Как готовиться к огэ по обществознанию самостоятельно с нуля – Статья по обществознанию (9 класс) на тему: ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ОГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) | скачать бесплатно

Содержание

Разбор задания №26 ОГЭ по обществознанию |


План текста


Рассмотрим задание №26 или С1 в ОГЭ по обществознанию. В данном задании от нас требуют составления плана текста, выделяя основные относительно завершенные смысловые фрагменты. Кроме этого необходимо озаглавить каждый из вышеуказанных фрагментов.

Общий алгоритм нашей работы над текстом:

  • сначала уясняем смысл текста как целого
  • выявляем наиболее значимые в содержательном плане идеи
  • представляем структуру текста
  • извлекаем информацию по отдельным частям
  • анализируем конкретные идеи текста

Все задания в С части по обществознанию так или иначе связаны между собой, поэтому хорошее понимание первого задания в этом боке поможет успешно справиться с остальными заданиями.

Перейдем к рассмотрению теории по данному заданию.


Теория к заданию №26 (С1) ОГЭ по обществознанию


Итак, что такое план текста?

План — это четкое последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента.

Для выполнения задания необходимо внимательно прочесть текст, уяснить его содержание, понять тему, выявить основные идеи текста.

Хочу напомнить, что названия пунктов плана не должны полностью воспроизводить отдельные фразы текста.
Количество выделенных фрагментов может быть различным — главное, чтобы при построении у вас соблюдалась логика.

Личный совет от меня — автор текста сам разбивает текст на смысловые части — это абзацы. Нам необходимо просто озаглавить каждый абзац для успешного выполнения задания!

План может быть:

  1. простым, то есть включающим названия значимых частей текста
  2. сложным, включающим наряду с названиями значимых частей текста и названия их смысловых компонентов

Разбор типового варианта задания №26 ОГЭ по Обществозананию


Приведу типичный пример текста для анализа:

Язык, культура, нравственность, весь духовный капитал, которым мы живем и который составляет наше существо, берется из сложившихся жизненных отношений между людьми. Социальная, общественная жизнь не есть, следовательно, какая-то внешняя форма человеческой жизни. Она есть необходимое выражение единства людей, составляющего основу человеческой жизни во всех ее областях. Человек живет в обществе не потому, что так жить удобнее, а потому, что лишь в качестве члена общества он может состояться как человек, подобно тому, как лист может быть только листом целого дерева.

Это внутреннее органическое единство может выступать в форме семьи, в форме религиозной общины и т. д., наконец, в форме общности судьбы и жизни всякого объединенного множества людей. Эта общность образует жизненное содержание самой личности. Общность – это духовное питание, которым внутренне живет личность, ее богатство, ее личное достояние.

Для поверхностного восприятия общество состоит из людей, в настоящее время населяющих землю. Но за наружным, временным восприятием жизни скрывается ее вечный фундамент и источник сил – единство настоящего с прошлым и будущим. В каждое мгновение наша жизнь определена силами и средствами, накопленными в прошлом, и вместе с тем устремлена в будущее, выступает как творчество того, чего еще нет.

В нашем примере могут быть выделены, например, следующие смысловые фрагменты:

  1. социальная сущность человека
  2. внутреннее органическое единство людей
  3. уровни восприятия общества

Можно составить и вопросный план.

Вопросный план записывается в форме вопросов к тексту каждому соответствует один вопрос.

  1. Что определяет социальную сущность человека?
  2. Как проявляется внутреннее органическое единство людей?
  3. Какие уровни восприятия общества выделены в тексте?

Составим для тренировки тезисный план.

Тезисный план состоит из тезисов глагольного строя. Тезис – это кратко сформулированное основное положение абзаца текста, лекции, доклада.

  1. социальная, общественная жизнь есть необходимое выражение единства людей, составляющего основу человеческой жизни
  2. внутреннее органическое единство образует жизненное содержание самой
    личности
  3. за наружным, временным восприятием жизни скрывается ее вечный фундамент и источник сил – единство настоящего с прошлым и будущим

spadilo.ru

5 мифов о подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию

Добрый день, дорогие читатели!
В сегодняшней статье предлагаю вместе разобраться в некоторых особенностях подготовки к экзамену по предмету, который является самым популярным среди российских школьников. Возможно, и Ваш ребенок уже выбрал обществознание в качестве ЕГЭ или ОГЭ?

Обществознание – «что это за зверь»?


Обществознание – это междисциплинарный экзамен, то есть своеобразный сплав, если хотите, «сборная солянка» нескольких самостоятельных наук – социологии, философии, правоведения, политологии и экономики. Обществознание сегодня необходимо сдавать при поступлении на широкий спектр гуманитарных специальностей (в том числе, юриспруденция, экономика, гостиничное и издательское дело и многие другие). Во многих школах (чаще всего в гимназиях, лицеях) эти науки (например, экономика, право) изучаются как отдельные предметы. Учащимся таких школ, безусловно, легче готовиться к экзамену по обществознанию. Остальным отчаиваться тоже не стоит, хотя, конечно, придется уделить больше времени и внимания нюансам каждого из разделов.

Миф 1 «Обществознание – это легко! Вот физика, химия…»


Как мы уже отмечали, обществознание вот уже несколько лет подряд остается самым популярным предметом по выбору для сдачи ЕГЭ. Согласно статистике Рособрнадзора, в 2018 году обществознание сдавали 53% выпускников. При этом процент учеников, не сдавших экзамен, также традиционно высок. Почему? Потому что, на первый взгляд, кажется, что легко. Действительно, кто же сегодня не рассуждает о политике и экономике? Считается, что, чтобы «сдать общество», достаточно общей эрудиции, широкого кругозора и небольших познаний в истории и литературе.
Обычно этот миф развенчивается уже после прорешивания учеником демо-версии заданий с сайта ФИПИ и других тренировочных материалов. Либо после прохождения первых тем первого раздела «Человек и общество». К тому же экзаменационные задания и система их оценивания каждый год усложняются. Ни в коем случае не утверждаем, что обществознание соперничает по сложности точными и естественными науками… Однако практика подтверждает, что
добиться действительно высоких результатов
, а не просто преодолеть минимальный порог, без основательной подготовки невозможно. И, конечно, как говорится, каждому свое, и все зависит от способностей ученика и степени его самоорганизации.

Миф 2 «Необязательно готовиться долго»


Данный миф часто вытекает из мифа номер 1. Как мы знаем, в любом деле количество обычно переходит в качество. И чем больше внимания и энергии ты уделяешь какому-либо делу, тем лучший результат получаешь на выходе.

Миф 3 «Нереально выучить все термины обществознания»


Данный миф прямо противоположен двум предыдущим. Не стоит в падать в крайности! Как говорил Карлсон: «Спокойствие, только спокойствие!» При работе с определениями я советую своим ученикам следующее:
  • Выделяйте основные признаки изучаемого понятия, дробите длинные фразы на смысловые части. Бесполезно пытаться «проглотить» или вызубрить определение, смысл которого вам не понятен.
  • Учите английский! Очень многие термины обществознания происходят от латинских слов, поэтому знание иностранного языка очень помогает в изучении обществознания и существенно обогащает его.
  • Иллюстрируйте «сухую» теорию учебника конкретными примерами из социальной жизни. Так вы, с одной стороны, легче и эффективнее усвоите теоретический материал на конкретных примерах, а с другой, станете понимать, критически оценивать и научно обосновывать то, что происходит вокруг.

Я убеждена, что очень важно адаптировать сложные научные определения из книг для понимания ребенком. Поэтому в процессе обучения мы с ребятами очень часто занимаемся тем, что упрощаем длинные и непонятные определения
из учебника, «переводим их с русского языка на русский». Главное – усвоить основной смысл, суть изучаемого явления или процесса, тогда сконструировать определение даже в стрессовой ситуации экзамена школьнику не составит труда.

Часто советую своим ученикам распечатывать (а еще лучше – писать от руки) определения, которые сложно запоминаются, и развешивать их на видных местах дома. Так взгляд будет постоянно «цепляться» за них и определение легче запомнится.

Миф 4 «Обществознание – это скучно»


Обществознание – это сама наша жизнь, говорю я своим ученикам. Сегодня такие термины как «ипотека», «выборы», «средний класс» и другие прочно стали частью нашей жизни. И понимать их, грамотно использовать и правильно интерпретировать — норма современной жизни и залог успеха. Ребята учатся ориентироваться в реальной жизни,
объективно оценивать информацию, порой потоком льющуюся на нас всех из Сети и с экранов телевизоров. На это и нацелены многие задания ЕГЭ второй части, в которых нужно приводить конкретные примеры из личного социального опыта, формулировать и аргументированно доказывать свое мнение. Для этого нужно быть в курсе событий, происходящих в стране и мире, ежедневно прочитывать новости и статьи.

Конечно, я ни в коем случае не призываю собирать «жареные факты» – особенно при изучении разделов «Право» и «Политическая сфера». Нужно тщательно отбирать лишь нужную и полезную актуальную информацию из официальных источников. Ими могут быть федеральные издания, такие как «Российская газета», информагентства, например, «Интерфакс» и «РИА Новости», а также региональные СМИ.

Миф 5 «Обществознание – это про поболтать», можно «лить воду и др…»


К сожалению, многие учителя школ тоже так считают. На самом же деле в изложении материала есть четкая логика, все взаимосвязано, системно. И конечно, не следует забывать о том, что экзамен по обществознанию проходит в письменной форме
, и бумага «стерпит» отнюдь не все, отсутствие знаний она точно не простит.
Не так проста и структура экзамена, об этом я расскажу в своей следующей статье. К тому же, для успешной сдачи экзамена ученик должен знать не только содержание самих разделов учебника, но и их законодательную базу, особенно Конституцию Российской Федерации. Естественно, не зная содержания закона, много «не наболтаешь» и не напишешь.

Вот лишь несколько из самых распространенных заблуждений о подготовки к экзамену по обществознанию. Как и в любом деле, здесь важнее всего – адекватный настрой Вашего ребенка на освоение этого предмета. И здесь – тонкая грань между «Легкотня все это!» и «Мама, я не понимаю/не сдам это общество!».

Самый верный путь нахождения «золотой середины» – определить уровень знаний ребенка и начать готовиться к экзамену.

Буду рада помочь (8-917-450-23-30).
Желаю Вам отличного настроя на учебу и успехов!

Автор статьи: Дарья Даминова

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ :
Родителям старшеклассников на заметку или «Куда бежать на старте финиша?»

www.ufamama.ru

Личный опыт как сдать ОГЭ по обществознанию

Анастасия Григорьева:

Экзамен по обществознанию – не очень сложно

Сдать экзамен по обществознанию для меня было не очень сложно. В начале учебного года я купила книжку с десятью вариантами ОГЭ для подготовки. Кроме того, у нас каждую неделю в школе были дополнительные занятия по этому предмету, но я на них не ходила из-за нехватки времени и желания задерживаться после уроков.

Подписывайся на «ПУ» в телеграме. Только самое важное.

Начала готовиться я примерно за полгода до экзамена: решала варианты и пользовалась консультациями.

Мне было не очень сложно на экзамене, потому что хватило знаний, которые я получила на уроках и информации из учебника по обществознанию за девятый класс.

Трудность вызвали только лишь задания про управление государства и последние два, где была работа с текстом. Присутствовало волнение, конечно, но оно совсем не помешало. С экзаменом я справилась за два часа.

Ксения Банникова:

На экзамене будет то, что решали на уроках

Я ходила на консультации в школе, решала тесты на сайте «Решу ОГЭ», пользовалась учебным материалов, который нам давали учителя по обществознанию.

Нас очень хорошо готовили, поэтому я написала без всяких трудностей первую часть, а вот со второй возникли сложности. Мне показалось, что в тексте много терминов, и я даже не поняла его. Но я просто нашла в тексте такие же слова, как в вопросе, перечитала несколько раз этот фрагмент и вникла.

Я писала шпаргалки, но не пользовалась ими. Занесла туда определения за весь курс девятого класса, потому что думала, что мне это пригодится.

Мой совет – прорешайте, как можно больше тестов, потому что первая часть всегда повторяется, никаких новых вопросов не включают. То, что будете выполнять на уроках, то и будет на экзамене.

Татьяна Миронова:

Я решила не рисковать

Я готовилась с репетитором. Купила специальную книжку для подготовки к ОГЭ ФИПИ – по ней и готовилась (там около 30 вариантов). Кроме того, помог сайт «Решу ОГЭ»  – там много заданий и вариантов.

Сам экзамен прошел достаточно спокойно, камер не было. Прочитала все правила и начала писать.

Шпаргалки я не делала, но могу сказать, что можно было выходить в туалет, сколько хочешь, поэтому списать возможность была. Многие так и делали. Но я решила не рисковать.

 

5uglov.ru

Подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию

МКОУ «Караванненская СОШ»

Доклад

на районном методическом объединении учителей историков

на тему: «Подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ. Из опыта работы».

Подготовила:

Учитель истории и обществознания

Конова О.В.

2016 год

С 2016 г. в перечень Основного государственного экзамена добавили два предмета по выбору для выпускников 9-х классов общеобразовательных школ. Как показала практика экзамен по обществознанию среди учащихся Караванненской СОШ самый востребованный и массовый из тех, что сдавали по выбору в 2015-2016 уч. году из 15 учащихся 12 сдавали обществознание по выбору. Так же не менее популярен экзамен по обществознанию и 11-х классах в 2013-2014 уч. году 3 из 3; в 2014-2015 уч. году 5 из 7 и 2015-2016 уч. году 1 из 5 учащихся сдавали обществознание по выбору. Это объясняется широтой спектра специальностей в различных вузах и ссузах, принимающих результаты ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию, а также престижностью и востребованностью этих специальностей.

В связи с этим подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию стала не менее актуальна, чем подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по математике и русскому языку. Естественно, что это подвигло к выработке определенной системы подготовки учащихся к итоговой аттестации. Успешно освоить предмет обществознание и пройти основной государственный экзамен и единый государственный экзамен возможно лишь при систематических занятиях и эффективной организации учебного процесса на протяжении всего изучения курса с 5 по 11 класс. В связи с этим выстраивается структура формирования у учащихся обществоведческой культуры. В настоящий момент данная структура выглядит так:

— первый уровень (5-8 классы): уроки в рамках школьной программы (1 час в неделю). На этом этапе учащиеся получают первичные знания в области социологии, психологии, этики, права, превалируют работы с тестами, проблемными и творческими заданиями, фрагментами текстов;

— второй уровень (9 класс): уроки в рамках школьной программы (1 час в неделю), консультационные часы, подготовка к олимпиадам. На этом этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся, происходит ознакомление со структурой экзаменационной работы, типологией заданий, алгоритмами их выполнения;

— третий уровень (10-11 классы): уроки в рамках школьной программы на базовом уровне (2 часа – в неделю), элективное занятие «Подготовка ЕГЭ», консультационные часы, подготовка к олимпиадам.

Таким образом, обществоведческое образование в школе ведется и в урочное время и во внеурочной деятельности. К выстраиванию этой системы подвело изучение потребностей учащихся и их родителей в образовательных услугах. На 2016-2017 уч. год обществознание выбрали в 9 классе 18 из 21 и в 11 классе 1 из 4 учащихся.

На сегодняшний день передо мной стоит задача подготовки данных учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по предмету обществознание. Для поддержания нацеленности учащихся на высокий результат, мной проведена работа по определению структуры, способов и форм внеурочной деятельности в классе. В ходе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию, были апробированы различные формы и методы подачи материала и его отработки.

Методика подготовки к сдачи ОГЭ и ЕГЭ преследует следующие цели:

  1. Достаточно полно и фундаментально усвоить теоретический курс данного предмета.

  2. Закрепить все необходимые навыки практического применения полученных знаний.

  3. Научиться работать со всеми типами тестовых заданий.

  4. Выработать умения выполнять творческие задания.

  5. Научить учащихся психологическим особенностям собственного восприятия ОГЭ и ЕГЭ.

Как показывает практика, сложности возникают в первую очередь у тех учащихся, которые при подготовке к экзамену не уделяют времени для знакомства с форматом экзамена. То есть невнимательно смотрят демоверсию, в которой даны критерии оценивания заданий второй части, либо вообще не знакомятся с ней. Кто должен обратить их внимание на существование контрольно-измерительных материалов? Ответ на этот вопрос однозначный – учитель. Но с другой стороны каждый ученик несет ответственность за собственный выбор экзамена. В рамках основного курса подготовить учащихся к ОГЭ и ЕГЭ на приличном уровне сложно. И вот здесь есть моменты, которые помогают преодолеть эту сложность. Очень важно для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ сформированный интерес и мотивация учащихся. Можно предположить, что результаты экзамена по обществознанию у учащихся с высокой мотивацией, возможно, будут выше, чем у остальных учащихся класса.

Применяются: школьная лекция, семинары по проблемным темам, комбинированные занятия, дискуссии, зачёты по изученным блокам, работа со схемами и таблицами, устные ответы. В школьной лекции даётся в концентрированной форме фактический материал, основной понятийный аппарат, примеры из общественной жизни. Комбинированное занятие включают в себя элементы лекции, дискуссии, индивидуальных заданий, работы с тестами. По итогам больших разделов учебного материала учащиеся пишут письменные фронтальные зачёты, которые проводятся в тестовой форме, а так же задания из второй части экзаменационных работ. Учащиеся получают навыки выполнения заданий 1-го и 2-го уровня сложности. Тестовые задания подбираются в соответствии с изученными темами. После теста делается работа над ошибками. В тетрадь выписываются проигрышные вопросы и правильные ответы к ним. Анализ выполнения работы позволяет выявить типы заданий, с которыми учащиеся справляются хуже всего и нюансы в освоении материала и доработать их во время консультационного часа и элективного курса. В 11-м классе все методические приёмы остаются прежними, только расширяется практическая часть. В тестах выполняются все типы заданий. Особое внимание уделяется навыкам выполнения творческих заданий (план к теме, эссе.). Учащиеся получают алгоритм работы с этими заданиями. Уже два года в при подготовке учащихся 11-ого класса к экзамену я использую стенд «Россия сегодня». Это стенд где учащиеся еженедельно освещают все события происходящие в России. Данный стенд включает в себя четыре раздела: экономика, политика, культура, спорт. Это позволяет учащимся свободно ориентироваться в современной жизни страны, правильно приводить примеры для заданий второй части. Для закрепления пройденных тем, наряду со стандартными тестами применяются тематические со всеми типами заданий.

Для тренировки работы с тестами используются КИМ(ы) демоверсий, сборники ОГЭ и ЕГЭ, тематические сборники ОГЭ и ЕГЭ. Все тесты ЕГЭ, которые применяются для тренировки, составлены только ФИПИ.

Учащимся 10 и 11-х классов, помимо учебных занятий, предложено посещать элективный курс «Подготовка к ЕГЭ», индивидуальные консультации. Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ» направлен, прежде всего, на формирование у учащихся тех знаний и навыков, которые необходимы для успешной сдачи единого государственного экзамена. Курс разбит на два модуля. В 10 классе изучается модуль 1, в 11 классе — модуль 2, исходя из тех вопросов, которые рассматриваются в курсе обществознания в 10 и 11 классах. Элективный курс носит практико-ориентированный характер. Предусматривается работа с источниками, различными документами, тестами, заданиями. В процессе подготовки к экзамену по обществознанию очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа. Поэтому после каждой темы предполагается выполнение тренировочных заданий. Данные задания призваны сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по обществознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ. Курс предполагает проблемное изложение учебного материала, чередование фронтальных бесед с групповой работой на занятиях, использование интерактивных форм обучения и т. д.

В ходе консультационных часов углубляются знания основных восьми содержательных линий: человек, общество, познание, право, экономическая сфера общества, духовная жизнь общества, политика, социальные отношения. В течение 10-11 классов стараюсь пройти на внеурочных занятиях все темы кодификатора, затрагивая уровень повышенной сложности и больше заниматься практическим выполнением заданий.

Вне зависимости от профиля, все учащиеся испытывают трудности в написании эссе. Начиная с первых дней обучения, в старшей школе ребята получают домашнее задание написать эссе. Естественно, что перед этим каждый учащийся получает консультацию по алгоритму выполнения этого задания с разбором возможных ошибок и определением необходимых элементов, получает памятку. В 10-м классе высказывания соответствуют изученной теме. Только в конце 10-го класса — начале 11-го даются высказывания по всем изучаемым линиям. Эссе разбираются с учетом критерий оценивания, как в ходе учебных занятий, так и в ходе элективного курса.

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ в течение 2-3 лет (9-11 классы), в идеале, должна подвести учащихся к пониманию обыденности экзамена, убрать составляющую страха и нивелировать волнение. Необходимо научить учащихся внимательно читать тесты и задания, работать над пониманием формулировки вопроса, умением точно отвечать на поставленный вопрос. Этого можно добиться постоянным тренингом, прорешивая задания прошлых лет и постоянно анализируя формулировки вопросов.

Несмотря на все сложности, ЕГЭ сегодня является основной формой итоговой аттестации, дающий мощный стимул для самосовершенствования, как педагогу, так и учащимся. Самый простой анализ поступления выпускников школы позволяет сделать вывод, что количество учащихся поступающих в различные вузы страны выросло и неизменно растет. Ответственность за результат подвигает педагогов к выработке эффективных систем подготовки к ЕГЭ, постоянному профессиональному совершенствованию и самообразованию.

kopilkaurokov.ru

Особенности подготовки учащихся к ОГЭ по обществознанию

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алабушевская средняя общеобразовательная школа»

Тема доклада: «Особенности подготовки учащихся к ОГЭ по обществознанию»

Комарова Юлия Аркадьевна,

учитель истории и обществознания

2017г.

Подготовка учащихся к ОГЭ по обществознанию

Содержание

1. Введение. Направления работы предметной подготовки учащихся к ОГЭ

2. Система работы по подготовке к ОГЭ

2.1. Способы организации учебной деятельности

2.2. Создание методической базы

2.3. Создание папки для ученика « Подготовка к ОГЭ»

2.4. Информационно- коммуникационные технологии при подготовке к экзамену

2.5. Работа с текстом

2.6. Организация информационной работы по подготовке к ОГЭ

2.7. Диагностика уровня подготовки учащихся

3. Заключение

1. Введение

Экзамен (ОГЭ и ЕГЭ) – серьёзный шаг в жизни ученика, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу.

Успешность сдачи экзамена по обществознанию, как и по любому другому предмету, во многом определяется тем, насколько методически верно учитель организует подготовительную работу с учащимися .

Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. Мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению.

У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену. Из своего опыта я могу выделить следующие направления работы предметной подготовки учащихся к ОГЭ:

• развитие мотивации и целеполагания;

• формирование умения решать задания разного уровня;

• развитие самоконтроля;

• формирование уверенности и положительной самооценки;

Задачи педагога:

• правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;

• организовать системную продуманную работу по предмету с 5 по 9 классы;

• работать в тесном контакте с родителями.

Подготовка к ОГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по обществознанию и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки.

Система работы по подготовке к ОГЭ

1. Способы организации учебной деятельности

Уроки  обществознания

(1 ч в неделю)

Самостоятельная работа уч-ся дома

Консультации

(1-2 ч. в неделю)

Зачёты

— включение в урок заданий из КИМов ОГЭ;

— самостоятельные и контрольные работы в форме ОГЭ

-систематизация теории, практические навыки  базового курса обществознания;

-дополнение школьного курса обществознания;

-компьютерные тесты;

-он-лайн тесты

-реализация индивидуальных траекторий подготовки;

-коррекция пробелов в знаниях и умениях;

-анализ тренировочных работ;

-занятия-тренировки в группах

-контроль знаний  теоретической базы;

-компьютерные тесты;

-он-лайн тесты

2. Создание методической базыПриобретение учебно-методических пособий ФИПИ и пособий, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов. Учебные пособия содержит варианты экзаменационных работ для подготовки к итоговой аттестации по обществознанию в 9-м классе, структурированных в соответствии со спецификацией 2015 г., утверждённой ФИПИ и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ, и снабжённых ответами.

Пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход.

3. Создание папки «Подготовка к ОГЭ» (для ученика) . Схемы, таблицы, опорные конспекты, памятки собраны в одну папку. Информация в одном месте даёт возможность быстро находить нужный раздел. Систематически повторять материал по всем частям экзаменационной работы.

4. Активно использую информационно- коммуникационные технологии (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет ресурсы), которые эффективно помогают ученикам в подготовке к урокам, к экзамену. Я рекомендую учащимся и их родителям прежде всего официальные сайты edu, fipi, «Решу ОГЭ». Опыт показывает, что наиболее заинтересованные в результатах итоговой аттестации учащиеся активно выполняют работы в режиме on-line и обращаются за консультацией по поводу трудностей или ошибок.

На уроке пояснение каждой темы уходит 10 — 15 минут, с помощью компьютера, вывожу теоретический материал на экран проектора, остальное время уделяю решению ключевых задач, таким образом, базовый уровень получает весь класс, затем перехожу к дифференцированному обучению. Для этого использую дополнительный дидактический материал из КИМов, проектирую на экран задания по каждой теме, аналогичные тем, которые представлены в демоверсии ОГЭ. Решив задания, учащиеся отмечают правильно выполненные, а те задания, с которыми они не смогли справиться, обсуждаем всем классом, чтобы стало понятно, почему этот вариант ответа правильный.

Применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения..

5. Работа с текстом. Текст является одним из средств создания на уроках речевой среды, направленной на развитие коммуникативных способностей учащихся. Следовательно, лингвистический анализ текста постепенно приводит к формированию языковой личности, способной выразить свои мысли, чувства в слове. Такая работа направлена на формирование умений на основе работы с готовым текстом. Этому способствует использование метода межпредметной интеграции.

На уроках обществознания предлагаются такие формы деятельности: конспектирование, тематические сообщения, составление планов и отзывов. Стараюсь сделать ученика опытным читателем, владеющим приемами анализа текста, способным оценить содержание, уловить многочисленные значения языковых единиц и проникнуть в подтекст. Результаты показывают, что учащиеся, систематически выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают речевыми навыками.

Специальные упражнения помогают ученику вычленять главную мысль, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст.

Выполняя специальные упражнения, девятиклассники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные ситуации и закономерности, что требуется при выполнении части 2.

6. Организация информационной работы по подготовке к ОГЭ — важное условие формирования психологической устойчивости учащихся.

В чем я вижу важность психологической подготовки? Государственная итоговая аттестация и единый государственный экзамен являются не только проверкой знаний, но и своеобразным испытанием социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной жизни. В этой связи психологическая устойчивость старшеклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.

Наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:

— сомнение в полноте и прочности знаний;

— сомнение в собственных способностях;

— неумение анализировать, концентрировать и распределять внимание;

— быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе.

Даже отлично подготовленный в плане ЗУН ученик может показать недостаточно высокий результат, например, по причине тревожности, связанной с самой процедурой ОГЭ и ЕГЭ.

Целесообразно знакомить выпускников с критериями оценивания ОГЭ.

В процессе подготовки предлагаю учащимся проанализировать готовые варианты экзаменационных работ. В ходе такой работы возникает понимание того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание. И уже при написании собственной работы ученик ориентируется на те требования, которые к нему предъявляются. Данный аналитический подход будет полезен как ученику, так и учителю.

В ходе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ с девятиклассниками и их родителями проводится изучение нормативно — правовых документов по итоговой аттестации, информирование о структуре и содержании контрольно- измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания, о ходе подготовки к ОГЭ и уровне готовности каждого выпускника. Также для родителей проводился анализ пробного ОГЭ. Родители должны быть в курсе состояния уровня подготовки их детей к итоговой аттестации.

7. Очень важной составляющей для успешной подготовки к ОГЭ является диагностика уровня подготовки учащихся. С этой целью я создаю «Журнал проведения работ по подготовке к ОГЭ» для оказания помощи конкретному ученику по разным темам, «Анализ ошибок, допущенных в контрольных работах». Этот журнал позволяет сделать выводы о качестве преподавания и о пробелах в знаниях учащихся. Для того чтобы работа над ошибками была эффективной, в конце работы над ошибками я рекомендую детям самим составить тест. Практика показывает, что подобные задания эффективны. Ученикам нравится составлять тесты друг для друга, особенно в среднем звене.

3. Заключение

Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по обществознанию помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.

    Активная работа по подготовке к ОГЭ проводится в течение всего учебного года.

Главная формула успеха – это признание, когда видишь отражение того, что хотелось получить в результате проведенной работы в глазах учеников, родителей, коллег, окружающих. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед…

videouroki.net

Каким будет ОГЭ по обществознанию 2017 год

Что учесть при подготовке к ОГЭ по обществознанию в 2017 году? Этот экзамен становится популярнее год от года, его выбирают все больше выпускников. Почему? Это связано не только с тем, что он является вступительным во многих учебных учреждениях, но и с тем, что этот предмет «про жизнь», интересен школьникам. Данная дисциплина помогает им разобраться в своих отношениях с окружающими, дает представление о правах и обязанностях, о том, по каким законом устроено государство, в котором они живут, и как оно функционирует.

Экзаменационная работа состоит из двух частей и включает в себя пять модулей: «Человек и общество. Духовная культура», «Экономика», «Социальная сфера», «Сфера политики и социального управления», «Право».

Всего 31 задание, из них 16 — базового уровня, 13 — повышенного и 2 — высокого.

Часть 1 состоит из двадцати пяти заданий с кратким ответом. Двадцать первых самые простые уже потому, что из четырех данных вариантов ответа один является верным. Значит, отпадает возможность неправильно сформулировать ответ. Какие здесь бывают досадные ошибки? Невнимательно читают содержание задания. Сказано, что нужно написать номер одного правильного ответа, пишут зачем-то два, а то и три. Но уже есть же подсказка: правильный только один!

Задания 21-25 предполагают указание в качестве ответа последовательности цифр. Их необходимо написать без пробелов, а также без запятых и прочих разделительных знаков.

Часть 2 предлагает проанализировать текстовый фрагмент. Она состоит из шести заданий, требующих развернутого аргументированного ответа (200 — 250 слов) с приведением примеров. Вопросы заданы конкретно по содержанию приведенного в экзаменационной работе текста, отвечать необходимо соответственно. Не будут учитываться ответы, путь даже очень интересные, умные, но ушедшие в сторону от поставленного вопроса. Приведенные школьниками аргументы должны быть логичными и корректными.

Вызывает проблемы у девятиклассников и составление плана предложенного фрагмента. Но ведь в самом задании дана подсказка: выделите смысловые части текста и озаглавьте каждый из них. Это и будет план. Название пункта должно отражать его основную суть. Кажется, что это простое задание: прочитал и напиши. Ошибаетесь! Для правильного его выполнения необходимо не только внимательно прочитать текст, но и вникнуть в его суть. Если выделено меньше частей, чем имеется в приведенном фрагменте, или на части разделил правильно, но не сумел четко сформулировать основную идею каждой — оценка либо ниже, либо «ноль».

При подготовке к экзамену обязательно обратить особое внимание на термины: нужно знать их, понимать и уметь легко применять.

Максимальный первичный балл, который можно получить за правильно выполненную работу, — 39 баллов.

Можно пользоваться на экзамене каким-то дополнительным материалом? Нет, нельзя.

Черновик использовать разрешается, однако проверяться он не будет.

Продолжительность экзамена — 180 минут (3 часа).

Изменения в ОГЭ-2017 по сравнению с предыдущим годом отсутствуют.

Удивляет, почему обществознание не является обязательным для сдачи ОГЭ и ЕГЭ? А математика — да? Если с «большой» математикой после школы многие вообще не пересекаются, но вынуждены сдавать, с ужасом ожидая экзамен, не понимая данный предмет, — не потому, что лентяи, а просто не дано и все. Не могут осилить, вникнуть, хоть и сидят некоторые день и ночь, честно пытаются разобраться в столь простой и совершенной по красоте и логике (по мнению школьников с техническими способностями) науке.

Человек — и взрослые, и дети — живет среди других людей, в определенной стране. Как же не знать о качествах личности и условиях ее формирования, о правах и обязанностях каждого, об устройстве государства, в котором живет? Разве не с четкими знаниями по обществознанию должны выходить из школы ученики? А математику пусть сдают те, кому она нужна для поступления, дальнейшей учебы, возможно для кого-то она — и будущая профессия. Но как бы то ни было математика — избранница немногих, а обществознание — необходимейшая наука для всех.

Есть учебные предметы, про которые можно сказать: каждому свое. Кому-то легко дается математика, кому-то иностранные языки, кому-то физика. А обществознание — это основа основ будущей осознанной, успешной жизни человека, и она как раз — для каждого. Какой еще экзамен не только проверяет наличие определенной суммы знаний, умений и навыков, но и дает возможность более глубоко понять себя, окружающих, свои права и обязанности, устройство государства, законы?

 

Likes(11)Dislikes(2)

prouchebu.com

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию

Политика.

Политика (Аристотель) – «искусство управления государством» — совокупность связей и социальных групп, которые характеризуются господством и подчинением.

Политика: 1. сфера жизнедеятельности 2. отношения между государствами, группами, нациями по поводу власти 3. деятельность государственных органов.

Функции политики:

1. определение целей и задач общества 2. согласование интересов групп 3. обеспечение стабильности 4. контроль за выполнением норм 5. распределение ресурсов.

Политика: микроуровень, макроуровень (уровень государства), мегауровень (между государствами).

Политическая система – совокупность элементов, в которых реализуется политическая власть.

Тип политической система определяет политико-правовой режим: демократическая, тоталитарная, авторитарная.

Элементы политической системы (сферы или подсистемы):

1. Институциональная: государство, партии, движения (институты)

2. Коммуникативная – совокупность отношений между группами по поводу власти

3. Нормативная – правила и нормы

4. Культурно-идеологическая – идеология, политическая культура, взгляды, эмоции.

Власть возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие.

Структура власти:

1. Субъекты власти – государство, политические лидеры, партии

2. Объекты власти – индивиды, группы, массы

3. Основания власти — юридические, экономические, силовые, социальные, информационные

4. Ресурсы власти – принуждение, убеждение, право, традиции, страх, поощрение, мифы

5. Функции власти – господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация.

Власть легальная – юридически законная власть, легитимная власть – та, что не навязывается силой, принимается народом добровольно.

Легитимность или господство власти (М. Вебер)

1. Традиционное господство – обусловлено традициями

2. Легальное господство – на признании юридических норм

3. Харизматическое господство – опирается на авторитет лидера.

Политическая власть подразделяется: государственная и общественная власть.

Теории происхождения государства:

1. Патриархальная теорияАристотель 2. Религиозная теорияФома Аквинский 3. Договорная теорияД. Локк, Т. Гоббс 4. Органическая теорияГ. Спенсер 5. Классовая теорияК. Маркс

Государство – особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придать своим велениям обязательную силу для всей страны.

Признаки государства –

1. Наличие особой публичной власти

2. Наличие специального аппарата управления

3. Территориальная организация

4. Налоги

5. Суверенитет власти

6. Монополия на правотворчество.

Функции государства основные, социально значимые направления деятельности государства.

Функции:

1. По объекту: внутренние и внешние

2. По содержанию: политическая, экономическая, социальная, культурно-воспитательная, правовая, организаторская, экологическая.

3. По характеру воздействия: охранительные (обеспечение охраны общественных отношений) и регулятивные (развитие общественных отношений).

Форма государства – совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность.

Формы государства:

1. Форма правления – способ организации верховной власти.

Форма правления: 1. Монархия – власть сосредоточена в руках одного главы и передается по наследству. 2. Республика – власть осуществляется выборными органами, избираемыми на определенный срок. Монархия: 1. абсолютная, 2. парламентарная, 3. дуалистическая. Республика: 1. президентская, 2. парламентская, 3. смешанная.

2. Форма государственного устройстваспособ национального и административно-территориального устройства. Формы: 1. унитарное государство, 2. федерация, 3. конфедерация.

3. Политико-правовой режимсовокупность политико-правовых средств и способов осуществления власти. Режим: 1. демократический, 2. антидемократический (1. авторитарный, 2тоталитарный, 3. военный).

Демократияпризнание принципа равенства всех людей, активное участие народа в политической жизни.

Признаки демократии: 1. признание народа источником власти и суверенитета, 2. наличие прав и свобод, 3. плюрализм, 4. разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная), 5. гласность. 6. выборность власти, 7. развитая система органов местного самоуправления.

Формы демократии: 1. прямая (непосредственная), 2 косвенная (представительная).

Институты прямой демократии: 1.выборы, 2. референдум (всенародное голосование).

Избирательная система (включает избирательное право, избирательный процесс и порядок отзыва депутатов) – порядок формирования выборных органов.

Избирательное право – принципы и условия участия граждан в выборах. Избирательное право: 1. активное (право избирать), 2. пассивное (право быть избранным). Признаки: 1. всеобщее, 2. равное, 3. гласное, 4. открытое. Определение результатов проходит по двум системам: 1. мажоритарная избирательная система – победившим считается кандидат, набравший большинство голосов. 2. пропорциональная избирательная система – голосование по партийным спискам и распределение мандатов между партиями строго пропорционально числу поданных голосов. Мандат – документ, удостоверяющий права депутата.

Гражданское общество (Г. Гегель) – это негосударственная часть общественно-политической жизни, огражденных от прямого вмешательства государства, равенство прав и свобод всех людей; Признаки гражданского общества: 1. наличие в обществе свободных владельцев средств производства; 2. развитость и разветвленность демократии; 3. правовая защищенность граждан; 4. определенный уровень гражданской культуры.

Правовое государство – государство, которое в своей деятельности подчиняется праву. Признаки правового государства: 1. верховенство закона, 2. соблюдение прав и свобод, 3. принцип разделения властей, 4. взаимная ответственность государства и граждан.

Политическая партия – институт политической системы, группа приверженцев тех или иных целей, объединяющийся для борьбы за власть. Признаки партии: 1. борьба за власть, 2. программа с целями и стратегией, 3. устав, 4. организационная структура, 5. наличие руководящих органов.

Виды партий: 1. По методам: революционные, реформаторские. 2. По характеру членства: кадровые, массовые. 3. По идеологии: консервативные, либеральные, социал-демократические, коммунистические. 4. По представительству во власти: правящие, оппозиционные. 5. По характеру действий: радикальные, реакционные, умеренные, экстремистские, консервативные.

Политическая культура (Г. Алмонд, С. Верба) – совокупность системы мнений, позиций, ценностей, господствующих в обществе или группе.

Виды политической культуры:

1. Патриархальная – ориентация граждан на местные ценности, 2. подданическая – пассивное отношение граждан в политической системе. 3. политическая культура участия (активистская) – активное участие граждан в политической жизни. Абсентеизм – неучастие, уклонение от политической жизни.

Политическая идеология – система идей. Виды идеологий:

1. Консерватизм – сохранение порядков. 2. либерализм – свобода индивидуальности, предпринимательства, права. 3. Социализм – справедливое устройство общества. 4. анархизм – устранение государства 5. национализм – превосходство нации 6. экстремизм – насильственные методы.

Конституции России 1918 (первая), 1925, 1937, 1978, 1993 (12 декабря). Первая в мире – 1787 – Конституция США. 10 декабря 1948 – «Всеобщая декларация прав человека», 1966 – «Международный пакт о гражданских и политических правах» и «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах». 1959 – «Декларация прав ребенка», 1989 – «Конвенция прав ребенка».

multiurok.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *