ЕГЭ. Общество. Тема 7. Эволюция. Революция. Реформа |
Пути развития общества — это эволюционный , революционный и путь реформирования. Рассмотрим каждый из них.
Эволюция — это (от лат. evolutio — «развёртывание») процесс естественного изменения общества, при котором возникает социальная форма развития общества, отличающаяся от предшествующей. Эволюционный путь развития — это плавные, постепенные изменения, которые происходят в обществе в конкретных исторических условиях.
.Впервые о социальной эволюции заговорил социолог Спенсер Г.
Высоко оценил эволюционный путь развития современный российский историк Волобуев П. Он назвал положительные стороны эволюции:
- Обеспечивает преемственность развития, сохраняя всё накопленное богатство
- Сопровождается позитивными качественными изменениями, причём во всех сферах общества.
- Эволюция использует реформы, способна обеспечить и поддерживать социальный прогресс, придавать ему цивилизованную форму.
Революция – (от лат. revolutio — поворот, превращение) это коренные, скачкообразные, существенные изменения в обществе, которые приводят к переходу общества из одного качественного состояния в другое.
Виды революций
По времени протекания:
- Кратковременные (например, Февральская революция в России в 1917 году)
- Долговременные (например, неолитическая , то есть переход от присваивающего к производящему типу хозяйства, продолжалась около 3 тысяч лет; промышленная революция- то есть переход от ручного труда к машинному, длилась коло 200 лет, это 18-19 вв.).
По сферам протекания
- технические (неолитическая, промышленная, научно- техническая)
- культурная
- социальная (со сменой власти)
По масштабам протекания:
- в отдельной стране
- в ряде стран
- глобальные
Оценки социальных революций
К.Маркс: « Революция — это локомотив истории», «движущая сила общества»
Бердяев Н.: « Все революции кончались реакциями. Это неотвратимо. Это закон. И чем неистовее и яростнее бывали революции, тем сильнее были реакции».
Большинство социологов видят в революции нежелательное отклонение от естественного хода истории, потому что любая революция – это всегда насилие, гибель людей, обнищание людей.
Реформа – (от лат. reformo преобразование) это изменение в обществе, проводимое сверху правительством, властью. Это происходит путём принятия законов, постановлений и других властных предписаний. Реформы могут происходить в одной сфере или сразу в нескольких. Однако не происходит существенных, фундаментальных изменений в государстве (в строе, явлении, структуре).
Виды реформ
По влиянию на ход исторического развития
- Прогрессивные, то есть приводящие к совершенствованию в какой-либо сфере общества ( реформа образования, здравоохранения. Вспомним реформы Алекcандра II- крестьянская, земская , судебная , военная- все они значительно совершенствовали общественные отношения.
- Регрессивные – приводящие к движению назад, ухудшающие что-либо в обществе. Так контрреформы Александра III привели к усилению реакции, консерватизму в управлении.
По сферам общества:
- Экономические (преобразования в хозяйственной деятельности страны)
- Социальные (создание условий для достойной жизни людей)
- Политические (изменения в политической сфере, например, принятие конституции, нового избирательного закона и т.д.)
Новые типы революций 20-21 веков:
obschestvoznanie-ege.ru
Реформа — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 сентября 2018; проверки требуют 7 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 сентября 2018; проверки требуют 7 правок.Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. |
Реформа (лат. reformo) — изменение правил в сфере человеческой жизни, не затрагивающее функциональных основ, или преобразование, вводимое законодательным путём. В частности, процесс преобразования государства, начинаемый властью по необходимости. Публичная цель любой реформы — укрепление и обновление государственных основ, что, однако, не всегда несёт за собой улучшение уровня жизни, сокращение государственных расходов и наоборот — увеличение доходов, а в случаях, когда реальные цели реформирования не соответствуют публичным целям, реформы приводят к поэтапному ослаблению, деградации и ликвидации реформируемых организаций, органов власти, конкурирующих компаний и целых государств.
Реформа может трактоваться как «re-» и «form», то есть изменение формы, изменение содержания или сути чего-либо (какого-то объекта реализации реформы). Реформа предполагает существенные изменения в механизме функционирования объекта, возможна смена основополагающих принципов, ведущих к принципиально новому результату и получению принципиально нового объекта. Не стоит путать понятия «реформа» и «усовершенствование» или «модернизация». Реформа в таком случае, по сути, коренной перелом устоявшихся процессов, традиций и т. д. Именно такая, более жесткая трактовка понятия «реформа», используется в историческом аспекте: Отмена крепостного права, Столыпинская аграрная реформа, Реформа русской орфографии 1918 года, реформа РАН [1] и т. д.
«Реформистское изменение есть такое, которое не подрывает основ власти господствующего класса, будучи лишь уступкой его, при сохранении его господства. Революционное подрывает основу власти» (
ru.wikipedia.org
Многовариантность общественного развития (типы обществ)
I. Характер общественного развития: реформа и революция, инновация и модернизация
1. Реформы, их виды и направления.
1.1. Реформа (от фр. reforme, лат. reformare — преобразовывать) – степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры)
1.2. Виды реформ:
- Прогрессивные (например, реформы 60-70-х гг. XIX в. в России — Великие реформы Александра II)
- Регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80-х — начала 90-х гг. XIX в. в России — «Контрреформы» Александра III)
1.3. Направления реформ
- Социальные – преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми)
- Политические – изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в Конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т.п.)
- Экономические – преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т.п.)
Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни.
Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I, реформы в России в начале 90-х гг. XX в.
2. Революции и их виды.
2.1. Революция (от лат. revolutio — поворот, переворот) – коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя
2.2. Виды революций:
- Долговременные (например, неолитическая революция – 3 тыс. лет, промышленная революция – XVII-XVIII вв.)
- Кратковременные (например, Февральская революция 1917 г. в России)
3. Инновации. В современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа или революция» на «реформа — инновация», где инновация – рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.
4. Модернизация. В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.
Модернизация — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.
Классические теории модернизации:
- «первичная» модернизация (развития западного капитализма).
- «вторичная» или «догоняющая» модернизация (осуществляется в условиях существования «образца» западноевропейской либеральной модели; часто понимается как вестернизация, т.е. процесс прямого заимствования). По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.
II. Классификации (типологии) обществ
1. Различные классификации обществ
Критерий | Типы обществ | |
Наличие письменности | Дописьменные | Письменные |
Число уровней управления обществом и степень его дифференциации | Простые (нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных) | Сложные (несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения) |
Уровень развития | Развитые, развивающиеся, отсталые общества | |
Формационный признак | Бесклассовые общество:
| Классовые общества:
|
2.
Формационный и цивилизационный подходыФормационный подход (основоположники К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895). Ключевое понятие – «общественно-экономическая формация».
Общественно-экономическая формация (от лат. formatio — образование, вид) — это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройкой
Структура:
Надстройка — это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений (философия, религия, мораль, государство, право, политика и др.), возникающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая на него
Способ производства
Базис — это экономический строй (совокупность производственных отношений, т. е. отношений, не зависящих от сознания людей, в которые люди вступают в процессе материального производства)
Производительные силы — это средства производства и люди, обладающие производственным опытом, навыками к труду
Производственные отношения – отношения людей, складывающиеся в процессе производства
Тип надстройки преимущественно определяется характером базиса. Он же представляет собой основу формации, определяя принадлежность того или иного общества.
3. Традиционное, индустриальное, информационное общество
Линии сравнения | Традиционное (доиндустриальное) | Индустриальное | Постиндустриальное (информационное) |
Основной фактор производства | Земля | Капитал | Знания |
Основной продукт производства | Пища | Промышленные изделия | Услуги |
Характерные черты производства | Ручной труд | Широкое применение механизмов, технологий | Автоматизация производства, компьютеризация общества |
Характер труда | Индивидуальный труд | Преимущественно стандартная деятельность | Резкое повышение творческого начала в труде |
Занятость населения | Сельское хозяйство — около 75% | Сельское хозяйство — около 10%, промышленность — 85% | Сельское хозяйство — до 3%, промышленность — около 33%, услуги — около 66% |
Основной вид экспорта | Сырье | Продукты производства | Услуги |
Социальная структура | Сословия, классы, включенность всех в коллектив; замкнутость социальных структур; низкая социальная мобильность | Классовое деление; упрощение социальной структуры; подвижность и открытость социальных структур | Сохранение социальной дифференциации; рост численности среднего класса; профессиональная дифференциация в зависимости от уровня знаний, квалификации |
Продолжительность жизни | 40—50 лет | Свыше 70 лет | Свыше 70 лет |
Воздействие человека на природу | Локальное, неконтролируемое | Глобальное, неконтролируемое | Глобальное, контролируемое |
Взаимодействие с другими странами | Несущественное | Тесная взаимосвязь | Открытость общества |
Политическая жизнь | Преобладание монархических форм правления; политические свободы отсутствуют; власть выше закона, для нее не нужны обоснования; сочетание самоуправляющихся общин и традиционных империй | Провозглашение политических свобод, равенства перед законом, демократические преобразования; власть не воспринимается как данность, от нее требуется обоснование права на лидерство | Политический плюрализм, сильное гражданское общество; возникновение новой формы демократии — «демократии консенсуса» |
Духовная жизнь | Господствуют традиционные религиозные ценности; однородный характер культуры; преобладает устная передача информации; малое количество образованных людей; борьба с неграмотностью | Утверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, веры в науку; возникает и занимает лидирующие позиции массовая культура; подготовка специалистов | Особая роль науки, образования; развитие индивидуализированного сознания; непрерывное образование |
humanitar.ru
описание, каковы основные отличия, примеры из истории России
Революция — это переворот, быстрое качественное изменение существующего порядка в обществе, науке, политическом устройстве. Реформа — это медленное преобразование части системы, но сохранение её целостности. И в том, и в другом случае есть некие предпосылки для изменения сложившегося порядка вещей — острая проблема или ситуация, зашедшая в тупик и требующая кардинальных перемен. В этом сходство этих путей развития, но все же они существенно отличаются друг от друга.
Три отличия реформаторского и революционного развития общества
Признаки революции:
- резкое изменение системы в целом;
- часто используются незаконные методы борьбы;
- направлена на кардинальную перемену власти.
Признаки реформы:
- медленное изменение части системы;
- использование законных методов;
- зачастую направлена на укрепление позиций существующей власти.
Итак, отличие революции от реформы налицо. Далее на примерах из истории России подробно иллюстрируется суть реформ и революций, напрямую влияющих в конечном счёте на положение людей в обществе.
Известные реформы в Российской истории
- Реформы Петра Первого. Около трёх десятков лет Петр Великий реформировал Россию. Он превратил страну в империю, поменял систему летоисчисления, принял Табель о рангах. По новому закону служба разделялась на военную и гражданскую и были определены ранги (классы) чиновников. Начиная с 8-го ранга чиновники получали статус дворянина и за свою службу награждались не только деньгами, но и землёй с крепостными. При Петре появились светские учебные заведения для развития и просвещения общества, а также Академия Наук. Священникам вменялось в обязанность просвещать крестьян, воспитывать почтение и уважение к царю и церкви.
- Отмена крепостного права, 1861 г. Основная причина — кризис крепостничества, этой системы в целом. Труд крепостных был малоэффективен, усиливалось недовольство крестьян условиями жизни и своим положением. Назревала революция, и на фоне этого Александр II решился на реформу по упразднению крепостного права. В итоге крестьяне получили свободу от помещиков и собственность в рамках общины, но за право пользования землёй обязаны были нести барщину или платить оброк.
- Аграрная Столыпинская реформа, 1906 г. Целями этой реформы было решение земельного вопроса для устранения недовольства обнищавших крестьян, а также развитие сельского хозяйства в перспективе. В итоге крестьянин выходил из крестьянской общины, а надел земли передавался ему на правах частной собственности. Появилось льготное кредитование крестьян и господдержка в повышении производительности труда.
Это интересно: признаки постиндустриального общества, его основные черты.
Революция 1917 года
В 1917 году в России произошёл крупнейший переворот, полностью изменивший страну, её политическую систему и структуру общества.
Затянулась Первая мировая война, начались перебои в снабжении городов, резкие скачки цен. Люди сотнями тысяч гибли на фронте, а оставшиеся в городах массово голодали и укреплялись во мнении о слабой и безвольной власти царя. Начались восстания с требованием прекратить войну и голод, крепла оппозиция. Повсюду в обществе, включая солдат Петроградского гарнизона, обнаруживался революционный настрой. В итоге Николай II остался без поддержки Петроградского полка и своих родственников великих князей, а политические группы объединились в оппозицию к монархии и вынудили в итоге царя отречься от власти.
Таким образом, во время Февральской революции была свергнута монархия, власть перешла к Временному правительству.
А во время Октябрьской революции того же года большевики свергли Временное правительство и провозгласили власть Советов. Этот переворот назвали Великой Октябрьской социалистической революцией. Российская империя перестала существовать, теперь это уже была РСФСР (с 1922 по 1991 год в составе СССР).
Это интересно: федеративные государства – список стран, особенности федеративных стран.
Августовский переворот (путч) 1991 года
Произошёл по причине недовольства общества перестроечной политикой М.С. Горбачёва и её результатами. А точнее, отсутствием положительных результатов реформ — кризис в стране только усугублялся. К тому же ухудшались межнациональные отношения, а Политбюро пускало этот вопрос на самотёк. Это привело в итоге к началу распада СССР. После того как Горбачёв решил вместо СССР создать Союз Суверенных государств, консервативные силы в правительстве решили отстранить его от власти, чтобы сохранить целостность страны.
В итоге во время отсутствия Михаила Горбачёва в Москве власть захватил ГКЧП. Но его члены продержались наверху всего 3 дня, т. к. не получили поддержку широких масс населения. Б.Н. Ельцин, будучи президентом Российской федерации, не признал ГКЧП в качестве нового правительственного органа СССР, заговорщики были арестованы.
Эти события только ускорили распад СССР. 25 августа 1991 года Украина объявила о своей независимости и выходе из состава СССР, а за ней и все остальные республики, кроме России и Казахстана. В итоге СССР перестал существовать.
Революционные преобразования России навсегда останутся в нашей истории, а реформы продолжаются и по сей день, преобразовывая сферы жизни исходя из проблем и желаемого развития общества.
obrazovanie.guru
Реформа – это изменение
Реформа – это изменения, контролируемые и планируемые правящей элитой. Они, как правило, охватывают наиболее важные общественные параметры. Реформа – это процесс, затрагивающий политическую, культурную, социальную, экономическую сферу деятельности страны. Изменения направлены обычно на увеличение общественной энергии через модернизацию, снижение дезорганизации, преодоление состояния дискомфорта. Реформа – это мероприятие, в результате которого устанавливается более глубокий (новый) консенсус. В итоге, как правило, удается избежать катастрофы. Это очень важно! Реформа – это попытка устранения социокультурного противоречия, результативность которой достигается посредством внесения новых идей и соответствующих взаимоотношений.
Особенности процесса реформирования в России
Те или иные изменения в стране осуществляются, как было отмечено, правящей элитой. Преобразования могут затрагивать частные области. Так, например, правительством может быть проведена реформа здравоохранения, суда, армии, образования и прочих сфер. Как правило, изменения воспринимаются правительством как необходимость модернизации, развития экономики. Силы же традиционализма рассматривают преобразования в качестве смещения центра власти вниз, некой уравнительности, источника увеличения благ разного рода. Как показывает историческая практика, народ ожидает от изменений чуда. Так, к примеру, земельная реформа и прочие преобразования 1861-го года в итоге привели к восстановлению крепостничества в полной мере и масштабному террору. Либеральность в изменениях провоцировала некий дискомфорт, который, в свою очередь, дал толчок установлению государственности, способной уравнять всё.
Факторы, провоцирующие реформирование в России
Одной из основных предпосылок к началу преобразований считается самобытность страны, специфика ее исторического развития. Эти факторы в тот или иной период существования государства провоцировали раскол системы власти. Это неизбежно влекло за собой разрушение внутри культуры, нарушения в социальных отношениях. Раскол начинает приобретать бесконечные культурные и общественные формы. Разрушения присутствуют в самой деятельности людей. Это отражается в смешивании стремления сохранить общественные отношения и культуру неизменными и изменить их одновременно. В связи с этим появляется необходимость оценить реформу, применяя дуальную позицию: уменьшить раскол его увеличением. В качестве движущей силы преобразований выступает повышение массового состояния дискомфорта. Другими словами, увеличиваются представления о том, что комфортные ранее, приемлемые, привычные «родные» общественные отношения, социально-культурная среда становятся опасными, враждебными, чуждыми. Это ставит перед реформой задачу по снижению, ослаблению этого процесса, который может грозить повышением недовольства, перерастающего в массовую дезорганизацию и, вероятно, в социальную катастрофу. В этом случае оценка преобразований осуществляется посредством дуальной оппозиции: через усиление состояния комфорта.
fb.ru
Что такое реформа? Это позитивные перемены! :: SYL.ru
Мы часто слышим о том, что в той или иной из сфер общества необходима реформа. Это слово стало уже привычным, а, следовательно, неконкретным. Когда мы слышим очередной раз о реформировании, особенно не вникаем в смысл. Ну решили там что-то поменять, что с того? А стоит ли вникать в таковые политические заявления? Давайте разберемся.
Определение
В словарях термин разъяснен достаточно однозначно. Реформа – это изменения, в частности, политические. То есть государство решает, что в какой-то из областей его работы происходит застой или даже регресс. Необходимо внести коррективы в политические методы. Делается подобное при помощи реформы. Алгоритм известен. Необходимо исследовать, как имеющиеся методы, в том числе и законодательные, влияют на процесс. Далее требуется проанализировать их работу, выявить недостатки. Следующий шаг – изучение опыта стран, достигших в данной области больших результатов. Одновременно мудрые умы пытаются изобрести собственные рецепты. Последний этап – внедрение. Конечно, на деле все значительно сложнее. Однако суть этапов остается той же. Реформа – это постепенное изменение, достигающееся нереволюционными методами.
Отличительные особенности
Перемены в обществе и политике достигаются различными путями. Это известно всем. Можно сломать все и построить на этом месте новое. Революция называется. Конечно, дело прогрессивное. Однако весьма кровавое и болезненное.
Демократическому обществу такие методы не подходят ввиду больших рисков для граждан. Более мягкий способ внести изменения – реформа. Это путь постепенного перехода от старого к новому. При этом некоторое время работает (живет) и то, и другое. Например, реформа ЖКХ. Всем известно, что данная отрасль народного хозяйства всегда была убыточной. Она финансово строится на сборах средств с населения. Их явно недостаточно для эффективного управления жилым фондом. Но уже придуманы более прогрессивные методы. Однако ввести их в управление единомоментно затруднительно. Необходимо время, чтобы собрать достаточно средств на капитальный ремонт, другие работы. Поэтому реформа ЖКХ проводится постепенно и последовательно. Старые методы работают, в то же время уже включаются новые.
Реформы России
Новейшая история РФ – это перечень постепенных и неотвратимых перемен, постоянно внедряемых в общество. Дело в том, что после развала СССР политическая система стала другой. Государство стремится к эффективности, следовательно, к снижению своих затрат. Для того чтобы не допустить социального взрыва ввиду снижения уровня обеспеченности нуждающихся, приходится изыскивать иные, ранее неизвестные источники финансирования программ.
В принципе, процесс реформирования идет уже более двадцати лет. Необходимо было перестроить экономическую модель, социальную и гуманитарную сферы и многое другое. Те, кто помнит СССР, понимают, какая огромная работа была проделана. Даже то, что на виду у всех, производит впечатление. Имеется в виду политическая система. От почти тоталитарной однопартийности перешли к демократическому обществу. Граждане получили такие действенные права, о которых ранее не мечтали. Любой свободно высказывает свою точку зрения, может найти дело по душе.
Социальная сфера
Чаще всего реформируется именно эта область общественной жизни. Это вполне обоснованно, ведь демократическое государство имеет целью заботу о своих гражданах. К примеру, возьмем людей преклонного возраста. Для того чтобы они не чувствовали себя заброшенными, а еще важнее, нищими, проводится пенсионная реформа. Суть проблемы для многих стран одинакова. Продолжительность жизни растет, а рождаемость, наоборот, падает. Получается, что пенсионная нагрузка на работающих повышается. Реформированием пытаются найти путь к стабильности в данной сфере. То есть практически нащупать такие методы, которые позволят обеспечивать пенсионеров, в то же время не загоняя работодателей в серые схемы. Ведь не секрет, что предприниматели стараются снизить налоговое бремя. А пенсионные взносы при стареющем обществе приходится постоянно увеличивать. Чаще всего реформы имеют целью получение лояльности граждан. Они называются социально направленными. С другой стороны, преобразования не всегда имеют все признаки реформы. Как правило, они проводятся в форме трансформаций. А это уже несколько иной метод перемен. Это не отказ от старого, а всего лишь его модификация. Реформы же предполагают объемные перемены, полнейшее замещение старой политики новой.
www.syl.ru
Реформа социальная это что такое Реформа социальная: определение — Социология.НЭС
РЕФОРМА СОЦИАЛЬНАЯ
преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны (порядков, институтов, учреждений) или всех сторон общественной жизни при сохранении существующего общественного строя.
Оцените определение:
Источник: Словарь терминов по теории социальной работы
РЕФОРМА СОЦИАЛЬНАЯ
от лат. reformo — преобразовываю) — англ. reform, social; нем. Sozialreform, фр. reforme sociale; 1. Преобразование, изменение, переустройство к.-л. стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей соц. структуры. 2. Любое нововведение.
Оцените определение:
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
СОЦИАЛЬНАЯ РЕФОРМА
social reform) — политические и социальные меры, осуществляемые с целью устранения социальных проблем. Движения за последовательные реформы и административные структуры, учрежденные для их осуществления, рассматривается как главная особенность, отличающая современные индустриальные общества от более ранних. Часто проводится различие между нарастающей и постепенной «социальной реформой» и социальной революцией. Например, фабианцы — Сидней и Беатрис Вебб (см. также «Фабианское общество» и фабианство) — считали социальную реформу методом «социальной инженерии», стимулирующим постепенное усовершенствование предоставления услуг и материальных благ без революционных изменений. По мнению некоторых критиков, многие социальные реформы скорее маскируют, чем устраняют фундаментальные проблемы и социальное неравенство. Реформа службы здравоохранения в Великобритании в 1974 г. была предпринята для улучшения обеспечения медицинским обслуживанием, но мало сделала для выявления причин нездоровья, коренящихся в социальной структуре общества. Анализ социальной реформы также поднимает вопросы об отношении между социальной наукой и ценностными суждениями.
Оцените определение:
Источник: Большой толковый социологический словарь
Реформа социальная
фран. reforme, от лат. reformo преобразовываю) преобразование, изменение, нововведение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не устраняющее основ существующей социально-политической структуры и наличного общественного строя. Рассматриваемая в историческом плане, Р. с. противостоит социально-политической революции, которая означает слом самих основ функционирования экономических и политических институтов данного общества. «Понятие реформы,отмечал В. И. Ленин,несомненно, противоположно понятию революции; забвение этой противоположности, забвение той грани, которая разделяет оба понятия, постоянно приводит к самым серьезным ошибкам во всех исторических рассуждениях. Но эта противоположность не абсолютна, эта грань не мертвая, а живая, подвижная грань, которую надо уметь определить в каждом отдельном конкретном случае». (Поли. собр. соч. Т. 20. С. 167). И это умение, по Ленину, заключается прежде всего в том, чтобы различать, в какой момент, при каких обстоятельствах следует действовать по-революционному, а при каких обстоятельствах-реформистски (см.: там же. Т. 44. С. 222-223). Соотношение Р. с. и революции обусловливается конкретно-историческим взаимодействием объективных и субъективных факторов, в том числе расстановкой классовых сил в международном масштабе и в каждой стране. В условиях классово-антагонистического общества Р. с., вследствие вынужденного характера (уступка со стороны господствующего класса своему классовому противнику), двойственна, противоречива и по содержанию, и по формам осуществления, и по влиянию на ход социальных процессов. Являясь шагом вперед в общественном развитии, Р. с. здесь предстает одновременно как мера, призванная предотвратить падение господствующих классов. Так, в современном капиталистическом обществе Р. с. используется правящими классами в качестве средства политического компромисса в классовой борьбе и обеспечения устойчивости сложившейся системы отношений, сохраняющей господство капиталистов и ослабляющей натиск революционных сил. В процессе построения и обновления социалистического общества относительная противоположность Р. с. и социальной революции, по-видимому, не устраняется. Как показывает новейшая история социализма, в социалистическом обществе неизбежны такие этапы его развития, когда происходит глубокая качественная перестройка сложившихся экономических, социальных и политических структур, всех сторон социальной жизни, требующая революционных действий масс. Путь более или менее постепенных изменений сменяется на какой-то период коренной, революционной ломкой мешающих развитию социальных отношений, институтов и учреждений. Например, перестройка, развернувшаяся в советском обществе, будучи революционным процессом, опирается на комплекс Р. с. в разных сферах общественной жизни: в экономической (радикальная реформа механизма хозяйствования и управления экономикой), в политической (реформа политической системы), в духовной (реформа системы образования и др.) и т. д. Суть этих реформ состоит в том, чтобы обеспечить демократизацию общественной жизни, вовлекая все более широкие массы трудящихся в процесс обновления социализма. Соотношение Р. с. и социальной революции одна из важнейших и сложнейших теоретических и практических проблем марксистско-ленинского обществознания, международного рабочего движения и революционного процесса в целом. Исторический опыт последних десятилетий по-новому обнажил некоторые грани этой проблемы, без теоретического уяснения которых невозможно правильно ориентироваться в перспективах радикальных общественных изменений в современном мире. Это, в частности, такие вопросы, как потенциальная цена революций и реформ, их гуманистическая направленность, созидательное начало, нравственная основа и ненасильственный характер, место компромиссов в революции и реформировании, судьбы и счастье людей, интересы которых затрагивают Р. с. и социальная революция, и др. Упрощенный, прямолинейный подход к данной проблеме, характерный для догматического обществознания эпохи застоя, все более вытесняется представлениями, в которых Р. с. и революция метафизически не противопоставляются друг другу, а переплетаются, выступают в качестве гармонически связанных противоположностей одного и того же процесса социального развития. Социологическая наука, изучая общественное мнение, выражающее отношение людей и социальных групп к проведению тех или иных Р. с., к их результатам, предоставляет обществу ценную информацию и практические рекомендации для управления социальными процессами, осуществлением Р. с., для революционных преобразований. Роль социальная нормативный образец поведения индивида, занимающего определенную социальную позицию (в обществе, группе, организации) и выполняющего соответствующие ей функции. Будучи членом общества, различных групп и организаций, занимая в них определенное место или позицию, выполняя свойственные этим позициям функции, индивид тем самым исполняет соответствующие Р. с.: например, главы семьи, работника, члена Советской социологической ассоциации, депутата и т. п. Одни из этих ролей индивид свободно выбирает, стремясь активно освоить (роли матери, отца), другие же заданы ему независимо от его желания и воли (роли женщины, мужчины, члена этнической группы). Р. с. характеризуется комплексом нормативных требований к поведению и ожиданий (экспектаций). Кроме того, с ней связываются определенные права и обязанности индивида, степень реализации которых зависит не только от содержания ролевых требований, но и от возможностей, качеств самого индивида, в связи с чем любая его роль персонифицируется и субъективируется. Таким образом, исполнение индивидом определенной Р. с. обусловлено не только объективными, но и субъективными факторами. Поскольку один и тот же индивид исполняет множество Р. с., то между ними возможны отношения как гармонии, так и дисгармонии. В последнем случае проявляются так называемые внутриили межролевые конфликты, возникающие на основе противоречий между различными ролевыми требованиями (хороший семьянин плохой специалист, способный инженер малокомпетентный руководитель и т. д.). В современном обществе наиболее сильные межролевые конфликты характерны для Р. с. женщины (женщина мать, жена и производственница, руководитель, депутат и т. д.). Понятие «роль», введенное в социальную науку американским антропологом Дж. Мидом, занимает центральное место в концепциях «ролевой теории» (Дж. Морено, Р. Линтон, Т. Сарбин, Э. Гоффман, Н. Гросс и др.), символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер, М. Кун, Т. Шибутани, Н. Дензин и др.), структурного функционализма (Т. Парсонс, Р. Мертон, Б. Малиновский, Э. Радклифф-Браун). Анализ Р. с. как значимого регулятора социального поведения находит все более широкое отражение в работах советских социологов и социальных психологов, в которых дается аргументированная критика абсолютизации значения Р. с. в организации общественной жизни и формировании индивидуального сознания, раскрывается диалектическая взаимосвязь между Р. с. как формальным, нормативно предписанным способом поведения и сознательным, творческим исполнением личностью социальных функций. Ролевая интерпретация человека является полезным инструментом познания и формирования его социальных характеристик. Однако структура личности не сводится только к совокупности Р. с. и проявлению ролевого поведения. Освоение Р. с., разрешение меж и внутриролевых конфликтов всегда предполагает устойчивую конкретную индивидуальность, которая в известном смысле может противостоять традиционным ролевым влияниям. Об этом свидетельствуют различные виды отклоняющегося поведения и, в первую очередь, инновационная активность человека (см. Инновация социальная), способного творить новые социальные ценности, нормы и роли.
Оцените определение:
Источник: Социологический справочник
voluntary.ru