Советы при написании ОГЭ по литературе после 9 класса
ОГЭ – это первое серьезное испытание на пути вчерашних девятиклассников. Литература входит в число дополнительных предметов. Ее выбирают ученики, желающие работать в сфере журналистики и филологии, а также поступающие в театральные или художественные вузы. Чтобы успешно сдать ОГЭ, недостаточно просто прочесть книги из школьной программы – нужно грамотно их проработать.
Особенности экзамена
Ключевое отличие КИМов (контрольно-измерительные материалы) по литературе от других предметов – отсутствие заданий с краткими ответами. Поскольку основной целью ОГЭ по литературе – проверка способности интерпретировать содержание художественных произведений, они должны уметь ясно и грамотно выражать свои мысли.
Экзамен 2018 года составлен из четырех заданий, на выполнение которых дается 235 минут. Он построен на принципе абсолютной вариативности: ученики могут выбирать задания из нескольких предложенных вариантов. Для получения высшего балла необходимо:
- проанализировать содержание художественного текста;
- определить его жанр и род;
- вычленить главную мысль и проблематику;
- выработать характеристики главных персонажей;
- выделить сюжетные особенности, определить композицию и привести примеры выразительных средств, использованных в тексте;
- произвести сопоставительный анализ текстов;
- выразить собственное мнение о прочитанном;
- пересказать содержание и сделать логичный, обоснованный вывод.
Таким образом, структура экзамена нацелена на проверку следующих навыков:
- умение анализировать прозаические и стихотворные произведения;
- способность ориентироваться в историко-литературном процессе;
- навык написания развернутых эссе с использованием художественного материала;
- владение литературными терминами, знание основных тропов.
Самые досадные ошибки, которые допускают выпускники 9 класса на ОГЭ по литературе – это неточные цитаты, неправильное употребление терминов. Фактические ошибки включают неверное написание фамилий авторов или героев произведений. Нередки и орфографические или грамматические недочеты.
Как сдать ОГЭ по литературе на отлично
Чтобы избежать вычета баллов за совершенные ошибки, следует грамотно организовать подготовительный процесс. Первые шаги следует делать уже в начале девятого учебного года.
Читайте литературу и составляйте тезисы
Скачайте официальный список литературы, которую нужно проработать к экзамену. Начинайте читать произведения одно за другим, даже если вы уже читали их в прошлом. Параллельно заведите читательский дневник, в котором фиксируйте следующие данные о каждой книге:
- имена и статусы главных героев, их характеристики и отношение друг к другу;
- годы создания произведения;
- полное имя автора;
- основные проблемы, раскрытые в книге.
Если на освоение всего списка не хватает времени, приобретите краткие содержания с комментариями в отделах методической литературы. Приведенные аналитические эссе помогут вам найти правильные ответы на большинство вопросов на экзамене.
Правильно понять содержание и посыл произведений русской классики могут помочь и советские экранизации самых известных романов, снятые близко к тексту.
Проведите параллели между произведениями
Вспоминать похожие произведения для сравнения прямо на экзамене можно очень долго. Заранее распределите хотя бы лирику по темам и проблематике, чтобы не тратить драгоценные минуты на экзамене.
Запишитесь на подготовительные курсы
Регулярные занятия под руководством опытного педагога – залог успешной подготовки к экзамену по литературе. Если вы не уверены в собственной дисциплинированности, отдайте предпочтение групповым или индивидуальным урокам с репетитором.
Читать похожие статьи
ruseducenter.ru
как качественно подготовиться к экзамену по литературе
ОГЭ по литературе — один из необязательных выпускных экзаменов в конце 9-го класса. В 2018 году он прошёл 31 мая, через день после экзамена по русскому языку.
Многие из сдающих рассказывали, что особенно много времени на подготовку не выделяли, ссылаясь на то, что сам экзамен не требует точных теоретических знаний. Большинство учащихся не скрывали, что их подготовка состояла лишь из знакомства со структурой экзамена и посещений школьных уроков литературы.
Хоть я и определилась с экзаменами по выбору в начале года, действительно готовиться начала только весной. Репетиторов не было: просто купила все справочные материалы, чтобы понять, что требуется, что должна повторить и прочее. По литературе решила всего пять-шесть вариантов, т. е. раз в неделю писала сочинения. Да и то, признаюсь, что не всегда честно…Ученица, сдавшая ОГЭ по литературе
Есть исключения. Некоторые девятиклассники ответственно подошли к задаче, поэтому уже с октября месяца начали активную подготовку с репетиторами, приступили к анализу художественных произведений, изучению биографий авторов и т. д.
Я хочу стать журналистом. Соответственно, проблем с выбором экзаменов у меня не было: очевидно, что надо будет сдавать литературу. Уже в сентябре я заявила о своём желании и начала путь к высшему баллу. Репетиторов не было, но посещала все консультации своего педагога по литературе. Постепенно решала все варианты, которые после проверяла учительница. Никаких пробников не было: в школе посчитали, что этот экзамен не требует столь повышенного внимания…Ученица, сдавшая ОГЭ по литературе
10 июня ученики получили свои результаты. Многие оказались недовольны своей оценкой, однако сами признают, что с более качественной подготовкой результат был бы выше. Мы решили узнать из первых уст, что необходимо для успешной сдачи экзамена по литературе в 9 классе.
Как качественно подготовиться к ОГЭ по литературе
Мой результат за экзамен (наивысшие 33 балла — прим. автора) — оценка не только моих литературоведческих способностей, но и фортуны, которая в тот день была ко мне благосклонна. Мне попался вариант с любимыми произведениями, поэтому отвечать на вопросы, сопоставлять фрагменты было в радость. Выйдя с пункта проведения экзамена я очень беспокоилась, так как было бы обидно получить за сочинения низкие баллы. Но, как видите, повезло.Ученица, сдавшая ОГЭ по литературе
Изучите критерии оценивания ОГЭ
Подготовка к экзамену — дело индивидуальное, так как даже у учеников, которые учатся в одном классе, разная степень готовности и понимания предмета. Но большинство учеников сходятся в том, что необходимо знать критерии оценивания экзамена. Пожалуй, это основа для подготовки к любому экзамену. На литературе знание и понимание требований особенно важно.
Не пропускайте уроки литературы
Большая часть кодификатора состоит из произведений 8-9 классов. Соответственно, лучше всего, чтобы учащиеся посещали все уроки литературы и внимательно проходили материал.
Читайте в оригинале
Необходимо ли читать произведения в оригинале? Желательно. Особенно «Мертвые души» Н. В. Гоголя. Но есть несколько случаев, когда ученик и без прочтения текстов в оригинале получает «5» за экзамен.
Ученица, получившая за ОГЭ наивысший балл
Решайте варианты, пока не выработаете чёткую структуру своих сочинений
По опыту выпускников, «скелет», который они сформировали в течение учебного года, помог им на экзамене не растеряться и набрать максимальные баллы по критериям.
Удачи на экзамене!
5uglov.ru
Что надо знать к ОГЭ по литературе чтобы сдать его
Роль природы в жизни человека. Природа дает человеку гармонию, силы, успокоение, помогает вылечить душевную усталость. Л.Н. Толстой «Война и мир» (эпизоды «Небо Аустерлица»; «Старый дуб»)
Глядя в высокое небо Аустерлица, раненый князь Андрей осознает, что прежние стремления к славе, к любви людской суетны и поэтому ничтожны. Он разочаровывается в исключительности отдельной личности.
Описание старого дуба помогает читателю воспринять состояние Андрея Болконского. Первая встреча с дубом состоялась, когда князь Андрей в подавленном состоянии духа после ранения под Аустерлицем и смерти жены едет в рязанские имения своего сына. Окружающая природа созвучна состоянию героя. При виде мертвого, нераспустившегося дуба, который встретился ему в березовой роще, он приходит к безнадежному заключению о том, что его жизнь, так же как и жизнь старого дуба-великана, завершилась: «Наша жизнь кончена!»
Но вот Андрей, обновленный, полный радостных чувств, вновь проезжает мимо березовой рощи, окружающая природа гармонирует с его бодрым настроением. Глядя на распустившийся дуб, Андрей приходит к выводу: «Нет, жизнь не кончена в 31 год».
Проблема восприятия природы. Людям, наделенным поэтическим чувством, доступно более глубокое понимание природы, связанное с особым мироощущением. Л.Н. Толстой «Война и мир» (эпизоды «Ночь в Отрадном», «Зимняя святочная ночь»)
Картины лунной ночи в Отрадном подчеркивают поэтичность натуры Наташи Ростовой, тонко чувствующей волшебную прелесть окружающей природы. Под впечатлением от увиденного Наташе хочется натужиться и полететь.
Зимней святочной ночью, когда ряженые Ростовы едут к Милюковым, эмоциональный и восприимчивый Николай ощущает необычность обстановки: знакомый зимний лес становится для него фантастическим, сказочным, таинственным. Такие же чувства испытывает и Наташа. Природа в этом эпизоде – это праздник молодых чувств.
Природа в этих эпизодах так пронзительно прекрасна, что возвышает человека над будничностью и прозаичностью, поднимает и окрыляет.
Проблема взаимосвязи человека и природы (экологии) (как воздействует научно-технический прогресс на взаимоотношения человека и природы?).
Зачастую природа становится для людей всего лишь средством решения материальных проблем; потребительское отношение к природе чревато катастрофическими последствиям как для окружающей среды, так и для самого человека; заботливое отношение к природе – гражданский долг каждого человека перед страной и ее культурой. Ч. Айтматов «Плаха»Ч.Айтматов рассказывает об экологической трагедии, которая произошла в уникальной Маюнкумской саванне. Выполняя план по мясозаготовкам, человек варварски уничтожает все живое, что встречается на его пути во время охоты на сайгаков.
В. П. Астафьев «Царь-рыба»
Писатель знает, что нужно стрелять дичь для голодных геологов, что людям необходимы рыба, лес, энергия воды. Но в то же время думает о том, как сохранить природу для последующих поколений.
«Отцы» и «дети». Современные подростки отличаются от своих родителей потому, что живут в другую эпоху, другое – сегодняшнее время; однако их взгляды и нравы заслуживают уважения, поэтому взрослые должны научиться понимать своих детей, и тогда пропасть между ними исчезнет.
Взрослые дети часто не понимают, что со временем проявление любви к родителям должно измениться, потому что пожилые родители нуждаются в действенной помощи и заботе. И.С. Тургенев «Отцы и дети» (мировоззренческий конфликт Базарова и П.П. Кирсанова)
В спорах Базарова и Павла Петровича Кирсанова затронуты основные вопросы, по которым расходились во взглядах революционные демократы и либералы: выбор пути дальнейшего развития страны, либеральное обличительство и ниспровержение основ самодержавно-крепостнического строя, понимание материализма и идеализма, отношение к науке, искусству, народу.
Все принципы Павла Петровича сводятся, в сущности, к защите старого строя. Принципы нигилиста Базарова тоже сводятся, в конечном счете, к одному – уничтожить этот порядок.
Ю. Трифонов «Обмен»
Рассказывая об отношениях Дмитриева и его матери Ксении Федоровны, Ю.Трифонов в повести «Обмен» говорит об отсутствии духовных связей между самыми близкими людьми. Виктор Дмитриев, постоянно стремящийся уйти от житейских вопросов, не особо задумывается над последствиями жилищного обмена, поддавшись желанию жены, предает больную мать. Для него важнее в жизни оказываются материальное благополучие и обустроенный быт. Но самое страшное в том, что Виктор не винит себя ни в смерти матери, ни в разрыве духовных связей со своей семьей.
В.П. Астафьев «Царь-рыба» (глава «Уха на Боганиде»)
В данной главе В.Астафьев показывает отношение взрослых к детям: рыбаки не просто заботятся о детях, они относятся к ним уважительно, тактично, всерьез воспринимают помощь ребятишек, старающихся помочь вытащить сети, дают им понять, что они совершенно незаменимы при варке ухи. Дети, в свою очередь, отвечают взрослым тем же: Касьянка ухаживает за инвалидом Кирягой и за всей детворой поселка, самоотверженно работает для любимой матери, братьев и сестер мальчик Аким.
Проблема воспитания. Воспитание не должно сводиться только к умственному развитию, воспитаннику следует прививать нравственные нормы поведения, приучать к общественно полезному труду.
Д.И. Фонвизин «Недоросль»
Раскрывая тему воспитания, Фонвизин говорит устами Стародума о том, что воспитание должно быть залогом благосостояния государства. Воспитывать дворян надо как граждан, как передовых и просвещенных деятелей страны, считает писатель.
М.А. Булгаков «Собачье сердце» (профессор Преображенский – доктор Борменталь – Шариков)
Филипп Филиппович, пытаясь воспитать Шарикова словом, часто выходит из себя от неслыханного хамства «воспитанника», срывается на крик, он не убеждает, а приказывает, это вызывает еще большее сопротивление «ученика». Доктор Борменталь, взявшись за воспитание Шарикова, применяет другие методы: он хладнокровен и сдержан в отношениях с «учеником». Шариков слушается Борменталя, потому что боится его. Но страх рождает не уважение, а ненависть. Как же надо воспитывать человека? Мы видим, что ни та, ни другая теория не выдержала проверки на практике. Шариков слышит лишь то, что соответствует его стремлениям, заложенным природой, воспитать его нельзя – ни кнутом ни пряником.
Проблема становления личности. Стремление к нравственному самосовершенствованию, стремление «быть вполне хорошим, приносить добро людям» дает свои результаты.
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Путь идейных исканий Пьера Безухова непрост. Пройдя через осознание ошибок, совершенных в поисках правды и смысла жизни: праздной жизни светского кутилы, несчастливого брака с Элен, дуэли с Долоховым, разочарование в масонстве, – он понял, что не может равнодушно видеть страдания других людей. Находясь в плену, Пьер приходит к убеждению: «Человек сотворен для счастья».
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» (путь Ивана Бездомного)
История Мастера, его трагическая судьба привела Ивана к пониманию того, что он живет в стране произвола и беззакония, где губится талант, совесть и правда. Встреча с Мастером помогла Ивану Бездомному обрести веру, интеллигентность, осознать свое невежество и заблуждения. Он по-другому начинает оценивать свой труд, считая собственные стихи «чудовищными». Вследствие большой душевной работы Иван усваивает культурные традиции и становится просвещенным. Теперь он Иван Николаевич Поныров, идейный преемник и духовный наследник Мастера, сотрудник института истории и философии.
К.Д. Воробьев «Убиты под Москвой»
К. Воробьев показывает путь кремлевского курсанта лейтенанта Алексея Ястребова к победе над собой, над страхом смерти, к уверенности в собственных силах. Чувство ответственности за судьбу Родины заставляет Алексея быть требовательным к себе, переживать и обдумывать все происходящее с ним и курсантами его роты. Это чувство помогает ему преодолеть страх, который он пережил в ночном бою, пережить смерть капитана Рюмина, умершего на его руках, пережить все то, что произошло с его ротой. Алексей на пределе сил поднимается навстречу немецкому танку и одерживает победу не только над врагом, но и над самим собой, над страхом собственной смерти.
Проблема памяти. Невозможно воспитать полноценного человека, не научив его уважать предков, историю страны. А.Т. Твардовский
В стихотворении «Я убит подо Ржевом…» поэт говорит о важности памяти о погибших на войне.
В поэме «По праву памяти» А.Твардовский утверждает право человека на память. Поэт, переживший трагедию «двойного отцовства», когда страшной ценой отречения от родного отца доказывалась верность «отцу народов»:
Забудь, откуда вышел родом,
И осознай, не прикословь:
В ущерб любви к отцу народов –
Любая прочая любовь,
предупреждает своих современников:
Кто прячет прошлое ревниво,
Тот вряд ли с будущим в ладу…
Твардовский убежден: необходимо помнить о своих корнях, о своих родственниках и близких – это не просто право, но и обязанность человека. Мы не вправе терять из виду ничего. Пока мы помним, «живы» наши предки, их дела и подвиги. Память – это привилегия человека, и он не может добровольно от нее в угоду кому бы то ни было.
А. Вознесенский «Ров»
А. Вознесенский в поэме «Ров» с болью в сердце рассказывает о преступлении людей, которые в погоне за деньгами, поддавшись «алчи», забыв о священной памяти о жертвах войны, разрывают ров, куда фашисты во время войны сбрасывали тела расстрелянных мирных граждан. Поэт говорит о разрыве духовно-нравственных связей между поколениями.
Проблема истинной любви. Истинная любовь – высшее состояние души человека, способность преодолеть
корыстные, собственнические побуждения ради другого человека; истинная любовь
приходит к тому, кто способен жить ради другого.
А. И. Куприн «Гранатовый браслет»
Огромное счастье – любить — испытал одинокий бедный телеграфист Желтков, на протяжении восьми лет безответно влюбленный в княгиню Шеину. Он любит по-настоящему, страстной, бескорыстной любовью. Желтков благодарен Вере Николаевне за то, что она вызвала в его сердце это прекрасное чувство.
Проблема истинной дружбы. Истинная дружба подразумевает духовную близость и бескорыстную самоотдачу.
В.Л. Кондратьев «Сашка»
В.Кондратьев рассказывает о фронтовой дружбе Сашки с лейтенантом Володей, с которым он познакомился по пути в госпиталь. Сашка принимает вину Володи, бросившего тарелку в толстого майора, который приходит в эвакогоспиталь утихомирить недовольных питанием солдат. Сашка понимает, что Володе не простят этот поступок, накажут по всей строгости военного времени, а его, рядового солдата, не накажут строго – дальше ставшего привычным «передка не пошлют».
Проблема ревности (Что такое ревность?). Ревность естественное чувство, которое, с одной стороны, связано с неверием в себя, а с другой – с недоверием к тому, кого любишь; через отказ от эгоизма происходит обретение подлинного чувства любви, преодоление ревности.
М.Ю. Лермонтов «Маскарад»
В драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» необоснованная ревность приводит Арбенина к убийству Нины, которую он по-настоящему любит и чувствами которой дорожит.
Проблема одиночества. Люди, живущие в большом городе, поддавшись быстрому ритму жизни, погружены в свои заботы, поэтому человеку часто бывает одиноко.
А.П. Чехов «Тоска»
Бесхитростная история, рассказанная А.П.Чеховым, заставляет задуматься об одиночестве человека в большом и шумном городе. Старый несчастный извозчик Иона Потапов, глубоко переживающий смерть сына, тщетно ищет сочувствия у людей. Но никто не хочет его выслушать и разделить с ним горечь утраты. И только лошади, спокойно жующей сено, смог Иона излить свое горе.
Проблема чести и достоинства. Честь, достоинство – истинные ценности, которые утверждаются поступками.
«Защита Родины есть защита и своего достоинства» (Н.К.Рерих).
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
«Береги честь смолоду» — такое наставление дает Петру Гриневу отец, отправляя сына в армию. Петр Гринев стремится выполнить заветы отца. Во время обороны Белогорской крепости он ведет себя как храбрый офицер, честно выполняющий свой долг.
М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»
В «Песне про купца Калашникова » М.Ю. Лермонтов показывает непреходящую ценность чести. Калашников – купец, стремления которого, казалось бы, должны ограничиваться прибыльной торговлей. Но когда задета честь семьи, когда попрано человеческое достоинство, он выходит на смертельный поединок с царским опричником.
В.Л. Кондратьев «Отпуск по ранению»
Несмотря на лейтенантские погоны, на училище, Володька, герой повести В. Кондратьева «Отпуск по ранению, воевать и командовать поначалу не умел и боялся. Чтобы скрыть страх, лез бездумно напролом, поэтому людей положил много и зря. Его достоинство солдата, командира рождается из чувства вины перед теми, кто погиб из-за его глупости и малодушия. Из зрелища прифронтовой Москвы, общения с москвичами, из любви к нему и его собственного чувства, из тщательно скрываемого страха матери за его жизнь. Он возвращается на фронт, к своим, хотя есть возможность остаться при тылах. И им движет не потребность самоутвердиться в собственных глазах и глазах окружающих. Он идет защищать всех, с кем свел его отпуск по ранению: Москву, мать, москвичей, Юльку, Тоню.
Музыка (искусство). Музыкой (искусством) можно не только наслаждаться, она дает человеку радость, утешает в трудные минуты, помогает осознать, что он не одинок в мире; заставляет человека думать, пробуждает чувства, зовет к действию.
В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
Через незатейливую музыку конюха Иохима Петрусь, герой рассказа В.Г. Короленко «Слепой музыкант», с рождения лишенный зрения, открыл для себя жизнь народа, красоту родной земли, обрел согласие с самим собой и окружающими. Глаза его остались незрячими, но душа исцелилась.
Глеб Мехед «Скрипач»
Герой рассказа Глеба Мехеда «Скрипач» Игнатий Семенович Музов человек одинокий, неудачливый скрипач, пытается скрыться от прозы жизни в мире музыки, которая «безраздельно владела его душой». В мучительные для него минуты он доставал из футляра скрипку и переносился в «далекий от хаоса жизни, затерянный в вечности мир Музыки, где обитали чудесные и светлые образы».
5uglov.ru
Список произведений для подготовке к ОГЭ по литературе
1. Слово о полку Игореве
2. Ломоносов М.В.
«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни Елисаветы Петровны, 1747 года»
Стихотворение «Я знак бессмертия себе воздвигнул…»
3. Фонвизин Д.И.
Комедия «Недоросль»
4. Державин Г.Р.
Стихотворение «Властителям и судиям»
Стихотворение «Памятник»
Стихотворение «Река времён в своем стремленьи…»
5. Карамзин Н.М.
Повесть «Бедная Лиза»
6. Крылов И.А.
Басня «Волк на псарне»
Басня «Квартет»
Басня «Листы и корни»
Басня «Осёл и Соловей»
7. Жуковский В.А.
Баллада «Лесной царь» (сайт «Литература для школьников»)
Стихотворение «Море»
Стихотворение «Невыразимое»
Баллада «Светлана» (сайт «Литература для школьников»)
8. Грибоедов А.С.
Комедия «Горе от ума»
9. Пушкин А.С.
Стихотворение «Анчар»
Стихотворение «Бесы» (сайт «Литература для школьников»)
Стихотворение «Вакхическая песня»
Стихотворение «Зимнее утро»
Стихотворение «Зимняя дорога»
Стихотворение «И.И.Пущину»
Стихотворение «К***» («Я помню чудное мгновенье…»)
Стихотворение «К морю»
Стихотворение «К Чаадаеву» (сайт «Литература для школьников»)
Стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»
Стихотворение «Не пой, красавица, при мне…»
Стихотворение «Няне»
Стихотворение «Песнь о вещем Олеге»
Стихотворение «Пророк»
Стихотворение «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор..»)
Стихотворение «Туча»
Стихотворение «Я вас любил, любовь ещё быть может…»
Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
Поэма «Цыганы»
«Повести Белкина»: Выстрел. Метель. Гробовщик. Станционный смотритель. Барышня-крестьянка
Роман «Евгений Онегин»
Роман «Капитанская дочка»
10. Лермонтов М.Ю.
Стихотворение «Ангел»
Стихотворение «Бородино» (сайт «К уроку литературы»)
Стихотворение «Дума» (сайт «К уроку литературы»)
Стихотворение «И скучно и грустно»
Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…»
Стихотворение «Листок»
Стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю…»
Стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…») (сайт «К уроку литературы»)
Стихотворение «Парус»
Стихотворение «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал») (сайт «К уроку литературы»)
Стихотворение «Пророк»
Стихотворение «Родина»
Стихотворение «Смерть поэта» (сайт «К уроку литературы»)
Стихотворение «Три пальмы» (сайт «К уроку литературы»)
Стихотворение «Тучи»
Поэма «Мцыри» (сайт «К уроку литературы»)
Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Роман «Герой нашего времени»
11. Гоголь Н.В.
Комедия «Ревизор» (сайт «К уроку литературы»)
Повесть «Шинель»
Поэма «Мёртвые души»
12. Островский А.Н.
Пьеса «Свои люди – сочтёмся!»
Пьеса «Снегурочка»
13. Тургенев И.С.
Сборник «Записки охотника»
Повесть «Ася»
Повесть «Вешние воды»
Повесть «Первая любовь»
14. Тютчев Ф.И.
Стихотворение «Весенняя гроза»
Стихотворение «Есть в осени первоначальной…»
Стихотворение «Ещё шумел весёлый день…»
Стихотворение «Как хорошо ты, о море ночное…»
Стихотворение «С поляны коршун поднялся…»
Стихотворение «Чародейкою Зимою…»
15. Фет А.А.
Стихотворение «Вечер»
Стихотворение «Ещё весны душистой нега…»
Стихотворение «Ласточки пропали…»
Стихотворение «На заре ты её не буди…»
Стихотворение «Учись у них – у дуба, у берёзы…»
16. Некрасов Н.А.
Стихотворение «Душно! Без счастья и воли…»
Стихотворение «Железная дорога» (сайт «К уроку литературы»)
Стихотворение «Тройка» (сайт «К уроку литературы»)
17. Салтыков-Щедрин М.Е.
Сказка «Дикий помещик» (сайт «К уроку литературы»)
Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (сайт «К уроку литературы»)
Сказка «Премудрый пискарь»
18. Достоевский Ф.М.
Рассказ «Мальчик у Христа на ёлке»
Повесть «Бедные люди»
Повесть «Белые ночи»
19. Толстой Л.Н.
Рассказ «Кавказский пленник»
Повесть «Детство»
Повесть «Хаджи-Мурат»
20. Чехов А.П.
Рассказ «Смерть чиновника»
Рассказ «Толстый и тонкий»
Рассказ «Тоска»
Рассказ «Хамелеон»
21. Бунин И.А.
Рассказ «Косцы»
Рассказ «Танька»
22. Блок А.А.
Стихотворение «О, весна без конца и без краю…»
Стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…»
Стихотворение «О, я хочу безумно жить…»
23. Маяковский В.В.
Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
Стихотворение «Прозаседавшиеся»
Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям»
24. Есенин С.А.
Стихотворение «Берёза»
Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся…»
Стихотворение «Пороша»
25. Шолохов М.А.
Рассказ «Судьба человека»
26. Твардовский А.Т.
Поэма «Василий Тёркин» (сайт «К уроку литературы»)
27. Шукшин В.М.
Рассказ «Срезал»
Рассказ «Чудик»
28. Солженицын А.И.
Рассказ «Матрёнин двор»
11ege.ru
ОГЭ (ГИА) по литературе 2016Сатурния
По окончании 9-го класса российским школьникам предстоит сдать обязательные государственные экзамены как минимум по трем предметам, включая русский язык и математика. Можно предположить, что найдется немало ребят, которые выберут для прохождения государственной итоговой аттестации литературу. Причем многие отдадут ей предпочтение вовсе не потому, что любят читать. Просто готовясь к экзамену по этому предмету, они одновременно будут готовиться к написанию сочинения в 11-м классе. С примерами лучше заранее ознакомиться.
Основные моменты
Как и все другие ОГЭ (ГИА), экзамен по литературе сдается не устно, а в форме теста. Правда, состоит он всего из четырех вопросов.
На выполнение отводится 3 часа 55 минут.
Во время экзамена разрешат пользоваться художественной литературой.
Успешно выполнив все задания, максимально можно заработать 23 балла.
Первый блок вопросов
Первые три вопроса нацелены на проверку способности экзаменуемого анализировать художественный текст. Ученику на выбор будут предложены для анализа два текста: один – прозаический или драматургический, другой – стихотворный. К каждому тексту прилагаются три вопроса. Отвечать нужно только на те, которые следуют после выбранного. Нельзя взять два вопроса из одного варианта, а один – из другого.
С помощью первых двух вопросов проверяется умение понять авторский замысел и сформулировать его, иллюстрируя примерами из произведения или хотя бы с опорой на него. За хорошие ответы можно заработать по 3 балла.
В третьем задании ученику предложат сравнить исходный текст с другим. Искать его не придется, он будет тут же, в задании. Анализ демонстрационных вариантов ГИА по литературе позволяет предположить, что отрывок из эпического произведения придется сравнивать с эпическим, а лирическое произведение – с лирическим. Тема в сравниваемых произведениях, скорее всего, будет одна и та же, а вот авторский замысел – разный. Максимальный балл – 5.
Сочинение
В четвертом задании школьникам будет предложено написать сочинение на одну из четырех тем. Желательно, чтоб его объем был не меньше 200 слов, но на самом деле допускается и объем в 150 слов.
Главный параметр, который будет учитываться при проверке сочинения, — это содержание. По два балла могут принести хорошее владение литературоведческими терминами, умение к месту приводить цитаты, логичность изложения мыслей и отсутствие речевых ошибок. Отсутствие или небольшое количество (до 5) речевых ошибок принесет еще от 1 до 3 баллов.
Грамотность при проверке сочинения и ответов на вопросы не оценивается.
Источник: http://uchitelya.com
nsaturnia.ru
Курсы русского языка для школьников в Москве
Общая информация
ОГЭ по литературе — один из необязательных выпускных экзаменов в конце 9-го класса. Сам экзамен хотя и носит название теста, фактически сводится к всего пяти вопросам, каждый из которых предполагает написание небольшого сочинения или развернутого ответа. Основную часть экзамена составляет сочинение в форме, подобной выпускному экзамену в 9-м классе до введения ОГЭ по литературе.
Структура теста ОГЭ по литературе
Тест ОГЭ по литературе состоит из двух частей.
Часть 1 — это группа заданий, в которых требуется провести анализ стихотворения или отрывка из произведения, приведенных в тесте. Всего в первую часть входит 3 вопроса для каждого стихотворений или отрывков. Таким образом, вы сможете выбрать, по какому фрагменту произведения или стихотворению вам будет проще ответить на все четыре вопроса. Второй вариант вопросов выполнять не нужно. Первые три задания предполагают ответ на поставленный вопрос в объеме 3–5 предложений.
Часть 2 — представляет собой небольшое сочинение на одну из пяти предложенных тем, объем сочинения не менее 200 слов. Темы сочинений выбираются по произведениям школьной программы, никаких отрывков, глав или фрагментов не приводится. В процессе написания сочинения можно пользоваться полными текстами произведений.
Для успешной сдачи этого вида экзамена наши курсы предлагают пройти программу « Подготовка к ОГЭ по литературе»,состоящую из 3-х уровней : Сочинение 1 уровень, Сочинение 2 уровень, Сочинение 3 уровень.
Сдать ОГЭ и ЕГЭ на отлично — цель,
быть грамотным — стратегия всей жизни.
Сочинение 1 уровень
Базируется на русской литературе «золотого века» (1 половина XIX века) и отвечает на вопросы — как выбрать тему из числа предложенных? С чего начать работу и чем закончить? Как сделать речь связной, логичной и последовательной?
Продолжительность: 36 ак. ч. (12 занятий по 3 ак. ч.)
Сочинение 2 уровень
Практические навыки написания сочинения отрабатываются на произведениях 2 половины XIX века. Здесь решаются более сложные задачи: углубление знаний по истории и теории литературы, прививаются навыки работы со сложными литературоведческими терминами, повышается общая речевая культура и, конечно же, продолжается работа над жанром и стилем сочинения.
Наша цель будет достигнута, если учащиеся перестанут бояться чистого листа и начнут самостоятельно, учитывая наши рекомендации, составлять письменные высказывания на литературные темы, т.е. писать сочинения.
Так можно ли научить писать сочинения? Мудрые говорят, что научить нельзя, можно научиться. Так что не ждите вдохновения, а приходите к нам за практическими навыками написания сочинений.
Продолжительность: 36 ак. ч. (12 занятий по 3 ак. ч.)
- Бесплатное входное тестирование;
- Все учебные материалы входят в стоимость;
- Промежуточный и итоговый контроль знаний, умений, навыков;
- Решение тестов;
- Подготовка к самостоятельным и контрольным работам;
- Подготовка к ОГЭ;
- Индивидуальный подход к каждому;
- Связь с родителями.
intensiv.ru
Как сдать ЕГЭ по литературе, если ничего не читала
16 апреля 2017
Маша Сергеева
Студентка факультета журналистики Маша Сергеева дает ценные советы, проверенные на собственном опыте.
ЕГЭ по литературе уже через месяц, а ты, замечтавшись о выпускном, так и не проштудировала список произведений из школьной программы?! Выход есть! Зачастую именно паника мешает настроиться и выбрать верную тактику подготовки. Особняком стоит ЕГЭ по литературе, о сложности которого ходят легенды. Но не думай, что для успешной сдачи этого экзамена потребуется несколько лет упорных занятий.
Приложить усилия, конечно, придется, но можно и схитрить:
- Для начала ознакомься с кодификаторами ЕГЭ, где представлен список всех художественных произведений, которые могут встретиться в любом варианте КИМ.
- Изучай краткие содержания всех произведений, но в совокупности с критическими статьями, их полно в интернете. Это как читать про фильм, который ты хочешь посмотреть в кино. Если он окажется не очень, то потраченных денег на билет будет жалко. Но ты можешь подготовиться и изучить рецензии уже посмотревших картину на «Кинопоиске». То же самое и с книгами. Только читай рецензии известных критиков, а не кого попало. Не забудь выписывать главное, чтобы освежить знания перед экзаменом!
- Подпишись на паблики «ВКконтакте», например, на «Литература-ЕГЭ», туда скидывают много полезных материалов: критику, краткие содержания, пробные варианты, анализы. Пока едешь в метро, ждешь подружку у подъезда или скучаешь на перемене, открывай группы и изучай, все равно с телефоном сидишь.
- Относительно стихотворений тоже есть свой метод. Если ты проспала и не выучила их наизусть, нужно классифицировать всю лирику по разделам: природа, война, любовь, дружба, творчество. В каждую группу напиши название стихотворения и автора. Такой навык пригодится тебе на ЕГЭ по литературе в задании №16.
- Последняя часть состоит из творческого задания по литературному произведению, где добавляют баллы за использование цитат. Даже не читая произведение целиком, в интернете можно найти цитаты по каждому, которые ты заучила. Тебе это очень пригодится.
- Кстати, еще один неплохой вариант – посмотреть фильмы, снятые по классике. Только, пожалуйста, не смотри зарубежные интерпретации, которые скорее похожи на вольную трактовку и имеют мало общего с первоисточником. Отдай предпочтение нашему кино.
Лайфхаки от студентов журфака:
«Я сдал ЕГЭ на 85 баллов, занимаясь всего два месяца. Главный секрет в изучении структуры.
Если ты научишься стилистически грамотно писать сочинения, то достаточно ознакомиться лишь с ключевыми идеями произведений.
Зубрежка мелких фактов поможет только с тестовой частью, которую можно отработать буквально за два дня с помощью сборников и пробных тестов», – Максим.
«Интернет для сильных духом. Он может стать бесценным источником информации, а может сжечь все твое время. В течение подготовки к ЕГЭ, я вышла из всех соцсетей, оставив лишь номер телефона для друзей. Ты удивишься, насколько продуктивным станет даже один час работы, если не проверять лайки в Инстаграме каждые пять минут!» – Марина.
«Мой секрет заключался в регулярной практике. Основа ЕГЭ по литературе – четыре мини-сочинения и одно большое. Для большого сочинения предлагается три темы на выбор из разных разделов литературы. Поэтому самым разумным будет выбрать заранее какую-то одну в начале подготовки. Я люблю литературу XX века, поэтому сделала упор на нее. За месяц я успела написать несколько сочинений по каждому произведению этого раздела» – Аня.
«Я считаю, что мой успех заключается в «репетициях». Нередко непривычные условия вгоняют человека в ступор.
Решение тренировочных заданий ЕГЭ дома за чашкой чая и сдача экзамена в нервной обстановке среди посторонних людей очень отличаются. Поэтому попробуй хотя бы несколько раз написать тренировочные задания в неудобной обстановке, засекая время.
Для кого-то это может быть шумное кафе, а для кого-то даже метро» – Даша.
«Готовясь к ЕГЭ за короткий срок, увы, информация укладывается хуже, не так размеренно. Поэтому моей проблемой стало то, что имена и фамилии всех героев перемешались в кучу. Во время экзамена я не могла вспомнить даже свою… Так что я настоятельно рекомендую еженедельно проговаривать имена главных героев из каждого произведения, чтобы точно не забыть и не перепутать» – Таня.
Вот видишь, это реально! Только теперь нельзя терять ни дня, возьмись за учебу сегодня, и все обязательно получится. При правильном планировании времени процесс подготовки превратится в удовольствие. Удачи!
Поделись с друзьями:
www.ellegirl.ru