Огэ 9 класс русский язык задание 3 – ОГЭ-9 класс. Задание 3 с ответами.

Тест по русскому языку (9 класс) на тему: Подготовка к ОГЭ по русскому языку, задание 3

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Название

Значение термина

Примеры

гипербола

Средство художественного изображения, основанное на преувеличении

Глаза громадные, как прожекторы. (В.Маяковский)

В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский)

Не видел тебя целую вечность. Сто раз тебе повторять. Слёзы текут в три ручья.

метафора

Скрытое сравнение, в котором слово употреблено в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений (в метафоре содержится только ТО, с ЧЕМ сравнивается!)

Нос корабля, заря жизни, говор волн, град пуль, закат пылает, льётся речь.

Со снопом волос твоих овсяных отоснилась ты мне навсегда. (С.Есенин) 

Изба – старуха челюстью порога жуёт пахучий мякиш тишины. (С.Есенин)

Пустых небес прозрачное стекло…Густеет облаков волнистое руно…(Бунин)

Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утёсы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады. (М.Горький)

сравнение, сравнительный оборот

Оригинальное, необычное сопоставление двух предметов или явлений (всегда есть ТО, ЧТО сравнивают, и ТО, С ЧЕМ сравнивают!)

Союзы: что, как, как будто, словно, точно.

Другие средства сравнения: похож, наподобие, подобен и др.

Сравнительная степень прилагательных: выше, красивее, зеленее, больше и т.д.

Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Некрасов)

Как крылья доброй птицы, обнимают полукружья колоннады Казанского собора…(Л.Казакова)

И, как ребёнок после сна, дрожит звезда в огне денницы. (Бунин)

Как град посыпалась картечь. (Пушкин)

Её любовь к сыну была подобна безумию. (Горький)

Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака.

олицетворение

Изображение неодушевлённых предметов, наделяющихся свойствами живых существ — даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

О чём ты воешь, ветр ночной, о чём так сетуешь безумно?(Тютчев)

Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве. (Ю.Нагибин)

Здесь даже камни плачут. Цветы мне говорят: «Прощай!» (Есенин) Россия вспрянет ото сна. Уж небо осенью дышало. (Пушкин)

эпитет

Образное, необычное определение, его смысл требует пояснения. (подсказка: обычные определения из текста удалить без сохранения смысла нельзя, а эпитеты можно!)

Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком. (Есенин) А ну-ка, песню нам пропой, весёлый ветер! Душу гложет чёрная тоска.

Мертвая тишина наступила после его выступления.

Петроград жил напряжённо, взволнованно, злобно, бешено.

фразеологизм

Устойчивые сочетания слов, лексически неделимые, целостные по значению (т.е. употребляются только как оборот речи, но не отдельными словами!)

Бить баклуши (бездельничать), водить за нос (обманывать), делать из мухи слона (преувеличивать), после дождичка в четверг (нечто несбыточное).

литота

Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении

Талии никак не толще бутылочной шейки. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить; мальчик с пальчик, мужичок с ноготок

А. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Пока Ирина мыла посуду, оттуда слышался её весёлый голос и Надин поощрительный смех.

2) Ирина хотела досказать: мы уйдём, а деревья останутся.

3) Тонкие росточки; и не скажешь, что деревья, как веточки.

4) Чистый и громкий звон рассыпался осколкам и по всему залу, застыл в складках кумачовой скатерти, спрятался под крышкой рояля, шмыгнул на подоконники и замер за тяжёлыми портьерами…

Б. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Мне даже показалось, что со мной не чужие люди, а беспокойная мама.

2) Поднимая на плечи свой рюкзак, я с удивлением заметила, что он стал каменно-тяжёлым.

3) Если смотреть на карту, то я, наверное, сейчас как раз в середине нашей страны.

4) Но стоит споткнуться, в нерешительности остановиться – сразу же со всех сторон тянутся руки, а двери часто, словно волшебные, сами открываются.

В. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являются метафора и сравнение.

1) Какая польза в этой сумасшедшей гонке, выиграете несколько минут!

2) Глинистое полотно дороги стало влажным.

3) В ту же секунду «Карл» превратился в белое привидение.

4) Он посылал «Карла» вперед, как норовистого коня, протискиваясь сквозь поток машин.

Г. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Дед ставит на стол вазу, состоящую из двух частей: снаружи – хрустальный шар, внутри зелёного стекла – бокал с широким серебряным ободком.

2) Он круглолицый краснощёкий мальчик, зависший между матерью и отцом…

3) Дед-то учит, как олимпийский бог, – картинами мира.

4) Не говоря о том, что дед был рогом изобилия: он всё время мне что-нибудь открывал.

Д. Укажите предложение, в котором используется эпитет.

1) В казарму привезли раненого.

2) Уже одно это направляло симпатии к пострадавшему.

3) Доктор, пожилой человек, по-видимому, лично принимающий горячее участие во всей этой истории, сидел возле койки.

4) Его руки до плеч были татуированы фигурами тигров, змей, флагов, именами, лентами и цветами.

Е. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) «Задание выполнил», – докладывал он коротко.

2) Самолёт, на котором летал Яровой, почти ежедневно возвращался с пробоинами.

3) Все мы ожидали, что лейтенант молча уберёт снимок.

4) «А теперь его нет», – ответил он тихо бесстрастным голосом, в котором не было ничего, кроме сильной усталости.

Ж. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Бабушка вместе с дочерью Евгенией и внуком Леней к этому времени эвакуировалась из Ленинграда, а дед категорически отказался уезжать, поскольку считал, что война скоро закончится.

2) Они знали, что этот опасный путь был единственной ниточкой, связывавшей плацдарм с Ленинградом, и постоянно простреливали возможную трассу.

3) И вот в одну из таких поездок отцу пришлось сопровождать раненых.

4) Ему удалось договориться, и на машине, перевозившей раненых, нас в феврале 1942 года вывезли из города через Ладогу.

З. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Я тогда даже и не подозревал, что есть такое учреждение.

2) Они не раз дарили мне книги на день рождения.

3) На меня ее знания о книгах производили большое впечатление: о чем бы я её ни спрашивал, какую бы книгу ни называл, оказывалось, что она её или прочитала, или знает о ней, и я брал  книги у неё.

4) Школа наша была удивительная: в ней ещё сохранялись приметы былой гимназической жизни.

И.  Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Через несколько дней наконец-то небо нахмурилось и выпал снег.

2) Слева виднелась широкая расщелина скалы, заполненная осыпью, по которой можно было забраться наверх.

3) Справа площадки, почти у самого леса, позади кустов черёмухи я заметил какое-то сооружение с колесом.

4) На воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков.

К. Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Круглый шатер из оленьих шкур натянут на шесты.

2) Лишь изредка большая ночная птица бесшумно проносилась над головой.

3) Круглые сутки над тундрой светило солнце. Большое, рыжее, лохматое.

4) Пламя бушует и ревёт, дерево трещит и коробится, выбрасывая фонтаны искр, струи горячего дыма и множество пылающих головешек.

Л. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Длинные тени, падающие от деревьев, оставляли на них причудливые узоры.

2) У руля сидел мужчина с непокрытой головой и длинными усами, какие носят в здешних местах многие крестьяне.

3) Тусклое, едва различимое, светит солнце, матовое, какое-то лиловое.

4) Стоял крепкий мороз, снег похрустывал под ногами, будто битое стекло.

М. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Сквозь розовую пелену я видел чьи-то чёрные, как ночь, глаза, полные участия и тревоги.

2) Собаки, спасаясь от смертельного холода, прорвались сквозь ущелье и неслись сломя голову вниз по белому желобу.

3) Раскалённые скалы, точно огромные печи, дышали жаром.

4) Вершины и склоны гор сверкали в снегах, а дорога была черной, мокрой, и колеса рассекали на ней лужи с таким треском, будто разрывали кусок холста.

Н. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Из тумана выплыло девичье лицо, золотистое от полярного загара.

2) Москва-река была до набережных покрыта шевелящимся одеялом тумана.

3) Косматое нежаркое солнце садилось в леса.

4) Артамонов опасался опоздать на первую лекцию и проснулся ни свет ни заря.

О. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) И вот перед костром между деревцами в розоватом отблеске пламени появились большие белые птицы, точно снежные комья.

2) И всё-таки чувствуем себя на льду океана не в своей тарелке.

3) Стучим топорами по голым деревьям, и они звенят, как корабельные мачты.

4) Ветер на лету подхватил горящую солому и остервенело швырял её тяжёлыми пригоршнями в ночную степь.

П. Укажите предложение, в котором используется эпитет.

1) Чижов легко отыскал дом, в котором жил Дегтярёв: он знал маленький курортный городок, как свои пять пальцев.

2) Мобильник завибрировал, заскрёбся в ящике тумбочки, как жук в спичечном коробке.

3) Майское утро дышало особенной прелестью.

4) До сих пор во сне я вижу эту замерзшую, голую и печальную долину.

Р. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Исчезла под стеной сарая лиловая туша ноздреватого сугроба.

2) Жизнь была слишком интересной для того, чтобы ломать голову над её смыслом.

3) У самого горизонта море было лиловым, тревожным, предвещающим шторм.

4) Тусклый серый свет проходил сквозь маленькие круглые иллюминаторы.

С. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1) Маяк на мысу через равные промежутки времени загорался ярко-голубым светом.

2) Окна в кабинете полковника светились яркими огнями.

3) Луч прожектора, в котором вспыхивали ночные бабочки и мотыльки, рассекал темноту, щупал море и небо, потом снова гас, и становилось ещё темнее.

4) Глубоко внизу, словно рассыпанный бисер, искрились огоньки города.

Т. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Дикий, торжествующий крик огласил пустынные берега.

2) До самого утра вокруг пылало небо, красные языки пламени видны были далеко в степи.

3) В море плавал ковш луны, в луче маяка дремали на рейде баржи, со стороны мола доносился грохот экскаваторов и лебёдок.

4) Точно лапы погибших гигантских пауков, там и тут изгибаются высохшие распластанные корни и сучья.

1. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.

Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. (Пришвин М.)

1) олицетворение          2) метафора            3) фразеологизм               4) сравнение

2. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.

На закруглениях он [поезд] кряхтел и останавливался. (Пришвин М.)

1) олицетворение          2) метафора             3) эпитет                          4) сравнение

3. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.

Бывает очень радостно, когда одна и та же примета сохраняется в лесах год за годом — каждую осень встречаешь всё тот же огненный куст рябины. (Пришвин М.)

1) олицетворение           2) метафора            3) эпитет                         4) сравнение

4. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.

Шатры чёрных ив нависают над головой. (Пришвин М.)

1) олицетворение           2) метафора            3) эпитет                       4) фразеологизм

5. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

А вечером блеснет наконец озеро, как черное, косо поставленное зеркало. (Пришвин М.)

1) олицетворение          2) метафора             3) эпитет                      4) сравнение

6. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Котелок сердится и бормочет на огне. (Пришвин М.)

1) олицетворение          2) метафора            3) эпитет                       4) сравнение

7. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Хмель, ползя по земле, хватается за встречные травы, но они оказываются слабоватыми для него, и он ползёт, пресмыкаясь, всё дальше. (Солоухин В.)

1) олицетворение         2) метафора             3) эпитет                      4) сравнение

8. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Но и до сих пор я не знаю, как отнесся бы попутчик к моей просьбе насчет хлеба или ночлега, потому что, когда дошли до его деревни, он свернул с дороги на тропинку вдоль домов и сказал мне, дотронувшись до башлыка: «Ну, бывай здоров! Не падай духом…» (Солоухин В.)

1) олицетворение         2) метафора             3) фразеологизм          4) сравнение

9. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.

 Но присесть было не на что, и я механически шагал, приминая рыхлый снежок и почти не продвигаясь вперед из этой бесконечной ночи к крохотному и недостижимому островку тепла и покоя, где теперь спит моя мать, не зная, что я бреду сквозь метельную темень. (Солоухин В.)

1) олицетворение        2) метафора              3) эпитет                      4) сравнение

10. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Значит, не было случая до этого, чтобы рассказать и облегчить душу. (Солоухин В.)

1) олицетворение        2) фразеологизм       3) эпитет                     4) сравнение

11. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Из сада слышался деловитый гул пчёл и нестерпимый треск кузнечиков.

1) метафора               2) эпитет                   3) олицетворение         4) фразеологизм

12. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Грудь ее [утки] была белая, спина тёмная, а маленькая плоская головка на тонкой шее кончалась клювом, острым, как шило.

1) олицетворение      2) сравнение            3) эпитет                      4) метафора

13. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

В этот утренний час неудержимо хочется спать, и, прикорнув за широкой спиною отца, я клюю и клюю носом.

1) фразеологизм          2) эпитет              3) сравнение                4) олицетворение

14. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Зима, мириадами алмазов искрится под месяцем снег.

1) эпитет              2) метафора               3) олицетворение          4) сравнение

15. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Трудна и неверна стрельба при обманчивом свете.

1) сравнение       2) метафора              3) эпитет                     4) олицетворение

16. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Мало того, стрелянный мною глухарь запел как ни в чем не бывало.

1) фразеологизм        2) метафора        3) эпитет                  4) сравнение

17. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Мы выходили из дома привычной дорогой, и перед нами раскрывалось залитое светом зелёное царство охоты.           1) сравнение     2) метафора            3) фразеологизм                    4) олицетворение

18. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Смеётся, играет на позеленевшем небе весеннее солнце.

1) олицетворение            2) сравнение                  3) метафора                   4) эпитет

nsportal.ru

Тест по русскому языку (9 класс) на тему: ОГЭ: задание №3

Готовимся к ОГЭ. Задание 03. Средства выразительности

1. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Раньше она жила себе и жила, её вполне удовлетворял молодёжный сериал «Школьники» и девчачьи глянцевые журналы, из которых можно было вырезать картонных кукол и одевать в платья для принцесс.

2) Но пришёл день, и Нина выгребла из всех ящичков картонных кукол, заколочки в виде бабочек и сердечек, фенечки, подвески из стекляшек, пластиковые серьги и отправила это богатство в мусоропровод.

3) Нина как-то ещё мирилась с такой скудной жизнью, пока её лучшая подруга Иришка вдруг в одночасье не влюбилась в Валерку Селиванова…

4) Биографию виртуальному Мите она придумала без труда, а фотографию взяла из маминого альбома: молодой человек сидит верхом на какой-то ограде и красиво улыбается.

2. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. 

1) Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей».

2) А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю.

3) Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот здоровенный балбес с ними носится наперегонки.

4) Они лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску.

3. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является метафора. 

1) Погасшее небо плотнее прижалось к сонным волнам.

2) Коста шёл по берегу, наклоняясь вперёд – против ветра.

3) Собака посмотрела на него большими впалыми глазами и снова обратила взгляд к морю.

4) Собака глухо зарычала, но не залаяла, не бросилась на неё.

4. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1) На Егорова зрители никогда не наводили лучи фонариков.

2) Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть.

3) Скрипка замолчала надолго.

4) И свет фонариков погас.

5. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является сравнительный оборот.

1) Лицо её было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без натуги.

2) Разочарование, восторг, изумление — все эти чувства сменяли друг друга, не оставляя места неопределённости.

3) Во всём, кроме женственности и красоты: тут первой считалась Ляля.

4) Ляля восхищённых взоров не замечала, и они от этого становились ещё восхищённее.

6. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Иногда то, что ей кажется абсолютно ясным и правильным, к школьной Венькиной жизни абсолютно неприменимо.

2) В сентябре на общешкольном собрании директор предложила родителям приобрести сыновьям пиджаки.

3) «Как денди лондонский…» – радостно приговаривала мама, оглядывая Веньку.

4) – Тётя Нина отдала. Витальке стал маловат, а тебе будет в самый раз.

7. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1) Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала.

2) В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.

3) Смычок –– вот что он будет держать в руках всю жизнь!

4) «Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» –– рассуждала бабушка.

8. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности.

2) И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома.

3) Это моего отца убили… –– закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.

4) Он был рад, что мать не видит его слёз.

9. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является противопоставление.

1) Сергеева – артистка театра, молодая и красивая женщина.

2) Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.

3) – Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.

4) Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. А когда спасают, то долго не думают…

10. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Загадочное существо тринадцати лет, невероятная красавица с улыбкою до ушей, с золотыми глазами, с тонюсенькой талией.

2) Верочка снисходительно наблюдает, как мальчишки возятся с ракетой, как бережно кладут её на ступеньки подъезда, а сами отправляются за рюкзаками.

3) Верочка наблюдает за ним сурово, как тренер.

4) И Гоша теперь сердит и почти свысока разговаривает с Верочкой: «На, смотри, если хочется…»

КЛЮЧ

1.3         2. 2         3. 3       4. 3        5. 1

6. 4         7. 1       8. 1        9.  2        10. 3

nsportal.ru

Урок в 9 классе Подготовка к ОГЭ Задание 15.3

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения – рассуждения, связанное с объяснением значения того или иного слова в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3).

Задачи:

1)образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;

2)развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

3)воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся, как доброта, милосердие, отзывчивость, человечность.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Заключительным этапом урока стала рефлексия.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3

Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме;

Ход урока.

I. Организационный момент.

1) Приветствие учащихся. Постановка цели урока. Задачи.

2) Запись даты, темы урока в тетрадь.

II. Работа над построением сочинения — рассуждения.

Слово учителя:

Вопросы классу:

1.Вспомните, с какими типами речи вы знакомы. (описание, повествование, рассуждение)

2. Какова схема построения сочинения-рассуждения ( композиция) ?

-Тезис.

-Аргументы (доказательства)

-Вывод.

3. Что такое тезис, аргументы, вывод?

Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис. Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.

ФИЗМИНУТКА.

III. Работа над построением сочинения — рассуждения.

1. Анализ текста. Чтение задания. (Текст взят из сборника Основной государственный экзамен. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся. / С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. – Москва: Интеллект-Центр, 2016. Стр. 140-141)

1) Это она правильно сделала, что спросила. 2) А то разве на все обратишь внимание? 3) Сережа и рад обратить, да внимания не хватит: столько вещей кругом. 4) Мир набит вещами.

5) Почти все вещи очень большие: двери ужасно высокие, люди (кроме детей) почти такой же высоты, как двери. 6) Не говоря уже о грузовике, или о комбайне, или о паровозе, который как загудит, так ничего не слышно, кроме гудка.

7) Вообще – не так уж опасно: люди к Сереже доброжелательны, наклоняются, если ему нужно, и никогда не наступают на него своими громадными ногами. 8) Грузовик и комбайн тоже безвредны, если не перебегать им дорогу. 9) Паровозы далеко, на станции, куда Сережа два раза ездил с Тимохиным. 10) Но вот ходит по двору зверь. 11) У него круглый, подозрительный, нацеливающийся глаз, могучий дышащий зоб, грудь колесом и железный клюв. 12) Вот зверь остановился и мозолистой ногой загребает землю. 13) Когда он вытягивает шею, то делается одного роста с Сережей. 14) И может так же заклевать Сережу, как заклевал молодого соседского петушка, который с дурру разлетелся в гости. 15) Сережа стороной обходит кровожадного зверя, делая вид, что и не видит его вовсе, — а зверь, свесив красный гребень на бок и гортанно говоря что-то угрожающее, провожает его бдительным недобрым взглядом…

16) Петухи клюются, кошки царапаются, крапива жжется, мальчишки дерутся, земля срывает кожу с колен, когда падаешь, — и Сережа весь покрыт царапинами, ссадинами и синяками. 17) Почти каждый день у него откуда-нибудь идет кровь. 18) И вечно что-то случается. 19)Васька влез на забор, Сережа хотел влезть, но сорвался и расшибся. 20) У Лиды в саду выкопали яму, и все ребята стали прыгать через яму, и всем ничего, а Сережа прыгнул и свалился в яму. 21) Нога распухла и болела, Сережу уложили в постель. 22) Едва поднялся и вышел во двор поиграть мячиком, а мячик залетел на крышу и лежал там за трубой, пока не явился Васька и не достал его.

23) А как-то Сережа чуть-чуть не утонул. 24) Лукьяныч повез их кататься по речке на челне – Сережу, Ваську, Фиму и еще одну знакомую девочну, Надю.25) Челн у Лукьяныча оказался некудышный: только ребята зашевелились – челн качнулся, и они все упали в воду, кроме Лукьяныча. 26) Вода была жутко холодная. 27) Она сразу налилась Сереже в нос, рот, уши – он и крикнуть не успел; даже в живот. 28) Сережа сделался весь мокрый и тяжелый, и его как будто кто-то потащил вниз. 29) Он почувствовал ужас, потому что было темно и это длилось невероятно долго. 30) Как вдруг его подняли кверху. 31) Он открыл глаза – возле самого лица его струилась речка, был виден берег, и все сверкало от солнца. 32) Вода, что была у Сережи внутри, вылилась, он вздохнул воздуху, берег придвигался ближе и ближе, и вот Сережа стал на четвереньки на твердый песок, дрожа от холода и страха.33) Это Васька, к счастью, сообразил схватить его за волосы и вытащить. 34) А если бы у Сережи не было длинных волос, тогда что?

35) Фима выплыла сама, она умеет плавать. 36) А Надя тоже чуть не утонула, ее спас Лукьяныч. 37) А челн уплыл, пока Лукьяныч спасал Надю. 38) Колхозницы поймали челн и позвонили Лукьянычу в контору по телефону. Чтобы он его забрал. 39) Но больше Лукьяныч не катает ребят. 40) Он говорит: «Будь я проклят, если еще когда-нибудь с вами поеду».

41) От всего, что приходится увидеть и испытать за день, Сережа очень устает. 42) К вечеру он совсем изнемогает: еле ворочается у него язык; глаза закатываются, как у птицы. 43) Ему моют руки и ноги, сменяют рубашку. – он в этом не участвует, его завод кончился, как у часов.

44) Он спит – и можете, пожалуйста, бить в барабан, палить из пушки, — Сережа не проснется, он копит силы, чтобы жить дальше.

(По В. Пановой)

— Какой стиль этого текста?

— К какому типу речи можно отнести этот текст?

— Какова тема этого текста?

— На стр.144 читаем задание 15.3

15.3. Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое доброта?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2(два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полостью переписанный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

— В ходе работы мы с вами будем составлять памятку «Написание сочинения-рассуждения. Задание 15.3», она у вас лежит на столах.

Собеседование с классом:

  1. — ДОБРОТА. Как вы понимаете значение слова. Дайте определение и сформулируйте тезис. (Работа со словарями)

ДОБРОТА — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Полон доброты кто-н.

Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.

ДОБРОТА сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? доброты, чему? доброте, (вижу) что? доброту, чем? добротой, о чём? о доброте. Доброта это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в…

Толковый словарь Дмитриева.   

ДОБРОТА  ♦ Bonté    Свойство человека быть добрым, не столько отдельная добродетель, сколько сочетание в одном человеке нескольких разных и взаимодополняющих добродетелей: щедрости, мягкости, сострадания, благожелательности, иногда и любви. То,… … Философский словарь Спонвиля

ДОБРОТА— ы; ж. Душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим. Неподдельная д. души. Д. сердца. Сердечная д …   Энциклопедический словарь

  1. – Давайте подберем синонимы к слову ДОБРОТА.

ДОБРОТА, добросердечие, добросердечность, душевность, мягкосердечие, мягкосердечность, мягкость, сердечность, книжн. благость     ДОБРЫЙ, добросердечный, дружеский, душевный, мягкосердечный, отзывчивый, сердечный, теплый, устар. милостивый,… …   

Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  1. — Подберите антонимы.

  2. — Вспомните пословицы и поговорки о доброте

Доброе слово лечит, злое калечит.
Торопись на доброе дело, худое само приспеет.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.


Доброта нигде не теряет своего достоинства.
Доброта без разума пуста.
Добрые слова дороже богатства.
За доброго человека сто рук.
Не хвались серебром, а хвались добром.
Кто добро творит, тому бог отплатит.
В ком добра нет, в том и правды мало.
За добрые дела добром платят.
Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

После собеседования учащиеся формулируют тезис. Доброта —  это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им. 

Комментарий к тезису. Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.

После собеседования учащиеся приходят к выводу, что доброта делает нашу жизнь светлее и радостнее. Чем больше добрых людей на свете, тем радостнее и легче жить.

Комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.

Орфографическая работа:  добросердечность, душевность, мягкосердечность.

— Какие слова образованы способом сложения? Какая соединительная гласная пишется в этих словах?

— Какое значение имеет суффикс -ость- в этих словах? (существительные со значением отвлеченного признака или состояния)

Памятка. Написание сочинения-рассуждения задания 15.3.

1.Тезис (объяснение лексического значения слова)

Комментарий к тезису

(2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом). Комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.

Доброта – это…

Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Толковый словарь С.И.Ожегова

Доброта это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в…

  Толковый словарь Дмитриева

Свойство человека быть добрым, не столько отдельная добродетель, сколько сочетание в одном человеке нескольких разных и взаимодополняющих добродетелей: щедрости, мягкости, сострадания, благожелательности, иногда и любви. Философский словарь Спонвиля

Душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим. Неподдельная д. души. Д. сердца. Сердечная д …   Энциклопедический словарь

Доброта делает нашу жизнь светлее и радостнее. Чем больше добрых людей на свете, тем радостнее и легче жить. Докажу справедливость своих слов убедительными примерами.

Я считаю, что…- это… Я думаю, что…- это… Я уверен, что…- это… Я убеждён, что…- это… Мне кажется, что- это…

На мой взгляд, по моему мнению,

по-моему,

Аргументы + примеры.

1-й — из прочитанного текста (цитата или № предложения)

2-й – из Вашего жизненного опыта

(жизненные наблюдения; пример из истории посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.)

Обратимся к тексту В Пановой. В предложениях 22, 33 говорится о том, как Васька спасает Сережу. То мячик с крыши достанет, то из реки за волосы вытащит.

Доказательством также служит пример из моего жизненного опыта…

Обратимся к тексту (автор). Предложение №.

Доказательства находим в тексте (автор). Так, предложение №…

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению…

Это можно доказать, обратившись к предложению… текста. В нем…

Доказательством также служит пример из…

Аналогичным подтверждением вышесказанного служит история из моей жизни. Когда…

Подтверждение всему вышесказанному можно найти также в истории нашей страны. (приводится конкретный пример)

Во-первых, во-вторых, например, безусловно, без сомнения, несомненно, бесспорно

Вывод.

(общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным)

Таким образом, доброта способна изменить мир в лучшую сторону.

Таким образом, итак, действительно,

2. Аргументы — примеры.

1-й аргумент — из прочитанного текста В. Пановой.

2-й аргумент — из Вашего жизненного опыта (примеры из художественной литературы; жизненные наблюдения; пример из истории посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из Вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.).

Слово учителя: В данном сочинении 2-м аргументом может служить пример не только из вашего жизненного опыта, но и из художественной литературы. Назовите эти произведения (учащиеся называют произведения),

Просмотр видеоролика. Собеседование с классом.

Приведите свои примеры из жизни.

3.Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.

— Хочу вам напомнить, что максимум за эту работу вы можете получить 9 баллов. С критериями оценивания задания вы можете познакомиться в сборниках Основной государственный экзамен. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся. / С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. – Москва: Интеллект-Центр, 2016. на стр.126-127.

4. Рефлексия.

— Что нового и важного вы узнали на уроке?

— Где вы сможете применить полученные знания?

5. Заключительное слово учителя.

Доброта – очень ценное качество человека. Давайте будем беречь все то доброе, что в нас есть.

Давай поговорим о доброте
В безликом мире, в этой суете,
В водовороте серых дней,
Давай поговорим о ДОБРОТЕ,
Что спрятана в душе твоей.

Давай поговорим о ДОБРОТЕ,
Что спрятана на донышке души,
О ней мы позабыли в суете,
Лишь старый клен о ней шуршит…
ДАВАЙ ПОГОВОРИМ О ДОБРОТЕ…

Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение связанного с объяснением значения того или иного слова ( 15.3) по предложенному тексту В. Пановой.

Примерный вариант сочинения – рассуждения, связанного с объяснением значения того или иного слова. Задание 15.3.

Доброта — это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им. Доброта делает нашу жизнь светлее и радостнее. Чем больше добрых людей на свете, тем радостнее и легче жить. Докажу справедливость своих слов убедительными примерами.

Обратимся к тексту В. Пановой. В предложениях 22, 33 говорится о том, как Васька спасает Сережу. То мячик с крыши достанет, то из реки за волосы вытащит. Это характеризует Ваську, как доброго и отзывчивого человека, который не равнодушен к беде другого.

Доказательством выдвинутого мной тезиса также служит пример из моего жизненного опыта. Я стал свидетелем счастливого спасения школьника, который провалился под лед на нашей реке Лубья. Это было зимой. Но зима была теплая, и лед на реке был тонкий. Два друга бегали по льду, один из них провалился. Очень радостно, что друг не бросил в беде своего товарища. Когда я к ним подбежал, то они оба уже были на берегу. Такого счастливого конца могло бы не быть, если б рядом не оказался добрый человек.

Таким образом, доброта способна изменить мир в лучшую сторону. 

Самоанализ результативности урока русского языка в 9 классе по теме

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)».

1.Преподавание уроков русского языка в 9 классе ведётся по программе под редакцией М. Разумовской, УМК: Русский язык. 9 класс,: учеб. для общеобразовательных учреждений / под ред. М. Разумовской. – М.: Просвещение, 2013. Учебная нагрузка – 2 часа в неделю и 1 час – элективный курс «Готовимся к ОГЭ по русскому языку».

2. В 9 классе обучаются дети с разной степенью мотивации. Данный урок является первым в системе уроков развития речи в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3). Ему предшествовала работа по подготовке к выполнению задания 15.1 – написание сочинения — рассуждения на лингвистическую тему и 15.2 – написание сочинения-рассуждения, связанное с объяснением понимания смысла ключевого фрагмента исходного текста. Изучение нового материала проводилось с опорой на ранее приобретённые умения и навыки. Воспитывающие задачи: формирование нравственных качеств школьников; воспитание доброты, добродушия, добросердечности – решались путём привлечения документальных материалов (видеоролик из Интернета), художественных текстов, стихотворений о доброте.

3. Триединые задачи, сформулированные к уроку, позволили сформировать у обучающихся навыки написания сочинения-рассуждения, связанного с объяснением значения того или иного слова в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3). А также расширить знания по культуре речи, повторить сведения о стилях и типах речи, вести работу по развитию творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, формировать умения проводить композиционно-содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного текста публицистического характера.

4. На уроке был использован комплекс мер и средств обучения –сравнительный анализ информации, проблемно-поисковый, метод составления алгоритма учебных действий, метод проектов, компьютер, медиа проектор, презентация, памятки, толковые словари, словарь синонимов, словарь антонимов. Выбор методов и средств обучения проводился в соответствии с целями, задачами, содержанием урока, а также с учётом характеристики класса, возрастных особенностей и уровня развития интеллектуальных способностей обучающихся.

5. На уроке имели место следующие формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся, а также приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой, выдвижение гипотез, анализ, составление обобщающей таблицы-памятки.

6. Подготовка обучающихся к изучению новой темы началась с орфографической работы, расширения словарного запаса школьников, фронтальной беседы о стилях и типах речи, о композиции такого типа речи, как рассуждение.

7. В ходе работы над комплексным анализом текста была проведена самостоятельная работа. Школьники самостоятельно поэтапно заполняли таблицу-памятку, содержащую алгоритм написания сочинения – рассуждения, с последующим обсуждением, что позволило более осознанно усвоить тему урока. Комплексный анализ текста сопровождался просмотром презентации. Содержание нового материала соответствовало требованиям образовательной программы: научность, глубина, доступность, последовательность изложения, практическая направленность изучаемой темы.

8. Заключительный этап урока – рефлексия. Был сделан общий вывод об усвоении нового материала и о том, где и как могут в дальнейшем может быть он использован.

9. Задание на дом сопровождалось пояснением по его выполнению, объём и сложность соответствуют данной теме. В заключение была предложена консультация после уроков для тех учащихся, у которых возникли затруднения при написании сочинения – рассуждения задания 15.3.

10.Успех урока объясняется удачным подбором форм, методов и средств обучения, оптимальным темпом урока, атмосферой сотрудничества и взаимопонимания между учителем и учащимися.

Отзыв руководителя МО учителей русского языка и литературы Зиновьевой Т.В.

2 декабря 2015 года в МОУ «СОШ №5 г. Всеволожска» в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку состоялся открытый урок в 9 классе по теме «Сочинение-рассуждение, связанное с объяснением значения того или иного слова. Задание 15.3», который подготовила и провела учитель русского языка и литературы Нагорнова Евгения Георгиевна.

Целью открытого урока было выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы. Во время проведения занятия учителем были поставлены следующие задачи:

1)образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;

2)развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

3)воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся, как доброта, добросердечность, душевность.

Учащиеся проводили анализ текста, выбирали и обобщали всю информацию, приводили аргументы из русской классической литературы.

Триединые задачи, сформулированные к уроку, позволили сформировать у обучающихся навыки написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3).

На уроке имели место следующие формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся: беседа, приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Заключительным этапом урока стала рефлексия. Был сделан общий вывод об усвоении нового материала и о том, где и как могут в дальнейшем полученные знания использованы учащимися.

Следует отметить, что именно все приобретённые умения и навыки являются основополагающими для ФГОС основного общего образования.

Присутствующие на мероприятии педагоги школы отметили планомерную работу учителя по подготовке учащихся 9-го класса к будущему экзамену, что было хорошо заметно по активной работе учащихся.

Дата Подпись

Памятка. Написание сочинения-рассуждения задания 15.3.

1.Тезис (объяснение лексического значения слова)

Комментарий к тезису

(2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом). Комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.

Доброта – это…

Я считаю, что…- это… Я думаю, что…- это… Я уверен, что…- это… Я убеждён, что…- это…

Мне кажется, что- это…

На мой взгляд, по моему мнению,

по-моему,

Аргументы + примеры.

1-й — из прочитанного текста (цитата или № предложения)

2-й – из Вашего жизненного опыта

(жизненные наблюдения; пример из истории посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.)

Обратимся к тексту (автор). Предложение №.

Доказательства находим в тексте (автор). Так, предложение №…

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению…

Это можно доказать, обратившись к предложению… текста. В нем…

Доказательством также служит пример из…

Аналогичным подтверждением вышесказанного служит история из моей жизни. Когда…

Подтверждение всему вышесказанному можно найти также в истории нашей страны. (приводится конкретный пример)

Во-первых, во-вторых, например, безусловно, без сомнения, несомненно, бесспорно

Вывод.

(общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным)

.

Таким образом, итак, действительно,

infourok.ru

Презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему: Готовимся к ОГЭ. Задание 3

Слайд 1

Готовимся к ОГЭ Задание 3 Выразительные средства лексики и фразеологии.

Слайд 2

Олицетворение Наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Например : Спит земля в сиянье голубом. . Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.

Слайд 3

Эпитет Образное определение , отвечающее на вопрос какой? Какая? Какие? и обычно выраженное именем прилагательным. Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.

Слайд 4

Сравнение Сопоставление одного предмета с другим. Сравнение может быть представлено: а) формой сравнительного оборота , присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК) Например: Хорошо и тепло, как зимой у печки , И берёзы стоят, как большие свечки . б) сравнительным придаточным предложением Например: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду. в) существительным в Т.п. Например: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.

Слайд 5

Гипербола излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета. В сто тысяч солнц закат пылал. Я сто раз звонил теьбе по телефону, пока ты спал!

Слайд 6

Литота чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления. Например, мальчик-с-пальчик; Ниже тоненькой былиночки пригнуться нужно.

Слайд 7

Метафора перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства. Например: Пустых небес прозрачное стекло . (небеса сравниваются со стеклом, союза нет) Багровый костер заката . (закат сравнивают с костром, союза нет)

Слайд 8

Градация расположение слов по нарастанию или убыванию их значения(смыслового или эмоционального) Например, Сейте разумное, доброе, вечное …

Слайд 9

Риторический вопрос это вопрос, который ставится с целью усиления утверждения и на него не требуется ответа. Например: И какой же русский не любит быстрой езды? Кто из нас в детстве не рвал штанов?

Слайд 10

Антитеза резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Например: Ты и убогая , ты и обильная , ты и могучая , матушка- Русь!

Слайд 11

Фразеологизм Это устойчивое сочетание слов, употребленное в переносном значении

Слайд 12

Деньги как вода — имеется в виду та легкость, с которой они тратятся Ждать у моря погоды — ждать благоприятных условий, которые вряд ли сложатся Из пустого в порожнее (переливать) — заниматься пустыми, бессмысленными рассуждениями Как две капли воды — похожи, неотличимы Как в воду глядел — предвидел, точно предсказал события,как будто знал заранее Как в воду канул – пропал, бесследно, без вести исчез Как в воду опущенный – печальный, грустный Дождь как из ведра — сильный дождь Как вода сквозь пальцы – тот, кто легко уходит от преследования

Слайд 13

Контекстные антонимы Это слова, которые тольк о в данном предложении являются антонимами : Они сошлись волна и камень , Стихи и проза, лед и пламень …

Слайд 14

Тренировочные упражнения

Слайд 15

Укажите, какое средство выразительности используется в предложениях: 1) Что может быть легче – выкармливать жадного поросенка, ничего не признающего в мире, кроме еды! А)эпитет; Б)олицетворение; В)метафора; Г)сравнительный оборот. А

Слайд 16

Укажите, какое средство выразительности используется в предложениях: 2) Это понимает хозяйка, и это понимает и лиственница. А)метафора; Б)олицетворение; В)гипербола; Г)эпитет. Б

Слайд 17

Укажите, какое средство выразительности используется в предложениях: 3)Все испаряется, даже тоска уходит вместе с другими человеческими очарованиями, оставляя на полу лишь только бессмысленное, подрагивающее от какого-то нижайшего страха тело. А)олицетворение; Б)метафора; В)инверсия; Г)сравнительный оборот. Б

Слайд 18

Укажите, какое средство выразительности используется в предложениях: 4)Золотые искры цветов потухли навсегда. А)олицетворение; Б)метафора; В)гипербола; Г)гротеск. Б

Слайд 19

Укажите, какое средство выразительности используется в предложениях: 5)Я знаю в лесу одно дерево: сколько лет уже оно борется за свою жизнь, старается выше расти, уйти от рук ломающих. А)олицетворение; Б)метафора; В)эпитеты; Г)метонимия. А

Слайд 20

Укажите, какое средство выразительности используется в предложениях: 6)И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук. А)эпитет; Б)олицетворение; В)синтаксический параллелизм; Г)фразеологизмы. Г

nsportal.ru

Тест: Тематический тест формата ОГЭ 2017. Задание № 3

Для выполнения этого теста необходимо повторить средства художественной выразительности.

Русский язык 9 класс | Автор: Жилина И.В. | ID: 9724 | Дата: 21.9.2017

Вопрос № 1

Укажите предложения, средством выразительности в которых является метафора.

1.Жесткая улыбка появилась на лице Монтэга.
2.Медный наконечник брандспойта зажат в кулаках, громадный шланг выпускает ядовитую струю керосина.
3.Какое-то особое наслаждение видеть, как огонь пожирает вещи, как они чернеют и меняются.
4. Он повесил на гвоздь черный блестящий шлем, рядом — брезентовую куртку.
5. Бесшумный пневматический поезд поглотил его, пролетел, как челнок, по хорошо смазанной трубе подземного туннеля.

Введите ответ: Вопрос № 2

Укажите предложение, средством выразительности в котором является фразеологизм.

1.Бесшумный пневматический поезд поглотил его, пролетел, как челнок, по трубе подземного туннеля.
2.Насвистывая, Монтэг поднялся на эскалаторе навстречу ночной тишине.
3.Ее тонкое лицо светилось ласковым, неутолимым любопытством.
4.Кануло в Лету время, когда они были длиною всего в двадцать футов.
5. Он взглянул на пустую стену перед собой, и на ней возникло лицо девушки, каким оно сохранилось в его памяти.

Введите ответ: Вопрос № 3

Укажите предложение, средством выразительности в котором является эпитет.

1.В комнате было холодно, но Монтэг чувствовал, что задыхается.
2.Он носил свое счастье, как маску, но девушка отняла ее.
3.Он почувствовал, что улыбка соскользнула с его лица, что она подтаяла, оплыла и отвалилась.
4.Ее тонкое лицо светилось ласковым, неутолимым любопытством.
5. Однако он не поднял штор — он не хотел, чтобы сюда заглянула луна.

Введите ответ: Вопрос № 4

Укажите предложение, средством выразительности в котором является сравнение.

1.Он все еще не хотел впустить в комнату свет с улицы.
2.Он знал, что сейчас она обдумывает его вопросы, соображает, как лучше ответить на них.
3.Была только девушка, идущая рядом, и в лунном свете лицо ее сияло, как снег.
4.Два лунных камня глядели на него при слабом свете прикрытого рукой огонька.
5. Предмет, который Монтэг задел ногой, тускло светился — маленький хрустальный флакончик.

Введите ответ: Вопрос № 5

Укажите предложение, средством выразительности в котором является просторечие.

1.Эта нелепая мысль не покидала его, пока он стоял в темноте возле телефона, дрожа всем телом.
2.Он встал, поднял шторы и, широко распахнув окна, впустил в комнату свежий ночной воздух.
3.Монтэг слышал голоса людей, они что-то говорили, снова и снова сплетая магическую ткань слов.
4. — Я так и думала. — Она откусила кусочек поджаренного хлеба. — Боли в желудке, но голодна страшно.
5. — В конце концов, мы живем в век, когда люди уже не представляют ценности.

Введите ответ: Вопрос № 6

Укажите предложение, средством выразительности в котором является олицетворение.

1.- Психиатр хочет знать, почему я люблю бродить по лесу, смотреть на птиц, ловить бабочек.
2. Я люблю, откинув назад голову, вот так, ловить на язык капли дождя. Они на вкус, как вино.
3.Ему показалось, что он раскололся пополам и одна его половина была как огонь, а другая — как лед.
4.Механический пес спал и в то же время бодрствовал, жил и в то же время был мертв в своей конуре .
5. Бледный свет ночного неба пробирался через большое квадратное окно, и блики играли то тут, то там.

Введите ответ: Вопрос № 7

Укажите предложение, средством выразительности в котором является метафора.

1.Пес приподнялся в конуре и взглянул на Монтэга внезапно ожившими, зелено-синими глазами.
2.Монтэг обычно оставался наверху и не принимал участия в этих забавах.
3.Ветви над их головами, шурша, роняли сухой дождь листьев.
4.Он увидел, как из морды собаки высунулась игла, исчезла, снова высунулась, снова исчезла.
5. Монтэг не сразу отошел от люка, он хотел сперва немного успокоиться.

Введите ответ: Вопрос № 8

Укажите предложения, средством выразительности в которых является метафора.

1.Тучи рассеялись, небо было чисто.
2. Он закурил и, вернувшись в коридор, нагнулся и заглянул в конуру.
3. Механический пес напоминал гигантскую пчелу, возвратившуюся в улей с поля.
4.Тело пса напиталось этим густым сладким дурманом.
5.

Введите ответ: Вопрос № 9

Укажите предложение, средством выразительности в котором является лексический повтор.

1.Он не может любить или не любить.
2.Он просто «функционирует».
3. Это как задача по баллистике.
4.Для него рассчитана траектория, и он следует по ней.
5.Сам находит цель, сам возвращается обратно, сам выключается.
6.Медная проволока, аккумуляторы, электрическая энергия — вот и все, что в нем есть.

Введите ответ: Вопрос № 10

Укажите предложение, средством выразительности в котором является оксюморон.

1.Пес приподнялся в конуре и взглянул на Монтэга внезапно ожившими, зелено-синими глазами.
2.Монтэг обычно оставался наверху и не принимал участия в этих забавах.
3.Ветви над их головами, шурша, роняли сухой дождь листьев.
4.Он увидел, как из морды собаки высунулась игла, исчезла, снова высунулась, снова исчезла.
5. Монтэг не сразу отошел от люка, он хотел сперва немного успокоиться.

Введите ответ:

Получение сертификата
о прохождении теста

testedu.ru

Тест по русскому языку (9 класс) на тему: ОГЭ задание 3, тесты

1. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Согласные приставок (кроме приставок на –З,-С) пишутся всегда одинаково, независимо от произношения?

1)      подшить

2)      вскружить

3)      отравление

4)      подумать.

 2. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Конечные согласные приставок (кроме приставок на –З,-С) пишутся всегда одинаково, независимо от произношения?

1)      подвижный

2)    бесшумный

3)      представить

4)      истратив

 

3. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Конечные согласные приставок (кроме приставок на –З,-С) пишутся всегда одинаково, независимо от произношения?

1)      взмахнуть

2)      встревожиться

3)      отчизна

4)      отрезок

 

4. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Конечные согласные приставок (кроме приставок на –З,-С) пишутся всегда одинаково, независимо от произношения?

1)      растворять

2)      отбить

3)      восторжествовать

4)      низкий

 

5. В каком слове правописание согласной в приставке НЕ зависит от последующего согласного звука?

1)      расспросить

2)      чрезмерный

3)      истратив

4)      несбалансированный

 

6. В каком слове правописание приставки НЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ правилом: «В приставках, оканчивающихся на –З и – С перед звонкими пишется З, перед глухими С»?

1)      чересполосица

2)      нисходящий

3)      изгнать

4)      несдержанный

 

7. В каком слове правописание приставки НЕ определяется правилом: «Конечные согласные приставок (кроме приставок на –З,-С) пишутся всегда одинаково, независимо от произношения?

1)      вскрикнуть

2)      поддержка

3)      обставить

4)      отгул

 

8. В каком слове правописание приставки НЕ определяется правилом: «Конечные согласные приставок (кроме приставок на –З,-С) пишутся всегда одинаково, независимо от произношения?

1)      подвернуть

2)      растопить

3)      обвести

4)      надстроить

 

9. В каком слове правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука?

1)      испортить

2)      пересдать

3)      несдобровать

4)      обтекаемый

 

10. В каком слове правописание приставки ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ правилом: «В приставках, оканчивающихся на –З и – С перед звонкими пишется З, перед глухими С»?

1)      воспоминание

2)      несговорчивый

3)      сделка

4)      подбежать

 

11. В каком слове правописание приставки ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ правилом: «В приставках, оканчивающихся на –З и – С, перед звонкими пишется буква, обозначающая звонкий согласный»?

1)      бесцветный

2)      безвкусный

3)      обвить

4)      низшая

 

12. В каком слове правописание приставки ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ правилом: «В приставках, оканчивающихся на –З и – С, перед глухими пишется буква, обозначающая глухой согласный»?

1)      бесцеремонный

2)      несжатый

3)      мировоззрение

4)      оттолкнуть

nsportal.ru

Тест по русскому языку (9 класс) на тему: Подготовка к ОГЭ по русскому языку, задание 9

Осложнённое простое предложение. 

Задание 9

 1. Найдите предложение с обособленным приложением.
(1)Солнце садилось. (2)Вокруг пахло вечерней прохладой. (3)Птицы замолчали, уступив место нашему герою. (4)Он вскарабкался на остатки трухлявого пенька, чтобы быть повыше, и запел. (5)Это был светлячок – маленькая букашечка, и пел он свою незатейливую песенку о том, что видел: прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море травы, серебряные слёзы росы и любовь. (6)Он пел о любви к жизни. (7)Он во всём видел любовь. Ответ: (  )

2. Найдите предложение с обособленным обстоятельством.
(17)Когда поезд отошёл от очередной станции, я поставил книгу на открытое окно и стал смотреть на лес, на поля и луга, которые мелькали за окном. (18)И вдруг – о ужас! (19)Книга исчезла между двойными окнами вагона. (20)Ещё не понимая серьёзности положения, я замер и испуганно смотрел на отца, на соседа-лётчика, который пытался достать книгу. (21)Через минуту уже весь вагон помогал нам. Ответ: (  )

3. Найдите предложение с обособленным обстоятельством. 
(18)Валерка почувствовал на своём лице влажные прикосновения тёплого собачьего языка: совсем крошечная собака, а прыгала так высоко! (19)Он протянул руки, подхватил собаку, и она уткнулась ему в шею, часто и преданно дыша.
– (20)Чудеса! – раздался густой, сразу заполнивший всё пространство лестничной клетки голос. (21)Голос принадлежал щуплому невысокому человеку. Ответ: (  )

4. Найдите предложение с обособленным приложением.
(31)И тогда соседский мальчишка, школьник, первым решил сказать ему правду:
– (32)Да это не твой отец. (33)Что ты голосишь? (34)Это артист. (35)Не веришь – спроси у киномеханика.
(36)Но киномеханик молчал: взрослые не хотели лишать мальчика его горькой и прекрасной иллюзии.
(37)Мать наклонилась к сыну, скорбная и строгая, в глазах её стояли слёзы. Ответ: (  )

5. Найдите предложение с обособленным обстоятельством
(23)Летом 1942 года ребят впервые пригласили на военный крейсер. (24)Они поехали на грузовой машине, захватив музыкальные инструменты и танцевальные костюмы. (25)На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина. (26)По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы. (27)3навшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников. Ответ: (  )

6. Найдите предложение с обособленными согласованными определениями. 
(21)Когда, довольный и счастливый, я вернулся на своё место, Павлика не оказалось рядом. (22)Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза.
– (23)Ты чего это? (24)Не стоит из-за этого дуться, ну покричит и забудет.
(25)Он молчал и глядел мимо меня. (26)Какое ему дело до Елены Францевны, он и думать о ней забыл. (27)Его предал друг. (28)Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду. Ответ: (  )

7. Найдите предложение с обособленным определением. 
(18)На мгновенье в душу закрадывается страх, как бы не задохнуться, но он вспоминает, что Жучка сидит там уже целые сутки. (19)Это успокаивает его, и он спускается дальше. (20)Жучка, опять усевшаяся на прежнее место, успокоилась и весёлым попискиванием выражает сочувствие безумному предприятию. (21)Это спокойствие и твёрдая уверенность Жучки передаются мальчику, и он благополучно достигает дна. Ответ: (  )

8. Найдите предложение с обособленным согласованным определением. 
(10)Зависть, в которой кроется исток многих человеческих слабостей и пороков, не оставляла Сеньку в покое…
(11)Трудно было отыскать людей, более не похожих друг на друга, чем Ваня и Сенька. (12)В ту пору Ваня ещё очень ему сочувствовал. (13)Когда Сеня, путаясь и напрягаясь, блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший, Ваня страдал. (14)А после урока, на котором Голубкин получал очередную двойку, этот верзила теснил невысокого Ваню: тот, оказывается, подсказывал недостаточно чётко и ясно. Ответ: (  )

9. Найдите предложение с обособленным согласованным определением. 
(1)Сейчас я понимаю, что это был пёс-чудак. (2)Странный, необычный и, можно сказать, выдающийся. (3)Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей». (4)Но тогда, в детстве, его несуразные выходки, наивная ребячливость, несовместимая с грозным званием сторожевого пса, сентиментальность меня порою доводили до бешенства. (5)Во-первых, кличка. (6)Звали его Борожай. (7)Найдите на земле ещё одну собаку, которая имеет такое нелепое имя! Ответ: (  )

10. Найдите предложение с обособленным приложением.
(10)Вошла учительница – все кинулись по местам, и начался урок. (11)Лисапета Вторая нацарапала записочку Вере, своей соседке по парте: «Жеку теперь засмеют!». (12)Вера незаметно обернулась к Жеке. (13)Тот сидел сгорбясь – локти в парту, кулаки под закаменевшим подбородком, – взглядом упирался в одну точку – от всех отгорожен, замкнут, защёлкнут на замок. (14)Просто дикарь, да и только.
Ответ: (  )

11. Найдите предложение с обособленным приложением.
(25)Тогда он впервые задумался о феномене детства. (26)Когда оно начинается, вопросов не вызывало, но когда оно заканчивается и где тот рубеж, начиная с которого человек становится взрослым? (27)Очевидно, что у деревенских ребятишек детство заканчивалось раньше, чем у городских. (28)Северная деревня всегда жила впроголодь, а после войны все обнищали вконец, работали бабы и ребята. (29)Из тридцати ушедших на фронт местных мужиков вернулись с войны двое. (30)Дети, маленькие мужики-школьники, рано начинали трудовую жизнь, и детство у них было украдено. (31)Впрочем, что тут считать: у одних было украдено детство, у других – юность, у третьих – жизнь. Ответ: (  )

12. Найдите предложения с обособленным обстоятельством. 
(24)Откуда у тебя цветы? – спросила учительница.
– (25)Это мне Витя подарил, – спокойно сказала Лена. (26)Все сразу зашушукались, посмотрев на Витю, а Витя низко опустил голову.
(27)А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него.
– (28)А вот и жених пришёл! (29)Здорово, юный жених! Ответ: (  )

13. Найдите предложение с обособленными согласованными определениями.
(3)В той иерархии, которая выстраивается самопроизвольно в каждом коллективе, все трое занимали самые низкие позиции – благодаря полнейшей непригодности ни к драке, ни к жестокости. (4)Илья был длинным и тощим, его руки и ноги вечно торчали из коротких рукавов и штанин. (5)Всегда одетый хуже других, тоже плохо одетых ребят, он постоянно паясничал и насмешничал, делал представление из своей бедности, и это был высокий способ её преодоления. (6)Санино положение было хуже. (7)Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд. (8)К тому же он учился играть на пианино. (9)И не было никакого умиления, а только одни злые насмешки. Ответ: ( )

14. Найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. 
(1)Я даже не помню, как называлась та книга. (2)Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. (3)Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. (4)Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол. (5)Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.
– (6)Санёк, спасибо за книгу! (7)Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! – восхищённо улыбаясь, произнёс Петька и пожал мне руку. Ответ: (  )

 

nsportal.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *