ЕГЭ по обществознанию — Экономика
Теоретический материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию, раздел кодификатора «Экономика».
2.1 Экономика и экономическая наука
Основные понятия: экономика, производство, материальное производство, нематериальное производство, распределение, обмен, потребление, экономические блага, товар, услуга, макроэкономика, микроэкономика
2.2 Факторы производства и факторные доходы
Основные понятия: факторы производства, труд, земля, капитал, предпринимательство (предпринимательские способности), факторные доходы, заработная плата, рента, процент, прибыль
2.3 Экономические системы
Основные понятия: экономическая система, традиционная экономическая система, централизованная (командная) экономическая система, рыночная экономическая система, смешанная экономическая система
2.4 Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение
Основные понятия: рынок, функции рынка, виды рынков, конкуренция, монополия, олигополия, цена, равновесная цена, спрос, величина спроса, цена спроса, закон спроса, предложение, величина предложения, цена предложения, закон предложения, нерегулируемое предложение, нерегулируемый спрос, нерегулируемая цена
2.5 Постоянные и переменные затраты
Основные понятия: затраты, постоянные затраты, переменные затраты, амортизация
2.6 Финансовые институты. Банковская система
Основные понятия: финансы, финансовый институт, банк, страховая компания, инвестиционная компания, пенсионный фонд, фондовая биржа, межгосударственный финансово-кредитный институт, банковская система, Центральный банк, коммерческие банки, банковские операции, кредит
2.7 Основные источники финансирования бизнеса
Основные понятия: финансирование, источники финансирования, амортизация, банковский кредит, инвестиции
Основные понятия: ценная бумага, акция, облигация, вексель, фондовая биржа, функции фондовой биржи
2.9 Рынок труда. Безработица
Основные понятия: рынок труда, рабочая сила, спрос на труд, предложение труда, безработица, безработный, структурная безработица, фрикционная безработица, циклическая безработица, естественный уровень безработицы, формы безработицы, последствия безработицы
2.10 Виды, причины и последствия инфляции
Основные понятия: инфляция, основные источники инфляции, инфляция спроса, инфляция предложения (издержек), открытая инфляция, скрытая (подавленная) инфляция, умеренная (ползучая) инфляция, галопирующая инфляция, гиперинфляция, сбалансированная инфляция, несбалансированная инфляция, последствия инфляции
2.11 Экономический рост и развитие. Понятие ВВП
Основные понятия: экономический рост, экстенсивный путь, интенсивный путь, экономическое развитие, валовой внутренний продукт (ВВП), номинальный ВВП, реальный ВВП
2.12 Роль государства в экономике
Основные понятия: экономическая политика государства, экономические функции государства, стабилизационное направление государственной экономической политики, структурное направление государственной экономической политики, общественные блага, внешние эффекты, прямое государственное регулирование экономики, косвенное государственное регулирование экономики, денежно-кредитная (монетарная) политика, учётная ставка процента (ставка рефинансирования), бюджетно-налоговая (фискальная) политика
2.13 Налоги
Основные понятия: налоги, прямые налоги, косвенные налоги, федеральные налоги, региональные налоги, местные налоги, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, основные принципы налогообложения, функции налогов
2.14 Государственный бюджет
Основные понятия: государственный бюджет, доходная часть государственного бюджета, расходная часть государственного бюджета, источники государственного бюджета, сбалансированный бюджет, бюджетный дефицит, профицит бюджета
2.15 Мировая экономика
Основные понятия: мировая экономика, международное разделение труда, международная специализация, международные экономические отношения, экспорт, импорт, сальдо, протекционизм, свободная торговля, таможенные тарифы на импорт, экспортный тариф, таможенный союз, эмбарго, квота, экономическая интеграция, преференциальное торговое соглашение, зона свободной торговли, общий рынок, экономический союз, валютный союз
2.16 Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина
Основные понятия: потребитель, рациональное поведение потребителя, доход потребителя, номинальный доход потребителя, реальный доход потребителя, потребительские расходы, уровень жизни, качество жизни, производитель, рациональное поведение производителя
socialstudies.ru
Экономика. Теория |
ЕГЭ. Экономика.Тема 1. Понятие экономики. Экономика как наука.
Функции и методы экономики как науки; науки, изучающие экономику.
ЕГЭ. Экономика. Тема 2. Экономика как хозяйство
Роль экономики в жизни общества, основные вопросы экономики, факторы производства и факторные доходы, закон возвышающихся потребностей, производительные силы общества.
ЕГЭ. Экономика. Тема 3. Экономические и общественные блага. Экономические потребности
Виды экономических благ и потребностей, виды общественных благ, закон Энгеля.
ЕГЭ. Экономика. Тема 4. Экономические системы
Традиционная, командно-административная, рыночная,смешанная система, их критерии и особенности, плюсы и минусы. Инфраструктура и её виды.
ЕГЭ. Экономика. Тема 5. Экономическая система современной России
Особенности экономической системы России на современном этапе, направления развития экономики , проблемы.
ЕГЭ. Экономика. Тема 6. Экономические школы
Экономические школы: меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия, марксизм, кейнсианство и другие школы и направления в экономической науке.
ЕГЭ. Экономика. Тема 7. Российская экономическая школа
Труды и взгляды по экономике известных российских политических, государственных деятелей и экономистов.
ЕГЭ. Экономика.Тема 8. Экономический рост. Макроэкономические показатели
ВВП, ВНП, НД, производительность труда, экспорт и импорт, прожиточный минимум, потребительская корзина.
ЕГЭ. Экономика. Тема 9. Микроэкономические показатели
Прибыль, себестоимость, фондоотдача, рентабельность, эффективность производства.
ЕГЭ. Экономика. Тема 10. Экономический цикл.
Фазы экономического цикла: спад, депрессия, оживление, подъём. Причины и виды кризисов.
ЕГЭ. Экономика. Тема 11. Производство
Производство и его сферы,обмен, распределение, потребление, предприятие и его типы, функции предприятий.
ЕГЭ. Экономика. Тема 12. Рынок
Признаки рынка и его типы, закон спроса и предложения, эластичность спроса и предложения,цена, дефицит, профицит.
ЕГЭ. Экономика. Тема 13. Конкуренция
Конкуренция, её функции и виды. «Закон о защите конкуренции»
ЕГЭ. Экономика. Тема 14. Монополия и её виды.
Причины возникновения монополий, виды и формы монополий, антимонопольная политика государства, негативные и позитивные последствия монополий.
ЕГЭ. Экономика. Тема 15. Деньги.
Сущность денег, их свойства и признаки, виды.
ЕГЭ. Экономика.Тема 16. Валюта.
Определение, функции и виды валюты.
ЕГЭ. Экономика. Тема 17.Ценные бумаги.
Определение ценных бумаг, их признаки и виды.
ЕГЭ. Экономика. Тема 18. Инфляция
Понятие инфляции, причины, виды, последствия, антиинфляционная политика.
ЕГЭ. Экономика. Тема 19. Банки
Определение, функции и типы банков . Особенности банковской системы в РФ.
ЕГЭ. Экономика. Тема 20. Кредит. Страхование
Понятие , принципы и виды кредита, кредитная политика в РФ.
Понятие, принципы, задачи, цели и виды страхования.
ЕГЭ. Экономика. Тема 21.Государственный бюджет
Понятие государственного бюджета, его источники, функции, государственный долг.
ЕГЭ. Экономика. Тема 22. Налоги
Налоги, их функции и виды. Налоговая политика в РФ. Налоги и сборы. Права и обязанности налогоплательщика.
ЕГЭ. Экономика. Тема 23.Рынок труда. Заработная плата
Виды рынков труда, их особенности. Черты российской модели рынка труда. Конституция РФ о труде.Виды и функции заработной платы.
ЕГЭ. Экономика. Тема 24. Безработица
Понятие и сущность безработицы, её виды, негативные и позитивные последствия, меры по борьба с безработицей.
ЕГЭ. Экономика.Тема 25. Уровень жизни
Уровень жизни и качество жизни, основные показатели уровня жизни населения, направления деятельности в РФ по повышению уровня жизни.
ЕГЭ. Экономика. Трудные темы
ЕГЭ. Экономика. Тема 26. Собственность.
Понятие собственности. Типы собственности, Конституция РФ о типах собственности и её защите.
ЕГЭ. Экономика. Тема 27.Субъекты предпринимательской деятельности
Фирма, предприятие, компания, товарищество, ООО, АО, унитарное предприятие и другие субъекты предпринимательской деятельности. Их особенности.
ЕГЭ. Экономика.Тема 28.Экономическая культура.
Понятие экономической культуры, её функции; экономическая свобода и ответственность, экономический интерес.
ЕГЭ . Экономика. Тема 29. Мировая экономика и МРТ
Международные экономические отношения. МРТ, его особенности, международные организации, экономика России.
ЕГЭ. Экономика. Тема 30.Роль государства в экономике
Роль государства в экономике при традиционной, командной и рыночной экономической системе. Методы и способы государственного регулирования экономикой.
ЕГЭ. Экономика. Тема 31. Конституция РФ об экономике
ЕГЭ. Задания.
obschestvoznanie-ege.ru
Обществознание Тема «Экономика»
теория, необходимая для самостоятельной подготовки выпускников одинадцатых классов к итоговой аттестации, в форме ЕГЭ по обществознанию. …
Просмотр содержимого документа
«Обществознание Тема «Экономика»»
Экономика
Экономика — наука о хозяйстве. Эконо́мика (от др.-греч. οἶκος — дом и νόμος — правило, закон, буквально «правила ведения хозяйства») — хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.
Экономика как наука — измеряет , анализирует ,исследует. Экономика как хозяйство -производит блага или услуги, реализует их.
Экономика появляется в обществе как результат несоответствия безграничных потребностей человека и ограниченных ресурсов.
Экономика отвечает на 3 главных вопроса: Что? Как? И Для кого? (Производить)
Если ответ на вопросы – как всегда, согласно традициям — это традиционная экономическая система – рутинная, с использованием старых технологий, сельское хозяйство, отвергает новшества.
Если ответ на вопросы – решает государство, это командная экономическая система, или плановая или административная — как в СССР. Нет частной собственности — только государственная, экономика развивается по планам (пятилетки в СССР).
Если ответ на вопросы – сам производитель – это рыночная экономическая система (как сейчас)
Идеальная экономическая система — смешанная (рыночная с элементами командной)
Собственность бывает: частная(личная, собственно частная, кооперативная, акционерная и т.д.), муниципальная (городская) и государственная.
Структура экономики включает в себя: обмен, распределение, производство и потребление.
Производительность труда – количество произведенного за единицу времени. Зависит от факторов производства. Факторы производства: труд(рабочие руки), земля (сырье, ресурсы), капитал(средства, например лопата, фабрика), информация (например реклама), предпринимательские способности. Выделяют факторные доходы: дивиденды (доход с акций), рента(доход с аренды), прибыль(доход с собственного производства), зарплата(доход с труда).
Издержки – необходимые расходы. Себестоимость – цена расходных материалов, труда, необходимых расходов (например, электричества). Прибыль — издержки = собственно доход предпринимателя.
Важным с точки зрения работы рыночного механизма является спрос (желание и возможность купить товар), предложение (желание продать товар) и равновесная цена, которая возникает на пересечении спроса и предложения и отражает пожелания продавца и покупателя относительно цены товара.
Существуют формулы рынка:
Чем ниже цена, тем выше спрос (закон распродаж)
Чем выше цена, тем ниже спрос
Если предложение меньше спроса = это дефицит, если спрос меньше предложения – это кризис перепроизводства.
И другие.
Бюджет — план расходов и доходов на определенный промежуток времени.
Налоги: прямые (подоходный 13 %, на имущества, на автомобиль и т.д.), косвенные (НДС, акцизы, таможенные пошлины и сборы)
Налоговые системы: пропорциональная. регрессивная , прогрессивная.
Рынки: товаров, услуг, рабочей силы, сырья, ценных бумаг.
Государство — « ночной сторож», вмешивается в случае необходимости в экономику: законы о правах потребителей, поддержка малоимущих слоев населения, работы «биржи труда» (безработный –трудоспособный (по возрасту 18-55(60)) человек, желающий и не могущий найти работу), поддержка малого и среднего бизнеса, антимонопольное законодательство, необходимые меры в случае кризиса.
Безработица бывает: Структурная, Застойная, Фрикционная, Сезонная, Скрытая, Неполная.
Монополия – один производитель в какой либо области. Государство борется с монополиями, так как монополия нарушает права людей. Монополия плоха для конкурентов, для покупателей. Конкуренция бывает ценовая и неценовая. Олигополия — ситуация , когда на рынке несколько( немного) крупных продавцов.
Содержание прав собственности –владеть , пользоваться, распоряжаться. Расходы бывают обязательные и произвольные.
Измерители экономической деятельности: ВВП и ВНП, Уровень инфляции, Уровень безработицы.
ВВП – конечная стоимость всех произведенных в стране благ и услуг. Включается только то , что продается в первый раз, не считаются пенсии, пособия(так как не в обмен на товар).
Функции денег: мера стоимости , средство обращения, средство платежа, средство накопления, мировые деньги, средство обмена
Функции налогов: фискальная ( бюджет) , распределительная (социальная) , регулирующая, стимулирующая
Экономический цикл : Кризис, Рост, Стагнация, Спад
В период кризисов государство может иметь внешний и_или внутренний долг(облигации), может случиться циклическая безработица.
Термины: Что такое инфляция? Рост денежных знаков в стране , превышающий реальную стоимость ВВП. Для обывателей выглядит как рост цен.
Что такое девальвация? Обесценивание национальной валюты по отношению к другой валюте или золотому стандарту.
Что такое приватизация? Перевод собственности из государственной в частную.
Что такое национализация? Перевод собственности из частной в государственную.
multiurok.ru
Раздел 2. Экономика
Лекция 1. Понятие «экономика» и предмет её изучения
Ключевые слова: экономика как наука и как хозяйство, экономические блага, производство, распределение, обмен, бартер, потребление, экономическая культура.
Читать лекцию
Лекция 2. Экономическое содержание собственности
Ключевые слова: право собственности, виды собственности, право владения, право пользования, право распоряжения, национализация, приватизация.
Читать лекцию
Лекция 3. Факторы производства и факторные доходы
Ключевые слова: факторы (ресурсы) производства, земля, труд, капитал, предпринимательская способность, факторные доходы.
Читать лекцию
Лекция 4. Экономические системы
Ключевые слова: экономические ресурсы, натуральное и товарное хозяйство, главный вопрос экономики, традиционная, командная (плановая), рыночная, смешанная экономика.
Читать лекцию
Лекция 5. Издержки производства
Ключевые слова: издержки, внутренние и внешние издержки, постоянные и переменные затраты.
Читать лекцию
Лекция 6. Рынки. Классификация рынков.
Ключевые слова: рынок, покупатель, продавец, виды рынков, рынок совершенной конкуренции, рынок монополистической конкуренции, рынок олигополистический, рынок монопольный, рынок монопсонистический, олигополия, монополия, монопсония, биржа.
Читать лекцию
Лекция 7. Законы рыночной экономики
Ключевые слова: конкуренция, демпинг, спрос, предложение, закон спроса и предложения, равновесная цена, кризис перепроизводства, дефицит товара, «невидимая рука рынка», эластичность спроса и предложения, закон убывающей предельной полезности.
Читать лекцию
Лекция 8. Финансовые институты. Банковская система
Ключевые слова: финансовый институт, банк, Центральный банк РФ, вклады, депозиты, кредиты, норма обязательных резервов, учётная ставка (ставка рефинансирования).
Читать лекцию
Лекция 9. Деньги и денежно-кредитная политика
Ключевые слова: деньги, квазиденьги, функции денег, ликвидность, денежная масса, скорость обращения денег, денежно-кредитная политика, деноминация.
Читать лекцию
Лекция 10. Основные источники финансирования бизнеса
Ключевые слова: внутренние и внешние источники финансирования бизнеса, бухгалтерская и чистая прибыль, доходы.
Читать лекцию
Лекция 11. Ценные бумаги
Ключевые слова: ценная бумага, акция, облигация, вексель, сберегательный сертификат, чек, эмиссия ценных бумаг, дивиденды, купонный доход.
Читать лекцию
Лекция 12. Рынок труда. Безработица
Ключевые слова: рабочая сила, труд, рынок труда, производительность труда, зарплата, безработица, виды безработицы, формы безработицы, вакансия, занятость.
Читать лекцию
Лекция 13. Виды, причины и последствия инфляции
Ключевые слова: инфляция, дефляция, девальвация, ревальвация, виды и формы инфляции, стагфляция.
Читать лекцию
Лекция 14. Экономический рост и развитие. Валовой внутренний продукт
Ключевые слова: экономический рост, система национальных счетов, валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, чистый национальный продукт, чистый валовой продукт, национальный доход.
Читать лекцию
Лекция 15. Роль государства в экономике
Ключевые слова: смешанная экономика, денежно-кредитная политика, бюджетно-налоговая политика, правовое регулирование рынка, методы вмешательства государства в экономику.
Читать лекцию
Лекция 16. Налоги
Ключевые слова: налоги, функции налогов, налогооблагаемая база, прямые и косвенные налоги, ставка налога, шкалы налогообложения.
Читать лекцию
Лекция 17. Государственный бюджет
Ключевые слова: государственный бюджет, виды бюджета, государственный долг, доходы и расходы бюджета, дефицит и профицит бюджета, межбюджетные отношения.
Читать лекцию
Лекция 18. Мировая экономика
Ключевые слова: мировая экономика, мировой рынок, международное разделение труда, экспорт, импорт, сальдо торгового баланса, фритредерство, протекционизм.
Читать лекцию
Лекция 19. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина
Ключевые слова: потребитель, суверенитет потребителя, номинальный доход, реальный доход, уровень жизни.
Читать лекцию
social-studies.ru
ЕГЭ. Экономика. Тема 2. Экономика как хозяйство |
Экономика как хозяйство – это сфера производительной деятельности, обеспечивающая жизнь общества, процесс создания материальных благ, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности, для удовлетворения разнообразных потребностей.
Роль экономики как хозяйства
- Обеспечивает людей материальными условиями существования
- Определяет ход всех процессов, происходящих в обществе.
Уровни экономики
- Микроэкономика (от греч. mikrós малый, маленький) — деятельность отдельных субъектов экономики (предприятия, фирм и т.д.)
- Мезоэкономика (от греч. mésos средний, промежуточный) — деятельность отдельных хозяйственных комплексов (например, агропромышленного комплекса)
- Макроэкономика (от греческого makros большой, длинный)– экономическая деятельность в отдельно взятой стране
- Супермакроэкономика ( от лат. super «вверху; поверх) – мировая экономии.
Основные вопросы экономики:
- Что производить?
- Как производить?
- Для кого производить?
Основная проблема экономики:
Поиск механизмов для решения основного противоречия экономики – между безграничными потребностями людей и ограниченными ресурсами, удовлетворение неограниченных, постоянно растущих потребностей человека за счёт ограниченных ресурсов.
Закон возвышения потребностей
Суть закона в том, что человеческие потребности растут в количественном, а ещё больше — в качественном отношении.
Сферы экономики
- Производственная (или материальная) – изготовление вещественных благ и материальных услуг.
-промышленность
— сельское хозяйство
— транспорт
— связь
— строительство
— торговля
— общественное питание
— материально- техническое обеспечение
- Непроизводственная – создание духовных, культурных ценностей и оказание подобных услуг.
— культура
— образование
— здравоохранение
— социальное обеспечение
— наука
— управление
— ЖКХ
— бытовое обслуживание населения
Экономическая деятельность – это производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг
- Производство — создание благ и услуг.
- Распределение— распределение дохода или созданного продукта между участниками производственного процесса.
- Обмен — процесс, в результате которого получают другой продукт или деньги.
- Потребление — это процесс использования созданного продукта.
В результате экономической деятельности создаётся товар или услуга.
Товар – это продукт труда, предназначенный для продажи, обмена, удовлетворяет потребности людей.
Услуга – результат полезной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей.
Экономическая потребность – это нужда в чём-либо, необходимом для жизнедеятельности человека и общества.
Экономические блага – это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в ограниченном количестве. Для создания экономических благ необходимы ресурсы.
Экономические ресурсы – это факторы производства, то есть все элементы в системе, источники, средства производства, необходимые для его осуществления.
Факторы производства: труд, земля, капитал, предпринимательские способности.
- Труд — человеческий фактор ,рабочая сила. Это люди, способные участвовать в производстве, имеющие для этого необходимые знания и навыки, совокупность их умственных и физических способностей.
Характеристика труда:
Интенсивность труда – то есть напряжённость, расходование рабочей энергии на единицу времени
Производительность труда – то есть результативность, которая определяется количеством и качеством произведённой продукции за единицу времени.
- Земля — все виды природных ресурсов, используемых в процессе производства.
- Капитал-это всё, что приносит владельцу доход:
денежный капитал, или финансовый
физический капитал, или реальный (здания, станки, оборудование и пр.)
Капитал бывает
Оборотный — расходуется за один производственный цикл, полностью входит во вновь созданный продукт, затраты на него возмещаются после реализации продукции ( сырьё, полуфабрикаты, зарплата работникам)
Основной: используется в течение ряда лет, затраты возвращаются постепенно, переносит свою стоимость на продукт по частям (станки¸ здания, оборудование)
- Предпринимательские способности— способности, которые необходимы для эффективной экономической деятельности: умение правильно, рационально комбинировать факторы производства, умение брать ответственность на себя, принимать решения и отвечать за них, рисковать, использовать инновации.
- Информация — в последние десятилетия информация играет большую роль в экономической деятельности, поэтому иногда её тоже называют фактором производства.
Факторные доходы
Факторные доходы — это доходы, получаемые от использования факторов производства.
Факторы производства | Доходы |
труд | заработная плата |
земля | рента (плата за использование земли) |
капитал | проценты |
предпринимательские способности | прибыль |
Производительные силы общества
Производительные силы общества — это всё, что задействовано в процессе производства, совокупность личностных и вещественных (материальных) факторов производства.
Производительные силы:
- Люди, человеческий фактор
- Средства производства (вещественный фактор)
- Технологии производства
- Организация процесс производства
Средства производства = предметы труда (из чего производят материальные блага) + средства труда ( чем, с помощью чего они производятся).
Выбор в экономике – выбор наилучшего варианта из альтернативных вариантов деятельности, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах.
Таким образом, экономическая сфера общества — одна из важнейших в его структуре. Именно она во многом определяет уровень и характер развития общества.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
obschestvoznanie-ege.ru
ЕГЭ. Экономика. Тема 4. Экономические системы |
Экономическая система – это способ организации хозяйственной жизни в стране, упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных благ и услуг.
Факторы, влияющие на развитие экономических систем
- Хозяйственные — взаимодействие элементов хозяйственной деятельности по поводу использования ограниченных ресурсов, форма собственности.
- Административно-организационные – система мер по принятию хозяйственных решений, юридическая основа хозяйственной деятельности, механизмы побуждений людей к труду, постановки пред ними целей.
- Информационные – механизмы обеспечения информацией по поводу деятельности и координации ею.
Критерии экономических систем
Критерии — это те главные признаки, основные характеристики, которые позволяют относить ту или иную экономическую систему к определённому типу.
- Преобладающая форма хозяйствования (натуральная или товарная)
- Форма собственности на средства производства (кто ими владеет)
- Способ управления хозяйственной деятельностью (кто принимает решения)
- Ответы на основные вопросы экономики: что, как и для кого производить
- Роль государства в экономике
- Включённость экономики в международные связи, то есть степень открытости для международных отношений (открытая или закрытая)
Типы экономических систем по господствующей форме хозяйствования
- Натуральная форма хозяйствования (производство имеет целью удовлетворение собственных потребностей, не для продажи)
- Товарная форма хозяйствования (товары производят для обмена, для торговли).
Типы экономических систем по форме собственности
- Общинная
- Частнособственническая
- Кооперативно — общественная
- Смешанная
Типы экономических систем по уровню государственного вмешательства в экономику
- Свободная, либеральная
- Командно-административная
- Экономически регулируемая
- Смешанная
Наиболее распространённое деление экономических систем на следующие 4 типа.
Существует 4типа экономических систем
- Традиционная
- Командно-административная (государственная, плановая)
- Рыночная
- Смешанная
Особенности традиционной экономической системы
Свойственна экономически малоразвитым странам, самая примитивная.
- Вопрос «что, как и для кого производить» решается на основе традиций и обычаев, опыте предшествующих поколений.
- Ценится преемственность, поэтому система устойчивая.
- Натуральное хозяйство, то есть обслуживание себя за счёт собственных ресурсов.
- В основе — ручной труд, примитивные орудия труда.
- Отсталая технология производства, инновации вводятся очень медленно.
- Слабый производственный потенциал, неразвитая инфраструктура.
- Замкнутый характер
- Многоукладность экономики, то есть разные формы хозяйствования: натурально — общинная, то есть общинно-коллективная, мелкотоварная — ремесленные и крестьянские хозяйства.
- Активная роль государства, его помощь беднейшим слоям населения.
Примеры стран: Афганистан, Бангладеш, Пакистан и др.
Особенности государственной (командно-административной) экономической системы
- Господство общественной собственности
- Товарно-денежные отношения имеют формальный характер, так как всё управление экономикой находится в руках государства
- Государственная монополизация и бюрократизация экономики
- Централизованное планирование и установление цен.
- Отсутствие у производителей свободы выбора
- Отсутствие у производителей заинтересованности в эффективности труда.
Особенности рыночной экономической системы
- Основа — частная собственность
- Регулирование экономической деятельности происходит на основе действия рыночного механизма, основных его законов — спроса и предложения.
- Личная свобода и выгода всех участников деятельности.
- Свободная конкуренция
- Не решает социальные проблемы, ей чужды идеалы гуманизма, ради прибыли, денег предприниматели идут на всё.
- Минимальное вмешательство государства в экономику
Особенности смешанной экономической системы
- Наличие частного и государственного сектора экономики
- Сочетание рыночного и государственного механизмов регулирования
- Сочетание мотиваций частных предпринимателей с социально-значимыми задами в экономике, то есть непосредственное участие государства в предоставлении социальных благ.
- Развитая инфраструктура.
- Роль государства в смешанной экономике: обеспечивает правовую базу экономки, поощряет конкуренцию, перераспределяет доходы, уменьшает безработицу, сокращает инфляцию, стимулирует развитие экономики, поддержка предприятий государственного сектора экономики, инвестирования в сферы образования, здравоохранения, науки, культуры и другие.
Виды смешанной экономики:
- Экономика развитых стран
- Экономика развивающихся стран
Достоинства и недостатки типов экономических систем
Достоинства | Недостатки |
Рыночная экономическая система | |
· Стимулирование предприимчивости, заинтересованности в труде· Отторжение ненужного и неэффективного производства · Наличие больших прав у производителей и потребителей. · Не требуется большой аппарат управленцев · Эффективное использование ресурсов в соответствии с рыночным механизмом — законами спроса и предложения — «невидимой руки рынка». · Наличие конкуренции приводит к повышению качества продукции и услуг. · Появление новых продуктов на рынке · Широкое использование новых технологий производства Примеры стран: в чистом виде нет примеров. | · Усиление социальной дифференциации, то есть неравенства.· Нестабильность экономики, частые кризисы, инфляция, безработица. · Отсутствие заинтересованности в развитии малоприбыльных, но необходимых обществу производства. · Безжалостное, потребительское отношение к природе. · Ориентированность производителя на платёжеспособного клиента · Недостаточное финансирование социальных сфер, например, образования, здравоохранения. · Монополизация экономики, приводящая к снижению конкуренции
|
Командно-административная экономическая система | |
· Устойчивость· Социальная стабильность. уверенность людей в завтрашнем дне · Примерно одинаковый уровень жизни людей · Минимальный уровень жизненных благ обеспечен всем членам общества · Отсутствие проблем с трудоустройством, а значит, что нет безработицы · Сосредоточение средств и иных ресурсов в наиболее приоритетных на данный момент направлениях Примеры стран: Северная Корея, Куба. Вьетнам ( до 90-х годов- СССР и все страны Восточной Европы) | · Отсутствие самостоятельности производителей· Отсутствие заинтересованности в результатах труда, так как господствует уравнительный способ оплаты. · Дефицит товаров, ограниченный их выбор. · Застои в экономике. · Огромный бюрократический аппарат |
Смешанная экономическая система | |
· Экономическая, а отсюда и политическая стабильность· Защита государством конкуренции и борьба с монополизмом в экономике. · Гарантии социальной защиты населению · Поощрение инноваций · Инвестирование социальной сферы. Примеры стран: Россия, Китай, Швеция, Япония, Великобритания, Франция США и другие. | · Отсутствие универсальных моделей смешанной экономики· Необходимость разработки модели с учётом национальных особенностей государства. |
Период перехода от одного типа экономической системы к другому называю переходной экономикой.
Основные черты переходной (постсоциалистической) экономики
- Сочетание форм командной экономики с формами, свойственными рыночному хозяйству.
- Создание частного сектора, создание условий для частного предпринимательства.
- Реформирование государственного сектора, аренда или приватизация государственной собственности.
- Формирование рыночной инфраструктуры.
- Реформирование систем ценообразования на основе рыночных механизмов.
Инфраструктура
Инфраструктура – это комплекс отраслей народного хозяйства и сфер деятельности, которые обеспечивают условия для производства и жизнедеятельности людей.
Производственная инфраструктура – это отрасли, обеспечивающие эффективное развитие производства: транспорт, связь, электроэнергия, водоснабжение, предприятия общественного питания, мосты, дороги, складские помещения и др.
Социальная инфраструктура – это отрасли, обслуживающие социальную сферу: образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, общественный транспорт, бытовое обслуживание, культурные и торговые центры и т.д.
Об особенностях развития экономики современной России читайте в следующей статье. Следите за публикациями.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
obschestvoznanie-ege.ru
Раздел экономика по предмету обществознание при подготовке к ЕГЭ
1. Экономика на профильном уровне
Модель старшей школы предусматривает наличие профильного обучения. Профильное обучение ориентировано на создание возможностей продолжения образования в соответствии с интересами старшеклассника, его склонностями и возможностью определиться с будущей профессией.
В 2014-2015 учебном году в 10-11 классах были организованы профильные группы: физико-математического и социально-экономического направления.
Информация об организации профильного обучения в 2014-2015 учебном году в 10-11 классах представлена в таблице 1.
Таблица1
Информация об организации профильного обучения
в 2014-2015 учебном году
10 класс | ||
Наименование профиля | Количество обучающихся, охваченным данным профилем | Доля от общего количества обучающихся 10 классов |
Социально-экономический | 13 | 68% |
Физико-математический | 6 | 32% |
Итого: | 19 | 100% |
11 класс | ||
Наименование профиля | Количество обучающихся, охваченным данным профилем | Доля от общего количества обучающихся 11 классов |
Социально-экономический | 9 | 60% |
Физико-математический | 6 | 40% |
Итого: | 15 | 100% |
Итого по школе: | 34 | 8,7% |
Предмет «Экономика» в 2014-2015 учебном году преподавался по учебной программе для общеобразовательных учреждений: Основы экономической теории и учебника профильного уровня С. И. Иванова «Экономика» в 2-х книгах в количестве– 2 часов 1 раз в неделю для 10,11 класса социально-экономического профиля, 1 часа в неделю для обучающихся 10-11 классов физико-математического профиля. Элективные курсы «Главные вопросы экономики» и «Основные разделы экономики» были проведены в количестве 1 часа в неделю для обучающихся 10, 11 класса социально-экономического профиля. Суммарное количество часов для обучающихся в социально-экономическом профиле в 10 классе-68 ч. в год, в 11 -66 часов в год
Для оценки качества учебного процесса по предмету экономика использовались следующие показатели: средний балл по предмету, качество обученности, успеваемость, степень обученности (СОУ). Мониторинг результатов обученности учащихся по предмету экономика свидетельствует, что 100% учеников усваивают предмет, качество знаний характеризует тенденция роста (с 92 % до 100 %),
Таблица 2
Класс | Профиль | Средний балл | Качество | Успеваемость | СОУ |
10 | Социально-экономический | 4,62 | 92 | 100 | 86 |
10 | Физико-математический | 4,67 | 100 | 100 | 88 |
11 | Социально-экономический | 4,63 | 100 | 100 | 86 |
11 | Физико-математический | 4.83 | 100 | 100 | 94 |
2.Раздел экономика по предмету обществознание при подготовке к ЕГЭ в рамках профильного курса в 2014-2015 учебном году
ЕГЭ по обществознанию — это настоящий интегральный экзамен: он включает в себя пять тем, относящихся к разным наукам: экономике, праву, философии, социологии и политологии. У каждой науки своя терминология, подходы к оценке и анализу.
ЕГЭ по обществознанию сдают на многие специальности — на экономику, юриспруденцию, государственное управление, архитектуру, таможенное дело, логистику и другие специальности гуманитарного и социально-экономического профиля.
Чтобы сдать ЕГЭ по обществознанию необходимо иметь определённые знания по предмету «экономика». В нашей школе обучению по этому предмету осуществляется с помощью электронного учебника С.И. Иванова. Основы экономической теории, профильный уровень, в 2-х книгах, который приобрела школа в 2014 учебном году В Разделе Экономика по предмету обществознание в ЕГЭ встречается все больше вопросов, касающихся микроэкономики: механизмы саморегуляции рынка и конкуренции, факторы и издержки производства, финансовые институты. Кроме того, сложные макроэкономические вопросы о госрегулировании экономики, налогообложении, инфляции и безработице. Все эти и другие темы изучаются в течении учебного года в 10, 11 классе социально-экономического профиля. Предмет экономика вызывает некоторые сложности детьми школьного возраста при его изучении. Поэтому полученные знания в процессе обучения можно проверить пройдя электронное тестирование в разделе экономика по обществознанию при подготовке к ЕГЭ в 11 классе например выбрать интересующий раздел по пройденной теме на данном сайте: https://ege.yandex.ru.[2] . Все педагоги школы, работающие в профильных классах, используют современные технологии обучения. Эффективная работа учителя невозможна без современных интернет-технологий, электронного учебника, электронного тестирования и видео уроков. Именно современные интернет технологии способствуют лучшему усвоению как теоретического, так и практического учебного материала на уроках.
Информация о наличии учебных материалов, используемых в профильном обучении по предмету экономика.
Таблица3
Наименование | Количество |
Электронные учебники | 2 |
Электронные энциклопедии | 1 |
Видео материалы | 2 |
Мультимедийные презентации по профильным предметам | 46 |
Каждый учитель нарабатывает свою базу материалов к уроку по предмету применяя презентации, видео материалы, анимации, различные сайты. Многие учителя разрабатывают свои сайты по предмету, которые помогают в работе другим учителям из различных общеобразовательных школ, а также дают возможность поделиться опытом с начинающими педагогами.
xn--j1ahfl.xn--p1ai