Термин обществознание это – Материал по обществознанию (11 класс) на тему: Словарь терминов по обществознанию | скачать бесплатно

словарь терминов по обществознанию

Словарь по обществознанию от А до Я.

Абсолютная истина — это полное соответствие формы психики (например, суждения, образа и т. д.) и объекта познания.

Абсолютное заблуждение — это полное несоответствие формы психики и объекта познания.

Авторитаризм — это политический режим, при котором правитель контролирует лишь некоторые сферы общества.

Агентирование — это вид договора, по условиям которого агент за вознаграждение обязан совершить по поручению другой стороны (принципала) юридические и другие действия от своего имени, но за счёт принципала.

Агенты социализации — это отдельные люди, группы или организации, которые проводят обучение и помогают человеку осваивать роли, это семья, школа, средства массовой информации, группа подростков.

Агитационный период — период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию.

Агностицизм — это теория о принципиальной невозможности познать окружающий мир, так как окружающего мира не существует, а существуют только наше сознание и наши ощущения.

Аддитивное поведение — это поведение, которое заключается в бегстве от действительности посредством приёма различных психотропных средств — алкоголя, наркотиков, токсинов, курения табака.

Административное правонарушение (проступок) — это действие или бездействие, посягающее на общественный порядок, права и свободы граждан.

Аксиология — это наука о ценностях. Акция — это ценная бумага, продаваемая инвестору за деньги, идущие на развитие фирмы, и дающая ему права совладельца имущества фирмы и на получение будущих прибылей фирмы (дивидендов).

Акция обыкновенная — это такая акция, которая даёт право на участие в управлении предприятием и получение части чистой прибыли.

Акция привилегированная — это акция, которая даёт право на получение дивидендов фиксированной величины независимо от размера прибыли, но не даёт право на участие в управлении фирмой.

Альтруизм — это готовность жертвовать ради других людей.

Амнистия — это освобождение от дальнейшего отбывания наказания отдельных категорий лиц (но не персонально), которое объявляется Государственной Думой в связи со знаменательной датой или событием.

Анкета — это размноженный документ, содержащий несколько десятков вопросов. Аномия — это состояние беззакония, безнормия, которое существует в современных больших городах, наступает в стране в период революции или бунта.

Антисоциальное поведение — это такое поведение, которое представляет собой совершение действий, противоречащих этике и морали.

Антропология философская — это учение о человеке.

Апартеид — это система раздельного проживания белых и «цветных» в ЮАР в недавнем прошлом.

Апейрон (по теории Анаксимандра) — это бесконечно делимое.

Апория (в переводе с греческого) — это безвыходное положение, логическое противоречие или головоломка.

Апостолы — это ученики Иисуса Христа. Аренда — это вид договора, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование.

Аристократия — это форма правления, при которой существует власть хорошего меньшинства граждан.

Артефакты — это создания человеческих рук Аскетизм (от греческого «упражняюсь») — это предельное ограничение своих потребностей.

Атеист — это человек, не верующий в существование бога, это безбожник. Атман (в буддизме) — это пустота, Бог.

Банк — это финансовый посредник по приёму вкладов, предоставлению ссуд, организации расчётов, купле и продаже ценных бумаг.

Банкротство (несостоятельность) предприятия — это неспособность отдать долги кредиторам.

Бартер — это прямой натуральный обмен одного товара на другой товар.

Безналичные денежные средства — это суммы на счетах граждан и организаций в банке, при этом расчёты осуществляются путём изменений записей на счетах.

Безработные — это люди, которые желают и могут, но не имеют возможности трудиться из-за того, что не могут найти работу.

Биосфера — это оболочка Земли, это открытая система, созданная живыми организмами. Бихевиоризм (от английского behavior — поведение) — это наука о поведении.

Блага экономические — это средства для удовлетворения человеческих потребностей Богема — это культура артистов и художников.

Брак — это добровольный союз между мужчиной и женщиной с целью создания семьи.

Буржуазия — это класс предпринимателей. Бюджет государственный — это смета государственных доходов и расходов.

Бюджетная (фискальная) политика (от древнеримского «fiscus» — «денежная корзина») — использование государственного бюджета (а он складывается из налогов и расходов) для регулирования деловой активности, стимулирования экономического роста, преодоления спада, борьбы с инфляцией и тому подобное.

Бюджетный дефицит — это превышение государственных расходов над доходами, покрываемое либо с помощью займов, либо путем денежной эмиссии Бюрократия — это иерархическая организация, построенная на административном контроле и закулисной борьбе клик за власть.

Валовой национальный продукт (ВНП) — это совокупная рыночная стоимость всех произведённых в стране за год товаров и услуг

Вексель — это обязательство одного лица другому уплатить фиксированную сумму денег в определённый момент времени.

Величина предложения — это объём определённого вида товаров в натуральном измерении, которые продавцы хотят и могут предложить в течение определённого периода времени при определённом уровне рыночной цены.

Верификации процедура — это проверка философских понятий на научность, на соответствие фактам.

Вето — это право одного органа власти принять или отклонить предложенные постановления, указы или законы, принятые другим органом власти.

Вина — это негативное суждение о себе.

Власть политическая — это способность осуществлять социальный контроль над деятельностью людей в политической сфере.

Восприятие — это образ, состоящий из нескольких ощущений.

Выборы — это демократическая процедура, с помощью которой определяются исполнители на должности президента, депутата или губернатора Высший или эксплуататорский (по марксистской терминологии) класс — это группа людей, которые являются контролёрами в обществе.

Гелиоцентрическая теория — это теория о вращении Земли и планет Солнечной системы вокруг Солнца.

Географическое направление в социологии — это теория, представители которой считали, что географические факторы влияют на общество.

Геополитика (от греческого земля + государственные дела) — это общественная наука о контроле над пространством.

Геоцентрическая теория — это ложная теория о вращении Солнца, планет и звёзд вокруг Земли.

Геоэкономика — это мировая экономика.

Геронтократия — это правлением стариков.

Герусия — это совет старейшин (по гречески — геронтов).

Гипноз — это внушение норм поведения через погружение человека в транс.

Глобальное общество — это современное общество на всём земном шаре, когда вместо множества изолированных локальных цивилизаций возникла единая земная цивилизация.

Гносеология — это теория о познании мира человеком.

Гомеостазис — это процесс поддержания равновесия.

Государство — это политическая организация, которая контролирует деятельность граждан в обществе.

Гражданский истец — это лицо или организация, которые потерпели материальный ущерб от преступления и требуют его возмещения.

Гражданский ответчик — это лицо или организация, которые в силу закона несут материальную ответственность за ущерб гражданскому лицу.

Гражданское общество — это совокупность людей, групп и негосударственных организаций, которые должны иметь возможность контролировать деятельность бюрократии.

Групповой брак — это брак между несколькими мужчинами и несколькими женщинами.

Движение — это перемещение в пространстве за определённый отрезок времен

Движения социальные— это действующие группы людей, цель которых — установление нового строя жизни.

Девальвации — это обесценивание национальной валюты.

Девиантное поведение — это отклоняющееся от нормы поведение.

Дедукция — это снисхождение от абстрактного к конкретному, от аксиом к следствиям и прогнозам, которые следует проверять.

Дееспособность — это способность заключать сделки и договоры Действующая толпа — это агрессивная толпа.

Демагог — это человек, который умеет влиять на толпу в личных неблаговидных интересах.

Демография — это наука о численности, составе и изменении народонаселения. Демократия — это политический режим, при котором правитель может контролировать только политическую сферу, но в рамках конституции.

Демократия крайняя — это форма правления, при которой власть принадлежит большинству граждан, которое правит плохо.

Демократия полисная или полития — это форма правления, при которой власть находится в руках большинства граждан, которое правит хорошо.

Демпинг — продажа товара по заниженным ценам с целью разорения конкурентов, а став монополистом фирма начинает взвинчивать цены и с избытком компенсировать потерю прибыли от демпинга.

Денежная масса — это сумма номиналов всех наличных и безналичных денег в стране.

Денежно-кредитная политика (монетарная политика) — мероприятия центрального банка, направленные на увеличение или сокращение денежного предложения в стране в целях регулирования экономической конъюнктуры, сдерживания инфляции, стимулирования экономического роста и тому подобное.

Деньги — это особый товар, который принимается всеми людьми в обмен на любые другие товары.

Депозиты — это вклады в банке.

Дефицит — это ситуация на рынке, когда покупатели при существующем уровне цены готовы купить больший объём товара, чем продавцы готовы предложить.

Дефицит бюджета правительства — это превышение расходов правительства над доходами.

Дефолт — это грубый обман, отказ правительства платить по долгам своим кредиторам.

Дискриминация ценовая — это продажа одного и того же товара на одном и том же рынке разным покупателям по разным ценам.

Диалектика — это искусство спора.

Диктатура — это сильная власть, которая часто означает тиранию.

Динамика — это описание последовательности этапов развития структуры социального организма, то есть появление всё новых и новых организаций и групп.

Доверительное управление имуществом — это вид договора, по условиям которого учредитель управления передаёт доверительному управляющему на определённый срок имущество в доверительное управление и доверительный управляющий обязуется осуществлять управление в интересах учредителя.

Договор — это соглашение двух или нескольких лиц об установлении гражданских прав.

Забастовка (стачка) — это способ ведения административного конфликта со стороны наёмных работников, который означает прекращение работы до тех пор, пока работодатель не согласится на повышение заработной платы.

Заём и кредит — это вид договора, по условиям которого заёмщик берёт деньги в банке и обязуется вернуть полученную сумму и уплатить проценты на неё. Закон — это норма и правило поведения.

Залог — это ценность (например, золото и драгоценности), которую кредитор может приобрести в собственность в случае, когда должник нарушил условия договора.

Затраты общие — это расходы на приобретение ресурсов, необходимых для производства определённого объёма продукции

Ипотека — это залог земельных участков, предприятий, зданий, сооружений, квартир и другого недвижимого имущества.

Ид — это инстинктивное ядро личности.

Идеализм субъективный — это теория, согласно которой вещи — это комплексы наших ощущений, существуют не вещи, а только наше сознание.

Идеология — это теоретическая система, которая оправдывает определённые ценности и нормы.

Избыток товаров (затоваривание) — ситуация на рынке, когда продавцы предлагают объём товара больше, чем покупатели могут купить.

Изоморфизм — это подобие различных систем.

Иерархия социальная — это пирамида.

Империя — это страна, построенная путем завоевания.

Импичмент (англ. impeachment — обвинение, осуждение) — процедура отстранения от должности президента страны парламентом.

Импорт — это закупка товаров за границей.

Инвестиции — это капиталы, вложенные в производство.

Инвестирование — это направление денег на приобретение дополнительного капитала.

Индукция — это восхождение от конкретного к абстрактному, от опытных данных к теории.

Индустриализация — это создание промышленности.

Инстинктивизм — это теория, согласно которой социальные процессы объясняются инстинктами людей.

Интеракционизм символический — это теория, представители которой считают, что люди обмениваются информацией, конфликтуют и контролируют деятельность других людей с помощью символов — жестов, разыгрывания сценок и создания имиджа.

Интроверт — это человек, интерес которого направлен в себя, он руководствуется в своём поведении только внутренними принципами.

Интуиция — это восприятие окружающего мира человеком или животным с помощью бессознательного, когда на основании прошлого опыта и без всяких размышлений откуда-то из глубин подсознания у них всплывает готовый рецепт решения проблемы или готовый план действий в форме предчувствия.

Инфляция (от латинского «вздутие»») — это процесс повышения общего уровня цен в стране, ведущий к обесцениванию денежной единицы.

Инфраструктура экономическая — это строительство транспортной сети, портов, средств связи, газификация и электрификация.

Иррационализм — это такое течение в философии, которое настаивает на ограничении роли разума в истории и познании, где основную роль играют не разум, а инстинкты, интуиция и чувства.

Искусство — это специфическая форма отражения окружающего мира при помощи художественных образов.

Исправительные работы — это удержания из заработка осужденного в течение определённого судом срока в доход государства в размере, установленном приговором суда.

Истина — это подтверждаемость, непротиворечивость и эффективность.

Кадастр — это книга налогоплательщиков.

Капитал физический — это оборудование, станки, здания, сооружения, которые созданы трудом людей.

Капитал невещественный (незримый) — это знания, умения и информация (патенты, лицензии, авторские права, умения людей, торговые марки).

Картель — это соглашение между олигархами о разделе рынка сбыта, согласовании объёмов продаж и уровня цен для каждого из них.

Категория — это понятие.

Касты — это группы людей в социальной иерархии, где социальные лифты полностью выключены, поэтому люди не имеют никакой возможности сделать карьеру.

Квалификация преступления — это соответствие преступления и статьи уголовного кодекса.

Квота импортная — это предельная величина ввоза за год из определённой страны.

Класс социальный — это большая группа людей, занимающая определённое место в системе социального контроля.

Клика (от французского «шайка», «банда») — это малая группа соратников, тесно сплочённых между собой ради достижения неблаговидных целей любой ценой.

Клир — это иерархическая пирамида священников с суровой дисциплиной внутри этой пирамиды.

Коацерваты — это протоклетки, органические структуры, окружённые жировыми мембранами.

Кодекс законов — это множество законов, описывающих нормы поведения в какой-то области деятельности — в экономике, семейной сфере и тому подобное.

Коллективный договор — это правовой акт, регулирующий отношения между работодателем и наёмными работниками на предприятии.

Командная экономическая система — это способ организации экономики, при котором земля и капитал находятся в государственной собственности и распределение ресурсов находится в руках государственных центральных органов в соответствии с государственными планами.

Комиссия — это вид договора, по условиям которого комиссионер обязуется за вознаграждение по поручению другой стороны (комитента) совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счёт комитента.

Комплекс неполноценности — это глубокое всепроникающее чувство собственной неполноценности по сравнению с другими людьми.

Коммунистическое движение — это одно из направлений социалистического движения, коммунисты на самом деле по примеру Ленина стремятся захватить власть без выборов или отменить свободные выборы после своего прихода к власти на выборах, установить тиранию или олигархию вместо представительной демократии, отменить частную собственность и рынок.

Конкурентоспособности повышение — это повышение качества и снижение цены товара.

Конкуренция рыночная — это экономический конфликт за право получения экономических ресурсов.

Консервативное движение — это такое движение, представители которого имеют целью наведение общественного порядка, иногда даже возврат к прошлому, сохранение власти старой элиты, бюрократии или аристократии, сохранение традиционных моральных, семейных и религиозных ценностей.

Контрактация — это вид договора, по условиям которого производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать урожай заготовителю для переработки или продажи.

Контркультура — это такой вид культуры, нормы которой противоречат нормам господствующей культуры.

Контроль социальный — это вид социального взаимодействия, при котором контролёр принуждает объект контроля к выполнению норм с помощью угрозы применения положительных или отрицательных санкций, с помощью внедрения стереотипов.

Конфедерация — это такая форма территориального устройства, где почти все полномочия и налоговые поступления остаются у периферии.

Конфликт социальный — это вид социального взаимодействия, при котором участники пытаются одержать победу над своими противниками с помощью различных средств с целью физического уничтожения противника, превращения его в объект контроля или завоевания чужой сферы влияния и ресурсов.

Конфликта школа — это школа в социологии, представители которой считают, что социальные конфликты неизбежны, но их нужно улаживать.

Конформизм — это готовность человека подчиняться давлению или угрозам.

Концессия коммерческая — это вид договора, по условиям которого правообладатель предоставляет пользователю за вознаграждение право на фирменное наименование и товарный знак.

Конъюктура рынка — это соотношение спроса и предложения.

Корнер — это тайное соглашение между купцами или производителями о временном изъятии с рынка какого-то своего товара, чтобы искусственно создать временный дефицит и рост цен на этот товар, после этого дефицитный товар выбрасывается на рынок, и участники сговора получают повышенную прибыль.

Косвенный умысел в процессе преступления — это такой умысел, когда лицо не желало, но допускало опасные последствия своих действий.

Кредитование (от латинского «creditum», то есть «ссуда», «долг») — это предоставление средств во временное пользование коммерческим организациям за определённую цену.

Кредитоспособность заёмщиков — это возможность и способность вернуть долг банку.

Кровная месть — это обычай членов первобытного племени оказывать друг другу помощь в процессе мщения за ущерб, нанесённый чужаками.

Ксенофобия — это страх и неприязнь к другим культурам и чужим обычаям

Культ — это система обрядов, символических предметов, музыкальных инструментов, которые имеют функцию усилителя воздействия в руках священника.

Культура (от латинского «colere» — культивировать или возделывать почву) — это система ценностей, представлений о мире и правил поведения, общая для некоторой группы людей.

Культура материальная — это материальные ценности, созданные членами общества, от оружия до автомобилей.

Культура нематериальная — это мир идей, создаваемый членами общества от альтруизма до буддизма.

Купля-продажа — это обмен товара на деньги.

Лаконичный стиль речи (от названия области в Спарте — Лаконии) — это краткий и ясный стиль в выражении мысли.

Легитимный — это законный.

Либеральное движение (от английского слова liberty — свобода) — это такое движение, представители которой имеют целью проведение постепенных мирных реформ и введение политических свобод.

Лизинг (финансовая аренда) — это вид договора, по условиям которого арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определённого им продавца и предоставить это имущество арендатору за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей.

Лицензия внешнеторговая — это выдаваемое государством разрешение на ввоз или вывоз из страны определённых видов товаров. Ликвидность акций или денег — это уверенность покупателей в том, что они сумеют их продать в любой момент.

Лобби — это группы давления.

Логика формальная — это наука о законах правильного мышления.

Ложь — это неподтверждаемость, противоречивость и неэффективность.

Локаут (от английского «захлопывать перед кем-то дверь») — это закрытие предприятия на несколько недель без сохранения заработной платы для работников. Любовь — это влечение между мужчиной и женщиной.

Люмпен-пролетариат — это социальная группа, к которой относятся низы общества — преступники, бродяги и нищие.

Мажоритарная система — это система выборов, при которой избиратели голосуют не за партии, а за конкретных кандидатов

Макроэкономическая политика — это регулирование экономической активности путем воздействия на уровень потребления и инвестиций, а также денежное предложение с помощью бюджетной и денежно-кредитной политики.

Максималист — это человек, который хочет получить от жизни всё или ничего, он не приемлет полумер.

Малая группа — это небольшое количество людей — от 2 до 15 человек, между которыми установлены отношения морального лидерства.

Маржа (от латинского «margin», то есть «граница») — это доход банка, полученный за предоставление кредита коммерческим организациям, который идёт на затраты банкира для ведения дел и прибыль банкира.

Маркетинг — это изучение спроса и предложения на рынке.

Масса — это нетворческое большинство людей, это совокупность людей, которых волнует одна и та же проблема, но они не находятся в непосредственной близости друг от друга.

Материя — это всё, что нас окружает, кроме идей и чувств, это вещество и физические поля.

Меланхолик (от греческого «меласс холе» — чёрная желчь) — это слабый тип темперамента.

Меритократия (от английского merit — «заслуга») — это «власть заслуженных людей».

Механицизм в социологии — это теория, представители которой считали, что общество похоже на агрегат элементов, каждый из которых можно изучать независимо друг от друга.

Мистика (от греческого — «тайный») — это сверхъестественные явления и духовная практика, направленная на связь с потусторонним миром и сверхьестественными силами.

Мобильность социальная — это перемещение людей по социальной «лестнице».

Мобильность вертикальная — это перемещение людей вверх или вниз по социальной «лестнице» в течение жизни с повышением или понижением социального статуса.

Мобильность горизонтальная — это перемещение по одной ступени социальной лестницы без изменения социального статуса.

Мода — это стремление низов подражать элите.

Модные вещи — это опознавательные знаки, указывающие на принадлежность к элите.

Монетаризм — это направление экономической мысли, отрицающее — в противовес кейнсианству — необходимость государственного регулирования экономической активности. Отдает предпочтение антиинфляционной политике, направленной на поддержание устойчивости денежной системы.

Моногамия — это брак одного мужчины и одной женщины.

Монополия внешней торговли — это положение, когда только государство, а не частные фирмы, имеет право заключать внешнеторговые сделки об экспорте и импорте товаров.

Монотеизм — это единобожие.

Мультипликатор (в кейнсианской теории) — это коэффициент, характеризующий прирост национального дохода в результате первоначально израсходованной суммы денег — государственных расходов или инвестиций.

Наличные деньги — это бумажные деньги и разменная монета.

Налоги — это обязательные платежи, взимаемые налоговыми органами с организаций и физических лиц с целью финансирования государства и муниципалитетов.

Народность — это этнос, которому удалось создать собственное государство.

Натурализм в социологии — это точка зрения о том, что социальные явления подчиняются законам, свойственным природе — законам физики, механики, биологии, географии. Национализация предприятий — это выкуп или отъём государством предприятий у частных собственников.

Наука — это деятельность человека по получению, систематизации и проверке знаний

Нация — это этнос, которому удалось построить капиталистическое общество — общий национальный рынок, демократию, частную собственность, правовое государство, национальную культуру.

Недееспособный — это гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значение своих действий, признать гражданина недееспособным может только суд.

studfiles.net

Термины по обществознанию Блок Человек и общество


Термины по обществознанию

Блок «Человек и общество»


  1. Человек — это биосоциальное существо, обладающее сознательной речью, нравственными качествами и способностью изготовления орудий труда.

  2. Индивид — представитель человеческого рода, от рождения наделенный особыми отличительными от других людей качествами.

  3. Индивидуальность — специфические черты, выделяющие человека из совокупности себе подобных (внешние и внутренние).

  4. Личность — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни

  5. Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных ролей и норм, духовных ценностей.

  6. Агенты социализации — институты, играющие в процессе социализации наиболее важную роль (семья, образование, армия, ближнее окружение)

  7. Общество — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней, часть окружающего мира, представляющая собой совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей.

  8. Мировоззрение — система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире.

  9. Истина — это объективное знание, которое точно выражает сущность и свойства рассматриваемого предмета.

  10. Абсолютная истина — это несомненное, раз и навсегда установленное знание, некий идеал, к которому стремится наше знание.

  11. Относительная истина — неполное, ограниченное знание.

  12. Мышление — активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях

  13. Деятельность — это форма активного отношения человека к окружающему миру, предполагающая его целесообразные изменения и преобразования.

  14. Познание — процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.

  15. Потребности — это нужды человека в том, что является необходимым для поддержания его организма и развития личности

  16. Свобода — это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

  17. Ответственность — социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

  18. Культура — совокупность всех видов преобразующей деятельности человека, направленная как на внешнюю среду, так и на него самого.

  19. Наука — форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.

  20. Образование — один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, СМИ.

  21. Религия — вера в сверхъестественное; совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность.

  22. Искусство — практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей.

  23. Мораль — форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.

  24. Общественный прогресс — направление развития общества, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

  25. Глобализация — процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности.

  26. Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе

  27. Социальное познание — процесс приобретения т развития знаний о человеке и обществе.

  28. Духовная культура — совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и другие.

Блок «Экономика»:

  1. Факторы производства — ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг.

  2. Факторный доход — доход, получаемый с факторов производства (заработная плата, рента, прибыль, процент).

  3. Спрос — желание и возможность потребителей приобретать продукцию при каждом возможном уровне цены.

  4. Предложение — желание и возможность продавцов реализовывать продукцию при каждом возможном уровне цены.

  5. Экономическая система — установленная и действующая совокупность принципов, правил, законов, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, которые возникают в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта.

  6. Затраты (издержки) — это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период времени.

  7. Ценные бумаги — это документ, составленный по установленной форме и при наличии обязательных реквизитов, удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении этого документа.

  8. Безработица — социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти себе работу и становится резервной армией труда.

  9. Инфляция — долговременная устойчивая тенденция к повышению среднего (общего) уровня цен.

  10. Экономический рост — долговременное увеличение реального объема внутреннего валового продукта (ВВП) как в абсолютных значениях, так в расчете на каждого жителя страны.

  11. ВВП — годовая рыночная стоимость конечных товаров и услуг, производимых экономикой по территориальному признаку.

  12. Налоги — это обязательные платежи физических и юридических лиц государству.

  13. Государственный бюджет — это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег.

  14. Экономический цикл — периодические колебания уровней занятости, производства и инфляции.

  15. Рынок труда — это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы (трудовых услуг).

  16. Равновесная цена — цена, объем спроса при которой равен объему предложения

  17. Конкуренция — соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров.

Блок «Социальные отношения»:

  1. Социальная стратификация — совокупность расположенных в вертикальном порядке слоев (страт), представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа.

  2. Социальная мобильность — перемещение групп и индивидов в социальной структуре общества, изменение их статусов.

  3. Социальный лифт — механизм пути, через который можно изменить свое социальное положение.

  4. Социальные группы — совокупности людей (2 и более), которые имеют общие взгляды и связаны друг с другом в относительно устойчивых моделях социального взаимодействия.

  5. Этнические общности — исторически сложившиеся на определенной территории устойчивые группы людей, обладающие общими чертами культуры, языка, самосознанием, исторической памятью, а также осознанием своих интересов, своего единства, отличия от других подобных образований.

  6. Социальный конфликт — столкновение интересов личностей и групп.

  7. Социальные нормы — установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми.

  8. Социальный контроль — система предписаний, запретов, убеждений, мер принуждения, которая обеспечивает соответствие и упорядочивает взаимодействие между индивидами.

  9. Санкции — средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

  10. Семья — социальная группа, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях.

  11. Отклоняющееся поведение — поведение, отклоняющееся от норм или набора норм, принятых значительной частью общества.

  12. Социальная роль — модель поведения, соответствующая статусу, который занимает человек.

  13. Социальный статус — положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, социальным положением, профессией, и предполагающее определенные права и обязанности.

  14. Социальный институт — исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная в нормах морали, права система общественных отношений.

Блок «Политика»

  1. Власть — способность одной стороны (индивида или группы) влиять на поведение другой стороны вне зависимости от того, готова ли эта последняя к сотрудничеству или нет.

  2. Государство — организация политической власти, осуществляющая управление обществом в рамках определенной территории и обладающая суверенитетом.

  3. Политическая система — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействия политических субъектов и отношений между ними, связанных с осуществлением политической власти.

  4. Политический режим — совокупность способов и методов взаимодействия государственной власти с населением.

  5. Форма государства — совокупность характеристик, определяющих способ организации и устройства государства.

  6. Демократия — способ политической организации общества, основанный на участии граждан в формировании и осуществлении государственной власти, принятии политических решений большинством при уважении интересов меньшинства.

  7. Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

  8. Правовое государство — это демократическое государство, в котором реализуется принцип верховенства права, права’ и свободы человека и гражданина, и существует взаимная ответственность государства и граждан.

  9. Политическая элита — относительно немногочисленная социальная группа, сосредоточившая в своих руках значительный объем государственной власти.

  10. Политическая партия — организация, члены которой объединены общими целями, идеалами и стремятся к получению и реализации власти.

  11. Общественно-политическое движение — организация, которая создается на основе общности интересов для осуществления общих целей путем воздействия на государственную власть

  12. Политический лидер — ведущее лицо политического процесса, оказывающее постоянное и решающее воздействие на политические преобразования в стране.

  13. Избирательная система — порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определения результатов голосования.

  14. Политический процесс — совокупность действий субъектов политики, направленных на осуществление своих ролей и функций в рамках политической системы, на реализацию ими собственных интересов и целей.

  15. Политическое участие — действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

  16. Политическая культура — это совокупность норм и ценностей, которые разделяются большинством граждан и находят выражение в их политической деятельности, в оценке политических событий и в отношении к политике и ее компонентам.

  17. Политическая идеология — это сформированная система ценностей, ориентированная на выражение политических интересов, основание для формирования целей политических действий.

  18. Абсентеизм — форма аполитичности, проявляющаяся в уклонение избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.

Блок «Право»:

  1. Право — совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных или санкционированных государством и обеспечиваемых его принудительной силой.

  2. Конституционный строй — система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства.

  3. Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к нарушителю за совершение противоправного деяния.

  4. Дееспособность (гражданская) — способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (с 18 лет полная)

  5. Отрасль права — совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений

  6. Институт права — группа правовых норм, регулирующих какой-либо конкретный вид однородных общественных отношений. Пример: институт охраны труда в трудовом праве

  7. Гражданское право — отрасль частного права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения.

  8. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности — совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и контрактами.

  9. Имущественные права — права, возникающие по поводу обладания каким-либо имуществом или по поводу его передачи одним лицом другому.

  10. Неимущественные права (личные права) — особая категория гражданских прав, которые с рождения принадлежат гражданину и неотъемлемы от него.

  11. Трудовое право — самостоятельная отрасль права, регулирующая отношения в сфере труда.

  12. Трудовой договор — соглашение между работником и работодателем, в котором описаны взаимные права и обязанности сторон.

  13. Семейное право — отрасль права, регулирующая личные и производные имущественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей в семью на воспитание.

  14. Брачный договор — соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.

  15. Брак — юридически оформленный, свободный, добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные права и обязанности.

  16. Международное гуманитарное право — совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих защиту жертв войны, а также ограничивающих методы и средства ведения войны.

  17. Административное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе осуществления исполнительной власти органами государства

  18. Экологическое право — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды.

  19. Гражданство — устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.

  20. Уголовное право — отрасль публичного права, регулирующая отношения, которые возникают в связи с совершением преступления

  21. Уголовный процесс — досудебное и судебное производство по уголовному делу.

  22. Мера пресечения — особая группа мер процессуального принуждения, представляющая собой способы и средства ограничения личной свободы обвиняемого, а в исключительных случаях — подозреваемого.

  23. Правоотношения — это отношения между людьми, урегулированные нормами права.

  24. Правонарушение — общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), противоречащее нормам права и наносящее вред обществу, государству или отдельным лицам, влекущее за собой юридическую ответственность.

  25. Нормативно-правовой акт — это правовой документ, изданный в особом процедурном порядке компетентным органом государственной власти, устанавливающий или отменяющий правила регулирования общественных отношений.

  26. Альтернативная гражданская служба — особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами вместо военной службы.

  27. Правоохранительные органы — это органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие соответствующей компетенцией и необходимыми материальными ресурсами.

topuch.ru

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ это что такое ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: определение — Философия.НЭС

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

совокупность знаний общества о самом себе. Практически любая попытка конкретизировать это определение приводит к необходимости философского обоснования О., его социально-исторической определенности, его структурности, его типизации, его мировоззренческих и методологических установок. Наиболее простой и привычный путь — сопоставление О. и естествознания. В советский период российской истории характерным было сравнение «обществоведения» и естествознания, в котором О. приписывалась прежде всего идеологическая функция, тогда как естествознание признавалось относительно свободным от идеологии. Но даже это сравнение побуждает к анализу различных форм взаимодействия и соизмерения О. и естествознания, возникающих на разных этапах истории, в несходных социальных обстоятельствах, в своеобразных культурных системах.

Определение О. сопряжено с ответом на вопрос: что такое общество и как оно возможно? Следствием этого являются вопросы об особенностях общества, с которым соотносится О., о его современном состоянии, а стало быть, и о его истории и перспективах. Рассмотрение этих вопросов показывает, что сопоставление О. и естествознания является недостаточным для понимания О., поскольку О. включает в себя и вненаучные (донаучные, паранаучные) формы знания, «встроенные» непосредственно в структуры бытия людей, и само может служить средством объяснения различных аспектов естествознания, его социально-исторических и культурных форм, его «адаптации» к условиям разных социальных систем.

В настоящее время достаточно остро обсуждаются два вопроса, влияющих на определение О.: первый — о взаимоотношениях дисциплин О., второй — о соотнесении научного О. и его вненаучных форм, каковыми оказываются формы повседневного знания, обыденного сознания, «здравого смысла» и т. п. Первый вопрос естественным образом ограничивает сферу О. взаимоотношениями дисциплин социально-гуманитарного познания, второй расширяет эту сферу, связывая разные способы осознания и познания общественной жизни.

Первый из отмеченных вопросов возникает из необходимости трактовать О. как некоторую совокупность взаимодействующих и обусловливающих друг друга разновидностей знания об обществе. Когда, например, говорят о кризисе современного О. (социологии, философии, экономической теории, педагогики и т. д.), тем самым уже фиксируют некое состояние О., с присущими ему специфическими чертами, которое переросло в состояние кризисное, преобразующее прежние структуры О. Вследствие этого, так или иначе, уже определяется ситуация в О., сложившаяся на пороге XXI столетия, предшествующая ей ступень эволюции О. с относительно устойчивыми стандартами и ориентирами и, соответственно, ступень формирования этого устойчивого порядка описания общества Так, от фиксации структурности О. и ее кризиса мы неизбежно переходим к выяснению эволюции определенных форм (систем, совокупностей) социально-гуманитарного знания, их связей с характерными социальными типами и периодами эволюции общества. Используя термин М. Фуко, можно говорить об особых «эпистемах», т. е. исторических формациях знания, с присущими им «внутренними» и «внешними» связями. Термин «парадигма», введенный Т. Куном для характеристики естествознания, его отдельных дисциплин, направлений и школ, для характеристики О. в точном смысле использован не был, поскольку О. не демонстрировало приверженности общим образцам. Более того, возникала тема парадоксальной системности О., его связной совокупности в отсутствии общепринятых образцов.

Кризисное состояние современного О. напоминает нам о том, что его предшествующая, относительно стабильная фаза была продуктом становления научного О., что научное О. еще не насчитывает и двух веков, т. к. научно оформленные дисциплины О. стали определяться и взаимоопределяться только к середине XIX столетия.

До XIX в. О. развивалось в основном в рамках повседневных представлений, философских и теологических описаний жизни общества, литературы и практической политики. Хотя уже и в эпоху средневековья сложились определенные взгляды на различение профанного и «профессионального» знания, взгляды эти не базировались на научных основаниях, и соответствующие разграничения опирались главным образом на традицию (в Европе — на традицию противопоставления священного и светского).

Конечно, значительное развитие О. получило в ходе построения и взаимодействия различных философских систем. Однако в пределах философии О. оставалось в значительной степени «спекулятивным», в том смысле, что оно направлялось общими философскими представлениями о бытии и познании, проецировало эти общие представления на историю, на общество (на его отдельные подразделения), упорядочивало эмпирический материал — постоянно обогащавшийся и накапливающийся — в соответствии с логикой этих представлений.

В становлении научного О. можно отметить следующие моменты. Прежде всего — зависимость формирующегося научного О. от естествознания. Само отделение «научного» от «ненаучного» в О. происходило во многом под влиянием норм и стандартов естествознания, в особенности — теоретической механики. Тезис о сведении человеческих взаимосвязей к «логике вещей», об уподоблении социальных взаимодействий вещей продолжает существовать (причем в качестве разделяемого многими методологического регулятива) до наших дней. Соответственно толкуются и ориентиры объективного и общезначимого знания, на которые «настраивается» О. В результате вопрос о специфике общественной жизни и соответствующей методологии в период становления обществознания остается в «тени». И это «теневое», сдвинутое на «периферию» его бытование оказывается «родовой травмой» О., определившей противоречивость его развития в последующее столетие.

Другой важный момент, требующий специального комментария, это — связь формирования научного О. и четкого определения структур социального воспроизводства обществ индустриального типа. Развитие этих структур в производственно-экономической и правовой сферах приводит к деиндивидуализации общественной жизни, поскольку в указанных сферах начинают доминировать связи и эталоны, сопоставляющие абстрактносоциальные качества людей и соответственно «жертвующие» их индивидуальными различиями. Выявляется четкое различение формально-социальной и частно-индивидуальной жизни людей. Большие подсистемы общества: производство, право, образование, наука, политика (в значительной мере и культура в целом) — ориентированы на использование и умножение формально-социальных аспектов бытия людей. Частно-индивидуальная жизнь людей оказывается «по ту сторону» жестких социальных структур, но остается в поле О. благодаря знанию, не подчинившемуся стандартам абстрактной научности и формальной социальности, а также благодаря формам вненаучной рефлексии жизни, традиционной культуры и религиозности.

Формирующееся О., вырастая из определенной социально-практической почвы, по-своему выражает и преломляет структурность этой социальной основы: предметы и методы определяющих дисциплин «следуют» за логикой воспроизводящихся социальных связей, фиксируют доминирующие типы деятельности, затем — дополняющие их, а потом «решают» проблему их разграничения и взаимосвязи. В сопоставлениях и противопоставлениях дисциплин зарождающегося научного О. находят выражение практические различения форм социальных связей и типов деятельности людей: выявление предметов и методов дисциплин социально-гуманитарного познания оказывается не столько следствием сознательной методологической работы ученых, сколько результатом воспроизводства определенной структуры социальности (определенной «логики вещей» — как любили говорить философы XIX в.). Так, экономическая наука в своем стремлении к объективности отвлекается от индивидной активности и психологической мотивированности в поведении людей. И психология, фиксирующая предмет своих особых исследований, начинает с элементов психики человека, абстрагированных от предметно-содержательных аспектов его деятельности. Социология стремится обнаружить объективные «механизмы» социальных взаимодействий и начинает рассматривать как второстепенные воздействия индивидов на социальные структуры, формы самореализации и самоутверждения людей в обществе. Психология в этой ситуации «логикой вещей» вынуждена отвлекаться от характера и содержания общественных связей и рассматривать человеческую субъективность в аспекте человеческих взаимодействий.

Подобное разграничение установок происходит не только между дисциплинами, но и в рамках отдельных отраслей социально-гуманитарного познания. В историческом познании, ориентированном на общепринятые стандарты и нормы научности, во второй половине XIX в. развиваются такие дисциплины, как экономическая теория, археология, этнография, которые в значительной мере связаны с описанием условий, структур, вещной обстановки социального процесса. Вместе с тем, в исследованиях по истории политики, культуры, искусства продолжают доминировать взгляды, фиксирующие особенности деятельности людей, ситуаций, событий. Эта раздвоенность исторического познания говорит не о дополняющих друг друга изображениях истории («истории безлюдной» и «истории людей»), а о скрытом (и в принципе — непримиримом) дуализме методологии, свойственном не только истории начала XX в., но, по сути, и всем другим дисциплинам О. «Соседствующие» дисциплины взаимодействуют по принципу взаимоисключающего взаимодополнения, когда они исходят не из представлений о социальной эволюции или системе общества, а из предварительно расчлененной на противоположные аспекты и факторы (вещественное — духовное, объективное — субъективное, совместное — индивидуальное) жизни людей в обществе, причем рассматривают эти аспекты и факторы в качестве самостоятельно существующих предметов (как особые вещи), трактуют вопросы их «внешних» взаимодействий и, соответственно, воздвигают дисциплинарные барьеры для их совмещения («смешения»). Иначе говоря, полифоническая сложность социального процесса подпадает под стихийную логику разделения труда: по ее схемам выявляются противоположные аспекты социального воспроизводства, которые онтологизируются, превращаются в особые объекты, рассматриваемые затем в их совокупности как социальная реальность (или проще — «жизнь людей»), исходная для работы научного О.

На рубеже XIX и XX вв. парадоксы развития О. становятся предметом философского анализа, поскольку в них отображаются противоречия философии и науки, познания и культуры. В. Дильтей пытается обосновать специфику О. и выдвигает, в противовес натуралистически ориентированному познанию, область «наук о духе», нацеленных на описание социально-исторических явлений и событий в их конкретности, целостности, индивидуальности, опирающихся на особые методологические процедуры («понимание» — например), которые не сводят уникальность событий или индивидов к общим законам, но фиксируют образ их специфической реализации. В. Виндельбанд и Г. Риккерт фактически обосновывают двойственность методологии как для познания в целом, так и для О. Они разделяют и противопоставляют виды познания не по предметам, а по методам: обобщающий метод формирует предмет, который мы называем «природа», а индивидуализирующий метод указывает на сферу жизни (и ее особые проявления), которую мы называем «культура» (см. «Идиографический и Номотетический методы»). Поскольку это разделение носит прежде всего методологический характер, оно касается не только различения естественных и общественных наук, но распространяется и на ситуацию «внутри» О., где могут быть выделены по преимуществу обобщающие и по преимуществу индивидуализирующие дисциплины; более того, эта методология может быть применена и в трактовке отдельной дисциплины. В пределе эта методология означает, что любая дисциплина О. может быть и обобщающей и индивидуализирующей, но одно из этих качеств достигается за счет жертвы другим. Как это ни странно на первый взгляд, но методологическая гипотеза Г. Риккерта получила много подтверждений в О. XX столетия: об истории мы уже говорили, но и в отношении социологии, психологии, антропологии можно было бы сказать примерно то же самое: легко определимы «полярно ориентированные» направления, например — бихевиоризм и гуманистическая психология, физикалистская социология (Ландберг) и «социальное действие», структурный функционализм и этнометодология.

Методология «взаимоисключающего взаимодополнения» пронизывает практически все известные направления О. XX в. (и взаимоотношения между ними), но свое концентрированное выражение она находит во взаимоопределении социального и гуманитарного познания. Сам термин «социально-гуманитарное познание» указывает на то, что О. «составлено» из двух разных видов познания, т. е. термин этот фиксирует не столько связь, сколько различия. Ситуация становления научного О. «подкрепила» эти различия, обособив, с одной стороны, социальные науки, ориентированные на изучение структур, общих связей и закономерностей, и, с другой стороны, гуманитарное познание с его установкой на конкретноиндивидуальное описание явлений и событий общественной жизни, человеческих взаимодействий и личностей. Вопрос о соотношении социального и гуманитарного в О. был предметом постоянных дискуссий; в ходе этих дискуссий побеждали то сторонники четкого методологического определения дисциплин (и соответственно — размежевания), то сторонники их методологического сближения (и соответствующей предметной интеграции). Однако, важно отметить, что указанное различение и противопоставление социальных и гуманитарных дисциплин научного О. в основном трактовалось как ситуация «естественная», соответствующая общей логике Разделения и связывания человеческой Деятельности. Само оформление этой ситуации в недолгой и недавней истории становления научного О., как правило, во внимание не принималось.

Различия социальных наук и гуманитарного познания проявлялись и в отношениях научного О. с повседневным сознанием людей. Социальные науки четко противопоставлялись повседневному сознанию как специфическая область теорий, понятий и концепций, «возвышающихся» над непосредственным отображением людьми их обыденной жизни (отсюда в догматическом марксизме — идея внедрения научного мировоззрения в повседневное поведение людей). Гуманитарное познание в значительно большей степени считалось со схемами повседневного человеческого опыта, опиралось на них, более того, часто оценивало научные построения через их соответствие формам индивидуального бытия и сознания. Иными словами, если для социальных наук люди были элементами той объективной картины, которую эти науки определяли, то для гуманитарного познания, напротив, формы научной деятельности проясняли свое значение как схемы, включенные в совместную и индивидуальную жизнь людей.

Эти методологические и мировоззренческие ориентации обнаруживались и в отношениях философии и О. Социальные науки фактически «свели» философию к методологии исследований, причем к методологии, в основном толкуемой как обоснование техник и методик социального познания. В гуманитарном познании роль философии просматривалась в поисках и определениях проблемно-смыслового измерения бытия людей, определяющего характер и содержание человеческих стремлений. Переходя в «регистр» гуманитарного познания, философия освобождалась от давления узко понимаемых научно-методологических норм и фиксировала внимание на зависимости этих норм (шире — всей сферы социальных наук) от процесса жизни людей, от изменений в характере социального бытия, от проблем и перспектив человеческой самореализации. Такой философский подход, по сути, тоже опирается на формы научного познания, но роль этого научного компонента и его структурность долгое время оставались неясными (в некоторых аспектах остаются таковыми до настоящего времени).

Научное О. с присущим ему строем и функциями, с его интеграцией по принципу «взаимоисключающего взаимодополнения» (казавшимися «естественными») оказывается под вопросом во второй половине XX столетия, когда начинается полоса практических и теоретических кризисов. Типологическое родство этих кризисов проясняется в проблеме соотношения структур и людей. Большие структуры, «адаптирующие» к себе индивидную жизнь людей, выявляют свою ограниченность и непродуктивность по всему «фронту»: в экономике, политике, науке, образовании. Они обнаруживают свою несостоятельность в процессе перехода от экстенсивных к интенсивным формам деятельности, в переориентации общества на качественные изменения в сферах производства и экологии, преобразования системных связей социальности, технологии, информации. Так называемая «большая наука», построенная по принципам промышленного производства, оказывается неэффективной в организационном и прикладном плане; нормы и стандарты научности, которые признавались в ней как законы деятельности научного сообщества, оказываются сомнительными, подвергаются критике. Соответственно, утрачивают свои позиции большие теории в сфере О.: резко сокращается влияние догматического марксизма, подвергается жесточайшей критике структурно-функциональный анализ (Т. Парсонс), претендовавший на роль ведущей социальной теории, заметно падает рейтинг позитивистски ориентированных методологий в социологических, психологических, культуроведческих и исторических исследованиях.

В конце 60-х гг. XX в. О. начинает утрачивать черты даже того формального единства, которое было связано с декларативным признанием общих норм и стандартов научной деятельности. Сохраняется еще некоторая терминологическая общность, но она лишь маскирует разностильность методологических ориентации, реализуемых в разных науках и дисциплинах. За одними и теми же терминами — общество, личность, система, деятельность — скрываются существенно различные методологические схемы и понятийные связи.

Утрата формальной общности приводит к «плюрализации» и «фрагментации» О. Обостряется вопрос о его парадигме. Однако в складывающейся ситуации размежевания и разнородности дисциплин парадигма может быть только «эклектической», «лоскутной», «мультипарадигмой», т. е. проблема парадигмы на принципиально методологической основе не решается. Тупиковое положение фактически указывает на кризис методологии и философии определения парадигмы О. Парадигма О. не выявляется через сопоставление с общими нормами и стандартами познания. Тем не менее практически необходимость в интеграции О. осознается достаточно остро. Сама практическая потребность в «связывании» дисциплин О., присущих им представлений и стилистик исследования указывает на то, что единство О. определяется не столько стандартами познания, сколько общими проблемами, стоящими перед людьми в их совместной и индивидуальной жизни, типом проблем, характерных для современного социального мира, связью проблем глобального характера и проблем индивидной самореализации людей. Намечается новая философия интеграции О., а вместе с ней и переосмысление бытийных оснований О., его истории и перспектив, его связи с практикой общества, его соотнесенности с естествознанием и широко понимаемой культурой.

«Фокусирование» ориентации О. в проблемно-смысловом «поле» бытия людей указывает и на ограниченность прежних установок дисциплинарно-отраслевого разделения О., его интегрирования по принципу «взаимоисключающей взаимозависимости». Все более очевидной становится зависимость этих установок от практики воспроизводства общества как большой структуры, в рамках и на фоне которой реализуется жизнь социальных индивидов. Явной становится и непродуктивность социально-методологических концепций, фактически отождествлявших системность общества с его машинообразной или функциональной структурностью (догматический марксизм, структурно-функциональный анализ). Поскольку в трактовке социальных систем на первый план выходит проблема их изменения и становления — и в плане формирования качества жизни отдельного общества, и в плане системного оформления связей человеческого сообщества, — постольку все более осознается, как практическая и познавательная задача, необходимость представить зависимость структурности общества от самореализации человеческих индивидов. Т. о., понимание взаимосвязанной индивидной жизни людей оказывается «ядром» трактовки воспроизводящейся и меняющейся социальности. Прежде всего практические стимулы предопределяют выход за рамки стереотипов, противопоставлявших совместное и индивидуальное, социальное и личностное, экономику и психологию, структуры и людей. Реализация этой перспективы означает переосмысление характера интеграции О. и, вместе с тем, — логических и методологических стереотипов, задававших определенный стиль исследования и трактовки жизни людей в обществе. Формы новой стилистики О. в значительной мере связаны с конкретизацией его роли в структурах воспроизводства и развития совместной и индивидуальной жизни людей. (См. «Общество», «Классическое, неклассическое, постклассическое».)

В. Е. Кемеров

Оцените определение:

Источник: Современный философский словарь

terme.ru

Термины и понятия по обществознанию — Термины и понятия — ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ — Каталог статей

Абсолютные безусловные права граждан — это права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты исполнительной власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации, охранять и защищать их.

Абсолютные обязанности граждан — это обязанности, которые возлагаются на каждого и не зависят от конкретных обстоятельств.

Абстракция (от лат. термина abstractio — отвлечение) — одна из сторон, форм познания, которая заключается в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо одного свойства или отношения.

Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть) — система власти, основанная на единоличном правлении. Обычно сочетается с личной диктатурой, но может иметь и умеренно демократический облик. При любых формах авторитарное государственное устройство характеризуется сильной (практически абсолютной) личной властью, ограничением или значительным ослаблением оппозиции, иерархическим типом управления, требованием беспрекословного подчинения и др.

Агностицизм (греч. а — отрицание и gnosis — знание) — учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира. Термин введен английским естествоиспытателем Гексли. Возникнув в форме скептицизма в древнегреческой философии, агностицизм получил классическое оформление в философии Юма и Канта.

Административная дееспособность — это практическая способность собственными действиями приобретать субъективные юридические права и обязанности, осуществлять или прекращать их, то есть реализовывать свою административную правоспособность в рамках конкретных административных отношений.

Административная ответственность — это наложение мер за правонарушения, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях РФ. Такие меры могут накладываться судами, органами внутренних дел, государственными инспекциями, таможенными органами.

Административная правоспособность — это способность приобретать субъективные юридические права и обязанности административно-правового характера, то есть быть участником административно-правовых отношений.

Административная процедура — определенный порядок осуществления властной деятельности органов исполнительной власти по решению управленческих проблем и разрешению конкретных индивидуальных дел.

Административная юстиция — деятельность как обычных, так и специальных административных судов и квазисудебных органов по разрешению административных споров, возникающих в связи с оспариванием неправомерных действий и решений органов исполнительной власти и должностных лиц.

Административно-деликтное право — это подотрасль административного права, которая представляет собой совокупность норм, которые регулируют отношения, возникающие в связи с совершением административного правонарушения (деликта).

Административное взыскание — это наказание, применяемое в установленном законом порядке уполномоченным органом к виновному физическому или юридическому лицу за совершение административного правонарушения.

Административное выдворение — принудительное и контролируемое перемещение через государственную границу за пределы РФ иностранного гражданина и лица без гражданства.

Административное право — это отрасль публичного права, которая регулирует отношения, которые складываются по поводу организаций и осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государства; совокупность норм, регулирующая отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государственной администрации.

Административное правонарушение — противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодекс об административных правонарушениях РФ или законами субъектов Федерации установлена административная ответственность.

Административно-правовая форма — это юридическое выражение конкретных действий и решений органов государственной администрации и иных субъектов административного права в процессе осуществления исполнительной и распорядительной деятельности.

Административно-правовое отношение — это урегулированное административно-правовой нормой общественное отношение, стороны которого выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей.

Административно-правовой акт — это основанное на законе официальное юридически властное решение полномочного субъекта исполнительно-распорядительной деятельности, принимаемое в одностороннем волевом порядке с соблюдением определенной формы и процедуры и направленное на установление административно-правовых норм или на возникновение, изменение либо прекращение административно-правовых отношений в целях реализации управленческих задач и функций исполнительной власти.

Административно-правовой метод — это способ, прием, осуществление функций исполнительной власти в процессе государственного управления.

Административно-предупредительные меры — это правовые способы и средства, направленные на предупреждение и предотвращение правонарушений и обстоятельств, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных органов.

Административно-пресекательные меры — это правовые способы и средства, которые состоят в принудительном прекращении противоправных деяний и предотвращения наступления вредоносных последствий.

Административный арест — содержание нарушителя в условиях изоляции от общества.

Административный проступок — это посягающее на общественный порядок, собственность, прав и свободы граждан, установленный порядок деяние, за которое установлена административная ответственность, предусмотренная Кодексом об административных правонарушениях.

Административный спор — это разногласие, возникающее между участниками управленческих правоотношений в связи с нарушением, применением или толкованием норм административного права.

Административный штраф — денежное взыскание.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) — межправительственный форум, созданный в 1989 г. и объединяющий 21 государство Азиатско-Тихоокеанского региона. В рамках рабочих органов форума вырабатываются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов.

Академия Платона — религиозно-философский союз, основанный Платоном около 385 г. до н.э. близ Афин в садах, посвященных мифическому герою Академу. В Академии разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика, астрономия, естествознание и др. Особая роль математики подчеркнута в девизе Академии: «Негеометр да не войдет!». В 529 г. указом императора Юстиниана были закрыты все языческие философские школы в Афинах.

Аксиома (гр.) — научное положение, которое в силу своей очевидности принимается без доказательств и является исходным пунктом познания.

Акт гражданского состояния — события и действия, влияющие на правовое положение конкретного человека, которые регистрируются государственными органами записи актов гражданского состояния в книгах установленного образца.

Акцепт — принятие предложения о вступлении в договорные отношения.

Акцептант — сторона, принявшая предложение о заключении договора.

Аналогия закона — это решение дела на основании наиболее близкой по содержанию нормы, то есть применение права к случаям, которые прямо нормой не регулируются, но аналогичны предусмотренным этой нормой случаям.

Аналогия права — это применение к рассматриваемому случаю общих начал и принципов правового регулирования отрасли правав или правового института.

Анархия (в переводе с греч. — безвластие, безначалие) — отсутствие государственной власти, порядка и организованности в обществе.

Анимизм (от лат. anima, animus — душа, дух) — вера в души и духов. В научный оборот термин введен английским этнологом Э. Тайлором для обозначения первоначальной стадии в истории развития религии. Анимистические образы — это духи умерших предков, души живых людей, олицетворение сил природы.

Антагонизм — неразрешимое при данных условиях противоречие; острая, непримиримая борьба (противостояние) двух противоположных сторон.

Антиинфляционная политика — совокупность мер, предпринимаемых правительством, с целью сдерживания роста цен или их снижения; включает в себя меры по регулированию денежной массы, а также по сокращению дефицита бюджета.

Антиномия — противоречие между двумя, в равной степени логически доказуемыми суждениями. См. Антиномии разума.

Антропологизм — философская концепция, согласно которой понятие «человек» представляет собой важнейшую мировоззренческую категорию, служащую отправной точкой для философского анализа любых сфер бытия (природы, общества, мышления, истории и др.). Любые другие философские категории (дух, материя, сознание, идея и т.д.) по отношению к категории «человек» играют подчиненную роль.

Антропология (греч. antropos — человек) — наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека.

Антропология философская — философское учение о природе (сущности) человека, его специфике как биологического и духовного существа, способного создавать мир культуры и являющегося (по современным представлениям) продуктом определенного образа (стиля) жизни.

Антропоморфизм — очеловечивание природы, когда разного рода биологические и физико-химические процессы наделяются человеческими свойствами. Способ объяснения явлений окружающего мира, распространенный прежде всего в первобытных культурах.

Антропоцентризм — философское воззрение, согласно которому человек является центром мира и целью всех совершающихся в нем событий.

Апартеид — крайняя форма расизма по отношению к отдельным народам и этническим группам, лишение их политических, гражданских и социально-экономических прав, вплоть до территориальной изоляции. Был основой государственной национальной политики в ЮАР. С точки зрения современного международного права, апартеид является тяжким преступлением против человечества, и все виновные в нем должны привлекаться к уголовной ответственности.

Априорное, априори (лат. a priori — от предыдущего) — предшествующий опыту, независимый от опыта. Характеристика суждений, полученных независимо от обращения к опытным данным. Априорный характер имеют врожденные идеи в трактовке Лейбница, формы постижения мира, изначально присущие человеческому сознанию, в трактовке Канта.

Архе — термин древнегреческой философии, обозначающий первоначало, первооснову, первопричину (мира).

Атрибут, атрибутивный (от лат. attribuo — придаю, наделяю) — необходимое, существенное, неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может ни существовать, ни мыслиться. Термин «атрибут» встречается уже у Аристотеля, отличавшего постоянный атрибут от случайных, преходящих состояний (акциденций).

istorik.ucoz.com

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *