это время в класс вошёл Колька Бабушкин – мой сосед по парте. (9)Носатый, долговязый, нескладный… (10)У него не было отца. (11)Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей. (12)Но такое заступничество, конечно, только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.

(13)Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. (14)Он поставил изжёванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. (15)Она лежала на его половине парты. (16)Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. (17)Он посмотрел на нас и вдруг сказал:

– (18)Спасибо за подарок!

– (19)Положи книгу на место и не трогай чужого! – выйдя из оцепенения, прорычал я.

(20)Колька испуганно дрогнул и выронил книгу. (21)Все засмеялись. (22)А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.

– (23)Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал, что…

(24)Тридцать лет прошло с тех пор, но я до сих пор помню тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку. (25)И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.

(26)А эта книга… (27)Колька, да я отдал бы тебе всю библиотеку! (28)Да мы бы всё тебе отдали… (29)Но только ты сгорел в танке под Кандагаром, когда я учился на втором курсе университета. (30)Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, никогда не отнимай того, что у тебя просят.                                   (По В. Дроганову)*

*В. Дроганов современный российский писатель.

Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.
  1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик долгие годы помнит Кольку Бабушкина»?

1) Потому что Колька Бабушкин был «носатый, долговязый, нескладный».

2) Потому что Колькина мать «то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей».

3) Потому что у Кольки Бабушкина не было отца.

4) Потому что рассказчику стыдно за то, что «сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку».

3.1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.

2) Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице.

3) А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.

4) И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.

3.2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «сурово» (предложение 13).

1) грубо           2) угрюмо           3) трудно                 4) больно

4.1. Из предложений 18–20 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

4.2. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) домашняя        2) крикливая           3) пролистать         4) прикоснуться

  1. Из предложений 13–15 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
  2. Замените разговорное слово «долговязый» из предложения 30 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
  3. Замените словосочетание «человеческая вера» (предложение 24), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
  4. Выпишите грамматическую основу предложения 10.
  5. Среди предложений 1–7 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
  6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать,(1) истеричная,(2) крикливая женщина,(3)которая то и дело приходила в школу,(4) чтобы разобраться с обидчиками её детей. Но такое заступничество,(5) конечно,(6) только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.

  1. Укажите количество грамматических основ в предложении 22. Ответ запишите цифрой.
  2. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Увидев Бабушкина,(1) все сурово умолкли,(2) и,(3) когда он кивком головы,(4) улыбаясь, (5)поздоровался с нами, (6) никто даже не взглянул на него.

  1. Среди предложений 20–25 найдите сложноподчинённое предложение с однородным и последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
  2. Среди предложений 24–30 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1,15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.


15.1.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А.А. Реформатского: «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль функцию общения? Это синтаксис». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А.А. Реформатского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Тридцать лет прошло с тех пор, но я до сих пор помню тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3. Как Вы понимаете значение словосочетания НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое нравственный выбор», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ОТВЕТЫ

 

№ зад

 

№вар. 9

2 4
3.1 3
3.2. 2
4.1 испуганно
4.2 4
5 изжёванный
6 рослый/высокий/

длинный/худощавый

7 вера человека
8 не было
9 7
10 5 6
11 2
12 2
13 25
14 30

onlyege.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *