Страна обществознание – 1.Сравнительная характеристика понятий «страна», «общество», «государство».

«Общество» в разные исторические эпохи: страна, государство и общество

 

Понятие «общество» представляет собой совокупность людей, которые объединены между собой экономическими, политическими, культурными и социальными интересами.

«Общество» в разные исторические эпохи

Первым обществом в истории человечества было первобытное общество. Для первобытного общества были характерны следующие черты – объединения в группы на основе кровных связей, общее присваивающие хозяйство, примитивные религиозные верования, общественная власть, отсутствие законов, регулирующих общественную жизнь.

На смену первобытному обществу приходит рабовладельческое общество (период Античности). В отличие от первобытного общества, рабовладельческое приобретает более современные черты – политическую власть, классовое неравенство, законы (в большинстве случаев антидемократичные).

Члены рабовладельческого общества могли жить отстраненно от других членов, что не мог себе позволить первобытный человек. После рабовладельческого общества следовало феодальное общество (Средневековье).

Для него были характерны такие черты – наличие политической власти (де-факто — церковная, де-юре – светская), разделение труда, подчинение человека законам церкви, антигуманость.

Современное, капиталистическое общество было сформировано после промышленных революций в Европе. Традиционное капиталистическое общество обладает теми же чертами, что и современное.

Понятия «страна» и «государство»

Очень часто понятия «страна» и «государство» отождествляют. Действительно, эти институты довольно близки по смыслу, однако далеко не одинаковые. Страна – это территория, которая обладает четко определенными климатическими, национальными, культурными, политическими и историческими границами. Когда мы употребляем понятие «страна», то зачастую предусматриваем географический контекст этого слова.

Государство – это самый высокий политический институт общества, главной функцией которого является защита и реализация прав и свобод граждан. Государство также выступает регулятором взаимоотношений граждан и других государств.

Соотношение понятий «страна», «государство» и «общество»

Понятия « общество», «страна» и «государство» взаимосвязаны между собой. Государство в первую очередь охватывает ту форму власти, которая существует в определенной стране. Главным признаком государства является его территория, то есть наличие четко определенных границ, что и представляет собой страну.

Понятие «страна» в отличие от «государство» — более емкое, так как включает в себе информацию социально-экономического и культурно-исторического содержания. Ни одно государство не может существовать без общества, так как его главная функция направлена именно на благо общества.

Не следует забывать, что общество и есть родоначальником государства. Взаимосвязи общество – государство и общество – страна не одинаковые. В то время как государство призвано служить на благо обществу, само общество служит стране, создавая его структуру (социальные, культурные, экономические аспекты). 

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: Товарищи и друзья: современники и отношение к друзьям и товарищам
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspОбщество как человеческий организм: четыре сферы общества

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru

Конспект урока по обществознанию «Государство»

Тема 2. Государство

Цели урока: рассмотреть понятие государство, основные признаки возникновения государства, функции, а также форму государства. Раскрыть смысл понятия гражданство и как связаны права и обязанности граждан.

 Оборудование: Учебник «Обществознание» Л.Н. Боголюбов, М., Просвещение, 2011 г.

                          Поурочные разработки уроков обществознания в 9 классе. Л.Н. Боголюбов, М., Просвещение, 2012 г.

                          Схемы, таблицы.

Ход урока.

I. Повторение изученного материала.

1.Что такое политика?

2.Функции политики?

3.Что такое власть? Виды власти?

4.Раскрыть понятие политическая власть и ее признаков?

II. Изучение нового материала.

                                           План.

                                           1). Причины возникновения государства

                                           2). Основные признаки и функции государства

                                           3). Форма государства

                                           4). Форма правления

                                           5). Государственное устройство

                                           6). Гражданство

1). Причины возникновения государства

Каждый член общества занимает в нем определенное социальное положение. В то же время все мы живущие в нашей стране независимо от социального статуса и национальной принадлежности являемся гражданами своего государства. Что же такое государство и что значит быть гражданином своей страны? Об этом сегодня и пойдет речь.

Понятие государство впервые было введено Н.Маккиавели. Оно обозначало у него политическое состояние общества. На то каковы были причины возникновения государства существуют разные точки зрения стр.11-13 прочитать и назвать причины.

Государство – основной политический институт общества осуществляющий управлении им и охрану его социально-экономической структуры.

2). Основные признаки и функции государства

Существуют основные признаки государства:

1 Власть (органы управления и органы подавления)

2 Закон (право)

3 Территория (с населением)

4 Суверенитет (внешний- независимость, внутренний –верховенство власти)

Каждое государство исполняет основные функции (задачи государства):

Внешние                                                                  Внутренние

1 Оборона                                                                1 Охрана порядка

2 Дипломатия                                                          2 Организация хозяйства

3). Форма государства

Все государства, существующие в мире отличаются друг от друга по определенным характеристикам.

Характеристики государства (форма государства):

  • Государственное устройство
  • Форма правления
  • Политический режим

4). Форма правления

Форма правления – это организация высших органов государство и порядок их образования

Формы правления:

Монархия – форма правления при которой высшая власть сосредоточенна в руках единоличного правителя и передается по наследству.

  • Ограниченная (конституционная)
  • Неограниченная (абсолютная)
  • Теократическая (светская и духовная власть в одном лице)

Республика – форма правления при которой высшие органы власти выбираются.

  • Президентская
  • Смешанная
  • Парламентская

Различие парламентской и президентской республик

  1. Президентская
  2. Президент (глава государства) избирается населением.
  3. Глава правительства президент.
  4. Правительство назначается президентом
  5. Правительство несет ответственность перед президентом.
    1. Парламентская
  6. Президент (глава государства) избирается и контролируется парламентом
  7. Глава правительства премьер-министр (ключевая роль в управлении)
  8. Правительство формируется парламентом
  9. Правительство несет ответственность перед парламентом
    1. Смешанная
  10. Президент (глава государства) избирается населением
  11. Глава правительства премьер-министр
  12. Правительство назначается президентом
  13. Правительство несет ответственность перед парламентом

5). Государственное устройство

Государственное устройство – это территориально-политическая организация государства и взаимоотношение государства в целом и его частей.

  • Федеративное (федерация) США, Россия, Индия, Канада
  • Конфедеративное (Конфедерация) СНГ, США до 1787, Германия до 1866
  • Унитарное Финляндия, Франция, Япония, Италия, Великобритания

Федерация – это форма государственного устройства при которой территориальные единицы обладают самостоятельностью.

Конфедерация – союз государств.

Унитарное государство – это форма государственного устройства при которой территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью.

 6). Гражданство

Люди, проживающие в государстве являются гражданами этого государства. А что значит быть гражданином своей страны и какими правами, и обязанностями мы обладаем мы узнаем ответим на вопросы стр.19 №8-9. (письменно в тетрадь)

III. Подведение итогов выставление оценок.

Д/з. параграф № 2, стр.20 задание № 3-4.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию «Государство» »

Тема 2. Государство

Цели урока: рассмотреть понятие государство, основные признаки возникновения государства, функции, а также форму государства. Раскрыть смысл понятия гражданство и как связаны права и обязанности граждан.

Оборудование: Учебник «Обществознание» Л.Н. Боголюбов, М., Просвещение, 2011 г.

                          Поурочные разработки уроков обществознания в 9 классе. Л.Н. Боголюбов, М., Просвещение, 2012 г.

                          Схемы, таблицы.

Ход урока.

I. Повторение изученного материала.

1.Что такое политика?

2.Функции политики?

3.Что такое власть? Виды власти?

4.Раскрыть понятие политическая власть и ее признаков?

II. Изучение нового материала.

План.

                                           1). Причины возникновения государства

                                           2). Основные признаки и функции государства

                                           3). Форма государства

                                           4). Форма правления

5). Государственное устройство

6). Гражданство

1). Причины возникновения государства

Каждый член общества занимает в нем определенное социальное положение. В то же время все мы живущие в нашей стране независимо от социального статуса и национальной принадлежности являемся гражданами своего государства. Что же такое государство и что значит быть гражданином своей страны? Об этом сегодня и пойдет речь.

Понятие государство впервые было введено Н.Маккиавели. Оно обозначало у него политическое состояние общества. На то каковы были причины возникновения государства существуют разные точки зрения стр.11-13 прочитать и назвать причины.

Государство – основной политический институт общества осуществляющий управлении им и охрану его социально-экономической структуры.

2). Основные признаки и функции государства

Существуют основные признаки государства:

1 Власть (органы управления и органы подавления)

2 Закон (право)

3 Территория (с населением)

4 Суверенитет (внешний- независимость, внутренний –верховенство власти)

Каждое государство исполняет основные функции (задачи государства):

Внешние Внутренние

1 Оборона 1 Охрана порядка

2 Дипломатия 2 Организация хозяйства

3). Форма государства

Все государства, существующие в мире отличаются друг от друга по определенным характеристикам.

Характеристики государства (форма государства):

  • Государственное устройство

  • Форма правления

  • Политический режим

4). Форма правления

Форма правления – это организация высших органов государство и порядок их образования

Формы правления:

Монархия – форма правления при которой высшая власть сосредоточенна в руках единоличного правителя и передается по наследству.

  • Ограниченная (конституционная)

  • Неограниченная (абсолютная)

  • Теократическая (светская и духовная власть в одном лице)

Республика – форма правления при которой высшие органы власти выбираются.

Различие парламентской и президентской республик

  1. Президентская

  • Президент (глава государства) избирается населением.

  • Глава правительства президент.

  • Правительство назначается президентом

  • Правительство несет ответственность перед президентом.

  1. Парламентская

  • Президент (глава государства) избирается и контролируется парламентом

  • Глава правительства премьер-министр (ключевая роль в управлении)

  • Правительство формируется парламентом

  • Правительство несет ответственность перед парламентом

  1. Смешанная

  • Президент (глава государства) избирается населением

  • Глава правительства премьер-министр

  • Правительство назначается президентом

  • Правительство несет ответственность перед парламентом

5). Государственное устройство

Государственное устройство – это территориально-политическая организация государства и взаимоотношение государства в целом и его частей.

  • Федеративное (федерация) США, Россия, Индия, Канада

  • Конфедеративное (Конфедерация) СНГ, США до 1787, Германия до 1866

  • Унитарное Финляндия, Франция, Япония, Италия, Великобритания

Федерация – это форма государственного устройства при которой территориальные единицы обладают самостоятельностью.

Конфедерация – союз государств.

Унитарное государство – это форма государственного устройства при которой территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью.

6). Гражданство

Люди, проживающие в государстве являются гражданами этого государства. А что значит быть гражданином своей страны и какими правами, и обязанностями мы обладаем мы узнаем ответим на вопросы стр.19 №8-9. (письменно в тетрадь)

III. Подведение итогов выставление оценок.

Д/з. параграф № 2, стр.20 задание № 3-4.

kopilkaurokov.ru

Урок по обществознанию «Государство» — обществознание, презентации

автор – Мичкасова Елена Петровна, учитель истории и обществознания

МОУ СОШ №9

г. Сердобска Пензенской области

это страна

совокупность государственных органов

государство – организация политической власти, осуществляющая управление обществом

единство территориигосударство распространяет свою власть на население, живущее в пределах определенной территории

создание законовтолько государство обладает исключительным правом издавать законы

публичная властьспециальный аппарат, включающий и органы принуждения. Ее особенность – распространяется на все население страны.

суверенитет. Внутренний суверенитет – верховенство государственной власти. Внешний суверенитет – независимость от других государств.

налоговые сборыобязательные сборы в пользу государства (на содержание госаппарата, армии, развитие образования, здравоохранения и т.п.)

форма правления

организация

высших органов власти

форма государственного устройства

распределение власти между центральными и местными органами власти

монархия

республика

унитарное

федерация

конфедерация

общее

1. управляет не один человек, а орган власти из нескольких человек

2. власть избирается, а не передается по наследству

различие

президентская

глава государства —

парламентская

больше полномочий у

глава государства –

больше полномочий у

правительство формируется и ответственно перед

правительство формируется и ответственно перед

президент

премьер-министр

президента

парламента

президентом

парламентом

внутренние

внешние

назовите основные сферы общества

экономическая: регулирование, координация экономических процессов

взаимовыгодное сотрудничество

социальная: обеспечение достойного уровня жизни, поддержка незащищенных слоев населения

оборона страны

политико-правовая: обеспечение правопорядка, принятие правовых норм, управление

решение глобальных проблем современности

идеологическая: воспитание гражданственности

правовая связь человека с государством

право пользоваться установленными законом правами и нести обязанности

Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства

Любое государство характеризуется

  • Возможностью осуществлять принуждение
  • Многопартийностью
  • Взаимной ответственностью государства и личности
  • Разделением властей

1

Что из перечисленного относится к формам территориального устройства?

  • демократия
  • республика
  • федерация
  • монархия

3

Верны ли следующие суждения о государстве?

А. Государство определяет правила, по которым протекает политическая жизнь общества.

Б. Государство осуществляет контроль и регулирование только политической сферы жизни общества

  • Верно только А
  • Верно только Б
  • Верны оба суждения
  • Оба суждения неверны

1

В государстве С. Перед парламентом несет ответственность правительство, которое формируется из представителей партий, набравших в процессе выборов большинство голосов. Президент страны избирается парламентом. Какова форма правления в государстве С.?

  • Президентская республика
  • Конституционная монархия
  • Парламентская республика
  • Абсолютная монархия

3

В приведенном списке указаны черты сходства государственной и политической власти и черты отличия государственной власти от политической

  • Осуществляется специальными лицами – чиновниками
  • Распоряжается силами, возможностями, ресурсами, которыми располагают люди
  • Распространяется на все общество
  • Является средством упорядочения общественных отношений

2413

К признакам государства относится

  • Общая культура
  • Налоговые сборы
  • Демократические выборы
  • Наличие политической оппозиции

2

К органам исполнительной власти в РФ относится

  • Администрация края
  • Федеральное собрание
  • Нотариат
  • Законодательное собрание области

1

Установите соответствие между примерами государств и их формами

Примеры государств

Формы государств

А) федеративное государство

1) Форма правления

Б) монархия

2) Форма государственно-территориального устройства

В) конфедерация

Г) республика

Д) унитарное государство

21212

К формам территориально-государственного устройства относится:

1) республика

2) демократия

3) монархия

4) федерация

4

При характеристике человека как гражданина указывают на его:

1) семейное положение

2) профессию

3) партийность

4) права и обязанности

4

Какой признак отличает республику от других форм правления?

1) передача власти по наследству

2) власть, ограниченная парламентом

3) выборная власть

4) передача верховной власти по наследству

3

Главой государства является наследный правитель. Он издает законы, руководит деятельностью правительства, участвует в деятельности судебных органов.

Какова форма правления страны:

А) конституционная монархия Б) парламентская республика

В) президентская республика Г) абсолютная монархия

4

Что отличает государство от других политических организаций:

А) разработка программ развития общества

Б) представление интересов отдельных групп

В) выдвижение политических лидеров

Г) исключительное право принимать правовые нормы

4

Конституция определяет Россию как федеративное государство. Это означает что:

А) сложилась многопартийная система

Б) парламент формируется на основе всеобщих выборов

В) отдельные территории имеют свои законодательные органы

Г) народ является единственным источником власти

3

В государстве президент выполняет представительские функции, правительство формируется партиями, победившими на парламентских выборах, и несет ответственность перед парламентом. Какова форма правления государства:

А) абсолютная монархия

Б) конституционная монархия

В) парламентская республика

Г) президентская республика

3

Отличительным признаком федеративного государства является:

А) избрание высших органов государственной власти

Б) верховенство исполнительной власти

В) наличие органов местного самоуправления

Г) наличие в территориальных образованиях своих органов власти

4

К числу признаков любого государства, независимо от его исторических типов и форм, относят

1) уважение законов

2) наличие парламента

  • федеративное устройства

4) наличие публичной власти

4

Мэрия города К. ежегодно выделяет из муниципального жилищного фонда около 10 тыс. квартир для уволившихся из армии офицеров и их семей. Какую функцию государства иллюстрирует этот пример?

1) правовую

2) культурно-воспитательную

3) политическую

4) социальную

4

В государстве Л. Глава государства получает власть по наследству, законы принимаются парламентом и исполняются правительством страны Какова форма правления Л.?

1) унитарное государство

2) парламентарная монархия

3) парламентская республика

4) федерация

2

Полномочия главы государства, получившего свою власть по праву наследования, имеют законодательные ограничения в

1) абсолютной монархии

2) унитарном государстве

3) конституционной монархии

4) президентской республике

3

В государстве F глава государства избирается на всеобщих прямых выборах. Он является главой исполнительной власти и формирует правительство. Какова форма правления в этом государстве?

1) смешанная республика

2) парламентарная монархия

3) президентская республика

4) абсолютная монархия

3

Признаком суверенитета государства является

1) доминирование на международной арене

2) право на вмешательство во внутренние дела других государств

3) независимость государственной власти от других властей

4) право на отчуждение земель соседей

3

В приведенном списке указаны черты сходства президентской и парламентской республик и черты отличия президентской республики от парламентской. Сначала запишите номера черт сходства, а затем – номера черт отличия.

  • Власть сменяема, избирается на определенный срок
  • Избрание главы государства населением
  • Ответственность правительства перед главой государства
  • Законодательно закреплена подотчетность и ответственность власти за результаты своей деятельности

В государстве К. всенародно избираемый президент одновременно является главой государства и главой правительства. При этом ответственность за свои действия правительство несет перед президентом.

Какая форма правления государства К.

  • Конституционная монархия
  • Президентская республика
  • Полупрезидентская республика
  • Парламентская республика

Верны ли следующие суждения о соотношении прав человека и его обязанностей как гражданина?

А. Обязанности имеют приоритет над правами.

Б. Нет прав без обязанностей

  • Верно только А
  • Верно только Б
  • Верны оба суждения
  • Оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о государственном суверенитете?

А. государственный суверенитет не является основным признаком государства.

Б. ничем не ограниченного государственного суверенитета реально нет и быть не может

  • Верно только А
  • Верно только Б
  • Верны оба суждения
  • Оба суждения неверны

В государстве Л. Существует единая система законодательной, исполнительной и судебной власти, а также единая финансовая система и одна Конституция. Государство Л. Делится на штаты, которые не обладают самостоятельностью. Какова форма государственно-территориального устройства государства Л.?

  • Конфедерация
  • Унитарное государство
  • Федеративное государство
  • Автономия

Государство В. установило на территории своей страны единый правопорядок, издает законы, определяет права и обязанности государственных органов и общественных организаций, должностных лиц и граждан. Этот пример иллюстрирует

  • Территориальную целостность
  • Внешний суверенитет
  • Полновластие нации
  • Внутренний суверенитет

Определите факты (1) и мнения (2)

(А) Ни в науке, ни в международном праве не существует единого и общепризнанного определения понятия «государства». (Б) Смешение понятия «государство» и политической власти, которая управляет общими делами организованного общества, скорее всего характерно для русской политической традиции. (В) Именно это могло породить ленинскую формулировку, что государство есть машина для угнетения одного класса другим.

  • — 1324
  • — 2
  • — 2
  • — 2
  • — 2
  • — 4
  • — 122

kopilkaurokov.ru

Государство и общество

Отчуждение государства от общества и пути преодоления этого. Государство — часть общества. В то же время оно играет особую роль в обществе, отчуждается от него, приобретая собственное бытие и тенденции развития. Марксистско-ленинское направление в государство-ведении видит суть проблемы отчуждения в том, что «буржуазное государство», с точки зрения этого подхода, представляет собой власть эксплуататорского меньшинства. Его представители считают, что создание социалистического государства «трудящегося большинства» ликвидирует социальные основы отчуждения, хотя и признают, что полностью отчуждение ликвидировано быть не может: членский состав государственного аппарата (государственные служащие) не совпадает и не может совпадать с населением страны. Поэтому делается вывод, что всякое отчуждение государства от общества может быть ликвидировано только с упразднением самого государства — в условиях безгосударственного коммунистического самоуправления.

Иные направления и школы в государствоведении также признают существование проблемы отчуждения. Но они считают, что современное демократическое государство в целом выражает общие интересы народа, выкристаллизовавшиеся в результате воздействия различных групп давления на государственную власть, и признают неизбежным существование бюрократического аппарата («разумная бюрократия»), необходимого для ведения дел общества. Поэтому считается, что преодолению отчуждения государства от общества способствует развитие партицинации — всемерное привлечение граждан к управлению государством, причем это делается «сверху», со стороны самого государства, его органов, должностных лиц на различных уровнях осуществления государственной власти. Существует множество форм партицинации: от референдумов до развития общественного самоуправления (например в кварталах населенных пунктов) и добровольного участия граждан в публичных работах (например по благоустройству города).

Государство и «гражданское общество». Одним из дискуссионных вопросов является проблема отношений так называемого гражданского общества и государства. Суть ее — возможность и степень вмешательства государственной власти в дела общества. Под гражданским обществом обычно понимается естественно складывающееся состояние человеческого сообщества данной страны, формирующееся и развивающееся на основе саморегулирования, которое исключает или крайне ограничивает вмешательство государства. Именно отсюда проистекали концепции государства как ночного сторожа, упомянутые выше. В настоящее время считается, что гражданское общество — это: 1) отделенная от государства структура, состоящая из множества ассоциаций, добровольных объединений; 2) сфера реализации общественных интересов, находящихся вне непосредственной деятельности государства; 3) совокупность людей, строящих определенные отношения без вмешательства государства, на основе свободы выбора. Утверждается, что только при существовании гражданского общества возможна демократия, а признаками такого общества являются: независимость людей от государства и добровольность их объединения в ассоциации для реализации своих интересов. Обычно считается, что гражданское общество — это все то, что находится за пределами государства, многообразные, не опосредованные государством, отношения свободных и равноправных людей, живущих в условиях рынка и демократического правового государства. Американские политологи X. Линц и А. Степан характеризуют гражданское общество как «самоорганизованные группы, движения, личности, независимые от государства».

Сам термин «гражданское общество» в том толковании, которое ему придается, во-первых, не очень удачен. Понятие «гражданин» (в отличие от понятия «человек»), от которого произведен, по крайней мере, этимологически, термин «гражданское общество», имеете своей основе «государственный» характер. В современном праве оторвать это понятие от государства невозможно. Об этом уже сказано выше. Во-вторых, само понятие гражданского общества неодинаково в немецкой, французской, американской традиции, что показал американский юрист Г. Берман. Поэтому, употребляя его, нужно точно знать, какой смысл ему придается. Например, итальянские исследователи Д. Реале и Д. Антисери используют этот термин совсем иначе, чем это традиционно складывется в отечественной литературе. Они утверждают, что английские и французские просветители понимали под этим словосочетанием «материальные условия жизни»1. В-третьих, создание гражданского общества связывается с определенной ступенью развития: в прошлом с признанием естественных (а затем иных) прав человека, уважением человеческой личности, свободой частной собственности и конкуренции, ликвидацией абсолютизма, демократией на основе правового равенства и т.д., а в современных условиях — обычно также с созданием «среднего класса» (об этом часто говорится по отношению к России). Однако в социологической литературе есть утверждения, что гражданское общество существовало всегда, происходит лишь смена поколений и ценностных ориентиров2. В связи с этим предлагаются разные его классификации от древности до наших дней: идеологизированное, теократизированное, гуманократия и др., а также типы: конфессиональный, общинный, корпоративный, классовый, тип свободной ассоциации граждан3. Наконец, ни в прошлом, ни тем более в современных условиях невозможно (если только речь идет не об абстракциях) представить реальное общество, которое после возникновения государства существовало бы без всякого государственного регулирования. Выше говорилось, что одной из причин возникновения государства была необходимость выполнения «общих» дел в человеческом коллективе. Сказано также и о том, что государство всегда, хотя и по-разному, осуществляет регулятивную роль в обществе. Следовательно, речь может идти о степени и формах этого вмешательства, о весомости разных элементов — саморегулирования общества и государственного вмешательства в этом сочетании.

В условиях тоталитарной системы, когда вся жизнь общества огосударствлена, государственное регулирование приобретает запредельный характер. На первых порах коренной перестройки общества такой подход может дать определенный эффект, но в дальнейшем это приводит к стагнации, тупику общественного развития и часто — к краху, как это произошло со странами тоталитарного социализма и с многими тоталитарными государствами в Африке (как социалистической, так и капиталистической ориентации) на рубеже 80—90-х гг. Напротив, если теперь исключить всякое государственное вмешательство, в том числе в сферу прав и свобод человека, это может привести тоже к катастрофическим последствиям для общества, к беспределу.

Пределы вмешательства государства в дела общества. В условиях демократического строя неизбежность и необходимость вмешательства государства в дела общества в настоящее время признается фактически всеми течениями общественной мысли и на практике осуществляется во всех странах не только в кризисные периоды (отчетливым примером является «новый курс» президента Ф. Рузвельта в 30-х гг. XX в. в США, где до этого о невмешательстве государства говорилось довольно много), но и в обычной ситуации. Такое вмешательство обусловлено многими причинами, в том числе необходимостью выполнения упомянутых «общих дел». Однако общество формируется, развивается не только на основе согласия в целях осуществления «общих дел», но и в условиях противоречий, состязательности, борьбы. Этим тоже обусловлено вмешательство государства. Борьба проистекает, в частности, из-за того, что различные личности и социальные группы имеют завышенные притязания на долю общественного продукта (т.е. всего производимого в обществе), что не соответствует их реальному вкладу в общественное производство и прогресс общества в целом. Осуществление таких притязаний зависит от силы «заинтересованных групп», которые через свои «группы давления» (разного рода объединения, организации) оказывают воздействие на государственную власть. В результате те или иные слои стремятся добиться существенных материальных и иных уступок, получить непропорционально большую долю при распределении общественных ценностей (в данном случае речь идет не только о собственно материальных ценностях, но также об образовании, здравоохранении, культуре и т.д.). Если такую в огромной степени непропорциональную долю присваивает доминирующий социальный слой (он всегда имеет преимущества, но в данном случае речь идет об эксцессе), то это может привести к обострению социальных противоречий, а иногда — к революции. Если же добиваются непропорциональных уступок (благ), превышающих возможности общества удовлетворить их, иные социальные слои, охватывающие большинство или значительную часть населения, то производство в данной стране может оказаться нерентабельным. Начинается бегство капитала (закрытие предприятий, перевод их в другие страны), усиливается безработица, начинаются трудности с выплатой провозглашенных государством различных социальных пособий, возникают даже очереди в детские садики. Так неоднократно было при правлении социал-демократов в Швеции, Испании, Норвегии и некоторых других странах, что приводило к поражению этих партий на выборах.

Теоретически проблема государственного вмешательства и саморегуляции решается довольно просто: поскольку вмешательства государства нельзя избежать и в современном обществе этого не следует пытаться сделать, то нужно соблюдать меру вмешательства государства в общественную жизнь, что не нарушало бы естественной саморегуляции общества (в тех сферах, где это целесообразно) и вместе с тем позволяло бы исправлять недостатки стихийного развития (в тех сферах, где это возможно и необходимо). Однако этот общий теоретический рецепт может быть применен в каждом случае только конкретно, а это крайне сложно, поскольку нужно учесть множество слагаемых, находящихся к тому же в постоянной динамике (уровень жизни населения, размер доходов его верхних, средних, нижних слоев, расстановку социальных сил, позиции различных партий, возможности тех или иных групп давления, традиции, психологию различных групп населения, их экспектации (ожидания) и т.д.). Поэтому на практике это делается обычно методом «проб и ошибок», выдвижением новых программ, смены партий у власти.

Между обществом в целом, его основными сторонами, компонентами (экономическая, социальная, политическая системы, духовная жизнь общества) и государством существуют прямые и обратные связи. Государство — часть общества, и уже потому оно подчинено общесистемным закономерностям. Другие его составляющие также оказывают влияние на «поведение» государства, его деятельность, но и оно применяет к ним свои методы воздействия, имеющие и общий, и частный характер. Ниже детально говорится о методах деятельности государства, которые различны в странах с демократическим и тоталитарным строем. В данном параграфе отметим лишь их некоторые особенности в применении к названным четырем сторонам общественной жизни.

Особенности государственного регулирования различных сторон общественной жизни. Демократическое государство, прежде всего путем принятия соответствующего законодательства, в той или иной степени регулирует экономические отношения. Оно устанавливает равноправие и защиту всех форм собственности, обеспечивая свободу предпринимательской деятельности, охраняет свободу конкуренции, запрещает монополистическую деятельность, захват рынка и установление монопольных цен. Такие положения есть в Конституции России, принято соответствующее законодательство. Вместе с тем современные конституции нередко уже не содержат формулировку о «священной и неприкосновенной частной собственности». Напротив, имеются положения о социальной функции частной собственности, провозглашается, что собственность обязывает, она должна служить общему благу, допускается национализация частной собственности (обращение ее в собственность государства), что может быть осуществлено обычно при соблюдении трех конституционных условий: в интересах общества (а не отдельных социальных групп), на основе закона, принятого парламентом (а не путем декретов правительства или комиссаров), при выплате равноценного, а нередко предварительного возмещения, размер которого в спорных случаях устанавливается судом (а не по усмотрению должностных лиц). Некоторые конституции (Италии, Португалии, Бразилии и др.), законы ряда стран (Египта, Филиппин и др.) предусматривают возможность аграрной реформы — установление предела земельной собственности, принудительное отчуждение излишков (а также земель помещиков-абсентеистов, живущих в городе и не обрабатывающих землю) и распределение их между безземельными, малоземельными крестьянами, сельскохозяйственными рабочими. Национализация частных предприятий и целых отраслей (электротехнической, угольной промышленности, банковских групп и т.д.), аграрные реформы широко проводились и периодически повторяются в отношении отдельных объектов во всех социалистических, многих капиталистических и развивающихся странах (Австрия, Германия, Египет, Италия, Мексика, Франция, Япония и др.). Все эти меры вмешательства, равно как и приватизация (возмездная или безвозмездная, например жилья в городах России, передача государственной собственности частным физическим и юридическим лицам) осуществляются государством, государственной властью (на основе закона)1. Наряду с общим принципом свободы хозяйственной деятельности государство устанавливает также определенные ограничения для свободы гражданского оборота отдельных видов собственности (оружия, ядов, наркотиков), определяет объекты исключительной государственной собственности (в социалистических странах их перечень был всеобъемлющим), запрещает законом некоторые формы предпринимательской деятельности, разрешает отдельные естественные монополии (например Газпром или энергетические системы в России). В собственности государства во всех странах находятся огромные материальные ресурсы (в некоторых странах — вся земля, природные ископаемые, оборонные заводы, ежегодный государственный бюджет, другие ресурсы).

Не только в социалистических, а теперь также в капиталистических и развивающихся странах применяется государственное планирование (прогнозирование экономического развития со стороны государства). «Нигде в мире, — констатирует американский автор Г. Шварц, — не встретишь сейчас абсолютно нерегулируемой, бесконтрольной рыночной экономики»1. «Государство все чаще вмешивается в деятельность экономики.., в жизнь общества. Такое поведение государства отражает подлинную революцию в умах», — пишет французский автор Ж. Шевалье2. Пожалуй, теперь только в отдельных постсоциалистических странах, особенно в России, некоторые юристы стремятся возродить идеи «минимального государства», заявляя, что регулирующая роль государства — наследие тоталитаризма. Пятилетние и иные планы принимались в Великобритании, Франции, Японии, Индии, Египте, Алжире, многих других странах. Правда, в демократических странах они обычно не устанавливают каких-либо заданий по номенклатуре продукции, не предусматривают возможности наказания за невыполнение плана (лишение премий работников и гораздо более строгие меры в отношении руководителей), а представляют собой систему финансовых рычагов и поощрительных мер (государственные инвестиции, налоговые льготы и т.д.), призванных обеспечивать экономический прогресс. В отличие от директивного планирования в тоталитарных социалистических странах это индикативное, ориентирующее планирование. В результате названных и иных мер, применяемых государством, в развитых капиталистических странах создана социально ориентированная рыночная экономика. Силу вмешательства государства в экономику показывает даже опыт США, где шире всего используются индивидуалистические подходы (см., например, книгу лауреата Нобелевской премии по экономике Дж. Бьюкенена «Конституция экономической политики. Расчет согласия. Границы свободы». М., 1997). Однако и в США в начале века в результате мероприятий государства по ограничению монополизма по решению суда была расколота почти на три десятка фирм рокфеллеровская «Стандарт ойл», в 1984 г. аналогичная судьба постигла телефонного спрута AT и Т, разделенного на 7 частей. В 1998 г. угроза нависла над империей самого богатого человека планеты Б. Гейтса (90 млрд. долл. США в 1999 г.), его компьютерной компанией «Майкрософт». Что же касается широчайшего, на практике, всеобъемлющего вмешательства государства в экономические отношения в тоталитарных социалистических странах (хотя в сохранившихся социалистических странах (особенно во Вьетнаме, Китае, отчасти на Кубе, но не в КНДР происходит либерализация экономики), а также вмешательства во многих тоталитарных развивающихся странах (например в прошлом в Африке), то этот факт общеизвестен.

Государство регулирует социальные отношения в обществе, проводит определенную социальную политику, в связи с чем утвердилось понятие современного государства как социального государства. Эта политика имеет два аспекта: по отношению к отдельно взятым классам и слоям общества и по отношению к обществу в целом в связи с выполнением «общих дел». Правда, эти две стороны нельзя отделить друг от друга китайской стеной, они обычно выступают в слитном, спаянном виде: пособия по безработице или пенсии престарелым — это одновременно поддержка определенных групп населения и выполнение государством «общих дел». Как отмечалось, решающее влияние на государственные дела оказывают доминирующий класс, социальный слой, наиболее мощные группы давления. Поэтому, естественно, что государство при определении социальной политики учитывает прежде всего их интересы, принимая, однако, во внимание интересы других слоев населения. Оно предоставляет преимущества определенным социальным группам (например городскому населению по сравнению с сельским в избирательных правах в современном Китае), «среднему классу», предпринимательской деятельности, особенно мелким и средним предпринимателям (в Италии, Франции, Японии и др.). Государство оказывает финансовую поддержку из государственного бюджета более или менее крупным партиям, получающим обычно на выборах не менее 2—3% голосов избирателей. Оно вводит противоборство социальных слоев, групп давления в определенные рамки. Если этого не делать, то, например, шахтерские пикеты на транспортных магистралях России, хотя шахтерские требования о выплате заработанных денег совершенно справедливы, могут привести к параличу экономики, анархии в стране (перекрытие движения на важнейших железнодорожных магистралях в 1998 г. в ряде случаев приобретало массовый и длительный характер).

Разрешая экономические забастовки работников (с экономическими требованиями), государство запрещает политические забастовки, всеобщие забастовки, забастовки солидарности, забастовки определенным государственным служащим (такие забастовки могут парализовать государственное управление), работникам на предприятиях жизнеобеспечения (снабжение водой, газом, электричеством), некоторых видов транспорта и т.д. Одновременно государство ограничивает права предпринимателей, запрещая им массовые увольнения (локауты) в случае забастовок, а иногда частичные увольнения без согласия профсоюза, произвольное закрытие предприятий.

Государство регулирует другие формы протеста и давления различных социальных слоев и групп, устанавливая порядок проведения собраний, митингов, пикетов, демонстраций, запрещая их проведение в определенных местах. При нарушениях этого порядка даже в самых демократических странах полиция применяет силу, а иногда и жестокость, разгоняя незаконные демонстрации. В тоталитарных странах запрещена всякая оппозиция. Ее выступления рассматриваются как антигосударственная деятельность и караются в соответствии с уголовным кодексом, а то и путем прямых расправ. Известны кровавые расправы с демонстрантами и бастующими в 60-х гг. в Новочеркасске (СССР), в Гданьске (Польша), в конце 80-х гг. на площади Таньань-мынь в Китае, в начале 90-х гг. в столице Таиланда, когда около 400 участников демонстрации молодежи и студентов были убиты и более 1000 ранены. В демократических странах (например в Индии) тоже имели место события такого рода.

Вторая сторона социальной деятельности государства включает выполнение «общих дел», о чем уже говорилось.

Государство регулирует политические отношения в обществе. Государство — часть общества, а более точно — его политической системы, которая включает разные элементы (компоненты): институциональный (наряду с государством это партии и другие объединения, занимающиеся политической деятельностью), регулятивный .(политические нормы, прежде всего право в той его части, которая может иметь политический характер), функциональный (политический режим) и идеологический (та часть духовной жизни общества, которая выражает политическую идеологию). Между этими компонентами и внутри них складываются «вторичные» политические отношения («первичные» — это отношения между социальными группами по поводу распределения общественных ценностей, включая власть), прямые и обратные связи, которые скрепляют единство политической системы как таковой, хотя она состоит из разнородных и даже социально противоположных элементов (например правящие и оппозиционные партии).

Государство занимает в институциональном компоненте, политической системе особое место. Будучи ее частью и испытывая воздействие других звеньев системы (например партий), оно путем установления правовых норм, а также неправовыми методами осуществляет регулятивную деятельность по отношению к ним. Государство разрешает или не разрешает деятельность определенных партий и общественных объединений. В некоторых странах запрещены всякие партии (ОАЭ, Саудовская Аравия, Кувейт и др.), и они действуют лишь в некоторых из них как подпольные. В демократическом обществе, как говорилось, запрещаются партии, использующие насильственные методы, тайные и военизированные организации, пропагандирующие расизм, и т.д. Во многих тоталитарных странах разрешается деятельность только одной, правящей партии, иногда конституцией или законом установлено допустимое количество партий (две в 70-х гг. в Бразилии и в 90-х гг. в Нигерии, три в 70-х гг. в Сенегале и до 1999 г. в Индонезии). В законах закреплены их названия, что исключало создание других партий. Государство поддерживает одни партии (в том числе финансовыми мерами, о чем говорилось) и стесняет деятельность других объединений. Это имеет место и в том случае, если конституция признает свободу политической оппозиции. Однако в условиях демократии государство отнюдь не стремится ликвидировать всякую политическую оппозицию. Только немудрая государственная власть делает это. Проницательные руководители государства понимают, что оппозиция полезна для общества. Она указывает на «болевые точки» общества, и чем успешнее будет их лечение, тем больше шансов у правительства сохранить свое пребывание у власти, избежать революционных потрясений. Если же запрещать всякую политическую оппозицию, загоняя болезни общества внутрь, то последствия могут быть катастрофическими.

Наряду с партиями государство поддерживает или стесняет деятельность других общественных объединений, в одних случаях разрешая им участие в политике, в других случаях запрещая это (во многих демократических странах под участием в политике понимается прежде всего участие в избирательной борьбе, выдвижение собственных кандидатов, предвыборная агитация и т.д.).

Государство самым тесным образом связано с регулятивным компонентом системы, что вытекает из его организующей роли в обществе. В современном обществе действует множество разнообразных регулятивных социальных норм (мораль, традиции, обычаи и др.). Государство дает им соответствующую оценку, поддерживая, ограничивая или запрещая. Но главным звеном регулятивного компонента, используемым государством, является право. Государство, его органы издают правовые акты (законы, указы и др.), регулирующие поведение самых различных субъектов (физических и юридических лиц, субъектов федерации, административно-территориальных единиц, объединений, не являющихся юридическими лицами, и т.д.), санкционируют сложившиеся нормы (например обычаи), творят их в ходе судебного процесса (судебный прецедент, решения Конституционного суда), обеспечивают выполнение правовых норм, используя свои «материальные придатки» (полицию, тюрьмы и др.). Выше уже говорилось о правовых нормах, установленных государством и относящихся к различным сторонам общества (экономической, социальной и др.).

Государство оказывает определяющее воздействие на политический режим в обществе. Использование демократических или авторитарных методов осуществления государственной власти по существу создает тот или иной политический режим в стране, хотя, как будет показано ниже, деятельность только государства не исчерпывает природу политического режима. Нередко огромное значение имеет деятельность других политических институтов, например партий, особенно правящей.

Наконец, существуют тесные прямые и обратные связи государства с идеологическим компонентом, т.е. духовной сферой жизни общества. Выработанные вековым опытом людей общечеловеческие ценности вошли теперь в состав правовых норм, создаваемых государством. С другой стороны, в некоторых странах была установлена государственная идеология (марксизм-ленинизм, нкрумаизм в Гане и мобутизм в Заире — от имени их президентов, панча-сила в Индонезии, рукуне-гару в Малайзии и т.д.). Эти положения были закреплены в конституциях, иных правовых актах. В Конституции КНР 1982 г. и сейчас говорится об идеях Мао Цзэдуна, в Конституции Вьетнама 1992 г. — Хо Ши Мина, в Конституции КНДР 1972 г. — об идеях чучхе. С другой стороны, государство противодействует определенным идеологическим и религиозным течениям, запрещает пропаганду человеконенавистнической идеологии (например расизма), идей классовой диктатуры, деятельность некоторых религиозных сект.

Из сказанного выше следует, что в сферах экономических, социальных, политических отношений, духовной жизни общества в современных условиях ни в одной стране не существует такого общества, которое полностью независимо от государства. «Гражданское общество» — полезная научная абстракция, призванная ограничивать своеволие государства. Подобно тезису о свободе человека или разделению властей, «гражданское общество» — важнейший демократический принцип. Конечно, во всех сферах общественной жизни есть определенные области саморегулирования (конкуренция в экономике, процессы естественной миграции между социальными группами в сфере социальных отношений, самостоятельное возникновение и исчезновение — самороспуск общественных объединений в политике, возникновение идеологических взглядов, концепций, теорий в духовной жизни общества и т.д.). Но, во-первых, это не какое-то отдельно стоящее гражданское общество наряду с «просто обществом», а во-вторых, государство воздействует и на те отношения, которые относят к сфере гражданского общества, стимулируя одни из них, способствуя в определенном отношении и ограничивая в другом вторые, запрещая, как нелегальные, третьи.

Занимаясь управленческой деятельностью, государство несет ответственность перед обществом, перед народом по поводу использования политической власти. Оно несет также определенную ответственность перед мировым сообществом, что регулируется публичным международным правом.

Интересам современного общества соответствует не его отрыв от государства, а сочетание саморегулирования и регулирования со стороны демократического социального, правового, светского государства. Последние четыре понятия употребляются теперь во многих новых конституциях, в том числе и в Конституции России 1993 г.

psyera.ru

Понятия общества, страны, народа, человечества

«Понятия : «общество», «страна», «народ», «человечество»».

Вся история складывается из действий людей. Вряд ли кто станет с этим спорить. Исходя из этого, некоторые историки пришли к выводу, что предметом их науки является человек, его поступки, желания. Эта идея была с восторгом подхвачена рядом наших ученых. «Предмет исследования историков, — пишет, например, Арон Яковлевич Гуревич, — люди, мыслящие и эмоциональные существа».

Однако невозможно рассматривать весь исторический процесс через действия одного конкретного лица. Нужно иметь в виду не человека, а людей, связанных друг с другом, образующих реальные коллективы, взаимодействующие между собой, обменивающиеся различной информацией и т.п. Это значит, что нами, безусловно, должен быть познан всякий из тех миллиардов людей, которые жили на земле и которые вошли в исторический процесс. Только когда мы будем знать о каждом человеке все, т.е. когда мы узнаем в полной мере всю массу его мыслей, чувств, переживаний, а также всю совокупность воздействий, полученных им от других и произведенных им на других, только тогда мы на самом деле сможем понять всю суть исторического процесса, осознать все явления, их причины и последствия, чтобы в будущем «не наступать на те же грабли», что и наши предки.

То обстоятельство, что не индивиды, а их объединения являются объектами исторического исследования, давно уже достаточно четко осознано подавляющим большинство историков и вообще обществоведов. Вопрос заключается лишь в том, какие объединения людей стоит рассматривать, чтобы можно было со всех сторон рассмотреть интересующую нас проблему.

Несомненно, одним из таких объединений, и, на мой взгляд, являющийся наиболее значимым, обширным и многогранным, является общество. Многие основные положения об обществе были сформулированы еще в Древнем мире, когда впервые были предприняты попытки обосновать взгляд на общество, как специфическую форму бытия, имеющую свои законы. Так, Аристотель определял общество как совокупность человеческих индивидов, которые объединились для удовлетворения социальных инстинктов. В Средние века все объяснения общественной жизни опирались на религиозные догматы. Наиболее выдающиеся философы этого периода — Аврелий Августин и Фома Аквинский — понимали человеческое общество как бытие особого рода, как вид человеческой жизнедеятельности, смысл которой предопределен Богом. В период Нового времени ряд мыслителей, не разделявших религиозные взгляды, выдвинули тезис о том, что общество возникло и развивается естественным путем. Новым этапом в разработке проблем социального развития стала материалистическая теория. К. Маркс в своих работах раскрывает сущность общества, которая кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Общество, по К. Марксу, есть совокупность общественных отношений.

В современном мире понятие общества можно рассматривать в широком и узком смыслах. В широком смысле слова, общество – это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из индивидов, наделенных волей и сознанием, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. В узком же смысле, можно выделить более сотни различных определений этого, одного из самых главных, центральных понятий многих наук, например, социологии, антропологии, философии, психологии и т.п. В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны.

Далее, познакомившись с понятиями общества, я бы хотела рассмотреть такое явление, как социоисторический организм. Социоисторический организм есть отдельное конкретное общество, которое представляет собой относительно самостоятельную единицу исторического развития. Каждый социально-исторический организм локализован во времени и пространстве. Он занимает определенную территорию. Он обязательно когда-то возник, какое – то время существовал, и теперь, возможно, многие социоисторические организмы уже исчезли, а некоторые живы до сих пор.

Каждый социально-исторический организм составляют люди, подчиненные одной публичной власти. Границы социально-исторического организма есть границы публичной власти. В применении к классовому обществу социорные границы, как правило, совпадают с государственными границами. Сам термин «государство» имеет два основных смысла. Одно значение — определенный аппарат власти, аппарат принуждения. Другое, —населенная людьми территория, находящаяся под властью одной определенной государственной машины. Именно такой смысл вкладывают в это слово, когда называют число государств в Европе, Азии, Африке, Америке, вообще в мире и т.п. Однако государство во втором значении этого слова не всегда совпадает с социоисторическим организмом. Например, Британская колониальная империя никогда не представляла собой единого социоисторического организма. В определенной степени это было связано с тем, что эта империя не была единым государством. Великобритания продолжала сохраняться как особое государство со своим собственным особым гражданством и после образования империи. Последняя представляла собой конгломерат социоисторических организмов, один из которых был господствующим (метрополия), а остальные подчиненными (колонии). То, что колонии были особыми социально-историческими организмами, отнюдь не означает, что они были особыми государствами. Особым государством в составе Британской империи была лишь Великобритания.

Несмотря на определенные исключения, в классовом обществе в общем и целом существовало соответствие между государствами и социоисторическими организмами. Разделение одного государства на несколько самостоятельных государств рано или поздно вело к образованию нескольких социоисторических организмов. Например, на территории Германии после окончания второй мировой войны возникло два самостоятельных государства — Германская Демократическая Республика (ГДР) и Федеративная Республика Германия (ФРГ). Соответственно образовалось и два социоисторических организма, которые при этом принадлежали двум разным социально-экономическим типам.

Итак, на земле с момента появления людей всегда существовало множество социально-исторических организмов. В большинстве случаев соседние социоры были тесно связаны между собой. Данная ситуация показывает, что обществом можно назвать совокупность людей, живущих на одной или соседних территориях. Но такое определение вышеназванного термина нельзя отождествлять с понятием государства.

Следующее значение термина «общество» — все существовавшие и существующие социально-исторические организмы вместе взятые. Еще одно значение термина «общество» — общество вообще, безотносительно к каким-либо конкретным формам его существования. Общество в таком смысле данного слова не является и не может являться объектом исторического исследования, ибо оно как таковое, как самостоятельное явление не существует.

Как следует из всего сказанного, общество всегда состоит из людей. Но, как уже указывалось, оно никогда не является простой их совокупностью. Люди образуют общество постольку, поскольку они включены в определенную систему отношений, которые принято именовать общественными. Поэтому общество прежде всего есть определенная система общественных отношений, в которой живут люди.

Неотделимость социоисторического организма от территории, которую он занимает, находит свое совершенно отчетливое выражение в том, что его название может быть только территориальным: Франция, Болгария, Турция и т.п. В обществоведческой литературе и в повседневном обиходе чаще всего такие общества именуются государствами. Другое слово, используемое для их обозначения— «страна».

Заглавия типа «Новая история колониальных и зависимых стран», «Новая история стран Европы и Америки», «История стран Центральной и Юго-Восточной Европы в XX веке», «История стран Азии и Африки в новейшее время» и т.п. обычны в исторической литературе. Попытка дать определение понятия «страна» была предпринята в работе «Периодизация всемирной истории». «Страна, — говорится там, — это не просто регион; это совокупность регионов, объединенных как некоторым сходством путей своего развития, так и проистекающим из него единством, общностью развития». Слово «страна» используется для обозначения любого из ныне существующих геосоциальных организмов. Страна – это территория, имеющая определённые национальные, климатические, культурные, исторические или политические границы.

Слова страна и государство обозначают близкие по смыслу, но не тождественные понятия, хотя в ряде случаев термин страна используется в качестве полного синонима государства. Понятие государства охватывает, в первую очередь, структуру господства, установившуюся на определённой территории и беспрерывно возобновляющуюся вследствие совместных действий людей. Напротив, понятие страны имеет более ёмкое культурно-историческое, социально-экономическое содержание, нежели политическое, в связи с чем включает в себя понятия, определяющие особенности местного национального сообщества (менталитет, обычаи, язык и т. д.) Как отмечал Д. С. Лихачёв, страна есть единство народа, природы и культуры.

На практике наиболее яркими примерами расхождений между понятиями страны и государства являются колониальные империи, рассматривавшиеся в качестве суверенных государств, но не в качестве единых стран.

Все сказанное вплотную подводит нас к пониманию слова «народ». Оно, как и слово «общество», тоже многозначно. Народ — это форма общности людей, связанных прежде всего языком и культурой, а также происхождением. Так, например, говорили о народе Югославии, советском народе. Говорили и сейчас говорят о народе Пакистана, народе Нигерии, индийском народе и т.п. Но среди населения когда-то единой, а ныне распавшейся Югославии совершенно отчетливо выделялись такие совокупности людей, как сербы, черногорцы, хорваты, словенцы, боснийцы. Население Индии состоит из хиндустанцев, бихарцев, тамилов, маратхов, телугу, бенгальцев и многих такого же рода групп. И для обозначения каждой из таких общностей людей также применялось и применяется слово «народ». Точно такими же общностями являются англичане, шотландцы, ирландцы, французы, итальянцы, русские, украинцы, башкиры и т.п.

Первое, что, казалось бы, роднит всех членов такой общности и одновременно отличает от членов других таких же общностей, — язык. В известной степени это справедливо по отношению к русским, полякам, башкирам и многим другим этносам. В мире существует только одна этническая общность, члены которой говорят на польском языке. Это поляки. То же самое можно сказать о русских, башкирах, финнах и т. п. Но это не может быть отнесено к англичанам, испанцам, немцам, французам, португальцам, сербам. Язык, отличая англичан от французов, не отделяет их от американцев, англо-канадцев, англо-австралийцев, англо-новозеландцев. На французском языке, кроме французов, говорят валлоны, франко-швейцарцы и франко-канадцы. На одном языке говорят сербы, хорваты, черногорцы и боснийцы. Однако различие не только между русскими и итальянцами, но и между англичанами и американцами, немцами и австрийцами, сербами и хорватами, французами и валлонами проявляется в культуре. Нет американского языка, но существует американская культура. Нет аргентинского языка, но существует аргентинская культура. Один язык, но разные культуры у сербов и хорватов. Общая культура — вот что роднит всех англичан, пока они остаются англичанами, и отличает их от американцев, ирландцев, шотландцев и других такого же рода общностей людей, говорящих на английском языке.

Национальные особенности играют огромную роль в формировании менталитета народа, во взаимоотношениях с другими людьми. Так, в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» описывается, как национальные особенности кавказцев повлияли на жизнь Печорина и Белы. Из – за нравов, обычаев, присущих этим людям, умерла ни в чем не повинная девушка, а Григорий Александрович, возможно, потерял именно ту единственную, которая могла бы сделать его счастливым. Таким образом, понятие «народ» очень многогранно и включает в себя различные характеристики.

Нередко в качестве субъекта исторического процесса называется человечество. Такую точку зрения отстаивал, в частности, русский философ Владимир Сергеевич Соловьев, один из немногих мыслителей, четко поставивших вопрос о субъекте истории. «Прежде всего развитие, — писал он в работе «Философские начала цельного знания», — предполагает один определенный субъект (подлежащее), о котором говорится, что он развивается: развитие предполагает развивающееся». И таким субъектом истории он считал человечество. «Субъектом развития, — утверждал он, — является здесь человечество как действительный, хотя и собирательный организм». «Предмет истории может быть ближайшим образом определен, — подчеркивал Л.П. Карсавин, — как социально-психологическое развитие всеединого человечества». Человечество — совокупность всех людей, когда-либо населявших мир. После формирования человека, антропологически неотличимого от современного, начинается история человечества. Человеку удалось создать разветвленную, сложную цивилизацию, что достоверно не удалось сделать никакому другому виду. Благодаря научным открытиям человеку удалось выживать после столкновения с самыми агрессивными средами обитания, и даже освоить некоторые из них. Человечество оказывает очень сильный эффект на взаимодействие других организмов, а также на планетарные процессы. Есть основания полагать, что это список расширится, включив и космическую среду.

В заключение я хотела бы сказать, что все выше представленные понятия объединяет одно: они все обозначают некоторую совокупность людей, взаимодействующих между собой в тот или иной период времени, на той или иной территории, при тех или иных условиях, в той или иной социальной обстановке. Необходимо различать данные понятия и понимать, какие сферы жизни, какие объемы они охватывают.

«Понятия : «общество», «страна», «народ», «человечество»».

План

Отдельные личности и совокупности людей, как движущие силы исторического развития

Понятия общества:

— Древний мир — как специфическую форму бытия, имеющую свои законы.

— Аристотель — как совокупность человеческих индивидов, которые объединились для удовлетворения социальных инстинктов.

— Аврелий Августин и Фома Аквинский —как бытие особого рода, как вид человеческой жизнедеятельности, смысл которой предопределен Богом.

— В период Нового времени ряд мыслителей выдвинули тезис о том, что общество возникло и развивается естественным путем.

— К. Маркс — совокупность общественных отношений.

3) Широкий смысл и узкий смысл понятия «Общество»

4) Социоисторический организм как отдельное конкретное общество, которое представляет собой относительно самостоятельную единицу исторического развития.

— локализован во времени и пространстве

— занимает определенную территорию

5) Понятия государства:

— определенный аппарат власти, аппарат принуждения.

— населенная людьми территория, находящаяся под властью одной определенной государственной машины.

6) Страна как территория, имеющая определённые национальные, климатические, культурные, исторические или политические границы.

7) Отличия страны от государства (культурно-историческое, социально-экономическое содержание, особенности местного национального сообщества)

8) Народ как это форма общности людей, связанных прежде всего языком и культурой, а также происхождением.

9) Язык и менталитет как особенности народов

10) Человечество — совокупность всех людей, когда-либо населявших мир.

11) Достижения человечества

12) Общее в понятиях: человек и способы его взаимодействий и его объединения.

Список использованной литературы:

Wikipedia.ru

Ю.И.Семенов «Философия истории»

Файл «Типологии общества»

freedocs.xyz

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о